Как называли пассажиров верхнего этажа конки место на котором стоило 3 копейки

Обновлено: 17.05.2024

В этот субботний вечер мы всей семьей собрались у голубых экранов, ведь в эфире замечательная интеллектуальная игра Кто хочет стать миллионером и ее ведущий Дмитрий Дибров. В этой игре пара игроков благодаря собственной эрудиции может заработать до трех миллионов рублей.

Игра интерактивная и телезрители так же могут принять в ней участие при помощи пульта от собственного телевизора. Ну а мы поможем вам выиграть – ведь у нас есть правильные ответы на вопросы в игре Кто хочет стать миллионером от 26.06.2021 года. В студии сегодня безлюдно, и похоже теперь это новый формат программы надолго с нами.

Кому в России в 19 веке воспрещалось ездить на империале – верхней площадке двухэтажного вагона конки?

  • дамам
  • дворникам
  • военнослужащим
  • детям

Конка (конно-железная городская дорога) – исторический вид общественного транспорта, широко применявшийся до перевода железной дороги на паровую, тепловую, электрическую или канатную тягу. Наиболее распространённой областью применения конки был городской транспорт; таким образом, конка была предшественником электрического трамвая.

Конка представляла собой открытый или чаще закрытый экипаж, иногда двухэтажный с открытым верхом (империал). Вагон по рельсовым путям тянула пара лошадей, управляемая кучером.

В местах, где линии конки пересекали крутые подъёмы, экипажи поджидали форейторы (обычно мальчики-подростки), которые подпрягали ещё 1–2 пары лошадей и помогали преодолеть трудное место, затем на ровном участке выпрягали дополнительных лошадей.

Спереди и сзади вагонов были открытые площадки, а в двухэтажных вагонах с этих площадок наверх, на империал, вели винтовые металлические лестницы. Империал был открытый, проезд там стоил дешевле – две копейки за станцию вместо трех и даже пяти копеек внизу. Внутри нижнего вагона стояли вдоль боков скамейки, а на империале была посередине одна двухсторонняя скамейка, пассажиры сидели спинами друг к другу.

Заметка из газеты «Известия Санкт-Петербургской городской думы», 1902 год. Из кратких сведений, сообщенных по сему делу, оказывается, что запрещение женщинам садиться на империалы последовало при самом начале существования конно-железных дорог, когда устройство наружной лестницы вагона было весьма неудобно и, с одной стороны, представляло для женского пола опасность от падения, с другой стороны, при прежних фасонах женской одежды, с широкими юбками, давало повод к неуместным шуткам.

Ответ: дамам.

Ныне вагоны давно перестроены, и наружные лестницы устроены так, что женщина или девушка легко может подняться на империал, притом как устройство лестниц, так и нынешний разумный покрой женского платья совершенно устраняют возможность видеть женскую ногу выше того, что дозволяется требованиями приличия, и потому к дальнейшему запрещению женскому полу подниматься на империал нет оснований; между тем запрещение это составляет для многих препятствие проехать в желательном направлении в конке, когда вагон полон, а наверху есть свободные и притом более дешевые места.

Дамам в России в 19 веке воспрещалось ездить на империале – верхней площадке двухэтажного вагона конки. Это правильный ответ на вопрос телевикторины.

Как называли пассажиров верхнего этажа Конки?

Второй этаж назывался империал. Эти места были без крыши и там находились только мужчины. Соответвенно там можно было курить сигареты. Поэтому мужчин этих называли империалистами , это и будет правильным ответом.

Елена Д [351K] 1 год назад

Вагоны конки представляли собой двухэтажную конструкцию - второй "этаж" располагался на крыше основного салона и находился под открытым небом - люди сидели спиной друг к другу, имели прекрасный обзор, но были вынуждены мириться с любыми погодными условиями, а также всяко удерживаться на крыше при езде по ухабам - нужно было крепко упираться ногами в бортик, чтобы не свалиться вниз. Понятно, что такие места не были дорогими - стоимость проезда составляла три копейки, второй "этаж" назывался "империалом", подняться на него можно было с помощью очень узкой винтовой лесенки, женщинам вход туда был фактически закрыт, а пассажиров именовали "трёхкопеечными империалистами". Все подробности можно узнать вот здесь. Ответ: "Империалист".

Елена-Лилия [41.1K] 1 год назад

Конка пришла на смену омнибусу. Лошади сохранились, а вот повозка шла уже по рельсам. И вагон конки уже двигался быстрее. Иногда так быстро, что ездить на втором этаже, который сохранился от омнибусов, становилось даже опасно для жизни. Были даже жертвы. Поэтому стоимость проезда вверху была меньше, чем в нижнем салоне. Внизу платили пять копеек, а вверху - три копейки. Верхний этаж конки называли империалом. А пассажиров - соответственно, империалистами.

Правильный ответ из 11 букв: Империалист

Балобан [1.4K] 1 год назад

Второй этаж конки называли империал. Там можно было курить. Но также можно было вымокнуть под дождем. Кроме всего прочего туда надо было забираться по неудобной лестнице. Ездили на втором этаже поэтому только мужчины. И называли их империалистами. По названию второго этажа конки.

11 букв - Империалист, вот верный ответ

Oleg74 [195K] 1 год назад

Очень интересную информацию можно будет почерпнуть, если погрузиться в историю становления трамваев. Во времена конок, которые имели два этажа, второй этаж назывался империалом, а самих пассажиров второго этажа конки называли, соответственно, империалистами.

Значит, отсюда и правильный ответ : Империалист.

Levko [6.1K] 1 год назад

Во второй половине 19-го века бурно развивался общественный транспорт. Одним из первых прародителей современного трамвая было транспортное средство которое состояло из вагона и движущей силы в виде конной тяги. Отсюда пошло и название "конка". В меру развития этого транспорта увеличивалась пасажироемкость вагонов. Со временем появились двухэтажные вагоны. Второй этаж в таких средствах передвижения представлял собой площадку со скамейками на которой было невозможно укрыться от непогоды или жаркого солнца. Проезд на нем соответственно стоил дешевле. И назывался он "империал". Отсюда можно сделать вывод что и пасажиров называли империалистами. В слове И М П Е Р И А Л И С Т как раз 11 букв, что подходит в качестве верного слова-ответа на заданный вопрос.

Полава [123K] 1 год назад

Вагоны у такого вида транспорта, как конка, которая пришла на смену омнибусу, были двухэтажные. Верхний этаж назывался "империал". Если внизу место стоило 5 копеек, то вверху стоимость проезда была 3 копейки. Подниматься туда было не очень удобно, и одно время в империал не допускали дам. На верхнем, мужском ярусе конки, на воздухе можно было курить, что было неоспоримым плюсом для курящих пассажиров.

Пассажира этого верхнего яруса называли "трехкопеечный империалист".

ИМПЕРИАЛИСТ - верный ответ на этот вопрос.

Подробнее об особенностях проезда в конке можно почитать у В.А. Гиляровского:

Правила поведения

Благовоспитанные барышни из приличных семейств, которые гуляли по городу в сопровождении гувернанток, также могли не опасаться за то, что к ним отнесутся неуважительно или, что их деликатные чувства будут оскорблены: едва только конка поехала по городским улицам, сразу появился свод правил поведения для пассажиров. Например, мужчина, который входил в вагон, должен был обязательно склонить голову в сторону сидящих дам, курить разрешалось только на площадках и в открытых вагонах, не дозволялся проезд вместе с питомцем, нетрезвые пассажиры и граждане, «имеющие на себе слишком загрязнённую одежду» в вагоны не допускались, а «плевать в вагоне» категорически воспрещалось.


Как называли пассажиров верхнего этажа конки место на котором стоило 3 копейки

Чужой компьютер

поле чудес 2015

поле чудес 2015

вернуться к странице

Все записи 84

Жасулан Амангелді

Жасулан Амангелді запись закреплена

Один из пяти

Нравится Показать список оценивших

Даня Кун

Даня Кун запись закреплена

Обменяю путевку в Турцию на вторую по счету, в лс.

Нравится Показать список оценивших

Кристина Бучина

Кристина Бучина запись закреплена

Как назывался когда-то странствущий музыкант и певец,который обычно увеселял рыцарские пиры?

Нравится Показать список оценивших

Карина Юрьева

Карина Юрьева запись закреплена

Резеденция главного офиса находится именно в этом городе. Также он является экономическим центром своей страны?

Нравится Показать список оценивших

Вован Нестеров

Вован Нестеров запись закреплена

Нравится Показать список оценивших

Сначала старые

DELETED

глюк в игре

Нравится Показать список оценивших

Дана Жумабай

Нравится Показать список оценивших

Оля Стрілецька

Оля Стрілецька запись закреплена

В 1712 году он зделал виолончель для великого гецога Тасконского ньіне на інструменте играет амереканец Йо-йо ма 10 букв

Нравится Показать список оценивших

Ульяна Маковецкая

Ульяна Маковецкая запись закреплена

Как назывался когда-то странствующий музыкант который обычно увеселял рыцарские турниры

Нравится Показать список оценивших

Александр Мельников

Александр Мельников запись закреплена

Смешная бабулька на Поле чудес

Нравится Показать список оценивших

Анна Галузина

Анна Галузина запись закреплена

Именно этот французский фотограф открыл "голубую дыру" в Белизе,а так же придумал акваланг. 5 букв

Нравится Показать список оценивших

Екатерина Лоскутникова

Нравится Показать список оценивших

Максим Королев

Максим Королев запись закреплена

А какой у вас рекорд?

Нравится Показать список оценивших

Сначала старые

Марсель Байзаков

Нравится Показать список оценивших

DELETED

Нравится Показать список оценивших

Асмар Агазаде

Нравится Показать список оценивших

София Потёмкина

София Потёмкина запись закреплена

Кто из европейцев первый построил книгопечатный станок? 10 букв.

Нравится Показать список оценивших

Сначала старые

Вован Нестеров

Гуттенберг

Нравится Показать список оценивших

Наташа Петрова

Нравится Показать список оценивших

Наташа Петрова

Нравится Показать список оценивших

Айсен Неустроев

Айсен Неустроев запись закреплена

Нравится Показать список оценивших

Сначала старые

Борис Зинаков


Борис Зинаков

График движения

Движение конки должно было начинаться не позднее восьми часов утра, а летом - не позже семи. Новый вид передвижения приобретал такую популярность, что в Петербурге и в других крупных городах стали появляться «Товарищества конных железных дорог», которые занялись обеспечением всех городских линий новым транспортом. Таким образом, к 1910 году в столице образовалось около тридцати линий, которые проходили по центральным улицам города - по Невскому проспекту и Садовой улице, от Адмиралтейской площади до Николаевского моста (сейчас Благовещенский). Конки обслуживали только центральную часть города, не доезжая до окраин. Выгода, которую получали акционеры, была колоссальной: за один только год конка перевезла около миллиона пассажиров. Слухи о высокой доходности повлекли за собой создание шести конных парков, в которых стояло три тысячи лошадей, обслуживающих 26 маршрутов. Конные парки в Петербурге располагались в районе нынешних Советских улиц, у Московской и Нарвской заставы и на Петроградской стороне.

Чем отличаются конка, омнибус и дилижанс?

Или это разные названия одного и того же транспортного средства?

Ответить Комментировать alexm12 [186K] 1 год назад

Конка - вид городского общественного транспорта, многоместная повозка движущаяся по рельсам, на конной тяге. Предок трамвая.

Омнибус вид городского общественного транспорта, многоместная повозка на конной тяге, в отличии от конки к рельсам не привязанная. Предшественник городского автобуса.

Дилижанс вид общественного транспорта многоместная повозка на конной тяге для межгородских перевозок. Предшественник междугороднего атобуса.

В начале шестидесятых годов позапрошлого века в Петербурге запустии конку. Второй этаж вагочика, который тянула одна, реже две лошади, назывался ИМПЕРИАЛ. Почему у него было такое название, я не знаю. Знаю, что стоимость проезда та была вдвое ниже, чем в самом вагоне. Дамам ездить на империале долгое время не разрешали. Кстати, пассажирам империала разрешалось курить.

1 год назад

В обязанности кондуктора омнибуса входило не только взимание платы за проезд, но и наблюдение за порядком в салоне, предоставление информации кучеру о необходимости остановиться в том или ином месте, а также своеобразный "фейс-контроль" - неопрятного, грязного, плохо одетого гражданина вполне могли не пустить в омнибус. Сидячие места располагались как внутри салона, так и на крыше экипажа, "верхние" места предназначались для мужчин - женщинам в юбках (даже длинных и пышных) размещаться там было неудобно и неприлично, на таких женщин смотрели косо, и мужчины вынуждены были уступать им места в салоне, независимо от погодных условий. А кондуктор сидел на ступеньке, находящейся слева от входной двери, предположу, что в качестве ответа может подойти слово "подножка".


1 год назад

Такой пассажир назывался обезьяна и этому есть причина. Посмотрите, что из себя представлял омнибус:


Многоярусная по сути тележка, запряженная лошадьми. Места в этом транспорте были как внутри (обычно внутри места были побогаче - они обивались бархатом), так и снаружи (снаружи - это наверху, на крыше). И вот, чтобы добраться до этих мест на крыше, нужно было взбираться по железной лестнице, придерживаясь рукой за ремень или за поручень. А так только лазают обезьяны. Отсюда и названия пассажира. С одной стороны это ловкость и сноровка, но с другой стороны не всем было принято там сидеть и находиться. Сидеть на крыше было не совсем комфортно, потому как скамья располагалась ровно посередине крыши (вдоль), и эта скамья разделяла крышу на две половины. Пассажиры могли сидеть исключительно спиной к спине по отношению друг друга. Немного позже эти сидения стали устанавливать немного привычней для нашего представления - по два, одно возле другого, ну как в наших современных автобусах, троллейбусах, трамваях. Сидящие сверху были видны со всех сторон и естественно для женщин в те времена считалось просто неприличным ездить на крыше омнибуса, ведь чтобы попасть туда, нужно было вскарабкаться по лестнице, демонстрируя всем свое нижнее белье. Если женщина сидела на крыше, то у пешеходов возникало сильное желание поднять глаза и посмотреть, что у нее там. (Наверно это тема, а что там у женщины под юбкой останется актуальным всегда). Правда потом эти лестницы сменили ступени, а на крышах установили специальную доску. Она прикрывала нижнюю часть юбки от любопытных взоров. И так к слову, возле так называемого водителя находились 2 или 4 места, и их обычно занимали постоянные клиенты, дававшие водителю на чай за привилегию сохранять эти места. Вот так вот.))

1 год назад

текст при наведении

в 1662 году. 1 год назад

Трамвай в Санкт-Петербурге появился позднее всех крупных губернских городов по причине места расположения -город построен на болотах и власти не торопились прокладывать рельсы.

Предшественником доступного городского транспорта были омнибусы - большие кареты, которые везли лошади. Весь рабочий люд старался втиснутся и проехать. Это было дешевле, чем брать извозчика. Омнибусы брали боем. Их окрашивали в разный цвет по маршрутам.

Потом появились двухэтажные омнибусы. Вторые этажи носили гордое название "империал". Но давка не прекращалась количество желающих ехать всегда было больше посадочных мест. За 10 копеек пассажиры ехали в тесноте. Поэтому омнибусы и получили свое прозвище "40 - мучеников".

Быстро и современно

Первое товарищество конно-железных дорог построило линии по Невскому проспекту, по Садовой улице, а также от Адмиралтейской площади и по Николаевскому мосту. В 1863 году конка впервые начала перевозить людей.


Статья по теме

Дилижанс, фаетон, конка и карета. В чём отличие?

Чем различаются фаетон, дилижанс, конка и карета? Существуют ли ещё другие названия подобного вида транспорта?

Ответить Комментировать Марина Малинкина [56K] 1 год назад

Дилижанс- это междугороднее транспортное средство для перевозки пассажиров и почты.

текст при наведении

Конка - тоже общественный и в основном городской вид конного транспорта.

текст при наведении

Карета - закрытая повозка.Каретой можно назвать любой конный экипаж , как индивидуальный так и

общественный.(Дилижанс -вид кареты)

текст при наведении

Фаэтон- это открытая коляска ,предшественник кареты.

текст при наведении

Кроме перечисленных в Вашем вопросе ,существует множество других названий транспорта на конной тяге:колымага ,колесница,ландо,омнибус,шарабан,бричка,кибитка,экипаж , кэб, фиакр, телега, воз,возок,повозка,упряжка и т.д.

Омнибус. Предшественник автобуса. Повозка на 15-20 человек на конной тяге.

1 год назад

В начале шестидесятых годов позапрошлого века в Петербурге запустии конку. Второй этаж вагочика, который тянула одна, реже две лошади, назывался ИМПЕРИАЛ. Почему у него было такое название, я не знаю. Знаю, что стоимость проезда та была вдвое ниже, чем в самом вагоне. Дамам ездить на империале долгое время не разрешали. Кстати, пассажирам империала разрешалось курить.

1 год назад

Итак, слова из слова "Дилижанс":

  • 1) Аил;
  • 2) Дан (степень мастерства в восточных единоборствах);
  • 3) Жад (название для поделочных камней: жадеит и нефрит);
  • 4) Жал (блюдо из конины);
  • 5) Жид;
  • 6) Лад;
  • 7) Лаж (понятие из экономики);
  • 8) Лан (пашня или поле);
  • 9) Лис
  • 10)Лиса
  • 11)Нас (вредная жевательная смесь из извести, табака, золы. );
  • 12)Сад;
  • 13)Сан;
  • 14)Анис;
  • 15)Анид (вид полиамидного волокна);
  • 16)Джин;
  • 17)Жила;
  • 18)Сани;
  • 19)Сила;
  • 20)Слад
  • 21)Длина;
  • 22)Силан (название одного бесцветного газа);
  • 23)Ални (сплав железа, никеля и алюминия);
  • 24)Лас (то же, что и Ляс - ком из снега, снежок);
  • 25)Сида (растение);
1 год назад

В силу того, что я все таки родилась в XX веке, я никак не могу вспомнить как именно выглядит дилижанс! Дилижансы - это "общественный транспорт" XVIII - XIX веков. Использовались для междугородней перевозки как пассажиров, так и почты. В качестве ответа на вопрос подойдет Первая картинка!

1 год назад

Необычное средство, а лучше сказать транспорт - Дилижанс - нам предстоит создать в игре "Алхимия Классик" для Андроид. На самом деле, нет ничего проще, чем сделать дилижанс. Но думаю, что вы понимаете прекрасно, речь идет только об игре). В реальности же, чтобы построить дилижанс придется иметь материалы, инструменты, навыки, чертежи.

В "Алхимии" данное транспортное средство создать просто. Итак, берем два знакомых нам элемента - элемент "Повозка" и элемент "Лошади".

Все, этого будет достаточно, чтобы создать новый элемент.

Еще расскажу, как нам создать Лошадь. Это очень нужный элемент, как вы могли уже убедиться. Лошадь создаем, используя два элемента - "Млекопитающие" и элемент "Овёс".

Общественный транспорт XIX века

До появления конки возможность передвигаться по городу на большие расстояния была доступна либо представителям высших слоёв общества, либо зажиточным купцам, так как у них всегда был либо собственный выезд, либо возможность нанять пролётку - двухместный экипаж. Крестьяне и рабочие преимущественно путешествовали пешком: извозчики требовали за свои услуги непомерную плату, а удовлетворить потребность в перевозках, растущую с каждым годом, не могли.

Первой попыткой решить проблему стал омнибус – карета, запряжённая лошадьми, которая вскоре стала неотъемлемой чертой городского пейзажа в 30-х годах XIX столетия. Омнибусы вмещали 10-16 человек, а проезд в один конец стоил 10 копеек.

Город развивался, число жителей увеличивалось, и кареты уже не могли справляться с потоком пассажиров. На смену омнибусам пришел новый вид транспорта - конно-железная дорога, которую принято считать прообразом современных трамваев.

В 1854 году в окрестностях Петербурга, близ Смоленской слободы, инженер Полежаев спроектировал и построил первую конно-железную дорогу, которая протянулась на 3,5 км. В 1860 году первая линия грузовой конно-железной дороги появилась в городе на Неве. А через три года конки стали перевозить и людей.


Опасно и неприлично

В то время конка представляла собой вагон, который по рельсовым путям тянет одна или две лошади, управляемые кучером. Синие вагоны были одноэтажные и двухэтажные. Второй этаж – это открытая площадка со скамьёй, которая называлась империалом и билет туда стоил дешевле - две копейки вместо пяти. К слову, эта площадка в своё время вызвала горячие дебаты в Думе, где к идее конной дороги поначалу отнеслись с недоверием. Вся причина заключалась в том, что империал, куда вела крутая лестница в четверть оборота, располагавшаяся в углу площадки, была не только неудобной и опасной, но и даже. неприличной: дамам с их платьями и ворохом нижних юбок было совсем не комильфо подниматься на такую верхотуру. Лишь со временем лестницы сделали пологими, во всю ширину площадки, а с 1903 года женщины получили официальное разрешение ездить на империале.

Взлет и падение

Первое товарищество конно-железных дорог организовало строительство линий для конки на следующих участках:

  • площадь Восстания — Невский проспект — стрелка Васильевского острова;
  • Адмиралтейская площадь — Конногвардейский бульвар — 6-я линия;
  • Никольская площадь — Садовая улица — Невский проспект.

И дело пошло! Новый транспорт пришелся по вкусу петербуржцам, пассажиропоток рос замечательными темпами - в первый год работы конка перевезла почти 1.5 млн человек, на следующий уже около 2 млн.

Конка с империалом Конка с империалом

На Лиговском проспекте, 40 появляется первый коночный парк. В его составе были конюшни, кузница и мастерская по ремонту экипажей.

Депо конки на Лиговском, 40 Депо конки на Лиговском, 40

Активный спрос дал возможность запуска экипажей с "империалом" - вторым этажом, также как и в омнибусах до появления конки.

Лестницу на второй этаж удобной не назовешь Лестницу на второй этаж удобной не назовешь

Кататься на верхнем этаже было удовольствием сомнительным, но зато более доступным - империал стоил 3 копейки против 5 копеек за поездку внутри вагона.

Все, в общем, у конки было здорово. Да, скорость передвижения 8 км/ч породила поговорку «конка, конка, догони цыпленка», комфорт был очень условным и все прочее, но транспорт пользовался огромным спросом. К 1877 году было открыто уже 25 маршрутов конки, несколько крупных депо.

Но со временем минусы стали перевешивать плюсы. А тут еще и этот технологический прогресс! Еще в 1880 году были проведены первые успешные опыты по запуску электрического трамвая, также в эти годы некоторую популярность завоевали паровики - локомотивы с коночными вагонами.

Конка сопротивлялась отчаянно. Разбогатевшие на транспортном бизнесе владельцы конно-железных дорог всеми силами препятствовали переоборудованию путей под электрический транпорт.

Только в 1902 году транспортная инфраструктура перешла в руки города и началась разработка трамвайной сети. В 1917 году в городе начали работать первые трамвайные маршрута, а конка стала частью истории и навсегда исчезла с улиц Петербурга.

История конки в Петербурге: уже не карета, еще не трамвай

Сегодня, наверное, мало кто вспомнит, что такое конка. Однако в середине 19-го века этот транспорт стал настоящей революцией для пассажирских перевозок - конка могла предложить перевозку большого количества людей в относительном комфорте и, что самое главное, по весьма доступной цене.

Для начала им добавили второй этаж, так называемый "империал", это позволило увеличить вместимость до 40 пассажиров, но комфортной такую поездку было назвать нельзя. О чем свидетельствует и народное название пассажиров двухэтажных омнибусов - "40 мучеников".

Охота на омнибус Охота на омнибус

Необходимость развития городского транспорта была очевидна. Тогда было принято решение о строительстве конной-железной дороги в черте города. Впервые она появилась еще в 1854 году, автором проекта стал инженер Полежаев. В 1860 году грузовые конки стали использовать в Петербурге, а в 1863 впервые начали работать пассажирские конки.

Закат

К началу XX века популярность конки начала падать, так как на петербургских улицах появилось новое изобретение – электрический трамвай. Акционеры стали вкладывать свои капиталы в развитие трамвайного движения. При этом строительство рельсов велось параллельно с линиями, по которым неторопливо ехали конки.

К 1917 году трамвай практически полностью вытеснил с улиц конно-железную дорогу.

Однако в 2004 году она вновь появилась в Петербурге. Модель-копия вагона петербургской конки была создана скульптором Ахнафом Зиянаевым в натуральную величину и установлена на площади у метро «Василеостровская». Точно такая же конка курсировала по улицам города в 70-х годах XIX века.

О "трехкопеечных империалистах" и памятнике петербургской конке

Конка у Биржи. 1906 год. Неизвестный фотограф. Источник: Шапилов Е., Величко М., Процай А., Буйнякова Н. От конки до трамвая. Из истории петербургского транспорта. 1993 г. Конка у Биржи. 1906 год. Неизвестный фотограф. Источник: Шапилов Е., Величко М., Процай А., Буйнякова Н. От конки до трамвая. Из истории петербургского транспорта. 1993 г.

Долгое время простому человеку, не имевшему денег на извозчика, приходилось передвигаться по городу пешком. Городской общественный транспорт появился в Петербурге только в 1847 году в виде омнибусов - громоздких карет, громыхавших по мостовым окованными железом колесами. В народе их часто называли "обнимусь", так как качка во время проезда кидала сидящих рядом в объятия друг друга.

Омбнибус на остановке у Александровского сада. 1900 годы. Неизвестный фотограф. Источник: Шапилов Е., Величко М., Процай А., Буйнякова Н. От конки до трамвая. Из истории петербургского транспорта. 1993 г. Омбнибус на остановке у Александровского сада. 1900 годы. Неизвестный фотограф. Источник: Шапилов Е., Величко М., Процай А., Буйнякова Н. От конки до трамвая. Из истории петербургского транспорта. 1993 г.

Рельсовый транспорт на конной тяге, возникший в США в 1828 году, до Петербурга добрался только в середине XIX века. В 1854 году инженер Полежаев построил у села Смоленского за Невской заставой конно-железную дорогу протяженностью 3,5 км.

Первоначально новшество использовали для грузовых перевозок, и только в 1862 году после жарких обсуждений в Городской Думе и Высочайшего одобрения было учреждено 1 Товарищество конной железной дороги, которое через год ввело в эксплуатацию 3 линии для перевозки пассажиров: по Невскому проспекту, по Садовой улице и от Дворцовой площади на Васильевский остров.

Конка на на остановке "Дворцовая площадь". 1900-е. Фотограф Карл Булла. Источник: Шапилов Е., Величко М., Процай А., Буйнякова Н. От конки до трамвая. Из истории петербургского транспорта. 1993 г. Конка на на остановке "Дворцовая площадь". 1900-е. Фотограф Карл Булла. Источник: Шапилов Е., Величко М., Процай А., Буйнякова Н. От конки до трамвая. Из истории петербургского транспорта. 1993 г.

Газета "Северная пчела" с восторгом описывала, как в воскресный день 1 сентября 1863 года после молебна первый пассажирский поезд на конной тяге отправился от церкви Благовещения у Николаевского моста. Автор восторженной заметки отмечал и хорошие просторные вагоны, и размеренную езду, и опрятность кучера, и здоровый вид лошадей.

В реальности все было не так безоблачно: первые вагоны были не слишком удобны, на верхнюю площадку - империал - вела практически отвесная лестница, и спускающийся задом пассажир рисковал наступить на голову движущемуся навстречу. Пассажиры жаловались на грубость кучеров, их нетрезвость, мокрые после дождя скамейки и прочие неудобства.

Конструкцию вагона впоследствии доработали. Модель-копию вагона петербургской конки образца 1872-1878 года, выполненную в натуральную величину по оригинальным чертежам Путиловского завода, можно увидеть у станции метро "Василеостровская".

Памятник петербургской конке у станции метро Василеостровская в Петербурге Памятник петербургской конке у станции метро Василеостровская в Петербурге

Копия была установлена по инициативе руководителя компании по продаже авиа- и железнодорожных билетов Зинаиды Анатольевны Синдаловской в 2004 году и использовалась как билетная касса.

Памятник петербургской конке у станции метро Василеостровская в Петербурге Памятник петербургской конке у станции метро Василеостровская в Петербурге

В 2005 году к вагону добавили скульптурную группу, выполненную скульптором Ахнафом Гаделгаряевичем Зиякаевым. Место для установки памятника петербургской конке было выбрано неслучайно: с 1876 по 1907 год большая часть маршрутов конно-железной дороги проходила именно по Васильевскому острову.

Памятник петербургской конке у станции метро Василеостровская в Петербурге Памятник петербургской конке у станции метро Василеостровская в Петербурге

Темно-синие вагоны, запряженные парой лошадей, и движущиеся по рельсам когда-то были привычным элементом городского пейзажа. Над вагоном была устроена открытая площадка с ограждениями - империал, увешанный рекламными щитами. С площадок, расположенных по обе стороны вагона, на империал вели полувинтовые лестницы.

На империале конки. 1900 г. Фотограф Карл Булла. Источник: Шапилов Е., Величко М., Процай А., Буйнякова Н. От конки до трамвая. Из истории петербургского транспорта. 1993 г. На империале конки. 1900 г. Фотограф Карл Булла. Источник: Шапилов Е., Величко М., Процай А., Буйнякова Н. От конки до трамвая. Из истории петербургского транспорта. 1993 г.

Для пассажиров конки были разработаны специальные правила. В частности, они запрещали проезд с животными или в грязной одежде, предписывали выходить из вагона только на остановочных пунктах или в "местах тихого хода", курить исключительно на открытых площадках. Мужчины должны были при входе склонять голову в сторону дам.

Кстати, о дамах. Из соображений приличия женщинам запрещался проезд на империале: кто знает, каким конфузом обернется подъем по довольно крутой лестнице в длинной юбке. И только 4 мая 1903 года после серьезных обсуждений в Городской Думе женщины получили право ездить на открытой верхней площадке.

Угрюмые всегда петербуржцы повеселели: сегодня разрешено женщинам ездить на верхах конок. Невольно улыбаешься, видя, как неумело, подобрав юбки, и сконфуженно, подымаются по крутым лесенкам барышни и дамы; глаз не привык встречать на империалах среди чуек и смазных сапогов нарядные жакетки и шляпы с цветами. Нынче обще-петербургское представление и первый женский дебют". - писал об этом событии в своем дневнике русский писатель и библиограф Сергей Рудольфович Минцлов.

Конку вряд ли можно было назвать безопасным видом транспорта. В 1895 году городские власти приняли решение выплачивать пособия пострадавшим от несчастных случаев на конной железной дороге. Серьезные средства требовались на содержание лошадей, поэтому поиски более дешевого общественного транспорта продолжались.

Успешные опыты инженера Пироцкого по запуску вагона на электрической тяге, проведенные еще в 1880 году, привели к появлению трамвая на улицах Петербурга только через 27 лет. Дело в том, что по условиям контракта между владельцами городских конных железных дорог и городскими властями запрещалось использовать альтернативные виды тяги. Запрет обошли при помощи хитрости: трамваи в 1890-е годы пустили по льду Невы. Но это уже совсем другая история :)

Конка

В 1863 году на смену омнибусу пришел новый вид городского пассажирского транспорта — «конка» или трамвай на конной тяге. До этого они работали в основном в пригородах Петербурга, где служили для перевозки грузов от пристаней к складам. В 1860 году маршрут грузовой конки появился и в самом городе: его трасса протяженностью 3 км пролегала через Васильевский остров. А вот о целесообразности появления пассажирских маршрутов развернулись дебаты в Городской Думе. Поначалу верх взяли противники новшества, апеллирующие к тому, что новый вид транспорта вызовет много несчастных случаев. Однако в 1863 году постановление «Об устройстве в Петербурге публичных экипажей» все-таки было принято: 27 августа по Невскому проспекту на Стрелку Васильевского острова побежали первые вагоны конки с пассажирами. Для тех, кто пользовался конно-железными дорогами, действовали специальные правила. Так, входить в вагон и выходить из него разрешалось только на местах остановки, или когда он ехал не очень быстро, и обязательно справа по ходу движения. Такие порядки помогали обезопасить горожан от попадания под лошадей встречного направления.

Постепенно пассажирские конки пришли и в другие районы Петербурга. Протяженность первых коночных линий достигла 8 км. На Лиговском проспекте, 40 появился коночный парк, первый этаж которого заняли конюшни, кузница, мастерские по ремонту экипажей, а второй отдали под канцелярию и другие служебные помещения.

За первый год эксплуатации конка перевезла 1,5 млн. человек, а в следующем — уже 2 млн. С ростом популярности нового вида транспорта возросла и прибыль предприятия. Вскоре для увеличения провозной способности вагонов было решено, так же, как и на омнибусах, проектировать второй этаж — империал. В зависимости от того, где ехал пассажир — на крыше или внутри вагона — он платил разную цену. Проезд на империале был дешевле и стоил 3 копейки, так как люди ехали практически на улице: у второго этажа не было крыши, которая защищала бы их от осадков. Считалось, что места на империале — для пассажиров второго класса. А вот пассажиры первого класса за комфортный проезд внутри салона платили уже 5 копеек. Для женщин любых сословий проезд на империале считался неприличным и был запрещен в ряде стран, в том числе и в России. В Петербурге вопрос «о допущении женщин на империал» обсуждался в Городской Думе вплоть до начала 1902 года. С 4 мая 1903 года представительницы слабого пола, наконец, получили официальное право ездить на втором этаже.

С 1875 по 1877 годы протяженность конно-железной дороги значительно увеличилась, к тому времени было открыто уже 25 маршрутов. Хотя, надо отметить, что скорость конки была небольшой — максимум 8 км/ч (при скорости пешехода около 4 км/ч). Среди горожан даже ходила шутка: «Конка, конка, догони цыпленка». В 1880-е годы для ускорения движения на некоторых маршрутах начали прокладывать двойные пути.

Как власти ни пытались предотвращать несчастные случаи, они все равно происходили, особенно в темное время суток. Например, по статистике за 1900 год, травмы получили 95 человек. Кроме того, оказалось, что лошади не столь надежны и выгодны в работе, как предполагалось, они часто болели и гибли, да и фуража для них тербовалось слишком много. Поэтому в скором времени начались поиски альтернативных видов транспорта.

Еще в конце XX века русский инженер Фёдор Аполлонович Пироцкий начал проводить опыты на заброшенной железнодорожной ветке у станции Сестрорецк по запуску вагона на электрической тяге. 22 августа 1880 года в 12 часов дня в Санкт-Петербурге, на Песках, на углу Болотной улицы и Дегтярного переулка состоялся показательный заезд на «вагоне, идущем по рельсам, двинутом электрической силою». Бывшему коночному вагону №114 было суждено стать первым в мире электрическим трамваем. Несмотря на то, что опыты увенчались успехом, владельцы обществ конно-железных дорог не поддержали новшество. Переоборудование конной дороги в электрическую требовало вложения немалых средств, а дополнительных выгод для себя владельцы «конножелезки» не увидели. Кроме того, по существовавшему контракту монополистов с городом запрещалось вводить иные виды тяги на существующих или вновь проложенных линиях. Из-за этого открытие трамвайного движения в Петербурге задержалось аж на 27 лет!

Две копейки за империал. Малоизвестные факты из истории петербургской конки


Первое испытание пассажирской конно-железной дороги в Петербурге состоялось на Невском проспекте 151 год назад, 22 июля 1863 года. Через месяц, 27 августа, первые пассажиры поднялись в вагон конки, которая отправилась в путь по маршруту «6-я линия - Конногвардейский бульвар - Адмиралтейская площадь». Популярность одного из первых видов общественного транспорта оказалась ошеломляющей. Только за один год первая городская линия конки перевезла почти миллион пассажиров.


Статья по теме

Читайте также: