Место для переодевания актеров в древней греции

Обновлено: 14.05.2024

Здание театра, основными элементами которого были театрон, скена и орхестра.

Все греческие театры были вписаны в окружавший их ландшафт, учитывали и использовали его особенности. Так, в качестве основы для зрительских мест чаще всего выбирался естественный склон какой-либо возвышенности, а поскольку греческая трагедия представлялась под открытым небом во время светового дня, своеобразной театральной декорацией для такого представления выступало само городское пространство. Театральное сооружение не только оказывалось частью природной среды, но было также тесно связано и с городом, с его архитектурным и социальным пространством, включено в «гражданский космос».

Театры принадлежали к наиболее распространенным типам сооружений в античности: они были неотъемлемой частью античного города, входили в число обязательных общественных построек. Ученый путешественник эпохи Римской империи Павсаний (II в.) указывает, что наличие театра (наряду с правительственными зданиями, гимнасием, городской площадью, водоемом) является признаком, который делает поселение городом (X, 4, 1). Несомненно, эту характеристику можно приложить к античному городу и в более ранние времена, что подтверждается археологическим изучением городов периода греческой классики и эллинизма.

Первоначально театральные представления могли устраиваться в любом подходящем месте и не требовали специальной стационарной постройки. Нам известно о существовании своеобразной передвижной сценической площадки, создание которой древние связывали с основателем драматических постановок Феспидом, жившим в VI в. до н. э. По выражению Горация, актеров и театральный реквизит он «возил на телегах» (Ars poet., 276).

С возникновением стационарного театра его основными элементами были:

театрон (др.-греч. θέατρον) – места для зрителей, название этой части театра дало название и всему сооружению;

орхестра (ὀρχήστρα) – ровная площадка, на которой размещался хор и, возможно, актеры;

скена (σκηνή)– сначала просто палатка для переодевания актеров, а затем все усложняющаяся конструкция, которая со временем дополняется проскением (προσκήνιον), на котором крепились декорации и выступали актеры.

Все эти четыре элемента римский архитектор Витрувий Поллион (вторая половина I в. до н. э.) в своем знаменитом сочинении «Об архитектуре» называет в качестве основных для театрального сооружения.

Так как театр вмещал достаточно большое количество зрителей (например, театр Диониса в Афинах вмешал, по разным подсчетам, от 14 до 17 тыс. человек), то он мог выступать и местом народного собрания, являясь, как кажется, для этого даже более удобным, чем открытая площадка. Кроме того, публика в театре собиралась и для других зрелищ: публичных чтений философов, представлений фокусников, ученых зверей, а в римское время – гладиаторские игр.

Актерское мастерство и костюмы

Актером в Древней Греции мог стать любой гражданин. Это считалось почетным. В греческой пьесе было только 3 актера, поэтому часто им приходилось исполнять по нескольку ролей, переодеваясь во время представления.

Театр в Древней Греции

Театр в Древней Греции

Для того, чтобы их было видно издалека, актеры носили обувь на высокой подошве ‒ котурны. Под одежду надевались накладки, чтобы создать объем в некоторых местах для комического или трагического эффекта. Костюм тоже имел значение. Актеры носили хитон с длинными рукавами, спускавшийся до пола, и плащи ‒ длинные или короткие. У комедийных актеров хитоны были короткие. Цари одевали пурпурные плащи, царицы ‒ белые с пурпурной каймой. Одежда изгнанников была грязно-белого цвета, черный считался цветом несчастий. Неудачники носили синие или зеленые плащи, а счастливые люди желтые или красные. Боги или герои выступали со своими узнаваемыми атрибутами: Аполлон с луком и стрелами, Геракл с палицей и львиной шкурой, старики с посохом, цари с жезлом и т.д.

Театрон (места для зрителей)

Театральное действие в Древней Греции

Театр был очень популярен в Древней Греции. Организацией театральных зрелищ занимался один из магистратов города (архонт). Он назначал состоятельного горожанина, который должен был оплатить расходы на хор, костюмы, декорации ‒ это считалось почетным и повышало популярность спонсора среди народа. Наиболее известен был театр, построенный в Афинах. Он вмещал около 17 тысяч зрителей.

Театр в Древней Греции

Театральные действия проходили три раза в год, во время празднования Дионисий. Это были состязания драматургов, которые должны были представить по 4 пьесы: 3 трагедии и 1 сатириковую драму. Вечером исполняли комедии. Состязания длились 3 дня, под конец выбирались победители.

Театр в Древней Греции

Поначалу вход на представления был бесплатным для всех, позднее была введена плата в 2 обола. Со времен Перикла в казне появилась специальная статья расходов на зрелища, из которой оплачивался вход беднякам.

Люди шли на представления семьями, запасаясь на весь день едой. Приходили в театр заранее, чтобы занять лучшие места и пообщаться с соседями. На комедии не допускались замужние женщины.

Орхестра

Основная статья: Орхестра

Театр в Древней Греции

Театр в Древней Греции

Театр в Древней Греции

Проскений

Проскений (от греч. proskenion — место перед сценой) — передний фасад скены, служил для крепления декораций, изобретённых, по античным свидетельствам, Софоклом. Декорации рисовались на досках и полотнах и крепились между колоннами проскения; проскений мог и отступать от скены и тогда представлял собой дополнительную сменную стенку перед задней палаткой.

В Классической Греции представлял собой деревянный фасад скены или особую декоративную стенку, сооруженную перед ней. В трагедии действие часто происходило перед дворцом или храмом, поэтому проскений обычно представлял собой их переднюю часть, например крытую колоннаду. В комедии — фасад жилого дома. В театре эпохи эллинизма (4—1 вв. до н. э.) проскений стал каменной пристройкой к скене (в виде колоннады или портика) с плоской деревянной крышей. На эту крышу была перенесена часть представления, поэтому слово «проскений» (или «логейон») стало обозначать не только пристройку, но и саму сценическую площадку [1] .

Содержание

Скена

В V веке сам принцип строительства театрального здания постепенно усложняется. За орхестрой, напротив театрона повсеместно появляется задняя палатка-скена для переодевания актёров, которая позже превращается в достаточно сложную архитектурную конструкцию. Первоначально она располагается на расстоянии от орхестры, потом примыкает к ней по касательной, а в самых поздних зданиях срезает передней прямой часть круга. Сооружение первой скены приписывается Эсхилу.

С V века скена ограничивается по бокам башнями-параскениями, усиливавшими резонанс и улучшающими акустику амфитеатра.

С конца XIX века ведутся споры о существовании в V—IV веках между орхестрой и скеной специальной низкой сцены (в современном понимании) для актёров, ограниченной с боков теми же параскениями. В современной театроведческой и археологической науке господствует мнение, что такой сцены в классический период не существовало.

КОСТЮМЫ АКТЕРОВ, в древнегреческом театре

Сценические костюмы актеров трагедии и комедии.

Важную роль в создании сценического образа актера в древнегреческой драме играл костюм. Оформление традиционного костюма актера трагедии связывают с именем Эсхила. По свидетельству Афинея, «Эсхил… привнес в сценические костюмы величавость и благопристойность, которой добиваются в своих нарядах иерофанты и факелоносцы» (дадухи) (I, 39, 21 d-e), ссылаясь на жреческий персонал Элевсинского культа. Такой костюм со времен Эсхила становится правилом, но затем в нем происходят довольно значительные изменения (так, Эсхил у Аристофана насмехается над Еврипидом за его привычку выводить одетых в лохмотья героев).

Такой костюм не только подчеркивал природу драматических состязаний, которые брали свои истоки в религиозном культе, но и прекрасно отвечал содержанию трагедии, обращенной к мифологическим сюжетам и призванной изображать «высокое» в соответствии с толкованием Аристотеля. Укажем также, что длинные одежды хорошо подходили для необходимого переодевания актеров-мужчин.

Костюм трагического актера состоял из плаща и хитона. Хитон актера в отличие от обычного был длинным, до пят, и вместо прорезей для рук имел длинные рукава; расшитый пояс хитона завязывался высоко под грудью, что наряду с необычной длиной хитона зрительно увеличивало рост актера. Изображения хитонов на вазах показывают, что эта часть костюма была, как правило, светлых и ярких цветов. Различие в социальном статусе героев трагедии на сцене обозначалось в костюме: хитон слуг был заметно короче. Вторым элементом костюма был плащ двух основных видов: 1) гиматий – прямоугольный в покрое плащ, который заворачивался вокруг тела; 2) хламида – круглый в покрое плащ с застежкой на плече. Хитоны и плащи были богато отделаны, украшались золотом, разноцветными вышивками, которые изображали цветы, пальмы, а также фигуры людей и животных. Такой расшитый костюм мы видим на так называемой «вазе Андромеды», которая датируется V в. до н. э. Этот рисунок был навеян, вероятно, представлением трагедии Еврипида «Андромеда», шедшей в 412 г. до н.э.

Были предусмотрены специальные одежды для отдельных персонажей. Так, Дионис, как правило, носил длинный плащ шафранного цвета. Отдельные категории персонажей также могли отмечаться отдельными элементами одежды: у царей был длинный плащ пурпурного цвета, а царицы поверх хитона пурпурного цвета со шлейфом надевали белый гиматий, также окаймленный пурпуром. Важную роль в костюмах играла символика цвета: одежды изгнанников, например, были грязно-белого цвета (как обозначение скитаний), черный цвет обозначал не только траур, но и вообще несчастье. Некоторые персонажи имели хорошо узнаваемые зрителем атрибуты: Афина появлялась с эгидой, Аполлон – с луком и стрелами, Геракл – с палицей и львиной шкурой. Посредством атрибутов могли обозначаться и целые группы действующих лиц: принадлежностью царя был скипетр; вакхантов – оленьи шкуры, тирсы и тимпаны; для стариков и прорицателей был обязателен посох; для умоляющих о защите – ветви, обвитые шерстью.

Для того чтобы сделать фигуру более масштабной и заметной для зрителей (с учетом значительных размеров театра), а также пропорциональной (с учетом увеличивавших рост высокой обуви и маски), греческие актеры употребляли специальные накладки наподобие небольших подушек, которые помещались под одежду. На них, вероятно, надевалось трико телесного цвета, чтобы закрепить основу костюма. Такие же накладки (фальшивые животы и пр.) в комедии могли использоваться с прямо противоположной целью – нарушить нормальные пропорции тела.

О костюме актеров древней комедии мы судим по нескольким случайным указаниям, рассеянным в пьесах Аристофана. По-видимому, все персонажи мужского пола имели кожаный фаллос и что поэтому хитон комедийных актеров был непристойно короток. Эти сведения о масках и костюмах, почерпнутые из комедий Аристофана, дополняются рисунками на вазах и статуэтками, изображающими актеров комедии.

Пароды

Между параскениями и боковыми сиденьями театрона располагались проходы-пароды; через них могли проходить зрители, когда в начале представления занимали свои места; во время же представления через эти проходы входили актёры и хор. Если актёры заходили через левый парод, то считалось, что герой прибыл из дальней страны; тот же, кто приходил из ближних мест, входил через парод справа.

История театра

Театр в Древней Греции

В 534 г. до н.э. драматург Феспис добавил к хору выступление одного актера. Он читал пролог, повествующий миф о боге Дионисе. Позже Херил и Френих добавили диалоги между хором и актером, а Эсхил и Софокл увеличили количество актеров до трех. Так стало возможно развитие действия. Для спектаклей начали создавать декорации и одевать актеров в костюмы и маски.

Пьесы строились на чередовании речевых партий с хоровыми. Пролог начинал трагедию и знакомил зрителей с героями, местом действия, предшествующими событиями. Затем звучала вступительная песнь хора (парод). Далее шло чередование выступлений актеров и хора. В трагедии обязательно присутствовал коммос ‒ совместная партия актера и хора, служащая для передачи эмоционального напряжения. Завершалась пьеса эксодом ‒ уходом хора и актеров со сцены.

Театр в Древней Греции

В один день показывали три трагедии, которые были объединены общим сюжетом. Как правило, это были мифологические события, однако в них угадывались проблемы греческого общества. В комедиях разыгрывали житейские смешные ситуации, часто это была сатира на известных лиц и политических деятелей.

Театр в Древней Греции

Расцветом древнегреческого театрального искусства считаются трагедии Софокла, Эврипида, Эсхила и комедии Аристофана и Менандра. Античные пьесы ставятся в современных театрах и не потеряли своей актуальности.

Содержание

Орхестра

Основная статья: Орхестра

АКТЁР, в древнегреческом театре

Наряду с хором, важнейший участник драматических представлений в древнегреческом театре.

Античная традиция сохранила вполне определенные свидетельства как о количественном составе актерского корпуса древнегреческого театра, так и о тех изменениях, которые он претерпел со временем. У Феспида, с которого начинают историю драматических постановок в Афинах в 534 г. до н.э., один актер отвечал своими репликами на партии хора, он именовался гипокритом (ὑποκριτής), т. е. «отвечающим» хору (Diog. L., III, 56). Вскоре после Феспида Эсхил ввел второго актера, а младший современник Эсхила, Софокл, – третьего (Aristot. Poet., 4, 1449 а 15-18; Vit. Aesch., 15). Это добавление стало последним. В поздних трагедиях и Эсхил последовал этому нововведению более молодого соперника, и в его трагедиях также появляется третий актер. Но и после Софокла ставились трагедии, в которых играли только два актера. По-видимому, в сатировской драме было такое же число актеров, как и в трагедии. Относительно комедии известно, что Кратин ограничил число актеров тремя. Анализ комедий Аристофана показывает, что роли в них вполне могли быть сыграны тремя актерами. Ограниченное число актеров в драме вполне соответствовало принципу условности античного театра. Такая регламентация диктовалась, не в последнюю очередь, стремлением установить определенные правила для участников театрального агона и уравнять их шансы на победу.

Первоначально актерами в театральных постановках были сами драматурги. Феспид, который и ввел актера в спектакль, по-видимому, сам представлял всех персонажей своих пьес. Эсхил также сам играл в своих трагедиях в качестве протагониста. Афиней, рассказывая о том, что драматурги, в том числе Эсхил, обучали танцам участников спектакля, замечает: «кажется, он сам играл в собственных пьесах» (Athen., I, 39, р. 21 e, пер. Н. Т. Голинкевича). Однако для трагедий Эсхила был характерен и другой порядок: его неизвестный биограф называет имя первого актера, с которым «работал» Эсхил – Клеандр (Vit. Aesch., 15). Сначала правилу предшественников следовал и Софокл, он дважды принимал участие в исполнении своих пьес, судя по свидетельству неизвестного биографа (Vit. Soph., 5). В несохранившейся трагедии «Фамирид» он исполнял главную роль, при этом также играл на кифаре. В другой трагедии, которая до нас также не дошла, он выступал в роли Навсикаи, где выказал свою ловкость в игре в мяч. Однако из-за слабости голоса Софокл вынужден был отказаться от участия в представлениях как актер, и после него участие драматурга в таком качестве скорее было исключением.

Ведущая роль в спектакле принадлежала первому актеру – протагонисту (πρωταγωνιστής). Именно протагонистов распределял между поэтами архонт-эпоним. При этом первоначально те, кто желал принять участие в драматических агонах в качестве протагонистов, видимо, должны были проходить предварительный отбор, а затем по жребию каждый из драматургов получал первого актера. Далее протагонист, по-видимому, сам выбирал для себя второго актера – девтерагониста (δευτεραγωνιστής) и третьего – тритагониста (τριταγωνιστής). Первоначально в V в. до н. э. архонт-эпоним назначал каждому поэту одного протагониста для исполнения главных ролей во всех его пьесах. Однако затем порядок изменился. Из некоторых надписей IV в. до н. э. следует, что каждый из протагонистов должен был сыграть в одной из трагедий каждого поэта, участвовавшего в драматических агонах. Очевидно, эти изменения имели целью еще более уравнять возможности драматургов в состязании, исключить ситуацию, когда игра выдающегося актера могла бы обеспечить победу не самому достойному драматургу.

Победители на драматических состязаниях сначала определялись только среди хорегов и драматургов, что, по-видимому, можно объяснить уже указанным обстоятельством, что первое время драматург был единственным или, после появления второго актера, главным исполнителем своих произведений. Однако с течением времени такое совмещение обязанностей становится ненужным и невозможным, так как усиливается специализация в занятиях «театральными делами», в которые вовлекается все больше людей, а также повышаются требования к актерскому мастерству. Вместе с тем в общественном мнении постепенно возрастало и значение актеров, которые наряду с драматургом принимали участие в создании постановки.

На основании эпиграфических свидетельств, прежде всего, дидаскалий, можно составить следующую хронологию появления агонов между первыми актерами. Около 449 г. до н. э. на Великих Дионисиях были установлены состязания протагонистов трагедий. На Ленеях соревнования протагонистов, игравших в комедиях, установили около 442 г. до н. э., для протагонистов трагедий – около 433 г. до н. э. Агоны протагонистов комедий на Великих Дионисиях учредили только в 325 г. до н. э. В протоколах состязаний всегда отмечался лишь первый актер — протагонист. В надписях, относящихся к состязаниям, нет упоминаний о девтерагонистах и тритагонистах. Награда за исполнение роли присуждалась независимо от награды, присуждаемой драматургу. Так, например, в 418 г. до н. э. трагический актер Каллипид был провозглашен победителем, а драматург, в пьесе которого он играл, получил только вторую награду.

Таким образом, как правило, наибольшее число актеров в греческой драме не превышало трех. Однако нам известны и некоторые исключения из такого порядка, пусть и немногочисленные. Иногда в соответствие с ходом действия на сцене оказывалось четыре актера, как в начале «Прометея прикованного» Эсхила или у «Софокла в Эдипе в Колоне». Содержание этого дополнительного актера, как уже отмечалось, относилось на счет хорега в качестве дополнительных расходов и именовалось «парахорегема», то есть лишняя поставка хорега (Pollux, IV, 110; cp. Aristoph. Pax, 114). Кроме того, как в трагедии, так еще более в комедии, существовало множество персонажей «без слов», для которых существовали даже специальные маски без прорезей для рта. Они могли представлять массу людей, сопровождавших знатных лиц, или изображать народ (например, в начале «Царя Эдипа» Эсхила), а также отдельных персонажей-статистов (например, у Эсхила Гермес в «Эвменидах», Сила в «Прометее»). Некоторые исследователи и их относят к дополнительным затратам хорега, другие же считают, что расход на таких участников представления к затратам хорега не относились.

Так как в любой трагедии число действующих лиц больше, чем три, то одному и тому же актеру приходилось играть несколько ролей в пьесе. Укажем при этом, что значительная часть действия, как правило, не показывалась зрителям, а сообщалась такими персонажами, как вестники, слуги или домочадцы, которые рассказывали о том, что произошло, но оставалось «за сценой». Так, о том, что случилось под стенами Трои, сообщает вестник в «Агамемноне» Эсхила, подобным же образом, в «Трахинянках» Софокла, посланец рассказывает Деянире о произошедшем (причем, пытаясь обмануть героиню). Подобные сценические ухищрения не только давал возможность обойтись ограниченным числом актеров, но и позволял соблюдать еще один принцип древнегреческого театра – не представлять на сцене насилия, убийства, например. Кроме того, часто в уста таких вестников вкладывалась оценка события, о котором он повествовал. Так, Талтибий в Троянках Еврипида со слезами рассказывает о смерти Астианакса, последнего из троянцев. Такая эмоциональная оценка, сделанная «со стороны», задавала некий модуль для оценки и размышлений уже со стороны зрительской аудитории.

Точно установить, каким образом распределялись роли между тремя актерами даже в дошедших до нас пьесах, чрезвычайно сложно, поэтому во многом эта сторона дела остается областью взаимоисключающих предположений исследователей. Очевидно, что решающим обстоятельством оказывалась сложность роли, при этом протагонисту, обладавшему лучшими голосовыми возможностями и музыкальными способностями, с учетом его главенствующего значения в пьесе, должны были предназначаться самые большие и ответственные роли. Понятны и трудности, с которыми сталкивался драматург при таком подходе, ведь в этом случае наиболее значимые герои не должны присутствовать на сцене одновременно.

Девтерогонисты, как кажется, исполняли роли таких лиц, которые должны были взаимодействовать на сцене с главными персонажами, например, на их долю в трагедиях Софокла часто приходились женские роли, такие как Исмена, Хрисофемида, Антигона в трагедии «Эдип в Колоне». Тритагонисты в таком случае должны были играть роли, наименее значительные по своему психологическому содержанию и сценическому воплощению, хотя и необходимые для драматического действия.

При этом, как кажется, социальное положение персонажа, которого исполнял актер, особого значения не имело, и уже древние авторы отмечали частые случаи, когда протагонист исполнял роль вестника или слуги, а выступавшие со скипетром в руках и диадемой на голове цари были второстепенными актерами, выступавшими на ролях «без речей».

Так как первоначально каждому драматургу предназначался один протагонист, то при Эсхиле и Софокле актер был определенным образом закреплен за драматургом. Есть свидетельства о том, что у драматургов были свои любимчики, которые часто исполняли главные роли в их пьесах. Приведем пример уже упомянутого «Эсхилова танцора» Телеста (см.: Athen., I, 39, р. 22d). Если Эсхил сам исполнял главные роли в своих трагедиях, то имел возможность выбирать себе второго актера, который в этом случае мог стать его постоянным помощником. Однако если даже драматург сам и не выступал протагонистом, то некоторая возможность влиять на состав актерского коллектива, видимо, сохранялась, особенно в начальный период афинского театра. Во всяком случае, в биографии Эсхила сохранились имена актеров, которые постоянно играли в его трагедиях: Клендр и Минниск халкидянин (Vit. Aesch., 15). А неизвестный биограф Софокла сообщает, что поэт писал роли в расчете на индивидуальные свойства своих актеров (Vit. Soph., 13). Эти свидетельства позволяет согласиться с мнением, которое высказывали еще исследователи XIX в., что у драматургов были свои постоянные актеры.

Сохранились упоминания о том, что драматурги в начале своей сценической деятельности могли искать помощи опытных в деле постановки актеров. Так поступал Аристофан, обращаясь к Филониду и Каллипиду. Актеры могли как приспособить новую комедию к требованию сцены, так и взять на себя ответственность за пародии на популярных политиков, таких, например, как Алкивиад или Клеон.

Упомянутых Минниска, принадлежащего к старшему, эсхиловскому, поколению актеров, и Каллипида, представителя младшего, еврипидовского, поколения, мы встречаем также в «Поэтике» Аристотеля. Рассуждая о манере подражания, сравнивая характер эпоса и трагедии, Стагирит делает много упреков исполнительскому искусству актеров: «Кто-нибудь может задаться вопросом: что лучше — эпическое подражание или трагическое? В самом деле, если лучше то, что менее тяжеловесно, ибо оно всегда предполагает лучших зрителей, то совершенно ясно, что [поэзия], подражающая [решительно] во всем, тяжеловесна. Так [иные исполнители], словно их не поймут, если они ничего не прибавят от себя, стараются как можно больше двигаться, подобно дурным флейтистам, которые вертятся волчком, изображая [метаемый] диск, и вцепляются в корифея, исполняя «Скиллу». Вот такова, [говорят], и трагедия, каковы были для старинных актеров позднейшие (ведь и Минниск обзывал Каллиппида обезьяной за то, что тот слишком переигрывал, и о Пиндаре молва была такая же): как младшие [актеры] к старшим, так и все искусство [трагедии] относится к [искусству] эпоса. Последнее, говорят, рассчитано на достойных зрителей, не нуждающихся в [актерских] ужимках, трагедия же — на простолюдье» (26, 1461 b 26 – 1462 a 4, пер. М. Л. Гаспарова).

К исполнительскому мастерству актеров предъявлялись очень высокие требования. Очевидно, что актер комедии или трагедии должен был не только хорошо декламировать стихи драмы, но уметь петь и танцевать. Наибольшее значение придавалось голосу, который должен был, прежде всего, обладать силой и звучностью. Среди способов речевого исполнения актером отдельных частей драмы обычно выделяют каталоге (καταλογή), паракаталоге (παρακαταλογή) и мелос (μέλος). Первый способ, каталоге, – это декламация, чтение тех частей греческих драм, которые довольно близки по своему содержанию и настроению к обыденному разговору, обычным размером для таких частей драмы был ямбический триметр. Более оживленные места переходили в речитатив – паракаталоге. Наконец, мелос – пение – использовалось в наиболее патетических частях драмы, окрашенных повышенным чувством.

Путем постоянных упражнений греческие актеры вырабатывали большую силу и звучность голоса, его выразительность и безукоризненность дикции и доводили до большого совершенства искусство пения. Большое значение имела при этом ясность произношения, так как афинская публика отличалось высокой требовательностью. Известен случай с актером Гегелохом, который в комедии был осмеян за то, что он, исполняя главную роль в трагедии «Орест» Еврипида в ст. 299 сделал ошибку (вместо γαλήνʹ ὀρῶ произнес γαλῆνʹ ὀρῶ). Постановка голоса и укрепление памяти были важными частями подготовки актеров. Античная традиция сохранила упоминание о том, что для сохранения здоровья голоса актеры должны были соблюдать некоторые правила питания, в частности, умеренность в пище и питье – Афиней передает эпиграмму на актера-обжору, который из-за чревоугодия лишился голоса (VIII, 31, р. 343 f).

Притом, что ораторское искусство в Афинах эпохи классики находилось на высочайшем уровне, актеры превосходили в нем ораторов настолько, что часто являлись их учителями (например, в случае знаменитого Демосфена). Среди сложных приемов следует назвать, например, необходимость повторения одного и того же слова, поставленного в тексте несколько раз, каждое окрашивать иначе путем усиления или, наоборот, понижения, тонирования. Такой прием часто встречается у Аристофана (Av., 974-986; Eccl., 221-228). Аристотель, по-видимому, также имеет в виду, что актеры вполне владели этим приемом (Rhet., III, 2).

Кроме вокальных способностей актер должен был прекрасно владеть искусством танца и движения в широком смысле слова. Так как в греческом театре женские роли всегда исполнялись мужчинами, это означало дополнительные требования к голосу и его диапазону, а также к манере движения. Важную роль в создании ценического образа играли костюмы. Подробнее см.: Костюмы актеров в древнегреческом театре.

Актеры являлись свободными гражданами, членами гражданского коллектива. Во время праздников Диониса они выступали прежде всего как участники религиозного действия, поэтому неудивительно, что их социальный статус был достаточно высок: актеры пользовались определенным почетом; они, как и драматурги, принимали в V–IV вв. до н. э. весьма деятельное участие в общественной жизни; их могли избирать на высшие государственные должности и даже отправлять в качестве послов в другие государства (так, актеров трагедии Аристодема и Эсхина афиняне послали к македонскому царю Филиппу для ведения переговоров о мире и выдаче пленных). Знаменитый афинский политик Алкивиад, отличавшийся образованностью, подчеркивал свою дружбу с актерами. Пренебрежительное отношение, которое выказывал актеру Каллипиду спартанский царь Агесилай, порицалось и считалось признаком грубости и невоспитанности; любили проводить время с актерами македонские правители Филипп и Александр.

Со временем актеры в древней Греции образуют профессиональные союзы, актеры именовали себя «технитами Диониса». Особое распространение союзы технитов Диониса получают в греческом мире в эллинистическое время.

Театрон (места для зрителей)

Пароды

Между параскениями и боковыми сиденьями театрона располагались проходы-пароды; через них могли проходить зрители, когда в начале представления занимали свои места; во время же представления через эти проходы входили актёры и хор. Если актёры заходили через левый парод, то считалось, что герой прибыл из дальней страны; тот же, кто приходил из ближних мест, входил через парод справа.

Орхестра


Орхестра (др.-греч. ὀρχήστρα ) в античном театре — круглая (затем полукруглая) площадка для выступлений театральных актёров, хора или музыкантов. Название переводится как «место для плясок».

Первая круглая орхестра появилась у подножия афинского Акрополя. На ней выступали хоры — пели и танцевали дифирамбы в честь бога Диониса. Когда дифирамб трансформировался в трагедию, театр унаследовал орхестру как сценическую площадку для актёров и хора.

Во все времена существования античного театра в середине орхестры стояла фимела — круглый жертвенник в честь Диониса. На нём приносили жертву перед началом представления (обычно свинью). На ступенях фимелы стоял авлет (флейстист).

Сзади орхестры на некотором расстоянии возводилась скена (сначала — палатка для переодевания, затем выполняла функции сценического задника). Орхестру полукругом огибали сиденья для зрителей, сначала деревянные, потом — каменные. Первый ряд — проэдрия — предназначался для наиболее почтенных афинских граждан и не отгораживался от орхестры.

В эллинистическое время актёры выступают на проскении (он же логейон) — специальной сценической площадке между орхестрой и скеной, а орхестра становится местом для хора и музыкантов. В эллинистическое время первый ряд отгораживается от орхестры особым бортиком и поднимается чуть выше. Скена позднегреческого театра соединяется с орхестрой по касательной. В римских театрах передняя линия скены пересекает орхестру по хорде, а ещё чаще — по диаметру; соответственно орхестра постепенно становится полукруглой.

В эпоху Возрождения с её преклонением перед античностью возводились театры, формы которых повторяли формы античных театров (архитектуры следовали преимущественно описаниям Витрувия). С течением времени псевдоантичная орхестра нового времени трансформировалась в оркестровую яму, а также дала название оркестру — коллективу музыкантов.

Театральное здание в классической Греции


Архитектура древнегреческого театра

Орхестра

В Древней Греции театр располагался на открытом пространстве. Он представлял собой круглую площадку (орхестру) и места зрителей, расположенные полукругом на склоне холма.

Театр в Древней Греции

Изначально орхестра представляла собой место, где приносилось жертвоприношение Дионису. Впервые она появилась у склонов Акрополя в Афинах. На ней танцевали и пели дифирамбы в честь Диониса. В центре орхестры стоял жертвенник. На его ступенях играл флейтист-авлет или стоял актер-протагонист, отвечающий хору. Жертвенник оставался на своем месте и позднее, когда уже о культе Диониса не было речи, как дань традиции.

Места для зрителей ‒ театрон

Театр в Древней Греции

Скена

В V веке до н.э. позади орхестры появляется скена. Первоначально это палатка для переодевания актеров. Позднее скена представляет собой архитектурную конструкцию, примыкающую к орхестре и изображающую храм или дворец. Она представляет собой сценический задник. По бокам к скене пристраиваются проскении для улучшения акустики. В них хранился актерский реквизит, а также они использовались в качестве декораций. Греки использовали расписные декорации и механические машины в своих пьесах. Весь театр был построен таким образом, что в нем сохранялась отличная слышимость так, что на самых высоких местах люди слышали реплики актеров.

Театр в Древней Греции

Древнегреческий театр был уникальным явлением, оказавшим огромное влияние на мировую культуру. Основные принципы античного театра используются и сейчас в драматургии. Тогда и в наше время, театр служил подобием зеркала, в котором общество могло разглядеть свои проблемы и недостатки.

Театральное здание в классической Греции


Театральное действие в Древней Греции

Театр был очень популярен в Древней Греции. Организацией театральных зрелищ занимался один из магистратов города (архонт). Он назначал состоятельного горожанина, который должен был оплатить расходы на хор, костюмы, декорации ‒ это считалось почетным и повышало популярность спонсора среди народа. Наиболее известен был театр, построенный в Афинах. Он вмещал около 17 тысяч зрителей.

Театр в Древней Греции

Театральные действия проходили три раза в год, во время празднования Дионисий. Это были состязания драматургов, которые должны были представить по 4 пьесы: 3 трагедии и 1 сатириковую драму. Вечером исполняли комедии. Состязания длились 3 дня, под конец выбирались победители.

Театр в Древней Греции

Поначалу вход на представления был бесплатным для всех, позднее была введена плата в 2 обола. Со времен Перикла в казне появилась специальная статья расходов на зрелища, из которой оплачивался вход беднякам.

Люди шли на представления семьями, запасаясь на весь день едой. Приходили в театр заранее, чтобы занять лучшие места и пообщаться с соседями. На комедии не допускались замужние женщины.

История театра

Театр в Древней Греции

В 534 г. до н.э. драматург Феспис добавил к хору выступление одного актера. Он читал пролог, повествующий миф о боге Дионисе. Позже Херил и Френих добавили диалоги между хором и актером, а Эсхил и Софокл увеличили количество актеров до трех. Так стало возможно развитие действия. Для спектаклей начали создавать декорации и одевать актеров в костюмы и маски.

Пьесы строились на чередовании речевых партий с хоровыми. Пролог начинал трагедию и знакомил зрителей с героями, местом действия, предшествующими событиями. Затем звучала вступительная песнь хора (парод). Далее шло чередование выступлений актеров и хора. В трагедии обязательно присутствовал коммос ‒ совместная партия актера и хора, служащая для передачи эмоционального напряжения. Завершалась пьеса эксодом ‒ уходом хора и актеров со сцены.

Театр в Древней Греции

В один день показывали три трагедии, которые были объединены общим сюжетом. Как правило, это были мифологические события, однако в них угадывались проблемы греческого общества. В комедиях разыгрывали житейские смешные ситуации, часто это была сатира на известных лиц и политических деятелей.

Театр в Древней Греции

Расцветом древнегреческого театрального искусства считаются трагедии Софокла, Эврипида, Эсхила и комедии Аристофана и Менандра. Античные пьесы ставятся в современных театрах и не потеряли своей актуальности.

Театр в Древней Греции

Театр в Древней Греции

Театр в Древней Греции

Актерское мастерство и костюмы

Актером в Древней Греции мог стать любой гражданин. Это считалось почетным. В греческой пьесе было только 3 актера, поэтому часто им приходилось исполнять по нескольку ролей, переодеваясь во время представления.

Театр в Древней Греции

Театр в Древней Греции

Для того, чтобы их было видно издалека, актеры носили обувь на высокой подошве ‒ котурны. Под одежду надевались накладки, чтобы создать объем в некоторых местах для комического или трагического эффекта. Костюм тоже имел значение. Актеры носили хитон с длинными рукавами, спускавшийся до пола, и плащи ‒ длинные или короткие. У комедийных актеров хитоны были короткие. Цари одевали пурпурные плащи, царицы ‒ белые с пурпурной каймой. Одежда изгнанников была грязно-белого цвета, черный считался цветом несчастий. Неудачники носили синие или зеленые плащи, а счастливые люди желтые или красные. Боги или герои выступали со своими узнаваемыми атрибутами: Аполлон с луком и стрелами, Геракл с палицей и львиной шкурой, старики с посохом, цари с жезлом и т.д.

Архитектура древнегреческого театра

Орхестра

В Древней Греции театр располагался на открытом пространстве. Он представлял собой круглую площадку (орхестру) и места зрителей, расположенные полукругом на склоне холма.

Театр в Древней Греции

Изначально орхестра представляла собой место, где приносилось жертвоприношение Дионису. Впервые она появилась у склонов Акрополя в Афинах. На ней танцевали и пели дифирамбы в честь Диониса. В центре орхестры стоял жертвенник. На его ступенях играл флейтист-авлет или стоял актер-протагонист, отвечающий хору. Жертвенник оставался на своем месте и позднее, когда уже о культе Диониса не было речи, как дань традиции.

Места для зрителей ‒ театрон

Театр в Древней Греции

Скена

В V веке до н.э. позади орхестры появляется скена. Первоначально это палатка для переодевания актеров. Позднее скена представляет собой архитектурную конструкцию, примыкающую к орхестре и изображающую храм или дворец. Она представляет собой сценический задник. По бокам к скене пристраиваются проскении для улучшения акустики. В них хранился актерский реквизит, а также они использовались в качестве декораций. Греки использовали расписные декорации и механические машины в своих пьесах. Весь театр был построен таким образом, что в нем сохранялась отличная слышимость так, что на самых высоких местах люди слышали реплики актеров.

Театр в Древней Греции

Древнегреческий театр был уникальным явлением, оказавшим огромное влияние на мировую культуру. Основные принципы античного театра используются и сейчас в драматургии. Тогда и в наше время, театр служил подобием зеркала, в котором общество могло разглядеть свои проблемы и недостатки.

Скена

В V веке сам принцип строительства театрального здания постепенно усложняется. За орхестрой, напротив театрона повсеместно появляется задняя палатка-скена для переодевания актёров, которая позже превращается в достаточно сложную архитектурную конструкцию. Первоначально она располагается на расстоянии от орхестры, потом примыкает к ней по касательной, а в самых поздних зданиях срезает передней прямой часть круга. Сооружение первой скены приписывается Эсхилу.

С V века скена ограничивается по бокам башнями-параскениями, усиливавшими резонанс и улучшающими акустику амфитеатра.

С конца XIX века ведутся споры о существовании в V—IV веках между орхестрой и скеной специальной низкой сцены (в современном понимании) для актёров, ограниченной с боков теми же параскениями. В современной театроведческой и археологической науке господствует мнение, что такой сцены в классический период не существовало.

Проскений

Проскений (от греч. proskenion — место перед сценой) — передний фасад скены, служил для крепления декораций, изобретённых, по античным свидетельствам, Софоклом. Декорации рисовались на досках и полотнах и крепились между колоннами проскения; проскений мог и отступать от скены и тогда представлял собой дополнительную сменную стенку перед задней палаткой.

В Классической Греции представлял собой деревянный фасад скены или особую декоративную стенку, сооруженную перед ней. В трагедии действие часто происходило перед дворцом или храмом, поэтому проскений обычно представлял собой их переднюю часть, например крытую колоннаду. В комедии — фасад жилого дома. В театре эпохи эллинизма (4—1 вв. до н. э.) проскений стал каменной пристройкой к скене (в виде колоннады или портика) с плоской деревянной крышей. На эту крышу была перенесена часть представления, поэтому слово «проскений» (или «логейон») стало обозначать не только пристройку, но и саму сценическую площадку [1] .

Орхестра


Орхестра (др.-греч. ὀρχήστρα ) в античном театре — круглая (затем полукруглая) площадка для выступлений театральных актёров, хора или музыкантов. Название переводится как «место для плясок».

Первая круглая орхестра появилась у подножия афинского Акрополя. На ней выступали хоры — пели и танцевали дифирамбы в честь бога Диониса. Когда дифирамб трансформировался в трагедию, театр унаследовал орхестру как сценическую площадку для актёров и хора.

Во все времена существования античного театра в середине орхестры стояла фимела — круглый жертвенник в честь Диониса. На нём приносили жертву перед началом представления (обычно свинью). На ступенях фимелы стоял авлет (флейстист).

Сзади орхестры на некотором расстоянии возводилась скена (сначала — палатка для переодевания, затем выполняла функции сценического задника). Орхестру полукругом огибали сиденья для зрителей, сначала деревянные, потом — каменные. Первый ряд — проэдрия — предназначался для наиболее почтенных афинских граждан и не отгораживался от орхестры.

В эллинистическое время актёры выступают на проскении (он же логейон) — специальной сценической площадке между орхестрой и скеной, а орхестра становится местом для хора и музыкантов. В эллинистическое время первый ряд отгораживается от орхестры особым бортиком и поднимается чуть выше. Скена позднегреческого театра соединяется с орхестрой по касательной. В римских театрах передняя линия скены пересекает орхестру по хорде, а ещё чаще — по диаметру; соответственно орхестра постепенно становится полукруглой.

В эпоху Возрождения с её преклонением перед античностью возводились театры, формы которых повторяли формы античных театров (архитектуры следовали преимущественно описаниям Витрувия). С течением времени псевдоантичная орхестра нового времени трансформировалась в оркестровую яму, а также дала название оркестру — коллективу музыкантов.

Читайте также: