Место польши в европе

Обновлено: 12.05.2024

Украине внезапно открылась ошеломляющая и страшная истина. Оказывается, газопровод «Турецкий поток» представляет для экономики Незалежной еще большую угрозу, чем «Северный поток — 2». Об этом заявил бывший губернатор Луганской и Закарпатской областей генерал Геннадий Москаль.

Он обратил внимание, что газ по «Турецкому потоку» пойдет в Венгрию через Болгарию, Турцию и Сербию, что, по его мнению, представляет серьезную угрозу для Киева.

«Мы берем, согласно этим сказкам, реверсный газ из Словакии, хотя у Словакии нет никакой скважины, она не производит ни одного кубометра газа. Но мы покупаем там», — отметил он. «Я не знаю, откуда Словакия берет, я думаю, что вот-вот и она тоже будет брать из «Северного потока — 2».
«Так у кого мы будем покупать?» — задался вопросом генерал.

Отличный вопрос, который почему-то многие украинцы, за исключением представителей оппозиции, все эти годы не задавали ни самим себе, ни власти. Все эти годы — это как минимум с 2015-го года, когда тогдашний президент Петр Порошенко торжественно заявлял о начале конца газовой зависимости Украины.

Еще более радужные перспективы рисовал тогдашний премьер Арсений Яценюк, заявивший, что через десять лет Украина превратится из импортера газа в экспортера, отметив, что этого удалось добиться за счет реверса газа из Европы, удаления посредников из цепочки поставок и диверсификации источников.

Реальность оказалась куда прозаичнее, и указанные факторы фактически привели к тому, что цена на газ на Украине оказалась выше, чем на европейских спотовых биржах.

Все дело в пресловутом реверсе. Генерал Москаль явно врет, когда говорит, что не знает, откуда Словакия, являющаяся одним из основных поставщиков газа на Украину, берет топливо. Это секрет Полишинеля — почти весь газ Братислава покупает у «Газпрома»: в прошлом году Словакия даже заняла десятое место в списке крупнейших покупателей российского концерна.

«Незнание» Москаля объясняется не тем, что он реально чего-то не знает или не понимает, а тем, что на Украине не принято говорить вслух, что, несмотря на все бравурные заявления о «преодолении зависимости» от России, газ, который Киев покупает у европейцев, — «газпромовский». Отсюда и высокая цена — не могут же покупатели российского газа продавать его Украине дешевле, чем сами купили. О том, кто наживается на запредельных ценах на газ для украинцев, на Украине регулярно выходят расследования, но ведь не все же их читают и понимают, в чем на самом деле дело.

И вот еще важный момент. Сколько бы ни стоил реверсный газ, он есть лишь до тех пор, пока существует транзит. Если транзит прекратится, то и реверса не будет. На это и намекает Москаль, вопрошая, у кого будем покупать газ после того, как Словакия сама откажется от украинского транзита и начнет брать газ, идущий через «Северный поток — 2» или «Турецкий поток».

Разумеется, надо понимать, что это страшилки, цель которых — добавить красок негативному образу России как «газового шантажиста». Отказа от украинского транзита не произойдет в обозримом будущем по двум причинам. Во-первых, сохранение транзита через Незалежную является требованием Запада к России. Конечно, всем европейцам было бы выгоднее получать газ в обход непредсказуемого транзитера, однако в Европе уверены, что должны «блюсти газовую безопасность» Украины (даже переплачивая в итоге за голубое топливо), потому что в противном случае на них ляжет бремя содержания замерзающей и не способной самой оплачивать газ (и не только) Украины. Иными словами, для европейцев это такой способ заставить Россию платить за Украину. Ну и, если говорить в общем — о геополитике, многие на Западе всерьез считают, что наличие транзитной «трубы» является единственной гарантией того, что Россия не нападет на Украину.

Что касается США, то у них свой интерес — вытеснение России с европейского рынка путем, в идеале, запирания ее в украинском транзите, с помощью которого Москву можно шантажировать сколько угодно — отсюда и война, объявленная Вашингтоном «Северному потоку — 2».

Стоит вспомнить, что сохранение украинского транзита стало одним из условий недавней сделки, заключенной между Европой и США, в обмен на которое американцы отказались продолжать борьбу против «СП-2».

Впрочем, «Газпром» и сам едва ли сможет отказаться полностью от украинской «трубы». Напомню, что из СССР 95% экспортных газопроводов из РСФСР в Европу проходило по территории Украины (Уренгой — Помары — Ужгород, «Союз», «Прогресс»). Первый альтернативный газопровод (Ямал — Европа) появился лишь в 1999-м, а первый «Северный поток» — спустя еще 12 лет. Все эти годы украинское направление оставалось основным. Остается и сегодня и, очевидно, останется в обозримом будущем. Ведь этот маршрут изначально, еще в Союзе замышлялся как безальтернативный и способен прокачивать свыше 100 млрд кубометров.

Для сравнения: объем «трубы» Ямал — Европа —33 млрд кубов, «Северного потока» — 55, а второй «поток» рассчитан на такую же мощность. Учитывая, что «СП-2» еще не работает, а потребность Европы в газе из сезона в сезон резко подскакивает (это вынуждает «Газпром» уже сегодня закупать дополнительные мощности на Украине), украинская ГТС еще пригодится, отказываться от нее совсем — нельзя, пока не появятся «СП-3» и «СП-4», что пока находится за гранью научной фантастики.

Такой же фантастикой сегодня выглядит полное прекращение транзита через Незалежную, однако опасения Москаля не лишены оснований.

Поводом для выступления генерала стал контракт, заключенный на днях между «Газпромом» и Венгрией на поставку 4,5 миллиарда кубометров газа ежегодно в обход Украины. По тому самому «Турецкому потоку», который изначально (как и его предшественник — так и не реализованный «Южный поток) наравне с «Северным потоком — 2» (да и с первым «потоком» тоже) задумывался как способ снизить зависимость от украинской «трубы». Контракт заключен на 15 лет, и топливо будет поступать Будапешту через Сербию и Австрию.

На Украине на это известие отреагировали чересчур эмоционально — заявили, что разочарованы решением Венгрии, которое, дескать, принято «в угоду Кремлю и в ущерб национальным интересам Украины и украинско-венгерским отношениям».

Но Украина не была бы Украиной, если бы ограничилась высказыванием сожаления. Как заявил глава компании «Оператор газотранспортной системы Украины» Сергей Макогон, транзит газа в Венгрию через может быть перекрыт.

«Несмотря на контракт до 2024 года, предстоит значительное дальнейшее сокращение или полная остановка транзита в Венгрию через Украину», — написал Макогон в соцсети.

Но позвольте, а с какой стати? Разве Венгрия в чем-то нарушает обязательства перед Украиной? Да и какие вообще у нее обязательства? Тем более, что со стороны Будапешта речи о том, что они перестанут получать газ с украинского направления, даже не идет. Напомню, Россия и Венгрия заключили контракт для прокачки через «Турецкий поток» на 4,5 млрд кубометров, в то время, как только в прошлом году «Газпром» поставил Будапешту газа около 9 млрд куб. м. То есть, примерно те же 4,5 млрд кубометров венгры пока что продолжат брать на Украине, от транзитных услуг которой полностью отказываться никто не собирается.

Это вовсе не «кидалово» и не нож в спину, как это пытаются представить в Киеве. Просто экономия денег и стремление диверсифицировать поставки (кстати, именно необходимостью диверсификации, европейцы зачастую и объясняют необходимость сохранения украинского транзита).

Конечно. Киев может в отместку перекрыть венграм свою «трубу», но, во-первых, он потеряет деньги, во-вторых, нарвется на дополнительные штрафы за нарушение обязательств. Ведь согласно транзитному договору с «Газпромом» (продления которого они так добиваются), направление транзита определяет поставщик, т. е. все тот же «Газпром», и транзитер не имеет права решать, что в эту страну газ пущу, а в ту — не пущу. Иначе — санкции и штрафы, и тут уже никакой стокгольмский арбитраж не поможет.

Дороговато может Киеву обойтись эта попытка поиграть в «гордость».

Вообще-то претензии Украины выглядят сами по себе нелепо. Это рынок, если мне не нравится цена, я нахожу другого поставщика и все. Суть претензий тут примерно такая же — как суть претензий к «Газпрому», который строит обходные трубопроводы. Представьте себе, что вы скидываетесь с партнерами на строительство новой дороги, чтобы не ездить по платной, владелец которой начинает обвинять вас в том, что вы покушаетесь на его безопасность, и вообще тут никакая не экономика, а в чистом виде политика.

Разница ситуаций в том, что относительно попыток «Газпрома» полностью исключить Украину из схем продаж наталкивается на общеевропейский консенсус относительно необходимости сохранения украинского транзита, а в случае с Венгрией — это немного другое. Венгрия не Россия, и ее трудно обвинить в том, что она использует газ в качестве оружия против Украины.

Во всяком случае, трудно это будет сделать партнерам венгров по ЕС — со стороны Украины подобные обвинения уже звучат. Но что может сделать Незалежная (угрозу перекрытия «трубы» я по вышеуказанным причинам я пока не стал бы рассматривать)? Вон глава МИД Кулеба грозит «страшной местью», мол, отвечать Киев будет соответствующе, «потому что здесь не должно быть никакой жалости и никаких сочувствий». Ножкой потопают, кулачком потрясут, да слюной побрызгают?

Едва ли в случае обострения конфликта между членом ЕС и «цеевропой» Брюссель встанет на сторону последней, даже несмотря на частые разногласия с Будапештом. Так можно и на новый «экзит» нарваться, аргументов у евроскептиков в Венгрии и без того предостаточно.

Украина, впрочем, уже заявила о возможности подачи жалобы в Еврокомиссию. И что? Чего сразу не в «Спортлото»?

На что жаловаться? Где тут нарушения со стороны Венгрии? Нету их! К тому же, как рассказал постпред РФ при Евросоюзе Владимир Чижов, Венгрия согласовала контракт с «Газпромом» с требованиями ЕК.

Кстати, в самой ЕК сообщили, что задача по оценке контракта лежит на властях Венгрии, которые сами должны понять, как соглашение с Россией повлияет на энергетическую безопасность страны, добавив, что долгосрочные контракты должны согласовываться с климатическими амбициями ЕС и его обязательством снизить выбросы парниковых газов на 55 процентов к 2030 году и достичь климатической нейтральности к 2050 году.

В общем, сняли с себя ответственность и дали понять Киеву, что попытки жаловаться не столько бессмысленны, сколько просто глупы и будут выглядеть смешно.

Украине остается только утереться: тягаться с членом ЕС на его территории — затея провальная изначально. Точно так же, как и пытаться что-то объяснить Будапешту про «посягательства на безопасность», «интересы Кремля» и т. д.

«Мы делаем так, чтобы в квартирах венгров было тепло зимой, это наше дело, это никакого отношения не имеет ни к каким межправительственным и смешанным комиссиям. Я прошу не путать, это разные вещи», — заявил министр иностранных дел и внешнеэкономических связей Венгрии Петер Сийярто.

В Венгрии просто умеют считать деньги. Условий коммерческого соглашения мы знать не можем, но, по словам Сийярто, цена в новом контракте с Газпромом привлекательнее даже той, которую Венгрия платила по контракту, заключенному еще в 1995. Министр подчеркнул, что венгерские потребители будут продолжать получать газ по одной из самых низких цен в Европе.

Киеву вообще бесполезно в чем-то пытаться убедить Будапешт. Особенно на фоне конфликта из-за «языкового закона», которого в Венгрии сочли дискриминирующим. При этом, между двумя странами не первый год сохраняется напряженность из-за того, что Венгрия активно раздает паспорта венграм в Закарпатье, что вызывает страшный гнев в Киеве. Но что может сделать Киев? Заплакать? Снова ножкой потопать?

Ах да, после появления информации о новом контракте с «Газпромом» в украинском МИД устроили политический демарш, объявив о переносе пятого заседания межправительственной комиссии по вопросам экономического сотрудничества между Украиной и Венгрией, которое должно было пройти 29—30 сентября в Будапеште. Ну, прямо перемога!

Гораздо болезненнее на Украину может надавить сама Венгрия. И давит не первый год, блокируя инициативы по линии ЕС-Украина и НАТО-Украина. Членство в этих организациях Киеву и так не светит, а если бы и светило, Будапешт бы все равно этот «свет» погасил. Я уж не говорю, что у венгров есть и другие инструменты воздействия на киевские власти, через то же Закарпатье. При желании они там могут натворить такого, что «Русская весна» покажется цветочками.

Другой вопрос, что желание действовать радикально до тех пор, пока Киев не начнет откровенно гнобить венгерское меньшинство, у Будапешта не возникнет. Все же разговоры о «возвращении» Закарпатья — сегодня удел маргинальных политиков, хотя, надо понимать, что многие об этом думают, но не говорят вслух лишь пока Запад считает, что Украина должна существовать в нынешних границах как удобный антироссийский плацдарм. В этом Будапешт (как и Варшава, где тоже немало реваншистов) на конфликт с НАТО и ЕС не пойдет.

А вот через консенсус относительно необходимости сохранения украинского транзита он переступил легко. И делать ему это было даже приятно: тут и финансовая выгода, и возможность задеть Киев. Можно не сомневаться, что как только заработает «СП-2» Венгрия будет в числе первых, кто пожелает получать оставшиеся 4,5 млрд куб. м именно по нему, навсегда забыв об украинской «трубе»

И тут кроется главная опасность для Украины, о которой и говорит Москаль. Венгрия — это самый натуральный прецедент, развязывающий руки другим.

«Я думаю, венгры — это первая ласточка. И дальше нам еще придется столкнуться с ситуацией, когда наш транзитный потенциал будет снижаться за счет того, что будут использоваться другие варианты, обходные газопроводы, в том числе „Северный поток — 2“, говорит руководитель украинского аналитического центра „Третий сектор“ Андрей Золотарев.

Просто венгры (как и поляки) в ЕС эдакие бузотеры, у них с Брюсселем постоянные конфликты по разным поводам, так что для них нарушение всяческих „консенсусов“ — дело привычное. У других стран Европы пространства для маневра», конечно, поменьше, но…

Повторюсь, речь идет о финансовой выгоде, а это согласитесь, веский аргумент, тем более — когда первый уже пошел. Пойдет второй, третий, а дальше может последовать «эффект домино».

Сегодня Украина бьет тревогу: беда пришла, откуда не ждали. Пока они самозабвенно боролись с «Северным потоком», «внезапно» оказалось, что есть еще и «Турецкий поток», по которому, помимо самой Турции газ с конца прошлого года уже получают Сербия и Болгария. В июле этого года был достроен маршрут транспортировки в Венгрию, что и позволило заключить контракт. В дальнейшем инфраструктуру планируется провести в Австрию через Словакию — ту самую Словакию, откуда Украина покупает реверсный газ. Выгодно ли будет словакам продолжать использовать украинский транзит, если появится источник дешевле? На Украину они, конечно, газ поставлять продолжат — это деньги. Только газ будет уже не реверсный, а значит — еще дороже, чем сейчас. Рынок…

А в дальнейшем планируется соединить трубу с перспективным газопроводом «Посейдон» в Грецию и Италию. Кроме того, рассматривается вариант использования «Газпромом» газопровода TAP, что вполне соответствует Третьему энергопакету, предусматривающему допуск третьих лиц для его наполнения. Забавно, но созданная Брюсселем норма для диверсификации покупок российского газа тут может сыграть в пользу «Газпрома» и против Украины.

Конечно, Украина в любом случае получать от российского концерна $ 1,2 млрд—$ 1,5 млрд в год за транзит 40 млрд кубометров, даже если «Газпром» будет сокращать этот транзит. Ведь действующий контракт построен по принципу «качай или плати». Но это все лишь до 2025-го года.

Дальнейшая судьба украинского транзита покрыта туманом. Сохраняются те две указанных мною выше причины, которые не позволяют сразу отказаться от украинской «трубы»: требования западного консенсуса и невозможность прокачки нужного объема газа по существующим маршрутам. Тем более что есть основания полагать — потребности Европы в газе будут расти, а значит, без Украины пока никуда. Но для этого необязательно продлевать действующий контракт с обозначенными объемами. Можно заключить новый с куда более выгодными для «Газпрома» и менее выгодными для Киева условиями. Ну, или работать, как с Польшей, отказавшейся продлевать договор с Россией — выкупать нужные объемы на аукционе, конкуренции на котором по понятным причинам не будет.

Украина, конечно, может и тут встать в позу и заявить: все или ничего! Но, кажется, не в ее интересах так поступать.

Таким образом, главным препятствием для постепенного выведения Украины из схемы газоснабжения Европы остается пресловутый «консенсус», который 27 сентября с подписанием росийско-венгерского контракта, дал первую трещину.

Сегодня для европейцев на одну чашу весов ложатся стремление сохранить Украине способ заработка (в чистом виде политика) и растущая потребность в газе, за который мало кому охота переплачивать из-за лишних транзитных звеньев (чистая экономика). На фоне того, как цена на газ на европейском рынке пробивает уже не психологическую, а психическую (т. е. близкую к панике) отметку в $ 1000 за кубометр, выбор уже не так очевиден. Прямой и долгосрочный контракт с Газпромом выглядит в разы более привлекательным, чем еще совсем недавно, когда европейские ПХГ ломились, и цена была минимальна.

Конечно, недруги России (в первую очередь все та же Украина) сегодня обвиняют нашу страну в искусственном завышении цен, но любому мало-мальски разбирающемуся в порядке ценообразования, ясно, что это не так. А если бы и было так, то есть цена, и с ней придется жить.

Конечно, есть общеевропейская установка на переход к зеленой энергетике, и результаты выборов в бундестаг показывают, что история эта не завершится с однозначным результатом и в ближайшее время. Но, как говорят в футболе, смотрите на табло. Вернее, на ценник. В Венгрии это поняли первыми. Значит, и другие будут думать: а что, так можно было?

На этом фоне истерики Украины уже едва ли могут тронуть. Энергобезопасность своей страны важнее. Скорее, наоборот: истерики Украины на этом фоне только раздражают и, в конечном счете, играют против Киева.

Украине давно следовало бы отказаться от политики шантажа, заняться созданием репутации надежного транзитера и найти деньги на модернизацию своей ГТС. Последнее, кстати, еще один фактор против нее — «труба» элементарно разваливается.

Один мой знакомый, занимающийся речными перевозками на стареньком, еще советской постройки катере, как-то жаловался, что его «уделывают» молодые конкуренты на гораздо более современных и надежных судах, предлагающие к тому же еще и более низкую цену. О том, чтобы модернизировать свой бизнес как технически, так и в плане повышения инвестиционной привлекательности, он все эти годы не думал.

У меня возникает мысль, а не украинец ли он…

Дмитрий Родионов,
директор Центра геополитических исследований Института инновационного развития

Города Польши

Все города Польши - от самых крупных и известных до небольших и тихих деревень. Список городов и курортов Польши для путешествий, а также регионов и интересных мест.

Климат

Климат - умеренный, на Балтийском побережье - морской. Зима достаточно мягкая с небольшими морозами и тёплым летом. Континентальность климата в Польше ощущается намного меньше, чем в соседних Беларуси и Украине. В Восточной Польше зимы холоднее.

Зима в Мальборке

Зима в Мальборке

Города Польши

Самые интересные города Польши:

Проживание

Цены на отели в Польше в последнее время близки к среднеевропейским, особенно это касается популярных туристических центров. Туристическая инфраструктура страны постоянно развивается. В большинстве городов найти проживание не проблема, если делать это заранее.

Польша (Rzeczpospolita Polska)

Польша - одно из крупнейших государств Центральной Европы. Страна расположена между Балтийским морем на севере, Судетами и Карпатами на юге, в бассейне рек Висла и Одер. Польша граничит с Беларусью, Чехией, Германией, Литвой, Россией (Калининградская область), Словакией и Украиной. Это страна с богатой историей и прекрасной культурой, старинными городами, живописными пейзажами и необычайными историческими местами. Несмотря на все беды, которые пережила Польша в 20 веке, она восстановила свое богатое наследие, традиции и экономику.

Транспорт

Крупнейший аэропорт страны находит в столице - Варшаве. Аэропорты также расположены в Кракове, Гданьске, Вроцлаве, Познани, Катовице, Жешуве, Быдгоще, Лодзи, Люблине. В страну летает большинство европейских перевозчиков.

Автомагистрали связывают Польшу с Германией и Чехией. Дороги такого типа соединяют также Варшаву, Вроцлав, Гданьск, Краков, Познань, Лодзь.

Вроцлав

Вроцлав

Список городов Польши по алфавиту

Польша

Польша - самая подробная информация о стране с фото. Достопримечательности, города Польши, климат, география, население и культура.

Кухня

Традиционная польская кухня простая, богатая мясом, соусами и овощами. Поляки очень любят маринованные овощи и капустный салат. Среди супов стоит выделить barzcz czerwony (борщ), zupa ogórkowa или grzybowa (огуречный или грибной суп), żurek (ржаной суп, который обычно подаётся с колбасой и яйцом), kapuśniak (похоже на щи). Другие традиционные блюда: пироги (наши вареники), бигос (тушёное мясо с овощами), jabłecznik (яблочный пирог). В Польше можно купить отличные традиционные продукты: колбасу, сыр, выпечку.

Лучшее время для посещения

Лучшее время для посещения Польши - май-сентябрь и период рождественских праздников.

Достопримечательности

Большинство главных достопримечательностей Польши - это средневековые ядра старинных городов, памятники истории и культуры того же периода. Количество объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО - 15. Многие достопримечательности значительно пострадали во время Второй мировой войны или даже были полностью уничтожены.

Вавель в Кракове

Вавель в Кракове

Самый интересный для туристов город Польши - Краков. Это древняя столица польского королевства, наследие которой уцелело в горниле Второй мировой. Исторический центр Кракова является объектом ЮНЕСКО. Главной его достопримечательностью является Вавель - королевский замок на холме. Это комплекс средневековых зданий, которые на протяжении нескольких веков были политическим центром Польши.

Мариацкий костёл

Мариацкий костёл в Кракове

Обязательно стоит посетить Главный рынок - крупнейшую рыночную площадь в Европе. На ней находится Мариацкий костёл - один из красивейших готических соборов Польши, множество исторических зданий с самой разнообразной архитектурой.

Соляная шахта Величка

Соляная шахта Величка

Величка - древняя соляная шахта, которая эксплуатировалась на протяжении 700 лет. Это одна из самых известных достопримечательностей Польши. Представляет собой таинственный лабиринт из 300 километров залов и коридоров, высеченных в чистой соли (самые глубокие слои шахты расположены на глубине 372 метров под землёй). Экскурсии показывают только короткий участок, включающий соляное озеро, пещеры и прекрасную часовню.

Освенцим

Освенцим

Освенцим - крупнейший концлагерь нацистов, свидетель огромного зла и боли. Это ужасное и трагичное место напоминает всем людям о ужасах Второй мировой. Освенцим расположен в небольшом городке недалеко от Кракова.

Тумский остров (Вроцлав)

Тумский остров (Вроцлав)

Вроцлав имеет огромный старый город, расположенный на нескольких островах, которые соединяет более 100 мостов. Исторический центр поражает своей полнотой архитектуры готики, барокко и модерна.

Гданьск

Гданьск

Старый город Гданьска - морской столицы Польши, поражает своими размерами, архитектурой и атмосферой. Здесь расположена самая большая кирпичная готическая церковь в мире.

Старый город в Познани

Старый город в Познани

Старый город одного из древнейших городов Польши - Познани, славится старинной архитектурой, рыночной площадью и историческими церквями.

Торунь часто называют "Краковом Севера". Средневековый исторический центр включён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Тевтонский замок в Мальборке

Тевтонский замок в Мальборке

В небольшом городке Мальборк в Средневековье располагалась столица Тевтонского ордена. Рыцари построили здесь внушительный замок из красного кирпича, который является самой большой готической крепостью в Европе.

Мазурские озера

Мазурские озера

Мазурские озера - более 3000 живописных озёр. Рай для любителей природы и водных видов спорта.

Казимеж-Дольны

Казимеж-Дольны

Казимеж-Дольны - самый известный из небольших польских городов с историческим центром эпохи Возрождения, руинами романтического замка, церкви в стиле барокко.

Ченстохова

Ченстохова

Ченстохова находится в самом сердце Краковско-Ченстоховской возвышенности в регионе с живописными юрскими скалами. Для большинства поляков это важное место паломничества.

За́мосць

Замосць

Замосць - небольшой город в Восточной Польше, известный своим историческим центром в стиле ренессанс.

Василь Вакаров: в вопросе газа поляки оказались умнее и циничнее украинцев

Василь Вакаров: в вопросе газа поляки оказались умнее и циничнее украинцев

— Я думаю, что результаты выборов в Германии отразятся на Украине скорее положительно, нежели отрицательно. Во-первых, не секрет, что и президент Владимир Зеленский лично поддерживает «Зеленых». И один из векторов самой украинской политики направлен на союз с «Зелеными». Мы действительно поддерживали эту партию, они выступали против «Северного потока- — 2» и они в принципе поддерживали нашу линию, касающуюся ограничения поставок газа и альтернативной энергетики. «Зеленые» поняли, скорее всего, что коалиция без них невозможна. Для Украины это как минимум плюс.

Я считаю, что Олаф Шольц станет федеральным канцлером, это мое личное мнение. Но при этом посты министра иностранных дел и министра энергетики займут, скорее всего, представители «Зеленых». Они будут требовать эти посты. Думаю, что для того, чтобы войти в коалицию, они будут требовать для своих представителей две этих должности. И они их получат. Исходя из всего этого, можно сделать вывод, что для Украины выборы в Германии прошли скорее со знаком плюс, чем со знаком минус.

— Польша вошла в экспертную комиссию по «Северному потоку — 2». Как вы считаете, Польша, анонсируя то, что собирается ставить палки в колеса «Северному потоку — 2», действует, руководствуясь исключительно своими собственными национальными интересами? Или же есть и некий мотив, связанный с поддержкой Украины?

Третья роковая ошибка Германии

— Я оцениваю Польшу как эгоистичную и довольно циничную страну. Бесспорно, она больше думает о себе, прежде всего, беспокоится о своих интересах. Вряд ли она думает об интересах Украины, но так совпало на сегодняшний день, что и интересы Украины вроде бы как учитываются. Эта игра давно ведется. Основной игрок — Соединенные Штаты Америки. Польша и Украина находятся в этом пуле, который поставил своею целью разорвать все, что возможно разорвать в отношениях западной Европы (Германия и Франция) и Российской Федерации.

Компания PGNiG, вырвавшая себе право участвовать в комиссии, которая будет сертифицировать «Северный поток — 2», публично объявила, что они будут отстаивать позицию, чтобы «Северный поток — 2» не был сертифицирован и по нему не пошел газ. В свою очередь Польша строит у себя (уже построила и достраивает еще мощности), которые будут принимать американский сжиженный газ. Поляки, к сожалению, более мудрые и более хитрые, нежели украинцы в данной ситуации, поскольку они, например, не поспешили расторгнуть контракт. Мы помним, что одна газовая ветка из России в Европу идет через Украину, а другая через Польшу. Так вот, Польша только через полтора года откажется от российского газа. Они не отказались до сих пор. Поляки до сих пор получают российский газ. Мало того, они перепродают этот газ. Польша оказалась тем самым покорным теленком, который двух мам сосет. И из России Польша получает газ, не забывая при этом критиковать Россию, и из Соединенных Штатов Америки.

Украина здесь играет вторым планом. В данной ситуации мы стоим на одной позиции, но еще раз повторю, что самым сильным игроком здесь являются Соединенные Штаты Америки, на втором месте Польша. К сожалению, Украина в этой ситуации занимает последнее место.

— Вы считаете, все эти польские телодвижения реально могут привести к тому, что «Северный поток — 2» не будет функционировать? Не кажется ли вам, что все это — всего-то громкие пустозвонные заявления, которые не имеют под собою ничего общего с реальной ситуацией? Неужели есть сегодня сила, которая может помешать «Северному потоку — 2», учитывая интерес Германии, например?

Политика ФРГ после выборов не изменится, считают эксперты

© REUTERS, Wolfgang Rattay — Если говорить с точки зрения реальной политики, то ничто не помешает «Северному потоку — 2». Почему? Объясняю: во-первых, «Северный поток — 2» — это идея лично президента Российской Федерации Владимира Путина. Я знаю это из разных источников. Все, что касается сегодняшней политики в Российской Федерации, то понятно, что многое, если не все, замыкается на президенте Путине. Мы это видим и по выборам, и по другим косвенным признакам. И если Владимир Путин что-то решил (лично или коллективно), то это должно быть воплощено в жизнь.

Вспомните, как два года тому назад Соединенные Штаты Америки давили санкциями, это было еще при Дональде Трампе, когда швейцарские и многие другие компании отказались участвовать, когда проект был заморожен, Россия в одиночку все-таки начала строить «Северный поток — 2». Это первый фактор — политический. Воля президента России будет выполнена, она не может быть не выполнена.

И второе — это экономический фактор. Ничего не помешает «Северному потоку — 2» и с точки зрения экономики. Посмотрите на сегодняшние цены! Сегодня на споте цена уже была больше 1000 долларов за тысячу кубометров газа. Это какая-то фантастическая цифра. То есть здесь и природа сыграла на руку… Или на ногу… Или на трубу… И как бы конъюнктура такая сложилась. И в Германии, и во всей Европе крайне заинтересованы в том, чтобы газа было как можно больше, и чтобы газ шел разными путями.

К большому сожалению для Украины «Северный поток — 2» будет достроен, будет введен в эксплуатацию. Будет работать. А нам нужно к этому готовиться! Нам нужно понимание того, что мы будем делать дальше.

Полезная информация о Польше

  1. Численность населения - 38.4 млн человек (36 место в мире).
  2. Площадь - 312 679 квадратных километров.
  3. Язык - польский.
  4. Валюта - польский злотый.
  5. Время - центральноевропейское UTC +1, летом +2.
  6. Виза - шенгенская.
  7. Польша - католическая страна. Поляки очень религиозны. Многие главные праздники - церковные.
  8. Государственные праздники Польши: Новый год (31 декабря и 1 января), Богоявления или праздник Трёх Королей (6 января), Пасха (по лунному календарю, обычно март-апрель), Пасхальный понедельник, Майский день (1 мая), день Конституции (3 мая), Пятидесятница (седьмое воскресенье после Пасхи), Успение Пресвятой Богородицы (15 августа), День всех святых (1 ноября), День национальной независимости (11 ноября), Рождество (24-26 декабря).
  9. Польша - безопасная страна. Чтобы ничто не омрачило поездку - просто придерживайтесь элементарных правил поведения и безопасности.

География и природа

Польша расположена в северо-восточной части Центральной Европы и омывается Балтийским морем. Большая часть территории находится на равнине. Польская низменность занимает около 2/3 территории страны. На севере находится Балтийская гряда, на юге и юго-востоке — Малопольская и Люблинская возвышенности, вдоль южной границы тянутся крупнейшие горы Польши - Карпаты и Судеты. Страны богата озёрами и реками. Крупнейшие реки - Одер и Висла. Леса занимают почти треть территории.

Река Висла в Кракове

Река Висла в Кракове

Население

Население Польши - около 40 млн человек. Это одна из крупнейших стран Европейского союза. Польская республика - мононациональное государство. Почти 97% населения - этнические поляки. Они говорят на польском языке, который относится к западнославянской группе языков.

Поляки довольно вежливы, патриотичны, часто очень традиционны и религиозны. Они обожают жаловаться. Несмотря на все стереотипы, это доброжелательный, запасливый и приветливый народ. Незнакомые люди в Польше обращаются друг к другу на Вы. Мужчин называют "пан", а женщин "пани". При встрече мужчины пожимают руки.

ПО́ЛЬША

Авторы: И. С. Синицина (Общие сведения, Население, Хозяйство), Н. О. Тельнова (физико-географический очерк), И. О. Гавритухин (Территория Польши в древности и начале Средневековья), Г. Ф. Матвеев (Исторический очерк), В. Д. Нестёркин (Вооружённые силы), В. С. Нечаев (Здравоохранение), В. И. Линдер (Спорт), А. К. Савина (Образование. Учреждения науки и культуры), А. В. Липатов, И. Е. Адельгейм (Литература), П. С. Павлинов (архитектура 10 – нач. 20 вв.). (Архитектура и изобразительное искусство), С. Б. Буцкая (Музыка), П. М. Степанова (Театр), Д. Г. Вирен (Кино), В. В. Кошкин (Цирк) /2015/. И. С. Синицина (Общие сведения, Население, Хозяйство), Н. О. Тельнова (физико-географический очерк), И. О. Гавритухин (Территория Польши в древности и начале Средневековья), Г. Ф. Матвеев (Исторический очерк), В. Д. Нестёркин (Вооружённые силы), В. С. Нечаев (Здравоохранение), В. И. Линдер (Спорт), А. К. Савина (Образование. Учреждения науки и культуры), А. В. Липатов, И. Е. Адельгейм (Литература), П. С. Павлинов (архитектура 10 – нач. 20 вв.). (Архитектура и изобразительное искусство), С. Б. Буцкая (Музыка), П. М. Степанова (Театр), Д. Г. Вирен (Кино), В. В. Кошкин (Цирк). Актуализация: редакция БРЭ /2021/ Авторы: И. С. Синицина (Общие сведения, Население, Хозяйство), Н. О. Тельнова (физико-географический очерк), И. О. Гавритухин (Территория Польши в древности и начале Средневековья); >>

Административное деление

Польша делится на 16 воеводств. Воеводства делятся на повяты, которые, в свою очередь, делятся на гмины.

  1. Варминьско-Мазурское - Ольштын.
  2. Великопольское — Познань.
  3. Западно-Поморское — Щецин.
  4. Куявско-Поморское — Быдгощ и Торунь.
  5. Лодзинское — Лодзь.
  6. Люблинское — Люблин.
  7. Любуское — Гожув-Велькопольский и Зелёна-Гура.
  8. Мазовецкое — Варшава.
  9. Малопольское — Краков.
  10. Нижнесилезское — Вроцлав.
  11. Опольское — Ополе.
  12. Подкарпатское — Жешув.
  13. Подляское — Белосток.
  14. Поморское — Гданьск.
  15. Свентокшиское — Кельце.
  16. Силезское — Катовице.

История

В начале нашей эры на территории Польши жили германские племена. Затем их сменили готы. В середине первого тысячелетия на эти земли пришли славяне: западные поляне (дали название стране), лендзяне (от названия племени произошло слово «ляхи»), куявяне, поморяне, мазовшане, висляне, слензяне. Постепенно на основе этих племён образуются княжества в районе Кракова (Малая Польша) и Познани (Великая Польша).

В 877 году Малая Польша была завоёвана Моравией. Центром польского государства стала Великая Польша. Первым правителем государства считается Мешко I из династии Пястов. Его сын - Болеслав Храбрый, стал первым королём Польши. При нем государство достигло настоящего могущества. Он отвоевал Малую Польшу и даже занимал Киев. Мешко II позже потерял все завоевания отца. Могущество польского королевства удалось возродить при Болеславе II. После смерти Болеслава III в 1138 года начинается феодальная раздробленность. Образуются княжества: Куявия, Мазовия, Силезия, Поморье.

Краков - древняя столица Польши

Краков - древняя столица Польши

В 12 веке начинается немецкая экспансия на восток. В состав Германской империи входит Поморье. Для борьбы с немцами поляки призывают Тевтонский орден. В 1241 году польские войска были разбиты монголо-татарами. В конце 13 века Пржемысл II принял титул короля, но вскоре был убит. В 1320 году князь Куявии Владислав Локетек короновался в Кракове и перенёс туда свою столицу. В 1384 году королевой Польши стала Ядвига. В результате её брака с литовским князем Ягайло возникло мощное польско-литовское государство. В 1410 году в Битве при Грюнвальде был разбит Тевтонский орден.

В 1454 году Польша стала республикой, которой руководил сейм. В 16 веке прервалась династия Ягеллонов. К тому же Польша была втянута в длительную Ливонскую войну с Россией. В результате Люблинской унии государство объединилась с Великим княжеством Литовским в Речь Посполитую. Новое государство возглавлял сейм, который выбирал короля.

Мариенбург

Мариенбург - крупнейший тевтонский замок в Европе

В начале 17 века Речь Посполитая проводит интервенцию в Россию. Через некоторое время начинается упадок польского государства. Польша проиграла несколько войн, а в ходе Северной войны Варшаву заняли шведы. Во второй половине 18 века страна стала полем битвы в Семилетней войне. В 1772 году происходит первый раздел Польши между Пруссией, Австрией и Россией. Второй и третий разделы прекратили существование независимого польского государства.

После Первой войны была провозглашена Польская республика. Главой государства стал Юзеф Пилсудский. 1 сентября 1939 года в Польшу вторглись немецкие войска. Вторая мировая война пронеслась по стране огненной бурей, уничтожив старинные города и огромную часть исторического наследия, вписав несколько ужасных страниц в её историю. После войны Польша становится коммунистической. В 1989 году происходит изменения политического строя. С этого времени Польша - парламентская республика.

Самые популярные города и курорты Польши

Вроцлав

Вроцлав

Вроцлав - город в Польше, расположенный на Силезской низменности на реке Одра (нем. Одер).

Щецин

Щецин

Щецин - один из крупнейших городов Польши и историческая столица Западной Померании. Расположен на северо-западе страны на реке Одер.

Быдгощ

Быдгощ

Быдгощ расположился на севере Польши по берегам рек Висла и Брда. Это старинный польский город с красивой архитектурой.

Краков

Город Краков

Краков - город на юге Польши, расположенный на реке Висла у подножия Карпатских гор, административный центр Малопольского воеводства. Это историческая столица польского королевства и один из крупнейших культурных центров страны.

Варшава

Варшава

Варшава - столица Польши и крупнейший город страны с непростой историей и судьбой. Представляет собой интересное сочетание старины и традиций, современного ритма жизни и энергии большого мегаполиса.

Познань

Познань

Познань - город на западе Польши на реке Варта, административный центр Великопольского воеводства. Считается первой столицей польского государства и местом рождения современной польской нации.

Еленя-Гура

Еленя-Гура

Еленя-Гура - город на юге-западе Польши, недалеко от границы с Чехией, жемчужина Крконоше и Западных Судет. Название города переводится как "Оленья Гора".

Люблин

Люблин

Люблин - старинный город в Польше, административный центр Люблинского воеводства. Город раскинулся на севере Люблинской возвышенности и разделен рекой Быстшице на две части.

Кельце

Кельце

Кельце - город в центре Польши, расположенный на расстоянии чуть более 150 км от Варшавы. Это старинный город, основание которого восходит примерно к 12 веку.

Любань

Любань

Любань - старинный город на юго-западе Польши в Нижнесилезском воеводстве. Является частью исторической области Верхняя Лужица, населённой сорбами (лужицкими сербами).

Катовице, Польша

Катовице

Катовице - город в южной Польше в историческом регионе Верхняя Силезия, столица Силезского воеводства. .

Белосток

Белосток

Белосток - город в северо-восточной Польше, расположенный на берегах реки Супрасль. Это самый крупный город этой части страны с населением почти 300 тыс.

Гданьск

Гданьск

Гданьск - город на севере Польши и столица Поморского воеводства. Это крупнейший польский порт, расположенный на берегу Балтийского моря.

Ченстохова

Ченстохова

Ченстохова - город на юге Польши в Силезском воеводстве и важнейший религиозный центр страны. В первую очередь, известен древним монастырем Ясной Горы, в котором хранится особопочитаемая икона Черной Мадонны 14-го века.

Жешув

Город Жешув

Жешув - город в Польше, административный центр Подкарпатского воеводства. Город расположился на берегах реки Вислок.

Зелена-Гура

Зелена-Гура

Зелена-Гура - город на западе Польши, один из центров Любуского воеводства, расположенный на склоне реки Одра на холмистой местности. Зелена-Гура исторически и культурно является частью исторического региона Нижняя Силезия, расположившись на его северной границе.

Лодзь

Лодзь

Лодзь - крупный город в Центральной Польше, один из крупнейших городов страны, центр Лодзинского воеводства. Название города переводится как "лодка, ладья".

Любин

Любин

Любин - старинный город в Польше, расположенный на юго-западе страны в историческом регионе Нижняя Силезия, входит в Нижнесилезское воеводство. Люблин раскинулся по берегам р.

Тарнув

Тарнув

Тарнув - город на юге Польши, входящий в состав Малопольского воеводства. Основание города датируется первой половиной 14 века и восходит к эпохе Пястов.

Торунь

Торунь

Торунь - один из старейших городов Польши, основанный в 10 веке. Расположен на севере страны на реке Висла.

Ольштын

Ольштын

Ольштын - старинный город, расположенный на севере Польши на берегах реки Лына. Это административный центр Варминьско-Мазурского воеводства.

Эльблонг

Эльблонг

Эльблонг - город на севере Польши в Варминьско-Мазурском воеводстве. В Средневековье являлся важным ганзейским морским портом, который контролировал выгодные торговые пути на Балтике.

Плоцк

Плоцк

Плоцк - город в Центральной Польше в Мазовецком воеводстве. Расположен на берегу самой длинной реки страны - Висле.

Радом

Радом

Радом - город в центре Польши, входит в состав Мазовецкого воеводства. Упоминается уже во второй половине 12 века.

При цитировании текстовых материалов активная ссылка на сайт обязательна. Фото и видео, размещенные на данном сайте, являются собственностью их авторов и используются исключительно в информационных целях.

Регистрируясь на сайте, Вы соглашаетесь на обработку Ваших персональных данных - политика конфиденциальности.

Читайте также: