Интересные места в лукояновском районе

Обновлено: 19.05.2024

Лукояновский район расположен на востоке Нижегородской области. На юге и юго-востоке Лукояновский район примыкает к Большеболдинскому и Починковскому районам; на севере и северо-востоке граничит с Гагинским районом и на западе - с Шатковским и Первомайским. Район насчитывает 18 муниципальных образований: 2 городских поселения и 16 сельских поселений. В их состав входит город Лукоянов, рабочий поселок имени Степана Разина, 40 сел, 17 деревень и 14 поселков. Административный центр района город Лукоянов.

В районе проживает 33,34 тыс. чел. Площадь района — 190 тыс. га.

Время заселения территории современного Лукояновского района относится к концу неолита и началу ранней бронзы (примерно 5 тысяч лет назад). В 1 тысячелетии н.э. всю территорию междуречья Оки, Волги, Суры и Мокши заселяли мордовские племена. До второй половины ХVI века территория района была заселена очень слабо. Это объясняется тем, что Нижегородское Поволжье с XII века в течение более 400 лет являлось пограничной областью сначала русских княжеств, а затем централизованного Русского государства.

Оно было ареной многочисленных кровопролитных войн сначала с Волжской Булгарией, а затем с полчищами Золотой Орды, с Казанским ханством, ногайскими кочевниками и другими захватчиками.

Войны разоряли и истребляли местное население, и оно вынуждено было уходить в более безопасные места - лесные дебри.

Сюда различными льготами привлекались служилые люди; сюда также, спасаясь от помещичьего гнета, самостоятельно переселялись беглые крестьяне. Одновременно с этим царское правительство приступило к широкой раздаче местных земель и угодий русской, татарской и мордовской знати, участвовавшей в казанских походах Ивана Грозного. Началась колонизация края русскими переселенцами.

В XVI веке в писцовых книгах говорится о Ивашке Лукоянове, который поселился в верховьях Теши и поставил мельницу. Он и положил начало деревушке Лукояновой.

В 1779 году село Лукояново вместе с рядом сел Нижегородской губернии было преобразовано в город.

В Лукояновском уезде существовали кустарные промыслы. Каждое село в уезде имело свою хозяйственную «специализацию», свои традиции, секреты. В условиях натурального хозяйства села обменивались изделиями своих промыслов, что стимулировало развитие товарно-денежных отношений.

В XVII – XVIII веках Лукояновский уезд по указу императорского двора активно поставлял в Санкт-Петербург поташ. Поташ получали при пережигании дубовых и ольховых (еловых) дров. Как химикат он употреблялся при производстве стекла, мыла, красок, пороха и других изделий. Правительство всеми мерами поощряло добычу поташа и смольчуга, которые были одной из важнейших статей вывоза в Англию и Голландию и получения государственного дохода.

В ноябре и декабре 1917 года лукояновские коммунисты совместно с революционными рабочими и крестьянами уезда развернули активную работу по установлению Советской власти на местах. Война 1918 года сильно подорвала экономику Лукояновского уезда.

Многие предприятия во время войны переключились на выпуск военной продукции. Швейная промартель «Салмокс» поставляла на фронт тысячи комплектов зимнего и летнего обмундирования – фуфайки, гимнастерки, брюки, белье. Здешним швейникам было поручено изготовление первых армейских погон. В артели «Красный текстильщик» производилась маскировочная сетка, а в «Кустаре» – металлическая заградительная сетка против подводных лодок. Разинские леспромхоз и лесхоз выпускали материалы для авиационной промышленности и делали заготовки для прикладов к автоматам и другим видам оружия, стеклозавод освоил выпуск специальных бутылок для горючей смеси.

В настоящее время Лукояновский район является одним из крупнейших сельскохозяйственных районов юга Нижегородской области. На территории района находятся 53 предприятия, занятых производством сельскохозяйственной продукции, из них 28 фермерских хозяйств; а также 7 крупных и средних предприятий промышленности следующих отраслей: машиностроение, стекольная, легкая, пищевая.

По природным особенностям Лукояновский район можно разделить на две части: северную, более равнинную и более степную (к северу от линии железной дороги Поя – Лукоянов – Николай Дар), и южную, более холмистую и более лесную (к югу от этой линии). Поверхность территории района представляет собой холмистую равнину, имеющую волнистый характер, хорошо расчлененную речками, оврагами, долами и логами, приподнятую от 150 до 238 метров над уровнем моря.

Климат в этих местах типичный умеренно-континентальный - с холодной продолжительной зимой и теплым сравнительно коротким летом. Средняя годовая температура воздуха составляет +2,9 оС. Абсолютный минимум температур января - 42 оС, абсолютный максимум июля +37оС. Средняя температура января -11о С, июля +18,6 оС. За год в г. Лукоянове выпадает около 400 мм осадков, из них 30% приходится на осадки в холодный период. В районе преобладают западные и юго-западные ветры.

Район приближен к железнодорожной линии Нижний Новгород - Пенза на участке.

По территории района протекают следующие реки: Вышовка, Сухая Чеварда, Мокрая Чеварда, Санка, Пандус (Пандуга), Панзелка, Ирса, Сухая Ирса, Печка, Арзинка, Мадаевка, Ковач и ручей Меньшовка, относящиеся к водоразделу реки Алатырь;

Уркат и Кутукс - водораздела реки Мокша;

Хвощевка, Ломовка, Патерга, Пойка, Нарзимка (Хоруимка) и Пша (Потьма) - водораздел реки Теша;

Арька, Ежать, Пекшать, Чека, Воржа (Оржа), Шнара, Черезь, Кочкоемка, Аратка, Пеля, Пила, Азалка, Печенейка, Колмонейка, Сосновка - водораздел реки Пьяна.

Большинство рек, протекающих в Лукояновском районе, небольшие, поэтому население для хозяйственных нужд вынуждено было создавать пруды. В настоящее время их в районе 122.

Из достопримечательностей района вблизи Лукоянова – памятник природы областного значения:

роща Магницкого (площадь 802 га). Роща была заложена в 1953-1956 годах лукояновцами-энтузиастами под руководством Александра Феоктистовича Магницкого.

Большая Аря - село в Лукояновском районе, в котором располагались усадьбы Ульянинова и Елагина (в комплекс входит парк). Усадьба Елагина до недавнего времени использовалась как Большеарский санаторий. Сохранился парк с прудом.

Большое Мамлеево – Памятник градостроительства и архитектуры – Казанская церковь. Датировка объекта – 1870 год.

Большое Маресьево – Памятник градостроительства и архитектуры – Никольская церковь. Датировка объекта – 1783 год.

Кельдюшево – Памятник градостроительства и архитектуры – Покровская церковь. Датировка объекта – 1903 год.

Кудеярово – Памятник градостроительства и архитектуры – церковь. Датировка объекта – XIX век. Памятник истории – могила Деманова Георгия Георгиевича (1915-1974 гг.), Героя Советского Союза.

Неверово – Памятник градостроительства и архитектуры – Троицкая церковь. Датировка объекта – 1785 год.

Нехорошево – Памятник градостроительства и архитектуры – Макарьево-Унженская церковь. Датировка объекта – 1861 год.

Панзелка – В Панзелском лесничестве есть интересные объекты: бывший барский дом (GPS-координаты объекта: N54.858478 E44.344062), Панзелский пруд, а также Разинский камень, с которым связана легенда о зарытых под ним сокровищах Степана Разина (GPS-координаты объекта: N54.851778 E44.336022).

Перемчалки – Памятник археологии федерального значения: Мордовский могильник (могильник Перемчалкинский) (конец IX – начало X вв.).

Саврасово – Памятник градостроительства и архитектуры – Троицкая церковь. Датировка объекта – 1869 год.

Ульяново – Памятник градостроительства и архитектуры – Троицкая церковь. Датировка объекта – начало XX века (храм построен после 1904 года).

Шандрово – Памятник истории – могила Немцева Семена Семеновича (1914-1975 гг.), Героя Советского Союза.

Языческие святыни Лукоянова

Языческие святыни Лукоянова — описание, история, отзывы туристов, расположение на карте, фото и видео — достопримечательности Лукоянова.

средняя оценка пользователей

+ В путеводитель Я был здесь?

Языческие святыни Лукоянова появились давно, задолго до того, как на эти территории пришли русские крестьяне. С древности здесь жил мордовский народ эрзян – язычников. Они не строили церквей и считали священной природу вокруг них. Для ритуалов жрецы использовали особые места в рощах и лесах, а также вблизи источников воды. Большое значение для эрзянской культуры имеют две святыни - «Кшекуравай» и «Луганькужо», объявленные памятниками культуры.

Языческая святыня Лукоянова «Кшекуравай» с эрзянского переводится как «хлебная горбушка». Это холм, который ложен из родовой земли, которую привозили сюда из эрзянских общи и складывали в виде хлебного каравая. Здесь до сих пор проходят собрания жрецов, во время которого на кургане устанавливается огромная восковая свеча, символизирующая ось мира. В 25 км. от Кшекуравая расположена роща Луганькужо. Здесь есть священный валун - Алтарный камень предков, использовавшийся для молитв. Недалеко отсюда расположен Священный источник и памятник эрзянской культуры «Лукаш».

Интересные места в лукояновском районе

вернуться к странице

Лукояновский краеведческий музей (на снимке) по праву считается жемчужиной нашего города. Символично, что он располагается в здании с богатой историей. Этот старинный деревянный особняк когда-то принадлежал Лавровым-Блохиным — удивительно порядочным и добрым людям, неравнодушным к бедам и радостям других.

В последние годы в обществе все отчетливее проявляются интерес к изучению прошлого, стремление к восстановлению когда-то утраченного. На этом фоне наш музей выступает одним из центров поисковой и исследовательской деятельности, хранилищем богатого наследия малой родины. Отрадно признавать, что краеведы в своей работе находят поддержку со стороны властей района и города, жителей и уроженцев этих мест.

Так, в юбилейный для нашего края год рядом с музеем была восстановлена Аллея Славы, увековечившая память о героях-лукояновцах. Тем самым выполнен патриотический долг сегодняшних поколений перед выдающимися земляками.

Кроме того, был решен вопрос с ремонтом самого здания и благоустройством прилегающей территории. Теперь обновленный музей радует посетителей и просто прохожих своим образцовым состоянием. Особую благодарность коллектив музея выражает нашему земляку, индивидуальному предпринимателю Александру Георгиевичу Базанову, который в очередной раз отозвался на просьбу помочь с приобретением фасадной краски.

dmfff


Четыре года назад впервые поехал в незнакомый город не по делу, а просто посмотреть, что он из себя представляет. Давно хотел написать эту заметку, но много раз откладывал, и вот теперь хочу рассказать о поездке в маленький город на юге нижегородской области - Лукоянов.

Об этом городе не очень много известно. Село Лукояново возникло во времена Ивана Грозного возле водяной мельницы на речке Теша,которой владел некто Ивашка Лукоянов. Во времена Екатерины Второй село преобразовали в уездный город. До революции в городе жители занимались в основном ремеслами и торговлей, каких-то предприятий промышленных там не было (забегая вперед, скажу, что и в эту поездку их не заметил , хотя , может быть плохо смотрел. И чем живут большинство жителей города - для меня загадка до сих пор). В начале 20 века вблизи города прошла железная дорога. В истории город ничем особенным не отметился, разве что здесь бывал Степан Разин и есть легенда, что под огромным камнем в лесу зарыт его клад. Еще известно, что в городе и нескольких окрестных селах живет много эрзян, и один раз в городе даже проходил крупный съезд представителей этого народа.

Эта поездка состоялась в марте 2010 года. Не раз, открывая атлас, смотрел в него и гадал, что же там есть в этом городе - Лукоянове. И вот в один прекрасный день собрался, и путь начался с автостанции у вокзала Арзамас-2. На вокзале посмотрел расписание, в котором был пригородный поезд до станции Ужовка, а он как раз проходил через Лукоянов. Но этот поезд уже час как уехал, и пришлось искать другой способ добраться до места. К счастью, подъехал автобус Нижний Новгород - Кемля, на который и был взят билет. Сидячие места в "Пазике" были заняты, и часть дороги пришлось ехать стоя. "Пазик" поехал не через Арзамас, а в обход его, выехал на востоке от города на трассу, и повернул на юг. Дорога прошла мимо окрестных деревень, пересекла реку Тешу, и скоро приблизилась к железнодорожной линии, той самой, которая ведет и в Лукоянов. Дальше путь шел через заснеженные поля и луга, возле станции Пешелань пересекли узкоколейку, которая ведет к гипсовой шахте (тогда её видел мельком, и не запомнил). Когда дорога подходила близко к линии, заметил поезд , состоящий из маневрового тепловоза и какого-то пассажирского вагона,но толком его не рассмотрел. Небольшая остановка на автостанции в районном центре Шатки, и снова путь продолжился. После Шатков дорога нырнула в сосновый лес, и там пересекла реку Эльтма. Лес закончился, но местность стала меняться, справа появился пологий склон, и вдалеке на нем заметил церковь с колокольней. Скоро слева появились довольно высокие холмы. Но вот автобус въехал в черту Лукоянова, и высаживаюсь на маленькой автостанции недалеко от края города.

luk01


Огляделся, перешел через дорогу, и сразу же заметил несколько в глубине изящный кирпичный вокзал. Этот вокзал очень похож на вокзал станции Арзамас-1, и отличается от него только надстройкой (недавно прочитал, что изначально они были одинаковые, а надстройка появилась позже и в ней разместили радио- и телеграфный узел). На вокзале узнаю, что обратный поезд из Ужовки будет в удобное время, и решаю вернуться в Арзамас на нем. Ну а пока решил осмотреть станцию, и забираюсь на пешеходный мост. На станции было шесть или семь путей, рядом сохранилась водонапорная башня и еще какие-то строения. Но на мосту появился какой-то человек (видимо, железнодорожник) и обратил внимание на чехол с фотоаппаратом. Решаю на всякий случай ничего не фотографировать здесь, и возвращаюсь к автостанции. Возле неё заметил нескольких таксистов (интересно,ведь кто-то пользуется их услугами в этом совсем небогатом городке). Скоро подъехал старый проржавевший "Пазик", каких надо еще поискать в Томске, и на нем отправился в центр города. Сначала ехали по улице, которая продолжает трассу, проехали по небольшому мосту, и после поворота налево начался медленный подъем в гору. Большая часть Лукоянова находится на одном из холмов из той гряды, которую видел перед въездом в город.

luk02

luk03


Выхожу на остановке возле центральной площади Мира. Тут , в старинном деревянном доме с красивой пропильной резьбой (дом Блохина, но кем был владелец дома - не выяснил [ обновлено: в этом доме жил земский врач, из семьи которого вышел известный хирург и онколог Н.Н. Блохин ] ) разместился краеведческий музей.

luk04


Чуть дальше разместился дом культуры.

luk05


На другой стороне улицы стоит явно дореволюционное здание. Скорее всего, в нем размещается педагогический колледж.

luk06


"Сетевой" магазин провинциальной торговой сети, каких много в нижегородской области. Был там и книжный магазин, куда хотел зайти посмотреть, нет ли там тома Дональда Кнута, но он оказался закрыт.

luk07


Где-то дальше была небольшая аккуратная церквушка.

luk08


А на другой стороне - памятник погибшим в Великой Отечественной войне.

luk09


Времени на осмотр города отвел мало, и решил потихоньку идти обратно к вокзалу. По пути заглянул на одну из улиц (кажется, улица Коммуны). Вот так выглядят почти все улицы этого городка.

luk10


Забавный
кот.

luk11


Это здание, стоящее поперек склона, было когда-то торговыми рядами.


А в этом невзрачном домишке 200 лет назад были номера при трактире Агеева, и в нем дважды останавливался Пушкин по пути в Болдино. Где-то недалеко есть и не очень похожий бюст поэта.

luk14


Речка Теша здесь еще совсем ручеек.

luk15


Вот так выглядит город с моста через Тешу.

luk16


Школа в старинном здании.

luk17


Чей-то аккуратный дом с неимоверным номером.

Так дошел до вокзала, и осталось немного подождать поезда. Одно из строений возле водонапорной башни при ближайшем рассмотрении оказалось старым веерным депо , давным давно закрытым и превращенным в сарай (полукольцевой формы). К сожалению, тогда не сделал фотографию этого сооружения. На другой стороне станции город заканчивался, и там расположилось крупное село Кудеярово. Сразу за станцией на перегоне в сторону разъезда Веселей начинается подъем, путь описывает большую S-образную кривую, на которую можно выйти, если пройти через Кудеярово. Будь достаточно времени, можно было подождать какого-нибудь поезда, и снять несколько кадров с его проходом. Эти кадры были бы особенно эффектны, поскольку по этой линии ходят тепловозы 2ТЭ10, а они, как известно любителям железных дорог, славятся дымовыделением. Но, к сожалению, этого времени не было.

luk18


Появился пригородный поезд, состоящий из маневрового тепловоза ЧМЭ3 и одного вагона. Это его видел, когда ехал в Лукоянов на автобусе. Вагон был почти пуст, и со мной зашли еще два или три человека. Поезд отправился в свой неторопливый путь. На этой линии нет остановочных платформ вне станций, и остановок было мало. Проехали Пою (прямо напротив станции вдали снова увидел церковь с колокольней), Шатки (где на водонапорной башне намерз странный синий лед), Пешелань, потом задремал и очнулся недалеко от Арзамаса-1. Следующая остановка - Арзамас-2, и путь закончен.

Достопримечательности Лукоянов

Рядом с Лукояновым находится старинное село Поя, основанное на месте другого поселения, раньше называвшегося Дмитровка.

Не так давно в состав города Лукоянова, расположенного в Нижегородской области, было включено старинное село Кудеярово. Местные крестьяне никогда не знали гнета помещиков.

До того, как на Лукояновские земли переселились русские крестьяне, здесь преобладал мордовский народ эрзян, исповедующий язычество. Они не возводили храмов, считая священной природу вокруг них.

Недалеко от Лукоянова располагается загадочный Разинский камень, который местные жители изредка называют Панзелским. Внешне камень представляет собой огромный валун, лишь немного выступающий над земной поверхностью.

В километрах от Лукоянова находится уникальный памятник природы «Роща Магницкого», имеющий областное значение. Роща, раскинувшаяся на правом берегу реки Теша на территории Лукояновского лесничества, прославилась далеко за пределами района.

Раньше в Лукоянове действовал женский монастырь, недавно отпраздновавший 155 лет со дня своего основания.

Издавна в Лукояновском уезде существовала разнообразная система кустарных промыслов. Каждое село Лукояновского уезда имело свою особую специализацию, что делало товары каждого села уникальными.

Помимо районного краеведческого музея в Лукояново также работает музей, полностью посвященный эрзянской культуре. На сегодняшний день музей, открывшийся в 1992 году в районном Доме Культуры, является единственным в мире музеем, посвященным истории и быту эрзянского народа.

Лукояновский народный краеведческий музей был основан в 1958 году благодаря инициативе преподавателей и студентов Лукояновского училища.

В XVI на месте будущего города появилась деревня, центром которой стала водяная мельница Ивашки Лукоянова. Отсюда и произошло название города Лукоянова.

Интересные места в лукояновском районе

Нет аккаунта? Зарегистрироваться

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Нет аккаунта? Зарегистрироваться

Города и веси России

Города и веси России




Первым делом заехали к дореволюционному вокзалу, расположенному на западе города. При вокзале - водонапорка, паровоз и немного старых домиков.





Пара минут на такси - и мы в исторической части города. Центральная магистраль называется улицей Пушкина - знаменитое Болдино находилось в Лукояновском уезде, Пушкин несколько раз бывал в городе.




Основная часть центра лежит выше ул. Пушкина, за рекой Тёшей.





Похоже, бывший (да и нынешний) торговый квартал.






Торговые ряды.






Мемориал. Это район городского парка и площади Мира.






Город для Нижегородской области довольно запущенный, это наглядно видно в сравнении с соседними Шатками и Первомайском. Может, потому, что тут нет крупных предприятий.



Впрочем, ДК есть, где разместиться.



Скульптура возле краеведческого музея и сам музей.





Исторических церквей в центре Лукоянова не осталось, есть только новодельная Покровская.




Возвращаемся на улицу Пушкина.



В Лукоянове не могло не быть памятнику поэту. Рядом - главный городской перекрёсток улиц Пушкина, Ленина и Чкалова, где и попрощаемся с городом.

Эрзянские святыни Нижегородской области

Рассказ о поездке выходного дня по Мордовским (Эрзянским) святилищам Лукояновского района Нижегородской области: Священной рощи Явлей, Лукаш, кургана Кшекуравай, а также посещении могилы Тани Савичевой, Кипячего источника, Серафимо-Понетаевского монастыря и усадьбы Карамзина.

Кто были коренные жители нижегородской земли до прихода славянских племен? Думаю, большинство нижегородцев ответит, что это мордва. А люди, которые разбираются в истории немного глубже, добавят, что тут с незапамятных времен жил народ "Эрзя" или "Эрзяне". В принципе, как сообщает энциклопедия, Эрзяне это и есть этническая группа мордвы, составляющая большую часть. Но есть исследователи, выделяющие эрзян в отдельный мордовский народ наряду с мокшанами. У эрзян есть свой язык - эрзя;нский, относящийся к финно-волжской подгруппе уральской семьи.

Как и мордва эрзяне были и частично остаются язычниками.

Эрзя не строили и не строят церквей или каких то других культовых сооружений. Для них весь мир - величественный божественный храм. Однако, для того что бы осуществлять общинные моления (т.н. Озксы) жрецами, по каким-то, только им видимым признакам, выбирается особое место - Место Силы. Места Силы в зависимости от функций различались на Озкскужо (т.е. открытый участок или поляна для молений), Репештя (роща или огороженный лесом участок), Ознумалей, (источник воды) и Март-Эрямопанд (т.е. центральное святилище, куда собираются несколько общин на ежегодные моления, маар, (курган), святые деревья, камни и т.д. В своих местах силы эрзяне приносят жертвы, поют песни и просто общаются. В Нижегородской области, наиболее компактно эрзяне проживают на территории Арзамасского и Лукояновского и других районов.

Мы уже были на некоторых из Мордовских (Эрзянских) священных мест: Эрзянская священная роща Касанихинское мольбище; Эрзянская священное урочище мольбище у деревни Инютино; Эрзянское священное урочище «Моляны» с древним мордовским святилищем – Грановым (Молянским) камнем.

На этот раз мы решили посетить Эрзянские святые места места в Лукояновском районе: Священная роща Явлей, Священная роща Лукаш (Лугакужо) на территории которой еще есть священный источник Лукаш и Алтатный камень предков, а также посетить священный Маар (курган) Кшекуравай.

В одни из выходных в середине августа 2013 г. мы рано утром, выехали из Нижнего Новгорода в сторону Лукояновского района.
Посетив по дороге мемориальный комплекс с могилой Ленинградской пионерки Тани Савичевой,
проехав Лукоянов, мы направились на разведку дороги к священной рощи Явлей.

Попытка побывать в священной роще Явлей удалась лишь отчасти. Согласно карте Яндекс между деревнями Чиргуши и Нехорошево через эту рощу проходит дорога, которой на самом деле ее нет!! Попасть в рощу Явлей со стороны Чиргуши даже пешком невозможно, придется преодолевать заболоченную речку Ежать. Со стороны деревень Пичингуши и Нехорошево есть полевые дороги, но после прошедших дождей искать их мы не решились, а если идти пешком, то по расстоянию это будет почти одинаково, как от этих деревень, так и от имеющейся асфальтовой дороги Лукоянов - Болдино, на участке Большая Аря - Большое Маресьево, недоезжая д. Елфимово. Была сделана попытка дойти до рощи Явлей с болдинской трассы.

Заброшенные черноземные поля, о которых можно судить по чернейшим муравьиным земляным кучам, сильно заросли березами и густой высокой травой. С большим трудом удалось приблизиться лишь на расстояние 2.5 км (пройдя от дороги всего около 700 м.) и удовольствоваться несколькими сделанными обзорными фотографиями, правда с такого расстояния роща Явлей просматривается довольно хорошо и полностью:

Для того, чтобы дойти до самой рощи, потребовалось бы еще много времени, которого у нас не было, ведь впереди еще предстояло побывать роще Лукаш и на кургане Кшекуравай.

Поиски священной рощи (Репештя) Лукаш (Лугакужо) не предоставил никаких трудностей. Стоило свернуть с дороги Лукоянов - Гагино у Пенькозавода на Новоселки, как почти сразу слева по дороге появился Этнопарк Эрзянь Мастор: очень красивые деревянные скульптуры,столы для отдыха,памятник предкам.

Там же находится и священный источник (ознумалей) Лукаш.

По имеющимся объявлениям на эрзянском языке понятно, что здесь часто проходят различные праздники, слеты с конкурсами песен и плясок.

Стоит еще немного проехать в сторону Новоселок, как справа на обочине появится табличка Лукаш (Лугакужо)Мы свернули от нее направо и добрались до середины леса(после дождей половину пути пришлось пройти пешком).
От таблички начинается тропа вглубь рощи к Алтарному камню предков.

Это небольшой валун, на котором, как считается, раньше приносили жертвы, рядом с ним имеется табличка и столик для подношений.

Действительно приносились ли на этом камне жертвы? Координаты камня составили: 55°05'08"N 44°44'74"E

Красивые деревянные скульптуры в этнопарке Эрзянь Мастор, святой источник Лукаш, довольно легко найденный алтарный камень предков- все очень понравилось. Чувствуется, что это были действительно древние святые места для живших здесь еще задолго до русских народов эрзя.

Осталось посетить последнее святое место Маар (курган) Кшекуравай.

Вернувшись к Лукоянову, мы направились в сторону деревни Березовка - бывшей огромной деревни, в которой совсем недавно отмечалось ее 300-летие. Но сейчас в ней живет не более 5-7 дворов. По имеющимся у нас координатам до кургана было всего около двух км, и мы, оставив машину на автобусной остановке, где кончается асфальт, пройдя по насыпи Березовского пруда, направились по раскисшей полевой дороге в сторону кургана. Свернув с дороги к лесу, мы пошли вдоль него.

К нашему удивлению по имеющимся у нас координатам 55°10'17"N 44°26'56"E мы нашли Озкскужо (т.е. открытый участок или поляна для молений).

Все говорило о том, что здесь было когда-то тоже Эрзянское мольбище. Но где же сам Курган Кшекуравай?

Пришлось еще раз вернуться в деревню с надеждой узнать дорогу у местных жителей. После двух плохо соображающих бабушек нам крупно повезло - нам попался местный житель Саша, только что вернувшийся из леса с полной корзиной лисичек.
Саша объяснил, что то, что мы нашли - действительно какое-то эрзянское мольбище, там еще есть заброшенный святой колодец (который мы не видели). Местные жители называют это место "Спорное" (возможно эта земля была когда-то спорной между соседним поселениями).

-Чтобы найти курган, продолжил Саша, надо было сразу, как мы подошли к лесу с востока через поле, не двигаться вдоль него, а зайти на север в лес по первой дороге, метров через 700 там должна быть старая просека, повернуть на нее налево, метров через 200 будет стоять идол: если встать к нему лицом, то курган будет слева метрах в 150.

Если бы не Саша, мы бы ни за что не нашли этого кургана, но даже имея довольно подробное описание дороги, с учетом того, что все дороги заросли и завалены, а просека практически не заметна, найти Кшекуравай было довольно сложно. Потратив около двух часов, налазившись по завалам и густому лесу, мы наконец натолкнулись на идола (вырезанного из дерева дедушку) с прибитой доской с названием кургана.

Найти сам курган было уже проще. От этого идола до кургана попались еще два указывающих дорогу идолов.

Вот, что пишется про этот курган на сайте мистических мест Нижегородской области:

Курган (т.е. маар) "Кшекуравай" - небольшой природный комплекс рядом с деревней Березовка. В переводе с эрзянского Кшекуравай - "горбушка хлеба". Он представляет из себя небольшой холм (приблизительно около 30 метров в диаметре) сложенный из привозной родовой земли, сложенный в виде хлебного каравая. Многие века он является центром эрзянской земли, Родиной, местом, где живут духи предков всех поколений эрзя. Все общины привозили землю со своих угодий и складывали её в единый курган, символизирующий единство. Здесь проводилось и проводится главнейшее событие для всего этноса - Всенонородый Озкса. Это съезд (т.н. Промкс) всех верховных жрецов и старейшин общин. На кургане устанавливается и зажигается огромная восковая свеча Штатол ("ось мира"), которая символизирует единение миров, живущих сейчас, душ умерших предков и Бога. Все прибывающие на Озкс люди приносят горсть земли и кладут в курган. В оврагах неподалеку бьет множество родников и берет начало река Астра.

Да, по-видиму велико было значение этого кургана для народов Эрзя.

Но, чтобы вышеупомянутые праздники, как говорится "Всенародные Озксы" проводились здесь сейчас, совсем не похоже. Курган зарос густым лесом дороги и подходы к нему тоже. Возможно, раньше вокруг него была большая поляна с удобными подходами. Сейчас все говорит о том , что в последние годы он очень мало посещаем.

Действительно курган имеет явно искусственное происхождение, размеры его, как и написано, действительно около 30 метров в диаметре, высота около 3-4 метров, и это на ровном месте!! (из-за того, что курган сильно зарос лесом, получить представление о нем по фотографии довольно сложно).На плоской вершине установлена мраморная табличка с его названием.
Рядом видны следы каких-то раскопок, возможно, какие-то "следопыты" пытались здесь чего-то найти.
Координаты Кургана составили: 55°10'59"N 44°26'58"E. По навигатору он оказался приблизительно в 760 метрах к северу от обнаруженного Эрзянского мольбища «Спорное». В общем, нам очень повезло, что мы вообще смогли его отыскать. Думали, что на поиски Кургана уйдет 1,5-2 часа , а потребовалось 4-5 часов, и это при начавшейся после продолжительных дождей душной жаре и полчищах комаров и слепней (особенно в темном, сыром лесу).
Все, что было запланировано на этот день, мы посетили, более того, мы побывали в этнопарке Эрзянь Мастор и нашли Эрзянское мольбище "Спорное" южнее Кургана Кшекуравай, о существовании которых мы даже не предполагали.

Уже около 8 часов вечера усталые, но довольные мы остановились на ночевку рядом с небольшим прудом, отъехав немного от Березовки.

На следующее утро по возвращении домой мы немного свернули у Шатков с трассы и заехали посмотреть на Серафимо-Понетаевский монастырь в Понетаевке и усадьбу Карамзина в Рогожках.

(Понетаевский монастырь сейчас называется Скит Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря. На территории его открыт приход с действующими храмами:
Храм Всех Скорбящих Радость Храм Сергия Радонежского (верхний), Серафимо-Саровского (нижний).
Но большую часть территории бывшего монастыря уже много лет занимает психоневрологический интернат.

Доехав до трассы Первомайск-Арзамас, мы прогулялись по аллее и парку усадьбы Карамзина в селе Рогожка,посмотрели на сохранившиеся строения, пруд с плавающей беседкой.

Довольные насыщенно проведенными выходными и полученными впечатлениями, мы уже без остановок вернулись в Нижний Новгород, проехав через Арзамас с его красивейшими храмами.

Лукоянов

Лукоянов

Лукоя́нов (эрз. Лугаян ош) — город (с 1779) в Нижегородской области России. Город расположен в верховьях Тёши, в 173 км к югу от Нижнего Новгорода, на железной дороге Нижний Новгород — Пенза и шоссе Нижний Новгород — Саратов. Железнодорожная станция.

Возник в XVI веке как деревня, выстроившаяся вокруг водяной мельницы некоего Ивашки Лукоянова. С середины XVII века Лукоянов становится экономическим селом.

По административной реформе, проведенной Екатериной II, в 1779 году село Лукояново было преобразовано в уездный город Лукояновского уезда. 16 августа 1781 году был утвержден герб города Лукоянова: в верхней части щита — Нижегородский герб, а в нижней — на зелёном поле два золотых лемеха — знак плодородия этих мест.

В последние годы в состав города вошли соседние населённые пункты, в том числе село Кудеярово, которое предания связывают с известным разбойником Кудеяром.

В соответствии с приложением к Федеральной целевой программой «Сохранение и развитие архитектуры исторических городов (2002—2010 годы)», город Лукоянов отнесен к категории исторических городов России.

Город имеет богатую культурную историю.

Он тесно связан с именем А. С. Пушкина. Поэт несколько раз бывал в городе по пути в своё нижегородское имение Большое Болдино, которое входило в состав Лукояновского уезда. Также, Пушкин приезжал в город по вотчинным вопросам. Свидетелем его пребывания является дом по ул. Пушкина — бывшая гостиница Агеева (ул. Пушкина, 326), где поэт жил во время визита в Лукоянов.

Отдельные моменты истории города и быта его жителей А. С. Пушкин отразил в своем неоконченном произведении «История села Горюхина». В городе сохранился дом Ольги Калашниковой-Ключаревой — дочери приказчика болдинского имения, прообраза главной героини пушкинского произведения «Русалка».

В конце ХIХ века в городе и уезде вёл активную общественную работу известный писатель В. Г. Короленко, который отразил собственные впечатления о Лукоянове в очерке «В голодный год».

Город неразрывно связан с именами таких литераторов, как П. И. Мельников — Печерский, П. Д. Боборыкин, А. Н. Островский, В. И. Даль, В. А. Соллогуб, С. Т. Аксаков, А. И. Патреев, М. И. Суетнов, Н. И. Кочин.

Уроженцами города и населённых пунктов района являются выдающиеся деятели науки, культуры, государственного управления: Н. Н. Блохин, В. А. и Г. А. Куманевы, Ф. Г. Мортин, М. Ф. Рожков, Н. П. Синицин, А. А. Спасский, М. И. Сумгин, В. И. Талиев, В. И. Тихонов, Н. Н. Урванцев, Ю. Ф. Юдичев, А. А. Петровский.

С городом связаны имена видных деятелей Русской Православной Церкви: П. П. Покрышкина, Варлаама Чикойского. В Лукоянове родились и жили дед и отец Патриарха Кирилла.

Зимой 2009 года завершено строительство каменной Покровской церкви. 1 ноября 2009 года в ней был установлен трёхъярусный иконостас. Храм освящен в августе 2010 года Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом.

Интересные места в лукояновском районе

Лукояновский находится в юго-западе азиатской части России.

  • Ичалковский заказник
  • Усадьба Пашковых
  • Усадьба Жомини
  • Вадское озеро в Нижегородской области
  • Городок Перевоз
  • Церковь Рождества Христова
  • Богоявленская церковь
  • Воскресенский Собор
  • Церковь в честь иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный источник»
  • Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в Николаевке

Наиболее посещаемые места и достопримечательности вблизи города Лукояновский, ТОП-100 достопримечательностей в городе Лукояновский, Россия, с фотографиями и отзывами .

Читайте также: