Место франции в европейской экономической интеграции

Обновлено: 05.05.2024

Франция е полупрезидентска република с ръководител на правителството — министър-председател, назначаван от президента, който е държавен глава и се избира пряко от гражданите. Територията на Франция е разделена на 18 административни региона — 13 метрополни (т.е. Европейска Франция) и 5 отвъдморски региона. Всички 5 отвъдморски региона, както и Сен Мартен (френска територия в Карибския басейн), се считат за част от ЕС (със статут на най-отдалечен регион). Страсбург, град във Франция, е едно от трите седалища на европейските институции, заедно с Брюксел и Люксембург.

Текст научной работы на тему «Перспективы расширения ЕС и позиция Франции»

ПЕРСПЕКТИВЫ РАСШИРЕНИЯ ЕС И ПОЗИЦИЯ ФРАНЦИИ

Европейское строительство идёт одновременно вглубь и вширь. Три волны расширения привели к тому, что вначале в 1970-1980-х годов количество членов Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС) увеличилось с 6 до 12 стран, а затем в 1995, 2004 и 2007 годах состав теперь уже Европейского Союза вырос до 27 государств. Но и сегодня процесс расширения ЕС далёк от завершения. Существование на карте Старого Света более 20 государств, не входящих в Евросоюз, - благодатная почва для разговоров о новых волнах расширения Союза.

Влияние Франции на расширения ЕЭС/ЕС (1973 2007)

1 Le Monde, 07.06.1991.

© Тимофеев Павел Петрович - аспирант ИМЭМО РАН.

Вела себя Франция при этом по-разному. Хрестоматийным примером стали два вето, наложенные Ш. де Голлем в 1963 и 1967 годах на приём Великобритании в Сообщество: лишь в результате англо-французских переговоров при Ж. Пом-пиду Париж дал добро на присоединение Лондона к ЕЭС. Позитивное отношение Франции к вступлению в ЕЭС стран Средиземноморья обусловило появление в Сообществе Греции (1981 г.), а также Испании и Португалии (1986 г.). В результате, Франция смогла усилить свои позиции в конфигурации ЕЭС, став центральным связующим звеном между странами северной и южной Европы.

1 В 2004 г. в ЕС вступили Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония, в 2007 г. - Болгария и Румыния.

2 Lequesne, Christian. La France dans la nouvelle Europe. P., 2008 P. 53.

членов, сумев сохранить позиции Франции как одного из лидеров ЕС, хотя при увеличении численности Союза сделать это было довольно трудно.

В результате увеличения Евросоюза до 27 стран Парижу пришлось столкнуться с новыми проблемами, главными из которых стали усиление Германии, укрепление проамериканских настроений в странах ЦВЕ, и проблемы иммиграции. Головной болью для французских властей стал наплыв значительного числа болгарских и румынских цыган. Нынешний президент французского государства Н. Саркози занял жёсткую позицию по вопросу высылки цыган: в 2009 году из Франции было отправлено более 10 тыс. цыган-нелегалов, две трети из которых, правда, затем вернулись обратно. Меры Н. Саркози были раскритикованы не только левыми партиями во Франции, но и Еврокомиссией, узревшей в действиях президента расизм и ксенофобию1. Этот вопрос лишний раз говорит о трудностях адаптации старых и новых членов ЕС друг к другу. По всей видимости, на это потребуется немало времени.

Вхождение Болгарии и Румынии в состав ЕС в 2007 году завершило очередной процесс расширения Союза. Его итоги не могут не впечатлять: количество членов ЕС достигло 27 стран, что означало не только численный рост, но и увеличение территории и населения ЕС примерно на треть, соответственно до 4,3 млн кв. км и до 492 млн человек. Сегодня это третье по размеру и сложности сообщество в мире после Китая и Индии2. Наиболее существенным следствием процесса можно считать тот факт, что теперь ЕС стал не просто абсолютно доминирующим актором на территории Европы, но и, расширив свои границы, соприкоснулся с европейскими государствами СНГ, получил выход на Балканы, а также - через острова Кипр и Мальту - приблизил свою морскую границу к Северной Африке и Ближнему Востоку. В целом, благодаря экономическому потенциалу новых членов, территориальному и демографическому росту Евросоюз значительно усилил свои позиции в мире.

1 декабря 2009 года в силу вступил новый базовый документ ЕС - Лиссабонский договор, ратифицированный 27 странами Союза, после чего вопрос расширения Евросоюза снова обрёл свою актуальность. В настоящий момент можно выделить пять категорий государств и государственных образований, которые в будущем теоретически могли бы стать членами ЕС. К первой из них относятся страны ЕАСТ - Исландия, Норвегия, Швейцария и Лихтенштейн; вторую составляют балканские государства - Хорватия, Македония, Албания, Сербия, Черногория, Босния и Герцеговина, а также край Косово, признанный Францией и рядом стран ЕС независимым государством в 2008 году. Особняком стоит Турция, которую в силу непростой истории её отношений с ЕС следует, по-видимому, включить в отдельную, третью категорию в списке кандидатов. К четвёртой относятся европейские страны СНГ - Россия, Украина, Бе-

1 Le Monde, 28.07.2010, 14.09.2010.

лоруссия, Молдавия, а также Грузия, Армения и Азербайджан. Наконец, пятая категория - это европейские микрогосударства: Андорра, Ватикан, Монако и Сан-Марино. Учитывая, что отношение Франции к тем или иным потенциальным кандидатам в ЕС серьёзно различается, имеет смысл рассмотреть каждую из категорий подробнее.

может стать вопрос об открытии исландских вод для рыболовных компаний ЕС, а также проблема китобойного промысла, запрещённого в Евросоюзе, но до сих пор практикуемого в Исландии1.

1 Le Monde, 28.07.2010

4 Le Monde, 30.10.2004; Le Figaro, 29.09.2006

Другая постюгославская страна - Македония также подала заявку на членство в Евросоюзе в 2003 году, и в 2005 году была признана Брюсселем официальным кандидатом на вступление. Однако камнем преткновения на её пути в

1 Ье Мопае, 30.10.2004, 03.07.2008

4 ^ Figaro, 10.06.2011

6 ^ Figaro, 24.06.2011

2 Le Figaro, 24.06.2011

Что касается четвёртой категории потенциальных кандидатов в члены ЕС -европейских стран СНГ, то во Франции перспектива их возможного вступления

2 См. например: Le Monde. 13.06.1995; Frankfurter Allgemeine Zeitung, 30.06.2004;

3 Chirac, Jacques. Op.cit. P. 357-363

6 Саркози Н. Указ. Соч. С. 166-168.

Наконец, последняя категория стран, которые могли бы претендовать на членство в ЕС - микрогосударства Европы: Андорра, Ватикан, Монако и Сан-

1 Le Monde, 30.11.1994.

Таким образом перспективы расширения ЕС с учётом позиции Франции наиболее благоприятны для Хорватии и Исландии, а также, возможно, Македонии. Вероятнее всего, что именно эти страны станут новыми членами Союза. Помимо

1 По площади Андорра превосходит члена ЕС Мальту, хотя уступает ей по численности населения примерно в 5 раз. Сан-Марино, Монако и Ватикан значительно уступают как по площади, так и по численности населения даже Андорре.

этого, налицо позитивное отношение Франции к дальнейшему увеличению состава ЕС за счёт Балкан в целом, однако маловероятно, что регион со столь непростой на сегодня политической обстановкой войдёт в Союз сразу и одновременно. В целом же, дальнейшие расширения Евросоюза в ближайшие 10-20 лет могут произойти в три-четыре круга, затронув, помимо указанных стран, также некоторые государства ЕАСТ. Перспективы вступления Турции и стран СНГ представляются маловероятными, и позиция Франции здесь, скорее всего, вряд ли изменится.

Предполагаемые волны расширения ЕС на оставшиеся государства ЕАСТ и Балкан были бы в целом выгодны Франции. Во-первых, потому что тем самым укрепились бы традиционные связи Парижа с балканскими странами, союзниками Французской республики в двух мировых войнах. Правда, сегодня ситуация на Балканах не столь однозначная. Укрепление Германии и США в регионе в ходе балканских кризисов 1990-2000-х годов нанесло ущерб французским позициям, а сохранение в регионе двух потенциальных очагов новых кризисов -Боснии и Герцеговины и края Косово, способно дестабилизировать ситуацию и усилить напряжённость на всём полуострове. В условиях, когда часть государств Балкан, таких как Хорватия или Албания, вполне вероятно, будут рассчитывать на поддержку Германии в вопросе вступления в ЕС, Франции, вероятно, останется лишь укреплять свои позиции среди своих исторических союзников - в Сербии и Черногории, а также, вероятно, в Македонии. Кроме того, албанские власти края Косово, для независимости которого больше всего постаралась именно Франция, также рассчитывают на поддержку как Парижа, так и Берлина и Вашингтона. В связи с этим между Парижем и Берлином вполне возможна негласная конкуренция за сферы влияния в регионе. А это, в свою очередь, способно сказаться на том, какие страны и в каком порядке станут следующими членами Евросоюза.

Воздействие европейской интеграции на развитие экономики Франции.

После 2МВ было 2 основных плана европейской интеграции:

1. План Моне (Франция):

· необходима только экономическая интеграция;

· решением конкретных экономических проблем будут заниматься наднациональные органы;

· создание единых таможенных правил;

· создание наднационального органа управления (центра координации).

2. План Шумана (Франция):

· строительство объединенной Европы = длительный процесс, а не разовый;

· длительное сотрудничество Франция-Германия в области экономики и фин технологии;

· основная задача - управление франко-германским производством угля и стали (Э и Л);

· решения руководящих органов сообщества будут иметь императив характер

Начало французского сотрудничества с западноевропейскими союзниками, включая Германию, началось с Европейского объединения угля и стали (1951 г.), так как угольная и сталелитейная промышленность были основными индустриями, способствующими экономическому процветанию в то время. Главным инициатором создания ЕОУС был министр иностранных дел Франции Роберт Шуман. В рамках заключенного договора между странами создавался общий рынок, что должно было воспрепятствовать развязыванию новых войн между Германией и Францией. Помимо этого, Франция принимала участие в создании Европейского экономического сообщества и Европейского сообщества по атомной энергии в 1957 году. Именно эти объединения стали основой для создания Европейского Союза в дальнейшей перспективе.

Интеграционные процессы оказали положительное воздействие на экономику и торговлю Франции. Свободное перемещение товаров, услуг и рабочей силы в рамках образования единого рынка позволило расширить рынок сбыта французской продукции. Доля ЕС в торговом обороте Франции постепенно возрастала. Если в 1980 годах 49% импорта приходилось на страны-члены ЕС, то в 2013 году этот показатель вырос до 68,5%. Членство Франции в ЕС позволило углубить торгово-экономическое сотрудничество. Среди главных импортёров французской продукции можно выделить Германию, Великобританию, Испанию и Италию.

1951 - Парижский договор о создании ЕОУиС.

1957 - Римский - 6ка: Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург

1993 - Маастрихтский договор (о ЕС) - 5 экономических критериев для вступления:

· дефицит госбюджета <3 % ВВП;

· Госдолг <60 % ВВП;

· Инфляция <1,5 % среднего значения трёх стран ЕС с наиболее стабильными ценами и др.

1999 - Франция в числе 12 стран отказалась от национальной денежной единицы по курсу:

6 франц франков = 1 евро. Появился ЕЦБ, ктр начал проводить единую фин политику, но есть сомнения по поводу эффективности из-за её недостаточной гибкости. Например, в 2001 для поддержания макроэкономич. сбалансированности в странах с высокими темпами инфляции – Ирландии, Испании и Португалии – требовалось увеличение % ставок, а во Франции –снижение. В результате, единая % ставка оказалась слишком высокой во Франции для стимулирования деловой активности, и темпы экономич роста сократились с 3,8% (2000) до 1,8% (2001).

2002- В результате введения наличных, евро догнал по курсу $, а затем и превзошла. Введение наличного евро во Франции спровоцировало приток денежных средств в банк систему и увеличило потребительские расходы. Это позволило стране избежать рецессии в 2002.

2009- Лиссабонский - не самостоятельный документ, лишь внёс изменения. Хотели единую Конституцию ЕС (Рабочий орган по разработке проекта конституции возглавил бывший Президент Франции Валери Жискар д`Эстен), но Франция и Нидерланды не одобрили на референдуме, поэтому было решено просто изменить Рим договор (для это нужна ратификация лишь Парламентами стран).

ЕС сегодня - 28 гос-в, 516 млн чел., 4,3 млн км 2 .

Влияние европейской интеграции на экономику Франции: с одной стороны - интеграция привнесла много положительного (вырос экспорт, лидер в авиастроении, атомной пром-ть, телекоммуникации, развитие сх), с другой стороны - проявились недостатки французской модели как менее конкурентоспособной среди других европейских стран.

К традиционно слабым сторонам франц экономики относятся: высокая безработица, особенно среди молодёжи и в заморских департаментах; хронический дефицит бюджета с 1981 года; зависимость экономики от госсектора; большой размер внешнего долга (свыше 90 % ВВП в 2013); относительно низкий уровень внедрения технологий в пром-ть; слабая экспортная база и, как следствие, отрицательное сальдо торгового баланса (с 2001 года).

Слабые стороны экономики Франции стали более очевидны после вступления страны в ?-зону, в рамках которой Франция продолжает терять конкурентоспособность из-за дорогого, относительно качества её продукции, евро.

Макрон подчеркнул, что в ходе предвыборной кампании отстаивал проевропейские взгляды. По его словам, членство страны в ЕС чрезвычайно важно для граждан Франции. В то же время Парижу необходимо «выслушать людей, услышать, что они сегодня крайне злы, у них заканчивается терпение». По этой причине он рассматривает свое возможное президентство как мандат на реформирование европейского проекта. Если структуры ЕС продолжат функционировать так же, как до сих пор, это было бы «предательством», заявил Макрон.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.



Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

“план Макрона” для Европы: новый старт европейского проекта в ХХI веке? Текст научной статьи по специальности «История и археология»

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Тимофеев Павел Петрович

В статье дан анализ отношения Франции , как одной из ключевых держав ЕС, к будущим расширениям ЕС после 2007 г. Выделяя несколько групп государств, которые могли бы претендовать на членство в Евросоюзе (государства ЕАСТ , Западных Балкан , Турция , европейские страны СНГ и микрогосударства Европы), автор рассматривает перспективы их вступления в ЕС и возможную реакцию Парижа. По мнению автора, лишь отдельные страны ЕАСТ и Западных Балкан имеют шансы получить поддержку Франции и других стран ЕС и стать членами Союза в течение ближайших 10-20 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Фёдоров Сергей Матвеевич

Франция всегда занимала особое место в “объединённой Европе”. Начиная с декларации Р. Шумана, давшей старт европейской интеграции, Париж не раз становился автором крупных инициатив, которые впоследствии определяли её ход и содержание. За Францией по праву закрепилась роль политического лидера ЕС . Объединение Германии и расширение ЕС на Восток, а также экономические проблемы страны поставили под сомнение французское лидерство, но не уменьшили амбиции Парижа. “Европейский проект” Макрона можно рассматривать как очередную масштабную инициативу Франции, способную не только дать сильный импульс дальнейшему развитию ЕС , но и вернуть Парижу ведущие позиции в Европейском союзе. В статье рассмотрены содержание “плана Макрона” по реформированию Европы и вероятность его реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Перспективы расширения ЕС и позиция Франции Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

Текст научной работы на тему «“план Макрона” для Европы: новый старт европейского проекта в ХХI веке?»

ЕВРОПЕЙСКИЙ ПРОЦЕСС: СТРАНЫ И РЕГИОНЫ

Ключевые слова: Эммануэль Макрон, европейская политика Франции, ЕС, франко-германский тандем, евроинтеграция.

Нет Европы без Франции и Франции без Европы

Политическое лидерство Франции в европейских сообществах было закономерным вследствие послевоенного расклада сил в Западной Европе, международного статуса страны, сумевшей примкнуть к числу держав-победительниц, стать посто-

янным членом Совета Безопасности ООН, обладателем ядерного оружия и крупнейшей армией в континентальной Европе, если не считать, конечно, СССР. К тому же этому в немалой степени способствовали амбиции Франции, ностальгирующей по своему величию и сохранению роли великой державы, что особенно ярко проявилось в политике генерала де Голля - основателя Пятой республики. Шарль де Голль видел в объединённой и самостоятельной Европе своеобразный рычаг для поддержания величия своей страны на международной арене в условиях доминирования двух сверхдержав.

Отмеченная особая роль Франции в ЕС сохранилась и в первые два десятилетия XXI века, несмотря на исторические геополитические перемены, затронувшие Европу, заметное ослабление позиций Франции в расширенном ЕС с резко усилившейся объединённой Германией.

Нельзя не обратить внимания и на следующее важное обстоятельство: увязку внутренних реформ, задуманных Э. Макроном, с его европейской программой. Такой синхронизации не было во время президентства Н. Саркози.

От Афин до Мезеберга

За первый год пребывания у власти французский лидер произнёс несколько программных речей, посвящённых проблемам реформирования Европы. Так, выступление в Афинах, у подножья Акрополя 7 сентября 2017 г., во многом было посвящено вопросам демократии в Евросоюзе. Речь в Сорбонне 26 сентября того же года по горячим следам парламентских выборов в Германии содержала, пожалуй, наиболее полный набор конкретных мер и изложение представлений о будущем Европы. В то же время выступление в Европарламенте 17 апреля 2018 г. было несколько расплывчатым, продолжительным и сфокусированным на проблеме европейского суверенитета в понимании Макрона. При вручении награды Карла Великого в Аахене за вклад в европейское строительство французский лидер призвал германское руководство отбросить старые фобии и смелее взяться за реформирование Союза. Наконец, мезебергская декларация стала фактически своего рода доминантным аккордом, венчающим год продвижения Макроном своего проекта по реформированию Европы.

В целом, несмотря на различную тональность и некоторые особенности, вышеназванные выступления Макрона повторяли главные положения его предвыборной программы, посвящённой Евросоюзу и его реформированию2.

1 См. подробнее: [Фёдоров, 2008: 39-59].

Эмблематичной мерой по совершенствованию европейской демократии и переходу к новому этапу евроинтеграции стала инициатива о выдвижении общих меж-страновых списков кандидатов на евровыборах 2019 г. на 73 места в европарламен-те, которые станут вакантными после брекзита.

Пожалуй, главным пунктом плана по реформированию Европы можно считать предложение о создании бюджета зоны евро с назначением соответствующего министра финансов, контролируемого парламентом зоны евро. Это, по мнению французов, является стратегической задачей, необходимой для повышения управляемости зоны евро - краеугольного камня функционирования ЕС.

Э. Макрон предложил также создать общую систему разведывательной информации с централизованной базой данных, доступной для спецслужб стран - членов ЕС. В своей сорбоннской речи он пошёл ещё дальше, призвав образовать общую европейскую академию по разведке и европейскую прокуратуру по борьбе с орг-преступностью и терроризмом.

Французский проект в сфере безопасности предусматривал активизацию института углублённого структурированного партнёрства, предусмотренного Амстердамским договором.

Тесное взаимодействие в этой важной сфере должно было привести в начале следующего десятилетия к формированию боеспособных сил быстрого развёрты-

примерно 30 млрд евро1. Выдвижение общих межстрановых списков на евровыбо-рах предлагается начать не с 2019 г., а с 2024 г. Подобных корректировок в мезе-бергской декларации можно найти немало. Но, тем не менее, нельзя не признать, что в целом президенту Макрону удалось отстоять свой план реформирования Европы, найти компромисс с немецкими партнёрами и предложить его для реализации всем странам Евросоюза. Другое дело - одобрят ли коллеги по ЕС франко-германские инициативы? Сможет ли этот план стать программой действий Евросоюза на ближайшие годы?

Э. Макрон: антикризисный менеджер Европы или европейский Сизиф?

Современная Европа, 2018, №6

ственная безопасность - фактически полностью совпадают с ключевыми положениями европейской программы Макрона.

Нынешняя ситуация, напротив, весьма благоприятна для реализации европейских планов и политических амбиций молодого французского лидера. В этой связи стоит отметить несколько важных обстоятельств.

Во-первых, череда разнообразных кризисов последних лет (финансов зоны Евро, суверенных долгов, миграционного, брекзита) всерьёз поставили вопрос о самом существовании ЕС. Задача скорейшего реформирования Евросоюза стала, таким образом, уже вопросом его выживания. Пугающий европейский политический истеблишмент, рост евроскептицизма населения, а вместе с ним влияния правого и левого популизма подталкивают к принятию срочных мер;

1 ИТАР-ТАСС, 29 июня 2018 г. Безопасность: Франция - ЕС - Макрои - Оборона. На саммите ЕС достигнуто значительное продвижение по оборонным вопросам - Макрои.

В целом так и остаётся без вразумительного ответа основополагающий вопрос: в чём заключается конечная цель евростроительства? Без понимания и формулирования этой цели трудно прочертить направления развития. Задача явно не из простых.

Современная Европа, 2018, №6

ИТАР-ТАСС, 29 июня 2018 г. Безопасность: Франция - ЕС - Макрон - Оборона. На саммите ЕС достигнуто значительное продвижение по оборонным вопросам - Макрон.

ITAR-TASS, 29 iyunia 2018. Bezopasnost: Frantsia-ES-Macron-Oborona. Na sammite ES dostignouto znachitelnoie prodvijenie po oboronnym voprosam - Macron.

Keywords: Emmanuel Macron, French European policy, EU, Franco-German tandem, European integration.

Франция в ЕС

Европейски парламент

В Европейския парламент има 79 членове от Франция. Научете кои са тези евродепутати.

Съвет на ЕС

В Съвета на ЕС министри от страните от Съюза заседават редовно, за да приемат закони на ЕС и да координират политики. На заседанията на Съвета редовно присъстват представители на френското правителство в зависимост от областта на политиката, която се обсъжда.

Председателство на Съвета на ЕС

За разлика от Комисията или Парламента Съветът на ЕС няма един-единствен постоянен председател. Работата му се ръководи от страната, която председателства Съвета в съответния момент. Тя се сменя на ротационен принцип на всеки 6 месеца.

През тези 6 месеца министрите от правителството на съответната страна председателстват и помагат за определяне на дневния ред на заседанията на Съвета във всяка област на политиката. Те също така подпомагат диалога с другите институции на ЕС.

Дати на френското председателство:

януари — юни 1959 г. | януари — юни 1962 г. | януари — юни 1965 г. | януари — юни 1968 г. | януари — юни 1971 г. | юли — декември 1974 г. | януари — юни 1979 г. | януари — юни 1984 г. | юли — декември 1989 г. | януари — юни 1995 г. | юли — декември 2000 г. | януари — юни 2008 г.

Следната връзка пренасочва към външен уебсайт настоящото председателство на Съвета на ЕС.

Европейска комисия

Предложеният от Франция комисар в Европейската комисия е Тиери Бретон, който отговаря за вътрешния пазар.

Комисията има местна служба във всяка страна от ЕС, наречена „представителство“.

Европейски икономически и социален комитет

Франция има 24 представители в Европейския икономически и социален комитет. Този консултативен орган, представляващ работодателите, работниците и други групи по интереси, изготвя становища по предложения за закони, за да даде по-добра представа за евентуалните промени в трудовата и социалната сфера в държавите членки.

Европейски комитет на регионите

Франция има 24 представители в Европейския комитет на регионите, асамблеята на представителите на регионалните и местните власти в ЕС. Този консултативен орган изготвя становища по предложения за закони, за да се гарантира, че в тях се взема предвид гледната точка на всеки регион от ЕС.

Постоянно представителство към ЕС

Франция поддържа връзка с институциите на ЕС и чрез своето постоянно представителство в Брюксел. То изпълнява ролята на „посолство на Франция в ЕС“ и основната му задача е да гарантира, че интересите и политиките на страната се следват възможно най-ефективно на равнище ЕС.

Бюджет и финансиране

Колко средства внася и получава Франция?

Вноската на всяка страна от ЕС в бюджета на Съюза се определя по справедлив начин, в зависимост от нейните средства. Колкото по-голяма е икономиката на една страна, толкова по-голяма е нейната вноска, и обратното.
Чрез своя бюджет ЕС не се стреми да преразпределя богатството, а да се съсредоточи върху нуждите на всички европейци като цяло.

Данни от 2018 г. заФранция:

  • Общ размер на предоставените от ЕС средства — 14,778 млрд. евро
    (равняват се на 0,61 % от френската икономика)
  • Обща вноска в бюджета на ЕС — 20,573 млрд. евро
    (равнява се на 0,85 % от френската икономика)

Повече данни за бюджета, приходите и разходите на ЕС:

Финансирани от ЕС проекти във Франция

Средствата, които Франция внася в бюджета на ЕС, помагат за финансиране на програми и проекти във всички страни от Съюза, като например за изграждане на пътища, субсидиране на изследователи и опазване на околната среда.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Фёдоров Сергей Матвеевич

Франция и Германия: диалектика сотрудничества и соперничества Вопросы национального суверенитета в современном политическом дискурсе Франции Внешняя политика Франции при Президенте Макроне: изменения в рамках преемственности? Франция и россия в эпоху Э. Макрона: возможно ли реальное сближение? i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы. i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Глава III: Экономическая интеграция Франции в ЕС

Очевидно, для современной Франции основополагающим является процесс западноевропейской интеграции. Утверждение этого направления в качестве базового для Франции, рост взаимозависимости западноевропейских стран находят выражение в идее "западноевропейской общности".

Между тем процессы европейской интеграции приближаются к качественно новому рубежу: созданию валютно-экономического союза стран-участниц ЕС (число которых увеличилось с 6 до 15 и имеет шансы достигнуть в начале будущего столетия 22, если не более), выработке ими новых организационных структур, проведению общей внешней политики и политики безопасности. Данная перспектива воспринимается французами неоднозначно.

“L' intendance suit”, говорил Шарль де Голль, “обоз идёт за армией”, а не впереди нее. Многие исследователи и политики полагают, что односторонний акцент на экономике был недостатком прежнего ЕС, исправлением которого Европа занимается со времен Маастрихта.

Но сейчас валютные рынки вновь демонстрируют, сколько серьезно нужно относиться к “обозу” в интересах граждан ЕС. Президент Германии Херцог полагает, что "времена национальных экономик давно миновали. Стабильность национальных валют зависит от открытости рынков для экспорта".[13]

Во Франции социалист Лионель Жоспен стал премьер-министром, обещая снижение безработицы и сокращение рабочей недели. С тех пор он несколько пересмотрел свои цели. Но до сих пор остается неясным, возможно ли вообще проводить политику без повышения государственных расходов и долга. Это, в свою очередь, означает забвение идеи низкой инфляции, которая была краеугольным камнем французской экономики с тех пор, как Миттеран отказался от "социалистических экспериментов" в самом начале своего выборного срока.

Глава IV: Положение Франции в НАТО и проблемы военно-политической интеграции в Западной Европе.

Проблема создания единой, неразделенной Европы имеет множество измерений. На сегодняшний день важнейшее среди них — военно-политическое. Именно с этой точки зрения особый интерес представляет история Западноевропейского союза.

В 60-70 годы французская военная доктрина была сориентирована на защиту территорий Франции и ближних подступов к ней. Это ограничивало возможности сотрудничества Парижа с ОВК НАТО.

Изменения в политическом климате Европы приведут к "европеизации" НАТО и активизации Западноевропейского союза, атлантические структуры безопасности будут переплетаться с западноевропейскими.

Для Вашингтона есть ряд благоприятных факторов в интеграционных процессах в Западной Европе: сокращение военных расходов США на европейскую оборону, усиление Западной Европы в военном отношении позволит США высвободить средства для обеспечения своих интересов за пределами сферы НАТО. Но Соединённые Штаты не хотят утратить военно-политическое влияние в Европе и стремятся подвести все объединительные начинания под эгиду НАТО.

Маастрихтский договор, преобразовавший Европейские Сообщества в Европейский Союз, прежде всего и впервые четко сформулировал цели общей внешней политики и политики безопасности (ОВПБ):

— защищать общие ценности, основные интересы и независимость Союза;

— укреплять безопасность Союза и государств–членов всеми способами;

— сохранять мир и укреплять международную безопасность в соответствии с принципами Устава Организации Объединенных Наций, так же как и принципами Хельсинкского заключительного акта и целями Парижской хартии

— содействовать международному сотрудничеству;

— развивать и консолидировать демократию и законность и уважение прав человека и основных свобод.[14]

Современная французская военная доктрина основана на концепциях национальной независимости, ядерного сдерживания и военной достаточности. Франция - участник основания Северо-атлантического Договора (НАТО), и работала активно с союзниками, чтобы приспособить НАТО - внутренне и внешне - к обстановке после холодной войны. В декабре 1995, Франция объявила, что её участие в военном крыле НАТО будет увеличено, включая Военный Комитет. Президент Ширак заявил, что Франция может вернуться к объединенной военной структуре НАТО, в зависимости от продвижения к усиленной Европейской Безопасности и обороны в пределах Союза. В Париже в мае 1997 года прошла Встреча на высшем уровне НАТО– РОССИЯ для подписания Основного Акта о Взаимоотношениях, Сотрудничестве и Безопасности.

Однако в связи с последними событиями на Балканах сохранится ли во Франции курс на сближение с НАТО?

С началом бомбардировок Югославии во Франции большинство населения, 58 процентов, выступило за участие в акции НАТО, а 29 процентов - против.[15]

В целом можно сделать вывод о том, что Франция изменила свою политику в отношении альянса; это произошло "во имя Европы и с целью создания европейской системы обороны, что знаменовало собой изменение, представляющее чрезвычайное значение для НАТО в качестве единого целого."[16]

Заключение

Курс Франции в современной Европе непосредственно связан с теми принципами и реалиями, которые сформировались ещё при генерале де Голле. Голлизм как явление стремился обеспечить Франции одну из ведущих ролей в организации Европы и мира, а также использовать национальную идею для сплочения французского общества. Безусловно, это не могло не вызвать ответную реакцию ближайших геополитических партнёров Франции как в Европе, так и в мире.

В 1980-е годы внешняя политика Франции претерпела интенсивную эволюцию. Во французском обществе началась переоценка голлистских традиций и укрепилась тенденция к интеграции в блоковую структуру Европы. Эта линия была в основном атлантической, направленная на повышение автономии Западной Европы по отношению к обеим сверхдержавам. Наметился возврат к концепции независимой "европейской обороны". Франция вновь сделала заявки на роль одного из главных гарантов европейского равновесия и вдохновителя "новой Европы".

Объединение германии вызвало во Франции неоднозначные реакции. Хотя большинство французов и одобрили воссоединение, многие стали высказываться насчёт того, что теперь Германия станет мощным и недосягаемым конкурентом.

Фундаментом нового европейского порядка президент Ф. Миттеран предполагал сделать Европейское Сообщество, которое, по его мнению, должно было быть связано с остальными государствами континента широкой сетью многостороннего сотрудничества в рамках так называемой конфедерации. Этот путь предполагал возможную альтернативу будущему расширению ЕС.

При Миттеране очевидно произошёл отказ от прямых претензий на главенство Франции в Западной Европе и растущая тенденция к ограничению государственного суверенитета в пользу наднациональных структур, приоритет западноевропейской интеграции на остальными внешнеполитическими направлениями, согласие на участие США в европейской системе.

При нынешнем президенте Шираке этот курс усилился. Однако в 1990-х годах во Франции обострились некоторые проблемы.

Как во всех других западных демократических государствах, граждане во Франции больше обеспокоены проблемами внутри страны, чем за границей. Экономический кризис, устойчивые уровни безработицы, которые являются даже выше чем где-нибудь ещё в Европе, и существование того, что Жак Ширак называл, во время его кампании по выборам президента 1995 года, " социальным переломом " стоят на повестке дня сейчас. Перед лицом этих ежедневных трудностей, крупные международные или стратегические вопросы имеют ограниченный интерес. В течение выборов в Национальное Собрание 25 мая и 1 июня 1997 года, главные политические партии посвятили небольшое время внешней политике. Не только программы партий ничего не говорили о международных проблемах, но и их лидеры - Алэн Жюппэ из консервативной коалиции и Лионель Жоспэн из Социалистической Партии.

Последние события на Балканах свидетельствуют о том, что в настоящий момент международные проблемы снова выходят на первый план. Франция и её официальный курс поддерживают США и НАТО в их действиях в Европе. Курс европейской валюты "евро" в связи с этим продолжает падать и это не может не беспокоить политиков в Европе. Безусловно, это может привести к возрастанию роли США и НАТО в Европе. Таким образом, геополитика в современном мире получает новое воплощение.

По нашему мнению сейчас, в отсутствии в ближайшей и отдалённой перспективе крупных вооружённых конфликтов, необходимо, чтобы идея Европы завоевала сердца и умы французов. Европейский Союз сможет развиваться лишь тогда, когда он будет принят гражданами ЕС, когда его идеи будут наполнены жизнью, когда он займет прочное место в душах людей. Европейский процесс должен получить больше демократической легитимности.

Библиографический список использованной литературы

Бюллетень Радио Свобода / Радио свободная Европа 1999, апрель

1) Гаджиев К.С. Геополитика: история и современное содержание дисциплины //Полис, 1996, № 2

2) Данилов Д.А “Западная Европа на постмаастрихтском этапе: развитие интеграции в сфере безопасности” М. 1997

3) Дугин А.Г. Основы геополитики. М. 1997

4) Журкин В.В. Европейский союз: внешняя политика, безопасность, оборона М.1998

5) Михеев В.С. США, Франция и европейская безопасность; РАН, Институт США и Канады; М., «Наука», 1993

6) Моро-Дефарж Ф. Введение в геополитику. М.1996

7) Кожокин Е.А. В поисках новой философии безопасности М. 1997

8) Нарочницкая Е.А. Франция в блоковой системе Европы М. 1993

9) Пономарева И.Б. Геополитические факторы внешней политики: современное видение // МЭиМО, 1990, № 1.

10) Рубинский Ю.И.. Политические перемены во Франции: причины и последствия М. 1997.

11) Рубинский Ю.Н. Эволюция франко-американских отношений и кризис "атлантической" политики США// Западная Европа и США. М.1968

12) Шенаев В.Н. Особенности экономического развития Западной Европы. - М.:Наука, 1993.

13) 7 jours Europe, numero special traite d'Amsterdam, 22 mars 1999

14) Allais M., L'Europe unie -- route de la prosperite, Paris, 1960

15) Baun, M. J., 1996. An Imperfect Union. The Maastricht Treaty and the New Politics of European Integration. Boulder, Co: Westview

16) Benoist Alain de "Les idess a l'endroit", Paris, 1979

17) Bertrand Geneviéve La prise de décision dans l'Union europйenne, , La Documentation franзaise, 1998

19) Doutriaux Yves, Christian Lequesne Les institutions de l'Union europйenne, , La Documentation franзaise, 1995

20) Eichenberg, Richard C. and Russel J. Dalton. "Europeans and the European Community: the dynamics of public support for European integration," International Organization, v.47, no.4,Autumn 1993

21) El-Agra (ed.), 1990. Economics of the European Community. Philip Alan

22) "L'Europe, petite histoire d'une grande idée", Découvertes Gallimard, 1998

23) European Coal & Steel Community, Debates of the Common Assembly, Regular Session, May 1955

25) George, S., 1996. Politics and Policy in the European Union. 3rd ed. Oxford University Press.

26) Gilbert M. Problems of the International Monetary System, Princeton University: Princeton, 1966

27) De Grauwe, 1990. The Politics of Monetary Integration. Oxford University Press.

28) Gros-Thygesen, 1992. European Monetary Integration. From the European Monetary System to European Monetary Union. Longman & St. Martin Press.

29) Jacobs F - Corbett R., 1990. The European Parliament. Longman Current Affairs.

30) Lacoste Yves "Dictionnaire Géopolitique", Paris, 1993

31) Lacoste, Yves, Questions de géopolitique,Paris,1988

32) Lodge (ed.), 1993. The European Community and the Challenge of the Future. 2nd edition

33) Michel, Bernard., Un monde en mouvement. - Paris.:Nathan,1987.

34) Monnet, Jean, Les Etats-Unis d'Europe ont commence, Robert Laffont: Paris, 1955

35) Organigramme de la Commission européenne: Annuaire institutionnel, 1998

36) Taulegne, 1993. Le Conseil européen. Presses Universitaires de France.

37) The Changeover to the Euro - Rounding Rules, Recommendations, Ministry of the Economy, Finance and Industry, Euro Task Force, AFECEI, Banque de France, National Accounting Council, May 1997

38) U.S. Department of State, Background Notes: France, March 1998, Released by the Bureau of European and Canadian Affairs.

39) U.S. Foreign Policy Agenda USIA Electronic Journals, Vol. 4, No. 1, March 1999

[1] U.S. Department of State, Background Notes: France, March 1998, Released by the Bureau of European and Canadian Affairs.

[2] См. работы Колоскова И.А.,Нарочницкой Е.А., Рубинского Ю.И., Челышева И.А.

[3] Baun, M. J., 1996. An Imperfect Union. The Maastricht Treaty and the New Politics of

European Integration. Boulder, Co: Westview.

De Grauwe, 1990. The Politics of Monetary Integration. Oxford University Press.

El-Agra (ed.), 1990. Economics of the European Community. Philip Alan.

George, S., 1996. Politics and Policy in the European Union. 3rd ed. Oxford University Press.

Gros-Thygesen, 1992. European Monetary Integration. From the European Monetary System

to European Monetary Union. Longman & St. Martin Press.

Jacobs F - Corbett R., 1990. The European Parliament. Longman Current Affairs.

Lodge (ed.), 1993. The European Community and the Challenge of the Future. 2nd edition.

Taulégne, 1993. Le Conseil européen. Presses Universitaires de France.

[4] Моро-Дефарж Ф. Указ. соч. стр. 136-137

[5] Дугин А. Указ соч. стр. 113

[6] Рубинский Ю.Н. Эволюция франко-американских отношений и кризис "атлантической" политики США// Западная Европа и США. М.1968. стр.266

[7] Дугин А. Указ. соч. стр.790

[8] Цит. по: Lodge (ed.), 1993. The European Community and the Challenge of the Future.

[9] См. Нарочницкая Е. А. Указ. соч. стр. 48

[10] U.S. Foreign Policy Agenda USIA Electronic Journals, Vol. 4, No. 1, March 1999

[13] Речь Федерального президента Романа Херцога перед Европейским парламентом

[14] Baun M. J. Указ. соч.

[15] Бюллетель Радио Свобода/ РСЕ 1999, 9.04.

[16] 50EME ANNIVERSAIRE DE L'ALLIANCE ATLANTIQUE ALLOCUTION DU PRESIDENT DE LA REPUBLIQUE, M. JACQUES CHIRAC, LORS DE LA CEREMONIE COMMEMORATIVE (Washington, 23 avril 1999)

Търговия и икономика

Най-важните сектори на френската икономика през 2018 г. са били публичната администрация, отбраната, образованието, хуманното здравеопазване и социалната дейност (22,4 %), търговията на едро и дребно,транспортът, хотелиерството и ресторантьорството (17,8 %) и професионалните, научните и техническите дейности; административните и спомагателните дейности (14 %).

Търговията в рамките на ЕС представлява 59 % от износа на Франция (Германия — 14 %, Испания — 8 % и Италия — 7 %), а в търговията извън ЕС най-голям е износът за САЩ (8 %) и Китай (4 %).

69 % от вноса е от страни от ЕС (Германия — 18 %, Белгия — 10 % и Нидерландия — 8 %), а що се отнася до страните извън ЕС — по 5 % от вноса се падат на САЩ и Китай.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Тимофеев Павел Петрович

Политика Франции на постсоветском пространстве Франция в диалоге Россия - ЕС «Веймарский треугольник» в международных отношениях в Европе: итоги и перспективы Политика Европейского союза в отношении соседних государств в 1990-е гг. : развитие новых подходов Франция и украинский конфликт i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы. i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Читайте также: