Маяк в дербенте посетить

Обновлено: 14.05.2024

Обзор главных достопримечательностей Дербента с фото и описанием, адреса на карте, что посмотреть самостоятельно и с экскурсиями.

Колоритный Дербент, третий по населенности город в Дагестане, интересен в первую очередь как один из древнейших городов Российской Федерации: первое упоминание о нем относится к VI веку до нашей эры. Его название восходит к персидскому «Дарбанд» — «закрытые врата», и на протяжении многих веков он действительно был стратегически ценными вратами Каспийского моря. Важнейшим наследием города-крепости остается его древняя цитадель Нарын-Кала.

Архитектурный ансамбль цитадели и крепости включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, как и Старый город Дербента — его душа, средневековые кварталы — магалы. Невозможно представить знакомство с Дербентом без прогулки по его историческим улочкам, там же находится и древнейшая в стране мечеть, но стоит отыскать и другие храмы.

Главные артефакты, исторические и краеведческие, мемориальные коллекции сосредоточены в местных музеях — постоянных экспозициях под управлением Дербентского музея-заповедника. В неприметном старинном доме в магалах Дербента находится одна из самых примечательных экспозиций — посвященная дербентской ссылке писателя-декабриста Бестужева-Марлинского.

Вечером в Дербенте приятно гулять по новой, хорошо освещенной набережной или расширить культурную программу и посмотреть национальный спектакль или концерт в одном из дербентских театров.

Короткие поездки из Дербента возможны в горы, природные парки, к водопадам и другим достопримечательностям, и оптимальное время для таких мини-путешествий — весна и лето.

Дербентский маяк

Маяк расположен в центре города, между парками им. Кирова и Низами (N42°03'41,20" E48°17'45,48"). Впервые увидел маяк в центре города.

Этот отзыв отражает субъективное мнение члена сообщества Tripadvisor, а не официальную позицию компании TripAdvisor LLC.

Москва, Россия 7 публикаций

Взгляд со стороны.

окт. 2018 г. • Семейный отдых

Так же, как и к Махачкалинскому, к этому маяку нельзя подойти. Посмотреть только со стороны. А море здесь не видно! Но рядом расположен большой парк, в нём есть детская площадка с качелями. Так что дети будут вполне довольны.

Этот отзыв отражает субъективное мнение члена сообщества Tripadvisor, а не официальную позицию компании TripAdvisor LLC.

Москва, Россия 760 публикаций

Погулять рядышком

авг. 2018 г. • Для двоих

Близко к маяку, к сожалению, не подойти, но рядом прогуляться обязательно стоит! Древнейший маяк! Правда гулять лучше в дневное время. На карте обозначена зелёная территория вокруг, но это какая-то стройка. Но со стороны детской площадки очень даже ничего !


Этот отзыв отражает субъективное мнение члена сообщества Tripadvisor, а не официальную позицию компании TripAdvisor LLC.

Баку, Азербайджан 42 публикации

Маяк место романтичное

май 2018 г.

Обожаю такие места, забавно, советую посетить в Дербенте подобные места. Рядом Каспий, бриз, все так романтично вокруг

Этот отзыв отражает субъективное мнение члена сообщества Tripadvisor, а не официальную позицию компании TripAdvisor LLC.

Сочи, Россия 363 публикации

Жаль, что не подойти

июнь 2018 г. • Для двоих

Не знала, что это один из старейших маяков России. Жили рядом, прогуливались парке и любовались маяком издалека. С удовольствием зашла бы внутрь или хотя бы поближе, но увы.

Этот отзыв отражает субъективное мнение члена сообщества Tripadvisor, а не официальную позицию компании TripAdvisor LLC.

3 публикации

На фото маяк величественный

апр. 2017 г. • Семейный отдых

Внутрь маяка зайти нельзя по известным причинам. Но и подниматься на него теперь тоже нельзя. Маяк теперь находится на территории кафе
"Хаял"

Этот отзыв отражает субъективное мнение члена сообщества Tripadvisor, а не официальную позицию компании TripAdvisor LLC.

Сыктывкар, Россия 218 публикаций

апр. 2017 г. • С друзьями

Мы от дыхали в отеле Элит и маяк находится рядом поэтому в день по несколько раз мимо него ходили.Близко к нему не подойти,можно только со стороны полюбоваться



Этот отзыв отражает субъективное мнение члена сообщества Tripadvisor, а не официальную позицию компании TripAdvisor LLC.

Москва, Россия 13 публикаций

путешествие по Дагестану

март 2017 г. • С друзьями

Необычно, местные очень рады туристам, советую съездить и посмотреть Кавказ, он не такой как мы видим его по телевизору!

Этот отзыв отражает субъективное мнение члена сообщества Tripadvisor, а не официальную позицию компании TripAdvisor LLC.

Дербент, Россия 76 публикаций

До сих пор трудится, несмотря на почетный возраст.

янв. 2017 г. • Для двоих

Город с испокон веков был портовым, даже еще до прихода сюда персов. Но в те времена люди умудрялись ходить очень опасной акваторией, обходясь без этого прекрасно сооружения. И лишь к середине 19 века, был возведен первый маяк в виде простой восьмиугольной башни с деревянным фонарем. Он и разрушался землетрясением и во время боевых столкновений. Сооружение которое мы сейчас видим функционирует с 1919 года. Сейчас здесь довольно современная оптика и лампа, сигнал просматривается на расстоянии 18 миль.
Объект находится в центре города, это самый южный в стране маяк.

Этот отзыв отражает субъективное мнение члена сообщества Tripadvisor, а не официальную позицию компании TripAdvisor LLC.

Энгельс, Россия 54 публикации

Самый старинный маяк в России.

янв. 2017 г.

Самый старинный маяк в России.До сих пор действующий.Вот подойти к нему нельзя.Стоит на закрытой территории.Хорошо смотрится с берега моря вечером.

Этот отзыв отражает субъективное мнение члена сообщества Tripadvisor, а не официальную позицию компании TripAdvisor LLC.

Показаны результаты 1 – 10 из 16

Вопросов пока нет

Могилы 40 мучеников


Фото: Евгений Костин

Следующая точка, обязательная к посещению, — сорок могил мучеников, или шахидов. Эта мусульманская святыня считается одной из самых значимых на Северном Кавказе.

Захоронения находятся за оградой. Чтобы попасть внутрь, женщинам необходимо надеть платок. Головные уборы и балахоны, скрывающие тело, можно взять перед входом.

С Дербента началось распространение ислама в Дагестане, объясняет Таисия. Одна из связанных с этим легенд рассказывает о мусульманах, которые пришли на эти земли, «неся светоч истинной веры». Они сражались шесть дней, истребив 20 000 «неверных», но потерпели поражение, «пали за веру пророка и, испив шербет блаженной смерти, стали шахидами».

— Хазары побеждают в этой борьбе, и 40 мучеников погибают. Хазары оставляют их тела на поле битвы. Вслед за этим их общество подвергается напастям: то природным катаклизмам, то болезням. Хазары не понимают, что происходит, и предполагают, что причина в том, что они не предали земле тела воинов, — повествует гид. — Как это ни ненавистно было хазарам, они решают похоронить мусульман. Возвращаются на место битвы и видят, что тела не тронуты птицами и выглядят так, будто воины только что погибли. А за много метров от них пахнет благовониями. Это было как знамение свыше: люди пришли с истиной. С этого момента часть хазар перешла в мусульманскую религию.

Дербентский маяк и его «Хранители»

Дербентская гавань известна ещё с древнейших времён, однако у древних авторов не встречаются никакие упоминания о существовании в г. Дербент такого важного атрибута порта, как маяк. Впервые российские корабли появились в районе крепости г. Дербент в 60-х годах XVI века, когда русские войска совершили ряд походов на западное побережье Каспия (именно тогда корабли предположительно впервые вошли в Дербентский порт). Стремясь укрепить влияние России на Каспийском море, установить балтийско-каспийский водный путь для расширения торговых связей между Европой и Востоком, император Петр I Великий (1672–1725) организовал в 1722–1723 годах Персидский поход Российского флота, в результате которого г. Дербент и г. Баку с прилегавшими к ним землями были присоединены к России русско-персидским Петербургским мирным договором от 12 сентября 1723 г. После Русско-персидской войны 1826–1828 годов и подписания Туркманчайского мирного договора (Туркманчайский трактат), от 10 (22) февраля 1828 года, Россия получила исключительное право иметь военный флот на Каспийском море, а русские и персидские торговые суда беспрепятственно плавать во всех направлениях. Только в середине XVIII века, с развитием морских грузовых перевозок, открытием регулярных рейсов почтово-пассажирских пароходов на Каспии с заходом в Дербентский порт, появилась необходимость сооружения в г. Дербент маяка. Порт стал быстро развиваться. Желая ещё более активизировать торговлю с Персией, наместник на Кавказе (в 1844–1854 гг.) генерал-фельдмаршал (1956) светлейший князь (с 1852 г.) Михаил Семенович Воронцов (1782–1856) распорядился в 1850 году принять меры по обеспечению безопасности плавания судов вдоль западного побережья Каспийского моря и, в частности, построить маяк в порту г. Дербент.

На фото: Дербентский маяк. На фото: Дербентский маяк.

Сегодня над входом в восьмигранную башню маяка в г. Дербент виднеются цифры — «1867» (даты строительства и ввода в эксплуатацию разнятся), т. н. дата постройки. Но это не первый маяк в городе. Его предшественника начали строить в г. Дербент в 1851 году — в это время здесь активно развивался морской порт — и закончили через два года. Его возводили по проекту флотского капитана М.И. Савиничева на северо-восточной части крепостной стены. 16 января 1853 года маяк был сдан в ведение помощника надзирателя карантинно-таможенного поста. Маяк стал зажигаться с 1 мая 1853 года от вечерней и до утренней зари, но моряки жаловались на тусклый свет: башню возвели слишком далеко от моря. Маяк всё же находится не так близко к морю — до воды примерно километр. Свет его распространялся на 10 морских миль (приблизительно 18,5 км). Маячная башня выстой 35 футов и 9 дюймов была деревянной. Кстати, вслед за тем, как зажглись огни маяка в г. Дербент, было положено начало освещению семи главных городских улиц.

На фото: Дербентский маяк. На фото: Дербентский маяк.

В 1866 году вместо деревянной башни была сооружена каменная. Высота новой восьмиугольной башни от основания составляла 54 фута (17,7 м), высота над уровнем моря — 148 футов (47,2 м). Функционировать маяк начал с начала лета 1868 года. Самым заметным изменением в судьбе маяков за три века стало использование открытия инженера Огюстена Жана Френеля (1788–1827) — системы ступенчатых линз. Перестроенный маяк и был оснащён новой на тот момент системой освещения — преломляющейся, или диоптрической («френелевской»). Свет маяка — один, постоянный, белый, с проблесками через каждые две минуты — освещал весь морской горизонт на расстоянии 14 миль (25,9 км). К северо-западу от башни, за крепостной стеной, в бывшем частном саду были возведены маячные строения. К этому времени на Каспии появилось и новое подразделение — «Дирекция маяков и лоций Каспийского моря» (физически находилась в Бакинском военном порту), в чьё распоряжение был переведен маяк. В 1865–1871 гг. заведующий маяками на Каспийском море был контр-адмирал Александр Александрович Давыдов (ок. 1810–1885) , командир Бакинского порта, а директором маяков и лоции Каспийского моря в 1860–1868 гг. был полковник КФШ Харлампий Иванович Алексеев (1812–1881) .

На фото: Внутри маяка. На фото: Внутри маяка.

Дербентский маяк не раз подвергался разрушениям. Впервые конструкция была сильно повреждена во время землетрясения в ночь на 11 августа 1892 года . Многие здания в городе были разрушены, но установленный на прочной крепостной стене маяк уцелел — лишь светооптический аппарат вышел из строя и в башне появились трещины. В течении месяца эти повреждения были устранены. Через 15 лет — в 1907 — маяк капитально отреставрировали. После революции 1917 года объект продолжал работу. Однако новая конструкция простояла недолго. 23 сентября 1918 года г. Дербент захватили турецкие оккупанты, которые маяк частично разрушили. Они арестовали служащих маяка и учинили разгром, а во двор и в жилые помещения маяка загнали коров и другой скот. После выдворения турецких отрядов в город вступили деникинцы, маяк отремонтировали. По распоряжению командования половину фонаря со стороны г. Баку на маяке завесили черным сукном. На маяке был установлен наблюдательный пост, где дежурил один офицер и телефонист, на нижней площадке деникинцы установили два пулемёта, а во дворе радиостанцию. В феврале 1919 года, когда к городу подходили части Красной Армии, смотритель маяка предложил эвакуировать имущество и аппарат в г. Петровск (ныне г. Махачкала). Начались работы по демонтажу, но вскоре город был освобождён рабочими и красными повстанческими отрядами. Смотритель вместе с деникинцами вынужден был бежать в г. Петровск. Город перешёл под контроль Красной Армии. Командование вступивших частей Красной Армии отдало распоряжение в кротчайшие сроки ввести маяк в строй. Через пять дней, 10 марта 1919 года маяк возобновил регулярное освещение.

На фото: Дербентский маяк. На фото: Дербентский маяк. На фото: Дербентский маяк.

Сегодня, Дербентский маяк является самым южным маяком в России. Его высота составляет 18,5 метров. Отметим также, что Дербентский маяк состоит в списке охраняемых памятников и входит в список ЮНЕСКО. Из 26 маяков, действующих на Каспийском море, Дербентский является самым мощным и единственным архитектурно-­историческим памятником. Территория при маяке составляет 8 га земли и принадлежит ныне Министерству обороны РФ. С первого этажа до смотровой площадки можно подняться по витиеватой лестнице, состоящей из 73 ступенек. Для устойчивости башни в её «сердцевине» установлены гири из чугуна. Они должны были по задумке защищать здание от шторма и ветра. Маяк находится в самом центре исторического г. Дербент между двумя городскими парками, носящих имена выдающихся южнодагестанских поэтов — Низами Ганджави (1141–1209) и Сулеймана Стальского (1869–1937) . Изначально вместо ламп на маяке были горелки на керосине. В 2007 году на маяк установили новые мощные галогенные лампы, дальность лучей света которых составляет 25 морских миль (более 45 км). Одним из отличительных параметров маяка является частота мигания света. Чтобы командир корабля мог определить, какой именно маяк перед ним, каждый обладает своей частотой мигания. У Дербентского маяка период мигания составляет 4 секунды.

На фото: Илья Соломонович Хаскин. На фото: Илья Соломонович Хаскин.

Общеизвестно, что на любом маяке главный — это его смотритель. Смотрители маяка в советское время были в ведении Краснознаменной Каспийской флотилии и должны были являться отставными офицерами Военно-Морского флота СССР. В 50-е годы смотрителем маяка в г. Дербент был участник ВОВ, офицер Илья Соломонович Хаскин , а потом участник ВОВ, майор Семён Исакович Габрилян (1919–?) . В период своей работы Габрилян многое сделал для благоустройства территории, примыкающей к маяку, провел коммуникации, регулярно проводил покраску маячной башни, содержал в образцовом порядке все постройки. А его жена — Зинаида Евгеньевна , была при маяке техником-смотрителем.

На фото: Семён Исакович Габрилян. На фото: Семён Исакович Габрилян.

Семён Габрилян регулярно ходил на почту за большим конвертом, который присылали ему из г. Баку. В конверте — распоряжение, когда надо включить, а когда выключить огромную линзу с лампой внутри на маячной башне. Для чистки этой линзы, опять же из г. Баку, присылали специальный очищенный спирт и специальные тампоны. А потом, в 1982 году, линзу сняли и отправили в музей, а на её место установили современную, советскую, которая давала точечный свет и как будто мигала. В настоящее время смотрителем Дербентского маяка является Айваз Ниязович Панахов , он работает здесь уже более 30 лет. Вместе с Панаховым здесь трудятся его жена — в качестве техника и зять — в должности механика. Кстати, живет Айваз на территории маяка, ему и его семье выделили служебный дом.

На фото: Айваз Ниязович Панахов. На фото: Айваз Ниязович Панахов.

Начальник Дербентского маяка Айваз Панахов выполняет свои обязанности с такой же ответственностью, как любой командир части. На службу на маяк его приняли сразу — Айваз физик по специальности и капитан запаса. В основные функции смотрителя входит ежедневный осмотр территории маяка и включение огней, однако по факту он выполняет намного больше работы. Айваз Панахов периодически белит и красит постройку, не так давно он поменял дверь с деревянной на железную, заменил деревянные окна на пластиковые. Айваза Панахова называют «Хранителем башни». Он признается, что его работа требует постоянного внимания, он всегда должен быть начеку. В советское время не допускалась даже двухминутная остановка в работе маяка, в таком случае смотрителю приходилось писать объяснительную.

На фото: Карта Каспийского моря. На фото: Карта Каспийского моря.

Дербентский маяк является стратегически важным объектом гидрографической службы Каспийской флотилии (расположении на широте 42°03’8″). Более 160 лет его свет указывает путь морякам. Несмотря на наличие на кораблях современного навигационного оборудования, свет маяка помогает командирам кораблей и капитанам судов обойти опасную во время шторма Дербентскую впадину, глубиной до 800 метров . Во время ветра над впадиной поднимаются 5-метровые волны, соответствующие 7-бальному шторму. В конце ноября 1992 года, когда уже после развала СССР бывшая советская Каспийская флотилия была поделена между современным Азербайджаном и Россией, а корабли и суда, отошедшие под нашу юрисдикцию, совершили морской переход по маршруту Баку — Астрахань. Однако, не все боевые единицы к концу той осени смогли покинуть бывшую главную базу КФл в Азербайджане. Так, по причине ремонта (на стадии проведения заводских испытаний) в заводе в г. Баку ещё оставался торпедный катер Т-75 с бортовым номером 300, которым командовал капитан-лейтенант Владимир Половинко . Но ситуация тогда складывалась явно не в пользу экипажа: согласно метеорологическому прогнозу, в серединной части Каспийского моря с 25 на 26 ноября 1992 года ожидался шторм. Офицеры хорошо понимали, что если «единичка» в оставшиеся сутки не покинет г. Баку, то зимовать экипажу придётся здесь же. К экстренному выходу россиян подталкивало и то, что на борту заканчивались запасы провизии и вопрос пополнения их в условиях базирования в г. Баку, ставшего чужим, теперь решался по дипломатическим каналам. Ситуация усугублялась ещё и тем, что из России на Т-75 в начале ноября того же года прибыли 11 новобранцев (это почти половина экипажа), ни разу не выходивших в море. И тем не менее командир дивизиона после совещания с офицерами корабля решил начать переход 25 ноября 1992-го.

Т-75 покинул г. Баку, когда начало смеркаться. Идти пришлось малым ходом, экономя горючее. Уже через два часа плавания катер попал в шторм. Ещё через час старшина команды мотористов старший мичман Владимир Александрович Сердюков доложил, что из строя вышел вспомогательный дизель. Это был непростой переход. Командиру катера капитан-лейтенанту В. Половинко и его помощнику старшему лейтенанту Виктору Марочкину приходилось вести корабль в кромешной тьме по компасу, избегая навигационных опасностей и выдерживая курс вдоль западного побережья. Отклонение от курса в сторону района Дербентской впадины было чревато попаданием под пятибалльную волну. Но вот наконец рулевой-сигнальщик взволнованно доложил, что впереди со стороны берега видит излучение красного цвета с периодом мигания 4 секунды. Это был Дербентский маяк. И вот тогда от ходовой рубки до низов катера прокатилось дружное «Ура!». Теперь все знали, что корабль идёт верным курсом — точно вдоль российского берега. Сам факт появления в поле зрения Дербентского маяка оказал сильнейшее морально мобилизующее воздействие на каждого члена экипажа. Т-75 тогда успешно завершил переход в свою бригаду кораблей ОВР, базирующуюся в г. Астрахань, в составе которой потом находился ещё более 15 лет…

Мавзолей женщины-воина

Северное кладбище Дербента называют Кырхляр, или Сороковник: здесь находятся могилы сорока мусульманских воинов, павших за веру. Таисия говорит, что людей, посещающих это кладбище, можно разделить на категории: верующие мусульмане, ученые-историки и туристы.

— Я уже водила сюда несколько групп, — говорит гид. — Кто-то с энтузиазмом принимает предложение, другие отказываются. Туризм такого типа у нас пока не очень развит, в отличие от Японии, например.


Фото: Евгений Костин


Фото: Евгений Костин


Фото: Евгений Костин


Фото: Евгений Костин

Сначала мы отправляемся в менее популярное у туристов место — мавзолей дербентских ханов.

Старинное мемориальное сооружение из отесанного камня построено в виде восьмигранника в 1787—1788 годах правителем Кубы (сейчас город в Азербайджане — Ред.) и Дербента Фет-али-ханом в честь своей жены — Тути-бике. Эта женщина была не просто супругой хана. Она сама вошла в историю Дербента.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ «Зачем стоишь? Молись!» Приверженцы ислама молятся богу пять раз в день. Многие делают это дома, но раз в неделю собираются на главный намаз. Как это происходит — в фоторепортаже с женской половины старейшей в России мечети

— В 1774 году кайтагский уцмий, то есть правитель, Эмир-Гамза, родной брат Тути-бике, пытался захватить Дербент. Супруг ее был в это время в Кубе. Ханша вместе с жителями Дербента дала отпор войску брата. Женщина командовала городским гарнизоном, — рассказывает Таисия.

Атака была отбита. А через некоторое время после неудачного похода Эмир-Гамза скончался. Тути-бике так переживала из-за смерти брата, что заболела и отправилась на тот свет вслед за ним.

Могилы ханши, двух ее сыновей и жены одного из них находятся внутри мавзолея. Самая высокая стела — могила Тути-бике. Все надгробия украшены резьбой. Здесь и слова молитв, и растительный орнамент, и различные астральные знаки. На надгробиях есть углубления: якобы, если выпить воды из этих ямок, можно вылечиться от разных болезней.

Тайна Дербентского маяка. Почему так поздно? Кто С. Стальский для Дагестана?

Прогуливались как-то мы летним вечером по Дербенту. И вдруг, на территории одного из парков, я обнаружил вершину непонятного мне здания. Но его силуэт, почему-то был до боли мне знаком. Присматриваюсь - точно маяк!

Из кустов на Дербентский маяк Из кустов на Дербентский маяк

Почему у меня это вызвало удивление? В моем понимании маяки, должны находится в местах таинственных, овеянными романтикой и, почему-то, в пасмурную погоду. Удары моря о скалистые берега, крики чаек и только смотритель с керосиновой лампой и хриплым голосом.

Интересная особенность – маяк находится на большом расстоянии от линии моря (почти километр). Считают, что это связано с тем, что раньше уровень Каспийского моря был выше. Старинный маяк расположен на остатках северной стены Дербентской крепости, на землях Шахристана. В настоящее время маяк расположен в центре города.

- А ты знаешь, что такое Шахристан? – спросил я жену.

Она быстренько открыла инет и радостно закричала:

– Это село на севере Таджикистана.

Современный Шахристан Современный Шахристан

Это также, как и везде, где мы с тобой были в нашей необъятной. Вначале все жилые дома находились внутри крепости, ну или кремля. А после начинаются появляться одноэтажные постройки вокруг крепости. Единственным отличие в том, что на Кавказе фасады домов выходят внутрь дворов, а не наоборот, как это принято в других регионах и странах. И такое решение постройки не случайно. На это имеется две причины: во-первых, очень удобно обороняться от неприятеля и, во-вторых, скрывает уклад мусульманской семьи от любопытных взглядов.

Но, вернемся к маяку. Вы знали, что его построили в середине 19 века? Интересно почему же он так поздно появился в этих местах? Ведь мы знаем, что маяки строились с незапамятных времен. И самый известный маяк древности находился в Египте, недалеко от города Александрия. Помните тот самый Александрийский маяк, построенный в III веке до н.э. на острове Фарос?

Александрийский маяк Александрийский маяк

Он был одним из 7 чудес света. Но до наших дней Александрийский маяк не дожил. Его разрушили сильнейшие землетрясения в период с 796 по 1323 года. Его построили для того, чтобы проплывающие мимо корабли могли благополучно миновать страшные рифы на своем пути в александрийскую бухту. Ночью кораблям помогало отражение языков пламени в воде, а днём они ориентировались по столбу дыма.

Ночной Каспий. Фото со спутника Ночной Каспий. Фото со спутника

Однако, среди вороха дат, имен и событий наш пытливый ум все же может выхватить обрывочные данные. Кто-то говорит открыто, кто-то лишь косвенно упоминает про жизнь в Дербенте.

Но, самое неприятное то, что о ранней планировке города мы можем говорить лишь предположительно. Очень сложно вести археологические изыскания в живом городе. Да еще и уровень моря подкидывает загадок.

В этой статье я не стану рассматривать историю города, правителей и основные достижения разных периодов. Меня интересует лишь наличие маяка. Или предпосылки к его постройке.

Маяк в Дербенте. Наши дни Маяк в Дербенте. Наши дни

На истину я не претендую. Здесь изложена исключительно авторская точка зрения. Сразу хочу предупредить, что на протяжении всей статьи я буду называть город Дербентом, дабы не путать неподготовленного читателя.

Дагестан. Дербент. Основные достопримечательности для самостоятельной поездки.

Напомню, что в Дагестане мы с Винни были уже семь раз, что несомненно говорит о том, что этот регион молниеносно влюбил в себя! Дербент же мы посетили дважды, пробыв там в общей сложности десять дней. И я думаю, пришло время поделиться всеми туристическими и нетуристическими достопримечательностями и просто красивыми местами этого города!

1. Начну, пожалуй, с основного древнейшего места города, куда в первую очередь с самого утра беленькие микроавтобусы привозят группы туристов- Цитадель Нарын-кала , которая является частью Дербентской крепости!

Дербентская крепость -это уникальнейшее строение, которое включало в себя: городские стены, морские стены, цитадель, горную стену «Даг-бары». Если честно, то для меня наверно самое сложное в этой статье-это как раз правильно/грамотно описать именно эту достопримечательность. Уж очень много нюансов и хитростей в самой постройке, а о её богатейшей истории я вообще молчу…

На просторах интернета конечно же много информации и я не сомневаюсь, что большинство наверняка достоверна, но всё же я не историк, поэтому именно об этом я писать не рискну, зато расскажу, что больше всего впечатлило и дам парочку небольших советов!

Впервые саму цитадель мы увидели 7 марта 2020 в районе 7 утра… Мощнейшие стены Нарын-калы на холме в свете первых солнечных лучей и на фоне начинающей зеленеть травы поразили с первого взгляда.

И здесь первый совет: посмотрите на цитадель изначально снизу, там где начинаются ступеньки. Увидев её издалека, желание погрузится в историю и осмотреть всё досконально явно увеличится! Безусловно меня впечатлила вся «задумка» оборонительной системы Дербентской крепости, но всё же больше всего удивили те самые морские стены, которые уходили прям в море, тем самым препятствуя обходу крепости по мелководью и образуя гавань для судов. Это ли не гениально!

Другая же стена «Даг-бары» уходила на 40 километров далеко в горы и контролировала все горные дороги! Но, к сожалению, как нам рассказал житель села Джалган, именно эта часть крепости совсем в плачевном состоянии (если не хуже), ей никто не занимается, не реставрирует и не охраняет…Печально.

На территории самой же цитадели мне ОЧЕНЬ понравилось, как будто погружаешься в глубочайшую историю здешних мест. Не буду описывать всё, скажу только что мне всех больше запомнились ханские бани, огромные стены Нарын-кала и зиндан.

Зиндан-подземная тюрьма (зина-преступление, дан-помещение), глубиной 11 метров и самое интересное, что сделана она также с наиумнейшей задумкой. Эта самая подземная тюрьма построена в виде пирамиды с наклоненными внутри стенами, чтобы узники не могли выбраться! И опять же-гениально!

И ещё парочку советов:

-приезжайте к цитадели под открытие (не помню, то ли с 8.00 то ли с 9.00 открыта касса), в это время ещё нет наплыва туристов, что означает большее погружение в атмосферу и историю;

-обязательно почитайте заранее хоть немного об этом месте. Почему? Ну если вы без сопровождения экскурсовода, то быть в теме просто необходимо, иначе кроме атмосферы и отличных видов Нарын-кала ничего вам не подарит…да и вашим попутчикам будет интересно послушать от вас различные исторические моменты, связанные с этим местом. Если же вы с гидом, то желательно также знать хоть чуток, так как зная азы, вы с ещё большим интересом будете слушать своего экскурсовода, концентрируясь даже на мелочах.

Про это, пожалуй, всё!

2.Сосновый бор , находящийся в непосредственной близости от цитадели (буквально метров 100 в горку), является моим ЛЮБИМЫМ местом в Дербенте. Об этом я писала отдельную статью , но всё же пару слов ещё раз скажу…

Мне, если честно, непонятно почему сюда не доходят туристические группы (наверное по времени ограничены), но по-моему это идеальное место для хотя бы 20ти минутной прогулки после насыщенной экскурсии по цитадели Нарын-кала.

Этот Сосновый бор совсем небольшой, но каким-то магическим образом он манит меня каждый раз, оказываясь я поблизости. Можно прогуляться от него ещё немного выше и взору откроются потрясающие виды на город, крепость и море (особенно красиво в вечернее время).

А для особо желающих и располагающих временем, можно идти по тропке вперед ещё выше и дойти до родника, виды оттуда будут ещё прекраснее. Если же пройти Сосновый бор насквозь, то перед вами предстанут огромные буквы «ДЕРБЕНТ» и, имея хорошую камеру или коптер, здесь можно сделать хорошие кадры.

3.Дербентская Джума-мечеть. Старейшая мечеть России. Ещё один объект Дербента с богатой историей, уходящей в далёкое прошлое, аж в начало 8 столетия.

За многие годы мечеть неоднократно перестраивали, восстанавливали и, со временем здесь даже появилось медресе. Сейчас она внесена в реестр культурного наследия ЮНЕСКО.

Когда мы посещали это место (8 марта 2020) ворота к самой Джума-мечети были закрыты (то ли реставрация, то ли иные причины), но во дворе комплекса, состоящего из мечети, медресе и жилых помещений для духовенства, нам посчастливилось побывать.

Во дворе стоят 4 платана, которые не могут не впечатлить, они признаны памятниками живой природы всероссийского значения. На сколько мне известно, платаны любят воду и как бы вытягивают её из под земли, что бы в мечети было сухо.

4. Буквально в десяти шагах от Дербентской Джума-мечети находится следующая достопримечательность- музей «Культура и быт древнего Дербента» .

Что могу сказать?! Музей крохотный, расположен в бывшей Девичьей бане, которая предназначалась для незамужних молодых девушек. На мой взгляд, музей не совсем отражает быт древнего Дербента, но всё же зайти туда стоит, необычное местечко.

5.Церковь Святого Всеспасителя. Довольно красивый армянский храм, построенный в 1870 году. Особенно необычно он смотрится со стороны площади Свободы. И, как и всё в этом старинном городе, храм имеет свою большую историю.

В период Гражданской войны церковь сильно пострадала, несколько раз её перестраивали и реставрировали. В 1975 году храм признали памятником архитектуры,а в 1982 году он был передан художественному музею-заповеднику, ну а сейчас в нём расположен музей ковра. К сожалению, внутри не были (было закрыто), но в щелку видели ковры на полу и на стенах.

Белый свет древнего города: как работает самый южный маяк в России


Маяки принято считать таинственными местами, овеянными романтикой. Шум моря, крики чаек и никого вокруг… Так ли это на самом деле? В поисках ответа корреспонденты «Это Кавказ» отправились в древний Дербент на юге Дагестана — на самый низкоширотный в стране маяк, объект всемирного наследия ЮНЕСКО.

Мистический Дербент: тайны древнего города


Что назовет первым человек, хоть раз побывавший в Дербенте или просто слышавший о 2000-летнем городе? Скорее всего, знаменитую цитадель Нарын-кала и колоритные магалы самого южного города России. Но здесь еще много того, что обязательно стоит увидеть своим глазами, уверяет экскурсовод Таисия Алибутаева.

В прошлом году 25-летняя сотрудница дербентского Музея истории мировых культур и религий вошла в тройку призеров в одной из номинаций всероссийского конкурса «Лучший гид России». Экскурсии по древнему городу она старается делать запоминающимися: туристов встречает в национальном костюме и постоянно разрабатывает новые маршруты.

— Этот маршрут я бы назвала «Религиозно-мистическим», — говорит Таисия. Его она готовится запустить весной. А пока «обкатывает» на знакомых и журналистах.

Городской маяк Дербента (Дербентский маяк)

https://img.tourister.ru/real_orig/2/7/6/3/8/9/2/5/27638925.jpg?code=71b4fe72ecc403e4be9f50d6fdd4021b&id=27638925

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Египет до сих пор закрыт? Летим в 2021 через Белоруссию!.

Маяк в Дербенте

Старинный маяк расположен на остатках северной стены Дербентской крепости на землях Шахристана, то есть нижнего города.



Дербент – ворота Шелкового пути


Экскурсия в Дербент

Интересная особенность – маяк находится на большом расстоянии от линии моря (почти километр). Считают, что это связано с тем, что раньше уровень Каспийского моря был выше.

Маяк светится ночью, поэтому его хорошо видно. Местные жители говорят, что Дербентский маяк – самый южный в России. Он был построен в середине XIX века в связи с открытием регулярных рейсов пассажирских пароходов в Дербентский порт и до сих пор находится в рабочем состоянии.

Маяк в Дербенте на карте:

Адрес: Республика Дагестан, город Дербент, ул. 3-го Интернационала, между парком им. Стальского и парком им. Низами

Путешественникам также нравится

Показать все


Архитектурный комплекс Цитадель Нарын-Кала

Исторические достопримечательности • Культурные объекты и достопримечательности


Цитадель и крепостные сооружения древнего Дербента

Исторические достопримечательности • Древние руины


Дербентская Джума-мечеть

Исторические достопримечательности • Архитектурные достопримечательности


Древние руины • Культурные объекты и достопримечательности


Парк Боевой Славы

Парки • Памятники и статуи


Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Архитектурные достопримечательности • Религиозные достопримечательности


Bayat-Kapi Gate

Древние руины


Религиозные достопримечательности


Ханский дворец

Древние руины


Khanskiye Bani

Древние руины

Нашли неточность или хотите что-то добавить?

Внесите правки, чтобы улучшить наш каталог.

© TripAdvisor LLC, 2021 г. Все права защищены.

Условия использования Заявление о конфиденциальности и файлах cookie Согласие на использование файлов cookie Карта сайта Как работает сайт

Эта версия нашего веб-сайта предназначена для пользователей из страны Россия , для которых основным языком является Русский . Если Вы живете в другой стране или регионе, выберите соответствующую версию Tripadvisor для своей страны или региона в выпадающем меню. подробнее

Наверх, к свету


Фото: Евгений Костин

Айваз Панахов

Чугунная лестница, закручиваясь по спирали, уводит все выше и выше. С каждым шагом ступени все уже, а потолок, кажется, давит на плечи. В небольших окошках в толстых стенах мелькают сначала служебный дом начальника маяка, затем — Каспийское море, почти слившееся с таким же серым осенним небом, и, наконец, — древняя крепость Нарын-кала, окутанная туманом.

Путь к свету в 73 ступени начальник дербентского маяка Айваз Панахов может проделать с закрытыми глазами. За почти 30 лет работы на маяке он выучил каждый изгиб крутой лестницы внутри старой каменной башни.

— Когда поднимаюсь сюда ночью, спокойно иду в темноте, — говорит смотритель.

За годы существования маяк в Дербенте видел немало «приключений». В 1892 году город пережил землетрясение: многие здания были разрушены, но установленный на прочной крепостной стене маяк уцелел — лишь светооптический аппарат вышел из строя и в башне появились трещины. После революции 1917 года объект продолжал работу. В 1918 году Дербент захватили турки. Они арестовали служащих маяка и учинили разгром, а во двор и жилые помещения маяка загнали коров и другой скот. После выдворения турецких отрядов в город вступили деникинцы, маяк отремонтировали. Любопытный факт: по распоряжению командования половину фонаря со стороны Баку на маяке завесили черным сукном. Затем город перешел под контроль Красной Армии. 10 марта 1919 года маяк возобновил регулярное освещение.

По книге «Маяки России. Исторические очерки», А. Комарицын, В. Корякин, В. Романов

— Когда его строили, море было ближе. Сейчас, бывает, копаешь огород и натыкаешься на песок… Это место считалось окраиной города, ни одного здания рядом не было, — объясняет Панахов.

Читайте также: