Как поехать в детдом

Обновлено: 15.05.2024

С ребенком-сиротой или ребенком, оставшимся без попечениях родителей, можно провести время вне организации, в которой он находится, при этом не усыновляя его и не устанавливая опеку над ним. Юридически это называется временной передачей ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семью. Формой устройства ребенка в семью это не считается.

Например, вы можете взять ребенка на выходные или на каникулы. В целом непрерывно вне организации вы можете провести с ребенком не более 3 месяцев, если будут документально подтвержденные исключительные обстоятельства — максимум 6 месяцев. Но точные сроки пребывания ребенка в вашей семье определяет организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

2. Какого ребенка можно взять?

Возраст ребенка, которого можно временно взять в семью из организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется руководством организации.

Обязательное условие: ребенок должен быть согласен. Дети, которые умеют писать, свое согласие выражают в письменной форме. Если ребенок не умеет писать, его согласие должен получить воспитатель, социальный педагог или психолог, работающий в организации, в обстановке, исключающей влияние на ребенка заинтересованных лиц. Но если пожелание ребенка противоречит его интересам, его пожелание сотрудники организации могут не учитывать.

Если у ребенка, которого вы хотите взять, есть братья или сестры, вы можете взять их только вместе, за исключением тех случаев, когда по медицинским показаниям или в связи с желанием самих детей это невозможно.

3. Кто может взять ребенка в семью?

Временно взять в семью ребенка, находящегося в организации для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, может любой человек, постоянно проживающий на территории Российской Федерации, кроме:

  • признанного судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
  • лишенного по суду родительских прав или ограниченного в родительских правах;
  • бывшего усыновителя (если усыновление отменено судом по его вине);
  • отстраненного от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение обязанностей, возложенных на него законом;
  • имеющего или имевшего судимость, подвергающегося или подвергавшегося уголовному преследованию (за исключением лиц, в отношении которых уголовное преследование прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, против общественной безопасности, а также имеющего неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления;
  • имеющего инфекционные заболевания в открытой форме или психические заболевания, больного наркоманией, токсикоманией, алкоголизмом.

При этом нужно обязательно получить заключение о возможности временной передачи ребенка в семью. Заключение о возможности быть усыновителем или заключение о возможности быть опекуном или попечителем тоже подойдет, если оно действительно (то есть выдано менее 2 лет назад и не реализовано).

4. Где можно провести время с ребенком?

Вы можете проводить время с ребенком:

  • вне жилого помещения в дневное время (например, сходить с ним на прогулку, в цирк, кино, театр и тому подобное);
  • в жилом помещении по месту постоянной или временной регистрации или другом жилом помещении (например, на даче);
  • в санатории или детском лагере.

Покидать пределы Российской Федерации запрещено.

Вы не вправе оставлять ребенка под надзором третьих лиц (ни физических, ни юридических), за исключением тех случаев, когда ребенку нужна срочная медицинская помощь. В экстренных ситуациях ребенок может остаться под надзором сотрудников органов внутренних дел.

5. Как получить заключение о возможности временной передачи ребенка в семью?

Чтобы получить заключение о возможности временной передачи ребенка в семью, вам понадобятся:

  • заявление (заполняется на личном приеме);
  • документ, удостоверяющий личность, с отметкой о постоянной регистрации (предоставляется оригинал и копия документа);
  • медицинское заключение медицинской организации (форма № 164/у-96);
  • документы, свидетельствующие о наличии необходимых знаний и навыков в воспитании детей, в том числе документы об образовании и (или) о квалификации, справка с места работы о занимаемой должности, копия свидетельства о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации (если имеются);
  • дополнительные документы .

По общему правилу документы нужно подать в орган опеки и попечительства по своему месту жительства. Но если вы планируете провести время с ребенком по месту своей временной регистрации, вам лучше обратиться в орган опеки и попечительства по месту временной регистрации .

Если вы планируете только гулять с ребенком в дневное время или вывезти его в лагерь или санаторий, то заключение вам выдадут после проверки документов. Если ребенок будет находиться у вас дома (по месту постоянной или временной регистрации) или на даче — после проверки документов и обследования условий вашей жизни .

6. Как оформить временную передачу ребенка в семью?

Чтобы оформить временную передачу ребенка в семью, обратитесь в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которой находится ребенок, и представьте:

  • заявление о временной передаче ребенка (детей) в семью (пишется в свободной форме);
  • оригинал и копию документа, удостоверяющего личность;
  • заключение органа опеки о возможности взять ребенка в семью;
  • письменное согласие всех проживающих с вами членов семьи старше 10 лет на временную передачу ребенка (детей) (если вы берете ребенка домой);
  • туристическую путевку в санаторий или лагерь (если вы едете с ребенком в санаторий или лагерь).

Окончательное решение о том, позволить ли вам временно взять ребенка в семью, принимает руководство организации на основании представленных вами документов, а также учитывая следующие обстоятельства:

  • наличие между вами или членами вашей семьи и ребенком родственных отношений (сможет ли ребенок увидеть родителей, лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах, имеют ли родители право на общение с ребенком);
  • сложившиеся взаимоотношения между вами, членами вашей семьи и ребенком (детьми);
  • ваш предыдущий опыт общения с ребенком (детьми) либо опыт временного пребывания в вашей семье других детей;
  • этническое происхождение ребенка (детей), принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык.

Решение о временной передаче ребенка в семью или об отказе в такой передаче оформляется в форме приказа руководителя организации. Факт ознакомления с документом вы должны подтвердить своей подписью.

7. Какие документы ребенка выдаются на руки?

Когда вы получите разрешение провести время с ребенком, на руки вам выдадут:

  • копию приказа о временной передаче ребенка (детей) в семью гражданина, заверенную руководителем организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • копию свидетельства о рождении ребенка, заверенную в установленном законом порядке, либо копию паспорта ребенка, достигшего 14 лет;
  • копию полиса обязательного медицинского страхования ребенка (детей);
  • копии иных документов, необходимых ребенку (детям) в период временного пребывания в семье.

Оригиналы документов (кроме приказа о временной передаче ребенка в семью) могут быть выданы вам по заявлению, в котором будет обоснована ваша потребность в них.

8. Какие обязанности у человека, взявшего ребенка?

Человек, в семью которого временно передан ребенок (дети), обязан:

  • нести ответственность за жизнь и здоровье ребенка (детей) в период его временного пребывания в семье;
  • получить письменное согласие организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случае перемены места нахождения ребенка (детей);
  • предоставить ребенку (детям) возможность связываться с руководителем или сотрудниками организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и (или) органом опеки и попечительства по месту нахождения этой организации (либо по месту временного пребывания в семье гражданина);
  • по окончании установленного срока временной передачи в семью незамедлительно возвратить ребенка (детей) в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • в течение 1 дня информировать организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или соответствующие подразделения органов внутренних дел о возникновении ситуации, угрожающей жизни и (или) здоровью ребенка (детей), а также о заболевании ребенка (детей), получении им травмы, о помещении ребенка (детей) в медицинскую организацию для оказания срочной медицинской помощи.

Ребенок, временно переданный в семью гражданина, может быть возвращен в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до истечения разрешенного срока пребывания в семье.

Хочу сдать своего ребёнка в детский дом

Здравствуйте. Не знаю даже с чего начать, но итог таков, что я пришла к такому решению, что желаю сдать своего ребёнка в детский дом. Пишу и плачу. Он самый младший (у меня их трое), ученик 2 класса, самый желанный и любимый. Всегда был ближе ко мне, чем к кому-то, когда я укладывала его спать, он наматывал на свой пальчик локон моих волос и только тогда засыпал. А за прошедшее лето мой "цыпленочек" (я его так с самого рождения называла) стал абсолютно неуправляемым. Он делает всё назло, если я раньше плакала, то он меня успокаивал, а сейчас его это веселит. Я воспитываю детей одна, их возраст 12 лет, 11 лет и 8.

На днях цыпленочек заявил, что хочет богатую маму, а как же мне быть. Очень много негативных ситуаций в нашей семье стало происходить. Трачу практически все деньги ему на игрушки и сладости, и в итоге слышу ответ - Ты Обязана. Он смеётся надо мной и издевается, множество было ситуаций, из-за которых я просто рыдала до такого, что аж руки трясутся. Соседи говорят, чтобы я взяла ремень, а я не могу ударить детей, только кричу. Вот и беру грех на душу, задумываюсь о том, чтобы отдать его в детский дом на время, не могу насовсем, внутри всё разрывается от этих мыслей, но другого выхода не вижу. Прошу Вас, помогите мне, подскажите, как быть?

Прежде, чем идти на такой шаг, предлагаю вам задуматься над вопросом: зачем вы хотите отдать своего ребёнка в детский дом? Какие цели вы преследуете? Чего хотите этим добиться? Выход из какого именно тупика вы в этом видите?

Постарайтесь быть максимально честной с собой.

Как вы представляете дальше сложится ваша жизнь, если вы совершите такой поступок? Чем продиктовано это желание?

Я слышу в вашем письме, как вы устали. Возможно, вы переживаете чувство бессилия по поводу той жизненной ситуации, что сейчас складывается. Возможно, вам кажется, что детский дом – это единственный шанс изменить тот уклад жизни, что сейчас стал невыносимым.

Тем не менее, очень важно найти ответ: кому станет лучше, если вы так поступите?

Станет ли лучше вам? Возможно, ваша жизнь облегчится материально. Но что будет с вашей душой? Вы сможете спокойно спать по ночам? Вы будете чувствовать себя радостной? Вы сможете наслаждаться материнством с двумя другими детьми?

Станет ли лучше от вашего решения ребёнку? Оказавшись в незнакомом месте, без мамы рядом, без любимых людей, будет ли ему хорошо? Какой урок он сможет вынести, если вдруг мама от него откажется? Будет ли он счастлив без вас? Или ощутит свою брошенность и одиночество? Вы уверены, что там он что-то поймёт, а не озлобится и не поверит, что просто не нужен вам?

Воспитание детей редко когда даётся легко. Все красивые картинки в интернете о материнстве, где мамы всегда улыбаются, а дети тихонько играют и не мешают – это иллюзия. На самом деле, семья – это несколько людей, пытающихся изо всех сил ужиться вместе. Потому что у каждого из них, даже если ему совсем немного лет, - свой характер, свои желания, свои чувства.

И если взрослые люди ещё могут пойти на компромисс, услышать другого, быть на равных, то отношения с детьми складываются совсем иначе. Дети полностью зависят от своих родителей. Наша задача как взрослых людей – быть для них проводником в этот мир, учить в нём жить, учить заботиться о себе и уверенно стоять на ногах.

Мысль об отказе от ребёнка может возникнут, если вдруг нам начинает казаться, что мы перестали справляться. Что мы стали плохими родителями. Что мы теряемся и не знаем, что делать.

Но и здесь стоит посмотреть внимательнее на требования, которые вы предъявляете себе и своему ребёнку.

Вашему мальчику 8 лет. Только недавно закончились летние каникулы, а до этого был ещё и карантин со всеми его трудностями и неопределённостью. Сейчас ребёнок вновь привыкает к школе, возможно, переживает непростое время, беспокоится о чём-то. Что бы с ним ни происходило, поддержку и опору он будет искать у вас. Потому что больше не у кого. Потому что вы для него – самый главный взрослый, «его» взрослый. Вы – единственный человек в мире, который любит его безусловно и всегда будет для него и за него.

Например, ребёнок говорит, что хочет иметь богатую маму. В целом, это нормальное такое желание. С богатыми родителями, правда, проще. Деньги открывают нам множество возможностей. Но жизнь – сложная штука. Далеко не все так обласканы судьбой.

И здесь у вас есть выбор: обижаться и думать, что вы должны как-то себя переделывать или прыгать выше головы, или же попытаться встать на место ребёнка и помочь ему пережить это разочарование. Да, у вас нет столько денег, сколько бы он хотел. Да, вы не сможете достать ему все звёзды с неба.

Однако ваше тепло и забота для него – гораздо больший дар. Пока что он не понимает это умом, но, поверьте, понимает сердцем. И в будущем ваша любовь даст свои плоды. А пока приходится учиться, искать общий язык и переживать такие кризисы.

Например, можно ответить: «Тебе хочется, чтобы у нас в семье было больше денег. Я понимаю тебя. Я делаю сейчас всё, что могу. И верю, что, когда ты вырастешь, у тебя получится ещё лучше. И твоя мечта обязательно сбудется. Можно мне тебя обнять?».

Помочь ребёнку пережить злость, даже если и на вас, разочарование, грусть – это огромный вклад в его психологическое здоровье и в ваши отношения.

Такая точка зрения многое меняет. Вы не обязаны быть идеальной мамой. Но вы можете быть достаточно хорошей, и уже это – лучшее, что вы можете дать детям.

Возьмём другой пример из вашего письма. Раньше, когда вы плакали, сын вас утешал, а теперь вы пишите, что его это веселит. Попробуйте как более взрослый, более разумный и зрелый человек посмотреть на эту ситуацию.

Когда мама плачет, ребёнок может теряться. Он начинает переживать, сочувствовать, жалеть. И это очень приятное для нас чувство: мы получаем заботу и любовь от этого маленького, прекрасного человечка.

Но нужно помнить, что вы сильнее его. Что это вы его защищаете, а не он вас. Что это вы о нём заботитесь, а не он о вас. Он ещё ребёнок, он не может убрать ваше горе. И однажды слёзы мамы могут начать вызывать не жалость, а страх: страх, что маме так плохо, а он ничего не может с этим сделать.

А страх заставляет нас вести себя порой совсем неадекватно. Есть множество взрослых, состоявшихся людей, которые в моменты стресса, потери близких, ужасных событий начинают вести себя странно возбуждённо и смеяться. Они издеваются? У них что-то с головой не так?

Они переживают мощнейший стресс, с которым психика справляется вот таким вот образом. Они переживают такой ужас внутри, что срабатывают разом все защитные механизмы.

Ваш ребёнок не делает ничего вам назло. Похоже, он переживает за вас и за то, что с вами происходит, и вот такими реакциями защищает себя. Похоже, он сам чувствует себя потерянным и никак не может обрести устойчивость рядом с вами.

Я не могу дать вам совет, как поступить. Потому что я не вы, я не жила вашу жизнь, не прошла ваш путь. Но я могу предложить вам сейчас закрыть глаза и представить себя – взрослого человека.

Попробуйте посмотреть на себя со стороны. Продумайте этот образ до мелочей: как вы выглядите, как лежат ваши волосы, во что вы одеты, как держите руки, как стоите. Посмотрите на эту взрослую женщину с тремя детьми, которая узнала много бед и много радостей. Она довольно сильная, она многое знает и умеет, у неё большое и мудрое сердце. Она воспитывает детей и очень старается, чтобы в доме было счастье.

Попробуйте попросить у неё совета.

А после представьте, что вы – это та самая взрослая часть вас. И вы смотрите на себя другую – потерянную, уставшую, запутавшуюся, сомневающуюся.

Что вам хотелось бы сделать?

Быть может, обнять? Или сказать, что вы, вообще-то, большая молодец? Или приободрить, потому что все сложности в жизни однажды проходят?

И вам, и вашим детям будет гораздо легче, если сейчас вы сможете позаботиться о себе. Постарайтесь набраться сил, урегулировать свою жизнь так, чтобы в ней было место и вашим удовольствиям. Например, потратить часть денег не на ребёнка, а на себя. Ему от этого хуже не будет, но это восстановит вас. Или нанять на эти деньги хоть ненадолго няню, а самой сходить в любимое кафе. Или попросить кого-то присмотреть за детьми, а самой вечером пойти прогуляться, встретиться с подругой.

Если ваша жизнь ограничивается только работой и детьми, однажды обязательно наступит опустошение. Потому что нельзя быть идеальной для всех. Потому что дети не смогут дать вам ту заботу и помощь, в которой вы нуждаетесь. Потому что взрослый человек несёт ответственность за своё благополучие сам. И если вы не уделяете себе внимание, то всё идёт под откос.

Как минимум, потому что у вас становится всё меньше возможностей видеть и понимать детей, быть для них источником поддержки и заботы, решать конфликты и оставаться устойчивой, даже когда они ведут себя совсем плохо.

А дети часто ведут себя плохо. Это не значит, что вы плохая мама или что они неправильные. Они просто дети. Им нужна игра, веселье. Они всегда нащупывают границы.

Если вы чувствуете себя сильной и зрелой, у вас получается справляться со сложностями. Если нет – начинает казаться, что это тупик, и из него нет выходов.

Я искренне предлагаю вам сейчас дать себе время, например, месяц, в который вы не будете принимать больших решений и попробуете сместить акцент с сына на себя. Выставить детям чёткие границы допустимого поведения, поддерживать чувства, но ещё и думать о том, чтобы вам самой было хорошо. Потому что счастье мамы – это залог спокойствия и счастья всей семьи. И только мама точно знает, что ей нужно и как это можно сделать.

К сожалению, формат письма не позволяет мне оказать всю надлежащую психологическую помощь, а она в вашем случае может быть большой опорой для того, чтобы почувствовать себя лучше и более ясно посмотреть на то, что сейчас происходит в вашей семье.

Каких детей отправляют в интернат

Сдать ребенка в интернатное учреждение родитель может в случаях:

  • если в семье сложное материальное положение, мотивируя это тем, что содержать ребенка не в состоянии;
  • постоянные психологические проблемы – гиперактивность, невозможность справится с родительскими обязанностями, недопонимание, конфликты в семье. Ситуация усугубляется и тогда, когда родители имеют младших детей или же ребенок от предыдущего брака отца или матери;
  • как воспитательная мера.

Процесс помещения ребенка в интернат регламентируется статьей 155 СК РФ. Также отдельные нормы, в частности передача ребенка на время в интернатное учреждение без лишения родительских прав, регламентируется Постановлением Правительства №481 от 24.05.2014.

Что делать, если хочешь попасть в детский дом? Мне 11 лет. И я просто не хочу жить с родителями. Они просто орут на меня. Но я их ненавижу.

Очень тяжело, когда родители не понимают, плохо относятся. И когда ты чувствуешь, что в семье нет любви. Хорошо, что ты понимаешь, что так не должно быть. Это важно, значит, у тебя есть чувство собственного достоинства, значит ты уже понимаешь, что хорошо, а что плохо в отношении родителей и детей, и когда вырастешь, будешь бережным по отношению к своим детям. Потому что конечно же не правильно, если на ребенка все время кричат дома. Но и жить без семьи ребенку тоже не правильно.

Как можно попасть в детдом?

Благотворительный фонд помощи детям и семьям в трудной жизненной ситуации.

Доброй ночи. Есть несколько вариантов: 1) родители могут написать заявление о том, что в силу обстоятельств в настоящий момент не могут заниматься воспитанием ребёнка и просят принять его в учреждение на фиксированный срок (например, 3-6-12 месяцев) 2) можно обратиться самостоятельно в учреждение/опеку/полицию и описать ситуацию, которая вынуждает. Читать далее

Комментировать ответ… Комментировать…

Ответы на похожие вопросы

Возьмите свидетельство о рождении и пройдите в администрацию района. Там нужно спросить органы опеки и попечительства и пройти на прием, где рассказать о своих проблемах в семье. Скорее всего будет проведена проверка и приняты меры, вплоть до направления в детдом.

Стоит ли отдавать ребенка в интернат

Моральная сторона вопроса не имеет веса в случае, если принято решение в отношении ребенка.

Родителю, который даже на время сдает ребенка в интернатное учреждение, нужно понимать, что:

  • в интернатах сложная моральная обстановка, большинство детей там оставлены навсегда, а это оказывает негативное воздействие на вновь прибывших;
  • не лучшее материальное обеспечение – питание,образование, медицинской уход, покупка нужных вещей осуществляется по минимуму. Не говоря об игрушках, развлечениях, поездках.

Даже непродолжительное нахождение ребенка в интернате может привести к негативным последствиям в дальнейшем.

Карантин для добрых дел: как стать наставником для ребенка-сироты


Многие ошибочно думают, что детям, которые остались без попечения родителей и живут в госучреждениях, можно помочь, покупая им дорогие подарки: телефоны, компьютеры, одежду и игрушки. Это стереотип. У детей есть все необходимое, но часто не хватает главного — социально значимого взрослого, друга-наставника.

Общественная организация «Старшие братья и сестры» уже больше 15 лет помогает детям из детских домов найти наставника и проводника в жизни. За много лет работы и сотрудничества с московскими центрами семейного устройства сотни молодых людей получили шанс войти во взрослую жизнь уверенной походкой.

В прошлом году НКО получила поддержку столичного Департамента труда и социальной защиты населения и конкурса грантов «Москва — добрый город». Стать наставником совсем не сложно. Для этого необходимо соответствовать нескольким критериям .

«Критерии отбора наставников достаточно простые: необходимо быть зрелой, сформировавшейся личностью, чтобы брать ответственность за общение с ребенком, иметь свободное время, желание помогать и принимать детей такими, какие они есть, без ложных иллюзий и самообмана, — комментирует исполнительный директор НКО Нина Воронцова. — Каждая пара “ребенок-наставник” подбирается не случайно. Психологи подыскивают пару по общим интересам, темпераменту и характеру. Каждая сторона подписывает настоящее соглашение, которое регламентирует правила и условия общения».

Под условиями общения не подразумеваются подарки или другие материальные знаки внимания.

«У некоторых ребят есть нехорошая привычка давить на жалость и просить подарки. Эта позиция опасна и прививает ребенку неправильные ценности. Нам важно, чтобы дети имели настоящий, живой контакт с человеком, который может помочь ему сориентироваться в этом большом, странном, но очень интересном мире. Эта история — про дружбу, наставничество и нормальное взросление», — продолжает Нина Воронцова.

В период пандемии наставники и дети продолжают общаться. Проще всего сейчас, конечно, подросткам. Они привыкли к общению в сети, интернет для них — зона комфорта. Сложнее с маленькими детьми. У ребят сейчас все онлайн — и учеба, и досуг, и общение. Поэтому наставники стараются поддерживать своих подопечных всеми доступными способами — например, передать с курьером настоящее бумажное письмо и с нетерпением ждать ответа.

Быть наставником очень интересно, но в тоже время непросто. В процессе взросления дети меняются. Иногда они уезжают на летние каникулы и возвращаются уже совершенно другими людьми — с другим характером и интересами. В таких случаях в дело снова вступают психологи, которые помогают наставнику подобрать оптимальный вариант выхода из ситуации. Иногда это может означать, как выражаются сами сотрудники НКО, закрытие пары, то есть расторжение соглашения о наставничестве. Этот процесс протекает под присмотром специалистов и тоже становится бесценным опытом для детей, ведь прекращать отношения тоже надо уметь, так часто случается в обычной жизни.

«Сейчас, в период карантина, можно сделать много доброго. Например, первый шаг к тому, чтобы стать наставником. Скоро мы проанонсируем новый набор, который полностью пройдет дистанционно», — рассказывает Нина Воронцова.

Если вы хотите стать наставником для ребенка-сироты и считаете, что вы подходите для этой роли, заполните анкету наставника на официальном сайте НКО.


Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Как сдать ребенка в интернат?


Как сдать ребенка в интернат зависит от причины и того, кем приходится ребенку человек, решившийся на этот шаг. Как оформить ребенка в интернат, можно ли это сделать на время и каковы последствия такой процедуры?

Какие документы нужно подготовить

Базовый пакет документов включает в себя следующее:

  • паспорта родителей;
  • направление из органа опеки и попечительства;
  • сведения о родственниках, если они есть;
  • заключение диагностики психологического состояния ребенка;
  • акт обследования условий проживания;
  • свидетельство о рождении ребенка, если ему уже исполнилось 14 лет, то его паспорт;
  • медицинская карта ребенка;
  • заключение медицинской комиссии о состоянии здоровья;
  • если ребенок имеет какие-то особенности, у него ограниченные возможности, то заключение психолого-педагогической комиссии;
  • если ребенок инвалид – программа реабилитации.

Могут потребоваться дополнительные документы, этот момент нужно будет уточнить в органе опеки и попечительства.

Чего ждать от ребенка из детского дома. Особенности психики и полезные упражнения

Любая семья, которая планирует принять ребенка из детского дома, сталкивается со стереотипами: вам будут говорить, что «после детского дома невозможно жить в семье», «а что если он будет курить и воровать», «вдруг у него плохая генетика». Воспитывать приемного ребенка — не то же самое, что воспитывать родного, но в этом нет ничего страшного. Вместе с психологом ресурсного центра «Отрадное» Светланой Даниловой, которая работает с приемными родителями и их детьми, мы разобрались, чего ожидать в период адаптации, какие особенности стоит учитывать и какие упражнения можно делать, чтобы установить доверительную связь с ребенком. Многое из этого списка пригодится и родителям неприемных детей

Они не доверяют взрослым

Человеческая психика устроена так, что обида и злость переносится на того, кто находится в поле зрения. Хотя ребенка оставила родная мама, сердится он на воспитателей или приемных родителей. Казалось бы, что они могут помнить, такие маленькие, до года? Но это не интеллектуальное знание, а чувственное. Оно закладывается еще внутриутробно, а накапливается после рождения. Младенец хорошо запоминает тот ужас и холод, которые он испытывал, когда лежал в кроватке и плакал один. Это очень трудно компенсировать, когда ребенок уже подрос, но возможно.

У них могут быть проблемы с границами

Когда с ребенком мало взаимодействуют взрослые, не берут на руки, не обнимают, у него плохо формируется понимание границ собственного тела — и это сказывается на поведении в дальнейшем. Чтобы человек понял, что хорошо, а что плохо, он должен для начала осознать свои собственные границы — телесные. Обычно новорожденные все время находятся в контакте с мамой, а сироты этого лишены, и образ тела у них формируется позже. У них не «плохая генетика» — просто они не прошли необходимые этапы эмоционального развития.

В школе приемных родителей учат, как компенсировать эти пробелы и как бы заново пройти период, когда ребенок не получил поддержки родителей. С помощью разговоров это сделать сложно, поэтому психологи придумывают разные игры и метафоры для процессов, которые происходят между родителями и ребенком.

У него есть биологические корни, их нужно принять

Приемным родителям важно почувствовать благодарность к биологической матери ребенка. Ведь, какой бы она ни была и где бы она ни находилась, она родила человека, который теперь стал частью их семьи. Если бы эта мама жила благополучно и отлично справлялась, ее не лишили бы родительских прав, и сына или дочери у вас бы не было. Ребенок тоже должен принять свои корни — тогда он не будет срываться на родителей. Иногда в приемной семье плохо отзываются о биологических родителях: «Понятно, в кого ты такой!» Это недопустимо. Детская психика устроена так, что в любой ситуации ребенок будет винить себя: родители разводятся — значит я сделал что-то не так, мама оставила меня в детдоме — значит я плохой. А когда ребенок считает себя плохим, он и вести себя будет плохо — подтверждать свою идентичность.

Задача приемных родителей — избавить ребенка от чувства вины и злости на биологическую мать. Одно из упражнений, которое предлагают психологи, называется «домики жизни»: вся семья садится вместе и рисует домики, в которых успел побывать ребенок, и на каждом этапе благодарит тех, кто о нем заботился. Первый домик — у мамы в животе: даже если у биологической мамы не получилось заботиться о малыше, она его как минимум родила, и это уже хорошо. Нужно не реабилитировать родителей, а показать ребенку, что это не он плохой, а просто взрослые не справились, не смогли о нем как следует заботиться, ведь быть мамой и папой трудно. Потом нужно вместе вспомнить и нарисовать другие домики — детский дом, другой детский дом, а в конце приемная семья. Это отличная профилактика любых проблем с воспитанием: родители понимают, сколько всего пережил ребенок, а он осознает, что семья принимает его со всей предысторией.

Им труднее сформировать привязанность

Механизмы привязанности формируются в первые месяцы и годы жизни, но если в это время ребенок находится в учреждении, у него нет близкого взрослого, который о нем постоянно заботится. Нянечки, врачи и воспитатели мелькают перед младенцем, как вагоны проходящего поезда, сформировать привязанность к кому-то из них невозможно. А чтобы научиться доверять вообще, надо сначала довериться хотя бы одному человеку — обычно это мама.

Все дети проходят через возрастные кризисы — не стоит винить в этом генетику. Однако проблемы с привязанностью могут усугубить проблемы в отношениях подростка с родителями и сделать их по-настоящему невыносимыми. Воспитание детей — это педагогический процесс, одной любви тут недостаточно, нужно знание. Многие родители говорят, что любят своего ребенка, но при этом не знают особенности возраста, не могут описать характер ребенка, не играют с ним. В чем же тогда заключается любовь — в дорогих игрушках и секциях? К сожалению, этого недостаточно, чтобы появилась доверительная связь.

Они привыкли к подаркам

Воспитанники детских домов, особенно столичных, неплохо обеспечены и часто получают подарки от спонсоров и благодетелей — неудивительно, что дети привыкают компенсировать недостаток любви материальными благами. В эмоциональную дыру можно «забросить» не только подарок, но и вкусную еду — часто приемные дети удивляют родителей своим аппетитом. И дело не в том, что малыши голодали — они привыкли так получать положительные эмоции. В этом нет ничего хорошего: удовольствие от шоколадки или новой игрушки мимолетно, и настоящую проблему они не решают. Эффект примерно такой же, как от импульсивной покупки: новое платье у вас появится, а стресс никуда не денется.

Ребенка нужно учить, что любовь проявляется не только через подарки. Когда мама любит ребенка, она обнимает его, заботится о нем, следит, чтобы он был тепло одет и хорошо ел. Это звучит странно, но дети из детских домов не умеют обниматься. Подростки могут даже отпрыгивать, когда вы пытаетесь к ним прикоснуться. Оставаясь в семье, понемногу они учатся и оттаивают. Можно прямо так и говорить: в нашей семье принято обнимать маму утром, когда проснешься, днем, когда придешь из школы, и перед сном. Сначала придется внедрять эти правила искусственно, а потом все привыкнут, и объятия будут абсолютно естественными и искренними.

Им нужны понятные правила и рутина

Понятный распорядок дня и режим нужны всем детям, да и взрослым, в общем-то, тоже. Приемного ребенка очень важно сразу же познакомить с правилами, по которым он будет жить в вашей семье, и рассказать, как все устроено. Некоторые семьи во время гостевых визитов (это «пробный период», когда ребенок приезжает на время пожить в семье потенциальных родителей) хотят позволить ребенку все, чтобы он почувствовал себя хорошо, но это ошибка. Ведь потом, в обычной жизни правила будут другими, и ребенок почувствует себя обманутым. Лучше сразу выяснить, впишется ли воспитанник в правила вашего дома, чем решать эту проблему позже и отдавать его обратно в детский дом. Психологи школы приемных родителей советуют не препираться с ребенком по вопросам, которые находятся вне вашего контроля: например, когда подросток кричит, что не хочет ходить в школу, родители могут лишь объяснить, что получать образование все равно придется, ведь это не их личный каприз, а требование государства. Вы не можете отменить домашние задания, но всегда можете посочувствовать — это ребенку и нужно.

Они будут проверять вас на прочность

После «медового месяца» обычно наступает менее радостный период адаптации, когда ребенок начинает проверять родителей на прочность и отстаивать свои границы. Пока происходит притирка, ребенок может провоцировать родителей, делая разные вещи, за которые его теоретически могут вернуть в детдом. По логике ребенка, раз собственная мама когда-то его оставила, значит, и новая семья может поступить так же. И, чтобы довериться взрослым, ребенку нужно быть уверенным в том, что его не вернут, что его готовы принять любым. Тут родителям важно дать понять, что в жизни ребенка будут определенные запреты и правила, но вообще-то они рассчитывают жить с ним вместе долго и счастливо: «Играть в футбол в квартире мы, конечно, не разрешаем, но и отдавать тебя за это никуда не собираемся».

Они будут бороться за ваше внимание

В любой семье братья и сестры борются за внимание родителей — и это нормально. Главное, чтобы в семье были одинаковые требования к детям и логичная иерархия: главный ребенок тот, кто появился в семье первый. Если вы сначала взяли ребенка из детдома, а потом родили второго, старший не должен чувствовать себя брошенным и ненужным. Хорошее упражнение, которое поможет семьям с любым составом: договориться, что у каждого ребенка есть 15 минут или полчаса, когда мама полностью принадлежит ему. В это время можно заниматься чем угодно, главное — не уроками и не делами по хозяйству. Даже очень короткий промежуток времени каждый день или каждую неделю, проведенный с мамой наедине, даст ребенку уверенность в том, что он не менее нужен и важен, чем его братья и сестры.

Образец заявления

В заявлении должна быть отображена такая информация:

Бланк заявления можно получить в самом ведомстве.

Как оформить ребенка в интернат: порядок процедуры

Вопросами такого разряда занимается орган опеки и попечительства. Родителю, который решил сдать ребенка в интернат, нужно обращаться туда с заявлением. В заявлении придется указать причину такого решения. Но это вовсе не говорит о том, что оно будет однозначно удовлетворено. По факту такого обращения органы опеки и попечительства будут проводить проверку.

Если ребенку уже исполнилось 10 лет, то его мнение относительно смены жительства спросят. И если он откажется, то передать его на воспитание в интернат можно будет только в принудительном порядке - сначала родителей лишат прав. Но и для такого решения должны быть веские основания.

Если же ребенку не исполнилось 10 лет или он согласен на нахождение в интернате, далее происходит следующее:

  • орган опеки и попечительства рассматривает заявление, выясняет, есть ли на самом деле причины для того, чтобы ребенка на время поместили в интернат;
  • если заявление одобряют, то между родителями или учреждением, куда будет помещен ребенок, создается письменное соглашение;
  • ребенок передается на воспитание в интернат до срока, который указан в соглашении;
  • по истечению срока родители должны забрать ребенка обратно. Если этого не происходит, то решается вопрос о лишении их прав и оформлении ребенка в интернате на постоянную основу.

Передать ребенка на государственное обеспечение временно, без лишения родительских прав, можно на срок от 90 дней до 12 месяцев.

В соглашении между родителями и интернатным учреждением указывается следующее:

  • длительность нахождения в интернате;
  • порядок встречи ребенка с родителями;
  • обязанности родителей и учреждения в отношении ребенка;
  • какие меры социальной и психологической помощи могут быть оказаны семье;
  • ответственность сторон за несоблюдение соглашения.

Если один из родителей уплачивает алименты в отношении ребенка, то на период нахождения его в интернатном учреждении выплаты будут перечисляться на счет учреждения, в котором он содержится, а не родителю, с которым он до этого проживал.

Как дети попадают в детские дома

http://topnewsrustoria.ru/images/content/w1000/29/298758f7974b6d363feee702e5da3f49?r=147561304438047302

40d446.h1w3i0.5zfj.p0.hg

Функции органов опеки и попечительства в России выполняют либо органы исполнительной власти субъектов РФ (в лице территориальных отделений), либо органы местного самоуправления поселений, городских округов или муниципальных районов.

Именно на органы опеки и попечительства возложена обязанность выявлять детей, оставшихся без родительского попечения, обеспечивать их защиту и устраивать в замещающие семьи.

Сигнал о неблагополучной семье поступает в местные органы опеки и попечительства от соседей, местных педагогов и врачей, сотрудников полиции. В течение трех дней после получения сигнала представитель органов опеки и попечительства обязан проверить реальные условия жизни ребенка. Если представитель органов опеки приходит к выводу, что у ребенка нет адекватного родительского попечения, он обязан обеспечить ребенку защиту и приют.

При изъятии непосредственно из семьи ребенка сначала направляют в медучреждение (на карантин или лечение) или в приют. Оттуда – в зависимости от возраста – ребенок попадает либо в дом ребенка (для детей до пяти лет), либо в детский дом (для детей старше пяти лет), где ребенок воспитывается до совершеннолетия или до поступления в техникум.

Подавляющее большинство сиротских учреждений для детей старше пяти лет находится в ведении Минобразования РФ, однако специальные и коррекционные учреждения могут относиться к Минсоцзащиты РФ, Минздраву РФ или негосударственным организациям.

Сразу после выявления и временного устройства ребенка-сироты сотрудник органов опеки обязан поставить ребенка на учет и завести личное дело, куда включаются все доступные документы о самом ребенке и его биологической семье. Если ребенок переводится в организацию для детей-сирот в другом районе, его личное дело передается в органы опеки и попечительства по новому месту проживания.

Если в течение 30 дней после выявления ребенка-сироты органам опеки и попечительства не удалось найти для него замещающую семью, анкета ребенка должна быть передана в региональный банк данных. Обычно региональный банк данных входит в систему органов образования или социальной защиты субъекта РФ, на территории которого находится ребенок-сирота.

После передачи анкеты ребенка в региональный и федеральный банки данных поиском новых родителей для ребенка обязаны заниматься как органы опеки по месту нахождения ребенка, так и операторы регионального и федерального банка данных. На время поиска замещающей семьи (усыновителей, опекунов, приемных родителей, патронатных воспитателей) ребенок воспитывается в организации для детей-сирот.

По официальной статистике, на конец 2014 года в организациях для детей-сирот оставалось более 72 000 детей, для которых не нашлось замещающих родителей. Соответственно, именно столько детей нуждается в новых родителях.

Читайте также: