Как называется проект в рамках которого школьник может посетить мастер классы

Обновлено: 17.05.2024

Рассказываем про устройство «Билета в будущее», создание дизайна для его онлайн-платформы, а также о том, какие три стадии прошла команда red_mad_robot и WorldSkills Russia, прежде чем наладить релиз фич.

WorldSkills — некоммерческое международное движение, его цель — развитие профессионального мастерства. В 2018 году WorldSkills Russia по поручению президента России приступила к реализации «Билета в будущее» — всероссийского образовательного проекта по профориентации школьников 6–11 классов. Он помогает детям познакомиться с востребованными профессиями в теории и на практике.

К «Билету в будущее» мы присоединились в 2019 году для редизайна и разработки фронтенда на онлайн-платформе проекта, а в 2020 году переписали бэкенд. Вместе с WorldSkills Russia мы запустили новую версию «Билета в будущее».

Расскажем, как проектировали дизайн платформы и выстраивали работу команды. Почему нас чуть не погубил Scrum, а Kanban с дорожной картой, напротив — стал нашим спасением. И поделимся аналитикой по проекту за 2020 год.

Что такое «Билет в будущее» и как он устроен

Цель проекта — помочь школьникам осознанно выбрать будущую профессию. В рамках проекта они проходят тесты, участвуют в онлайн- и офлайн-мероприятиях от WorldSkills Russia. Дети получают советы от наставников и рекомендации по дальнейшим шагам в своей образовательной и профессиональной траектории:

  1. Какие сильные стороны нужно развивать.
  2. Какие профориентационные мероприятия в своём городе можно посетить.
  3. Какой выбрать трек профессионального развития и где учиться выбранной специальности.

В проекте могут участвовать школьники из разных уголков России. Для этого ребёнку нужно пройти онлайн-диагностику (тестирование) на любую понравившуюся тему и после этого зарегистрироваться на платформе.

Главная страница сайта «Билета в будущее»

После регистрации ребёнок получает доступ к остальным интерактивным онлайн-диагностикам. Они помогают ему лучше понять себя — оценить вербальные и социально-эмоциональные способности, внимательность и другие особенности. Также есть тесты по направлениям: программирование, предпринимательство, 3D-моделирование и другим.

Школьникам доступно 100 профессий, по которым они могут пройти 59 тестов. За 2020 год тесты прошли 650 тысяч детей.

Вместе с доступом к тестам, ребёнок получает возможность записаться на практические мероприятия от WorldSkills Russia: в своём регионе в очном и онлайн-форматах, или по всей стране в онлайн-формате. Все мероприятия проходят под руководством опытных наставников: они анализируют успехи участников и дают обратную связь.

За 2020 год мы провели более 100 тысяч профориентационных мероприятий, а участие в них приняли более 160 тысяч учеников. Более 5 тысяч наставников прошли повышение квалификации.

Владислав Проскурин директор департамента управления данными WorldSkills Russia

Чем больше тестов проходит ребёнок и чем чаще посещает профильные мероприятия, тем быстрее в его личном кабинете обновляется цифровой профиль. Он формируется по четырём направлениям: знания в определённой области, общие интересы, hard skills и soft skills. Со временем из графиков вырисовывается ясная картина сильных и слабых сторон участника.

Личный кабинет участника на сайте «Билета в будущее»

В рамках проекта можно посетить профориентационные мероприятия в колледжах, университетах, детских технопарках «Кванториум» и лабораториях вузов.

Также участникам доступны ярмарки профессий, чемпионаты профмастерства и мастер-классы. На них школьники могут выполнять разные задания по выбранной профессии и погружаться в её особенности.

Работа над дизайном

На первый релиз новой версии платформы у нас было всего три месяца. Наша работа на проекте в 2019 году началась с проектирования дизайна. Нужно было сделать интерфейс удобным для взрослых и интересным для детей.

Первым делом мы в деталях разобрались, что должны сделать все участники проекта, чтобы в итоге школьник получил правильную и полезную рекомендацию, и визуализировали этот процесс в виде Service Blueprint.

Вся система должна была работать как швейцарские часы, где каждый подключается на определённом этапе и выполняет свою задачу. Чтобы оперативно вникать в процессы и разговаривать друг с другом на одном языке, мы решили построить Service Blueprint.

Оля Сартакова руководитель дизайн-практики red_mad_robot Service Blueprint. Карта на борде в Miro, показывающая, как устроена программа профориентации учеников

Мы начали с проектирования UX и UI личных кабинетов организаторов на онлайн-платформе. Взаимодействовали в единой связке с методологами WorldSkills Russia. Коротко работа над дизайном одного личного кабинета выглядела так:

  • Первый день. Выбираем одну из ролей организаторов. Разбираемся в том, как именно он будет выполнять свою задачу, составляем список функций и одновременно прикидываем структуру кабинета.
  • Второй день. Рисуем на бумаге вайрфреймы (условные макеты, отражающие структуру и содержание) основных разделов будущего кабинета. Тут же показываем WorldSkills Russia, получаем обратную связь, дорабатываем.
  • Третий и четвёртый день. Отрисовываем детальные макеты в Figma уже со всеми данными.
  • Пятый день. Смотрим итоговые макеты с методологами WorldSkills Russia и вносим исправления.

Затем ещё неделю разработчики адаптировали дизайн под нужные размеры экрана и продумывали краевые состояния: ошибки, экраны с нулевым контентом и так далее.

На дизайн и разработку личного кабинета для одной роли организатора у нас уходило не больше двух недель. Параллельно мы начали работу над сайтом, рассказывающим о проекте детям и их родителям, и личным кабинетом школьника.

Версия сайта для слабовидящих

У нас была ещё одна важная задача — сделать версию сайта для людей с ограниченными возможностями здоровья. Основные моменты, которые мы учли при его создании:

  1. Чтобы обеспечить контраст, использовали рекомендуемые цветовые схемы: белый текст на чёрном фоне, чёрный текст на белом фоне и тёмно-синий текст на голубом фоне. Схему можно настроить в меню.
  2. Предусмотрели возможность включения и отключения изображения.
  3. Добавили возможность увеличить размер шрифта без вспомогательных технологий.
Экраны версии сайта «Билета в будущее» для слабовидящих, версия 2020 года

Я посмотрела требования ГОСТ, прочитала несколько полезных статей, просмотрела огромное количество сайтов для слабовидящих, изучила их, чтобы понять основные принципы и найти верный подход.

Даша Князева дизайнер red_mad_robot

В работе я использовала плагин Color Blind в Figma. С помощью симуляции он помогает понять, как меняются цвета в зависимости от особенностей зрения. Это помогло нам расставить правильные визуальные акценты и фокусы для пользователя.

старший дизайнер red_mad_robot Пример работы плагина Color Blind в Figma

В общей сложности мы:

  1. Сделали адаптивный сайт, рассказывающий о сути программы.
  2. Создали его версию для слабовидящих.
  3. Создали личный кабинет ученика, с возможностью проходить тестирование и отслеживать прогресс в режиме геймификации, «прокачивая» свои навыки как в RPG.
  4. Запустили рабочие кабинеты для наставников, региональных операторов, площадок и партнёров.

А ещё была концепция сайта, которая не вошла в релизную версию, и она нам тоже очень нравится :)

Настройка команды и налаживание релиза фич

С точки зрения выстраивания работы, команда red_mad_robot и WorldSkills Russia прошла три больших стадии. Первая — организационная. На ней мы делали всё возможное (и невозможное) для создания первого релиза и занимались сетапом базовых вещей.

Первым делом мы выпустили административное веб-приложение. Это была самая базовая версия админок, где региональные операторы (отвечают за проект в своем регионе), площадки и наставники могли регистрироваться. После этого мы сделали первую версию пользовательского приложения, в которой ученик мог зарегистрироваться и пройти четыре стартовых теста.

Это были такие большие блоки функциональности, которые мы постепенно тащили к релизу. Первые релизы были сложные, потому что на тот момент мы ещё разбирались с процессами развёртывания, со всей нашей инфраструктурой, базовыми сценариями, ещё у нас были затыки с доменами. Всё это, конечно, выматывало и требовало долгой стабилизации.

Игорь Иванов менеджер проектов red_mad_robot

После создания фундамента наступила вторая стадия — наша команда начала перестраиваться на классическую двухнедельную модель, чем-то похожую на Scrum. Мы брали в спринты столько фичей, сколько можем переварить — не больше и не меньше, и это выглядело хорошей идеей.

Также у нас были отдельные доски в Jira под каждый спринт, на которых мы двигали задачи в зависимости от их выполнения. Как только двигать было нечего — релизили. Всё чётко и прозрачно. Это была привычная модель для гибких команд и она нам отлично подходила до поры до времени, но потом мы поняли, что у нас страдает поток создания ценности.

Многие фичи мы делали в начале спринта, но из-за релизов раз в две недели пользователи их получали только в конце. Такая трата времени была непозволительной роскошью: активная фаза проекта начиналась в июле и заканчивалась в ноябре. За этот период нужно было успеть провести детей по всем этапам проекта, иначе всё зря.

Был случай, когда релиз, который нельзя было сдвинуть по срокам, мы делали в три часа ночи. После такого эксперимента выгорание команды было уже не за горами. Было ясно, что в нашей работе явно что-то требовало перестройки. С двухнедельными спринтами мы пожили где-то пару-тройку месяцев и поняли, что так больше нельзя.

Игорь Иванов менеджер проектов red_mad_robot

К счастью, нашей железной команде не страшна гибкость, поэтому мы перешли на Kanban и road map — это третья стадия. Такое решение помогло ускорить выпуск фичей — мы не зависели от конкретных сроков и готовили параллельно несколько релизов независимых друг от друга.

Как только всё было готово — релизили, если прилетала какая-то новая горящая фича — двигали что-то менее значимое и ставили её вперёд. Теперь у нас был гибкий план, который мы вели в таблице.

Во время планирования загрузки на следующую неделю мы распределяли задачи между инженерами и ясно понимали, когда и какую фичу выкатывать на тестовый стенд, а когда релизить в продакшн. Чаще всего у нас получалось 2–3 фичи в неделю.

В майские каникулы школьники могут посетить видеолекции, онлайн-семинары и мастер-классы

В майские каникулы школьники могут посетить видеолекции, онлайн-семинары и мастер-классы

В майские праздники у столичных школьников и студентов колледжей появится дополнительное время не только для отдыха и развлечений, но и для самообразования. С 1 по 11 мая у них не будут проводиться дистанционные уроки. Чтобы ребята не заскучали дома и провели свободное время с пользой, подготовлены специальные онлайн-активности.

Ученики и студенты смогут посещать интересные видеолекции, онлайн-семинары и мастер-классы. Вся информация о них размещена на сайтах образовательных организаций, а также на портале «Школа большого города» в разделе «Афиша увлекательных занятий», где собраны все активности системы столичного образования, доступные в майские каникулы.

Старшеклассники продолжат подготовку к ЕГЭ и ОГЭ с помощью большого количества тестов и интерактивных образовательных приложений в библиотеке «МЭШ», а также онлайн-сервиса самопроверки и самоподготовки «Мои достижения», где можно пройти индивидуальную тренировку по 14 предметам школьной программы.

Кроме того, свободное время — это дополнительная возможность для школьников и студентов накануне Дня Победы вспомнить историю страны, приобщиться к ее героическому прошлому. Ребята могут узнать больше о подвигах своих родных, а также поучаствовать в патриотических онлайн-мероприятиях, которые проводят образовательные учреждения. Подробную информацию об акциях, флешмобах, дистанционных проектах к 75-летию Великой Победы можно найти на сайте Московского центра «Патриот.Спорт».

Очные занятия в московских школах были временно отменены с 21 марта. Уроки проводились лишь в дистанционном режиме. Такие меры введены в соответствии с приказом столичного Департамента образования и науки и указом Мэра Москвы из-за угрозы распространения коронавирусной инфекции.

В связи с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией дни с 6 по 8 мая включительно объявлены Президентом России нерабочими. С учетом праздничных дней дистанционные уроки для московских школьников и студентов колледжей с 1 по 11 мая проходить не будут.

Для учеников начальных классов и воспитанников дошкольных групп, чьи родители выполняют свой профессиональный долг, с 6 по 8 мая продолжат работать дежурные группы численностью до 12 человек. В школах созданы все необходимые условия для профилактики заболеваний: детям ежедневно измеряют температуру и следят за их самочувствием, в помещениях регулярно проводится уборка и проветривание, а также используются бактерицидные лампы закрытого типа, которые абсолютно безопасны для детей. В праздничные дни с 1 по 5 и с 9 по 11 мая дежурные группы не будут работать.

Как называется проект, когда школьник может посетить семинары вузов Москвы?

Иногда детям сложно определиться с будущей профессией и специальностью в жизни. Довольно серьезное решение в столь юном возрасте, ведь поступление в Высшее Учебное заведение (ВУЗ) определяет, по сути, сферу твоей основной деятельности большую часть твоего времен. И чтобы не потратить его впустую ВУЗы Москвы предоставляют школьником возможность посетить мастер-классы при Университетах, тренинги, семинары и лекции основного преподавательского состава. Даже возможность поучаствовать в квест-играх и фестивалях - все это в рамках Субботы Московского школьника, где дети и их родители до поступления в ВУЗ заранее могут понять нравится им та или иная профессия или нет.

Московские школьники смогут поучаствовать в мастер-классах от экспертов ведущих вузов

20 мая в 17:30 состоится онлайн-конференция под названием «Генерация новых идей для «работоспособных» школьных проектов».

Количество участников – 30.

В 16:00 ассистент кафедры биотехнологии и промышленной фармации Российского технологического университета МИРЭА Иван Прохоров расскажет о ядерном магнитном резонансе и его использовании в исследовании аминокислот.

Количество участников – 30.

22 мая в 16:00 школьники смогут узнать, куда пойти работать химику. Доцент кафедры органической химии Российского технологического университета МИРЭА Алексей Панов расскажет о перспективах профессии, развитии химической отрасли и многом другом.

Количество участников - 300.

Серия онлайн мастер-классов по оказанию первой помощи пройдет в школах-консультантах. Ребят, решивших связать свою жизнь с медициной, познакомят с алгоритмом действий по спасению жизни и сохранению здоровья пострадавшего.

20 мая в 16:00 школьников приглашают на онлайн-семинар, в ходе которого они научатся по внешним признакам распознавать травмы конечностей и узнают основные методы оказания первой помощи. Онлайн-занятие проведет учитель ОБЖ Школы № 962 Елизавета Сгибнева.

Количество участников – 30.

21 мая в 16:00 ребятам расскажут о видах отравлений и алгоритме действий, которые необходимо выполнить в каждом конкретном случае. Онлайн-семинар также проведет учитель ОБЖ Школы № 962 Елизавета Сгибнева.

10 полезных проектов для школьников, студентов и молодых педагогов


Для школьников олимпиады и конкурсы — отличный способ получить дополнительные баллы ЕГЭ и попасть в вуз мечты, для студентов это возможность найти друзей, наставников и даже работу, а для педагогов — заявить о себе и узнать новое о своей профессии. Рассказываем о десяти проектах, в которых можно поучаствовать бесплатно на платформе «Россия — страна возможностей» прямо сейчас или в ближайшее время.

Полезная рассылка «Мела» два раза в неделю: во вторник и пятницу

1. Проект «ТопБЛОГ» — для всех, кто хочет успешно вести социальные сети

2. Олимпиада «Я — профессионал», где задание по душе найдется для каждого

«Я — профессионал» — бесплатная образовательная олимпиада для студентов бакалавриата, специалитета и магистратуры самых различных специальностей: технических, гуманитарных и естественно-научных. В этом году представлено 72 направления. Акцент сделан именно на профессиональные знания и опыт участников. Задания для олимпиады «Я — профессионал» разрабатывают эксперты из ведущих российских вузов и крупнейших компаний страны.


3. Мероприятие-выставка «Время карьеры»

С 1 по 30 ноября более 200 компаний страны готовы выслушать, познакомиться и пообщаться с потенциальными сотрудниками, пригласить их на работу или стажировку в рамках проекта «Время карьеры». Партнерами выступили ведущие вузы страны.

В этом году к акции можно присоединиться в онлайн-формате: посетить полезные лекции и мастер-классы, пройти экспресс-собеседования, пообщаться с представителями и руководителями российских и международных компаний. Спикеры в прямом эфире расскажут, как успешно пройти путь до повышения, и поделятся лайфхаками, которым не обучают в университете.

4. Решить кейс от работодателя и получить приглашение на стажировку на «Профстажировки 2.0»

На сайте проекта «Профстажировки 2.0» размещено свыше 4500 кейсов от более чем 1300 компаний. Алгоритм проекта очень прост: работодатель публикует задание на определенную тематику, студенты выполняют практико-ориентированную курсовую или дипломную работу и ждут результатов.


Авторов лучших решений приглашают на практики и стажировки. Подать заявку на участие в для третьей волне проекта можно до 30 ноября.

5. Конкурс для юных предпринимателей «Мой первый бизнес»

Подойдёт как для начинающих юных предпринимателей с бизнес-идеей, так и для тех, у кого уже есть готовый проект. С этого года в нем смогут принимать участие не только школьники до 18 лет, но и студенты вузов и колледжей до 23 лет.


На конкурсе проводится обучающая программа для школьников, а у лучших участников будет возможность пройти четырехмесячный бизнес-курс START UP, заработать дополнительные баллы для поступления в вузы и выиграть гранты.

Конкурс «Мой первый бизнес» стартует 19 ноября.

6. Командное соревнование для инициативных учителей «Учитель будущего»

Всероссийский конкурс по поддержке и продвижению команд учителей, которые умеют работать сообща и готовы применять современные практики в своей работе.

Талантливые участники благодаря конкурсу получат дополнительное образование, а их наставниками станут известные популяризаторы науки, руководители и методисты ведущих образовательных учреждений России. 24 ноября стартует специальный трек конкурса для студентов педагогических специальностей — следите за новостями проекта!

7. Международный инженерный чемпионат «CASE-IN. Школьная лига. Осенний кубок»

8. Проект для предпринимателей, которые думают об окружающих, «Лучший социальный проект года»

Конкурс «Лучший социальный проект года» проходит уже пять лет. За это время он стал своего рода индикатором развития социального предпринимательства на территории регионов России. Проект объединяет предпринимательское, экспертное и управленческое сообщество. Подать заявку на региональный этап можно до 20 ноября (сроки зависят от региона). В конкурсе двенадцать номинаций: от дополнительного образования детей и ухода за пожилыми до социального обслуживания и развития территорий. Участвовать могут как действующие социальные предприниматели, так и социально-ответственные НКО, использующие устойчивую финансовую модель.

9. Конкурс «Цифровой прорыв»

Этот масштабный проект (в прошлом году финальный хакатон конкурса стал самым массовым и попал в Книгу рекордов Гиннесса) — отличная возможность для специалистов IT-сферы (разработчиков, дизайнеров, программистов и так далее) проявить себя, представить свои идеи, найти поддержку и даже получить работу в лучших IT-компаниях страны.


Совсем скоро, 27 ноября, начнется финал конкурса. Его участниками станут команды, которые вошли в шорт-листы полуфинальных хакатонов регионального этапа проекта, и победители онлайн-чемпионата «Цифрового прорыва» по анализу данных и машинному обучению. В декабре мы узнаем имена победителей, которые смогут заключить контракт о пилотировании и внедрении своего проекта или получить предложение о работе от крупнейших российских компаний.

10. Научиться управлять виртуальной компанией на кубке «Управляй!»

Всероссийский молодежный кубок по менеджменту «Управляй!» проходит в формате бизнес-игры, в которой воссозданы условия реального рынка. Командам необходимо привести виртуальную компанию к успеху. Студенты могут принимать участие и в образовательном курсе от кубка «Управляй!»: проходить вебинары от уже опытных управленцев и посещать виртуальные экскурсии по крупным компаниям-партнерам проекта. Кстати, их представители участвуют в анализе работы команд и могут приглашать молодых управленцев на стажировку.

Все перечисленные проекты входят в платформу «Россия — страна возможностей». Узнать больше о возможностях платформы, пройти тест на профориентацию, бесплатное обучение или узнать, какие еще есть конкурсы, подходящие именно вам, можно на сайте.

В каком проекте школьник может посетить различные вузы Москвы?

Как называется проект, в рамках которого школьник может посетить мастер-классы, семинары и лекции профессорско-преподавательского состава ведущих вузов Москвы?

Этот проект включает в себя 22 (по состоянию на 2020 год) небольших проектов, но как он называется:

  • «Умный город»
  • «Школа жизни»
  • МЭШ
  • «День без турникетов»
  • «Субботы московского школьника»

Департамент образования и науки города Москвы появился в сентябре 2013 года, а называется он:

5 новых крутых мастер-классов, которые можно провести в школе

«Мел» совместно с Inlearno продолжает знакомить с выездными мастер-классами, которые можно пригласить в свою школу. В этот раз лекции о Гагарине и старой фотографии, деловая игра по экологии, уроки «Пластиковый мир» и «Большие секреты маленькой батарейки».

Полезная рассылка «Мела» два раза в неделю: во вторник и пятницу

Лекция в мобильном планетарии «Звезда по имени Гагарин»


Для кого. 1-7 класс

О чём. О космосе, ракетах и Юрии Гагарине.

Зачем идти: прямо в вашей школе развернётся планетарий. Участники занятия увидят звёзды и созвездия, отследят выход Юрия Гагарина на околоземную орбиту, как это было 55 лет назад. Ребята узнают, как простой мальчишка стал героем не только в своей стране, но во всём мире и чего ему это стоило. Кто вместе с Гагариным готовился к первому полёту человека в космос и почему так трагически закончилась судьба первого космонавта. Занятие станет вводным уроком в астрономию, затронет историю космонавтики и астрофизику.

Деловая игра «Зелёный бизнесмен»


Для кого. 4-11 класс

О чём. Об экологии и предпринимательстве, природных ресурсах и потенциале Земли.

Зачем идти. Командная игра для учеников средней и старшей школы позволит ребятам почувствовать себя настоящими бизнесменами. У каждого будет своя компания, штат сотрудников, стартовый капитал и доступ к использованию природных ресурсов. В процессе игры компании участников будут взаимодействовать друг с другом, игроки будут развивать свой бизнес и постараются при этом не допустить экологической катастрофы. В ходе интерактивного занятия участники задумаются над глобальными проблемами человечества и научатся заботиться об окружающей среде.

Лекция «Старая фотография»


Для кого. 5-9 класс

О чём. О генеалогии, наших предках и невероятных историях, которые расскажут семейные фотоснимки.

Зачем идти. Узнать, насколько ценным источником информации могут быть старинные фотографии. С появлением смартфоном и цифровой техники снимки, сделанные на толстой фотобумаге и проявленные в специальной лаборатории, становятся уникальными артефактами истории. Интерактивное занятие позволит школьникам научиться считывать интересную информацию по старинным фотографиям, определять образ жизни людей, изображённых на снимках по их внешности, одежде. Вместе с ведущим урока школьники поговорят о различных эпохах, культуре и традициях.

Урок «Большие секреты маленькой батарейки»


Для кого. 1-11 класс

О чём. О химическом источнике энергии, аккумуляторных батареях и их типах, принципе цикличной передачи энергии «заряд-разряд».

Зачем идти. Интерактивный урок включает в себя знакомство с экспонатами музея переработки отходов, привезёнными авторами занятия, командные игры, викторину и просмотр познавательного видеоролика. Школьники узнают, кто и когда изобрёл аккумуляторную батарейку, что находится внутри батареек, почему использованные аккумуляторы нельзя выбрасывать вместе с обычным мусором, чем ценен и в то же время опасен электролит.

Урок «Пластиковый мир»


Для кого. 1-11 класс

О чём. О пластике и различных видах полимеров, об их пользе, вреде и способах вторичной переработки.

Зачем идти. Посетить ещё один интерактивный урок, организованный музеем переработки отходов. На этот раз предметом изучения станет пластик. Существует множество видов и типов этого синтетического полимера, из которого сегодня делают практически всё: от упаковки до мебели. Ребята начнут с разбора свойств пластмассы и её качеств, узнают, как обстоит процесс производства этого сырья и что такое биоразлагаемый пластик. Видеоролик продемонстрирует школьникам Мусорный остров в Мировом океане. В завершении урока дети обсудят влияние использования пластика на человека и экологию планеты.

Зачем люди ходят на мастер-классы? Размышления на заданную тему

Если рассматривать хендмейд как бизнес, а мастер-классы, как составляющие этого самого «бизнеса», то поговорить в этой статье я хочу как раз о мастер-классах. Просто поразмышлять на тему «Для чего люди ходят на мастер-классы?»

И начну с самого очевидного вопроса.

Зачем люди ходят на мастер классы?

Странный вопрос? И идиотский, не так ли?

Казалось бы, ответ, что называется, лежит на поверхности и совершенно очевиден.

Как зачем? Для того, чтобы научиться. Люди ходят на мастер-классы, чтобы научиться чему-то новому или познакомиться с тем видом рукоделия, который давно хотелось освоить.

Ответ настолько очевиден – учиться, что другого ответа, казалось бы, и быть не должно.

Давайте вернёмся к этому вопросу в конце и я ещё раз спрошу вас: «Для чего люди ходят на мастер-классы?»

На самом деле всё гораздо интереснее, а если уж по-честному, намного грустнее.

Объяснить? На самом деле я хочу в этой статье не столько объяснить, сколько поговорить с вами и поделиться некоторыми своими наблюдениями. Выводы, думаю, вы сделаете сами.

Итак, мне интересны многие виды рукоделия и я всегда с огромным интересом (если есть время) читаю в журнале отчёты о мастер-классах.

И знаете, что я заметила? Вот, навскидку, на 20-30 отчётов мастеров о мастер-классах приходится 1 отчёт ученика с рассказом о мастер-классе на котором он был (сразу скажу, что конкретной статистики у меня нет и это соотношение 20 к 1 весьма условное)

А уж, читая комментарии, удивляюсь полнейшему отсутствию комментариев учеников, то есть непосредственных участников мастер-класса.

Вам не кажется, что получив на мастер-классе массу полезной и нужной информации ученик (буду его так называть, чтобы не путать с мастером) не считает своим долгом похвастаться в сообществе своими достижениями или, на худой конец, написать в комментариях «Что так интересно было и что вот на той фотографии это я стою в платьице/с ёжиком/ в шляпке/ с сумочкой»

В свою очередь потенциальный ученик читает такой отчёт и у него сам собой возникает вопрос: «Чо-т я не пойму…. Пишет мастер, как было интересно и здорово, а где комментарии учеников-то? Не верю я мастеру, который сам себя хвалит». А ученики уже и забыли. Подарили открытку, носят шляпку, ходят в пальто и поставили на полочку мимишного зверька и и трава не расти. Деньги заплатили – вещь получили и фы-сё.

Вывод сам собой напрашивается: «Я заплатила деньги и меня «должны гулять» – сделать вещь, развлекать и ещё рассказать в сообществе «как мы тут все вместе отлично провели время». А я, такая вся из себя молодец, буду потом хвастаться, что я это сделала» Может быть у кого-то есть другой вариант ответа – с удовольствием его послушаю.

Решил-таки ученик пойти на мастер-класс. Но! Нужно же найти 4-6 часов свободного времени + дорога + мелочи. Это ж целый день! Ладно, посвящаю этому мероприятию целый день, но «шоб за день всё было сделано»!!

В погоне за исполнением главного лозунга мастер-классов «Ученик должен уйти с мастер-класса с готовой вещью» мы забываем, собственно, а для чего мы идём на мастер-класс?

А вот здесь и самое интересное наблюдение.

Может быть кто-то со мной не согласится, но мне не кажется, что появился такой вид интерактивного развлечения «мастер-класс» - вырвались из домашней рутины, что-то поделали руками, поговорили-потусовались-чайку попили в тёплой компании, унесли с собой готовую вещь, которой можно при случае похвастаться или подарить, опять же, при случае «во какая я рукодельница». Но всё это за один день – не больше!!

А делать мастер-класс с большим изделием на два, а то и три дня, вообще, нереально – сейчас все такие нетерпеливые, хотим всё сразу и сейчас, а через неделю наш пыл уже остынет и доделывать ничего не захочется: «Не, два-три дня это много! Я вот выделила на это один день, вырвалась от домашних дел, так давайте делать всё за один раз»

И никто не даёт себе труда задуматься, что за один день без навыков практически невозможно сделать качественную вещь. Да и не все технологические процессы рассчитаны на 5-6 часов (что уж говорить о навыках, когда ни для кого не секрет, что за 5-6 часов мастер-класса даже «не просохнет третий слой лака на декупажной шкутулке»? Да простят меня мастера декупажа – я глубоко уважаю их творчество)

И тут, на первый план выступает так нелюбимое многими и страшное слово «технология». Это чётко определённая последовательность действий для достижения наилучшего качества готовой вещи! Но! Мастер-то знает правильную технологию и прекрасно понимает, что в один день всё впихнуть очень сложно, читай, практически, нереально. Если, кто не помнит - ученики очень хотят «шоб за день всё было сделано»!

Поэтому и приходиться упрощать. Нет, ни в коем случае не в ущерб качеству! Просто, чтобы было хорошо и быстро. Быстро и хорошо! Вы понимаете, куда я клоню – быстро хорошо не бывает, думаю, что многие слышали это выражение. Поправлюсь – быстро и хорошо может сделать мастер, а новичок и ученик сделает немножечко не так, но может быть с помощью мастера сделает лучше, а руками мастера и вообще – шЫдевр.

Кроме того, большинство мастер-классов построено не на объяснении - «почему мы делаем именно так и для чего мы так делаем, а просто - «делай то, потом вот то, а сейчас сложи вот это с этим и стукни как следует». Это я в качестве примера привела с-потолка-взятый политкорректный технологический процесс доведённый до абсурда).

Поэтому, на глубоко подсознательном уровне, многие рассчитывают на то, что мастер сошьёт/сваляет/сваяет наполовину вещь, а то и сделает полностью всю вещь. А мастер, который даёт мастер класс должен быть готов к тому, что он делает практически целиком от 3 до 5 вещей в зависимости от того сколько пришло учеников.

  • Потому, что ни один мастер не хочет, чтобы ученик уходил с плохой или недоделанной работой.
  • Потому, что «Ученик должен уйти с готовой вещью».
  • Потому, что все хотят вовремя уйти домой, а ещё лучше и пораньше, повторюсь, с готовой вещью.

Вывод снова напрашивается вполне однозначный: люди приходят на мастер класс, в большинстве своём, не за знаниями «как сделать правильно», а за готовой вещью «Смотрите, что я сделал» и за необычными впечатлениями «Так было здорово! Так потусовались!»

Что же в итоге получается? Мастер старается, успевает за время мастер-класс не только сделать несколько вещей, но ещё и сфотографировать процесс, чтобы выложить в отчёт. Ведь мастер-класс – это для него работа. А такая работа без учеников невозможна. А чтобы пришли ученики нужно, чтобы они прочитали интересный отчёт и захотели бы прийти на такой интересный мастер-класс.

И что же дальше? А дальше - тишина. Благодарный ученик не то чтобы восторженный отчёт написать «Как я сшила/сваляла/склеила…», а даже два-три слова в комментариях написать, где этого ученика уже сфотографировали с игрушкой/тапками/открыткой.

Взять на себя труд «об написать отчёт о мастер классе» и «об похвастаться в сообществе» - я вас умоляю, как говорила одна моя начальница. «Ведь и так трудились на мастер-классе не покладая рук, что и сфотографировать-то некогда, а потом ведь надо и текст какой-никакой написать, и фото уменьшить, а потом ещё и выложить в сообщество! Это ж какой труд! Я лучше сериал посмотрю, или в соцсети посижу, или борщ сварю, а то хозяйство запустила с этими мастер-классами. Главное, «мы должны уйти с готовой вещью» и ушли с ней, а остальное – не моё дело. Мастер на этом деньги зарабатывает, это его бизнес – вот пусть он и озадачивается отчётам»

Ладно, хорошо. Мастер озадачился будущим отчётом, всё сфотографировал написал, отредактировал и выложил в сообщество отчёт!

И что? А ничего. В комментариях можно увидеть конкурентов мастера, его ярых сторонников и противников, просто мастеров, которым интересна данная техника. А где же ученики, где те счастливые обладатели заветной готовой вещи, с которой они ушли? Написать, что-то типа «Смотрите, смотрите! Вот это я там на фото в красивой шляпке/вот с этим зайчиком/ёжиком/в этой красной юбочке с зелёными оборочками стою!! Девочки, так интересно было! Я ещё пойду!!»

Их нет. А зачем брать на себя труд хоть минимальный даже заглянуть в уже написанный отчёт, вспомнить ещё раз как творили красивые вещи и написать хоть несколько слов в комментарии и сказать «спасибо» мастеру.

Очень и очень редко встречаю на Ярмарке отчёты о мастер-классах именно учеников.

Вот и получается, что мастер-класс - это как сходить в кино или на шоу – посмотрел, получил удовольствие от увиденного и фы-сё. Дальше опять повседневная рутина.

В итоге всех этих размышлений проявилась такая интересная тенденция – чисто потребительское отношение к мастер-классам.

Такой своеобразный заколдованный круг – ученик хочет «научиться», а мастер качественно научить. Но ученик, читай потребитель нашего продукта, ставит мастера в такие рамки, что приходится изворачивается, выполняя завет «Ученик должен уйти с мастер-класса с готовой вещью». И изворачивается мастер двумя способами. Упрощает технологию, чтобы всё успеть = несложная вещь. Или мастер сам делает бОльшую часть работы, чтобы тоже ученик всё успел бы = ушёл с готовой вещью.

Читайте также: