Местечко к востоку от праги место последнего сражения таборитов и умеренных

Обновлено: 02.07.2024

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 277 028
  • КНИГИ 653 251
  • СЕРИИ 24 979
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 610 956

(Великая крестьянская война XV века в Чехии)

Трудящиеся массы Чехословацкой народно-демократической республики имеют славную и героическую историю. Одним из наиболее ярких и величественных периодов прошлого народов Чехословакии является первая половина XV века — время так называемых гуситских войн. Гуситские войны представляли собой мощное и грозное крестьянское восстание — подлинную крестьянскую войну.

Среди народных восстаний эпохи феодализма чешская крестьянская война XV века занимает особое место. По своему значению в истории эта война заслуженно может быть названа Великой. Восставшие против феодальной эксплуатации и попыток иноземной агрессии крестьяне выступали под знаменем идей, подготовленных учением и деятельностью Яна Гуса — замечательного чешского патриота и борца против католического мракобесия. Поэтому многолетнюю борьбу крестьян и всего народа Чехии против феодально-католической реакции в первой половине XV века и называют гуситскими войнами.

Крестьянская война в Чехии была вызвана усилением феодальной эксплуатации. К началу XV века в хозяйстве Чехии наблюдался значительный подъём, вызванный ростом производительных сил общества. Однако, несмотря на это, положение трудящихся не улучшалось. Феодалы-землевладельцы увеличивали эксплуатацию крестьян на барщине, требовали с них всё больше продуктов, всё [3] возрастающих денежных платежей. Ввиду этого положение чешских крестьян — главных производителей материальных благ — значительно ухудшилось. В ответ на усиливавшийся нажим феодалов крестьяне поднялись на вооружённую борьбу. Крестьянство вместе с восставшими низами городского населения, положение которого тоже ухудшилось, было главной движущей силой гуситских войн.

Гуситские войны отличались от обычных восстаний крестьян, которые часто происходили в разных странах средневекового мира. Они вылились в революционное по методам борьбы вооружённое выступление всего чешского народа, в первую очередь крестьян и городской бедноты, и были направлены против всесильной католической церкви — крупнейшего феодала Чехии, против светских магнатов и одновременно против попыток иноземного порабощения свободолюбивого чешского народа.

Основоположники марксизма уделяли большое внимание этому наиболее выдающемуся событию средневековой истории Чехии. «…Национально-чешская крестьянская война религиозного характера против немецкого дворянства и верховной власти германского императора»,[1] — так определил революционную борьбу чешского народа Карл Маркс.

Гуситские войны отличались от других крестьянских восстаний своим размахом, продолжительностью и сравнительно высокой организованностью. В ходе борьбы восставшие пытались приступить к переустройству всей жизни общества на новых, справедливых началах. Они мечтали о том времени, когда не будет эксплуататоров и эксплуатируемых, когда все люди будут трудиться и жить, как братья. Наиболее последовательные борцы пытались и в тогдашних условиях приблизиться к осуществлению этих идеалов.

Гуситские войны стали событием огромного международного значения, превратились в важный этап истории всего европейского крестьянства. Славная борьба восставших чешских крестьян находила братскую поддержку и сочувствие трудящихся масс не только в соседних странах, но и далеко от границ Чехии. В рядах отважных армий Табора бок о бок с чехами и присоединявшимися к [4] ним словаками сражались поляки и немцы. В борьбу чешского народа активно включались и выходцы из русских земель. Так уже в далёкие времена средневековья в справедливой войне против эксплуататоров крепла дружба между трудящимися массами различных стран.

Чешский народ, поднявшийся на самоотверженную борьбу против феодальной эксплуатации и гнёта, против папы и императора, потерпел поражение. Но подвиги и жертвы народа не пропали даром. Пусть смутные мечты крестьян и городской бедноты о светлом царстве социальной справедливости и братства были в XV веке очень далеки от возможности осуществления, но, вдохновлённые ими, народные воины отдавали свою жизнь за приближение окончательной победы трудящихся, за уничтожение эксплуатации. Славная эпопея гуситских войн стала источником неумирающих революционных традиций чешского народа в его борьбе за социальное и национальное освобождение, источником высокого народного самосознания чехов, их национальной гордостью. Только в наши дни, вооружённые великими идеями марксизма-ленинизма, руководимые славной Коммунистической партией, при братской помощи трудящихся Советского Союза и стран народной демократии, народы Чехословакии закладывают незыблемый фундамент бесклассового социалистического общества.

О том, как жили чешские крестьяне в XV веке, что заставило их поднять оружие, об их героической борьбе и замечательных победах рассказано в этой книге.

Чехия на рубеже XIV–XV веков

В XIV–XV веках Чехия была одной из наиболее развитых стран Европы. Чешские крестьяне и ремесленники производили большое количество сельскохозяйственных продуктов и ремесленных изделий. Через чешские земли проходили купеческие караваны, двигавшиеся от берегов Балтийского моря к Праге и оттуда в придунайские страны и в Италию. Развивались экономические связи между Чехией и Германией. Со времён глубокой древности между Чехией и славянскими странами — Русью и Польшей существовали тесные хозяйственные, политические и культурные связи. Купцов из славянских земель часто можно было видеть в Праге и других чешских городах. Через Чехию они вели свои торговые дела с Германией и другими европейскими странами.

На протяжении почти всего XIV века Чехия не знала серьёзных неприятельских вторжений. Грабительские нападения немецких князей и рыцарей, которые в прошлом неоднократно пытались захватить богатые чешские земли, [7] в XIV веке не повторялись: германские феодалы-агрессоры получили достойный отпор со стороны свободолюбивых чехов и других славянских народов. В самой Германии в это время кипела жестокая борьба между князьями, рыцарями и городами. В связи с этим германские феодалы вынуждены были перейти к попыткам мирного проникновения в Чехию. На деле это «мирное проникновение» было в скрытой форме всё той же феодальной агрессией.

Страшную опасность для всех народов Европы представляли татаро-монгольские захватчики. Ещё в первой четверти XIII века татаро-монгольские орды обрушились на русские земли. Великий русский народ встал на защиту отчизны, но, погрязшие в междоусобных распрях, феодалы не смогли тогда объединить народ на борьбу с захватчиками.

Находясь под игом татаро-монголов, русский народ продолжал борьбу. Длительная героическая борьба русского народа с захватчиками, которая приковывала основные силы татаро-монголов, спасла европейские страны, в том числе и славянскую Чехию, от жестокого татаро-монгольского гнёта.

Отражение нападений германских феодалов и татаро-монгольских захватчиков способствовало экономическому подъёму чешских земель, который наметился ещё в XIII веке. В XIV веке Чехия превратилась в единое феодальное государство. Богатые чешские земли заняли ведущее место в составе так называемой Священной Римской Империи германской нации — сложного конгломерата фактически независимых друг от друга феодальных владений на территории Германии, Северной Италии и Нидерландов. Во второй половине XIV века чешский король был одновременно и императором Священной Римской Империи германской нации. Это способствовало улучшению международного положения и увеличению авторитета Чехии. Столица её — Прага являлась одним из главных центров ремесла и торговли во всей центральной Европе. В Праге производились ткани, металлические изделия, оружие, мебель, одежда, обувь, скобяные товары, книги, предметы роскоши, а также продукты питания для городских жителей. В Прагу часто приезжали купцы, привозившие разнообразные и редкие товары со всех концов Чехии и других стран. Не выезжая из Праги, можно было [8] приобрести на устраивавшихся регулярно дважды в год больших ярмарках самые различные изделия стран Запада и Востока. В столице Чехии находился пышный двор императора, куда прибывали послы из Англии, Франции, Испании, Польши, Венгрии и других стран.

Помогите с кроссвордом (

По горизонтали:
1.
Немецкий город, в котором состоялся суд над Яном Гусом.
2.
Восставшие в Чехии горожане, крестьяне, бедные рыцари, требовавшие реформы не только церкви, но и всего общества.
3.
Гора (холм) у восточных ворот Праги, на которой отряд восставших отбил атаки крестоносцев.
4.
Местечко к востоку от Праги, место последнего сражения таборитов и умеренных.
По вертикали:
5.
Собрание представителей сословий в Польше.
6.
Одна из стран, куда совершали походы гуситские войска.
7.
Знаменитый король Чехии.
8.
Чешский или польский феодал.
Сбросить ответы Проверить
НАЗАД Сообщить об ошибке в уроке
1
2

Голосование за лучший ответ

1В 1414 г. Гус был вызван на Констанцский собор, причем император Сигизмунд обещал Гусу личную безопасность. Однако, когда Гус прибыл в Констанц и получил охранную грамоту, оказалось, что Сигизмунд дал ему обычную подорожную грамоту. В присутствии папы Иоанна XXIII и членов Собора против Гуса выдвинули обвинение в ереси и организации изгнания немцев из Пражского университета . Ян Гус прибыл в Констанц в ноябре 1414года, а в декабре он был арестован и заключен в одной из комнат дворца. Когда некоторые друзья Гуса обвинили Собор в нарушении закона и императорской клятвы о безопасности Гуса, папа ответил, что он лично ничего никому не обещал и не связан обещанием, которое дал император. 6 июля 1415 г. Ян Гус, отказавшийся отречься от своих «заблуждений» , по приговору собора был сожжён на костре.
2.Первое антигабсбургское восстание чешских сословий, произошедшее в Праге в январе - июле 1547 года, и третье по счёту восстание сословий в Габсбургской империи после восстания комунерос в Испании и гентского восстания во Фландрии. Восстание было вызвано абсолютистской политикой короля Фердинанда I Габсбурга, направленной на сокращение политического влияния привилегированных сословий и проведение рекатолизации земель Чешской короны.
3.14 июля большой отряд войск Сигизмунда начал наступать на Виткову гору с юго-запада, со Шпитальского поля. Отряд овладел находившейся в винограднике башней, ворвался в ров, но при попытке преодолеть стену встретил упорное сопротивление гарнизона одного из редутов. В самый критический момент к редуту подоспел гуситский отряд во главе с Жижкой, и атака была отражена. Однако находившиеся впереди рыцари не могли свободно отступить, так как сзади на них напирала беспорядочная толпа атакующих. Жижка, воспользовавшись этим, контратаковал с отрядом таборитов левый фланг противника и разбил его.
Жители Праги, наблюдавшие за боем на Витковой горе со стен и башен города, стали по собственной инициативе собираться в отряды и направляться на помощь таборитам. Когда табориты контратаковали врага с фронта, жители Праги нанесли удар с фланга. Опасаясь окружения, императорские войска обратились в беспорядочное бегство.
5. В польше вальные сеймы
6 В 1428—1430 годах гуситы неоднократно вторгались в Силезию и Саксонию, в одном из походов дойдя до города Наумбург (60 километров от Лейпцига) и взяв его в осаду. По легенде, обеспокоенные жители, чтобы как-то смягчить суровый нрав таборитов, выслали за стены своих детей, одетых в белое, с задачей вымолить пощаду у Прокопа. Согласно этому красивому мифу, Прокоп выслушал детей и угостил их черешней, а от города ушёл, не нанеся никакого урона. До сих пор Наумбург каждый год организует фестиваль, посвящённый этому событию. В реальности же, скорее всего жители просто откупились от таборитов.
прокопом был организован крупный поход 5 армий гуситов численностью 45 тысяч человек в Саксонию. В ходе похода разоряя саксонские земли, которыми правил курфюрст Фридрих II, дошли до города Магдебург. Зная о готовящемся походе, Фридрих собрал наёмное войско и планировал атаковать гуситов, когда те будут осаждать Дрезден, однако армии «еретиков» решили не ввязываться в осады и, встречая лишь малое сопротивление (среди которого можно отметить стычку между «еретиками» и Саксонской кавалерией на переправе через реку Мульде), разорительным набегом прошли по Саксонии.
Пройдя насквозь всю Саксонию, которая готовилась к набегу, гуситы повернули в южные германские земли, не ожидавшие нападения, Тюрингию и северную Баварию. Там гуситы взяли такие города как Хоф, Байройт и Кульмах и даже осадили Вену, правда, безуспешно.
7.Знаменитый король чехии не знаю.
8.Пан

Завершение гуситских войн

Завершение гуситских войн

Как мы помним из статьи Табориты и «сироты», в 1434 году противоречия между умеренными гуситами, таборитами и «сиротами» достигли своего предела. Утраквисты больше не хотели воевать и стремились к заключению компромисса с католиками. В этом они были солидарны с чешскими аристократами и богатыми негоциантами. Добыча, привозимая гуситами из «прекрасных поездок», была, безусловно, приятна, продавалась дешево и против нее они ничего не имели. Но, с другой стороны, блокада Чехии на пользу стране не шла, многие желали возобновления нормальных экономических связей с соседями. Поэтому был создан так называемый Панский союз, основой армии которого были личные дружины многих аристократов и рыцарей Западной и Южной Чехии. К ним присоединились отряды утраквистов из Праги и Мельника, а также гарнизон замка Карлштейн, так и не взятого Сигизмундом Корибутовичем. Верховным гетманом войск Панского союза был избран рыцарь Дивиш Боржек из Милетина, ранее служивший под началом Яна Жижки.


Дивиш Боржек из Милетина

Прокоп Голый (Великий), ставший главнокомандующим объединенных сил Табора и «сирот», опирался на поддержку 16 чешских городов, среди которых были Градец Кралове, Жатец, Коуржим, Нимбурк, Яромерж, Трутнов, Двор Краловы, Домажлицы, Литомерж и некоторые другие.


Prokop Holy

Известными и авторитетными командирами его отрядов были Прокоупек (Прокоп Малый), Ян Чапек из Сан и Ян Рогач из Дубе.

С собранными войсками Прокоп Голый подошёл к Праге, но взять ее не сумел и отступил к Чешски Броду. У деревни Липаны его настигла армия Панского союза. Здесь 30 мая 1434 года произошло решающее сражение.

Сражение при Липанах


Josef Mathauser, Битва у Липан в 1434 году

Католики и утраквисты имели некоторое преимущество в силах: 12 500 пехотинцев против 11 тысяч у таборитов и «сирот», 1200 кавалеристов против 700, и 700 боевых повозок против 480.

Последнюю попытку их примирения предпринял Берджих из Стражницы, вернувшийся из «прекрасной поездки» в Силезию. Все было напрасно, его изругали с обеих сторон и едва не убили. Со своим отрядом Берджих ушел от Липан.

Прокоп Великий и его командиры сделали все по годами отработанной, но хорошо знакомой их противникам схеме: расположили свои силы на холме и построили вагенбург, огороженный рвом.

Верховный гетман утраквистов и католиков Дивиш Боржек расположился у деревни Гржибы. Он прекрасно знал тактику «сирот» и таборитов и был достойным противником обоих Прокопов.

Утраквисты двинулись в атаку, ведя перед собой повозки с артиллерией. Казалось, под непрерывным обстрелом их атака захлебнулась; они начали отступать. Табориты действовали по шаблону: открыли проходы в своем вагенбурге и бросились на отступающего противника. Десятки раз они вот так опрокидывали неприятеля, но теперь атакующие цепники сами попали под артиллерийский огонь возов противника, а потом были смяты ударом тяжёлой дворянской кавалерии. Небольшой отряд во главе с Боржеком ворвался в открытый для контратаки вагенбург — и на какое-то время оказался заблокирован там: ничего ещё пока не было решено. Однако рожмберские кавалеристы забросили на возы вагенбурга цепи с крюками и, повернув коней, сумели повалить 8 из них, открывая путь и себе, и другим отрядам. В разомкнутый вагенбург ворвалась панцирная кавалерия утраквистов и католиков, за ними — пешие воины. Табориты и «сироты» ещё сражались у своих возов, теряя командиров и бойцов, разрозненно и без надежды на победу.


Но за вагенбургом стояла их конница, а командовал этим отрядом Ян Чапек — тот самый, что летом 1433 года в союзе с польским Ягайло разбил тевтонцев и дошел до Балтийского моря. Если бы он и его люди решились умереть со своими товарищами и ударили во фланг — уже не думая ни о чем, не щадя себя, отчаянно и безрассудно, противник мог и дрогнуть. И цепники Прокопа, быть может, сумели бы сделать то, что получилось у оказавшихся в похожей ситуации «сирот» Куделика в битве при Трнаве. Шанс на успех был небольшим, но это был шанс — уже последний. Судьба сражения висела на волоске. Ян Чапек решил, что битва проиграна и покинул поле боя. Прокоп Великий и Прокоп Малый сражались до конца и погибли, защищая свой вагенбург. Вместе с ними пали многие табориты и «сироты» — около двух тысяч человек.


Марольдова панорама, Прага, фрагмент

Другие, в том числе Ян Рогач из Дубе, сумели вырваться из западни: часть из них ушла к Чешскому Броду, часть — к Колину. И лишь около 700 человек сдались победителям, но ненависть к ним была так велика, что их загнали в оказавшиеся поблизости овины и заживо сожгли в них.


Памятный знак на месте битвы при Липанах

Император Сигизмунд, сказал, узнав о битве при Липанах:

«Чехов могут победить только сами чехи».

Он и не подозревал, что один из участников этой битвы, молодой утраквист Иржи из Подебрад (отец которого вначале был сторонником таборитов), сам станет королем Чехии в 1458 году.


Иржи из Подебрад

Радикальные гуситы лишились и войска, и харизматичных лидеров, их небольшие разрозненные отряды везде терпели поражение. «Сироты» уже не оправились, но Табор пока держался, несмотря на то, что радикальное учение этого направления гусизма, провозглашавшего создание «царства божьего на земле» (всего-навсего!) было объявлено заблуждением и запрещено в 1444 году.

Напомним, что, если упростить ситуацию и довести ее до схемы, получится, что умеренные гуситы требовали реформы церкви: упразднения ее привилегий, лишения права владеть землёй, упрощения обрядов введения богослужения на чешском языке. Табориты же настаивали на реформе всего общества. Они желали равенства "братьев и сестер", упразднения частной собственности, повинностей и налогов.

В 1452 году к Табору подошел отряд уже знакомого нам Иржи Подебрада. Сил на сопротивление у остатков некогда грозных таборитов не было. Отрекшиеся от прежних идеалов были отпущены, остальные схвачены и либо убиты, либо отправлены на каторжные работы. С тех пор Табор стал обычным чешским городом, существующим и в наши дни.

Некоторые табориты и «сироты» бежали из страны, поступая наемниками в армии соседних государств. Их охотно принимали, так как гуситские солдаты пользовались репутацией непревзойденных воинов. Среди них был и бежавший от Липан Ян Чапек, один из командиров «сирот». Он поступил на службу к польскому королю Владиславу, воевал с венграми и османами, но позже вернулся в Чехию, где следы его и теряются в 1445 году.

В 1436 г. были подписаны так называемые Пражские компактаты, в которых были закреплены сильно урезанные требования гуситов (они были фактически отменены в 1462 году).

А через месяц император Сигизмунд был признан королем Богемии.

Ян Рогач, оставшийся живым после битвы при Липанах, ещё держался в своем замке Сион, но в 1437 году его крепость пала, и он был повешен за отказ признать Сигизмунда королем Чехии.

Сигизмунд ненадолго пережил его — умер в том же году.

Так бесславно, братоубийственной бойней и компромиссом со злейшими врагами, практически завершились потрясшие всю Центральную Европу гуситские войны.

Чешские братья (Unitas fratrum)

Не имея сил к сопротивлению, некоторые чехи пошли путем, указанным обедневшим рыцарем Петром Хельчицким, который стал автором нового «Учения о справедливости». Он отрицал войну, власть короля и римского папы, сословия и титулы. Его ученики во главе с Ржигором стали создавать изолированные от государства колонии, которые, как ни странно, широко распространились не только на территории Богемии и Моравии, но также в Польше, Восточной Пруссии и Венгрии. В 1457 году сложилась уже целая сеть общин, причем их первые священники и иерархи были рукоположены епископом вальденсов, что само по себе являлось страшным преступлением в глазах папы римского и других иерархов католической церкви.

К началу XVI века насчитывалось до 400 приходов Unitas fratrum, а общая численность их прихожан достигала 200 тысяч человек. Известно, что их учением интересовался и изучал его даже Мартин Лютер.

Государство жестоко преследовало эти коммуны, но, вопреки всему, они выжили, и в XVI веке во главе многих общин оказались дворяне и рыцари. И эти общины уже не стремились строго соблюдать запреты своих основателей, взаимовыгодно сотрудничая с государством и его структурами. В 1609 году чешские братья были официально признаны императором-мистиком и алхимиком Рудольфом II.

В это время Прага снова была одним из самых богатых, развитых и влиятельных городов Европы и во второй раз в своей богатой истории являлась столицей Священной Римской империи германской нации. Но в 1612 году Рудольф был свергнут своим братом Матиасом, который фактически отказался от прежних договоренностей с чехами, ради достижения которых было пролито столько крови во время гуситских войн. Оказалось, что традиции дефенестрации не забыты в Праге, и в 1618 году горожане выбросили в окно представителей нового императора.

Вацлав Брожик. Дефенестрация в Праге 1618 года

Это событие положило начало Тридцатилетней войне, опустошившей многие страны Европы.

Сражение у Белой горы

28 сентября 1618 года чехи предложили корону своей страны лидеру Евангелической унии — курфюрсту Фридриху V Пфальцкому. Он был коронован 4 ноября 1619 года, и новый император Фердинанд II начал собирать войска для карательного похода против Чехии.

В 1620 году у Белой горы сошлись три армии. Войско протестантов возглавлял Христиан Ангальтский, абсолютное большинство его солдат оказались немцами, чехов было около 25 %, в битве участвовал и венгерский кавалерийский корпус.


Две другие армии были католическими. Во главе имперской армии оказался валлонец Шарль де Бюкуа; армией Католической лиги, которую формально возглавлял баварский герцог Максимилиан, командовал знаменитый Иоганн Церклас фон Тилли.


Памятник графу Тилли в аббатстве Альтёттинг

В этих армиях оказались немцы разных имперских земель, валлонцы, неаполитанцы и поляки. Поляками считались и православные казаки-лисовчики (в основном литвины и украинцы, сам Лисовский в это время уже был мертв). Впрочем, этим было всё равно, где и кого грабить. По свидетельствам европейских хронистов, во время Тридцатилетней войны лисовчики «не жалели даже детей и собак».

Неожиданным оказалось участие в этом походе лютеран Саксонии. Ещё больше удивляет присутствие там Рене Декарта, который подрабатывал простым пикинером.


Франс Халс. Портрет Рене Декарта, 1649 год

Историческая легенда гласит, что армию протестантов подвели пражские бюрократы, которые отказались выдать 600 талеров для приобретения шанцевого инструмента. В результате защищавшие город воины Христиана Ангальтского не смогли как следует оборудовать свои позиции. (Католики потом отблагодарили прижимистых пражан грабежами, которые длились на протяжении месяца.)

Впрочем, выбранная Христианом позиция и так была хороша и местами труднодоступна для наступления.

В этом сражении терции католиков разгромили линию протестантов, и Чехия утратила независимость на целых 300 лет.


Питер Снайерс. Сражение на Белой Горе близ Праги

Одним из последствий этого поражения стало уничтожение общин Unitas fratrum в Чехии и Моравии, но в Польше и Венгрии они фиксировались до конца XVII века.

50. Битва на Витковой горе

Невероятный эпизод. Сражение на Витковой горе, произошедшее в середине лета 1420 г. в окрестностях Праги, принадлежит к числу самых невероятных эпизодов военной истории средневековья. Годы спустя ее очевидцы вновь и вновь восстанавливали в памяти отдельные детали и весь ход битвы, заново переживая удивительные события того памятного дня.

Еще накануне сражения многим казалось, что судьба Праги предрешена. Ведь к стенам древней столицы Чехии собралось огромное по тем временам войско (по свидетельству современника, чешского хрониста Лаврентия из Бржезовой, оно насчитывало около 150 тысяч человек), которое составили рыцари из самых разных уголков Западной Европы: 43 князя, как сообщает хронист Лаврентий, лично возглавили рыцарские ополчения подвластных им земель.

Крестовый поход против таборитов. Многочисленные отряды рыцарей, собравшиеся в единое целое у стен Праги к 10 июля 1420 г., вторглись в пределы Чехии под знаменами крестового похода, о начале которого было объявлено 5 марта того же года буллой (церковным указом) римского папы Мартина V. Целью крестового похода было насильственное подавление "гуситской ереси" – мощного движения сторонников реформации католической церкви, объединившего в первые десятилетия XV в. большую часть населения Чехии. Зачинателем движения был магистр Пражского университета Ян Гус (его последователей и называли гуситами), жизнь которого трагически оборвалась в южнонемецком городе Констанце 6 июля 1415 г., когда он по приговору собора (съезда) высших иерархов католической церкви был подвергнут мучительной казни – сожжению на костре.


Ян Гус на костре

Предводители. Военными руководителями похода были венгерский король Сигизмунд, претендовавший по праву наследования на освободившуюся после смерти его старшего брата Вацлава IV корону Чехии, и знаменитый итальянский полководец Пипо Спано, поступивший на службу к Сигизмунду еще в 1387 г.

"Те, кто придут в Чехию, могут взять себе все". Призыв к участию в крестовом походе нашел горячий отклик в среде западноевропейского рыцарства, в рядах которого было тогда немало вынужденных искателей приключений, для которых меч и копье являлись единственным средством пропитания, толкая их к странствиям по дворам и замкам Европы. Ведь в булле было с полной определенностью записано: "Те, кто придут в Чехию, могут взять себе все, что захватят, будь то города, замки и прочее имущество. Все имения, которые они отнимут у виклифитов, должны перейти в их законную наследственную собственность".

Эти обещания звучали необычайно привлекательно, поскольку, по крайней мере, с середины XIII в., когда стали интенсивно разрабатываться сокровища подземных кладовых чешских гор – месторождения золота и серебра, в глазах жителей Западной Европы Чехия стала представляться сказочно богатым, благословенным краем, страной процветания и изобилия.

Словно внезапное разрушительное половодье, крестоносное воинство несколькими потоками подступило к сердцу Чешского королевства и, не сомневаясь в успехе, стало готовиться к нанесению решающего удара, вслед за которым намеревалось приступить к разбойничьему дележу земель и богатств покоренной страны.

Самоуверенность Сигизмунда и крестоносцев основывалась на, казалось бы, более чем веских доводах: во-первых, на громадном численном перевесе непрошеных "гостей" над отрядами защитников Праги, во-вторых, – и это представлялось не менее важным – на том, что потомственным рыцарям, закованным с головы до ног в стальные доспехи, предки которых прославились во множестве походов, противостояли чешские крестьяне, вооруженные чем попало, чаще всего орудиями крестьянского труда, а не оружием в собственном смысле слова. Они должны были противостоять рыцарской коннице в пешем строю, не имея никаких навыков в военном деле и опыта участия в сражениях.

Тем более ошеломляющим оказался исход боя, разыгравшегося 14 июля 1420 г. на Витковой горе как для самих крестоносцев, так и для большинства его современников, до которых дошли вести о великом противостоянии у стен Праги.

Прага под угрозой полной блокады. К середине июля в руках крестоносцев уже находилось большинство ключевых позиций вокруг раскинувшейся по обоим берегам реки Влтавы столицы Чехии, включая две превосходно укрепленные цитадели, издревле служившие резиденциями чешских правителей: Пражский град на высоком мысу в левобережной части города и Вышеград, построенный на отвесной скале над Влтавой на правом берегу реки. Задача, которую намеревались решить 14 июля Сигизмунд и его ближайший советник Пипо, слывший выдающимся знатоком искусства осады и взятия крепостей, состояла исключительно в овладении Витковой горой.

Виткова гора. Так называли высокий холм с обрывистыми склонами, который возвышался над обширной равниной к востоку от городских стен Праги и служил в начале XV в. местом казни. Взятие Витковой горы позволило бы крестоносцам установить контроль над последними дорогами, которые связывали Прагу с внешним миром, и окончательно замкнуть кольцо блокады.

Однако решить эту, казалось бы, более чем скромную задачу отправленному на Виткову гору отряду крестоносцев не удалось, что было во многом предопределено исключительной предусмотрительностью одного из главных руководителей обороны Праги – гетмана таборитов Яна Жижки из Троцнова.


Ян Жижка

Ян Жижка. К этому времени Ян Жижка был уже немолодым человеком, прошедшим долгий, исполненный суровых испытаний жизненный путь. Мелкопоместный рыцарь по происхождению, он уже в молодые годы окончательно разорился и в течение нескольких лет был вынужден испытывать превратности судьбы лесного разбойника, а затем – рыцаря-наемника на чужбине, побывав в горниле испытаний двух крупнейших сражений своей эпохи – Грюнвальдской битвы 1410 г., где объединенные силы Польши и Великого княжества Литовского разгромили рыцарей Тевтонского ордена, и битвы при Азенкуре 1415 г., которая открыла наиболее драматический период Столетней войны между Англией и Францией.

Начало атаки. Эти простейшие укрепления и были атакованы 14 июля во второй половине дня крупным отрядом немецких рыцарей (по данным хрониста Лаврентия из Бржезовой, он насчитывал более 8 тысяч человек). Предвкушая легкую победу, крестоносцы устремились к вершине Витковой горы, где находился небольшой, численностью всего в 29 человек, включая трех женщин, отряд таборитов.


Битва на Витковой горе 14 июля 1420 г.

Горстка чешских крестьян вступила в отчаянную схватку с грозным противником, сдерживая мощный натиск рыцарей на небольшом участке восточного склона Витковой горы, шириной в несколько десятков метров, через который проходил единственный относительно удобный путь к вершине.

Воодушевляемые звуками боевых труб, крестоносцы, преодолевая ожесточенное сопротивление таборитов, сумели захватить ров и, казалось, стояли в одном шаге от решительной победы.

Ян Жижка в опасности. Критический момент наступил тогда, когда руководивший обороной Витковой горы Жижка на какое-то время оказался в стальном кольце немецких рыцарей, каждый из которых мог нанести смертельный удар отважному гетману таборитов. В эту минуту, собравшись с последними силами, вооруженные обычными крестьянскими цепами, защитники Витковой горы бросились в яростную атаку и вырвали своего предводителя из рук неприятеля. А вслед за этим на оторопевших рыцарей обрушился удар незаметно подоспевшего к месту боя, словно сошедшего с небес, отряда чешских цепников, который сопровождался оглушительным перезвоном колоколов многочисленных соборов чешской столицы.

Паническое бегство. Неожиданный поворот событий внес в ряды крестоносцев полное смятение. Они обратились в паническое бегство, погибая под копытами собственных коней или срываясь с отвесных склонов в поисках спасения от страшной давки. В тот день на Витковой горе и у ее подножия нашли свою гибель около 300 рыцарей, что по меркам средневековья представляло собой очень значительную цифру потерь.

Панические настроения и рассказы оставшихся в живых участников боя на Витковой горе быстро разнеслись по всему войску крестоносцев и, не возобновляя активных военных действий, они бросились восвояси, разбившись на несколько отрядов, путь которых был отмечен пожарами и кровавыми расправами над чешскими крестьянами.

Переломная веха. Победа таборитов на Витковой горе стала переломной вехой в ходе гуситских войн. Никогда более полчища крестоносцев, еще четырежды пытавшиеся нанести смертельный удар мятежной Чехии, не доходили до Праги, чаще всего просто разбегаясь, охваченные безмерным страхом, едва заслышав громовые раскаты военной песни гуситов "Кто вы, божьи воины?"

Отразив три первых крестовых похода, гуситы с 1426 г. перешли от обороны в наступление и в ближайшие годы совершили около 50 победоносных походов в соседние страны, самый знаменитый из которых завершился на берегах Балтики, в землях Тевтонского ордена.

Значение побед. Победы гуситского оружия позволили чешскому народу отстоять само право на свое существование и на 200 лет добиться полной государственной независимости, в течение которых страна переживала период небывалого экономического роста и расцвета чешской национальной культуры.

А Виткова гора, за которой после великой победы 1420 г. закрепилось название Жижковой, и сегодня остается символом несокрушимости духа чешского народа, его воинской доблести. Их олицетворением являются воздвигнутые на овеянной памятью столетий вершине памятник Яну Жижке и Монумент Освобождения, установленный в честь советских, чешских и словацких воинов и партизан, отдавших свои жизни за освобождение Чехословакии в годы Второй мировой войны.

Битва у Малешова 7 июня 1424 года: разгром пражских чашников и католиков.

Битва у Малешова 7 июня 1424 года: разгром пражских чашников и католиков., изображение №1

Подошедшие католики расположились против таборитского заграждения и попросили выслать людей для переговоров. Жижка послал к ним пана Бочка. Его предательски схватили, а таборитам прокричали издали:

— Пан Гинек отправлен в колодках в Нимбурк! Владетельный пан, что якшается с непокорным мужичьем, ответит за то перед королем и святой церковью.

Гвезда, Швамберг, Рогач, Прокупек в возмущении предлагали тут же, не дожидаясь рассвета, построить боевую колонну, врезаться в лагерь противника.

— Плохо надумано! — возразил Жижка. — У нас один человек против ихних четверых. А на равнине их латники, даром что ночь, навалятся всей силой! Вот мое слово: чуть начнет светать — строиться в походную колонну и отступать!
— А в какую сторону? — спросил Рогач.
— В южную! К Малешову!

Наутро табориты устремились к югу. Быстрый отход походил на бегство. Проскочив мимо вражеской Кутной Горы, добрались до холмов, окружающих небольшой город Малешов.

Реконструкция Э. Вагнера — ряд скрепленных цепями боевых возов таборитов.

Реконструкция Э. Вагнера — ряд скрепленных цепями боевых возов таборитов.

Эти места слепой гетман знал превосходно и уже заранее наметил, где поставит свои возы и людей для решающего боя.

— Эй, Гвезда! — позвал Жижка с возка. — Погляди вокруг хорошенько! Тут гора есть невысокая, сверху плоская, как стол. Там, должно быть… — Жижка нетерпеливо мотнул шлемом вправо.

Гвезда огляделся вокруг.

— Вон она, брат Ян! — Гвезда пригнулся, взял руку Жижки и указал ею. — До нее гонов пять.
— А рядом другая горка, вровень. Так? А между холмами лощина, поросла леском.
— Все так! — подтвердил Гвезда.

Жижка поднял тут правую руку и трижды помахал ею над головой. То был знак гетману над возами — остановить колонну.

Остановились. Слепец привстал на возке и с высоты отдавал приказы:

— Ты, Рогач, подними войско на плоскую вершину! Поставь возовое ограждение челом к востоку, в сторону лощины. Замкни с боков и с тыла, а с чела не надо — оставь открытым! Там построй по всей ширине наших конников!
— Ты, Гвезда, выбери из обозных возов десятка два, что побольше, нагрузи доверху камнями! Полные возы поставь позади конников, да так, чтоб не было снизу приметно!
— А ты, Швамберг, все тарасницы, гоуфницы, людей с ручницами расставь по правому боку, в сторону лощины!
— Все понятно? — закончил Жижка. — Так не терять времени: скоро бой! Слышите? Идут!

Издали нарастал грохот возов, тяжело нагруженных пушками.

Первая фаза боя — противник наваливается на возы.

Первая фаза боя — противник наваливается на возы.

Увидев, что Жижка поднял свои возы на холм, Гашек Островский поспешил занять соседнюю вершину. Между противниками лежала глубокая узкая лощина.

Пан Гашек был полон нетерпения. Не дожидаясь отставших, он сразу повел свои отряды на приступ занятого таборитами холма.

Жижка верхом на коне стоял позади конников.

— Прошли полдороги, сейчас на дне лощины, — доносили гетману.
— Ждать! — был приказ.
— Полезли в гору, на нашу сторону.
— Скажешь, когда половина их переберется сюда!

Дорога к таборитским возам проходила по неширокой ложбине. Растянувшись в глубину, медленно ползла по ней густая вражеская колонна.

— Половина уже по эту сторону, на подъеме, — сказал Рогач.
— Сколько от них до конников?
— Шагов триста.
— Труби! — скомандовал Жижка.

Трубы прозвенели атаку. Таборитские всадники медленно двинулись вниз, сдерживая коней на спуске. На полдороге от противника они разделились и свернули в разные стороны. Теперь стали видны стоявшие на склоне горы возы — тяжелые, высокие, доверху груженные камнями.

Освобождаемые от тормозов и подпорок, возы покатились вниз по склону к ложбине, раскачиваясь на кочках. Их спускали один за другим. Все ускоряя свой бег, возы с разгона врезывались в плотную человеческую массу.

Ошалелые от ужаса пешие и всадники, спасаясь от гибели под колесами, карабкались по склонам ложбины.

Вторая фаза боя — по сигналу начинается контр-атака во фланг.

Вторая фаза боя — по сигналу начинается контр-атака во фланг.

Тут ударили по ним тарасницы и гоуфницы, а из возового заграждения высыпали цепники

И судличники. Они стремительно бросились вниз, на метавшегося в панике врага:

«Выдвинутые вперед воины пражан, — повествует летописец, — обратились в бегство. Побежав, они увлекли за собою и тех, кто был позади них. Все начали бежать. Жижка занял лощину, забрал у противника пушки, возы и всякое оружие, хоть и был он слеп на оба глаза. Тут было убито много пражских и много воинов из рыцарского сословия. Пало тысяча четыреста человек».

Третья фаза боя — разгром и преследование.

Третья фаза боя — разгром и преследование.

Пражские бюргеры и католические паны потерпели, у Малешова сокрушительное поражение.

А через неделю после малешовской победы Жижка был уже далеко на западе, под стенами Плзня. Эта твердыня католиков влекла к себе слепого вождя, — в овладении Плзнем видел он ключ к победе над врагами восставшего народа и в западной Чехии, в краях Плзеньском, Локетском, Раковницком, Жатецком.

Графическая реконструкция боя.

Графическая реконструкция боя.

Однако и на этот раз таборитское войско — семь тысяч пеших бойцов, пятьсот конников, триста возов — не смогло сломить сил панского католического союза. Оплот феодалов устоял.

Погромив панские поместья вокруг Плзня, Жижка с сильными своими отрядами ушел в Жатец, союзный Табору.

Ревзин Г. И. - "Ян Жижка" ©

В нашем сообществе собран богатейший изобразительный материал по Чехии 1350-1450х гг. и по гуситам:

Чешский справочник одежды, доспехов и военного дела. E.Wagner, Z.Drobna, J.Dubik, Kroie, zbroi a zbrane doby predhusitske a husitske, Nase Vojsko, Praha, 1956; (1350-1450) Первая часть (повседневная и праздничная одежда). Вторая часть (военная). Третья часть (заключительная).

Путешествуйте в Средневековье вместе с нами!

Читайте также: