Место китая в международном движении капитала

Обновлено: 18.05.2024

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ефремова Мария Владимировна, Чайка Алексей Андреевич

Анализ и оценка опыта Китая по привлечению иностранных инвестиций Стимулирование инвестиций в трансформирующейся экономике Инвестиционная привлекательность экономики Китая в условиях современной глобализации Страны БРИКС в международных инвестиционных процессах Историко-статистический анализ динамики и структуры иностранных капиталовложений в экономику Китая как фактора экономического роста страны i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы. i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ инвестиционной политики Китая»

АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННОМ ПОЛИТИКИ КИТАЯ

Ефремова Мария Владимировна, Сибирский федеральный университет, г. Красноярск

E-mail: maria_efremova93@mail. ru

Чайка Алексей Андреевич, Сибирский федеральный университет, г. Красноярск

Аннотация. Данная статья посвящена изучению инвестиционной 9 политики Китая. Рассмотрены основные составляющие инвестиционного роста, а также их влияние на экономику страны. Изучены факторы, сдерживающие экономическое развитие КНР.

Ключевые слова: инвестиции, Китай, инвестиционная политика.

Сегодня для оживления экономики любой страны необходим значительный приток средств частных инвесторов, и, прежде всего, крупного корпоративного национального капитала, сумевших наиболее успешно адаптироваться к условиям рынка и способных обеспечить высокую отдачу от инвестируемых средств.

Выходу российской экономики из инвестиционного кризиса в настоящее время во многом препятствует отсутствие в стране необходимых объемов внутренних ресурсов для накоплений. Проблема повышения инвестиционной активности и реконструкции экономики не может быть решена только за счет значительного увеличения масштабов государственного инвестирования из-за высокой степени «связанности» ограниченных бюджетных инвестиций неотложными задачами инвестиционной поддержки жизнеобеспечивающих производств и необходимости осуществления целого ряда некоммерческих (бесприбыльных) инвестиционных проектов социальной сферы.

В этой связи на первый план выходят задачи создания благоприятных условий и механизмов накопления национального капитала и его трансформации в реальные инвестиции, содействие реализации инвестиционных программ крупного корпоративного национального капитала, усиление функций

государства как «стратегического» инвестора, стимулирование и поддержка инвестиционной деятельности среднего и малого предпринимательства.

Практическая реализация этих задач предъявляет жесткие требования к режиму функционирования экономики, направлениям и эффективности использования инвестиционных ресурсов, скорости и результативности институциональных преобразований.

Инвестиционная политика КНР как часть стратегии реформ и модернизации во многом определяет высокие темпы экономического роста и социальные изменения в Китае. Она все чаще находит продолжение во внешнем и внешнеэкономическом курсе страны, оказывает растущее воздействие на экономику соседних государств.

В связи с этим актуален анализ сдвигов в инвестиционной политике и меняющейся роли Китая в мировой экономике. Динамичный подъем китайского хозяйства в силу его масштабов (в реальном выражении на эту страну приходится около пятой части мирового промышленного производства) создал новую ситуацию в глобальной экономике.

В КНР иностранные инвестиции разделяют на поощряемые, разрешенные, ограниченные и запрещенные.

Поощряются иностранные инвестиции в сельское хозяйство, текстильную, химическую, нефтехимическую, аэрокосмическую, электронную отрасли промышленности, металлургию, энергетику и многие другие (всего около 260 направлений).

Ограничение на иностранные инвестиции установлено для отдельных секторов горнодобывающей, химической, пищевой, текстильной табачной промышленности, нефтепереработки, энергетики (например в строительстве и эксплуатации ТЭС мощностью до 300 тыс. кВт) и др.

Запрещены иностранные инвестиции в предприятия, производящие оружие, в разведку, добычу и обогащение радиоактивных и редкоземельных руд, в строительство и эксплуатацию электросетей, в управление авиаперевозками, в радио, телевидение, издание книг, газет, журналов и др.

Следует отметить, что в Китае учитываются объемы иностранных инвестиций в соответствии с заключенными контрактами, а также объемы освоенных (использованных) инвестиций по этим контрактам. Очевидно, объемы освоенных инвестиций меньше объемов по контрактам.

В рамках стратегии открытости поощряется привлечение иностранного капитала в экономику страны, в то же время скорректированы рекомендации и инструкции для иностранных инвесторов. Поправки инструкции для иностранных инвесторов, которая обнародована в начале 2012 г., сделаны в соответствии с программой 12-го пятилетнего плана, проектами по стимулированию развития передовых инновационных производств, по подготовке высококвалифицированных кадров. Появились новые пункты в разделе поощряемых производств, такие как новые виды продукции в текстильной, нефтеперерабатывающей, машиностроительной отраслях. Исключены из данного списка производство автомобилей, продукции из кристаллического кремния, продукции углеперерабатывающей промышленности, в том числе и по причине ограничения формирования избыточных мощностей, от которых эти отрасли уже страдают. Правительство в качестве приоритетной для инвестиций выделяет сферу услуг, в первую очередь создание инвестиционных компаний, зарядочных станций для электромобилей, центров подготовки кадров, компаний, работающих в области защиты интеллектуальных прав. Иностранным инвесторам предоставлена свобода при вложении средств в медицинские учреждения, финансовые лизинговые компании.

В 2013 году в Китае был принят ряд новых нормативных актов в области регулирования деятельности зарубежных инвесторов внутри страны. Краткое изложение наиболее значимых документов сводится к следующему.

1. Положение об упрощении правил осуществления прямых иностранных инвестиций (принято Государственным управлением валютного контроля КНР 13 мая 2013 г.). Документом предусматривается отмена ограничений на обмен валюты при осуществлении платежей по международным операциям, связанным с движением капитала, таким как кредиты, прямые и портфельные инвестиции. Положение вступило в силу 13 мая 2013 г.

2. Руководящие мнения относительно привлечения иностранных инвестиций в 2013 году (приняты Министерством коммерции КНР 14 марта2013 г). Документом предусмотрены следующие сектора экономики, в которые государство будет поощрять привлечение иностранных инвестиций:

- современный уровень услуг;

- новые виды энергии;

- современное сельское хозяйство.

В качестве основных мер по повышению инвестиционной привлекательности Китая определены:

- повышение прозрачности деятельности правительства и борьба с коррупцией;

- сокращение экономического вмешательства со стороны государства;

- ускорение реформы рынка капитала.

Принятые в 2013 г. уполномоченными органами Китая нормативные документы явились логическим продолжением государственной политики по совершенствованию инвестиционного климата, начало которой было положено в 2012 г [2].

Углубление реформы финансово-налоговой и инвестиционной систем тесно взаимосвязаны. Активная финансовая политика стимулирует увеличение капиталовложений и потребления, открывает горизонтальные и вертикальные потоки перемещения финансовых средств.

В 2008 г. рост зарубежных инвестиций почти на четверть сопровождался значительным сокращением числа образованных предприятий. В результате средний объем капиталовложений превысил 5 млн. долл. Тенденция к укрупнению вложений в одно предприятие продолжилась и в 2009 г. Среди новых предприятий с иностранным участием по числу преобладают полностью иностранные (примерно 80%).

Таким образом, типичное предприятие с иностранным капиталом - это, как правило, объект с относительно небольшим капиталом, полностью принадлежащий зарубежному предпринимателю, как правило, работающий в обрабатывающей промышленности и при этом тесно связанный с внешним рынком. Представляется, что такой портрет совместного предпринимательства сформировался в результате стремления реформаторов, с одной стороны, к соблюдению фактического равенства у партнеров по сотрудничеству, их пропорциональности, а с другой - в силу имевшегося предложения иностранного капитала [1].

Что же касается крупных совместных объектов, то в течение первых двух

десятилетий открытой политики они фактически были сферой монопольного сотрудничества с зарубежным капиталом китайского госсектора, что укрепляло его лидирующую роль в хозяйстве с точки зрения капиталовооруженности, технологического уровня, доступа на внешний рынок. Такие объекты обычно представляют собой СП, в которых китайская сторона старается сохранить 51-процентный пакет.

Во второй половине 2008 и 2009 гг. наблюдалось сокращение притока в КНР ПИИ. Однако можно заключить, что даже значительное сокращение притока иностранного капитала не стало серьезной проблемой для экономики КНР.

Основные страны-инвесторы Китая

Государство Величина накопленных прямых иностранных инвестиций на конец года, млрд. долл.

Гонконг, Китай 553,7 710,9 856,8

Британские Виргинские острова 187,2 213,7 297,8

Япония 88,4 106,3 122,0

Сингапур 49,3 62,5 76,4

США 55,3 63,5 57,8

Республика Корея 32,2 40,3 47,8

Каймановы острова 26,2 32,3 38,6

Маврикий 16,5 21,1 22,9

Самоа 14,4 17,4 21,0

Бермуды 6,5 7,1 7,8

Россия 0,4 0,45 0,436

Источник: IMF, Coordinated Direct Investment Survey (CDIS)

Данные о динамике ВВП и внешней торговли в 2009 г. показывают, что экономика Китая не очень чувствительна к спадам и кризисам в мировой торговле. Как и раньше (в 1997-1998 и 2001 гг.) сокращение притока ПИИ, вызванное внешними причинами, не оказывало заметного сдерживающего воздействия на экономический рост. Ограниченным оказалось и сдерживающее воздействие спада экспорта. Поэтому можно сделать вывод, что решающими в хозяйственной динамике остаются внутренние факторы. Оправдывает себя, как

показывает развитие кризиса, и осторожный подход китайских властей к либерализации финансового рынка страны.

В 2011 г. прямые иностранные инвестиции в Китай превысили 105 млрд долл., увеличившись по сравнению с 2010 г. на 17,4%. За первые 10 месяцев 2012 г. прямые иностранные инвестиции, использованные в Китае, составили более 103 млрд долл., что больше соответствующего периода в 2011 г. на 13%. На важнейшие азиатские страны-партнеры и регионы приходится около 89 млрд долл., на США около 3 млрд долл., на ЕС примерно 6 млрд долл. Страны-инвесторы по мере убывания объема вложенных инвестиций располагаются следующим образом: на первом месте Гонконг, затем Тайвань, Япония, Сингапур, на пятом месте США, после них Южная Корея, Великобритания, Германия, Франция, Голландия, при расчете учтены инвестиции, поступающие в Китай из этих стран через оффшорные зоны. Важным направлением инвестиционной политики с начала нового века становится инвестиционная деятельность Китая за рубежом.

Рис. 1 Основные направления инвестиций Китая с 2005 по 2008 год [3]

Изменения в направлении инвестиционных потоков свидетельствуют о фактической паузе в освоении Китаем инвестиционных рынков Африки. В масштабах глобальных китайских инвестиций приоритеты были смещены в пользу других регионов.

Рис. 2 Основные направления инвестиций Китая с 2009 по 2012 год [3]

Доля Австралии также сократилась. Китай стремится диверсифицировать свои вложения в угледобывающие и железорудные производства. Если до 2009 года доля инвестиций в Австралию в этих секторах в общем составила 66%, то с 2010 г. по 2012 - 36%.

Наиболее впечатляющий рост показали инвестиции в Южную Америку. Уже в 2010 Китай был третьим по величине инвестором в этот регион, после США и Нидерландов. Больше всего инвестиций пришлось на Бразилию, за ней -Аргентина. До середины 2009 г. основным объектом вложений был Перу (медь). Основным драйвером роста капиталовложений было сырье, и в первую очередь нефть.

В деятельности зарубежных предпринимателей на территории КНР китайские экономисты усматривают немало негативных моментов.

Выражаются, в частности, опасения по поводу чрезмерного давления притока капитала на курс валюты и, соответственно, ценовую конкурентоспособность страны в долгосрочной перспективе. Обращается внимание на вредные последствия деятельности иностранного капитала: ресурсные, экологические, социальные. Раздаются призывы усиливать избирательность китайской экономики в отношении прямых иностранных капиталовложений - в том числе из-за противодействия внешней экспансии со стороны национальных предприятий Китая, а также совместных компаний, уже закрепившихся на местном рынке.

Хотя в КНР по-прежнему достаточно жестко регламентируется доступ иностранного капитала в хозяйство, существенная его либерализация после вступления в ВТО выявляет растущие противоречия между зарубежным и быстро формирующимся национальным частным капиталом.

Инвестиционный комплекс Китая вырос из национальных рамок, страна с успехом справляется с превращением денег в капитал, причем не фиктивный, а физический. Заметим также, что экономическая экспансия этой страны за рубеж продиктована не только избытком капитала, но и стратегическими задачами дополнения народнохозяйственного комплекса недостающими элементами. Соответственно, очень высока и роль государства в обеспечении этой экспансии.

Такой тип экспансии несколько отличается от обычного для западных корпораций и банков. Заметно тяготение инвесторов из КНР к реальному сектору, в капиталовложениях намного выше удельный вес вновь создаваемых объектов. Учитывая высокую долю инфраструктурных объектов, можно сказать, что Китай не только захватывает внешние рынки, но и развивает их.

Стремительное нарастание валютных резервов КНР обостряет необходимость масштабного вывоза капитала, поиска новых сфер его приложения. Это благоприятствует расширению сотрудничества РФ и КНР в инвестиционной сфере. Помимо сотрудничества в энергетической области, кооперация в сфере транспорта, агропроизводства и лесного хозяйства выглядит особенно привлекательной. Она может быть дополнена программами строительства современного сельского жилья, инфраструктуры, производства стройматериалов, туризма и т.п.

Государственное регулирование рынков в Китае выступает в нынешней ситуации гарантией низкой уязвимости экономики от возможных потрясений на глобальных финансовых рынках. Национальная валюта остается неконвертируемой по большинству счетов движения капитала. Специализированная банковская система ограничивает образование «экономики мыльного пузыря». Ограничиваются государством и спекулятивные тенденции в секторе недвижимости, а также нелегальный приток денег в китайскую финансовую систему.

Продуманные действия регулятора позволяют не только уравновешивать собственное хозяйство, но и создавать зоны устойчивости в экономике тесно сотрудничающих с КНР стран и территорий.

При всем этом в Китае продолжают уделять большое внимание поддержанию достаточно высокого уровня автономности экономики.

Несмотря на массу позитивных тенденций китайской экономики, необходимо отметить, что в настоящее время Китай испытывает проблемы переходного периода. Ориентация на наращивание темпов ВВП и осуществление экстенсивного типа роста усугубили существующие

Первая диспропорция - образовался дисбаланс внешнего и внутреннего спроса. При преимущественной ориентации на внешний рынок, внутренний рынок не получил должного развития. В условиях сужения внешнего спроса в Китае оказалось невозможным ускорить рост внутреннего спроса, которой мог бы стать основной опорой роста. На протяжении многих лет темпы прироста потребления населения были в два раза медленнее, чем темпы роста экспорта.

Вторая диспропорция - чрезмерная зависимость экономики от инвестиций в основной капитал и небольшая роль потребления населения. Темпы прироста инвестиций в основной капитал в 2000-е годы не опускалась ниже 25%, в некоторые годы превышая 30% [3].

Третий дисбаланс присутствует в структуре распределения доходов. В то время, как доходы государства и предприятий бурно росли, в результате естественных конкурентных условий огромного населения и искусственного сдерживания, рост доходов населения отставал. Кроме того, тип распределения доходов между разными группами населения также далек от равновесного. Это связано и с значительным отставанием деревни от города, и с неравномерным экономическим развитием разных регионов. Подобная ситуация препятствует формированию единого рынка и повышению внутреннего спроса.

Давление на окружающую среду за годы бурного экономического развития значительно усилилось. Борьба за природные ресурсы представляет собой большую проблему для огромной китайской экономики, которая на протяжении многих лет росла в основном за счет расширения потребления ресурсов.

Основные конкурентные преимущества Китая - дешевая рабочая сила, льготные условия для иностранного капитала, создавшие ему возможности накопления капитала для инвестирования в экономику и обеспечения рабочими местами значительного числа неквалифицированной или низкоквалифицированной рабочей силы, приток иностранных инвестиций и статус крупнейшей мировой торговой державы, в современных условиях не позволяют перейти на качественно новый уровень развития и осуществить основную цель развития любой страны, повсеместное повышение уровня жизни населения и обеспечения цивилизованных условий развития. Основные задачи, которые стоят перед китайским руководством в настоящее время: сдерживать высокие темпы роста для выравнивания структурных диспропорций и в то же время осуществлять стабильный экономический рост для поиска новых точек, обеспечивающих конкурентоспособность Китая в мире и возможность перехода к новому типу развития.

1. Таций В.В. Привлечение ПИИ: опыт Китайской народной республики// Вестник федерального государственного учреждения Государственной регистрационной палаты при Министерстве юстиции Российской Федерации. 2009. № 5. С. 53-61.

Китай в международном движении капитала

До 1993 г. Китай мало участвовал в международном движении капитала, ежегодные потоки которого как в страну, так и из страны не превышали 10 млрд долл. Затем ежегодные потоки капитала в обе стороны существенно возросли, однако не превышали 100 млрд долл. Но после 2004 г. Китай стал одним из лидеров мирового движения капитала с ежегодными потоками вывоза и ввоза капитала в размере 200–600 млрд долл. При этом, если до 2015 г. Китай являлся нетто-импортером капитала, то затем стал его нетто-экспортером, если учитывать покупку или продажу средств из золотовалютных резервов (резервных активов). Но на корпоративном уровне, т.е. без учета резервных активов, Китай остался нетто-импортером капитала, за исключением периода 2014–2016 гг. Как правило, по прямым и портфельным инвестициям преобладает ввоз капитала, а по прочим инвестициям (это преимущественно займы и товарные кредиты) – вывоз.

И по ввозу, и по вывозу прямых инвестиций Китай вышел на второе место в мире, уступая только США. В Китае правительство осуществляет поэтапную регулируемую либерализацию движения капитала и на настоящем этапе сферы приложения прямых иностранных инвестиций разделены на поощряемые, разрешенные, ограниченные и запрещенные. В 1990-е гг. ПИИ направлялись преимущественно в трудоемкие экспортные производства, при этом продукция предприятий с участием иностранного капитала не допускалась на внутренний рынок. После вступления КНР в ВТО преференции и льготы предоставлялись инвесторам в недвижимость, инфраструктуру, базовые отрасли промышленности, машиностроение, электронную и химическую промышленность, энергетику, вместе с условиями развивать энергосберегающие и экологичные предприятия, повышать долю отечественных компонентов в стоимости продукции. Новый всплеск ПИИ в Китай с 2017 г. связан с сокращением списка ранее закрытых и ограниченных отраслей со 166 до 63, прежде всего информационных услуг и технологий, программного обеспечения, научно-исследовательских и проектных услуг. Закрытыми для ПИИ остались оборонно-промышленный комплекс и средства массовой информации.

Объем накопленных прямых зарубежных инвестиций (ПЗИ) китайских компаний достиг 2,1 трлн долл., при этом около 40% их прироста обеспечивались привлечением капитала за рубежом, в основном за счет средств из Гонконга и реинвестирования прибыли зарубежных филиалов китайских ТНК. Крупнейшие инвестиционные проекты КНР осуществляются через офшоры Латинской Америки, крупные и средние – через Гонконг. Их хорошо диверсифицированная до 2013 г. географическая структура затем резко сконцентрировалась на Северной Америке и Европе (до 70–75% в 2016–2017 гг.). До 2012 гг. 70–80% ежегодных ПЗИ КНР приходились на сырьё для энергетики и металлургии, что отвечало потребностям Китая как «мировой фабрики». К 2016 г. доля сырьевого сектора снизилась до 24%, и эта цифра преимущественно включает инвестиции в развитие возобновляемых источников энергии и заметное место заняли ПЗИ в недвижимость, транспортную инфраструктуру, высокие технологии и туризм. При этом основной рост накопленных ПЗИ китайских ТНК происходит во многом благодаря многочисленным малым и средним торговым компаниям, которые совершенствуют отраслевую структуру китайской экономики, продвигая произведённую в КНР продукцию на рынки развитых стран.

С 2015 г. стал заметным рост китайских портфельных инвестиций, но это не означает движения спекулятивного капитала, т.к. многие крупнейшие инвестиционные сделки компаний КНР представляют собой приобретение пакетов акций менее 10%, т.е. формально попадают в разряд портфельных инвестиций, а на деле представляют взаимное перекрестное инвестирование китайских и западных ТНК и банков. Объёмы предоставленных китайскими банками и ТНК зарубежных займов и товарных кредитов достигли огромной величины – 1,3 трлн долл. Продажа товаров с отсрочкой оплаты делает не самую качественную и технологичную, а теперь и не самую дешёвую, продукцию конкурентоспособной, и вытесняет с мирового рынка предприятия и страны, не имеющие доступа к кредитным ресурсам.

Для активного воздействия на других участников мировой экономики с 1992 г. правительство КНР стимулирует масштабную транснационализацию местных фирм, известную как стратегия «Выхода вовне». С точки зрения китайского руководства, развитая страна должна иметь все отрасли, но не все операции производить в пределах своих национальных границ. ТНК разрешают противоречие между обеспечением промышленного суверенитета и выносом операций с низкой добавленной стоимостью за границу. К тому же крупномасштабный приток прямых иностранных инвестиций в Китай обострил вопросы национальной промышленной безопасности. Кроме того, обнаружилось, что китайские компании, независимо от своего технологического уровня, не могут подняться с низших звеньев западных глобальных цепочек, поскольку переход на инновационный путь развития означает начало конкуренции и политической борьбы с развитыми странами. Поэтому китайским ТНК поставлена задача выйти из западных глобальных цепочек и создать собственные, опираясь на конкурентное преимущество – крупнейший в мире внутренний рынок. Для его защиты ТНК Китая заменяют запрещённое правилами ВТО бюджетное субсидирование офшорными операциями. Так, большинство ТНК Китая имеют по одному иностранному филиалу, используя «офшор» Гонконг для финансирования проектов в КНР.

Строительство китайских глобальных цепочек в развивающихся странах означает для Китая создание рынков, способных поглощать продукцию его современных отраслей, и закрепляет зависимость принимающих стран от китайских стандартов, технологий и оборудования. На первом этапе китайские ТНК осуществляют в этих странах крупные энергетические и инфраструктурные проекты, строят предприятия базовых отраслей промышленности. Затем, пользуясь преференциальным доступом к подконтрольной КНР инфраструктуре, заходит малый частный бизнес сферы торговли и производства потребительских товаров. В этом суть китайской инициативы «Один пояс, один путь», которая возникла как ответ Китая на вызовы глобализации. В отличие от западной, китайская модель строительства глобальных цепочек представляет собой более выгодное для развивающихся стран сотрудничество, так как повышение доходов населения стран Юга является источником роста новых рынков, что способствует модернизации экономики КНР.

В результате радикально выросла доля ТНК Китая негосударственных форм собственности – до 95% по количеству, и до половины накопленных ПЗИ. При этом такие механизмы государственной поддержки частных китайских ТНК, как доступ к кредитам государственной финансовой систем, страхование предпринимательских рисков в принимающих странах, информационно-консультационное и кадровое обеспечение, развитие глобальной юаневой финансовой и расчётно-платёжной инфраструктуры, в свою очередь, ставят их в зависимость от государства, обеспечивая координацию общественных и частных интересов.

Международная инвестиционная политика Китая: неожиданные повороты

Международная инвестиционная политика Китая: неожиданные повороты

Став мировой торговой державой, Китай взял курс на укрепление своих позиций в международном движении капитала и быстро занял место в группе стран-лидеров как по экспорту, так и импорту капитала. Вот некоторые данные ЮНКТАД об участии Китая в международном обмене капиталом в виде прямых инвестиций (ПИ).

Среднегодовой объём экспорта капитала в форме ПИ из Китая в предкризисные годы (2005-2007) составлял 18,8 млрд. долл., что равнялось 1,3% мирового экспорта капитала в форме ПИ. В 2015 году этот экспорт у Китая уже был равен 127,6 млрд. долл., или 8,7% мирового объёма. А вот показатели по импорту капитала в форме ПИ. В предкризисные годы (2005-2007) он в среднем на год составил 76,2 млрд. долл. (5,4% мирового объема). В 2015 году импорт вырос до 135,6 млрд. (7,7% мирового объема).

Разрыв между Китаем и США всё ещё оставался значительным: в 2015 году экспорт капитала из США в виде ПИ составил 300,0 млрд. долл. (20,4% мирового объема), а импорт – 379,9 млрд. долл. (21,4%). Впрочем, разрыв окажется минимальным, если мы к показателям Китая (КНР) прибавим статистические данные по Гонконгу, который является «инвестиционными воротами» Китайской Народной Республики. В 2015 году экспорт капитала в виде ПИ из Гонконга составил 55 млрд. долл., а импорт – 175 млрд. долл. Вторые «инвестиционные ворота» Китая – Сингапур. У него экспорт составил 35 млрд. долл., а импорт – 65 млрд. долл.

Экспорт и импорт капитала. Накопленные прямые инвестиции (на конец 2015 г., млрд. долл.)

Накопленные ПИ в результате экспорта капитала

Накопленные ПИ в результате импорта капитала

В 1995 году доля КНР в накопленных в мире зарубежных ПИ была равна всего 0,4%; в 2012 году она уже выросла до 2,3%, а в конце 2015 года достигла 4% (табл. 1). Аналогичные тенденции характерны для Гонконга и Сингапура. При таких темпах роста «Большой Китай» до конца текущего десятилетия может сравняться с Соединёнными Штатами по объёмам накопленного экспорта и импорта ПИ.

А Европу Китай по масштабам экспорта и импорта капитала в форме прямых инвестиций уже обогнал многократно. Вот для сравнения доли отдельных стран ЕС в мировом накопленном экспорте ПИ (%): Великобритания – 3,0; Германия – 1,8; Франция – 1,8; Италия – 0,5. А вот доли этих же стран в мировом накопленном импорте ПИ (%): Великобритания – 2,9; Германия – 0,8; Франция – 0,6; Италия – 0,1.

Активно наращивает Китай своё участие в международном обмене капиталом также в части операций с портфельными и прочими инвестициями. В табл. 2 представлена общая картина такого участия по всем видам инвестиций, для сравнения представлены данные по США.

Международная инвестиционная позиция КНР и США на начало 2015 года (трлн. долл.)

Накопленный экспорт капитала (активы)

Накопленный импорт капитала (обязательства)

Чистая международная инвестиционная позиция страны (ЧМИП)

Источники: Государственная администрация по иностранной валюте Китая;Бюро экономического анализа Министерства торговли США.

Как видим, Китай в международном обмене капитала выступает чистым донором. По показателю чистых международных активов (активы минус обязательства) он занимает второе место в мире после Японии.

Интересно посмотреть, как выглядит международная инвестиционная позиция «Большого Китая». У Гонконга она составляет, как мы выше отметили, плюс 1,1 трлн. долл., а у Сингапура – плюс 0,3 трлн. долл. Таким образом «Большой Китай» на начало 2015 года был чистым кредитором мировой экономики на сумму примерно 3 трлн. долл.

А крупнейшим в мире чистым должником в международном обмене капитала выступают США. На начало 2015 года их чистые обязательства составили 7,0 трлн. долл., согласно последним данным на середину 2016 года, они выросли до 8 трлн. долл., что составило 46% ВВП США.

Из общего объёма зарубежных активов КНР (6,4 трлн. долл. на начало 2015 года) большая часть приходится на международные (золотовалютные) резервы – 3,9 трлн. долл. (61%). Ещё примерно 1 трлн. долл. – прямые инвестиции. На остальные инвестиции приходится около 1,5 трлн. долл. (портфельные инвестиции, займы и кредиты). Таким образом, Народный банк Китая, накапливающий валютные резервы, выступает основным донором экономик других стран. И в первую очередь Китай кредитует правительство Соединённых Штатов, приобретая американские казначейские бумаги.

До последнего времени такая раскладка инвестиционных позиций в мире более или менее устраивала ведущие страны, занятые в международном обмене капитала (Китай и США). Однако в конце прошлого года неожиданно появились признаки того, что существующий status quo может быть нарушен. Толчком к серьёзным изменениям стала победа на президентских выборах в США Дональда Трампа.

Инвесторы со всего мира, не дожидаясь прогнозируемого повышения ключевой процентной ставки ФРС, начали двигаться в сторону Америки. Среди них – инвесторы из Китая. По оценкам Goldman Sachs, отток капитала из Китая за первые три квартала 2016 года составил 550 млрд. долл. После победы Трампа темпы оттока капитала из Китая ускорились. Курс юаня по отношению к доллару США в 2015-2016 гг. снижался. Так, к началу декабря текущего года по сравнению с началом года юань ослаб по отношению к доллару на 6%. Не за горами момент, когда 1 доллар будет стоить 8 юаней. В конце 2016 года Народный банк Китая смягчал падение юаня проведением валютных интервенций, результатом чего стало таяние международных резервов Китая.

Сжигать дальше накопленные за многие годы валютные резервы Китай не желает, а сохранение слабого юаня будет означать дальнейшее обескровливание китайской экономики под влиянием продолжающегося оттока капитала. Единственной альтернативой остаётся введение ограничений на трансграничное движение капитала для выравнивания баланса инвестиционных потоков. В ноябре Пекин уже объявил о введении ряда ограничений на экспорт капитала.

Ограничения касаются следующих операций: 1) сверхкрупных приобретений активов в размере 10 млрд. долл. или выше в рамках одной сделки; 2) инвестиций в недвижимость государственными компаниями на сумму более 1 млрд. долл.; 3) инвестиций в 1 млрд. долл. и более со стороны любой китайской компании, если объект инвестиций не связан с её основным видом деятельности. Раньше китайские экспортёры капитала (банки, компании) принимали решения по подобным зарубежным инвестициям самостоятельно, действуя в уведомительном режиме. Теперь планируется введение разрешительного режима: перечисленные выше сделки должны будут получить одобрение со стороны высшего органа экономического планирования КНР.

Предполагается также установить контроль над «серыми» схемами вывода капиталов. Например, с помощью ставших популярными криптовалют, особенно bitcoin. Власти пытаются улучшить состояние платёжного баланса страны и за счёт регулирования некоторых видов текущих операций. В первую очередь, речь идет о планируемом запрете на импорт золота (по китайским данным, годовой импорт этого металла составлял в последнее время около 900 тонн).

Ограничения коснутся операций не только с иностранной валютой, но и с юанями. Народный банк Китая (НБК) уже издал указ, ограничивающий объём вывоза за пределы континентального Китая юаней физическими и юридическими лицами (для компаний определён лимит в 30% от величины акционерного капитала). До этого основная часть юаней шла в Гонконг, где они конвертировались в доллары и другие иностранные валюты (после чего валютные средства оставались в банках и других институтах Гонконга или выводились в другие страны).

НБК также выпустил ряд других нормативных документов, адресованных китайским банкам и требующих более тщательно контролировать выведение валюты за рубеж. В частности, банки должны «строго изучить вопрос использования юаней за рубежом», чтобы исключить вероятность фиктивных и нецелевых сделок. Банкам предписано ограничивать зарубежное финансирование в форме кредитов и займов, отдавая предпочтение инвестициям в форме участия в капитале. Поскольку кредитные сделки являются более удобным и распространённым «серым» способом выведения капитала за границу, НБК предписывает китайским коммерческим банкам более внимательно контролировать такие операции, не допускать кредитов с нулевыми процентными ставками, о любых нарушениях условий кредитных договоров немедленно сообщать в НБК и т.д.

Поставлена задача наведения порядка во внешней торговле, которая стала крупным «серым» каналом выведения валюты за рубеж. В марте нынешнего года Дойче банк обнародовал исследование по Китаю. По данным этого исследования, в 2015 году банковские институты Китая зафиксировали перевод валюты за импортные товары на сумму 2,2 трлн. долл., а таможенные службы страны зафиксировали получение импортных товаров на сумму лишь 1,7 трлн. долл. Вполне вероятно, что полтриллиона долларов – нелегальный вывод валюты за рубеж. В список последних мер по валютному контролю включены также более жёсткие лимиты для физических лиц по объёмам обмена юаней на доллары США и другие иностранные валюты; для них также ужесточены нормы вывоза и перевода иностранной валюты за рубеж.

Многие эксперты согласны с тем, что, отказавшись от догматов валютного либерализма, Пекин выбрал правильный курс. Так, бывший советник НБК Ю Ёндин одобрил действия Пекина, считая отток капитала опасным, а валютные интервенции Народного банка Китая – бесполезными: «Лучше поздно, чем никогда. Политика повышения контроля за движением капитала и прекращения его оттока абсолютно верна». А вот мнение известного финансового эксперта, бывшего сотрудника МВФ, нынешнего профессора Корнеллского университета Эсвара Прасада: принимаемые руководством Китая решения свидетельствуют о том, что оно «предпочитает стабильность и контроль, а не либерализацию экономики и вызванную этим волатильность».

США и Большой Китай: борьба на мировом рынке прямых инвестиций

США и Большой Китай: борьба на мировом рынке прямых инвестиций | Продолжение проекта "Русская Весна"

На фоне зафиксированного в начале текущего года существенного спада во внешней торговле китайскими товарами весьма впечатляюще выглядит динамика экспорта китайского капитала. Объём прямых иностранных инвестиций (ПИИ) КНР в другие страны в годовом выражении по итогам первого квартала 2016 года вырос на 55,4% и составил 261,7 млрд. юаней (40,0 млрд. долл.). В первом квартале 2016 года 2726 китайских компаний инвестировали в экономики 149 стран.

Международное движение капитала имеет разнообразные формы. Прежде всего, это различные виды ссудного капитала: банковские кредиты, денежные займы в виде размещения долговых бумаг, коммерческие кредиты и т.п. К международному движению капитала также относятся портфельные инвестиции - приобретение акций и долей в капитале, которые не дают инвестору права на управление объектом инвестиций, а лишь обеспечивают получение дохода (дивидендов, процентов). В отличие от этого прямые инвестиции представляют собой такие вложения в акции и капиталы, которые дают инвестору право управления. В ХХ веке основной формой прямых инвестиций были проекты по созданию новых предприятий и компаний («с нуля»), но сегодня такие инвестиции уходят на второй план. Наиболее распространенной формой прямых инвестиций являются сегодня сделки по поглощению или слиянию существующих компаний. Это своеобразный инструмент экономического передела мира, с помощью которого крупнейшие мировые корпорации и банки устанавливают контроль над экономиками отдельных государств.

«Большая тройка» США - КНР - Гонконг

В сфере ПИИ конкуренция между США и Китаем приобретает всё более острые формы. Каждый год международная организация ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию) выпускает доклад World Investment, в котором содержатся данные об экспорте и импорте ПИИ странами мира. В течение нескольких последних лет как в группе экспортеров, так и в группе импортеров ПИИ определилась устойчивая тройка лидеров («Большая тройка»): США, КНР и Гонконг. Последний доклад World Investment 2014 увидел свет летом 2015 года. В табл. 1 и 2 приводятся данные ЮНКТАД о ведущих странах-импортёрах и странах-экспортёрах ПИИ в 2014 году. США, КНР и Гонконг занимают первые три строчки в обеих таблицах.

Ведущие страны-импортёры капитала в форме ПИИ в 2014 г.

Импорт капитала, млрд. долл.

Доля в мировом импорте, %

КНР

Гонконг

США

Британские Виргинские о-ва

На «Большую тройку» пришлось 26,4% мирового импорта ПИИ и 44,1% мирового экспорта ПИИ.

Ведущие страны-экспортёры капитала в форме ПИИ в 2014 г.

Экспорт капитала, млрд. долл.

Доля в мировом экспорте, %

США

Гонконг

КНР

Британские Виргинские о-ва

За «Большой тройкой» скрывается «Большая двойка»

Хотя ЮНКТАД в своей статистике выделяет Гонконг в качестве самостоятельного субъекта международного инвестиционного обмена, указанная территория имеет лишь относительную автономию, являясь особой административной зоной Китая. КНР активно использует Гонконг в качестве своих «ворот» и своего «шлюза» для осуществления торгово-экономических связей с остальным миром. Поэтому можно сказать, что абсолютными лидерами в сфере экспорта и импорта ПИИ фактически являются два международных субъекта - США и Большой Китай. Кроме Гонконга существует еще одна особая административная зона Китая - Макао, по ней ЮНКТАД ведёт отдельный статистический учет ПИИ. Поэтому Большой Китай охватывает КНР, Гонконг и Макао. В табл. 3 представлены данные, характеризующие позиции Большого Китая в международном обмене ПИИ.

Позиции Большого Китая в международном обмене капиталом в форме ПИИ (2014 г., млрд. долл.)

Экспорт ПИИ за год

Импорт ПИИ за год

Экспорт, накопленные ПИИ

Импорт, накопленные ПИИ

Доля в мировом итоге, %

Экспорт ПИИ за год

Импорт ПИИ за год

Экспорт, накопленные ПИИ

Импорт, накопленные ПИИ

Бросается в глаза, что роли КНР и Гонконга в международном обмене капиталом в целом равновелики (обороты капитала в 2014 году у них были одинаковы). Вместе с тем у Гонконга просматривается экспортная специализация (превышение экспорта над импортом капитала), а у континентального Китая - импортная (превышение импорта над экспортом капитала). Роль Макао в международном обмене капиталом незначительная.

Следует также отметить, что доля Большого Китая в накопленном экспорте и импорте капитала (соответственно 7,54% и 10,81%) существенно ниже, чем его доля в экспорте и импорте капитала в 2014 году (соответственно 19,4% и 19,2%). Это неудивительно, поскольку Большой Китай ещё в прошлом десятилетии не проявлял такой международной инвестиционной активности, какую он стал демонстрировать в последние годы. Соответственно, можно ожидать, что в ближайшие годы доля Большого Китая в накопленных инвестициях как по экспорту, так и импорту капитала будет возрастать.

По экспорту капитала Большой Китай еще отстаёт от США, но отставание с каждым годом сокращается. В 2014 году совокупный экспорт капитала Большого Китая составил 19,14% мирового итога, у США этот показатель был равен 24,9%.

А вот по импорту капитала Большой Китай уже значительно превосходит США. У Большого Китая доля импорта капитала в 2014 году равнялась 19,12% мирового итога, а у Соединённых Штатов - лишь 7,5%. В то же время в накопленном импорте капитала США ещё значительно превосходят Большой Китай: 22,0% мирового итога против 10,81%. Однако и здесь можно ожидать уменьшение разрыва в будущем.

«Большая двойка» в 2015 году

Всего на указанную десятку пришлось 1,11 триллиона долларов, или 65,3% всех ПИИ в мире в прошлом году. Первые три строчки по импорту ПИИ по-прежнему занимают все те же три субъекта. Только США сделали резкий рывок и с третьего места переместились на первое. А КНР, наоборот, с первого места перешел на третье. Это неудивительно: в 2015 году в мире начался глобальный разворот финансовых потоков в сторону США, обусловленный ожидавшимся повышением базовой процентной ставки ФРС США (ставка действительно была повышена в декабре; правда, повышение составило всего 0,25 процентных пункта). В том же 2015 году имел место рекордный чистый отток капитала из Китая, который составил в общей сложности 1 триллион долларов. Правда, чистого оттока капитала по ПИИ, согласно данным китайской статистики, не произошло. По предварительным данным, было даже небольшое положительное сальдо по движению капитала в виде ПИИ. Тем не менее позиции Китая как импортёра ПИИ сильно просели. На фоне общих негативных процессов в сфере международного движения капитала в полтора раза сумел увеличить импорт ПИИ Гонконг. Поэтому Большой Китай и в 2015 году имел по импорту ПИИ некоторое превышение по сравнению с Соединёнными Штатами. Гонконг сыграл роль своеобразного амортизатора для Большого Китая.

Большой Китай и США: статистика накопленных ПИИ

Несмотря на высокие показатели импорта капитала в виде ПИИ зависимость китайской экономики от иностранного капитала относительно невелика. Это объясняется большими масштабами китайской экономики. ЮНКТАД для оценки ПИИ использует помимо всего такой относительный показатель, как накопленные прямые инвестиции по отношению к ВВП принимающей страны. В табл. 4 представлена динамика данного показателя по трём субъектам.

Относительный уровень накопленных прямых иностранных инвестиций в США, КНР и Гонконге (% к ВВП)

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ефремова Мария Владимировна, Чайка Алексей Андреевич

Данная статья посвящена изучению инвестиционной политики Китая. Рассмотрены основные составляющие инвестиционного роста, а также их влияние на экономику страны. Изучены факторы, сдерживающие экономическое развитие КНР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Читайте также: