Литва место в ес

Обновлено: 18.05.2024

16 лет назад прибалтийские республики вступили в состав Европейского союза. Какие итоги пребывания в организации "в цифрах" можно подвести?

Шестнадцать лет назад Латвия, Литва и Эстония стали полноправными членами Европейского союза. Как изменилась жизнь граждан республик, анализируем на основе данных, собранных статистическим бюро организации Eurostat.

Население

По состоянию на 1 января 2004 году население Латвии, Литвы и Эстонии составляло 2 276 520, 3 398 929 и 1 366 250 человек соответственно.

В итоге с 2004 года численность начала постепенно сокращаться. В Латвии она, например, снизилась на 16,3% и составила в 2020 году 1 905 800 человек. За весь период нахождения республики в составе Европейского союза не было зафиксировано даже незначительного увеличения.

Литва начинала свой путь в Европейском союзе с населением более 3 млн человек. С каждым последующим за 2004 годом численность уменьшалась, и уже в 2013 году составила 2 971 905 человек. На начало 2020 года в республике проживают 2 794 389 человек. Примечательно, что в этом году цифра увеличилась впервые за почти 28 лет – на 145 человек.

Численность населения Эстонии сокращалась с 2004-го по 2015-й год. За этот период количество человек снизилось на 4%. По состоянию на 1 января 2020 года в республике проживало 1 337 039 человек.

Среди главных причин депопуляции республик – отрицательный естественный прирост и массовая миграция. Вступление в Евросоюз позволило жителям республик свободно перемещаться по всей территории организации, что в результате и привело к росту миграции.

Так, в 2004 году из Латвии, Литвы и Эстонии эмигрировали 4844, 5553 и 1097 человек соответственно. Впоследствии цифры только росли: 10 234, 15 685 и 3709 человек в 2011 году соответственно, в 2018 – 10 909, 28 914 и 17 547 человек.

Уезжает из республик в основном молодое население: люди, приобретя возможность свободного перемещения, выбирают более благополучные европейские страны, переезжают туда на постоянное место жительства, находят работу, заводят семьи и оседают там, приезжая впоследствии в Прибалтику уже в качестве туристов.

А кто остается? Люди предпенсионного и пенсионного возраста, которым приходится работать, поскольку социальных выплат на жизнь хватает не всем. Так, по данным за 2018 год, количество работающих жителей в возрасте от 55 до 64 лет в Латвии, Литве и Эстонии составило 65,4%, 68,5% и 68,9%. При этом в целом количество работающих людей в возрасте от 20 до 64 лет составляет 76,8%, 77,8% и 79,5% соответственно.

Таким образом, в балтийских республиках наблюдается существенное преобладание населения предпенсионного и пенсионного возраста. Eurostat прогнозирует, что в Латвии, Литве и Эстонии будет 28,7%, 30,7% и 28,5% населения в возрасте от 65 и выше соответственно.

В случае продолжения текущих тенденций страны ожидает массовый выход на пенсию и сокращение численности молодого населения или, иными словами, еще больший отток трудоспособного населения.

Экономический рост

Латвию, Литву и Эстонию называли "Балтийскими тиграми" в период их экономического бума с 2000 по 2006 год, когда страны демонстрировали внушительные показатели экономического роста.

Так, в 2006 году ВВП Латвии вырос на 11,9%, Литвы – на 7,5%, Эстонии – на 11,2%. Однако в положительную динамику вмешался глобальный экономический кризис 2008–2009 годов. По итогам 2009 года балтийские республики оказались в пятерке худших стран мира по динамике ВВП: в Латвии минус 17,8%, в Литве минус 16,8% и в Эстонии – минус 13,7%.

Впоследствии страны, хоть и демонстрировали рост, но все же незначительный. Так, в Литве в 2013 году был зафиксирован рост на 3%, в 2018 году – на 3,1%.

Текущий год также не принесет балтийским республикам хороших показателей, считают эксперты Международного валютного фонда (МВФ). В скорректированном в апреле прогнозе отмечается, что самый большой экономический спад ждет Латвию – 8,6%. На втором месте находится Литва – спад составит 8,1%. Для Эстонии прогноз составляет минус 7,5%.

Европейские дотации

После вступлении в Европейский союз балтийские республики стали получать дотации из структурных фондов организации. Эти средства должны были обеспечить рост экономик Латвии, Литвы и Эстонии до среднего экономического уровня развития Евросоюза.

Политолог Александр Носович отмечал, что еврофонды давали странам Балтии 3% прироста ВВП, а без этих дотаций республикам грозило бы падение экономики:

"За счет структурных фондов ЕС выживают сельское хозяйство и строительный сектор Прибалтики – с прекращением брюссельского денежного потока эти отрасли ожидает кризис, который перекинется на всю экономику прибалтийских республик".

Между тем дело, действительно, идет к сокращению дотаций. В новом проекте многолетнего бюджета Евросоюза, обсуждение которого сейчас прервалось из-за пандемии COVID-19, предлагалось урезать средства Фонда сплочения, предназначенные для ликвидации отставания от других членов организации.

В случае принятия такого проекта документа дотации, например, Литве должны сократиться на 27%. Поступления Латвии снизятся, по оценке премьер-министра республики Кришьяниса Кариньша, на 22%.

Самый же сильный удар нанесут по Таллину. Министерство финансов Эстонии посчитало, что сумма дотаций ЕС может уменьшиться на 40%, или на 1,5 млрд евро.

С учетом текущей ситуации – экономического кризиса и борьбы с распространением коронавирусной инфекции COVID-19 – не исключено, что в будущем дотации республикам будут сокращены еще больше.

Время

Вступая в Европейский союз, в Латвии и Эстонии существовали институты неграждан. Так называется особый юридический статус, который лишает проживающих на территории республик неграждан ряда избирательных прав.

Большинство неграждан – бывшие граждане СССР, которые жили на территории Латвии и Эстонии, но не получили гражданство республик после распада Советского Союза.

Шестнадцать лет в Европейском союзе, одним из основополагающих принципов которого является охрана прав и свобод человека, не поставили точку на существовании этих институтов.

Кроме того, продолжают испытывать трудности проживающие на территории республик национальные меньшинства. В данном случае речь идет о праве получать образование на родном языке.

Ежегодно ситуация лишь усугубляется: недовольные своим положением граждане выходят на митинги и устраивают акции протеста, власти не делают шагов навстречу, тем самым увеличивая социальное напряжение. Дальше трудностей становится все больше, действует эффект "снежного кома".

Шестнадцать лет – достаточный срок для решения существующих проблем или хотя бы запуска механизмов, которые помогли бы их решить. Но этот срок Прибалтикой был упущен.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.


Членство Литвы в ЕС

1 мая 2004 года Литва стала полноправным членом Европейского Союза. В этот день мы отмечаем день присоединения Литвы к Европейскому Союзу. Мы являемся частью уникальной экономической и политической семьи в 27 европейских странах-членах. Европейский Союз работает в целом ряде областей политики, где он создает добавленную стоимость: от прав потребителей до безопасности и обороны, тем самым подчеркивая, что европейские государства могут сделать больше, работая вместе, а не индивидуально. Однако страны Европейского Союза объединяют не только достижения в практической политике. Человеческое достоинство, свобода, демократия, равенство, верховенство закона и уважение прав человека являются основными ценностями Европейского Союза, которые закладывают основы для сильного, сплоченного, основанного на ценностях сообщества государств и граждан по всей Европе. Достижения Европейского Союза на международной арене в 2012 году были отмечены Нобелевской премией мира за содействие миру, примирению, демократии и правам человека в Европе.

Во второй половине 2013 г. Литва успешно председательствовала в Совете Европейского Союза. Во время председательства мы стремились внести свой вклад в создание заслуживающей доверия, растущей и открытой Европы. Это был один из самых важных вкладов Литвы в процессы разработки и реализации политики Европейского Союза. Это председательство является прекрасным примером способности Литвы руководить законодательными процессами Европейского Союза, открывшим много возможностей для всей Литвы: во время первого председательства в Совете Европейского Союза мы солидно представились всему Европейскому Союзу, граждане Литвы получили возможность расширить свои знания о Европейском Союзе, а предприниматели – продемонстрировать лучшие литовские продукты и предлагаемые услуги.

Хотя Литва состоит в Европейском Союзе уже второе десятилетие, интеграция в Европейский Союз - это бесконечный процесс. Достижения Литвы в Европейском Союзе неоднократно находили отклик на международной арене, подчеркивая наши быстрые успехи в различных областях. Однако, как часть Европейского Союза, мы можем добиться еще большего. Европейский Союз является постоянным стимулирующим фактором, предоставляющим Литве стимулы и возможности стать более сильным и стабильным современным государством, продолжать развиваться и стремиться к экономическому росту и процветанию всего общества. Членство Литвы в Европейском Союзе способствует обеспечению безопасности и укреплению европейских ценностей, и мы чувствуем его положительное влияние практически во всех сферах государственной жизни.

Расширение ЕС

Расширение Европейского Союза – одно из наиболее важных и успешных направлений политики с момента создания Европейских сообществ (подписания Римского договора в 1957 году).

Во время семи этапов расширения Европейских сообществ количество государств-членов увеличилось с 6 до 28:

С 1 февраля 2020 г. Великобритания не является членом ЕС.

Страны-кандидаты в ЕС, начавшие переговоры о вступлении с ЕС:

Черногория

1 мая 2010 г. Вступило в силу Соглашение о стабилизации и ассоциации между ЕС и Черногорией
17 декабря 2010 г. Черногория получила статус страны-кандидата в ЕС

Присоединение Черногории к Общему положению внешней политики и политики безопасности ЕС – 99% (2019).

Сербия

1963 г. ЕС (тогда - Европейское экономическое сообщество, ЕЭС) и Турция подписали Соглашение об ассоциации между ЕЭС и Турцией, предусматривающее постепенное создание таможенного союза (так называемое Анкарское соглашение).

Присоединение Турции к Общему положению внешней политики и политики безопасности ЕС – 20 % (2019).

Ожидается, что по получении одобрения Европейского совета от 26 марта 2020 года в ближайшее время начнутся переговоры о присоединении к ЕС со следующими странами:

Албания

2009 г. Албания подала заявку на членство в ЕС.
Вступило в силу Соглашение о стабилизации и ассоциации между ЕС и Албанией.

Присоединение Албании к Общему положению внешней политики и политики безопасности ЕС – 100 % (2019 и ранее)

Северная Македония

1 апреля 2004 г. Вступило в силу Соглашение о стабилизации и ассоциации между ЕС и Бывшей югославской республикой Македонией (БЮРМ).

Присоединение Северной Македонии к Общему положению внешней политики и политики безопасности ЕС88 % (2019)

Государства-потенциальные кандидаты, стремящиеся начать переговоры о вступлении в ЕС:

Босния и Герцеговина

2008 г. ЕС и Босния и Герцеговина подписали Соглашение о стабилизации и ассоциации.
1 июня 2015 г. Вступило в силу Соглашение о стабилизации и ассоциации между ЕС и Боснией и Герцеговиной.

Присоединение Боснии и Герцеговины к Общему положению внешней политики и политики безопасности ЕС59 % (2019 m.)

Косово

2015 г. ЕС и Косово подписали Соглашение о стабилизации и ассоциации.
1 апреля 2016 г. Вступило в силу Соглашение о стабилизации и ассоциации между ЕС и Косово.

5 стран ЕС (Испания, Греция, Кипр, Румыния, Словакия) не признают независимость Косово

Правовое основание

Статья 2 и статья 49 Договора о Европейском Союзе обеспечивает правовую основу для вступления в Европейский союз любой европейской страны, которая уважает ценности ЕС и стремится их отстаивать. Переговоры о членстве в ЕС не могут начаться до тех пор, пока все государства-члены ЕС единогласно не согласятся на переговорный мандат со страной-кандидатом.

Первый шаг к членству в ЕС – соответствие критериям членства в ЕС. Эти критерии были установлены Европейским советом в на саммите в Копенгагене в 1993 году. «Копенгагенские критерии» определяют политические и экономические требования для стран, желающих вступить в ЕС:

  • Создание стабильных институтов, гарантирующих демократию, верховенство закона, права человека, уважение и защиту меньшинств и их уважение.
  • Функционирующая рыночная экономика и ее способность конкурировать и противостоять рыночным силам.
  • Способность внедрять acquis, принимать и эффективно выполнять обязательства членства в ЕС, включая соблюдение целей политического, экономического и валютного союза.

На саммите Европейского совета в Мадриде в декабре 1995 года было внесено дополнение о том, что страна-кандидат должна иметь возможность применять законы ЕС и обеспечивать эффективное выполнение законодательства ЕС, перенесенного в национальное законодательство, с помощью соответствующих административных и судебных структур.

ЕС оставляет за собой право решать, соответствует ли страна-кандидат критериям присоединения. Кроме того, сам ЕС должен иметь возможность интегрировать новых членов.

Процесс стабилизации и ассоциации, начатый в 1999 году, дополнительно установил требования для членства в ЕС Западных Балкан с точки зрения регионального сотрудничества, добрососедских отношений и плавного перехода к рыночной экономике.

В ЕС признали миграционный кризис на границе с Белоруссией гибридной атакой


Еврокомиссия приняла план действий в отношении миграции на территорию Евросоюза. По словам члена ЕК Виргиниюса Синкявичюса, в этом документе ситуация с нелегалами на границе с Литвой и соседними государствами признана «гибридной атакой» Белоруссии.

«Сегодня было принято дополнение к так называемому миграционному пакету. Он (миграционный пакет) был принят год назад, сегодня прошла оценка самого пакета и, что очень важно для Литвы, происходящее у границ Литвы, Латвии и Польши с Беларусью, на внешней границе с ЕС, эта было признано гибридной атакой», — цитирует Синкявичюса BNS.

Еврокомиссия не сводит все события только к нелегальной миграции, продолжил член ЕК, что позволяет по-разному реагировать на вызовы у рубежей Европы.

Миграционный кризис на границе Белоруссии, стран Прибалтики и Польши продолжается уже не первый месяц. Страны ЕС обвиняют Минск в искусственном создании проблем с нелегалами у своих рубежей, пока белорусская сторона критикует Брюссель за отказ от диалога по миграционным вопросам.

Ранее сообщалось, что в Литве началось строительство забора на границе с Белоруссией.

Процесс расширения ЕС

Процесс расширения ЕС включает три этапа:

1. Предоставление статуса государства-кандидата в ЕС

Совет Европейского Союза после получения заключения Комиссии согласия Европейского Совета единогласно предоставляет статус страны-кандидата..

2. Переговоры о членстве в ЕС

Это процесс, в котором государство-кандидат обсуждает условия обсуждает условия переноса и применения законодательства Европейского Союза в целом (acquis communautaire).

Переговоры начинаются по принятии единогласного решения Совета Европейского Союза.

Переговоры проходят на межправительственных конференциях между правительствами государств-членов ЕС и государств-кандидатов. Законодательство ЕС (acquis communautaire) разделено на области политики в целях эффективной организации переговоров. В настоящее время существует 35 областей политики, также известных как «переговорные главы». Продолжительность переговорного процесса неодинакова и зависит от прогресса страны-кандидата и ее готовности выполнять законы Европейского Союза.

Процесс переговоров:

  • Процесс проверки. Каждая переговорная глава обсуждается отдельно. Европейская комиссия проводит углубленную проверку каждой переговорной главы и предоставляет государствам-членам ЕС отчеты об инспекции, оценивающие готовность страны, а также рекомендующие начало переговоров по конкретной области политики или введение требований по выполнению определенных условий.
  • Подготовка переговорных позиций. Перед началом переговоров государство-кандидат представляет свою позицию на переговорах, а ЕС принимает общую позицию, устанавливающую критерии, которым должно соответствовать государство-кандидат до окончания соответствующей переговорной главы. Переговорная глава может быть временно закрыта только в том случае, если страна-кандидат продемонстрирует, что она уже внедрила достижения данной главы или что она будет выполнять их к дате присоединения и соответствует установленным критериям. Совет Европейского Союза может устанавливать критерии открытия и закрытия всех глав или промежуточные критерии для определенных глав. Решение об установлении критериев основано на отчете об инспекции Европейской комиссии. Стороны также рассматривают переходные меры, чтобы увидеть, можно ли (и каким образом) применять некоторые правила постепенно, давая стране, вступающей в ЕС, или странам-членам ЕС время для корректировки. В основном это обсуждается на завершающей стадии переговоров.
  • Завершение переговоров. Процесс переговоров зависит от прогресса каждого государства-кандидата. Ни переговоры, ни отдельные главы переговоров не могут быть завершены до тех пор, пока каждое государство-член ЕС не согласится с прогрессом, достигнутым государством-кандидатом. Процесс переговоров заканчивается закрытием всех переговорных глав и началом разработки договоров о присоединении к Европейскому Союзу.

На протяжении всего процесса подготовки к вступлению Европейская комиссия отслеживает усилия государства-кандидата по внедрению acquis и прогрессу, а также дает рекомендации по реализации дальнейших реформ.

3. Вступление в Европейский Союз

Когда переговоры завершаются окончательным закрытием всех глав пакета, составляется Договор о вступлении в Европейский союз, который заключается на подготовительной конференции государств-членов ЕС. Договор о присоединении предусматривает четкую дату членства в ЕС, условия, переходные периоды, финансовые положения, исключения и т. д. Договор о присоединении должен быть единогласно утвержден Советом Европейского Союза и одобрен Европейским парламентом. Затем соглашение подписывается каждой страной-членом ЕС и страной-кандидатом. До вступления в силу Договор о присоединении должен быть ратифицирован всеми государствами-членами ЕС и странами-кандидатами в соответствии с их конституционными процедурами.

Миграционные споры. Литва попытается переписать законы ЕС

Граница Литвы и Белоруссии у деревни Капчяместис

© AFP 2021 / PETRAS MALUKAS

Министр внутренних дел Литвы Агне Билотайте рассказала, что Литва попытается склонить страны-члены ЕС к изменению миграционного законодательства и политики объединения.

Глава МВД Литвы Агне Билотайте сообщила, что Литва предложила изменить существующие миграционные правила Евросоюза, чтобы обеспечить оттеснение нелегальных мигрантов в случае введения чрезвычайного положения на приграничных территориях, а также заявила о необходимости финансирования строительства барьеров на границах из бюджета ЕС, сообщает The Baltic Times.

"В таких ситуациях, когда возникает чрезвычайная ситуация и нелегальные мигранты используются как инструмент давления на страны, государства имеют право принимать такие решения, которые мы приняли в своем национальном законодательстве, то есть предотвращать незаконный въезд. [Переход границы] можно было осуществить только на законных основаниях через пограничные контрольно-пропускные пункты или другие специально отведенные места", – подчеркнула Билотайте.

При этом глава МВД Литвы подчеркнула, что, несмотря на необходимость легализации права государств на вытеснение нелегальных мигрантов в случае введения чрезвычайного положения на наднациональном уровне, такая мера должна применяться только в "экстренных случаях".

Кроме того, премьер-министр балтийской республики обратила внимание на необходимость финансирования строительства ограждений и стен на внешних границах европейского объединения из казны ЕС. Обусловила министр это тем, что без строительства стен якобы невозможно остановить поток нелегальной миграции.

"В настоящее время европейские учреждения поддерживают только внедрение систем наблюдения за границами, и нет ни слова о каких-либо физических барьерах. И физические барьеры, как мера, должны быть обязательными и при необходимости построены. Во-вторых, они должны финансироваться из европейских средств, поскольку это проблема не только отдельных стран-членов", – сказала министр.

Все эти предложения будут представлены на рассмотрение литовской стороной во время встречи министров внутренних дел Евросоюза в октябре. Кроме того, идеи, озвученные Билотайте, лягут в основу создания альянса стран-членов ЕС, который будет выступать с единой позицией по изменению миграционной политики ЕС.

Ранее Литва и Польша договорились, что будут совместно добиваться изменения миграционной политики Евросоюза, а также финансирования Брюсселем строительства стен на границе против мигрантов.

"Обе стороны единодушно согласились с тем, что необходимо изыскать финансирование ЕС для строительства забора, а также для более быстрого принятия решений по изменениям в законодательстве ЕС о защите границ и миграции", – говорилось в пресс-релизе литовского МВД по итогам встречи министра внутренних дел Литвы Агне Билотайте и заместителя главы польского Министерства внутренних дел и администрации Бартоша Гродецкого.

Напомним, что в 2021 году Литовская Республика столкнулась с беспрецедентным миграционным кризисом. Только в 2021 году из Белоруссии в Литву прибыло более 4100 мигрантов, что примерно в 50 раз больше, чем за весь 2020 год. Для борьбы с нелегальной миграцией Литва проложила 32 км спиральной колючей проволоки вдоль своей границы с Белоруссией и рассчитывает построить физическое заграждение на всей ее длине в течение года.


Литва вышла на второе место в ЕС по смертности от COVID-19

Медицинский работник в отделении реанимации и интенсивной терапии в госпитале COVID-19

© Sputnik / Илья Питалев

Литва занимает второе место по смертности от COVID-19 в Евросоюзе, свидетельствуют данные Европейского центра профилактики и контроля заболеваний (ECDC).

Литва занимает второе место по смертности от COVID-19 в Евросоюзе. Об этом свидетельствуют данные Европейского центра профилактики и контроля заболеваний (ECDC), передает Sputnik Литва.

Отмечается, что за последние две недели число случаев в балтийской республике составило 395 на 100 тысяч человек. Самый высокий показатель зафиксирован в Словении, Ирландии и Эстонии.

Между тем, по последним данным, в Литве подтверждено более 315 тысяч случаев коронавируса, свыше 4,7 тысячи человек скончались.

Ранее советник премьер-министра Литвы Ингриды Шимоните Живиле Гудлявичене проинформировала, что в балтийской республике с июля продолжается рост количества зараженных коронавирусом. По ее словам, в ближайшие недели число новых случаев достигнет "беспокоящих" показателей.

"Нынешняя ситуация с коронавирусом неудовлетворительная, однако она не такая и плохая", – цитирует Гудлявичене Delfi.

Вместе с тем, рост новых случаев не прекращается с июля. И, несмотря на временное "затишье" после начала массовой вакцинации жителей страны, пандемия Covid–19 в Литве ударит с новой силой – в стране резко возросла смертность от инфекции.

"Он [рост новых случаев] медленный. Было 100, 300, 500 случаев, это держалось около недели, только на последней неделе фиксируем больше, чем по 1000 случаев. Это и заслуга вакцинации, что болезнь быстро не распространялась. Но сейчас беспокоит другой показатель, (…) это рост смертности. Большая часть скончавшихся – непривитые и люди старшего возраста. Это группа риска, до которой надо достучаться", – добавила чиновник.

За минувшие сутки в Литве выявлено более 800 новых случаев коронавируса, скончались 13 человек, свидетельствуют данные Департамента статистики, опубликованные в воскресенье.


Прибалтика в Евросоюзе. Неутешительные итоги


Ровно 14 лет назад, 1 мая 2004 года, Литва, Латвия и Эстония вступили в Евросоюз. Европейская интеграция представлялась руководству стран Балтии вершиной исторического развития, вхождением в Царствие Небесное, где Литву, Латвию и Эстонию ждет лишь благоденствие и процветание. Реальность оказалась не такой радужной: в составе ЕС Прибалтика превратилась в деградирующую периферию Европы с умирающей экономикой и разъезжающимся населением.

1. Население

Прогнозы о том, что членство в ЕС приведет к оттоку трудоспособного населения из Литвы, Латвии и Эстонии в Западную Европу, не просто сбылись, а оказались излишне «оптимистичными».

Европейская интеграция привела не просто к оттоку, а к настоящему бегству людей из Прибалтики.

После вступления в Евросоюз и получения права свободного перемещения по Европе страны Балтии покинул каждый пятый житель. В годы кризиса Литву за несколько лет оставили более 150 тысяч, Латвию — более 100 тысяч человек. Но и после частичного посткризисного восстановления экономики эмиграция продолжается. Население Литвы сокращается на 1,5%, Латвии — на 1% в год.

Источник изображения: delo.ua

Источник изображения: delo.ua

Титульные нации стран Прибалтики, ради сохранения которых провозглашались Литва, Латвия и Эстония, являются умирающими.

Носителей эстонского языка в мире осталось менее миллиона человек. Количество латышей в Латвии — немногим более миллиона. Молодые эстонцы, латыши и литовцы массово покидают свои страны, создают семьи за рубежом, отказываются возвращаться в Прибалтику, а их потомки уже не знают языка предков и не чувствуют своей принадлежности к балтийским народам.

2. Экономика

Европейская интеграция обернулась сворачиванием целых отраслей национальных экономик Литвы, Латвии и Эстонии, причем понесенные убытки не были компенсированы странам Балтии из Брюсселя.

Вступление в ЕС завершило процесс деиндустриализации Прибалтики: те крупные промышленные объекты балтийских стран, которые выжили после рыночных реформ 1990‑х и сознательной политики правящих националистов по ликвидации заводов и фабрик, закрылись из-за невозможности выдержать конкуренцию дешевого европейского импорта.

Евросоюз заставил Литву закрыть крупнейшую на момент постройки атомную станцию в мире — Игналинскую АЭС.

Латвия под давлением Брюсселя была вынуждена отказаться от производства сахара и закрыть все сахарные заводы.

Европейские квоты на рыболовство и ограничение рыболовецкого промысла в Балтийском море привели к тому, что рыболовный флот в странах Балтии был распилен на металлолом.

Вступление в ЕС завершило процесс деиндустриализации Прибалтики / Источник изображения: azattyk.org

Прибалтийским фермерам Евросоюз платил дотации не на развитие своего производства — деньги давались за отказ от выращивания продукции, чтобы сельхозпроизводители Эстонии, Латвии и Литвы не создавали конкуренции западноевропейским агрохолдингам даже на отечественном рынке.

В результате членство в ЕС обернулось для стран Прибалтики утратой нормальной экономики как таковой. Страны Балтии в Евросоюзе не являются экономически самодостаточными и живут на «искусственном дыхании» фондов ЕС.

3. Еврофонды

В обмен на сворачивание производства и уничтожение реальной экономики Евросоюз направил в Прибалтику финансовый поток дотаций из структурных фондов ЕС. Дотации должны были обеспечить «выравнивание» прибалтийских экономик и подтянуть Литву, Латвию и Эстонию до среднего уровня экономического развития Евросоюза.

Сегодня еврофонды дают странам Балтии 3% прироста ВВП — без дотаций в Литве, Латвии и Эстонии было бы падение экономики. За счет структурных фондов ЕС выживают сельское хозяйство и строительный сектор Прибалтики — с прекращением брюссельского денежного потока эти отрасли ожидает кризис, который перекинется на всю экономику Прибалтийских республик.

Между тем, дело идет именно к уменьшению европейского финансирования: после 2020 года европейский бюджет станет меньше и от этого может сократиться доля средств для дотационных стран, получающих «пособия для малоимущих».

В обмен на сворачивание производства и уничтожение реальной экономики Евросоюз направил в Прибалтику финансовый поток дотаций из структурных фондов ЕС / Источник: mamikins.lv

В обмен на сворачивание производства и уничтожение реальной экономики Евросоюз направил в Прибалтику финансовый поток дотаций из структурных фондов ЕС / Источник: mamikins.lv

Прибалтика уже сейчас сталкивается с перебоями в финансировании. Еврокомиссия отказалась софинансировать литовский СПГ‑терминал, не дала денег на эстонский СПГ‑терминал и Висагинскую АЭС.

Но через два-три года политика выравнивания в Евросоюзе может или вовсе прекратиться, или измениться не в пользу стран Балтии. Financial Times, например, сообщает, что в результате реформы системы выделения финансовой помощи европейские деньги будут перенаправлены из Восточной Европы в Грецию, Италию и Испанию.

4. Демократия и права человека

Когда Литва, Латвия и Эстония вступали в Евросоюз, оптимисты надеялись, что европейская интеграция улучшит удручающую ситуацию с демократией и правами человека в этих странах.

Пессимисты скептически отвечали, что если Европа готова принять в свои ряды страны с позорным институтом неграждан, то на проблемы с демократией и правами человека в Прибалтике там будут закрывать глаза.

Последние оказались правы.

Демократия в странах Балтии так и осталась ущербной, всеобщего избирательного права в Латвии и Эстонии не появилось, дискриминация национальных меньшинств продолжается, а в общественно-политической жизни балтийских стран после вступления в ЕС появились такие уродливые явления, о которых в «просвещенной Европе» в последние десятилетия успели забыть.

Демократия в странах Балтии так и осталась ущербной, всеобщего избирательного права в Латвии и Эстонии не появилось / Источник: Shutterstock

Демократия в странах Балтии так и осталась ущербной, всеобщего избирательного права в Латвии и Эстонии не появилось / Источник: Shutterstock

У Прибалтики теперь есть свои политзаключенные. Инакомыслящие там превращаются в «узников совести». Спецслужбы поименно перечисляют «врагов народа». За отрицание «единственно правильной» версии исторических событий можно сесть в тюрьму на пять лет.

Неугодных общественников и журналистов сажают. Неугодные телеканалы отключают. Школы национальных меньшинств закрывают. Русский язык, на котором говорит треть населения Латвии и каждый четвертый житель Эстонии, не имеет никакого официального статуса.

И вся эта «демократия» творится под флагом Евросоюза.

5. Уровень жизни

От вступления в Евросоюз в Литве, Латвии и Эстонии ожидали, что они наконец-то заживут как Швеция, Дания и Финляндия. Догонят страны «Старой Европы» по уровню жизни.

После 14 лет в Евросоюзе разрыв в основных показателях социального благополучия между Прибалтикой и Скандинавией со странами Западной Европы стал только более ощутимым.

Литва, Латвия и Эстония делят с Румынией и Болгарией звание самых бедных и убогих стран ЕС.

Страны Прибалтики — антилидеры по расходам на социальную защиту населения в Евросоюзе / Источник: samorazvitie.biz

Страны Прибалтики — антилидеры по расходам на социальную защиту населения в Евросоюзе. В Латвии расходы на соцзащиту составляют 14,5% ВВП — последнее место в Евросоюзе. Практически столько же у Литвы (14,7%) и Эстонии (15,1%) — предпоследние места. Для сравнения, во Франции на социальную защиту тратят 34% ВВП, в Дании — ровно треть валового внутреннего продукта.

Итак, страны Балтии замыкают практически все рейтинги социального благополучия в странах ЕС. Они на последних местах по расходам на здравоохранение, по инвестициям в социальную инфраструктуру, по финансированию социальных программ.

В них одни из самых низких в Евросоюзе зарплат, пенсий, стипендий, пособий по безработице, инвалидности, уходу за ребенком.
Зато Литва, Латвия и Эстония лидеры в других европейских рейтингах. В рейтингах количества населения, находящегося за чертой бедности, в рейтингах числа жителей, которым грозит материальное и социальное отчуждение. Прибалтийские страны — лидеры по убийствам, по самоубийствам, по потреблению алкоголя. Это печальное лидерство — самый наглядный итог их членства в ЕС.

Литва заняла второе место в ЕС по неравенству доходов


Статистическое агентство предоставило данные за 2017 год.

Первое место в тройке антилидеров заняла Болгария с коэффициентом в 8,2 балла. Далее следуют Литва (7,3 балла) и Испания (6,6).

Самое низкое неравенство в доходах было отмечено в Чехии и Словении, где коэффициент для обеих стран оценивался в 3,4 балла.

Минимальная заработная плата в Литве сегодня составляет 555 евро в месяц, и это один из самых низких показателей по ЕС. Рабочие и служащие республики требуют повышения зарплат не первый год. В прошлом году серию забастовок провели литовские учителя.

Палецкис: референдум по вступлению Литвы в Евросоюз был фактически куплен


По его словам, голосование в мае 2003 года проходило два дня, чтобы обеспечить явку.

«Самое главное и самое антиконституционное — это то, что власти договорились с торговым центром Maxima — это сеть магазинов — что те, кто идут на выборы, как только приходят, получают купон и с этим купоном могут сразу бежать в магазин. И всё было очень продумано: для мужчин — это купон на бутылку пива бесплатную, а для женщин был придуман порошок стиральный. И таким образом была явка фактически куплена», — сказал Палецкис.

Оппозиционер добавил, что после вступления Литвы в Евросоюз началась безработица, люди вынуждены были искать рабочие места в других странах Запада.

Есть ли в Литве свобода слова и демократия? — Альгирдас Палецкис © RuBaltic•Ru

Ранее Палецкис рассказал, что первый фактический руководитель Литвы после распада СССР Витаутас Ландсбергис тайно «рулит» балтийской республикой при любом президенте.

Читайте также: