Исполнительными органами на местах в казахстане являются

Обновлено: 17.05.2024

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

До 01.01.2025 установлен переходный период для приведения статусов и уставов муниципальных образований, а также законодательства в соответствие с изменениями, внесенными Федеральным законом от 01.05.2019 N 87-ФЗ.

Статья 34. Органы местного самоуправления

1. Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 30.11.2011 N 361-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции )

2. Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Уставом муниципального образования, имеющего статус сельского поселения, внутригородского муниципального образования города федерального значения, может быть предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования.

(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2005 N 93-ФЗ, в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции )

Уставами муниципального района и поселения, являющегося административным центром муниципального района, может быть предусмотрено образование местной администрации муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий местной администрации указанного поселения. В этом случае в поселении, являющемся административным центром муниципального района, местная администрация не образуется, глава поселения входит в состав представительного органа поселения и исполняет полномочия его председателя.

(см. текст в предыдущей редакции )

3. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 27.05.2014 N 136-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции )

Наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) устанавливаются законом субъекта Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций.

4. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Участие органов государственной власти и их должностных лиц в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных частью 2.1 статьи 36, частями 5 и 11 статьи 37, статьями 74 и 74.1 настоящего Федерального закона.

(в ред. Федеральных законов от 07.05.2009 N 90-ФЗ, от 28.12.2016 N 494-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции )

5. Структура органов местного самоуправления в случае создания на межселенных территориях вновь образованного муниципального образования или в случае создания вновь образованного муниципального образования путем преобразования существующего муниципального образования определяется населением на местном референдуме (в муниципальном образовании с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 300 человек - на сходе граждан) или представительным органом муниципального образования и закрепляется в уставе муниципального образования.

(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 25.11.2008 N 222-ФЗ, от 23.06.2014 N 165-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции )

Проведение местного референдума или схода граждан по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования обеспечивают органы государственной власти субъекта Российской Федерации при наличии соответствующей инициативы жителей вновь образованного муниципального образования.

(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Местный референдум по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования проводится в случае, если в течение одного месяца со дня вступления в силу закона субъекта Российской Федерации об установлении границ соответствующего муниципального образования с инициативой о проведении местного референдума выступила группа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом, которая образована в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации о проведении местного референдума. Указанная группа должна организовать сбор подписей жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом, в количестве не менее 3 процентов от их общей численности и представить подписные листы в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации в порядке и сроки, которые установлены федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации о проведении местного референдума. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации формирует избирательную комиссию муниципального образования, которая проверяет подлинность собранных подписей, назначает дату проведения местного референдума, а также осуществляет иные предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации полномочия избирательной комиссии муниципального образования по проведению местного референдума. Полномочия избирательной комиссии муниципального образования могут возлагаться на территориальную избирательную комиссию в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Полномочия местной администрации по материально-техническому обеспечению проведения местного референдума осуществляет исполнительный орган государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

При отсутствии предусмотренной настоящим Федеральным законом инициативы граждан о проведении местного референдума структура органов местного самоуправления определяется представительным органом вновь образованного муниципального образования после его избрания.

(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Численность и срок полномочий депутатов представительного органа первого созыва вновь образованного муниципального образования, а также порядок избрания, полномочия и срок полномочий первого главы данного муниципального образования в случае отсутствия инициативы граждан о проведении указанного в настоящей части местного референдума устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.

(абзац введен Федеральным законом от 25.11.2008 N 222-ФЗ)

Выборы в органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования должны быть проведены не позднее чем через один год со дня его создания.

(абзац введен Федеральным законом от 25.11.2008 N 222-ФЗ; в ред. Федерального закона от 23.05.2020 N 154-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции )

Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации формирует избирательную комиссию вновь образованного муниципального образования, которая назначает выборы в представительный орган данного муниципального образования и осуществляет иные предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъекта Российской Федерации полномочия избирательной комиссии муниципального образования по проведению выборов. Полномочия избирательной комиссии вновь образованного муниципального образования могут возлагаться на территориальную избирательную комиссию в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Материально-техническое обеспечение проведения выборов в представительный орган вновь образованного муниципального образования осуществляет исполнительный орган государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

(абзац введен Федеральным законом от 25.11.2008 N 222-ФЗ)

До формирования органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования полномочия по решению вопросов местного значения вновь образованного муниципального образования на соответствующих территориях в соответствии со статьями 14, 15 и 16 настоящего Федерального закона осуществляют органы местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на этих территориях.

(абзац введен Федеральным законом от 25.11.2008 N 222-ФЗ)

Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующих территориях, действуют в части, не противоречащей федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, конституциям (уставам), законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации, а также муниципальным правовым актам органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования.

(абзац введен Федеральным законом от 25.11.2008 N 222-ФЗ)

Органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. Вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования.

(абзац введен Федеральным законом от 25.11.2008 N 222-ФЗ)

До урегулирования муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования вопросов правопреемства в отношении органов местных администраций, муниципальных учреждений, предприятий и организаций, ранее созданных органами местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, или с их участием, соответствующие органы местных администраций, муниципальные учреждения, предприятия и организации продолжают осуществлять свою деятельность с сохранением их прежней организационно-правовой формы.

(абзац введен Федеральным законом от 25.11.2008 N 222-ФЗ)

5.1. Положения части 5 настоящей статьи не применяются в случае преобразования городского округа в городской округ с внутригородским делением либо в случае создания внутригородских районов, а также городского округа с внутригородским делением в городской округ в соответствии с законом субъекта Российской Федерации. Срок полномочий представительных органов внутригородских районов первого созыва, срок полномочий представительного органа городского округа первого созыва, наделенного статусом городского округа с внутригородским делением, срок принятия уставов таких внутригородских районов, срок внесения соответствующих изменений в устав данного городского округа, преобразованного в городской округ с внутригородским делением, срок формирования органов местного самоуправления и избрания (назначения) должностных лиц местного самоуправления данного городского округа и внутригородских районов устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.

Выборы в представительные органы создаваемых внутригородских районов должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня их создания.

В случае принятия закона субъекта Российской Федерации о преобразовании городского округа в городской округ с внутригородским делением выборы главы такого городского округа не назначаются и не проводятся, если указанный закон субъекта Российской Федерации вступил в силу до наступления даты, начиная с которой представительный орган городского округа был бы вправе принять решение о назначении выборов главы муниципального образования в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

В случае наделения законом субъекта Российской Федерации городского округа статусом городского округа с внутригородским делением до формирования органов местного самоуправления и избрания (назначения) должностных лиц местного самоуправления такого городского округа и внутригородских районов в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона их полномочия осуществляют органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления данного городского округа, сформированные (избранные, назначенные) до принятия указанного закона субъекта Российской Федерации.

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления городского округа с внутригородским делением, преобразованного из городского округа, в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления городского округа, сформированных (избранных, назначенных) до принятия закона субъекта Российской Федерации о преобразовании городского округа в городской округ с внутригородским делением. При этом вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами преобразованного городского округа с внутригородским делением.

Срок упразднения внутригородских районов, срок прекращения полномочий органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления данных внутригородских районов, срок полномочий представительного органа городского округа первого созыва, преобразованного из городского округа с внутригородским делением, срок внесения соответствующих изменений в устав данного городского округа, срок формирования (избрания) органов местного самоуправления и избрания (назначения) должностных лиц местного самоуправления такого городского округа устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.

Упразднение внутригородских районов в соответствии с законом субъекта Российской Федерации должно осуществляться не позднее шести месяцев со дня принятия указанного закона.

В случае наделения законом субъекта Российской Федерации городского округа с внутригородским делением статусом городского округа до формирования (избрания) органов местного самоуправления и избрания (назначения) должностных лиц местного самоуправления такого городского округа в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона их полномочия осуществляют органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления данного городского округа и внутригородских районов, сформированные (избранные, назначенные) до принятия указанного закона субъекта Российской Федерации.

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления городского округа, преобразованного из городского округа с внутригородским делением, в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления городского округа и внутригородских районов, сформированных (избранных, назначенных) до принятия закона субъекта Российской Федерации о преобразовании городского округа с внутригородским делением в городской округ. При этом вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами преобразованного городского округа.

(часть 5.1 введена Федеральным законом от 27.05.2014 N 136-ФЗ)

6. В решении о структуре органов местного самоуправления муниципального образования, принимаемом на местном референдуме (сходе граждан), устанавливаются:

1) структура (перечень) и наименования органов местного самоуправления;

2) порядок избрания и полномочия главы муниципального образования - в соответствии с частью 2 статьи 36 настоящего Федерального закона.

7. Изменение структуры органов местного самоуправления осуществляется не иначе как путем внесения изменений в устав муниципального образования.

8. Решение представительного органа муниципального образования об изменении структуры органов местного самоуправления вступает в силу не ранее чем по истечении срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего указанное решение, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

(в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 361-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции )

9. Финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований.

Местные исполнительные органы

Местные исполнительные органы входят в единую систему исполни­тельных органов Республики Казахстан, обеспечивают проведение обще­государственной политики исполнительной власти в сочетании с интере­сами и потребностями развития соответствующей территории.

В систему государственного управления на местах, в администра­тивно-территориальных единицах входят представители местных испол­нительных органов: акимы областей, районов, городов, аулов, сел, посел­ков.

Акимы областей, городов республиканского значения и столицы на­значаются на должность и освобождаются от должности Президентом Рес­публики по представлению Премьер-министра.

Акимы иных административно-территориальных единиц назначают­ся и освобождаются вышестоящими по отношению к ним акимами.

Акимы являются представителями Президента и Правительства. Президент Республики вправе по своему усмотрению освобождать от должности акимов. Полномочия акимов областей, городов республикан­ского значения и столицы прекращаются при вступлении в должность вновь избранного Президента Республики.

Областные, районные, городские маслихаты вправе тайным голосо­ванием большинством в две трети от общего числа депутатов выразить не­доверие руководителю органа местной администрации и поставить вопрос о его освобождении от должности перед акимом соответствующей адми­нистрации, который принимает по данному вопросу мотивированное ре­шение и извещает о нем соответствующий маслихат.

Организационное, правовое и материально-техническое обеспечение деятельности местной администрации осуществляет подчиняющийся аки­му аппарат.

Структура служебного аппарата зависит от объема и характера задач соответствующей местной администрации.

Управленческими органами местного исполнительного органа явля­ются отделы и управления Они ведут работу но исполнению решений со­ответствующих маслихатов, акимов местной администрации, вышестоя­щих государственных органов в отраслях и сферах управления. Отделы и управления осуществляют управление подчиненными соответствующим акимам местной администрации учреждениями, организациями, предпри­ятиями соответствующих отраслей, ведут распорядительную деятельность в пределах своей компетенции. Большинство полномочий отделов и управлений направлено на реализацию компетенции акимов. Вместе с тем отделы и управления, будучи разновидностью местных органов госу­дарственного управления, входят в систему соответствующих мини­стерств, государственных комитетов и ведомств республики (хотя их орга­нами и не являются).

Вышестоящие органы государственного управления должны осуще­ствлять в отношении отделов и управлений прежде всего организационно-методическое руководство, обеспечивать соответствие их деятельности общим направлениям и требованиям развития отрасли. Некоторые вопро­сы организации и деятельности отделов, управлений решаются акимом ме­стной администрации по согласованию с вышестоящими органами управ­ления (например, при утверждении руководителей отделов и управлений внутренних дел вопрос согласуется с руководством соответствующих ор­ганов внутренних дел и Министерством внутренних дел Республики Ка­захстан).

Для рассмотрения основных вопросов деятельности местного испол­нительного органа при акиме создается консультативно-совещательный орган — коллегия. Ее состав утверждается акимом. Решения коллегии проводятся в жизнь актами акима.

Для выполнения возложенных задач местные исполнительные орга­ны наделены широкой компетенцией. Правовые основы компетенции ме­стных исполнительных органов закреплены в Конституции Республики Казахстан.

К ведению местных исполнительных органов Конституция отно­сит:

- разработка планов, экономических и социальных программ развития территории, местного бюджета и обеспечение их исполнения;

- управление коммунальной собственностью;

- назначение на должность и освобождение от должности ру­ководителей местных исполнительных органов. Решение иных во­просов, связанных с организацией работы местных исполнительных органов;

- осуществление в интересах местного государственного управления иных полномочий, возлагаемых на местные исполнительные органы законодательством.

Законодательство более детально регламентирует полномочия мест­ного исполнительного органа. Полномочия местного исполнительного ор­гана делятся на несколько групп.

Первая группа. Полномочия по защите прав и свобод граждан, обеспечению законности и правопорядка.

Местный исполнительный орган в данной сфере:

- обеспечивает исполнение гражданами и организациями Конституции Республики Казахстан, законодательных актов, нормативных правовых актов Президента и Правительства Республики Казахстан, центральных и местных государственных органов;

- принимает меры по защите прав и свобод граждан, обеспечению обще­ственного порядка, в том числе при проведении собраний, митингов, ше­ствий, демонстраций и пикетов граждан;

- организует работу по разъяснению законодательства и оказанию юри­дической помощи населению;

- содействует материально-техническому обеспечению работы судов, судебно-экспортных и исправительно-трудовых учреждений;

- осуществляет контроль за обеспечением противопожарной безопасно­сти и безопасности на водах;

- в случае чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера принимает предусмотренные законодательством меры по спасению жизни людей, защите их здоровья и прав, сохранению материальных ценностей, обеспечению законности и правопорядка;

- обеспечивает исполнение законодательства о всеобщей воинской обя­занности;

- осуществляет иные полномочия, возложенные на него за­конодательством Республики Казахстан.

Вторая группа. Полномочия местного исполнительного органа в экономической сфере.

Местный исполнительный орган:

- разрабатывает проекты планов, экономических и социальных про­грамм развития территории и обеспечивает их исполнение;

- разрабатывает проект местного бюджета и обеспечивает его исполне­ние;

- утверждает генеральный план застройки населенных пунктов и вы­ступает заказчиком по строительству объектов коммунальной собственно­сти и социально-культурного назначения, дает разрешение на строительст­во коммунальных сетей и сооружений;

- создает благоприятные условия для развития предпринимательства;

- обеспечивает формирование социальной, инженерной, транспортной, информационной инфраструктуры населенных пунктов с учетом интере­сов населения административно-территориальной единицы;

- осуществляет контроль за охраной и рациональным использованием земли и других природных ресурсов, организует экологическую эксперти­зу, строительство и реконструкцию природоохранных объектов;

- содействует эксплуатации и содержанию коммунального жилищного фонда, дорог, улиц, других объектов инфраструктуры и систем жизнеобес­печения населения;

- распределяет жилищный фонд, находящийся в его ведении, осущест­вляет учет граждан, нуждающихся в жилье, решает вопросы использова­ния нежилых помещений, аренды зданий и сооружений, находящихся в коммунальной собственности;

- размещает заказы по развитию систем электрификации, га­зоснабжения, водоснабжения населенных пунктов;

Третья группа. Полномочия местного исполнительного органа и социально-культурной сфере.

Местный исполнительный орган:

- осуществляет управление государственными учреждениями образо­вания, здравоохранения, культуры и спорта, содействует укреплению их материально-технической базы;

- в пределах и в порядке, установленных законодательством Республи­ки Казахстан, решает вопросы социально-культурного, медицинского, тор­гового, бытового и иного обслуживания населения;

- обеспечивает учет и регулирует распределение трудовых ресурсов, решает вопросы трудоустройства;

- принимает меры по развитию обязательного медицинского страхова­ния, заключает договоры об обязательном медицинском страховании для неработающего населения;

- решает вопросы социальной защиты населения, охраны материнства и детства, оказывает адресную помощь социально уязвимым слоям населе­ния;

- содействует сохранению и развитию исторических, национальных и культурных традиций и обычаев населения, организует работу но сохране­нию исторического и культурного наследия, кладбищ и иных мест захоро­нения;

- вносит предложения об объявлении находящихся на соответствующей территории природных и иных объектов, представляющих экологическую, историческую, культурную или иную научную ценность, охраняемыми памятниками природы, истории и культуры;

В законодательстве закреплены полномочия акимов областной, рай­онной и городской администрации.

В компетенцию акимов областей, городов республиканского значения, столицы, районов (городов) входит:

- представление на утверждение маслихата планов, экономических и социальных программ развития территорий, обеспечение их исполнения;

- представление на утверждение маслихата местного бюджета, обеспе­чение его исполнения;

- подготовка заключений по проектам решений маслихатов, предусмат­ривающих сокращение местных бюджетных доходов или увеличение ме­стных бюджетных расходов;

- представление на утверждение маслихатов схем управления админи­стративно-территориальными единицами;

- создание, реорганизация и ликвидация организаций (их филиалов и представительств), находящихся в коммунальной собственности, назначе­ние на должность и освобождение от должности их руководителей;

- предоставление земельных участков, их изъятие (выкуп) для государ­ственных надобностей, решение иных вопросов в соответствии с земель­ным законодательством;

- решение вопросов разработки местных месторождений общераспро­страненных полезных ископаемых и иных вопросов в соответствии с зако­нодательством о недрах и недропользовании;

- выпуск по решению соответствующего маслихата займов, облигаций, лотерей в порядке, установленном законодательством Республики Казах­стан;

- выдача лицензий в соответствии с законодательством Республики Ка­захстан;

- подписание договоров, юридических и банковских документов, реше­ние иных вопросов, связанных с организацией работы местных исполнительных органов;

- внесение представления Президенту Республики Казахстан о награж­дении государственными наградами, присвоении почетных и иных званий лицам в установленном законодательством Республики Казахстан порядке;

- назначение на должность и освобождение от должности заместителей Акима, руководителей управлений и отделов аппарата, руководителей са­мостоятельных исполнительных органов но согласованию с руководите­лем центрального государственного органа в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Казахстан;

- содействие территориальным органам центральных государственных органов в осуществлении их полномочий;

- в необходимых случаях назначение представителя Акима в населен­ных пунктах соответствующей административно-территориальной едини­цы;

- внесение предложений в местный представительный орган об образо­вании и составе специальных комиссий.

К компетенции Акимов областей, городов республиканского значения, столицы, районов (городов) могут быть отнесены иные вопросы в пределах полномочий, возлагаемых на местные исполнительные органы законода­тельством Республики Казахстан.

В компетенцию акимов иных административно-территори­альных единиц входит:

- внесение на рассмотрение соответствующего Акима сметы доходов и расходов, обеспечение ее исполнения;

- осуществление управления коммунальной собственностью в пределах, установленных законодательством;

- назначение на должность и освобождение от должности заместителей акимов, руководителей структурных подразделений аппарата;

- содействие территориальным органам центральных государственных органов, судам в осуществлении их полномочий;

- содействие своевременному поступлению налогов, сборов и иных обя­зательных платежей в республиканский и местный бюджеты;

- организация совершения нотариальных действий государственными но­тариусами и регистрации актов гражданского состояния в порядке, ус­тановленном законодательством Республики Казахстан;

- организация первичного учета военнообязанных и призывников;

- подписание договоров, юридических и банковских документов, реше­ние иных вопросов, связанных с организацией работы местных испол­нительных органов.

- К компетенции акимов иных административно-территориальных еди­ниц могут быть отнесены другие вопросы в пределах полномочий, воз­лагаемых на местные исполнительные органы законодательством Рес­публики Казахстан.

Акты местной администрации. Акиматы издают постановления. Акимы - решения нормативно-правового характера и распоряжения по во­просам административного характера. Руководители органов местной ад­министрации в пределах своей компетенции издают приказы.

Акты местной администрации не должны противоречить Консти­туции и законодательству Республики Казахстан. Акты местной администрации могут быть отменены вышестоящим исполнительным органом, Пре­зидентом, Правительством Республики Казахстан или в судебном порядке; приостановлены соответствующим прокурором

Акты акима, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан, подлежат официальному опубликованию и государственной ре­гистрации территориальными органами Министерства юстиции.

Акты главы администрации, принятые в пределах его компетен­ции, обязательны к исполнению на соответствующей территории всеми предприятиями, организациями, учреждениями независимо от форм собст­венности, должностными лицами и гражданами.

Местные представительные органы

ный закон «О выборах в Республике Казахстан» от 28 сентября 1995 г. и другие нормативные акты.

Представительным органом населения на территории области, рай­она, города (кроме города районного подчинения и района в городе) явля­ется маслихат. Маслихаты выражают волю населения соответствующих административно-территориальных единиц и с учетом общегосударствен­ных интересов определяют меры, необходимые для ее реализации, контро­лируют их осуществление.

Маслихаты избираются населением на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на четыре года. Депутатом маслихата может быть избран гражданин Республики Ка­захстан, достигший 20-ти лет. Гражданин республики может быть депута­том только одного маслихата.

Аппарат маслихата обычно состоит из секретаря, председателя реви­зионной комиссии, организационного отдела, советников (консультантов), консультанта-организатора, референтов.

Секретарь маслихата является должностным лицом, работающим в маслихате на постоянной основе и ему подотчетным. Он избирается из числа депутатов и освобождается от должности маслихатом на сессии. По­рядок внесения предложений об избрании секретаря маслихата и освобож­дения его от должности определяется регламентом маслихата. Доброволь­ное сложение секретарем своих полномочий может быть осуществлено по его заявлению. В случае непринятия маслихатом отставки секретарь впра­ве сложить свои полномочия по истечении двух месяцев после подачи за­явления. При отсутствии секретаря маслихата его полномочия по распоря­жению председателя сессии маслихата временно осуществляются предсе­дателем одной из постоянных комиссий данного маслихата.

- организует подготовку сессии маслихата;

- оказывает содействие депутатам маслихата в осуществлении ими своих полномочий, организует обеспечение их необходимой инфор­мацией, рассматривает вопросы, связанные с освобождением депута­тов от выполнения служебных обязанностей для участия в работе маслихата;

- контролирует рассмотрение запросов депутатов руководителями структурных подразделений местной администрации;

- возглавляет аппарат маслихата, руководит его деятельностью, назна­чает на должность и освобождает от должности его служащих;

- регулярно представляет в маслихат и председателю его сессии ин­формацию об обращениях избирателей и о принятых по ним мерам;

- организует взаимодействие маслихата с органами местного само­управления;

- выполняет по решению маслихата либо поручениям председателя его сессии иные функции.

Важная роль в организации и деятельности маслихата принадлежит ревизионной комиссии. Ревизионная комиссия избирается на срок полно­мочий маслихата для контроля за исполнением местного бюджета. В со­став ревизионной комиссии могут включаться лица, не являющиеся депу­татами маслихата. Ревизии могут проводиться по решению маслихата,

принимаемому по предложению акима, ревизионной комиссии, не менее одной трети от общего числа депутатов маслихата. Права и обязанности, порядок работы ревизионной комиссии определяются регламентом масли-хата.

К ведению маслихатов относится:

- утверждение планов, экономических и социальных программ разви­тия территории, местного бюджета и отчетов об их исполнении;

- решение отнесенных к их ведению вопросов местного ад­министративно-территориального устройства;

- рассмотрение отчетов руководителей местных исполнительных орга­нов по вопросам, отнесенным законом к компетенции маслихатов;

- образование постоянных комиссий и иных рабочих органов маслиха-тов, заслушивание отчетов об их деятельности, решение иных вопро­сов, связанных с организацией работы маслихата;

- утверждение по представлению акима схемы управления ад­министративно-территориальной единицей;

- утверждение правил, за нарушение которых законодательством уста­новлена административная ответственность;

- участие в распределении средств, выделяемых для финансирования республиканских программ и иных мероприятий, осуществление контроля за их расходованием;

- принятие решений о выпуске, условиях, размещении и реализации лотерей, а также о заимствовании средств у вышестоящего бюджета или банков второго уровня в виде договоров займа для покрытия временного кассового разрыва в пределах финансового года и только при наличии в соответствующем бюджете средств, предназначенных на погашение основной суммы займа и вознаграждения (интереса) по нему;

- внесение представлений об утверждении схемы районной планиров­ки области, проекта генерального плана застройки областного центра, городов республиканского значения и столицы в Правительство Рес­публики Казахстан, утверждение генеральных планов застройки на­селенных пунктов;

- образование и утверждение по представлению местного ис­полнительного органа состава административной, наблюдательной комиссий, комиссий по делам несовершеннолетних, по охране па­мятников истории и культуры и других специальных комиссий;

- осуществление в соответствии с законодательством республики иных полномочий по обеспечению прав и законных интересов граждан. Маслихаты вправе принимать обязательные правила, за на­рушение которых предусматривается административная ответственность. Это правила:

- застройки территории населенных пунктов;

- охраны и содержание земель, лесов, водных ресурсов, уникальных объектов природы, а также памятников истории и культуры;

- торговли в общественных местах;

- общественного порядка, пожарной и дорожной безопасности, безо­пасности на водах;

- меры по предотвращению эпидемий и эпизоотий;

- охраны инженерных коммуникаций;

- санитарной очистки территорий;

- использования рекламы, вывесок, объявлений и других информаци­онных материалов;

- пользованием общественным транспортом;

- благоустройство территории, содержание и защита зеленых насажде­ний;

- содержания домашних животных;

- общественного порядка в условиях стихийных бедствий или других чрезвычайных условиях, мероприятия по предупреждению и ликви­дации их последствий;

Установленные маслихатом правила не должны противоречить зако­нодательству республики Казахстан и подлежат официальному опублико­ванию.

Местное самоуправление

Местное самоуправление - это способ организации и осуществле­ния власти на местах, который обеспечивает самостоятельное решение гражданами вопросов местного значения.

Местное самоуправление осуществляется населением непосредст­венно, а также через выборные и другие органы местного самоуправления, которые создаются в сельских и городских сообществах граждан. Мест­ные сообщества представляют собой объединения граждан, компактно проживающих в пределах территории села, поселка, улиц, кварталов горо­да.

Выборным органом местного самоуправления является кенес (совет) соответствующего сельского или городского местного сообщества. Выбо­ры в кенес местного самоуправления производятся в порядке, установлен­ном законодательством о выборах в Республике Казахстан. Торага (пред­седатель местного самоуправления) избирается кенесом из числа его чле­нов. Порядок организации и деятельности органов местного самоуправле­ния определяется самими гражданами в Уставе в пределах, установленных законами Республики Казахстан.

Законом гарантируется самостоятельность органов местного само­управления в пределах их полномочий. Государственные органы не вправе вмешиваться в деятельность органов местного самоуправления, за исклю­чением случаев, предусмотренных законодательством Республики Ка­захстан.

Местные представительные и исполнительные органы должны ока­зывать содействие органам местного самоуправления в осуществлении их компетенции.

Органы местного самоуправления наделены широкими пол­номочиями.

Ведению местного самоуправления подлежат:

- принятие и изменение Устава местного сообщества;

- организация работ по содержанию и благоустройству мест общего пользования (парков, скверов, бульваров, пляжей, водоемов, зон отдыха и иных объектов);

- организация благоустройства и озеленения соответствующей террито­рии;

- осуществление контроля за тепло -, электро -, газо -, водоснабжением населения организациями;

- поддержка и оказание содействия в развитии учреждений дошкольного, среднего и профессионального образования, учреждений социально-культурной сферы;

- содействие в организации транспортного обслуживания населения;

- защита и помощь социально уязвимым гражданам, проживающим на территории сообщества;

- содействие развитию предпринимательства на территории местного со­общества;

- содействие поддержанию общественного порядка на территории мест­ного сообщества;

- организация оказания юридической помощи гражданам, проживающим на территории местного сообщества.

- Местное сообщество вправе принимать к своему ведению иные вопро­сы, касающиеся жизнедеятельности местного сообщества, не отнесен­ные законодательством к компетенции местных представительных и исполнительных государственных органов.

Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции принимают решения, которые являются обязательными для исполнения гражданами, проживающими на данной территории.

Решения органов местного самоуправления могут быть отменены самими органами местною самоуправления либо в судебном порядке. Ре­шения органов местного самоуправления, принятые но вопросам, выходя­щим за пределы их полномочий, могут быть отменены акимом соответст­вующей административно-территориальной единицы.

Выборный орган местного самоуправления наделен определенными

полномочиями. Выборный орган местного самоуправления (кенес):

- принимает и изменяет Устав местного сообщества;

- рассматривает отчеты председателя местного самоуправления (торага) об использовании имущества местного сообщества;

- даст согласие па создание председателем местного самоуправления коммерческих организаций;

- утверждает схему управления местным сообществом;

- принимает решения о ликвидации или реорганизации местного сообще­ства.

Местное сообщество принимает Устав, который содержит:

- общие положения: цели, правовые основы, описание границ террито­рии, состав сообщества;

- предметы ведения местного сообщества;

- порядок образования, структуру и формы деятельности, основания и порядок реорганизации и ликвидации выборных и иных органов мест­ного самоуправления;

- полномочия и сроки деятельности органов, нрава и обязанности их чле­нов и должностных лиц;

- характеристику экономической основы местного сообщества;

- характеристику финансовой основы местного сообщества;

- порядок внесения изменений и дополнений в Устав местного сообщест­ва;

- иные вопросы организации и деятельности местного сообщества.

Типовой Устав местного сообщества утверждается Правительством Республики Казахстан.

Министерства и комитеты Республики Казахстан Версия для печати


Министерства являются центральными исполнительными органами Республики Казахстан, осуществляющими руководство соответствующей отраслью государственного управления. Правовой статус министерств закреплен в различных законах, регулирующих те или иные сферы деятельности, в подзаконных актах. Министерства образуются, реорганизуются и упраздняются Президентом РК. Министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом. Заместители министров назначаются, как правило, Правительством по представлению Премьер-Министра. Кроме того, в министерствах образуются коллегии как консультативные, координационные и совещательные подразделения, которые могут принимать решения, проводимые в жизнь приказами министра. В структуре министерства образуются департаменты, управления, комитеты, которые осуществляют непосредственное управление порученными сферами деятельности министерства. Министерства, как правило, имеют территориальные подразделения, которые находятся в двойном подчинении: соответствующему министерству по вертикали и местной администрации - по горизонтали (например, отделы образования, финансовые отделы и др.).

Министерства несут ответственность за состояние и дальнейшее развитие порученных им отраслей управления, научно-технический прогресс, наиболее полное удовлетворение потребностей государства во всех видах продукции этих отраслей. Министерства осуществляют руководство порученными отраслями, они полномочны решать все вопросы в пределах предоставленных им прав, призваны в своей деятельности осуществлять контакты и деловое сотрудничество с другими министерствами и ведомствами в разработке и решении межотраслевых вопросов. Министерства в пределах своей компетенции издают акты на основе и во исполнение законов и иных решений вышестоящих органов государственной власти и управления, указов Президента. Акты министерств издаются в форме приказов, инструкций, указаний.

Читайте также: