Место съемок долгая дорога в дюнах

Обновлено: 16.05.2024

Полина Ольденбург: Знаменитому советскому фильму «Долгая дорога в дюнах» исполнилось ровно 25 лет. Для съемок в картине, снятой в 1981 году на Рижской киностудии, латвийский режиссер Алоиз Бренч почти на все ключевые роли пригласил актеров из Литвы. Почему? Об этом рассказывает исполнитель одной из главных ролей - Ромас Раманаускас, с которым беседовала наш корреспондент Ирина Петерс.

Ирина Петерс: Драматичная любовная история, развивающаяся на фоне классовой борьбы, прибалтийских пейзажей и лиричной музыки Раймонда Паулса, стала, по выражению критиков, этапной картиной для советского кинематографа. После выхода на экраны фильма «Долгая дорога в дюнах» советские зрители стали проявлять повышенный интерес к Литве и Латвии, открыли для себя балтийское взморье. Не меньшим открытием для многих стала тонко вплетенная в сценарий тема раскулачивания и ссылок прибалтов. В моду тогда вошли имена героев – Марта, Артур, Рихард.

Главным же свидетельством зрительской любви было огромное количество писем. Тысячами приходили они со всех уголков Советского Союза и исполнителю одной из основных ролей – Рихарда – литовскому актеру Ромасу Раманаускасу. Так в чем же - спросила я его - кроется причина успеха фильма?

Ромас Раманаускас: В этой нашей тройке актерской произошло попадание. Наши перипетии стали каждому напоминанием о его жизни, особенно старшему поколению, особенно в наших краях. Ещё не забудем Раймонда Паулса, музыка которого – просто открытие. Он сам до сих пор говорит, что это – лучшее. Когда его спросили, он сказал: «Все-таки «Дюны»…» Семь серий! Тогда это было событие, мы же не избалованы были, ждали.

Ирина Петерс: Другая главная роль – Артура – тоже была доверена актеру из Литвы, Юозасу Киселюсу. Раманаускас объясняет приглашение сниматься высоким уровнем актерской школы литовцев, более экспрессивным характером.

Ромас Раманаускас: Ближе к славянам, более открытые, взрывные. А латыши – сдержанные, закрытые, прагматичные – будем так элегантно называть. Мы воспитаны же были своими дедами, ну я ещё и по-актерски мог чуть-чуть по Достоевскому… ух как врезать!

Ирина Петерс: Любовный треугольник по фильму «Рихард – Марта - Артур» был, оказывается, и в жизни. Латвийская актриса Лилита Озолиня не скрывала симпатии к Юозасу, и антипатии – к нашему собеседнику.

Ромас Раманаускас: Нас знакомят – она с ненавистью смотрит! Мы же улавливаем такие вещи. Особенно – женские глаза… Я говорю: боже, может кто-то оговорил? Мы были как родственники, полтора года вместе, уже какие-то братские даже, не только влюбленные, отношения. Мы однокурсники с Юозасом, и мы нечаянно соревновались – был такой треугольник. Но мы абсолютно мужественно, без всяких разговоров. Для настоящих, вообще, мужчин – никогда, что личностное, не болтать! То, что уже настоящее, - всегда молчок! И остались прекрасные отношения, всегда абсолютно были мы друзьями.

Ирина Петерс: Литовскому актеру театра и кино Ромасу Раманаускасу, живущему в Вильнюсе, зрители из разных стран пишут до сих пор.

Ромас Раманаускас: Письма по Интернету и по старинке ещё идут – и от молодых и от тех зрителей. Добрые слова простых людей, не рецензентов. Одна женщина пишет: «Ромас, спасибо, что вы есть!» Понял, что уже из-за этого жизнь прожита не зря, что ты кому-то очень помог, до сих пор помогаешь. Не зря ты снимался. И этот фильм, который отнял очень много сил – ночь, поезд, самолет, машина, вперед-назад… Поездки, знакомства, и та же рюмочка, которая помогала, но дальше – губила (так в нашей среде уже). И вот из этих фраз…

Ирина Петерс: Фильм «Долгая дорога в дюнах» получил в свое время Государственную премию СССР. Единственным актером, кому её не дали, был Раманаускас. Сейчас причина кажется просто нелепой – он играл (в политическим смысле) отрицательного героя, как говорится - «буржуазный элемент». Как меняются времена! Сегодня Рихард - герой во всех смыслах положительный: независимый, яркий, сильный, благородный в отношении любимой женщины – например, когда в конце истории находит в себе силы сообщить Марте, что ее возлюбленный (а его соперник) жив.

Ромас Раманаусакас: Уже миллионером из ФРГ приезжает и говорит! Мог и не сказать, это большинство бы сделало. Он не умолчал. Никакой мести у человека. Поступок это. Мы не понимаем, но это же бешеный поступок! Уходя, вместо того, чтобы сказать: «Вот, дура, ну и живи в пролетарском, там где-то. » Нет, он перед уходом собирается с силами и говорит: «Твой Артур жив!»

Ирина Петерс: По словам актёра, искренние письма приходят до сих пор.

Ромас Раманаускас: «Как Вы? Может, у вас зимой холодно – носки свяжу». Из России, из Казахстана, из Ташкента девушка написала: «Я с мужем очень плохо живу, не знала – силы будут или нет. Но посмотрела вас, что можно так любить… И я для себя приняла решение – или-или, не раздешевиться в жизни». Даже такие письма. Ты кому-то не только игрой помог, но в хорошем смысле планка поднята.

Ирина Петерс: Ромас Раманаускас – о фильме «Долгая дорога в дюнах» и актерской судьбе.

В начале лета 1982 года на экраны СССР выпустили 7-серийный к/ф «Долгая дорога в дюнах». Хотя создатели ленты предполагали, что фильм будет успешным, зрительский отклик превзошел все ожидания. Семь вечеров страна жила у телевизоров. Трогательная история любви простого рыбака и дочери богатого хозяина, разлученных обстоятельствами и временем, тронула миллионы сердец.

Как снимался фильм, что предопределило успех, интересные истории, связанные с его созданием, читайте в статье

Шестой факт. Многие другие роли Лилиты

Ни Юозасу Киселюсу (сыграл Артура, возлюбленного Марты), ни Ромуальдасу Раманаускасу (сыграл супруга главной героини — Рихарда), на даже Лилите Озолиня не удалось в следующих кинолентах со своим участием добиться схожего по колоссальности успеха, как в сериале «Долгая дорога в дюнах». У каждого из них, конечно же, в фильмографии числится масса других картин, где они играли и ведущие роли и роли второго плана. Но в первую очередь каждого из них знают по «Долгой дороге».

Лилит Озолиня, помимо этого фильма, за время своей активной творческой деятельности сыграла ещё в 33 картинах. Среди них лента «Он, она и дети» 1986 года. В главных ролях снялись Озолиня и Соломин Виталий. Многосерийный фильм российско-латвийского производства под названием «Красная капелла» вышел на экраны в 2004 году. В нём Озолиня исполняла роль хозяйки небольшой кондитерской лавки, мадам Нуайе, которая являлась тайным связным агентом французской коммунистической партии. Во время съёмок многосерийного фильма «Хранимые судьбой» Озолиня играла на одной площадке с Джигарханяном, Конюховой и Семиной. Лилите досталась роль бывшей актрисы. На экраны кинолента вышла в конце 2011 года. Картина «Женщины Пикассо» 2014 года перевоплотила Лилиту в балерину Ольгу Хохлову. А в фильме 2016 года с названием «Герой» она сыграла княгиню Езерскую.

Реликвия на добрую память

«Последнюю реликвию» можно считать первым советским фильмом жанра плаща и шпаги, приправленным, ко всему прочему, прекрасными балладами в исполнении Георга Отса. Пройдет еще десять лет, и мы будем восторгаться телемюзиклом «Д’Артаньян и три мушкетера», но это будет уже другое время. А в самом начале 1970‑х даже просто цветной музыкальный фильм дарил яркие эмоции. Его смело можно считать романтической легендой о далеких эпохах, когда благородные герои отважно сражались за справедливость и прекрасную даму. Все это очень напоминало старый Голливуд, который еще жил в памяти поколения трофейного кино. Знатоки даже сравнивали «Последнюю реликвию» с довоенным оскароносным фильмом «Приключения Робин Гуда», а главного героя — благородного рыцаря Габриэля — с хозяином Шервудского леса.


«Последняя реликвия».

Вероятно, задумай снимать подобное развлекательно‑рыцарское кино в СССР где‑то за межами Прибалтики, создателям пришлось бы доказывать его важность перед строгим худсоветом. В основном подобные фильмы к нам приходили из Франции. Там вовсю размахивал шпагой Жан Маре. Но в Таллинне, где каждый камень старого города дышит историей, вольная экранизация книг классика эстонской литературы Эдуарда Борнхеэ была как само собой разумеющееся. Кино снималось на эстонском языке и первоначально было показано только в этой прибалтийской республике. Эффект превзошел самые смелые ожидания. За год фильм увидели свыше 700 000 человек — более половины всех жителей тогдашней Эстонской ССР! Дальше — больше. Зрительский успех ждал картину и во всем СССР. Правда, не обошлось и без маленьких хитростей.

Республиканский уровень и всесоюзный — разница большая. Некоторые вольности, допустимые на местах, в Москве шансов имели мало. В эстонской версии фильма музыка звучала в исполнении рок‑ансамбля, а баллады спел Пеетер Тоома. В те времена рок‑музыка в Советском Союзе была не в чести, и в русскоязычном варианте пошел не рок, а… прозвучал лирический баритон Георга Отса. Популярного эстонского артиста страна знала по фильму 1958 года «Мистер Икс» и теперь вновь представилась возможность услышать его легкий акцент, придававший пению особое очарование.

Зато актерский состав вопросов не вызывал: интернационал в его лучшем понимании. Хотя помог случай. История началась в Симферополе, когда в местный театр приехал эстонский художник Рейн Раамат. Его попытка донести по‑русски с акцентом вахтеру свою просьбу едва не закончилась фиаско. Хранитель дверей категорически отказывался позвать одну из актрис. На помощь пришел молодой актер Александр Голобородько, который объяснил гостю, что актриса пока в отъезде, а между делом пригласил Рейна на спектакль. Завязалась дружба. Рейн в долгу не остался — и вскоре Александр уже осматривал уютные таллиннские кабачки.

На главную роль вольного человека Габриэля планировали местную звезду Бруно Оя, однако Голобородько на пробах проявил себя как умелый фехтовальщик, удивив даже Владимира Балона, которому доверили постановку подобных трюков. Спустя десяток лет Балон обретет известность благодаря участию в вышеупомянутом сериале «Д’Артаньян и три мушкетера». А тогда в Эстонии Голобородько во время драки лихо перемахнул через лестницу, пробежал по наклонной стенке, оттолкнулся от нее и, кроме всего прочего, неожиданно технично отражал все атаки Балона, лишь после признавшись, что сам имеет звание мастера спорта по фехтованию… На роль возлюбленной Габриэля выбрали латышку Ингриду Андриню. Главной звездой фильма стал Ролан Быков, а более скромных персонажей поделили между собой актеры Эстонии и Латвии. Фильм снял режиссер Григорий Кроманов. Именно с его именем будут связаны и другие заметные на всесоюзном уровне эстонские картины: «Бриллианты для диктатуры пролетариата» и «Отель «У погибшего альпиниста».

История «Дюн» началась задолго до начала съемок.

Дело было в Юрмале 70-х. Олег Руднев, бывший тогда главным партийцем города и в свободное время сочинявший повести и рассказы, записал со слов одного рыбака историю любви молодых людей, разделенных сословными предрассудками. Этот рассказ дошел до поэта Роберта Рождественского, который усмотрел в нем основу для хорошего сценария и рекомендовал начальнику Госкино СССР Лапину. Рижская киностудия получила госзаказ на съемки фильма. Но работа над сценарием растянулась на долгие 8 лет.

Режиссером картины стал Алоиз Бренч, главный советский детективщик, «латышский Феллини», как его называли в кинематографических кругах. Съемки начались в 1980 году.

Годами создаваемый сценарий по ходу съемок «перелопатили» сотни раз. Всем было ясно, что жесткая советская цензура без проблем может пропустить только любовную линию фильма. Острые темы «советизации» Латвии 40-х и депортации латышей сталинским режимом, на фоне которых разворачивалась драма персонажей, не вписывались ни в какие разрешенные рамки.

Даже сам Руднев, имевший связи в партийных верхах, порой не в силах был отстоять свой сценарий. Приходилось приукрашивать историю, сознательно «сглаживать острые углы».

Так в фильме не отражен ввод в Ригу советских танков. О том, что 40-м году Латвия стала советской, упомянуто вскользь и совершенно непонятно, как это произошло.

Показывая жизнь депортированных латышей в Сибири, авторы не могли рассказать весь тот ужас, который переживали жертвы сталинских репрессий. Поэтому в фильме, по словам современных зрителей, критикующих создателей ленты за искажение исторической правды, ссыльные живут «как на курорте».

Еще один спорный момент. В упрек режиссеру ставили тему уничтожения латвийских евреев, которых сами латыши, порой, и выдавали гестапо.

В фильме Марта с ужасом понимает, что ей придется жить в доме, хозяева которого – богатые евреи – угнаны в концлагерь. Она видит на стене фотографию маленькой еврейской девочки, а на полу разбросанные детские игрушки.

Подростком Алоизу Бренчу пришлось пережить подобную трагедию, когда гестаповцы на его глазах схватили и увезли в лагерь еврейскую девочку, его первую школьную любовь. Ее выдал сосед-латыш. Мальчик навсегда запомнил глаза несчастной и свой страх и бессилие.

Роль красавицы Марты изначально писали под знаменитую латышку Вию Артмане. Но пока шла работа над сценарием, актриса перешагнула 50-летний рубеж и сниматься в роли молодой героини уже не могла.

Подарок судьбы в виде главной роли получила

Лилита Озолиня, еще неизвестная в то время широкой публике. Ее партнерами стали литовские актеры Юозас Киселюс в роли Артура и Ромас Раманаускас – Рихарда.

Против актеров-литовцев возражали многие. Но Бренч был непреклонен. Он точно знал, что делал. Его знаменитый режиссерский «нюх» на актеров не подвел. Ансамбль получился блестящий, что стало одной из причин грандиозного успеха фильма. А для молодых актеров роли в этой картине стали лучшими в их карьере.

Лилита Озолиня после выхода фильма на долгие годы стала любимой актрисой миллионов женщин. Сотни новорожденных девочек получили имя Марта. Девушки одевались, как Марта и делали прически, как у любимой героини.

По сценарию Лилита – мать Эдгара. В детском возрасте его играли два малыша. По словам актрисы, возиться с детьми ей очень нравилось, ведь на момент съемок в Латвии подрастала ее маленькая дочь Лилиана.

Ребенка, которого обнимает Марта, когда возвращается в оккупированную немцами Ригу, нашли с большим трудом. Матери не давали снимать детей в холодных павильонах. Пришлось взять малыша из детдома. А после съемок для ничейного младенца отыскалась приемная мать. Так фильм помог мальчику обрести семью.

Подросшего Эдгара играл 4-летний латыш, который не умел говорить по-русски. В глухой карельской деревушке, где снимали Сибирь, ребенок пришелся не ко двору местным мальчишкам. Те дразнили его, называли «фашистом». Однажды мальчик не выдержал издевательств и сбежал в лес, стеной стоявшей вокруг деревни. Местные жители вместе со съемочной группой разыскивали малыша. Это событие вошло в сценарий фильма.

Трагическую судьбу своей героини Лилита Озолиня прожила сердцем. Семья актрисы тоже была репрессирована. Ее отца, военного летчика, сослали в Сибирь, мать отправилась вместе с ним. По пути их старшая дочь Вия, сестра Лилиты, умерла, замерзнув в ледяном вагоне.

Соперничество между Артуром-Юозасом и Рихардом-Ромасом существовало не только на экране. И в настоящей жизни актеры оказались в любовном треугольнике. Молодые люди учились в одном институте и полюбили одну девушку. Тогда победил предприимчивый Ромас. А в фильме он так и не смог растопить сердце Марты, всю жизнь любившей своего Артура.

Первоклассный режиссер, 100-процентное попадание с актерским ансамблем сделало фильм успешным. Но без проникновенной музыки Раймонда Паулса, вероятно, даже Алоизу Бренчу не удалось бы собрать 7 серий в единое целое.

Лейтмотивом истории стала пронзительная мелодия, отражающая основное настроение фильма: тему тоски, одиночества и всепобеждающей любви.

С этой мелодией связан история, которая стоила композитору очень дорого. Паулс положил лейтмотив в основу знаменитого хита Аллы Пугачевой «Я вам спою еще на бис». Узнав об этом, Алоиз Бренч навсегда порвал отношения со знаменитым маэстро.

Под колыбельную «Сверчок», написанную Паулсом на стихи латышской поэтессы Аспазии, в наши дни засыпают дети тех, кто младенцами слушал эту мелодию в 80-е годы. Валентина Талызина, озвучившая в фильме роль Марты, сделала из незамысловатой песенки маленький шедевр, который даже спустя годы невозможно слушать без слез.

За создание «Долгой дороги в дюнах» съемочной группе присудили Государственную премию СССР. Обошли наградой Ромаса Раманаускаса, сославшись на то, что «проклятым фабрикантам» премий от советского государства не полагается.

Лилита Озолиня и её «Долгая дорога в дюнах»

Лилита Озолиня, актриса прибалтийского происхождения, сыграла в культовом отечественном сериале 80-х годов главную роль. Рижская киностудия показала нам Латвию в период с 1939 по 1970 года и раскрыла очень тернистый, трепетный, порой жестокий, но очень нежный путь любви Артура и Марты. Не удивительно, что после выхода ленты на телеэкраны в СССР многим новорожденным девочкам стали давать имя главной героини.

В нашей статье мы расскажем десять интересных фактов о Лилите Озолиня связанных с её жизнью, начиная с рождения и до сегодняшнего дня.

Первый факт. Лилита является дочерью врага советского народа

19 ноября 1947 года в интеллигентной латвийской семье родилась девочка Лилита. Её мать занимала должность первого помощника режиссера в немецкой кинематографической компании. Отец служил лётчиком-испытателем. Он отказался добровольно вступить в ряды Красной армии, и на него свалились все тяготы репрессированного военного. Он был признан врагом советского народа и на протяжении долгих лет скитался по лагерям. Верная и преданная супруга всегда была рядом с ним. К сожалению, тяготы такой жизни не вынесла старшая сестра Лилиты, и во время одного из очередных переездов она умерла.

Девятый факт. Данное при рождении имя повлияло на жизнь латвийской девочки

Если ты знаком с библейскими сказаниями, то наверняка знаешь, хотя бы в общих чертах, о чём они повествуют. Как наверняка ты знаешь о том, что Бог создал Адама. И было у Адама две жены. Первой женой его была Лилит, которая отличалась упрямством и жестокостью. Озолиня шутя предполагает, что её судьба была определена именно данным матерью при рождении именем. Наличие жестокости в своём характере она, конечно же, не отмечает, но в том, что Лилита на протяжении всей своей жизни является примером независимой женщины, самостоятельно строящей свою жизнь, отрицать нельзя.

Сейчас Озолиня руководит частной авторской студией в Риге. Задача данной студии, по словам её создательницы, заключается в том, что обратившегося к ним человека учат грамотному управлению различными ситуациями, рассказывают как проходить через возникающие жизненные трудности, дают навык правильного общения как с одним человеком, так и с группой лиц. Специалисты работающие в этой студии, помогают создать гармоничный индивидуальный стиль, развивают правильность постановки речи, занимаются изучением личностной психологии и практикуют основы психологии руководства.

Восьмой факт. Никогда не рассказывает о своей семье

«Долгая дорога в дюнах»: истории со съемочной площадки

Комментарии

Спасибо за использование нашего раздела комментариев.

Просим вас оставлять стимулирующие и соответствующие теме комментарии. Пожалуйста, воздерживайтесь от инсинуаций, нецензурных слов, агрессивных формулировок и рекламных ссылок, мы не будем их публиковать.

Поскольку мы несём юридическую ответственность за все опубликованные комментарии, то проверяем их перед публикацией. Из-за этого могут возникнуть небольшие задержки.

Новые лица, свежие впечатления

Не стремясь соперничать с центральными киностудиями по части валового охвата зрителя, во многих республиках делали акцент на кино с узнаваемым национальным колоритом. На берегах Балтики всегда хватало талантливых людей и оригинальных идей, ну а умения подчеркнуть свою самобытность нашим соседям уж точно не занимать. Оставалось только совместить эти качества на экране.

Громко заявив о себе, в 1970‑е Витаутас Жалакявичюс отправился покорять Москву. А там… Брак с актрисой Ириной Мирошниченко продержался лишь несколько месяцев, а самой обсуждаемой творческой историей стала попытка экранизировать роман «В августе 41‑го…». Тема, казалось бы, своя, близкая удачному «Никто не хотел умирать». Вот только всю кропотливую работу над фильмом на поздней стадии на корню зарубил автор книги Владимир Богомолов. Не сошлись взглядами на кино литовский режиссер и военный контрразведчик. Тем временем, оставшись без Жалакявичюса, литовская киностудия быстро ушла в тень.


«Никто не хотел умирать».

Личное дело «Долгой дороги в дюнах» — прошло 35 лет с момента выхода фильма

2 июня 1982 года на советские экраны вышел фильм Рижской киностудии — «Долгая дорога в дюнах». Режиссер — Алоиз Бренч. В главных ролях латвийско-литовский дуэт — Лилита Озолиня и Юозас Киселюс. О том, как снимали фильм, придумывали сценарий и музыку, рассказали LTV7 в передаче «Личное дело» Владлен Дозорцев, Раймонд Паулс, Лилита Озолиня и Валентина Талызина.

Мешки сентиментальной почты, шедшей со всех концов страны на Центральное телевидение, восторженные рецензии киноведов, Государственная премия - все это обрушилось на Рижскую киностудию в начале 80-х годов с такой силой, что настоящая история «Долгой дороги в дюнах» ушла в тень, — так пишет об этом в своей книге воспоминаний «Настоящее прошедшее время» один из редакторов картины Владлен Дозорцев.

«Там же очень много чего было переломано… У Марты по сценарию было двое детей, один — от коммуниста, другой — от прогермански настроенного человека. Там не было никаких высылок послевоенных — все это редактура принесла в фильм. На самом деле весь этот ужас был переработан на киностудии. Вот так возник этот фильм», — рассказал сценарист и редактор кинофильма «Долгая дорога в дюнах» Владлен Дозорцев.

Ужасом Владлен Дозорцев называет первоначальный сценарий Олега Руднева. В титрах это имя значится, как автора сценария. В «титрах» истории Латвии советского периода он был первым секретарем Юрмальского горкома партии. Однажды он написал повесть, которую во что бы то ни стало решил экранизировать. Повесть называлась «Жизнь в долг». Она позже и превратилась в «Долгую дорогу в дюнах».

«Там все было не так. Деревянные диалоги, какие-то ходульные персонажи… рыбаки там выглядели как кулаки-мироеды, одни чекисты были в порядке, остальные — ненормальные люди, которые говорили, думали, чувствовали и верили ненормально… И моя задача состояла в том, чтобы убедить автора, Руднева, что ему нужен профессиональный соавтор. Потому что Руднев сам никогда ничего такого не писал, кроме каких-то рассказов… начались поиски соавтора, профессионала и мы нашли Диму Василиу, который умеет штуковать сюжеты, но в Латвии он был впервые, и что было с Латвией он тоже не знал», — сообщил Дозорцев.

Чтобы приблизить вымышленную сказку о рыбаках к правде, на Рижской киностудии уже из местных была собрана редакторская группа — Владлен Дозорцев, Ирина Черевичник, а также Виктор Лоренц.

«Лоренц сам пережил все эти времена, он был в легионе, реперессированный, знал эту жизнь и хорошо знал историю Латвии, и все что было внесено в этот фильм — это его заслуга», — рассказал сценарист.

Сценарий стал обретать художественную форму, а вот название, хоть убей, не нравилось редакторам. Руднев настаивал — «Жизнь в долг»! Хватит нам «Жизни взаймы» Ремарка — парировал редактор Дозорцев. И вот во время очередного спора, Дозорцев взял и сам написал с десяток вариантов названий. Третьим в списке было «Долгая дорога в дюнах».

Выбор режиссера обсуждению не подлежал. «Только Алоиз Бренч!» — настаивал сценарист Олег Руднев, который к тому моменту уже стал министром кинематографии. Ну как тут поспоришь с министром.

«Вы не представляетет как проходили все эти «приемки» в Москве на Гостелерадио. Несколько этапов утверждения! Конечно, приходилось цапаться с ними и хоть какой-то жизни добиваться. То, что осталось в фильме — это та война, которая осталась между Рижской киностудией и Гостелерадио. И когда все это начало обрастать и еще музыкой Паулса замечательной, то тогда и там начали растаивать…», — пояснил Дозорцев.

«Режиссер говорит, что настроение должно быть такое — где-то лирика, где-то грусть, где-то боль… И, давай, говорит, такую мелодию, чтобы через нее появлялись эти настроения. Я был рад, что я попал, что музыкальная тема придавала настроение этому фильму. Это ведь то, что нужно для кино! Эта тема принесла мне большой успех и сегодня часто эту тему играют», — сообщил Паулс.

Еще одно знаменитое музыкальное произведение из фильма -- колыбельная , которую поет Марта, героиня Лилиты Озолини, своему маленькому сыну. Эта песня существовала еще до фильма. На латышском языке. В фильме «Долгая дорога в дюнах» колыбельная зазвучала на русском. Голосом российской актрисы Валентины Талызиной.

Изначально актриса петь не собиралась — ее задача была озвучить героиню Лилиты Озолини. Но режиссер Алоиз Бренч сказал: «Ты споешь эту песню!!».

«Я себя считаю непоющей артисткой, и, конечно, как приехала, то заволновалась и говорю, что у меня голос пропал. Все комплексы певицы вылезли наружу. Алоиз был потрясающий в этом плане, сказал: «Вы со мной споёте…». И сел со мною рядом в маленькой комнате, взял мою руку и рукой отбивал такт. И в общем я спел. А потом, когда сама на себя смотрела… Я спела, в общем, плача», — рассказала актриса.

Сегодня Валентина Талызина признается: попасть в образ Марты ей помогли и ее личные детские воспоминания. Актриса сама родилась в Сибири.

«Я ведь это говорила Бренчу. Ведь к нам в сибирский совхоз привезли латышей, и мы видели, как сгружали их с грузовиков, как их расселяли. И где-то, когда я это все видела, у меня кольнуло сердце», — объяснила она.

Съемки фильма по всей стране. В Тукумсе, в Витрупе. В Лигатне, например, были отсняты сцены жизни Марты в Германии… Сибирь снимали в Карелии, на Онежском озере. А вот большинство сцен деревенской жизни рыбаков снимали в Энгурском крае в поселках Лапмежциемс и Рагациемс. До сих пор местные жители помнят то лето, когда Рижская киностудия превратила их размеренную деревенскую жизнь в настоящую съемочную площадку.

Лодки из деревни и сами жители поселка приняли участие в съемках. Лигиту, местную жительницу Лапмежциемса, режиссер Бренч , например, назначил быть посаженной матерью на свадьбе.

«Здесь был стол, сосны, за столом сидели и актеры и наши поселковые люди, и мы снимали танцы. Оркестра не было — была запись и мы танцевали. А из огреба хозяин этого дома выносил кружки с пивом, а его жена выносила блюдо с пирогами», — сообщила жительница Лапмежциемса Лигита Балоде.

Сегодня Лигита признается, каждый раз пересматривая фильм, сердце замирает. Говорит, для местных жителей «Долгая дорога в дюнах» — святое. А музыка — неофициальный гимн этих мест.

«Когда были съемки фильма — мне было 13 лет, все развешано было сетями и было такое сюрреалистическое ощущение. Я первый раз в жизни видела настоящего актера и это была Лилита. Помню, какое у нее было красивое платье, мы так смотрели, как завороженные…», — пояснила другая жительница деревни Даце Галандере.

По словам актрисы – это не было ее самое любимое платье.

«Необоснованно было слегка забыто имя Бренча, ведь тогда приглашалось много соавторов к Рубневу, Василиу и Лонец. Но то, что в итоге было в этом сценарии — это во многом заслуга Бренча. И он был тот человек, который очень любил Латвию, очень любил латышей … В то время показать флаг Латвии было очень рискованно. А он это сделал… И я хочу вспомнить еще одного человека — оператора Яниса Мурниекса (…) Вот эти люди – основа фильма… Вот об этих людях надо говорить, а не только о Марте.

Жители поселков трепетно хранят в памяти каждую деталь фильма. Показывают и те самые ворота, из которых главный герой Артур Банга выходит на встречу своей судьбе. Ворота в счастливый конец.

Ностальгическое путешествие в кино Прибалтики

YouTube
Instagram


«Долгая дорога в дюнах».

Факт четыре. Другая Марта

Изначально на роль Марты в культовом отечественном сериале планировалось пригласить Вию Артмане. Но в связи с тем, что сериал снимался по программе гос.заказа, его сценарий приходилось переписывать несколько раз. На протяжении восьми лет согласовывался сценарий и к моменту, когда была принята его окончательная версия, Артмане было уже больше пятидесяти лет. Алоизу Бренчу пришлось искать другую исполнительницу главной роли. Лилита идеально подошла на неё. Впоследствии, кстати, Бренч ни разу не назвал «Долгую дорогу в дюнах» одним из любимых фильмов. Оно и понятно, ведь изначальный сценарий был слишком изменён, а столь длительное его согласование утомило режиссера.

Пятый факт. Доля успеха

Сама Озолиня признаётся, что главная героиня, а именно её образ, был незавершенным. У неё не было отличительной своей уникальностью озвучки. Валентина Талызина (народная артистка РСФСР) дала сериалу ту самую недостающую часть успеха. Она озвучивала главную героиню сериала Марту. Озолиня признавалась Талызиной, что та озвучила её так, как она сама не сыграла. Валентина же в свою очередь была благодарна за то, что её весомый вклад был оценён по достоинству.

Второй факт. Лилита планировала поступление в медицинский институт

С самого детства Лилита Озолиня хотела связать свою жизнь с медициной. Учась в средних классах школы, она проходила медсестринскую практику в Республиканской клинической больнице для детей и совмещала всё это с обучением в рижском мед.училище. В 1965 году подруга Лилиты приняла участие в отборе народной студии актёров, что совсем недавно открылась и находилась в ведомстве Рижской кинематографической студии. В том отборе разыскивались и приглашались к сотрудничеству талантливые в различных направлениях молодые люди. И каково же было удивление Лилиты, прошедшей отбор «за компанию», когда ей предложили место в недавно открывшейся студии.

Тут её жизнь и совершила резкий поворот. Вместо планировавшегося к поступлению мед. училища Лилита была зачислена в латвийскую народную студию киноактеров, которую окончила в 1969 году. Затем она была зачислена на обучение на факультет актёрского мастерства при государственной Латвийской консерватории им.Язепа Витола. В 1971 году она успешно его окончила.

APP - Article Actions

close-ad

ФОТО. Утес Вецземью – место, где снимали известный фильм "Долгая дорога в дюнах"

Foto: F64

Спасение от жары летом мы обычно ищем где-нибудь поблизости от водоема. Но почему бы не совместить развлечения на воде с прекрасными видами вокруг? Отличным местом, чтобы освежиться в Балтийском море и полюбоваться живописными пейзажами, будет скалистый пляж Видземе у скал Вецземью.

close-ad

Продолжение статьи находится под рекламой

Утесы Вецземью являются охраняемым геологическим и геоморфологическим памятником природы, который находится на территории природного заповедника "Каменистое побережье Видземе".

Скалы Вецземью считаются одной из самых замечательных достопримечательностей в этом районе и, безусловно, самой впечатляющей и красочной группой скал из песчаника на побережье Видземе. Волны здесь создали отвесный берег высотой до 6 метров, где на несколько сот метров простирается утес из красного песчаника с мелкими пещерами, нишами, гротами и другими образованиями. Появились они около 300-400 млн лет назад, в девонский период.

Кстати, в непосредственной близости от скал снимались сцены из фильмов Рижской киностудии "Ночь без птиц", "Гнездо старого моряка" и "Долгая дорога в дюнах".

Важно! Отправляясь на прогулку, не забывайте не вредить при этом природе. Агентство по охране природы (DAP) напоминает, что ходить по песчаным отложениям запрещено, а также нельзя ни в коем случае оставлять на них никаких царапин, надписей и т.д.

И хотя утесы Вецземью – одно из наиболее живописных мест на побережье, всегда можно побродить по округе и найти еще пару-тройку не менее привлекательных объектов. Например, здесь – "ФОТО. Поход по Видземскому взморью: 20 километров живописных пейзажей" мы писали о том, что можно встретить по пути, если пройти пешком от Туи до устья реки Лиелурги.

Учитывая тот факт, что в мире все еще распространяется Covid-19, Тургид предлагает задуматься о том, насколько вы готовы посещать общественные места и подвергать опасности заражения себя, свою семью и своих родных.

Капкан 80-х

Если успехи эстонского кино напрямую связаны с режиссерским талантом Кроманова, то у Латвии самые знаменитые фильмы снял Алоиз Бренч. В СССР на слуху были две его работы: телесериал «Долгая дорога в дюнах» и остросюжетный «Двойной капкан».


«Двойной капкан».

Сентиментальную «Дорогу» в Советском Союзе любили за красивую историю любви, при этом несильно задумываясь о том, что в сериал заложен сложный, а порой противоречивый путь, который преодолели латыши в ХХ веке.

Другое дело «Двойной капкан». Фильм стал абсолютным лидером советского проката 1986 года!

Его смотрели как крутой боевик. Едва ли не наследник «Пиратов ХХ века». Сотрудник КГБ Гунар в исполнении Альгиса Матулениса раскидывал бандитов, словно Николай Еременко — пиратов… Но все‑таки, чтобы понять причины небывалого успеха картины, стоит отмотать календарь на 35 лет назад. Время, когда за видимым благополучием в СССР вызревали внутренние проблемы. Молодежь все больше смотрела на Запад как на идеальный мир изобилия, охотилась за одеждой с фирменными лейблами, а некоторые чиновники, заботясь о собственном благосостоянии, закрывали глаза на должностные обязанности. Прибалтика манила своей западной эстетикой, а Рижское взморье утвердилось местом, где престижно провести лето. Особенно среди студенчества. В 1980‑е продвинутые белорусские парни и девушки меняли горячие черноморские курорты на самое близкое море. Рано утром фирменный поезд «Чайка» покидал минский вокзал, а уже после обеда все весело выгружались из рижской электрички под шум прибоя.

Собственно, море было даже не главным атрибутом балтийского отдыха. Холодное мелководье Юрмалы — не лучший повод окунуться, а солнце на пляже часто сменяет моросящий дождик… Куда больше привлекал шарм, присущий побережью. Прогуляться под соснами, посидеть в летней кафешке. Потягивая через соломинку пепси‑колу, угоститься миниатюрным, не в пример минским, пирожным. Загадочные названия кафе: «Дайна», «Йома», «Лидо»… Последнее — не сегодняшний сетевой общепит, а давнее, помнящее еще довоенные времена здание, где своя, неповторимая атмосфера, про которое даже был сложен стишок: «Я поведу тебя в «Лидо», но только после, а не до»…

Наконец, если повезет, заглянуть в ресторан, где вечерами живая музыка и развлекательная шоу‑программа. Предел мечтаний — престижные «Юрас перле» с первым в СССР варьете или «Кабур». Цены там, конечно, не для студентов, но днем раз‑другой за отдых побывать можно. Вокруг этих заведений ореол таинственности — и рождается невольное убеждение, что это не просто рестораны, а злачные места. В «Двойном капкане» за их кулисами — рай для серьезных контрабандистов и мелких фарцовщиков, которые, словно туземцы‑дикари, обменивают уникальные вещи на дешевку: импортные шмотки, кассеты, журналы… Что поделать: среди молодежи спрос на джинсы и эротику в самом разгаре.


«Юрас перле» в переводе «Морская жемчужина» — словно парил над юрмальским пляжем. Среди его гостей были первые лица государств: Польши — Владислав Гомулка, ГДР — Эрих Хонеккер, Югославии — Иосип Броз Тито. В начале 1990-х годов знаменитый ресторан дважды загорался при весьма загадочных обстоятельствах. Его сожженный остов простоял неприкаянным несколько лет, пока местными властями не было принято решение о сносе.

Собственно, об этом и был фильм — о престижных прибалтийских курортах, о внутренних, но понятных каждому проблемах. По сюжету правоохранительные органы справляются с преступниками, но сама обстановка, в которой им приходится действовать, рождает множественные вопросы к моральному состоянию общества.

По‑своему пророчески выглядит сегодня этот несколько подзабытый киношлягер. Но кто мог предположить тогда, в 1986 году, что буквально через пять лет от большой страны останутся осколки, а вместе с ними и воспоминания о ярких прибалтийских лентах.


Вильнюс по праву гордится своим Старым городом, но на экранах многим он запомнился блочными кварталами советских новостроек. В «Приключениях Электроника» засветилась современная школа в районе Лаздинай, а в прошедшем недавно сериале «Чернобыль» построенный в 1980-х спальный Фабийонишкес.
Сегодня оригинальных национальных фильмов в Прибалтике практически не снимают. О старых напоминает разве что эстонский ликер «Габриэль», где по‑прежнему красуется портрет юного Александра Голобородько. Съемочные площади в основном используются для иностранных проектов, подобно тому, как раньше это делали центральные киностудии СССР. Из последних нашумевших можно вспомнить мини‑сериал «Чернобыль». Игналинская АЭС, Каунас, Вильнюс… Стоит зазеваться по дороге с вильнюсского вокзала, и 53‑й автобус, которым минчане всегда добирались до «Акрополиса», завезет вас прямо в киношный город Припять. Такие блочные спальные кварталы, как в районе Фабийонишкес, можно найти в любом городе бывшего СССР, но западная киностудия выбрала Вильнюс. Вопрос цены или пресловутого балтийского шарма?



«Красные листья» Эдуарда Павулса

Известного латышского актера Эдуарда Павулса многие помнят по ролям отца Тука в «Стрелах Робин Гуда» или Якоба Озолса в «Долгой дороге в дюнах». Однако первую всесоюзную известность ему принес белорусский фильм «Красные листья». В нем Павулс сыграл главную роль — Андрея Метельского, прототипом которого был один из организаторов комсомольского подполья в Западной Белоруссии, а впоследствии государственный деятель БССР Сергей Притыцкий.

Интересные факты о культовом советском латышском сериале "Долгая дорога в дюнах"


История любви, которую герои пронесли сквозь всю свою жизнь, очаровала в далеком 1980 году весь Советский Союз.


Улицы городов при его показе пустели также, как и в случае с Семнадцатью мгновениями весны.

Интересно, что режиссер сериала Алоиз Бренч уже на съемках точно знал, что сериал будет популярным. У него не было сомнений, что снимать и как снимать.
Единственная проблема у него возникла с исполнительницей главной роли.
Сериал писался в расчете на то, что роль Марты будет исполнять латышская кинодива Вия Артмане.


Однако она, к удивлению режиссера, отказалась от роли.
И тогда режиссер пригласил Лилиту Озолиню.


К тому времени она уже много снималась, в ее активе были такие известные фильмы, как Соната над озером и Шах королеве бриллиантов.
Однако, всесоюзной любимицей ее сделал сериал Долгая дорога в дюнах.

Еще один интересный факт.
В сериале, снятом латышом на латышской киностудии, рассказывающем о жизни в Латвии, главные мужские роли исполнили литовские актеры - Юозас Киселюс


и Ромуальдас Романаускас.

Многие были недовольны этим. Но, как я написала выше, Алоиз Бренч четко знал, что ему надо делать и спорить с ним было бесполезно.
Время показало, что он не прогадал в своем выборе.

Еще один интересный факт.
В этом сериале впервые была приоткрыта завеса над фактом депортации латышей.
Многие высказывали недовольство тем, что условия жизни латышей в Сибири были показаны достаточно комфортными.


Однако, следует учесть, что сериал был не о депортациях, а о любви. Плюс сам факт того, что этот о депортациях говорилось в сериале прямым текстом, уже много значил в то время, поскольку нигде об этом ранее официально не упоминалось.

Ну и нельзя не вспомнить при рассказе об этом сериале невероятную музыку Раймонда Паулса, которой прнадлежит несомненно большая роль в успехе фильма.
Через год после его выхода на экраны композитор на эту мелодию написал песню для Аллы Пугачевой под названием "На бис!"

Третий факт. Во всём виноват Алоиз

Лилите приходилось совмещать своё обучение в народной студии актёров с работой в худ.театре им.Яна Райниса. Ещё в студенческие годы Алоиз Бренч (наставник и преподаватель Лилиты) утвердил её на одну из ролей в своей киноленте «Когда дождь и ветер стучат в окно». Это был первый фильм в кинематографическом послужном списке юной латвийской актрисы. Через несколько лет Бренч будет заниматься режиссурой «Долгой дороги» и благодаря этому фильму заработает известность, сравнимую по размерам с известностью Федерико Феллини.

Лилита Озолиня часто говорит о том, что «во всём виноват Алик», ведь именно Бренч убеждал её, что поступить в медицинское училище никогда не поздно. Если честно, то Алоиз и Лилита были близкими друзьями, которые делились друг с другом своими воспоминаниями, мыслями и переживаниями. Во время съёмок фильма «Долгая дорога в дюнах» режиссер всегда говорил ей что необходимо во время съёмочного процесса делать то, что чувствуется. Ведь кто, как не Лилита знал о том, как оно всё было на самом деле в те года, что показаны в советском сериале.

Седьмой факт. Прекрасная форма

На протяжении всей своей жизни Лилита отличалась прекрасным внешним видом и завидной формой. К слову, за всю свою жизнь она ни разу не прибегла к оказываемым пластическими хирургами услугам.

Десятый факт. Второй раз в актерскую деятельность ни ногой

К настоящему времени Лилита Озолиня занимается преподаванием в своей авторской студии и играет в театре. Её фильмография состоит из 34 кинолент. За «Долгую дорогу в дюнах» Лилите Озолиня присвоили звание заслуженной артистки Латвийской ССР. Также ей был вручен орден трёх звёзд 4 степени (наивысшая латвийская награда). Это случилось в 2009 году. Актриса часто повторяет, что никогда ни о чём не сожалела, но будь у нее возможность начать всё с чистого листа, то она ни в коем случае не пошла бы в актерскую деятельность во второй раз.

Читайте также: