Город на западе саудовской аравии место паломничества мусульман гробница мухаммеда

Обновлено: 16.05.2024

Исламские термины — Ислам Столпы Ислама … Википедия

Джамкаран — Мечеть Джамкаран … Википедия

Асуан — город, адм. ц. мухафазы Асуан, Египет. Название города в др. егип. надписях выглядело как swnt (корень swn торговать ) и означало базар, рынок . В историю вошел под названием Сиена, совр. араб. Левая, русск. традиц. Асуан. Географические названия … Географическая энциклопедия

Нахичеванская Республика — в юж. ч. Закавказья, в составе Азербайджана, от которого отделена территорией Армении (связь через территорию Ирана и по воздуху). Пл. 5,5 тыс. км², столица – Нахичевань; города Джульфа, Ордубад, Шарур (быв. Ильичёвск). До IV в. в составе Армении … Географическая энциклопедия

МЕДИНА — город в Саудовской Аравии. 500 тыс. жителей (1986). Торгово транспортный узел. Международный аэропорт. Обслуживание паломников, производство предметов религиозного культа. Исламский университет. В древности назывался Ясриб (Ятриб). В 622 в Медину … Большой Энциклопедический словарь

Я принял ислам, чтобы побывать в Мекке

Мекка — древний арабский город, куда не может попасть ни один немусульманин. Ну, почти ни один. Андрей Маркелов ради Мекки принял ислам и отправился в паломнический тур. Публикуем его фотографии и краткую версию рассказа о путешествии в закрытый город, куда мы вряд ли когда-нибудь попадем. Полный текст можно почитать на сайте Андрея .

Мекка — древний город в Саудовской Аравии, закрытый для всех немусульман. Никто точно не знает, когда он появился и кем был построен. Посреди Мекки стоит Запретная мечеть, а посреди мечети — Кааба, черный куб со словами Корана по периметру. Это то самое место, к которому мусульмане всего мира обращают свое лицо во время намаза.

Кааба была местом паломничества еще во времена арабского язычества. Потом Мекку захватили мусульмане во главе с пророком Мухаммедом. Вокруг Каабы построили Запретную мечеть, а вход в Мекку со временем закрыли для всех немусульман.

Хотя бы раз в жизни каждый мусульманин должен совершить паломничество к Каабе – священному камню, находящемуся в Мекке в Саудовской Аравии.

Каждый год в месяц Зуль-хиджа, спустя два месяца по прошествии Рамадана, начинается паломничество в Мекку и Медину (второй священный город ислама после Мекки). Сюда съезжаются миллионы мусульман, чтобы прикоснуться к самым заветным святыням ислама. И каждый год в Саудовской Аравии можно наблюдать одну и ту же картину. Во внутреннем дворе Большой мечети Мекки собирается огромная армия верующих мусульман - сотни тысяч человек, практически все в одном месте, чтобы семь раз обойти затянутую в чёрную материю Каабу и поцеловать священный черный камень. Это нужно сделать в том месте, где у юго-восточного кубической глыбы замуровано тело Хаджи Хаджара.

Задолго до того, как родившийся в Мекке пророк Мухаммед в начале VII века основал ислам, длинный базальтовый осколок уже служил предметом религиозного культа. Арабские племена почитали его, скорее всего, как ниспосланный Небом фетиш. Чтобы камень лучше сохранился, его окружили Каабой высотой 15 метров (по-арабски Кааба означает «куб»). Это здание без окон и с плоской крышей, оно держится на трёх колоннах. Мухаммед провозгласил почитание Каабы частью своей новой религии, в которой место многих богов занял лишь один - Аллах. С тех пор кубическое строение называется «домом божьим», а чёрный камень считается даром Аллаха людям.

Саудовская Аравия. Мекка


Паломник-мусульманин посещает гору Аль-Нур в Мекке. Мусульмане считают, что пророку Мухаммеду первые слова Корана "надиктовал" архангел Гавриил в пещере Гера близ Мекки. Фото: Suhaib Salem/Reuters


Ещё при жизни Мухаммед (по-русски означает «благословенный») новая религия распространилась по всей Аравии. Она объединила враждовавшие ранее арабские племена. После смерти пророка в 632 году в Медину потоками стали стекаться паломники. А затем среди египетских арабов-кочевников возник обычай каждый год привозить в Мекку черную занавесь («кисву»). Она торжественно надевалась на святилище Каабу.

В 700 году Халиф Валид I повелел воздвигнуть вокруг двора Каабы украшенную золотой мозаикой аркаду, опиравшуюся на мраморные колонны. Из века в век в этом месте шло нескончаемое строительство – в результате двухэтажная галерея сегодня превратилась в Большую Мечеть, в стены которой встроены семь минаретов.

На территории мечети также находятся и другие культовые памятники. Например, Зам-зам - родник, который начал бить из земли по приказу архангела Джибриля (архангел Гавриил), пожалевшего страдающую от жажды женщину, искавшую воду для своего ребёнка. Каждый паломник должен испить из этого родника, появившегося в том месте, где архангел коснулся земли крылом. Этот источник не имеет подземных водоёмов — вода, считающаяся целебной, стекается по склонам скал.

Другая святыня мусульман - Макрам-Ибрагим (место Авраама) – камень с отпечатком стопы прародителя.
Согласно исламскому учению, каждый правоверный мусульманин, достигший половозрелого возраста, должен совершить хотя бы раз в жизни паломничество в святой город. Оправданием могут служить лишь болезнь или недостаток средств. Торжественные мероприятия происходят по давно установленному порядку. Сразу по прибытии в Мекку мусульманин должен семь раз обойти Каабу, а затем поцеловать черный камень, который, согласно легенде, сначала имел белый цвет, но потом потемнел до чёрного из-за людских грехов. Именно от этого камня все верующие совершают так называемый таваф – обязательный обряд обхода Каабы. Как утверждается в одном из преданий, первый храм воздвиг изгнанный из Рая Адам. Или его сын Шис. Или ангелы. Версии по этому вопросу разнятся. Правда, тот самый первый храм был разрушен во время Всемирного потопа, но пророк Ибрахим, библейский Авраам, с помощью Всевышнего на фундаменте старого возвёл новое религиозное сооружение.

Саудовская Аравия. Мекка


Мусульманин молится, тогда как другие отдыхают в Большой мечети во время Священного поста месяца Рамадан. Фото: Ahmed Jadallah/Reuters

В местечке, которое называется Муздаилифе, паломник должен собрать четыре камня, чтобы на следующий день принести их к трём стелам шайтана в Мине. У стел разная высота, что символизируют триединство дьявола. В течение трёх дней все люди, участвующие в обряде, побивать эти стелы камнями. И наконец наступает момент пожертвования Аллаху животного - как правило, барана. Реже жертвенным животным становится верблюд или бык (мясо затем передаётся в беднейшие африканские страны). Перед тем, как отбыть на родину, паломник снова семь раз должен обойти Каабу.

Саудовская Аравия. Мекка


Мусульмане касаются Каабы в Большой мечети перед ежегодным хаджем в Мекке. Фото: Suhaib Salem/Reuters


Сегодня паломничество стало для Саудовской Аравии серьёзной проблемой. Гостиниц для верующих строится много, но их всё равно не хватает. Нет в нужном количестве и постоялых дворов, ведь некоторые паломники приезжают в Мекку на верблюдах. Другие — пешком, на поездах, автобусах и самолётах. Вокруг Мекки каждый год вырастает огромный палаточный городок, порядок в котором приходится поддерживать вооруженным силам Саудовской Аравии. Каждый миллионный мусульманин, совершающий паломничество в Мекку, то есть хадж, удостаивается почётного титула хаджи. Но в любом случае хадж — это не туристическая поездка, а очень суровое испытание, поскольку в Каабе скапливается столько людей, что когда проходят религиозные мероприятия, то даже те паломники, которые не страдают клаустрофобией, начинают сильно волноваться и испытывать панику. Например, когда бьют камнями шайтана, то возникает настоящая давка, в которой могут задавить насмерть — и такие случаи случаются довольно часто. Однако паломники, несмотря ни на что, готовы приезжать в Мекку снова и снова — им важно ощутить свою близость к Аллаху, а трагический исход во время хаджа считается благословенным, ведь погибшие на пути к Всевышнему оказываются в Раю.

Что ещё важно знать: в Мекку разрешено приезжать только тем людям, которые исповедуют ислам, другим закон это делать не позволяет. В Саудовской Аравии всё очень строго. В целом женщины проходят те же обрядовые испытания, что и мужчины, но с некоторыми нюансами — например, в цвете одежде, которая должна быть белой. До сорокапятилетнего возраста женщинам-мусульманкам нельзя совершать хадж в одиночку — их непременно должен сопровождать махрам, мужчина-родственник в возрасте старше семнадцати лет.


Саудовская Аравия. Мусульмане молятся в Большой мечети перед ежегодным хаджем в Мекке. Фото: Suhaib Salem/Reuters

Хотя бы раз в жизни каждый мусульманин должен совершить паломничество к Каабе – священному камню, находящемуся в Мекке в Саудовской Аравии.

Каждый год в месяц Зуль-хиджа, спустя два месяца по прошествии Рамадана, начинается паломничество в Мекку и Медину (второй священный город ислама после Мекки). Сюда съезжаются миллионы мусульман, чтобы прикоснуться к самым заветным святыням ислама. И каждый год в Саудовской Аравии можно наблюдать одну и ту же картину. Во внутреннем дворе Большой мечети Мекки собирается огромная армия верующих мусульман - сотни тысяч человек, практически все в одном месте, чтобы семь раз обойти затянутую в чёрную материю Каабу и поцеловать священный черный камень. Это нужно сделать в том месте, где у юго-восточного кубической глыбы замуровано тело Хаджи Хаджара.

Задолго до того, как родившийся в Мекке пророк Мухаммед в начале VII века основал ислам, длинный базальтовый осколок уже служил предметом религиозного культа. Арабские племена почитали его, скорее всего, как ниспосланный Небом фетиш. Чтобы камень лучше сохранился, его окружили Каабой высотой 15 метров (по-арабски Кааба означает «куб»). Это здание без окон и с плоской крышей, оно держится на трёх колоннах. Мухаммед провозгласил почитание Каабы частью своей новой религии, в которой место многих богов занял лишь один - Аллах. С тех пор кубическое строение называется «домом божьим», а чёрный камень считается даром Аллаха людям.

Саудовская Аравия. Мекка


Паломник-мусульманин посещает гору Аль-Нур в Мекке. Мусульмане считают, что пророку Мухаммеду первые слова Корана "надиктовал" архангел Гавриил в пещере Гера близ Мекки. Фото: Suhaib Salem/Reuters


Ещё при жизни Мухаммед (по-русски означает «благословенный») новая религия распространилась по всей Аравии. Она объединила враждовавшие ранее арабские племена. После смерти пророка в 632 году в Медину потоками стали стекаться паломники. А затем среди египетских арабов-кочевников возник обычай каждый год привозить в Мекку черную занавесь («кисву»). Она торжественно надевалась на святилище Каабу.

В 700 году Халиф Валид I повелел воздвигнуть вокруг двора Каабы украшенную золотой мозаикой аркаду, опиравшуюся на мраморные колонны. Из века в век в этом месте шло нескончаемое строительство – в результате двухэтажная галерея сегодня превратилась в Большую Мечеть, в стены которой встроены семь минаретов.

На территории мечети также находятся и другие культовые памятники. Например, Зам-зам - родник, который начал бить из земли по приказу архангела Джибриля (архангел Гавриил), пожалевшего страдающую от жажды женщину, искавшую воду для своего ребёнка. Каждый паломник должен испить из этого родника, появившегося в том месте, где архангел коснулся земли крылом. Этот источник не имеет подземных водоёмов — вода, считающаяся целебной, стекается по склонам скал.

Другая святыня мусульман - Макрам-Ибрагим (место Авраама) – камень с отпечатком стопы прародителя.
Согласно исламскому учению, каждый правоверный мусульманин, достигший половозрелого возраста, должен совершить хотя бы раз в жизни паломничество в святой город. Оправданием могут служить лишь болезнь или недостаток средств. Торжественные мероприятия происходят по давно установленному порядку. Сразу по прибытии в Мекку мусульманин должен семь раз обойти Каабу, а затем поцеловать черный камень, который, согласно легенде, сначала имел белый цвет, но потом потемнел до чёрного из-за людских грехов. Именно от этого камня все верующие совершают так называемый таваф – обязательный обряд обхода Каабы. Как утверждается в одном из преданий, первый храм воздвиг изгнанный из Рая Адам. Или его сын Шис. Или ангелы. Версии по этому вопросу разнятся. Правда, тот самый первый храм был разрушен во время Всемирного потопа, но пророк Ибрахим, библейский Авраам, с помощью Всевышнего на фундаменте старого возвёл новое религиозное сооружение.

Саудовская Аравия. Мекка


Мусульманин молится, тогда как другие отдыхают в Большой мечети во время Священного поста месяца Рамадан. Фото: Ahmed Jadallah/Reuters

В местечке, которое называется Муздаилифе, паломник должен собрать четыре камня, чтобы на следующий день принести их к трём стелам шайтана в Мине. У стел разная высота, что символизируют триединство дьявола. В течение трёх дней все люди, участвующие в обряде, побивать эти стелы камнями. И наконец наступает момент пожертвования Аллаху животного - как правило, барана. Реже жертвенным животным становится верблюд или бык (мясо затем передаётся в беднейшие африканские страны). Перед тем, как отбыть на родину, паломник снова семь раз должен обойти Каабу.

Саудовская Аравия. Мекка


Мусульмане касаются Каабы в Большой мечети перед ежегодным хаджем в Мекке. Фото: Suhaib Salem/Reuters


Сегодня паломничество стало для Саудовской Аравии серьёзной проблемой. Гостиниц для верующих строится много, но их всё равно не хватает. Нет в нужном количестве и постоялых дворов, ведь некоторые паломники приезжают в Мекку на верблюдах. Другие — пешком, на поездах, автобусах и самолётах. Вокруг Мекки каждый год вырастает огромный палаточный городок, порядок в котором приходится поддерживать вооруженным силам Саудовской Аравии. Каждый миллионный мусульманин, совершающий паломничество в Мекку, то есть хадж, удостаивается почётного титула хаджи. Но в любом случае хадж — это не туристическая поездка, а очень суровое испытание, поскольку в Каабе скапливается столько людей, что когда проходят религиозные мероприятия, то даже те паломники, которые не страдают клаустрофобией, начинают сильно волноваться и испытывать панику. Например, когда бьют камнями шайтана, то возникает настоящая давка, в которой могут задавить насмерть — и такие случаи случаются довольно часто. Однако паломники, несмотря ни на что, готовы приезжать в Мекку снова и снова — им важно ощутить свою близость к Аллаху, а трагический исход во время хаджа считается благословенным, ведь погибшие на пути к Всевышнему оказываются в Раю.

Что ещё важно знать: в Мекку разрешено приезжать только тем людям, которые исповедуют ислам, другим закон это делать не позволяет. В Саудовской Аравии всё очень строго. В целом женщины проходят те же обрядовые испытания, что и мужчины, но с некоторыми нюансами — например, в цвете одежде, которая должна быть белой. До сорокапятилетнего возраста женщинам-мусульманкам нельзя совершать хадж в одиночку — их непременно должен сопровождать махрам, мужчина-родственник в возрасте старше семнадцати лет.

Хадж, или священное паломничество мусульман

Каждый год около трёх миллионов паломников-мусульман со всего мира 24 октября приходят в Мекку для проведения Хаджа. Их путь лежит от Большой мечети города Мина, временного лагеря за пределами Саудовской Аравии, и далее в Муздалилфах, прежде чем вернуться обратно.

Первым хадж из Медины в Мекку совершил Мухаммад еще в седьмом веке нашей эры. Так это стало ежегодной традицией для мусульманских поломников. Тем не менее, некоторые из ритуалов хаджа, осуществляющиеся именно в Мине, что в примерно семи киллометрах от Мекки, уходят за тысячи лет до Мухаммада, ко времени Авраама, который в исламской традиции считается пророком и предком Мухаммада.

Фото: Google images Фото: Google images

Хадж является обязанностью каждой мусульманки и мусульманина. По крайней мере, один раз в жизни мусульманка или мусульманин должны посетить Священный город, если позволяет их физическое и психическое здоровье.

Хадж совершается в мусульманский месяц зуль-хидда, который приходится на два месяца после праздника Великого поста, Ид-уль-Фитр.

Хадж, или паломничество в Мекку, где Мухаммед родился и претерпел откровения, является одним из пяти столпов ислама, наряду с религией веры, молитвой пять раз в день, раздачей милостыни и постом во время священного месяца Рамазан для мусульман.

Фото: Google images Фото: Google images

В Мекке находится самый большой исламский храм - Великая мечеть. Его центральным пунктом является святилище Аль-Каба, самое святое место ислама, к которому верующие со всего мира обращаются во время молитвы.

Мечеть Пророка

Мечеть Пророка — одна из самых почитаемых святынь ислама, расположенная в западной части Саудовской Аравии, в городе Медине. Масджид ан-Набави является местом погребения Мухаммеда и по значимости для мусульман уступает только Заповедной мечети в Мекке.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Мечеть Пророка

Основные моменты

Считается, что первый храм на этом месте появился еще при жизни пророка – здание было заложено в 622 году. Мечеть Пророка имеет открытый прямоугольный двор и угловые минареты. Примечательно, что этот принцип планировки в дальнейшем был использован для всех мусульманских храмов, которые стали возводить по всему миру.

Могила пророка находится под Зеленым куполом. Точная дата постройки этой части мечети не известна, но упоминание о куполе можно найти в старых рукописях XII века. Кроме могилы Мухаммеда, в Мечети Пророка расположены погребения двух первых мусульманских халифов – Абу Бакра ас-Сиддика и Умара ибн аль-Хаттаба. Любопытно, что зеленый цвет купол приобрел 150 лет назад, а до этого он несколько раз менял цвета и был белым, фиолетовым и синим.

Мечеть Пророка всегда играла исключительно важную роль в жизни мусульманской общины. Как это принято в исламе, здесь регулярно совершались религиозные обряды. В храме учили студентов, работал суд, а также проходили общественные собрания и праздники.

Каждый новый правитель считал своим долгом внести посильную лепту в расширение и благоустройство святыни. В 1910 году Мечеть Пророка в Медине стала первым местом на Аравийском полуострове, где было использовано электрическое освещение. Последние масштабные работы по реконструкции мечети провели на средства правительства Саудовской Аравии в 1953 году.

Сегодня Масджид ан-Набави – действующая мусульманская мечеть и место массового паломничества для приверженцев ислама со всего мира. Мусульмане верят, что произнесенная здесь молитва стоит 1000 молитв, совершенных в других местах. Одновременно внутри Мечети Пророка могут находиться до 600 тысяч верующих, а во время хаджа их количество доходит до 1 млн человек. Следует иметь в виду, что в мечети могут побывать исключительно мусульмане.

Особенности архитектуры

Современный размер Мечети Пророка превышает первоначальное строение примерно в сто раз. Сегодня Масджид ан-Набави занимает даже большую площадь, чем весь Старый город Медины.

Огромная мечеть является настоящим шедевром инженерной мысли. Она имеет 10 минаретов, высота которых доходит до 105 метров. Полы и стены архитектурного памятника украшены разноцветным мрамором. В наши дни комплекс включает 27 молитвенных залов-двориков, каждый из которых покрыт раздвижным куполом. Все они оснащены автоматическими системами управления, и открытие куполов происходит практически бесшумно.

На территорию Мечети Пророка можно попасть через 89 входов. Она оснащена необычной системой решеточного кондиционирования. В прямоугольные основания тысяч колонн вставлены специальные металлические решетки. Прохладный воздух сюда поступает от станции кондиционирования, расположенной в 7 км от мечети, поэтому даже в самый знойный день внутри никогда не бывает жарко.

По вечерам Мечеть Пророка красиво подсвечивается. Ярче других иллюминированы четыре исторических минарета, которые стоят по углам Масджид ан-Набави.

Как добраться

Мечеть Пророка находится в центре Медины. От аэропортов «Mohammad Bin Abdulaziz» и «Янбу» к центру города паломников возят специальные автобусы.

Мекка

Словарь современных географических названий. — Екатеринбург: У-Фактория . Под общей редакцией акад. В. М. Котлякова . 2006 .

Синонимы:

Полезное

Смотреть что такое "Мекка" в других словарях:

МЕККА — От названия города Мекки (происходит от арабского слова макараб святое место ). Татарские, тюркские, мусульманские мужские имена. Словарь терминов … Словарь личных имен

мекка — сущ., кол во синонимов: 1 • город (2765) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Мекка — У этого термина существуют и другие значения, см. Мекка (значения). Город Мекка مكة … Википедия

Мекка: священное место для мусульман

Мекка

Занимательные факты

Город Мекка, что на западе Саудовской Аравии, является самым главным святым местом для мусульман всего мира. Этот город ещё известен, как родина пророка Мухаммеда и место расположения основной мусульманской святыни – Каабы, а также других не менее важных святынь.

Поэтому Мекка, несмотря на своё близкое расположение к Красному морю (всего в 75 км), является скорей всего не туристическим городом, а самым большим местом для паломничества. Самое популярное направление – это хадж в Мекку (хадж – это большое паломничество к главной святыне Ислама – Кааб, которая была построена ещё пророком Авраамом).

Мекка

Интересные факты о Мекке

Расскажем несколько интересных фактов о этом священном городе.

  1. Мекка является именно тем местом, где зародился Ислам и откуда он начал распространяться.
  2. Главой Мекки является король Саудовской Аравии.
  3. Город и его окрестности считаются свящённой землей. Поэтому, здесь запрещены какие-либо войны, вырубка деревьев, убийство живых существ. Исключением из данного правила является убой животных ради жертвоприношения и пропитания.
  4. Именно здесь находится Запретная Мечеть аль-Масджид аль-Харам и Кааба (об этих достопримечательностях мы расскажем в статье чуть позже).
  5. Немусульманам в Мекку въезд запрещён, согласно законам государства. Об этом гласит даже дорожный знак, который запрещает въезд в город немусульманам. Однако, истории известны факты, когда были исключения из этого правила.
  6. Ежегодно в Мекку совершают паломничество миллионы мусульман. Принято различать два вида паломничества: хадж и умра. При этом, если каждый взрослый мусульманин просто обязан хотя бы раз в своей жизни совершить хадж, то умра не является обязательным поступком, хотя в Коране она рекомендуется.

Мекка с высоты

Главные достопримечательности Мекки

Как мы уже говорили, главные достопримечательности Мекки – это:

  • Запретная мечеть, которая находится в центре города. Свой нынешний вид мечеть приняла ещё в 1570 г, и представляет собой четырёхугольный двор, длина которого 165 м и ширина 111 м. Двор окружен большими каменными стенами, которые достигают высоты 8 м. Над мечетью возвышаются красивейшие минареты из белого камня.
  • Кааба: это внутренне святилище, которое располагается во дворе Запретной мечети. В древние времена храм представлял собой четыре стены из грубого камня, не скрепленного известью.
  • Источник Зам-Зам: располагается в центре мечети Аль-Харам. Считается, что вода из него обладает уникальными свойствами: утоляет жажду и голод, излечивает от разных болезней.

Как немусульманину попасть в Мекку

Если читатель — татарин, чеченец или узбек, то у него не будет проблем. Достаточно вписать в графу «религия» слово «ислам». Посольство увидит мусульманскую фамилию и выдаст визу.

Если же у читателя русская, европейская, американская, китайская фамилия, его попросят подтвердить, что он действительно мусульманин. Для этого нужно пойти в мечеть и получить абсурдный документ — справку о принятии ислама.

Чтобы принять ислам, нужно просто прийти в мечеть и попросить об этом дежурного имама. Имам ничего не спросит. Он окинет вас усталым взглядом и попросит сказать шахаду — знаменитую фразу, свидетельство мусульманской веры.

После произнесения последней буквы шахады вы тут же, моментально станете мусульманином и вам простятся все грехи. Даже если вы час назад переехали старушку на грузовике.

На этом всё. Можно покупать паломнический тур и ехать в Мекку. В паломничестве вы 10 дней будете гулять, обедать, спать и жить в одном номере с тремя мусульманами и гидом, одеваться в странную одежду без трусов и молиться пять раз в день, падая лбом об пол.

Паломник не может въехать в запретный город, не пройдя особый ритуал. Мекка окружена системой «пропускных пунктов» — микатов. Это священные места, где предписано совершить особую молитву и войти в состояние духовной чистоты.

Сколь бы долгим ни был путь паломника в Мекку, всю дорогу он должен повторять тальбию — еще одно странное заклинание ислама.

Я шевелю губами в такт, но среди этой безблагодатной пустыни мои мысли заглушает другая молитва. Кашмир. Лед Зеппелин. «Я путешественник среди времен и мест, ищу свой путь туда, откуда я пришел».

Хадж: обязательное для мусульман паломничество

Масджид аль‑Харам, считающееся в исламе пятым "столпом веры". Совершается в начале двенадцатого месяца мусульманского лунного календаря, вследствие чего этот месяц и получил название "зу‑ль‑хиджжа" ‑ "обладающий паломничеством". Корень "хаджжа", имеющий древнесемитское происхождение и означающий "обходить вокруг", приобрел в арабском языке значение "отправляться в паломничество".

Хадж отмечает три знаменательных события в истории ислама: прощение и воссоединение Адама и Хаввы (Евы) после их изгнания из Рая, принесение в жертву пророком Ибрахимом (Авраамом) своего сына Исмаила и жизнь Пророка Мухаммеда как пример смирения и покорности Всевышнему.

Согласно учению ислама, хадж должен совершить хотя бы один раз в жизни каждый мусульманин, который в состоянии это сделать. После этого он получает почетный титул хаджи и право носить зеленую чалму.

Духовное значение хаджа заключается в том, что он совершается добровольно и индивидуально ради поклонения Единому Богу. Во время хаджа паломники становятся "гостями Аллаха" в Его Доме, к которому мусульмане всего мира обращают свое лицо пять раз в день во время молитвы. Покидая на время свой дом, и перенося тяготы путешествия, паломники тем самым совершают внешнее и внутреннее очищение.

Основные обряды хаджа были установлены Пророком Мухаммедом во время "прощального паломничества", которое он совершил в 632 году – в девятом году хиджры. Закон шариата определяет следующие условия, необходимые для совершения хаджа. Человек должен:

1. Достичь совершеннолетия.

2. Пребывать в ясном уме.

3. Быть свободным.

4. Иметь достаточно средств, чтобы обеспечить свое паломничество и содержание семьи, оставшейся дома.

5. Обладать достаточным физическим здоровьем.

6. Суметь обеспечить свою безопасность в пути.

7. Выехать в путь заблаговременно, чтобы приступить к выполнению обрядов хаджа в установленный срок (к седьмому дню месяца зу‑ль‑хиджжа).

Во время совершения хаджа мусульманин обязан: облачиться в особое одеяние ‑ ихрам; совершить первый обход вокруг Каабы ‑ таваф ат‑тахийа; совершить молитвенное предстояние на горе Арафат ‑ вукуф; и совершить второй, "прощальный" обход вокруг Каабы (таваф аль‑вада) по возвращении из долины Арафат.

Ихрам означает "посвящение" и является особым состоянием духовной чистоты, для пребывания в котором совершается полное омовение тела, облачение в особые одеяния и соблюдаются правила ихрам. После совершения полного омовения (гусль) женщины надевают просторные белые одеяния и покрывают голову платком таким образом, что видимыми остаются только лицо, кисти рук и ступни ног. Мужчины одевают два простых белых покрывала: одно закрывает ноги от бедер до колен, а другое накидывается на левое плечо. Эти одеяния символизируют чистоту помыслов паломников и их равенство перед Всевышним.

При совершении хаджа (пребывая в состоянии ихрама) запрещается заниматься торговлей и делами, относящимся к мирской жизни; вступать в половые связи, а также свататься или вступать в брак; гневаться и обижать кого‑либо; причинять вред всему живому (убивать животных и насекомых, рвать траву и срывать листья и ветки с деревьев и т.д.); бриться, стричь волосы и ногти, использовать благовония, надевать украшения и курить. Нарушение этих запретов делает хадж недействительным.

Прибыв в Мекку к седьмому дню месяца зу‑ль‑хиджжа, паломники совершают поклонение Каабе – обряд "малого паломничества", называемого умра. Согласно мусульманскому преданию, "черный камень" Кааба ‑ это белый яхонт из рая, который был дарован Аллахом Адаму, когда тот, сброшенный на землю, добрался до Мекки. Глыба стала черной из за грехов и порочности людей.

Завершив обход Каабы, паломники приступают к совершению обряда сай – бегу между холмами Сафа и Марва. Они поднимаются на холм Сафа, поворачиваются лицом к Каабе и обращаются к Аллаху с молитвой о милости и просьбой защитить их от несчастий. Затем паломники спускаются с этого холма до столба, установленного у его подножия, и бегут до другого столба, стоящего у холма Марва, и поднимаются на этот холм. Там они вновь поворачиваются лицом к Каабе и совершают молитву, после чего возвращаются к Сафе. Бег между этими холмами повторяется семикратно. После этого паломники направляются к священному колодцу Замзам и дважды берут из него воду: сначала ее пьют, а затем обливают тело с головы до ног.

На следующий день (восьмой день зу‑ль‑хиджжа) паломники запасаются водой и отправляются через небольшие, вытянутые с запада на восток долины Мина и Муздалифа к горе Арафат, расположенной в 25 км от Мекки. По причине необходимости запасаться водой перед дорогой этот день получил название йаум ат‑тарвийа ‑ "день напоения".

Ночь с восьмого на девятое зу‑ль‑хиджжа паломники проводят в долине Мина, а на девятый день совершается центральный обряд хаджа – стояние у горы Арафат (вукуф). Он начинается в полдень, сразу после прохождения Солнцем точки зенита и завершается перед его заходом. Здесь паломники слушают проповедь (хутбу) и свершают молитву, обращенную к Аллаху: "Здесь я служу Тебе, Господи!". Эта молитва читается многократно и громким голосом.

После захода солнца паломники бегом возвращаются в долину Муздалифа (этот обряд носит название ифада), где совершают общую молитву перед ярко освещенной мечетью. Здесь же паломники проводят всю ночь ‑ она считается ночью поста и молитвы не только для совершающих хадж, но и для мусульман всего мира.

Рано утром 10‑го зу‑ль‑хиджжа паломники, совершив молитву, вновь направляются в долину Мина, где бросают семь камешков, подобранных в Муздалифе, в последний из трех столбов (джамрат аль‑акаба), символизирующий Иблиса (сатану), который по преданию преграждал путь Ибрахиму, когда он направлялся на молитву. Далее следует обряд жертвоприношения. 10‑е зу‑ль‑хиджжа является днем самого главного канонического праздника ислама ‑ Ид аль‑адха (праздника жертвоприношения), отмечаемого мусульманами во всем мире. Жертвоприношение животного должен совершить в день праздника каждый паломник. По традиции, в жертву могут быть принесены:верблюд не моложе пяти лет, бык или коза не моложе одного года и овца не моложе семи месяцев. Часть принесенного в жертву животного съедается самими паломниками, а часть отдается неимущим. В тот же день начинается Курбан байрам. Совершив жертвоприношение, паломники обривают или коротко подстригают волосы и сбривают бороды. Женщины отрезают прядь волос. Сбритые и состриженные волосы закапываются в землю в долине Мина. После этого паломники возвращаются в Мекку для выполнения последнего обхода Каабы (таваф аль‑вада). В это время стены Каабы уже покрыты новым покрывалом (кисвой).

В течение трех дней, с 11‑го по 13‑е зу‑ль‑хиджжа паломники продолжают совершать жертвоприношения и вновь посещают долину Мина, где бросают камешки уже во все три столба (джамрат аль‑ула, джамрат аль‑вуста и джамрат аль‑акаба).

Все обряды хаджа оканчиваются 14‑го зу‑ль‑хиджжа. Паломники выходят из состояния ихрам и обретают титул хаджи.

Многие после совершения хаджа посещают в Мекке места, связанные с памятью о Пророке Мухаммеде. Одним из таких почитаемых мест является Гора Света (Джабаль ан Нур), у вершины которой расположена пещера, где Пророку Мухаммеду было ниспослано первое откровение Корана. Затем паломники отправляются в Медину, чтобы поклониться гробнице Пророка и могилам его ближайших сподвижников ‑ праведных халифов Абу Бакра, Омара и Османа. По пути они останавливаются в городе Таифе, где Мухаммед скрывался от преследования меккканских язычников корейшитов. В этом городе расположена знаменитая мечеть Аббаса (дяди Пророка), где паломники совершают совместную молитву.

Возвращаясь домой, паломник (хаджи) надевает зеленую чалму и длинную белую одежду (галабея), что символизирует совершение хаджа.

Родные и близкие паломника устраивают ему торжественную встречу, которая сопровождается праздничным угощением.

Многие мусульмане по возможности повторяют хадж и даже совершают его многократно.

Посмотрите, как проходит хадж »

В последние годы в каждый сезон паломничества Мекку, Медину и обрядовые маршруты в предместьях святой исламской столицы посещают более двух миллионов человек.

В 2009 году обряды хаджа совершили, по сведениям саудовской печати, более 2,3 млн мусульман.

Ежегодные доходы Саудовской Аравии от организации паломничества к святыням ислама превышают 30 млрд долларов.

Три миллиона мусульман-паломников совершили восхождение на гору Арафат


Саудовская Аравия. Мусульмане молятся в Большой мечети перед ежегодным хаджем в Мекке. Фото: Suhaib Salem/Reuters

К завершению

Ни один хаджи не расскажет о том, как устроена Мекка за пределами мечети. Паломники не приезжают с камерами. Путешествие в Мекку — это духовное путешествие. За всю поездку я встретил только одного фрика, который ходил с большой камерой в руках. Все остальные разве что делают селфи с Каабой. Власти Мекки не одобряют даже это.

Первые фотографии нетуристической Мекки можно сделать по пути из отеля к мечети. Уже в ста метрах от религиозного центра город выглядит как строительный объект.

Типичная крупная улица Мекки напоминает Индию. В городе нет пешеходных переходов: ни надземных, ни подземных. Люди переходят дорогу, где захотят. На самих дорогах и разметки-то нет.

Мекка описана в Коране и хадисах как райское место, где растет зеленая трава, деревья и виноград. Это смущает даже самих мусульман. Настоящая Мекка — это город, непригодный для жизни, Аллах его знает как ставший центром ислама.

Кааба

Вся жизнь Мекки сосредоточена в центре города, где стоит Запретная мечеть. Сейчас это самая большая мечеть в мире, а когда-то она была скромным прямоугольным забором, окружающим Каабу.

— Когда вы откроете глаза и впервые увидите Её, вам захочется плакать. Не держите в себе. Это будет хорошим знаком.

Все звуки приглушаются как при погружении под воду. Взгляд cжимается до размеров кинокадра. В глаза бьет светом черный куб.

Вокруг Каабы вот уже полторы тысячи лет, если не больше, непрерывно вращается хоровод паломников. Он начался, еще когда Аравия была языческой, и продолжается до сих пор, в давно уже мусульманской Мекке.

День за днем, круглые сутки тысячи мусульман приезжают в Запретную мечеть, чтобы обойти священную Каабу 7 раз против часовой стрелки. Этот ритуал называется таваф. Он неотъемлемая часть паломничества — хаджа.

Безумные толпы и давка — обычное дело для Мекки. Вокруг Каабы постоянно ходят тысячи человек. При этом в Мекке круглый год стоит невыносимая жара под 50 градусов со стопроцентной влажностью. Белая мраморная плитка, которой выложены полы повсюду в Аравии, перегревается на солнце. На ней можно жарить английскую яичницу с халялем, а ноги она обжигает от одного касания.

Но толпы, вьющиеся вокруг Каабы, заслоняют солнце. Через плотный поток тел, голов и ног солнечные лучи почти не проходят. Плитка под ногами паломников всегда в тени и не успевает нагреться.

Тепловой удар принимает на себя голова и тело. Люди падают в обморок. От солнечного удара, от теплового удара. Паломников не остановить. Обморок — это испытание Аллаха. Смерть во время хаджа — величайший подарок и прямой билет в рай.

Толпа плачет и рыдает. Паломники воют и стонут. Они в сантиметре от Каабы, Божественной Каабы, в сторону которой они молились десятки лет каждый день. Вот же она! С криком и плачем они тянут руки к ней, мечтая хотя бы кончиком пальца дотронутся до ее мантии.

В истерии молитв и счастливого плача никто не замечает, как я снова достаю камеру и делаю снимки, о которых и не мечтал.

С другой стороны Каабы находится полукруглая отгороженная площадка. Внутри этого загона сгусток толпы, где люди падают в молитвах. Полукруглая ограда вокруг загона называется Хатим. Мусульмане верят, что здесь похоронен пророк Исмаил и его жена, поэтому каждый паломник хочет помолиться в Хатиме.

Но маленький загончик Хатима переполнен как утренний вагон на Рижском направлении. Здесь даже ноги некуда поставить, но ведь задача — припасть к земле и молиться!

Черный камень в языческой Аравии был главным идолом, который объединял все арабские племена. После победы ислама камень решено было оставить и вмонтировать в Каабу. Он имел такое великое значение для арабов-многобожников, что остался реликвией и в исламе.

По другую сторону площади, прямо напротив мечети, стоит термитник из небоскребов — иначе его назвать нельзя. Бесформенные гигантские сооружения ступенями ползут к небу, пока не переходят в самую высокую башню. Ее венчают огромные часы и шпиль, на котором установлен полумесяц.

Большая часть этих небоскребов отдана под отели. Номера здесь и так стоят дорого, но во время хаджа цена увеличивается во много раз. Номера в отелях часто выкупают большой группой и спят как в хостеле по 4 человека. Правда, сами номера класса люкс.

Ни один другой город так сильно не похож на муравейник, как Мекка с высоты. Со смотровой площадки я замечаю, что на крыше мечети тоже ходят люди. Значит, туда можно попасть. Я слезаю с небоскреба и иду на поиски секретного прохода.

Когда-то давно мечеть была одноэтажной, а ритуальный обход Каабы можно было совершить только по земле. Затем паломников становилось всё больше, а толпы вокруг Каабы всё гуще. Чтобы избежать давки, власти Мекки построили дополнительные этажи и объявили, что обход по ним тоже засчитывается Аллахом.

Конечно, длина окружности такого обхода в разы больше. Навернуть 7 заветных кругов по расширенному радиусу не каждый сможет. Поэтому в мечеть завезли машинки из картинга. Теперь Каабу можно просто объехать.

Мусульмане во всем мире обязаны молиться пять раз в день. Это делают далеко не все. Но в Саудовской Аравии человек, не падающий пятикратно за день в мольбе Аллаху, — редкое исключение.

Вся Саудовская Аравия молится пять раз в день. Каждый день. Всей страной. Как же заснять молящихся, если самому приходится стоять в их рядах?

Я долго не решался достать камеру во время молитвы, но в предпоследний день путешествия нашел лазейку.

В полдень стоит солнцепек. Жара невероятная, и нет никакой тени. Даже вода зам-зам нагревается в бочках и совсем не освежает. Единицы готовы молиться на крыше до наступления вечера, и даже просто приходить сюда слишком жарко. Это наш шанс.

Руки вскидываются вверх, и, повторяя «Аллаху акбар», миллионы мусульман падают в земном поклоне. И только я сажусь на колени, выхватывая из сумки камеру. Фокус. Кадр.

И лбом в ковер, чтобы никто не заметил.

Читайте также: