Место крушения самолета президента польши

Обновлено: 16.05.2024

Самолет разбился в 10.50 мск при заходе на посадку. Он упал в 500 метрах от взлетно-посадочной полосы аэропорта Северный.

О ЧП незамедлительно доложили президенту РФ Дмитрию Медведеву. На место трагедии направлены глава МЧС Сергей Шойгу, министр транспорта Игорь Левитин и руководитель СКП РФ Александр Бастрыкин. Для расследования происшествия создана правительственная комиссия во главе с премьером Владимиром Путиным.

По предварительным данным Генпрокуратуры, самолет разбился при заходе на посадку, зацепившись за верхушки деревьев в условиях плохой видимости из-за сильного тумана. Дело возбуждено по статье "нарушение правил безопасности движения воздушного транспорта". Следствие рассматривает различные версии случившегося, в том числе неблагоприятные погодные условия, человеческий фактор, технические неполадки и другие.

Обязанности президента Польши перешли к спикеру Сейма Брониславу Коморовскому.

Жертвы трагедии

МЧС России сообщает, что в разбившемся самолете находились 88 пассажиров и членов экипажа. Между тем, по данным СКП РФ и Генпрокуратуры, на борту были 132 человека. По последним данным, все они погибли.

Как сказал в эфире телеканала "Россия 24" губернатор Смоленской области Сергей Антуфьев, на борту находились 85 членов польской делегации и экипаж.

По данным польских СМИ, в самолете находилась значительная часть высшего руководства Польши. Помимо польского президента, в Катынь летели супруга главы Польши Мария Качиньская, последний президент Польши в изгнании Рышрад Качоровский, глава Бюро национальной безопасности Александр Щигло, начальник Генерального штаба Войска Польского Франтишек Гонгор, председатель Национального банка страны Славомир Скшипек, министры в канцелярии президента Павел Выпых и Мариуш Хандзлик, генеральный секретарь польского Совета по охране памяти борьбы и мученичества Анджей Пшевозник, заместитель главы МИД Польши Анджей Кремер, вице-спикер Сейма Польши Ежи Шмайдзиньский, глава Института национальной памяти Януш Куртыка, руководитель канцелярии президента Польши Владыслав Стасяк, известные депутаты Сейма Польши Пшемыслав Госевский, Збигнев Вассерман, Иоланта Шыманек-Дереш и Изабелла Яруга-Новацка. Также, как сообщило польское интернет-издание Gazeta.pl, в самолете находился посол Польши в России Ежи Бар.

Президент Польши намеревался в субботу вместе с представителями катынских семей, парламентариями и религиозными деятелями Польши посетить Катынь, чтобы принять участие в траурных мероприятиях.

Новое руководство

"Все министры правительства Польши на пути в Варшаву", - сказал собеседник агентства.

Сам Дональд Туск срочно возвращается в Варшаву из Гданьска.

Согласно конституции Польши в случае смерти президента его обязанности исполняет спикер нижней палаты парламента.

Расследование

По указанию главы государства на место вылетели главы МЧС России, Минтранса и СКП. Кроме того, президент РФ создал правительственную комиссию во главе с премьером Владимиром Путиным, которая будет расследовать обстоятельства ЧП.

Уголовное дело по факту катастрофы возбуждено по части 3 статьи 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц).

"Расследование данного уголовного дела взял на личный контроль генеральный прокурор РФ Юрий Чайка. По его указанию на место происшествия выехал его заместитель Владимир Малиновский, сформирована группа из следователей и криминалистов Следственного комитета при прокуратуре РФ", - сказала Гриднева.

По ее словам, помимо главы СКП РФ Бастрыкина на место происшествия выехали руководитель Главного следственного управления СКП РФ Сергей Маркелов и заместитель руководителя главного управления криминалистики Комитета Владимир Федоров. "В режиме реального времени генпрокурор РФ получает полную информацию с места происшествия", - отметила собеседница агентства.

СКП по факту авиакатастрофы возбудил уголовное дело по части 3 статьи 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц). Следствие рассматривает различные версии случившегося, в том числе неблагоприятные погодные условия, человеческий фактор, технические неполадки.

Дальнейший ход расследования

24 марта 2015 года Главная военная прокуратура Польши обвинила в причастности к катастрофе двух российских военных авиадиспетчеров: один из них был обвинен в создании ситуации непосредственной опасности в воздухе, другой - в неумышленном доведении до катастрофы в воздушном пространстве. При этом основной причиной катастрофы прокуратура посчитала ошибки в действиях летного экипажа Ту-154М. Кроме того, согласно выводам польских следователей, для перевозки пассажиров категории "особо важные персоны" экипаж был подобран неверно, и командир воздушного судна не имел права садиться за штурвал лайнера.

7 апреля 2015 года польская радиостанция RMF FM опубликовала новую (более подробную, чем доступная следствию ранее) расшифровку аудиозаписей из кабины пилотов PLF 101. Предоставленный текст позволил предположить, что генерал Анджей Бласик оказывал давление на экипаж, требуя посадить самолет без ухода на второй круг. Представитель Главной военной прокуратуры Польши Марчин Максян заявлял, что новая стенограмма содержит ряд неточностей и не может считаться "ясным и полным материалом".

9 апреля 2015 года официальный представитель СК РФ Владимир Маркин сообщил, что основная работа по уголовному делу выполнена, его материалы составили более 400 томов. В ходе следствия были допрошены более 500 свидетелей, осмотрено свыше 1,5 тыс. различных объектов и документов, проведено более 1,5 тыс. экспертных исследований. Маркин отметил, что окончательное процессуальное решение по делу не может быть вынесено в том числе из-за того, что польская сторона не ответила на ряд запросов российского следствия.

В октябре 2015 года к власти в Польше вновь пришла партия "Закон и справедливость". Новое правительство заявило о недостаточно тщательном изучении всех обстоятельств трагедии прежним руководством страны. В начале марта 2016 года решением Антония Мачеревича (министр национальной обороны Польши в 2015-2018 годах) была возобновлена работа правительственной комиссии по расследованию авиационных происшествий, которая еще в 2011 году закрыла дело об авиакатастрофе, опубликовав отчет о своей работе.

В апреле 2019 года возглавивший к этому моменту комиссию Антоний Мачеревич сообщил, что лаборатория, близкая к Министерству обороны Великобритании, якобы обнаружила на обломках Ту-154 частицы взрывчатого вещества. Официальный представитель СК РФ Светлана Петренко отвергла доводы британских экспертов.

Расследование

В день катастрофы по распоряжению президента России Дмитрия Медведева была создана правительственная комиссия по расследованию обстоятельств происшествия во главе с премьер-министром Владимиром Путиным. Министр юстиции Польши Кшиштоф Квятковский заявил, что Польша начнет независимое расследование. Уголовные дела по факту гибели авиалайнера завели Главное следственное управление Следственного комитета при прокуратуре России (СКП, ныне - Следственный комитет, СК РФ) и Главная военная прокуратура Польши. Расследование технических обстоятельств катастрофы было возложено на совместную комиссию Межгосударственного авиационного комитета (МАК), куда вошли 25 специалистов из Польши, а также представители Министерства обороны России.

17 апреля завершила работу техническая комиссия на месте ЧП, 19 апреля были расшифрованы записи всех найденных черных ящиков самолета. 19 мая председатель МАК Татьяна Анодина сообщила, что техническая комиссия исключила версию теракта, взрыва, пожара или отказа авиационной техники на борту. Было установлено, что до столкновения с землей все системы самолета работали в штатном режиме, при этом в кабине кроме членов экипажа находились посторонние лица. 25 мая руководитель польской госкомиссии по расследованию авиационных происшествий сообщил, что в кабине лайнера находился главнокомандующий Воздушными силами республики генерал Анджей Бласик. 8 июня представители МАК объявили, что вторым посторонним в кабине был шеф протокола МИД Польши Мариуш Казана. 20 октября техническая комиссия МАК передала полномочному представителю Польши отчет о расследовании катастрофы. 17 декабря премьер-министр республики Дональд Туск заявил, что в отчете допущено множество нарушений и неточностей; польская сторона направила в МАК свои претензии.

Катастрофа самолета президента Польши под Смоленском. 10 лет со дня трагедии


ТАСС-ДОСЬЕ. 10 апреля 2020 года исполняется десять лет со дня гибели в авиакатастрофе под Смоленском президента Польши Леха Качиньского и ряда высокопоставленных чиновников и военачальников. ТАСС рассказывает об этом авиапроисшествии и расследовании его причин.

Выводы польских экспертов

29 июля 2011 года комиссия государственной авиации по расследованию авиакатастроф МВД Польши представила свой отчет, где причиной ЧП было названо снижение ниже минимальной высоты при чрезмерной скорости в метеоусловиях, не позволяющих осуществлять визуальный контакт с землей, а также запоздалое начало процедуры ухода на второй круг. В качестве одного из факторов, повлиявших на развитие ситуации, комиссия назвала недостаточное аэронавигационное обеспечение полета со стороны диспетчеров аэропорта "Смоленск-Северный". В докладе отмечены недостатки в техническом обеспечении аэродрома - в частности, было выявлено нарушение работы сигнальных огней приближения.

9 марта 2012 года был опубликован доклад Верховной контрольной палаты Польши, во многом повторявший выводы экспертов МАК. Авторы документа установили, что с 2005 года визиты высшего польского руководства с использованием спецтранспорта Воздушных сил осуществлялись без соблюдения достаточного уровня безопасности.

10 сентября члены польской партии "Закон и справедливость" (основанной братьями Качиньскими и находившейся тогда в оппозиции), ранее создавшие парламентскую группу по расследованию причин катастрофы, выступили с версией о том, что крушение самолета под Смоленском стало следствием взрыва на борту. Позднее Главная военная прокуратура Польши опровергла выводы доклада парламентариев - следов взрывчатки на обломках самолета обнаружено не было.

Приговор организаторам полета

13 июня 2019 года окружной суд Варшавы вынес вердикт по делу об организации полета президентского авиалайнера. На скамье подсудимых находились пять польских чиновников: бывший глава канцелярии премьер-министра Польши Томаш Арабский, два сотрудника этой канцелярии и два дипломата посольства Польши в Москве. Их обвинили в невыполнении служебных обязанностей во время организации полета Ту-154М в Смоленск. Два фигуранта дела были признаны судом виновными. В частности, Арабский был приговорен к наказанию в виде десяти месяцев лишения свободы с отсрочкой на два года, "так как не выполнил свои обязанности в качестве организатора авиаперелета статуса HEAD (с участием первого лица)". Оставшихся троих фигурантов дела признали невиновными.

Авиакатастрофа под Смоленском: расследование причин крушения Ту-154

10 апреля 2010 года в авиакатастрофе погиб президент Польши Лех Качиньский. Самолет Ту-154, выполнявший рейс из Варшавы, потерпел крушение при посадке в аэропорту Смоленска. В результате катастрофы погибли 96 человек. Расследование ЧП продолжается до сих пор.

Обстоятельства катастрофы

10 апреля 2010 года пассажирский польский авиалайнер Ту-154М, следовавший специальным рейсом из Варшавы в Смоленск, потерпел крушение при заходе на посадку на аэродроме "Смоленск-Северный". Катастрофа произошла в условиях сильного тумана. Самолет опустился ниже допустимой высоты, столкнулся крылом с верхушкой березы, перевернулся и упал в 200-300 м от взлетно-посадочной полосы.

На эту тему По запросу Польши проведен дополнительный осмотр разбившегося самолета польского президента Качиньского

По запросу Польши проведен дополнительный осмотр разбившегося самолета польского президента Качиньского

В результате крушения погибли находившиеся на борту семь членов экипажа и 89 пассажиров, среди которых были президент Польши Лех Качиньский с супругой Марией, руководитель канцелярии президента Владислав Стасяк, глава нацбанка Польши Славомир Скшипек, замминистра иностранных дел Анджей Кремер, другие высокопоставленные чиновники, почти все высшее военное командование, ряд общественных и религиозных деятелей Польши. Правительственная делегация направлялась на траурные мероприятия по случаю 70-й годовщины расстрела польских офицеров в Катынском лесу.

С 10 по 18 апреля в Польше был объявлен общенациональный траур, 12 апреля - в России. На месте крушения самолета 15 августа 2010 года была установлена мемориальная доска. 10 ноября 2010 года в Варшаве на военном кладбище Повонзки открыли памятник жертвам катастрофы.

Полномочия главы польского государства временно принял маршал сейма Бронислав Коморовский. 4 июля 2010 года его избрали президентом Польши.

Окончательный отчет МАК

12 января 2011 года МАК выпустил окончательный отчет по расследованию авиапроисшествия. Согласно документу, причинами крушения были ошибочные действия летчиков - решение о заходе на посадку и отказ от ухода на второй круг в метеоусловиях хуже установленного минимума, снижение ниже минимальной допустимой высоты в 100 м, игнорирование сигналов системы предупреждения об опасном сближении с поверхностью земли. По заключению экспертов, летчики допустили ошибки, находясь под психологическим давлением из-за присутствия в кабине главкома Воздушных сил. Системными причинами катастрофы были названы недостатки в организации летной работы и подготовке членов экипажа при обеспечении особо важного полета.

Стенограмма из кабины Ту-154

7 апреля 2015 года польское радио RMF FM опубликовало новую, более подробную, чем доступная следствию ранее, расшифровку аудиозаписей из кабины пилотов PLF 101. Опубликованные данные позволяют предположить, что генерал Анджей Бласик оказывал давление на экипаж, требуя посадить самолет без ухода на второй круг. Представитель Главной военной прокуратуры Польши Марчин Максян заявил, что новая стенограмма содержит неточности и не может считаться "ясным и полным материалом", а по факту распространения записи возбуждено уголовное дело.

Вечером 9 апреля 2015 года польская прокуратура все же решила опубликовать стенограммы. Около 200 страниц документов появилось на сайте ведомства. Как выяснилось, польские следователи располагают несколькими вариантами расшифровки записей.

Траур

С 10 по 18 апреля в Польше был объявлен общенациональный траур, 12 апреля - в России. Полномочия главы польского государства временно принял маршал сейма Бронислав Коморовский (позднее, 4 июля 2010 года, он был избран президентом Польши от партии "Гражданская платформа").

Как гибель Леха Качиньского повлияла на отношения России и Польши

Обломки самолета Ту-154М, который потерпел крушение при заходе на посадку в аэропорту «Смоленск-Северный» в 2010 году. На борту находился президент Польши Лех Качиньский

Третий президент Польши Лех Качиньский 10 апреля 2010 года вместе со своей женой Марией и рядом высокопоставленных политиков направился в Смоленск для участия в церемонии памяти убитых в Катыни польских офицеров. Всего на борту президентского самолета находились 96 человек, в том числе члены экипажа.

При подлете к аэропорту «Смоленск-Северный» самолет столкнулся с проблемой в виде плохих погодных условий, о чем предупредил диспетчер. Тем не менее президентский борт все же пошел на посадку и на фоне сильного тумана на удалении 1,5 км от взлетно-посадочной полосы пролетел ниже глиссады. Не добравшись до полосы, самолет столкнулся с деревьями и разрушился. Все, кто находился на борту, погибли.

Авиакатастрофа стала настоящей национальной трагедией для Польши и личной потерей для близнеца президента Ярослава Качиньского — лидера правой партии «Право и справедливость».

Смерть брата стала для него потрясением и повлияла на отношение политика к России.

Проблемные отношения

Даже 10 лет назад отношения Москвы и Варшавы находились не в самом лучшем состоянии. Определенная напряженность была связана с событиями 2008 года, а именно грузино-осетинским конфликтом. Тогда Грузия начала активные боевые действия против Южной Осетии, которая заявила о своей независимости. Россия осетин поддержала и помогла им остановить наступление грузинских солдат.

Польша же симпатизировала Грузии, а действия российской стороны называла «агрессией». Лех Качиньский даже прилетал в Тбилиси, чтобы поддержать своего коллегу Михаила Саакашвили.

Почти два года спустя отношения сторон частично начали налаживаться, о чем свидетельствовал визит лидера Польши в Смоленск.

Эта тенденция сохранялась и некоторое время после смерти Качиньского. Даже его брат Ярослав в своих обращениях называл россиян «друзьями».

«9 мая 2010 года на Красной площади должен был быть мой любимый брат, президент Польши Лех Качиньский. Я знаю, о чем бы он думал, глядя с гордостью на марширующих польских солдат. Он бы думал о миллионах солдат, миллионах российских солдат, погибших в войне с германским Третьим Рейхом», — говорил политик.

Впрочем, тогда теплые слова Ярослава Качиньского не слишком влияли на российско-польские отношения. После смерти его брата пост президента Польши занял кандидат от партии «Гражданская платформа» Бронислав Коморовский. Его курс был направлен на сближение с США и Западной Европой, а не Россией.

Еще сильнее Москва и Варшава отдалились после госпереворота на Украине в 2014 году и начала вооруженного конфликта в Донбассе.

Польские власти заняли проукраинскую позицию, обвинив Россию в якобы разжигании противостояния. А присоединение Крыма еще сильнее ухудшило взаимодействие сторон — в 2015 году были отменены визиты Коморовского в Москву, в том числе на празднование 70-летия Победы во Второй мировой войне.

Теория заговора

В том же году партия Качиньского «Право и справедливость» выиграла парламентские и президентские выборы. Новым главой государства стал Анджей Дуда, который пообещал продолжать политику погибшего под Смоленском президента. Но никакой надежды на улучшения отношений с Россией это не давало.

К тому времени брат президента Качиньского кардинально изменил свое мнение о России, став сторонником теории заговора о смоленской катастрофе.

Он часто повторял, что крушение самолета, на борту которого находился президент Польши, не было случайным.

Как следствие, придя к власти, «Право и справедливость» лишь продолжила тенденцию на ухудшение взаимодействия с Москвой.

В частности, в последние пять лет в Польше появился закон о декоммунизации, из-за которого многие памятники советским войнам были снесены или уничтожены. Официальные встречи глав государств были заморожены, да и совместных приглашений более не поступает.

Еще одним из камней преткновения между странами стала историческая правда о Второй мировой войне. Польша активно продвигает свою версию событий, фактически приравнивая СССР к нацистской Германии.

Варшава считает, что Москва и Берлин несут равную ответственность за начало той войны.

Россия же последовательно опровергает выводы польской стороны, призывая коллег прекратить искажение исторических событий.

Тем не менее пока Польше удается навязывать свою точку зрения Европе. В частности, резолюцию об ответственности СССР уже принял Европарламент. На это, несомненно, влияет ставший популярным нарратив о «российской угрозе».

Фактор Качиньского

Рассчитывать на какие-либо изменения во взаимодействии России и Польши пока не приходится, что в очередной раз подтвердилось в преддверии годовщины гибели Леха Качиньского.

Польская делегация во главе с братом покойного президента собиралась приехать в Смоленск, но в последний момент визит был отменен.

Основной причиной для отмены послужила пандемия нового коронавируса, однако польская сторона также обвинила Москву в недостаточном взаимодействии по подготовке поездки. В МИД России подобные упреки назвали провокацией и указали на официальный ответ польского посольства, где перенос визита объясняется коронавирусом.

«Нами проведена значительная подготовительная работа с участием целого ряда российских ведомств. Были приняты непростые решения об открытии для польской делегации внешних границ России. Вместо признательности имеем теперь дело с вызывающей неблагодарностью, которая остается на совести польских политиканов, продолжающих спекулировать на святой теме погибших в катастрофе их граждан», — подчеркнули в ведомстве.

Главной переменной в вопросе улучшения отношений России и Польши является Ярослав Качиньский. Как писал The New York Times, именно он фактически управляет страной, постепенно уводя ее от демократии к авторитаризму.

Некоторые аналитики связывают ухудшение отношений Польши и России с теориями заговора о смерти Качиньского. Однако на самом деле диалогу сторон мешают совсем другие факторы.

«Это американо-польские отношения и взаимодействие Варшавы с другими странами ЕС. Конспирологические теории используются лишь в антироссийской пропаганде. К примеру, в Варшаве на правительственных зданиях размещены таблички с именами погибших политиков — их указывают как убитых под Смоленском», — пояснил эксперт.

В контексте катастрофы для Варшавы скорее важен факт передачи обломков самолета Качиньского, о чем в преддверии годовщины гибели президента напомнил действующий лидер Польши Дуда. Кроме того, польский МИД направил России соответствующую ноту.

«Ни одна норма международного права не дает оснований для удерживания Россией польской собственности», — указали в ведомстве.

Впрочем, пока российская сторона не спешит передавать детали самолета Варшаве, поскольку польские эксперты и так имеют полный доступ ко всем найденным фрагментам.

Как уточнила официальный представитель МИД России Мария Захарова, обломки самолета являются вещественным доказательством и должны «храниться при уголовном деле до вступления приговора в законную силу либо до истечения срока обжалования постановления или определения о прекращении уголовного дела».

При этом, по мнению Офицерова-Бельского, еще одним фактором для России выступает то, что Польша может использовать полученные фрагменты для создания каких-либо обвинений в адрес Москвы. «Опасения российский стороны в этой связи вполне оправданы», — подчеркнул эксперт.

Местонахождение обломков авиалайнера

По состоянию на апрель 2020 года расследование обстоятельств катастрофы не завершено, работа следователей и экспертов продолжается и в Польше, и в России. Обломки авиалайнера, которые являются вещественными доказательствами, будут переданы Польше после вынесения судом решения по уголовному делу. Польским прокурорам и экспертам предоставляется доступ к обломкам.

10 лет спустя: что привело к крушению самолета польского президента

Цветы на месте крушения самолета Ту-154, апрель 2010 года

10 апреля 2010 года пассажирский авиалайнер Ту-154М c бортовым номером PLF 101 36-го особого авиаполка Воздушных сил Польши вылетел в Смоленск, чтобы принять участие в траурных мероприятиях, приуроченных к 70-летию Катынской трагедии 1940 года. Тогда были расстреляны 22 тыс. польских офицеров.

Лайнер с правительственной делегацией при посадке попал в густой туман, задел левым крылом верхушку березы,

вследствие чего с резким кренением перевернулся более чем на 180 градусов и упал днищем фюзеляжа кверху на землю в 200-300 метрах от торца взлетно-посадочной полосы.

Полную галерею можно посмореть
в отдельном репортаже

В результате крушения погибли все находившиеся на борту — семь членов экипажа и 89 пассажиров, в том числе президент Польши Лех Качиньский с супругой Марией, руководитель канцелярии президента Владислав Стасяк, глава нацбанка Польши Славомир Скшипек, замминистра иностранных дел Анджей Кремер и другие высокопоставленные лица Польши.

Психологическое давление на пилотов

В день катастрофы тогда еще президент России Дмитрий Медведев распорядился создать правительственную комиссию по расследованию происшествия — возглавил группу премьер-министр Владимир Путин.

Параллельно с этим министр юстиции Польши Кшиштоф Квятковский организовал независимое расследование. По факту трагедии уголовные дела возбудили Следственный комитет при прокуратуре России, а также Главная военная прокуратура Польши.

Расследование технических обстоятельств катастрофы проводила совместная комиссия Межгосударственного авиационного комитета (МАК) — туда вошли 25 специалистов из Польши, а также представители Минобороны РФ.

17 апреля 2010 года она завершила работу на месте ЧП, спустя два дня были расшифрованы черные ящики. 19 мая председатель МАК Татьяна Анодина завила, что по результатам комиссии были исключены версии о пожаре, взрыве, теракте, а также отказе техники. Установлено, что до падения все системы воздушного судна работали исправно. При этом выяснилось, что в кабине пилота находились посторонние.

Спустя неделю руководитель польской госкомиссии по расследованию авиационных происшествий сообщил, что в кабине лайнера находился главнокомандующий Воздушными силами республики генерал Анджей Бласик и шеф протокола МИД Польши Мариуш Казана.

20 октября отчет о расследовании катастрофы передали полномочному представителю Польши. Еще спустя два месяца премьер-министр республики Дональд Туск направил в МАК претензии.

Кто виноват?

12 января 2011 года МАК был представлен окончательный отчет — катастрофа произошла из-за ряда ошибок пилотов: решение о заходе на посадку и отказ от ухода на второй круг в плохих метеоусловиях, снижение ниже минимальной допустимой высоты в 100 метров, а также игнорирование сигналов системы предупреждения об опасном сближении с поверхностью земли.

В заключении было подчеркнуто, что ошибки были допущены в результате психологического давления на летчиков — в кабине присутствовал глава ВВС Польши. Системными причинами катастрофы были названы недостатки в организации летной работы и подготовке членов экипажа при обеспечении особо важного полета.

29 июля 2011 года польская комиссия представила свой независимый отчет. Причиной ЧП названо снижение ниже минимальной высоты при чрезмерной скорости в метеоусловиях, не позволяющих осуществлять визуальный контакт с землей, а также запоздалое начало процедуры ухода на второй круг.

Однако группа экспертов заявила о вине и российской стороны — якобы аэронавигационное обеспечение полета со стороны диспетчеров аэропорта «Смоленск-Северный» было недостаточным.

В докладе отмечены минусы и в техническом обеспечении аэродрома — в частности, было выявлено нарушение работы сигнальных огней приближения. Более того, польская сторона заявила, что переговоры между землей и президентским бортом велись не на английском языке.

Представители российской стороны согласились с претензиями, но подчеркнули, что вертикальная скорость судна и плохие условия видимости не позволили отследить приближение самолета к земле.

10 сентября 2012 года члены польской партии «Закон и справедливость» выступили с версией о том, что крушение самолета под Смоленском стало следствием взрыва на борту. Позднее Главная военная прокуратура Польши опровергла эту версию, поскольку следов взрывчатки на обломках самолета обнаружено не было.

Первые приговоры

Только спустя пять лет после катастрофы Главная военная прокуратура Польши обвинила двух российских военных авиадиспетчеров в причастности к трагедии — якобы один из них создал опасную ситуацию в воздухе, а второй неумышленно довел своими действиями до катастрофы. При этом основной причиной катастрофы прокуратура посчитала ошибки в действиях летного экипажа Ту-154М.

9 апреля 2015 года официальный представитель СК РФ Владимир Маркин сообщил, что расследование уголовного дела завершено, его материалы составили более 400 томов, однако окончательное процессуальное решения ведомство вынести не может — польская сторона не ответила на ряд запросов российского следствия.

В результате в феврале 2016 года Варшава возобновила расследование. Его участники сделали вывод, что самолет был разрушен еще в небе, в результате нескольких взрывов на борту. Однако подтвердить это польская сторона не может, поскольку Россия не выдает обломки лайнера, бортовые самописцы и другие улики.

13 июня 2019 года в окружном суде Варшавы прошло заседание по делу о крушении — на скамье подсудимых находились пять польских чиновников: бывший глава канцелярии премьер-министра Польши Томаш Арабский, два сотрудника этой канцелярии и два дипломата посольства Польши в Москве.

Их обвинили в невыполнении служебных обязанностей во время организации полета Ту-154М в Смоленск. Два фигуранта дела были признаны виновными, троих подсудимых оправдали.

Следствие продолжается

На данный момент Следственный комитет России продолжает расследование уголовного дела о крушении Ту-154М. В пятницу, 10 апреля 2020 года, официальный представитель ведомства Светлана Петренко заявила, что на протяжении всего расследования российские правоохранители оказывали польской стороне полное содействие в осмотре обломков частей самолета. Всего ведомство исполнило свыше 40 запросов польской стороны.

Версия о возможном взрыве на борту Ту-154М так и не нашла своего подтверждения. Доводы иностранных специалистов о наличии следов взрывчатых веществ полностью опровергнуты экспертами, сообщила Петренко.

Российские следователи готовы прекратить уголовное дело в связи со смертью лиц, которые предположительно могли быть виновными в трагедии. После этого все доказательства по делу можно будет передать польской стороне, однако Польша не согласна с результатами заключения следователей.

Новые обвинения

24 марта 2015 года Главная военная прокуратура Польши обвинила в причастности к катастрофе двух российских военных авиадиспетчеров: один из них был обвинен в создании ситуации непосредственной опасности в воздухе, другой - в неумышленном доведении до катастрофы в воздушном пространстве. При этом непосредственной причиной катастрофы прокуратура считает ошибки в действиях летного экипажа Ту-154М.

На эту тему Маркин: ответственности группы управления полетов за крушение польского Ту-154 нет

Маркин: ответственности группы управления полетов за крушение польского Ту-154 нет

Кроме того, согласно выводам польских следователей, для перевозки пассажиров категории "особо важные персоны" экипаж был подобран неверно, и командир воздушного судна не имел права садиться за штурвал лайнера. Еще одним обвиняемым является бывший заместитель руководителя Бюро охраны правительства Польши генерал Павел Белавный. По версии следствия, он недостаточно тщательно выполнял свои служебные обязанности при подготовке и реализации охраны летевших в Смоленск первых лиц государства.

27 марта польская прокуратура перенесла срок завершения расследования авиакатастрофы с 10 апреля на 10 октября 2015 года.

Возобновление работы комиссии в Польше

В начале марта 2016 года решением министра обороны Польши Антония Мачеревича была возобновлена работа правительственной комиссии по расследованию авиационных происшествий, которая еще в 2011 году закрыла дело об авиакатастрофе, опубликовав отчет о своей работе.

Поляки еще раз осмотрели место крушения самолета под Смоленском, но так и не нашли следов взрывчатки

Следователи отвергли версию о подрыве самолета Ту-154 польского президента Леха Качиньского, который разбился 10 апреля 2010 года. Две с половиной недели — с 18 февраля по 7 марта представители Следственного комитета России и Главной военной прокуратуры Польши искали следы взрыва на месте крушения и не нашли их.

В СК России пояснили, что к ним пришел запрос от Главной военной прокуратуры Польши о правовой помощи, рассмотрев которое, было решено провести совместные следственные действия на месте крушения самолета.

Запросу предшествовало заявление одной из крупнейших газет Польши Rzeczpospolita в конце октября прошлого года о том, что на крыльях и в салоне разбившегося Ту-154, а также в районе его падения в Смоленской области были обнаружены следы тринитротолуола (тротила) и нитроглицерина.

Прибыв в Смоленск, поляки совместно с российскими специалистами еще раз тщательно обследовали ствол березы, с которой при снижении столкнулся самолет.

Помимо дерева эксперты в области трасологии (раздел криминологии о следах) и металловедения, а также взрывотехники осмотрели фрагменты разбившегося самолета, которые хранятся на территории аэропорта Смоленск-Северный. В ходе следственных действий было изъято более 300 образцов, в том числе конструкции воздушного судна, по которым будут проведены различные судебные экспертизы как в России, так и в Польше.

«По результатам произведенных осмотров и исследований экспертами установлено, что на осмотренных и исследованных объектах какие-либо следы взрыва отсутствуют», — сообщили в СК России.

Осенняя история со следами тротила, о которых сообщила польская газета, вызвало бурю негативных откликов в республике. Лидер оппозиции Польши и брат покойного президента Ярослав Качиньский обвинил правительство в «огромном обмане», на что премьер-министр Польши Дональд Туск ответил, что «не представляет себе, как можно жить в одном обществе с такими людьми, как Качиньский». «Недопустимо, чтобы лидер оппозиции, основываясь на недостоверных предположениях прессы, выступал с такими заявлениями», — заявил тогда Туск.

В тот же день газета Rzeczpospolita выступила с опровержением и извинилась за дезинформацию.

«Мы сообщаем еще раз: теории о взрыве остаются безосновательными», — отмечается в заявлении издания. Главный редактор издания Томаш Врублевский отметил, что «необходим более тщательный анализ, который может продлиться не менее полугода». Спустя два дня Врублевский оставил свой пост, вместе с ним из газеты ушли еще три сотрудника, в том числе автор статьи Цезары Гмыз. Сообщалось, что наблюдательный совет издательского дома Presspublica, владеющего газетой, попросил Гмыза предоставить доказательства.

Однако журналист сообщил, что его источники отказались передавать документы о следах тротила.

Перед скандалом вокруг газеты в Польше было найдено тело Ремигиуша Муся, одного из ключевых свидетелей по делу о крушении под Смоленском самолета польских ВВС. По предварительной версии следствия, он совершил самоубийство. Мусь работал бортинженером на одном из самолетов польских ВВС — Як-40, который сел в Смоленске за час до президентского Ту-154. Бортинженер в своих показаниях утверждал, что дежурный разрешил президентскому самолету снизиться до «высоты принятия решения» в 50 м, несмотря на густой туман. По официальной же версии, диспетчер не разрешал снижаться авиалайнеру ниже 100 м. Свидетель утверждал, что Як-40 также было разрешено снизиться до 50 м. Вторым ключевым свидетелем по делу остается пилот Як-40 Артур Воштыль.

Напомним, что в результате авиакатастрофы Ту-154 10 апреля 2010 года погибли 96 человек: 88 пассажиров и восемь членов экипажа. Среди погибших были президент Польши, его супруга и часть руководства страны. Делегация направлялась в Катынь для участия в мемориальных мероприятиях.

В конце июля 2011 года Межгосударственный авиационный комитет обнародовал окончательный отчет о результатах технического расследования, согласно которому непосредственной причиной крушения признано решение экипажа не уходить на запасной аэродром, а системными причинами — недостатки в обеспечении полета и подготовке экипажа.

Польша продолжает следствие: осенью оно было продлено на полгода — до 10 апреля 2013 года.

Увековечение памяти

На месте крушения самолета 15 августа 2010 года была установлена мемориальная доска. 10 ноября 2010 года в Варшаве на военном кладбище Повонзки открыт памятник жертвам катастрофы.

400 томов дела и 500 свидетелей

9 апреля 2015 года официальный представитель СК РФ Владимир Маркин сообщил, что основная работа по уголовному делу выполнена, его материалы составляют более 400 томов. В ходе следствия были допрошены более 500 свидетелей, осмотрено свыше 1,5 тыс. различных объектов и документов, проведено более 1,5 тыс. экспертных исследований, в производстве находятся восемь экспертиз. Владимир Маркин отметил, что окончательное процессуальное решение по делу не может быть вынесено в том числе из-за того, что польская сторона не ответила на часть запросов российского следствия.

Авиакатастрофа польского самолета Ту-154 под Смоленском 10 апреля 2010 года

Обломки польского правительственного самолета Ту-154 на охраняемой площадке аэродрома в Смоленске. Архивное фото

29 июля 2011 года свой доклад представила польская правительственная комиссия.

9 августа 2017 года новая польская комиссия заявила, что разрушения крыла самолета носят следы взрыва.

Международное расследование

В день катастрофы по распоряжению президента России Дмитрия Медведева была создана правительственная комиссия по расследованию обстоятельств происшествия во главе с премьер-министром Владимиром Путиным. Министр юстиции Польши Кшиштоф Квятковский заявил, что Польша начнет независимое расследование. Уголовные дела по факту гибели авиалайнера завели Следственный комитет РФ и Главная военная прокуратура Польши. Расследование технических обстоятельств катастрофы было возложено на совместную комиссию Межгосударственного авиационного комитета (МАК), куда вошли 25 специалистов из Польши, а также представители Министерства обороны России.

Отчет МАК

17 апреля техническая комиссия завершила работу на месте ЧП, 19 апреля были расшифрованы записи всех найденных "черных ящиков" самолета. 19 мая председатель МАК Татьяна Анодина сообщила, что техническая комиссия исключила версию теракта, взрыва, пожара или отказа авиационной техники на борту. Было установлено, что до столкновения с землей все системы самолета работали в штатном режиме, при этом в кабине кроме членов экипажа находились посторонние лица. 25 мая руководитель польской госкомиссии по расследованию авиационных происшествий сообщил, что в кабине лайнера находился главнокомандующий Воздушными силами республики генерал Анджей Бласик. 8 июня представители МАК объявили, что вторым посторонним в кабине был шеф протокола МИД Польши Мариуш Казана.

Однозначно установлено - теракта, взрыва, пожара на борту, отказов авиационной техники в полете не было. Двигатели работали вплоть до столкновения с землей Татьяна Анодина председатель МАК

20 октября техническая комиссия МАК передала полномочному представителю Польши отчет о расследовании катастрофы. 17 декабря премьер-министр республики Дональд Туск заявил, что в отчете допущено множество нарушений и неточностей. Польская сторона направила в МАК свои претензии.

12 января 2011 года МАК выпустил окончательный отчет по расследованию авиапроисшествия. Согласно документу, причинами крушения были ошибочные действия летчиков - решение о заходе на посадку и неуход на второй круг в метеоусловиях хуже установленного минимума, снижение ниже минимальной допустимой высоты в 100 м, игнорирование сигналов системы предупреждения об опасном сближении с поверхностью земли. По заключению экспертов летчики допустили ошибки, находясь под психологическим давлением из-за присутствия в кабине главкома Воздушных сил. Системными причинами катастрофы были названы недостатки в организации летной работы и подготовке членов экипажа при обеспечении особо важного полета.

Доклад польской стороны

29 июля 2011 года комиссия государственной авиации по расследованию авиакатастроф МВД Польши представила свой отчет по расследованию происшествия, где причиной ЧП было названо снижение ниже минимальной высоты при чрезмерной скорости в плохих метеоусловиях, а также запоздалое начало процедуры ухода на второй круг. В качестве одного из факторов, повлиявших на развитие ситуации, комиссия назвала недостаточное аэронавигационное обеспечение полета со стороны диспетчеров "Северного". В докладе отмечены недостатки в техническом обеспечении аэродрома - в частности, было выявлено нарушение работы сигнальных огней приближения.

Мы не нашли каких-либо доказательств того, что крушение стало результатом покушения на убийство Анджей Серемет генпрокурор Польши

9 марта 2012 года был опубликован доклад Верховной контрольной палаты Польши, во многом повторявший выводы экспертов МАК. Авторы документа установили, что с 2005 года визиты высшего польского руководства с использованием спецтранспорта Воздушных сил осуществлялись без соблюдения достаточного уровня безопасности.

10 сентября 2012 года члены польской оппозиционной партии "Закон и справедливость", создавшие парламентскую группу по расследованию причин катастрофы, выступили с версией о том, что крушение самолета под Смоленском стало следствием взрыва на борту. Позднее Главная военная прокуратура Польши опровергла выводы доклада парламентариев - следов взрывчатки на обломках самолета обнаружено не было.

Расследование обстоятельств катастрофы не завершено. Российская сторона неоднократно заявляла, что обломки лайнера, которые являются вещественными доказательствами, после завершения следствия будут возвращены польской стороне. Польским прокурорам и экспертам предоставляется доступ к самолету.

Катастрофа

10 апреля 2010 года пассажирский авиалайнер Ту-154М (бортовой номер PLF 101) 36-го особого авиаполка Воздушных сил Республики Польша, следовавший специальным рейсом из Варшавы в Смоленск, потерпел крушение при заходе на посадку на аэродроме "Смоленск-Северный". Катастрофа произошла в условиях сильного тумана.

Самолет опустился ниже допустимой высоты и задел левым крылом верхушку березы. В результате с резким кренением он перевернулся влево более чем на 180 градусов, упал днищем фюзеляжа кверху на землю в 200-300 м от торца взлетно-посадочной полосы и разрушился.

В результате крушения погибли все находившиеся на борту - семь членов экипажа и 89 пассажиров, в том числе президент Польши Лех Качиньский с супругой Марией, руководитель канцелярии президента Владислав Стасяк, глава нацбанка Польши Славомир Скшипек, замминистра иностранных дел Анджей Кремер, другие высокопоставленные чиновники, почти все высшее военное командование, ряд общественных и религиозных деятелей Польши. Правительственная делегация направлялась на траурные мероприятия по случаю 70-й годовщины расстрела польских офицеров в Катынском лесу (под Смоленском).

Разбившийся самолет был выпущен в 1990 году Куйбышевским авиационным производственным объединением (КуАПО; ныне АО "Авиакор", Самара). Он имел заводской номер 90А837, был оснащен двигателями Рыбинского моторостроительного завода (ныне - ПАО "ОДК-Сатурн", Рыбинск, Ярославская обл.). Первый полет совершил 29 июня 1990 года; поступил в распоряжение Воздушных сил Польши 12 июля 1990 года; последний ремонт был проведен 21 мая - 21 декабря 2009 года на заводе-изготовителе. По состоянию на 8 апреля 2010 года налетал 5 143 часа, нареканий в работе у летного состава не вызывал.

Читайте также: