Гродно или брест куда лучше поехать

Обновлено: 16.05.2024

Побывав в Гродно пару лет назад, я был немного разочарован главным туристическим городом Беларуси. Показалось, что на фоне Бреста или Витебска, в которых есть не меньше крутых достопримечательностей, Гродно этого звания не заслуживает.

Из-за коронавируса пришлось проводить отпуск в границах родной страны. Поэтому для начала я с семьей сгонял на Голубые озера — проверенные и замечательные во всех отношениях. После созерцания белорусской природы мы с женой решили отправится в Гродно на 3 дня.

В этот раз Гродно не просто приятно удивил, но и заставил понять, насколько ошибочными были мои впечатления от первой поездки, которые послужили основой предыдущего гайда по Гродно.

Здесь я не буду повторяться, рассказывая как доехать до Гродно и расписывать основные достопримечательности. Все это было в прошлом посте. Здесь же я предлагаю посмотреть на мои свежие фотки, снятые на Huawei P40 Pro, и насладиться Гродно вместе со мной. Заодно расскажу обо всех крутых локациях для съемки, поделюсь своими ощущениями от города и того, как он вырос за пару лет в сфере туризма. Упомяну о лучших кафе и заведениях Гродно. Поехали!

Как мы съездили в Гродно — Брест — Минск этой осенью 2018 (часть 2)


Всем привет!
Продолжу своё повествование о нашем недавнем путешествии по братской республике Беларусь. Начало здесь.

День 4. Гродно — Брест.

Проснувшись рано утром, покидали вещи в машину, сказали спасибо хозяйке и направились к следующей точке нашего маршрута. В Брест я хотел попасть давно. Причин много, но основная она у всех одна. Выделен был всего один день, поэтому медлить не хотелось, и планировали заселиться уже к обеду.

Проехать надо было около 250 км, выбрал путь вдоль границы, но на Каменец не сворачивал, а поехал прямо на Пружаны, далее направо к границе. Гродно проводил нас небольшой пробкой в центре, далее после моста через Неман на кольце повернул налево, чуть дальше примерно через полкилометра ушёл плавно направо. На указателях никакого "Брест туда" не было. Опять же спасибо MAPS.ME, которые работали офлайн. Приблизить, отдалить, ага, нам на Большую Берестовицу. Погнали. Шёл небольшой дождик, но удалось оценить растянутость спального района с южной стороны города, причём слева были многоэтажки, справа уже поля обработанные. Есть, где разгуляться строителям, вопрос, стОит ли?

Я честно забыл, какое ограничение в городе и "не на магистрали". К тому же, я толи пропустил, толи его не было, знака об окончании населённого пункта. Но быстро решил задачу: впереди ехали гаишники, обгонять их не решался, хотя местные аккуратно, пока 2 полосы, обходили их. Далее дорога сузилась до 1 полосы, и они (гаишники) "поехали". Мигалок нет, ну и я за ними. Так, фары включены, не докопаются)

Можно было бы и не стараться, примерно в 10 км от города на съезде на объездную к границе был лукойл (цены, как и на остальных заправках 1.44). Там тоже без истории не обошлось. Вставил пистолет, подхожу к тётеньке, говорю всё по старой схеме: "Вот 40 рублей". Она мне раньше, чем через 30 секунд: "Вот ваша сдача, " — и высыпает мне. У меня первая мысля: мне надо было литров 30 залить, это какой должен был быть напор? Вторая мысля: а че у меня сдача 35, наверное ошиблась. Возвращаюсь, показываю, она мне, так у вас всего 3 литра. У меня на тот момент, помню, какие-то тараканы в голове бегали по работе там и по фигне всякой. Короче, я кивнул "ага", сел, отъехал от стойла, чтобы записать в бортовик. Тут разум вернулся. Какие нафиг 3 литра, стрелка, как была на 2/3, так и стоит. По второму кругу, но на другую колонку. А, забыл упомянуть, на заправке ремонтировали здание человек 5 строителей, которые за всем каламбуром наблюдали, мол, че этот русский крутится здесь) Короче, я вернулся. Мне тётенька так в шутку, ничесе она у вас бензина жрёт) Но сразу, вы не первый, там что-то с автоматом, отщёлкивает раньше времени, забыла вам сказать. На соседней колонке всё прошло, как надо. Пожелали друг другу хорошего дня, и мы двинули дальше. Вот фото ценника на бенз с пары заправок (этот лукойл и белнефтечётотам на трассе Брест — Минск).


Что скажу про дорогу.
Я её разделил на 3 участка. Первый — это до Свислочи; второй — до Пружан, третий — до Бреста. Так вот, первый участок он маячит где-то между 4 и 4,5 баллами (из 5). Колейности нет, встречаются редко заплатки. Если ехать 60, то она идеальна, но. Вы посмотрите последнее фото из прошлой записи, какие там нафиг 60, я ехал 110 и то, себя сдерживал. После Большой берестовицы, машин ваще нет. Дорога везде насыпная, но на скорости от 100, жена спать не смогла, вечно машину подкидывало. А когда могла, я её будил, словами "есть там кто?"))))) мммм это прям вишенка на торте, ей же спать хотелось)) Но потом мне человечка стало жалко, и я выезжал на встречку метров за 200 до обгоняемой машины (главное противотуманки не выключать, чтобы видели), они там все до 100 едут, а грузовики и того меньше, но все сразу уходят вправо. Хорошее покрытие было на участке между Берестовицей и Свислочью по дороге Белосток (Польша) — Волковыск (Беларусь), т.е. у границы (оно и понятно), но по нему ехать надо было километров 5, далее направо сворачивать.

В этом году по дорогам республики стало больше машин ездить с фарами. В солнечную погоду, считаю, идиотизмом вводить такие правила. Но. Когда мы выезжали из Гродненской области, шёл дождик, и ни одна встречка не ехала со светом, это тоже идиотизм. Вот когда надо, реально, никто не включал. Ну да ладно, второй этап — это идеальнейший участок прямо от Свислочи (сразу за городом) до Пружан. Блин, я что, в автомобильном раю?


Полный размер

Сразу вспомнилась дорога от Калуги на Тарусу (осенью 2017). Впечатления были схожие. Но они были разбиты вдребезги, только я проехал стеллу "Тарусский район", там не дорога, а очко. Что-то я в сторону ушёл. Дорога мне настолько понравилась, что я решил, когда поеду в Европу, обязательно сделаю крюк, и проеду этот участок ещё разок, к тому же, это же Беловежская пуща. Интересно, а какая дорога была бы, если б мы свернули в середине участка на Каменец? Деревья нависают над дорогой, как в сказке, машин нет. Мы даже остановились перекусить и размять конечности.


Полный размер

Третий участок был такой же, как и первый, разве что, ехали чисто через лес, и грибников было поменьше, чем на втором, а трафик поплотнее, но не сильно.

Въехали в Брест, дороги так себе, может мы ехали там, где они так себе, а в других местах не так себе, а очень даже. Остановились в домике южнее города, километров в 5 от границы в микрорайоне Гершоны, Пихтовая 10. Народ, это суперский домик с несколькими огромными (несколько комнат) номерами. Называется вроде Серджио Апартментс, короче вот вам место для остановки, мы были в первый раз и сразу в 10ку. Отдали всего 57 рублей (24 доллара что ли). Скинули чемоданы и направились в Брестскую крепость.


Полный размер

Сказать, что это место обязательно к посещению, ровным счётом сказать ничего. Очень атмосферное место. Гуляли мы часа 2-3, не помню уже. Дошли до одного из ДОТов севернее крепости, потом вернулись к центральному входу тропами (спасибо maps.me). Заезд на стоянку с пересечения ул. Зубачёва и ул. Гоголя, а не с ул. Зубачёва и проспекта Машерова, как на одном знаке было указано (пришлось возвращаться до кольца и разворачиваться).

Далее поехали в сторону центра, прошлись по центральной пешеходной улице Советской, по ней ничего не скажешь о городе, поэтому свернули на соседние улицы. Если сравнивать с Гродно, Брест более загружен, если так можно назвать, больше людей. Цены такие же. После прогулки заехали в пиццерию и заказали на дом. Спасибо персоналу Доминос пицца (у гостиницы Интурист на пересечении Машерова и 17 сентября), что доставили пиццу за пределы своей территории. "Можно сделать исключение, " — посмотрел доставщик через плечо на нашу машину (припарковался сразу за нами), поняв, что неместные.

День 5. Брест — Минск.


Полный размер

Она практически прямая. Все 350 км я хотел спать. Участок от Минска до границы и то в десятки раз интереснее, там хоть иногда встречаются повороты и небольшие перепады высот. Здесь тебя пробуждает колея в правой полосе и редко встречающиеся, но всё же встречающиеся заплатки, которые нифига не вровень с дорогой. Встретили несколько раз полицейских, рядом с которыми стояли исключительно машины с российскими номерами. Насторожились. Но зря, ехал 120, иногда 130, камеры стоят редко, есть предупреждения. Ещё, выезжая из Бреста, каждые пару километров поселения, только разгонишься, снова тормозишь. В поселение въезжаешь, сначала ограничение 80, потом 60, наверное, чтобы успели оттормозиться. Это плюс.


Полный размер

Вдоль дороги всякие фигурки из сена. Часто встречалась военная техника (дорог то других нет). По пути устроили себе развлечение. Километров за 100 до Минска. Есть 2 замка — Мирский и Несвижский. Решили заехать в первый, чтобы развлечь себя в следующий раз другим.


Полный размер

Но как только мы свернули к Мирскому замку, по небу шла серая волна. Короче, нас накрыл дождь. Но погулять, всё равно, получилось. На экскурсию не пошли, не очень то хотелось, но остановка на тему "размять ноги" — самое то.


Полный размер

Дальше двинули к Минску. Если бы не этот отбойник с газоном, у меня сложилось бы ощущение, что мы к Москве подъезжаем из-за количества трафика и серой погоды)


Полный размер

После въезда ощущение никуда не ушло.


Полный размер

По дороге заехали снять деньги в тот же БПСсбербанк, что и в прошлой части (Чкалова 18 к 1), обменяли обратно доллары (100$ = 211 белорусских) и поехали заселяться в дом на улице Сторожевской 8. Отдали за 3 ночи 115 долларов (230 рублей). Чистая однушка с суперским видом


Полный размер


Полный размер

Ответьте мне на вопрос. Кто такой умный построил такое чёрное здание на том берегу? Как бородавка. Не, ну серьёзно. Да, торговый центр и небоскрёб, но по цвету ни к селу, ни к городу.

День 6. Минск.
День 7. Минск.


Полный размер

Как я уже и писал, у каждого должно быть своё путешествие, и я не стану вам навязывать свою экскурсию. Эти 2 дня мы ходили по большей части севернее и северо-восточнее от центра, ну и по центру (потому что в прошлом году мы затронули направления — юго-западное, центральное, юго-восточное, восточное)


Полный размер

Дошли до ресторана "Друзья", всей молодёжью так любимое. Отведали их пивасика с бургерами. Цены за обед не выше, чем в PAULе. Вообще, много гуляли по городу, потому что у меня зад был чугунный. Уже серьёзно задумываюсь ставить сидения от второго кузова. Кстати, где все праворульки? Запрещены? Уже второй прелюд с левым рулём. Ещё в субботу вечером, кто-то с шиком играл свадьбу


Полный размер

Ну, а дальше, что дальше, дальше двинули домой. Спасибо, Минск.


Полный размер

День 8. Минск — Москва.

В понедельник утром выбирались из Минска минут 25-30. Очень много машин. До границы доехали спокойно, но. Мне папа сказал, что надо пристроиться за фурой у границы, чтобы не поймали за штрафы. Как назло фур на этом участке не было, и я не стал ждать. В итоге сцапали. Камера стоит и считывает номера в районе поворота на Шуховцы или Застенки (там точно висит. она или не она, не знаю). Сколько я отдал, за что и где в следующей части. Итоговой.

Скажу честно, дорога у нас лучше. Если бы была по загруженности, как в Беларуси, ваще был бы кайф)


Полный размер

Мы не попали в пробку в районе Дорохово и Кубинки. Это огромнейший плюс. В прошлом году там простояли часа 2. Очень сильно вымотало. Поэтому наш совет — едьте в будни. В Москве немного на трёшке потолкались, потом свернули на южнопортовую и через печатники вышли в марьино. Такое вот путешествие спонтанное у нас получилось.

Где вкусно и красиво поесть в Гродно. Мой личный список заведений

В этот раз удалось изучить гастрономическую часть Гродно более вдумчиво. Что понравилось и что рекомендую:

Проходная (Мостовая, 31). Пожалуй, самое крутое место для ранних завтраков (кафе работает с 9 утра) в Гродно. Завтраки здесь и правда хорошие, кофе тоже. Самое оно, чтобы хорошо начать день.

Джезва (Советская, 5). Модное местечко на Советской, куда стоит заглянуть перекусить и передохнуть от фотографии, наслаждаясь бокалом белого.

Кофейная Какао (Советская, 6-2). Лучшее кофе в Гродно и просто нереально вкусное какао, такое даже в Минске найти трудновато. И чуть не забыл про вкусняшки – они здесь божественные!

Хотей (Элизы Ожешко, 1). Хотите суши, тогда идите в Хотей — недорого и вкусно. Интерьер уже не модный, но все нивелируется качественном еды.

Панорама (Мостовая, 37). Старомодное место с неплохой едой, можно заглянуть если в хипстерской Джезве вам неуютно.

Форно (1-я Трудовая, 10). Гродненский аналог Андердог (пицца в дровяной печи). Топовое место, советую смело.

Из доставок по-хорошему удивила Гоу-гоу пицца (gogopizza.by). Ребята молодцы, пицца уровня Лисицы или даже Додо. Можно смело заказывать у них, если лень вечером куда-то тащиться.

Повторюсь, еще ни разу я так сильно не менял свое мнение о городе после повторного посещения. Сколько я не ездил в Варшаву, но этот город так и не полюбил. То же самое и про Вильнюс — для меня это один из самых приятных городков для прогулок и фотографий, хотя я прекрасно понимаю, что ему очень далеко до многих городов, даже до тех же Риги или Кракова .

Чуть не забыл рассказать, где остановился в Гродно. В городах я всегда предпочитаю бронировать жилье AirBnb, это безопасно и всегда качественно. В этот раз жил в этой квартире и это действительно один из лучших объектов размещения в Гродно. Кликните, чтобы понять, насколько крутую панораму на Неман и уютный интерьер она предлагает. Если надумаете, то используйте мою скидку на первое бронирование. Пройдите по ссылке , зарегистрируйтесь в AirBnb и на ваш аккаунт сразу же прилетит 37 евро. 👍

Гродно — это идеальный вариант для окончания отпуска в эпоху пандемии коронавируса, когда вы сначала отдохнули недельку на Браславских озерах или на Нарочи, а потом поехали покутить в приятный городок. Здесь есть все для комфортного городского отдыха — общепит на любой вкус и кошелек, большая, по меркам Беларуси, историческая застройка, а также ощущение старины. Что еще нужно, чтобы хорошо и культурно отдохнуть, не выезжая из страны?

Если расставить белорусские областные центры по привлекательности для минчан-туристов, то выйдет вот что


Гродно

01 Пкщвтщ

Гомель

02 Gomel

В общем, Гомель получает заслуженное второе место!

Могилев

mogilev.jpg

Брест

04 brest

Витебск

05 vitebsk

▶︎ Неожиданные закоулки Минска, странные находки, забавные детали. Телеграм-канал "Минск и минчанин". ◀︎

Как мы съездили в Гродно — Брест — Минск этой осенью 2018 (часть 3). Итоги.


Всем привет!
В этой части я хотел бы подвести итоги нашего путешествия "по ближайшему западу". Первые 2 части тут и тут . Итоги в плане: дороги, штрафы, заправки, апартаменты, цены за всё, и переведу всё в российские рубли, исходя из курса 1 белорусский = 31 российский рубль (на самом деле чуть меньше).

Надеюсь, что кому-то пригодится.
Напомню, наше путешествие продлилось 8 дней (последняя неделя сентября).


Полный размер

Штрафы
На сколько мне известно, с этого года (с марта, кажись) в Белоруссии возросли штрафы. Актуальные можно посмотреть на сайте autotraveler . Я всегда пользуюсь этим сайтом. Информация постоянно обновляется. Не только по штрафам и не только по этой стране. Ниже я хотел бы прикрепить картинку с основными штрафами, так сказать, за что нас чаще ловят.


Полный размер

А теперь там, где меня поймали:
1. 24.09.18 15:32. Витебская область, Дубровенский район, а/д БРЕСТ-МИНСК-ГРАНИЦА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 593 км (то есть по дороге туда недалеко от границы). 72 км/ч (превышение на 12 км/ч) = 12 рублей.
2. 25.09.18 16:30. Минская область, Воложинский район, а/д МИНСК-ГРОДНО-ГРАНИЦА РЕСПУБЛИКИ ПОЛЬША 59км. 74 км/ч (превышение на 14 км/ч) = 12 рублей.
3. 25.09.18 17:49. Гродненская область, Лидский район, а/д МИНСК-ГРОДНО-ГРАНИЦА РЕСПУБЛИКИ ПОЛЬША 151 км. 97 км/ч (превышение на 37 км/ч) = 98 рублей, КАРЛ! = 3000 рублей за 37 км.
Я заплатил 12+12+98 белорусских рублей. На наши — 3782 рубля
А теперь внимание! Для тех, кто не в курсе. Не доезжая примерно 1-2 км до границы (чуть раньше стоит пост), на столбе висит камера в районе поворота на Шуховцы или Застенки (не помню), она считывает номера и передаёт инфу на тот пост. Я ехал в потоке среди легковушек, мент вышел на центр и именно меня выцепил из потока. Внутри у них стоят мониторы, мне сразу показали фото и даже на карте указали, где примерно были нарушения. Выходят они только к нарушителям (при мне больше никого не тормозили). Там же стоят банкоматы, оплата без комиссии, нал тоже надо в банкоматы засовывать, в руки не берут. Говорят, рекорд был — 8000 баксов за 2 или 3 месяца кто-то накатал. Если нет денег, оставляй права. Я им сказал: "Так у вас через 2 или 6 месяцев всё стирается ведь, а мы права восстановим". Мне ответили: "Это раньше, а сейчас, как только выписано постановление, всё заносится в общую базу, и если ты захочешь уехать в Европу, то в Бресте тебя обязательно попросят "закрыть" все свои неоплаченные нарушения". Так что вот так. С собой у меня было рублей 100 белорусских, может чуть больше, остальное на карте. Их и оставил.

Заправки
В период нашего путешествия (24.09-01.10) цены на бензин АИ 95-к5 были примерно такими.


На протяжении всего пути цена изменялась максимум на 1 копейку (и то в Минске). Бензин, со слов местных, под строгим надзором, да и я сам не замечал разницы в поведении машины (опробовал 3 сети — лукойл, белнефтехим и белещёчтототам). Но всё же старался заправляться на основных магистралях))
Сколько я заправил с точностью сказать не могу, потому что первая заправка была в Краснознаменске, а крайняя недалеко от границы Московской и Смоленской губерний (между ними километров 130, наверное). Но всё же:
Залито в бак АИ 95к5 — 290 литров на сумму = 12865,86 рублей. Чтобы точнее рассчитать, уберите ещё около 60 км от дома до Краснознаменска и от границы губерний до дома, ну сколько, 190 км. То есть, 2442,7 км — 250 км = 2192,7 км. Делим на 243 литра, потому что выехал из дома с полупустым баком и долил 47 литров на первой заправке. Получаем:
средний расход = 11 литров / 100 км, при скорости по трассам 100-130 км/ч (с учётом постоянного полного привода, к тому же туда 500 км шёл дождь, и ехали против ветра), ехал бы постоянно 110, вошёл бы в 9-10;
среднюю цена за литр = 44,36 рублей (общую сумму за бензин делим на литры);
среднюю цену за километр = 5,87 рублей (общую сумму за бензин делим на километры).

Апартаменты
Останавливались мы в:
1. Гродно, улица Ожешко 34. Квартира, 2 комнаты. Отдали 113,4 рубля или 54 доллара — 3515,4 российских за 2 ночи (приехали вечером, следующий день гуляли, уехали утром).
2. Брест, Пихтовая 10. Часть дома, примерно 150 квадратов (номер). Отдали 57 — 1767 рубля за сутки.


Полный размер

3. Минск, Сторожевская 8. Квартира, 1 комната. 115 долларов или 230 белорусских — 7130 рубля за 3 ночи.


Полный размер

ИТОГО за апартаменты — 12412 рублей

Цены
Если сравнивать только столицы, то одежда дороже (смешно), еда дешевле. В провинции дешевле всё. Давайте я приведу несколько примеров, куда уходили деньги (то, что записал):
24.09
— зелёная карта — 970;
обмен на границе 2000- 56 белорусских;
25.09
— обед в PAUL (Минск) — 2 багета, греческий салат, сливки, 4 ананасовых (что поделать, люблю) фреша — 45.50 (1410);
— парковка — 2 (62 рубля);
— 2 пива, 2 салата, картошечка с мяском, макарошки с чем-то — 21,52 (667)
26.09
— обед в кафе Лондон (Гродно) — 10.10 (313)
— кафе H2O — 2 пирожных и чай — 14 (434)
27.09
— обед в Domino`s (Брест) — гавайская большая, 2 кофе с сиропом — 20 (620)
— ужин пицца с доставкой 2 средних — 25 (775) + пивасик рубля 4 (124)
28.09
обмен 100 долларов — 210 белорусских (6510).
— обед в PAUL — 40 (1240)
— ужин пицца пападжонс 40см + пепси литр — 33 (1023). Кстати, заказывали через интернет, в описании указал, что я не местный, номер московский, который тоже указал, дал контакт хозяина квартиры, но попросил не звонить, привезли без проблем, спасибо им за понимание.
29.09


Полный размер

— обед в пивоварне "Друзья" — 2 бургера, фри 2 порции, соус, пиво литр — 53 (1643). Меню огромное, много сетов, если перекусить, то 20-25 на человека.


Полный размер

— ужин пицца, заказывали по той же системе, что и выше указана — 35 (1085).

Где-то ещё кушали, не помню, в ГрандКафе не заходили в этот раз. Что-то покупали, но не записывал. Понимание примерное по тратам у вас теперь имеется. Этот пункт у всех разный. Помню, за сувениры, алкашку всякую отдали где-то рублей 150 (4650).
Ну, что-то уже можно подсчитать — 15016 рублей.

Подведём расчёты в рублях
За 8 дней общий маршрут составил 2442,7 км.
Отдал за штрафы — 3782 рубля .
Залито в бак АИ 95к5 — 290 литров на сумму = 12865,86 рублей.
Потрачено на проживание 12412 рублей.
Потрачено на что-то ещё — 15016 рублей.
Как итог (хотя точно не скажу) — 44075 рублей (без штрафов — 40293, это, так сказать, индивидуально у каждого). 5510 рублей в день на двоих с учётом всего.

Всем спасибо. Буду рад увидеть и услышать комментарии. Может, вы что-то подправите и подскажете. Хороших дорог и вечно зелёного!


Полный размер

Я никогда так сильно не ошибался, катаясь по Беларуси. Гродно — один из лучших городов страны

Эта поездка заставила меня полностью пересмотреть свое отношение к Гродно. Даже захотелось пожить здесь подольше, а то и переехать сюда насовсем. Теперь в моем списке лучших городов для отдыха и жизни Гродно если не на первом месте, то точно входит в топ-3, наравне с Брестом и Минском . Что же заставило меня так сильно переменить свое мнение насчет Гродно, ведь прошло всего 2 года?

Мне кажется, тут все просто — изменилась атмосфера города, его стремление к туристической столице Беларуси уже невозможно не заметить. Глядя на то, как усиленно работают над реставрацией Старого замка, и читая, что будут приводить в порядок дальше, трудно не впечатлиться. Да и сам старый город и близлежащие улочки привели в порядок. Теперь историческая застройка Гродно действительно стала походить на аналоги польских и литовских городков, по которым всегда хочется прогуляться еще разок.

Да, остались недочеты вроде аляповатых, порой просто отвратительных вывесок на фасадах старых зданий. Надеюсь, местные градоначальники разработают единую схему расположения и габаритов этих самых вывесок, заставив бизнес привести фасады зданий к общему знаменателю. Примерно как это сделали в центре Москвы , там история с вывесками и наружной рекламой просто образцово-показательная.

Белорусская Европа Зачем нужно ехать на выходные в Гродно


Обычно россияне ограничивают свое знакомство с соседней Белоруссией поездками в Минск, Витебск или Брест, но небольшой город Гродно, у самой границы с Польшей, заслуживает не меньшего внимания. Здесь уже вовсю чувствуется европейский дух, слышна польская речь, однако цены и гостеприимство все еще наши, русские, точнее белорусские. «Лента.ру» съездила на выходные в Гродно и рекомендует читателям последовать нашему примеру.

От Москвы до расположенного на полпути к Гродно Смоленска — четыре часа на поезде, до самого Гродно почему-то 18. Аномалии со временем начинаются, как только состав покидает Белорусский вокзал. Кажется, что машинист совершенно никуда не торопится и, что называется, кланяется каждому столбу. А после пересечения границы с братской республикой поезд, словно для того, чтобы пассажиры получше рассмотрели проползающие за окном виды, идет еще медленнее. Впрочем, если сесть на фирменный поезд, отправляющийся из Москвы около четырех дня, то устать от такой прогулки не успеете. В Гродно будете в полдень следующего дня.

Город славный

Гродно считается одним из старейших городов Белоруссии, или, как говорят местные, постоянно обижаясь на россиян, — Беларуси.

По разным данным, датой основания Гродно можно считать 1005 или 1128 годы. За тысячу лет город успел побывать и в Великом княжестве Литовском, и в Речи Посполитой, а в 1795 году вошел в Российскую империю. В июле 1920 года Гродно оказался под властью Советов, а через три месяца достался Польше. В 1939-м его вернули в СССР.

Отправляемся в прогулку по городу от драмтеатра. Построенное в 1984 году в самом центре на берегу Немана здание напоминает огромный орган неправильной формы.

Если повернуть отсюда налево на улицу Давыда Городенского, минут через пять выйдем к двум замкам — старому и новому. По пути обратите внимание на книгарню — книжный магазин, где можно разжиться картой города, а также произведениями русских классиков на белорусском языке.

Новый замок возвели в середине XVIII века как летнюю резиденцию польского короля Августа III. Сейчас тут музей: коллекция оружия, мебель того времени. Оригинальный интерьер до наших дней не дошел — все сгорело в 1944 году в ходе боевых действий и было восстановлено в 1952-м.

Берег Немана — излюбленное место досуга местной молодежи

Берег Немана — излюбленное место досуга местной молодежи Фото: Тимур Юсупов

Старый замок, воздвигнутый в 1398 году, тоже не раз грабили и частично разрушали, но в целом он сохранился. Интереснее всего для туристов, пожалуй, заглянуть в церковь XIV века. В самом замке тоже музей, историко-археологический.

Покидаем замковый холм и продолжаем двигаться вдоль Немана. Взору открывается пожарная каланча с любопытной мозаикой на фасаде, а затем церковь Святого Бориса и Глеба (Коложская церковь), построенная на холме у Немана.

Этот храм — один из древнейших памятников архитектуры на территории страны. Возведенная в XII веке церковь не раз подвергалась разрушениям, а в 1853 году и вовсе лишилась восточной стены — в результате оползня. Внутри храма — домонгольские фрески в византийском стиле, снаружи — декоративные вставки из отполированных гранитных и гнейсовых валунов.


Фото: Тимур Юсупов

Если от церкви двинуться к центру города — от Немана, то буквально через несколько минут городские пейзажи сменятся типично деревенской застройкой. Покосившиеся сараи, неизвестного предназначения халупы, небольшие домики да бродячие собаки — этот район за рекой Городничанкой называется Коложей. Пройдя метров триста, лучше повернуть обратно и, миновав небольшой пешеходный мост, у пожарной каланчи свернуть на Замковую.

По правой стороне улицы в укромном дворике прячется музей истории религии — единственное подобное учреждение в стране. Музей открыли в здании Казанского собора, закрытом в советское время. Этот район всегда считался еврейским. Здесь же, ближе к Советской площади, в годы нацистской оккупации располагалось гродненское гетто, одно из крупнейших. Через него прошли около 42 тысяч человек — больше половины населения города того времени. За три года и месяц, что Гродно был под немцами, почти все обитатели гетто были убиты. Город объявили «юденфрай» — «свободным от евреев». К 14 июля 1944 года, когда Гродно был освобожден, в живых осталось лишь несколько десятков евреев. Сегодня на входе в гетто установлен памятный знак.


Фото: Тимур Юсупов

Величественный костел Святого Франциска Ксаверия, воздвигнутый во второй половине XVII века, входил в комплекс монастыря иезуитов — самого богатого в Речи Посполитой. Это одна из доминант старого города. В многофигурной композиции главного алтаря больше 40 скульптур, опорные столбы покрывают иконостасы.

По левую руку от собора в старой аптеке — небольшой музей фармацевтики. Здесь же можно купить валокордин или бактерицидный пластырь.

На площади Ленина часто устраивают народные гуляния

На площади Ленина часто устраивают народные гуляния Фото: Тимур Юсупов

Возвращаемся от костела на пешеходную улицу Советскую (через сквер) и продолжаем движение от Немана. Вскоре попадаем на улицу Виленскую. Отсюда, пробираясь между домами, выходим к тихому парку, который называется Швейцарская долина. Парк вплотную прилегает к площади Ленина с памятником вождю и стелой «Нулевой километр». Дальше еще один парк — Жилибера — с театром кукол и Вечным огнем, а также кирха святого Иоанна и монумент погибшим милиционерам.

На этом центр города заканчивается. Тем, кто захочет познакомиться с городом поближе, стоит зайти в костел Матери Божией на Титова, костел Отыскания Святого Креста на Подгорной или узнать историю Каси и Бася — водонапорных башен-близнецов на улице Свердлова.

Окрестности

Пасторальные пейзажи с коровками и вечно дремлющими пастухами открываются путешественнику, стоит отъехать от города километров на 10-20. Причем неважно в какую сторону.

Интересней всего ехать в сторону Польши. По дороге на Сопоцкин можно увидеть форты, считающиеся последней крепостью Российской империи. Строили ее в начале прошлого столетия, когда Гродно был объявлен опорным пунктом российской армии. Хотели закончить к 1914 году, однако ни один форт или опорный пункт так и не был возведен даже на 50 процентов. В итоге в августе 1915 года крепость была разоружена, а часть ее укреплений взорвана.

Во время Великой Отечественной войны у форта номер два, наиболее хорошо сохранившегося до нашего времени, фашисты расстреливали местных жителей, в основном представителей светской и религиозной интеллигенции, а также евреев, независимо от образования и социального статуса.

Кроме того, в здешних лесах, особенно на берегах уходящего в Польшу Августовского канала, сохранились многоуровневые доты, где советские воины героически пытались выдержать удар вермахта.

Августовский канал, открытый в 1839 году, — триумф инженерной мысли своего времени. Его планировали использовать для транспортировки древесины, однако из-за бурного развития более дешевых железнодорожных перевозок, канал так и остался не у дел.

Уже в первой половине XX века — между двумя мировыми войнами — канал превратили в туристический объект. Курсировали два колесных теплохода, проводился «Праздник моря», а путешественники могли пройти через шлюзы, которых здесь насчитывается 18, на байдарках или лодках.


Фото: Alexxx Malev / Flickr

Кстати, все шлюзы и другие гидротехнические сооружения канала работают исключительно на ручном приводе, точно так же, как и двести лет назад. Августовский канал даже включили в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, но поляки подкачали: решили провести модернизацию и оснастили все шлюзы автоматикой. ЮНЕСКО такое рвение не одобрило, поляки автоматику теперь в спешке снимают.


Фото: Alexxx Malev / Flickr

Как добраться

Из Москвы в Гродно ходит фирменный поезд. Время в пути — 18 часов. Билет в купе обойдется примерно в семь тысяч рублей, плацкарта — в 3,3 тысячи. Авиаперелет (с пересадкой в Минске) обойдется минимум в 20 тысяч рублей в обе стороны.

Удобнее и легче всего добираться до Гродно на машине. На бензин, в среднем, уйдет до двух тысяч рублей. Время в пути — около 10 часов.

Локации для фотографий и прогулок по Гродно

Особых изменений по локациям из прошлой статьи не будет. В этот раз я гораздо лучше облазил все дворики старого города и близлежащих улочек, поэтому расскажу о самых фотогеничных местах Гродно более подробно. Начнем с самых очевидных мест:

Смотровая площадка на крыше торгового дома Неман . Наиболее выгодная точка для созерцания исторической части города. Самое крутое, что крыша Немана открыта аж до 22 часов — закат точно не пропустите.

Парк Жилибера и окрестности . Обожаю этот район Гродно, здесь приятно неспешно прогуливаться, выискивать любопытные ракурсы для съемки и просто глазеть на старые дома.

Пожарная каланча и улица Замковая . Еще одна локация для вдумчивых съемок, советую совмещать со старым Замком.

Старый и Новый замки . Тут все понятно – с холмов, на которых стоят замки, открывается живописная панорама на Неман и окрестности. Пока Старый замок на реконструкции, закаты встречать удобнее всего возле Нового замка. Рекомендую туда заглянуть. Такой коллекции оружия и мундиров вы в Беларуси нигде не найдете. Даже в Мирском замке.

Коложская церковь и «шанхайская» застройка на реке Гродничанка . Артефакт домонгольской эпохи заслуживает внимания даже без привязки к фотографии. С холма, на котором стоит Коложская церковь, крайне удобно снимать Старый замок, а у его подножья раскинулась хаотичная застройка, по которой обязательно стоит прогуляться.

Костел Святого Креста и улица парижской коммуны . Здесь самое крутое не сам костел, а улочки и причудливые дворики, которые вплетаются в улицу парижской коммуны. Там столько крутых мест для неспешной фотографии, что даже возникала мысль остаться в Гродно на пару лишних дней только ради того, чтобы пофоткать на рассвете их всех.

Старый мост и Францисканский костёл . Аккуратный храм и мост, с которого открываются виды на Неман и Старый замок. На закате сюда стоит заглянуть.

Старый город, а конкретно дворики улочек Городничанская, Урицкого, Социалистическая . Это просто рай для стрит-фотографа, настолько фактурных локаций и местных жителей в Гродно больше нигде нет.

Лютеранская кирха и улочки рядом . Здесь стоит поглазеть на саму кирху и улицу на которой стоит музей Максима Богдановича. Заодно полазьте по тамошним дворикам.

Кронон Парк Отель . Ночевать здесь дороговато, как мне кажется, но вот заехать поесть самое оно. Прилегающая территория и самое здание очаровывают, обязательно стоит здесь поснимать, если будет свободное время.

Где остановиться

Сервисы типа Airbnb в городе не развиты. Лучшим среди отелей считается четырехзвездочный «Кронон Парк» (от пяти тысяч в сутки). За те же деньги можно остановиться в гостинице «Неман» на берегу реки или небольшом, но уютном отеле «Семашко». Экономные и очень непритязательные туристы могут рискнуть переночевать в «Туристе» (от двух тысяч за ночь). С советских времен здесь, кажется, не изменилось практически ничего, разве что появился вай-фай, да персонал выучил словосочетание «шведский стол», впрочем, то что сервируют на завтрак, с этим форматом питания имеет очень опосредованную связь. Забронировать жилье можно, например, через «Рамблер/Путешествия».

Метки: беларусь, белоруссия, путешествие, сколько, дороги, цены, минск, брест, гродно, штрафы

Комментарии 36


А почему картой на заправке (в РБ) не расплачивались?



В следующий раз так и буду делать. Налик все равно должен быть)


Про Налик то понятно. Скоро сам поеду в Минск, вот и решил уточнить. Вдруг не принимают наши карты?))



Их то везде принимают. Про комиссию на заправках я хз. Все время налом оплачиваю


А на счет дороги Гродно Минск так ее не ремонтируют а строят. В прошлом году всю дорогу строили все СМУ Белоруссии.



"знание белорусского языка (шутка)"

30 лет живу в РБ — белорусского не знаю толком ;)



"На протяжении всего пути цена изменялась максимум на 1 копейку (и то в Минске)"

Цена от места не зависит, у нас цена на всех заправках одинаковая, просто вы попали на очередное ежевоскресеньевское однокопеечное подорожание топлива)
Мы уже со счета сбились которое это подорожание за год



Может, это на такую заправку особенную нарвались? Тоже удивился)


Нет у нас цены везде одинаковые по всей стране, у нас просто каждое воскресенье цена поднимается ровно на копейку, мы уже привыкли) Считается, что это менее болезнено



Интересно, с учетом что завтра в Минск еду. Вопрос, это где зеленую карту за 970 рублей продают? У нас 2500 у всех.


на заправке BP. в прошлом году, вроде, так же стоила. 2500 помню цифру, но на легковушки на 15 дней она 970 стоит


Так я на легковушке езжу в прибалтику часто. Меньше 2000 за 15 дней, уже не помню что была.


Larionovich

Интересно, с учетом что завтра в Минск еду. Вопрос, это где зеленую карту за 970 рублей продают? У нас 2500 у всех.

С 15.10.2018г. по 15.11.2018 цена ЗК на 15 дней в Беларусь — 840 рублей


Larionovich

Интересно, с учетом что завтра в Минск еду. Вопрос, это где зеленую карту за 970 рублей продают? У нас 2500 у всех.

Стоимость зеленой карты для СНГ и Европы разнится. Сам уже несколько лет покупаю онлайн литовскую карту через брокера «СКБ». Цена ниже, чем у российский страховщиков. На 15 дней:
— только СНГ = 10 евро
— только Шенген = 15 евро
— СНГ + Шенген = 24 евро


Larionovich

Интересно, с учетом что завтра в Минск еду. Вопрос, это где зеленую карту за 970 рублей продают? У нас 2500 у всех.

Я в прошлом году делал страховку 840 рублей. В палатке остановился у дороги, спокойно выписали даже без паспорта выписали. Я кстати его забыл дома, но так и поехал без паспорта.


Хороший репортаж и на редкость, достаточно объективный.
Немного дополню по штрафам.
В РБ размеры штрафа зависят от размера базовой величины.
С марта 2018 года одна базовая составляет 24,5 бел рубля (BYN) (или 760 рос руб).
Размеры штрафа из КоАП РБ:

Статья 18.13. Превышение скорости движения:

1. Превышение лицом, управляющим транспортным средством, установленной скорости движения от десяти до двадцати километров в час – влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до одной базовой величины.

2. Превышение лицом, управляющим транспортным средством, установленной скорости движения от двадцати до тридцати километров в час – влечет наложение штрафа в размере от одной до трех базовых величин.

3. Превышение лицом, управляющим транспортным средством, установленной скорости движения на тридцать и более километров в час – влечет наложение штрафа в размере от трех до десяти базовых величин.

4. Действия, предусмотренные частями 2 и 3 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, –
влекут наложение штрафа в размере от пяти до пятнадцати базовых величин или лишение права управления транспортными средствами сроком до одного года.

5. Превышение лицом, управляющим транспортным средством, установленной скорости движения, зафиксированное работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, от десяти до двадцати километров в час – влечет наложение штрафа в размере пяти десятых базовой величины.

6. Превышение лицом, управляющим транспортным средством, установленной скорости движения, зафиксированное работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, от двадцати до тридцати километров в час – влечет наложение штрафа в размере двух базовых величин.

7. Превышение лицом, управляющим транспортным средством, установленной скорости движения, зафиксированное работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, от тридцати до сорока километров в час – влечет наложение штрафа в размере четырех базовых величин.

8. Превышение лицом, управляющим транспортным средством, установленной скорости движения, зафиксированное работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, от сорока и более километров в час –
влечет наложение штрафа в размере шести базовых величин.

По поводу применения Части 1 (это когда инспектор фиксит твою скорость Ручным прибором (типа Визир) ) есть один нюанс.
Как правило её никогда не применяют (уже больше 5 лет), т.к. существуют указания начальника республиканского ГАИ о запрещении привлечения водителей по этой статье. Вероятно это связано с тем, чтобы инспектор, остановивший твою машину, даже не пытался (за мзду) переквалифицировать нарушение в более щадящее и чтобы зря инспекторы не жгли бензин в патрульных машинах.
Я по М1 езжу 139 (+20 к разрешенной) и сбрасываю до 129 перед камерами. И даже если навстречу едет патрульная машина (в режиме "свободной охоты"), то никогда не останавливают. Т.к. у них все оборудование заточено на превышения свыше 20 км/ч (тогда и штраф выше, и начинает действовать принцип повторности в течение года и можно лишиться ВУ).

Для авто на номерах РФ нужно еще понимать, что камера может вас и сфоткать на просторах Беларуси, но если вы каким-то образом смогли выехать из РБ (спрятались за фуру например или проехали окольными путями, или вообще остались в РБ) и вас никто не остановил и ничего не предъявил с составлением протокола, то через 2 месяца нарушение уйдет из базы фотофиксации и в следующий раз уже ничего не будет. Т.к. по действующему Кодексу Решение о наказании за правонарушение должны быть вынесено и доведено до ответчика за 60 дней. В противном случае — административный процесс по вашему делу прекращается.
Но если остановили (неважно где — на стационарном посту или на трассе), то все. Вы можете уехать оставив свое ВУ (и не заплатив), но нарушение уже перейдет в базу административных нарушений и по ней сроки давности другие (точно сейчас по иностранцам не скажу, вроде 2 года).

Где поесть

За традиционной белорусской едой отправляйтесь в «Замок Зеваны», расположенный в пригороде — в деревне Коробчицы, или в «Старый Лямус» у парка Жилибера, где добротная, но не великолепная еда, компенсируется настоящим самогоном.

Попробовать белорусской хипстерской кухни можно в гастробаре «Гудини» на Ленина, 13, а выпить кофе с пирожным в «Раскоше 1795» (Советская, 7) или в кафе при Театре кукол.

Что привезти

Лучший сувенир, который можно привезти из Гродно, — еда. Знаменитые белорусские креветки брать, пожалуй, не стоит, а вот обратить внимание на производство местных мясокомбинатов, отменное сало и некогда знаменитые на весь Союз конфеты «Спартак» — стоит. Кроме того, поговаривают, что гродненский пряник ничуть не хуже тульского, а бобруйская халва — египетской.

Также из Гродно везут «белорусский лен», женские колготки, чулки марки Conte и перчатки фирмы «Акцент».

Самые любимые и нелюбимые белорусские города.

Мне тоже понравилось в Бресте и Гродно. С нынешними проблемами сделать шенгенскую визу скоро все будут открывать для себя белорусский туризм, можно больше ездить по своей стране.

batareia8822 Senior Member Чужой Senior Member

Поддержу Брест, Гродно, Пинск и Минск, не нравятся, конечно же индустриальные постройки, типа Бобруйска, Солигорска

iuliia.novik.83 Senior Member Автор темы
Чужой:

не нравятся, конечно же индустриальные постройки, типа Бобруйска, Солигорска

А мне Бобруйск понравился, приятная там атмосфера. Особенно красива площадь - длиннющая, просторная, с большими фонтанами. И архитектура в районе гостиницы и парка там весьма своеобразна. Да и знаменитый дом-"скворечник" после покраски стал выглядеть вполне весело и нестандартно.
Не люблю Барановичи, Мозырь и Могилёв. Хотя в Мозыре красивая набережная, а в Могилёве - площадь возле кинотеатра "Радзима", но в общей сложности, сколько там ни была, не удалось проникнуться их атмосферой.
А ещё из совсем малых населённых пунктов понравился Лоев. Конечно, видно, что там народ живёт небогато (как и во всех таких посёлках), но сам посёлок ухоженный, приятный и симпатичный. Из посёлков Лоев - практически редкое исключение в этом плане. И ещё Гервяты: один костёл и территория около него чего стОят.
Однако на данный момент пешеходная улица Советская в Бресте (хотя там не живу), ИМХО, - самое красивое место в Беларуси.

Santavia Senior Member

В Барановичах есть музей железнодорожной техники под отрытым небом, довольно прикольный. А пешеходная улица в Бресте мне тоже нравится - приятная, красивая спокойная. В Брестской крепости мне еще понравилось, что нет на каждом шагу киосков со всякой ерундой.

2407143 Senior Member
iuliia.novik.83:

А мне Бобруйск понравился, приятная там атмосфера.

практически всегда ''бобруйск считался прекрасным, высококультурным местом".

знаменитый дом-"скворечник" после покраски стал выглядеть вполне весело и нестандартно.


memento mori Чужой Senior Member
2407143:

iuliia.novik.83:

А мне Бобруйск понравился, приятная там атмосфера.

практически всегда ''бобруйск считался прекрасным, высококультурным местом".

Читайте также: