Иерусалим места где жил иисус

Обновлено: 03.05.2024

Столица Израиля Иерусалим – один из древнейших городов мира: первые поселения появились здесь в IV тыс. до н. э. Он считается святыней трех конфессий: иудаизма, христианства и мусульманства. Борьба за его священные артефакты привела к многочисленным военным противостояниям, включая крестовые походы. Иерусалим многократно был разрушен, но каждый раз восстанавливался.

Главное, чем город привлекает туристов, – богатое духовное наследие, связанное в первую очередь с именем Иисуса Христа. Именно здесь, согласно библейскому преданию, он принял мученическую смерть, а затем воскрес. Но посетить эти места будет интересно не только паломникам. Богатая и древняя архитектура, храмы и мечети, прекрасная природа, сады, парки, музеи – это главные достопримечательности Иерусалима, и самые значимые из них рассмотрены ниже.

Претория

В истории страданий Иисуса Христа здание, называемое претория, занимает трагическое место. Здесь, в претории, Его избивали бичами, здесь над Ним глумились римские воины, и здесь же Он был осужден на мучительную смерть. Тогда Пилат, желая сделать угодное народу, отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие. А воины отвели Его внутрь двора, то есть в преторию, и собрали весь полк, и одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венок, возложили на Него; и начали приветствовать Его: радуйся, Царь Иудейский! (Мк 15:15–18).

Иерусалим: Cтроения, которые видел Христос

Само слово «претория» — римского происхождения. Дело в том, что во времена Иисуса Христа земли Израиля были захвачены войсками могучей Римской империи, победившей к тому времени множество стран. В каждой столице побежденной страны было место, где жил наместник Рима, поставленный императором управлять этой страной. Это место и называлось — претория. Обычно она располагалась там же, где находился в городе гарнизон римских войск, чтобы в случае восстания римский чиновник находился под надежной защитой. Там он принимал и рассматривал жалобы, писал указы, судил людей, обвиненных в преступлениях, и выносил им приговоры.

В Иерусалиме претория, по всей видимости, находилась в крепости Антония. Так назывался комплекс зданий, примыкавший к северо-западному углу Иерусалимского храма. Крепость располагалась на высокой скале и благодаря этому возвышалась над всем городом. Построил ее все тот же царь Ирод Великий и назвал так в честь своего друга — римского военачальника Марка Антония, которому он был обязан властью над Иудеей.

Четыре массивных квадратных башни были соединены между собой такими же массивными стенами, в которых были сквозные галереи для быстрого перехода из башни в башню, а также — множество различных помещений. Здесь были казармы для солдат гарнизона, тюремные камеры для заключенных. В центре крепости располагался обширный плац — площадка, где солдаты могли упражняться в воинском мастерстве.

Одна из стен крепости вплотную примыкала к стене Иерусалимского храма. С ее башен отлично просматривался огромный храмовый двор, благодаря чему можно было контролировать весь храм силами гарнизона. Но при всем своем грозном величии крепость Антония не была угрюмым и мрачным сооружением. Стоящая рядом с великолепным храмом, отделанным золотом и мрамором, крепость тоже была построена с дворцовой роскошью. По мнению историков, именно здесь и располагалась претория тогдашнего наместника Иудеи прокуратора Понтия Пилата.

Здесь, внутри этих величественных, отделанных резным мрамором стен, на разогретых южным солнцем камнях плаца римские солдаты избивали Иисуса Христа, плевали Ему в лицо, били палкой по голове. Сегодня от крепости Антония почти ничего не осталось. Сохранились лишь древние камни, которыми был вымощен плац крепости. На них видна разметка воинских игр римских солдат, канавки для стока дождевой воды, специальные насечки для лошадиных копыт.

Некоторые из рисунков, сохранившихся на камне, напоминают о жестокой забаве, бывшей в обычае у римских воинов — так называемой игре «в царя». При внимательном рассмотрении на рисунке можно рассмотреть корону, меч или греческую букву «бета», начальную от слова «базилевс» — царь. Солдаты выбирали одного из заключенных в «цари», одевали его в красный солдатский плащ, напоминавший царскую порфиру, на голову ему надевали шутовскую корону, а в руки вместо скипетра давали палку. Такому «царю» оказывались всяческие насмешливые почести, перемежаемые избиением. Именно так издевались солдаты над Иисусом Христом перед тем, как вести Его к месту казни.

***
Казалось бы, самые надежные свидетели прошедших веков и тысячелетий — городские здания. Люди строят их из прочного камня, они огромны, словно рукотворные горы. Что может быть долговечней их? Однако спустя всего несколько десятилетий после того, как по улицам Иерусалима ходил Иисус Христос, эти улицы были полностью разрушены римлянами в наказание за попытку вооруженного восстания иудеев. От огромного и величественного Иерусалимского храма не осталось ничего, кроме небольшой части подпорной стены. Грозная крепость Антония была снесена до основания, уцелели только плиты плаца и помещения под землей. Крытые галереи Вифезды тоже были сметены с лица земли, сегодня археологи отыскали лишь каменную кладку самих бассейнов.

Но оказалось, что куда надежнее самых прочных и огромных камней человеческая память. Две тысячи лет прошло с тех пор. Давно уже и следа нет на земле от притвора Соломона и башен крепости Антония, нет Вифезды и претории. Но человечество до сих пор хранит память о них потому, что именно эти здания были связаны с историей земной жизни Иисуса Христа.

Город Давида

Город Давида в Иерусалиме Город Давида в Иерусалиме

Это старейший населенный район города. Считается, что именно здесь царь Давид основал Иерусалим и возвел для себя дворец. Вероятно, он выбрал это место благодаря его плодородным землям и удачному расположению.

Город Давида – место археологических раскопок, начавшихся еще в XIX столетии. Здесь было сделано множество ценных открытий и находок, поведавших о прошлом Иерусалима и его жителей. В древних жилищах были обнаружены личные вещи горожан и предметы быта. Помимо наземной, существует и подземная часть города, где тоже проводятся экскурсии. Например, здесь проходит туннель, ведущий к Гихонскому ключу, в древности снабжавшему водой город.

Елеонская (Масличная) гора

Масличная гора Масличная гора

Название возвышенности объясняется тем, что в древности здесь в изобилии росли маслины. Высота Елеонской горы – 826 м в самой высокой части. Среди стройных кипарисов прячутся иудейские и христианские достопримечательности. Предание гласит, что в Судный день именно сюда поднимется Мессия и начнется воскрешение из мертвых.

На горе расположен православный Вознесенский монастырь и католическая церковь Патер Ностер. Еще одно важное место – древнее еврейское кладбище, насчитывающее 3 тыс. лет. Быть похороненным в этом месте – большая честь, выпадающая немногим. А с вершины Масличной горы открывается прекрасный вид на Старый город и реку Кедрон.

Иерусалим: Cтроения, которые видел Христос

Две тысячи лет назад по городу Иерусалиму ходил Иисус Христос. Как и любой другой город, древний Иерусалим состоял из множества зданий, построек, улиц и площадей. В Евангелии упоминаются многие из них, но современному читателю не всегда понятно, о чем именно идет речь. Претория, Овчая купель, притвор Соломонов — что это за сооружения, почему они так названы, как выглядели и для чего предназначались? Сплошные загадки. А ведь именно здесь Иисус Христос исцелял безнадежных больных. Здесь обличал священников и учителей закона за то, что они забыли о любви к людям. И здесь же Он был осужден на мучительную смерть по лживому обвинению. Чтобы лучше понимать, как и где это происходило, попробуем более подробно разобраться с этими названиями.

Назарет

Этот город расположен на севере Израиля в провинции Галилея. Удивительно, но упоминания о нем есть лишь в Евангелиях. Другие, более древние книги Библии этого названия не содержат. Объяснение тут может быть очень простое: Назарет был очень маленьким городком или даже деревней. И если бы в нем не происходили евангельские события, перевернувшие всю мировую историю, он остался бы таким же безвестным, как множество других мелких израильских поселений.

Название города тоже представляет собой некую загадку. Дело в том, что слово Назарет происходит от еврейского слова «нецер» — ветвь, отросток. Так называли себя потомки царя Давида. В те времена потомки царя совсем не обязательно сами становились царями. Так, Иосиф, муж девы Марии, был обычным плотником и работал на стройках. Но он был самый настоящий потомок царя и пророка Давида. Видимо, когда-то родственники Иосифа и основали Назарет, указав в названии, что здесь живут нецер — веточки от корня великого царя Давида.

Города в Евангелии: по каким улицам и переулкам ходил Христос

Именно здесь произошло Благовещение — событие, с которого началась история земной жизни Иисуса Христа. Вот как это было. В Назарете жили праведные супруги — Иоаким (тоже потомок Давида) и его жена Анна. Они дожили до преклонных лет, но детей у них не было. Каждый день в своих молитвах супруги просили Бога послать им дитя и обещали отдать ребенка на служение Богу в Иерусалимский храм. Бог услышал эти молитвы и даровал им прекрасную дочь, которую они назвали Марией.

В возрасте трех лет родители, как и было обещано, отвезли ее в Иерусалим. С тех пор маленькая Мария жила при храме. Там она училась грамоте, молилась, занималась рукоделием. Когда Марии исполнилось 14 лет, воспитание ее при храме окончилось. Родители ее к тому времени уже умерли. Поэтому священники поручили хранить Марию праведному старцу Иосифу. Он был родственником Марии и работал плотником в Назарете. Иосиф берег Марию как свою дочь, хотя считался ее мужем.

И вот наступил великий день. От Бога в Назарет был послан ангел Гавриил. Он явился Марии и сказал: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобой, благословенна Ты между женами!» Марию смутили такие слова. Ангел успокоил ее: «Не бойся, ибо Ты обрела благодать у Бога. Ты родишь Сына и назовешь Его Иисусом. Он наречется Сыном Божиим». Дева Мария сначала растерялась. Но уже через мгновение ответила словами, в которых выражала согласие стать матерью Сына Божия: «Я — раба Господня, и да будет Мне по слову Твоему». Именно после этого ответа Дух Святой снизошел на Марию и она забеременела. Так в маленьком, никому не известном городке Назарете началась новая эпоха в истории человечества.

Города в Евангелии: по каким улицам и переулкам ходил Христос

Правда, в самом Назарете у Иосифа вряд ли были какие-то серьезные строительные заказы. Зато совсем рядом, буквально в пяти километрах располагался большой и богатый город Сепфорис — столица всей Галилейской провинции. Там было много прекрасных зданий, шла обширная торговля, жили богатые люди. Видимо, там и плотничал Иосиф со своим молодым помощником.

Сам же Назарет в глазах жителей Галилеи был совсем незначительным и жалким. Один из будущих апостолов — Нафанаил — узнав, что Иисус пришел из Назарета, сказал с пренебрежением: «Может ли из Назарета быть что-то доброе?» Но даже самая ничтожная точка на карте становится важнее всех столиц мира, если Бог выбирает ее для Своих дел.

Стена Плача (Западная стена)

Стена Плача в Иерусалиме Стена Плача в Иерусалиме

Одна из главных святынь иудеев расположена на Храмовой Горе и включает остатки бывших укреплений. Многих интересует, почему Стена Плача так называется. На самом деле, евреи поклонялись не самой стене, а Храму, в состав которого она входила. Однако святыня была разрушена римлянами. После этого иудеи приходили сюда оплакивать гибель Храма.

В 1560-м султан Сулейман Великолепный впервые официально признал право иудеев приходить сюда для молитвы. Сегодня здесь, конечно, не плачут. Однако сооружение постоянно посещают паломники, чтобы помолиться, обратиться мыслями к Богу. Туристы тоже могут приходить сюда, соблюдая правила посещения.

Стена составляет 19 м в высоту, ее суммарная длина – 488 м, однако большая часть скрыта постройками. Сложено сооружение из крупных известняковых блоков. Существует традиция: написав на листочке бумаги сокровенное желание, поместить его между камнями стены, чтобы оно сбылось.

Города в Евангелии: по каким улицам и переулкам ходил Христос

С незапамятных времен люди научились строить города и давать им названия. Некоторые города совсем молодые, им всего несколько десятков лет. Другие города — древние. Их возраст исчисляется веками и даже тысячелетиями. Есть на Ближнем Востоке три города с такой тысячелетней историей — Вифлеем, Назарет и Иерусалим. Все они упоминаются в Библии — главной священной книге христиан. Вообще, там упомянуто великое множество других городов. Но эти три — особенные. Все они связаны с земной жизнью Иисуса Христа — воплотившегося Бога, пришедшего на землю, чтобы открыть людям путь в Царство Небесное.

В Вифлееме Иисус родился.
В Назарете вырос и жил до тридцати трех лет.
В Иерусалиме отдал Себя на смерть, был погребен и воскрес на третий день.
О каждом из этих городов — наш небольшой рассказ.

Притвор Соломона

Притвор Соломона упоминается в Новом Завете несколько раз. Сначала — как место, где иудеи спорили с Иисусом и пытались Его убить. Потом — как место постоянного собрания иерусалимской общины христиан. Что же он из себя представлял?

Притвор Соломона не был отдельным строением. Так называлась одна из частей знаменитого Иерусалимского храма. Но, прежде чем описывать, как он выглядел и где именно там находился, нужно рассказать хотя бы немного про сам храм. Когда мы слышим сегодня это слово, то привычно представляем себе нечто подобное храмам, которые видим сегодня, — красивое здание, увенчанное одним или несколькими куполами. Но Иерусалимский храм во времена Иисуса Христа очень сильно отличался от современных, пусть даже таких больших, как храм Христа Спасителя в Москве или Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге.

Иерусалим: Cтроения, которые видел Христос

Храмовый комплекс в Иерусалиме был огромен. По сути, это была руко­творная гора, возведенная людьми на основании настоящей горы, которая называлась Мориа. Когда-то царь Соломон построил на ее вершине первый храм. По современным меркам он был не очень большим: 27 метров в длину, 9 метров в ширину и 13,5 метра в высоту. Но за двадцать лет до Рождества Христова царь Ирод решил обновить храмовую гору и сам храм.

Десятки тысяч рабочих день и ночь возили на осликах землю из окрестностей города, и высыпали ее на склоны горы Мориа. А чтобы привезенная земля не расползалась под собственной тяжестью, строители укрепляли стены насыпного холма кладкой из огромных каменных блоков. Так постепенно над городом поднимались ввысь стены обновленного храмового комплекса. В результате гора Мориа по самую вершину была засыпана землей, удерживаемой каменными подпорными стенами. А сам храм, ранее стоявший на вершине, теперь оказался в центре гигантской ровной платформы, по площади равной примерно двадцати футбольным полям. Эту новую рукотворную гору и называли в те времена Иерусалимским храмом.

Ее стены были отделаны белоснежным мрамором и возвышались над городом, словно спустившееся на землю облако. Платформа на ее вершине имела вид прямоугольника. Со всех четырех сторон она была обрамлена крытыми коридорами-галереями. Их внешняя сторона была глухой и представляла собой продолжение подпорных стен насыпи вокруг храмовой горы. Внутренняя же сторона была открытой. Кровля над галереями держалась на множестве мраморных колонн высотой более 10 метров каждая.

Восточную галерею этой величественной колоннады и называли — притвор Соломонов. Откуда взялось такое название, трудно сказать. Есть версия, что при реконструкции храма строители обнаружили именно с этой стороны остатки древних строений, которые были возведены еще во времена Соломона.

Галерея Соломона располагалась вдоль восточной длинной стороны прямоугольника храмовой платформы. Это было обширное, укрытое от дождя и солнца пространство, способное вместить несколько тысяч человек. Здесь обычно собирались люди, чтобы послушать проповедь какого-нибудь мудрого учителя. Неудивительно, что именно в этом месте храмового комплекса проповедовал Иисус Христос. Здесь прозвучали Его слова: Я и Отец — одно (Ин 10:30), за которые озлобленные иудеи собирались побить его камнями. Спустя несколько лет здесь же, в притворе Соломоновом, начали собираться для молитвы и наставления первые иерусалимские христиане — ученики апостолов.

Акелдама

Акелдама в Иерусалиме Акелдама в Иерусалиме

Это место имеет и другие названия: Земля Крови, Земля Горшечника. Как известно, Иуда за свое предательство получил в награду 30 сребреников. Однако этими деньгами он не воспользовался. После его смерти на них и был приобретен этот участок земли. Он предназначался для погребения паломников, скончавшихся на Святой земле.

В IV в. здесь жил раннехристианский греческий святой по имени Онуфрий. Он был отшельником, проводил дни в молитве и покаянии. Сейчас в Акелдаме можно посетить православный монастырь, освященный в его честь. Здесь также расположена пещера отшельника и Пещера апостолов, где они находились в момент распятия Христа.

Путеводитель по Иерусалиму: Сионская гора

Путеводитель по Иерусалиму: Сионская гора

Ошибка строителей городской стены в XVI веке, по преданию, стоила им жизни: султан Сулейман Великолепный велел казнить двух архитекторов, "забывших" обнести крепостной стеной территорию Сионской горы.

С тех пор она находится за пределами городских стен и соединена с внутренней частью Старого города Сионскими воротами. Само название "Сион" ("Цион") берет свое начало с древней евусейской крепости, которую завоевал царь Давид три тысячи лет назад, и основал на этом месте Иерусалим - столицу Израиля.

На фасаде Сионских ворот видны следы ожесточенных боев за освобождение Иерусалима в 1967 году во время Шестидневной войны.


Путеводитель по Иерусалиму: Сионская гора

Путеводитель по Иерусалиму: Сионская гора

1. Аббатство Дормицион

Принадлежит германскому католическому обществу "Святой Земли", которое приобрело эти земли в конце XIX века.

Второе предание утверждает, что на этом месте находился дом первосвященника Кайафы, куда привели на допрос Иисуса, и где Петр трижды отрекся от Учителя. Об этом напоминает флюгер в форме петушка на колокольне аббатства.

Современный собор построен на месте древней византийской церкви IV века. Он был освящен одновременно с протестантским приютом-лечебницей и церковью "Августа Виктория" на Масличной горе.

Строительство обеих церквей связано с приездом в 1898 г. в Палестину немецкого императора Вильгельма II с миссией "мирного крестового похода". Оно ставило своей целью положить конец давним распрям между католиками и протестантами Германии, которые продолжались и на Святой Земле.

В архитектуре собора нашли отражение различные стили: сочетание немецкого средневекового зодчества с византийскими и мусульманскими элементами.


Путеводитель по Иерусалиму: Сионская гора

2. Горница Тайной Вечери

Евангелия не говорят о ничего определенного о месте, где происходила последняя пасхальная трапеза Иисуса с учениками.

По мнению некоторых теологов ссылкой на истинное местонахождение трапезной может служить упоминание св. Петра о могиле Давида, которая находилась рядом с Горницей Тайной Вечери: "Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня." (Деян., 2-29).

Иудейская традиция связывает могилу царя Давида именно с этим местом: оно находится прямо под Горницей Тайной Вечери.

Сирийская ортодоксальная церковь, одна из первых на Святой Земле, признает местом Тайной Вечери одну из комнат, находящуюся в помещении церкви св. Марка.


Путеводитель по Иерусалиму: Сионская гора

3. Могила царя Давида

Великий библейский пророк и царь Давид был похоронен, согласно иудейской традиции, за пределами городской черты. Со временем Иерусалим значительно разросся и гробница царя оказалась внутри города, окруженная жилыми домами и улицами.

В 4 веке византийцы построили на месте некрополя церковь, которая была разрушена персами в 614 году и впоследствии восстановлена крестоносцами.

После поражения крестоносцев могила длительное время находилась в запустении и лишь в XIV веке здесь была вновь построена церковь.

Во времена османского владычества церковь была перестроена в мечеть Эль Дауда (арабское звучание имени Давид).

После Шестидневной войны территория Сионской горы отошла к Израилю, и на этом месте была открыта синагога, действующая и по сей день. В синагоге установлен накрытый покрывалом саркофаг с надписью "Давид, царь Израиля, жив и существует".


Путеводитель по Иерусалиму: Сионская гора

4. Музей Холокоста

Среди наиболее ярких экспонатов музея - вещи, которые нацисты заставляли евреев делать из свитков Торы: подошвы, конверты, пакеты, барабаны и даже пиджак нацистского офицера. Но портной, который сшил этот пиджак, специально выбрал из свитков те, что содержали в себе проклятия врагам еврейского народа.

Вызывают боль и скорбь образцы пепла и мыла из еврейских мучеников.

Среди экспонатов музея - молитвенник, написанный от руки на обороте немецкого документа, миниатюрный тфилин (филактерии), который можно было скрыть от нацистов, многочисленные фотографии и таблички с именами погибших.


Путеводитель по Иерусалиму: Сионская гора

5. Монастырь св. Петра ("Галликанту")

"И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И выйдя вон, плакал горько." (Мф.26:69-75)

Это предположение подтвердилось найденными среди руин остатками византийских построек V века (византийцы, как известно, строили свои церкви в местах, определенных ими как описанные в Евангелиях).

Особое значение имело открытие подземного карцера в форме каменного мешка с узким отверстием вверху, через которое заключенным подавали пищу и воду. Византийские кресты, обнаруженные на этом отверстии, еще раз подтвердили, что это место было почитаемо христианами еще в византийскую эпоху.

Рядом с домом найдены остатки древней лестницы, соединявшей Верхний город с Нижним, построенной во II веке до н.э.

Христианская традиция связывает эту лестницу с дорогой, которой Иисус с учениками спускался из трапезной Тайной Вечери в Гефсиманский сад, и по этой же лестнице стража вела его на допрос к первосвященнику.

На территории монастыря находится своеобразный археологический парк с многочисленными раскопками древних построек.

Помещение церкви имеет два уровня, с верхней и нижней церквями, с обилием мозаичных украшений, витражей и икон.

Монастырский двор украшает скульптурная группа "Отречение св. Петра".


Путеводитель по Иерусалиму: Сионская гора

6. Могила Оскара Шиндлера

Оскар Шиндлер родился 28 апреля 1908 года в австро-венгерском городке Цвиттау в католической семье. Изначально вёл жизнь праздного капиталиста, ищущего выгоду только в деньгах. В 1935 Шиндлер вступил в ряды нацистской партии. Он основал завод по производству металлической посуды в самом начале Второй мировой войны.

Взгляды Шиндлера резко изменились, когда он стал свидетелем всех ужасов, творимые гитлеровским режимом против еврейского населения, и осознал свою причастность к нацистским преступлениям. Шиндлер принял позицию абсолютного гуманиста, защищая евреев без какой-либо выгоды для себя. По совету своего бухгалтера Ицхака Штерна, Шиндлер принял решение выторговать у высокопоставленных нацистских чиновников возможность принимать на свои предприятия евреев из концлагеря Плашув, которым грозила верная смерть. Позже евреи, спасённые Шиндлером от гибели во время Второй мировой войны, стали известны как "евреи Шиндлера".

Количество спасенных именно Шиндлером оценивается приблизительно в 1200 человек (800 мужчин, 300 женщин и 100 детей).

В конце 1944 нацисты начали массовое уничтожение всех евреев в Освенциме и других концентрационных лагерях, опасаясь того, что узники будут освобождены Красной Армией. Шиндлеру удалось вывезти тысячу своих подопечных в Бренец и тем самым спасти их от лагерей смерти.

В 1948 году Оскар Шиндлер эмигрировал в Аргентину, но через десять лет вернулся в ФРГ и в дальнейшем много ездил по разным странам, где жили спасённые им люди (в том числе и СССР). В 1967 он был удостоен награды Израильского мемориала памяти жертв Холокоста (Яд ва-Шем) и был назван одним из тех людей, кто достоин носить имя "Праведник Мира". В последние годы он жил в полной нищете, существуя на пособия еврейских организаций и подарки спасённых им людей.

Шиндлер был похоронен на католическом кладбище на горе Сион. На воротах кладбища – табличка с надписью: "To OSKAR SHINDLER’S grave" ("К могиле Оскара Шиндлера").

Иерусалим

Иерусалим — столица Израиля, один из самых древних городов на земле. Первое письменное упоминание о нем было сделано целых четыре тысячи лет назад. Причем упоминание это было очень необычным. Название города было написано не на каком-нибудь свитке папируса или глиняной табличке, а на египетских статуэтках, изображавших враждебные Египту города. Жрецы писали на таких статуэтках названия городов и проклятья этим городам. Иерусалим упомянут там как Урушалимум.

Название это означает буквально «основанный Шалимом». Так называлось у древних народов на Ближнем Востоке божество благополучия. В основе этого имени лежит тот же корень, от которого в еврейском языке происходит слово «мир» — «шалом» (или «салам» в современном арабском). Этим словом люди на Востоке приветствуют друг друга, желая мира и благоденствия. Поэтому, название «Иерусалим» можно перевести как «Основанный в безопасности», или «Город мира».

Города в Евангелии: по каким улицам и переулкам ходил Христос

Древний город принадлежал жителям этих мест — хананеям, пока царь Давид не отвоевал его и не сделал своей столицей. Он построил там крепость и торжественно внес в Иерусалим главную святыню еврейского народа — Ковчег Завета. В Ковчеге хранились написанные на каменных плитах 10 заповедей, которые Бог дал человеку. Спустя несколько десятилетий сын Давида — царь Соломон — построил в городе знаменитый Иерусалимский храм, украсив его золотом и драгоценными камнями. Отныне все евреи приходили сюда из своих селений, чтобы помолиться и принести жертвы Богу.

В 587 г. до Рождества Христова войска вавилонского царя Навуходоносора захватили Иерусалим и разрушили храм Соломона. Большинство жителей Израиля были угнаны в рабство и находились там почти пятьдесят лет, пока персидский царь Кир не позволил иудеям вернуться из Вавилона в Иерусалим, разрешив им восстановить храм. Но народ, вернувшийся после многолетнего пленения на свою разоренную и опустошенную землю, был не в силах украсить свой храм так, как он сделал это при Соломоне, во времена своего расцвета и благоденствия. Пять столетий скромный восстановленный храм простоял без существенных изменений. Но за 19 лет до Рождества Христова царь Ирод Великий начал его грандиозную перестройку. Это был тот самый царь Ирод, который потом зальет Вифлеем кровью убитых по его приказу младенцев.

Обновленный храм вдвое превосходил предыдущие по размерам и высоте, а по количеству украшавшего его золота вряд ли уступал храму Соломона. Самая впечатляющая деталь нового храма — платформа площадью 14 гектаров — частично сохранилась до наших дней. На ней собирались паломники и приносились в жертву животные. Для устройства платформы Ирод расширил вершину Храмовой горы, возведя по краям искусственные террасы. Южный край платформы отвесно поднимался над землей почти на 40 метров. Один из его углов, вероятно, и был тем «крылом храма», с которого сатана, искушая Христа, предлагал Ему броситься вниз.

Иисус Христос, как и все жители Израиля, с детских лет много раз посещал Иерусалим для поклонения Богу в храме. Потом, когда Он оставил дом и отправился по городам Израиля рассказывать людям о Царстве Небесном, Иерусалимский храм несколько раз становился местом Его проповеди. Здесь, в Иерусалиме, Он исцелял людей. Здесь, перед храмом, переворачивал столы меновщиков денег и выгонял прочь торговцев. Сюда Он торжественно вошел как царь под восторженные крики толпы, устилавшей Его путь своими одеждами.

А спустя всего несколько дней, избитый и окровавленный, Он смотрел, как эта же толпа кричит римскому чиновнику «Распни Его!».
Здесь, рядом с городской стеной Иерусалима, Он был распят на кресте. Здесь умер и был похоронен в пещере неподалеку от места казни, которое называется Голгофа. Здесь Он воскрес, победив смерть.

Города в Евангелии: по каким улицам и переулкам ходил Христос

Сейчас и Голгофа, и пещера, где был погребен Иисус, находятся внутри храма Воскресения Христова, построенного над этими святыми для христиан местами.

Голгофа в переводе означает «Лобное место». У этого названия есть своя история. По преданию Ной, входя пред потопом в ковчег, взял из могилы останки самого первого человека на земле — Адама и внес их с собою в ковчег, надеясь его молитвами спастись. После потопа Ной разделил эти останки между тремя своими сыновьями. Старшему сыну Симу он дал главную часть — лоб Адамов. Сим же, по данному ему от Бога пророческому дару, предал погребению лоб Адамов недалеко от того места, где спустя годы должен был возникнуть Иерусалим. Насыпав высокую могилу, он назвал ее «лобным местом» в честь головы Адама. Тут, над останками первого человека, и был распят Иисус Христос, омывший Своей кровью грехи Адама и всех его потомков.

***
На свете сегодня построено великое множество городов. Есть огромные мегаполисы, в которых живут десятки миллионов людей. Есть прекрасные старинные города, поражающие туристов своей изысканной планировкой и архитектурой. Есть веселые города-курорты, в которые люди специально приезжают отдохнуть и повеселиться.

И все же самыми важными городами в истории человечества неизменно остаются Вифлеем, Назарет и Иерусалим.
Три древних города. Три разных названия, которые были даны им в незапамятные времена. Но в каждом из них — скрытое указание на Сына Божия.

Вифлеем — «Дом хлеба», место рождения Иисуса, называвшего Себя Хлебом Небесным.
Назарет — «Веточка», селение, где Иисус — ветвь от корня Давидова — вырос и возмужал.
Иерусалим — «Город мира», в котором ценой смерти Сына Божьего произошло примирение людей с Богом.

Золотые ворота

Золотые ворота Иерусалима Золотые ворота Иерусалима

В Иерусалиме сохранилось несколько древних ворот, но наибольший интерес вызывают Золотые. Также их именуют Прекрасными или Милосердными. Они находятся с восточной стороны города, между Львиными воротами и Вратами Хульды.

Ворота сейчас запечатаны: заложить их приказал султан Сулейман I. Для иудеев они имеют особое значение. Согласно пророку Екклезиасту, именно через них Мессия пройдет во время Второго Пришествия и взойдет на Масличную гору, а камни, запечатывающие врата, рухнут. А согласно христианским текстам, Иисус уже проходил сквозь них, когда приехал в Иерусалим на Пальмовое (Вербное) воскресенье.

Спасибо за внимание! Можно не подписываться и не лайкать, но если сделаете это, автор поймет, что старается не зря :)

Овечья купель

Вифезда — это странное слово на еврейском языке звучит примерно как «бейт хисда» и означает «дом милосердия». Так называли два больших совмещенных бассейна, в которых хранился запас воды для города. Иерусалим — южный город, а в жарких странах вода в реках летом пересыхает. Поэтому в каждом большом городе строились огромные бассейны, в которых накапливалась вода на случай засухи. В Иерусалиме таких бассейнов было несколько. Но Вифезда была особенным местом и называлась так не зря. Здесь не только хранился запас воды для города, но и совершались удивительные исцеления людей от самых разных болезней.

Иерусалим: Cтроения, которые видел Христос

Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний. Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели. Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи. Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи? Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте. Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже (Ин 5:2-14).

Располагались бассейны прямо за крепостью Антония, неподалеку от городской стены Иерусалима, возле Овечьих ворот. Так назывались ворота, через которые в город гнали овец на продажу. Поэтому иногда эти бассейны называли еще Овечьей купелью. Возможно, когда-то в них поили овец, которых готовили к жертвоприношению в храме.

Историк Церкви Евсевий Кесарийский спустя четыре столетия после Рождества Христова писал об Овечьей купели следующее: «Вифезда — купель в Иерусалиме, она же и Овчая, в древности имевшая пять притворов; и ныне показывается в двух находящихся там бассейнах, из которых один наполняется ежегодными дождями, другой же имеет чудным образом окрашенную в красный цвет воду, представляя, как говорят, след омывавшихся в нем жертв, отчего и зовется: Овчий, по причине жертв».

Вифезда означает — дом милосердия. Но бассейн не может быть домом. Так были названы не сами бассейны Овечьей купели, а галереи вокруг них — те самые крытые ходы, о которых упоминает Евангелие. Это были колоннады, похожие на ту, что обрамляла храмовую платформу, только, конечно, гораздо меньших размеров. Под их кровлей и лежали несчастные, ожидавшие чудесного бурления воды в бассейнах. Евангелие упоминает лишь о пяти таких галереях. Видимо, крытые ходы Вифезды были расположены лишь вдоль пяти стен из восьми, окружавших бассейны.

Здесь в субботний день Иисус Христос исцелил человека, который страдал от неизлечимой болезни тридцать восемь лет. За это иудеи решили Его убить.

Храмовая гора

Храмовая гора и мечеть Купол Скалы Храмовая гора и мечеть Купол Скалы

Храмовая гора представляет собой обнесенное стенами прямоугольное пространство в восточной части Старого города. Когда-то здесь располагались Первый и Второй Храмы. Это место считается священным для иудеев и мусульман.

На Храмовой горе находится мечеть Аль-Акса. По значимости эта святыня занимает третье место среди мусульман, уступая мечетям в Мекке и Медине. Фасады сложены из известняка, в отделке использовано золото и белый мрамор, есть мозаичный декор. Мечеть вмещает 5 тыс. верующих.

Еще одно мусульманское святилище на Храмовой горе – мечеть Купол Скалы, основанная в конце VII в. Это один из ранних памятников исламского зодчества. Мечеть отличается прекрасными пропорциями, внутри декорирована мозаикой. Венчает здание позолоченный купол диаметром 20,5 м.

Вифлеем

Этот город расположен в Иудейских горах на высоте около 800 метров над уровнем моря. Название его на языке местных народов — Бет-Лехем, что означает буквально — дом хлеба. Откуда же такое странное название? Быть может, когда-то здесь выпекали хлеб для всего Израиля? Или выращивали так много пшеницы, что ею можно было торговать с другими городами? Но пшеница в горах растет плохо, да и хлеба в Вифлееме всегда было не больше, чем во всех остальных городах.

На самом деле название это относится к очень древним временам, когда городом владели племена хананеев. У этих племен был свой бог плодородия, которого они называли Лехем — хлеб, главная пища человека. В честь этого божества хананеи выстроили храм, который назывался «жилище Лехема», или Бет-Лехем. А уже по названию храма получил имя и сам город. Это было более 3500 тысяч лет назад. Потом Бог отдал эту землю народу Израиля. Хананеи были изгнаны из города, но название его осталось прежним — дом хлеба, или — Вифлеем.

Города в Евангелии: по каким улицам и переулкам ходил Христос

Его часто называют — город Давидов. Именно здесь родился самый знаменитый и самый любимый народом царь Израиля — пророк Давид. Его духовные стихи — псалмы — до сих пор звучат во всех христианских церквях мира. Именно Давид смог объединить разрозненные земли Израиля в единое могучее царство.

Но все же не благодаря царю Давиду весь мир знает сегодня название этого небольшого городка. Вифлеем известен прежде всего как место Рож­дества Христова. Именно здесь родился Иисус Христос.

Правда, семья Иисуса жила в то время совсем в другом месте — в городке с названием Назарет. Как же получилось, что родился Он в Вифлееме?

Дело в том, что в те времена Израиль захватили римляне и силой присоединили к своей империи. Эта империя была огромной. Она включала в себя все страны на побережье Средиземного моря, а в Западной Европе ее границы проходили по Рейну и Дунаю, и даже на Британских островах стояли римские легионы.

Чтобы лучше знать, сколько у него подданных, римский император Август решил провести поголовную перепись всех жителей захваченных земель. Для облегчения работы переписчиков каждый человек, где бы он ни жил, обязан был явиться к назначенному сроку в то место, откуда происходил его род.

Города в Евангелии: по каким улицам и переулкам ходил Христос

Как раз в тот день, когда они вошли в город Давидов, Марии пришло время родить. Но ни в одном постоялом дворе не было свободных мест, потому что множество людей так же пришли в маленький Вифлеем из других городов для переписи. Иосифу и Марии пришлось заночевать в пещерке, где местные жители содержали домашний скот. Другого убежища для них в Вифлееме не нашлось.

Жители города часто строили свои дома над такими горными пещерками так, чтобы дом стоял на скале, а пещера была как бы первым его этажом, в котором жили овцы, волы, ослики. О самом рождении младенца Иисуса Евангелие говорит очень кратко: Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.

Города в Евангелии: по каким улицам и переулкам ходил Христос

Но что же такое ясли? Сегодня мы привыкли к тому, что это слово означает детский сад для самых маленьких. Но такое значение оно приобрело именно благодаря истории Рождества Христова. На самом деле ясли — решетчатая кормушка для скота, в которую лошадям и коровам клали сено, чтобы они сквозь прутья решетки ели его постепенно, не разбрасывали сено по полу и не затаптывали его копытами. С виду ясли действительно похожи на детскую кроватку.

Гефсимания

Гефсимания и церковь Всех Наций Гефсимания и церковь Всех Наций

Местность лежит в Кедронской долине у подножия Масличной горы, с западной стороны. Здесь же находится знаменитый Гефсиманский сад, где, согласно преданию, молился Иисус в ночь перед арестом. Ранее он часто приходил сюда с учениками, что и позволило Иуде правильно указать это место римским стражникам, намеревавшимся арестовать Христа. Когда-то сад занимал обширную территорию, но сегодня его площадь – 47 × 50 м. Несмотря на множество паломников, здесь царит умиротворяющая атмосфера.

В Гефсимании есть несколько значимых объектов:

  • католическая Церковь Всех Наций, построенная в XX в.;
  • церковь Успения Богородицы с гробницей Девы Марии;
  • церковь Марии Магдалины.

В Гефсиманском саду растет восемь оливковых деревьев. Радиоуглеродный анализ позволил установить их возраст: им около 1 тыс. лет. Это, пожалуй, старейшие оливы в мире.

Виа Долороса

Участок Виа Долороса Участок Виа Долороса

Еще одно место, связанное с историей Христа, – Путь Скорби, или Виа Долороса (также Виа Долороза). Это сердце Иерусалима, и здесь расположены важные достопримечательности города. Согласно христианской традиции, этим маршрутом шел Спаситель в день своего распятия, когда его вели на Голгофу. Здесь расположены 9 из 14 стояний, или станций, Крестного пути. Они включают:

  • медресе Аль-Амария;
  • церкви Бичевания и Осуждения;
  • монастыри Эссе Хомо и Претория;
  • несколько часовен;
  • Александровское подворье.

Заканчивается маршрут храмом Гроба Господня. Каждый день множество паломников проделывают этот путь, желая приобщиться к страданиям Христа.

Храм Гроба Господня

Храм Гроба Господня Храм Гроба Господня

Финальная точка на Пути Скорби находится в Христианском квартале. Согласно преданию, здесь Христос был распят, погребен, а позже воскрес. Сейчас это действующий храм. Он поделен между шестью церквями: православной, католической, а также коптской, сирийской, эфиопской и армянской.

Главная реликвия храма – Гроб Господень, почитаемый как главная христианская святыня. Это типичная скальная гробница, где Христос после казни был положен на каменное ложе. К сожалению, Ложе сильно повреждено: многие туристы откалывают кусочки святыни и увозят с собой.

Также в храме расположена Голгофа. Она представляет собой небольшую скалу, где был распят Иисус.

Гора Сион

Гора расположена в юго-западной части Иерусалима и составляет 765 м в высоту. Это священное место для представителей разных конфессий. По преданию, именно здесь прошла Тайная вечеря – последний ужин Христа со своими апостолами. Одна из достопримечательностей горы – Сионская горница, где могло проходить это событие. Позже здесь, согласно Библии, прошел допрос Христа и схождение Святого Духа.

В том же здании, где находится горница, расположена гробница библейского царя Давида. Правда, ее подлинность не доказана. На горе есть также несколько храмов, включая Успенский храм и армянский Монастырь Спасителя.

Читайте также: