Место погребения богородицы иерусалим

Обновлено: 14.05.2024

1. Где была похоронена Дева Мария? 2. Какой Иаков похоронен в Сантьяго-де-Компостела?


1. Где была похоронена Дева Мария?

- От исторических писаний должна быть какая-то польза, - может сказать мне читатель. - Вот Вы все пишете, пишете, а какая, к богу, разница, откуда Моисей вывел евреев - из Испании али из Шарм-эль-Шейха? Один вред только туризму в государство Израиль.
Да, действительно, - задумался я. Развенчивая одни святыни, мы должны предлагать народу другие, настоящие, иначе можно нанести непоправимый вред туристической индустрии, тем более в разгар мирового экономического кризиса.
Я уже предположил, что колодец, у которого Христос разговаривал с самаритянкой, находится внутри храма Айя-София в Константинополе.
(Читатель, пусть тебя не вводит в заблуждение иронический тон в начале: я все пишу серьезно и свои слова обосновываю).
Но Айя-София - и так намоленное туристическое место.

А вот где похоронена Дева Мария?

Да, мы не спорим - Дева Мария была вознесена на небо. Но до этого она умерла и была похоронена.
Церковное предание говорит, что это произошло в Гефсимании близ Иерусалима, поскольку она стояла у креста, на котором был распят ее сын, следовательно, могла затем остаться в Иерусалиме, либо, уйдя, опять в него вернуться.

О нахождении Матери Божьей у креста прямо говорит евангелист Иоанн: "Иисус, увидев Матерь и ученика, тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено, се сын Твой" (Ин., 19,25).

Но вот остальные трое евангелистов отчего-то выражаются туманно и обиняками: ". женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему. Между ними были . Мария, мать Иакова и Иосии" (Мф., 27,55-56), "Мария, мать Иакова меньшего и Иосии. Которые и тогда, как он был в Галилее, следовали за Ним и служили Ему"(Мк.,15, 40-41), А Лука и вовсе не упоминает Марию среди стоящих у креста "женщин, следовавших за Ним из Галилеи" (Лк., 23,49).. И только при рассказе о Воскресении говорит о "Марии Иаковой" (Лк., 24,10).
Зачем же эти три евангелиста вынуждают читателя листать Евангелие, чтобы отыскать: "не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда?"(Мф, 13, 55) и сопоставить с перечнем женщин, стоявших у креста? Не слишком ли эта сложная задача для, вполне вероятно, неграмотного христианина? Почему прямо не сказать, что у креста стояла Дева Мария? Разве это малозначимая деталь? Да и почему из списка сыновей выпали Симон и Иуда? И отчего мы до этого не читали, что Мать следовала за Иисусом и служила Ему?

Исследователи, подходящие к Евангелиям как к историческому документу, сказали бы, что тексты трех евангелистов-синоптиков (то есть излагающих сходные в основном сведения о жизни Христа) редактировались с целью согласовать их с евангелием от Иоанна. А ведь считается, что синоптики более достоверны в деталях земной жизни Иисуса, чем Иоанн.

- Опять Вы ударились в критику, - скажешь ты, читатель, - А что Вы можете предложить взамен?

Взамен я могу предложить вот это место из книги Чисел, повествующей об Исходе:
"И пришли сыны Израилевы, все сообщество, в пустыню Син, в первый месяц, и остановился народ в Кадесе, и умерла там Мариам и погребена там" (Числа, 20, 1).
Как известно, Кадеш на иврите означает "священный".


- Позвольте, - скажешь ты, читатель, - да ведь это не та Мария! Когда был Исход, а когда Распятие?!


Вот именно - когда? Библия не дает нам никаких дат. Да, Христос в Евангелиях упоминает о Моисее, поэтому логично предположить, что Страсти происходили после начала Исхода. Но вот через сколько?
И кто расположил историю Давида и Соломона после Исхода, а не до него? И на каком основании?

Итак, что же это за Мариам?
"И взяла Мариам пророчица, сестра Аарона (брата Моисея) , в руку свою тимпан, и вышли за нею все женщины с тимпанами и ликованием. И воспела Мариам пред ними: пойте Господу, ибо высоко превознесся Он, коня и всадника его (фараоново войско) ввергнул в море" (Исход, 15, 20-21).
Возможно, Мариам была та самая безымянная сестра, которая способствовала усыновлению Моисея дочерью фараона (Исход, 2, 1-10). Но вот почему она названа пророчицей? Тому в Торе нет никаких оснований.
Правда, еще к ней являлся сам Господь: "И упрекали Мириам и Аарон Моисея за жену Ефиоплянку. И сошел Господь в облачном столпе, и стал у входа скинии, и позвал Аарона и Мириам, и они вышли. И воспламенился гнев Господа на них, и Он отошел. И облако отошло от скинии, и вот Мариам покрылась проказой" (Числа, 12, 1-10). По просьбе Моисея Господь исцелил Мариам через семь дней: "И сказал Господь Моисею. пусть будет она .в заключении семь дней вне стана , а после опять возвратится. И пробыла Мариам . в заключении вне стана семь дней, и народ не отправлялся в путь, доколе не возвратилась Мариам " (12, 14-15).

Мы уже говорили, что, по нашему мнению, самые древние религиозные тексты содержит в себе Коран.Обратимся к его 19 суре "Марйам": "Вот она удалилась от своей семьи в место восточное и устроила себе перед ними завесу (Ср. с "в заключении" из книги Чисел) . Мы (Аллах) отправили к ней нашего духа. Она сказала: "Как может быть у меня мальчик? Меня не касался человек. " . И понесла она его (Ису) и удалилась с ним в далекое место. И пришла она к своему народу. Они сказали: "О Марйам. сестра Харуна. ".

Итак, Марйам сестра Мусы (Моисея) и Харуна (Аарона) согласно Корану является непорочной матерью Исы (Иисуса), то есть Девой Марией..
У нас есть свидетельство, что христианская традиция поначалу с этим не спорила. Вот "Пространное житие Кирилла", датируемое XV веком:

Итак, в Житиии оппонент в споре о вере обращается к Кириллу: "Один же из них, зело сведущий в сарацинской злобе, вопросил Философа: "Скажи мне, гость, почему вы не почитаете Магомета? В своих книгах он восхвалял Христа., говоря: великий пророк родился от девы, сестры Моисея. " (Родник златоструйный, Памятники болгарской литературы IX-XVIII веков, М., Художественная литература, 1990, стр. 119). Кирилл опровергает далее то, что Магомет - пророк, но ни словом не спорит с тем, что Христос родился от сестры Моисея.

Выходит, что Иисус после смерти своей матери Мариам покинул Испанию вместе со своими дядьями и остальными евреями. Возможно, что и морским путем.

Заметим, что, на наш взгляд, образ Моисея из Торы скорее всего синтетический, объединяющий нескольких персонажей, в том числе дона Абраванеля и Педро де Херрера (см. главу 1). А само имя Моисей было нередким среди тогдашних испанских евреев. К примеру, мудрец "врач из Малаги Моисей ибн Самуил ибн Йегуда" или "ученый раввин Моисей д'Аррагель , который в начале XV века перевел Библию с еврейского на кастильский язык" ( как известно,библейскому Моисею приписывается авторство Торы) ( Л.Поляков, История антисемитизма, Москва: Лехаим;Иерусалим: Гешарим, 1997, кн.1, гл.Мусульманская Испания и Еврейский народ Испании).
Можно вспомнить еще и талмудистов Моше(Моисея)бен Нахмана и Моше бен Ханоха. Или автора книги "Зогар" Моше бен Шема тов де Леона
Эти персоны также могли стать прототипами библейского Моисея.

Отметим и то, что рассказ об Исходе начинается с истории об избиении младенцев "Тогда фараон всему народу своему повелел, говоря: всякого новорожденного у евреев сына бросайте в воду" (Исход, 1,22). История об изгнании евреев из Испании также изобилует всевозможными погромами, которые перекочевали и в жизнеописание Иисуса. (К примеру, уже упомянутый нами в 1 главе португальский король Мануэль насильно отбирал детей у евреев и отдавал их на воспитание в христианские семьи).

Вместе с изгнанниками из Испании Иисус и добрался до Константинополя-Иерусалима.
(Возможно, побывав до этого во Франции-Галлии-Галилее).
Об этом мы поговорим в следующих главах, как и о том, когда и почему вся библейская история была "пересажена" на новые места.

Но сейчас перейдем непосредственно к ответу на начальный вопрос: где могила Девы Марии. Собственно, мы уже его получили черным по белому: в Кадесе, то есть в испанском Кадисе или Кадиксе, считающимся древнейшим испанским городом. Но скорее всего даже не в самом Кадисе, а в находящемся от него на расстоянии 10 км, тоже на побережье, городе El Puerto de Santa Mar;a - Порте Святой Марии. Пинято объяснять это название тем, что именно из гавани этого города отправилась в путь в Новый свет каравелла Колумба "Санта Мария". Однако согласитесь - это странное дело - называть город по имени корабля. Обычно именно корабль получает свое название по "порту приписки". Тем более, что El Puerto de Santa Mar;a известен связанными со Святой Девой чудесами. В частности, Альфонсо X, якобы отвоевавший город у мавров получил зхдесь в соборе Святой Марии исцеление для своих распухших ног, о чем поведано в "Cantigas de Santa Maria" (Гимны Святой Марии)(№367). Про собор же Святой Марии сообщается, что он был открыт . да, читатель, именно в 1493 году. (Конечно, не будем столь наивными, чтобы считать, что в 1493 году открылся построенный собор. Однако, откуда-то же эта дата взялась - она могла быть связана с первым упоминанием этого места , как святого).
В 17 веке собор пострадал от землетрясения и был, как сообщается, частично перестроен.

Под церковью находятся заброшенные катакомбы, в двух перпендикулярных коридорах которых, длиной около 12 метров, в стенах - погребальные ниши. Из церкви вниз в катакомбы ведет лестница.

2. Какой Иаков похоронен в Сантьяго-де-Компостела?

Сантьяго-де-Компостела (Santiago de Compostela) считается третьим после Рима и Иерусалима центром христианства. В средние века многочисленные паломники преодолевали горы и долины, стремясь добраться до него. В наше время сюда стекаются паломники и туристы со всех концов света", - написано в туристическом путеводителе.

А все почему? Потому что здесь в соборе святого Иакова находятся мощи Иакова Зеведеева, то есть одного из двенадцати апостолов.

Однако мы тут же сталкиваемся с рядом странностей. Во-первых, странна история появления мощей в Испании. Конечно, в христианстве много фантастических историй, но все же: пытаясь как-то связать концы с концами легенда говорит, что святой Иаков после смерти Христа проповедовал в Испании, затем вернулся в Иерусалим, где принял мученическую смерть и был похоронен. На том месте стоит собор святого Иакова в Иерусалиме. Однако два ученика Иакова отчего-то решили, что Иерусалим не подходит для погребения, и погрузили тело Иакова в лодку, которая приплыла в Испанию. Здесь Иакове был похоронен в гробнице, следы которой затерялись и которая вновь была обнаружена только в 9 веке. На месте обнаружения останков святого Иакова был построен собор святого Иакова в Сантьяго-де-Компостела. Причем мощи снова пропали в конце 16 века и было вновь обнаружены только в веке 19-м. Напрашивается вывод, что поклонение в Сантьяго-де-Компостела слабо привязано к наличию мощей святого, а скорее к самому месту.

Но еще более, чем история с мощами, удивительны следующие обстоятельства.
"В 997 году мавры во главе с Альмансором вторглись в северо-западную часть Испании, захватив Галисию. Армия христиан была разбита, жители городов бежали в соседнюю Астурию. Сантьяго достался Альмансору без кровопролития. Осмотрев базилику, он велел ее разобрать. Ценности и колокола пленные христиане на руках несли в Кордову - столицу халифата. Однако разрушение этим и завершилось. Неизвестно, почему, но сам гроб с мощами Иакова владыка мусульман велел не трогать. Своим зодчим он приказал возвести вокруг могилы резную каменную ограду, а военным охранять святыню от посягательств. Ограда гробницы в целости сохранилась до наших дней".

В Коране присутствует слово "хавари", которое принято переводить как апостол. Однако означает оно просто последователь, приверженец. Вот типичное место из Корана: «О те, которые уверовали! Будьте помощниками Аллаха. Иса, сын Марьям, сказал апостолам: «Кто будет моим помощником на пути к Аллаху?» Апостолы ответили: «Мы - помощники Аллаха» ( Сура 61:14). Здесь все уверовавшие призываются стать помощниками Аллаха. Так называемые в переводе апостолы (приверженцы) ничем не выделены из остальных уверовавших. Никаких сведений о "ближнем круге" пророка Исы, а тем более об именах хавари в Коране нет. Более того, как мы не раз еще подчеркнем, для мусульманина оскорбительна сама история о распятии великого пророка Исы. Христианский апостол Иаков неразрывно связан именно с этой историей. Поэтому удивительно, что Альмансор не только не разорил могилу, но отстроил ограду и выставил вооруженную охрану.

А вот еще одно странное обстоятельство, касающееся собора в Сантяго-де-Компостела. В нем существует специальная боковая дверь для входа в храм евреев. Но позвольте, ведь именно евреи, согласно христианской доктрине, распяли Христа. Обвинение это было снято католической церковью лишь в 1965 году на Втором Ватиканском соборе. Зачем же допускать евреев к могиле апостола? Более того, с точки зрения правоверного еврея евангельский Иисус никакой не мессия, а мошенник. Зачем же евреям поклоняться мощам его апостола?

Странности развеются, если принять, что в Сантьяго-де-Компостела изначально поклонялись могиле не евангельского, а библейского Иакова. Того, кто и привел евреев в Мицраим-Испанию. Отца Иосифа и родоначальника 12 колен Израилевых. Он почитаем в христианстве, иудаизме и исламе. В последнем известен как пророк Якуб, заповедавший своим сыновьям быть мусульманами (покорными Аллаху). Истории Якуба и его сына Юсуфа (Иосифа) посвящена вся 12 сура Корана "Йусуф". Поэтому с таким почетом отнесся к его могиле Алмансор. Поэтому приходили в собор поклониться своему патриарху евреи. Поэтому Иаков считается покровителем паломников и часто изображается с посохом и сумой путника.

Напомним, что сведения о пребывании апостол Иакова в Испании - поздняя легенда, пытающаяся связать концы с концами, а вот путешествие библейского Иакова в Мицраим описано в священных книгах всех трех религий. Он и изображается часто именно в виде путника с тем же посохом в руках.

Логично, что Иаков, приведший в Испанию евреев (они же мавры - см. 4.1. 11-12), которым и принадлежала заслуга создания испанской культуры, стал в Испании объектом поклонения.

Не менее, чем сама могила Иакова, известен Путь Святого Иакова - маршрут паломников, идущих на поклонение его мощам. Путь этот проходит вовсе не по морю, по которому в Испанию де приплыли мощи апостола Иакова, а по земле. И начинается он вовсе не в палестинском Иерусалиме, а во Франции. Именно оттуда в библейский Мицраим, то есть в "страну ущелий" Испанию, и мог прийти по суше со своими сыновьями библейский Иаков.

В истории христианства часты случаи замены языческого культа на культ христианский. В этом же ряду может стоять и замена культа патриарха Иакова на култ Иакова-апостола.
Но почему в Испании произошла эта замена? Развернутый ответ на этот вопрос дадут следующие главы нашей книги (см. главы 9, 10, 11 ). Сейчас вкратце скажем следующее. После изгнания евреев (они же мавры) из Испании в 1492 году, в Европе развернулось вооруженное противостояния между нашедшими убежище в Константинополе изгнанниками-сефардами и Габсбургами. В ходе этого противоборства, по всей видимости, в Константинополе, была написано Пятикнижие, основное содержание которого состоит в описании побед сынов Израилевых над идолопоклонниками, они же католики. Противоборствующая сторона ответила созданием Евангелия, в котором описывалось кощунственное убийство великого пророка Исы евреями в Иерусалиме-Константинополе. Примирение этих двух антагонистические книг - Ветхого и Нового Заветов - состоялось, по всей видимости, только на Тридентском соборе (1545-1563). До этого пророк Иаков-Якуб, как религиозный герой евреев, являлся в изгнавшей евреев Испании "персоной нон-грата". Поэтому его культ, полностью ликвидировать который было, очевидно, невозможно, трансформировали в культ одноименного евангельского апостола.

Возможно, читатель, ты не совсем веришь мне, потому что привык доверять так называемой традиционной хронологии. В биографии святого Иакова есть, однако, обстоятельства, которые хорошо показывают, чего стоит эта хронология.

Оказывается, у апостола Иакова была еще одна ипостась. А именно Сантьяго Матамороса (Святого Иакова-Мавроборца), который сплотил христиан и вдохновил их на победу над маврами. Именно поэтому апостола Иакова считают покровителем испанской Реконкисты.

"В 844 г. в битве при Клавихо, когда испанцы под предводительством Дона Рамиро I терпели поражение от сарацин, перед ними появился всадник на белом коне со знаменем — белым полотнищем с красным крестом, и сарацины (мавры) обратились в бегство". Деревянная статуя Матамавроса Иакова с поверенными маврами в ногах коня стоит в компостельском соборе. Рубящий мавров Иаков изображен и на многочисленных иконах.

Не надо думать, что Матамороса считали лишь чудесным видением. До поры до времени участие современника Иисуса в испанской Реконкисте ни у кого не вызывало недоумения. Ведь современная хронология еще не была придумана и пророк Иса считался племянником Моисея и Аарона, как об этом сообщает Коран.

Однако, как считается, в 1583 году появляется "Исправление времен" Скалигера, то есть создается новая, а ныне общепризнанная, хронология. И сразу же герой Реконкисты апостол Иаков становится анахронизмом. "Скептики . отвергали реальность битвы при Клавихо и абсурдное мнение, что святой Иаков принимал личное участие в избиении мусульман" (T. D. Kendrick, St. James in Spain, London, 1960, p. 185). Согласитесь, что если бы речь шла об участии святого в битве в виде видения, вряд ли кому-либо это могло бы показаться абсурдным. Значит, речь шла об апостоле Иакове во плоти и крови.

Более того, "в XVIII столетии папа Бенедикт XIV дал отповедь сомневающимся . и подтвердил участие и главенство святого Иакова . в войне испанских христиан с мусульманами" (там же).

Видимо, несмотря на новую хронологию Скалигера, папе Бенедикту было не с руки пересматривать уже устоявшиеся представления. Да и, если Иисус был племянником Моисея, выведшего в 1492 году евреев из Испании, то последователь Иисуса Иаков вполне мог участвовать в сотрясавших Испанию на протяжении всего 16 века столкновениях с морисками (т.е. буквально мавришками). Папе Бенедикту, видимо, все это казалось вполне естественным.

Что стало с телом Богородицы после Успения?

Во гробе тела не оказалось, когда его открыли, чтобы апостол Фома мог увидеть Её. Это удостоверил Собор апостолов, чудесным образом собранный на погребение Богоматери. Апостол Фома опоздал.
Свт.Димитрий Ростовский говорит в слове на Успение Богоматери:

"Теперь посмотрим на другое, необозримое по пространству, но уже удобозримое по светлости поприще, которое открылось для Пресвятой Девы Ее успением. Как скоро сие совершилось: собор апостолов, как говорит благочестивое предание, отовсюду собран Духом Божиим, чтобы не столько оплакивать, сколько праздновать Ее погребение.
Как прежде неверие Фомы обращено в доказательство достоверности воскресения Христова, так теперь умедление Фомы обращается в средство к прославлению вознесения Богоматери – еще сокровенного, как сокровенна была жизнь Ее на земле."

Анатолий Митрофанов
15.01.1961- 05.07.2021
Православный христианин Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Богоматерь в третий день по блаженном Успении Своем воскресла и ныне жительствует на небесах душой и телом»
Филарет Московский дополняет: «В третий же день от смерти, по подобию Христову, проявлено Ея полное воскресение»
Учение о воскресении и вознесении Божией Матери с телом на небо говорит, что после кончины не только бессмертная душа Богоматери вступила в жизнь будущего века, но и плоть Ее, уподобившись плоти Воскресшего Господа Иисуса Христа, уже пережила то изменение из тления в нетление, которое ожидает остальных людей после всеобщего воскресения.
Протоиерей Михаил Павленко
Украина Православный христианин Возник вопрос: доказано ли, что Богородица после Своего Успения была вознесена с телом на Небо? В Новом Завете мы не находим ответа на этот вопрос. Область Священного Предания говорит нам что пелены надгробные и одежда Богородицы были переданы представителями Иерусалимской церкви-Константинопольской церкви.
Протоиерей Михаил Павленко
Украина Православный христианин

В Минологии Василия II (конец X века) и в Синаксаре Константинопольской церкви (X век) рассказ о воскресении и вознесении Марии отсутствует; в них рассказывается о том, что по просьбе Фомы, которого не было на погребении Марии, апостолы открыли гроб на третий день. В нём не оказалось тела Марии, а была только её одежда, и поясняется, что Бог перенёс тело своей матери в место которое он сам знает[32]. Синаксарь дополняет этот рассказ, сообщая о том, что одежды Марии, которые были найдены в пустом гробе, были перенесены впоследствии во Влахернский храм[33].

Я лично думаю что при передаче одежд Богородицы и пелен погребальных именно Иерусалимская церковь передала предание о Успении Божией Матери, что потом и вылилось в сочинение огромного количества разного рода повествований (апокрифов) на основании этого факта.

Согласно церковному преданию, Богородица скончалась в Иерусалиме на горе Сион. Апостолы похоронили Её в Гефсимании, где находилась гробница Её родителей Иоакима и Анна, а также гробница Иосифа Обручника[2]. Апокриф «Cказание об успении Святой Богородицы» (написан не ранее IV века) сообщает, что Богородица была похоронена апостолами «в Гефсимании в новом гробе»[3]. Отсутствовавший при погребении апостол Фома пришёл через три дня в Гефсиманию и попросил открыть гроб, чтобы проститься с Марией. Открытый гроб оказался пустым.

Первое письменное упоминание о церкви на этом месте датируется VI веком, когда над гробницей Богородицы была построена круглая церковь императором Маврикием Тиберием. Храм был разрушен персами в 614 году. Затем церковь была перестроена и имела два уровня[4].

В VII веке гробница Богородицы была вскрыта по решению Шестого вселенского собора, по преданию, в ней были найдены пояс и погребальные пелены[5].

В Константинополе Пульхерия построила 3 храма: Влахернская церковь, монастырь Панагии Одигитрии и святилище Халкопратии, куда поместила христианские реликвии. Согласно Никифору Каллисту, Пульхерия в Халкопратейском храме положила пояс Пресвятой Богородицы, принесённый из Палестины в Константинополь еще при Аркадии; в храме Одигитрии поставила икону с портретом Богоматери[18]; во Влахернский пожертвовала погребальные пелены Богоматери, присланные из Иерусалима архиепископом Ювеналием.[19]

В Минологии Василия II[7][8] рассказывается, что пояс и риза Богородицы хранились в Иерусалиме; при императоре Аркадии (395—408 годы) пояс был перенесён в Константинополь из Иерусалима и положен в небольшой ковчег.


Поэтому думаю что до того момента когда нашли Честной Крест Господа нашего, собирания предания о Богородице не было, а затем императоры Константинополя нашли пояс Богородицы, Её гробницу, погребальные пелены, и выяснили обстоятельства Её вознесения на небо Господом, и именно из-за этого этот праздник Успения установился в церкви так поздно.
Тайна сия велика есть, но я верю что такие святые как Иоанн Дамаскин , Косма Маюмский на основании достоверных для себя сведений писали каноны прославляющие Успение Божией Матери.

Как совершается чин Погребения Божией Матери?

В XIX веке погребальный чин на Успение совершался у нас в немногих местах: в Московском Успенском соборе, в Киево-Печерской Лавре, в Костромском Богоявленском монастыре и в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой Лавры. В Киево-Печерской Лавре он не составлял отдельной службы, а совершался на всенощном бдении праздника перед полиелеем (Непорочны с припевами, разделяющиеся на 3 статии).

По благословению Святителя Московского Филарета в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой Лавры помимо Успения был установлен праздник воскрешения и взятия на небо Богоматери (17/30августа). Накануне на всенощном бдении совершалось Иерусалимское последование. В Троице-Сергиевой Лавре (согласно рукописному уставу Лавры 1645 г.) этот чин в древности совершался на бдении праздника после 6 песни. В Иерусалиме, в Гефсимании эта служба погребения совершается патриархом накануне праздника — утром 14/27 августа.

Успение. Где находится гробница Пресвятой Богородицы. Иерусалимская икона Божией Матери, похожая на Ее земной образ

Согласно данным церковной истории Успение Пресвятой Богородицы произошло во второй половине сороковых годов после Рождества Христова.

Апостолы, извещенные о предстоящем конце земного пути Пресвятой Девы, были чудесным образом собраны ко дню Ее погребения. Только апостол Фома промыслительно прибыл на третий день после Успения. Для того чтобы Фома мог проститься с Пресвятой Девой, камень, закрывавший вход в гробницу, был отодвинут. Однако тела Пресвятой Девы в гробнице не было: оно вознеслось на Небо.

Об этом пророчествовал псалмопевец и царь Давид:

Воскресни Господи… Ты и Кивот Святыни Твоея

(Псалом 131, ст. 8)

Согласно святоотеческому толкованию кивот является древним прообразом Пресвятой Богородицы.

Гробница Божией Матери

Гробница Божией Матери расположена в подземной церкви, находящейся в Гефсиманском саду. К самой гробнице паломники спускаются по широкой каменной лестнице, имеющей 44 ступени. На уровне 20-й ступени, с правой стороны расположены ниши с гробницами родителей Пресвятой Девы – праведных Иоакима и Анны. Немного ниже, с левой стороны находится гробница праведного Иосифа Обручника.

В самОм подземном храме очень много серебряных и золотых лампад, мерцающих в полутемном пространстве церкви.

Посреди храма расположена мраморная кувуклия, внутри которой находится часть скалы с вырубленным из камня ложем. На нем покоилось тело Божией Матери.

МОЛИТВА ПРЕЧИСТОЙ БОГОРОДИЦЫ найдена на ее гробнице в пещере.

МОЛИТВА ПРЕЧИСТОЙ БОГОРОДИЦЫ найдена на Ее Гробнице в пещере, куда было положено тело Пресвятой Богородицы после Ее Успения. Храм Успения Пресвятой Богородицы находится на Святой Земле в г. Иерусалиме, рядом с Гефсиманским садом. «Эту молитву нашли в Гефсиманском саду, на могиле Богородицы и тот, кто эту молитву всегда имеет при себе и читает постоянно, да не убоится смерти и да будет защищён от всякого зла; больные исцелятся; кто сможет читать молитву сию непрестанно, то за три дня до кончины своей будет иметь откровение от Пречистой Богородицы.» Святой преподобный Архимандрит Гавриил (Ургебадзе), Христа ради юродивый, о молитве Пречистой Богородицы, приведённой ниже, говорил следующее: «Эту молитву я сам взял с могилы Пресвятой Богородицы.»

МОЛИТВА ПРЕЧИСТОЙ БОГОРОДИЦЫ:

- Радуйся, благодатная и всемилостивая Матерь Божия, Ходатаице христиан, яко радуется Тебе Собор Ангелов и служат Тебе Архангелы на Небесах;

- Радуйся, печальных утешительнице, слепых жезле спасительный, притекающих с верою к Тебе несумненная пособнице и ходатаице;

- Радуйся, святости горней трапезо;

- Радуйся, Владычняя палато пресветлая;

- Радуйся, кадило златое Создателя Твоего;

- Радуйся, столпе златотканный;

- Радуйся, Дево Пресвятая и непорочная, Креста Солнечного подательнице Престолу Небесному.

Покрый мя честным Твоим омофором, о неустанная молитвеннице наша. Имея оружием молитву сию, предаю в пречистыя руки Твои душу мою. Настави стопы мои на стезю праведности и сподоби меня победы над злом, дабы войти в Царствие Небесное по милости Господа Бога и Спасителя нашего, Иисуса Христа;

- Радуйся, Пречистая Дева, Марие, Столпе непорочный и крепосте духовная;

- Радуйся, Невесто Неневестная;

- Радуйся, Матерь неискусобрачная и непорочная, что держала на пречистых руках твоих взявшего на себя все тяготы мира.

Буди подмогой и ходатаицей недостойного раба Твоего, защити мя во все дни живота моего от бед и искушений, даруй долголетие мне во благо, благослови мя пройти путь жизненный с почитанием и величанием имени Твоего, дабы пети Тебе в нынешнем веке и во веки веков. Аминь!

- Радуйся, Ангелов Царице, Госпоже Правосудия.

- Радуйся, Господь с тобою, Святая Святых, честнейшая Херувим и Серафим;

- Радуйся, Святая Дево, пособнице исправления грешних;

- Радуйся, мучеников цвете и отцев наших упование.

О, Мария, Пречистая Дево, которой Христос Бог наш очеловечился и с человеки поживе, помилуй меня, раба Твоего, укрепи меня силою Честнаго и Животворящего Креста Сына Твоего и направь мя на путь истины.

О, Святые Ангелы и Архангелы, о, покровители души моей, Архангелы Михаиле и Гаврииле, помилуйте меня грешного!

О, Пречистая Отроковице, Матерь Бога Вышнего и Царице Всеблагая, Солнце правды и Славы, Превышняя Небес и светлейшая солнца, честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим, предков наших упование, Величие мучеников и праведных всех радость и опоро; Авраама, Исаака и Яковля веселие и Гедеона руно орошенное; Моисеево, Аароново и всех святых отцев Украшение, кадильнице златая, подсвечнице прекрасная Небесного сияния, Манны Небесной ковчеже златой, Сосуде всечестный Духа Святаго, Царице моя Всепетая, Трапезо Пречистая, Скорбящих утешение, Христиан предводительнице, Пречистая Отроковице, Купино Неопалимая, необъятный и невместимый прозябший жезле Ааронов. Воистину жезлом нам явишеся Ты и цветоком Твоим сыне Твой, Иисусе Христе, Спасителю наш, Владыко и Творче , Властителю Неба и земли и всея твари Содетелю. Ты, рождшая Бога Слово плотию человеческою, до и после рождества Его Приснодева была еси, и ключ непорочности Твоей Христос Божественным Своим знамением осенил, безсеменно воплотившийся от чрева Твоего.

О, примирительнице наша с Богом Всевышним, ходатаице беспомощных и грешных, в волнениях житейского моря пребывающих пристанище и утешение, в темницах сущих свободительнице, покровительнице сирот, вдовиц защито и покрове, плененных грехом избавительнице, недугующих целительнице, в житии иноческом опоро и утешение, крепосте и упование наше.

О, Пресвятая Дево, венец победы Владычный, Пресвятая отроковице, Матерь моя и Царице моя Преблагая, покрый мя честным Твоим омофором и защити мя от глумления сатаны, губителя человеческого рода, злого хулителя и врага моего. Помилуй меня, обнищавшего и немощного, бесчисленными злодеяниями прогневавшего Творца Моего и Судию Праведного. Притекаю под Твой покров, в Тебе токмо надежду и пристанище имаше, о Всепетая, и яко раб недостойный взываю Тебе, Царице моя, со слезами многими, дабы Сладчайший Иисусе, Жизнеподателю, Твоим заступлением за грехи мои не отторгнул меня, недостойного и непотребного раба своего. Молю Тебя, Пречистая Владычице, приведи мя ко Христу и умоли Сына Твоего, дабы удостоил мя деснаго стояния и Царствия Своего, где нет ни слез, ни скорби, ни вечного наказания, ниже страданий и мучений, а только радость нескончаемая и свет лица Господа моего, бытие вечное и светлое, и безграничное единение со святыми и со ангелы Его. Удостой, Царице, непотребного раба Твоего, избавления от грехов моих и страстей и исполни уста моя и язык мой услади хвалениями и молитвами, радостными и духовными, горячими и сердечными яко ангельскими, со святым Гавриилом вкупе взывающе:

- Радуйся, солнце Божественное и сладость нетварного света;

- Радуйся, Царице благовествования;

- Радуйся, средь матерей Дево всеблаженная;

- Радуйся, Источниче света всем породившая;

- Радуйся, Свет правосудия во тьме высветившая;

- Радуйся, Царице превышняя;

- Радуйся, умиротворение, радосте и житие непорочное;

- Радуйся, верных веселие;

- Радуйся, пророческое прозрение;

- Радуйся, апостолов славо и иноков венче, победительный мирови;

- Радуйся, благодатная, священнослужителей украшение;

- Радуйся, поющих и просящих Тебе упование;

- Радуйся, избавительнице наша от греховных страстей;

- Радуйся, сладосте и красото всех рождённых;

- Радуйся, крепости источниче;

- Радуйся, прибежище и избавление страждущих;

- Радуйся, радосте рабов Твоих;

- Радуйся, гонимых пристанище и величие горних селений;

- Радуйся, всепетая, покров и ходатаица наша;

- Радуйся, священства Славо и веселие;

- Радуйся, райские двери отверзающая;

- Радуйся, радость нам подающая;

- Радуйся, от скорбей нас избавляющая;

- Радуйся, Владычества Небесного ключ;

- Радуйся, Матерь Христа Бога моего;

- Радуйся, чревом своим приявшая Утешителя смертных, Поправшего смерти державу;

- Радуйся, Невместимого вместилище;

- Радуйся, млеком возрастившая Христа нашего, Живодавца и Бога;

Господи, даруй мне кончину благую, напиши мое имя в Книге жизни Твоея и даруй мне благодать Твою! Помяни меня Господи, когда приидеши со славою в силе, яко Ты благословен еси во веки веков. Аминь.

Место Успения Девы Марии в Эфесе: историческая правда или коммерческий проект

Жила ли Дева Мария в Эфесе и здесь ли произошло ее Успение, как рассказывают местные гиды? Официально местом Успения матери Христа по-прежнему считается Иерусалим.

Почему же сюда устремляются тысячи паломников христианского мира? Маленький домик-часовня на вершине крутой горы Бюль-Бюль (Соловьиной) овеян легендами. Уже много веков христиане поднимаются сюда, чтобы испить воды из источника на горе и помолиться в святом месте.

Экскурсионный автобус закладывает крутые виражи по спирали серпантина. Остается совсем чуть-чуть до места назначения, перед нами открывается обзорная площадка у подножия статуи девы Марии. Еще немного – и прибываем.

Место Успения Девы Марии в Эфесе: историческая правда или коммерческий проект

Торжественность обстановки несколько омрачает необходимость надеть маски. Несмотря на то, что мы находимся в музее под открытым небом, турецкая жандармерия строго контролирует их ношение. Общественное место потому что. Увы, ничего не поделать, год 2020 на дворе.

Нас встречает еще одна прекрасная статуя Девы Марии, но уже поменьше предыдущей.

Бронзовая статуя Девы Марии Бронзовая статуя Девы Марии

А еще вертеп со сценой Рождества Христова:

Место Успения Девы Марии в Эфесе: историческая правда или коммерческий проект

Гид еще в автобусе начал рассказ о том, как все предположительно было. Когда Христа распяли, гонения на христиан в Иерусалиме усилились. Оставаться там было небезопасно. Умирая на кресте, Иисус завещал любимому ученику Иоанну (Богослову), чтобы тот позаботился о его матери.

Поэтому Иоанн с Девой Марией отправились искать пристанище в Малую Азию и обосновались рядом с Эфесом. Этот факт ничем не был подтвержден достаточно долго.

Однако в 1812 году к известной провидице из Германии Анне Катарине Эммерих во сне пришло откровение. Узрела она место, где сейчас находится Дом Девы Марии, и рассказала об ее Успении там в возрасте 64 лет. Ясновидящая довольно подробно описала окрестности, саму эту гору, и как все происходило.

Правда, экспедиция под руководством французского священника была отправлена в эти края лишь в 1891 году. На месте были обнаружены фундамент и остатки древней церкви, которые подтверждали, что закладывалось строение примерно в начале первого столетия. И еще жители подтвердили, что эта земля давно считается святой, а воды источника – чудотворными.

Так что в 1892 году Дом Девы Марии был объявлен святым местом. Но широкую известность он приобрел лишь в 20 веке после посещения сначала Папой Римским Павлом VI в 1967 году и Иоанном Павлом II в 1979 году. И с тех пор становится местом паломничества для христиан всего мира.

Между прочим, Дева Мария для мусульман является Матерью Пророка Исы, только имя ее – Марьям. После объявления в 1979 году католической церковью этого места святым, паломников-мусульман здесь меньше не становится.

Место Успения Девы Марии в Эфесе: историческая правда или коммерческий проект

Дом Девы Марии – место, которое интересно не только паломникам, большинство из которых – ожидаемо, женщины. Здесь сосредоточена особая энергетика, которую ощущает на себе каждый. Это место с историей, уходящей в глубь веков и насыщенной удивительными событиями.

В 2007 году в окрестностях Дома Девы Марии бушевали сильные пожары. Уцелел лишь маленький островок земли. Огонь остановился в нескольких метрах от Дома.

В пятницу 9 ноября начался визит Святейшего Патриарха Кирилла в Иерусалимский Патриархат. Предстоятель Русской Церкви повторит исторический путь множества русских паломников. В субботу Святейший Патриарх будет молиться в Гефсимании, где не только произошли известные всем евангельские события, но и погребена Матерь Божия.

Последние годы Своей земной жизни Пресвятая Богородица провела в доме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, любимого ученика Господа нашего Иисуса Христа, на горе Сион.

Сейчас на этом месте стоит католический храм Успения.




На том месте, где, по преданию, произошло Успение Божией Матери, сейчас стоит каменное ложе со скульптурным изображением Пресвятой Девы:


Именно отсюда, с горы Сион, апостолы несли тело Пречистой через весь город в Гефсиманский сад, где и погребли Ее. Гробница относится к древнему еврейскому кладбищу, существовавшему со времен ветхозаветных пророков (некоторые похоронены тут же) и до наших дней – свежие могилы появляются и сегодня.

Над гробницей Божией Матери построена полупещерная церковь. В ней, кроме православных, в определенные часы служат армяне.




Гроб Божией Матери – небольшая часовня, отделяющая алтарную часть храма.


Плита над ложем Пречистой служит престолом.



За гробом стоит всемирно известная чудотворная Иерусалимская (Гефсиманская) икона Божией Матери в каменном киоте.


Будучи одними из самых святых мест на земле, как католический храм на месте Успения на Сионе, так и православный над гробницей Божией Матери, поражают своим удивительным спокойствием. Группы туристов сюда приходят не таким плотным потоком, как к большинству святынь Святой Земли, поэтому если самостоятельно путешествующий паломник зайдет днем, когда нет служб, он может в тишине помолиться и подумать о Той, Которая во Успении не оставила мира и молитвами Своими избавляет от смерти души наша…

Особенности службы погребения

О совершении чина Погребения Божией Матери


Как совершается чин Погребения Божией Матери? Читайте об этом в нашей статье! Здесь Вы найдёте полную последовательность этой службы в храмах.

Читайте также: