Место народных собраний в афинах

Обновлено: 16.05.2024

В связи с неукоснительным соблюдением одного из основных принципов античной демократии – принципа суверенитета демоса – верховным и ничем не ограниченным органом власти в Афинах классической эпохи была экклесия – народное собрание. Афинское народное собрание включало всех взрослых совершеннолетних граждан мужского пола[16]. Оно созывалось часто и регулярно, как правило, 40 раз в год, т. е. приблизительно один раз в девять дней. Именно на нем рассматривались и решались все сколько-нибудь важные вопросы жизни государства, как принципиального характера, так и относящиеся к сфере повседневности. Экклесия определяла в деталях внешнюю и внутреннюю политику государства, принимала иностранных послов, объявляла войну и ратифицировала международные договоры, в том числе и мирные, контролировала финансы полиса, избирала должностных лиц и рассматривала их отчеты о своей деятельности, принимала законы, выносила постановления об остракизме, надзирала за религиозной жизнью, проведением празднеств, учреждением новых культов. Словом, практически ни один вопрос, имевший хоть какое-то значение для полиса, не мог миновать обсуждения членами народного собрания.

Местом проведения народных собраний изначально была Агора – главная городская площадь Афин, а с середины V в. до н. э. – холм Пникс, где стояли скамьи для участников собрания и трибуна для ораторов. Перенести работу экклесии в другое место оказалось необходимо в связи с тем, что в условиях демократизации жизни полиса частые заседания народного собрания стали создавать неудобства для других видов деятельности на Агоре, в первую очередь для торговли. В некоторых случаях экклесия могла собираться и в каком-нибудь другом месте, например в театре, а если рассматривались вопросы, имевшие отношение к флоту, – даже в пирейском морском порту.

В античном государстве не существовало разделения властей на ветви – законодательную, исполнительную и судебную. Поскольку экклесия имела абсолютную власть в полисе, она сосредоточивала в своих руках самые различные государственные функции. Так, ей принадлежала вся полнота законодательной власти, она же осуществляла верховный контроль над исполнительной властью. Более того, на некоторых заседаниях экклесии устраивались судебные процессы (обычно политического характера), причем народное собрание могло взять на себя принятие решения по любому судебному делу.

Между заседаниями народного собрания ежедневно собирался буле, или Совет пятисот, – орган власти, который был создан в ходе реформ Клисфена. Являясь одним из важнейших властных институтов, он обладал правом законодательной инициативы, рядом функций исполнительной и судебной власти. Члены Совета пятисот (булевты) избирались по жребию сроком на один год из числа граждан не моложе 30 лет (вне зависимости от имущественного положения) – по 50 человек от каждой из десяти фил. Перед вступлением в должность они проходили докимасию – проверку, которую проводил предыдущий состав булевтов, и приносили присягу. Со времен Перикла члены Совета за исполнение обязанностей получали небольшую заработную плату.

Заседания Совета пятисот проходили ежедневно, кроме праздничных дней, в специальном здании на Агоре. Важнейшей функцией Совета было предварительное обсуждение повестки дня экклесии и подготовка проектов решений. Кроме того, буле принимал отчеты у некоторых должностных лиц и при необходимости направлял дело на рассмотрение в суд, вынося предварительный приговор. Совет пятисот играл важную роль во внешней политике государства, в частности представлял народному собранию иностранных послов. В компетенции Совета пятисот находились также многие текущие вопросы: в частности, этот орган вел списки граждан, служивших в кавалерийских подразделениях, контролировал состояние флота, организовывал военное обучение эфебов – афинских юношей, только что достигших совершеннолетия, надзирал над финансовой администрацией, за использованием государственных доходов, следил за поддержанием порядка в городе. Таким образом, полномочия Совета пятисот были весьма обширны, однако демократический характер государственного устройства Афин предусматривал полную подотчетность Совета экклесии, которая могла утвердить или отменить любое решение булевтов.

Для большей эффективности своей работы Совет пятисот был разбит на десять отделений (по количеству фил), которые поочередно дежурили в течение года. Члены дежурного отделения Совета назывались пританами. Пританы председательствовали на заседаниях буле и экклесии, а часть их несла круглосуточное дежурство в Толосе – круглом здании на Агоре. Из числа пританов по жребию избирался их глава – эпист ат. Он находился в этой должности лишь одни сутки (а затем сменялся следующим), но на этот краткий срок становился как бы временным главой государства.

Кроме Совета пятисот, в Афинах продолжал существовать и древний Совет ареопага. Но после того, как реформой Эфиальта его полномочия были значительно урезаны, он превратился в чисто судебный орган, рассматривающий сложные дела об убийствах, о преступлениях против религии. Тем не менее авторитет ареопага по традиции оставался высоким, а судебные процессы в нем проходили очень торжественно.

Для разбора судебных дел гелиэя разбивалась на дикастерии – коллегии. Чаще всего в состав одной коллегии входили 500 человек; впоследствии, во избежание «ничейного» результата при голосовании, судей стало 501. Впрочем, была возможна и меньшая (200—300 человек), и большая (1000—1500 человек) численность членов коллегии. В полном составе гелиэя заседала лишь в исключительных обстоятельствах. Следует отметить, что гелиэя являлась также высшим государственным судом: любой гражданин мог подать в нее жалобу-протест на какое-либо решение, принятое народным собранием, если считал эту псефисму противоречащей законодательству. В этом случае в одной из судебных коллегий возбуждался особый судебный процесс – «обвинение в противозаконии». Если присяжные признавали претензии обвинителя правомерными, псефисма аннулировалась, а тот политик, который инициировал ее принятие, подвергался суровому наказанию, вплоть до смертной казни. Таким образом, гелиэя была единственным органом, который мог ограничивать полновластие афинской экклесии.

Судопроизводство в демократических Афинах имело публичный и состязательный характер, но ни прокуроров, ни адвокатов античность не знала. Истец и ответчик самостоятельно отстаивали перед судьями свою правоту. Заслушав их речи, присяжные выносили приговор путем тайного голосования, опуская псефы в специальные урны. По результатам подсчета голосов оглашался приговор, который обычно тут же приводился в исполнение. Приговор гелиэи был окончательным и опротестованию не подлежал. Не существовало никакой высшей судебной инстанции, в которую гражданин, считающий себя осужденным несправедливо, мог бы подать апелляцию.

Как правило, члены суда присяжных не очень хорошо знали законы. Ведь дикастами избирались по жребию самые обычные граждане, не имевшие юридических знаний. При принятии решений присяжные руководствовались своей «гражданской совестью», в основном обращая внимание на то, доводы какой из тяжущихся сторон кажутся им более убедительными.

Одним из важных элементов политической системы афинской демократии были коллегии магистратов – должностных лиц, осуществлявших исполнительную административную власть. Количество должностных лиц в Афинах V в. до н. э. было весьма велико. По оценке Аристотеля, их насчитывалось до 700 человек, а круг обязанностей каждого был весьма узок. Такое рассредоточение полномочий предпринималось в целях предотвращения концентрации власти в руках одного человека, чтобы не допустить установления тирании. В Афинах, как и во всех полисах, магистрат занимал свою должность обычно в течение года; при этом на большинство должностей нельзя было быть избранным дважды в течение жизни (исключение делалось для военных магистратур). Выборная система занятия постов и исполнение должностных обязанностей в свое личное время, причем частично за свой счет, привели к тому, что античный полис – единственный тип государства, который не знал бюрократии.

При избрании на многие должности активно применялась жеребьевка. Считалось, что жребий являет собой выражение воли богов, он исключает проявление личных пристрастий, к тому же имеет наиболее демократический характер. Однако на те магистратуры, которые требовали специальных знаний (речь идет о должностях, связанных с ведением войн и расходованием финансов), во избежание занятия их случайными людьми, избирали все же не жребием, а открытым голосованием в экклесии.

В Афинах классической эпохи высшими должностными лицами были девять архонтов. Но в V в. до н. э., утратив значительную часть своих полномочий, архонты сохраняли лишь номинальный авторитет, выполняя в основном представительские, церемониальные функции. В частности, в обязанности архонтов входили надзор над религиозной жизнью полиса, организация государственных праздников, председательство в судебных процессах, проходивших в коллегиях гелиэи (впрочем, без права голоса при вынесении приговора).

Фактически наиболее влиятельными должностными лицами в демократических Афинах стали десять стратегов. На эту должность можно было переизбираться неограниченное количество раз (так, Перикл был стратегом 15 лет подряд, а в IV в. до н. э. полководец Фоки он находился на этом посту около 50 лет). Главной обязанностью стратегов было обеспечение обороны государства, командование войском и руководство всеми военными мероприятиями. Однако, поскольку войны постоянно вторгались в жизнь любого полиса и военная организация была неразрывно связана с гражданской, стратеги играли чрезвычайно большую роль в политике государства. Можно сказать, что именно они отвечали за решение большинства важнейших проблем, встававших перед полисом. Именно стратеги очень часто вносили в Совет пятисот и народное собрание проекты постановлений, затем обретавших силу закона.

Назовем некоторые из многочисленных коллегий магистратов, действовавших в демократических Афинах (все перечислить невозможно). Финансами государства управляло несколько коллегий казначеев, каждая из которых имела свои обязанности. Так, в ведении десяти «казначеев богини Афины» находилась казна полиса, хранившаяся в храме Афины на Акрополе; десять эллинотамиев имели под своим надзором казну Афинской архе; десять полетов занимались продажей и сдачей в аренду государственного имущества.

Ряд коллегий отвечал за поддержание общественного порядка. Десять астинОмов наблюдали за чистотой на городских улицах, десять агораномов – за то, чтобы торговля на Агоре велась без нарушений. В связи с тем что одним из важнейших предметов импорта в Афинах был хлеб, важную роль играла коллегия из десяти ситофилаков, следивших за тем, чтобы хлебные торговцы не завышали установленные государством цены. В компетенцию «коллегии одиннадцати» (по числу членов) входило приведение в исполнение приговоров суда, в том числе смертной казни. Афиняне направляли своих магистратов и во многие союзные полисы. Должности самого низшего ранга, считавшиеся недостойными свободного гражданина, занимали государственные рабы. Так, отряд рабов-скифов нес в Афинах полицейскую службу.

Все должностные лица были полностью подконтрольны афинскому народному собранию. Каждое сколько-нибудь серьезное их действие должно было получить утверждение на одном из заседаний экклесии. После окончания годичного срока пребывания в должности магистрат давал полнейший отчет о своей деятельности народному собранию или уполномоченным им органам: Совету пятисот, коллегиям гелиэи. Если отчет по какой-либо причине признавался неудовлетворительным, проштрафившегося магистрата отдавали под суд. Впрочем, любое должностное лицо могло быть смещено и привлечено к судебной ответственности и в период исполнения им своих обязанностей.

Государственное устройство демократических Афин в V—IV вв. до н. э. схематично можно представить так


Афинская демократия являлась политической системой, обеспечивавшей наиболее широкое вовлечение граждан в реальное управление государством. Практически каждый гражданин хотя бы раз в жизни (а обычно гораздо чаще) успевал либо поработать в одной из коллегий, либо быть избранным дикастом или членом Совета пятисот, а кроме того, более или менее регулярно участвовал в работе экклесии. В условиях полиса политическая активность граждан представлялась не только их правом, но и в какой-то мере обязанностью. Уклонение от участия в государственных мероприятиях, демонстративный уход в частную жизнь порицались.

В тесной связи с политической организацией демократических Афин находилась военная организация, представленная ополчением граждан призывного возраста (в возрасте 20—60 лет). Юноши, только что достигшие совершеннолетия (эфебы в возрасте 18—20 лет), проходили военное обучение под руководством специальных наставников и несли сторожевую службу на границах Аттики. После этого они становились полноценными воинами, вносились в призывные списки и в случае необходимости могли быть мобилизованы, чтобы принять участие в военном походе за пределы государства.

Все войско делилось на десять таксисов – крупных отрядов (по одному от каждой филы), а каждый таксис, в свою очередь, на лохи -отряды меньшей численности. Общее руководство всеми военными действиями как на суше, так и на море принадлежало стратегам, осуществлявшим командование коллегиально. Стратегам подчинялись другие военные должностные лица, избиравшиеся голосованием: десять таксиархов (командиров таксисов), два гиппарха (командира кавалерийских отрядов), триерархи (капитаны триер) и др.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Государственное устройство Македонии

Государственное устройство Македонии Сведения о государственном устройстве Македонии на момент прихода Александра к власти очень скудны. Политические институты, похоже, совпадали с социальными классами. Вообще то была наследственная монархия по божественному праву,

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО СПАРТЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО СПАРТЫ В греческом мире архаической эпохи Спарта стала первым окончательно сформировавшимся государством. При этом, в отличие от большинства полисов, она выбрала свой путь развития, ее государственное устройство не имело аналогий в Элладе. В

Глава III Государственное устройство и армия

Глава III Государственное устройство и армия Любезный читатель! Тебя ожидает серьезное испытание. Эта, слава богу; небольшая глава будет скучной. В ней нет ни сражений, ни драматических политических событий, ни ярких личностей — их участников. Дело в том, что в последующих

ГЛАВА ІV. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО

ГЛАВА ІV. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО § 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА Соединение земель Литовской, Жмуди и Белорусских княжений на первое время представило собой чрезвычайно сложное и необычайное, с точки зрения и современной науки государственного права

Государственное устройство

Государственное устройство Ассирийская держава складывалась, несомненно, по примеру касситской монархии Вавилона.В Ассирии царь не считался, как в Египте, богом ни при жизни, ни после смерти. В первую очередь он был военачальником, а затем уже жрецом и

Государственное устройство Тауантинсуйю

Государственное устройство Тауантинсуйю Верховным правителем Тауантинсуйю был Сапа-Инка, обладавший статусом полубожества. Верховная власть, естественно, была наследственной. Наследниками Инки, чтобы не разбазаривать имперское добро, могли быть даже его сыновья от

Лангобардское государственное устройство

Лангобардское государственное устройство Рассмотрев границы завоеваний лангобардов, теперь поговорим вкратце об их социальной и политической системе. Как они относились к итальянскому населению? К собственности на землю? На эти вопросы разные авторы дают разные

Государственное устройство

Государственное устройство Соединенные Штаты являются федеративной республикой, управляемой сильной центральной властью при относительной самостоятельности субъектов федерации.Высшим федеральным законодательным органом США является Конгресс, состоящий из двух

Политическая жизнь и государственное устройство

Политическая жизнь и государственное устройство 1725— Янв. Проблема преемника после смерти Петра Великого. Его внуку Петру, сыну царевича Алексея и единственному возможному наследнику мужского пола, исполнилось всего девять лет. Сторонники реформ называют преемницей

Политическая жизнь и государственное устройство

Политическая жизнь и государственное устройство 1815Выдвижение Аракчеева на первый план; не занимая никакого определенного поста, он становится правой рукой царя и полностью контролирует деятельность Комитета министров.— 15 (27) нояб. Конституционная хартия Царству

Политическая жизнь и государственное устройство

Политическая жизнь и государственное устройство 1917— 9 (22) янв. Забастовка 50 тыс. рабочих и манифестация в Петрограде по случаю годовщины Кровавого воскресенья 1905.— 5 (18) февр. Для предупреждения беспорядков в Петрограде создается Особый военный округ под командованием

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО Автономная Республика Крым является неотъемлемой составной частью Украины. Имеет правительство — Совет министров и парламент — Верховную Раду. АРК имеет свою Конституцию и свои символы — Герб, Флаг и Гимн. Столицей АРК является город

холм в афинах - место народных собраний

Главным государственным учреждением было народное собрание, в котором могли участвовать все афинские граждане. Народное собрание созывалось обычно 3 раза в месяц, а в исключительных случаях еще чаще.

Народное собрание происходило на склоне холма Пникс, а в более раннее время на рыночной площади – агоре. Граждане проходили к месту собрания, обнесенному красной веревкой, и рассаживались на скамьях. На Пниксе размещалось около 5 тысяч человек. Здесь можно было увидеть именитых и богатых граждан в красиво задрапированных плащах – гиматиях, много было трудового люда, который являлся сюда, оторвавшись от своей повседневной работы, не успев иногда переменить одежду. Крестьяне, пришедшие из сельской местности, были в войлочных шляпах, хламидах и с посохами в руках.

Народное собрание выбирало должностных лиц, решало вопросы о войне и мире и договорах с другими государствами, обсуждало и утверждало законы и рассматривало другие важнейшие вопросы государственной жизни.

Для руководства жизнью государства начиная с 510 года путем жребия выбирался «совет пятисот» . На каждый день избирался эпистат – председатель, который руководил народным собранием, принимал послов, хранил государственную печать и ключи от государственной казны. Никто не мог быть избран эпистатом дважды.

Каждый афинский гражданин мог предложить новый закон. Но это не означало, что его было просто и провести в жизнь. Проект закона тщательно рассматривался, выяснялось, не противоречит ли он прежним законам, не вреден ли он для республики. Если признавалось последнее, то автора штрафовали и могли подвергнуть другим наказаниям. После обсуждения законопроекта в «совете пятисот» и на народном собрании происходил голосование. И если законопроект получал большинство голосов народного собрания, он становился законом.

При обсуждении дел, в которых сталкивались интересы различных групп, народные собрания проходили бурно и порой не обходилось без потасовок. Так было при решении вопроса о Пелопонесской войне. Мастера-оружейники и поставщики военного снаряжения стояли за войну, ожидая от нее больших доходов. Земледельцы же знали, что война принесет им разорение, и горячо против нее протестовали. «Мотыжник плюнул в рожу оружейнику, а ковач плугов в ребро двинул мастера копейного» , – так изображает разгоревшееся на народном собрании столкновение древнегреческий писатель Аристофан.

холм в Афинах место народных собраний

Будничная жизнь античных Афин протекала под Акрополем, и самый густо населенный район располагался к западу от скалы - там, где сейчас проходит улица Апостола Павла и на месте заросшего оливками и сосенками пустыря вокруг нее. Улица эта отделяет от Акрополя два трудноразличимых друг от друга холма, Пникс и Филопаппа. На холме Пникс в течение двух главных веков в жизни Афин - 5 и 4 до н. э. - собиралось народное собрание. Народ (до шести тысяч и больше) размещался на широкой каменной площадке на склоне холма, обращенном к Акрополю. Слово "пникс", собственно, означает "давка, давилка, душилка" и говорит о том, что испытывали простые афинские граждане, пришедшие исполнить свой гражданский долг.
С трибуны, остатки которой возвышаются над местом собрания, выступали все великие политики - Перикл, Фемистокл, Аристид, Никий, Демосфен и другие. Их речи должен был вдохновлять прекрасный вид на Акрополь. Именно отсюда Акрополь лучше всего предстает как единый комплекс, а его храмы кажутся превосходно подогнанными друг к другу частями единого здания. Особенно хорошо здесь на закате или с наступлением ночи.
Между холмами Пникс и Филопаппа идет безымянная дорожка-улица, которая начинается в той точке, где улица Дионисию Ареопагиту смыкается с улицей Апостолу Павлу и откуда проще всего попасть на оба холма.

Второе место в Афинах для Собраний это Агора.

Изначально агора представляла собой открытую площадь посреди городской застройки со стихийной планировкой; однако в классическую эпоху положение агоры стало более обособленным, и позднейший тип агоры — полностью обособленный, с регулярной планировкой — сообщался с городом лишь посредством ворот (наибольшее количество примеров агор такого типа можно найти в Малой Азии) . Планировка агоры оказала влияние на архитектуру форумов в Древнем Риме. Одна из крупнейших и известнейших агор — афинская с развалинами многочисленных торговых и общественных построек VI — I веков до н. э. (является центром Нижнего города под холмом Акрополя) ; широко известны также агоры в Спарте и Коринфе.

Для контроля за соблюдением порядка на площади назначались специальные должностные лица — агораномы (метраномы, обязанностью которых было следить за правильностью употребляемых мер) , ситофилаки (наблюдавшие за хлебной торговлей) и др.

Остальные ответы

Значение слова

Народное собрание в Древней Греции называлось экклесией. Полномочия форума служат подсказкой, как переводится данное слово с греческого языка. Это «обращение», «собрание», а по сути, – главный орган власти демократической республики. В период её расцвета вождям приходилось превращаться в настоящих ораторов, ибо перед ними стояли задачи убеждать и вести за собой афинских граждан. Настоящим мастером красноречия был Перикл. О нём говорили: будучи положенным противником на обе лопатки, он всё равно сумел бы убедить слушателей в том, что одержал победу. В его бытность была введена оплата за некоторые государственные должности, чтобы небогатые люди могли избираться в органы власти, не боясь потерять основной источник дохода.

В пришедших на смену олигархических республиках, чем являлось народное собрание в Древней Греции? Определение даёт ответ, что оно всё равно оставалось одним из атрибутов власти. Хотя уже далеко не высшим её органом. Права собрания ограничивались советами и коллегиями, где главную роль играли знатные и богатые граждане. Настоящее же народовластие завершилось вместе с окончанием «золотого века».

холм в афинах место народных собраний

В Афинах -- народное собрание происходило на склоне -- Холма ПНИКС,
а в более раннее время на рыночной площади -- АГОРЕ.

Главным Государственным учреждением было -- НАРОДНОЕ Собрание, в котором
могли участвовать все Афинские граждане. Народное собрание созывалось обычно
3 раза в месяц, а в исключительных случаях еще чаще.

Народное собрание происходило на склоне холма ПНИКС, а в более раннее время на рыночной площади -- Агоре.

Граждане проходили к месту собрания, обнесенному красной веревкой, и рассаживались
на скамьях. На ПНИКСЕ -- размещалось около 5 тысяч человек.

Здесь можно было увидеть именитых и богатых граждан в красиво задрапированных
плащах -- гиматиях, много было трудового люда, который являлся сюда, оторвавшись
от своей повседневной работы, не успев иногда переменить одежду.
Крестьяне, пришедшие из сельской местности, были в войлочных шляпах, хламидах и
с посохами в руках.

Народное СОБРАНИЕ -- выбирало должностных лиц, решало вопросы о войне
и мире и договорах с другими государствами, обсуждало и утверждало законы и рассматривало другие важнейшие вопросы государственной жизни.

Для руководства жизнью Государства начиная -- с 510 года путем жребия выбирался
" совет пятисот ".
На каждый день избирался эпистат" -- председатель, который руководил народным собранием, принимал послов, хранил государственную печать и ключи от Государственной казны. Никто не мог быть избран эпистатом дважды.

Каждый Афинский гражданин -- мог предложить новый закон.
Но это не означало, что его было просто и провести в жизнь.
Проект закона тщательно рассматривался, выяснялось, не противоречит ли
он прежним законам, не вреден ли он для республики.
Если признавалось последнее, то автора штрафовали и могли подвергнуть другим наказаниям.
После обсуждения законопроекта в "совете пятисот" и на народном собрании
происходил голосование. И если законопроект получал большинство голосов народного собрания, он становился законом.

При обсуждении дел, в которых сталкивались интересы различных групп, НАРОДНОЕ собрания проходили бурно и порой не обходилось без потасовок.

Так было при решении вопроса о Пелопонесской войне. Мастера-оружейники
и поставщики военного снаряжения стояли за войну, ожидая от нее больших доходов.
Земледельцы же знали, что война принесет им разорение, и горячо против нее протестовали.
"Мотыжник плюнул в рожу оружейнику, а ковач плугов в ребро двинул мастера копейного", -так изображает разгоревшееся на народном СОБРАНИИ столкновение древнегреческий писатель Аристофан.

АГОРА -- центр общественной, экономической, судебной, политической жизни.
Традиционное месторасположение -- центр города под открытым небом, была
окружена зданиями святилищ города, торговыми рядами.
Самой знаменитой является АГОРА Афин, расположенная недалеко от Акрополя.
С юга она граничит со скалой Ареопага, с запада -- с холмом Агоры и храмом
Гефеста. Ее называют древней или Греческой АГОРОЙ, восточнее расположена Римская Агора

Холм в Афинах-место народных собраний. Скажите как он назывался.

Холм Пникс
(Пника, недалеко от проспекта Апостола Павла) - место, где заседало Народное собрание («Экклисия ту Диму»), являвшееся наиболее важным гражданским органом афинского государства.

sweetlana1

Холм в Афинах-место народных собраний.

Новые вопросы в История

8. Чи згодні ви з думкою, що українська шляхта протягом XVI ст. перетворилася на провідну та впливову верству українського суспільства​

складіть коротку історичну довідку про церкву для словника-енциклопедії​

СРОЧНО ДАЮ 50 БАЛЛОВ. Таблица по истории

35 балов Зважте на факти й оберіть твердження, яке вважаєте слушним: що спонукало більшість нащадків колишніх українських козаків погодитися вступити … до російського війська - патріотична налаштованість до своєї «вітчизни», яка опинилася перед загрозою загарбання, чи намагання повернути колишні вольності, втрачені у другій половині 18 ст.? Свій вибір обґрунтуйте Історія ураїни 9 клас

Скласти сенкан до Юстиніан I

ДАЮ 32 БАЛЛА. Практична робота. Гуманістичні ідеї доби Відродження. Не сфоткав всю практичну тому що brainly не дає загрузить 2 фотки, тому Ось автор … цього підручника: Всесвітня історія 8 клас І.Я.Щупак, О.В.Бурлака, Н.С.Власова 8 клас (сторінка 56). Підручник можна знайти в інтернеті​

чем прославился мужской монастырь Святой Екатерины на Синае?​

рассказ в школу про малиновку харьковская область ​

СРОЧНО. напишите пожалуйста про основные направления Великобритании в 19 - начале 20 века. ОЧЕНЬ НУЖНО ПОЖАЛУЙСТА. не проходите мимо..(​

Как часто собиралось Народное собрание? где в Афинах оно собиралось ? почему под открытым небом?

briochetina

Народное собрание было главным государственным органом в Афинах, и поэтому его проводили часто – 3 раза в месяц. Но проведение Народного собрания проводилось зависимо от того, требовала ли ситуация его проведения или нет. Дело в том, что на Народном собрании выбирали должностных лиц, решали вопросы войны и мира, обсуждали принятие законов и прочие важные вопросы управления.

Где в Афинах оно собиралось? почему под открытым небом?

Народное собрание обязательно собиралось на Агоре – торговой площади. Туда собирались все афиняни, садились на скамьи. Место проведения Народного собрания обносили красной веревкой.

В Афинах даже театр проводили под открытым небом, все самые важные мероприятия проводились под открытым небом. И только площадь под открытым небом могла вместить всех жителей Афин, ведь их было очень много.

Холм в Афинах-место народных собраний. Скажите как он назывался.

35 балов Зважте на факти й оберіть твердження, яке вважаєте слушним: що спонукало більшість нащадків колишніх українських козаків погодитися вступити … до російського війська - патріотична налаштованість до своєї «вітчизни», яка опинилася перед загрозою загарбання, чи намагання повернути колишні вольності, втрачені у другій половині 18 ст.? Свій вибір обґрунтуйте Історія ураїни 9 клас

Скласти сенкан до Юстиніан I

ДАЮ 32 БАЛЛА. Практична робота. Гуманістичні ідеї доби Відродження. Не сфоткав всю практичну тому що brainly не дає загрузить 2 фотки, тому Ось автор … цього підручника: Всесвітня історія 8 клас І.Я.Щупак, О.В.Бурлака, Н.С.Власова 8 клас (сторінка 56). Підручник можна знайти в інтернеті​

чем прославился мужской монастырь Святой Екатерины на Синае?​

рассказ в школу про малиновку харьковская область ​

СРОЧНО. напишите пожалуйста про основные направления Великобритании в 19 - начале 20 века. ОЧЕНЬ НУЖНО ПОЖАЛУЙСТА. не проходите мимо..(​

Народное собрание в Древней Греции: определение, место проведения, полномочия


V век до н. э. вошёл в историю Древней Греции под названием «золотого». Это время расцвета демократии – власти народа, реализованной через проведение народных собраний. Именно на них принимались законы, избирались правители и вершился суд над гражданами республики. Аналогичные форумы были во всех античных государствах. У германцев это был тинг, в древней Руси – вече, у тюрков – курултай, в Древнем Риме – комиции. Как называлось народное собрание в Древней Греции и в чём его суть?

Народное собрание в Древней Греции

Участники

Всё начиналось с племенных сходок, которые в городах-государствах переросли в собрания граждан, решавших основные вопросы жизнедеятельности. Их начало датируется VI столетием до н. э. Форумы собирались с периодичностью до 10 раз в году, а позднее стали регулярными, и происходили не реже трёх раз в месяц. Кто приглашался на народное собрание в Древней Греции? Политические права принадлежали только мужчинам. Условия два: они должны быть свободными гражданами, включёнными в специальные списки, и иметь возраст старше 20 лет. Не допускались рабы, метеки (переселенцы), женщины и дети.

Приблизительные расчёты историков таковы: из 450 тысяч жителей Аттики в пору расцвета пользовались гражданскими правами лишь 35. На собраниях же присутствовало всего несколько тысяч. Древние греки не соблюдали кворум, но для принятия важных решений требовалось не менее 6 тысяч граждан.

Главным достижением демократии было отсутствие имущественного ценза. Более того, в конце «золотого века» участникам народного собрания платили небольшие деньги. Это делалось для того, чтобы крестьяне, мелкие торговцы и ремесленники могли отрываться от работы без ущерба для себя. На главном форуме можно было одновременно встретить знатных и богатых граждан в роскошных гиматиях и бедных крестьян в хламидах, войлочных шляпах и с посохами в руках.

Место народных собраний в Древней Греции

Место народных собраний в Древней Греции

Известны три места, где происходили важнейшие сходы в Афинах:

  • склон холма Пникс, расположенный близ Акрополя;
  • рыночная площадь, или агора;
  • Пирей, небольшой портовый пригород столицы Древней Греции.

Место собрания обносили со всех сторон верёвкой красного цвета. Самые сильные рабы, вооружённые кинжалами и хлыстами, выполняли роль полицейских. Специальные контролёры проверяли входящих за оцепление и сверяли со списками. Посторонних, по их приказу, рабы прогоняли прочь. На холме Пникс устанавливались скамьи, но чаще люди рассаживались прямо на земле, где пили и ели в течение дня, ведь народное собрание в Древней Греции начиналось с раннего утра, а завершалось с наступлением сумерек. По традиции выполнялся ритуал принесения жертвы богам. Жрецы проносили среди собравшихся убитых поросят, после чего читалась молитва, возвещавшая о начале форума.

Народное собрание в Древней Греции, определение

2. Народное собрание в Афинах

Главным и решающим органом власти в Афинах было Народное собрание. На Народное собрание собирались все граждане независимо от их имущественного положения, проживавшие в городе Афинах, Пирее, в Аттике, на других территориях, входивших в состав Афинского государства (например, жители островов). Женщины не имели права участвовать в политической и общественной жизни.

Народное собрание обладало широкими полномочиями. Здесь принимались государственные законы, утверждалось объявление войны и заключение мира, результаты переговоров с другими государствами, ратифицировались договоры с ними. На Народном собрании избирались должностные лица, магистраты Афинского государства, обсуждались отчеты после их годичного управления, решались дела по продовольственному снабжению города, контролировались сдача в аренду государственных имуществ, земель и рудников, утверждались наиболее крупные завещания. Оно осуществляло контроль за воспитанием юношей, готовящихся к получению гражданских прав. В компетенцию Народного собрания входило проведение такого чрезвычайного мероприятия по охране государственного строя от происков знатных лиц, как остракизм, т. е. изгнание на 10 лет всякого лица, заподозренного в намерении свергнуть демократический строй.

Важнейшим делом Народного собрания было обсуждение и утверждение государственного бюджета, дарование прав гражданства иностранцам, хотя это случалось крайне редко. Оно выступало не только в качестве законодательного органа своего государства, но и контролировало ситуацию в сферах управления и администрации.

Народное собрание в Афинах собиралось в строго определенные сроки: раз в 9 дней или 4 раза в 36 дней, а вся годовая деятельность состояла из 10 циклов. Чтобы упорядочить работу Народного собрания, на каждое из них выносились свои важные вопросы. Скажем, на первом обсуждались военные, продовольственные, чрезвычайные заявления, проводилась проверка правильности избрания соответствующих магистратов. На втором — рассматривались ходатайства по личным и общественным делам и т. д. Повестка дня предварительно готовилась и обсуждалась Советом, председатели собрания избирались на один день по жребию.


Остатки с именами Фемистокла и Кимона

В Народном собрании был принят довольно демократический порядок обсуждения повестки дня. Выступить по обсуждаемому вопросу мог каждый гражданин, однако не допускалось непристойное поведение на ораторской трибуне. Каждый афинский гражданин независимо от его имущественного положения имел право внести на обсуждение проект закона, который мог быть принят на Народном собрании. Афинские граждане, как сообщают источники, активно участвовали в рассмотрении всех вопросов, они тщательно проверяли отчеты должностных лиц и особенно расходование общественных денег. Каждый афинский магистрат, какое бы высокое положение он ни занимал, со страхом ожидал дня, когда должен был отчитываться на собрании. Плутарх рассказывает, что самый уважаемый и самый авторитетный руководитель Афинского государства, первый стратег Перикл, так тщательно готовился к отчету перед гражданами, что в течение нескольких дней не допускал к себе никого из близких. Участие в деятельности Народного собрания развивало ораторские навыки у многих афинян, формировало их мышление, гражданское самосознание. Аристофан в комедии «Ахарняне» хорошо передает общую атмосферу в афинском Народном собрании, показывает, как свободно и смело обсуждались там многие вопросы. Его герой — крестьянин Дикеополь, проживающий в деревне афинский гражданин, — решает пойти на очередное Народное собрание и добивается заключения мира со спартанцами (пьеса отражает период между Афинами и Спартой).

Участвовать в работе Народного собрания имел право каждый афинский гражданин, в том числе и человек бедный, однако не все бедняки могли реально принимать участие в довольно многочисленных заседаниях, длившихся иногда целый день. Ведь им нужно было кормить семью, зарабатывать необходимые для этого средства. Чтобы привлечь к работе Народного собрания самый низший слой афинского гражданства, в начале IV века до н. э. был принят закон (по предложению Агиррия), устанавливающий вознаграждение за посещение Народного собрания в размере 3 оболов, средней заработной платы афинского ремесленника в день.

Однако, несмотря на принятые меры, далеко не все лица, имевшие гражданские права, могли принять участие в его работе. Ведь многие граждане жили вдали от Афин, где-нибудь в Элевсине, Марафоне или на мысе Суний, на островах, например Лемносе, Имбросе или Скиросе, и им было трудно приезжать в Афины. Обычно завсегдатаями народных собраний были граждане, проживающие в Афинах, Пирее или их окрестностях, так что из общего количества граждан 30–40 тыс. обычно в народных собраниях присутствовало около 3–5 тыс. человек. Вот почему для решения особо важных дел, например для проведения остракизма, требовалось наличие кворума хотя бы в 6 тыс. человек, и это количество собиралось не без труда.

Писистрат в Афинах

Писистрат в Афинах В Афинах явилось новое зрелище: трагедия. Поэт Феспис, сочинявший песнопения для сельских праздников в честь бога Диониса, решил не только рассказывать в песнях, но и представлять в лицах мифы о героях. Например, хор одевался товарищами Геракла и пел

НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ. ТЕРСИТ

НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ. ТЕРСИТ Изложено по поэме Гомера «Илиада».Безмятежно спали на светлом Олимпе бессмертные боги. Погружен был в глубокий сон и стан греков, и великая Троя. Но Зевс-громовержец не смыкал своих очей, — он помышлял о том, как отомстить за оскорбление Ахилла.

Жизнь в Афинах

Жизнь в Афинах Акрополь. Религия. Театр. Демократия. МедицинаВ классический период в Греции расцвели искусство, философия и наука. В это время Афины, город-государство, достигли своего наивысшего подъема. Город был разрушен персами в 480 г. до н.э., но потом восстановлен.

А между тем в Афинах…

А между тем в Афинах… Спустя назначенный срок Солон вернулся в родной город, но, к своему глубокому сожалению, не нашел там мира и согласия. В Афинах происходили смуты, и хотя еще действовали законы Солона, но все ожидали переворота и желали другого государственного строя.

1. Общие особенности. Народное собрание (апелла)

1. Общие особенности. Народное собрание (апелла) В Спарте, как и в Афинах, государственный строй воплощал в себе основные принципы полисного устройства. Поэтому в обоих этих полисах можно видеть некоторые общие основы: сосредоточение политической жизни в рамках

4. Олигархия в Афинах

4. Олигархия в Афинах Последовательные неудачи демократии, завершившиеся катастрофой в Сиракузах, посеяли во всех слоях народа недоверие к демократическим институтам. Активные противники демократии происходили главным образом из высшего и среднего классов, которые

11. Огромное профессиональное войско агрессора и уступавшее ему в численности народное ополчение оборонявшихся Тем не менее, народное ополчение блестяще победило профессионалов

11. Огромное профессиональное войско агрессора и уступавшее ему в численности народное ополчение оборонявшихся Тем не менее, народное ополчение блестяще победило профессионалов Как мы уже отмечали, войско хана Мамая, выступившее против Дмитрия Донского, БЫЛО БОЛЬШИМ И

Народное собрание

Народное собрание Независимый и полномочный орган, принимавший в Древних Афинах все наиболее важные государственные решения, назывался Народным собранием (древнегреч. «ekklesia» — буквально «те, которые закричали»). Много позже этот термин стал общецерковным. Правом

§ 1. Государство в Афинах

§ 1. Государство в Афинах Возникновение государства. Территорию Аттики (область Греции, где впоследствии возникло Афинское государство) населяло в конце II тысячелетия до н. э. четыре племени, каждое из которых имело свое народное собрание, совет старейшин и выборного

ЖИЗНЬ В АФИНАХ

ЖИЗНЬ В АФИНАХ Гимнасноны и палестры были местом не только физических тренировок, но и просто встреч афинян. Особенно в гимнасионах, где собирались и взрослые, и молодежь, возникали политические и философские споры, вели беседы Сократ и софисты. Атмосферу демократических

Тирания Писистрата в Афинах

Тирания Писистрата в Афинах Около 560 г. до н. э. в результате упорной борьбы власть захватил один из афинских аристократов – Писистрат, сумевший использовать поддержку городской и сельской бедноты, недовольной влиятельными евпатридами. Писистрат установил свою

§ 27. Утверждение демократии в Афинах

§ 27. Утверждение демократии в Афинах Реформы Солона Солон. Древнегреческая скульптураАфинский демос, доведенный до нищеты и недовольный своим бесправием, начал борьбу с аристократами. Он требовал равных с аристократами прав в управлении государством, возвращения

Акрополь в Афинах

Акрополь в Афинах Акрополь, или «верхний город», располагался с незапамятных времен на священном холме древнегреческого города Афины. В V в. до н. э. он был жестоко разрушен персами. Правитель города Перикл повелел восстановить его и поручил это знаменитому архитектору и

Основные вопросы

На каждый день избирался эпистат. Это был председатель собрания, который хранил ключи от казны и печать, вёл приём послов. Нельзя было быть избранным на этот пост дважды. С 510 г. до н. э. руководство городами-государствами в перерыве между собраниями осуществлял «совет пятисот». Исполнительная власть избиралась при помощи жребия. От каждого из 10 округов – фил, формировались списки на 50 человек. Какие ещё вопросы рассматривало народное собрание Древней Греции?

Среди его основных полномочий были следующие:

  • Принятие законов. Внести предложение мог любой гражданин, но это был очень ответственный шаг. Если в ходе его рассмотрения на «совете пятисот» выяснялось, что оно противоречит ранее принятому законодательству, автора могли оштрафовать.
  • Решения по важнейшим вопросам, касающимся военных действий, подписания договоров и заключений союзов. Эти проблемы обсуждались наиболее бурно и порой приводили к потасовкам.
  • Вопросы остракизма – изгнания на 10 лет людей, опасных для Афинской республики.
  • Решение чрезвычайных ситуаций, связанных с обвинениями против должностных лиц. При этом окончательное решение оставалось всегда за судом.

значение слова народное собрание в Древней Греции

Читайте также: