Как поехать на мотоцикле первый раз

Обновлено: 17.05.2024

Экзамены сданы, права в кармане, мотоцикл куплен, но страх перед первым выездом в город мешает сделать первый шаг? Давайте это обсудим.

Думая о предстоящем выезде, чаще всего, останавливает неуверенность в своих навыках управления мотоциклом или (и) отсутствие необходимого дорожного опыта (плохое понимание дороги и неумение прогнозировать развитие типичных ситуаций)
Согласитесь, что, если в полной мере присутствует и то, и другое — проблемы не будет.

Вот два абстрактных примера:
Парень с 6 лет занимается мотокроссом, выиграл кучу соревнований, экзамен в ГИБДД сдал, проехав все упражнения с закрытыми глазами на заднем колесе, но выехав впервые на дорогу общего пользования в час пик, он получает вместо удовольствия — стресс. Дорога из пункта А в пункт Б для него покажется квестом на выживание.

Или так:
Опытный райдер, который много лет без напряга колесит по городу, вдруг оказался не за рулем мотоцикла, а, например, на моноколесе, на котором ни разу даже не пытался ездить. Поверьте, привычные улицы и маршруты станут для него адом, когда ему придётся преодолеть знакомый маршрут на непривычном транспортном средстве.

Все это к чему?
Дело в том, что получать удовольствие от езды вы сможете только тогда, когда:

  • вы уверенно управляете тем, на чем решили ехать;
  • отлично ориентируетесь в городском трафике.

Проведите самодиагностику — попробуйте определить, в чем именно у вас просадка: в навыках управления мотоциклом, или в понимании дороги и отсутствии водительского стажа.

Кроме этого можно условно разделить всех, кто впервые пробует себя за рулем мотоцикла на:
— тех, кто имеет опыт за рулем автомобиля;
— тех, кто выезжает на дорогу впервые в своей жизни вообще.

В зависимости от этого и решение проблемы первого выезда могут отличаться.

Впервые за рулём на дороге

Вы можете исключительно хорошо владеть мотоциклом, но выехав на дорогу впервые, стресс будет колоссальным. Знание ПДД — это хорошо, важно и необходимо, но совершенно недостаточно для того, чтоб играючи бороздить улицы Москвы (да и любого города в принципе).

Как быть?
Вот несколько рекомендаций:

  1. Получите опыт сначала за рулем машины.
    Странный совет?
    Да, возможно, это слишком сложно и дорого, но это самый безопасный и эффективный способ получения дорожного опыта.
    Как это сделать, не имея категории В? Очень просто — вы можете обратиться к автоинструктору в частном порядке, и взять десяток занятий по управлению автомобилем (лучше с автоматической коробкой). Главный плюс такого решения — это возможность инструктора предотвратить вашу ошибку на дороге.
    Конечно, это будет стоить денег, но последствия самостоятельного выезда на мотоцикле могут быть ещё дороже. При чем в разы.
    Да, существуют различия и нюансы в поведении на дороге при управлении мотоциклом или машиной. Но общего намного больше, чем отличий.
    Если такое решение не для вас, тогда следующий пункт.
  2. Выезд в паре с мотоинструктором.
    Многие мотошколы (в том числе и наша) предлагают такую услугу.
    Такой выезд имеет преимущества в том, что вы не просто едите «хвостиком», но и получаете комментарии и подсказки по блютуз гарнитуре в режиме реального времени.
    Сталкиваясь с затруднительными ситуациями, проводится анализ и работа над ошибками.
    Минус такого решения в том, что инструктор не имеет физической возможности предотвратить неверный манёвр. Если вы не справитесь с управлением — наступят последствия. Однако шансы совершить ошибку значительно меньше, да и опытный человек окажется в эту минуту рядом и поможет решить ситуацию, на сколько это будет возможно.
    Если нет финансовой возможности оплатить услуги инструкторов — зовите опытного товарища или обратитесь в авторитетное мото-сообщество в сети с просьбой подстраховать на первом этапе. Обязательно организуйте связь. Можно просто использовать телефон с проводной гарнитурой.
    Однако помните, что уметь хорошо ездить — это одно, а обучить кого-то — это другое. Далеко не все справляются с такой задачей. Так что тут — как повезёт.
  3. Вне зависимости от того, какой выбор вы совершите, для первого выезда нужна определенная подготовка на площадке, при чем лучше на том мотоцикле, на котором вы собираетесь ездить.
    Существует несколько полезных упражнений для подготовки к вождению мотоцикла в городе.
    К большому сожалению не все успевают пройти такую подготовку в рамках обучения на категорию А в мотошколе, особенно если стремятся сэкономить, выбирая сокращенные курсы.
    Такая подготовка описана в статье «Упражнения для подготовки к выезду в город».

В сотый раз в первый класс

А теперь о том, почему те, кто давно ездит за рулем машины, побаиваются выезжать на дорогу на мотоцикле впервые.

Как показывает опыт, не мало учеников обращаются за услугой сопровождения инструктором во время первого выезда. С одной стороны есть внутренняя привязанность и симпатия к инструктору, но это далеко не всегда определяющий фактор. Но из тех причин, что на поверхности, стоит выделить:

  1. Неуверенность в своих навыках управления мотоциклом
  2. От части мифические предубеждения, что за рулем мотоцикла на дороге все иначе.

По первому пункту:
да, большинство выпускников мотошкол не имеют достаточных навыков для управления мотоциклом в любой дорожной ситуации. Да и откуда им взяться?

Кто из вас чувствовал себя полностью безопасно и уверенно (будучи в здравом/трезвом уме) за рулем машины через 10, 20 или даже 50 часов водительского опыта? Если кто-то вам обещает, что через 18 часов обучения вы будете чувствовать себя за рулем безопасно, то вам цинично врут. В экстренных ситуациях работает только мышечная память, рефлексы, которые нарабатываются сотнями часов наката и тренировок, а при таком маленьком стаже можно лишь относительно безопасно доезжать из точки А в точку Б. В любой нештатной ситуации навыков, вероятнее всего, не хватит, а все теоретические знания испарятся из вашей головы при первом же экстренном торможении. Понимание этого сковывает и лишает смелости сделать первый шаг.

Как быть?
Если вы прошли полную подготовку в мотошколе, с вами занимались добросовестно и научили чему-то, кроме экзаменационной восьмёрки — заводите мотоцикл и езжайте. Вашего автомобильного опыта будет достаточно, чтоб разобраться в потоке и набирать свой дорожный мото-опыт. Однако и тренировки не нужно прекращать. Полезным будет любой мотоспорт, курсы контраварийной подготовки и продвинутая программа городского вождения, в которой осуществляется упор на решение сложных тактических задач и обучение использованию всех преимуществ двухколесного транспорта в дорожном потоке.

Теперь по второму пункту:
общего в вождении мотоцикла и автомобиля больше, чем отличий. Однако они действительно есть и о них мы поговорим подробно в следующих статьях рубрики дорожный опыт, так как каждый из этих нюансов достоин отдельной статьи с детальным разбором.
Кроме этого, рассмотрим типичные ошибки водителей в целом.

Первые шаги для вождения мотоцикла

Если Вы читаете эти инструкции, скорее всего, вы хотите попасть в мир езды на мотоцикле. Ездить на мотоцикле не так сложно, как думают люди.

Опасность: двухколесная езда - очень опасное занятие, поэтому имейте это в виду каждый раз, когда вы едете в пределах своих возможностей.

Внимание: новички не должны недооценивать риски езды! Всегда надевайте шлемы, перчатки, куртки и ботинки. Вам следует попрактиковаться на пустой стоянке, прежде чем выезжать на дороги общего пользования.

Если существует так много рисков, почему люди все еще ездят на мотоциклах? Потому что езда-это весело! Чувство свободы, которое она дает вам, просто потрясающе! Это как в поговорке: четыре колеса движут телом, два колеса движут душой.

Nanfang NF-250cc Nanfang NF-250cc

Этап 1: Сроднитесь с управлением: основные элементы

На мотоциклах имеется пять основных органов управления. В этом инструктаже я буду демонстрировать Nanfang NF-250, но элементы управления универсальны для большинства мотоциклов.

"Врынь-врынька" или же дроссельная заслонка , рукоятка газа используется для управления оборотами двигателя и расположена с правой стороны руля. Это как педаль газа в автомобиле. Когда вы нажимаете на дроссель, обороты двигателя увеличиваются, и скорость увеличивается. Когда вы отпустите рукоятку газа, обороты двигателя упадут, и мотоцикл замедлится.

Примечание: мотоциклы имеют раздельные передние и задние тормоза.

Рычаг переднего тормоза используется для приведения в действие переднего тормоза и расположен с правой стороны руля перед рукояткой газа. Все просто: нажимаем на рычаг - тормозим.

Предупреждение: подобно торможению в автомобиле, не хватайтесь за рычаг переднего тормоза внезапно и плотно. Правильный способ использования тормозного рычага - медленно сжимать его и постепенно увеличивать усилие.

Рычаг (или педаль) заднего тормоза используется для приведения в действие заднего тормоза мотоцикла и расположен рядом с положением правой ноги перед правым боковым ножным колышком. Правой ногой нажмите на рычаг, чтобы включить задний тормоз.

Рычаг сцепления используется для управления сцеплением и находится на левой стороне руля. Рычаг сцепления действует как педаль сцепления в автомобиле с механической коробкой передач в качестве соединения между двигателем и задним приводом. Полностью выжмите рычаг сцепления, чтобы разжать его. Сцепление на мотоциклах последовательное, а это значит, что вы не можете пропустить передачу. Использование рычага сцепления очень важно для управления мотоциклом.

Опасность: столкнувшись с ситуацией, когда вы теряете контроль, немедленно выжмите сцепление и используйте тормоза.

Внимание: как и при вождении автомобиля с ручным управлением, при переключении между нижними передачами следует медленно отпускать сцепление.

Рычаг переключения передач используется для переключения передач и находится в положении левой ноги перед левым боковым ножным колышком. Схема переключения у всех стандартная (как внизу). Положением ноги регулируем передачу

Примечание: схема переключения передач на мотоциклах - 1 вниз и 5 вверх. Если обьяснить довольно просто, то носком стопы нажимаем вниз - это первая скорость, а потом поднимаем носок вверх под рычагом - это уже 2-3-4-5-6. А нейтральная скорость находится между 1 и 2ыми передачами. Нужно лишь уловить момент, но я знаю, у Вас это получится без труда.

Этап 1.1: Сроднитесь с управлением: второстепенные элементы

Другие элементы управления на мотоциклах включают приборную панель, зеркала, переключатель сигнала поворота, переключатели дальнего/ближнего света, звуковой сигнал, "килл-свич" или выключатель и кнопку стартера.

Приборная панель обычно состоит из спидометра, тахометра, нейтрального индикатора, датчика топлива. Спидометр показывает текущую скорость мотоцикла в километрах в час. Тахометр показывает текущую частоту вращения двигателя, представленную в об / мин (оборотах в минуту). Индикатор нейтрали загорается, когда мотоцикл находится на нейтральной передаче. Примечание: как и в автомобилях, когда мотоцикл находится в нейтральном положении, он может катиться вперед и назад.

Зеркала помогают вам видеть то, что находится позади вас. Зеркала на мотоциклах - выпуклые зеркала, поэтому объект в зеркале ближе, чем кажется.

Предупреждение: у вас также будут слепые зоны на мотоциклах, как и в автомобилях, поэтому, пожалуйста, проверяйте зеркала и проверяйте ситуацию за плечом всякий раз, когда вам нужно совершить тот или иной маневр

Сигналы поворота указывают на поворот или смену полосы движения. Нажмите переключатель поворота влево, чтобы мигнуть левым поворотником, нажмите вправо, чтобы мигнуть правым поворотником, и нажмите его внутрь, чтобы отменить сигнал поворота. Переключатель света дальнего / ближнего света переключает свет дальнего и ближнего света.

Примечание: на мотоциклах фары всегда включены как дневные ходовые огни. (иным языком, холостые огни)

Внимание: не рекомендуется использовать дальний свет в ночное время, так как свет может ослепить других водителей и вызвать опасность.

Под поворотниками расположена кнопка "бип-бипка" или кнопка звукового сигнала. Внимание! Давите на сигнал при любом совершаемым рядом с вами транспортном средстве опасном маневре! Тем самым, в любом случае вы привлечете внимание водителя и сможете избежать аварийной ситуации.

Выключатель используется для выключения двигателя и представляет собой красную кнопку, расположенную на правой стороне руля.

Внимание: некоторые люди предпочитают использовать ключ, чтобы заглушить мотоцикл, но у вас должна быть привычка использовать выключатель , потому что в чрезвычайной ситуации использование выключателя - это более быстрый и эффективный способ отключить питание.

Кнопка стартера используется для запуска двигателя и расположена под выключателем.

Этап 2: "Заводись, ПОЕХАЛИ!"

Ну что, друг мой, теперь ты знаешь где чего тыкать, где нажимать, и как в принципе управлять своим двухколесным монстром. А теперь пришло время покорять ветер и дороги :)

НО! Для начала надень защитный шлем, защитный костюм с налокотниками и наколенниками, одень перчаточки чтобы не отморозить себе руки и не испортить маникюр (шутка), закрывай визор шлема и ВПЕРЕД!

Сначала поверните ключ зажигания в положение ВКЛ, и вы увидите, как загорается приборная панель. Затем найдите нейтральную передачу между первой и второй. Выжмите сцепление, левой ногой опустите рычаг переключения передач до упора, затем слегка поднимите его вверх, и вы увидите, как на приборной панели загорается зеленая буква “N”, означающая, что мотоцикл теперь находится в нейтральной передаче.

Предупреждение: не заводите мотоцикл на передаче.

Теперь мотоцикл готов к старту. Просто переведите выключатель в положение ON, затем нажмите кнопку стартера, пока не услышите звук двигателя, означающий, что мотоцикл запущен. Вы также увидите, как тахометр поднимается до холостого хода (обороты выше нуля).

Внимание: не нажимайте кнопку стартера слишком долго, отпустите ее, как только услышите звук двигателя.

Этап 3: Работаем со сцеплением

Мы запустили двигатель нашей двухколесной малышки. Слышим звук двигателя, наслаждаемся запахом свежего утреннего выхлопа.

Но как известно, мотоцикл по принципу - тот же автомобиль, только колес два и нет обшивки и салона. Ах да, ну еще и пассажир может быть только один. Но, об этом давайте чуть позже.

Этот раздел поможет вам ознакомиться с работой сцепления. Сначала выжмите рычаг сцепления на полную, затем левой ногой переключитесь на первую передачу, а затем медленно отпустите рычаг сцепления и в то же время постепенно, легко и не принужденно поворачивайте рукоятку газа, тем самым давая чуть чуть оборотов двигателю. Теперь мотоцикл должен начать двигаться, и вы можете полностью отпустить сцепление и дать немного больше газа. На первый раз у вас может не получится и мотоцикл заглохнет (неверное распределение сцепления) и это очень распространенное явление для начинающих. Не нужно паниковать. Просто найдите нейтральную передачу, а затем запустите мотоцикл и повторите описанные выше шаги, чтобы запустить мотоцикл.

Внимание: как только мотоцикл превысит скорость вашей ходьбы, вы должны поставить ноги на подножки. Опущенные ноги могут вызвать потенциальную опасность.

Этап 4: Едем и переключаем передачи

Ого! Друг мой, ты сдвинул эту пташку с места и уже колесишь на первой передаче. Молодец. А теперь давай выпустим свою жар-птицу из клетки и дадим жидкого!

Попрактиковавшись в старте и езде на первой передаче, мы перейдем к переходу на повышенную и пониженную передачу.

Примечание: первая передача обычно используется для запуска мотоцикла и медленного маневрирования.

Чтобы перейти на повышенную передачу, сначала откатите рукоять газа, затем потяните рычаг сцепления и левой ногой сильно нажмите рычаг переключения передач вверх, и вы должны почувствовать, что передача включена. Теперь вы можете медленно отпустить сцепление и одновременно нажать на рукоять газа, чтобы передача подсела на двигатель.

Для понижающей передачи шаги аналогичны. Единственное отличие заключается в том, что вам нужно будет нажимать на рычаг переключения передач вниз, а не вверх. Другие шаги те же.

Предупреждение: Не переключайтесь на первую передачу,если только вы не остановитесь полностью.

Этап 5: Жмем на тормоза!

Друг мой, я и не знал что ты прекрасно научишься водить. Только принцип тут немножко не радует. Ведь так, как ты блестяще ездишь по асфальту, так же блестяще ты должен и тормозить. Все таки, впереди есть знаки, светофоры, препятствия и т.д.

Когда вы подъезжаете к месту остановки, вам нужно будет затормозить до упора. Если вы хотите замедлиться и остановиться, просто откатите ручку газа и потяните рычаг сцепления, затем постепенно сожмите рычаг переднего тормоза и одновременно нажмите рычаг заднего тормоза.

Примечание 1 : Не советую вам тормозить, находясь на передаче. Это приводит к износу коробки передач и вообще всего двигателя.

Примечание 2 : В идеале ваша тормозная сила должна состоять из 70% переднего тормоза и 30% заднего тормоза, поэтому отрегулируйте усилие на рычагах соответственно.

Некоторые люди говорят, что нет необходимости использовать задний тормоз, но я бы определенно сказал, что это неправильно. Ваша тормозная сила состоит как из переднего, так и из заднего

Самым важным моментом здесь, является то, что вы, должны почувствовать тормозную силу. Для этого настоятельно рекомендую вылезти на безлюдную площадку, разогнаться до скорости в 20 км/час, а потом нажимать на тормоз, прилагая маленькое усилие на рычаги (но не резко, а то, у вас наверняка нет системы ABS, и вы можете легко съехать с дистанции и повредить себе что нибудь). Тем самым, вы сможете легко понять тормозной потенциал каждого привода и понять, где нужно больше, где меньше. Как я уже сказал ранее, во время движения и остановки, используйте больше потенциала переднего тормоза, нежели заднего. Это поможет осям сдержать баланс и распределить нагрузку так, что вы точно остановитесь в нужный вам момент, тем самым не создавая опасной ситуации.

Друг мой! Я от всей души поздравляю тебя с тем, что ты научился ездить на двухколесном монстре.

Хочу добавить, что если ты впервые садишься за руль мотоцикла, лучше перестрахуйся и позови своего товарища на помощь при всяком пожарном случае. Ведь одному тебе может быть боязно, а товарищ всегда поможет и поддержит тебя в трудный момент обуздания нового для тебя умения!

Ну, а с тобой я прощаюсь на данный момент, и настоятельно рекомендую тебе подписаться на мой блог, чтобы узнать все больше и больше о такой страсти, как мотоциклы. Если тебе понравилось, ставь ЛАЙК, подписывайся, а именно для тебя, я буду стараться изо всех сил выпускать нужный для тебя контент!

Самоучитель езды на мотоцикле. Первое занятие- органы управления.

Первое занятие на площадке. Первое занятие на площадке.

Мы будем последовательно разбирать , с самого начала, что такое езда в целом. Расположение органов управления, их функционал и алгоритм применения! Помимо этого мы разберем правильное направление взгляда, его важность и роль в безопасной езде, особенности посадки за рулём - положения тела, рук на руле и ног на подножках. Будет несколько этапов обучения и, как следствие, большое количество связанных с ними, упражнений! За сим, начнём!

Как я уже неоднократно говорил, я много лет работаю мотоинструктором в Москве, и имею за плечами большой опыт обучения ребят самых разных возрастов, от мала до велика. Если говорить о возрасте обучаемых мною, то это от четырех и до семидесяти лет. Любви к мотоциклу все возрасты покорны) Начинаю серию роликов о обучении езде на мотоцикле и первым в этой группе видео будет разговор про органы управления - того, с помощью чего мотоцикл начинает движение, ускоряется, замедляется или останавливается совсем!

Но самое главное - техника безопасности! Без её соблюдения к мотоциклу и подходить не стоит, ибо наше здоровье даны нам всего лишь один раз! Нельзя касаться раскалённых частей мотоцикла, если мы не хотим получить ожог. Необходимо подождать, когда сам мотоцикл и его детали достаточно остынут, и лишь потом производить какие - то работы с ним.

Не советую так- же засовывать руки в подвижные узлы или части мотоцикла, так - как при его перекатывании можно получить тяжёлую травму, даже лишиться конечности! Всегда одевать защитную экипировку при любой поездке, так - как практика говорит, что самые тяжёлые повреждения в ДТП мотоциклист получает именно в тех самых поездках на "соседнюю улицу"! Не пренебрегайте защитой.

Первый выезд в город на мотоцикле. Первый сезон. Особенности езды в мегаполисе

27 июня я получаю права и готов первый раз выехать за пределы парковки. Страшновато. Помогает мой друг, мы в паре выезжаем на двух мотоциклах. Он впереди, я сзади, связь через наушники. Выезжаю из своего района и сразу на МКАД.

Набор скорости, занимаю полосу и тут же слышу от товарища - «ну и нафига ты едешь по середине полосы?! Левее! Почти в междурядье, за мной!»

После 19 лет за рулём автомобиля, на мотоцикле чувствуешь себя неуютно среди машин. Только на МКАД я осознал, насколько я меньше всех, насколько я незаметен и незащищённый.

По итогу своего первого выезда я понял, что получив заветную категорию «А» я по прежнему не умею ездить а мотоцикле. Не в смысле ездить = трогаться/поворачивать/тормозить, а в смысле ездить в городе.

Выезжать на мотоцикле на дорогу общего пользования нужно с мыслью о том, что тебя все хотят сбить. Как лётчик-истребитель. Серьезно. Так и есть. Эту мысль (не мою, так написал один известный мотоблогер, погибший в 2019 году) я осознал очень быстро, буквально в первый же день.

МОТОЦИКЛИСТА НИКТО НЕ ВИДИТ НА ДОРОГЕ. (Камеры на скорость видят🤬)

За рулём мотоцикла ты должен думать за себя и за того парня, за каждого участника дорожного движения.

Разметка и дорожное покрытие. Эти тоже твои враги. Не в смысле пересечение разметки и штраф (хотя в МСК это актуально, камеры повсюду), а в том смысле что разметках скользкая и любая яма на дороге может стать роковой для тебя.

Органы управления мотоциклом.

  1. левая рука - сцепление, поворотники, фары, сигнал
  2. левая нога - коробка передач
  3. правая рука - газ и передний тормоз
  4. правая нога - задний тормоз

С. ка, после автомобиля на автомате, к которому уже привык как к родному, это прям перебор.

И все твои конечности должны делать все независимо от твоего внимания, потому что все внимание на дорогу. ВСЁ. ВНИМАНИЕ. Буквально.

За рулём автомобиля ты встал в ряд, едешь и не паришься, контролируешь дистанцию и скорость.

На мотоцикле ты едешь слегка быстрее потока, чтобы тебя никто не догонял (это опасно) поэтому ты всегда в состоянии обгона. Постоянный контроль других машин, анализ их движения, предугадывание траектории. Между тем руки-ноги выжимают и переключают, корпус тела наклоняется в поворотах и анализ дорожного покрытия, луж, всякого мусора на дороге.

И вот с этими всеми знаниями и умениями (неумениями) я поехал утром на работу. по всем пробкам.

Кайф. Ты можешь ехать даже в самой глухой пробке.

Ты можешь прогнозировать свое время!!

Ты больше не боишься ехать в центр.

Ты можешь вернуться домой во сколько хочешь и не бояться что тебе не достанется парковочного места!!

Парковка в Москве на мотоцикле это отдельный кайф, ведь мотоцикл можно парковать на любой платной парковке!! Даже за 380 рублей в час! Да что там, ты можешь тупо встать между уже запаркованных машин и тебе за это ничего не будет!!

Заключение

Отправляясь в первую самостоятельную городскую поездку на мотоцикле, будьте готовы ко всему. Расслабьтесь, забудьте об иррациональных страхах, сосредоточьтесь на дороге и получайте удовольствие. Вам потребуется больше, чем одна поездка, чтобы привыкнуть ко всем нюансам езды на мотоцикле. Для освоения нового транспорта требуются часы тренировок и практики. Чтобы почувствовать себя свободно в седле байка, уходит 4-5 самостоятельных поездок по оживлённому городу, продолжительностью не менее часа.

Первый самостоятельный выезд в город на мотоцикле


Если вы читаете эту статью, значит в вашей жизни скоро случится знаменательное событие – первый самостоятельный выезд в город. Каждый байкер встречает эту ситуацию по-своему: одни паникуют и решаются сесть на железного друга только с пятнадцатой попытки, другие, наоборот, радостно бросаются навстречу приключениям. Как бы вы не относились к первой самостоятельной поездке, вам всё равно придётся соблюсти правила безопасности, которые помогут не превратить праздник в трагедию. Подготовьтесь к первому путешествию заранее, чтобы сделать его незабываемым.

Цель обучения в мотошколе «Автофактор» - подготовить учащихся к самостоятельному безопасному вождению мотоцикла в городе Москвы. Программы вождения включают не только экзаменационные упражнения на категорию «А», но и имитацию вождения в городских условиях.

На что смотреть в первую очередь


Поверьте, когда вы будете ехать по городу первый раз, ваши глаза будут разбегаться от обилия моментов, на которые нужно обратить внимание: дети, собаки, ямы, ограничители скорости, камеры и таксисты. С опытом вы научитесь замечать каждую мелочь, однако в первый день ваша внимательность будет притуплена страхом. На что стоит смотреть в первую очередь, чтобы избежать аварий и других опасных ситуаций:

  • На знаки дорожного движения. Это даже не обсуждается. На знаках указывается большая часть информации, которую важно помнить на дороге. Знаки напоминают о ПДД и позволяют вовремя распознать опасность и предпринять решительные меры.
  • На ограничения по скорости. Помните, что вы не обязаны разгонять мотоцикл до запредельных скоростей. И тем более не стоит разгоняться до 100 км, если это первый день в городе и перед вами висит знак с ограничением до 60 км/ч.
  • Светофоры. Смотрите на лампы светофоров и заранее рассчитывайте, успеете ли вы проехать или лучше начать тормозить. Не забывайте, что на разных дорожных покрытиях время торможения может отличаться, так что не рискуйте.
  • Зебры. В городах ещё остались нерегулируемые пешеходные переходы. Поэтому смотрите не только в верх на светофоры, но и вниз на разметку. Со временем вы научитесь видеть пешеходные переходы издалека, но в первый день лучше перестраховаться и повысить уровень внимательности в два раза.

Как поехать на мотоцикле первый раз

Вождение мотоцикла в городе

На что обращать внимание и как проехать на мотоцикле свои первые самостоятельные километры?

Итак, вы закончили мотошколу, имеете представление о базовых навыках управления мотоциклом. В зависимости от потраченных усилий на обучение, вы либо обладаете самыми базовыми навыками и умеете управлять мотоциклом на малой скорости, либо вы доучились до более продвинутого уровня и умеете контролировать мотоцикл в наклоне, выполнять скоростное маневрирование, объезжать препятствия, освоили приемы эффективного (комбинированного) торможения. Может быть вы даже пробовали свои силы на треке и у вас кое-что получалось. Но как показывает практика, каких бы успехов вы не достигли в стенах мотошколы для уверенного и быстрого перемещения по улицам города этого к сожалению бывает недостаточно… хотя конечно все полезные навыки приобретённые в мотошколе вам безусловно пригодятся!

Первые шаги. У вас есть защитная мотоэкипировка, мотоцикл, права категории А и вы умеете всем этим пользоваться. С чего начать? Очень хорошо, если у вас уже есть некий автомобильный опыт и вы уверенно перемещаетесь по городу на машине, чувствуете габариты, умеете маневрировать в потоке и «читать» дорожную ситуацию.
С чего же начать на мотоцикле?
— С привыкания к самому мотоциклу. У вас не должно возникать затруднений с управлением. Ваши мысли не должны быть загружены воспоминаниями — где на какой рычаг жать, как переключать передачи и как включать свет. Так например, если на учебном мотоцикле поворотники были классические, на пульте под левой рукой одной кнопкой, а вы в качестве первого мотоцикла выбрали BMW, то стоит привыкнуть к немецкой трёх-кнопочной схеме управления сигналами поворота. Отдельная тема привыкнуть к тормозам. Вы чётко должны понять, где предел «схватывания» тормозов, где начинает срабатывать АБС на вашем мотоцикле (если она есть), когда наступает юз колеса, с каким оптимальным усилием воздействовать на рычаг/педаль тормоза.
В результате, нужно постараться добиться такого состояния, чтобы во время поездки по городу думать только о дорожной ситуации, а не о том, как управлять мотоциклом.
Город. Конечно, можно поступить радикально, сесть на мотоцикл и поехать из Химок в Бутово прямиком через центр в час пик. Вы потратите больше времени, похудеете на пару кило, выкурите двойную дозу сигарет и будете неистово ненавидеть автовладельцев. Всякий опыт есть польза. Однако начать без лишних нервов я бы советовал со знакомых районов и кварталов с небольшим дорожным трафиком, раз от раза приобретая бесценный опыт вождения мотоцикла. Можно начать с позднего вечернего времени или раннего утра. Пустынные загородные трассы как вариант погружения в тему тоже неплох, особенно для практики обгона на мотоцикле, но только на самых ранних стадиях, при привыкании к мотоциклу. Потому как, почувствовав себя асом загородных второстепенных трас можно испытать шок резко попав в мир светофоров, перекрёстков и неадекватных водителей. И вот вы обвыклись, исколесили вдоль и поперёк весь районный массив и, по крайней мере, морально готовы к «дальнобою до Смотры», каких правил придерживатся в городе? Прежде всего ещё никто не отменял ПДД и здравого смысла. Но есть ещё несколько специфических моментов применимых именно к мотоциклам. При движении в плотном потоке стоит соблюдать несколько древних как мир правил:
— Движение в междурядье на мотоцикле. Не уверен не лезь. Пока габариты мотоцикла вы чувствуете не очень хорошо, рисковать не стоит. Поцарапанный мотоцикл или проблемы с автолюбителями – не самое удачное начало вашей мотоциклетной карьеры. Для начала стоит смещаться в междурядье только для коротких обгонов, будучи абсолютно уверенными в безопасности маневра. Взгляд. При движении в междурядье старайтесь смотреть дальше, на 6-8 машинок вперёд, не задерживайте взгляд на автомобилях. Не забывайте, что вы не единственный мотоциклист в этом городе, поглядывайте в зеркала назад, не создаёте ли вы препятствия более опытным райдерам.
— Скоростной режим. Не стоит лететь быстрее своего ангела-хранителя. Мотоцикл штука быстрая. 20-и летний 400 кубовый японский спорт-турист даже с небольшими проблемами двигателя способен на такое ускорение, которому позавидуют большинство новых серийных гражданских спорткаров. А посему стоит чётко соблюдать правило «+20», то есть опережать поток не более чем на 20 км/ч.

— Слепые зоны для мотоцикла. На занятиях мотоинструктор показывал, где они, но как успеть смотреть в них на дороге? Мало того, что нужно в них поглядывать, поворачивая голову и бросать взгляд через плечо. Так ещё нужно умудрится контролировать чужие (!) слепые зоны. Стараться не попадать в них и совершать маневр обладая уверенностью что вас заметили. Эту уверенность можно обрести по зрительному контакту с водителем автомобиля в его зеркалах заднего вида. Это не просто, но освоив такие меры предосторожности, вы сделаете перемещение по городу на мотоцикле гораздо более безопасными. Большинство аварий с участием мотоциклов случаются потому, что мотоциклиста не заметили. И самый верный способ устранения «эффекта невидимки» — контроль слепых зон и визуальный контакт с автолюбителем. В этой связи ещё упомяну один небольшой, но важный аспект: обгонять машинки при прочих равных стоит всё же слева. Так получилось, что в левые зеркала водители время от времени заглядывают, а в правые крайне редко…

— Неадекватные водители. Далеко не все водители автомобилей искренне ненавидят мотоциклистов и хотят вас убить. Но вы должны быть готовым к тому, что любой из них может попытается это сделать. Самый простой и действенный способ бороться с неадекватными водителями, это держатся от них подальше. А что бы держатся от них подальше нужно вовремя выделить из потока законопослушных водителей «неадеквата». Например, если я вижу автомобиль совершающий беспорядочные перестроения из ряда в ряд, я понимаю что от него лучше держатся подальше – уйти в дальние ряды или быстро обойти его.

— Уверенность за рулём мотоцикла. После того, как человек наездит на мотоцикле определённое время, появляется уверенность — это хорошо. Но рано или поздно приходит чувство, которое я называю «хyли тут ездить то», оно придёт обязательно. Через пару недель или через 3 сезона, но очень важно его вовремя распознать и сделать шаг назад. Излишняя самоуверенность и пустая бравада — плохие советчики на дороге. Дорога может очень серьёзно наказать нарушителей закона и людей пренебрегающих здравым смыслом. Для раскрытия всех возможностей вашего мотоцикла есть гоночные треки и кроссовые трассы. Там стоит искать пределы, а не на дороге общего пользования. \
Как бы мне ни хотелось, в рамках одной статьи или даже книги нельзя объять необъятное и рассказать абсолютно обо всех возможных ситуациях и случаях. С ростом опыта растёт способность читать дорожную ситуацию и просчитывать действия других участников движения. Те моменты, о которых я рассказал, являются ключевыми и стоит помнить о них при передвижении по городу на мотоцикле. Я же буду продолжать публиковать на страницах этого сайта новые ситуации и варианты безопасного их решения. Лёгкой вам дороги, друзья! И помните, что хорошо натренированные рефлексы быстрее удачи ;)

Во время поездки


Будьте готовы паниковать

Изменения в жизни – всегда стресс, поэтому в панике и мандраже перед первой поездкой нет ничего удивительного. Выезжая в город, спросите себя, точно ли вы готовы. Если вам кажется, что сегодня не подходящий день для такого важного события или что вы не чувствуете себя хорошо, перенесите поездку на другой день. В этом нет ничего позорного или трусливого: благоразумие и рациональное мышление могут спасти вас от серьёзной аварии по неосторожности.

Когда отправитесь в путь, будьте готовы волноваться. У вас не получится дождаться такой уверенности в себе, чтобы совершенно не нервничать перед первым путешествием в город. Как бы хорошо вы не помнили ПДД и сколько бы вы не тренировались перед этим, страшно будет в любом случае. Напомните себе, ради чего вы это делайте, и отправляйтесь в дорогу.

Попросите вас сопровождать

Лучший вариант – сопровождение опытных друзей или инструктора. Эти люди с вниманием отнесутся к вашей неопытности и постараются обезопасить и вас, и себя. Ни в коем случае не отправляйтесь в первую поездку с малознакомой опытной компанией байкеров, если они не готовы поддержать вас на дороге. Скорее всего вы будете пытаться не отстать от компании и не ударить в грязь лицом, в результате чего вам придётся делать то, к чему вы не готовы. Это может привести к серьёзным ошибкам и печальным последствиям.

Не берите пассажиров

Когда на заднем сидении сидит пассажир, вам приходится нести ответственность не только за себя, но и за него. Если вы не уверены в себе, не берите пассажиров, как бы сильно они не просились. Дополнительный человек – дополнительный стресс. К тому же, когда на мотоцикле сидят два человека, вместо одного, он ощущается тяжёлым и менее поворотливым, что станет неприятной неожиданностью на дороге.

Прежде, чем начать возить пассажиров по городу, потренируйтесь делать это на дорогах района, где нет оживлённого движения, разозлённых пешеходов и нетерпеливых таксистов. Поймите, комфортно ли вы себя ощущаете, когда пассажир держится, или ему стоит сменить позу. Попробуйте набрать скорость, затормозить, повернуть. Только после этого выезжайте с пассажиром в город.

Вспомните, чему вас учили

Вспомните ценные советы, которые вам давали инструкторы, друзья или более опытные собратья с мотофорумов. Будьте сосредоточены и расслаблены, дышите глубоко и не перенапрягайтесь. Во время езды по многополосным дорогам не заезжайте в центр, куда слетается весь мусор, лучше езжайте по левой или правой колее. Для замедления не используйте только двигатель: задействуйте рычаг или педаль тормоза, чтобы зажечь стоп-сигнал и оповестить движущиеся сзади автомобили о замедлении.

Не срезайте углы на поворотах – вместо этого старайтесь описывать плавную дугу. Препятствия проезжайте под тупым углом, чтобы переднее колесо не заскользило и вы не свалились с байка. Помните про свои слепые зоны и слепые зоны окружающих водителей. Если вы понимаете, что заехали в слепую зону, ускорьтесь или замедлитесь, чтобы поскорее выйти из неё. При торможении переносите вес тела на заднюю подвеску и понижайте центр тяжести, чтобы сделать минимальным отрыв заднего колеса от асфальта. И просто будьте внимательны.

Не переоценивайте себя

Не пытайтесь сделать больше, чем может организм. Если после 20 минут катания по городу вы чувствуете, что тело болит, а руки онемели, – возвращайтесь домой, даже если для этого придётся взять такси. Если проезжающие мимо водители недовольно бибикают, пытаясь заставить вас ехать быстрее, – расслабьтесь и езжайте с той скоростью, которая вам кажется безопасной. Если вы встретили байкера, который пытается доказать, что вы уже готовы к скорости под 200 км и сложным трюкам, – спросите себя, нужно ли вам это, ведь уверенность в себе прежде всего.

Не пытайтесь ехать «как все», а утвердитесь на комфортной скорости. Если вы чувствуете, что на этом шоссе скорость потока слишком высока, сверните на ближайшем повороте и найдите тихую улочку. Главное, что вы должны чувствовать на протяжении всей поездки – уверенность в себе. Если вам кажется, что вы не готовы, значит так оно и есть. Не позволяйте никому переубедить себя и слушайте голос разума.

Перед поездкой


Прежде чем вскакивать на байк и отправляться в путь, убедитесь, что вы действительно готовы к выезду на дороги общего пользования. Проведите полною проверку мотоцикла, экипировки и собственных навыков, и только затем начинайте путешествие.

Проверьте работоспособность мотоцикла

Мотоцикл в порядке – водитель спокоен. Это главное правило, которое запоминает каждый новичок в начале своего пути. Приучите себя проверять основные механизмы байка перед каждой поездкой – особенно если она планирует оказаться продолжительной или небезопасной. Лучше потерять пять минут и найти неисправность заранее, чем попасть в аварию и потерять полгода, восстанавливаясь после травм. Обратите внимание на:

  • Тормоза. Проверьте уровень и убедитесь, что ни задний, ни передний тормоз не протекает.
  • Уровень бензина и масла. Следуйте инструкциям на упаковках, чтобы узнать, сколько жидкости нужно залить в бак и как часто её придётся менять.
  • Колёса и резину. Посмотрите, не приспущены ли колёса и нет ли проколов на шинах. Если вы не уверены, на всякий случай подкачайте колёса.
  • Свет. Идеальный вариант, когда свет автоматически включается при запуске мотора. Если это не происходит, отложите поездку на пару дней и исправьте проблему.
  • Крепление руля. Уделите внимание рулю, если мотоцикл уже не новый.
  • Зеркала. Настройте зеркала так, чтобы левое зеркало показывало всю возможную ширину дороги от края левого рукава, а правое – дорогу за спиной и всё, что происходит справа от мотоцикла. Чтобы настроить зеркала в первый раз, вам потребуется помощник.
  • Сцепление и тормоза. Если это возможно, отрегулируйте сцепление и тормоза под длину пальцев. У большинства моделей байков есть регулировка.

Потренируйтесь

Если вы только получили права, не стоит сразу выезжать на оживлённую магистраль или начинать обгонять легковушки в городской пробке. Для начала устройте «пробные катания» по дворам, где вы сможете привыкнуть к управлению мотоциклом и поймёте, как пользоваться тормозами, сцеплением, переключением скоростей и рулём. Для тренировки выберите знакомый район с зебрами, тротуарами, светофорами и гаражами. Учитесь резко тормозить, вписываться в повороты, замечать знаки дорожного движения и пешеходов.

В идеале, отправляясь кататься в город, вы должны уметь:

  • Без рывков разгоняться до скорости потока, в том числе и на повороте;
  • Плавно без рывков переключать скорости и отпускать рычаг сцепления;
  • Контролируемо останавливаться на любой выбранной скорости, рассчитывать время, необходимое для остановки;
  • Плавно и резко сбрасывать скорость;
  • Разворачиваться и поворачивать в условиях ограниченного пространства, например не выезжая за пределы одной полосы;
  • Маневрировать и двигаться ровно по прямой на невысоких скоростях.

Выберите маршрут

Чтобы быть уверенным в собственной безопасности, заранее продумайте маршрут. Если эта мера предосторожности кажется излишней, представьте, как будет неприятно попасть на оживлённое шоссе неподготовленным или неожиданно для себя оказаться загородом с кучей фур вокруг.

Лучшим вариантом буде тот маршрут, с котором вы уже знакомы. Если вы водите машину, выберете известную дорогу или улицу. В этом случае вы сможете досконально продумать каждую минуту путешествия: где и куда перестраиваться, на каких участках с какой скоростью ехать. Если такой возможности нет, выберите хоть немного знакомый путь, например от дома на работу. Такая дорога поможет меньше паниковать и заранее подготовиться к поворотам и светофорам.

Во время первой поездки не заезжайте:

  • На широкие набережные и проспекты. В таких местах водители часто превышают скорость километров на 15-20 и едут быстрее, чем хочется неопытному новичку.
  • В места с повышенной активностью таксистов.
  • На оживлённые улицы в центре с плотным движением, где встречается много непослушных пешеходов, шальных велосипедистов, спешащих курьеров или недовольных грузовиков.
  • На нагруженные развязки.
  • На кольцевые автомобильные дороги (КАД).

Выберите подходящее время и погоду


Когда руки дрожат от беспокойства и кажется, что окружающие водители только и ждут подходящего момента, чтобы побибикать, внезапный ливень или неожиданно начавшийся шторм только усугубит ситуацию. Несмотря на то, что прогнозы погоды часто напоминают фантастические рассказы, они могут действительно помочь спланировать безопасную поездку.

Лучшая для тренировочного заезда погода – тёплая и сухая. Слишком яркое солнце будет слепить байкеру глаза и печь тело, из-за чего поездка станет мучением, а не праздником. Слишком холодное время года также не подойдёт, потому что тёплая одежда сковывает движения и притупляет чувствительность. Снег и дождь сделают асфальт мокрым, а значит опасным. К тому же сильный ливень ощутимо ухудшает видимость, что создаёт дополнительную опасность на дороге.

Время – тогда, когда в городе как можно меньше народа. Например, раннее утро, когда солнце уже встало, но на работу ещё никто не поднялся, часа в 3 или 4 утра. В выходные дни люди появляются на дорогах позже, так что в выходной можно попробовать прокатиться в 5 или 6 часов утра. Вечером не стоит кататься по двум причинам: во-первых, темнота – не лучший друг для начинающего водителя, а во-вторых, уставшие после тяжёлого дня водители вряд ли будут рады увидеть рядом неопытного байкера.

Таким образом, идеальное время поездки: раннее лето, выходной день, 5 часов утра.

Никаких искусственных возбудителей

Как вспоминают опытные мотоциклисты, во время первой поездки они испытывали эйфорию и драйв от высокой скорости и ощущения полёта и в то же время страх потерять управление и контроль над ситуацией. Эйфория и ужас – уже достаточно сильный коктейль эмоций, чтобы добавлять к нему другие искусственные чувства. Накануне поездки постарайтесь не принимать сильнодействующих лекарств или снотворных, не употребляйте алкоголь или напитки с большим содержанием кофеина: кофе, крепкий чай, колу.

Читайте также: