Иерусалим место рождения христа

Обновлено: 14.05.2024

Всем привет и мои поздравления православным с Рождеством Христовым.

Первый рождественский пост я безусловно посвящаю Вифлеему, или Бейт-Лехему (בית לחם), или Bethlehem или Дому Хлеба (именно так переводится с иврита название этого города.

Присаживайтесь поудобнее; пост будет длинным. Нельзя описать эту Святыню в двух словах.

Для начала немного официальной истории.

Вифлеем — один из самых древних городов на Земле. Основан примерно в XVI—XVII веке до н. э. в земле Ханаанской. Сначала в городе проживали хананеи, после — иудеи. В Ветхом Завете (Торе) Вифлеем упоминается также как Эфрата (Ефрата).

В городе во II веке после второй римско-иудейской войны, на месте Рождества Иисуса Христа, римляне поставили святилище Адонису, которое простояло до посещения Палестины Еленой, матерью первого императора-христианина Константина. На месте языческого святилища в 326 году был построен первый христианский храм. Во время восстания самаритян Храм Рождества Христова был разрушен, но после его подавления Юстинианом Великим в 529 году, здание было востановлено.

В 614 году город был захвачен персами, но Храм устоял. В 637 году Вифлеем был захвачен мусульманской армией, однако, второй халиф ислама Умар ибн Хаттаб оставил Храм во владении христиан.

В 1095 году по инициативе Папы Римского Урбана II был организован Первый крестовый поход. Главной его целью было освобождение Иерусалима, Вифлеема и Назарета. В 1099 году Иерусалим был взят крестоносцами, и три самых святых для христиан города вошли в Иерусалимское королевство, которое просуществовало до 1291 года, несмотря на то, что сам Иерусалим был взят Саладином ещё в конце 1187 года.

С начала XVI века до начала XX века Иерусалим, Вифлеем и Святая Земля были частью Османской империи. Лишь с 1831 по 1841 год Вифлеем был под контролем египетского хедива Мухаммеда Али. Отказ Османской империи предоставить России руководство христианскими храмами в Святой Земле был поводом для начала Крымской войны.

После распада Османской империи, в 1922 году Вифлеем отошёл к Британской Палестине. В 1947 году с образованием государства Израиль, Вифлеем и Иерусалим стали особыми анклавами под юрисдикцией ООН (Большой Иерусалим). После арабо-израильской войны в 1948 году территория Иерусалима и Вифлеема были захвачены Иорданией, под контролем которой Вифлеем находился до Шестидневной войны 1967 года. С 1967 года и еврейская и арабская часть города были полностью под контролем Израиля. Лишь в 1995 году, согласно мирным договорённостям, Вифлеем перешёл под контроль Палестинской автономии.

А теперь… Я расскажу отдельно о том, что представляет город для евреев, для христиан и для мусульман, ибо каждая из вер имела в Вифлееме великие события, нашедшие отражение в Книге Света и просто в истории.

Но, для начала и для образования: почему в русском языке - Вифлеем, а не Бейт-Лехем?

Причина в том, что в арамейской, ивритской, а затем и в греческой письменности, звуки "б" и "в" обозначались одной буквой. Если в иврите для различения их есть дагеш, то в древнегреческом языке звука "в" поначалу просто не было. И "Бет-Лехем" записали через бету, которая тогда обозначала звук "б". Со временем же произношение беты поменялось и в этом позднем произношении, через тысячу лет после записи, там образовался звук "в"; в таком произношении название было заимствовано в русский язык.

То же самое случилось с буквой "тав" - она произносилась, по-видимому, как межзубный согласный. Поэтому в греческий она заимствовалась в аналогично произносящуюся тету (хотя по этимологии там скорее должно быть тау). А в латынь - из того же греческого в виде буквосочетания th, которым по традиции передавалась тета. А в русский язык слова с тетой заимствовались с написанием через букву "фита" (та же тета), которая в нашей традиции произносилась, как Ф (адаптация отсутствующего в языке звука в имеющийся). Теперь мы там имеем Ф.

Вот такая история.

Продолжаю. Итак, чем же Бейт-Лехем дорог иудеям?

В библейской истории Вифлеем был особенным местом для еврейского народа. Там была похоронена Рахель, оттуда Бог поднимал судей Израиля. Боаз был родом из Вифлеема, и в лице Руфи он ввел язычницу в Израиль. Величайший царь Израиля Давид вырос в этом городе. И самое удивительное – пророчества о том, что Мессия придет из Вифлеема.

«И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных».

Теперь о Христианском подходе.

Вифлеем наиболее известен тем, что в этом городе, согласно Евангелиям, произошло Рождество Иисуса Христа. Волхвы увидели звезду над городом и пришли поклониться будущему Царю, принеся дары: золото как Царю, ладан как Богу и смирну как Человеку. Однако после того, как царь Ирод приказал убить всех младенцев мужского пола, Святое Семейство покинуло Вифлеем и скрылось в Египте. Все, что происходило до Рождества, описано в Ветхом Завете. И, соответственно, все, что произошло после рождения Девой Марией младенца по имени Иисус, описано уже в Новом Завете.

И, наконец, Вифлеем-мусульманский. Чем он дорог мусульманам? Вифлеем – в исламе – Байт-Лахм – город в Палестине, в котором, согласно преданию, родился один из самых великих и почитаемых в исламе пророков Иса, сын Марьям. Вот и приехали….

1.В истории еврейского народа есть упоминание об Иешуа из Нацэрэта, еврейском пророке.

2.В христианстве присутствует Иисус Христос.

3.В мусульманстве (как самой молодой религии из трех) – пророк Иса.

Нетрудно догадаться, что речь идет об одном и тоже образе. И становится понятно, почему за Вифлеем идет постоянная борьба.

Мои впечатления от посещения города таковы:

Удивительное по силе место.

Самое интересное, при посещении Храма Рождества Христова меня больше поразило не место рождения младенца Иисуса с серебряной Вифлеемской звездой,

Пещера Вифлеемских младенцев

Большую часть детских останков когда-то перенесли в Константинополь, часть осталась в пещере. Русская православная церковь вспоминает Вифлеемских младенцев 11 января. К ним взывают те, кто раскаивается в грехе аборта. Заказать молитву у мощей Вифлеемских младенцев поможет сервис «Записки Елицы».

С Храмом Рождества соседствуют три монастыря:

  • Православный греческий монастырь.
  • Армянский монастырь.
  • Францисканский монастырь с церковью Святой Екатерины, главным католическим храмом города.

Под церковью Святой Екатерины находится пещера, где подвизался Святой Иероним. Здесь много лет он переводил Библию на латинский язык. Церковь принадлежит католикам. Но великомученица Екатерина является святой и для православных. Эта мудрая девушка за свои христианские убеждения была казнена императором-язычником. Святой Иероним чтил её память, поэтому впоследствии над его пещерой была возведена церковь, посвящённая этой подвижнице.


Пещера святого Иеронима

В окрестностях Вифлеема есть немало других библейских святынь, но Храм поистине жемчужина Святой Земли.

Но даже вдали от Вифлеема и Иерусалима, благодаря Евангелию и кругу богослужений, образы Святой Земли укрепляют и вдохновляют нас среди житейских бурь.

Достопримечательности базилики

врата смирения

Врата смирения

лик христа

Лик Спасителя с открытыми и закрытыми глазами, фотографии сделаны в разное время

Другая колонна примечательна тем, что в ней есть пять отверстий, из которых якобы вылетел рой пчёл и изгнал из храма отряд сарацин. Отверстия расположены так, что в них можно вставить пальцы. Существует поверье, что если паломнику удалось это сделать сразу, его просьба к Богу будет исполнена.


Крест в колонне

В некоторых местах заметен мозаичный пол, сделанный при императоре Юстиниане. Остатки мозаичной отделки видны на стенах, там же присутствует роспись.

Вифлеем — город Рождества (+ ФОТО)

Вифлеем Иудейский — один из древнейших городов на земле, основан в XVII — XVI веках до н.э. Крупным он не был, но историческая значимость его велика.

Британия и Израиль

В 1922 году Османская Империя потеряла своё влияние в Палестине. Вифлеем перешёл под покровительство Великобритании. В 1947 году, с образованием государства Израиль, Вифлеем и Иерусалим стали особыми районами под юрисдикцией ООН.

В 1995 году, согласно мирным договорённостям, Вифлеем перешёл под контроль Палестинской автономии и стал столицей провинции, где проживает около 180 тысяч человек.

В судьбе храма Рождества последнее столетие не отмечается особыми событиями. Кроме его захвата в 2002 году боевиками-радикалами, которые укрылись там от израильской армии. Накануне исламисты провели серию терактов в Израиле, при этом погибли 130 человек. Израильская армия начала операцию «Защитная стена». Храм, похожий на крепость, боевики сочли за хорошее убежище. Тем более, что там оказались мирные жители, а во францисканском монастыре около 60 монахов. Все эти люди стали заложниками. Переговоры с боевиками длились несколько недель, после чего конфликт был разрешен мирным путём. Боевиков выслали за границу, а мирные жители и монахи вознесли молитвы за своё освобождение.

Храм Рождества в Вифлееме

Храм Рождества в Вифлееме

Вифлеем: всё о городе — от ветхозаветных времён до наших дней

Под властью рыцарей-крестоносцев

Войны за Святую Землю сменяли одна другую. В 619-629 годах Вифлеем оккупировали персы. Они хотели разрушить Храм, но местные жители показали им фреску с изображением персидских волхвов, явившихся поклониться Христу. Персы смутились и оставили святыню в покое. В 630-х годах Вифлеем захватили арабы-мусульмане. Они были воинственны, но недостаточно многочисленны, чтобы вытеснить коренное население. Зато постепенно вынуждали местных крестьян принимать ислам. Учёный Джеймс Паркес пишет: «древнейший элемент палестинских крестьян состоит в основном из бывших евреев и бывших христиан».

Танкред в Первом крестовом походе (крайний справа)

Крестовые походы XI-XV веков – вооруженное движение народов христианского Запада, имели главной целью освобождение Иерусалима, Вифлеема, Назарета.

Под властью ислама христиане Вифлеема терпели притеснения.

В 1263 году был уничтожен один из монастырей, примыкавших к Храму Рождества. В 1266 году мамлюкский султан Бейбарс I вывез в Египет мрамор и колонны из базилики.

Мы не знаем, кто вёл переговоры с мусульманской властью, но с 1271 года Вифлеем опять стали посещать католические паломники, с 1277 года им позволили совершать богослужения. С 1347 года по настоящее время католическая церковь владеет престолом в приделе Яслей пещеры Рождества. Греческая церковь с 1244 года владеет главным алтарём базилики и мужским монастырём у её южной стены.

Народы Вифлеема

Город, где родился Христос, в иудейской древности был маленьким и незначительным. Сегодня Вифлеем — одно из главных мест паломничества для христиан. Паломники и туристы здесь — желанные гости. Но для местных Вифлеем — один из «островов» Палестинского архипелага, на которые рассечены палестинские территории Израиля. Его жители — христиане и мусульмане — входят и выходят из города по пропускам. Может быть, благодаря общим проблемам у вифлеемцев разных вер немало общего, особенно под Рождество?

Подземный храм базилики Рождества — пещера Рождества. Внизу, под престолом храма — серебряная звезда, обозначающая место, над которым остановилась звезда, ведущая волхвов

Подземный храм базилики Рождества — пещера Рождества. Внизу, под престолом храма — серебряная звезда, обозначающая место, над которым остановилась звезда, ведущая волхвов

Вифлеем за стеной

Огромные, в два обхвата, узловатые, как натруженные руки, ухоженные, как любимая буренка, растут на земле Вифлеема тысячелетние оливы. По преданию, их посадила сама Богородица. Каждый год я приезжаю за их зеленым соком. Я привожу его с собой в Россию друзьям — на крещение детей или на елеосвящение. Правда, в Русской Церкви считают, что для помазания сойдет любое постное масло, необязательно оливковое, но ведь и в Эфиопской Церкви вино обычно не виноградное — а все потому, что там виноград не растет. Если же хочется, чтобы было так, как надо, то вино должно быть виноградное, а масло — оливковое. И конечно, это масло хорошо не только в литургических целях.

Впрочем, церковная традиция считает, что Богородица пришла по главной, короткой, дороге, где ровно на полпути между иерусалимским храмом и Вифлеемской пещерой Рождества была найдена в 1992 году древняя восьмигранная византийская церковь Кафисма, в центре которой — скала, где, по преданию, Богородица отдыхала.

Я въезжаю в Вифлеем через «черный ход» — Бейт-Джалу. Во-первых, на этом пути масличный сад Богородицы; во-вторых, прекрасный монастырь Кремизан; и в-третьих, что не менее важно, здесь не проверяют путника на КПП, не смотрят подозрительно. Главная же дорога раза в два короче, но она идет через израильский КПП, через дверь в огромной восьмиметровой бетонной стене, а ту дверь стерегут израильские солдаты.

Впрочем, расстояния у нас небольшие. В XX веке Вифлеем стал попросту пригородом Иерусалима, но и в старину он был рядом. От пещеры Рождества до Иерусалимского храма по прямой — примерно десять километров. Обычно туристы подъезжают из Иерусалима к главному КПП на въезде в город.

Cтупени, ведущие в пещеру с рождественской звездой — месту, где, по Преданию, родился Христос. Раньше сюда нельзя было спуститься, можно было только заглянуть внутрь через глазок «окулос»

Cтупени, ведущие в пещеру с рождественской звездой — месту, где, по Преданию, родился Христос. Раньше сюда нельзя было спуститься, можно было только заглянуть внутрь через глазок «окулос»

Попасть в Вифлеем непросто. Современная карикатура показывает Иосифа и Марию на ослике у запертых ворот в высокой стене. Действительно, в наши дни Святому Семейству было бы трудно попасть в этот город, как и сегодня простым палестинским христианам, — с тех пор как несколько лет назад генерал Шарон окружил Вифлеем стеной.

Что дозволено туристу, нельзя аборигену

Судьбы города и храма резко менялись в последние годы. Город был грязным, запущенным, но открытым для всех в первый период израильской оккупации (1967-1987). С 1987-го по 1993 год бушевала первая интифада — гражданское неповиновение палестинцев оккупационным властям. Стабильность наступила при Арафате (1993-2001): палестинские власти заасфальтировали дороги, построили парковки, открыли новые гостиницы и рестораны. Площадь города преобразилась — автобусная стоянка стала красивой пьяццой в итальянском стиле. Здание полиции, перед которым раньше дежурили израильские джипы с вооруженными до зубов солдатами, было снесено, и на его месте построен Музей палестинской культуры и археологии.

Затем, во время второй интифады, в 2002 году, израильские войска заново оккупировали Вифлеем. Их танки давили машины, расстреливали жилые дома и школы. Десятки палестинцев нашли тогда убежище в соборе Рождества. Израильтяне осадили церковь и стреляли по храму. Только мужественный прорыв нескольких европейских активистов, принесших еду и воду в церковь под огнем израильтян, спас осажденных. Международное вмешательство заставило израильтян снять блокаду, и запертые в церкви палестинцы были отправлены в изгнание. Долго город залечивал раны, чинил гостиницы и дороги, развороченные танками.

Сегодня палестинские территории Израиля расчленены на десятки «островов», окруженных израильскими КПП. Вифлеем — один из таких «островов» Палестинского архипелага. Хотя город и относится к Палестинской автономии, но решать автономные власти могут только вопросы уборки мусора. Израильские войска заходят в город, когда им вздумается. Большинство вифлеемцев никогда не выезжает за его пределы. Чтобы попасть в соседнюю деревню, тем более в Иерусалим, начинающийся прямо за околицей, надо иметь спецпропуск, а его трудно получить. Впрочем, это касается только местных жителей. Туристам попасть в Вифлеем — не проблема.

Но Рождество в Вифлееме уже не так торжественно и многолюдно, как когда-то. На православное Рождество приезжают паломники и туристы из России, Украины, Греции. А раньше там собиралась вся православная Палестина — из Назарета, Яффы, Иерусалима. Мультикультурность Вифлеема и Палестины имеет свои особенности — ни один праздник не забыт, но ни один не становится всеобщим.

Особенности местного ислама

Палестинские христиане — арабы, как мусульмане. К русским и те и другие относятся одинаково хорошо. Не надо только прислушиваться к страшилкам, которые распространяют израильские евреи — ведь им основательно промыли мозги. На самом деле туристу и паломнику ничего не грозит — надо только относиться к местным людям вежливо.

Мусульмане сегодня стали большинством в Вифлееме, это — результат еврейской колонизации. В 1948 году израильские евреи разрушили сотни деревень в окрестностях Иерусалима, и множество мусульманских беженцев оказались в Вифлееме. После 2000 года Вифлеем был отрезан от Иерусалима, работы не стало, и многие христиане эмигрировали. Израильтяне обычно не разрешают им вернуться.

Антагонизма между христианами-палестинцами и мусульманами нет — все же это один народ с общим языком и культурой, только у одних дома висит картинка храма Эль-Акса, а у других в таких же интерьерах, над такой же барочно-купеческой мебелью с алой или зеленой обивкой — икона Богородицы.

Мэр города — православный христианин, но в мэрии есть и депутаты от «Хамас», исламской партии. Те уважают традиции города и не настаивают на запрете алкоголя, как в других традиционно исламских городах.

Особенность Палестины в том, что мусульмане участвуют во всех православных праздниках. Они зачастую зажигают свечи Богородице, или приносят Ей цветы, или просто стоят в храме, одетые в самые праздничные одежды. Таков местный ислам — ведь многие предки мусульман были христианами и многие их потомки сохранили христианский календарь и даже умение давить вино. Мусульмане посещают храм Рождества и молятся там в первую очередь около черного квадрата в мраморном полу. Ведь в Коране есть длинный рассказ о Рождестве Христовом. По его версии, Мария накануне Рождества сидела под пальмой и страдала от голода, когда по Божией воле пальма склонилась и накормила Ее своими финиками. Черный квадрат знаменует место, где росла пальма. Во времена Византийской империи, то есть до Мухаммеда и до Корана, эта легенда уже существовала, но ее связывали с Кафисмой, упомянутой выше церковью на полпути из Иерусалима, где были найдены мозаики, иллюстрирующие это чудо.

Как персы спасли храм Рождества

На Рождество здесь обычно холодно и идет дождь. Дует промозглый ветер. Вифлеем высоко в горах, как и Иерусалим, и зима там холодная — по нашим меркам. Бывает и снег, но это редкость.

На площади перед собором Рождества — елка, стоит трибуна для выступления артистов, ряды стальных барьеров во избежание давки. Конечно, все хотят войти заранее, хотя служба начинается только в полночь. Давиться не надо — раньше или позже всем удается попасть на православную службу.

Собор Рождества был построен святым императором Константином и его матерью, святой Еленой, в начале IV века. Он стоит на плоском выступе горы над крутым спуском к Иудейской пустыне; когда-то здесь росла роща, посвященная Дионису.

Первый храм Рождества был маленьким — под стать размерам городка, но уже через сто лет, когда началось паломничество, его стали расширять и украшать. Сегодня это храм-базилика с густым лесом массивных розовых колонн, а на них едва угадываются полустертые временем восковые (в технике энкаустики) изображения святых.

Сердце храма — грот Рождества, или пещера, где, по преданию, и произошло рождение Христа. Перед входом в пещеру — алтарь обрезания, где на восьмой день после рождения Богомладенец был обрезан по закону Израиля. Там находится икона улыбающейся Богоматери Вифлеемской — подарок русских царей.

В пещеру ведут ступени, вход обрамлен двумя мраморными колоннами работы крестоносцев. В пещере обычно много людей и мало воздуха, но все искупает возможность припасть к звезде, на которой написано: «Здесь родился Спаситель». Из-за этой звезды, по народному поверию, и вспыхнула Крымская война: турки попытались передать звезду католикам, Россия вступилась за православных, англичане высадили десант в Крыму. После войны турки восстановили довоенный порядок, status quo ante bellum. Этот порядок сохраняется по сей день: у православных, католиков, армян и сирийцев есть определенные часы, когда они могут пройти процессией, кадить, поклоняться и молиться в храме Рождества.

В пещере слева от входа — каменные ясли, куда был положен младенец Христос. Крестоносцы в свое время поставили было деревянные ясли, но со временем те исчезли — да, правду говоря, в Палестине ясли обычно каменные. В глубине — дверь, отделяющая грот Рождества от подземного лабиринта, куда можно попасть через стоящую рядом латинскую церковь Святой Екатерины, где хранится керамическая скульптура Младенца Христа. Ее приносят и кладут в ясли перед латинским Рождеством и уносят обратно после православного. У двери грота — отверстие колодца. Туда, по традиции, упала звезда, за которой шли волхвы, и чистые сердцем могут увидеть ее. Я никогда не пробовал, сомневаясь в чистоте своего сердца.

Исраэль ШАМИР — писатель, публицист. В 2004 году принял Православие. Его книга «Страна сосны и оливы» о судьбе Святой земли (2010) стала бестселлером

Исраэль ШАМИР — писатель, публицист. В 2004 году принял Православие. Его книга «Страна сосны и оливы» о судьбе Святой земли (2010) стала бестселлером

Пройдя через южные врата храма, вы окажетесь в маленьком дворе, окруженном аркадами, здесь вырезанный в камне блаженный Иероним Стридонский на столпе попирает череп. Святой взирает на место, где переводил Библию на латынь и спорил с Оригеном. Из дворика — спуск в подземелье храма, там можно увидеть комнату, где работал блаженный, и место, где был погребен, правда, впоследствии его прах был перенесен в Рим. В этом же подземелье еще — груды черепов, по преданию, невинных младенцев, убитых Иродом. Но скорее всего, это черепа живших здесь монахов.

Храм Рождества не раз пытались разрушить. В VII веке, во время персидского нашествия, иудеи помогли персам завоевать Святую землю, надеясь на окончательную победу иудаизма над христианством. Но когда иудеи попросили персов разрушить храм Рождества, персы заартачились. Они узнали персидские одежды на трех волхвах, изображенных над дверью храма, и не дали ее тронуть. Позже, при святой царице Ирине (VIII в.), этот пример спасительного влияния изображений даже стал аргументом в победе над ересью иконоборцев.

Кто были волхвы: персидская версия

Древнее мозаичное изображение волхвов в «персидских одеждах» не сохранилось до наших дней. В каноническом понимании волхвы были царями восточных стран, но у путешественника Марко Поло есть о них своя история, достойная апокрифа. Как рассказали ему в Персии, волхвы были зороастрийскими магами-священниками, которые по звездам узнали о предстоящем Рождестве Спасителя. Они пришли в Вифлеем, неся с собой дары, предназначенные проверить, кто Он. Если родившийся Младенец возьмет смирну — значит, он врачеватель; возьмет ладан — значит, Бог; золото — быть ему царем. Но Младенец принял все три дара, потому что Он исцелял страждущих, был Богом, и Царем не от мира сего.

Исраэль ШАМИР — писатель, публицист, родился в Новосибирске. В конце 1960-х годов уехал в Израиль, служил в израильском спецназе, был военкором во Вьетнаме, работал на Би-би-си. В 2004 году принял Православие. Его книга «Страна сосны и оливы» о судьбе Святой земли (2010) стала бестселлером.

Город Рождества

Самое главное событие в истории Вифлеема — рождение в нем Господа Иисуса Христа.

Город не был родным ни для Божией Матери, родившейся, по одной версии — в Назарете, по другой — в Иерусалиме, ни для Ее обручника Иосифа, жившего в Назарете. В Вифлеем, как в город своего предка Давида, они пришли, согласно евангелисту Луке, чтобы участвовать в переписи населения Римской империи, в которую в те времена входила провинция Иудея.

Поскольку масштаб переписи был колоссален даже по нынешим временам (Империя включала в себя все Средиземноморье, а в Западной Европе ее границы проходили по Рейну и Дунаю, и даже в Британии стояли римские легионы), для облегчения работы переписчиков жители приходили записываться в город, откуда происходил их род.

Вифлеем

Рождение Мессии в Вифлееме было предсказано пророком Михеем более, чем за семь веков до самого события: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих.2:5).

Молочный грот

Если встать на площади лицом к храму Рождества Христова, то справа, за армянским монастырём, начинается небольшая улица Молочной пещеры.

Пройдя по ней около 300 м, можно увидеть справа вход в католический храм, который прикрывает вход в большую пещеру. Это Молочный грот. Здесь, по преданию, Святое семейство скрывалось от воинов Ирода. Когда Божья матерь кормила младенца, несколько капель молока упали на пол, и своды пещеры внезапно побелели.


Молочный грот с иконой Млекопитательница

Камень здесь действительно светлее, чем тот, который используют местные жители при строительстве зданий. Известняк порой соскабливают со стен грота, чтобы использовать как лекарство. Говорят, что бесплодные женщины, вкусив его, рождают долгожданных детей, а у кормящих матерей прибавляется молоко. В это верят и мусульмане и христиане. В Молочном гроте можно увидеть многочисленные фотографии счастливых матерей с младенцами — свидетельства чудес. Стены украшены благодарственными надписями счастливых родителей. Грот украшает икона «Млекопитательница».

Пещера Рождества


Базилика

Сегодня в пещере создана по возможности уютная обстановка, стены её задрапированы красивыми тканями, повсюду горят лампады и свечи.


Звездой отмечено место рождения Христа


Вифлеемская Богородица

Храм Рождества Христова в Вифлееме

В комплекс храма Рождества Христова входит пещера Избиенных младенцев. В ней находится самый древний сохранившийся престол в Вифлееме (IV век). Мощи хорошо видны за решетками, скрывающими ниши вдоль стен пещеры, но даже неспециалисту видно, что большинство из них принадлежат взрослым людям, а не двухлетним младенцам.

Пещера Избиенных младенцев

Пещера Избиенных младенцев

В левой стороне комплекса находится католическая церковь святой Екатерины, а под ней расположены пещеры, в которых подвизался блаженный Иероним Стридонский — переводчик Священного Писания на латынь. Сюда к нему приходила его ученица — преподобная Паула, основательница женских монастырей в окрестностях Вифлеема.

Храм рождества в Вифлееме: история и святыни

Вифлеемский образ Богородицы

Чудотворная икона Божией матери, или «улыбающаяся Богородица», находится рядом со спуском в пещеру.

По преданию икона написана апостолом Лукой.

Говорят, что улыбается Мария, ещё не зная о грядущем распятии своего Сына.

«И Тебе самой душу пройдёт оружие», –

скажет Ей позже Симеон Богоприимец

Икона за века своего существования успела побывать в России, откуда была передана в Вифлеем незадолго до революции.

Оклад иконы украшен приношениями людей, исцелённых ею: здесь можно увидеть колечки, браслеты, цепочки из драгоценных металлов.

Святыни Вифлеема

Базилика Рождества Христова

Базилика Рождества Христова

Базилика Рождества Христова

Первый храм на месте Рождества был построен святой царицей Еленой. Его смогли определить по капищу Адониса, устроенному римлянами в середине второго века — при императоре Адриане в Иудее произошло восстание, после подавления которого правитель намеревался уничтожить саму память об Иудейском царстве. Иерусалим был почти полностью разрушен и переименован в Элию Капитолину; провинция Иудея получила название «Палестина» по имени пришедшего сюда со стороны Египта в XII веке до н.э. языческого народа, с которым древние евреи воевали на протяжение нескольких веков; на месте святынь христиан, которых язычники воспринимали иудейской сектой, устанавливались алтари римским богам.

Храм, построенный царицей Еленой, сгорел в 529 году (от него остались мозаичные полы). Нынешнее здание построено в VI—VII вв., и это единственный христианский храм в Святой земле, сохранившийся в целости с домусульманского периода.

Главная святыня храма — пещера Рождества Христова, находящаяся под центральным приделом. Даже протестанты, у которых нет традиций ни иконопочитания, ни паломничества, с глубоким чувством подходят к серебряной звезде, которой отмечено место рождения Спасителя.

Пещера Рождества Христова

Пещера Рождества Христова

Здесь же, в пещере, находится обложенная мрамором часть яслей, в которые положила Богородица Младенца Христа. Внутренняя часть яслей, пять дощечек из оливкового дерева, с VII века пребывают в церкви Санта-Мария-Маджоре в Риме.

Ясли Христовы

Праматерь Рахиль

По дороге из Вифлеема в Иерусалим была похоронена Рахиль — любимая жена праотца Исаака. Гробница ее по сей день является местом массового паломничества иудеев, почитают его и мусульмане — и вокруг гробницы Рахили расположено кладбище бедуинов.

Вифлеем

Вот почему над избиенными вифлеемскими младенцами, согласно евангелисту Матфею, плачет Рахиль: «Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет» (Матф.2:17-18).

(Интересно, что сам пророк Иеремия говорил не только о грядущих событиях, но и о современных ему: в городе Раме, относящемся к колену Вениаминову, полководец царя Навуходоносора, Навузардан, собрал пленных иудеев чтобы вести их в Вавилон (Иер.40:1). Рахиль же была матерью младших сыновей Иакова, Иосифа и Вениамина, и по образному выражению пророка, восстала из гроба, плача над своими плененными потомками.)

Давид и Руфь

Здесь же, в Вифлееме, родился и был помазан на царство великий царь Давид. Мы чаще всего вспоминаем его как автора Псалтири — но кроме того это был выдающийся государственный деятель древности: он объединил царство Израиля, присоединил и сделал столицей его Иерусалим, где в дальнейшем его сын, Соломон, построил Храм.

Здесь же происходили события книги Руфи, посвященной жизнеописанию прабабке Давида — язычницы-моавитянки, из бескорыстной любви и верности своей свекрови Ноемини принявшей народ иудейский и Единого Бога: «Народ твой будет моим народом, и твой Бог — моим Богом» (Руфь, 1:16). Руфь собирала хлебные колосья на полях своего будущего мужа Вооза вокруг Вифлеема — и над этими же полями спустя века прозвучала Рождественская песнь ангелов: «Слава в вышних Богу, и на земле мир — в человеках благоволение».

Сегодня это место относится к маленькому христианскому городку Бейт-Сахур («Поле пастухов») по соседству с самим Вифлеемом.

Бейт-Сахур

Вифлеем - место рождения Христа

Как было определено точное место рождения Христа? Какими чудесами прославилась так называемая Млечная Пещера? Как связано с рождением Спасителя Поле пастырей в Вифлееме? Об этом рассказала монахиня Мариам (Юрчук), насельница Горенского монастыря Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, гид, автор книг «Путеводитель по Святому граду Иерусалиму» и «Путеводитель по Святой Земле».

— В Вифлееме есть так называемая Млечная Пещера. Признается ли она у православных как святыня? Если да, выходит, что после рождения Христа Святое Семейство меняло места жительства и не сразу покинуло Вифлеем?

Монахиня Мариам (Юрчук) Монахиня Мариам (Юрчук)

— Да, конечно, признается. Эта пещера была почитаема христианами с глубокой древности. И есть много исторических сведений о том, что верующие соскабливали камни со стен пещеры и передавали друг другу как святыню. И эти камушки до сих пор хранятся как святыня во многих реликвариях храмов Европы и Византии. По свидетельствам историков императрица Пульхерия в IV веке передала в строящийся в Константинополе храм Божией Матери ампулы с крошками камней со стен Млечной пещеры.

А сама пещера на протяжении веков переходила из рук в руки. Принадлежала она и православным, и католикам. И сегодня Млечная пещера принадлежит католической церкви. Но для паломников она открыта. И в пещере происходит много чудес. Дети исцелялись от болезней, у матерей разрешались проблемы с зачатием. Таких фактов много, они засвидетельствованы и некоторые даже подтверждены медицинскими экспертизами.

Молочный грот в Вифлееме, также известный под названием Молочная пещера или Церковь Лактации Молочный грот в Вифлееме, также известный под названием Молочная пещера или Церковь Лактации

Что касается жизни Святого Семейства в Вифлееме, здесь есть ряд версий о продолжительности их пребывания там. Если проанализировать такое событие Рождества Христова как поклонение волхвов, то мы поймем, что пещера была определена преданием.

О том, что Господь родился в пещере, не говорится явно. Но когда волхвы приходят на поклонение, в Евангелии от Луки явно говорится о «вошедших в дом» визитерах. Христос родился, через какое-то время места в гостинице освободились, Семья Спасителя переселилась в какой-то дом и жила в нем.

А вот поклонение волхвов не могло произойти в тот же день или сразу после рождения Иисуса, потому что после поклонения волхвов сразу же начались гонения Ирода. А ведь из событий Евангелия мы знаем, что на сороковой день родители принесли Христа в Иерусалимский храм. Поэтому многие из святых отцов высказывают позицию, что поклонение волхвов могло произойти вплоть до второго года рождения Христа – даже так!

— Как было определено точное место рождения Христа? Что говорит об этом предание?

— Поскольку Вифлеемская община христиан считается самой древней в мире, жители города в противовес жителям Иерусалима, Назарета и других библейских мест никогда не подвергались массовому уничтожению. Но есть свидетельства церковных историков и богословов раннего периода, знакомых с местным преданием. Предание это хранилось в Вифлееме и передавалось из поколения в поколение. Есть свидетельство Иустина Философа, который родился на Святой Земле. В своих трудах он сообщает, что Рождество Христово совершилось в пещере. И это известно всем местным вифлеемским христианам.

Еще одно важно и древнее свидетельство принадлежит Оригену. Он 20 лет прожил на Святой Земле. В одной из его заметок о путешествии по святым местам Ориген пишет, что место рождения Христа в Вифлееме известно даже врагам веры… Еще один источник информации об этом – христианские апокрифы.

— Какие святыни связаны с рождением Христа в Вифлееме кроме знаменитой пещеры?

— В пригороде Вифлеема находится Поле пастырей (или поле пастушков), на котором ангелы возгласили пастухам «Слава в вышних Богу». Правда, ведутся споры о его точном местонахождении. В тех же местах найдена пещерная церковь с полукруглым потолком. Она никогда не разрушалась, представляете! На Поле пастушков храм строился еще при царице Елене, где сохранились древние мозаики. И над самой пещерой обнаружены руины монастырей, которые разрушались и отстраивались снова с IV по VII века.

Первые христианские цари

Икона Равноапостольных Елены и Константина

Икона Равноапостольных Елены и Константина

Первую базилику над пещерой Рождества возвела равноапостольная царица Елена (250-330 г), мать первого христианского царя Константина.

Будучи почтительным сыном, он сделал мать соправительницей и приобщил её к вере Христовой. Царица Елена вместе с сыном не просто распространяли христианство в своих владениях. Они провели археологические изыскания, в результате которых был обнаружен Гроб Господень, крест Господень и несколько гвоздей.

Елене было уже семьдесят лет к тому времени. Она понимала, насколько преходяща земная власть и сделала её средством для спасения души, строя храмы и часовни в святых местах.

После того, как по приказу Елены была построена базилика над пещерой, царь Константин прислал сюда дорогие ткани и другие украшения для здания и пещеры.

Историк Евсевий Кесарийский пишет: «Благочестивейшая василиса всячески украсила эту священную пещеру и почтила дивными памятниками бремя Богородицы. А спустя немного ту же самую пещеру почтил своими приношениями и василевс (император Константин), к щедротам своей матери присоединив золотые и серебряные дары и различные завесы».

император юстиниан

Император Юстиниан, фреска

Император Юстиниан (483-565 г), талантливый военачальник и православный христианин, за период своего правления (527-565 г) вдвое расширил владения Византийской империи.

С древней мозаики на нас смотрит человек с открытым смелым взглядом и, по-видимому, энергичным решительным характером. Это он возвёл собор Святой Софии, ныне, увы, превращенный турками в мечеть.

Юстиниан не забывал о своих палестинских владениях. Над пещерой Рождества им была построена церковь. Затем она пострадала во время восстания самаритян (529 г), была разрушена и отстроена заново. Именно это здание устояло до наших дней.

Турецкая оккупация

В 1500 годах Вифлеем завоевали турки-османы. С начала 16 и до 20 века Вифлеем, Святая Земля, Иерусалим входили в Османскую Империю. Несмотря на мусульманское владение, паломники попадали в Святые места свободно. Но в 1831-41 годы доступ в Вифлеем был закрыт Муххамедом Али (египетским правителем), под контролем которого находился город в течение десяти лет. Россия вступила в Крымскую войну с Османской империей в 1853—1856 годах, поводом послужил отказ предоставить Российской империи руководство христианскими храмами на Святой Земле.

история филеема

Паломники в Вифлееме на Рождество. Фото 1890 года.

Святая Земля. Вифлеем.

Наш автобус, петляя по узким улицам Иерусалима, набирая скорость, двинулся на юг во второй по значимости для христиан город Вифлеем. Наш гид Семен, не переставая, рассказывал об истории Израиля и Палестины. Ранее я рассказал об Иерусалиме.

За разговорами незаметно подъехали к КПП. Проверив наши паспорта, арабы без проблем нас пропустили. При этом Семен весело переговорил на арабском, с кем-то из своих знакомых. Попутно объясняя нам, что у простых жителей арабов, нет никаких претензий к израильтянам.

На высоком холме, лежал Вифлеем, он же Бейт-Лехем - место рождения Иисуса Христа. Вифлеем с иврита переводится как "Дом хлеба", а с арабского - "Дом мяса". Мне показалось это странным. Слева виднелась гора Иродион. Как пояснил гид это насыпной холм с построенной царем Иродом крепостью.

Далеко отъезжать автобус не стал, остановившись у магазина, расположившегося в непосредственной близости от границы и предназначенного для русских туристов. Семен очень подробно рассказал, что нужно покупать и почему именно в этой лавке. Закралось сомнение, не в доле ли он.
Ладонка, крест паломника, икона «Древо жизни». Фото автора. Ладонка, крест паломника, икона «Древо жизни». Фото автора.

Приобрел крест паломника, ладонку, набор паломника в который входили святая земля Иерусалима, вода Иордана, освященное оливковое масло и ладан. Купил икону «Древо жизни». Как сказал Семен каждый мужчина, отец семейства должен иметь эту икону, которая передается по наследству по мужской линии.

Уже сидя в автобусе, Семен рассказал нам, что означает крест паломника. Имеется несколько различных объяснений символики креста паломника. Большой крест символизирует Христа, а четыре меньших — четыре Апостола-евангелиста. Кресты могут означать раны христовы: четыре раны — от гвоздей на руках и ногах, а пятая — на теле от копья сотника Лонгина. Наверное, самым старым является толкование иерусалимского креста как символа обретенных в Палестине и соседних землях реликвий — четыре гвоздя, которыми тело Спасителя было прибито к кресту, и сам Крест.

Русские православные священники считают, что крест паломника - из категории мальтийских, поэтому его следует хранить в красном уголке, но в качестве нательного использовать не стоит.

Вифлеемская икона Божией Матери

Возле южного входа в пещеру Рождества (слева от центрального иконостаса) находится чудотворная Вифлеемская икона Божией Матери. Образ отличается тем, что Дева Мария на нем улыбается.

Вифлеемская икона Божией Матери

Вифлеемская икона Божией Матери

"Молочная пещера" в Вифлееме

Дом Хлеба

Современный Вифлеем — совсем небольшой город в Палестине с населением в 25 тысяч человек. Сегодня только каждый шестой житель города Рождества исповедует христианство — с середины XX века христиане массово покидают Палестину. Не прекращается эмиграция и сейчас.

Тем не менее, присутствие христиан в Вифлееме, можно надеяться, будет продолжаться еще очень долго: ведь по местному закону даже должность мэра города может занимать только христианин.

Само имя города символично. По-арабски оно произносится «Байт Лахм», что в переводе значит «Дом мяса». Исконное еврейское название — Бейт Лехем — переводится как «Дом хлеба».

Читайте также: