Куда сходить в инте

Обновлено: 13.05.2024

Итак, после долгого перерыва продолжаем путешествие по Республике Коми. Перед отъездом на юг я успел выложить рассказ о железной дороге в Северной Коми, теперь же покажу два её основных города - Инту и Воркуту.

Забытая богом Инта, затерявшаяся в тайге чуть-чуть не доезжая Полярного круга, стала для меня самым настоящим открытием. Я знал о ней только то, что это умирающий город при угольных шахтах, основанный в 1942 году как центр Инталага, а спустя десять лет получивший городской статус. Здешним углём снабжались в войну Ленинград и Москва, но ныне из 6 шахт действует лишь одна, а население сократилось вдвое - с 60 до 30 тысяч человек. В общем, думаю, любой на моём месте представил бы мрачную дыру с заброшенными домами и спившимися людьми.
И тем поразительнее оказалось то, что Инта - очень красивый, необычный и даже уютный город, где смешались деревянный модерн, конструктивизм, сталинский стиль, неоготика и оригинальная позднесоветская архитектура - впечатляющий коктейль для города, которому чуть больше полувека. Да еще и на Крайнем Севере.

Так как информации о красотах Инты в интернете исчезающе мало, пост будет очень большой, за что заранее извиняюсь.

Как уже говорилось в прошлой части, вокзал находится довольно далеко (то ли 9, то ли 17 километров) от города - в посёлке Верхняя Инта. Поезд встречают таксисты, и где-то раз в полтора часа ходит ПАЗик. Путь до центра - около получаса, сначала через чахлый лесок, а затем по заброшенной промзоне. На километры тянутся какие-то трубопроводы, ржавые конструкции, заброшенные здания и целые шахты, которые здесь (в отличие от Воркуты) даже не ликвидируют. Вот эта шахта со звездой на копре - один из символов Инты, встречает на въезде в живую часть города.

А парадный въезд в Инту выглядит так:

Пожарное депо в крайне характерном для Инты стиле, балансирующем на грани сталианса, хрущовского минимализма и модерна:

Улица выходит на главную площадь, к здоровенной каменной арке с прилепившимися к краям бревенчатыми домами:

Здания напротив - слева (если стоять к арке спиной):

Перед вторым домом - памятник Кирову, а фронтон увенчан вот такой штукой - явный отсыл к конькам северных изб:

В сущности, вся Инта - это одна главная улица, кажется Кирова, на которую нанизана почти вся жилая часть города. Есть и несколько параллельных улиц, и пара десятков перпенидкулярных - но в общем город имеет чёткую ось. Где-то четверть его застройки сосредоточены левее (если стоять к арке спиной) площади, три четверти - правее. Я же с начала и вовсе пошёл за арку:

Отсюда хорошо видна главная достопримечательность Инты, её доминанта - Башня. Водонапорка, об истории которой я расскажу позже. На переднем плане - опять же характернейший для Инты дом: большинство позднесоветских зданий построены из жёлтого кирпича с краснокирпичными узорами.

Как например вот этот дворец спорта за аркой:

Кадр снят с параллельной Кирова Полярной улицы. Её перспектива с Башней на западе (правее кадра выше) показана на вводном кадре, в другую же сторону вид вот такой, а в перспективе две трубы местной ТЭЦ:

За берёзами - впечатляющий сталинский ансамбль. Здания поражают своей обшарпанностью - на Крайнем Севере штукатурка слезает очень быстро, а поновлять её удаётся далеко не всегда. В 6 утра на улицах было пугающе безлюдно, и в этой части Инта производила именно то впечатление, которого я ожидал - умирающего шахтёрского города.

Здесь было легко почувствовать себя сталкером - хотя почти все окрестные дома обитаемы:

Интинский дворик. Обратите внимание на глухие "рёбра" многоэтажки - подозреваю, они прикрывают подъезды от ветров:

Чуть дальше - мостик, плотина и коптящая угольной сажей ТЭЦ. В облике последней явные черты конструтивизма - если бы я не знал, что Инта основана после войны, подумал бы - 1920-е годы:

Вид вдоль речки Инта. За рекой начинаются пустыри, мёртвые промзоны и вообще малонаселенная местность:

Отсюда я пошёл обратно к улице Кирова, к огромному городскому ДК с краснокирпичным силуэтом шахты на задней стене:

Фасад на улице Кирова и отражающееся в стекле мутное Солнце:

А вокруг. Такого я здесь увидеть никак не ожидал!

Восточная часть улицы Кирова застроена самым натуральным деревянным модерном! Опять же, если бы я не знал истории Инты, я бы ломал голову над возрастом этих зданий - непохожи ни на советские, ни на дореволюционные.

Как я уже отмечал в прошлых постах, Республика Коми очень богата нетривиальным советским деревянным зодчеством, это едва ли не самая яркая "фишка" её архитектуры. Но ансамбль Инты - настоящий апофеоз.

А в сущности обыкновенные сталинские бараки - просто украшенные в северном духе. Обычный дворик в Старой Инте:

Есть тут и миниатюрные сталинки - например, местная ГИБДД. Учитывая, что с Большой земли сюда не ведёт не только автодорога, но и даже зимник - работы у них явно немного.

А здесь над входом надпись "Христос - Путь, Истина и Жизнь". Какие-нибудь баптисты или адвентисты седьмого дня. Церковь в Инте тоже есть, но за пределами основной части города, и я к ней уже не дошёл. Но как символично - построить храм там, куда дойдёт не всякий!

Здесь улица как-то очень резко обрывается, открывая вид на коптящую ТЭЦ:

И далёкую промзону с колоссальными копрами угольных шахт:

Надо заметить, что хотя Инта встретила меня пугающим безлюдием, в 7 утра как по команде народ появился на улицах, и город-призрак сделался на удивление оживленным и даже шумным. Перейти улицу Кирова в некоторых местах было непросто - приходилось ждать аж по полминуты-минуте! Люди были одеты в основном если не хорошо, то прилично, откровенные пьяницы и деклассированные элементы попадались - но не доминировали. Скажем так: во многих городках Средней России контингент гораздо хуже.

Я же вернулся на площадь и пошёл по главной улице на запад:

Сталинка на параллельной улице - близко к ней подойти я так и не удосужился:

Хотя "классический" сталианс в Инте тоже очень достоин, и основная его часть концентрируется как раз в этом районе:

Вот только обшарпанность столь феерична, что скорее удивляет, чем удручает:

Есть здесь и свой "мост влюбленных" - подвесной и насквозь ржавый, но с замками на перилах. С моста хороший вид:

В этой части города, меж двух площадей, доминирует Башня - всего-навсего водонапорка, построенная в 1953-54 годах:

В это время в Инталаге среди прочих отбывал наказание шпион (реальный или мнимый - судить не берусь) Артур Густав Тамвелиус, швед по национальности. К началу 1950-х он занимал должность лагерного архитектора-художника, и когда ему в руки попали чертежи водонапорки для нообразованного города, он буквально за три дня переделал первоначальный проект. Если бы не Тамвелиус, город вполне мог бы выглядеть так, но проект башни каким-то чудом оказался принят, а затем Тамвелиус построил ещё несколько зданий, создав неповторимый стиль Инты:

Не знаю, Тамвелиусу ли принадлежит "деревянный модерн", но вот Новый город безусловно навеян его Башней. Граница Старой и Новой Инты - вот эта огромная площадь. Вид назад:

И вперёд - улица Кирова превращается в арбат, или, как здесь говорят, бродвей:

За бродвеем - еще одна площадь:

Где среди снегов стоит Ленин и небольшой Дом Советов:

И в целом Новый город занимает больше половины Инты, а живёт тут наверное процентов восемьдесят её населения. Его облик столь же прост, сколь и узнаваем - золотистый кирпич и узоры из красного кирпича. Но таким простейшим методом можно получить удивительное разнообразием форм!

Где-то здесь затерялся и местный Центр национальных культур:

В общем, удивительно самобытный и цельный в архитектурном отношении городок, где при этом ни на секунду нельзя забыть о том, что ты на Крайнем Севере. Если бы не экономический упадок и заброшенные промзоны, Инта была бы по-настоящему уютной - соразмерная человеку, со старой и новой частями, с удивительно тёплым обликом зданий, в основном (кроме сталинок) не нуждающихся в покраске - и это в городе, почти целиком застроенном в позднесоветское время.
Но всё же это Крайний Север - улицы на окраине обрываются прямо в тундру:

Ещё удивительнее то, что к середине дня, когда распогодилось и стало людно, Инта совершенно не выглядела умирающей. То есть, объективно здесь без всякой иронии всё плохо и будет только хуже, и никакой надежды - но взгляду гостя, приехавшего на несколько часов, это почти не заметно. К тому же, сейчас в Инту пришли газовики, строящие трубу на Ямал, и таким образом в городе возникло довольно много рабочих мест. Многие бывшие шахтёры с обанкротившихся шахт, кто не спился и не уехал, пошли на стройку механиками и разнорабочими, и как мне кажется, для старых работяг, чьи жизни сломала Третья Смута, это важно не только с материальной, но и с моральной точки зрения.

Вот такой вот необычный город. Впрочем, интинские впечатления поблекли, когда я увидел Воркуту. О ней и пойдёт речь в следующих частях.

КОМИ-2011
"Упекли пророка в Республику Коми. ". Обзор поездки.
Южная Коми.
Печорская магистраль. Коноши - Микунь.
Усть-Вымь. Древняя столица Малой Перми.
Сыткывкар. От вокзала до Стефановской площади.
Сыктывкар. Старый город и Кируль.
Ыб и Выльгорт. Окрестности Сыткывкара.
Средняя Коми.
Печорская магистраль. Микунь - Ираель.
Ухта. Нефтяная столица Коми.
Троицко-Печорск. Ворота Северного Урала.
Ижма. Столица.
Ижма. Мохча, Бакур, Сизябск. Дорога к чуму.
Ижма в Сыктывкаре.
Северная Коми.
Печорская магистраль. Инта - Воркута.
Инта.
Воркута. Колорит.
Воркута. Архитектура.
Воркута. Рудник.
Воркутинское кольцо.

История города

Отмывшись после похода, мы пошли знакомиться с городом. Лучшее место для этого – краеведческий музей. В Инте он находится в старой водонапорной башне.

Водонапорная башня в Инте ➡ Водонапорная башня в Инте ➡ Водонапорная башня в Инте ➡

Специально ради нас в выходной день вызвали экскурсовода, и эта милейшая женщина рассказала нам об истории города. Но прошло уже почти 3 года, так что помню я мало.

Запомнил одно: здесь были лагеря, и почти всё в Инте построили заключённые. Не только дома, но и шахты, дороги, каналы. Когда их освобождали, они оставались здесь жить. Почти у каждого современного интинца кто-то в семье был узником ГУЛАГа.

Не удивительно, что краеведческий музей Инты также является и музеем политических репрессий.

Куда пойти с друзьями в Инте

Здесь мы подобрали для вас лучшие места для посещения с друзьями в Инте. Вы можете выбрать подходящее место исходя из своих интересов: сходить поболеть за любимую команду в шумный спорт-бар, или расслабиться в интимной обстановке, потягивая кальян. На нашем сайте вы найдете адреса и описания множества подходящих мест, куда интересно пойти с друзьями. далее >>>

Чаще всего наши посетители выбирают кофейни и бары - самые популярные заведения. В Инте вы найдете много таких заведений. Можно сократить радиус поиска, выбрав свой район города, или воспользовавшись нашей геолокацией.

Знакомьтесь с отзывами и рекомендациями наших пользователей, оставляйте свои комментарии и оценки. Это поможет будущим посетителям совершить правильный выбор и не разочаровать друзей.скрыть <<<

Все развлечения Инты

Если вы еще не решили, куда сходить и чем заняться в Инте, наш сайт поможет придумать, как интересно и с пользой провести время или отдохнуть. Здесь собраны адреса и контакты популярных развлечений Инты. Вся информация представлена в специализированных разделах, позволяющих очень быстро найти как недорогие развлечения, так и выбрать необычные, и даже экстремальные приключения.

Достопримечательности в Инте

Развлечения упорядочены согласно данным Tripadvisor, включая отзывы, оценки, фотографии и популярность.

Рейтинг путешественников

Достопримечательности с самой высокой оценкой на Tripadvisor согласно отзывам путешественников

Достопримечательности

Типы достопримечательностей

Достопримечательности и культурные объекты

Оценка путешественников

Подходит для

Бесплатный вход

Чем заняться в дождливый день

Подходит для детей

Подходит для любителей адреналина

Скрытые жемчужины

Место для медового месяца

Приключения

Подходит для пар

Подходит для больших групп

Показать больше

2 места (сортировка по популярности среди путешественников)

Развлечения упорядочены согласно данным Tripadvisor, включая отзывы, оценки, фотографии и популярность.

 Росомаха, Сова, Лиса

1. Краеведческий музей

Специализированные музеи

Водонапорная башня.

2. Музей истории политических репрессий

Специализированные музеи • Исторические достопримечательности

© TripAdvisor LLC, 2021 г. Все права защищены.

Условия использования Заявление о конфиденциальности и файлах cookie Согласие на использование файлов cookie Карта сайта Как работает сайт

Эта версия нашего веб-сайта предназначена для пользователей из страны Россия , для которых основным языком является Русский . Если Вы живете в другой стране или регионе, выберите соответствующую версию Tripadvisor для своей страны или региона в выпадающем меню. подробнее

Почему город умирает

Инта – классический пример моногорода. Она полностью зависит от угольных шахт, на которых работают жители, а градообразующее предприятие "Интауголь" признано банкротом. Перезапустить добычу угля вряд ли получится. Проблема была в том, что "Интауголь" добывала уголь низкого качества, на который сейчас нет спроса.

В 1992 году в Инте было 60 тысяч жителей. К 2020 году их осталось 24 000. Многие переезжают в Сыктывкар. У меня там живёт друг, и он рассказывает, что Сыктывкар сейчас активно строится, чтобы вместить всех желающих.

Особенность Инты: она не связана с федеральными автомобильными дорогами. Можно ездить на машине внутри города, но в тот же Сыктывкар на ней будет не уехать. Это напоминает фильм "Шоу Трумана", в котором герой Джима Керри никак не мог выехать из своего городка.

Но вообще из Инты выехать на машине возможно: по зимнику или по железной дороге в специальном вагоне.

Умирающая Инта: красивый город с печальной историей и непонятными перспективами

В 2018 году мы с друзьями были в походе на Северном Урале, который закончился в городе Инта. Там мы провели несколько дней перед отъездом обратно в Петербург. Этих дней хватило, чтобы познакомиться с городом и составить о нём какое-то впечатление.

О самом походе я уже подробно писал в формате путевого дневника. Ссылку вы на него вы найдёте в конце. А вот об Инте написать забыл. Но на днях я готовился ко дню рождения Ленина, искал фотографии с его памятниками и нашёл в закромах Яндекс.Диска пыльную папку с фото из Инты.

Ленин в Инте. Ленин в Инте.

Не претендуя на объективность и экспертность, хочу рассказать, какой я увидел Инту летом 2018 года и почему называю её умирающей.

Инта: душевный город шахтеров (республика Коми)

Инта - один из тех малоизвестных северных городов, стоянки в которых люди успешно просыпают в поездах, пролетают на самолетах и совсем редко попадают на авто. Однако именно по автодороге, а, точнее, автозимнику мы здесь и оказались, открывая для себя прекрасную республику Коми.

Позади остались Сыктывкар, Ухта и Печора, а дорога до Инты - это уже автозимник газовиков, состоящий из вырубленных просек, строящихся участков дороги, стоящих трубоукладчиков, и, конечно, прекрасной лесотундры. Посчастливилось проехать здесь той весной, когда полным ходом тянули новый газопровод на Воркуту.

Зимник в Воркуту Зимник в Воркуту

Спустя несколько часов редкие, но блистающие новизной постройки газовиков закончились, и мы въехали в местность, где вокруг стали появляться старые заброшенные бараки из грязного кирпича. Потом появились редкие дома с признаками жизни, а вскоре нам сказали, что мы приехали в Инту.

Центральная площадь Инты Центральная площадь Инты

Инта была образована в 1942 году сначала как поселок, а в 1954-м стала городом. После проведения на месте нынешней Инты геологоразведки было принято решение о сооружении двух угольных шахт среди болот и лесотундры в нескольких километрах к западу от Северной Железной Дороги. Дорог не было, и первый путь к будущим шахтам представлял собой клети из бревен, которые порой тонули в болоте вместе с проезжающими по ним лошадьми. Механизированной силы на первых порах тоже не было. После начала добычи не хватало электрических мощностей, и первые тонны угля также поднимались из глубины лошадиной тягой. Вес груза порой превосходил вес лошади, и последние садились на задние ноги, под грузом пятясь назад.

Водонапорная башня - один из символов города Водонапорная башня - один из символов города

Инта оказалась сложенной совсем не из бараков, встретивших нас на въезде с юга. Город состоит из пристанционного поселка Верхняя Инта, поселка Южный в приблизительно 7 км от станции и 4 км от города, и непосредственно города Инта.

Весна. Детство Весна. Детство

Мы остановились у человека с Hospitality Club в поселке Южный. Несколько кирпичных пятиэтажек, не функционирующее грандизозное для такого поселка здание ДК "Октябрь", новая небольшая церковь. Очень уютно выглядящие двухэтажные дома конца 50-х годов: некоторые заселены, другие доживают свой век, глядя на прохожих покосившимися проемами окон.

"Взгляд из прошлого", Инта, п. Южный "Взгляд из прошлого", Инта, п. Южный

Город Инта находится в отдалении от ЖД и представляет собой довольно тихий город, а в поселке Южном, кажется, поселилось само спокойствие. Я как нигде до этого отчетливо вспомнил поселок, где вырос, а ведь до него отсюда 2 тысячи км. Такое же спокойствие. И еще на удивление идентичная планировка в домах: мы остановились в однокомнатной квартире пятиэтажки, где и в подъезде, и в жилых помещениях все точно также, как в моем доме детства.

Весенний вечер в Инте Весенний вечер в Инте

Сама Инта разительным образом отличается от городов юга республики Коми. Строилась она в начале периода "великих строек", в первые годы после войны. Окраины состоят из очень душевных деревянных домов. Несмотря на то, что дома эти многосемейные, по замыслу архитекторов фасады и крыши почти каждого из них очень красиво декорированы. Чувствуется, что делали их не как временные бараки, но с любовью и мастерством.

Многоквартирный дом в Инте Многоквартирный дом в Инте

Отапливается город углем, и, как почти везде в России, по весне стоит среди просевших сугробов и луж. Но, возможно, из-за солнечной весенней погоды (на фото конец марта), вся обстановка настраивает на позитивный лад.

ДК Октябрь, Инта, п. Южный ДК Октябрь, Инта, п. Южный

Сугробы в Инте знатные, конечно :) . Как-нибудь еще расскажу, как ездил полазать по сугробам в Воркуту. в конце мая.

Куда сходить в Инте и что посмотреть?

Основные события и мероприятия Инты собраны в афише. Здесь можно получить свежую информацию об анонсах интересных событий Инты. А для активных людей, не привыкших сидеть сложа руки, на нашем сайте есть раздел активный отдых с подборкой самых популярных мест. Подбирая для себя интересные развлечения, достаточно примерно представлять, что именно будет интересно человеку или куда пойти с друзьями.

Есть на нашем сайте и раздел для детей, где подобраны интересные места, куда можно сходить с ребенком.

Мы работаем для того, чтобы наш портал создал только самые лучшие впечатления у тех, кто ищет, куда сходить в Инте, и заставил влюбиться в наш город!

Инта и ее достопримечательности

На просторах нашей страны есть много мест, незнакомых большинству россиян. Однако это не значит, что в этих городах и селах нет достопримечательностей, заслуживающих внимания. К числу таких населенных пунктов, незаслуженно обойденных вниманием туристов, относится Инта, небольшой город на северо-западе Республики Коми.
Инта была основана в начале 20 века, и поэтому здесь нет памятников старины. Квартиры посуточно в Инте так и вовсе ничем не уступают столичным. Главное сооружение города, изображение которого сегодня украшает его герб, — это водонапорная башня, скорее напоминающая средневековый замок в неоготическом стиле, строительство которой было завершено в 1955 году. С этим сооружением связана очень интересная история, достойная того, чтобы стать сюжетом авантюрного романа в духе Монте-Кристо, но со сталинским антуражем.

Итак, жил в Эстонии швед по имени Артур-Густав Тамвелиус, обладающий незаурядным талантом художника-декоратора и проектировщика. В 1944 году его как немецкого шпиона приговорили к 20 годам лагерей и отправили в интинский «Минеральный лагерь». Сдержанный и спокойный швед, оформляющий спектакли лагерного театра, быстро завоевал уважение своих товарищей по несчастью и за свою царственную осанку получил прозвище «Король». В 1950-х годах заключенных неоднократно привлекали к строительству различных объектов, в том числе они трудились и над сооружением городской водонапорной башни. Когда строительство этого «небоскреба» подходило к концу, «Король Артур» спрятал в шар в основании башенного шпиля капсулу с фотографиями и списками заключенных, а также послание потомкам. Спустя годы из документов, найденных при ремонте башни, стало известно, что архитектором этого первого высотного здания, построенного в условиях вечной мерзлоты, был именно Тамвелиус, который умер, так и не дождавшись реабилитации.

Кроме башни путешественникам, не привыкшим сидеть без дела в арендованных квартирах на сутки в Инте, стоит осмотреть также местный краеведческий музей, созданный в 1969 году. Здесь семь экспозиционных залов, которые замкнуты в единое кольцо, причем значительная часть его экспонатов посвящена истории угледобычи, а также заключенным ГУЛАГа.

Среди других достопримечательностей Инты можно назвать «Теремки» — деревянные дома в традиционном стиле, расположенные на улице Кирова, и Монумент Славы на Комсомольской площади, посвященный воинам, погибшим в Великой Отечественной войне.

Что есть интересного в Инте

О проблемах Инты вкратце рассказал, хочется уже перейти к приятной части и рассказать, чем интересен этот молодой город.

Краеведческий музей / музей политических репрессий

В музее подробно рассказывается лагерная история Инты. Здесь много документов, фотографий, и без помощи экскурсовода разобраться во всём этом будет непросто. Так что берите экскурсию. На крышу, к сожалению, не пускают из-за требований пожарной безопасности.

Достопримечательности Инты

Представляем Вам наиболее интересные и памятные места, которые можно посетить в Инте Республика Коми. Среди них могут быть музеи, памятники, театры, храмы и даже промышленные предприятия! После их посещения Вы также можете написать свой отзыв и поделиться впечатлениями с другими путешественниками!

Критерии поиска:

Найдено: 4 достопримечательности

Сортировать:

  • удаленность
  • рейтинг

Вид
таблицей

Вид
списком

Фотография достопримечательности Интинская водонопорная башня

Памятники архитектуры

Интинская водонопорная башня является визитной карточкой города Инта. Построена заключенными Инталага и Минлага в 1953-1954 годах. Уникальность этого строения прослеживается во всем: первое здание такой высоты, построенное в условиях вечной мерзлоты, необычное месторасположение - прямо на артезианской скважине. В строительстве башни участвовали 11 тысяч 506 человек. Проект прин… Информация

Инта, ул. Полярная

До центра: 1.02 км.

Фотография достопримечательности Интинский краеведческий музей

Интинский Краеведческий музей создан в 1969 году и является центром по изучению, хранению и пропаганде памятников социальной и естественной истории региона. Интинский краеведческий музей имеет 7 экспозиционных залов, замкнутых в единое кольцо. Особое место в музейной экспозиции занимает рассказ о промышленном освоении Интинского угольного месторождения. Это своего рода музей в … Информация, ссылка на оф. сайт

Инта, ул. Куратова д.28

До центра: 424 м.

Фотография достопримечательности Школа № 6

Учебные заведения

В этой школе учился знаменитый знаменитый советский хоккеист, нападающий, олимпийский чемпион, заслуженный мастер спорта Жлуктов Виктор Васильевич. В Инте Виктор начал играть в хоккей с мячом и хоккей с шайбой в команде, созданной при шахте, на которой работал его отец. Играя за ЦСКА Виктор Жлуктов стал Одиннадцатикратным чемпионом СССР, Олимпийским чемпионом 1976 года, сереб… Информация

Инта, ул. Ленинградская д.17

До центра: 5.31 км.

Фотография достопримечательности Школа №1 им.Е.Урбанского

Учебные заведения

В этой школе учился Урбанский Евгений Яковлевич, киноартист, советский секс-символ 60-х. Несмотря на то, что Евгений Урбанский родился в Москве, из-за объявления его отца Якова Самойловича Урбанского, видного партийного работника врагом народа, провел свое детство в Алма-Ате, где он доучился до 9 класса. В 1946 отцу снизили срок и отправили на шахту в Инту, куда переехала вся с… Информация

Инта, ул. Полярная д.18

До центра: 1.28 км.

По вашему запросу результатов не найдено. Попробуйте изменить условия фильтрации


Места на карте

Доступна мобильная
версия сайта

Старейшее интернет-издание для деловых путешественников, представляющее информацию, необходимую для планирования командировок, отпусков, всевозможных путешествий и поездок. На сайте представлена информация по разделам: города и страны, регионы, села и поселки, посольства, авиа и жд расписания, такси, гостиницы, отели, пансионаты, хостелы, мини-гостиницы, рестораны, кафе, клубы, сауны, театры, музеи и многое многое другое. Подробнее

Следи за нашими новостями и обсуждай наш проект на:

Добавить музей, театр,
выставочный центр, галлерею,
памятник, промышленной предприятие,
церковь, мемориал и др.

26.08.2021 Открываем новый раздел Предприятия! Будем размешать информацию о компаниях, куда ездят в командировки! Читать далее

© Командировка.ру, 2000 – 2021, 18+

Используется собственная классификация гостиниц, которая может отличаться от государственной классификации объектов туристской индустрии.

Инта. Город-сон.

Итак, после долгого перерыва продолжаем путешествие по Республике Коми. Перед отъездом на юг я успел выложить рассказ о железной дороге в Северной Коми, теперь же покажу два её основных города - Инту и Воркуту.

Забытая богом Инта, затерявшаяся в тайге чуть-чуть не доезжая Полярного круга, стала для меня самым настоящим открытием. Я знал о ней только то, что это умирающий город при угольных шахтах, основанный в 1942 году как центр Инталага, а спустя десять лет получивший городской статус. Здешним углём снабжались в войну Ленинград и Москва, но ныне из 6 шахт действует лишь одна, а население сократилось вдвое - с 60 до 30 тысяч человек. В общем, думаю, любой на моём месте представил бы мрачную дыру с заброшенными домами и спившимися людьми.
И тем поразительнее оказалось то, что Инта - очень красивый, необычный и даже уютный город, где смешались деревянный модерн, конструктивизм, сталинский стиль, неоготика и оригинальная позднесоветская архитектура - впечатляющий коктейль для города, которому чуть больше полувека. Да еще и на Крайнем Севере.

Так как информации о красотах Инты в интернете исчезающе мало, пост будет очень большой, за что заранее извиняюсь.

Как уже говорилось в прошлой части, вокзал находится довольно далеко (то ли 9, то ли 17 километров) от города - в посёлке Верхняя Инта. Поезд встречают таксисты, и где-то раз в полтора часа ходит ПАЗик. Путь до центра - около получаса, сначала через чахлый лесок, а затем по заброшенной промзоне. На километры тянутся какие-то трубопроводы, ржавые конструкции, заброшенные здания и целые шахты, которые здесь (в отличие от Воркуты) даже не ликвидируют. Вот эта шахта со звездой на копре - один из символов Инты, встречает на въезде в живую часть города.

А парадный въезд в Инту выглядит так:

Пожарное депо в крайне характерном для Инты стиле, балансирующем на грани сталианса, хрущовского минимализма и модерна:

Улица выходит на главную площадь, к здоровенной каменной арке с прилепившимися к краям бревенчатыми домами:

Здания напротив - слева (если стоять к арке спиной):

Перед вторым домом - памятник Кирову, а фронтон увенчан вот такой штукой - явный отсыл к конькам северных изб:

В сущности, вся Инта - это одна главная улица, кажется Кирова, на которую нанизана почти вся жилая часть города. Есть и несколько параллельных улиц, и пара десятков перпенидкулярных - но в общем город имеет чёткую ось. Где-то четверть его застройки сосредоточены левее (если стоять к арке спиной) площади, три четверти - правее. Я же с начала и вовсе пошёл за арку:

Отсюда хорошо видна главная достопримечательность Инты, её доминанта - Башня. Водонапорка, об истории которой я расскажу позже. На переднем плане - опять же характернейший для Инты дом: большинство позднесоветских зданий построены из жёлтого кирпича с краснокирпичными узорами.

Как например вот этот дворец спорта за аркой:

Кадр снят с параллельной Кирова Полярной улицы. Её перспектива с Башней на западе (правее кадра выше) показана на вводном кадре, в другую же сторону вид вот такой, а в перспективе две трубы местной ТЭЦ:

За берёзами - впечатляющий сталинский ансамбль. Здания поражают своей обшарпанностью - на Крайнем Севере штукатурка слезает очень быстро, а поновлять её удаётся далеко не всегда. В 6 утра на улицах было пугающе безлюдно, и в этой части Инта производила именно то впечатление, которого я ожидал - умирающего шахтёрского города.

Здесь было легко почувствовать себя сталкером - хотя почти все окрестные дома обитаемы:

Интинский дворик. Обратите внимание на глухие "рёбра" многоэтажки - подозреваю, они прикрывают подъезды от ветров:

Чуть дальше - мостик, плотина и коптящая угольной сажей ТЭЦ. В облике последней явные черты конструтивизма - если бы я не знал, что Инта основана после войны, подумал бы - 1920-е годы:

Вид вдоль речки Инта. За рекой начинаются пустыри, мёртвые промзоны и вообще малонаселенная местность:

Отсюда я пошёл обратно к улице Кирова, к огромному городскому ДК с краснокирпичным силуэтом шахты на задней стене:

Фасад на улице Кирова и отражающееся в стекле мутное Солнце:

А вокруг. Такого я здесь увидеть никак не ожидал!

Восточная часть улицы Кирова застроена самым натуральным деревянным модерном! Опять же, если бы я не знал истории Инты, я бы ломал голову над возрастом этих зданий - непохожи ни на советские, ни на дореволюционные.

Как я уже отмечал в прошлых постах, Республика Коми очень богата нетривиальным советским деревянным зодчеством, это едва ли не самая яркая "фишка" её архитектуры. Но ансамбль Инты - настоящий апофеоз.

А в сущности обыкновенные сталинские бараки - просто украшенные в северном духе. Обычный дворик в Старой Инте:

Есть тут и миниатюрные сталинки - например, местная ГИБДД. Учитывая, что с Большой земли сюда не ведёт не только автодорога, но и даже зимник - работы у них явно немного.

А здесь над входом надпись "Христос - Путь, Истина и Жизнь". Какие-нибудь баптисты или адвентисты седьмого дня. Церковь в Инте тоже есть, но за пределами основной части города, и я к ней уже не дошёл. Но как символично - построить храм там, куда дойдёт не всякий!

Здесь улица как-то очень резко обрывается, открывая вид на коптящую ТЭЦ:

И далёкую промзону с колоссальными копрами угольных шахт:

Надо заметить, что хотя Инта встретила меня пугающим безлюдием, в 7 утра как по команде народ появился на улицах, и город-призрак сделался на удивление оживленным и даже шумным. Перейти улицу Кирова в некоторых местах было непросто - приходилось ждать аж по полминуты-минуте! Люди были одеты в основном если не хорошо, то прилично, откровенные пьяницы и деклассированные элементы попадались - но не доминировали. Скажем так: во многих городках Средней России контингент гораздо хуже.

Я же вернулся на площадь и пошёл по главной улице на запад:

Сталинка на параллельной улице - близко к ней подойти я так и не удосужился:

Хотя "классический" сталианс в Инте тоже очень достоин, и основная его часть концентрируется как раз в этом районе:

Вот только обшарпанность столь феерична, что скорее удивляет, чем удручает:

Есть здесь и свой "мост влюбленных" - подвесной и насквозь ржавый, но с замками на перилах. С моста хороший вид:

В этой части города, меж двух площадей, доминирует Башня - всего-навсего водонапорка, построенная в 1953-54 годах:

В это время в Инталаге среди прочих отбывал наказание шпион (реальный или мнимый - судить не берусь) Артур Густав Тамвелиус, швед по национальности. К началу 1950-х он занимал должность лагерного архитектора-художника, и когда ему в руки попали чертежи водонапорки для нообразованного города, он буквально за три дня переделал первоначальный проект. Если бы не Тамвелиус, город вполне мог бы выглядеть так, но проект башни каким-то чудом оказался принят, а затем Тамвелиус построил ещё несколько зданий, создав неповторимый стиль Инты:

Не знаю, Тамвелиусу ли принадлежит "деревянный модерн", но вот Новый город безусловно навеян его Башней. Граница Старой и Новой Инты - вот эта огромная площадь. Вид назад:

И вперёд - улица Кирова превращается в арбат, или, как здесь говорят, бродвей:

За бродвеем - еще одна площадь:

Где среди снегов стоит Ленин и небольшой Дом Советов:

И в целом Новый город занимает больше половины Инты, а живёт тут наверное процентов восемьдесят её населения. Его облик столь же прост, сколь и узнаваем - золотистый кирпич и узоры из красного кирпича. Но таким простейшим методом можно получить удивительное разнообразием форм!

Где-то здесь затерялся и местный Центр национальных культур:

В общем, удивительно самобытный и цельный в архитектурном отношении городок, где при этом ни на секунду нельзя забыть о том, что ты на Крайнем Севере. Если бы не экономический упадок и заброшенные промзоны, Инта была бы по-настоящему уютной - соразмерная человеку, со старой и новой частями, с удивительно тёплым обликом зданий, в основном (кроме сталинок) не нуждающихся в покраске - и это в городе, почти целиком застроенном в позднесоветское время.
Но всё же это Крайний Север - улицы на окраине обрываются прямо в тундру:

Ещё удивительнее то, что к середине дня, когда распогодилось и стало людно, Инта совершенно не выглядела умирающей. То есть, объективно здесь без всякой иронии всё плохо и будет только хуже, и никакой надежды - но взгляду гостя, приехавшего на несколько часов, это почти не заметно. К тому же, сейчас в Инту пришли газовики, строящие трубу на Ямал, и таким образом в городе возникло довольно много рабочих мест. Многие бывшие шахтёры с обанкротившихся шахт, кто не спился и не уехал, пошли на стройку механиками и разнорабочими, и как мне кажется, для старых работяг, чьи жизни сломала Третья Смута, это важно не только с материальной, но и с моральной точки зрения.

Вот такой вот необычный город. Впрочем, интинские впечатления поблекли, когда я увидел Воркуту. О ней и пойдёт речь в следующих частях.

КОМИ-2011
"Упекли пророка в Республику Коми. ". Обзор поездки.
Южная Коми.
Печорская магистраль. Коноши - Микунь.
Усть-Вымь. Древняя столица Малой Перми.
Сыткывкар. От вокзала до Стефановской площади.
Сыктывкар. Старый город и Кируль.
Ыб и Выльгорт. Окрестности Сыткывкара.
Средняя Коми.
Печорская магистраль. Микунь - Ираель.
Ухта. Нефтяная столица Коми.
Троицко-Печорск. Ворота Северного Урала.
Ижма. Столица.
Ижма. Мохча, Бакур, Сизябск. Дорога к чуму.
Ижма в Сыктывкаре.
Северная Коми.
Печорская магистраль. Инта - Воркута.
Инта.
Воркута. Колорит.
Воркута. Архитектура.
Воркута. Рудник.
Воркутинское кольцо.

Читайте также: