Места добычи нефти в китае

Обновлено: 18.05.2024

В рамках Государственного совета КНР за вопросы регулирования и планирования энергетики отвечает «Госкомитет по делам развития и реформ» («ГКДРР»). В 2008 году создано «Национальное энергетическое агентство» («НЭА»), которое стало основным регулятором в сфере энергетики. Эти два органа находятся в тесной кооперации при определении оптовых цен, внедрении новой энергетической политики, рассмотрении и утверждении новых энергетических проектов. Кроме того, в 2010 году была учреждена «Национальная энергетическая комиссия» («НЭК»), основной целью которой является координация в энергетической сфере между различными ведомствами в рамках Госсовета КНР.

В нефтегазовом комплексе основные позиции занимают 3 государственные компании: China National Petroleum Corporation (CNPC), China Petroleum and Chemical Corporation (Sinopec) и China National Offshore Oil Corporation (CNOOC), изначально созданные в 1980-х годах для работы в сферах континентальной добычи, нефтепереработки и шельфовой добычи соответственно. Также на территории страны работают государственные Sinochem Corporation, CITIC Group, Yanchang Petroleum. Зарубежные компании работают главным образом в сферах шельфовой добычи углеводородов и континентальной добычи газа, на основании СРП и в рамках СП.

Запасы

По данным BP, доказанные запасы нефти и газового конденсата в Китае, по состоянию на начало 2019 года, составляли 3,54 млрд тонн.

Основные разрабатываемые месторождения сосредоточены в северо-восточном Китае, Джунгарской и Цайдамской впадинах, на шельфе Желтого и Южно-Китайского морей.

Перспективными считаются нефтяные месторождения в Синьцзян-Уйгурском автономном районе на северо-западе Китая (в том числе Таримский бассейн), а также шельфовые месторождения на востоке и юго-востоке страны: в Бохайском и Ляодунском заливах Желтого моря, на шельфе Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей. В 2017 году в Джунгарском бассейне приток углеводородов был получен на структуре Wuerhe, в бассейне Ордос — на структурах Huachi-Nanliang и Jiyuan, также перспективные нефтеносные зоны были обнаружены в Таримском бассейне, Сунляо и в Бохайском заливе.

Добыча

В 2018 году добыча нефтяного сырья в Китае составила 188,6 млн т, что на 1,7% ниже уровня 2017 года. Тремя основными добывающими компаниями Китая (CNPC, Sinopec и CNOOC) в 2018 году было добыто 90,8% нефтяного сырья в стране. Крупнейшей нефтедобывающей компанией Китая является CNPC: 101,0 млн т, или 53,6% добычи нефти в стране в 2018 году. К началу 2018 года реализовывалось 35 СП CNPC с иностранными компаниями по добыче нефти и газа в КНР (в 2017 году ими было добыто 2,49 млн т нефти). В 2018 году добыча нефти Sinopec в Китае составила 35,1 млн т (18,6% добычи нефти в стране), CNOOC — 35,1 млн т (18,6%).

81% добычи нефти в Китае в 2018 году обеспечивалось за счет разработки континентальных месторождений. Главные месторождения страны расположены на северо-востоке. Крупнейшее из них — группа из 40 месторождений Дацин (бассейн Сунляо, разрабатывается компанией CNPC), на которой в 2018 году было добыто 32,0 млн т нефти. Нефть с этого проекта (низкое содержание серы, высокое содержание парафина) поставляется главным образом на НПЗ северо-востока Китая. Еще одно крупнейшее по уровню добычи месторождение Китая — Шенли (23,4 млн т в 2018 году, Sinopec). Тяжелая нефть добывается CNPC на месторождении Ляохе (около 10 млн т в год).

Во внутренних регионах добыча осуществляется в бассейне Ордос, в частности, за счет разработки CNPC проекта Чанцинь (провинции Шаньси, Ганьсу, Нинся-Хуэйский АР, Внутренняя Монголия, Шэньси), добыча на котором в 2018 году составила 20,4 млн тонн.

В Джунгарском и Таримском бассейнах добывается около 20 млн т нефти в год. Так, на проекте Xiajiang, расположенном в Джунгарском бассейне, в 2018 году компанией CNPC было добыто 11,6 млн т нефти.

На шельфе добывается 19% нефти в Китае, в том числе в шельфовой зоне Желтого моря (Бохайский залив) — 11,5% (в том числе CNOOC — 21,6 млн т в 2018 году, 0,5 млн т — СП CNPC, XCL–China и австралийской ROC Oil), Южно-Китайского моря — 6,9% (добыча CNOOC — 13,4 млн т в 2018 году). Объемы добычи в Восточно-Китайском море невелики (0,2 млн т в 2018 году). В Бохайском заливе CNOOC в 2017 году начала добычу на месторождении Penglai 19–9. В Южно-Китайском море CNOOC в 2017 году начала добычу в рамках второй фазы месторождения Weizhou 12–2 и на Enping 23–1.

Импорт и экспорт нефти

Китай интенсивно наращивает объемы импорта нефти. В 2018 году страной импортировано 461,9 млн т, что на 10,0% выше уровня 2017 года. По объемам импорта нефти Китай еще в 2017 году обогнал США и занял первое место в мире. В 2015–2017 годах росту поставок способствовало, в частности, разрешение властей на импорт нефти для сертифицированных независимых мини-НПЗ (с июля 2015 года). В 2018 году основными факторами были рекордные уровни загрузки крупных государственных НПЗ, а также наполнение новых хранилищ стратегического нефтяного резерва.

Крупнейшими поставщиками нефти в Китай в 2017 году являлись: Россия (59,5 млн т, или 14,2% импорта нефти Китая), Саудовская Аравия (52,2 млн т, или 12,4%), Ангола (50,4 млн т, или 12,0%), Ирак (36,8 млн т, или 8,8%), Иран (31,2 млн т, или 7,4%), Оман (31,0 млн т, или 7,4%). Также значительные объемы были импортированы из Бразилии, Венесуэлы, Кувейта, ОАЭ и прочих стран.

Несмотря на увеличение импорта нефти, Китай продолжает осуществлять экспортные поставки нефти собственной добычи в соседние страны. В 2018 году Китаем экспортировано 2,6 млн т нефти. Основные направления поставок в 2017 году — Япония (39,0%), Республика Корея (22,4%), Малайзия (8,5%), Таиланд (6,7%).

Крупнейшие терминалы по перевалке нефти в Китае расположены в портах Нинбо, Циндао, Далянь, Чжаньцзян, Сямынь, Ханчжоу, Тяньцзинь. В марте 2016 года в Нинбо пущен в коммерческую эксплуатацию нефтяной терминал мощностью по перевалке 18 млн т нефтяных грузов в год.

Для обеспечения нефтяной безопасности в условиях увеличивающейся зависимости от импорта нефтяного сырья Китай форсирует процесс создания системы стратегических нефтяных запасов. Китайское правительство планирует создать стратегические запасы нефти в объеме, обеспечивающем до 90 дней нетто-импорта. Строительство резервных мощностей хранения осуществляется поэтапно и должно быть завершено к 2020 году. Первый этап, в ходе которого были сооружены резервуарные парки суммарным объемом 13,9 млн т, был завершен к концу 2008 года. К 2011 году закончился второй этап создания мощностей резервного хранения, в результате которого их объем был увеличен до 37,1 млн тонн. По состоянию на конец 2017 года объем накопленных стратегических запасов нефти составлял 39,1 млн тонн. До 2020 года планируется завершить третий этап работ и увеличить мощности хранения до 65 млн тонн. Проект курируется «Госкомитетом по делам развития и реформ».

Переработка нефти

Мощность нефтеперерабатывающих предприятий Китая по первичной переработке по состоянию на начало 2019 года составила 782,8 млн т нефтяного сырья в год. По мощности НПЗ Китай занимает второе место в мире, уступая только США и концентрируя на своей территории 15,6% мировых мощностей по первичной переработке нефти.

66% мощностей НПЗ в 2018 году контролировалось 2 государственными компаниями — Sinopec (293,5 млн т нефтяного сырья в год — первое место в мире) и CNPC (188,3 млн т в год). На долю CNOOC, построившей в 2009 году НПЗ Huizhou и выкупившей в последние годы ряд мини-НПЗ у независимых компаний, приходилось 3% мощностей. В двух крупных действующих НПЗ часть капитала принадлежит иностранным компаниям: в число акционеров НПЗ Fujian наряду с Sinopec входят американская ExxonMobil и саудовская Saudi Aramco; управление НПЗ WEPEC вместе с консорциумом китайских компаний осуществляет французская Total (доля компании в проекте — 22,4%).

Кроме того, около 36% мощностей НПЗ Китая приходится на мини-НПЗ (в основном в провинции Шаньдун) независимых производителей, которые в большинстве своем не следуют установленным предписаниям по качеству топлива. Основные перерабатывающие хабы в провинции Шаньдун расположены в Дунъине (суммарно — 69,0 млн т в год), Биньчжоу (18,9 млн т в год), Вэйфане (17,0 млн т в год), Хэцзэ (15,0 млн т в год) и Цзыбо (12,1 млн т в год). Значительный рост мощностей переработки на подобных предприятиях в последние годы вызвал явный переизбыток перерабатывающих мощностей на территории КНР, что особенно ярко проявлялось в январе –июле 2016 года и вынуждало китайских производителей реализовывать значительную часть продукции на экспорт с дисконтом.

Стабильный рост потребления нефтяного сырья в последние годы способствует реализации проектов по модернизации существующих и строительству новых НПЗ. Так, в 2013–2014 годах введены в эксплуатацию НПЗ Pengzhou (PetroChina, 10 млн т в год) и Quanzhou (Sinochem, 12 млн т в год). В конце 2015 года вдвое (до 10 млн т в год) увеличена мощность НПЗ Jiujiang компании Sinopec.

В июле 2016 года CNPC построила НПЗ Yunnan (Kunming) на юго-западе страны мощностью 13,0 млн т в год. На предприятии перерабатывается нефть, поступающую по нефтепроводу с территории Мьянмы. Запуск НПЗ в эксплуатацию состоялся в октябре 2017 года.

В сентябре 2017 года состоялся ввод в эксплуатацию второй фазы НПЗ Huizhou компании CNOOC. Суммарная мощность комплекса, включая первую и вторую фазу, составляет 22,0 млн т в год.

В октябре 2016 года PetroChina начала модернизацию НПЗ Liaoyang. В рамках проекта компания построит 11 производственных линий общей мощностью 3,5 млн т в год. Проект должен был быть введен в эксплуатацию в сентябре 2018 года.

В 2019 году частная китайская компания Hengli Petrochemical планирует запуск НПЗ Dalian мощностью 20 млн т в год на северо-востоке Китая.

В 2019 году частная китайская компания Zhejiang Petroleum & Chemical Co. планирует запуск первой очереди НПЗ Zhoushan (Zhejiang) мощностью 20 млн т в год на востоке Китая. Ввод в эксплуатацию второй очереди завода намечен на 2020–2021 года.

В 2020 году СП Sinopec и Kuwait Petroleum Corp. планирует ввод в эксплуатацию первой очереди НПЗ Zhanjiang мощностью 10 млн т в год.

В 2019–2021 годах СП CNPC и венесуэльской PdVSA планирует ввести в эксплуатацию НПЗ Guangdong мощностью 20 млн т в год, специализирующийся на переработке тяжелой нефти из Венесуэлы.

Производство и потребление нефтепродуктов

В 2018 году производство нефтепродуктов в Китае достигло 582,4 млн т, на 6,5% превысив уровень 2017 года. По данному показателю Китай занимает 2-е место в мире, уступая только США. В структуре производства нефтепродуктов 30,4% приходится на дизельное топливо и 24,1% — на автомобильный бензин.

Потребление нефтепродуктов в Китае в 2018 году составило 567,5 млн т, что на 4,8% выше уровня 2017 года. В структуре потребления нефтепродуктов основные позиции занимают дизельное топливо (27,9%) и автобензин (22,5%). По сравнению со структурой производства нефтепродуктов, в структуре потребления выше доля топочного мазута (4,9%), широкого используемого в электроэнергетике КНР, а также СУГ (9,0%), используемых в нефтехимии.

Экспорт и импорт нефтепродуктов

Китай в 2016 году впервые стал нетто-экспортером нефтепродуктов. Экспорт из страны в 2018 году составил 59,4 млн т (+10,6% к уровню 2017 года), импорт — 46,4 млн т (–5,0%). Резкий рост экспорта автобензина и дизельного топлива был обусловлен повышением суммарных квот на экспорт нефтепродуктов в связи с выдавливанием продукции с НПЗ компаний Sinopec и CNPC на внешние рынки. Такая ситуация, в свою очередь, сложилась ввиду предоставления импортных квот на нефть для ряда независимых производителей в июле 2015 года и, как следствие, роста поставок этих производителей на внутренний рынок.

В структуре экспорта нефтепродуктов 31,2% приходится на дизельное топливо, 24,7% — на авиационный керосин, 21,7% — на автомобильный бензин и 20,7% — на топочный мазут. Нефтепродукты из Китая поставляются преимущественно в Сингапур, Гонконг, Панаму, Филиппины, Австралию, Малайзию, США. Экспортные поставки СУГ незначительны, осуществляются в основном во Вьетнам, Филиппины и Гонконг и составляют 1,3% суммарного экспорта нефтепродуктов из Китая.

Значительную часть импорта формируют СУГ (доля в импорте нефтепродуктов в 2018 году — 27,9%), поставляемые из стран Ближнего Востока и США. На топочный мазут пришлось 35,9% суммарных поставок нефтепродуктов в Китай в 2018 году. Поставки авиакеросина занимают третью позицию в структуре импорта нефтепродуктов — 8,8%. Доля дизельного топлива в структуре импорта незначительна и составляет 1,5%. В число основных экспортеров нефтепродуктов (кроме СУГ) в Китай входят Республика Корея, Сингапур, Венесуэла, Россия, Япония и Малайзия.

Транспортная инфраструктура

Протяженность нефтепроводной сети Китая по состоянию на начало 2018 года составляла 29,5 тыс. км, в том числе 68,9% контролировалось CNPC.

Наиболее густая сеть нефтепроводов характерна для востока и северо-востока страны, где они связывают нефтепромыслы с НПЗ региона. Реализуется проект по созданию единой нефтепроводной системы Китая: объединению нефтепроводов восточной, центральной и западной частей страны. НПЗ юга Китая не связаны трубопроводами с нефтепромыслами и ориентированы на импортные поставки нефти, осуществляемые морским транспортом. На ряд НПЗ центрального Китая нефть поставляется по железной дороге.

Нефтепродуктопроводная сеть фрагментарна. Всего в эксплуатации находится 26,4 тыс. км продуктопроводов (в том числе 43,2% — в собственности CNPC). Самый протяженный нефтепродуктопровод Китая — линия малого диаметра, соединяющая Голмуд (провинция Цинхай) с Лхасой (Тибетский автономный район). Линиями продуктопроводов также связаны Чэнду, Юбин и Чунцин.

В 2006 году был пущен в эксплуатацию «Западно-Китайский» продуктопровод протяженностью 1850 км, предназначенный для транспортировки нефтепродуктов из Урумчи (Синьцзян-Уйгурский автономный район) в Ланьчжоу (провинция Гансу). В 2007 году параллельно продуктопроводу был проложен нефтепровод для поставок добываемой в Синьцзян-Уйгурском автономном районе нефти на НПЗ Ланьчжоу. В 2010 году были введен в эксплуатацию продуктопроводы «Ланьчжоу — Ухань» и «Ланьчжоу — Цзиньчжоу — Чанша». В 2012 году начато строительство крупного продуктопровода «Цзиньчжоу — Чжэнчжоу» протяженностью 1636 км и пропускной способностью — 13 млн т в год. В декабре 2017 года запущен продуктопровод «Yunnan» протяженностью 950 км и мощностью 7,2 млн т в год.

Для обеспечения импорта нефти из Каспийского региона (в первую очередь, из Казахстана) в мае 2004 года подписано казахстано-китайское соглашение о строительстве нефтепровода «Казахстан — Китай». Строительство началось в сентябре 2004 года, первый этап проекта — нефтепровод «Атасу — Алашанькоу» — завершился в ноябре 2005 года, коммерческие поставки нефти начались в июле 2006 года. В период с января 2008 года по сентябрь 2009 года и в декабре 2011 года он также использовался для поставок российской нефти в Китай. 10 декабря 2010 года был подписан акт приемочной комиссии по приемке в эксплуатацию систем мониторинга, контроля и коммуникаций нефтепровода «Кенкияк — Кумколь». Таким образом, завершилась первая очередь второго этапа нефтепровода «Казахстан — Китай». Протяженность нефтепровода составила 2350 км, диаметр — 813 мм, пропускная способность — 10 млн т в год (с возможностью расширения до 20 млн т в год). В декабре 2011 года в рамках второй очереди второго этапа было завершено строительство НПС № 11 на участке «Атасу — Алашанькоу», что позволило увеличить пропускную способность трубопровода до 12 млн т в год. В декабре 2013 года введены в эксплуатацию НПС № 8 и НПС № 10, что позволило увеличить пропускную способность нефтепровода до 20,0 млн т в год. В 2018 году по нефтепроводу в Китай поставлено 1,4 млн т казахстанской нефти, в 2013 году — 11,8 млн т (резкое снижение в 2014–2018 годах связано с переориентацией потоков казахской нефти на удовлетворение нужд собственных НПЗ; это изменение обусловлено перенаправлением российской нефти на Китай с использованием своповой схемы).

В апреле 2009 года Россия и Китай заключили Межправительственное соглашение о сотрудничестве в нефтяной сфере, определяющее условия и перспективы партнерства двух стран, в том числе по совместному проектированию и строительству нефтепровода-отвода на Дацин от трубопровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» («ВСТО»). 27 сентября 2010 года строительство нефтепровода «Сковородино — Дацин» протяженностью 966,4 км и пропускной способностью 15 млн т нефти в год было успешно завершено. 1 ноября 2010 года началось заполнение нефтепровода технологической нефтью. 1 января 2011 года по данному маршруту начались коммерческие поставки российской нефти. В июне 2013 года «Роснефть» и CNPC подписали дополнительный контракт по поставкам нефти в Китай (в рамках межправсоглашения между Россией и Китаем, которое было заключено в марте 2013 года). В соответствии с контрактом, за 25 лет «Роснефть» поставит в КНР 360 млн т нефти на сумму $270 миллиардов. В июле 2016 года Китай начал строительство второй ветки нефтепровода «Мохэ — Дацин» мощностью 15 млн т в год и протяженностью 951 километр. Ввод в эксплуатацию состоялся в начале 2018 года.

В июне 2010 года CNPC и Myanmar Oil and Gas Enterprise учреждено совместное предприятие для реализации проекта по строительству нефтепровода «Мьянма — Китай» протяженностью 2,4 тыс. км и пропускной способностью 22 млн т в год. К строительству компании приступили в сентябре 2010 года. В феврале 2012 года было закончено строительство участка через р. Иравади. В 2014 году было завершено строительство трубопровода. В апреле 2017 года начата коммерческая эксплуатация.

Развитие добычи нефти в Китае

Китай обладает крупнейшей в мире экономикой. Собственных запасов углеводородного сырья этой стране явно недостаточно. Начиная с 1993-го года, Китайская Народная Республика стала превращаться в одного из крупнейших экспортеров «черного золота» в мире, что значительно повлияло на энергетический рынок всего азиатско-тихоокеанского региона. Несмотря на некоторое снижение темпов китайского экономического роста, наблюдающееся в последнее время, в ближайшей перспективе потребности этой страны в углеводородах будут только расти.

Содержание статьи
  • Китайские нефтяные месторождения
  • Крупнейшие китайские нефтяные компании

До 90-х годов прошлого столетия сведения о нефтяных запасах этой страны представляли собой государственную тайну. Помимо этого, следует различать потенциальные запасы сырья от разведанных.

Китай нефть

Несмотря на нехватку добываемой в Китае нефти для собственных нужд, часть её некоторое время даже шла на экспорт (в основном – в Японию, и немного – в КНДР и Вьетнам). Однако, начиная с 1980-го года, экспорт стал неуклонно сокращаться. К примеру, если в 1986-ом из КНР на экспорт было отправлено 28 миллионов 400 тысяч тонн сырой нефти, то в 1999-ом этот показатель составил лишь 8 миллионов 300 тысяч тонн, а начиная с 200-го года экспортные поставки прекратились совсем.

Общая длина китайских магистральных нефтепроводов превышает 10 тысяч километров.

Одной из таких магистралей является трубопровод, соединяющий Цайдамское месторождение (город Голмуд) и Тибет (город Лхаса). Его длина составляет 1080 километров.

Нефтегазовая индустрия КНР Инфографика

Компания Eurasia Development Ltd. подготовила инфографику о нефтегазовой промышленности Китая.

Стабильный рост китайской экономики и развитие производства стали одной из причин увеличивающегося внутреннего спроса на энергоносители. Китай достаточно давно стал крупнейшим импортером сырой нефти.

Крупнейшее в стране нефтяное месторождение Синьцзян-Уйгурского автономного региона может лишь частично сократить зависимость Китая от зарубежных поставщиков. В 2017 году внутренняя добыча составляла 4 млн баррелей в день, а зависимость от импорта достигла 69%. Уже к 2025 году прогнозируемый спрос в стране достигнет 12-14 млн баррелей в день, а к 2030 году 80% сырой нефти будет импортной.

В конце 2018 года Китай обогнал Японию за звание мирового лидера по импорту природного газа. Китайское правительство возлагает на него большие надежды и поставило цель обеспечить 10% энергии газом к концу 13-й пятилетки.

Однако несмотря на стабильные поставки из России и ввода новых терминалов СПГ, Китай может столкнуться с дефицитом импортных поставок. Эксперты ожидают дефицит на рынке уже с 2020 года, который к концу десятилетия может превысить 90 млрд. куб. м .

Рынок энергоносителей КНР контролируют крупные государственные игроки: Sinopec, у которой 46% мощностей по нефтепереработке, и Petrochina. Международные корпорации Shell, BP, Mobil принимают активное участие в совместных проектах. Похожая ситуация наблюдается и на рынке оборудования, где 66% принадлежит государственным компаниям, 19% частным и только 10% иностранцам.

Есть ли место для новых технологий на таком традиционном рынке?

Согласно недавнему опросу, китайские компании планируют увеличить расходы на НИОКР и инновации. При высокой стоимости добычи новые решения позволят компаниям увеличить ее эффективность. Растущее потребление энергоресурсов также потребует строительства новой инфраструктуры - протяженность сети нефтегазопроводов достигнет 240 тыс км. В данном случае будут востребованы технологии в сфере мониторинга, ремонта и управления сетями . В частности, местные компании планируют на 60% увеличить расходы на диджитализацию.

Сложившуюся ситуацию на нефтегазовом рынке КНР могут считать благоприятной не только крупные энергетические корпорации масштаба Роснефти и Газпрома, но и инжиниринговые компании и малые стартапы. Теперь помимо газа и нефти Россия может предложить Китаю технологичные решения для повышения эффективности процессов добычи, транспортировки и переработки энергоресурсов, а также управления инфраструктурой. Тем не менее, успех будет определяться не только уровнем решений, но и скоростью действий, поскольку китайский рынок интересен игрокам со всего мира.

Лучшие производители нефти в мире в 2020 году

Нефть приносит доход странам с достаточным запасом нефти. А для тех стран, которые сильно зависят от импорта, расходы на нефть должны учитываться в национальных бюджетах. Неудивительно, что такие события, как беспорядки в нефтедобывающих регионах, открытие новых нефтяных месторождений и достижения в технологиях добычи, глубоко влияют на нефтяную промышленность. В конечном итоге ведущие нефтедобывающие страны мира получают большую прибыль.

Общая добыча нефти в среднем составила более 94,185 млн. баррелей в сутки в 2020 году. На пять крупнейших нефтедобывающих стран приходится почти половина мирового производства сырой нефти а также все другие жидкие углеводороды, биотопливо и продукты, полученные в процессе нефтепереработки.

Ниже приведены пять стран, которые добыли больше всего нефти по состоянию на 2020 год

Соединенные Штаты являются крупнейшей нефтедобывающей страной в мире со средним показателем 18,6 млн баррелей в сутки, что составляет 20% мировой добычи. Согласно EIA, США занимали первое место в течение последних трех лет.

США обогнали Россию в 2017 году и заняли второе место, а годом позже превзошли бывшего лидера Саудовскую Аравию и стали крупнейшим производителем нефти в мире. Большая часть увеличения добычи в США связана с гидроразрывом сланцевых пластов в Техасе и Северной Дакоте. США стали нетто-экспортером нефти (т.е. экспорт превышает импорт) в 2020 году.

Королевство Саудовская Аравия производит 10,82 млн баррелей в день, что составляет 11% от общего объема добычи в мире.

Ожидается, что мировая добыча нефти вырастет с 80 миллионов баррелей в день в 2018 году до 100 миллионов баррелей в день в 2050 году, согласно EIA.

Хотя Россия упала в рейтинге, она остается одним из ведущих производителей нефти в мире со средним показателем 10,5 млн баррелей в сутки в 2020 году, что составляет 11% от общей мировой добычи.

Основными регионами добычи нефти в России являются Западная Сибирь, Урало-Поволжье, Восточная Сибирь и Дальний Восток, Архангельск и Республика Коми. Основная часть добычи приходится на Приобское месторождение в Западной Сибири.

Одними из самых известных нефтедобывающих компаний России являются «Роснефть», «Сургутнефтегаз» и «Газпром нефть».

Канада занимает четвертое место среди ведущих мировых производителей нефти со средним объемом добычи 5,26 млн баррелей в сутки в 2020 году, что составляет 6% от мировой добычи. Согласно EIA, добыча в Канаде может удвоиться к 2050 году, увеличившись на 123%, превысив темпы роста в любой из других стран, не входящих в ОПЕК. Ожидается, что это увеличение произойдет в основном за счет добычи нефтеносных песков.

Основными источниками добычи нефти в Канаде являются нефтеносные пески Альберты, осадочный бассейн Западной Канады и прибрежные месторождения Атлантики.

В 2020 году Китай добыл в среднем 4,93 миллиона баррелей нефти в день, что составляет 5% мировой добычи. При этом Китай является чистым импортером нефти, поскольку в 2018 году страна потребляла в среднем 13,89 млн баррелей в сутки, что сделало ее вторым по величине потребителем нефти в мире (14% от общей мировой доли) после Соединенные Штаты.

На северо-восток и северо-центральный регион страны приходится большая часть внутреннего производства. Зрелые месторождения, такие как Дацин, эксплуатируются с 1960-х годов, но общая добыча на зрелых месторождениях достигла пика.

Китайские нефтяные месторождения

Самая обширная группа нефтяных промыслов в этой стране сосредоточена на Северо-Востоке этой страны, в бассейне рек Ляохэ и Сунхуацзян ( нефтеносный бассейн Сунляо). Эта группа месторождений носит общее название Дацин.

Эта нефтеносная провинция объединяет нефтяные промыслы Чанво, Дацин, Дацин-Е, Синьчжоу, Шэнпин, Гаоси, Сунпантун, Чанцунлинь и Путаохуа-Абобаота. Общий объем запасов этого региона оценивался от 800 миллионов до одного миллиарда тонн «черного золота», но интенсивная разработка существенно сократила запасы этих промыслов.

Читать также: Что влияет на добычу нефти в ОАЭ?

Дацинские нефтяные промыслы соединяются с портами Циндао и Далянь, а также со столицей КНР Пекином, областью Аньшань и с месторождением Даган (самым большим в Северном Китае) системой трубопроводов. С месторождения Даган в конце прошлого столетия получали до трех с половиной миллионов тонн нефтяного сырья в год.

Самыми известными месторождениями Восточного Китая являются промыслы, которые объединены общим названием Шэнли.

В эту группу входят такие нефтяные поля, как Гудун, Цзинцю, Чэндун, Ихэчжуан, Янсаньму, Шэнто, Хэкоу гудао, Юнаньдунсинь, Хацзя, Чунь Хаочжэнь, и Шаньдянь. На рубеже двадцатого и двадцать первого веков здесь ежегодно добывали до 33 миллионов тонн сырья. Шэнли соединяется магистральными нефтепроводами с городами Чжэнчжоу и Синань. Также в восточно-китайской провинции Хэбэй есть нефтеносный регион под названием Цзинчжун, с объемом годовой добычи до пяти миллионов тонн.

Если говорить о юго-западных провинциях Китая, то там тоже есть нефтяные залежи, сосредоточенные в провинции Сычуань (севернее города Чунцин). Эти месторождения называются Наньчун, Иншань и Панланьчэнь.

Китай нефть

По оценкам китайских специалистов, здесь находится примерно 30 процентов общекитайсских нефтяных запасов. Если в 1997-ом на этих промыслах добыли за год 16 миллионов 400 тысяч тонн сырья, то уже в 2001-ом эта цифра выросла до 23-х миллионов тонн. Самыми крупными в этой провинции месторождениями являются промыслы Таримской впадины.

Объем разведанных запасов здесь составляет 600 миллионов тонн, а потенциальных – почти 19-ть миллиардов. На севере этой впадины сосредоточены промыслы под названием Тамарик, Кань, Ичкелик, Дунчэтан, Дунцулитагэ, Якела, Бостан, Тугалмин, Акекум, Терген, Цюнькэ, Сантаму и Луньнань. На юге Таримской впадины сосредоточена группа промыслов под общим названием Тачжун. С северной частью (промыслом Луньнань) их соединяет трубопровод протяженностью 315 километров.

На западе Тарима (граница с Киргизией и Таджикистаном) также открыты нефтеносные районы (Башэтопу и Карато). Только с месторождений Таримской впадины в 2010-ом году было получено более 14-ти миллионов тонн нефтяного сырья. В Джунгарии между Алтаем и Тянь-Шанем расположено старое месторождение нефти Карамай, открытое еще в 1897-ом году.

Крупнейшие центры нефтепереработки в Поволжье

Читать также: Крупнейшие центры нефтепереработки в Поволжье

В настоящий момент 90 процентов китайской нефти добывают на суше. Морская нефтедобыча началась в 1969-ом году на шельфах Бохайского залива, Восточно- Южно-Китайского и Желтого морей. Есть разведанные нефтяные залежи на шельфе острова Хайнань.

Потенциальные нефтяные запасы в Южно-Китайском море, на шельф которого претендуют 12 стран этого региона, специалисты оценивают от 10-ти до 16-ти миллиардов тонн. Все государства этого региона в год на этом шельфе добывают от 150-ти до 200 миллионов тонн «черного золота». Из этого количества на долю Китая приходится чуть более 16-ти миллионов.

Китай принял историческое решение по нефти

Китай принял историческое решение по нефти

imago images/Xinhua

Долгие годы энергетическая политика КНР базировалась на одном главном принципе – обеспечении энергетической безопасности. Китай – самый крупный на планете экспортер нефти и второй в мире ее потребитель. Не удивительно, что он очень сильно зависит от глобальных нефтяных рынков. В 2019 году 72% всей потребленной Поднебесной нефти были импортированы извне. Естественно, такая малоприятная ситуация делает Пекин уязвимым, и, естественно, Си Цзиньпин все годы нахождения у власти пытается укрепить энергетическую безопасность страны. Тем удивительнее выглядит принятое на этой неделе историческое решение продать нефть из стратегических запасов, которые принято беречь, как зеницу ока.

Сильная зависимость от импортных поставок нефти заставила китайские власти обратить особое внимание на предотвращение перебоев со снабжением населения и экономики электроэнергией. Полтора года назад государственные нефтяные компании получили указание увеличить добычу «черного золота».

Неожиданный отказ Пекина от многолетней политики наращивания запасов нефти объясняется, главным образом, высокими ценами на энергию и стремительно растущим спросом на нефть, считает Oil Price (ОР). В ряде китайских провинций в последнее время даже возникли очень серьезные перебои с электроэнергией. Западные аналитики считают, что это только начало экономических проблем Поднебесной.

«Инфляция быстро растет, а индекс цен производителей (PPI) вырос в прошлом месяце (августе) из-за высоких цен на сырье до 13-летнего максимума,- сообщает CNN Business.- Правительство (КНР) предупредило, что высокие цены на энергоносители и нефтехимические продукты усилят проблемы с экономическим ростом и занятостью, которые стоят перед производителями. Особенно это относится к средним и малым предприятиям и компаниям».

Сильно вырос спрос не только на нефть. Китай с Индией спровоцировали и рост цен на уголь, что ослабляет борьбу с изменениями климата в масштабах всей планеты.

«10 сентября цена тонны угля поднялась до 177,5 долларов, т.е. стала вдвое выше, чем была в начале года,- обращает внимание Nikkei Asia.- Год назад она была еще ниже и даже не превышала 50 долларов за тонну. Сейчас цена на уголь самая высокая за последние 11 лет и приближается к рекорду – 180 с лишним долларам за тонну, установленному в 2008 году».

Спрос на уголь в Индии сейчас настолько высокий, что возникла угроза полного истощения его месторождений в стране.

С другой стороны, Си Цзиньпин стремится быть в авангарде борьбы с глобальным потеплением и обещает всерьез снизить выбросы вредных газов. Достаточно сказать, что он пообещал обнулить выбросы двуокиси углерода в атмосферу к 2060 году несмотря на очень слабый прогресс в снижении потребления угля, главного «загрязнителя» атмосферы планеты. Уголь по-прежнему составляет более половины энергетического баланса КНР. По иронии, главная причина, не позволяющая Китаю слезть с угольной «иглы», заключается как раз в главной задаче энергетической политики – укреплении энергетической безопасности.

Пока все попытки Пекина ослабить зависимость от поставок нефти и угля извне не приносят успеха. В ходе восстановления экономики после пандемии большинство стран сталкивается с рядом серьезных проблем. Причем, в странах с быстро растущими потребительскими базами, как в Китае, они проявляются наиболее сильно. Спрос на энергию, продукты и услуги быстро возвращается к допандемическому уровню, а вот глобальные цепочки поставок, сильно потрепанные пандемией, сильно отстают по темпам восстановления.

Ситуация достаточно сложная. Многие стандартные решения, к которым прибегают в схожих ситуациях, сейчас невозможны. Например, фискальная и монетарная поддержка, к которой часто прибегают власти, сейчас только резко повысит инфляцию. Положение осложняет наличие штамма «Дельта», который провоцирует одну волну пандемии за другой в самых крупных экономиках, включая США и КНР. Все это значит, что Пекин продает нефть из своего драгоценного стратегического резерва не от хорошей жизни. Его толкают на это обстоятельства. Причем, подчеркивает ОР, ждать быстро улучшения ситуации не приходится.

Китайская недвижимость важнее американских запасов

Руководитель отдела аналитических исследований Высшей школы управления финансами Михаил Коган в свою очередь напоминает, что неделя началась для нефти с коррекции стоимости: инвесторы выходили из рисковых активов на фоне проблем застройщиков в Китае. Стартовав с 75,74 доллара за баррель Brent, котировки во вторник опускались до 73,5. Но после пикового падения цена на нефть постепенно начала возвращаться к 75 долларам — на фоне отскока всего рынка после объявлений о выплатах по облигациям, пришедших из Китая, и результатов по запасам сырой нефти в США выше ожиданий.

Вторник закрылся на отметке в 74,99 доллара, и утром в среду нефть постепенно продолжает отыгрывать утерянные в начале недели позиции, отмечает эксперт. Внимание трейдеров сфокусировано на восстановлении добычи в Мексиканском заливе, которое проходит значительно медленнее ожиданий, а также на заседании ФРС, которое стартует в среду. Пока что медленное восстановление добычи вкупе с ростом использования нефти и нефтепродуктов в США стимулируют рост котировок топлива. Если не брать в расчет возможные встряски от заявлений ФРС, то за среду стоимость барреля Brent может добрать до 76 долларов, ожидает Коган.

Основными событиями текущей недели, по его мнению, станут заседание ФРС, на котором может быть объявлено о сворачивании QE, темпы восстановления добычи в Мексиканском заливе, а также статданные от Минэнерго США по потреблению нефтепродуктов и запасам сырой нефти в стране. Если фондовый рынок закладывает риск старта сворачивания стимулов, то нефтяные котировки могут отреагировать на этот факт довольно серьезной коррекцией, которая легко может дойти до 5-7% за несколько дней.

Поэтому диапазон движения нефти на эту неделю — от 70 до 77 долларов за баррель Brent, считает Коган. В данный момент многое зависит от ситуации вокруг китайских девелоперов и заседания ФРС — на эти факторы инвесторы смотрят гораздо пристальнее, чем на пандемию или статистику из США относительно нефтепродуктов.

Нефтяными ценами рулят «Ида», Китай и ФРС

Последствия урагана в Мексиканском заливе все еще поддерживают нефтяные цены, но этот фактор себя уже почти исчерпал. Трейдеры смотрят на китайский девелопмент и ждут заседания ФРС.

Нефтяными ценами рулят «Ида», Китай и ФРС

Коллаж: Тамара Ларина

В среду, 22 сентября, цены на нефть демонстрируют рост, который, в первую очередь, связан с обеспокоенностью инвесторов темпами восстановления добычи в Мексиканском заливе после урагана «Ида». Процесс протекает медленнее, чем ожидалось, при том, что спрос на сырье в США — крупнейшей мировой экономике — уверенно растет.

Американский институт нефти (API), в частности, сообщил, что запасы нефти в Штатах за прошедшую неделю упали на 6,1 млн баррелей, бензина - на 432 тысяч баррелей и дистиллятов — на 2,7 млн баррелей. Запасы на терминале в Кушинге (Оклахома), где хранится торгуемая на NYMEX нефть, сократились на 1,7 млн баррелей. На этом фоне к 8:07 мск ноябрьские фьючерсы на Brent подорожали на 1,1%, до 75,18 доллара за баррель. В свою очередь октябрьские на WTI выросли в цене на 1,15%, до 71,3 доллара.

«Ида» ушла — поддержка цен осталась

Минувшую неделю рынок нефти провел под влиянием оценки ущерба от ураганов в США, напоминает аналитик товарных рынков отдела глобальных исследований компании «Открытие Брокер» Оксана Лукичева. В результате цены на сорт Brent в середине недели снижались до 73,50 доллара за баррель, но после очередной порции данных от API по запасам резко выросли до 75,30 доллара, а сорт WTI подорожал до 71,44.

Восстановление добычи после ураганов происходит медленно, а компания Shell и вовсе сообщила о том, что ремонт на месторождении Mars затянется до начала 2022 года. Все это, сдерживая рост добычи в США, будет оказывать поддержку ценам нефти до конца года, считает эксперт. Так, вчерашние данные API показали снижение запасов нефти, а сегодня рынок ожидает выход данных Минэнерго США, которые также могут показать падение запасов.

МЭА оценивает общий ущерб от урагана «Ида» в 30 млн баррелей нефти и считает, что на рынке нефти в сентябре наблюдается дефицит. Впрочем, сентябрьский отчёт агентства был оптимистичным: в октябре ожидается возвращение рынка в сбалансированное состояние — при условии наращивания добычи ОПЕК+. Снижать давление на рынок будет и выход ряда НПЗ в Северном полушарии на профилактический ремонт.

Кроме того, добавляет Лукичева, на стоимость нефти продолжают оказывать влияние финансовые факторы. Сегодня, в частности, ожидается решение ФРС США по ставкам и не исключена публикация планов о начале сворачивания стимулирующих программ, что оказывает влияние на курс доллара США. Учитывая все сказанное выше, аналитик ожидает, что в ближайшее время рынок останется консолидированным вблизи текущих уровней.

Китай опять вытаскивает мировую «нефтянку»

Китай опять вытаскивает мировую «нефтянку»

Похоже, ралли на нефтяных рынках прошлой недели продолжится и на этой, хотя и не такое энергичное. Высоким ценам на «черное» золото за баррель больше всего сейчас помогает высокий спрос на него в Поднебесной. Кроме Китая, способствовали росту цен на нефть на прошлой неделе и Соединенные Штаты. Вернее, их ослабевшая валюта. Трейдеры также ждали августовско-сентябрьского снижения добычи нефти в рамках соглашения ОПЕК+ на 1,15 млн б/с. К этим факторам добавились и последствия урагана «Лаура» 4-й категории в Мексиканском заливе, затронувший 84% производства нефти в регионе и убравший с рынка приблизительно 1,7 млн б./c. Прекратили работу почти половина платформ (310 из 643) и девять нефтеперерабатывающих заводов, составляющих 15% перерабатывающих мощностей США. В результате цена барреля нефти марки Brent превысила 46 долларов.

Продолжает влиять на ситуацию на нефтяных рынках и Индия, в которой три дня кряду фиксировалось ок. 79 тыс. новых случаев заражения Covid-19. Вспышки эпидемии, также зафиксированные во Франции и Великобритании, вызвали опасения новых карантинов.

Высокий спрос на нефть в Китае, однако, оказался сильнее этих негативных факторов. Пекин на прошлой неделе подтвердил приверженность к выполнению первой фазы торгового соглашения с США. В июле спрос на нефть в КНР вырос на 16,7% и составлял 14,16 млн б/с. Столь высокий спрос говорит, в первую очередь, о стабильности восстановления китайской экономики.

Июльский спрос на нефть в этом году превысил даже спрос в июле 2019 г., составлявший 12,83 млн б/с. Кроме этого, спрос оказался на 2,02 млн б/с выше, чем прогнозировали специалисты.

Специалисты считают, что рост спроса в сентябре замедлится. Здесь следует помнить недавнее заявление Дели о прекращении импорта нефти в Китае. Это означает, что китайским НПЗ будет трудно искать покупателей на излишки нефтепродуктов.

С другой стороны, новых рекордных высот достигли в июле закупки Пекином американской нефти, которые, очевидно, будут расти и в августе-сентябре благодаря первой фазе торгового соглашения между США и КНР. Китай, напомним, пообещал по нему купить у США энергопродуктов на 25,3 млрд долларов. Потенциал для роста закупок большой, потому что сейчас китайцы импортируют американской нефти лишь на 3 млрд долларов.

США являются четвертым по объемам поставщиком нефти в Китай с 863 тыс. б/с в июле, что почти в 6 раз больше, чем в июне; после Саудовской Аравии (1,26 млн б/с), Ирака (1,36 млн б/с) и России (1,73 млн б/с). Всего в июле Китай покупал 12,08 млн б/с.

В мае-июне экспорт нефти в Китай Эр-Рияда, традиционно самого крупного поставщика нефти в КНР, достиг 2,16 млн б/с. Однако Aramco сама сократила поставки нефти в Азию на 10-30%, подняв на нее цены, что привело к сокращению доли королевства на нефтяных рынках.

США призвали Китай сократить закупки иранской нефти


Соединенные Штаты обратились к Китаю с призывом сократить закупки иранской сырой нефти, пишет Reuters.

Экспорт сырья в КНР помог экономике Ирана, который находится под санкциями США. Они призваны ограничить продажи нефти другим странам и оказать давление на Тегеран, чтобы тот возобновил переговоры по возвращению к Совместному всеобъемлющему плану действий (СВПД) по иранской ядерной программе, как того хочет американская сторона.

Brent от TradingView

«Мы применяли и будем применять наши санкционные полномочия, чтобы реагировать на уклонение Ирана от санкций, в том числе посредством ведения дел с китайскими компаниями. Однако мы подходим к этому вопросу с Китаем дипломатическим путем», — заявил высокопоставленный чиновник США. По оценкам аналитической компании Kpler, импорт иранской нефти в Китай с начала года составил 553 тысячи баррелей в сутки.

В июле США собирались ввести жесткие санкции против Ирана из-за поставки нефти в Китай.

Читайте также: