Место гибели тирпица в норвегии

Обновлено: 17.05.2024

В Германии хорошо работают инженерная мысль и промышленность. Вместе они создали немало полезных и эффективных машин и оборудования. В случае войны их симбиоз был опасным для потенциального противника – СССР во время Великой Отечественной ощутил это на себе. Но без «проколов» не обошлось.

Некоторые монстры германского военпрома были страшны на бумаге и на глаз, но практический результат от их применения стремился к нулю. К числу этих «пугал» принадлежит линкор «Тирпиц». Англичане боялись его не потому, что он нанес им значительный урон, а потому, что он просто существовал.

Как вы яхту назовете… Видно, что немецкие военные моряки не знали этой песенки капитана Врунгеля. Иначе они выбрали бы для суперлинкора другое название. А так история корабля вполне соответствовала истории человека, чье имя он получил.

Содержание

Простые методы заговора на неуязвимость

На деле все было просто. Линкор был неуязвим из-за собственных достоинств, особенностей северной природы, но еще более – промашек британцев.

  1. Видимость в Норвегии плохая. Линкор же сменил в июне 1942 года цвета – окраска приобрела северный камуфляж. Так что англичане бомбили наугад.
  2. Противовоздушная защита «Тирпица» была хороша – редкий налет не стоил англичанам нескольких самолетов.
  3. Команда линкора достигла отличных показателей и в установке дымовых завес.
  4. Английских летчиков учили бомбить по площадям. Это сходило в Дрездене, но площадь линкора значительно меньше. Так что бомбы в основном уменьшали рыбные запасы Северного моря.
  5. Несколько управляемых торпед непонятным образом… потерялись по дороге.
  6. Одна из повредивших «Тирпиц» бронебойных бомб по результатам проверки (ее провели немцы) содержала взрывчатки вдвое меньше, чем положено по стандарту.

Понятно, что с такими «заговорами» воевать непросто. Но некоторые удары достигали цели – до окончательного потопления «Тирпиц» несколько раз получал повреждения, исключавшие самостоятельный ход (в сентябре 1943 и апреле 1944 года).

Тирпиц фото

Давали результат некоторые бомбежки и минирование мини-подлодками. Это в результате и погубило линкор – он не смог полноценно защититься от последней атаки.

Из пушек по шахтам

Довелось «Тирпицу» принять участие и в стрельбах по побережью. В сентябре 1943 года он выдвинулся к берегам Шпицбергена. Там оставались строения шахтерского городка (перед войной уголь добывали СССР и Норвегия) и некоторое время работали немецкие метеорологи. Их обстреляли англичане преследовавшие собственные цели при высадке на Шпицберген.

Линкор Гитлера Тирпиц

Местью за «подлое нападение» (жертвой которого оказался аж 1 человек) и стал визит «Тирпица». Операция красиво называлась «Цитронелла» (иначе «Сицилия»).
Огромный линкор привез с собой несколько сотен морских пехотинцев и опробовал в реальном бою свой главный калибр, стреляя по шахтерским баракам. Выглядело страшно, но практический результат был бы больше при стрельбе по воробьям.

Этими тремя операциями боевая биография линкора и исчерпывается. Все остальное время он стоял на якоре, чинился и портил нервы англичанам.

Основная мишень

В сентябре 1943 года немецкие корабли во главе с «Тирпицем» предприняли рейд на Шпицберген. При поддержке корабельной артиллерии на остров был высажен гитлеровский десант. Уничтожив ряд объектов на Шпицбергене, немцы покинули остров, не пытаясь на нем закрепиться.

В том же месяце линкор, вернувшийся на базу, подвергся атаке со стороны английских мини-подлодок. Под «Тирпиц» были сброшены четыре двухтонные мины, в результате взрыва которых корабль получил серьезные повреждения и выбыл из строя на полгода.

Весной 1944 года, когда разведка доложила о том, что «Тирпиц» вот-вот вернется в строй, английское командование организовало операцию под кодовым названием «Вольфрам».

Основной ударной силой являлись два крыла палубных торпедоносцев и пикирующих бомбардировщиков Fairey Barracuda, действовавших с авианосца.

В ходе авианалетов были убиты 122 немецких моряка и еще 316 получили ранения, однако главной цели достичь не удалось: серьезных повреждений «Тирпиц» избежал.

В течение лета 1944 года британцы подготовили еще несколько крупных атак на главный гитлеровский линкор, но они срывались то из-за непогоды, то из-за усиления немецкой ПВО.

В сентябре 1944 года английские летчики атаковали «Тирпиц» с советского аэродрома Ягодник под Архангельском. Результатом этой атаки была потеря линкором мореходности, вследствие чего корабль стал выполнять функции береговой батареи.

«Тирпиц» в норвежском Альтен-фьорде, около 1943-1944 гг.

Капитаны и морское право

Еще остается упомянуть о людях, что должны были приводить в движение плавучее чудо. Команда линкора в лучшие дни состояла из 2608 человек, из них 108 офицеров.

Командиров на «Тирпице» за время существования корабля сменилось несколько, но все они были в ранге капитанов цур зее (по российской системе – капитанов 1 ранга). Первым в феврале 1941 года линкор принял Ф.К.Топп (до того ему довелось руководить строительством и испытаниями корабля).

Тирпиц на палубе

Заслуживает внимания судьба последнего командира. Роберт Вебер хорошо знал неписаное морское право. Он не оставил своего корабля, и вместе с «Тирпицем» пошел на дно. Вместе с ним погибло 1700 человек команды; части экипажа удалось спастись.

Гибель линкора "Тирпиц" в фотографиях.

Немецкий линкор серии из двух кораблей (Бисмарк), входивший в состав Кригсмарине. Несмотря на то, что в боевых действиях этот корабль почти не участвовал, его присутствие в Норвегии представляло угрозу арктическим конвоям в СССР и сковывало значительные силы британского флота. Проектирование кораблей, в последующем ставшими линкорами типа Bismarck , началось в 1932 году. Согласно первоначальному проекту линкоры должны были иметь водоизмещение 35 560 тонн и вооружение из 305-мм орудий. За время проектирования было рассмотрено большое количество вариантов как используемого вооружения, так и силовой установки. 19 января 1935 года было принято решение о разработке проекта с 350-мм орудиями главного калибра и турбозубчатыми агрегатами. 16 марта 1935 года Германия отказалась от выполнения условий Версальского договора и проект вновь был переработан. 1 апреля 1935 года было принято решение об увеличении водоизмещения до 42 000 тонн, а 9 мая было решено вооружить линкоры орудиями калибра 380 мм. После многочисленных неудачных попыток уничтожить, линкор он был потоплен в ноябре 1944 года в результате атаки с воздуха сверхтяжёлыми бомбами типа Tallboy .

Гиганты с большим калибром

Удивительно, но непосредственно в боевых действиях линкор участвовал крайне мало. Немецкое командование, зная о силе корабля, одновременно понимало, что он является крайне привлекательной мишенью для подлодок и авиации антигитлеровской коалиции.

Линкор, ставший вторым и последним кораблем типа «Бисмарк», был спущен на воду 1 апреля 1939 года. Своё название получил в честь гросс-адмирала Альфреда фон Тирпица, основателя современного германского флота.

Предполагалось, что немецкие линкоры получат поддержку авианосцев, однако корабли этого типа так и не были построены в нацистской Германии.

«Тирпиц» ведёт огонь из орудий.

Отец флота германского

Адмирал Альфред фон Тирпиц пользовался в среде германских военных моряков хорошей репутацией. Его превозносили за конкретный факт биографии: он не проиграл ни единого сражения. Тому есть уважительная причина – он ни в едином и не участвовал.

Тирпиц линкор

Но заслуги у адмирала имелись. Перед Первой мировой он активно выступал за развитие и усиление германского флота. Целью было положить конец английскому господству на море. Тирпицу нравились большие корабли с толстой броней – он верил, что эти плавучие танки одолеют британцев.

Результат оказался так себе – англичане были в морском деле опытней, и на каждый немецкий корабль строили 2 своих.

Не дала успеха и подводная война, поклонником которой являлся Тирпиц. Она только накликала в противники Германии еще и США, возмущенные подводной атакой на «Лузитанию» (этот пассажирский лайнер затонул после торпедирования подлодкой U-20. Погибло 1198 человек).

Но в сознании немецких военных Тирпиц остался «отцом флота» и символом грядущей победы над Англией на воде. Вот его имя и использовали для титулования нового корабля.

Ужасный и уязвимый

В мае 1941 года линкор «Бисмарк» вместе с тяжелым крейсером «Принц Ойген» вышли в поход с целью парализовать британское судоходство в Северной Атлантике. 24 мая «Бисмарк» в бою в Датском проливе уничтожил британский линейный крейсер «Худ».

В результате ответных действий британского флота «Бисмарк» получил повреждения от ударов авиации, после чего был добит надводными кораблями. Линкор пошел ко дну 27 мая 1941 года.

После гибели «Бисмарка» командование кригсмарине стало крайне бережно относиться к использованию «Тирпица».

В январе 1942 года линкор был переведен в норвежский Тронхейм, откуда ему предстояло угрожать северным конвоям, идущим в Советский Союз.

В море «Тирпиц» выходил нечасто, но одно его присутствие заставляло британских адмиралов корректировать свои планы. Опасаясь немецкого гиганта, союзники всеми силами пытались послать его на дно.

Гибель крейсера «Худ». На переднем плане — модель линкора «Бисмарк».

Напрасный ход конем

Еще одна антиконвойная операция (с кодовым названием «Ход конем») осуществлялась в июле того же года. Для конвоя PQ-17дело закончилось плохо – более половины судов пошло ко дну. Но «Тирпиц» их не трогал.

Он просто вышел в море, и этого хватило, чтобы в британском адмиралтействе началась паника.

Получив данные разведки о выступлении германского «пугала», конвою был передан приказ рассеяться, а судам сопровождения – отстать. Получалось, что английское командование сознательно приносило транспорты в жертву, спасая крейсера.

Конвой приказ выполнил. Для линкора не было добычи. Командование решило, что мелкие германские суда справятся с задачей отлова кораблей конвоя по одному. Так и получилось. А «Тирпиц» отправился вновь на стоянку – подальше от английской авиации и подлодок. Это была блистательная победа – линкору для того, чтобы ее одержать, и пушки-то расчехлять не пришлось.

Судьба заманчивой мишени

Англия не видела «Тирпиц» в деле, но боялась его – очевидно, из-за отсутствия уверенности, что в нужный момент под рукой у нее не окажется 2-х или более линкоров против одного «немца».

Английские военные лезли из кожи в попытках уничтожить германский линкор.

В дело шли бомбы всех калибров (включая сверхмощные «Толлбой»), обычные и управляемые торпеды. Но почти 3 года линкор казался заговоренным.

Посмертная слава

В ходе реализации операции «Катехизис» 12 ноября 1944 года англичане сбросили на «Тирпиц» несколько «Толлбоев». Один достиг цели; попадание вызвало пожар и детонацию боезапаса. Линкор перевернулся и затонул.

Тирпиц башня орудия

Искать место гибели на карте не требовалось – корпус линкора был виден в бухте Хокейботн над поверхностью. Там он дождался конца войны.

После заключения мира Норвегия до 1957 года разрезала «Тирпиц». Значительную часть металла… продали в Германию. Немало обломков украшают музеи, из части были изготовлены сувенирные украшения. Несколько кусков линкора использовали для ремонта дорог. Носовая часть до сих пор лежит на дне.

Недалеко от места последнего упокоения «Тирпица» установлен памятник погибшим членам экипажа. Монумент сомнительный, но не воевать же с покойниками…

Судьба линкора повлияла и на окружающую природу.

После войны в районе бухты Хокейботн появились новые озера. Они образовались при заполнении водой воронок от «Толлбоев» – меткие англичане исхитрялись промахиваться по кораблю на километры.

После гибели линкора ему была придумана новая, славная биография. Англичане гордились его уничтожением так, словно «Тирпиц» до того лично отправил на дно половину их флота. В современных компьютерных играх «уничтожение «Тирпица» – распространенная задача для супергероя.

Что ж, повоюет хотя бы на экране. В реалиях «Тирпиц» не окупил и десятой части вложенных в него средств, а что англичане боялись – это их недостаток, а не достоинство корабля. Пусть теперь отрабатывает.

Операция Source

Мини_ПЛ_Великобритании_Х-класса.jpg

Атака К-21

Весной 1942 года линкор в сопровождении эсминцев вышел на охоту, намереваясь перехватить конвои PQ-12 и QP-8. Союзникам помогла плохая погода, из-за которой «Тирпиц» не сумел выйти на цель. После того как немцы поняли, что обнаружены английской авиацией, линкору немедленно было приказано вернуться на базу.

В июле 1942 года «Тирпиц» должен был стать основной фигурой операции «Ход конем»: атаки группы немецких кораблей на караван PQ-17. Но фактически линкор участия в ней не принимал: после того как гитлеровцам стало известно, что британские корабли охранения ушли, оставив транспорты в одиночестве, «Тирпиц» ушел назад, на базу. С охотой за одинокими торговыми судами справились немецкие торпедоносцы и подводные лодки.

5 июля 1942 года линкор был атакован советской подводной лодкой К-21 под командованием капитана 2-го ранга Николая Лунина. Условия атаки были сложными, командир подлодки поражение цели визуально не наблюдал, но, ориентируясь на звуки взрывов, предполагал поражение «Тирпица» или одного из кораблей эскорта.

В советские годы повреждение линкора в ходе атаки подлодки К-21 считалось достоверным, но более поздний анализ немецких документов позволяет в этом усомниться. Скорее всего, торпеды не достигли цели.

Линкор «Императрица Мария».

Статья по теме

Капитан Лунин и атака на «Тирпиц»

Вопрос, кто потопил «Тирпиц», закрыт. Это сделали британские бомбардировщики 12 ноября 1944 года. Но СССР тоже претендует на заслуги в деле охоты на линкор.
Капитан подлодки К-21 Н.А.Лунин в ходе противодействия «Ходу конем» выпустил торпеды по «Тирпицу» и сопровождавшему его эсминцу. Затем в рапорте он сообщил об услышанных взрывах и предположил, что повредил «Тирпиц» и утопил второй корабль.

Но подобные потери у немцев не зафиксированы.

Почти наверняка торпеды Лунина прошли мимо и взорвались от падения на дно. Данные о его курсе свидетельствуют, что шансы попасть в линкор у него были минимальными. Это не порочит честности капитана – он хотя бы попробовал, и не утверждал, что наблюдал попадание. Но «Тирпиц» его добычей не является.

Ход атаки

Мини лодкам X6 и X7 удалось приблизиться к линкору Tirpitz, но их присутствие было замечено. Обе лодки сбросили двухтонные мины под целью, Tirpitz попытался удалиться от места якорной стоянки, но безуспешно. Сбросив 2 000 килограммовые заряды лодки X6 и X7 всплыли на поверхность. До подрыва зарядов мин по таймеру экипажи лодок были взяты в плен. Пред пленением экипажи лодок предприняли все меры для затопления аппаратов. Мини подводные лодки затонули вблизи места якорной стоянки Tirpitz. После 10:00 с небольшим временным интервалом произошёл подрыв всех заложенных мин. Первый взрыв мин произошёл менее чем в 10 метрах от левого борта линкора, второй взрыв, в метрах 50 от линкора.

Система приписок по-немецки

Она (система) сопровождала корабль уже на стадии проектирования. Но она была обратная той, что применялась советскими бюрократами.

В угоду требованиям Версальского мира, ограничивающего немецкий военный потенциал, данные по кораблям не завышались, а занижались.

Так, официально заявленное водоизмещение «Тирпица» должно было составить 35 тыс. тонн. Но уже в проекте «для внутреннего использования» фигурировал показатель в 45,5 тыс. тонн. Далее водоизмещение линкора было еще увеличено в ходе реконструкций (до 53 тыс. тонн), но это уже никто не скрывал – война началась.

Подобное чудо произошло и с вооружением «Тирпица» – официально главный калибр должен был быть 350 мм, но почему-то на деле оказалось, что он составляет 380 мм.

Последний удар

Последним пунктом базирования «Тирпица» стал норвежский Тромсе. 12 ноября 1944 года английские летчики на бомбардировщиках Avro Lancaster обрушили на линкор бомбы Tallboy, предназначенные для разрушения подземных укреплений.

В линкор попало три бомбы Tallboy: одна отскочила от башенной брони, но две другие пробили броню и проделали 60-метровую дыру в его левом борту. В поврежденном пороховом погребе башни «C» возник пожар, за которым последовал взрыв. Башня была оторвана, а сам корабль завалился на бок, перевернулся и затонул. Вместе «Тирпицем» погибли около 900 гитлеровских моряков.

Главным виновником немецкое командование назначило воздушного аса майора Генриха Эрлера, отвечавшего за прикрытие места базирования линкора.

Эрлера приговорили к смертной казни, заменённой тремя годами заключения в крепости с предварительной отправкой на фронт, в полевой штрафной лагерь, до завершения войны.

До окончания войны Генрих Эрлер не дожил. В начале 1945 года он погиб во время очередного воздушного боя.

Что касается бывшей гордости Третьего рейха, то в послевоенные годы «Тирпиц» разрезали на металлолом. Пожалуй, в этом качестве он принес наибольшую пользу.

Гигантский охотник за транспортами

Известно, что в отношении оружия Гитлеру была свойственна гигантомания. Его очаровывали большие и страшные на вид устройства. На деле гиганты не оправдывали затраченных на их сооружение ресурсов (пример – гигантская пушка «Дора», что так и не смогла нормально обстрелять 30-ю севастопольскую батарею).

Тирпиц Линкор Гитлера

То же произошло с «Бисмарком» и «Тирпицем». Но характеристики кораблей вызывали уважение. В войне участвовали линкоры с лучшими показателями (тот же японский «Ямато»), но немецкие корабли представляли собой тоже немалую силу.

Начало выполнения плана

Мини подводные лодки Х-класса обладая низкой мореходностью был доставлены к месту проведения атаки на буксире. Каждую мини лодку буксировала обыкновенная торпедно/артиллерийская подводная лодка.
Мини лодки назначенные для атаки Tirpitz, Х5 буксировалась подводной лодкой Thrasher, Х6 буксировалась подводной лодкой Truculent, X7 буксировалась подводной лодкой Stubborn.
Две лодки выделенные для атаки Scharnhorst X9 и Х10 буксировались подводной лодкой Sea Nymph, Syrtis соответственно.
Подводная лодка Х8 буксировалась к месту атаки крейсера Lützow подводной лодкой Sceptre.
Каждая мини лодка в качестве боевой части была оснащена двумя 2 000 килограммовыми минами. Которые необходимо было заложить под линкор и привести в боевое положение на подрыв.

Атака на «Тирпиц». Обстоятельства подвига К-21


Он был сильнейшим кораблем на театре военных действий. Одинокий призрак северных морей, чье имя наводило ужас на противников: всего за годы войны советские и британские летчики совершили 700 боевых вылетов к местам стоянки «Тирпица». Немецкий линкор на три года сковал флот метрополии в Северной Атлантике, заставив британцев гонять эскадры линкоров, авианосцев и крейсеров вдоль норвежских фьордов. Его искали соединения подлодок, за ним охотилась авиация и силы специальных операций. Из-за него распустили конвой PQ-17. Немецкий монстр пережил атаку мини-субмарин, и, наконец, был добит 5-тонными бомбами на стоянки в Тромсё в ноябре 1944 года. Вот каким он парнем был!

Она была крохотной полуслепой скорлупкой, медленно ползущей в толще холодной воды. Покрытый брызгами окуляр перископа, матрос-гидроакустик и гирокомпас, показывающий, где же север под этой чертовой водой, — вот, пожалуй, и всё, чем руководствовался Николай Лунин, выходя на перехват немецкого линкора.

Атака на «Тирпиц». Обстоятельства подвига К-21

«Тирпиц» был великолепен. Непобедимый 50000-тонный гигант с восемью 15-дюймовыми орудиями, 320-мм броневым поясом и скоростью хода 30+ узлов.

Но и советскую лодку К-21 нельзя назвать невинным участником тех событий. Скрытный подводный крейсер — один из самых современных и сильно вооруженных кораблей в своем классе, способный незаметно подкрасться к своей жертве и вцепиться в неё клыками 6 носовых и 4 кормовых торпедных аппаратов.

Их встреча состоялась 5 июля 1942 года. В 17:00 немецкая эскадра в составе линкора «Тирпиц», в сопровождении тяжелых крейсеров «Адмирал Шеер», «Адмирал Хиппер» и 9 эсминцев охранения была обнаружена советской подлодкой. События последующего часа легли в основу сюжета настоящего военно-морского детектива, вот уже более 70 лет не оставляющего умы исследователей и историков ВМФ.

Попал или нет Лунин в «Тирпиц»?

Акустик подлодки К-21 зафиксировал два отделенных взрыва, а затем, когда немецкая эскадра уже скрывалась вдали — серию взрывов послабее. Н.Лунин предположил, что одна из торпед попала в линкор, вторая в эсминец, а последовавшая позже серия разрывов — детонация глубинных бомб на тонущем корабле.

Согласно немецким документам, «Тирпиц» и корабли его охранения не заметили факта торпедной атаки и даже не видели следов выпущенных торпед. Эскадра вернулась на базу без потерь.


Тем не менее, спустя три часа, в 21:30 боевой поход был прерван. Немецкие тяжелые корабли легли на обратный курс — подлодки и Люфтваффе приступили к поиску и уничтожению судов брошенного каравана PQ-17.
Таковы вкратце исходные данные этой задачи.

Сегодня мы не станем обсуждать схемы маневрирования К-21 и её положение в момент атаки немецкого линкора — об этом были написаны сотни статей, но их авторы так и не пришли к единому выводу. Все, в конечном итоге, сводится к оценке вероятности попадания торпеды в линкор.
Услышанные акустиками взрывы также не могут являться достоверным подтверждением успешности атаки: согласно наиболее реалистичной версии — торпеды, пройдя предельное расстояние, затонули и сдетонировали при ударе о каменистое дно. Серия более слабых взрывов вдали принадлежит глубинным бомбам, сброшенным немцами на неустановленную субмарину (по ряду примет это была британская субмарина HMS Unshaken, которая также пыталась в этот день атаковать «Тирпиц»).

Столь быстрое свертывание операции «Ход конем» имеет простое объяснение: к вечеру 5 июля 1942 г. немцы получили четкие подтверждения того, что конвой PQ-17 перестал существовать. Гоняться за одиночными транспортами — удел подлодок и самолетов. Крупные надводные корабли немедленно легли на обратный курс.

Однако и здесь не все так просто. Примерно в то же время на борт «Тирпица» поступила тревожная информация — немцы перехватили радиограмму К-21, в которой Николай Лунин докладывал о своей встрече с немецкой эскадрой и результатах атаки. Доклад с русской подлодки, появление британской субмарины… Сказать, что у трусливых немецких моряков затряслись колени, было бы несправедливо. Но сам факт появления подводной угрозы должен был встревожить командование. И как знать, рискнули бы немцы продолжить операцию даже в случае, если ли бы конвой PQ-17 по-прежнему двигался к портам назначения под охраной мощного эскорта?


Командование Северного флота встречает вернувшуюся из похода К-21

Версий и объяснений может быть много…

Вместо всего этого мне бы хотелось обратить внимание на более достоверный и очевидный факт. Например, на разрушительное воздействие БЧ торпеды на конструкцию корабля.

Немцы могли фальсифицировать все журналы, со свойственной им педантичностью переписать зарплатные ведомости и заявки на поставку материалов и инструмента из Германии для ремонта поврежденного корабля. Взять подписку о неразглашении со всех экипажей эскадры. Подделать фотографии. Пусть фюрер спит спокойно — с его любимой игрушкой ничего не случилось…

Немцы могли фальсифицировать любые документы. Но смогли бы они скрыть поврежденный «Тирпиц» от посторонних глаз? Место базирования «Тирпица» находилось под ежедневным наблюдением со стороны британской разведывательной авиации; за перемещениями линкора следили агенты норвежского Сопротивления, напрямую связанные с британской разведкой.

Имелся ли хоть один шанс, что «Москито» Королевских ВВС не заметят проведение ремонтных работ и появление ярких разноцветных пятен нефти, вытекшей из поврежденных цистерн?



В том, что устранение повреждений от торпеды потребует крупномасштабных работ, сомнений не возникает. В ходе Второй мировой множество линкоров разных стран попадали под удары субмарин и самолетов-торпедоносцев. И всякий раз последствия оказывались чудовищными — от детонации погребов и мгновенной гибели корабля до развороченных бортов, погнутых валов, заклинивших рулевых машин, сорванных со станин турбин и механизмов в машинном отделении. Подводный взрыв 300 килограмм взрывчатки — это не шутка. Без сухого дока здесь не обойтись.

450-мм торпеда угодила в кормовую часть правого борта над правым внешним гребным винтом (примерно шесть метров под ватерлинии). Взрыв 227-кг боевого зарядного отделения торпеды привёл к огромным разрушениям: пробоина размерами 9 на 3, интенсивно затапливаемый коридор правого внешнего гребного вала, деформированный и заклиненный вал (наравне с вспомогательным рулём правого борта), течи в продольных и поперечных переборках в районе четвёртой электростанции. Несмотря на боевую тревогу, несколько водонепроницаемых люков и горловин в районе повреждения не были задраены. К 15:30 линкор остановился: к тому моменту 3500 тонн забортной воды проникли в кормовую часть, у корабля был дифферент на корму около трёх метров и крен на правый борт около четырёх с половиной градусов.

— результат торпедного попадания в итальянский линкор «Витторио Венето», 28 марта 1941 г.

Торпеда взорвалась по левому борту в районе кормовой 381-мм башни. Сила взрыва 340 кг тротила пробила конструктивную подводную защиту: в наружной обшивке образовалась пробоина размерами 13x6 метров, а корабль принял 2032 тонны забортной воды и получил крен в размере трёх с половиной градусов на правый борт и дифферент на корму около 2,2 метра. Было убито несколько десятков человек, примерно столько же было ранено. Крен удалось уменьшить до одного градуса, а устранить дифферент не удалось вплоть до возвращения в базу.

— результат встречи «Витторио Венето» с британской подлодкой HMS Urge, 14 декабря 1941 г. Полугодовой ремонт обеспечен.


Линкор "Мэрилэнд", поврежденный авиационнной торпедой у Сайпана


Линкор "Норт Кэролайн". Результат попадания торпеды, выпущенной японской подлодкой I-19

Невероятно, но спустя всего три месяца после событий 5 июля 1942 г. «Тирпицу» также потребовался сложный ремонт!

23 октября 1942 г. «Тирпиц» перешел из Нарвика в Тронхейм. Туда же прибыла плавмастерская «Хаускаран». Немцы соорудили кессон и в течение последующих трех месяцев провели… профилактическую замену пера руля линкора. Впору воскликнуть «Эврика» и подбросить шляпу вверх. Неужели мы нашли доказательство успешной атаки Лунина?

Опытные эксперты и следователи по особо важным делам просят соблюдать спокойствие и не торопиться с выводами — обнаружить связь между торпедной атакой 5 июля 1942 г. и ремонтными работами в период осень-зима 1942-43 гг. не так-то просто. Если торпеда вызвала повреждения рулей — каким образом «Тирпиц» избежал повторения судьбы своего собрата — «Бисмарка»? При том, что британская 457 мм авиационная торпеда Mk XII просто смешная хлопушка на фоне советской парогазовой 53-38, которыми стреляла лодка К-21 (масса 1615 кг против 702 кг, заряд ВВ — 300 кг против 176 кг у Mk XII). Такая штука должна была разнести «Тирпицу» всю кормовую часть и повредить не только руль, но и винты.


"Тирпиц" возвращается на базу после операции по перехвату конвоя PQ-17

Однако, известно, что из похода «Тирпиц» вернулся своим ходом, переход в Тронхейм также осуществил самостоятельно. Никаких заметных ремонтных работ у борта линкора за время его стоянки в заливе Боген не проводилось. Нефтяных пятен и дифферента на корму замечено не было. Имеется ли связь между ремонтом и торпедной атакой Лунина? Или ремонт — следствие каких-то иных событий?

Версию с навигационным происшествием можно отбросить как несостоятельную. Достаточно одного взгляда на расположение рулей линкора, чтобы убедиться: повредить их возможно лишь в том случае, если предварительно распороть о скалы корпус по всей его длине. Впрочем, остается версия с повреждением рулей при движении задним ходом во время швартовки — такое могло произойти, если бы все члены экипажа суперлинкора напились, как унтерменши.

Близкие разрывы десятков бомб не могли причинить вреда бронированному монстру, но подводные гидродинамические удары вполне могли повредить привод руля и изувечить его перо. Наконец, напряжение металла, возникшие трещины и вмятины довершили начатое дело — кораблю через полгода потребовался сложный ремонт. Версий может быть много. Но ни одна из них не похожа на попадание торпеды — повреждения должны быть гораздо более серьезными, нежели чем те, которые привели линкор на трехмесячный ремонт в Тронхейм.

Но что стало со второй торпедой?

Четыре выпущенные торпеды, подводники слышали два взрыва… В кого же попала вторая торпеда?

Официальная советская историография связывала второй взрыв с попаданием в один из эсминцев эскорта. Но кому же достался подарок от Николая Лунина? Имеются ли какие-либо свидетельства о повреждении эсминцев?

Если проследить боевой путь каждого из эсминцев, принимавших участие в операции «Ход конем», выяснится, что всего через 10 суток, 15-17 июля 1942 г. состоялся переход эсминцев Z-24 и «Фридрих Ин» из Норвегии в Германию. С чем был связан перевод кораблей, не сообщается. Неужели и впрямь для устранения боевых повреждений?!

От торпед жестоко страдали даже огромные, прекрасно защищенные линкоры — что ждет в этом случае маленький эсминец? Даже если его не разорвет пополам, повреждения будут настолько сильны, что он и через месяц вряд ли выйдет в море. Можно быстро наварить листы поврежденной обшивки, но что делать с погнутыми валами винтов и сорванными со своих мест турбинами?


Эпилог

Два взрыва, услышанные на борту К-21. Подозрительно быстрое возвращение линкора. Октябрьский перевод «Тирпица» в Тронхейм. Трехмесячный ремонт. Кессон. Замена пера руля. Срочный перевод эсминцев из Нарвика в Германию. Не слишком ли много совпадений для обычной истории?

Имеются и другие «совпадения»:

Несмотря на все догадки и совпадения, высока вероятность, что подводный крейсер К-21 все же выстрелил мимо цели. Дальнейшие события, связанные с осенне-зимним ремонтом линкора также слабо укладываются в событийную канву с попаданием торпеды. И в кого, в таком случае, попала вторая торпеда?

Несомненно одно: экипаж К-21 продемонстрировал исключительное мужество, впервые на советском флоте осуществив атаку столь сложной и хорошо охраняемой цели. Получив перехваченную радиограмму К-21, офицеры крупнейшего корабля Кригсмарине наверняка испытали неприятное волнение, узнав, что подверглись атаке советской подлодки, при этом субмарина осталась незамеченной с борта немецких кораблей.



Поврежденный "Тирпиц" после операции "Вольфрам". Корабль получил попадания 14 бомб среднего и большого калибра, от сотрясений разошлись старые раны, нанесенные зверю чуть ранее мини-подлодками серии XE. Хорошо видны разводы от растекшейся по воде нефти. Ремонт в самом разгаре, июль 1944 г.

Планирование операции

Планирование операции проводилось рус. Кромвелем-Варли ( англ. Cromwell-Varley ) при участии рус. Макса Хортона ( англ. Max Horton ) флагмана флотилии мини ПЛ. Проведение операции было одобрено премьер-министром рус. Уинстоном Черчиллем ( англ. Winston Churchill ). Планировалось атаковать мини лодками не только Tirpitz но и линкор Scharnhorst c крейсером Lützow. По разведданным все два линкора и крейсер находились буквально в одном месте. Подводные лодки под индексами X5, X6 и X7 по плану должны были атаковать линкор Tirpitz стоявшем в рус. Каафьорде ( англ. Kåfjord ). Мини лодки под индексами Х9 и X10 выделялись для атаки линкора Scharnhorst так же стоявшем на якорной стоянке в Каафьорде. Подводная лодка Х8 по плану выделялась для атаки крейсера Lützow находящемся в в Тромсе.

Технически продвинутое пугало

«Тирпиц» был спущен на воду в 1939 году, и первую свою задачу немедленно выполнил – англичане таки перепугались. Они имели привычку держать против каждого немецкого корабля 2 своих в запасе аналогичного класса (на войне не до дуэльного кодекса). Против линкора требовались линкоры. Но англичанам не хватало уверенности, что они имеют подобный резерв против «Тирпица» и «Бисмарка».

Линкоры серии «Король Джордж» удались не лучшим образом, а тут немцы предъявили действительно мощный броненосец. Немецкий линкор «Тирпиц» не был совершенством, но его мощь впечатляла.

Тактико-технические характеристики (линейные, броневые, ходовые, огневые) у «Тирпица» были не рекордные, но хорошие. Здесь можно просто обратиться к цифрам.

Корабль двигали 12 котлов и 3 турбины. Он имел станцию радиолокации и, кроме артиллерии, нес торпедные аппараты. В процессе эксплуатации его несколько раз модернизировали; в частности, увеличивалось количество зенитных установок.

Тирпиц палуба

Но при том изначально «Тирпиц» планировалось использовать не для сражений с равным противником, а для охоты за транспортными кораблями. Пунктиком гитлеровцев была английская морская торговля, и они желали ее прекратить. Корабль должен был использоваться не как линкор, а как крейсер.

Вот его и отправили в Северное море – и безопаснее, и добыча под рукой (транспортные конвои, везущие в северные порты СССР оборудование, вооружение и материалы по ленд-лизу).

Явное превосходство англичан на западе и судьба «Бисмарка» заставило гитлеровское командование поберечь второе морское чудо.

Линкору уготовили приятную синекуру – трепать арктические конвои. Командование боялось, что с любимой морской игрушкой фюрера случится что-то непредвиденное. И убрало ее от греха подальше.

Канцлер и адмирал

В 1935 году военные заказали к постройке два линкора. Гитлер, придя к власти, сразу начал игнорировать условия Версальского мира, ограничивающие германский военный потенциал, и это оказалось тем вопросом, в котором немцы были с ним действительно заодно (слишком уж унизительные условия выставили победители).

Было решено построить в стране корабли, способные поставить на место британские дредноуты. Один из них назвали «Бисмарк», а второй удостоился чести стать «Тирпицем».

С ними изначально было что-то не так. Линкор «Бисмарк» вышел в единственное в своей жизни плавание, и англичане потопили его (не без урона для себя, но все равно).

«Тирпиц» дожил до 1944 года, но его боевая эффективность оказалась несущественной. Основным занятием линкора была… игра в прятки с британскими военными. Корабль повторил судьбу адмирала – ни в одном заметном сражении ему поучаствовать не довелось.

Результаты

В результате подрыва мин заложенных лодками X5 и X6 линкор получил многочисленные повреждения. Повреждения корпуса корабля, разрушение целостности топливных цистерн, напрямую не угрожали затоплением. Были затоплены топливные цистерны левого борта, забортная вода так же затопила и двойное дно в месте повреждений. Линкор принял около 1 500 тонн воды, образовавшийся крен на левый борт компенсировали затоплением отсеков с правого борта.
Поступление забортной воды, разрывы паропроводов, обрывы силовых кабелей вывели из строя турбогенераторы. Вышли из строя практически все турбогенераторы в генераторных отделениях №1 и №2 линкора кроме одного в втором отделении.
Ближайшим взрывом у левого борта башня ГК Dora была сорвана со своего места и сместилась на барабете. Ремонт, установка башни на своё место сверху барабета не предоставлялся возможным. Отсутствовали достаточно грузоподъёмные краны для поднятия башни и не было сухого дока во фьорде. Кроме того встряской двух взрывов были повреждены все дальномерные приборы.
Кроме того подводными взрывами были уничтожены оба бортовых гидросамолёта Arado Ar 196 линкора.
В совокупности повреждения нанесённые взрывами двухтонных мин вывели линкор Tirpitz из строя на шесть месяцев. Несмотря на потерю трёх лодок в ходе операции атака линкора была признана успешной, командиры ПЛ X5 и X6 были награждены Крестом Виктории.

Охота на «Тирпиц». Как уничтожали военную гордость Третьего рейха

«Тирпиц» в одном из норвежских фьордов, 1943 г.

Название немецкого линкора «Тирпиц» прочно вошло в историю Второй мировой войны. Один из двух крупнейших надводных кораблей, построенных в нацистской Германии, представлял серьезнейшую угрозу для караванов союзников. «Тирпиц» стал косвенным виновником гибели большей части каравана PQ-17, доставлявшего военные грузы в СССР.

Срывы в операции

После отсоединения мини ПЛ от буксиров они столкнулись с рядом непреодолимых препятствий в виде технических неполадок.
Мини ПЛ Х5 предназначенная для атаки Tirpitz при невыясненных обстоятельствах пропала безвести. Судьба экипажа лодки Х5 так же неизвестна.
Подводной лодке Х8 не удалось выйти на позицию атаки крейсера Lützow. Многочисленные проблемы при буксировки и технического характера самого судна вынудили экипаж покинуть лодку и затопить её.
Мини подводная лодка Х9 предназначенная для атаки Scharnhorst столкнулась с фатальными техническими проблемами. В следствие чего лодка быстро затонула со всем экипажем.
Атака ПЛ Х10 была отменена так как на подходе к цели, выяснилось что линкора Scharnhorst нет на якорной стоянке. Линкор в это время проводил совместные манёвры в открытом морое с другими кораблями кригсмарине. Подводная лодка Х10 была отбуксирована обратно в Великобританию.

Операции против линкора

Британское Адмиралтейство в разные периоды времени планировало и проводило 15 операций по устранению угрозы судоходству союзников со стороны Tirpitz. Большинство операций не принесло ни какого результата или вообще не состоялись по ряду объективных причин.

  • Операция Title сорвалась из-за погодных условий.
  • Операция Source была первой успешной операцией, Tirpitz был выведен из строя на пол года.
  • Вторая успешная операция Tungsten вывела линкор из строя на три месяца.
  • Из за погодных условий не состоялись операции: Planet, Brawn и Tiger Claw.
  • Операция Mascot не принесла результатов из-за хорошо организованного огня ПВО базы и дымовой завесы скрывшей цель от авиации.
  • Некоторые проведённые операции были безрезультативными из-за погодных условий: Goodwood I, II, III и IV.
  • Операции Paravane, Obviate и Catechism с различными результатами окончательно поставили крест на истории линкора. Tirpitz был потоплен.

Символическая гроза арктических конвоев

С января 1942 года «Тирпиц» нес службу в Северном море. В норвежских фьордах можно было найти удобную стоянку для линкора, мало заметную для противника. Немецкое командование желало уберечь единственный оставшийся новомодный корабль и уповало на то, что само его существование убавит храбрости англичанам.

Кроме того, гитлеровцы ожидали скорого падения Ленинграда и почему-то решили, что в этом случае Балтийский флот СССР гарантированно кинется удирать в Швецию.

Ленинград устоял, Балтийский флот никуда не сбежал, даже арктические конвои в основном страдали от авиации и других судов, но не от «Тирпица».

Он в основном пробовал тактику «хвать и тикать» – появлялся на мгновение, и снова на базу.

Но все же линкору довелось поучаствовать в нескольких настоящих операциях. Масштаб их таков, что позволяет поверить в то, что «Тирпиц» выводил со стоянки лишь для того, чтобы у фюрера не возникало вопросов, чем он вообще занимается.

Составы противоборствующих стороны

Гонки за лесовозом

В числе его подвигов – попытка перехвата в марте 1942 года сразу двух конвоев. Первый из них, PQ-12, шел из Исландии в Мурманск, второй (QP-8) – навстречу ему, из Мурманска.

Тирпиц линкор 3-го Рейха

Немецкая эскадра, в составе которой плыл грозный «Тирпиц», сумела проскочить точно перед носом одного и за кормой второго каравана. Потом все оправдывались, ссылаясь на погоду – дескать, туман, видимость ноль, и авиаразведка нахимичила.

Жертвой охоты за конвоями стала только «Ижора» – советский лесовоз, случайно отставший в тумане от своих. Командующему «Тирпица» хватило здравомыслия не тратить на него дорогие заряды – несчастную посудину догонял и топил один из эсминцев эскадры. И все равно «Ижора», практически безоружная, продержалась против вооруженного до зубов морского волка полтора часа! Успев при этом предупредить остальных о нападении.

Читайте также: