Как определить место утечки фреона в сплит системе

Обновлено: 17.05.2024

Кондиционер работает по тем же принципам, что и холодильник. При этом между ними есть существенное различие: холодильник может спокойно проработать весь срок эксплуатации без технического обслуживания, а для кондиционера его периодически нужно проводить. Причина этого – в особенностях конструкции и более тяжелых условиях работы оборудования.

По каким причинам нарушается герметичность фреоновой магистрали системы кондиционирования

Герметичность фреоновой трассы может нарушаться по нескольким причинам. Мы выделим три наиболее часто встречающиеся:

  1. Некачественный монтаж системы кондиционирования. Типичные ошибки приустановкекондиционеров мы описали в отдельной статье.
  2. Естественный износ соединений трассы. Обычно он проявляет себя через 3-5 лет эксплуатации системы.
  3. Механические повреждения трассы. Они могут появиться в результате падения тяжелого предмета (например, сосульки с крыши) или во время проведения ремонта в помещении или здании.

Метод ультрафиолетового красителя

В основном эта методика используется для автомобильных кондиционеров.

Общая суть этой методики достаточно проста:

Специальный краситель закачивается внутрь системы, которая подвергается проверке.

Через какое-то время краска появляется на месте протечки, где ее и обнаруживают с помощью ультрафиолетовой лампы

Главный минус этого варианта – необходимость ожидания результата.

Обычно такой вариант применяется тогда, когда другие не эффективны.

Второй недостаток - краситель не дешёвый и требует приобретения и другого дополнительного оборудования - ультрафиолетовой лампы и специальных очков.

Какое количество хладагента должно быть в системе?

Какое количество хладагента должно быть в системе

Большинство моделей бытовых кондиционеров представляют собой сплит систему, то есть установку, состоящую из двух блоков, один из которых располагается с внешней стороны помещения, а другой – внутри его. Блоки соединены между собой трассой – медной или алюминиевой трубой, по которой циркулирует фреон. Количество хладагента, необходимого для функционирования вентиляционного оборудования, устанавливается непосредственно изготовителем для каждой конкретной модели. При этом учитывается длина трассы и мощность установленного компрессора.

Заправка кондиционера производится еще на заводе, однако количество фреона обычно рассчитано на среднюю длину трассы, которая составляет 3-5 метров. Если при установке системы возникает необходимость увеличить ее протяженность, то придется выполнить самостоятельную дозаправку хладагента (в среднем около 0,15 кг на 1 метр трассы). Помимо этого, недостаток фреона может возникнуть и в процессе эксплуатации кондиционера, если произошла утечка.

Инструкция по проверке кондиционера на утечку фреона

Фото: Инструкция по проверке кондиционера на утечку фреона

Естественная вентиляция

Ключевым компонентом, обеспечивающим работу кондиционера, является хладагент. В качестве этого рабочего элемента обычно используется один из нескольких видов фреона. Это газообразное вещество не только участвует в процессе охлаждения воздуха, но и является своеобразным смазочным материалом для компрессора. Именно поэтому утечка хладагента из кондиционера может привести к серьезным последствиям вплоть до выхода из строя оборудования.

Содержание

Диагностика и дозаправка

Манометрическая станция

Определить утечки и сколько фреона в кондиционере осталось может специалист с помощью специального оборудования. Основным показателем количества газа в системе является его давление. Проверяют давление при помощи манометрической станции.

Как правило, такую проверку осуществляют в теплое время года со стороны всасывания, т.е по синему манометру. Шланг от прибора подключается к сервисному вентилю, расположенному на стороне всасывания, и запускается кондиционер. Через 10-15 минут на манометре будут корректные показания.

Давление фреона указано на внешнем блоке вашей климатической техники

Таблица давлений фреона в кондиционере для конкретной марки устройства находится на внешнем блоке климатической техники.

  • Discharge side – это рабочее давление на стороне нагнетания.
  • Suction side – это показатель рабочего давления на стороне всасывания.

Давление всасывания фреона R22

Следует учесть, что показатели давления меняются в зависимости от температуры окружающего воздуха и температуры в помещении. Ниже представлены таблицы зависимости давления от температуры воздуха для наиболее востребованных в климатической технике газов.

Правильно определить количество фреона в кондиционере может только опытный специалист, знающий параметры хладагента при определенных температурах.

Давление всасывания фреона R410-A

Многие владельцы климатической техники задают вопрос, как определить какой фреон в кондиционере, когда и сколько его необходимо заправлять?

Узнать тип используемого фреона легко. Достаточно посмотреть на заводскую маркировку.

Для того чтобы узнать тип применяющегося газа следует внимательно посмотреть на заводскую маркировку, которая находится на внешнем блоке устройства.

В строке с надписью Refrigerant находится марка хладагента, использующаяся в конкретной модели климатической техники. В нашем случае это R22.

Заправку следует осуществлять при следующих признаках:

  • Из внутреннего блока не поступает охлажденный воздух при работающем аппарате.
  • На трубках появляется наледь.

Дозаправка сплит-системы также потребуется при переустановке климатической техники и после ремонта компрессорного блока.

Определенных норм заправки бытовых сплит-систем не существует. Специалист ориентируется по показаниям манометрической станции, весов и на основании собственного опыта. Именно поэтому для заправки климатической техники необходимо приглашать только квалифицированных специалистов, которые дают гарантию на выполнение своих работ.

Многие спрашивают: сколько стоит заправка кондиционера фреоном. Стоимость заправки кондиционера редко бывает фиксированной. Цена включает в себя стоимость работ плюс стоимость хладагента. Кроме этих факторов на ценообразование играет конкуренция и доброе имя компании.

Средняя стоимость заправки кондиционера в Москве:

  • R22 заправка – 1500 руб. работа + стоимость газа, из расчета 300 руб.100 грамм газа.
  • R410А заправка – 1500 руб. работа + стоимость газа, из расчета 500 руб. 100 грамм хладагента.

В самостоятельной заправке сплит-системы хладагентом нет ничего сложного и страшного. Достаточно иметь оборудование и некоторые знания. Но следует понимать, что в результате неправильной заправки сплит-система может выйти из строя. Стоимость услуг с гарантией качества значительно ниже цены нового кондиционера, поэтому работу по заправке (дозаправке) кондиционера лучше всего доверить профессионалам.

Возможные последствия

Утечка хладагента – серьезная проблема, которая требует обязательного устранения. Фреон, используемый для бытовых систем кондиционирования не горюч и не опасен для организма человека. Но, его недостаточное количество может привести к поломкам основных рабочих узлов. К наиболее частым осложнениям относится:

  • Перегрев компрессора – из-за недостатка охлаждающего компонента он может полностью выйти из строя, что влечет за собой дорогостоящий ремонт.
  • Повреждение четырехходового вентиля – он деформируется в результате воздействия потока горячего газа, нагнетаемого от перегретого компрессора.
  • Нарушение герметичности системы смазки – трещина в холодильном контуре может привести к утечке масла и его проникновению вместе с каплями влаги внутрь системы. В данном случае, потребуется полная замена прибора.

Признаки того, что в кондиционере закончился фреон

Определить утечку фреона в системе кондиционирования можно по характерным признакам.

Что происходит при недостатке фреона:

  1. Существенно снижается эффективность работы сплит-системы. Кондиционер может работать на всю мощность, но при этом абсолютно не охлаждать воздух в помещении или же выдавать слабо охлажденный поток.
  2. В месте соединения труб с внешним модулем образовывается наледь.
  3. Кондиционер перегревается, может ощущаться слабый запах гари при включении.
  4. Потемнение компрессионной системы.
  5. Появление маслянистых подтеков в местах соединения труб.
  6. Срабатывает термическая защита.
Если пользователь сплит-системы выявляет хоть один из перечисленных признаков утечки, необходимо отключить прибор от сети и вызывать специалистов из сервисного центра.

Можно ли включать кондиционер без фреона

Нельзя эксплуатировать климатическое оборудование при утечке фреона. Это приведет к перегреванию и выходу из строя компрессора и других механизмов холодильного контура.

Устранение неисправности



Для исправления ситуации и исключения больших денежных трат, нужно заменить или отремонтировать испорченную деталь и произвести дозаправку системы фреоном. Незначительные трещинки на алюминиевой трубке можно заделать с помощью обработки специальными составами и последующей пайки в виде нанесения заплаток, толщиной около 3 мм. Изношенные резиновые уплотнители полностью меняются на новые расходники. Дефектные соединения протягиваются. Все перечисленные мероприятия можно сделать самостоятельно своими руками, но для гарантированного качества, лучше доверить эту работу профессионалам.

Признаки утечки хладагента

О существенной утечке фреона можно сигнализирует снижение эффективности работы кондиционера. Оборудование даже на максимальной мощности будет выдавать слабо охлажденный поток, либо совсем не охлаждать воздух. Помимо этого понять, что произошла утечка, можно по следующим признакам:

  • появление обледенения или инея в месте присоединения труб к внешнему блоку;
  • потемнение теплоизоляционного слоя компрессора;
  • постоянное срабатывание датчика термозащиты;
  • образование масляных потеков вокруг кранов и на теплообменниках;
  • ощущение незначительного запаха гари во время работы устройства.

Убедиться в утечке можно, измерив давление в системе с помощью манометрической станции. Для этого шланг измерительного прибора соединяют с сервисным краном на стороне всасывания (suction side) и включают кондиционер на 15–20 минут. Данные, отображаемые на манометре по истечению этого времени, необходимо сопоставить с таблицей технических характеристик устройства. Их отклонение будет свидетельствовать об утечке фреона.

Но, изменение давления и появление перечисленных изменений возможно и при других проблемах. Например, загрязнение теплообменников или нарушение работы компрессора. Поэтому, при обнаружении признаков кондиционер следует сразу отключить от питания и вызвать сотрудников сервисного центра, которые определят основную причину поломки и восстановят работоспособность оборудования.

Давление фреона в кондиционере: что об этом нужно знать

Таблица давлений фреона в кондиционере

Кондиционирование

Как известно, до 30-х годов прошлого века, в качестве хладагента всех холодильных машин, применялся исключительно аммиак. В связи с опасностью, которая возникает в случае аварийных ситуаций, уже в середине XX века аммиак практически полностью перестал использоваться и на смену ему пришел безопасный для человека хладагент – фреон, который представляет собой бесцветное вещество, с низкой температурой кипения.

По мере увеличения рынка кондиционеров, было синтезировано более 40 видов этого газа, из которых далеко не все стали востребованы в системах кондиционирования.

Содержание

Применение галоидного течеискателя

Подобное оборудование применяется только в тех случаях, когда в системе находится хлоросодержащий хладагент.

Любой мастер видел, как при пайке медной трубы, если из системы выходит фреон, то пламя окрашивается в зелёный цвет.

Преимущества этого варианта:

Устройство стоит относительно недорого.

Позволяет обнаруживать очень средний уровень утечки – до 150-ти граммов за год.

Менее эффективен, по сравнению с электронным аналогом.

При работе могут выделяться опасные для здоровья человека газы, поэтому необходимо, как минимум вентилирование помещения.

Наличие источника открытого пламени повышает уровень опасности при работе с этим оборудованием.

Сам принцип работы галоидного течеискателя таков:

Воздух пропускается через специальный элемент из меди, который в этот момент подвергается нагреванию.

При обнаружении паров хладагента пламя изменяет свой цвет.



Чем опасны утечки хладагента из магистрали

Утечки фреона могут привести к опасным для системы кондиционирования последствиям:

  • Компрессор кондиционера охлаждается хладагентом. Если уменьшается его количество, то компрессор начнет перегреваться и может выйти из строя.
  • Через дефектное место уходит не только хладагент, но и масло. Через некоторое время его перестанет хватать для смазки деталей, повысится их износ, а в худшем случае трущиеся детали может заклинить.
  • В систему попадает воздух, но наибольший вред приносит влага, которая в нем содержится. Замерзнув, она нарушает работу терморегулирующего вентиля или капиллярной трубки. Признак того, что в магистраль попала влага, – зеленоватый оттенок масла.
  • Фреоновая магистраль проходит через помещения, где живут или работают люди. Утечки хладагента опасны для здоровья.

Чем опасен фреон для человека

В современных системах кондиционирования используют фреон марки R32. О его сравнении с другими хладагентами читайте в отдельной статье. R32 считается наименее вредным для экологии, но абсолютно безопасным для человека его назвать нельзя. Предельно допустимая концентрация вещества в воздухе составляет 3 000 мг/м 3 . Если она будет превышена, человек почувствует нехватку воздуха, появится общее недомогание, головокружение, начнут раздражаться слизистые оболочки глаз. В обычных бытовых кондиционерах хладагента мало, поэтому и отравиться им сложно. Но в промышленных моделях его может быть до 2 л. Этого вполне достаточно для интоксикации.

Как найти утечку фреона в сплит системе своими руками?

Утечка фреона в сплит системе

Выбор способа обнаружения зависит от характера повреждения трассы, ее протяженности и от возможности доступа к предполагаемому месту утечки фреона. Кроме того, некоторые методы предполагают использование специального оборудования и материалов. Среди них наиболее распространены следующие:

Проверка системы под давлением

Суть метода заключается в следующем:

В системе повышается давление. Но не более тех значений, которые указаны на оборудовании или в техпаспорте к нему.

Через некоторое время проверяется уровень давления – если он снижен, то утечка присутствует в оборудовании.

Этот вариант применяется как для больших систем с протяжёнными трассами, например ВРФ-систем, так и для любых других.

Обычно для медных магистралей и внешних блоков давление опресовки составляет 41,5 Атм., для внутренних блоков из алюминия 21,5 Атм., если в паспорте не указано другое значение.

При больших утечках их слышно на слух -шипение.

При маленьких можно использовать совместно другие методы - мыльную пену или добавить вместе с азотом фреон (или не стравливать остатки изначально) и использовать электронный течеискатель.

Эффективность при этом возрастёт в разы, так как количество входящего газа при высоком давлении будет гораздо больше.

Оборудование для опрессовки азотом

Для крупных промышленных систем используют 40 литровые баллоны с осушенным азотом.

Сервисные мастера и монтажники используют 10 литровые баллоны, которые легко транспортировать в легковых автомобилях, для бытовых и полупромышленных систем хватает 1-2 таких баллона.


Для регулирования уровня давления нужен редуктор с предельным давлением более 50 Атмосфер.

Он имеет два манометра - для измерения давления в баллоне и на выходе после редуктора.

При выборе редуктора, необходимо быть внимательным, так как даже если шкала манометра имеет на шкале предельное значение 50 Атм. это не значит, что редуктор предназначен для этого давления.

У каждого редуктора имеется аварийный спускной клапан, который не даст давлению на выходе подняться выше паспортного уровня.

Самый доступный редуктор для этих целей - кислородный РК-70 с предельным давлением 70 Атм.


Какие признаки говорят о нарушении герметичности фреоновой магистрали

Можно выделить несколько таких признаков:

  • Система перестает работать эффективно. Ей недостаточно пяти минут, чтобы начать выдавать холодный воздух, и она уже не справляется с задачей понижения температуры до комфортного уровня.
  • Периодически срабатывает термозащита компрессора (если она есть).
  • В месте соединения труб магистрали с наружным блоком образуется иней или лед.

Утечки хладагента могут привести к тому, что система кондиционирования будет работать, практически не влияя на температуру воздуха в помещениях

Виды фреона для систем кондиционирования

Около полувека, основным хладагентом в бытовых системах кондиционирования воздуха был фреон 22. Приблизительно с середины 80-х годов прошлого века, на его использование начались серьезные гонения, так как якобы хлор, который является составляющей этого газа, оказывает влияние на озоновый слой, защищающий нашу планету от жесткого ультрафиолета. Этот вброс хоть и не был на 100% доказан, но эта информация повлекла за собой разработку новых и более безопасных хладагентов: фреонов R410 и R407.

Новые виды не смогли полностью вытеснить R22 с рынка климатической техники, благодаря простоте обслуживания и некоторым физическим свойствам этого газа. Сегодня в бытовых сплит-системах чаще всего используются: R22; R410 и R407.

Фреон R22 чаще всего можно встретить в системах кондиционирования, применяющихся в быту, производстве и транспортировке скоропортящихся грузов. Так как этот на этом типе хладагента работала практически вся холодильная техника, выпущенная до конца прошлого века, заправка кондиционеров этим газом наиболее востребована.

Фреон R410 – это бесцветный газ, который является полноценной заменой предшественнику. Сейчас он используется в новой климатической технике, независимо от ее назначения. Одной из особенностей этого заза является то, что при утечке его из кондиционера, более чем 35% требуется полная перезаправка техники.

Фреон R407 – это не что иное, как смесь нескольких газов, каждый их которых отвечает за определенные физические свойства хладагента. Чаще всего применяется в мультизональных или полупромышленных сплит-системах. Этим типом газа нельзя дозаправлять климатическую технику: при утечках его необходимо полностью слить и только после этого производить процедуру заправки.

Как найти утечку фреона

Как найти утечку фреона

Утечка хладагента в холодильном контуре может привести к достаточно серьезным неприятностям:

  • Попаданию влаги в контур и образованию кислоты
  • П опаданию воздуха в холодильный контур
  • Утечке масла вместе с фреоном из места утечки
  • К перегреву компрессора и его заклиниванию из-за отсутствия масла
  • К сгоранию обмоток компрессора из-за кислоты в контуре

Естественно, что все эти следствия утечки хладагента напрямую влияют на окончательный срок службы оборудования, эффективность возложенных на него функций, сопутствующие расходы на эксплуатацию.

Поиск утечки – не самое простое мероприятие, так как подобная неприятность может возникнуть в самых разных местах: в трубопроводе, в важных компонентах оборудования, доступ к которым затруднен конструкционными особенностями. Следует понимать, что замена хладагента – не самая дешевая процедура, поэтому очень важно вовремя выявить утечку и предотвратить ее.

Сегодня существует несколько эффективных методик поиска утечек в холодильном контуре

Методы обнаружения в холодильном контуре системы охлаждения

Существует несколько вариантов обнаружения протечки в этом месте оборудования:

    Визуальный - по масляным пятнам на вентилях или трубе.

Применение мыльного раствора.

Использование погружения в обычную воду.

Применение галоидного, электронного, ультразвукового течеискателей.

Добавление внутрь системы ультрафиолетового красителя.

Обнаружение утечки высоким давлением

Утечка фреона из кондиционера: признаки, причины, устранение

Утечка фреона из кондиционера: признаки, причины, устранение

Принцип работы кондиционера основан на охлаждении воздуха за счет циркулирующего в системе хладагента. Для заправки современных сплит-систем обычно используется фреон. По разным причинам может произойти потеря герметичности фреонового контура, что приводит к снижению интенсивности охлаждения воздуха и внезапным поломкам кондиционера.

В статье мы рассмотрим информацию об утечках фреона из кондиционера, внешние признаки уменьшения хладагента в системе кондиционирования, как обнаружить место ухода фреона и избежать поломки климатического оборудования.

Оглавление:

Профилактика

Для того чтобы избежать утечек и поломок рабочих узлов кондиционера, необходимо 1 раз в год вызывать специалистов для профилактического осмотра и дозаправки прибора фреоном. Кроме этого, основной качественной и стабильной работы оборудования является соблюдение правил его эксплуатации. Если следовать указаниям инструкции, то проблемы не возникнут.

Предотвратить появление проблемы или своевременно ее обнаружить поможет регулярный контроль работы устройства. Это необходимо делать при каждом включении оборудования, отслеживая соответствие режима реальной температуре. Рекомендуется после первых 5-минут его работы, несколько раз изменять режимы или показатель температуры. Не лишним будет визуальный контроль с осмотром мест соединения трубок с блоками.

Способы выявления проблемы

Для того чтобы устранить неисправность, нужно определить место утечки. Для этого используют специальный газоанализатор, позволяющий обнаружить присутствие фреона в воздухе и точно обозначить место его оттока из системы. Но, как правило, такой прибор есть только у профессиональных установщиков кондиционеров, либо газового оборудования. При отсутствии этого инструмента можно прибегнуть к другим, более доступным способам:

  • Мыльный раствор – поможет определить проблему в случае, если хотя бы примерно знать на каком участке произошла течь. Например, при появлении потеков на конкретном отрезке трассы или масляных пятен на соединении, достаточно нанести вспененный раствор на проблемное место.
  • Проникающий жидкий или аэрозольный краситель – в отличие от предыдущего способа, этот метод позволяет выявить протечку по всей протяженности системы. Но, для получения результата потребуется длительное время и дополнительные затраты на дорогостоящие материалы и специальное оборудование.
  • Погружение в емкость с водой – данный вариант подходит только для проверки элементов небольших размеров, которые можно извлечь из системы с сохранением герметизации.

Где находится и как работает фреон в кондиционере

Внутренний и наружный блоки сплит-системы соединяются между собой медными трубками, формирующими холодильный контур, внутри которого циркулирует фреон.

Как работает фреон в кондиционере:

  1. Хладагент под низким давлением поступает из радиатора в компрессор.
  2. Под воздействием компрессора происходит сжатие фреона и его последующее нагревание до 75-80 градусов, после чего он попадает в конденсатор.
  3. Под воздействием испарителя, охлажденного потоком воздуха, хладагент остывает и переходит из газообразного в жидкое состояние.
  4. Из конденсатора фреон переходит в терморегулирующий вентиль. Проходя через капилляры, снижается напор газа, фреон остывает, а часть его при этом испаряется.
  5. Далее он поступает в радиатор, обдуваемым воздушным потоком, где преобразуется в газ, забирая тепло, вследствие чего происходит понижение температуры воздуха в помещении.

Норма давления фреона

Норма давления фреона в кондиционерах неоднозначная и зависит от температуры окружающей среды, марки хладагента и режима работы оборудования.

К примеру, при работе на холод с температурой окружающей среды +24 0 норма рабочего давления всасывания фреона марки R410A составляет около 8 бар, рабочее давление нагнетания – 20-25 бар.

Температура фреона

Температура газообразного фреона при выходе из испарителя – 15-20 0 С. При сжатии он нагревается до 80-90 0 С. Далее, попадая в конденсатор, он вновь остывает и переходит в жидкое состояние. На выходе температура фреона на 10-15 0 С выше температуры наружного воздуха.

Что нужно для проверки уровня хладагента?

Самый точный способ определить количество фреона в системе – это измерить его давление. Сделать это можно при помощи специального оборудования – манометрической станции. Шланг прибора нужно подсоединить к сервисному крану на стороне всасывания. После этого необходимо включить кондиционер и дать ему поработать 15 минут, после чего на синем манометре будут отображаться корректные данные.

проверка уровня фреона

Мнение эксперта Задать вопрос эксперту Совет! Как определить где всасывание фреона в кондиционере? Все очень просто: сторона всасывания отмечена как suction side, а сторона нагнетания – discharge side.

На внешнем блоке устройства находится таблица, в которой подробно расписаны все технические данные конкретной модели кондиционера. Если измеренное давление на порядок отличается от рабочего давления в системе, то необходимо принять меры по поиску и устранению утечки. Однако необходимо учесть тот факт, что показания прибора будут отличаться в зависимости от температуры воздуха в помещении и на улице.

Причины утечки фреона из кондиционера

Причин утечки фреона из контура системы охлаждения может быть несколько. Рассмотрим их.

Возможные причины:

  • некачественный монтаж оборудования;
  • недобросовестно выполнена вальцовка труб;
  • соединения плохо припаянные, ослабленные или сильно перетянутые;
  • имеются механические повреждения;
  • произошло самопроизвольное окисление соединений.

Обнаружение утечки с помощью мыльного раствора

Обычно подобный вариант эффективен в той ситуации, когда теоретически известно предполагаемое место протечки – осталось обнаружить его на практике.

Например, при проводимых ремонтных работах, во время замены какого-то компонента системы – когда специалист заведомо подозревает наличие утечки или видит следы масляного загрязнения. Преимущества такого варианта заключаются в простоте метода и его дешевизне.

Сам мыльный раствор можно легко приготовить самостоятельно - с помощью обычной губки для мытья посуды и моющего средства или обычного мыла.

Но и в магазинах продают немало средств для этого:

Мыльные растворы в аэрозольной упаковке .

С добавлением различных вспомогательных присадок.

В комплекте с помазками.

Самые известные из них - Rotenberger Rotest и Advanced EasyFind.

Спрей для обнаружения утечек

В любом случае это очень доступный и простой способ обнаружения места утечки хладагента и его можно использовать совместно с опрессовкой азотом.

Существует несколько правил, которые следует учитывать при использовании подобного метода:

Если мыльный раствор наносится с помощью фирменного спрея, то после применения надо его удалить, так в нём находятся активные добавк

При недостаточном давлении в системе можно заменить хладагент сухим азотом. Это вещество, кроме всего прочего, может создавать некоторый шум при выходе из системы в месте протечки, что позволит облегчить процедуру поиска.

Масляные пятна косвенно указывают на места протечек, поэтому именно в этих случаях мыльный раствор будет очень эффективным.

Мыльная пена на теплообменнке

Как найти место утечки фреона

Есть несколько способов обнаружить место утечки хладагента:

  • Самый простой из них – использовать мыльный раствор. Этот метод применяют, когда место утечки примерно известно. Например, на стыках магистрали есть масляные пятна. Мыльный раствор можно приготовить самостоятельно или использовать специальные аэрозоли с мыльным составом.

Аэрозоли с мыльным составом, как правило, содержат активные добавки, которые при длительном контакте могут повредить магистраль. По этой причине остатки спрея после использования нужно удалить с компонентов системы.

Мыльный раствор – простой, но эффективный инструмент для выявления утечек

  • Если есть возможность демонтировать часть системы, то ее герметичность можно проверить погружением в воду. Перед этим проверяемый участок магистрали заполняют сухим азотом и герметизируют. Место утечки определяют по образовавшимся пузырькам.
  • Обнаружить утечки фреона можно с помощью опрессовки. В этом случае в систему подают азот под определенным давлением. Если показатель давления уменьшается со временем, то ориентировочное место утечки ищут на слух и далее выявляют с помощью мыльного раствора или применяют электронные течеискатели.
  • Еще один способ – использовать специальный краситель, который светится в лучах ультрафиолета. Его добавляют в заправленную систему, а затем освещают магистраль ультрафиолетовой лампой.

Здесь хорошо видно место утечки фреона

  • Для выявления утечек можно использовать ультразвуковой течеискатель. Для этого в систему нужно закачать сухой азот. Он быстрее выходит через неплотности, поэтому и обнаружить их легче. Ультразвуковой течеискатель усиливает звуки, которые возникают при выходе азота из магистрали в дефектном месте.
  • Самый действенный и надежный способ обнаружить утечку – использовать электронный течеискатель. Он способен обнаружить фреон даже при скорости его утечки всего 5 г/год. Чувствительность приборов можно регулировать.

Течеискатель позволяет быстро, точно и без каких-либо подготовительных операций найти место утечки хладагента

Чувствительность электронного течеискателя заметно ухудшают пары спирта и оксид углерода. Еще один момент, о котором нужно помнить при использовании таких приборов, – течеискатели настроены на определенную марку фреона.

Чем и как заправляют бытовые кондиционеры

Чем и как заправляют бытовые кондиционеры

Современные кондиционеры состоят из нескольких важных механизмов, обеспечивающих работу на охлаждение или обогрев. Незаменимым элементом этой системы является хладагент. При его недостатке оборудование работает с перегрузками, что быстро приводит к поломкам кондиционера. Для восполнения необходимого запаса хладагента выполняется его дозаправка.

В статье мы рассмотрим информацию о заправке комнатного кондиционера, какие фреоны используются, как часто необходимо заправлять систему кондиционирования, порядок работ.

Оглавление:

Заключение

Герметичность фреоновой магистрали – основа безопасной эксплуатации системы кондиционирования. Мы рекомендуем проверять ее один раз в два года. Если утечки устранять вовремя, система кондиционирования будет функционировать в штатном режиме и поддерживать требуемые параметры микроклимата в помещениях на протяжении всего срока службы.

Как найти и устранить утечку фреона в кондиционере

Утечка фреона незаметна визуально, так как он не имеет цвета и запаха. Определить снижение уровня хладагента внутри системы можно по основным признакам, перечисленным выше.

При появлении подозрений на утечку фреона следует вызывать мастеров из сервиса. Используя специальное диагностическое оборудование, они проверят уровень давления в системе. Сниженный показатель давления подтверждает факт утечки хладагента.

На следующем этапе специалисты определяют причину, вызвавшую эту неисправность, а далее занимаются ее устранением и выполняют дозаправку системы фреоном.

Когда необходима заправка кондиционера

На необходимость заправки/дозаправки кондиционера фреоном указывают некоторые признаки.

Что указывает на недостаток хладагента в системе:

  • образование инея и льда на штуцерах и на соединениях трубок;
  • появился иней на наружном блоке;
  • кондиционер стал плохо охлаждать воздух.

Дозаправка фреоном также необходима после демонтажа и переустановки оборудования, а также после ремонтных работ, вследствие которых могла произойти утечка хладагента.

Заправляют ли новый кондиционер при установке

Бытовые кондиционеры поступают в продажу уже заправленные хладагентом на заводе, поэтому после установки нового оборудования в этом нет никакой необходимости. Если монтаж выполняют мастера из сервисного центра, они могут провести проверку давления в системе, используя специальное оборудование, что также позволит определить, достаточно ли фреона в системе для нормальной работы климатического оборудования.

Заправка кондиционера происходит поэтапно с соблюдением некоторых правил. Эту работу выполняют специалисты из сервисного центра.

Как заправляется сплит-система:

  1. Путем вакуумирования удаляется весь воздух из системы.
  2. Определяется примерный объем фреона, который необходимо закачать. Для этого используется специальный прибор.
  3. К устройству подсоединяется баллон с хладагентом и начинается заправка, контролируемая с помощью манометра.

Сколько фреона потребуется

В техпаспорте кондиционера указывается информация о том, какая марка фреона подходит для заправки контура, каким должно быть давление и сколько хладагента нужно закачать в систему до полной заправки.

Если выполняется дозаправка оборудования, мастера определяют количество недостающего фреона в системе, используя специальные приборы.

Примерное количество фреона в сплит-системе – 500-750 г (в «семерках» и «девятках»).

Вреден ли фреон для человека при утечке

Для заправки бытовых кондиционеров используется негорючий и безопасный для организма человека фреон, поэтому поводов для беспокойств не имеется.

Отравление фреоном может произойти только в случае резкой утечки хладагента из крупных охлаждающих агрегатов, которые обычно используются в промышленной сфере, и только если человек в этот момент находится в непосредственной близости к вышедшему из строя оборудованию.

Причины и устранение утечки фреона из кондиционера

Причины и устранение утечки фреона из кондиционера

Для любого, даже самого качественного промышленного или бытового кондиционера, существует допуск по естественной утечке хладагента, составляющей от 50 до 100 граммов в год. Такие потери фреона не влияют на стабильность работы системы при условии ее дозаправки один раз в 2–3 года. Но, превышение допустимых параметров, возникающее при сильных утечках, может привести к серьезным неисправностям важных узлов и элементов сплит-систем. Поэтому, чем оперативнее будет выявлена утечка и ее причина, тем меньше вероятность выхода оборудования из строя.

Признаки утечки фреона из кондиционера

Признаки утечки фреона из кондиционера

Каким бы качественным ни был монтаж и используемые материалы, рано или поздно любой владелец кондиционера сталкивается с необходимостью его дозаправки. В силу того, что детали трассы соединены между собой механическим путем, некоторое количество газа, находящегося под давлением, проникает наружу – это называется естественной утечкой. Плановые потери фреона составляют в среднем 0,15-0,2 кг в год. К более существенной утечке хладагента приводят некачественный монтаж, механические повреждения трассы и износ соединительных деталей. Последствия этих потерь становятся видны по характерным признакам:

  • снижение эффективности кондиционера, даже при работе на максимальной мощности;
  • образование льда и инея в месте соединения труб с внешним блоком;
  • частое срабатывание термической защиты кондиционера;
  • потемнение теплоизоляции компрессора;
  • появление запаха гари во время работы компрессора;
  • появление потеков масла под кранами.

Перечисленные признаки являются наглядным отражением перегревания компрессора кондиционера, для охлаждения которого требуется определенное количество фреона. Уменьшение давления хладагента приводит к нарушению смазочной системы компрессора, что может повлечь за собой неисправность других важных компонентов сплит системы.

Виды хладагентов для заправки кондиционеров

В современных сплит-системах в качестве хладагента используется фреон – газообразное вещество, переходящее в жидкое состояние под воздействием компрессора. Неправильный монтаж оборудования, а также различные неисправности прибора могут спровоцировать утечку фреона. В таких случаях выполняется заправка или дозаправка кондиционера.

Какие виды хладагентов используются для заправки сплит-систем:

  • R22 – можно использовать для частичной и полной заправки системы;
  • R410A – современная версия хладагента, фреон состоит из 2-х составляющих, при утечке на 40% и более требуется полная перезаправка прибора;
  • R-407С – в составе три вида фреона, для дозаправки не используется, только для полного заполнения системы.
Каждый вид фреона имеет определенную стоимость. Чем безопаснее состав, тем он дороже.

Использовать ради экономии неподходящую марку фреона недопустимо. На корпусах наружного блока, а также в техпаспорте прибора есть маркировка с указанием конкретного вида фреона, рекомендованного для заправки оборудования.

Использование электронного течеискателя

Подобное оборудование считается наиболее эффективным вариантом обнаружения утечки хладагента. Обычно его результат проверяют дополнительно другим методом – нанесением мыльного раствора, чтобы точно определить место утечки.

Важно помнить, что использование электронного течеискателя возможно только с оборудованием, которое работает на том виде фреона, для которого предназначен течеискатель..

При эксплуатации этого изделия следует исключить нахождение в окружающем воздухе оксида углерода и паров спирта, так как они заметно снижают уровень чувствительности применяемого оборудования.

Возможности подобного варианта позволяют определять очень малые утечки 3-5 гр/год.


В электронных течеискателях есть регулировка для снижения или повышения чувствительности - для самых маленьких утечек её нужно выставить на максимум.

Также очень удобная функция "Сброс чувствительности до фонового уровня", то есть если в окружающем воздухе находится определённая концентрация фреона, и течеискатель на неё реагирует даже при самой маленькой чувствительности, то можно сделать сброс.

После этого данная концентрация будет считаться для него нулевой и прибор не будет на неё реагировать.

Для повышения эффективности поиска утечки, также можно повысить в системе давление сухим азотом.

Недостатки электронных течеискателей

  • Невозможно найти утечку на улице в ветреную погоду
  • Необходимо периодически менять датчики
  • Высокая стоимость прибора

В последнее время появились китайские течеискатели, которые стоят не так уж и дорого, но не менее эффективны, чем их брендовые собратья от CPS или Inficon.

Обнаружение проблемного места с помощью погружения в воду

Вариант подходит в том случае, если есть возможность легко снять проверяемую часть системы и погрузить ее в воду. Предварительно необходимо заполнить ее сухим азотом и герметизировать. Обнаружить место утечки можно будет визуально – по появившимся пузырькам воздуха.

В этом случае будет полезным добавить в воду немного моющего средства, которое, благодаря изменению поверхностного натяжения, не позволит пузырькам скапливаться на поверхности проверяемой системы, тем самым, усложняя определение точного места протечки.

При использовании сухого азота не стоит подогревать предварительно воду, так как от этого давление заметно не увеличится.


Почему появляются утечки?

Многие владельцы климатической техники интересуются: «как проверить утечку фреона в кондиционере и почему это происходит». Основной причиной утечки хладагента является неправильный монтаж фреоновой магистрали. Все дело в том, что все соединения в трубопроводе производятся методом вальцевания. При отсутствии достаточного опыта у многих монтажников или нарушении технологии вальцевания появляются неплотности в соединениях из которых и происходит утечка, которую сразу заметить практически невозможно.

Определить нехватку газа можно только через несколько месяцев, первым признаком которой является снижение производительности климатической техники. Если после включения кондиционера, на протяжении 5-7 минут из внутреннего блока не стал поступать в квартиру прохладный воздух – это является признаком недостаточного количества газа в системе. Следует немедленно выключить аппарат и пригласить специалиста для диагностики и дозаправки устройства.

Количество хладагента в системе уменьшается и от естественного испарения в процессе работы климатической техники. Нормальным считается потеря массы фреона до 8 % в год.

Использование ультразвукового течеискателя

Это, пожалуй, наиболее свежий способ обнаружения утечек, так как подобное оборудование начали применять в этой сфере относительно недавно. Принцип действия таких течеискателей связан с обнаружением и фиксацией звуков, которые человеческое ухо даже не может воспринимать. Собственно, они их обнаруживают и усиливают до такого состояния, которое уже может распознать специалист, занимающийся поиском утечки. Естественно, что в этом варианте желательно исключить воздействие на прибор других, посторонних звуков.

Ультразвуковые течеискатели

Наиболее точный результат работы ультразвуковые течеискатели показывают тогда, когда система находится под хорошим давлением, особенно если закачать предварительно в нее сухой азот, который будет покидать компоненты оборудования через поврежденное место значительно быстрее, чем обычный хладагент.

Самые распространенные причины утечки

К самым частным причинам утечки хладагента относится:

  • некачественно выполненная вальцовка труб;
  • неправильная установка оборудования;
  • естественный износ элементов трассы в процессе эксплуатации;
  • ослабленные или перетянутые соединения с блоками;
  • самопроизвольное окисление соединений;
  • механические повреждения элементов системы.

Читайте также: