И так в древнем египте кошка занимала особое место поскольку ассоциировалась с богиней луны

Обновлено: 20.05.2024

В Древнем Египте кошки были очень популярными домашними животными. Истребляя грызунов, они защищали урожай и спасали людей от эпидемий, прежде всего чумы. Ещё они охотились на гадюк, которых много было в Египте, и могли даже участвовать в охоте на птиц или в рыбной ловле, то есть использовались в качестве охотничьих животных, как современные собаки.

Священная египетская кошка. Священная египетская кошка.

Вообще же кошек считали священными животными , связывая их с разными богами. Так, полагали, что облик красного кота принял верховный египетский бог Ра, когда он в царстве мёртвых сражался со змеем Апопом. И кот-Ра победил змея, как египетские кошки побеждали африканских гадюк!

А ещё в Египте поклонялись Баст , или Бастет , - богине радости, любви и плодородия, которую изображали с женским телом и кошачьей головой. Баст считалась дочерью бога солнца Ра и богини луны Хатор. Милостивая, благосклонная к людям, Баст носила кошачью голову, а разгневанную богиню изображали с львиной головой. Львица-Баст несла гибель врагам. Богине и её священным кошкам был посвящён целый город - Бубастис. Там был построен великолепный храм, проводились многолюдные праздники.

Египетская богиня Бастет. Египетская богиня Бастет.

Неудивительно, что египтяне были весьма почтительны к животным, посвящённым великим богам. При каждом храме, где жили кошки , служил "страж кошек", и эта важная должность передавалась по наследству. За убийство кошки, даже непреднамеренное, виновный мог поплатиться жизнью.

Когда в доме умирала кошка , все домочадцы обривали себе брови в знак траура, а тело умершей кошки мумифицировали , то есть сохраняли его от разложения с помощью специальной обработки - бальзамирования . Траур носили 70 дней, столько времени обычно занимала мумификация. Существовали специальные египетские кладбища, где находились захоронения кошачьих мумий.

Абиссинская кошка. Абиссинская кошка.

До наших дней дошло множество мумий кошек , с их помощью зоологи восстановили внешний вид самых распространённых в Египте домашних любимцев. Это были среднего размера кошки , поджарые, рыжеватые, с однотонной окраской шерсти. Больше всего из современных кошек на них похожи представительницы абиссинской породы , чьи предки тоже родом из Африки. Египтяне запрещали вывоз кошек за границы своего государства. Но когда Египет в 30 год до нашей эры был завоёван Римом, кошки, вывезенные римлянами-победителями, быстро распространились по Европе и Азии.

Экспедиция в страну Пунт

Раскрашенный рельеф из погребального храма Хатшепсут, показывающий экспедицию в Пунт. \ Фото: flickr.com.

Считается, что Пунт, или «Божественная земля», находится недалеко от современного Сомали. Экспедиция увенчалась большим успехом, и египтяне вернулись домой, нагруженные экзотическими предметами. Одной из самых амбициозных целей путешествия было привезти живые мирровые деревья для выращивания в Египте. Благовония и мирра были очень дорогими веществами в древнем мире, так как они росли в очень ограниченных местах. Тем не менее, многие культуры, включая Египет, требовали их использования в религиозных и погребальных церемониях. Настенные росписи в погребальном храме Хатшепсут показывают участников экспедиции, возвращающихся с этими деревьями. К сожалению, они плохо подходили для климата Египта, и ни одно из них не выжило, но торговля с Пунтом продолжалась на протяжении всего её правления.

Египетские солдаты, отпарившиеся в экспедицию в Пунт. \ Фото: pinterest.com.

Материалы по теме

Кто из нас не знаком с трогательной повестью Редьярда Киплинга о «Лягушонке» Маугли — мальчике, выросшем в джунглях? Даже если вы не читали «Книгу джунглей», то наверняка смотрели мультфильмы по её мотивам. Увы, реальные истории детей, воспитанных животными, не так романтичны и сказочны, как произведения английского писателя и далеко не всегда заканчиваются хэппи-эндом… Биологи называют самоотверженное поведение животных альтруизмом. В природе альтруизм встречается довольно часто. В качестве примера ученые приводят сурикатов. Когда группа сурикатов находится в поисках пищи, один самоотверженный зверек занимает наблюдательную позицию, чтобы предупредить сородичей об опасности, в случае приближения хищников. При этом, сам сурикат остается без пищи. Эта странная история берет свое начало в 1963 году, когда на Барбадосе рождаются близнецы Джун и Дженнифер Гиббонс. Известный как «Безмолвные близнецы», этот жуткий дуэт занимался написанием фантастических романов, но все не так-то просто. Джун и Дженнифер разговаривали только друг с другом! Да, вы правильно поняли: они игнорировали всех и не общались ни с кем, кроме как между собой. Этот случай так и не раскрыт до сих пор…

Каталог статей

Напишите сжатое изложение по заданному тексту. Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объем изложения – не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Исходный текст

Кошка была приручена в Древнем Египте примерно 5000 лет назад. Египет был крупнейшей аграрной державой, и запасы зерна необходимо было оберегать от нашествий грызунов. Пушистых охотников, истребляющих крыс и мышей, египтяне считали священными животными. Не случайно у верховного бога Египта Ра была кошачья голова, а богиню плодородия и материнства Бастет изображали в виде кошки.

В Китае кошка символизировала материнство. Верили, что, если повесить на дверь комнаты молодой матери пучок кошачьей шерсти, малыш обязательно будет счастлив. А в Японии хозяином кошки мог стать только очень обеспеченный человек. Содержание животного требовало огромных расходов: питомца было принято наряжать, кормить только из золотой и серебряной посуды специально приготовленной пищей и даже приставлять к нему персонального слугу.

Сегодня кошка – одно из самых любимых домашних животных и символ уюта, а многие древние приметы о ее поведении сохранились и по сей день.

Пример сжатого изложения

Кошка была приручена в Древнем Египте примерно 5000 лет назад. Египет был крупнейшей аграрной державой, и запасы зерна необходимо было оберегать от нашествий грызунов. Пушистых охотников на грызунов считали священными животными. У верховного бога Ра была кошачья голова, а богиню плодородия изображали в виде кошки.

В Китае кошка символизировала материнство. Верили, что, если повесить на дверь комнаты молодой матери пучок кошачьей шерсти, малыш будет счастлив. В Японии хозяином кошки мог стать только очень обеспеченный человек. Содержание животного требовало огромных расходов: питомца было принято наряжать, кормить из золотой и серебряной посуды и даже приставлять к нему слугу.

Сегодня кошка – одно из любимых домашних животных и символ уюта, а многие древние приметы о ее поведении сохранились.

Поиски тела Хатшепсут

Саркофаг царицы Хатшепсут, но вырезанный царицей для погребения её отца, 1473-1458 гг. до н. э. \ Фото: flipboard.com.

В Древнем и Среднем царствах Древнего Египта погребальный храм царя обычно примыкал к их пирамиде и гробнице. Однако, когда археологи раскопали погребальный храм Хатшепсут, её тела нигде не было найдено. Исследование гробницы KV20 в Долине царей, которая, как полагают, является первоначальной гробницей Тутмоса I, обнаружило предметы, связанные с Хатшепсут, а также канопу с надписью на ней. Историки полагают, что царица Хатшепсут построила пристройку к могиле своего отца и первоначально была похоронена вместе с ним, но позже её тело было вывезено. В другой гробнице в долине, KV60, были обнаружены две женские мумии. На одной из них была надпись «царская кормилица», предположительно принадлежавшая сиделке Хатшепсут, Сит-Ра.

Считалось, что второе тело принадлежит Хатшепсут, и компьютерная томография как мумии, так и коробки с канопой, найденной в KV20, похоже, подтвердила это. У мумии женщины были определённые физиологические особенности, которые согласуются с результатами компьютерной томографии других членов королевской семьи. Сканирование также показало, что у мумии отсутствовал коренной зуб с одним сломанным корнем, оставшимся в челюсти. Сканирование коробки с канопой показало забальзамированную печень, селезёнку, кишечник и один человеческий коренной зуб, без одного корня. Остаются вопросы относительно точности совпадения и вопроса об отсутствующем третьем корне верхнего моляра. Хотя абсолютная положительная идентификация не была произведена, большая коллекция косвенных доказательств позволяет предположить, что мумия с отсутствующим зубом принадлежит царице Хатшепсут.

Предыстория

Статуя Тутмоса III, ок. 1479-1425 гг. до н. э. \ Фото: egyptiangeographic.com.

Историки изо всех сил пытались собрать воедино детали жизни и правления Хатшепсут. Одним из основных факторов неопределённости является отсутствие доказательств, поскольку её имя было намеренно стёрто с египетских памятников и скульптур. По-видимому, это была работа её пасынка Тутмоса III. В течение многих лет его действия считались жестокой местью мачехе за узурпацию его трона, но тщательное расследование выявило абсолютно иные мотивы.

Хатшепсут (её изображение стёрто), стоящая перед богом Анубисом. \ Фото: maat-ka-ra.de.

Хатшепсут (её изображение стёрто), стоящая перед богом Анубисом. \ Фото: maat-ka-ra.de.

Хатшепсут никогда не преследовала своего пасынка, и, по сути, он занимал важные посты в её правительстве и возглавлял армию. Существует мало свидетельств какой-либо ненависти между ними. Большинство историков и учёных предполагают, что всё происходящее вокруг царицы было связано с восшествием на престол сына Тутмоса III, Аменхотепа II, который имея личную неприязнь к Хатшепсут, пытался вычеркнуть её из истории.

А вот ещё:

Что нам известно о единорогах


Они крупнее обычной лошади, встреча с ними сулит удачу, а их рог обладает магическими свойствами. Или нет? Что мы знаем о единорогах?

Как это часто бывает в историях, связанных с чем-то сверхъестественным, единороги появились в результате ошибки, даже череды ошибок. На печатях, найденных более 4 тыс. лет назад в городах Хараппской цивилизации, изображено животное, похожее на быка и имеющее один рог. Вероятнее всего, это животное было туром и, конечно, имело два рога, но изображение было не трёхмерным.

Античные учёные считали единорогов реальными животными, которые обитали в Индии и Африке. О необычных существах рассказывал в 400-х гг. до н. э. медик персидского царя Ктесий Книдский. Единорог изображался как осел размером с лошадь, полностью белый, но с красноватой головой и лазурными глазами. Его рог достигал длины в полтора локтя и был белым у основания, чёрным посередине и темно-красным на конце.

Животные использовали его для атаки, а люди, выпившие из рога единорога, получали иммунитет от всех болезней и ядов. Это описание довольно сомнительно, потому что сам Ктесий никогда не был в Индии и, по воспоминаниям современников, любил приукрашивать правду. Вероятнее всего, грек описывал носорога, рассказы о котором слышал в Персии, ведь тогда рог носорога действительно считался чудодейственным, а бокалы, сделанные из него, окрашивали в упомянутые цвета.

В более позднем описании животного, принадлежащем Плинию Старшему, единорог представлялся как существо с ногами слона и хвостом свиньи. Так становится очевидно, что диковинным индийским существом являлся именно носорог.

Классическому единорогу, тому самому, которого сейчас мы можем увидеть на картинах и фресках, человечество обязано Библии, а точнее нерадивым её переводчикам: «Захочет ли единорог служить тебе и переночует ли у яслей твоих? Можешь ли верёвкой привязать единорога к борозде и станет ли он боронить за тобой поле?» Это не единственное упоминание зверя в священной книге. Но почему единорог должен боронить поле?

Эта работа не кажется самой подходящей для благородного животного. И действительно, в современных переводах Библии речь идёт не о единороге, а о быке или туре, том самом, что изображён на Хараппских печатях. Так случилось, что древние лингвисты, занимавшиеся переводом Библии с иврита на греческий, не знали животного, названного в книге «реемом», а потому решили назвать его «монокеросом», что в переводе и означало «единорог». Сложно сказать, что повлияло на это странное решение, но скорее всего это случилось из-за мифов о Ноевом ковчеге, в который единорог не поместился, а потому ему приходилось плыть за кораблём, упираясь в него своим рогом.

Дальше в дело вступила народная молва. Каждый путешественник, вернувшийся с Востока, не мог не рассказать хоть что-нибудь о единороге, иначе зачем вообще надо было путешествовать? Многие описывали именно носорога, но были и те, кто не встречал животное, а рассказать что-то было делом чести, оттого со временем благородное магическое существо становилось всё прекраснее и необычнее, а носорог был признан совершенно другим животным, никак не связанным с единорогом.

Время шло, и разные диковинные животные попадали в Европу: слоны, жирафы, обезьяны, но единорога среди них всё не было, и люди стали сомневаться, был ли он вообще. К счастью для единорога, веру в него поддерживали различные знахари и врачеватели, продававшие его рог. Существовало две категории рога: «Unicornum verum» и «Unicornum falsum», то есть истинный рог и поддельный. Первый заменяли бивни мамонта, вторым являлся зуб нарвала. Независимо от категории, волшебный предмет стоил огромных денег благодаря своим невероятным целебным свойствам: рог мог излечить от любой болезни, а отравленная еда, которой он касался, становилась безвредной.

Охотники на единорогов набивали цену рогам, рассказывая о крайне сложном способе ловли чудесного животного: единороги были так сильны, что поймать их голыми руками не представлялось возможным, однако их можно было обмануть. Хитрецы утверждали, что для этого нужно было привести в лес прекрасную девственницу и оставить её ждать под деревом. Животное выходило к девушке, клало голову на её колени и засыпало.

Тут уж она звала охотников, они ловили зверя и отрубали ему рог. Нечего и говорить, что красивая история поднимала цену товара в несколько раз. В России, кстати, этот миф не закрепился совсем, потому что ни мамонты, ни нарвалы для северных народов не были особой диковинкой. Бивни мамонтов и зубы нарвалов использовали в качестве материалов для различных поделок, но никаких магических свойств им не придавалось.

Последний фармацевтический справочник на английском языке, в котором среди других лекарственных средств упоминается и рог единорога, был отпечатан в Лондоне в 1741 году. После этого вера в магическое существо стала угасать, и со временем история окончательно превратилась в легенду. В Хараппских печатях узнали обыкновенного быка, ошибку в переводе Библии исправили, а носороги уже давно перестали кого-либо удивлять. Но века таинственных историй не прошли даром, и сейчас единорог, а именно конь с зубом нарвала вместо рога, является символом мудрости, силы и чистоты практически во всех культурах.

И так в древнем египте кошка занимала особое место поскольку ассоциировалась с богиней луны

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения — не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Текст будет прочитан дважды.

Воспользуйтесь плеером, чтобы прослушать запись.

Расшифровка записи

Кошка была при­ру­че­на в Древ­нем Египте при­мер­но 5 тысяч лет назад. Еги­пет был круп­ней­шей аграрной державой, и за­па­сы зерна не­об­хо­ди­мо было обе­ре­гать от на­ше­ствий грызунов. Пу­ши­стых охотников, ис­треб­ля­ю­щих крыс и мышей, египтяне счи­та­ли священными животными. Не слу­чай­но у вер­хов­но­го бога Егип­та Ра была ко­ша­чья голова, а бо­ги­ню плодородия и ма­те­рин­ства Бастет изоб­ра­жа­ли в виде кошки.

В Китае кошка сим­во­ли­зи­ро­ва­ла материнство. Верили, что если по­ве­сить на дверь ком­на­ты молодой ма­те­ри пучок ко­ша­чьей шерсти, малыш обя­за­тель­но будет счастлив. А в Япо­нии хозяином кошки мог стать толь­ко очень обес­пе­чен­ный человек. Со­дер­жа­ние животного тре­бо­ва­ло огромных расходов: пи­том­ца было при­нято наряжать, кормить толь­ко из зо­ло­той и се­реб­ря­ной посуды спе­ци­аль­но приготовленной пищей и даже при­став­лять к нему пер­со­наль­но­го слугу.

Сегодня кошка-одно из самых лю­би­мых домашних жи­вот­ных и сим­вол уюта, а мно­гие древние при­ме­ты о её по­ве­де­нии сохранились и по сей день.

(По Е. Елизаровой)

ПОЛЬЗУЙТЕСЬ СЛЕДУЮЩИМИ РЕКОМЕНДАЦИЯМИ

1. Определите тему текста.

2. Сформулируйте основную мысль.

3. Выделите основные микротемы в каждой части текста.

4. Определите способ сокращения: исключение, обобщение, упрощение.

5. Напишите сжатое изложение каждой части и свяжите их между собой.

Критерии проверки:

Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все

Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста,

Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста,

Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на

Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для

Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и

— логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,

Хатшепсут предположительно библейская царица Савская

Визит царицы Савской к царю Соломону, сэр Эдвард Джон Пойнтер. \ Фото: google.com.

Одна из теорий предполагает, что Пунт не был регионом к югу от Египта, а на самом деле был регионом Иудеи, и что Хатшепсут на самом деле является легендарной библейской царицей Савской, которая встречалась с Соломоном. В своей книге 1952 года «Эпохи хаоса» Иммануил Великовский утверждал, что восемнадцатая династия была неправильно датирована и на самом деле появилась почти пять столетий спустя в истории. Изменение временной шкалы устраняет несколько давних расхождений между историями Египта и Израиля.

Женщина-фараон Хатшепсут. \ Фото: wordpress.com.

Это также делает Хатшепсут и Соломона современниками. Великовский указал на отрывок из известного древнееврейского историка Иосифа Флавия, написанного в I веке н. э., в котором прямо говорится, что царица Савская была «женщиной, которая в то время правила как царица Египта». Иммануил считал, что таинственная земля Пунт на самом деле относится к Иерусалиму, и что все экзотические предметы, привезённые в Египет, могли быть найдены в то время в долине реки Иордан.

Божественная роль кошек в Древнем Египте.

Расположенная на пересечении Африки, Азии и Европы, земля Египта включает в себя горячие, песчаные пустыни, пересекающиеся извилистыми ходами Нила, который держит свой путь в Средиземное море. Древние египтяне оставили огромное наследие, которое помогает нам понять множество интересных аспектов их жизни и культуры, одним из которых является своеобразное отношение к кошкам.

Кошек в Древнем Египте называли “Mau”, и с самого начала это животное занимало особое место в качестве защитника зерновых культур в стране, так как кошки убивали грызунов и змей. Благодаря этому кошки стали рассматриваться в качестве защитников и как результат, были одомашнены. Более того, сравнения ДНК показывают, что многие виды современных кошек являются потомками египетских.

Божественная роль кошек в Древнем Египте. Кот, Древний Египет, Длиннопост

Древние египтяне восхищались дружелюбными, игривыми и интеллектуальными чертами кошек. Существует достаточно исторических и археологических доказательств того, что кошка была неотъемлемой частью обычной древнеегипетской семьи.

Древнегреческий историк Геродот, путешествовавший в Древний Египет, упомянул в одном из своих путешествий важность домашних кошек. Геродот писал, что в Древнем Египте любимая кошка считалась другом и членом семьи. Когда кошка умирала, семья погружалась в глубокий траур, проводились погребальные ритуалы, а мужчины брили брови, чтобы выразить свою скорбь.

В пустыне на окраине города Бени Хасан в 1888 году египетский фермер наткнулся на захоронение нескольких тысяч кошек. Их тела были искусственно мумифицированы, что говорит о трепетном отношении к ним со стороны хозяев.

Некоторые древние боги и богини изображены в виде больших кошек. В облике домашней кошки была представлена богиня Бастет. Все кошки считались ее проявлением, а сама Бастет изображалась в виде молодой женщины с кошачьей головой. По той причине, что домашние кошки были известны своим таинственным и скрытным характером, а также способностью видеть в темноте, Бастет и все ее земные проявления стали ассоциироваться с царством мертвых.

Божественная роль кошек в Древнем Египте. Кот, Древний Египет, Длиннопост

Согласно Геродоту, популяции кошек вокруг храмов города Бубастис были настолько большими, что их регулярно приносили в жертву богине, а тела мумифицировали и продавали паломникам в качестве реликвий. Чтобы кошки хорошо себя чувствовали в загробном мире, ее погребали с игрушками, любимыми ею при жизни и даже с мумиями мышей. Кошки богачей заворачивались в тканное льняное полотно с узорами и священными текстами, на голову накладывалась золотая маска. Мумия помещалась в деревянный или известняковый саркофаг, иногда украшенный в том числе и золотом. Даже котят хоронили в маленьких бронзовых ящичках. В результате археологических раскопок, проводившихся недалеко от Бубастиса в 1980 году, было обнаружено кладбище, своеобразный кошачий Город Мертвых, на котором покоились сотни тысяч кошек. Большинство из них были погребены в богато украшенные саркофагах. Всего археологами было обнаружено около трёхсот тысяч мумий кошек, относящихся к правлению второй – четвёртой династии (третье тысячелетию до н. э).

Кошки стали очень важным и общим священным символом, стали появляться на таких объектах, как ювелирные украшения, одежда, зеркала и т.д. Искусство древнего мира было наполнено деревянными и бронзовыми статуэтками кошек, которые изготавливались и продавались в качестве декоративных украшений, защиты от злых духов, а также для погребальных церемоний.

Древнее египетское законодательство запрещало убийство кошек, за исключением, конечно, когда это делалось для жертвенных целей. Экспорт кошек был запрещен законом и приравнивался к похищени собственности фараона. Более того, когда египтяне ходили в походы или снаряжали торговые караваны и в чужих землях обнаруживали кошек, они покупали или похищали их, чтобы вернуть обратно в Египет, которому, по их мнению, те принадлежали.

С кошками связана любопытная история, по которой (согласно историку Птолемею), в 525 г. до н. э. кошки решающим образом повлияли на исход осады пограничного города Пелузия войсками персидского царя Камбиза II. Персы не умели штурмовать укрепленные города и были вынуждены остановиться у стен города. Однако, персидский царь Камбиз, прекрасно знал о том, какое влияние на египтян оказывает кошка. Был отдан приказ найти в округе кошек и привязать их к щитам впереди идущих воинов так, чтобы они были хорошо видны (по другой версии кошки были просто нарисованы солдатами на своих щитах). Когда армия персов двинулась вперед, защищенная щитами с кошками, фараон не осмелился обратить стрелы и копья во врагов, боясь убить кошек. Возникло замешательство и сумятица. Бой был проигран. Тем не менее, кошки в Египте не утратили своего положения бога вплоть до завоевания страны греками.

Храмовый комплекс

Погребальный храм Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. \ Фото: meravando.de.

Погребальный храм Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. \ Фото: meravando.de.

Строительство великолепного Погребального храма Хатшепсут велось под руководством её главного управляющего Сененмута, и на его завершение ушло около пятнадцати лет. Хотя близлежащий храм Ментухотепа II послужил некоторым источником вдохновения, храм царицы Хатшепсут значительно отличается в нескольких стилистических аспектах. Это знаменует собой переход в дизайне египетского храма от массивного геометрического стиля Старого Царства к стилю, предназначенному для более активного использования верующими. Храм высотой в три этажа, соединённый пандусами и террасами. В своё время в нём находились святилища, часовни и святилище Амона-Ра. Все они были сплетены вместе с резными рельефами, отражающими бассейны и тщательно продуманными садами экзотических растений и деревьев.

Храмовый комплекс царицы Хатшепсут. \ Фото: wowtravelegypt.com.

Погребальный храм содержит две важные, расписанные, низкорельефные последовательности, одна из которых подробно описывает знаменитую экспедицию в Пунт, а другая изображает события из жизни царицы Хатшепсут, тщательно спланированные ею для дальнейшего утверждения её права на власть. В одной из сцен Амон просит благословения других богов для великой и могущественной царицы, которая должна прийти, а затем посещает мать Хатшепсут, переодетую Тутмосом I, и зачинает Хатшепсут.

Сцена из Зала рождения из Погребального храма Хатшепсут. \ Фото: bellabs.ru.

В другой сцене, показывающей сложную коронацию Хатшепсут, её отец коронует её, передавая идею о том, что он всегда хотел, чтобы его дочь правила. Возможно, в этом есть доля правды, поскольку Хатшепсут играла активную роль в правительстве как своего отца, так и брата и пришла к власти с опытом управления. Однако, правда это или нет, это является эффективной пропагандой в поддержку исключительного права Хатшепсут на власть.

И так в древнем египте кошка занимала особое место поскольку ассоциировалась с богиней луны

У древнеегипетской кошачьей мумии обнаружили три хвоста и пять задних лап

Выяснилось, что вместо головы у этого франкенштейноподобного существа - текстильный шар, позвонки и ребра отсутствуют, зато имеются три хвоста и пять задних ног. Все это позволяет предположить, что для создания этого предмета использовалась не одна кошка, а какая-то смесь из нескольких кошек. Но почему?

2500-летняя мумифицированная египетская кошка, которая находится в Музее изобразительных искусств в Ренне, Франция, впервые прошла через компьютерную томографию.

Несмотря на то, что исследователи не ожидали подобных результатов, они утверждают, что для древних мумий животных неполный набор костей - дело обычное. Некоторые из таких мумий вообще могут не содержать костей, другие содержат только одну кость, а иногда мумия кошки - это действительно мумия кошки целиком.

Некоторые ученые полагают, что тут мы имеем дело с древней аферой, организованной недобросовестными служителями культа, но французские исследователи считают, что в древностипросто существовало множество способов изготовления мумий животных.

Объемная реконструкция костной массы на основе КТ. Древние обертывания содержат три хвоста и пять задних ног

Если людей древние египтяне мумифицировали, чтобы сохранить их тела для загробной жизни, то мумии животных обычно использовались для религиозных обрядов и жертвоприношений. В них могли участвовать кошки, собаки, рыбы, крокодилы, грызуны, птицы и бабуины - все животные, которых считали тесно связанными с богами.

Кошка в Древнем Египте была одним из главных священных животных и была связана с богиней Бастет, а шакалы, например, были связаны с богом Анубисом.

В 2015 году Манчестерский университет провел компьютерную томографию 800 мумий животных, которые датируются 1000 г. до н.э. и 400 г. н.э. Обнаружилось, что примерно треть мумий не содержит останков животных.

Прозрачная модель кошачьей мумии на основе сканов, созданная с помощью стереолитографического 3D-принтера
Модель, показывающая найденные внутри останки

Некоторые ученые считают, что высокий спрос на мумифицированных животных привел к появлению мошеннической торговли подделками. А кошачьи мумии, скорее всего, в Древнем Египте ценились особенно высоко.

Кошки в Древнем Египте были известны как "Мау" и служили символом благодати. С этими животными ассоциировались две богини - Мафдет, богиня казни и справедливости, и Бастет - богиня плодородия и материнства.

Она занималась строительством

Обелиск Хатшепсут (слева) и Тутмоса I (справа), Карнакский храмовый комплекс, Луксор. \ Фото: twitter.com.

Предыдущая династия правителей-гиксосов-оккупантов нанесла серьёзный ущерб египетскому искусству и памятникам. Хатшепсут восстановила повреждения и отстроила гораздо больше, чем можно предположить. Её работы включали реставрацию участка храма Мут в Карнаке, строительство Красной часовни в Карнаке и строительство Храма Пахета в Бени-Хасане. Во время её правления было заказано так много статуй, что сегодня почти в каждом музее мира, где представлены египетские артефакты, есть некоторые из её эпохи. На самом деле, в Нью-Йоркском музее искусств Метрополитен есть целый зал Хатшепсут, посвящённый статуям времён её правления. Хатшепсут также заказала множество обелисков, в том числе один, который остаётся самым высоким сохранившимся древним обелиском в мире.

Богиня Пахет (Пахт). \ Фото: de.wikipedia.org.

Роман с управляющим

Таинственная царица Хатшепсут. \ Фото: quora.com.

Историки также сходятся во мнениях, что у царицы Хатшепсут был любовник – не кто иной, как её главный управляющий Сененмут. Археологи были потрясены, обнаружив, что Хатшепсут позволила Сененмуту написать его собственное имя на изображениях в её погребальном храме, что является беспрецедентной честью. Он также, по-видимому, не был женат, что очень странно для зрелого египтянина, и они с Хатшепсут были похоронены в одинаковых саркофагах.

Другой ключ к этому - фрагмент интересного настенного рисунка. Рядом с храмом Хатшепсут была старая, недостроенная гробница, которую рабочие использовали в качестве дома во время строительства. На одной из его стен изображены мужчина и фараон, занимающиеся любовью. Фараон изображён довольно андрогинно, и предполагается, что этот мужчина - Сенемут. Конечно, это не доказательство любовной связи, но наводит на мысль, что у работников храма были те же подозрения, которые мучают историков сегодня.

Смерть

Сфинкс с лицом Хатшепсут. \ Фото: pp.userapi.com.

Мумия, предположительно Хатшепсут, показывает, что царица была ростом чуть выше полутора метров, имела избыточный вес и сгнила в момент своей смерти. У неё были длинные волосы золотистого цвета и накрашенные красным ногти. Современные технологии смогли ещё больше узнать о великой царице. Очевидно, в последние годы она страдала от артрита и диабета, а также от рака костей, который, как предполагается, стал причиной её смерти.

Хатшепсут, похоже, боролась с каким-то хроническим генетическим заболеванием кожи. Она пользовалась специальным лосьоном, нанося его на практически на всё тело. К несчастью для неё, лосьон оказался канцерогенным, и проникая в кожу, спровоцировал рак костей, что стало смертельным для великой Хатшепсут.

В продолжение темы о Египте, читайте также о том, что скрывает одна из самых древних и первых пирамид в мире , и как Имхотеп приложил к этом руку.

Кошачий культ: Почему Древний Египет превозносил мир кошачих?


Они живут рядом с нами уже более 10 тысяч лет и до сих пор остаются самыми таинственными и загадочными существами.

На протяжении веков к семейству кошачьих относились по-разному. Им приписывали сверхъестественные и мистические свойства, которые часто пугали и отталкивали суеверных граждан, доходя порой до кровопролития.


Но в истории было время, которое кошки, если бы могли говорить, смело бы назвали золотым — в прямом и переносном смысле.

Речь идет, конечно же, о Древнем Египте, где грациозных животных буквально обожествляли. Их увековечивали на папирусе и плитах гробниц. На эти цели не жалели никаких средств и драгоценных металлов.


Образ кошки был тесно связан с понятиями добра, любви, плодородия, материнства и защитной силы. Молодые египтянки носили амулеты с изображениями кошек и молились, чтобы боги послали им столько же детей, сколько котят изображено на их амулетах.

Богиня домашнего очага

Недалеко от дельты Нила в городе Бубастис находился религиозный центр богини-кошки Бастет. Она была дочерью верховных богов Осириса и Изиды и занимала особое место в египетской мифологии.


Богиню домашнего очага, олицетворявшую солнечный и лунный свет, часто изображали как женщину с кошачьей головой.

Дети носили амулеты с изображением Бастет, чтобы богиня защищала их от болезней и укусов скорпионов. В отдельных случаях, им даже делали татуировки с изображением кошки.

Но Бастет была не единственной богиней в кошачьем обличье. В древнеегипетской Книге мертвых можно встретить изображение Великого Мату – светлого кота, спасающего людей от змея Апопа, олицетворяющего хаос и зло.


Мумификация

Древнеегипетские кошки напоминали современных представительниц абиссинской породы. Они были среднего размера, худощавыми, рыжеватого окраса. Сегодня мы знаем об этом благодаря кошачьим мумиям, которых нашли археологи.


Смерть кошки была настоящей трагедией для любой египетской семьи. Траур по умершему животному длился около 70 дней, а члены семьи в это время брили головы и брови в знак утраты.

Умерших животных оборачивали льняной тканью, умащивали благовонными маслами и бальзамировали. Чтобы домашние любимицы «хорошо себя чувствовали» в загробном мире, к ним в могилу клали игрушки, с которыми те любили играть при жизни.


Мумия помещалась в известняковый или деревянный саркофаг, иногда украшенный золотом, если животное обитало в доме богача.

Страсти по кошачьим

Культ кошки однажды сыграл с египтянами злую шутку. Персидский царь Камбиз II, зная о священном статусе животного, использовал запрещенный прием при осады пограничного города Пелузия в 525 году до н. э.

Армия персов, по рассказам греческих историков, не могла захватить укрепленный город, и пошла на хитрость. Камбиз велел каждому солдату нести кошку в качестве живого щита.


Фараон Псамметих III не мог отдать приказ атаковать, ведь от копий и стрел могли пострадать невинные кошки. Египтяне сдались без боя, а персидский царь Камбиз основал 27-ю династию, завоевав Египет.

Товарно-кошачьи отношения

На берегах Нила кошек приручили за тысячу лет до распространения в других странах. Египтяне сами всячески препятствовали тому, чтобы кошек вывозили, ведь это значило, что животных отняли у фараона — за это преступление грозила смертная казнь.

Зная о ценности египетских кошек, финикийские торговцы, рискуя жизнью, похищали и продавали животных в другие страны. Египетские путешественники, зная об этой нечистоплотности в товарных делах, покупали и выкрадывали кошек, если видели их в чужих краях.


Но настолько влиятельный и заразительный культ кошек не мог слишком долго оставаться в стороне. Статуэтки, амулеты и музыкальные инструменты с изображением кошек были найдены в Тулузе (Франция), а на территории Великобритании археологи обнаружили массовые захоронения кошек.

Около 1500 года до н.э. домашние кошки на торговых судах были завезены в Индию, Бирму и Китай, но кошка оставалась редким зверем вплоть до начала нашего тысячелетия.

  • 7543 просмотра

Мужской образ

Статуя Хатшепсут по бокам её Погребального храма. \ Фото: pinterest.com.

Ранние изображения царицы Хатшепсут довольно женственны, что более характерно по тем временам. На полпути к её правлению резьба и скульптуры начинают приобретать более мужской облик, и её иногда показывают в традиционных одеждах мужчин-правителей Египта. В более поздний период своей жизни она была изображена полностью мужчиной, в мужской одежде и даже с традиционной бородой египетских фараонов. И совсем неудивительно, что это вызвало большую путаницу у ранних археологов, пытавшихся точно определить временные рамки и личности египетских фараонов. К концу своего правления Хатшепсут отказалась от всех титулов, которые в Древнем Египте носили исключительно женщины, и даже использовала мужскую форму своего имени.

Роман с управляющим, распри с пасынком и другие факты о женщине-фараоне Хатшепсут

Отписаться можно в любой момент.



Её часто принимали за мужчину, а о её военной кампании были наслышаны даже за пределами страны. О царице Хатшепсут, самой долго правившией женщине-фараоне в истории Египта ходит множество различных мифов и легенд. Поговаривают о том, что она не только избавилась от своего мужа, дабы занять место на троне, а и свергла собственного пасынка, став официальным фараоном Египта, наслаждавшимся долгим и процветающим правлением. О том, так ли это было всё на самом деле – далее в статье.

Военная кампания

Царица Хатшепсут. \ Фото: blogspot.com.

Взяв власть в свои руки всего в двадцать два года, Хатшепсут последовала примеру своих предшественников из восемнадцатой династии и укрепила свою власть короткой и успешной военной кампанией на юге против Королевства Куш. Изображения и надписи из гробницы Сененмута (Сенмут), Тии в Сехеле и стелы Джехути - все они отражают кампанию, причём последние два совершенно ясно указывают на то, что кампанию возглавляла сама Хатшепсут.

Читайте также: