Культовое место на котором устанавливались идолы языческих богов

Обновлено: 16.05.2024

Языческих богов было много, среди них на Руси главным был Перун - бог грома. Люди строили в священных рощах или у священных дубов святилища, где устанавливали деревянные статуи богов, они назывались идолами. Внешне идол похож на деревянную болванку из ствола дерева с вырезанными на ней лицом и деталями тела бога. К ним приходили поклоняться, просить милости и защиты от страшных природных явлений и врагов. Здесь же приносились жертвоприношения в виде животных, в древние времена были даже человеческие жертвы. Напрямую общаться с богами могли мудрые люди - волхвы и кудесники. Они также могли предсказывать будущее.

Структура

Древнее языческое капище

Само по себе капище имело определенную структуру, которая практически никогда не нарушалась. Подземная часть называлась остовницей. Здесь проводились огненные обряды, было организовано место для хранения жертв или треб, как их еще называли.

Первый этаж назывался нижним капищем. Он был постоянно открыт, на нем проходили тайные богослужений, погребальные обеды, а также обычные повседневные службы.

На втором этаже располагалось верхнее капище. Оно обязательно имело 16 стен, именно столько чертогов было в Сварожьем круге. По этой причине капище, как правило, называли круглой постройкой. В этом месте проходили службы, посвященные Вышним богам.

Наконец, существовало небесное капище, которое по форме представляло собой 9-конечную звезду. В нем проводились особые праздники и некоторые ритуалы. В некоторых случаях капище могло отличаться, в зависимости от непосредственного предназначения и его функции.

Главным объектом культового поклонения был идол, который представлял собой божественную скульптуру. Как правило, этому богу было посвящено все капище. Ему посвящались все без исключения ритуалы, обряды жертвоприношения. Считалось, что установленный идол имеет непосредственную связь между богом и человеком. При этом внешне скульптура была очень похожа на человеческую фигуру, иногда имело несколько лиц (чаще четыре).

В большинстве случаев в правой руке у идола был меч или кольцо. Также руки могли быть скрещены на груди или одна из них поднята вверх. Если основываться на находках тех скульптур, которые дошли до нашего времени, часто идолы представляли собой столбы с объемными головами, прямоугольные по форме. Обязательным условием считалось то, чтобы идол занимал центральное место в святилище. Как выглядел алтарь у славян на капище? Ниже можно увидеть фрагмент древнего алтаря, найденный при раскопках.

Белые Боги

Во время проведения обрядов часто использовались ритуальные костры.

Капище языческое

Гонтина (Гонтына, польск. gontyna, kącina) — языческий храм у славян, с помещениями для ритуальных пиров и хранения священных знамен. В отличие от капища это крытое строение. Гонтины появились значительно позже, чем капища и священные рощи. Термин gontyna создан искусственно примерно в 1860 Брониславом Трэнтовским, на основе немецкого слова gont из немецких хроник 12 века.

1) Капище — "капь" — изображение, идол, изваяние, статуя — древнеязыческое культовое сооружение. Обычно выглядело в виде двускатного навеса с украшениями, возведенного на столбах, под ним находились идолы и жертвенный инвентарь.

2) Капище — (1Ц 31.9; 3Ц 11.7; 12.31; 13.32; 14.23; 4Ц 17.29,32; 23.19; Иер 43.12; Ос 8.14; Иол 3.5; 1Кор 8.10) — место поклонения идолу (идольский храм) или комплекс сооружений для тех же целей на высотах (см.).

3) Капище — (древнеслав.: капь, кипь — изваяние, идол ), культовое сооружение древнеславянских язычников. Упоминается в "Слове о Законе и Благодати" митр. Илариона (XI в.). Одно из древнейших капищ открыто при раскопках в Перыни близ Новгорода .

4) Капище — языческий храм у славян; место в храме, где приносились жертвы богам. Изображение языческого божества в виде статуи, изваяния.

Система древнего мировоззрения повсюду находила в природе различных божеств и требовала создания условий для общения человека с духовным миром. Если в обыденной хозяйственной жизни человек находил духов низшего уровня (зачастую равных с человеком по статусу), то для общения с высшими божествами требовались особые места, роль которых исполняли как естественные, так и созданные человеком святилища.

Ученым удалось выделить ряд основных признаков, характерных для культовых памятников славянства. Прежде всего это особая круглая форма капищ, а также их расположение на труднодоступных и неиспользуемых территориях (вершины гор, острова, болота, леса); отсутствие культурного слоя; долговременное использование ритуальных костров.

Типы святилищ

Известные на сегодняшний день славянские языческие святилища условно можно отнести к пяти различным типам:
  • Круглые площадки — капища, с идолом в центре и ограниченные рвом или системой ям.
  • Малые городища — святилища, круглые площадки огороженные рвом и невысоким валом.
  • Храмы — деревянные постройки, внутри которых находились идолы.
  • Городища — убежища, на которых располагались святилища.
  • Большие культовые центры в которых сочетались все типы святилищ и почитание отдельных природных объектов.

Культовые объекты

Многочисленные источники донесли до нас сведения о почитании славянами природных культовых объектов. Среди них можно назвать камни, родники, колодцы, деревья, болота, озера, деревья, вообще все объекты, выделявшиеся по тем или иным причинам из окружающего ландшафта. Например, поклонение деревьям нашло отражение в находках двух моренных дубов, поднятых из Днепра — в них были вбиты кабаньи челюсти. У подобных естественных святилищ вплоть до недавнего времени устраивались народные празднества, донесшие до нас отголоски старых языческих обрядов.

Подобные объекты с трудом поддаются археологическому изучению — влияние времени и чрезвычайное разнообразие не позволяют как-либо классифицировать их.

Функции святилищ

Капище в Древней Руси

В действительности в стародавние времена на Руси существовало огромное количество всевозможных языческих святилищ. Капище в Древней Руси - это было культовое место, без которого не обходилось ни одно крупное поселение.

Оно выполняло достаточно много разнообразных функций. Помимо непосредственного поклонения богам, проведения празднеств, культовых обрядов и жертвоприношений, здесь устраивали собрание общины или рода, чтобы принимать решения по каким-либо важным вопросам. К тому же в них волхвы предсказывали будущее, гадали.

Места древних капищ сегодня представляют огромный исторический интерес. Некоторые из них хорошо известны, имеют свои названия, хорошо изучены по многочисленным археологическим находкам. Преимущественно даже сохранились какие-то постройки со стародавних времен. Однако это малая часть всех святилищ, которые существовали много веков назад. Их было огромное количество во всех уголках Древней Руси.

С приходом на Русь христианской религии началась ожесточенная борьба со сторонниками язычества. Приверженцы старой веры подвергались гонениям, а святилища - разрушениям, их практически сравнивали с землей. Частично даже сохранились описания того, как разрушали идолов и сжигали священные капища.

Мценск

Существует сразу несколько древних капищ славян в Мценске. Это территория современной Орловской области.

Два из них расположены на реке Чернь: в шести километрах к юго-востоку от города в районе поселка Гамаюново и в десяти километрах в этом же направлении возле поселка под названием Красная Горка.

В районе поселка Власово (это 28 километров на юго-восток) находится святилище, предположительно посвященное Велесу.

Гора Тора-Тау

На территории России можно встретить древние святилища не только славян, но и других народов. Например, булгар. Это тюркское племя, которое жило в степях между Каспием и Северным Причерноморьем, а также на Северном Кавказе, начиная с IV века нашей эры. Во второй половине VII века оно мигрировало в Среднее Поволжье и несколько других регионов современной России.

В районе горы Тора-Тау здесь находится древнее капище булгар. Город Уфа, по некоторым версиям, ранее назывался точно так же, как эта гора. Сегодня местные жители утверждают, что это одно из самых аномальных и загадочных мест на территории республики.

Высота горы Тора-Тау - около 275 метров над уровнем реки Белой и 402 метра над уровнем моря. Она привлекала внимание еще наших предков в стародавние времена. Исследователи и этнографы уверены, что местные племена почитали эту гору как священную. Например, в их числе были юрматы, которые вместе с булгарами пришли на берега реки Волги из степей Приазовья.

У самого подножья Тора-Тау находится карстовое озеро небольшого размера. Примечательно, что берега этого озера и сама гора, по поверьям, были запретным местным для местных жителей. Прийти сюда могли только жрецы, и то только в определенное время года. Запрет был настолько строгим, что сохранился в народной памяти на века. Старожилы утверждают, что придерживались его вплоть до Октябрьской революции.

На этой земле, считавшейся священной, также было запрещено пасти скот, заниматься сельским хозяйством и даже собирательством.

Сегодня эта гора стала весьма популярным местом отдуха у жителей окрестных городов и сел. Например, она пользуется популярностью и парапланеристов. Некоторые из тех, кто там побывал, утверждают, что возвышенность действительно обладает магической силой, как будто на ее вершине ощущаешь некую положительную энергетику. Некоторые верят, что гора способна исполнять желания, а поднимаются на нее люди, чтобы вступить в контакт с высшими силами. Подобной славой пользуется и местное карстовое озеро.

Многие верят, что древнее капище, на котором приносили даже человеческие жертвы, существовало в районе горы Иремель, одного из самых известных памятников природы на всем Урале. Сейчас некоторые утверждают, что здесь расположен портал в другой мир, некий энергетический центр, в который приезжают заряжаться из разных концов страны. Привлекает это место и уфологов, которые утверждают, что регулярно видят летающие тарелки, а под самой горой находится подземная база НЛО. Экстрасенсы и колдуны в этих местах собирают целебные растения для своих обрядов. Например, это одно из редких мест, где растет розовая родиола иремельская. Это растение, являющееся ингредиентом многих алхимических магических рецептов бессмертия, сейчас занесено в Красную книгу.

Многие полагают, что большинство таинственных и загадочных легенд, связанных с этим и другими местами, основаны именно на том, что в стародавние времена здесь существовали славянские капища. Места проведения культов и обрядов обладают особой энергетикой, которая сохраняется на века.

Капище

Капище, изображение №1

В классический период капище отделялось от требища (площадки перед алтарём) сакральным занавесом (в Арконском Храме это были тяжёлые ковровые занавеси, в современном храме Ясукуни — легкая раздвижная стенка). Однако, как показали раскопки на горе Богит, занавес устанавливался не везде. После начала гонений на язычников у славян занавес используется редко.

В храмах античной Греции и Рима, а также в этрусской традиции капище заменяется целлами — специально построенными крытыми помещениями.

В капище имеет доступ только жрец и его помощники.

Если алтарь совмещается с жертвенником (так было в античном мире и у некоторых семитов), он располагается под открытым небом, иначе он может находиться под общей кровлей с капищем («закрытые» храмы Скандинавии).

Что такое: норманнская теория," Повесть временных лет",язычество, христианство, идол (кумир), капище?? ОЧЕНЬ НАДО- я_лайки ВК

Норма́ннская тео́рия (нормани́зм) — это направление в историографии, развивающее концепцию того, что народ-племя русь происходит из Скандинавии периода экспансии викингов, которых в Западной Европе называли норманнами.
«По́весть временны́х лет» (также называемая «Несторова летопись») — наиболее ранний из дошедших до нас древнерусских летописных сводов начала XII века. Был составлен в Киеве.
Язы́чество – это принятый в христианском богословии и в исторической литературе термин, обозначающий нехристианские религии.
Христиа́нство — мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете. Христиане верят, что Иисус из Назарета есть Мессия, Сын Божий и Спаситель человечества. Христиане не сомневаются в историчности Иисуса Христа.
Идол - это предмет, которому слепо покланяются и отдают различные почести. Как правило, это предмет. А кумир же, в свою очередь, - это живой человек, которому люди пытаются подражать.
Ка́пище (святилище) — культовое место, на котором устанавливались идолы языческих богов.

Москва

Разрушенные капища древних славян сохранились в разных уголках Российской Федерации, а также соседних республик бывшего Советского Союза. Более того, существует даже мнение, что Москва построена на древнем капище. Например, некоторые исследователи утверждают, что семь холмов, на которых стоит город, это в действительности не семь возвышенностей, а сакральные центры древних. Часть историков уверена, что это древние капища Москвы, в которых славяне поклонялись сначала языческим и природным богам, а потом и православным святым.

Специалисты представляют собой эти капища с ритуальным огнем в самом центре, вокруг которого располагалось гульбище, место, где размещался народ во время праздников, и требище - то место, где люди требовали от богов благ для своего племени.

Несмотря на то что сама Москва - относительно молодой город, которому нет и тысячи лет, эти места насыщены древними языческими капищами. Существовали они еще до прихода к власти Романовых. Здесь были живы древние традиции. Объясняют это тем фактом, что город фактически основали на месте, в котором святилищ изначально было значительно больше, чем обычно.

Сегодня можно найти упоминания о том, где существовали разрушенные капища древних славян. Например, на Васильевом спуске было капище Перуна, покровителя княжеской власти и воинов. По форме оно напоминало восьмиугольник. Оно находилось практически в центре современного города, в районе Васильева спуска. Позже на этом месте появился храм Покрова Пресвятой Богородицы.

В Замоскворечье поклонялись богине Макоши. Она отвечала за судьбу, аналог римских парк и греческих мойр. На территории Москвы ей поклонялись на месте современной Пятницкой улицы. Когда на Русь пришло христианство, это место осталось под началом женского культа, только на смену Макоши пришла Параскева Пятница.

На Боровицком холме существовало капище Ярилы. Его культ занимал особое место в пантеоне славянских богов. Он отвечал за плодородие, приход весны и мужскую силу. В сознании древних славян образ этого бога прочно ассоциировался с солнцем. Позже на этом месте был построен храм Иоанна Предтечи.

Капище Велеса располагалось на Котельнической набережной. Это божество обеспечивало наших предков получением необходимых знаний, благополучием, отвечало за скот. Считается, что место поклонения ему было в районе нынешней Верхнерадищевской улицы. Много веков назад это место называли Болвановой горой из-за большого количества славянских богов на ее вершине. Некоторые даже точно определяют место этого капища - двор знаменитого дома на Котельнической набережной, на месте которого ранее находился Спасо-Чигасов монастырь. Подтверждением этой версии служит то, что в 1997 году во время археологических раскопок были обнаружены глиняные статуэтки, датированные XIV веком, среди которых были фигуры мужчин с головами волков. При этом этнографам известно, что волк считался тотемом профессиональных воинов, а в язычестве его покровителем считался Велес.

Род в славянской мифологии был отцом богом. Его капище представляло собой черту, которая разделяла темные и светлые миры. В Москве место поклонения Роду было расположено в районе нынешних улиц Волхонской, Чертольской, Власьевским переулком и Сивцевым Вражком. Считается, что и название Чертолье произошло не от слова "черт", как полагают некоторые, а от черты, которая разделяла Явь и Навь, то есть мир людей и мир их пращуров, хранящих традиции. Скорее всего, это капище находилось на дне оврага, по которому тек ручей под названием Черторый. Сейчас в этом месте Сивцев Вражек как раз пересекается с Малым и Большим Власьевскими переулками.

Капище Купалы нашло пристанище на Кропоткинской площади. Образ этого божества традиционно был окружен обрядами, связанными с огнем, водой и травами. Большинство купальских обрядов проводилось по ночам. Считалось, что в самую короткую ночь в году стирается грань между обитатели Нави оживают, а грань между людьми и духами стирается. Часть этнографов уверена, что Купала - имя более древнего божества Марены, чей образ тесно связан с сельскохозяйственными обрядами умирания и воскресения природы и человеческой смертью. На роль капища этого божества сегодня претендует место впадения ручья Черторыя в реку Москва. Известно, что в народе это место считается проклятым, так как здесь постоянно строились храмы, у которых была печальная и недолгая судьба.

Капище Трояна располагалось в Зарядье. Это покровитель земного, небесного и подземного миров. Его также называют Трибог и Триглав. Место его капище предположительно было на месте дубовой рощи в Зарядье, так как дуб считается священным деревом Трояна.

Внешнее и внутреннее устройство

Разрушенные древние капища славян

Как правило, капища восточных славян располагались за пределами многолюдных жилых поселений. Для строительства обычно выбирали место, расположенное на возвышенности. В постройке существовали свои особенности, которые могли зависеть от местных традиций, района проживания, природных условий. Диаметр священной площадки в большинстве случаев варьировался от 7 до 30 метров.

Древние капища славян, священные сакральные места имели единую черту, в независимости от того, в каком районе государства они располагались. Это было ограждение, которое выполняло не только оборонительную функцию, но и было еще вместилищем для жертвоприношений. Внешне оно представляло собой канаву или ров шириной до пяти метров. При этом их глубина была сравнительно небольшой.

В самом центре капища восточных славян располагалась скульптура, которая была центральной культовой фигурой. Также это мог быть идол. К нему обращались с просьбами и благодарностями, всячески поклонялись. Преимущественно идолов изготавливали из дерева, но в некоторых случаях встречались и каменные скульптуры для поклонения. Конечно, деревянные были больше распространены, так как вырезать туловище или черты из этого материала было значительно проще.

Высота фигур составляла, как правило, - от двух до двух с половиной метров. Преимущественно идолов украшали всевозможными божественными атрибутами, часто в их качестве выступали величественные головные уборы. Считалось, что данные фигуры олицетворяют то или иное божество, в честь которого это капище, храм в Древней Руси, и возводилось. Идолы располагались в самом центре постройки на небольшом подиуме - возвышении от земли.

Если бы мы могли бы вообразить, что входим на капище славян, то сначала нам предстояло бы преодолеть по мосту ров, а затем через узкие ворота пройти в само святилище. Оно было разделено на две половины - женскую и мужскую. Идол располагался в центре, а по всему периметру были расставлены скамейки.

Культы древних славян, славянские святилища и капища занимали важное место в жизни наших предков. Капища при этом разделялись на несколько типов.

  1. Храмы. Они выглядели как деревянные строения с идолом в центре.
  2. Круглые святилища в виде площадки, покрытой глиной или вымощенной камнями. Идол стоял в центре, а капище было окружено рвом. В некоторых случаях в качестве дополнения делали еще и вал.
  3. Крупное святилище могло объединять в себе несколько культовых центров или более мелких святилищ. В таких местах часто устраивали праздники, так как они могли вместить достаточно большое количество людей.
  4. Города-убежища. Они, в первую очередь, имели культовое предназначение. Их главной отличительной чертой было наличие дубовых ограждений-стен или каменных и мощеных.

Жертвенные ямы

Для ритуальных нужд отдельных семей или родов устраивались особые жертвенные ямы. Связаны они с культом земледельческих работ и плодородия в целом.

С развитием родоплеменных отношений возникла потребность в создании мест для общих ритуальных действий представителей всего племени. С развитием института жречества наряду с естественными природными святилищами появляются особые рукотворные капища, на которых обычно выделялось почитание определенного божества. Это способствовало укреплению связей и развитию племенной общности.

Идолы

Центральным культовым объектом на капище являлся идол - скульптурное изображение того или иного бога, которому по видимому и было посвящено святилище. Иногда место идола занимал природный объект, чаще всего камень. Именно к этому кумиру были обращены прошения и ритуальные обряды совершаемые на капище. По-видимому, скульптурное изображение служило своеобразным "посредником" между человеком и определенной силой природы — богом.

Славянские идолы чаще всего представляли собой антропоморфные фигуры, выполненные в полный рост (чаще всего 2—2,5 метра), наделенные определенной атрибутикой, с четкими чертами лица. Столб мог быть как круглым в своем основании, так и четырехгранным. Известны так же простые рельефные изображения голов на длинном и толстом стержне. Помимо кумиров выполненных в полный рост известны небольшие изображения, возможно олицетворяющие духов-покровителей отдельной семьи.

Отличительной чертой славянских идолов было убранство. Кумир мог иметь в правой руке определенный предмет: рог, кольцо, меч, связанный с тем или иным богом. Венчала изваяние чаще всего шапка (либо шлем), сходная с поздними княжескими головными уборами.

По-видимому, основным материалом для изготовления идолов служило дерево. Многочисленные упоминания деревянных изваяний известны в летописях. В источниках известны также упоминания кумиров из иных материалов, например "Слово об идолах" (XI век): "начаша кумиры творити, ови деревяны, инеи медяны, друзеи мраморяне и золотеи и серебряны".

Среди археологических источников наиболее многочисленны находки каменных идолов. Среди них выделяют несколько типов: столбы, столбообразные с одним или несколькими лицами, столбообразные с объемной головой, рельефные головы. Отмечены также характерные черты славянских каменных идолов: схематичность изображения, общая прямоугольная (чаще с четермя сторонами) форма, фронтальность постановки фигуры.

Чаще всего идол занимал центральное положение на капище. Иногда он смещался к противоположному от входа концу святилища. В таком случае центральное место занимал ритуальный жертвенник.

Капище — устройство

Одним из самых распространенных типов славянских культовых сооружений являются относительно небольшие (от нескольких до нескольких десятков метров в диаметре) площадки — капища. Обычно они служили местом поклонения какому-либо определенному кумиру, либо природному объекту (чаще всего камням). Реже на подобных капищах находят столбовые ямы нескольких идолов (например, капище в Ходосевичах, Белоруссия).

Площадки-капища обычно располагались за территорией поселения или на окраине могильников. Территория святилищ иногда была вымощена камнями или покрыта глиной. О проведении здесь языческих обрядов говорит обожженная поверхность - по-видимому, тут регулярно разжигали ритуальные костры.

Наиболее характерным признаком славянских святилищ является их круглая (реже овальная) форма. В центре обычно помещался кумир или иной культовый объект. Иногда центральная часть капища была дополнительно обнесена внутренним кругом из столбовых ям (вероятно, для установки в них дополнительных кумиров или требников), камней или земли, ограждавших центральную площадку. Подобная площадка, по-видимому, была подножьем основного кумира.

Капища обносились своеобразными сакральными заграждениями от злых сил. Самым характерным типом подобных заграждений были ровик или канавка, неглубокая, но достаточно широкая (2—5 метров) с плоским дном, на котором разжигались очистительные огни. Иногда в подобных канавках находят остатки жертвоприношений: кости животных и осколки глиняной посуды, а также охранительные предметы — ножи, топоры, гривны. Система рвов могла перейти в систему отдельных ям вокруг святилища, на дне которых горел огонь (подобную структуру имеет капище Перуна на урочище Перынь — здесь обнаружено восемь радиальных ям, на дне которых сохранились следы костров).

Распространены были также оградки капищ из камней (например, капище у Вышегрода, Польша). В сакральном смысле камень понимался как нечто незыблемое, своеобразный символ прочности и сохранности и, по видимому, широко применялся в обрядовой практике (например, находки каменных наконечников для стрел). При оставлении святилища иногда их забрасывали камнями. В источниках встречаются упоминания оград и других типов: из дерева (частокол) или плетня.

Идея круга нашла свое отражение во всех типах славянских святилищ. Воплощена она и в так называемых малых городищах — святилищах. Они представляют собой небольшие (от 7 до 30 метров в диаметре) площадки, огороженные системой концентрических рвов и валов. Известны городища - святилища по всей территории славянского мира.

Эти культовые памятники располагались на уединенных территориях, непригодных для ведения сельского хозяйства и защищенные естественными преградами. Основные места постройки подобных святилищ — острова сухой земли на болоте (известны в основном в Смоленьщине и Белоруссии), крутые берега рек (Прикарпатье), холмы или горы (Польша), острова на озерах (Германия). Своеобразное положение определило названия ряда таких памятников — болотные городища.

Сакральная сущность подобных городищ — святилищ заключалась по-видимому в убежище от действий злых сил. Удаленность и труднодоступность способствовали защите общины, построившей подобное убежище, не только от духовных, но и от физических противников. Как отмечал Б.А.Рыбаков "несомненна их связь с культом подводно-подземных сил "нижним миром", лучше всего выраженная самим болотом", местом на котором в основном и располагались подобные памятники.

Дома-контины

Иногда в качестве языческих храмов рассматриваются дома-контины, места сбора населения для ритуальных пиров, хранилища ценных предметов, содержавшие по-видимому и "кумирни идольские".

Рассматривая вопрос о языческих храмах, академик Б.А.Рыбаков отметил селище Грудок, на котором обнаружены остатки подобной контины. Она представляла собой круглое наземное сооружение внутри, которого обнаружены остатки жертвенного кострища с глиняным основанием. Ближе ко входу обнаружены следы обгоревшего дерева, по предположению Рыбакова бывшего некогда идолом. По бокам сооружения выявлены ниши, в которых также находились кумиры. При круглой форме постройки и центральном положении жертвенника вполне естественно предполагать наличие дымового отверстия в кровле здания.

Возможно, подобные контины, в которых устанавливались идолы, и являлись собственно языческими храмами, служившие обрядовым целям отдельного села или общины.

Помимо характерной для славянского язычества круглой формы святилищ встречались и прямоугольные (квадратные) здания. Кроме Арконского храма к подобному типу относится постройка около села Зеленая Липа на Днестре. Имея квадратную форму, контина был сложена из параллельных бревен, обмазанных глиной. В центре выявлена глубокая яма со следами вертикально стоящего столба, возможно идола.

Капище

Капище

Ка́пище (святилище [1] , устар. идолище, жрище, поганище, кумирня [2] ) — культовое место, на котором устанавливались идолы языческих богов, языческий храм [3] . У восточных славян ни письменным источникам, ни археологии неизвестны языческие храмы [1] .

В храмах античной Греции и Рима, а также в этрусской традиции капище заменяется целлами — специально построенными крытыми помещениями.

В капище имеет доступ только жрец и его помощники.

Если алтарь совмещается с жертвенником (так было в античном мире и у некоторых семитов), он располагается под открытым небом, иначе он может находиться под общей кровлей с капищем («закрытые» храмы Скандинавии).

Самара

Капище Велеса

Интересное место есть неподалеку от Самары. На небольшой поляне в густом лесу расположено самое настоящее языческое капище. Считается, что здесь поклонялись славянскому богу Велесу, покровителю медицины, знаний, волшебства и чародейства.

Известным оно стало с 80-х годов прошлого века. Одно время это древнее языческое капище в Самаре было весьма популярно: кто-то приезжал, чтобы прикоснуться к истории, а кто-то с целью проведения обрядов. Неоязычество было популярным и в этих местах.

Небольшая поляна в этом места и сейчас усеяна идолами, языческими символами и коровьими черепами.

Санкт-Петербург

Существовали древние капища славян и в Санкт-Петербурге. Считается, что оно было на участке Обводного канала от устья реки Волковки до Боровского моста. Место в народе нехорошее, даже проклятое.

История этой находки уходит своими корнями в 1923 год, когда во время прокладки теплотрассы рабочие наткнулись под землей на некое каменное сооружение. Это были гранитные плиты, расположенные по кругу. Их поверхность была покрыта неизвестными знаками и надписями, а под центральной плитой нашлись даже человеческие кости.

Археологи тогда пришли к выводу, что это капище XI-XII веков. Правда, тогда работы приостановить так и не удалось, полноценные исследования так и не были проведены. Некоторые уверены, что это городская легенда, другие склонны ей верить.

Есть древнее капище славян в Санкт-Петербурге, посвященное богу Перуну. Предположительно в Купчино, где затем оно было воссоздано неоязычниками уже в конце XX века. Жрецы и язычники проводили разные обряды, но в 2007 году его все-таки было решено снести.

Древние капища славян: понятие языческого святилища, история возникновения, культура и быт


Древние капища славян - культовые места, на которых наши древние предки устанавливали языческие храмы и идолов языческих богов. У восточных славян в классический период капище отделялось от требища - так называлась площадка перед алтарем, сакральным занавесом. Это могла быть легкая раздвижная стенка или тяжелые ковровые занавеси. Как доказали раскопки, занавес устанавливался не повсеместно. Когда начались гонения на язычников у славян, занавес использовался крайне редко. В этой статье мы расскажем об истории возникновения этих культовых мест, связанных с ними традициях и обрядах.

Культ камней

Больше можно сказать о культе камней. Часто они имеют определенную грубую обработку, смысловую символику, либо естественные углубления, которые позволяют судить о роли данного природного объекта в языческом ритуале. Почитание камней порой непосредственно связано с находящимся по близости капищем. Например, недалеко от городища-святилища расположенного у Кулишевки известен камень с двумя овальными углублениями, известным по местным легендам как "божьи ноги".

Что такое: норманнская теория," Повесть временных лет",язычество, христианство, идол (кумир), капище?? ОЧЕНЬ НАДО- я_лайки ВК

Норма́ннская тео́рия (нормани́зм) — это направление в историографии, развивающее концепцию того, что народ-племя русь происходит из Скандинавии периода экспансии викингов, которых в Западной Европе называли норманнами.
«По́весть временны́х лет» (также называемая «Несторова летопись») — наиболее ранний из дошедших до нас древнерусских летописных сводов начала XII века. Был составлен в Киеве.
Язы́чество – это принятый в христианском богословии и в исторической литературе термин, обозначающий нехристианские религии.
Христиа́нство — мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете. Христиане верят, что Иисус из Назарета есть Мессия, Сын Божий и Спаситель человечества. Христиане не сомневаются в историчности Иисуса Христа.
Идол - это предмет, которому слепо покланяются и отдают различные почести. Как правило, это предмет. А кумир же, в свою очередь, - это живой человек, которому люди пытаются подражать.
Ка́пище (святилище) — культовое место, на котором устанавливались идолы языческих богов.

Курганные некрополи

К культовым объектам можно отнести так же курганные некрополи. Обладая той же формой, что и основная масса славянских святилищ курганы так же являлись местом совершения треб, по-видимому, предкам. Отголоски поминальных трапез и тризн сохранились до наших дней.

Священным объектом в доме отдельной семьи была печь. К ней были обращены просьбы домочадцев и целый комплекс бытовых ритуалов. По поверьям именно в печи (или за печью) обитали домовые духи низшей ступени духовной иерархии и находился главный выразитель божественной воли — огонь.

См. также

Что такое ристалище и капище?

капище

Происхождение обоих слов, по мнению известных лингвистов, исконно русское на основе общеславянских языков, уходящих корнями в праиндоевропейский язык.

Напр., в немецком языке есть слова с подобными историческими корнями:

  • глагол "рэнен"/нем. rennen/-"бегать" и отглагольное существительное Rennen-"бег"/-а,
  • существительное "капелла"/нем. Kapelle - небольшая церковь. Этот же древний корень "кап-" (значение "уносить, хватать") присутствует в других словах, связанных с религией и церковью, напр.: капуцины (монашеский орден), Капитолий (храм в Риме), капеллан (свяшеннослужитель).

Вот что можно узнать о происхождении слов "капище" и "ристалище" из этимологических словарей (ЭС):

Язычество

Древние капища

В древнее капище славян доступ был только у жреца и его ближайших помощников. В некоторых случаях оно могло быть совмещено с жертвенником, то находилось под открытым небом. В противном случае размещалось под общей кровлей.

Древние капища были чрезвычайно распространены в те времена, когда еще не существовало мировых религий. Наши предки были язычниками, поклоняясь многочисленным богам. Среди них были божества, связанные с солнцем, водой, деревьями, любовью, огнем, плодородием, практически всем, что окружало человека в обычной жизни.

Древние славяне были убеждены, что вся их жизнь, семейное благополучие, урожай, достаток зависели исключительно от воли богов, от того, насколько они были расположены к человеку. Так что не удивительно, что богов постоянно пытались задобрить, чтобы заслужить их благосклонность. Для этого совершали жертвоприношения, совершали соответствующие обряды, к тому же для них строили специальные сооружения, подобие современных храмов.

Если сегодня богам поклоняются в церквях, мечетях и пагодах, то в былые времена это делали в древних капищах. Появление данных сооружений относится к V-VII векам нашей эры.

Подмосковье

Много капищ древних славян в Подмосковье до сих пор привлекают внимание многочисленных исследователей. Одно из самых известных - загадочное древнее строение неизвестного назначение, которое находится в местечке Белые Боги на северо-востоке Московской области на территории Сергиев-Посадского района.

В совершенно глухом лесу здесь стоит полушарие правильной формы, сложенное из камня. Оно около трех метров в высоту и около шести метров в диаметре. По легенде, здесь располагался языческий жертвенник.

Само местечко расположено возле городка Радонеж. На этом основании некоторые исследователи приходят к выводу, что капище было посвящено богу совета Радегасту.

Примечания

    Петрухина, 2009, с. 582. Даль, 1880—1882. Ушаков, 1935—1940. Петрухин, 2009, с. 582.

Литература

Капище, изображение №2

В этой статье не хватает ссылок на источники информации.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.

Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.

Эта отметка установлена 3 февраля 2017 года.

Капище, изображение №3

В сносках к статье найдены неработоспособные викиссылки.

Исправьте короткие примечания, установленные через шаблон > или его аналоги, в соответствии с инструкцией к шаблону, или добавьте недостающие публикации в раздел источников. Список сносок: Петрухина, 2009

Капище, изображение №4

Некоторые внешние ссылки в этой статье ведут на сайты, занесённые в спам-лист.

Эти сайты могут нарушать авторские права, быть признаны неавторитетными источниками или по другим причинам быть запрещены в Википедии. Редакторам следует заменить такие ссылки ссылками на соответствующие правилам сайты или библиографическими ссылками на печатные источники либо удалить их (возможно, вместе с подтверждаемым ими содержимым).

Читайте также: