Место гибели теплохода армения на карте

Обновлено: 18.05.2024

На борту практически безоружного теплохода находилось до десяти тысяч человек — раненые красноармейцы, медицинский персонал, женщины и дети. Спасены только восемь человек.

Русское географическое общество 27 апреля сообщило: "На дне Черного моря найден теплоход "Армения". Судно находится на глубине 1500 метров, в 15 морских милях (около 28 км) от ялтинского побережья. Сложно переоценить результат совместной экспедиции Министерства обороны РФ и Русского географического общества".

© Центр подводных исследований РГО Специалисты Министерства обороны РФ и Центра подводных исследовании Русского географического общества (РГО) проводят исследование места гибели советского госпитального корабля "Армения " Специалисты Министерства обороны РФ и Центра подводных исследовании Русского географического общества (РГО) проводят исследование места гибели советского госпитального корабля "Армения " © Центр подводных исследований РГО

Настойчивые поиски продолжались более 35 лет. Связанное с трагедией "Армении" дело №19 в Центральном военно-морском архиве в конце 1940-х годов было засекречено и недоступно для исследователей. Единственная географическая привязка нашлась в Музее медицинской службы Черноморского флота в 1991 году — информация о воздушной атаке у поселка Гурзуф в районе Медведь-горы.

Однако большие глубины и сложный рельеф дна в этом районе моря значительно осложняли поиск. Даже известный американец Роберт Баллард, который обнаружил затонувшие "Титаник" и "Бисмарк", со всем своим высокотехнологичным оборудованием не сумел найти "Армению". Разумеется, настойчивые многолетние поиски объяснялись не тем, что на теплоходе остались сокровища крымских музеев, а памятью и долгом.

Гибель санитарного транспорта считается одной из самых масштабных трагедий на море в истории. Для сравнения, на "Титанике" погибло около 1 500 пассажиров, на германском "Бисмарке" — более 2 100 военных моряков.

Эти цифры многократно перекрываются человеческими потерями "Армении" (от 7 до 10 тысяч погибших, точная цифра не установлена).

С учетом условий обстановки, трагедия санитарного теплохода достойна книг и фильмов и должна быть известна всему человечеству, чтобы в мире не забывали об ужасах и жертвах Второй мировой войны, о роли Советского Союза в победе над фашистской Германией.

Никто не забыт

После идентификации корпуса санитарного судна "Армения" телеуправляемым необитаемым подводным аппаратом священник Новороссийской военно-морской базы протоиерей Кирилл отслужил панихиду над местом гибели экипажа и пассажиров. Также были отданы воинские почести — на воду спустили венок, произвели три ружейных залпа.

"Человеку на море страшно, ибо он пред морем, как пред Самим Господом" — это из древнего Поморского морского устава, появившегося гораздо ранее Корабельного устава ВМФ России. Непредсказуема и опасна морская стихия, а война на море жестока вдвойне. Если корабль или судно в холодную пору терпит бедствие вдали от берега, в ледяной воде люди почти обречены на гибель.

Немецкие войска в конце сентября 1941 года захватили Перекоп и вошли в Крым. Красная армия с боями отступила к Севастополю, главной базе Черноморского флота. В начале ноября начались артиллерийские обстрелы и осада города, но еще можно было эвакуировать раненых, женщин и детей морем. Этим и занимался экипаж теплохода "Армения" под командованием опытного капитана Владимира Плаушевского.

© Центр подводных исследований РГО Затопленный в Черном море немцами в 1941 году теплоход "Армения" Затопленный в Черном море немцами в 1941 году теплоход "Армения" © Центр подводных исследований РГО
В последний рейс санитарное судно вышло из Севастополя 6 ноября, чтобы перевезти в Туапсе около 300 раненых, медперсонал четырех военных госпиталей и несколько тысяч мирных жителей. В ночной Ялте "Армения" приняла на борт еще несколько сотен человек и утром 7 ноября взяла курс на Кавказ в сопровождении двух сторожевых катеров.

На удалении 15 миль от крымского побережья судно атаковали самолеты Люфтваффе Heinkel-111 (по другим данным — Junkers 87). Сторожевые катера Черноморского флота и четыре зенитные пушки на палубе транспорта не уберегли от попаданий бомб и торпед. Разрушения были огромны, "Армения" ушла под воду за четыре минуты. В свинцовых ноябрьских волнах чудом выжили только восемь человек из многих тысяч.

© Центр подводных исследований РГО Затопленный в Черном море немцами в 1941 году теплоход "Армения" Затопленный в Черном море немцами в 1941 году теплоход "Армения" © Центр подводных исследований РГО

Международное право в годы Второй мировой запрещало обстреливать госпитальные суда с опознавательными красными крестами, но немецкие летчики пренебрегали всеми нормами. Гитлеровские войска вели войну на уничтожение Красной армии и мирных жителей. В России этого не забыли, и постоянное укрепление обороны Черноморских рубежей страны — не только оперативный ответ на современные вызовы и угрозы национальной безопасности, это проекция исторической памяти.

"Армения" останется на картах

После спуска на воду в 1928 году на Балтийском заводе "Армения" вошла в шестерку лучших пассажирских судов Черного моря. Красивый и надежный теплоход был рассчитан на дальние плавания (до 4 600 миль) со скоростью 14,5 узлов (около 27 км/час), имел достаточно большой экипаж — 96 человек.

Моряки знают, что у каждого корабля или судна есть своя душа и стать — вполне осязаемые и неразрушимые "элементы конструкции". Возможно, поэтому на огромной глубине "Армения" сегодня стоит на ровном киле, не заваливаясь на борт даже через 79 лет после гибели. Хотя надстройка и палуба сохранили следы ужасающего авиаудара — леерные ограждения и другие вертикальные элементы взрывами просто вывернуты наружу.

Между тем история не заканчивается. Найденный корпус теплохода "Армения" будет объявлен воинским захоронением, точку с координатами 44 градуса 15 минут северной широты, 34 градуса 17 минут восточной долготы нанесут на морские карты. После этого все проходящие мимо корабли и суда ВМФ России будут приспускать флаги и отдавать воинские почести павшим защитникам Отечества.

Итоги экспедиции 2020 года позволят детально восстановить последний день "Армении". Центр подводных исследований Российского географического общества уже снимает документальный фильм о судьбе теплохода.

© Центр подводных исследований РГО Затопленный в Черном море немцами в 1941 году теплоход "Армения" Затопленный в Черном море немцами в 1941 году теплоход "Армения" © Центр подводных исследований РГО

Полуторакилометровая глубина поможет сохранить покой нескольких тысяч погибших на борту "Армении" от криминальных посягательств искателей сокровищ или сенсаций. А поисковики Минобороны РФ и Российского географического общества продолжат свою работу, ведь раскрыты еще не все тайны Второй мировой.

Теплоход «Армения», спустя 79 лет: судьба «советского «Титаника»

В марте 2020 года у берегов Крыма силами Министерства обороны России с помощью гидролокатора бокового обзора обнаружен корпус затонувшего судна, совпадающий своими габаритами с характеристиками теплохода «Армения» . Для проведения идентификации был привлечен Центр подводных исследований Русского географического общества .

Фото: ЦПИ РГО Фото: ЦПИ РГО
  • Стоит отметить, что магнитная аномалия в этой точке была зафиксирована военными специалистами еще в 2017 году, и она находится довольно близко к официально опубликованным «приблизительным координатам места гибели».

Страшнее, чем на "Титанике": спустя 79 лет после гибели найден теплоход "Армения"

15 морских миль от Ялты, полтора километра вглубь — здесь покоится теплоход "Армения". Для того чтобы его обнаружить, поисковики из года в год прочёсывали Чёрное море. Только за последние 20 лет исследовали более 300 квадратных километров. В одной из операций даже участвовал знаменитый американский океанолог Роберт Баллард, который в 1985 году обнаружил "Титаник", а в 1989 году — обломки немецкого линкора "Бисмарк". Дорогое оборудование ему не помогло: "Армения" никак не проявила себя.

Такая "неуловимость" судна породила ряд конспирологических теорий. Говорили, будто бы "Армения" возвращалась в Севастополь, что на борту были не люди, а ценный груз, что шла не так и не туда. Иначе, почему же в известных координатах ничего нет?

В 2017 году во время поисковой операции, проводившейся силами Министерства обороны России, магнитометр засек на дне моря магнитную аномалию. По этим данным нельзя было понять, ни что за объект находится на дне, ни точные координаты. Но район поисков сузился — данные магнитометра указали на квадрат, который надо изучить внимательнее.

В марте 2020 года в ходе очередной поисковой операции, район тщательно исследовали гидролокатором. И уже это исследование показало, что на дне, действительно, находится объект, очертаниями напоминающий "Армению". Однако, стопроцентной уверенности не было. С начала 2000-х затонувший теплоход "находили" четырежды, но в итоге эта информация не подилась. Для идентификации найденного судна были привлечены специалисты Центра подводных исследований Русского географического общества.

Фото предоставлено ЦПИ РГО Фото предоставлено ЦПИ РГО

"Подтверждение мог дать только визуальный контакт, — говорит участник экспедиции, исполнительный директор Центра подводных исследований РГО Сергей Фокин. — Гидролокатору нельзя слепо доверять: человеческая психика так устроена, что она часто выдаёт желаемое за действительное, тем более, когда объект ищут так долго, так много людей".

Как случилась одна из крупнейших морских катастроф в истории

С конца сентября 1941 года немецкие войска под командованием Эриха фон Манштейна захватили Перекопский перешеек и всё глубже проникали вглубь Крыма. Сухопутных дорог для эвакуации не осталось.

5 ноября в Севастополе началась паника. Руководство города решило эвакуировать в Туапсе госпитали, лазареты, артистов театра имени Луначарского, часть партийного руководства Крыма, персонал пионерлагеря "Артек", их семьи и часть мирного населения. Для этих нужд выделили самое крупное санитарное судно "Армения".

Справка
До войны по Чёрному морю ходили прогулочные "крымско-кавказские" теплоходы: "Абхазия", "Грузия", "Украина", "Аджария", "Крым" и "Армения". Летом 1941 года их переделали в санитарно-транспортные суда и отдали медицинской службе Черноморского флота.
Теплоход "Армения" проекта "Аджария" был построен в 1928 году в Ленинграде. Водоизмещение — около 6 тыс. тонн, длина — 112 метров, пассажировместимость — около тысячи человек. Вместо части кают были организованы операционные и перевязочные, предполагалось брать порядка 400 раненых. На бортах нарисовали красные кресты — международное обозначение госпитального судна.
В течение августа-сентября "Армения" под командованием опытного капитана Владимира Плаушевского 15 раз сходила на большую землю и перевезла около 15 тыс. раненых солдат из Одессы.
Военная медсестра. Художник: Софья Уранова Военная медсестра. Художник: Софья Уранова

6 ноября с раннего утра до позднего вечера на борт теплохода поднимались люди. Подсчётов беженцев никто не вёл.

"Начальник отделения Главной базы 5 ноября получил приказание. госпитали и лазареты свернуть. На "Армению" было погружено около 300 раненых, медицинский и хозяйственный персонал Севастопольского военно-морского госпиталя (крупнейшего на флоте) во главе с главврачом его, военврачом 1 ранга С.М. Каганом, — вспоминал участник обороны Севастополя, полковник медицинской службы Александр Власов. — Здесь же оказались начальники отделений (с медперсоналом), рентгенотехники. Здесь же разместились 2-й военно-морской и Николаевский базовый госпитали, санитарный склад № 280, санитарно-эпидемиологическая лаборатория, 5-й медико-санитарный отряд, госпиталь от Ялтинского санатория. Были приняты на теплоход часть медперсонала Приморской и 51-й армий, а также эвакуированные жители Севастополя".

Тысячи людей правдами и неправдами попадали на уходящее судно, жители города видели в нём последний шанс на спасение. На берегу возникла давка.

Графика: ЦПИ РГО

На маршруте Севастополь – Туапсе предполагалась одна плановая остановка в Ялте, однако сразу после отплытия, в 17:00, капитан "Армении" Владимир Плаушевский получил приказ по пути остановиться в Балаклаве. В итоге в Ялту судно прибыло только в 2 часа ночи 7 ноября. "В порту стоял громадный теплоход. Вся пристань и мол заполнены людьми, — вспоминал Евгений Никулин, человек, которому не удалось попасть на борт. — Мы влились в эту толпу. Посадка на теплоход шла медленно; за два часа мы с пристани продвинулись на мол. Давка неимоверная! Погрузка шла примерно с двух часов и до семи утра. Поперёк мола стояли бойцы НКВД с винтовками и пропускали только женщин с детьми. Иногда прорывались через оцепление мужчины".

Кадр из фильма "Сокровища затонувшего корабля", режиссёры Владимир Браун и Исаак Менакер, киностудия Ленфильм, 1935 год Кадр из фильма "Сокровища затонувшего корабля", режиссёры Владимир Браун и Исаак Менакер, киностудия Ленфильм, 1935 год

В 8 часов утра в сопровождении двух вооружённых катеров и двух истребителей И-153 ("Чайка") "Армения" отплыла из Ялты. В этот момент, по утверждению очевидцев, от нижних помещений до капитанского мостика люди стояли сплошной массой. В 11 часов 25 минут немецкий самолёт сбросил авиабомбы. В 11:29 теплоход "Армения" скрылся под водой. Если верить поздним отчётам, военным с катеров удалось спасти только восьмерых. До сих пор это одна из крупнейших морских катастроф в истории. Для сравнения, на том же "Титанике" погибло около 1600 человек.

Гибель "Армении" ещё и обескровила медицинскую службу Черноморского флота: погиб руководящий состав, опытные врачи, медсёстры, фельдшеры из четырёх севастопольских и ялтинских госпиталей.

Это точно "Армения"!

В апреле 2020 года специалисты Центра подводных исследований РГО прибыли на место обнаружения судна. На дно спускается телеуправляемый необитаемый подводный аппарат (ТНПА) отечественного производства серии "РТ". Он и делает первые подводные кадры. Устройство манипулятора снимает вмятины и трещины. В операторской рубке весь процесс погружения можно наблюдать в режиме прямого эфира.

Осмотр найденного корпуса начинается с центральной части левого борта с движением в сторону кормы. Ещё при первом подходе к судну на дне обнаруживают фрагменты палубы и иных элементов. При осмотре самого борта отмечают характерные признаки теплохода "Армения": расположение палуб и своеобразные проёмы в леерных ограждениях.

Фото предоставлено ЦПИ РГО Фото предоставлено ЦПИ РГО

"Готовясь к экспедиции, мы изучили огромное количество архивных материалов, — рассказывает Сергей Фокин. — Требовалось выделить характерные для этого судна признаки. Мы не знали, в каком оно состоянии, в каком положении находится, как сильно разрушено снарядами и должны были быть готовы ко всему".

Еще один спуск подводного аппарата. Робот осматривает нос судна, где когда-то было название. Он повреждён не так сильно, и название могло бы сохраниться. Но, нет: вероятно, его нанесли краской, которую быстро разъела агрессивная морская вода. Хотя и без названия признаков более, чем достаточно, чтобы подтвердить, что это она, "Армения". Робот движется дальше. И вдруг самая счастливая находка: на носу стойка судового колокола, а на палубе — и он сам! Рында упала надписью вверх, и на ней чётко читается надпись "Армения". Колокол изготовлен из цветного металла и не подвергся коррозии. На такую удачу участники экспедиции даже не рассчитывали. "Мы не оставили простора фантазии ни одному лжеисторику. Подобные находки, как паспорт", — говорит участник экспедиции, исполнительный директор Центра подводных исследований РГО Сергей Фокин.

Фото предоставлено ЦПИ РГО Фото предоставлено ЦПИ РГО

Очередное погружение. Аппарат показывает правый борт и корму судна. Здесь робот обнаруживает ещё одну из характерных примет — фрагмент резервного штурвального колеса. Как он выглядел, можно понять по кадрам художественного фильма "Сокровища погибшего корабля" (режиссёры Владимир Браун и Исаак Менакер, киностудия "Ленфильм", 1935 год), в котором теплоход "Армения" снялся в роли самого себя.

Завершающее погружение. Робот возвращается на левый борт, но теперь в район ходового мостика, куда пришлись основные удары авиабомб. Именно здесь могли располагаться орудия, если их, действительно, установили, нарушив конвенцию о санитарных судах. Но, увы, узнать, были они там или нет — не удастся. Степень разрушения судна такова, что не понять даже количество взрывов, погубивших "Армению".

Кадр из фильма "Сокровища затонувшего корабля", режиссёры Владимир Браун и Исаак Менакер, киностудия Ленфильм, 1935 год Кадр из фильма "Сокровища затонувшего корабля", режиссёры Владимир Браун и Исаак Менакер, киностудия Ленфильм, 1935 год

Непрерывное обследование корпуса подводным роботом продолжается шесть часов, он спускается на объект семь раз.

По признанию участников экспедиции, обследование судна "Армения", объекта на сверхбольшой глубине, требовало большой концентрации внимания и аккуратности.

"Нам надо было создать максимальное количество данных, при этом излишне не рискуя аппаратурой, — рассказывает исполнительный директор ЦПИ РГО Сергей Фокин. — Разбомблённое судно на грунте представляет собой нагромождение металлических деталей, конструкций, лееров, шлюпбалок, висящих тросов, верёвок, креплений, покосившихся мачт. Это дремучий лес, в котором можно запутать или самого робота, или его кабель, по которому идёт питание, а он отправляет данные и картинки".

Видео ЦПИ РГО

Одного исследования оказалось достаточно, чтобы сделать важные выводы: объект не раскололся на части, стоит на ровном киле курсом 220 единым фрагментом. Корпус судна покрыт слоем ила, но не имеет очевидных пробоин, что исключает вероятность гибели от попадания торпед, о чём сообщала официальная версия.

"Надстройки и палубы имеют ужасающие следы разрушений — леерные ограждения и другие вертикальные элементы вывернуты наружу. Скорее всего, это последствия взрывов от попадания авиационных бомб. Основные повреждения пришлись на среднюю и носовую часть надстройки ближе к левому борту, что может свидетельствовать об авиационном бомбометании по курсу движения судна, то есть немецкие самолёты заходили на атаку с кормы", — рассказал Сергей Фокин.

Фото предоставлено ЦПИ РГО Фото предоставлено ЦПИ РГО

Подтвердилась и версия стремительного погружения на дно: часть иллюминаторов не разбиты, а вдавлены внутрь целиком. Это означает, что к моменту ухода корпуса на большую глубину внутри судна ещё оставались "воздушные карманы".

И всё-таки, почему теплоход "Армения" так долго не могли найти?

"В поисковом деле большую роль играет качество аппаратуры и удача. Специалисты Минобороны обнаружили теплоход "Армения" в координатах максимально близких к тем, что публиковали в официальных отчётах, — рассказывает исполнительный директор ЦПИ РГО. — Главная сложность обнаружения "Армении" в том, что судно покоится на глубине полтора километра. Можно ходить рядом, буквально в ста метрах, но ни разу его не подцепить".

Участники экспедиции говорят, что новых погружений к "Армении" не предвидится. И дело не только в сверхглубине. "Это не просто исторический объект, а место упокоения семи тысяч человек, и копошиться на нём просто потому, что нам интересно — абсолютно неэтично, — говорит Сергей Фокин. — Хочется верить, что глубина 1500 метров поможет надёжно сохранить покой усопших от незаконных посягательств любителей сенсаций и искателей сокровищ".

Фото предоставлено ЦПИ РГО Фото предоставлено ЦПИ РГО

Над местом гибели "Армении" священник Новороссийской военно-морской базы протоиерей Кирилл отслужил панихиду по погибшим пассажирам и экипажу судна, им отдали воинские почести: в память о жертвах на воду спустили венок и произвели три залпа траурного салюта.

Так поставили точку в одной из самых страшных трагедий Второй мировой войны.

Справка

Теплоход «Армения» проекта «Аджария» был построен в 1928 году в Ленинграде. Судно пассажировместимостью 950 человек было перестроено под санитарный транспорт в Одессе в 1941 году. Вместо части кают были организованы операционные и перевязочные, предполагалось брать порядка 400 раненых.

  • По одной из версий, на бортах были нарисованы красные кресты – международное обозначение госпитального судна. По другой версии, теплоход был покрашен в серый «военный цвет», а на палубе стояли четыре орудия 21-K.
Кадр из фильма «Сокровища затонувшего корабля», режиссёры Владимир Браун и Исаак Менакер, киностудия Ленфильм, 1935 год Кадр из фильма «Сокровища затонувшего корабля», режиссёры Владимир Браун и Исаак Менакер, киностудия Ленфильм, 1935 год

6 ноября 1941 года в Севастополе на борт поднялись несколько тысяч человек: жители города, пациенты, врачи и персонал нескольких госпиталей, часть партийного руководства Крыма, руководства пионерлагеря «Артек» и их семьи. В панике эвакуации точных подсчетов никто не вел.

  • Судя по опубликованным данным, «Армения» вышла из порта Севастополя, зашла в Балаклаву и в Ялту. Только к утру дождались пассажиров и груз. Несмотря на запрет, теплоход вышел в сторону Туапсе в сопровождении двух сторожевых катеров не дожидаясь темноты. Через несколько часов был атакован вражеской авиацией и затонул за 4 минуты. Из всех пассажиров (от 5 000 до 10 000 человек) выжили единицы.

Официальные данные о гибели «Армении» содержат много белых пятен, а координаты – только приблизительные. С начала 2000-х поиски начал Департамент морского наследия Украины. В 2006 году был привлечен Институт океанографии и океанологии США во главе с Робертом Баллардом, в свое время нашедшим «Титаник». Институт археологии НАН и вооруженные силы Украины использовали обитаемый подводный аппарат наряду с гидроакустикой. В 2009 году в обследовании квадрата был задействован ТНПА. Во время этих масштабных исследований были обнародованы и рабочие, и совершенно фантастические теории, найдено невероятное количество объектов, но не «Армения» .

Графика: ЦПИ РГО Графика: ЦПИ РГО

Несколько групп отечественных исследователей в последние годы утверждали, что нашли теплоход в другом квадрате. Они предполагали, что «Армения» могла возвращаться в Севастополь. Они неоднократно публиковали в СМИ информацию о находках, сопровождая их данными аппаратного поиска. Однако эта версия не подтвердилась. Идентификация найденных ими объектов еще предстоит.

Корабль, который пропал в 1941 году: история теплохода "Армения"

Уничтожение немецкой авиацией госпитального судна "Армения" вблизи крымского побережья осенью 1941 года – военное преступление без срока давности. И показательный пример - какого противника, и какой ценой победил Советский Союз во Второй мировой войне. На борту практически безоружного теплохода находились до десяти тысяч человек – раненые красноармейцы, медицинский персонал, женщины и дети. Спасены только восемь человек.

22 апреля 2020, 19:10 Русское географическое общество 27 апреля сообщило: "На дне Черного моря найден теплоход "Армения". Судно находится на глубине 1500 метров, в 15 морских милях (около 28 км) от ялтинского побережья. Сложно переоценить результат совместной экспедиции Министерства обороны РФ и Русского географического общества.

Настойчивые поиски продолжались более 35 лет. Связанное с трагедией "Армении" дело №19 в Центральном военно-морском архиве в конце 1940-х годов было засекречено, и недоступно для исследователей. Единственная географическая привязка нашлась в Музее медицинской службы Черноморского флота в 1991 году – информация о воздушной атаке у поселка Гурзуф в районе Медведь-горы. Однако большие глубины и сложный рельеф дна в этом районе моря значительно осложняли поиск. Даже известный американец Роберт Баллард, который обнаружил затонувшие "Титаник" и "Бисмарк", со всем своим высокотехнологичным оборудованием не сумел найти "Армению". Разумеется, настойчивые многолетние поиски объяснялись не тем, что на теплоходе остались сокровища крымских музеев, а памятью и долгом.

Гибель санитарного транспорта считается одной из самых масштабных трагедий на море в истории. Для сравнения, на "Титанике" погибли около 1500 пассажиров, на германском "Бисмарке" – более 2100 военных моряков. Эти цифры многократно перекрываются человеческими потерями "Армении" (от 7 до 10 тысяч погибших, точная цифра не установлена). С учетом условий обстановки, трагедия санитарного теплохода достойна книг и фильмов, и должна быть известна всему человечеству. Чтобы в мире не забывали об ужасах и жертвах Второй мировой войны, о роли Советского Союза в победе над фашистской Германией.

Никто не забыт

После идентификации корпуса санитарного судна "Армения" телеуправляемым необитаемым подводным аппаратом священник Новороссийской военно-морской базы протоиерей Кирилл отслужил панихиду над местом гибели экипажа и пассажиров. Также были отданы воинские почести – на воду спустили венок, произвели три ружейных залпа.

"Человеку на море страшно, ибо он пред морем, как пред Самим Господом" – это из древнего Поморского морского устава, появившегося гораздо ранее Корабельного устава ВМФ России. Непредсказуема и опасна морская стихия, а война на море жестока вдвойне. Если корабль или судно в холодную пору терпит бедствие вдали от берега, в ледяной воде люди почти обречены на гибель.

19 апреля 2020, 10:35

В последний рейс санитарное судно вышло из Севастополя 6 ноября, чтобы перевезти в Туапсе около 300 раненых, медперсонал четырех военных госпиталей и несколько тысяч мирных жителей. В ночной Ялте "Армения" приняла на борт еще несколько сотен человек, и утром 7 ноября взяла курс на Кавказ в сопровождении двух сторожевых катеров. На удалении 15 миль от крымского побережья судно атаковали самолеты Люфтваффе Heinkel-111 (по другим данным – Junkers 87). Сторожевые катера Черноморского флота и четыре зенитные пушки на палубе транспорта не уберегли от попаданий бомб и торпед. Разрушения были огромны, "Армения" ушла под воду за четыре минуты. В свинцовых ноябрьских волнах чудом выжили только восемь человек из многих тысяч.

Международное право в годы Второй мировой запрещало обстреливать госпитальные суда с опознавательными красными крестами, но немецкие летчики пренебрегали всеми нормами. Гитлеровские войска вели войну на уничтожение Красной армии и мирных жителей. В России этого не забыли, и постоянное укрепление обороны Черноморских рубежей страны – не только оперативный ответ на современные вызовы и угрозы национальной безопасности, это проекция исторической памяти.

© Центр подводных исследований РГО / Перейти в фотобанк В Черном море нашли затопленный немцами в 1941 году теплоход "Армения" В Черном море нашли затопленный немцами в 1941 году теплоход "Армения" © Центр подводных исследований РГО

"Армения" останется на картах

После спуска на воду в 1928 году на Балтийском заводе "Армения" вошла в шестерку лучших пассажирских судов Черного моря. Красивый и надежный теплоход был рассчитан на дальние плавания (до 4600 миль) со скоростью 14,5 узлов (около 27 км/час), имел достаточно большой экипаж – 96 человек. Моряки знают, что у каждого корабля или судна есть своя душа и стать – вполне осязаемые и неразрушимые "элементы конструкции". Возможно, поэтому на огромной глубине "Армения" сегодня стоит на ровном киле, не заваливаясь на борт даже через 79 лет после гибели. Хотя надстройка и палуба сохранили следы ужасающего авиаудара – леерные ограждения и другие вертикальные элементы взрывами просто вывернуты наружу.

Между тем, история не заканчивается. Найденный корпус теплохода "Армения" будет объявлен воинским захоронением, точку с координатами 44 градуса 15 минут северной широты, 34 градуса 17 минут восточной долготы нанесут на морские карты. После этого все проходящие мимо корабли и суда ВМФ России будут приспускать флаги и отдавать воинские почести павшим защитникам Отечества.

Итоги экспедиции 2020 года позволят детально восстановить последний день "Армении". Центр подводных исследований Российского географического общества уже снимает документальный фильм о судьбе теплохода.

Полуторакилометровая глубина поможет сохранить покой нескольких тысяч погибших на борту «Армении» от криминальных посягательств искателей сокровищ или сенсаций. А поисковики Минобороны РФ и Российского географического общества продолжат свою работу, ведь раскрыты еще не все тайны Второй мировой.

Зашли с кормы

"Армению" искали долго. Очень долго.

На поиск потопленного фашистами судна отправлялся даже директор американского Института океанографии Роберт Баллард. Который славен тем, что нашел на дне Атлантики "Титаник". Баллард и его команда обнаружили на дне Черного моря почти полтысячи артефактов: от древнегреческого судна до противолодочного вертолета с погибшим экипажем внутри. Но "Армения" словно не желала быть найденной. Да, глубина очень большая, но ведь теплоход лежит всего в 15 морских милях от берега, в переводе на привычные сухопутные расстояния это чуть больше 27 км. Некоторые ветераны даже утверждали, что с гор в районе Ялты 7 ноября 1941 года наблюдали гибель судна. Вряд ли это возможно, но десятилетиями трагедия будоражила сердца, многим хотелось хоть как-то быть причастными к расследованию.

Найти судно удалось благодаря огромной и настойчивой работе, которую провели наши военные: сначала - по показаниям гидролокатора, который зафиксировал аномалию на большой глубине в районе предполагаемой гибели теплохода. Затем были получены первые видеокадры с телеуправляемого необитаемого подводного аппарата отечественного производства серии "РТ".

Специалисты Министерства обороны РФ на завершающем этапа для обследования и классификации находки пригласили Центр подводных исследований Русского географического общества (ЦПИ РГО).

Непрерывное обследование корпуса подводным роботом продолжалось 6 часов. Потребовалось семь погружений, при этом судно каждый раз должно было переходить на новую точку. "К нашему удивлению, уцелела стойка судового колокола, а рядом увидели и сам колокол. - рассказывает пресс-секретарь ЦПИ РГО Марина Давыдова. - Более того, он упал надписью вверх. Сомнений нет, на подводных кадрах четко читается надпись "Армения". В последующие погружения были осмотрены правый борт и корма судна. Там был обнаружен фрагмент резервного штурвального колеса, который является одним из косвенных признаков для идентификации. Кстати, его хорошо видно на кадрах художественного фильма "Сокровища затонувшего корабля", снятого на киностудия Ленфильм в 1935 году. В этом фильме теплоход "Армения" снялся в роли самого себя".

Фото: Тагир Раджавов/РГ

Несколько десятилетий преобладала версия о том, что "Армению" атаковал немецкий самолет-торпедоносец. Теперь появилось возможность проверить старые версии. Так что же реально послужило причиной гибели теплохода? Этот вопрос я задал исполнительному директору Центра подводных исследований РГО Сергею Фокину.

- Действительно, раньше рассматривались две основных версии, - рассказывает Сергей. - Первая: одиночный немецкий самолет сбросил две торпеды, одна ударила судну в носовую часть. Вторая версия: "Армению" атаковало звено из четырех самолетов Люфтваффе - теплоход переломился надвое.

Мы не увидели характерных для торпедной атаки повреждений корпуса. Очень серьезно разрушена надстройка. В ее центральной части - сплошные разрушения, элементы конструкции разбросаны по носу, по корме. Часть лееров и шлюпочных балок загнуты наружу. В общем, все признаки бомбардировки с воздуха. И еще: мы пришли к выводу, что бомбардировщик или бомбардировщики зашли с кормы. Бомбы попали в центр судна. Конечно, число атакующих самолетов сегодня установить невозможно, но версия поражения авиабомбами самая правдоподобная. Только теплоход не переломился. На дне он покоится единым фрагментом.

Дно Черного моря на такой чудовищной глубине - это ведь сплошной сероводород, так?

Сергей Фокин: Сероводородные слои в Черном море начинаются уже со 100 -110 метров, то есть сохранность объекта очень высокая. Отдельные элементы абсолютно не заиленные. Грунт достаточно плотный. Дно плоское, но под наклоном. Тонущее судно пропахало его на внушительное расстояние: за кормой до сих пор сохранилась борозда.

Считается, что "Армения" затонула всего за 4 минуты. Новые данные тоже свидетельствуют, что уход под воду был стремительным - часть иллюминаторов не разбиты, а вдавлены внутрь. То есть в момент затопления внутри еще оставались "воздушные карманы". Это значит, что люди могли жить какое-то время и после ухода судна под воду?

Сергей Фокин: Очень недолго - буквально секунды после того, как объект оказался под водой. Характер повреждений такой, что шансов выжить у тех, кто находился во внутренних помещениях, практически не было. Только у тех, кто в момент атаки оказался на верхней палубе, и которых выбросило за борт. Но таких было немного.

Очень большие разночтения по количеству погибших людей. Пишут, что от 5000 до 7000. Все из-за того, что на берегу не знали, сколько народа погрузилось на "Армению". Но на ее борту могли знать. Возможно, что такие документы хранятся в каком-то сейфе?


Фото: Русское географическое общество

Сергей Фокин: Капитан тоже мог не знать: учитывая условия, в которых проходила эвакуация. Нет уверенности, что вообще составляли какие-то списки. Грузили на борт столько, сколько можно было разместить. Это было страшное время.

Этой зимой со страниц "РГ" вы рассказывали об удивительной находке: подняли с торгового судна "Архангел Рафаил", которое затонуло в Финском заливе в 1724 году, псалтырь 1692 года издания в кожаном переплете. Пролежав 300 лет в воде, книга в целости, можно читать. Но это - Балтика. А в Черном море такие чудеса возможны?

Сергей Фокин: Балтика - это холодная и слабосоленая вода, плохо пропускающая солнечный свет. К тому же то судно из Любека "Архангел Рафаил" было затянуто толстым слоем ила. В Черном море другие условия. В принципе, на таких глубинах органика сохраняется. Но во-первых, затонувшее судно - это братская могила, в которой нашли вечный покой тысячи людей. Поэтому исследования с проникновением внутрь объекта на морском дне сопряжены с определенными морально-этическими ограничениями.

Во-вторых, надстройка "Армении" сильно разворочена. На глубине 1,5 км эффективно работать по проникновению в замкнутое пространство могут только телеуправляемые аппараты. За которыми тянется кабель, который имеет очень высокую вероятность запутаться во фрагментах разрушений. И там остаться.

Даже если гипотетически предположить, что были списки пассажиров, то они находятся во внутренних помещениях. Проникнуть в которые мы технически не можем.

Читал, что перед роковым рейсом "Армению" вооружили 45-мм орудиями. Судно вело бой с атакующими бомбардировщиками?

Сергей Фокин: Пушек мы не нашли. Если они и были установлены, как утверждается в некоторых документах, то это не то вооружение, которое может оказать серьезный отпор атакам с воздуха. Есть основания считать, что теплоход затопили буквально с первого захода.

Рядом на дне не лежат ли фрагменты сбитых самолетов?

Сергей Фокин: В непосредственной близости ничего такого нет. Рядом лежат фрагменты ее же палубы и другие элементы конструкции судна, которые оторвались при затоплении. Не забывайте, что это не боевой корабль, а санитарно-транспортное судно. Успели ли сделать с "Армении" какое-то количество выстрелов? Не берусь судить. Это из разряда предположений и домысливания ситуации. А мы - исследователи.

Отработав в Черном море, дальше - куда направляетесь?

Сергей Фокин: Домой. В Финском заливе работаем на месте самой серьезной победы надводных сил нашего флота на Балтике в годы Великой Отечественной войны. Советские катера торпедировали немецкий эсминец Т-31. Наши торпеды разорвали его на две части, лежит на глубине 60 метров в окружении разных судов и артефактов.

Исследуем, детально все изучаем, ведем съемку.

Бушует пандемия: у вас в Центре подводных исследований Русского географического общества все здоровы?

Сергей Фокин: Наша работа и есть самоизоляция: погрузились на судно, вышли в море. Очень ограниченный круг общения. Все здоровы.

На дне Черного моря нашли затопленный в 1941 году теплоход "Армения"

 Фото: Русское географическое общество

Несмотря на масштаб разыгравшийся трагедии - на борту теплохода находились от пяти до семи тысяч человек - место его гибели почти 79 лет оставалось неизвестным. Теперь еще одна трагическая страница истории Великой Отечественной войны и обороны Крыма может дополниться новыми фактами.

Предположительное место гибели судна было найдено после обследования более 300 квадратных километров акватории Черного моря. И вот во время одного из походов исследователи с помощью гидролокации смогли установить предположительное место катастрофы. В 2017 году эту информацию удалось подтвердить и с помощью магнитометра, который зафиксировал сильную магнитную аномалию. Но для 100-процентной уверенности было необходимо изучение дна с помощью подводного робота, и теперь оно состоялось. Сомнения развеялись. Трехпалубный теплоход "Армения" водоизмещением 5805 тонн лежит на глубине, как и ранее заявляли, - 1500 метров.

Фото: wikimedia.org

"Армения" была спущена на воду в Ленинграде в 1928 году. До войны пассажирско-грузовой теплоход Черноморского государственного морского пароходства работал на линии Одесса - Батуми - Одесса. С началом войны переоборудован под санитарный транспорт, выполнял рейсы для эвакуации гражданского населения и раненых военных Одессы и Севастополя, а также осуществлял транспортировку боеприпасов, военной техники, продовольствия и медикаментов.

6 ноября 1941 года транспорт вышел из Севастополя в Туапсе с ранеными и пассажирами на борту, по пути следования зашел в Ялту для эвакуации раненых.

7 ноября 1941 года в 11 часов 25 минут на траверсе Гурзуфа был атакован немецкой авиацией, хотя он имел отличительные знаки санитарного судна.

В 11 часов 29 минут теплоход затонул. Спасти удалось только восемь человек. Согласно сохранившимся в архивах Минобороны документам, на борту судна были раненые бойцы, а также весь личный состав четырех морских севастопольских и ялтинских госпиталей, эвакуированные граждане. По количеству жертв - чудовищная катастрофа.

Регулярно в Севастополе у причальной стенки госпиталя Черноморского флота имени Пирогова проходят траурные церемонии, на которых вспоминают погибших на теплоходе "Армения". Поиски теплохода продолжались несколько десятилетий и при СССР, и при Украине. Несколько раз различные экспедиции объявляли об успехе и обнаружении координат гибели судна, но эти сведения ни разу не подтверждались. Оставались не обследованными лишь несколько глубоководных квадратов.

. Над местом гибели "Армении" священник Новороссийской военно-морской базы протоиерей Кирилл отслужил панихиду. На воду был спущен венок, произведены три залпа траурного салюта.

Найден потопленный немцами теплоход «Армения»

Теплоход «Армения»

Возле крымского побережья найден затонувший 79 лет назад теплоход «Армения». Гибель «Армении» считается одной из крупнейших морских катастроф в истории, сообщает телеканал «Звезда».

Теплоход был потоплен немцами в 1941 году. Судно находится на большом склоне на глубине 1,5 тысячи метров примерно в 18 милях от берега. С помощью специального оборудования эксперты могут просмотреть очертания найденного корабля в деталях. Для взятия образцов с поверхности погибшей «Армении» в воду были спущены устройства-манипуляторы.

Гибель «Армении» считается одной из крупнейших морских катастроф, которая унесла жизни нескольких тысяч человек. Эксперты уточнили, что из-за особенностей эвакуации и боевых действий в том регионе точное число погибших выяснить не удастся. В частности, из-за сильного перегруза после атаки немецкой авиации теплоход затонул практически моментально.

Телеканал уточнил, что до момента обнаружения судна его точное местоположение было неизвестно, при поиске отрабатывались разные версии. Детали местонахождения корабля держат в секрете по причине проведения глубоководной экспедиции.

Пассажирско-грузовой теплоход «Армения» был построен в Ленинграде в 1928 году, в этом же году судно было спущено на воду. 7 ноября 1941 года корабль, перевозивший несколько тысяч раненых бойцов и эвакуируемых граждан, был потоплен немецкой авиацией возле Крыма.

Это точно «Армения»

Идентификация судна может быть произведена по набору признаков – прямых или косвенных. К косвенным относятся габариты, характерные элементы надстроек, конструкций и ограждений, отмеченные в чертежах и архивных данных. Прямыми признаками называют указания имени судна или закладные таблички.

Экспедиция 2020 года

В апреле текущего года для идентификации обнаруженного объекта были привлечены специалисты Центра подводных исследований Русского географического общества . Также был приглашен священник Новороссийской военно-морской базы Протоиерей Кирилл, который провел молебны перед выходом в море и перед началом работ.

  • Для детального обследования объекта, находящегося в 15 морских милях от берега на глубине 1 500 метров, был применен телеуправляемый необитаемый подводный аппарат (ТНПА) отечественного производства серии «РТ», что позволило получить первые видеокадры. Непрерывное обследование корпуса подводным роботом продолжалось 6 часов.
Фото: ЦПИ РГО Фото: ЦПИ РГО

Объект стоит на ровном киле курсом 220 единым фрагментом. Корпус судна покрыт слоем ила, но не имеет очевидных пробоин, что исключает вероятность гибели от попадания торпед, о чем сообщала официальная версия.

  • Сергей Фокин, исполнительный директор ЦПИ РГО, участник экспедиции:
При этом надстройки и палубы имеют явные и ужасающие следы разрушений – леерные ограждения и другие вертикальные элементы вывернуты наружу. Скорее всего это последствия взрывов от попадания авиационных бомб.
Основные повреждения пришлись на среднюю и носовую часть надстройки ближе к левому борту, что может свидетельствовать об авиационном бомбометании по курсу движения судна, т.е. фашистские самолёты заходили на атаку с кормы.

По официальным данным «Армения» затонула всего за 4 минуты. На исследуемом судне обнаружены признаки, подтверждающие, что уход под воду действительно был стремительным – часть иллюминаторов не разбиты, а вдавлены внутрь целиком. Это означает, что, к моменту ухода корпуса на большую глубину, внутри судна еще оставались «воздушные карманы».

Читайте также: