Место канады в атр проблемы и перспективы

Обновлено: 06.07.2024

Азиатско-тихоокеанский регион (АТР) в настоящие время является наиболее динамично развивающийся регионом мира, постепенно переключающим на себя торговые, инвестиционные и финансовые потоки, а вслед за ними – и политические интересы ведущих мировых держав. Так если средние темпы экономического развития различных стран мира, т.е. мировой экономики, составляли менее 1 %, то темпы развития экономики Китая, Южной Кореи и Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), которая в свою очередь является одной из наиболее динамично развивающихся региональных организаций, составили 6-9%. Экономическо-политический регион, включающий в себя около 50-ти государств: объединенные и торговыми отношениями.

Содержание работы

2. Проблемы и перспективы политического и экономического взаимодействия между Россией и Канадой………………………………

3. Перспективы сотрудничества в обеспечении международной безопасности…………………………………………………………………

Содержимое работы - 1 файл

курсовая работа.docx

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

______________________________ ______________________________ _______

ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ АТР

Факультет международных отношений

Кафедра регионоведения

Гайдак Наталья Олеговна

Российско-канадские отношения: проблемы и перспективы

КУРСОВАЯ РАБОТА

Студент группы 1138_________

Руководитель ст. преподаватель

________________ Хабибулин В.А.

Подпись И.О.Фамилия Подпись И.О.Фамилия

  1. Введение………………………………………………………… ………….
  1. Проблемы и перспективы политического и экономического взаимодействия между Россией и Канадой………………………………
  1. Перспективы сотрудничества в обеспечении международной безопасности……………………………………………… …………………
  1. Вопрос Арктики…………………………………………………………… .
  1. Заключение…………………………………………………… ……………
  1. Список литературы…………………………………………………… ……

Актуальность темы иследования

Высокий уровень развития ведущих тихоокеанских стран служит главной причиной возрастания роли этого экономического союза в мировом хозяйстве. АТР занимает лидирующее положение в международных торговых отношениях. На его долю приходится 40% от объема мировой торговли и внешнеэкономических операций. Столь существенная доля участия в международных торговых операциях поддерживается интенсивным промышленным производством в странах АТР и насчитывает 60% от мировой индустрии.

Но формирование многополярного мира приводит к тому, что страны вынуждены искать союзников в наиболее перспективных направлениях. Сталкиваясь при этом с межцивилизационными противоречиями, т.к, одни из государств являются примерами восточной цивилизации, другие отождествляют себя с западом, вынуждены взаимодействовать во всех направления жизнедеятельности станы, будь-то экономика, политика, культура и т.д. В этих условиях становится отчетливо видно наличие противоречий между странами, и именно поэтому неизбежно формируются двухстороннии отношения, не смотря на создание большого количества международных организаций.

А так как одним из основных факторов экономики любой страны, являются энергоресурсы. Их наличие, виды, доступ к ним значительно влияют на экономическое развитие отдельных отраслей промышленности сельского хозяйства и страны в целом. То Канада, как и Россия, страны обладающие колоссальными запасами различных энергоносителей, вынуждены развивать сотрудничество в рамках двухсторонних отношений, т.к. постоянное развитие промышленности, увеличение роста потребления энергии делает эти запасы не бесконечными. И процесс добычи энергоресурсов нуждается в развитии высоких технологий, а так же в более тщательном экологическом регулировании.

В настоящее время мировой энергетический рынок перенасыщен, что также влияет на экономику стран поставщиков нефти, газа и т.д. Однако, по подсчётам учёных уже в нашем ХХI в. жителям земли придётся столкнуться с проблемой энергоснабжения, т.к. традиционные виды энергоносителей исчерпают себя в большинстве районов мира. 1

Россия и Канада имеют много общего – огромные размеры территорий, наличие разнообразных полезных ископаемых и сходство климатических условий. Однако, политика Канады главным образом ориентирована на отношения с США, с которыми она делит самую длинную неохраняемую границу в мире, сотрудничает на различных уровнях, например, в экономическом плане она является важнейшим партнером по договору о североамериканской свободной торговле.

Но уровень, темп и формат сотрудничества между российскими и канадскими компаниями невелик и не позволяет нашим странам должным образом обмениваться знаниями в интересующих нас областях. Например, в последние годы не проводились заседания двухсторонней правительственной комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству.

И всё же, несмотря на вышесказанное в развитии российско-канадских отношений есть определенные перспективы, которые в свою очередь в большей степени выгодны России нежили Канаде.

В марте 2010 г. постоянный комитет по иностранным делам и международной торговле верхней палаты канадского парламента опубликовал доклад «Канада и Россия: развивать сегодняшние успехи ради завтрашних возможностей». Это второй доклад по России за всю историю существования комитета (первый в 2002 г.). 2

Сам факт появления доклада свидетельствует об усилении интереса Канады к нашей стране как к перспективному торгово-инвестиционному партнеру. Ценность доклада составляют приведенные в нем фактологические данные и оценочные суждения, касающиеся общего состояния, динамики и перспектив развития двусторонних коммерческих связей. Главными статьями канадского экспорта в нашу страну были свинина, машинотехническая продукция, автомобильные части, самолеты, морепродукты.

К числу наиболее перспективных отраслей двустороннего взаимодействия отнесены развитие в России инфраструктурных проектов, включая строительство современных железных дорог; сельское хозяйство и пищевая промышленность; транспортное машиностроение; лесное и деревообрабатывающее производство; добыча природных ресурсов; строительство жилья, особенно на Дальнем Севере; «зеленая» экономика (энергосберегающие и энергоэффективные технологии).

Целью исследования работы является:

Изучить и проанализировать основные направления двухстороннего сотрудничества между Россией и Канадой, а так же их проблемы и перспективы.

Данная цель обусловила постановку следующих задач:

  • Изучить литературу и источники по данной проблематике;
  • Анализ Проблем и перспектив политического и экономического взаимодействия между Россией и Канадой
  • Изучит основные направления сотрудничества в области международной безопасности
  • Выявить направления российско-канадского сотрудничества в развитии северных и арктических территорий
  • Изучит Территориальный вопрос арктического шельфа

2. Проблемы и перспективы политического и экономического взаимодействия между Россией и Канадой

Канада государство в Северной Америке, занимает второе место в мире по площади. Технологически и промышленно развитое государство, имеет многоотраслевую экономику, базирующуюся на богатых природных ресурсах и торговле, в частности с США, с которыми Канада комплексно сотрудничает.

Канада страна с высоким доходом на душу населения, является членом, следующих международных организаций: Североамериканской зоны свободной торговли 1994г. (НАФТА), «G20» 1999г., Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества 1989г. ( АТЕС), «G8» 1998г., Североатлантического альянса 1949г. (НАТО), Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975г. (ОБСЕ), Универсальной международной организации, Генеральной Ассамблеи ООН 1945г.

Крупнейшими импортёрами канадских товаров являются Соединённые Штаты, Великобритания и Япония. В 2008 году Канада импортировала товаров на сумму более $ 442,9 миллиардов, из которых на $ 280,8 миллиардов были из Соединённых Штатов, на 11,7 млрд. $ из Японии и на 11,3 млрд. $ из Соединённого Королевства.

Основными товарными позициями канадского экспорта являются автомобили и автомобильные узлы, продукция отраслей лесопромышленного комплекса, наукоемкая продукция, продовольствие. В импорте преобладают автомобили, компьютеры, оборудование. Важнейшей отличительной чертой канадской экономики является высокая доля сельского хозяйства и ресурсных отраслей в ВВП. Канада - одна из крупнейших сельскохозяйственных держав мира, третий после США и Франции экспортер сельскохозяйственной продукции. Канадская промышленность продолжает специализироваться на переработке добываемых ресурсов и продукции сельского хозяйства. Особенностью канадского автомобилестроения является тесная кооперация с американскими производителями. Быстроразвивающийся сектор обрабатывающей промышленности представлен высокотехнологичными отраслями – телекоммуникационной, аэрокосмической, фармацевтической, лазерной промышленностью и атомной энергетикой.

Главным направлением канадской внешней политики являются ее отношения с США, которые превосходят Канаду по своей экономической мощи. При этом американские корпорации через свои прямые капиталовложения контролируют основные отрасли канадской экономики. На США приходится в среднем более 80% экспорта и более 60% импорта Канады. Соглашения о свободной торговле, заключенные между ними с участием Мексики, служат эффективным ускорителем процесса канадо-американской экономической интеграции, которая и до этого договорного оформления не имела по своей глубине и масштабам аналогов во всем мире.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Новоселов Максим Александрович

Российско-канадские отношения: окончательный разрыв или временное охлаждение? Канада в системе глобального международного сотрудничества на рубеже XX-XXI вв Миротворчество во внешней политике Канады Особенности репрезентации образа Канады в политическом дискурсе Политические факторы торговых отношений между СССР и Канадой в первой половине 1970-х гг i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы. i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Новоселов Максим Александрович

В данной статье рассматривается место Канады в современном мире, наряду с взаимоотношениями с Соединенными Штатами Америки и другими странами мира. После Второй мировой войны, Канада проявила себя в качестве активного участика миротворческих и гуманитарных операций под эгидой ООН . Каким образом влияют отношения Канады и США на самоопределение Канады ? Какие есть пути развития данных отношений и какие дальнейшие перспективы развития внешней политики страны под руководством премьер-министра Стивена Харпера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Роль и место Канады: канадско-американские отношения в XXI веке Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

Состояние и перспективы развития АТР как региона цивилизационного многообразия

Азиатско-тихоокеанский регион не является единой цивилизацией, а наоборот, представляет собой сплетение самых разных цивилизаций, которые, тем не менее, образуют систему устойчивого экономического взаимодействия. Поэтому, несмотря на значительные культурные и религиозные различия, АТР становится в XXI веке важным интегрированным регионом мира. По-существу, эта многообразная, многоуровневая и разноскоростная модель экономических взаимоотношений имеет потенциал для того, чтобы послужить прообразом будущей полицентричной системы меж-дународных отношений в масштабе всей планеты.

Росту интегрированности АТР способствует как его экономическая роль в мировой экономике (АТР — мощнейший экономический район мира, опередивший в этом плане Евроатлантический регион), так и наличие общих «азиатских» ценностей у многих стран региона. Так, ключевой политической группой в АТР является субрегиональное объединение АСЕАН. Взаимодействовать с ним пытаются все основные региональные игроки, особенно Китай и Япония, но также и страны другой цивилизационной идентичности — Австралия, Новая Зеландия, США и Россия. Последние все больше позиционируют себя как естественные составные части АТР. Причем, Китай и США — ключевые конкуренты за лидерство в этом регионе. Между ними в настоящее время развернулась гонка морских вооружений. Тенденции образования коалиций в XXI веке будут определяться именно динамикой противостояния США и КНР.

Азиатизм (или паназиатизм) — достаточно сложный комплекс идеологий, распространенных в современном Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), вплоть до Китая и Индии[1]. Единство этих народов возникло благодаря становлению гигантской торговой и культурно-цивилизационной зоны, связывавшей все страны региона (испытавшие влияние китайской конфуцианской культуры, индийских буддизма и индуизма, наконец, ислама, пришедшего через Индию) еще до прихода европейцев[2]. В рамках этой зоны происходил также и культурный синтез. Причем движение навстречу друг другу шло с обоих концов Азии. Еще в период империи Мин

(1368–1644 гг.), до европейских Великих географических открытий, китайские военно-торговые флоты огибали всю Азию, доходя до Африки. С другого конца Азии тот же морской путь проложили исламские торговцы из Индии и Юго-Восточной Азии, где уже осуществлялся синтез исламской и индуистско-буддистской культур.

Европейские колонизаторы, ставшие доминировать над этими морскими путями с XV–XVI вв., только присвоили себе уже существовавшую систему торговых связей. При этом Китай сохранял роль наиболее экономически развитой части мира почти до опиумныхвойн (XIX в.), после которых эта роль окончательно перешла к Англии. Однако уже к концу XIX века все страны этого гигантского региона, кроме Японии (частично, также Китая и Таиланда), представляли собой колонии, полуколонии или зависимые страны.

Начало роста идеологии азиатского единства можно усмотреть в реакции на победу Японии над Россией в войне 1905–1907 гг. До этого среди народов этого обширного международного региона, под влиянием стереотипов европейцев, было распространено мнение о собственной отсталости и даже расовой неполноценности, необходимости полностью отказаться от традиционных ценностей. Тем не менее, успешная военно-экономическая модернизация Японии, сумевшей даже победить великую мировую военную державу, показала, что азиатские народы способны эффективно ответить на вызовы современности. Более того, оказалось, что при этом могут быть сохранены многие традиционные институты и ценности (как это имело место в Японии). Напротив, именно они могут оказаться базисом эффективности в соревновании с европейцами.

Попав в контекст борьбы с колониализмом, азиатизм принял вид лозунга «Азия для азиатов». При этом вполне в духе многих научно-идеологических представлений, распространенных и в Европе того же времени, предполагалось, что за расовым «азиатским» единством прослеживается и единство «азиатских» ценностей и культур. Часто просматривалось и определенное сходство интересов как всех антиколониальных движений в АТР, так и японского экспансионизма, заинтересованного в вытеснении европейцев из Восточной Азии (собственно, японский конструкт, призванный подчеркнуть лидерство Японии в регионе). Так возникли элементы коалиционных взаимодействий между различными азиатскими народами, которые сохранились и воспроизвелись в послевоенный период.

Япония, много сделавшая для рождения азиатизма в период войны с Китаем и Второй мировой войны совершила много преступлений, настроивших против нее другие азиатские народы. Тем не менее, именно чудесный экономический подъем Японии после Второй мировой войны привел к изменению характера азиатизма. Наряду с различного рода антиколониальными и антипостколониальными настроениями в него включились представления о социально-экономической модернизации с опорой на традиционные ценности и структуры в торгово-инвестиционном взаимодействии с Западом. Вслед за Японией возникли новые азиатские «тигры» (Сингапур, Гонконг, Тайвань, Южная Корея). К ним начали приближаться Малайзия и, в меньшей степени, Индонезия. Наконец, после реформ Ден Сяопина процесс бурного экономического роста охватил и Китай, который вновь в 1990-е гг. вернул себе статус «мастерской мира».

В настоящее время благодаря одновременному экономическому подъему АТР (прежде всего, Китая) и Тихоокеанского побережья США, уже произошел перенос центра «тяжести» мировой экономики с Евроатлантического в Азиатско-Тихоокеанский регион. Более того, появились даже рассуждения о том, что США и Китай сейчас являются «одной экономикой с двумя разными политическими системами». Действительно, при всей глубине по-литических разногласий между США и КНР степень их экономической взаимозависимости очень высока (КНР является основным кредитором США, США — основной инвестор и источник технологий для КНР, оба государства являются также друг для друга ключевыми торговыми партнерами). Все эти тенденции в XXI веке будут смягчать военно-политическое противостояние КНР и США.

В области политической культуры народы АТР объединяет ярко выраженный прагматизм и стремление максимально использовать потенциал традиционных ценностей для социально-экономической модернизации. С точки зрения политических систем, эти страны представляют достаточно пеструю картину. Авторитарные, полуавторитарные или посткоммунистические режимы, в целом, преобладают. В регионе очень мало классических демократий. При этом одни из них очень молодые (Южная Корея, Тайвань), другие отличаются специфическими «азиатскими» особенностями (доминирование одной партии в Японии).

Таким образом, возникла чрезвычайно привлекательная для многих неевропейских обществ модель развития, сочетающая необычайно успешное развитие рыночной экономики с сохранением существующих социально-политических институтов, часто авторитарного или полуавторитарного типа. В этом плане модель, сложившаяся в АТР, представляет собой в XXI веке одну из реальных альтернатив западной модели развития, основанной на сочетании вестернизации, демократизации и экономической либерализации.

Международное сотрудничество в регионе также стало все больше строиться на основании принципа «азиатские дела должны вершить азиаты». Таким образом, страны региона взяли на себя ответственность за формирование собственной структуры регионального порядка, ревниво относясь к попыткам западных стран вмешаться в этот процесс. Эта тенденция продолжится и в XXI веке, хотя в президентство Обамы она столкнулась с контр-тенденцией — стремлением США сформировать систему военно-политических союзов по периферии КНР. Однако эта политика сталкивается и с сопротивлением Китая, и с неприятием многих представителей азиатских политических элит.

Это видно, например, по работе различных интеграционных структур в АТР. Базисом интеграции в регионе стали «азиатские ценности», противопоставляемые политическому давлению Запада. Зачастую это официально провозглашаемая государственная политика. Так, в Малайзии с начала 1980-х гг. официально объявлена «ориентация на Азию». Сингапур, поддерживающий иммиграцию на свою территорию высококвалифицированных специалистов из других стран, специально поощрял въезд азиатов, а не европейцев, и т. д. При этом его руководство постоянно подчеркивало роль «азиатских ценностей» в функционировании политической системы государства.

На неформальном уровне азиатские страны также легче вза-имодействуют, преимущественно, между собой. В целом, между ними, несмотря на определенные разногласия (например, территориальные споры или претензии к Японии за зверства периода оккупации), складывается очень эффективная международная коалиция, в ряды которой стараются не пускать носителей «чужих» ценностей. Так, например, АСЕАН отвергла предложение об установлении зоны свободной торговли совместно с соседними Австралией и Новой Зеландией. «Вопрос о слиянии был снят c повестки дня после того, как в октябре 2000 года три ведущих члена АСЕАН — Малайзия, Индонезия и Филиппины — отказались начать соответствующие переговоры. В первую очередь, из-за недовольства регулярными попытками австралийского правительства навязывать этим странам свое видение мира»[3].

Более того, по мере роста экономического влияния стран АТР, прежде всего, Китая, их представления о наиболее оптимальной структуре регионального порядка, основанной на «азиатской» культуре, начинают переноситься и на глобальный уровень. Наиболее активно в этом плане действуют такие государства как Малайзия и Китай. Очевидно, что эта тенденция продолжится и в XXI веке.

[1] Левин З. И. Общественная мысль на Востоке: постколониальный период. — М. : Изд. фирма «Вост. лит.» РАН, 1999. — 196 с.

[2] Бродель Ф. Время мира: в 3 т. — М.: Прогресс, 1992. — Т. 3: Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV-XVIII вв. — 679 c.

Текст научной работы на тему «Роль и место Канады: канадско-американские отношения в XXI веке»

Новоселов Максим Александрович - аспирант кафедры теории и истории международных отношений ФГБОУ ВПО «Российский университет дружбы народов», г. Москва.

Роль и место Канады: канадско-американские отношения в XXI веке

В одном из своих заявлений бывший министр иностранных дел Канады Джон Мейнли заявил, что Канада «до сих пор пользуется репутацией, которая была получена более двух десятилетий назад» [3]. Его заявление сводилось к тому, что если по-настоящему исполнять обязанности члена «Большой восьмерки», значит не просиживать время попросту, но заниматься действительно важными делами, которые влияют на авторитет страны и ее внешнюю политику.

В этом, довольно резком заявлении, министра поддержали многие канадцы. Канадский историк Майкл Блисс, добавил к этому, «мы стали слишком разнородными, с желанием удовлетворить собственные потребности, с отсутствием желания бороться за национальные интересы страны в мире» [5].

Для многих канадцев остается открытым вопрос - кто же мы на самом деле и какую роль занимаем в мире. Среди критиков канадской внешней есть мнение, что один из факторов, основываясь на котором не удается построить качественную внешнюю политику - качество подготовки рабочих кадров и излишняя бюрократизация всей государственной системы. С другой стороны, внешняя политика складывалась постепенно и то, что мы видим сейчас результат исторического развития страны.

Если вернуться назад в историю, то мы увидим, что канадцы не придавали большого значения своей внешней политики до момента когда наступила Вторая мировая война. В течение этого времени Канада обрела дружественные отношения с Великобританией и Соединенными Штатами Америки. В то время как весь остальной мир был менее знаком, а значит и менее дружественен.

В период войны, национальные интересы и ценности страны были четко и ярко выражены - в союзе с братскими народами бороться против неприятеля. После окончания войны США не были заинтересованы отдать сферу влияния в

мире ни европейским странам ни кому-либо еще, поэтому делали все, чтобы остаться единственными лидерами в мире. Единственное, что оставалось делать Канаде - поддерживать и следовать за своим соседом.

Именно благодаря тесному сотрудничеству с Соединенными Штатами в поствоенный период, Канада получила возможность участвовать в разработке нового мирового порядка бок о бок со сверхдержавами, появилась возможность оказывать влияние и быть услышанными в мировом сообществе. Канада оказала значительное влияние на установление поствоенного мира и в настоящее время продолжает активно участвовать в формировании и установлении мира на международной арене, посредством гуманитарных и миротворческих миссий.

В конце ХХ в. Канада воплощала в жизнь свои национальные интересы, пусть и не без поддержки США, но тем не менее так появлялось новое государство на международное политической арене. Во главе которого, стояли лидеры, знающие, что необходимо для страны. Канадские дипломаты выполняли одну из важнейших ролей в процессе поддержания мира на международной арене. У Канады появились важнейшие союзники - США, Великобритания, страны-союзники из блока НАТО, на основании решений которых в основном и строилась политика периода Холодной войны. Канада поддерживала США в создании и применении рыночных отношений в мировой политике между странами. В конце концов Канада взяла на себя ответственность в поддержке развивающихся стран и активно проявила себя в дискуссии проблем богатых и бедных, Севера и Юга. Со своей стороны по всем направлениям во внешнеполитической деятельности, США поддерживали Канаду.

Конец второй половины ХХ в. сопровождался тем, что наряду со сверхдержавами Канада принимала участие в решении многих международных вопросов. Но ее функции сводились к наблюдательной и миротворческой -смотреть, чтобы соблюдались международные нормы ООН, права человека, защита окружающей среды. Вследствие чего, страна была признана «страной-посредником», или «средней силой» («middle power»), наряду с Австралией, Новой Зеландией, Бразилией, Бельгией, скандинавскими странами. Под эгидой ООН выполняя функции медиатора в примирении конфликтующих сторон, по возможности соблюдая интересы каждой из них. Канадцы гордились тем, что

являясь миротворцами не воюют, но призывают прийти в мирным соглашениям враждебные стороны.

Основные миротворческие операции, в которых принимала участие Канада на стороне НАТО: борьба за Суэцкий канал в 1956 г., гражданская война в бывшей Югославии, поддержка коалиции в первой войне в Персидском заливе, при поддержке ООН, НАТО и американских военных канадские силы представлены в Афганистане для поддержания мира.

Стоит заметить, что являлась членом НАТО, у Канады были некоторые особенности в отношении с некоторыми странами. Первый уровень составляли страны-союзники (США, Великобритания, Франция и другие западные державы), на следующем уровне стояли Россия и Китай, Бразилия, Индия. Различия прежде всего состояли в подходе к идеологии, общему развитию, опыту и взглядах на мировой порядок.

После событий 11 сентября 2001 г. обстановка в мире изменилась, как и мировой порядок. Угроза со стороны бывшего Советского Союза исчезла, появилась борьба с терроризмом. Стали активно развиваться рынки Индии и Китая, с заявлениями стать следующими сверхдержавами. Поствоенный период холодной войны исчез, баланс сил был нарушен, доступ к ядерному оружию получили большинство стран и это уже не стало привилегией какой-либо одной страны. Канада теперь живет в однополярном мире, где лидером являются Соединенные Штаты Америки. Транснациональные корпорации стали частью международной политики и одним из важнейших факторов на международной арене. Они стали выполнять функции защитников национальных интересов страны и представлять их в мире.

Новый миропорядок бросает вызов на построение новой внешней политики Канады в современном мире. Новые концепции должны теперь соответствовать нуждам современного общества и миропорядка. Изменения в составе правительства Канады, довольно редко отражаются на внешней политике страны. Особый уровень бюрократии, является своего рода сдерживающим фактором в применении новой формы внешней политики.

В последние годы, национальные интересы страны представляет премьер-министр Канады - Стивен Харпер, который по совместительству является

лидером консервативной партии Канады. Основными направлениями деятельности кабинета Харпера являются: отношения с США и военная составляющая - безопасность. Среди основных направлений внешней политики канадцы хотят видеть - гуманитарные программы помощи в кризисных регионах мира, миротворческие операции.

Канадская внешняя политика XXI в. основывается на партнёрстве с Соединёнными Штатами Америки, которое превосходит других союзников по всем направлениям. Двигателями канадской экономики являются беспошлинная торговля, инвестиционная политика, создание рабочих мест, привлекательные условий труда. Также США обеспечивают безопасность соседнего государства. Грубо говоря, каждый аспект жизни канадцев пересекается тем или иным образом с американским стилем жизни.

По проведённым опросам общественного мнения, канадцы в сотрудничестве с США видят две стороны. Первая - тесное партнёрство является большим преимуществом и позволяет создать новые возможности для жителей двух стран; вторая сторона видит в этом угрозу национальной идентичности канадцев. Последний аспект широко обсуждается в канадском обществе и становится популярнее с каждым днём. Всё большая часть населения поддерживает то мнение, что Канада полностью зависит от США, но между тем, со стороны США есть некоторая прохлада в отношениях, что отметил в своем заявлении политолог Ричард Носсал из Канадского Королевского университета [1]. Внутренняя экономика Канады более чем на 90 % зависит от своего соседа и от того на каком уровне находится экономика в США.

После трагедии 11 сентября 2001 г., торговые отношения развивают намного меньше, чем вопросы безопасности. В результате затрат на безопасность, повышения налогов, понижается спрос на канадские товары, растет уровень безработицы, понижается доход экономики страны. По этой причине Стивен Харпер, начинает проводить политику уменьшения зависимости от США и развития торговых соглашений с Китаем, Индией, странами Европейского союза. Тем самым, правительство Канады демонстрирует самостоятельность и независимость в принятии важных внешнеполитических и экономических решений без оглядки на соседа.

Среди некоторых канадских учёных, есть мнение, что отношения с Канадой для американцев стали неперспективными, вследствие чего нет развития двусторонних отношений, экспорта, единственное, что останется -

протекционистская политика США по отношению к Канаде [2]. Бывшие Посол Канады в Афганистане, Джон Холмс объявил, «канадцы никогда не будут являться или претендовать на то, чтобы быть угрозой для Соединённых Штатов»

В начале XXI в. участились случаи разногласий между союзниками и был неформально поставлен вопрос в надёжности соседских отношений. Канадское правительство поставило курс на реорганизацию своей внешней политики и нахождения своего места в мире. Общество желает гордиться

самостоятельностью и независимостью своей политики, нежели чем выстраивать зависимость от Америки.

Всё это создаёт условия для независимой внешней политики с другими лидирующими странами мира. Тем не менее, Канада и США являются соседями с единой границей, поэтому перед ними стоят обширные вопросы сотрудничества. Вопросы обороноспособности, безопасности, торговли, инвестиций, свободного передвижения рабочей силы, открытой границы, это лишь малая часть рабочих обсуждений Обамы и Харпера. Ключом к укреплению позиций Канады является надежные отношения с США, но эта работа заключается в напряженной работе двух сторон и взаимном желании сотрудничать. Как следствие, сотрудничество позволит значительно повысить уровень экономического благосостояния стран и их безопасности. Что конечно же повлечет за собой более тесные отношения между странами.

На основании исследований, ученые выделяют несколько факторов Канадско-американских отношений и определения Канады в мире. Первый - две страны очень схожи между собой по территориально-географическому признаку и обе страны населены выходцами из европейских стран. Обе страны -конституционные демократии с рыночной экономикой. У них много схожих ценностей и предпочтений и своего взгляда на мир.

Из этих моментов строится дипломатия. Канаде будет довольно сложно найти более надежного и схожего соседа по исповеданию схожих ценностей и

стратегии, чем Соединенные Штаты, вследствие чего внешняя политика обязана учитывать желания Америки.

Даже несмотря на то, что у Канады и США могут быть разные взгляды на пути решения международных конфликтов (Ирак, Афганистан, Израиль), но стратегии и ценности по-прежнему общие. Канада традиционно придерживается мирного рещения конфликтных ситуаций. Второй фактор - безопасность региона в котором находятся две страны, в котором они занимают ведущее положение. Существуют общие договоренности, в рамках Постоянного Совета по обороне, НОРАД и другие организации - поскольку международные угрозы являются общими для каждой из стран.

Кроме этого, действуют внутренние соглашения о сотрудничестве в области разведки, полиции, обороноспособности. Канада получает от торговли и предоставления услуг на территории США до 2 млрд. долларов в день. И более 145 млн. чел. пересекают границу в год [6]. Третий фактор - месторождения полезных ископаемых, Канада обладает запасами, которых становится меньше, поэтому, правительство стремиться расширить свои рынки и найти новых поставщиков и покупателей - среди них страны Азии, Европы, Африки. Четвертый фактор - активная международная деятельность Канады, прежде всего миротворческая.

Трудно назвать ведущие мировые организации, где не представлена Канада, как одна из ведущих стран. Во всех организациях Канада сохраняя свои традиции отстаивая невоенное решение конликтов и поддержание независимости и суверенитета стран. Канадский журналист, Эндрю Коэн, в своей книге «Пока канадцы спали» поддерживает ту точку зрения, что спад влияния Канады начался после окончания Второй мировой войны. Коэн указывает на слабые стороны во внешней и внутренней политиках, побуждает задуматься над их решением и начать активно менять существующую проблему. Статья Коэна, отражает мнение всего канадского общества, которое желает видеть свою страну на ведущих позициях в мире.

Канада по-прежнему остается страной, перед которой стоит множество вызовов и угроз. Правительство реагирует на это своими действиями, которые призваны не только постараться решить проблемы, но и учесть свои

национальные интересы в современном мире. В настоящее время Канада тратит большие финансы и усилия в миротворческих и гуманитарных операциях по всему миру. Харпер проводит политику развития отношений с развивающимися странами Азии, Африки, Южной Америки.

Новая стратегия развития внешнеполитических действий, во многом отражает нужды и ожидания населения Канады. Расширение своих сфер влияния и развитие собственного рынка товаров и услуг за пределами американского континента, это как одно из направлений для продвижения авторитета страны в мире. И возможно уже через некоторое время, мы увидим совершенно новое государство с четким пониманием своего места в современном мире.

1. Campbell Clark. What will U.S. - Canada relations look like in the next four years? // The Globe and Mail, 2012.

2. Chris Hall. Is Obama really the best choice for Canada? // CBC News, 2012.

3. John Manley, Philip Preville. Resources are not enough for Canada to compete globally // The Globe and Mail, 2012.

4. John Holmes. Canada in search of its role: Foreign Affairs. Holmes, 1963

5. Michael Bliss. The multicultural North American hotel // National Post, 2003.

Читайте также: