Гран при турции лучшие места

Обновлено: 10.05.2024

Гран-при Турции, по итогам которого Льюис Хэмилтон оформил седьмой титул, Ланс Стролл завоевал первую в карьере поул-позицию, а Себастьян Феттель – единственный подиум в 2020 году, был признан пользователями официального сайта «Формулы-1» лучшей гонкой сезона.

За этап в Стамбуле проголосовали 33 процента болельщиков. Вторую строчку занял Гран-при Италии и победа Пьера Гасли (25%), третью – Гран-при Сахира и прорыв Серхио Переса с последнего на первое место (18%). Далее с большим отставанием расположились первая гонка в Австрии (5%) и этап в Муджелло (4%).

🏎Все о «Формуле-1» в ваших соцсетях:
Facebook | ВК | Twitter | Telegram | Instagram

Невероятно крутые трассы, которых нет в календаре «Формулы-1»

Отличные локации для новых Гран-при. | 0

Михаэль Шумахер, Гран-при Турции, Макларен, Дженсон Баттон, Уильямс, Бенеттон, Гран-при Европы, Жак Вильнев, Формула-1

5 сентября 2016 21:00

«Теперь Феттель знает, как доминировать в Гран-при»

11 мая 2011 16:28

Макс Ферстаппен — 7,5

У Макса в Турции был шанс на победу, но с каждым кругом позади Переса он оказывался всё дальше и дальше. Ферстаппен отчаянно пытался пройти мексиканца и допустил ошибку — дело даже не в том, что машину вынесло на луже, а в том, что славящийся своим чутьём голландец этого не предвидел. Затем Макс собрался и сделал максимум возможного — набрал восемь очков, но это слабый результат для прославившегося пилотажем в дождь пилота.

Формула по-турецки

30 мая 2010 19:57

Гран При Турции: Любопытная статистика


Выиграв квалификацию в Стамбуле, Лэнс Стролл завоевал первый поул в карьере – 16-й для гонщиков из Канады. До него дважды поул завоевал Жиль Вильнёв и 13 поулов было у Жака Вильнёва. В прошлый раз канадцы выигрывали квалификацию в 1997-м, когда Жак Вильнёв завоевал поул в Хересе – в гонке, которая принесла ему чемпионский титул.

Лэнс Стролл стал пятым по возрасту среди самых молодых обладателей поула.

Гонщик Возраст Гран При
1. С.Феттель 21 год 02 месяца 11 дней Италия'08
2. Ш.Леклер 21 год 05 месяцев 15 дней Бахрейн'19
3. Ф.Алонсо 21 год 07 месяцев 23 дня Малайзия'03
4. М.Ферстаппен 21 год 10 месяцев 05 дней Венгрия'19
5. Л.Стролл 22 года 00 месяцев 17 дней Турция'20

Для команды из Сильверстоуна, сменившей название с Force India на Racing Point, это второй поул в истории и первый с 2009 года, когда Джанкарло Физикелла выиграл квалификацию в Спа.

Поул Лэнса прервал успешную серию заводской команды Mercedes, которой до этого принадлежали все поулы в этом сезоне – но продолжил успешную серию моторов Mercedes.

Это первый поул другой команды, кроме Mercedes, Red Bull и Ferrari, с 2014 года, когда Фелипе Масса в Австрии завоевал поул в составе Williams.

Макс Ферстаппен квалифицировался вторым – четвёртый раз в этом сезоне.

Серхио Перес квалифицировался третьим. В Азербайджане’16 он добился большего, показав второе время в квалификации, но был оштрафован за замену коробки передач и в Турции стартовал третьим – с лучшей позиции в своей карьере.

Третья стартовая позиция Переса стала лучшей для мексиканских гонщиков с 1971 года, когда Педро Родригес стартовал вторым в Гран При Нидерландов.

Четвёртое место Алекса Элбона – повторение его лучшего результата в карьере, показанного в Гран При Австрии и Гран При Тосканы.

Четвёртый раз в сезоне Даниэль Риккардо квалифицировался пятым.

Шестое место Льюиса Хэмилтона на квалификации в Турции стало худшим результатом с Германии’18, где он был 14-м – и в тот раз он выиграл гонку.

Восьмое место Кими Райкконена – его лучший результат в составе Alfa Romeo с Бразилии’19. Антонио Джовинацци тоже прошёл в финал квалификации – впервые с Австрии’19 обе машины Alfa Romeo оказались в первой десятке. 500-й Гран При в истории Sauber удалось отметить весьма достойно.

Гонка

Выиграв гонку в Стамбуле, Льюис Хэмилтон одержал десятую победу в сезоне и 94-ю в карьере. Это 73-я победа Хэмилтона за рулём Mercedes – никто не выигрывал больше гонок в составе одной команды.

В Турции Льюис Хэмилтон завоевал седьмой чемпионский титул, повторив рекорд Михаэля Шумахера. На это ему понадобилось 14 сезонов и 264 Гран При. Михаэль выиграл семь титулов за 14 сезонов и 208 Гран При.

Седьмой раз в карьере Льюис Хэмилтон выиграл четыре гонки подряд. Ещё одна победа – и он повторит свою самую успешную серию из пяти побед подряд с Италии’14 по США’14. Самая успешная серия в истории принадлежит Себастьяну Феттелю, выигравшему девять гонок подряд с Бельгии’13 до Бразилии’13.

Победа в Турции стала 200-й для моторов Mercedes.

Второе место Серхио Переса стало повторением его лучшего результата. Мексиканец финишировал вторым в Италии и Малайзии 2012 года. В Турции Серхио в 9-й раз за карьеру поднялся на подиум и заработал очки в девятой гонке подряд.

Третье место стало для Себастьяна Феттеля лучшим результатом в сезоне. Это 121-й подиум в карьере немца.

Третье место Феттеля и четвёртое Шарля Леклера – это самая результативная гонка Ferrari в сезоне, команда заработала 27 очков и сможет участвовать в борьбе за третье место в Кубке конструкторов.

Финишировав шестым, Макс Ферстаппен впервые в этом сезоне не поднялся на подиум в тех гонках, где добрался до финиша.

Его напарник Алекс Элбон впервые в карьере лидировал в гонке – всего 1 круг, и прервал серию из трёх безрезультативных гонок подряд.

Льюис Хэмилтон победил в Стамбуле и оформил седьмой титул в карьере. Олег Карпов подводит итоги потрясающего Гран При Турции.

Гран При Турции: пять выводов после гонки

1. Хэмилтон – великий

Мы знали и так. Он не просто так переписал все более или менее значимые рекорды Формулы 1 на свое имя. Льюис Хэмилтон – потрясающий гонщик, какие рождаются раз в десятилетие максимум. Гран При Турции не просто принес ему седьмой титул в карьере, но и еще раз подтвердил его класс. Какими бы ни были условия, сколь бы сильны ни были соперники, Льюис потрясающе умеет управляться с машиной на мокрой трассе.

Да, на Mercedes выигрывать гонки мог бы любой из действующих пилотов Ф1. Но выступать на столь высоком уровне как это делает из года в год от гонки к гонке Хэмилтон, вряд ли под силу многим – даже из числа самых талантливых.

Было бы неправильно, оформи Льюис седьмой титул в гонке, которую закончил бы на седьмом месте. Его победы наскучили, но что поделать? Он великолепен.


2. Red Bull бы очень пригодился Перес

Алекс Элбон смотрелся в Стамбуле не так и плохо. Да, без разворота не обошлось. Но его напарника крутило вокруг собственной оси гораздо чаще. Тем не менее, одна гонка – это всего-навсего одна гонка. Алекс уже успел убедить многих в том, что не способен справляться с задачами, которые стоят перед пилотом топ-команды.

Чеко Перес все еще формально считается одним из кандидатов на замену Алексу, и если в Red Bull действительно рассматривают вариант с приглашением мексиканца, в Стамбуле он явно не понизил свои шансы на переход в стан «Быков».

3. У Феттеля еще остался порох в пороховницах

Себастьяну немного повезло оказаться на подиуме благодаря стычке между Серхио Пересом и Шарлем Леклером на последнем круге, но что с того?

Этот Гран При был безусловно лучшим для Феттеля в текущем сезоне. Он не только опередил напарника в квалификации, но и на протяжении всей дистанции шел в лидерах – после великолепного старта. Ни одной ошибки, уверенные атаки, блестящий пилотаж.


4. Стролл заслуживает быть пилотом Формулы 1

Да, довести начатое до конца не удалось. Лэнса, возможно, слегка подвела команда, зазвав на пит-стоп, идея проведения которого ему самому не понравилась. Но то, как он провел квалификацию и первую половину гонки – это высший класс. В тех условиях, которые обычно «выявляют мальчиков и мужчин», Стролл был ну очень хорош.

Деньги отца могли помочь ему пробиться сквозь сито молодежных чемпионатов. Они забронировали за ним место на стартовой решетке. Но в Стамбуле Лэнс заткнул рты многим критикам.

5. Боттас не заслуживает быть пилотом топ-команды

Какой контраст по сравнению с Хэмилтоном. Как день и ночь.

Валттери просто развалился. Если вы Формула 1 выбирала худшего гонщика дня, финн наверняка победил бы с огромным отрывом. Развороты, ошибки, столкновения с соперниками… И все это за рулем Mercedes.

Джордж Расселл — 6,5

Расселл изначально стартовал на «промежуточных» шинах и смог удержаться в пелотоне по ходу первого отрезка, когда трасса была особенно мокрой. Джордж вышел на 11-ю позицию, и казалось, снова получит шанс набрать очки, однако после борьбы с Норрисом Расселл стал терять температуру шин — и вместе с ней темп.

Шарль Леклер — 8

Монегаску не повезло стартовать с чётной стороны решётки, и, как другие коллеги по несчастью, он с трудом уехал со своей позиции. Тем не менее за счёт рискованной тактики с ранними пит-стопами монегаск прорвался в топ-3 — что после ужасной квалификации было несомненным успехом. Правда, Шарль смазал концовку, неосмотрительно атаковав Переса по мокрой части трассы и потеряв подиум, но даже четвёртое место — вполне неплохой по меркам нынешней «Феррари» результат.

Александер Албон — 7

Для Албона Гран-при Турции стал лучшим выступлением после подиума на в Тоскане — хотя ошибок Алекс и не избежал. И если Ферстаппена развернуло в борьбе за позицию с опытным и сильным соперником, то Албон убрался сам по себе. Впрочем, в таких условиях подобные ошибки простительные, да и на финише таец был седьмым — все на позицию ниже Ферстаппена. Но это по-прежнему было не то выступление, которого «Ред Булл» ждёт от второго пилота.

«Бычье» бешенство

1 июня 2010 13:37

30 мая 2010 20:54

Ромен Грожан — 6

Француз и близко не соответствовал темпу напарника и шёл далеко от очков, когда произошло столкновение с Латифи. В итоге Грожан сошёл с дистанции из-за повреждённого днища.

Валттери Боттас — 4

По ходу гонки у финна было шесть вылетов и разворотов, два из них — на первом круге. И если на старте Валттери действительно деваться было некуда — Окона развернуло прямо перед ним, то в девятом повороте именно просчёт Боттаса стал причиной контакта с французом и повреждений машины. Валттери смотрелся беспомощно — и винить в этом может только себя.

Гран-при Турции: гид по этапу

Евгений Кустов

Очередной «тилькедром», приправленный знаменитым восьмым поворотом — быстрым, длинным, убивающим шины (последнее особенно актуально в свете прихода «Пирелли»). В целом же есть повороты на любой вкус, вкупе с несколькими прямыми образующими вполне симпатичную среднескоростную конфигурацию — будет жаль расстаться с трассой, если после сезона-2011 Турция покинет календарь.

Вероятность столкновения в первом повороте

В 2010 году чуть ли не впервые за долгое время пелотон сумел преодолеть старт без столкновений и потерь, но мы всё равно считаем первый поворот довольно аварийным. Или, быть может, с завершением карьеры Джанкарло Физикеллы больше некому приманивать к себе невезение в Стамбуле? А то итальянец не раз вольно или невольно становился участником стартовых стычек.

Трасса

Круг по трассе с Алексом Вурцем

«Истамбул-парк» — это непростой автодром с точки зрения подбора настроек, поскольку здесь есть разные типы поворотов – и по скорости, и по уровню сцепления с трассой. Здесь очень быстро меняется направление движения в начале круга, есть длинная прямая, а затем медленный сектор в конце круга, так что при настройках нужно компромиссное решение.

Асфальт также меняется по ходу круга: на последнем секторе очень скользко, а вот на первом сцепление очень хорошее. Все люди говорят о длинном восьмом повороте. На мой взгляд, он очень кочковатый, да к тому же настоящий убийца для шеи! Это не то место, где агрессивный подход может дать солидный выигрыш во времени, – так никогда не бывает в скоростных поворотах.

Минимальная скорость на апексе составляет 250 километров в час, и если вы всё сделаете правильно, то сможете предоставить вашему инженеру прекрасные данные о поведении машины. Последствием легкомысленного решения атаковать здесь слишком сильно станет возможное уничтожение вашей правой передней покрышки по ходу длинной серии кругов.

КОНКУРС ПРОГНОЗОВ НА ФОРУМЕ «ЧЕМПИОНАТ.РУ»

Расписание этапа (время московское)

Пятница, 6 мая
11:00 – первая свободная тренировка. Текстовая трансляция на «Чемпионат.ру»
15:00 – вторая свободная тренировка. Текстовая трансляция на «Чемпионат.ру»

Для меня главным вызовом Турции – за исключением пробок в Стамбуле – является финальная часть трассы. Последние три поворота очень медленные, все проходятся на второй передаче на скорости примерно 80 километров в час, и все они связаны между собой. Если вы допустите крошечную ошибку на торможении на этом участке, то это скажется на всём прохождении данной секции, а также может повлиять на то, как вы сможете разогнаться на прямой «старт-финиш». Тут нужно сохранять концентрацию, иначе очень легко, что называется, перепилотировать".

Ожидаемая тактика

«Пирелли» в который уже раз предлагает командам и пилотам типы «хард» и «софт», при этом прогнозируя, что базовой станет тактика с тремя пит-стопами. Конечно, желающие могут попытать счастья с двумя остановками (на одну вряд ли лишится даже «Заубер»), но, думается, после провала подобной стратегии в Китае охотников сэкономить на пит-стопах будет меньше. К тому же восьмой поворот обещает нам дополнительные испытания для покрышек и, соответственно, их больший износ. В связи с этим не исключаем, что кто-то и вовсе может решить четырежды остановиться в боксах — если, конечно, будет располагать достаточным количеством свежих комплектов шин.

Прошлый сезон

Ох, какая была гонка в сезоне-2010! Все прекрасно помнят столкновение Себастьяна Феттеля и Марка Уэббера в борьбе за лидерство: атакуя австралийца, немец начал вытеснять напарника с оптимальной траектории, и дело закончилось аварией. Феттель сошёл, а Уэббер с поломанным антикрылом отправился в боксы, потеряв все шансы контратаковать «Макларены». Баттон и Хэмилтон добавили свою порцию веселья, когда Льюиса попросили начать экономить топливо, в то время как Дженсон продолжил гнать по полной и атаковал партнёра, но Хэмилтон всё же сумел восстановить статус-кво и затем одержать победу.

Виталий Петров после отличного уик-энда (попадание в Q3 в субботу и безошибочная гонка) должен был набрать очки, но проколол колесо в борьбе с Фернандо Алонсо и после вынужденного пит-стопа был вынужден ограничиться установкой быстрейшего круга.

КОНКУРС ПРОГНОЗОВ НА ФОРУМЕ «ЧЕМПИОНАТ.РУ»

Расписание этапа (время московское)

Пятница, 6 мая
11:00 – первая свободная тренировка. Текстовая трансляция на «Чемпионат.ру»
15:00 – вторая свободная тренировка. Текстовая трансляция на «Чемпионат.ру»

Все прекрасно помнят столкновение Себастьяна Феттеля и Марка Уэббера в борьбе за лидерство: атакуя австралийца, немец начал вытеснять напарника с оптимальной траектории, и дело закончилось аварией.

Расписание пресс-конференций (время московское)

Четверг, 5 мая — 17:00: Виталий Петров («Лотус-Рено»), Тимо Глок («Маруся-Вёрджин»), Льюис Хэмилтон («Макларен»), Фелипе Масса («Феррари»), Хейкки Ковалайнен («Лотус») и Адриан Сутиль («Форс Индия»).

Пятница, 6 мая — 18:00: Роберт Фернли («Форс Индия»), Майк Гаскойн («Лотус»), Норберт Хауг («Мерседес»), Кристиан Хорнер («Ред Булл»), Франц Тост («Торо Россо») и Мартин Уитмарш («Макларен»).

Суббота, 7 мая – 16:00: три лучших пилота квалификации.

Воскресенье, 8 мая – 18:00: три лучших пилота гонки.

Прогноз погоды

Пятница, 6 мая: пасмурно, дождь; температура воздуха +12 градусов.

Суббота, 7 мая: ясно; температура воздуха +13 градусов.

Воскресенье, 8 мая: малооблачно, небольшой дождь; температура воздуха +13 градусов.

Николас Латифи — 3,5

Крайне слабый уик-энд в исполнении дебютанта, у которого был шанс проявить себя на незнакомой почти для всех трассе. Но в квалификации он так и не смог проехать ни одного стоящего круга, в гонке несколько раз ошибался и умудрился развернул Ромена Грожана, пытаясь вернуться с ним в один круг. Одним словом — провал.

Лэнс Стролл — 7,5

Учитывая, что «Мерседес» на подсыхающей трассе был намного быстрее «Рейсинг Пойнт», шансов на победу у Стролла не было, однако канадец всё же мог доехать до подиума. Затем, однако, каким-то образом отломилась нижняя часть антикрыла, из-за чего шины начали гранулироваться, а темп резко упал. Итог — неутешительное девятое место.

Даниил Квят — 7,5

Россиянин выдержал условия турецкого хаоса, чего нельзя сказать о машине — «Альфа Таури», которая неплохо выглядела на скользком, но сухом асфальте, по мокрому покрытию ехала намного слабее. Квят сумел отыграть на старте множество позиций, но выше 12-го места всё равно подняться не смог.

Эти рекорды «Формулы-1» уже никогда не побьют

Исторические достижения на века. | 0

Зандворт, Поль-Рикар, 24 часа Ле-Мана, Гран-при Турции, Гран-при США, Формула-1, 12 часов Батерста, Гран-при Италии, Кейси Стоунер, Стамбул-парк, Муджелло, Марк Уэббер, Гран-при Нидерландов MotoGP, 12 часов Себринга, GT, Жиль Вильнев, Сепанг, ДТМ, Супер ГТ, Феррари, чемпионат мира MotoGP, Себастьян Феттель, Гран-при Италии MotoGP, Формула-4, чемпионат мира по Супербайку, Валентино Росси, Формула-3, Гран-при Австралии, Чейз Кэри, Чарли Уайтинг

1 марта 2018 20:04

Оценки за Гран-при Турции: Хэмилтон и Перес блеснули, Феттель поднялся на подиум

Дмитрий Захарченко

В этот уик-энд у Льюиса не было лучшей машины (ну, по крайней мере, пока трасса оставалась мокрой, а промежуточные шины не стали превращаться в слики), в квалификации «Мерседес» показал худший результат за всю турбоэру, но Хэмилтон всё равно победил — и с огромным отрывом. Залогом победы стала стратегия одного пит-стопа, требовавшая чрезвычйно аккуратного обращения с резиной и абсолютной сосредоточенности в сложных и непредсказуемых условиях.

Глубокое погружение: Гран-при Турции

8 мая 2011 22:25

Кими Райкконен — 6,5

Кими удался неплохой первый круг: при старте с чётной стороны решётки он сохранил позицию. Правда, прогреть «промежуточные» шины Райкконену не удалось, и почти всю дистанцию он лишь терял позиции, финишировав на далёком 15-м месте.

Ландо Норрис — 7,5

Британский гонщик выдал боевую гонку и на «промежуточных» шинах на втором и третьем отрезке отыграл шесть позиций и прорвался в очки. Однако если бы не ошибка в квалификации — Норрис не отпустил газ под жёлтыми флагами — он мог бы стартовать выше и добиться по итогам этапа большего.

Гран При Турции: пять выводов после гонки

Ближе к дому

1 июня 2010 21:47

Эстебан Окон — 7,5

Эстебан Окон блестяще стартовал в Турции и в первом повороте оказался одним из лидеров гонки, но сначала получил удар от Даниэля Риккардо, а в девятом повороте — от Боттаса. К первому кругу француз оказался последним и всю гонку вынужден был прорываться наверх — итоговое 11-е место на этом фоне выглядит достижением, а жаль, что очков за него Эстебан не получит.

Пьер Гасли — 7,5

Для Пьера Гасли гонка прошла по схожему сценарию: удачный первый круг и финиш на 13-й позиции. Только, в отличие от Квята, француз совершил два пит-стопа, тем не менее особой разницы это не сыграло — на финише гонщиков «Альфа Таури» разделили 1,4 секунды.

Квят – лучший на торможениях на Гран-при Турции по данным телеметрии, его напарник – общий №1. Хэмилтон – только третий

Серхио Перес

Серхио Перес

Альфа Таури

Альфа Таури

Рено

Рено

Ред Булл

Ред Булл

Льюис Хэмилтон

Льюис Хэмилтон

Ландо Норрис

Ландо Норрис

Ланс Стролл

Ланс Стролл

Альфа Ромео

Альфа Ромео

Себастьян Феттель

Себастьян Феттель

Александр Албон

Александр Албон

Макларен

Макларен

Рейсинг Пойнт

Рейсинг Пойнт

Уильямс

Уильямс

Пьер Гасли

Пьер Гасли

Даниил Квят

Даниил Квят

Карлос Сайнс

Карлос Сайнс

Даниэль Риккардо

Даниэль Риккардо

Эстебан Окон

Эстебан Окон

Макс Ферстаппен

Макс Ферстаппен Гран-при Турции

Шарль Леклер

Шарль Леклер

Кими Райкконен

Кими Райкконен

Джордж Расселл

Джордж Расселл

Феррари

Феррари

Валттери Боттас

Валттери Боттас

Мерседес

Мерседес

Самый непредвзятый рейтинг.

После каждой гонки на официальном сайте «Формулы-1» в разделе лайвтайминга на странице «выступлений» публикуются оценки пилотам за Гран-при по данным телеметрии. Вот – рейтинг после Гран-при Турции.


Хэмилтон – семикратный чемпион мира, «Феррари» провела лучшую гонку в году. Хроника Гран-при Турции

Рейтинг высчитывается из данных телеметрии, снимаемых со всех гоночных машин, и формируется с оценкой от 1 до 10 в сравнении с показателями соперников. Данные обновляются каждые пять секунд.

Как рассчитывается работа рулем: гонщик с наименьшим углом поворота руля в определенных местах трассы получает 10 баллов, с наибольшим – 1 балл.

Баллы за прохождение поворотов рассчитываются через усреднение боковых перегрузок в каждом повороте Гран-при. Такая шкала выбрана не случайно: чем быстрее машина проезжает поворот – тем больше перегрузок на нее действует. Поэтому чем быстрее пилот – тем выше оценка.

«Агрессивность» описывает перегрузки, действующие на пилотов на стадиях разгона и замедления. Перегрузки рассчитываются и приводятся к среднему значению за Гран-при, а потом сравниваются с показателями других пилотов. Чем выше балл – тем резче пилот провоцирует перегрузки (к примеру, резче разгоняется или тормозит).

Работа на торможениях рассчитывается следующим образом: разница в скорости до нажатия педали и после нажатия делится на время нажатия. Средние значения всех гонщиков со всего Гран-при сравниваются и приводятся к отдельным баллам: чем выше оценка – тем быстрее пилот снижает скорость.

Работа с газом в свою очередь рассчитывается исходя из процента открытия топливной заслонки (регулируется собственно педалью) и скоростью открытия (их перемножают). Любое малейшее изменение давления педали фиксируется и учитывается – точно так же, как и достигнутая в определенных точках скорость. Чем выше балл – тем быстрее и качественнее пилот разгоняется.


Второе место занял Валттери Боттас из «Мерседеса» – с оценкой в 7 . Она сложилась из 7,2 за работу с педалью газа, 10 за работу рулем, 7,9 за работу на торможениях, 3,8 за прохождение поворотов и 6,3 за «агрессивность». Финн стартовал 9-м и финишировал 14-м.


Третье место занял Льюис Хэмилтон из «Мерседеса» – с оценкой в 6,8 . Она сложилась из 8 за работу с педалью газа, 7,2 за работу рулем, 5,7 за работу на торможениях, 9,6 за прохождение поворотов и 3,4 за «агрессивность». Семикратный чемпион стартовал шестым и выиграл гонку.


Россиянин Даниил Квят наездил на 5,9 балла – его оценка сложилась из 7,7 за работу с педалью газа, 5,3 за работу рулем, 10 за работу на торможениях, 3 за прохождение поворотов и 3,4 за «агрессивность». Пилот «Альфа Таури» приехал 12-м после старта 17-м и стал лучшим по работе на торможениях.


Занявший второе место Серхио Перес оценен в 5,3 балла, а поднявшийся на третью ступень подиума Себастьян Феттель – в 6,3

Худшим пилотом Гран-при Турции по данным телеметрии стал Алекс Албон – 4,9 балла.

Аналитик составил рейтинг сложности треков «Формулы-1». Баку и «Сочи Автодром» – в топ-6

А самая трудная трасса — не в Сингапуре, не в Спа и не в Сильверстоуне. | 0

Лола, Карл Эдвардс, ДТМ, Гран-при Малайзии, Джордан, 24 часа Ле-Мана, Кими Райкконен, Айртон Сенна, Педру Динис, Феррари, Гран-при Аргентины, Гран-при Бельгии, Нобухару Мацусита, происшествия, Джанкарло Физикелла, Дэвид Култхард, Нараин Картикеян, Формула-2, Рубенс Баррикелло, Гран-при Абу-Даби, NASCAR, Сузука, Лижье, WTCC, Бруно Спенглер, Роберт Кубица, Гран-при Великобритании, Хейкки Ковалайнен, Ярно Трулли, Тойота, Гран-при Бахрейна, Гран-при Бразилии, Формула-1, Лотус, Кевин Магнуссен, Хонда, Дженсон Баттон, Скотт Спид, Пастор Мальдонадо, Росс Браун, Ред Булл, Макларен, Гран-при Испании, Гран-при Италии, Жак Лаффит, 500 миль Дайтоны, Порше, Гран-при Турции, БМВ, Гран-при Германии, Ник Хайдфельд, Альфа Таури, Макс Ферстаппен, Нико Росберг, Бенеттон, Уильямс, Бруно Сенна, Йос Ферстаппен, Даниил Квят, Гран-при Мексики, Клинт Бойер, Серхио Эрнандес, Гран-при Сингапура, Гран-при Австралии, Ники Лауда, Супер ГТ, Гран-при Венгрии, Прост, Рено

19 июня 2019 08:20

Антонио Джовинацци — 7

Впервые в сезоне Джовинацци прорвался в финальный сегмент и хотя не смог там блеснуть, но рассчитывал на очки в гонке. Увы, уже после одиннадцати кругов Антонио остановила коробка передач.

Трассу в Стамбуле все хвалят – но Формула 1 не приезжала туда почти 10 лет. Как так получилось?

Формула 1 вернулась на берега Босфора после восьмилетнего перерыва. Мы решили вспомнить историю Гран При на «Истанбул-парке», короткую и поучительную

Трассу в Стамбуле все хвалят – но Формула 1 не приезжала туда почти 10 лет. Как так получилось?

О том, что турецкая гонка может войти в «ковидный» календарь 2020 года, впервые заговорили в конце лета, а уже спустя неделю с небольшим Формула 1 представила официальный список этапов, один из которых пройдет в этот уик-энд в пригороде Стамбула.

В последний раз Большие Призы приезжали на этот автодром в 2011-м – из нынешнего пелотона лишь четверо гонщиков выходили тогда на старт, еще несколько знают трассу по «младшим» сериям.

Болельщики за прошедшее время порядком подзабыли, какова на вкус Ф1 по-турецки. Между тем, историю появления, расцвета и заката Гран При на берегах Босфора, несомненно, заслуживает внимания.

Строительство «Истанбул Отодрома» в Турции

Строительство «Истанбул Отодрома» в Турции, май 2005 года

Когда и как появилась трасса?

У истоков проекта стоял человек по имени Мюмтаз Тахинчиоглу. Представитель богатой семьи, которая сделала состояние на торговле сахаром, он еще в конце 60-х годов прошлого столетия перебрался из Стамбула в Англию, где прожил два с лишним десятилетия.

Параллельно с ведением бизнеса Мюмтаз всерьез заинтересовался гонками: он прошел обучающий курс в одной из специализированных школ и выступал в локальных соревнованиях. Есть даже легенда, что соперником Тахинчиоглу в то время был сам Айртон Сенна.

Вернувшись в Турцию в 1989-м, герой этой истории активно включился в гоночную жизнь страны: на пятом десятке взялся выступать в картинговом первенстве страны и взял три титула, поехал участником на чемпионат мира (!), а в скором времени возглавил национальную автоспортивную федерацию TOSFED. В этом качестве Мюмтаз наладил активное взаимодействие с FIA, быстро обретя и международный авторитет.

Тем временем у Тахинчиоглу подрастал сын Ясон. Собрав ворох титулов в картинге и получив в качестве подарка на 15-летие тесты в Формуле 3, к началу XXI века он уже стартовал в Европе. Особенных успехов на этом уровне у гонщика не было, но разве подобные мелочи важны для отца? Мюмтаз уже видел наследника на старте Гран При.

Ясон Тахинчи, пилот GP2

Ясон Тахинчи, пилот GP2

Фото: GP2 Series Media Service

А пока Ясон – и это уже не легенда, а факт – безуспешно соперничал в Формуле Renault 2.0 с Льюисом Хэмилтоном, Полом ди Рестой и Сьюзи Вольф (в ту пору шотландка опережала мальчишек под девичьей фамилией Стоддарт), Тахинчиоглу-старший окончательно пришел к мысли, что кроме национального пилота Ф1 Турции нужен и национальный этап.

Связи в FIA, руководстве Стамбула и кипучая энергия самого Мюмтаза позволили сдвинуть дело с мертвой точки. В то время Берни Экклстоун взял курс на гонки в новых странах, и турецкие лиры были столь же милы сердцу коммерческого босса Ф1, как китайские юани или бахрейнские динары.

Работы по возведннию гоночного комплекса стартовали в сентябре 2003 года. Благодаря развитым с стране строительным технологиям бюджет удалось уместить в 40 миллионов долларов. Две трети этой суммы внесло государство, остаток взяли на себя частные инвесторы.

Дебютный Гран При Турции прошел в августе 2005-го. Экклстоун назвал новую трассу лучшей в мире, а спустя еще год объявил, что Формула 1 будет приезжать в Стамбул следующие 15 лет.

Дэвид Култхард, Red Bull Racing, демонстрационные заезды в Стамбуле

Дэвид Култхард, Red Bull Racing, демонстрационные заезды в Стамбуле

Фото: Red Bull Racing

В чем особенность «Истанбул-парка»?

Изначально трассу назвали «Истанбул-Отодромом», но еще до открытия название сменили на более простое «Истанбул-парк». Герман Тильке – в то время монополист на рынке – решил использовать рельеф местности и быстро пришел к выводу, что трассу надо закрутить против часовой стрелки.

В итоге получилось очень симпатичное кольцо протяженностью 5,3 км. В его конфигурации можно было легко разглядеть хорошо знакомые участки, но Тильке умело вписал их в общую картину. Отличительными чертами трассы стали несколько длинных прямых, обеспечивших высокую среднюю скорость, а также перепад высот.

Особенно гонщикам и болельщикам понтавились три участка: уходящий вниз первый поворот, очень похожий на «эску Сенны» в Сан-Паулу, скоростной трехмерный излом на задней прямой, явно намекающий на знаменитую «Красную воду» в Спа, но больше всего – восьмой поворот.

Скоростной вираж, расположенный на спуске, на самом деле представлял собой четыре поворота, идущих подряд. Суммарно он закручен больше чем на 180 градусов и просто не имел аналогов в тогдашнем календаре. К слову, не имеет он их и поныне.

Круг по трассе Формулы 1: Себастьян Феттель, Red Bull, 2011 год

Валентино Росси, Yamaha. Гонка MotoGP в Стамбуле, 2006 год

Валентино Росси, Yamaha. Гонка MotoGP в Стамбуле, 2006 год

Фото: Camel Media Service

Какие серии помимо Ф1 приезжали в Турцию?

Вслед за Ф1 новую трассу благодаря щедрости турецких организаторов посетили все топовые серии того времени. Их список сделал бы честь абсолютно любому автодрому Старого света: этапы в Стамбуле провели MotoGP, мировой Туринг, FIA GT, Мировая серия Renault, DTM и предтеча WEC – Серия Ле-Ман.

Правда, такое разнообразие на «Истанбул-парке» продолжалось недолго. После 2007 года здесь практически не осталось серьезных международных гонок, за исключением Формулы 1. В последний раз Гран При Турции прошел в 2011-м, и в дальнейшем большие чемпионаты редко заезжали в Стамбул.

Исключениями стали этап Супербайка (2013), Мировой финал Ferrari (2014) и уик-энды ралли-кросса (2014-15).

Поговаривали, что после этого трасса окончательно пришла в запустение, ее инфраструктура частично пришла в негодность, частично стала жертвой мародеров…

Пустые трибуны на Гран При Турции

Пустые трибуны на Гран При Турции

Фото: Sutton Images

Что же пошло не так?

Казалось, что этот проект обречен стать успешным. Последние сомнения исчезли в 2007-м, когда Берни Экклстоун выкупил трассу – сложно было представить, как после этого она может лишиться места в календаре.

Но беда пришла, откуда не ждали. Если первое время трибуны «Истанбул-парка» были забиты под завязку, то затем количество пустых мест стало расти год от года. Гонки, говоря просто, «не зашли» турецким болельщикам.

Причин тому было несколько. Во-первых, средний достаток в стране не очень высок, потому билет на трибуну по карману не каждому. Вдобавок, место для трассы было выбрано так, что добираться до нее из города, даже с учетом скоростного шоссе, нужно было около двух часов – что весьма утомительно.

Но самое главное в другом. Не секрет, что турки являются страстными спортивными болельщиками – но только когда им есть, за кого болеть. Ясон Тахинчиоглу, с которого начался этот рассказ, провалился в GP2. Не заработав за несколько сезонов ни одного очка, он не стал продолжать карьеру.

Джан Артам – еще один представитель Турции в GP2, в активе которого есть седьмое место в Монако – уверен, что организаторы проекта поступили неправильно, начав со строительства трассы. Им стоило учесть особенности местного менталитета и развивать проект совершенно с другой стороны.

«Не стоило сразу звать в Турцию Формулу 1, – сказал Артам в интервью 2013 года. – Без этого этапа календарь потерял не так много. Вот если бы потратить те же деньги на поддержку быстрых молодых пилотов, то суммы хватило бы на 125 мальчишек. И сейчас один-два из них уже были бы в Ф1. Ведь достаточно 1-2 миллионов евро на первые годы карьеры.

Это привело бы к тому, что в Турции все стали бы смотреть Формулу 1. Когда есть свой пилот, есть и интерес. А туда, где есть интерес, Ф1 приедет сама. И я считаю, что вариант с инвестициями в гонщиков был бы куда более правильным.

Есть огромная разница, проходит Гран При на фоне множества турецких флагов или же при пустых трибунах. К тому же, автодромом изначально управляли иностранцы. Только сейчас он перешел к местной компании».

В 2011-м, когда стало ясно, что 15-летний контракт с Ф1 уже не станет реальностью, Берни продал трассу девелоперу Intercity. При этом важно понимать роль Экклстоуна в быстрой кончине Гран При Турции: он был лишь владельцем трассы, а организатором этапа оставался Тахинчуоглу-старший.

И когда пришла пора продлевать контракт, Берни – уже в качестве главы FOM – резко увеличил размер промоутерского взноса. Не имея доходов от продажи билетов, турецкая сторона сочла условия неприемлемыми…

Интересно, что формально соглашение действует до сих пор, и местные организаторы каждый год выпускают релиз, где говорят, что в этот раз Гран При, к сожалению, не состоится, но идут активные переговоры про следующий.

Потребовалась глобальная коронавирусная встряска, чтобы Формула 1 вспомнила про славную трассу с удивительным восьмым поворотом. Посмотрим, как все пройдет в этот раз и выльется ли вынужденный визит чемпионата в Стамбул во что-то серьезное. Благо, сейчас промоутерский взнос будет несоизмеримо меньше, да и за пустые трибуны организаторам краснеть точно не придется.

Столкновение партнеров по Red Bull Марка Уэббера и Себастьяна Феттеля в борьбе за лидерство – самая, пожалуй, яркая страница Гран При Турции. 2010 год

Даниэль Риккардо — 6,5

Риккардо стартовал не так сильно, как Окон, но тоже здорово — и именно это в конце и концов и привело Даниэля в заднее колесо напарника. В дальнейшем какого-то сильного темпа у Риккардо не было, да и в борьбе с Норрисом австралийца развернуло, и в итоге из Турции он увозит лишь один балл.

Гоночные болиды вспыхивали прямо на треках. Это зрелище завораживает

Незаконно жуткие кадры. | 0

Гран-при Португалии, Себастьян Феттель, Мосс, Майк Хоторн, Дэймон Хилл, Формула-1, рекорды, Льюис Хэмилтон, Уильямс, Гран-при Испании, Ронни Петерсон, Мерседес, видео, Михаэль Шумахер, Ники Лауда, Дженсон Баттон, Стирлинг Мосс, Питер Гетин, БМВ-Заубер, Оливье Панис, Лижье, Жак Вильнев, Джонни Херберт, Макларен, Феррари, Джеки Стюарт, Дэнни Халм, Гран-при Италии, Гран-при Монако, Херес, Гран-при Турции, Хайнц-Харальд Френтцен, Дэвид Култхард, Гран-при Канады, Андреа де Чезарис, Хуан-Мануэль Фанхио

7 апреля 2019 23:22

Новинки команд в Турции

Новые передние антикрылья Ferrari, Lotus-Renault и Mercedes GP, обновленная версия выхлопа у Red Bull и интересная конструкция тормозов у Toro Rosso, все это - в обзоре технических новинок команд на Гран-при Турции. | 0

11 мая 2011 11:33

7 самых удивительных штрафов в «Формуле-1»

Иногда наказания могут шокировать. | 0

12 апреля 2014 22:00

Гран-при Турции: Формула-1 - материалы

Эшторил, Гран-при Португалии, Гран-при Абу-Даби, Гран-при Турции, Международный автодром Будды, Гран-при Франции, Марина-Бэй, Шанхай, Гран-при Испании, Гран-при США, Сузука, Гран-при Италии, Яс-Марина, Гран-при Великобритании, Сепанг, Гран-при Сингапура, Херес, Хоккенхаймринг, Интерлагос, Сильверстоун, Гран-при России, Спа-Франкоршам, Гран-при Канады, Гран-при Австрии, Сочи Автодром, Гран-при Индии, Гран-при Бельгии, Формула-1, Ред Булл Ринг, Имола, Монца, Гран-при Азербайджана, Нюрбургринг, Трасса Америк, Альберт-парк, Гран-при Японии, Гран-при Китая, Гран-при Аргентины, Гран-при Бахрейна, рейтинги, Монреаль, Гран-при Германии, Гран-при Европы, Гран-при Малайзии, Сахир, Стамбул-парк, Гран-при Австралии, Гран-при Венгрии, Гран-при Бразилии, Хунгароринг, Индианаполис, Поль-Рикар, Гран-при Кореи

DRS-синдром

Реклама 18+

10 мая 2011 16:45

Кевин Магнуссен — 8

Датчанин мог совершить чудо и финишировать в дождевой гонке в топ-10 — куда он пробился за счёт отличного первого круга, но на пит-стопе команда плохо закрепила колесо, пришлось отталкивать машину обратно и всё переделывать. В итоге Магнуссен выбыл из борьбы.

Серхио Перес — 10

По схожей схеме провёл гонку и Серхио Перес, который, в отличие от напарника, блестяще сработал с резиной, а под финиш сумел-таки отстоять вторую позицию под прессингом гонщиков «Феррари». Мексиканец вновь продемонстрировал, что заслуживает места в Формуле-1 и способен использовать представившиеся возможности. Теперь шансов на место в «Ред Булл» у Чеко чуть больше. К слову, это мог быть уже второй подряд подиум Чеко — если бы в Имоле его не позвали лишний раз в боксы.

Гран При Турции вернулся в календарь сезона Формулы 1 2021 года


Гран При Турции вернётся в календарь Формулы 1 в 2021 году, сообщает пресс-служба чемпионата. Этап в Стамбуле пройдёт с 1 по 3 октября и заменит в календаре отменённый ранее Гран При Сингапура.

В мае стало известно, что этап в Турции, который был призван заменить Гран При Канады, отменён из-за попадания страны в «красный список» в Великобритании.

Формула 1 выразила уверенность, что в этот раз гонку в Стамбуле отменять не придётся.

«Мы рады вернуться в Турцию, на трассу Стамбул-парк. Надеемся увидеть ещё одну фантастическую гонку на одной из лучших трасс мира. Мы хотим поблагодарить руководство автодрома и господина Вурала Ака за его личные усилия, чтобы это событие могло состояться. Мы показали, что продолжаем приспосабливаться, к нашему спорту проявляется большой интерес и многие места могут надеяться на проведение Гран При. С начала года мы хорошо общались с другими промоутерами и продолжаем сотрудничать с ними и на протяжении сезона», – приводит слова генерального директора Формулы 1 Стефано Доменикали официальный сайт чемпионата.

Система Orphus

Сообщить об ошибке (Ctrl+Enter)

Босфорское веселье

7 мая 2011 19:22

От аварии до победы

8 мая 2011 21:20

Себастьян Феттель — 9

В отсутствие Маттиа Бинотто Феттель провёл первую после Гран При Венгрии сильную гонку. В квалификации Себ в кои-то веки опередил Леклера (хотя счёт по-прежнему разгромный — 3:11), а затем выдал блестящий старт и к концу первого круга был в числе лидеров. На дистанции Феттель почти не допускал ошибок и сохранял сосредоточенность, благодаря чему в последнем повороте получил шанс подняться на третье место. Правда, стоит помнить, что если бы не ошибка Леклера, на подиуме стоял бы другой пилот «Феррари».

Скрытое и явное

5 мая 2011 13:52

10 самых экзотичных мест для проведения Гран-при «Формулы-1»

В 2015 году «Формула-1» намерена приехать в Азербайджан. Блог «Версификаторные россказни» вспомнил другие экзотичные места, в которых проходили или пройдут гонки Гран-при. | 0

10 марта 2012 22:25

12 мая 2011 17:52

Карлос Сайнс — 8

Испанец выдал превосходный старт и за один круг переместился с 15-й позиции на десятую, после чего совершил ещё ряд обгонов и завоевал пятое место. Для Карлоса это уже четвёртый подряд финиш в топ-7 — за это время Сайнс поднялся 11-го места в чемпионате на седьмое, и в теории у него ещё остался шанс побороться за четвёртую строчку — место лучшего позади недосягаемой тройки лидеров.

Читайте также: