И посети виноград сей

Обновлено: 16.05.2024

Пуговица Ч иновников "Общества благородных девиц и прочих институтов", входивших в структуры Мариинского ведомства. Ведомства благотворительных учреждений императрицы Александры Федоровны, которое занималось благотворительностью и организацией приютов, богаделен, сбором средств для помощи нуждающимся.

Внимание! В связи с экстренной ситуацией с 13.01.2020 возможны задержки с выходом на сайт, отправкой лотов и иными схожими действиями. Все обязательства будут соблюдены в полном объеме.

В ближайшее время будет выставлено большое количество лотов по коллекционированию.

Ларец Мудрости Духовной

Цитаты, притчи, изречение духовных отцов, святых старцев, праздники, тропари и евангельских чтений на сей день.


«Призри с небесе Боже, и виждь, и посети виноград сей, и утверди и, егоже насади десница Твоя»

Оглянемся же на себя, заглянем в виноградник своей души, ведь каждому из нас вручен Господом свой сад, свой виноградник, плоды которого получают тоже должное воздаяние. Есть ли в нашем винограднике Бог, есть ли в нем делание по Богу? Будет ли нам что принести Господу, сказав Ему: «Вот Твоя от Твоих, Господи!» Не трудится ли и наша душа уже в одной упряжке со злыми делателями? И вдруг ничего Божиего не найдется в нас? .Даже большинство тех, кто находится в ограде Церкви, холодным расчетливым умом исповедуя Бога, не приникли к Нему любовью сердца своего, оставляя сердце в плену страстей и прихотей своих, отдавая его не небу, но земле всецело. И, оставаясь внешне верующими, мы жизнью своей подобимся раскрашенным гробам, которые рассыпаются в прах при первом касании к ним малейшего искушения и испытания.
Но именно поэтому и оставил нам Господь притчу сию, чтобы могли мы избежать смерти, чтобы не запустел, не погиб виноградник наших душ. Ведь именно с гибели души человека начинается гибель целого народа, начинается гибель мира.
И по тому, что мы переживаем сейчас, явствует, что и наши души больны, что все меньше в мире живых Божиих душ, а значит, все ближе к нам час, когда Господь придет и предаст смерти [злых] виноградарей. (Мк.12, 9).
<…> Поспешим же делать дела Божии, пока есть еще время, пока еще время собирания плодов. Отдадим Богу спелые гроздья добрых дел наших для Бога, ради Бога и во славу Божию творимых. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин).

Лопухин А.П.

Боже сил, обратися убо, и призри с небесе и виждь, и посети виноград сей

Обратись же, Господи, и защити Своей силой Твою отрасль! Да будет над нею десница Твоя и мы не отступим от Тебя

«Обратись» - взгляни милостиво, защити.

old/ps/079/15.txt · Последние изменения: 2021/08/03 11:19 — marina

Если вы обнаружили
опечатку, выделите текст
и нажмите Ctrl+Enter

Толкования на Пс. 79:15

Так как ни закон, ни пророки не обратили Израиля, то пророк по необхо­димости просит Бога, чтобы Он обратил, т.е. исправил. Как же обратить? Призревши с неба и увидев. Но разве когда Бог не ви­дит? Но теперь пророк просит Его увидеть с особенным мило­сердием и оказать нам большее благодеяние сравнительно с преж­ними. Заметь, что про­рок просит Бога придти не только в качестве земледельца, но и в качестве врача, потому что посещать свойственно врачу, который сам по себе производит осмотр.

Итак, пророк просит Его придти в качестве врача, в качестве земледельца вновь устроить виноградник, уничтожить мы­сленного червя, и отсечь излишние разросшиеся ветви, благодаря которым он не в состоянии приносить плодов. Но ради какого виноградника? Не того, говорит, ограду которого Он разорил и который предал врагу, а ради ветви владычней, имеющей про­изойти от него. Вот почему, сказав: «посети виноград сей», про­рок прибавил: «…на Сына человеческого, Которого Ты укрепил Себе», т.е. ради Сына, имеющего родиться из иудейского виноградника, «Которого Ты укрепил Себе», посети его. И подлинно, пришествие Единородного было посещением народа иудейского, если бы иудеи приняли его. По­тому-то и Иоанн говорил: «пришел к своим, и свои Его не приняли» (Ин.1:11), равно и сам Господь: Я не пришел, «только к погибшим овцам дома Израилева» (Мф.15:24).

Беседа на псалом 79.

Призри с небесе Боже и Виждь и посети виноград сей и Утверди их, его же насади десница Твоя


<p >25 февраля 2018 года, в Неделю первую Великого поста, Торжества Православия, день празднования в честь Иверской иконы Божией Матери, митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший Экзарх всея Беларуси, совершил Божественную литургию в Свято-Духовом кафедр.

<p >25 февраля 2018 года, в Неделю первую Великого поста, Торжества Православия, день празднования в честь Иверской иконы Божией Матери, митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший Экзарх всея Беларуси, совершил Божественную литургию в Свято-Духовом кафедральном соборе города Минска.

Его Высокопреосвященству сослужили: управляющий делами Минской Экзархии архимандрит Сергий (Брич); секретарь Минской епархии протоиерей Андрей Волков и клирики Свято-Духова кафедрального собора.

Богослужебные песнопения исполнил архиерейский хор под управлением Виталия Соболевского.

Проповедь по запричастном стихе произнес клирик Свято-Духова кафедрального собора протоиерей Игорь Латушко.

После отпуста Божественной литургии Патриарший Экзарх возглавил торжественное молебное пение в Неделю Православия.

В конце богослужения митрополит Павел обратился к прихожанам и духовенству собора со словом назидания.

Патриарший Экзарх поздравил всех причастников с принятием Святых Христовых Таин и преподал всем архипастырское благословение.</p>

Изъяснение псалма 79-го.

Пс.79:1 . Начальнику хора. На музыкальном орудии Шошанним-Эдуф. Псалом Асафа.

"В конец в песнях, о изменшихся, свидение Асафу, псалом об Ассирианине». Настоящий псалом предсказывает перемену некоторых обстоятельств, – ибо сие означает, и о сем свидетельствует, слово: «изменение», а потому прилагается и слово: «свидение» . Предвозвещает же благодать Духа пленение и рабство в Вавилоне Иудеев. А изложен псалом в виде молитвы, как бы самими Иудеями приносимой Богу всяческих. Ибо пророчественная благодать научает их, какими словами должно умилостивить Бога и преклонить Его к помилованию, предсказывает также будущее спасение всем человекам Владыкою Христом.

Пс.79:2 . Пастырь Израиля! внемли; водящий, как овец, Иосифа, восседающий на Херувимах, яви Себя.

«Пасый Израиля вонми» . Тебя, Владыка, подобно пастырю, промышляющему о народе, умоляю приять прошение мое.

«Наставляяй яко овча Иосифа». Ты Иосифа, как некиими волками, уловленнаго братьями, избавил из рук их, препроводил в Египет, и превознес над злоумышлявшими. Так Пророк, изобразив попечение Божие об Иудеях, переходит к изображению общаго Божия владычества.

«Седяй на Херувимех, явися». поелику их одних некия изображения великий Моисей поставил во святая святых, и среди них поместил очистилище, от котораго бывало первосвященникам некое Божественное явление, то Пророк кстати упомянул здесь о Херувимах, и умолял явиться Седящаго на них.

Пс.79:3 . Пред Ефремом и Вениамином и Манассиею воздвигни силу Твою, и приди спасти нас.

«Пред Ефремом и Вениамином и Манассием» ; то есть, умоляю Тебя явиться народу Твоему. Ибо поименованными коленами Пророк означил весь народ; упомянул же о сих коленах, потому что сделал уже упоминание об Иосифе, а Ефрем и Манассия – сыновья Иосифовы, и Вениамин – единоматерний брат Иосифов.

«Воздвигни силу Твою, и прииди во еже спасти нас». Возбуждает Бога, как долготерпеливаго и пребывающаго в покое, и говорит: «воздвигни всю силу Твою, промышляя о нашем спасении».

Пс.79:4 . Боже! восстанови нас; да воссияет лице Твое, и спасемся!

"Боже сил обрати ны" . Освободи от рабства и даруй возвращение. Потом показывает удобность сего дела.

«Просвети лице Твое, и спасемся». Достаточно явиться Тебе, чтобы прекратить бедствия.

Пс.79:5 . Господи, Боже сил! доколе будешь гневен к молитвам народа Твоего?

«Господи Боже сил, доколе гневаешися на молитву раб Твоих?» Долго ли, Владыка, будешь отвергать мои моления, гневаясь на прегрешения мои? Рабом же Божиим именует народ, ибо другие толковники, вместо слов: «на молитву раба Твоего», поставили: «на молитву народа Твоего».

Пс.79:6 . Ты напитал их хлебом слезным, и напоил их слезами в большой мере.

«Напитаеши нас хлебом слезным: и напоиши нас слезами в меру» . Здесь переменено время, и другие переводчики представили сие, как уже совершившееся: «напитал нас хлебом слезным, и напоил нас слезами в меру». Говорит же Пророк: и пищу и питие нам растворил Ты слезами, потому что сетуя и воздыхая вкушаем необходимую пищу. Соделал же Ты сие, соразмеряя наказание с грехами. Так и Господь говорит: «в нюже меру мерите, возмерится вам» ( Мф.7:2 ). Меру сию видел и Пророк Захария, предвозвещая гибель Вавилона ( Зах. 5, 9–11 ), ибо сказал, что видит двух жен, которыя имеют крылья вдодовы, и несут меру, и которым повелено отнести ее в Вавилон. А из этого познаем правдивость Божия определения.

Пс.79:7 . Положил нас в пререкание соседям нашим, и враги наши издеваются над нами.

«Положил еси нас в пререкание соседом нашим, и врази наши подражниша ны» . В поношении стали мы у соседних народов, всегда бывших к нам неприязненными.

Пс.79:8 . Боже сил! восстанови нас; да воссияет лице Твое, и спасемся!

«Господи Боже сил, обрати ны, и просвети лице Твое, и спасемся» . Посему явлением Твоим разсей примрачное облако бедствий, и даруй нам возвращение, потому что Ты могуществен и Господь сил. Потом перечисляет Пророк древни благодеяния, умоляя о том, чтобы и им сподобиться подобнаго промышления.

Пс.79:9 . Из Египта перенес Ты виноградную лозу, выгнал народы и посадил ее.

Пс.79:10 . Очистил для нее место, и утвердил корни ее, и она наполнила землю.

«Виноград из Египта пренесл еси: изгнал еси языки, и насадил еси и́» .

«Путесотворил еси пред ним, и насадил еси корения его, и исполни землю» . Ты, Владыка, сокрушил неправедное владычество Египтян, Ты конечной гибели предал хананейские народы, а народ Твой, преведя его из Египта и даровав ему всякое удобство на пути, насадил в земле хананейской, как виноград.

Пс.79:11 . Горы покрылись тенью ее, и ветви ее как кедры Божии.

Пс.79:12 . Она пустила ветви свои до моря и отрасли свои до реки.

«Покры горы сень его, и ветвия его кедры Божия» .

«Простре розги своя до моря, и даже до рек отрасли его» . Наименовав иносказательно народ виноградом, Пророк продолжает иносказание, ибо горами называет крепость окрестных народов, сению же, покрывающею горы, простершееся на них владычество Израиля; и кедрами Божиими – превознесенных народоправителей, приявших власть от Бога; ветвями, закрывающими кедры, – царство Израильское, которое стало славнее их. А сие как знаем, совершилось при блаженном Давиде и при Соломоне, ибо великий Давид брал дань не только с Филистимлян, Идумеев, Аммонитян и Моавитян, но и с обеих Сирий; к Соломону же приходила и царица ефиопская, так пресловут был он у всех. А розгами винограда Пророк означает множество народа, и отраслями – пришельцев, присоединившихся из язычников и научившихся Богопознанию. Во всем же этом дает видеть прежнее благосостояние народа.

Пс.79:13 . Для чего разрушил Ты ограды ее, так что обрывают ее все, проходящие по пути?

«Вскую низложил еси оплот его, и обимают и́ вси мимоходящии путем?» Для чего оставил его без промышления Твоего о нем и сделал, что может обижать его всякий, кто хочет? А оплотом назвал Пророк Божие покровительство, ибо, что оплот для винограда, то промысл Божий для сподобившихся пользоваться оным. «Мимоходящии же путем» суть враги, потому что, как путники небоязненно обирают неогражденный и неохраняемый виноград и расхищают плод его, так и оставленный без Божия о нем попечения бывает доступен обидам всякаго желающаго.

Пс.79:14 . Лесной вепрь подрывает ее, и полевой зверь объедает ее.

«Озоба и́ вепрь от дубравы и уединенный дивий пояде и́» . Сим означил Пророк разныя нашествия Ассириан, потому что Салманассар и Сеннахирим разорили другие города, а Навуходоносор, осадив Иерусалим, избегших смерти отвел рабами в плен. И поелику Израиля называл Пророк виноградом, то, сообразно с сим, врага его наименовал диким вепрем, потому что зверь этот особенно вредит винограду. Уединенным же дивиим называет вепря, живущаго особо, который свирепее других вепрей, как удаляющийся общения с ними. Поэтому и Навуходоносора, который был свирепее других царей, справедливо назвал уединенным дивием.

Пс.79:15 . Боже сил! обратись же, призри с неба, и воззри, и посети виноград сей.

Пс.79:16 . охрани то, что насадила десница Твоя, и отрасли, которые Ты укрепил Себе.

«Боже сил, обратися убо, и призри с небеси и виждь, и посети виноград сей» :

«И соверши и́, егоже насади десница Твоя» . Посему умоляю Тебя, всесильный Владыка, призри свыше на опустошение винограда, и страждущих сподоби уврачевания, потому что Твое промышление доставляло ему прежнее благосостояние. Десницею же Пророк называет промысл.

«И на сына человеческаго, егоже укрепил еси Себе». Начиная с сего, Пророк показует, что от онаго же винограда произрос Владыка Христос, ибо умоляет сподобить виноград попечения ради заимствованнаго от него храма, который ясно нарек Сыном человеческим. Так и Господь в священном Евангелии, как вместе Бог и человек, именует Себя Сыном человеческим, нарекая Себе именование от природы видимой. Посему пророческое слово научает сделавшихся пленниками умолять Бога всяческих, чтобы оказал некую пощаду винограду ради имеющаго произрасти от него спасительнаго корени. Ибо так именует Себя и Господь, говоря: «Аз есмь лоза истинная, вы же рождие, и Отец Мой делатель есть» ( Ин.15:1, 5 ). Ибо Он, как человек – виноградная лоза, а как Бог – делатель, сеющий «доброе семя на селе Своем» ( Мф. 13:24 ). поелику произрос от сего винограда, который соделался ни к чему годным, и делателю приносил вместо гроздов терния, то Сам стал истинною виноградною лозою, и произрастил великия розги – множество уверовавших в Него. Их-то тень подлинно покрыла горы, а ветви собою покрыли кедры; сей-то виноград действительно «простре розги свои до моря, и даже до рек отрасли его» . Ради сея виноградныя Лозы умоляют дать пощаду и оному винограду, описывая различныя его бедствия.

Пс.79:17 . Он пожжен огнем, обсечен; от прещения лица Твоего погибнут.

Пс.79:18 . Да будет рука Твоя над мужем десницы Твоей, над сыном человеческим, которого Ты укрепил Себе,

Пс.79:19 . и мы не отступим от Тебя; оживи нас, и мы будем призывать имя Твое.

«Пожжен огнем и раскопан» . Из сего особенно видно, что псалом предвозвещает о царе вавилонском, а не об Антиохе, как представлялось некоторым, ибо царь вавилонский и храм сожег, и большую часть города предал огню. Так и здесь сказано, что враги не только ушли, собрав плоды, но раскопали и с корнем вырвали виноград, и сожгли его огнем.

«От запрещения лица Твоего погибнут».

«Да будет рука Твоя на мужа десницы Твоея, и на сына человеческаго, Его же укрепил еси Себе» .

«И не отступим от Тебе » . Ибо по заятии от нас сего Начатка, весь человеческий род познает истиннаго Бога и будет песнословить явленное ему человеколюбие.

«Оживиши ны, и имя Твое призовем». Таким образом держава смерти будет сокрушена, и мы улучим вечную жизнь, поклоняясь Тебе, Спасителю Богу.

Пс.79:20 . Господи, Боже сил! восстанови нас; да воссияет лице Твое, и спасемся!

«Господи Боже сил, обрати ны, и просвети лице Твое, и спасемся» . Посему ради всего этого и ради будущаго чрез нас спасения всем человекам, прекрати наши горести, и даруй нам возвращение. Ибо, если только явишься, мы улучим спасение.

Источник: Блаженный Феодорит Кирский : [сочинения : пер. с греч.]. - М. : Изд. совет Рус. православ. церкви, 2003-. (Творения святых отцов и учителей церкви). / Т. 2: Изъяснение псалмов. - 2004. - 535 с. ISBN 5-94625-081-7

ВИНОГРАД

Фильтр: все ссылки в Н овом З авете в В етхом З авете в Неканон ических

Ибо виноград их от виноградной лозы Содомской и с полей Гоморрских; ягоды их ягоды ядовитые, грозды их горькие;

Гедеон отвечал им: сделал ли я что такое, как вы ныне? Не счастливее ли Ефрем добирал виноград, нежели Авиезер обирал?

И вышли в поле, и собирали виноград свой, и давили в точилах, и делали праздники, ходили в дом бога своего, и ели и пили, и проклинали Авимелеха.

жнут они на поле не своем и собирают виноград у нечестивца;

виноград их побил градом и сикоморы их — льдом;

Боже сил! обратись же, призри с неба, и воззри, и посети виноград сей;

и побил виноград их и смоковницы их, и сокрушил дерева в пределах их.

но собирающие его будут есть его и славить Господа, и обирающие виноград будут пить вино его во дворах святилища Моего.

И съедят они жатву твою и хлеб твой, съедят сыновей твоих и дочерей твоих, съедят овец твоих и волов твоих, съедят виноград твой и смоквы твои; разрушат мечом укрепленные города твои, на которые ты надеешься.

Так говорит Господь Саваоф: до конца доберут остаток Израиля, как виноград; работай рукою твоею, как обиратель винограда, наполняя корзины.

В те дни уже не будут говорить: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина»,

но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет.

Буду плакать о тебе, виноградник Севамский, плачем Иазера; отрасли твои простирались за море, достигали до озера Иазера; опустошитель напал на летние плоды твои и на зрелый виноград.

зачем вы употребляете в земле Израилевой эту пословицу, говоря: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина»?

Как виноград в пустыне, Я нашел Израиля; как первую ягоду на смоковнице, в первое время ее, увидел Я отцов ваших, — но они пошли к Ваал-Фегору и предались постыдному, и сами стали мерзкими, как те, которых возлюбили.

Израиль — ветвистый виноград, умножает для себя плод: чем более у него плодов, тем более умножает жертвенники; чем лучше земля у него, тем более украшают они кумиры.

Вот, наступят дни, говорит Господь, когда пахарь застанет еще жнеца, а топчущий виноград — сеятеля; и горы источать будут виноградный сок, и все холмы потекут.

В тот день, говорит Господь Саваоф, будете друг друга приглашать под виноград и под смоковницу.

По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы?

Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада?

И поверг Ангел серп свой на землю, и обрезал виноград на земле, и бросил в великое точило гнева Божия.

и от них родились и ими вскормлены насаждающие виноград, из которого делается вино;

Виноград созреет, и кто будет топтать его? Ибо повсюду будет великое запустение.

или в винограднике обобранном не досмотрят несколько гроздей те, которые внимательно обирают виноград:

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Слова содержащие «виноград»

Библия онлайн — сайт для тех, кто хочет всегда иметь под рукой простой и удобный вариант Библии. Кроме классического синодального текста Священного Писания здесь вы найдете современные переводы, а также комментарии и толкования, которые помогут вам изучать Слово Божье. И конечно же — симфонию, которая позволяет быстро найти все встречающиеся в Библии слова. Будем благодарны, если вы захотите поддержать наше служение и поставьте на своем сайте, блоге или страничке в социальной сети ссылку на наш сайт.

Псалом 79

В конец, о изменшихся, свидение Асафу, псалом. В некоторых изданиях LХХ прибавлено: на Ассириан, как читает св. Афан., или: об Ассирианин, как у бл. Феодорита. С Евр.: «Начальнику хора. На музыкальном орудии Шошанним Эдуф. Псалом Асафа». «В прямом буквальном смысле, – говорит св. Афан., – псалмопевец просит Бога умилосердиться над порабощенным Ассириянином. Но в высшем смысле молит о тех, которые, по распятии Господнем, остаются в духовном плену у мысленных Ассириян и князя их, разумею сатану. Посему, приносит молитву, прося не умедлить пришествием Спасителя нашего и освобождением всего Израильского народа». «Настоящий псалом, – говорит бл. Феод., – предсказывает перемену некоторых обстоятельств; это и означает и об этом свидетельствует слово: изменение, – а потому и прилагается слово: свидение. Предвозвещает же благодать Духа пленение и рабство в Вавилоне Иудеев. А изложен псалом в виде молитвы, как бы самими Иудеями приносимой Богу всяческих. Ибо пророчественная благодать научает их, какими словами должно умилостивить Бога и преклонить Его к помилованию, предсказывает также будущее спасение всем человекам Владыкою Христом».

2. Седяй на Херувимех, явися. Кивот завета, на котором были изображения херувимов и среди них очистилище, где являлся иногда Бог первосвященникам, представляется как трон, на коем восседает Господь, или как колесница Божия, везомая херувимами (Под. Иез. 1:10 ; Пс. 68:18 ). Т.е. Ты, Который восседаешь на ковчеге завета, на херувимах, явись ныне, спаси нас. Св. Афанасий видит указание на перенесение ковчега завета в пустыне, когда, на златых херувимах, вверху ковчега находилась и предваряла в шествии слава Божия. «Посему Ты, седящий на херувимах и предшествующий ковчегу. даруй спасение всемощною силою Твоею» (Св. Афан.). С Евр.: «Пастырь Израиля! внемли; водящий, как овец, Иосифа, восседающий на херувимах, яви Себя».

3. Пред Ефремом, и Вениамином, и Манассием воздвигни силу Твою. Т.е. умоляю Тебя явиться всему народу Твоему. «Ибо поименованными коленами, – говорит бл. Феод., – пророк означил весь народ. Упомянул же о сих коленах потому, что сделал уже упоминание об Иосифе (во 2 ст.), а Ефрем и Манассия – сыновья Иосифовы, и Вениамин – едино-матерний брат Иосифов»; или, по св. Афан., – потому, что эти колена и прежде, в пустыне, шествовали за кивотом и видели славу Божию ( Числ. 2:18, 9:15, 14:10 ).

4. Обрати ны – «освободи от рабства и даруй возвращение» (Бл. Феод.). С Евр.: «Боже! восстанови нас; да воссияет лице Твое, и спасемся».

5. С Евр.: «Господи, Боже сил! доколе будешь гневен к молитвам народа Твоего».

6. Напитаеши нас хлебом слезным, и папоиши нас слезами в меру. С Евр.: «Ты напитал их хлебом слезным, и напоил их слезами, в большой мере». – «Здесь, – говорит бл. Феод., – переменено время, и другие переводчики представили сие, как уже совершившееся: напитал, напоил. Говорит же пророк: пищу и питие нам растворил Ты слезами; потому что, сетуя и воздыхая, вкушаем необходимую пищу. Соделал же Ты это, соразмеряя наказание с грехами».

7. И врази наши подражниша 486 ны, т.е. неприязненные нам соседние народы смеялись над нами. С Евр.: «Положил нас в пререкание соседам нашим, и враги наши издеваются над нами».

8. С Евр.: «Боже сил! восстанови нас; да воссияет лице Твое, и спасемся».

9. Виноград из Египта принесл еси. «Пророк разумеет Израиля», говорит св. Афанасий. Еврейский народ, как виноград, перенес Господь из Египта и насадил в земле Ханаанской (Бл. Феод.). Еврейский народ нередко изображается под видом винограда, далеко и широко разросшегося в земле обетованной ( Ис. 5:1 ; Ос. 10:1 ; Иер. 2:21 ; Иез. 17:6 ; Мф. 20:2, 21:33 и в других местах). Здесь (9–13 ст.) – изображением величественного и любезного Богу виноградника псалмопевец умоляет Господа спасти Еврейский народ от плена и рабства. С Евр.: «Из Египта перенес Ты виноградную лозу, выгнал народы, и посадил ее».

10. Путесотворил еси пред ним – открыл и уготовлял Евреям удобный путь из Египта в Палестину; но с Евр.: «Очистил для нее (виноградной лозы) место, и утвердил корни ее, и она наполнила землю», т.е. обетованную.

11. Покры горы сень его, и ветвия его кедры Божия. С Евр.: «Горы покрылись тенью ея и ветви ея как кедры Божии». Продолжается сравнение Еврейского народа с виноградом. Св. Афанасий под сению разумеет служение по закону, под горами – «горы Силомскую и Сионскую, потому что в сих двух местах водружена была скиния», под ветвями – «пророков, под кедрами – небесные силы». Бл. Феодорит под горами разумеет крепость окрестных народов, под сению – владычество Израиля над сими народами, под кедрами – превознесенных народоправителей, под ветвями – царство Израильское». Сн. Пс. 71:8–11 . «Давид брал дань не только с Филистимлян, Идумеев, Аммонитян и Моавитян, но и с обеих Сирий» (Бл. Феод.).

12. Простре розги своя до моря, и даже до рек отрасли своя. С Евр.: «Она пустила ветви свои до моря и отрасли свои до реки». «Розгами и отраслями винограда, – говорит св. Афан., – называется все множество народа, занимавшего всю страну от реки Евфрата до моря Индийского». Бл. Феодорит под розгами разумеет также «множество народа, а под отраслями – пришельцев, присоединившихся из язычников и научившихся Богопознанию».

13. Вскую низложил еси оплот его, и объимают (обирают) и вси мимоходящии путем. С Евр.: «Для чего разрушил Ты ограды ее (виноградной лозы), так, что обрывают ее все, проходящие по пути»? Под оплотом св. Афанасий разумеет хранение Ангелов; бл. Феод. – Божие покровительство; под мимоходящими первый разумеет нечистых демонов, последний – вообще врагов.

14. Озоба и вепрь от дубравы, и уединеный дивий (дикий) пояде и. С Евр.: «Лесной вепрь подрывает ее, и полевой зверь объедает ее», – т.е. виноградную лозу. «Врага винограда, – говорит бл. Феод., – наименовал диким вепрем, потому что этот зверь особенно вредит винограду; уединеным же дивиим называет вепря, живущего особо, который свирепее других вепрей»; и под сими зверями сей толковник разумеет врагов Еврейского народа Салманассара, Сеннахирима и особенно Навуходоносора. Последний «был свирепее других царей, а потому справедливо именует уединенным дивиим».

15. С Евр.: «Боже сил! обратись же, призри с неба, и воззри, и посети виноград сей».

16. И соверши и, его же насади десница Твоя, и на сына человеческого, егоже укрепил еси Себе. С Евр. 15 : «Посети виноградник сей, 16 ст.: – охрани то, что насадила десница Твоя, и отрасли, которые Ты укрепил Себе». Соверши и, т.е. «соделай готовым ко спасению, – приуготовь же к сему чрез Сына человеческого; ибо сказанное: на Сына человеческого – значит: чрез Сына человеческого. Кто же есть Сын человеческий, как не Сам Господь наш, Который так именует Себя в Евангелиях»? (Св. Афан.). По бл. Феодориту, «ради Сына человеческого – Владыки Христа, Который имеет произойти от сего же виноградника, призри, посети виноград сей и пощади его, сподоби страждущих уврачевания».

17. Пожжен огнем и раскопан, т.е. виноградник – врагами. «Из сего особенно видно, – говорит бл. Феод., – что псалом предвозвещает о царе Вавилонском, а не об Антиохе, как представлялось некоторым; ибо царь Вавилонский и храм сожег и большую часть города предал огню. Так и здесь сказано, что враги не только ушли, собрав плоды, но раскопали и с корнем вырвали виноград, и сожгли его огнем». С Евр.: «Он пожжен огнем, обсечен; от прещения лица Твоего погибнут».

18. Да будет рука Твоя на мужа десницы Твоея. Т.е. «да будет спасение народа чрез Того мужа, который есть десница Твоя. Кто же это, – говорит св. Афан., – как не Сын человеческий (т.е. Спаситель мира Господь Иисус Христос), Который есть Отчая Десница, хотя и сделался человеком»! (Св. Афан.). С Евр.: «Да будет рука Твоя над мужем десницы Твоей, над сыном человеческим, которого Ты укрепил Себе».

19. И не отступим от Тебе . Т.е. «когда спасет нас Десница Твоя, наименовавшаяся мужем и Сыном человеческим, тогда не отступим от Тебе , как причастившиеся жизни Твоей и наименованные Твоим именем, т.е. христианами» (Св. Афан.). С Евр.: «И мы не отступим от Тебя; оживи нас, и мы будем призывать имя Твое».

20. С Евр.: «Господи, Боже сил! восстанови нас, да воссияет лице Твое, и спасемся»!

ВИНОГРАД / Симфония для Библии

В Библии слово «виноград» встречается 24 раза.

Евфимий Зигабен

Ст. 15-16 Боже сил, обратися убо, и призри с небесе и виждь, и посети виноград сей. И соверши и, его же насади десница Твоя.

Боже, говорит, т. е. Царь горних сил, обрати, т. е. исправь, или обрати виноград Израиля от скорби к радости и из рабства в свободу, как мы изъяснили выше в 3м стихе; посети виноград сей, вместо: уврачуй его, как изнемогший и сокрушенный; соверши его в прежнем благополучии; ибо сей виноград насадила и утвердила десница Твоя, т. е. сила Твоя.

Другой говорит: С великою трогательностью и жалостью сказано: посети виноград сей. Ибо Ты, говорит, земледелатель сего винограда, видишь опустошение его, как бы недостаточно было слово к изображению повреждения, если бы он не был посещен. И как Ты, по словам Исаии посадил его, т. е. посадил его здесь, то и соверши его снова, т. е. делай его готовым ко спасению чрез Сына человеческого. Кто же это Сын человеческий, как не сам Господь наш, как Он сам Себя называет в Евангелии? Слова Исихия: Поелику ни закон, ни пророки не обратили Израиля, то по необходимости просит, чтоб обратил его Христос.

И на сына человечеснаго (призри), егоже укрепил ecи Себе.

И здесь должно подразумевать общий глагол: призри. Призри, говорит, Господи, на сына человеческого, где сыном человеческим иудеи называют Зоровавеля, который укреплен Богом при царе Дарии; почему он победил двух юношей вопросом своим, доказав, что женщины и истина побеждают все: так, говорит, женщины побеждают все, а наиболее побеждает истина (2 Ездр. 3,12). Почему, заслужив мудрым своим предложением удивление, он получил от царя позволение пойти в Иерусалим и построить снова храм и город. А мы христиане Сыном человеческим называем восприятого Богом—Словом человека, т. е. по словам Феодорита, Владыку Христа. Ибо Бог—Слово укрепил в самом Себе т. е. в Божественной ипостаси человеческую природу, и, сообщив ей Божескую свою крепость, сделал ее сильною против диавола. Это есть молитва к принявшему в соединение с собою человеческое естество, о восприятии сего смешения, чтобы он ускорил воспринять и укрепить его.

Слова Феодорита: Здесь предсказывание о прозябении от него (винограда) Владыки Христа: ибо просит, чтобы виноград удостоился попечения ради того храма, который будет взят из него, и который ясно назван здесь Сыном человеческим. Итак, пророческое сие слово учит, чтобы те, которые взяты в плен оружием, молили Бога всех о даровании винограду никоторой пощады ради имеющего произрасти из него спасительного корня. Ибо так и сам Господь называет Себя, говоря: Я есмь виноград истинный, и Отец мой делатель есть. Как человек Он есть виноград, а, как Бог, то и земледелатель, Сеющий доброе семя на поле своем. По истине сей виноград распростер ветви свои до моря и отрасли свои до рек, ибо нет места, нет под всем небом, где бы не были утверждены для сего винограда Божественные точила (тиски).

Толкование на Псалтирь 79:15

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

Толкование на Псалтирь 79:15 / Пс 79:15

Псалтирь 79 стих 15 — синодальный текст: Боже сил! обратись же, призри с неба, и воззри, и посети виноград сей;

Иоанн Златоуст (

Ст. 15−16 Боже сил, обратися убо, и призри с небесе и виждь, и посети виноград сей: и соверши и, егоже насади десница твоя, и на сына человеческаго, егоже укрепил еси себе

Так как ни закон, ни пророки не обратили Израиля, то пророк по необхо­димости просит Бога, чтобы Он обратил, т.е. исправил. Как же обратить? Призревши с неба и увидев. Но разве когда Бог не ви­дит? Но теперь пророк просит Его увидеть с особенным мило­сердием и оказать нам большее благодеяние сравнительно с преж­ними. Заметь, что про­рок просит Бога придти не только в качестве земледельца, но и в качестве врача, потому что посещать свойственно врачу, который сам по себе производит осмотр.

Итак, пророк просит Его придти в качестве врача, в качестве земледельца вновь устроить виноградник, уничтожить мы­сленного червя, и отсечь излишние разросшиеся ветви, благодаря которым он не в состоянии приносить плодов. Но ради какого виноградника? Не того, говорит, ограду которого Он разорил и который предал врагу, а ради ветви владычней, имеющей про­изойти от него. Вот почему, сказав: «посети виноград сей», про­рок прибавил: «…на Сына человеческого, Которого Ты укрепил Себе», т.е. ради Сына, имеющего родиться из иудейского виноградника, «Которого Ты укрепил Себе», посети его. И подлинно, пришествие Единородного было посещением народа иудейского, если бы иудеи приняли его. По­тому-то и Иоанн говорил: «пришел к своим, и свои Его не приняли» (Ин.1:11), равно и сам Господь: Я не пришел, «только к погибшим овцам дома Израилева» (Мф.15:24).

Источник: Беседа на псалом 79.

Феодорит Кирский (386/93−

Ст. 15−16 «Боже сил обратися убо, и призри с небеси и виждь, и посети виноград сей»: «И соверши и́, егоже насади десница Твоя». Посему умоляю Тебя, всесильный Владыка, призри свыше на опустошение винограда, и страждущих сподоби уврачевания; потому что Твое промышление доставляло ему прежнее благосостояние. «Десницею» же Пророк называет промысл. «И на сына человеческаго, егоже укрепил еси Себе». Начиная с сего, Пророк показует, что от онаго же винограда произрос Владыка Христос; ибо умоляет сподобить виноград попечения ради заимствованнаго от него храма, который ясно нарек Сыном человеческим. Так и Господь в священном Евангелии, как вместе Бог и человек, именует Себя Сыном человеческим, нарекая Себе именование от природы видимой. Посему пророческое слово научает сделавшихся пленниками умолять Бога всяческих, чтобы оказал некую пощаду винограду ради имеющаго произрасти от него спасительнаго корени. Ибо так именует Себя и Господь, говоря: «Аз есмь лоза истинная, вы же рождие, и Отец Мой делатель есть» (Ин.15:1). Ибо Он, как человек — виноградная лоза; а как Бог — делатель, сеющий «доброе семя на селе Своем» (Мф.13:24). Поелику произрос от сего винограда, который соделался ни к чему годным, и делателю приносил вместо гроздов терния; то Сам стал истинною виноградною лозою, и произрастил великия розги — множество уверовавших в Него. Их-то тень подлинно покрыла горы, а ветви собою покрыли кедры; сей-то виноград действительно «простре розги свои до моря, и даже до рек отрасли его». Ради сея виноградныя Лозы умоляют дать пощаду и оному винограду, описывая различныя его бедствия.

Евфимий Зигабен (

Ст. 15−16 Боже сил, обратися убо, и призри с небесе и виждь, и посети виноград сей. И соверши и, его же насади десница Твоя.

Боже, говорит, т. е. Царь горних сил, обрати, т. е. исправь, или обрати виноград Израиля от скорби к радости и из рабства в свободу, как мы изъяснили выше в 3м стихе; посети виноград сей, вместо: уврачуй его, как изнемогший и сокрушенный; соверши его в прежнем благополучии; ибо сей виноград насадила и утвердила десница Твоя, т. е. сила Твоя.

Другой говорит: С великою трогательностью и жалостью сказано: посети виноград сей. Ибо Ты, говорит, земледелатель сего винограда, видишь опустошение его, как бы недостаточно было слово к изображению повреждения, если бы он не был посещен. И как Ты, по словам Исаии посадил его, т. е. посадил его здесь, то и соверши его снова, т. е. делай его готовым ко спасению чрез Сына человеческого. Кто же это Сын человеческий, как не сам Господь наш, как Он сам Себя называет в Евангелии? Слова Исихия: Поелику ни закон, ни пророки не обратили Израиля, то по необходимости просит, чтоб обратил его Христос.

И на сына человечеснаго (призри), егоже укрепил ecи Себе.

И здесь должно подразумевать общий глагол: призри. Призри, говорит, Господи, на сына человеческого, где сыном человеческим иудеи называют Зоровавеля, который укреплен Богом при царе Дарии; почему он победил двух юношей вопросом своим, доказав, что женщины и истина побеждают все: так, говорит, женщины побеждают все, а наиболее побеждает истина (2 Ездр. 3,12). Почему, заслужив мудрым своим предложением удивление, он получил от царя позволение пойти в Иерусалим и построить снова храм и город. А мы христиане Сыном человеческим называем восприятого Богом—Словом человека, т. е. по словам Феодорита, Владыку Христа. Ибо Бог—Слово укрепил в самом Себе т. е. в Божественной ипостаси человеческую природу, и, сообщив ей Божескую свою крепость, сделал ее сильною против диавола. Это есть молитва к принявшему в соединение с собою человеческое естество, о восприятии сего смешения, чтобы он ускорил воспринять и укрепить его.

Слова Феодорита: Здесь предсказывание о прозябении от него (винограда) Владыки Христа: ибо просит, чтобы виноград удостоился попечения ради того храма, который будет взят из него, и который ясно назван здесь Сыном человеческим. Итак, пророческое сие слово учит, чтобы те, которые взяты в плен оружием, молили Бога всех о даровании винограду никоторой пощады ради имеющего произрасти из него спасительного корня. Ибо так и сам Господь называет Себя, говоря: Я есмь виноград истинный, и Отец мой делатель есть. Как человек Он есть виноград, а, как Бог, то и земледелатель, Сеющий доброе семя на поле своем. По истине сей виноград распростер ветви свои до моря и отрасли свои до рек, ибо нет места, нет под всем небом, где бы не были утверждены для сего винограда Божественные точила (тиски).

Лопухин А.П. (1852−1904)

Боже сил, обратися убо, и призри с небесе и виждь, и посети виноград сей:

Обратись же, Господи, и защити Своей силой Твою отрасль! Да будет над нею десница Твоя и мы не отступим от Тебя

Псалтирь, псалом 79

Открыть псалом: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150

Призри с Небесе Боже и Виждь и посети виноград сей и Утверди их его же насади десница Твоя. 2018.


<p >26 апреля 2018 года, в четверг 3-й седмицы по Пасхе, день 32-й годовщины аварии на Чернобыльской АЭС и по случаю 20-летия со дня освящения храма митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший Экзарх всея Беларуси, совершил Божественную литургию в храме ик.

<p >26 апреля 2018 года, в четверг 3-й седмицы по Пасхе, день 32-й годовщины аварии на Чернобыльской АЭС и по случаю 20-летия со дня освящения храма митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший Экзарх всея Беларуси, совершил Божественную литургию в храме иконы Божией Матери «Взыскание погибших» города Минска.

Его Высокопреосвященству сослужили: благочинный 2-го Минского городского округа, протоиерей Игорь Коростелёв; настоятель прихода, протоиерей Павел Латушко; секретарь Минской епархии, протоиерей Андрей Волков и клирики храма.

Перед богослужением, на площади перед храмом, Патриарший Экзарх обратился с приветственным словом ко всем присутствующим, а затем совершил литию по жертвам Чернобыльской катастрофы. На молитве присутствовали: ликвидаторы аварии; заместитель Министра внутренних дел Республики Беларусь, Александр Петрович Барсуков; сотрудники Минского областного управления департамента охраны, сотрудники и курсанты Центра повышения квалификации и Специализированного лицея МВД, а также курсанты Института пограничной службы Республики Беларусь.

После этого Патриарший Экзарх совершил чин освящения новых колоколов для звонницы храма, а затем священнослужители и молящиеся проследовали в храм, где была совершена Божественная литургия.

Богослужебные песнопения исполнил хор под руководством Кеженовой Ларисы.

Проповедь перед Причастием произнёс протоиерей Андрей Кузьма.

По заамвонной молитве Патриарший Экзарх совершил молитву о пострадавших от чернобыльской катастрофы, и совершил славление Воскресению Христову.

По окончании богослужения митрополит Павел обратился к прихожанам и духовенству храма со словом назидания.

Владыка Экзарх поздравил причастников с принятием Святых Христовых Таин, преподал всем архипастырское благословение и на молитвенную память вручил иконки Пресвятой Богородицы.</p>

Еп. Ириней (Орда)

Боже сил, обратися убо, и призри с небесе и виждь, и посети виноград сей

Не долго Бог может терпеть это; да посетит же Он скорее Своею милостию Свой виноградник, о котором Он прежде так заботился и который теперь так сильно поврежден, и Своим всемогуществом снова да восстановит его.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Блж. Феодорит Кирский

Ст. 15-16 «Боже сил обратися убо, и призри с небеси и виждь, и посети виноград сей»: «И соверши и́, егоже насади десница Твоя». Посему умоляю Тебя, всесильный Владыка, призри свыше на опустошение винограда, и страждущих сподоби уврачевания; потому что Твое промышление доставляло ему прежнее благосостояние. «Десницею» же Пророк называет промысл. «И на сына человеческаго, егоже укрепил еси Себе». Начиная с сего, Пророк показует, что от онаго же винограда произрос Владыка Христос; ибо умоляет сподобить виноград попечения ради заимствованнаго от него храма, который ясно нарек Сыном человеческим. Так и Господь в священном Евангелии, как вместе Бог и человек, именует Себя Сыном человеческим, нарекая Себе именование от природы видимой. Посему пророческое слово научает сделавшихся пленниками умолять Бога всяческих, чтобы оказал некую пощаду винограду ради имеющаго произрасти от него спасительнаго корени. Ибо так именует Себя и Господь, говоря: «Аз есмь лоза истинная, вы же рождие, и Отец Мой делатель есть» (Ин.15:1). Ибо Он, как человек – виноградная лоза; а как Бог – делатель, сеющий «доброе семя на селе Своем» (Мф.13:24). Поелику произрос от сего винограда, который соделался ни к чему годным, и делателю приносил вместо гроздов терния; то Сам стал истинною виноградною лозою, и произрастил великия розги – множество уверовавших в Него. Их-то тень подлинно покрыла горы, а ветви собою покрыли кедры; сей-то виноград действительно «простре розги свои до моря, и даже до рек отрасли его». Ради сея виноградныя Лозы умоляют дать пощаду и оному винограду, описывая различныя его бедствия.

Читайте также: