Как поехать на паровозе

Обновлено: 17.05.2024

В Карелии мы ездили на «Рускеальском экспрессе», а в Сочи — на ретроэлектричке в Гагру. Эти туристические аттракционы залечили душевную рану, которая была у меня со времен ежегодных студенческих поездок летом в жару в плацкарте Мурманск — Адлер.

Теперь при слове «поезд» я представляю не ад на колесах с вареными яйцами, пьющими соседями и орущими детьми в вагоне с температурой воздуха под +45 °C, а комфортные купе с интерьером в стиле конца 19 века и красивый паровоз, похожий на «Хогвартс-экспресс».

Хочу прокатиться на остальных туристических ретропоездах — в России их шесть. Они ходят сквозь сибирскую тайгу и тверские леса, по берегу Байкала и в Подмосковье. Еще есть специальные туры РЖД с экскурсиями. На многие рейсы действуют стандартные скидки РЖД для детей, пенсионеров, льготников и в день рождения.

Расскажу, куда можно стильно укатить, попивая чай в подстаканнике, и сколько стоят ретропоездки.

«Рускеальский экспресс»

Маршрут: Сортавала — Рускеала
Цена билета: от 399 Р
Как часто ходит: каждый день
Подробности: на сайте РЖД и в инстаграме

Мало что приводило меня в такой восторг летом 2020 года, как ретропоезд «Рускеальский экспресс». В эпоху Айфонов паровоз прошлого века впечатлил не меньше, чем «Прибытие поезда» братьев Люмьер в 1896 году. Он красивый, задорно гудит, из труб вырывается черный и белый дым, а его колеса почти с меня высотой.

«Рускеальский экспресс» везет туристов из Сортавалы в Рускеалу. Он отправляется от ретроплатформы, на которой есть вывески в стиле 19 века и небольшой колокол. У входа в вагон стоят проводники в форме позапрошлого столетия.

Перед паровозом выстраивается очередь из желающих сфотографироваться на его фоне. Но стоять в ней совсем не обязательно: в Рускеале будет много времени, чтобы спокойно сделать фотографию без десятков туристов на ней.

Зайдя в купе, я пожалела, что не надела кринолин и шляпу. В РЖД сообщают, что интерьер повторяет дизайн «Николаевского экспресса» конца 19 — начала 20 века. В купе есть только сидячие места, оно рассчитано на шесть человек. Летом были билеты в вип-купе за 5000 Р , но в начале 2021 года я не нашла их в приложении РЖД.

Скидочные тарифы на «Рускеальском экспрессе» на сайте РЖД

Если не хотите ехать с посторонними, советую выкупить первое купе. Оно меньше обычного, в нем всего три места.

В поездке можно успеть выпить чаю в буфете с интерьером салона 19 века. Здесь играет пианистка, а на столах лежат газеты «Рускеальскiй экспрессъ». В меню есть калитки с брусникой или форелью, облепиховый сбитень.

Мы всю дорогу ехали в буфете. Желающих попить чаю в салоне под аккомпанемент пианино много, у стойки была небольшая очередь. Видимо, поэтому теперь в «Рускеальском экспрессе» два вагона-ресторана. Второй — без пианино, но с нарядными стульями.

Поезд отправляется из Сортавалы в 10:40, через 20 минут после прибытия «Ласточки» из Санкт-Петербурга. В Рускеалу приезжает в 11:50. Обратный рейс — в 17:30

За 15 минут в 1901 год


Мы едем до платформы Красный Балтиец, откуда пешком (рукой подать) — на станцию Подмосковная, построенную в 1901 году и действующую до сих пор.

Выходим, снимаем видео отправления паровоза для Instagram — пар, шум, красота! — и направляемся в музей. Если ехать лень или далеко, можно посетить виртуальный тур.

Подмосковная — станция-везунчик. Почти все остальные станции Рижского направления уничтожены во время бомбежек во время Великой Отечественной войны и затем восстановлены, но уже по невзрачным типовым проектам 1950-х. Однако Подмосковную война не тронула: вот дом начальника станции, водонапорная башня, гидроколонка, реплика самого первого паровоза Черепановых, паровоз серии Э в разрезе. Но самое крутое — это, конечно, депо.


На площадке в центре музейного комплекса находится действующий поворотный круг, который разворачивает паровозы и вагоны — ведь нужно им как-то ехать в обратную сторону. Раньше круг крутили люди, потому что лошади пугались шума паровозов. Сейчас человек отдыхает, а работают за него электродвигатели, которые вообще ничего не боятся.











Так вот, за поворотным кругом стоит здание паровозного депо. В нем несколько цехов: в одном показывают станки для ремонта узлов и агрегатов, в другом — старые вагоны и действующие паровозы. Клубы пара, запах масла и топлива, повсюду металлическая стружка — в следующие 10 минут все участники экскурсии фотографировали прошлое и активно выкладывали снимки в соцсети.

После депо показывали восстановленное здания вокзала. В помещении воссоздана обстановка начала XX века: касса, телеграф, два зала ожидания для разных сословий, буфет и багажное отделение.

Затем мы попрощались с сотрудниками музея-депо и пошли обратно на станцию Красный Балтиец. В 14:30 ретропоезд по расписанию отправился назад, в сторону Рижского вокзала, чтобы доставить нас — всего за 15 минут — из прошлого в наши дни.

Как прокатиться на ретропоезде

Паровоз отправляется от Рижского вокзала по выходным: станция метро «Рижская», площадь Рижского вокзала, 1.

Билет проще всего заказать на сайте «РЖД Тур», стоит 1800 рублей.

Имейте в виду: путешествие в старину начинается во время заказа билетов: если даты экскурсий известны на месяц вперед и можно выбрать подходящую, то время начала мероприятия сообщают только за день-два до старта (серьезно).

Как поехать на паровозе

Туры на ретропоездах из Москвы, из Санкт-Петербурга, по Байкалу

Паровозные туры выходного дня от «РЖД Тур»

«РЖД Тур» организует паровозные туры выходного дня, ориентированные на историю российского паровозостроения и железных дорог, имеющие литературную, историческую и культурно-просветительскую направленность. Такие экскурсии интересны и для детей, и для взрослых.

Паровозные туры включают в себя:

  • путешествие на поезде с паровозом в качестве локомотива;
  • увлекательные рассказы гида в пути;
  • экскурсионно-развлекательную программу с посещением культурно-исторических объектов;
  • автотранспортное обслуживание, обеды в кафе.

Туристов ждут познавательные рассказы гида, остановки и экскурсии по станции Слюдянка, инженерным сооружениям и туннелям КБЖД, посещение музея КБЖД на ст. Порт Байкал, переправа через Ангару в районе поселка Листвянка.

Контакты (только по паровозным турам выходного дня от «РЖД Тур»):

Дата уточнения информации: 22.05.2020

звонок бесплатный для всех регионов РФ

по всему миру, оплата в соответствии с тарифами вашего оператора связи

для вопросов, связанных с электронными билетами

Железные дороги в вашем телефоне

© ОАО «РЖД», 2003 - 2021

Мы используем cookie-файлы для улучшения пользовательского опыта и сбора статистики. Для получения дополнительной информации вы можете ознакомиться с нашей Политикой использования cookie-файлов.

Как я потратил 15 000 рублей, чтобы прокатить семью на поезде с паровозом, а он не пришел

Недавно исполнился год, как между станциями Бологое и Осташков был запущен первый в России регулярный пригородный поезд на паровозной тяге. Целый год я не мог собраться, чтобы прокатиться по этому маршруту. И вот надумал. Взял с собой семью… а паровоз не пришел.

Ретро-поезд «Селигер» (это название ему дали по результатам голосования в соцсетях) ходит по части постоянно действующего маршрута пригородного поезда Бологое – Великие Луки. Этот маршрут лежит на заповедной Бологое-Полоцкой железной дороге. Ее строили в начале 20 века и на ней сохранилось больше, чем где-либо еще, зданий и сооружений дореволюционной эпохи.

Шесть дней в неделю поезд ходит под тепловозом, а по субботам от станции Бологое до Осташкова движение осуществляется на паровозной тяге. Поезд останавливается на полчаса на станции Куженкино – лучше всего сохранившемся и отреставрированном вокзальном комплексе на линии. За эти полчаса там проводится экскурсия. Поезд под паровозом отправляется со станции Бологое в 9:25 и прибывает в Осташков в 13:07.

Далее у экскурсанта есть на выбор три варианта, чем заняться. Он может либо продолжить путешествие до Великих Лук, пересев в другой состав, который пойдет уже под тепловозом (отправление из Осташкова в 14:20, прибытие в Великие Луки в 19:46). Либо через два часа вернуться в Бологое под этим же паровозом (отправление из Осташкова в 15:07, прибытие в Бологое в 18:21). Либо остаться в Осташкове на сутки (там есть, что посмотреть – например, монастырь Нилова пустынь) и уехать на следующий день (в воскресенье поезд отправляется из Осташкова в 14:20 и прибывает в Бологое в 17:05).

Как проехать на настоящем ретро-поезде с паровозом. "Рускеальский экспресс"

Удачный опыт бологое-осташковского паровоза было решено экстраполировать и дальше. И второй "ласточкой" (почти в прямом смысле) стал маршрут Сортавала - Маткаселькя, запущенный в июне 2019 года и чуть позже продлённый до горного парка Рускеала.

До момента запуска паровоза до этой Маткасельки ходила действительно "Ласточка" из Санкт-Петербурга. Пущенная тоже не так давно - в самом конце прошлого года. С пуском паровоза её сократили до Сортавалы. Поэтому были даже сначала недовольные возгласы "мол, заставляете делать народ лишние пересадки ради ваших игрушек". Хотя, объективно говоря, за Сортавалой практически нет населённых пунктов, если и ехать - то только в этот парк.

До момента запуска паровоза до этой Маткасельки ходила действительно "Ласточка" из Санкт-Петербурга. Пущенная тоже не так давно - в самом конце прошлого года. С пуском паровоза её сократили до Сортавалы. Поэтому были даже сначала недовольные возгласы "мол, заставляете делать народ лишние пересадки ради ваших игрушек". Хотя, объективно говоря, за Сортавалой практически нет населённых пунктов, если и ехать - то только в этот парк.

Проект "Рускеальского экспресса" - совместный проект руководства парка и РЖД. Такое удачное явление, когда взаимодействие бизнеса и чиновников порождает что-то хорошее и интересное. Помимо паровозы на маршрут запустили стилизованные под старину вагоны "Николаевского экспресса". Увы, оригиналы пустить нельзя из-за несооветствия тех.регламентам. Точнее, можно, но это будет стоить столько, что проект никогда не окупится. А так хотелось, это была бы вообще бомба.

Проект "Рускеальского экспресса" - совместный проект руководства парка и РЖД. Такое удачное явление, когда взаимодействие бизнеса и чиновников порождает что-то хорошее и интересное. Помимо паровозы на маршрут запустили стилизованные под старину вагоны "Николаевского экспресса". Увы, оригиналы пустить нельзя из-за несооветствия тех.регламентам. Точнее, можно, но это будет стоить столько, что проект никогда не окупится. А так хотелось, это была бы вообще бомба.

Поэтому пока вот так, что тоже неплохо. Стилизованные современные таблички (но без ятей и твёрдых знаков), шторы, старые карты, фотографии.

ПАРОВОЗНАЯ ПРОГУЛКА ПЛЮС +

Рижский вокзал, музей + Выставочный комплекс

mv2.jpg" alt="Поворотный круг" width="" height="" />

mv2.jpg" alt="депо.jpg" width="" height="" />

mv2.jpg" alt="IMG_4837(1).jpg" width="" height="" />

mv2_d_4000_2664_s_4_2.jpg" alt="IMG_4844.JPG" width="" height="" />

mv2.jpg" alt="отправление поезда осн..jpg" width="" height="" />

mv2.jpg" alt="выставочный осн..jpg" width="" height="" />

mv2.jpg" alt="выставочный-природа осн..jpg" width="" height="" />

Вне галереи

УТРЕННЕЕ расписание (основное):

Сбор группы в 09:50

Отправление ретропоезда с

Рижского вокзала в 11:18

Окончание осмотра экспозиций в депо «Подмосковная» и всей программы - в 13:00

Сбор группы в 13:10 у входа в музей «Паровозное депо „Подмосковное“»: 2-й Амбулаторный пр., 8А (ж/д станция Красный Балтиец, станция МЦД Красный Балтиец, метро «Сокол»)

Отправление ретропоезда на Рижский вокзал в 14:57

Окончание экскурсии на Рижском вокзале в 16:40

Программа обычная, но в обратном порядке.

График движения поезда может измениться. Информацию о времени отправления вы получите по электронной почте за 1-2 дня до даты тура.

Программа "Паровозная прогулка +" отличается от программы "Паровозная прогулка" тем, что мы дополнительно посещаем выставочный комплекс ОАО "РЖД", расположенный в правом крыле здания вокзала. Программа длится на 30 минут дольше. Вас ждет экскурсия по выставочному комплексу ОАО «РЖД», где представлены модели и макеты наиболее интересных объектов железнодорожного транспорта: от первых паровозов до современного подвижного состава.

После чего Вы посетите Музей железнодорожного транспорта и познакомитесь c многочисленными экземплярами настоящих паровозов разных времен. Завершающим пунктом станет — депо «Подмосковная». Вы увидите поворотный круг, веерные стойла, водонапорную башню, гидроколонку и даже паровоз в разрезе.

Сбор группы у входа в выставочный комплекс ОАО «РЖД».

Экскурсия по выставочному комплексу

Это место — настоящая сокровищница, где представлены модели и макеты различных объектов железнодорожного транспорта: от первых паровозов до современного подвижного состава. И у игрушек, как известно будни проходят оживленно — по железным дорогам ездят поезда, в небе вертолеты летают, кто-то совсем крошечный катается на аттракционах в парке. Самое удивительное, что туристы могут сами запустить подвижной состав.

Экскурсия по Музею железнодорожного транспорта

Под открытым небом уже откатавшие свое и «вышедшие на пенсию» паровозы. В экспозиции их более 60. Здесь можно увидеть легендарную «овечку» (паровоз серии Ов), мощный ФД («Феликс Дзержинский»), трофейный немецкий паровоз ТЭ, американский Еа и многое другое.

Отправление ретропоезда до платформы «Красный Балтиец» (длительность поездки — 15 минут).

Экскурсия по депо «Подмосковная»

Депо «Подмосковная» построено в 1901 году. Работа кипит здесь до сих пор. Ежедневно в депо приезжают множество туристов, чтобы увидеть поворотный круг, веерные стойла, водонапорную башню, гидроколонку, модель первого паровоза Черепановых и паровоз серии Э в разрезе. В программе также посещение музейных экспозиций.






Очень изящно смотрится паровоз под дореволюционными арками Киевского (Брянского) вокзала инженера Шухова.
Напомним, что изначально построенные в 1890-х гг. Брянский вокзал выглядел следующим образом:





Однако реалии современных железных дорог нельзя не учитывать: Берегись контактного провода.


Идет проверка всех механизмов перед поездкой


И, вот уже подошел наш проводник-экскурсовод в парадной железнодорожной форме 1943 г.


Форма очень аутентична.


Внутри вагоны, правда, совершенно стандартны, но когда их тянет паровоз, то ощущение другое, не говоря уж о звуках паровозного гудка, настроенного с особой тщательностью..




Сейчас все дореволюционные строения выкрашены в единый корпоративный цвет Московской железной дороги. До революции они были красно-белыми.

В конце XIX в. с бурным развитием железных дорог стало ясно, что несвязанные друг с другом терминалы железных дорог нужно соединять. Это нужно было и для пассажиров, и для торговли, и для военных. В результате в 1902-1907 гг. было построено железнодорожное кольцо длиной примерно 54 км. По единому проекту в стиле модерн были построены 17 вокзалов из красного кирпича с белой отделкой, а также казармы (общежития) для обслуживающего персонала, столовые для питания войск, мастерские, туалеты и т.п. Что примечательно, уже тогда на кольце не было сделано ни одного одноуровнего пересечения с существующими дорогами.

20 июля 1908 г. по кольцу было открыто регулярное движение, однако уже к 1930-м пассажиропоток на кольце снизился и поныне оно используется только для товарных перевозок.
В начале 2000-х появилась идея вновь запустить пассажирское движение по МОЖД, но до сих пор окончательно вопрос не решен, хотя и на некоторых участках даже был проведен ряд работ.





Порой за коном показывают сильнейшие индустриальные пейзажи.

Сразу вспоминается карикатура Ольги Громовой:



А между тем предлагают чай



Один из сохранившихся дореволюционных клепаных переездов




В районе ВДНХ и Ботанического сада еще даже не заложили фундамент Китайского культурного центра, а памятник Конфуцию и стилизованные ворота уже стоят



Бывшее здание казарм


Старый вид станции Белокаменная:



Проезжаем измайловский Кремль и гостиничный комплекс



И снова паровоз имеет успех. Всю дорогу едем только так.








А такие водонапорные башни раньше были на всех станциях, ныне их осталось только две


Уникальная возможность посмотреть на заброшенную промзону ЗИЛ с обратной стороны. Масштабы запустения впечатляют



Задолго до Ленинского проспекта въезжаем в длинный тоннель. Где-то под площадью Гагарина на МОЖД в 2000-х была устроена платформа для пересадки пассажиров на метро. Ныне она законсервирована, выходы заложены.
Фото riverpilgrim


Пересекаем Москву-реку по новодельным мостам: новые были перетащены и превращены в пешеходные.


Приведем пару старых фотографий строительства тех мостов





И вновь проезжаем Сити, но на этот раз направляемся к Рижскому (Виндавскому) вокзалу





Можно даже заглянуть к машинисту



В самом паровозе довольно тесно





Садимся в другой вагон и мимо музея железнодорожной техники на Рижском вокзале отправляемся в депо к станции Подмосковная.


Проезжаем мимо музея железнодорожной техники на Рижском вокзале



Здания Подмосковной сохранили оригинальную раскраску, здесь ощущаешь себя как в музее под открытым небом.
Благодаря сохранившейся фактуре здесь часто снимают кино






Подходим к старому зданию депо веерного типа с поворотным кругом для локомотивов


Наш паровоз загоняют на круг и демонстрируют полный поворот


(видео, к сожалению, получилось не очень хорошего качества, но представление дает)




А так выглядит будка управления изнутри. Надпись на щитке:

Тов. составители!
Локомотивы краны при развороте
ставить по центру крана!
380V


После поворота паровоз отправляется заправляться водой от настоящей колонки 1930-х



Обратите внимание на маленький ящик у основания колонки: чтобы зимой колонка не промерзала внутри топится печь, дым выходит через отверстия сверху черного основания.



А так паровоз выглядит сверху, видны обе емкости: и для угля, и для воды

Если Вы хотите рассказать об этом иностранцам, то рекомендуем показать им эту серию Tsar Podcast:

Подробно показывается сам музей железнодорожной техники.
Есть русские субтитры

Спасибо Илье Мошкову за обстоятельную и крайне познавательную экскурсию. Обязательно съездите и послушайте.

Отдельное спасибо за приглашение принять участие в поездке.

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

Короткие паровозные прогулки до депо проходят каждую субботу и воскресенье с 12:00 (страница с подробной информацией о паровозных прогулках, там же точное расписание и цены).
Поездки по железнодорожному кольцу проходят два раза в месяц, расписание смотрите на главной странице.
Кроме того, у ретро-поезда есть и другие маршруты выходного дня и полных выходных.

Эта запись была опубликована в Вторник, октября 12, 2010 в 10:45 в теме: КУДА ПОЙТИ, Музеи. Вы можете подписаться на комментарии к этой записи по RSS 2.0. .

На паровозе 1929 года — по Москве


Каждые выходные от Рижского вокзала отходит столетний паровоз. Он до сих пор на ходу, выбрасывает в небо густые, как в старом кино, клубы пара и катает всех желающих до музейно-производственного комплекса «Паровозное депо» на станции Подмосковная — одного из старейших депо в России. Мы отправили корреспондента на экскурсию в прошлое. Он вернулся и написал отчет

Три гектара поездов


Суббота, 11:45. Я и еще несколько человек ждем начала экскурсии у входа в Музей натурной железнодорожной техники рядом с Рижским вокзалом. За забором — экспонаты, которые мы скоро рассмотрим вблизи: 60 достижений железнодорожной эпохи XX века занимают площадь три гектара.








Пока ждем сбора всей экскурсионной группы, к станции подъезжает паровоз 1929 года и подает три гудка. В весенний день на фоне голубого неба он смотрится особенно фотогенично.

— Надеюсь, железнодорожников среди вас нет, и вы поверите всему, что я вам расскажу, — так гид Борис Соломатин начинает нашу экскурсию по музею под открытым небом.


Отдельного упоминания заслуживает опытный электропоезд «Сокол», разработанный в 1990-е. Над проектом работали в конструкторском бюро по производству подводных лодок, поэтому во время испытания у поезда выявили 25 недостатков, связанных с безопасностью движения. Электричка получилась герметичной и быстрой, но в серийное производство ее так и не запустили.

В 13:00 экскурсанты садятся в ретропоезд, который везет всех до платформы Красный Балтиец.

Паровозный тур в цифрах

3 часа длится экскурсия
15 минут едет паровоз в одну сторону
1700 рублей стоит билет для взрослого человека
1500 рублей стоит билет для ребенка до 13 лет

Как поехать на паровозе


Путь до станции Бологое

Мне как железнодорожному блогеру в какой-то момент стало очень стыдно, что я до сих пор не прокатился по ретро-маршруту. Вернее, я ездил по Бологое-Полоцкой железной дороге раньше, но при других обстоятельствах и на другом поезде, а паровоз до сих пор не испробовал.

Я решил собрать компанию из пяти родственников, и мы поехали в Осташков с ночевкой в гостевом доме на берегу озера Селигер. Семья наша живет на два города, поэтому часть людей ехали из Москвы, а часть – из Петербурга, чтобы встретиться на станции Бологое. Очень удобно.

Поездка, если ее планировать не за 3-4 месяца, а за разумные 2-3 недели, сильно ударяет по бюджету. В среднем билеты до станции Бологое и обратно обошлись нам в 3000 рублей (туда «Сапсаном», обратно «Ласточкой»). Еще по 600 рублей надо отложить на пригородный поезд.

«Сапсаны» из Москвы и Петербурга, которые мы выбрали для путешествия, отправлялись с разницей в пять минут, а прибывали в Бологое с разницей в две минуты, что лишний раз подчеркивало: оно действительно находится ровно посередине.

Незадолго до поездки я заметил на «Яндекс.расписаниях», что неделей раньше расписание ретро-поезда было изменено. Он не делал получасовой остановки для экскурсии в Куженкино. Уже по пути в Бологое я проверил сайт и соцсети Московско-Тверской пригородной пассажирской компании, которая обслуживает ретро-поезд, чтобы убедиться, что нет никакой информации об изменениях в расписании. Паровоз обещал быть согласно графику!

Как поехать на паровозе


Паровозная прогулка в Музей Военно-воздушных сил

Ближайшая дата тура: 24.10.2021

Отправляйтесь в шестичасовое путешествие в Центральный музей Военно-воздушных сил, основу экспозиции которого составляют натурные самолеты, вертолеты, планеры и другая авиационная техника от 1909 года до наших дней.

Стоимость: 2500 ₽


Золотое кольцо России (3 дня/2 ночи)

Ближайшая дата тура: 08.10.2021

Стоимость: 9900 ₽


Фототур «Рускеальского экспресса»

Ближайшая дата тура: 09.10.2021

Стоимость: 8900 ₽


Рязань и Константиново

Ближайшая дата тура: 30.10.2021

Приглашаем вас в однодневный паровозный тур. В селе Константиново вы еще ближе познакомитесь с творчеством Сергея Есенина, а в Рязани – совершите обзорную экскурсию по Рязанскому кремлю.

Стоимость: 4500 ₽


Коломна «сладкая»

Ближайшая дата тура: 03.10.2021

Познакомьтесь с таинственной историей Коломенского кремля и отведайте воздушную тающую пастилу во время посещения знаменитой Музейной фабрики пастилы.

Стоимость: 4200 ₽


Коломна «оружейная»

Ближайшая дата тура: 03.10.2021

Однодневная экскурсия, во время которой вы познакомитесь с историей Коломенского кремля, посетите захватывающее шоу поединков ратоборцев и осмотрите оружейную экспозицию, где примерите древнерусские доспехи.

Стоимость: 4300 ₽


На ретропоезде в страну ретроавтомобилей и военной техники

Ближайшая дата тура: 31.10.2021

Прогулка на ретропоезде с посещением музея техники и осмотром экспозиции раритетных автомобилей.

Стоимость: 3100 ₽


Хит продаж
Калуга космическая

Ближайшая дата тура: 09.10.2021

Город «больших русских просторов. и вольного воздуха» - эти слова о Калуге принадлежат самому знаменитому калужанину - К. Э. Циолковскому! Но слава и значимость Калуги не исчерпывается ее «родством» со светилом российской и мировой космонавтики. Это древний город, с примечательной историей и потрясающими культурными и архитектурными памятниками далекой старины. Приглашаем вас посетить столь необычный и многогранный город!

Куда делся паровоз, никто не знал

Между прибытием «Сапсанов» и отправлением на Осташков у нас было полчаса, так что я сразу пошел в пригородную кассу, чтобы купить билеты на пригородный поезд. Один взрослый билет Бологое – Осташков стоит 295 рублей в одну сторону. Билет до Великих Лук обойдется в астрономические для пригородного поезда 826 рублей 50 копеек (примерно столько стоит плацкарт до Великих Лук из Москвы). К стандартному билету по субботам дают буклет с информацией о БПЖД, сувенирные магнитик и билет, имитирующий дореволюционный. Оплатить покупку можно картой.

Перед кассой наблюдался ажиотаж: «Мне на паровоз», «Ой, и ребенку дайте буклет, он у нас фанат, специально приехали», «Какие молодцы, какие красивые билеты».

Поезд Бологое – Осташков подали быстро. Два сидячих вагона были выкрашены в зеленые цвета, имитирующие советскую окраску. К вагонам были прикреплены не используемые на современных поездах маршрутные таблички. Над номером вагона нанесен герб и буквы БПЖД.

Это были вагоны 1970-х годов, которые повсеместно еще используются на нашей железной дороге, как в пригородных поездах, так и в поездах дальнего следования. Я люблю установленные в них удобные кресла с хорошо откидывающейся спинкой. Сидеть в таких креслах намного приятнее, чем в «Сапсане» и «Ласточке», не говоря уж про самолеты.

На посадке нас встречали проводницы и начальник поезда – харизматичный мужчина лет семидесяти – одетые по форме 1960-х годов. Заняв места во втором вагоне и рассадив родственников, я пошел фотографировать подцепку паровоза… Но вместо него прошел обычный тепловоз ТЭП-70. Куда делся паровоз, никто не знал. Проводники и начальник поезда разводили руками: за год такое первый раз. В моем вагоне, помимо множества индивидуальных туристов, ехала туристическая группа человек на 20. Их руководитель и сами экскурсанты, кажется, расстроились. Они тоже приехали сюда ради него.

Получаса не хватило

Поезд, состоящий из тепловоза и двух вагонов, отправился точно по расписанию в 9:25 и, сделав две остановки, в 10:08 прибыл на станцию Куженкино, где была запланирована получасовая стоянка. Пока ехали, начальник поезда рассказал о ретро-проекте, истории БПЖД и извинился за отсутствие паровоза. От него я узнал, что дорогу строили в самом начале 20 века на французские деньги как часть магистрали Бологое – Седлец (Польша) для ведения военных действий Россией против Германии и Австро-Венгрии.

На станции Куженкино из поезда вышло, по моим оценкам, человек 50. Стало ясно, сколько людей приехали в этот день сюда ради ретро-поезда. Честно говоря, я не думал, что будет столько народа. Все же уже октябрь.

Кто пользовался в этот день поездом для обычной пригородной поездки, остались сидеть по вагонам. Экскурсия вышла довольно сумбурной. За полчаса не просто показать группе в 50 человек весь станционный комплекс. Нас пустили посмотреть здание вокзала четвертого класса, где сохранились зал ожидания со старинными лавками и необычным устройством – колонной для питья, багажное помещение, комната дежурного по станции… Мы сходили в отдельно стоящий керосиновый погреб, водонапорную башню, а детям разрешили перевести стрелку.

Если бы наш поезд был, как и положено, под паровозом, нам еще успели бы показать заправку паровоза водой. Но тепловозу это не требовалось. Так что ровно спустя 30 минут мы отправились дальше.

Куженкино меня впечатлило. 30 минут здесь очень мало. Тут бы экскурсию на час-полтора провести. Но, увы, это невозможно. Тормозить здесь паровозу на более длительное время было бы совсем негуманно по отношению к тем пассажирам, кто едет на поезде не ради ретро-состава, а по своим делам. Кстати, мне рассказали, что в другие дни станционный комплекс закрыт. Его открывают лишь на полчаса во время субботней экскурсии.

Паровозная прогулка в Музей Военно-воздушных сил


Программа тура:

08:35 — сбор группы на Ярославском вокзале на платформе отправления поездов дальнего следования около паровоза.

08:59 — отправление ретропоезда до станции Монино (в пути — экскурсионное обслуживание).

10:07 — прибытие в Монино.

30-минутная прогулка от станции Монино до Центрального Музея Военно-воздушных сил в сопровождении экскурсовода ретропоезда.

Экскурсия по музею и осмотр экспонатов в ангарах и под открытым небом.

Экскурсия по музею:

– Зарождение и развитие авиации до 1941 года: в залах представлены экспонаты от момента зарождения авиации и воздухоплавания в России до завершения Первой мировой и гражданской войн. Экспонируются единственный в мире махолет конструктора В.Е. Татлина «Летатлин», уникальные экспонаты: самолет «Фарман-4» и двигатель Костовича.

– Далее увидим экспонаты от момента образования СССР до начала Великой Отечественной войны, где собрана уникальная коллекция авиационных двигателей и моделей самолетов этого периода. Экспонируется самолет- истребитель И-16, который участвовал в локальных войнах и конфликтах до начала Великой Отечественной войны.

Самолеты «Илья Муромец», «Сопвич-Триплан», ЛА-7, МИ-12 и другие экспонаты Музея военно-воздушных сил предстанут перед Вами во всей красе. Вы узнаете, в каких событиях участвовали каждые модели, в чем их особенности и чем отличились за время работы.

В музее насчитывается более 35 тысяч экспонатов. Здесь Вы увидите первые отечественные и зарубежные самолеты: в экспозиции представлены «Вуазен», «Фарман», «Сопвич». Также среди моделей представлены современные Су-27, МиГ-29, Ту-22М3 и Як-130. В музее находятся на хранении летательные аппараты — единственные в мире: махолет «Летатлин», экранолет ВВА-14М1П, турболет, вертолет В-12, орбитальный самолет ЭПОС и др. Нельзя обойти стороной копию легендарного самолета АНТ-25, на котором экипаж М. Громова совершил перелет по маршруту Москва-Сант-Джасинто.

Организованное возвращение на станцию.

14:06 — отправление ретропоезда в Москву.

15:18 — прибытие на Ярославский вокзал.

Мы оставляем за собой право вносить некоторые изменения в программу тура без уменьшения общего объема и качества услуг.
График движения поезда может измениться. Информацию о времени отправления вы получите по электронной почте за 1-2 дня до даты тура.

КЛИЕНТАМ:

взрослые - 2200 руб.

дети до 17 лет - 2000 руб

Для детей до 4 лет участие в туре бесплатно в том случае, если ребенок не будет занимать отдельное место в вагоне.

В стоимость включено:

проезд на ретропоезде;

экскурсионное обслуживание по программе;

входные билеты в туристические объекты по программе

Сборные даты: не назначены

Для организованных групп возможно назначение дополнительных дат

указывайте при заказе


Туристический поезд «Сочи»

Маршрут: Туапсе — Гагра
Цена билета: от 893 Р из Туапсе, от 761 Р из Сочи
Как часто ходит: летом — ежедневно, в несезон — во все дни, кроме вторника
Подробности: на сайте РЖД и в инстаграме

В поезде «Сочи» можно почувствовать себя звездой советского кино, как будто отправляешься с режиссером Якиным в Гагру, только не на самолете. Интерьер здесь — позднесоветского периода 1970—80-х годов.

Сами купе пока не выглядят диковинкой: поезда не слишком изменились с конца прошлого века. Но это новые вагоны, с нормальными чистыми туалетами, множеством розеток, гобеленами и советскими плакатами на стенах. В сувенирном отделе продают тетрисы, блокноты в форме счастливого билетика и советскую атрибутику.

Турпоезд в Гагру, на мой взгляд, — удобный способ пересечь российско-абхазскую границу в курортный сезон, когда там бывают большие очереди. Правда, и здесь на это уйдет 1,5 часа: примерно столько поезд стоит на границе. Но в это время можно спокойно сидеть в купе, пить чай или читать книгу, а не стоять в очереди или сидеть в автомобиле.

Путь из Туапсе занимает 5 часов 45 минут. В Гагру поезд прибывает в 11:30. Обратно отправляется в 18:43. Этого времени хватит, чтобы спокойно осмотреть город. В Адлер рекомендую возвращаться на такси: скорее всего, будет быстрее. Обычная стоимость поездки из Гагры до границы в начале 2021 года — 600 Р .

Читайте также: