Где родился христос место в вифлееме

Обновлено: 30.04.2024

Более 2000 лет назад в тесной пещере палестинского города Вифлеем родился Иисус Христос. С тех пор маленький населенный пункт неподалеку от Иерусалима стал мировым центром притяжения паломников, туристов и исследователей. О городе Христа, исторические факты, библейские события и современные святыни Вифлеема – в нашем материале.

Рождество Христово

Безусловно, главным событием, которым знаменит Вифлеем, было, есть и будет Рождество Иисуса Христа.

В 63 году до н.э. римские войска под командованием Помпея Великого захватили Иудейское царство. Страна превратилась в провинцию Римской империи, а еврейские правители отныне становились вассалами императора. Форма управления и территориальное деление Иудеи постоянно менялись, в итоге местность вошла в состав Сирии. После административных реформ римский наместник Квириний решил провести на подвластных ему землях перепись населения. Делалось это с целью учета потенциальных налогоплательщиков. Согласно распоряжению Квириния, жители Сирии должны были явиться в города, из которых происходил их род и пройти процесс переписи.

Из рода царя Давида, уроженца Вифлеема, происходили Иосиф Обручник и Пресвятая Богородица. По призыву римских властей они отправились на родину предков. Перепись была масштабной, и, прибыв из Назарета в Вифлеем, Иосиф и Мария заночевали в пещере, поскольку городские гостиницы были переполнены.

Здесь-то и появился на свет Спаситель мира, Младенец Иисус. Вскоре после рождения Христа пастухам из предместий Вифлеема явился ангел, сообщил о великом событии и направил в пещеру к Новорожденному. Вслед за появлением одного ангела евангелист Лука описал появление всего небесного воинства, которое торжественно произносило слова, ставшие одним из гимнов праздника Рождества:

«Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!»

(Лк. 2:14)

рождество христово

Рождество Христово, Греция. Современная фреска

Пастухи разыскали пещеру, сообщили родителям Иисуса о необычном явлении и в восторге среди ночи отправились рассказывать жителям Вифлеема о рождении Мессии.

Знамение в виде яркой звезды заметили волхвы (маги) из страны, восточнее Иудеи. Они расценили событие как знак свыше и направились прямиком к царю Ироду, убежденные в связи правителя с Иисусом. Царь лишь развел руками, но попросил волхвов сообщить, где находится Христос. Восточные маги вышли из дворца и проделали путь до Вифлеема, сопровождаемые таинственной путеводной звездой.

Иосиф и Мария к тому моменту уже нашли себе приют в доме. Прибыв в Вифлеем, волхвы принесли Новорожденному знаменитые дар: золото – как царю, ладан – как священнику, смирну – как тому, кто должен умереть. Поклонившись Христу, волхвы возвратились в свою страну, не став возвращаться к Ироду.

Ирод был разгневан, так как считал, что Христос – претендент на его царскую власть. Страх лишиться титула заставил Ирода пойти на убийство нескольких тысяч младенцев. Гнев иудейского царя не коснулся семьи Иисуса, так как ангел явился Иосифу Обручнику и велел ему вместе с семьей бежать в Египет.

Рождество Христово стало одним из величайших событий в человеческой истории, так как через него Бог вошел в мир людей и своим примером показал дорогу к обретению вечного счастья в земной и загробной жизни.

7. Место рождения

Оба евангелиста, повествующие о рождении Иисуса, называют местом Его рождения город Вифлеем, однако объяснения этому дают разные. Матфей не упоминает, откуда родом были Мария и Иосиф. Он утверждает, что Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода ( Мф. 2:1 ). Именно в Вифлееме, войдя в дом, находят Марию с Младенцем волхвы, пришедшие с Востока ( Мф.2:11 ), и именно Вифлеем и его окрестности становятся местом кровавой драмы – избиения младенцев по приказу Ирода ( Мф. 2:16 ). Далее следует история бегства Иосифа и Марии в Египет и возвращения в Иудею, после чего Иосиф, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские и, придя, поселился в городе, называемом Назарет ( Мф. 2:22–23 ).

Вся эта история, как мы можем предположить, продолжалась не менее трех лет, учитывая возраст убитых Иродом младенцев, к которому надо прибавить время на путешествие Святого Семейства в Египет и обратно. Из рассказа следует, что Матфей считал Вифлеем родным городом Иосифа, так как там находился его дом. Переселение в Назарет представлено как вынужденная мера.


Назарет. Раскопки древнего города

Лука рисует иную картину. Он начинает свое повествование с рассказа о родителях Иоанна Предтечи: Захарии, священнике из Авиевой чреды, и его жене Елисавете из рода Ааронова ( Лк. 1:5 ). Их дом находился в нагорной стране, в городе Иудином ( Лк. 1:39 ). Именно туда пришла Дева Мария, чтобы приветствовать Елисавету. Под городом Иудиным мог пониматься любой город, исторически принадлежащий колену Иудину, однако не позднее VI века установилась традиция отождествления города Иудина с селением Айн-Карем, находящимся на юго-западе от Иерусалима (ныне в черте города).

При этом Сама Мария, согласно Луке, жила в городе Галилейском, называемом Назарет ( Лк. 1:26 ). Об Иосифе тоже говорится, что он был из Галилеи, из города Назарета ( Лк. 2:4 ). В Вифлееме оба они, Иосиф и Мария, оказались из-за переписи: Иосиф пришел в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова. Рождение Младенца произошло в Вифлееме, но не в доме, а в хлеву: на это указывают слова и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице ( Лк. 2:4,7 ). Слово «ясли» ( φάτνη ) указывает не на детскую колыбель, а на кормушку для скота, в которую был положен родившийся Младенец за неимением другого, более достойного места. В рассказе о поклонении Младенцу пастухов дважды упоминается Младенец, лежащий в яслях ( Лк. 2:12,16 ). Таким образом, согласно Луке, у Иосифа не было дома в Вифлееме, и даже места в гостинице для Иосифа и Марии не нашлось.

Далее следуют повествования об обрезании Иисуса и наречении Ему имени, а затем о принесении Его в храм. Повествования завершаются словами: и когда они совершили все по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет ( Лк.2:39 ). Таким образом, у Луки промежуток между рождением Иисуса и возвращением Святого Семейства в свой родной город Назарет немногим превышает сорок дней (да и вряд ли можно было дольше прожить в хлеву).

Чье повествование в большей степени соответствует действительности и кто дает более точную информацию о том, где находился родной дом Иосифа: Матфей или Лука? Исследователи отвечают на это по-разному. Нельзя исключить, что Лука в данном случае более точен, потому что приводимая им геолокация событий, связанных с рождением Иисуса, более детально проработана.

Говоря о разногласиях между Матфеем и Лукой в описании событий, связанных с историей рождения Иисуса, блаженный Августин пишет:

Относительно города Вифлеема Матфей и Лука согласны. Но каким образом и по какой причине в него пришли Иосиф и Мария, Лука повествует, а Матфей опускает. Каждый евангелист так составляет свою речь, чтобы ряд повествования не казался с каким-либо пропуском: умалчивая о том, о чем не желает говорить, так соединяет повествуемое с тем, о чем говорил, что-то и другое кажется следующим друг за другом непосредственно. Но так как один говорит о том, о чем другой умолчал, то тщательно рассмотренный порядок показывает, где именно произошло это умолчание. И таким образом становится понятным, что там, где Матфей говорил о волхвах, получивших повеление во сне не возвращаться к Ироду и другим путем возвратившихся в свою страну, там он пропустил то, что Лука сообщил, – бывшее с Господом в храме и слова Симеона и Анны; и с другой стороны, там, где Лука опустил повествование об отправлении в Египет, о котором рассказывает Матфей, он ввел как будто непосредственно бывшее затем возвращение в Назарет.

Августин, таким образом, считает два повествования о рождестве Христовом не взаимоисключающими, а взаимодополняющими. По его мнению, Матфей лишь опускает ту историю прихода Марии с Иосифом в Вифлеем, которую излагает Лука, а Лука, в свою очередь, опускает целую серию событий, описанных Матфеем. Тем не менее, как мы видели, при всем желании невозможно полностью гармонизировать повествования двух евангелистов.

В чем причина расхождений между ними? Думается, прежде всего в том, как каждый из евангелистов осмысливает описываемые события с богословской точки зрения. Мы не должны забывать о том, что Евангелия – не просто жизнеописания или исторические хроники.


Икона Божией Матери Тихвинская с чудесами. 1680 г.

Каждое Евангелие – это прежде всего богословский трактат, в котором жизнь Иисуса помещается в определенный богословский контекст.

Евангелие – это своего рода словесная икона, в чем-то подобная византийским и древнерусским иконам с клеймами. Особенностью таких икон является то, что в их центре размещено основное изображение, а по краям, в виде рамы, располагаются многочисленные окна (клейма) с различными побочными сюжетами. Если бы две иконы Рождества Христова создавались на основе двух евангельских повествований, то центральная композиция была бы одинаковой, а вот ряды клейм могли бы существенно различаться – как по содержанию, так и по количеству. Лука, как представляется, знает гораздо больше деталей, касающихся истории рождения Иисуса. Эту историю он вправляет в другую историю – рассказ об обстоятельствах рождения Иоанна Крестителя. Две истории не только развиваются параллельно, но и содержат множество сходных элементов. Один и тот же ангел, Гавриил, сначала является Захарии, отцу Предтечи, а затем Марии, Матери Иисуса. Захария, увидев ангела, смутился ( Лк. 1:12 ); Мария, увидев ангела, также смутилась ( Лк. 1:29 ). И к Захарии, и к Марии ангел обращает слова: Не бойся ( Лк. 1:13; 1:30 ). В обоих случаях ангел говорит не только о рождении ребенка, но и о том, каким именем он должен быть наречен ( Лк. 1:13,31 ). Об Иоанне ангел говорит: ибо он будет велик пред Господом ( Лк. 1:15 ); об Иисусе: Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего ( Лк. 1:32 ). Захария спрашивает ангела: По чему я узнаю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных ( Лк. 1:18 ). Мария задает ангелу вопрос: Как будет это, когда Я мужа не знаю? ( Лк. 1:34 ). Елисавете наступает время родить, она рождает сына, на восьмой день его обрезывают и нарекают ему имя ( Лк. 1:57–65 ). Марии наступает время родить, Она рождает Сына Своего Первенца ( Лк. 2:6–7 ), Которого по прошествии восьми дней обрезывают и дают Ему имя ( Лк. 2:21 ). Об Иоанне евангелист говорит: Младенец же возрастал, и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю ( Лк. 1:80 ). А история рождения Иисуса завершается словами: Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков ( Лк. 2:52 ).

Наряду с очевидным и сознательным параллелизмом двух историй во многих деталях повествования Луки прослеживается мысль о том, что Иисус выше Иоанна. Иоанн чудесным образом рождается от двух бесплодных родителей, но Иисус рождается сверхъестественным образом от Девы и Духа Святого. Елисавета, мать Иоанна, приветствует Марию, Мать Иисуса, как старшую, хотя Мария значительно младше Своей родственницы по возрасту. При этом она называет Ее Матерью своего Господа ( Лк. 1:43 ).

Рождение Иоанна становится семейным торжеством, и со словами благословения к новорожденному младенцу обращается его отец, Захария: и ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предыдешь пред лицом Господа приготовить пути Ему, дать уразуметь народу Его спасение

в прощении грехов их. ( Лк. 1:76–77 ). Иисуса же на сороковой день по рождении благословляет пророк и старец Симеон, говоря: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля ( Лк. 2:29–32 ). Если в первом случае все действие происходит в доме Захарии, на глазах у родственников и друзей семьи, то во втором событие совершается в храме Иерусалимском, вероятно, на глазах у множества посторонних людей. Если в благословении Захарии речь идет о народе Израильском, то в благословении Симеона – не только о нем, но также о язычниках и всех народах. К Симеону затем присоединилась Анна, которая славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме ( Лк. 2:38 ). Термины «спасение» и «избавление», имеющие в христианском богословии особое значение, применены только к Иисусу, но не к Иоанну.

Для Луки история рождения Иоанна Крестителя является той рамой, в которую вправлено повествование о рождении Иисуса. Матфей ту же историю вправляет в иную раму: ветхозаветных пророчеств, касающихся судьбы израильского народа. Цитатами из Ветхого Завета сопровождаются и завершаются все основные эпизоды истории рождения Иисуса. При этом употребляются следующие формулы: да сбудется реченное Господом через пророка ( Мф. 1:22 ); ибо так написано через пророка ( Мф. 2:5 ); да сбудется реченное Господом через пророка ( Мф. 2:15 ); тогда сбылось реченное через пророка ( Мф. 2:17 ); да сбудется реченное через пророков ( Мф. 2:23 ).


Мадонна Литта. Леонардо да Винчи. 1490– 1491 гг.

При помощи этих многократно повторяемых формул, у которых нет прямых аналогов ни в Ветхом Завете, ни в послебиблейской еврейской литературе, Матфей подчеркивает, что Иисус пришел во исполнение пророчеств: те или иные события Его жизни происходят, «да сбудется» сказанное в Ветхом Завете. Вся история рождения Иисуса изложена Матфеем так, чтобы подчеркнуть, что события развивались как бы по заранее написанному сценарию.

Соответственно, Вифлеем стал местом рождения Мессии не потому, что Мария с Иосифом пришли туда для участия в переписи, а во исполнение пророчества: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля ( Мф. 2:6 ). Матфей приводит лишь начало текста, который должен был быть известен его читателям. Полный текст звучит так:

И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных. Посему Он оставит их до времени, доколе не родит имеющая родить. И станет Он, и будет пасти в силе Госполней, в величии имени Господа Бога Своего, и они будут жить безопасно, ибо тогда Он будет великим до краев земли ( Мих. 5:2–4 ).

В Египет Иосиф с Марией отправляются не только из опасения за судьбу Младенца, но и да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего ( Мф.2:15 ). Иными словами, посетить Египет и вернуться оттуда было необходимо для Сына Божия, чтобы сбылось сказанное через пророка. Здесь Матфей цитирует книгу Осии, где говорится от лица Бога: Когда Израиль был юн, Я любил его и из Египта вызвал сына Моего ( Ос. 11:1 ). Исход из Египта был главным событием в жизни израильского народа: этому событию посвящено главное священное воспоминание – пасха. Матфей протягивает нить между этим событием и возвращением Святого Семейства в Иудею. Подобно Моисею, выведшему израильский народ из египетского плена, Младенец Иисус возвращается в землю Израильскую после вынужденного пребывания в Египте.

В Назарете Иосиф с Марией поселяются, согласно Матфею, не потому, что там был дом Иосифа, а во исполнение сказанного через пророков, что Он Назореем наречется ( Мф. 2:23 ). Нигде в Ветхом Завете мы не находим пророчества о том, что Мессия будет назореем. Вряд ли, однако, евангелист ссылается на некий неизвестный нам источник, как думают некоторые ученые. Скорее, здесь протягивается нить между судьбой Иисуса и историей рождения Самсона от Маноя и его неплодной жены, которой явился ангел со словами: Вот, ты, неплодна и не рождаешь; но зачнешь и родишь сына. От самого чрева младенец сей будет назорей Божий ( Суд. 13:3–5 ).


Назарет. У. Хант. 1861 г.

Слово «назорей» в Ветхом Завете употреблялось для обозначения людей, дававших (как правило, на какой-то срок) обет вести аскетический образ жизни, в частности, не пить вина, не стричь волос и не прикасаться к мертвому телу ( Чис. 6:1–7 ). В греческом тексте Евангелия от Матфея название галилейского города Назарет ( Ναζαρέτ ) становится созвучным слову «назорей» ( ναζωραΐος ). У соответствующих еврейских слов ( נצרת Nasrat – Назарет и נזיר nazir – назорей) нет точного сходства. Тем более очевидно на уровне греческого текста намерение евангелиста Матфея увязать место, куда поселился Иосиф с Марией и Младенцем после возвращения из Египта, с ветхозаветным обычаем назорейства.

Предпринимались попытки найти связь названия города Назарет и термина «назорей» в Евангелии от Матфея на уровне еврейского текста: слово נצרת – Nasrat (Назарет) созвучно знаменитому мессианскому титулу из пророчества Исаии – отрасль ( נצר – neser) от корня Нессея ( Ис. 11:1 ). На возможность такого понимания указывал уже блаженный Иероним.

Высказывалась гипотеза о том, что Назарет был местом, где во II веке до Р. X. поселилась группа назореев, в честь которых город и получил свое название. Однако эта гипотеза не имеет подтверждения в исторических источниках.

Почему Матфею было необходимо указать на связь между назорейством и Иисусом? На первый взгляд, образ Иисуса мало подходит к описанию назорея; к этому описанию гораздо больше подходит образ Иоанна Крестителя. Думается, для евангелиста здесь важно показать преемственность опыта святости от Ветхого Завета к Новому. Образ жизни назорея однозначно ассоциировался со святостью ( Чис. 6:8 ). Сразу же за ссылкой на пророчество о том, что Он Назореем наречется ( Мф. 2:23 ), в Евангелии от Матфея следует повествование об Иоанне Крестителе, который имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед ( Мф. 3:4 ). Очевидно, Матфей хочет провести прямую связь между святостью в той форме, в какой она существовала в Ветхом Завете, и Иоанном Крестителем, а через него – с Иисусом.

Из дальнейших повествований евангелистов о земном служении Иисуса явствует, что в народе Он был известен как пророк из Назарета Галилейского ( Мф. 21:11 ). Похоже, факт рождения Иисуса в Вифлееме не был известен никому из тех, кто сомневался в Его мессианском достоинстве на том основании, что из Галилеи не приходит пророк ( Ин. 7:52 ). О рождении Иисуса в Вифлееме Иудейском (а не в Галилее) мы узнаём из обоих Евангелий, но нигде в Евангелиях не говорится о том, чтобы Сам Иисус или Его ученики упоминали этот факт в полемике с иудеями. Иоанн приводит вопрос иудеев: Не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид? ( Ин.7:42 ). Но он не отмечает никакого ответа ни со стороны Иисуса, ни со стороны Его учеников. Галилейское происхождение Иисуса было одним из факторов, способствовавших тому, что иудеи не признавали Его за Мессию: они не могли поверить, что какой-то Галилеянин ( Мф. 26:69 ; Лк. 23:6 ) мог быть тем самым Мессией, Которого предсказывали пророки и Который, конечно же, должен был родиться в пределах Иудейских, в городе Давидовом.

Матфей ставил перед собой задачу ответить на эти недоумения и представить Иисуса прежде всего как Того, о Ком писали и говорили пророки. Вот почему для него было важно с самого начала показать, что Вифлеем был не просто местом, где Он родился в силу стечения обстоятельств, но городом, в котором находился дом Иосифа, Его законного отца.

Прообразами жизни Иисуса для Матфея становится целая серия ветхозаветных сюжетов и образов, включая Моисея и Самсона. Лука же излагает иную версию рождения Иисуса, ближайшим прообразом которой становится жизнь Иоанна Крестителя. Оба евангелиста, однако, сходятся в том, что Иисус родился в Вифлееме Иудейском, а воспитывался в Назарете Галилейском. Последнее подтверждается многочисленными приведенными выше эпизодами, в которых Иисус и Его ученики по своему происхождению, воспитанию и говору однозначно связываются с Галилеей, а не с Иудеей.

Археология о месте Рождества Христова. Вифлеем и Назарет

Давайте теперь поговорим о такой интересной теме, которая касается как рождения самой археологии, так и Рождества Господа Иисуса Христа.

Почему я говорю о рождении археологии? Если бы мы с вами попытались установить, когда, собственно, родилась библейская археология, то были вынуждены вернуться в IV век, в эпоху царя-императора равноапостольного Константина и его матери Елены. Именно в те времена начинается активное исследование Святой Земли ради того, чтобы прикоснуться к событиям Евангельской и в целом Священной истории. Была предпринята мощная программа по воссозданию Святой Земли, описанная во многих исторических источниках, например, об этом можно почитать у Евсевия Кесарийского. Она привела к тому, что были исследованы важнейшие места, связанные с евангельскими событиями.

Давайте попробуем узнать, что нам известно о Вифлееме и Назарете, о месте Благовещения и месте Рождества Господа. Из Священного Писания мы с вами знаем, что Господь родился в Вифлееме Иудейском, потому что тот был родиной царя Давида. Мессия должен был прийти из Вифлеема. Вифлеем (Bethlehem) переводится с еврейского языка как «дом хлеба».

Из евангельского повествования мы знаем, что Иосиф Обручник вместе с нареченной женой Девой Марией жил на севере Галилеи, хотя происходил из колена Иудова. На перепись они должны были пойти в Вифлеем. Здесь мы имеем некое противоречие, потому что Вифлеема было два. Один Вифлеем не так далеко от Назарета, откуда происходил Иосиф, а другой Вифлеем на юге. То есть надо было пройти всю Святую Землю в сторону Хеврона, чтобы прийти в южный Вифлеем. У ряда критиков Священного Писания возникло предположение, что северный Вифлеем ближе к истине, это то самое место, которое нам нужно. Но в этом случае как раз очень важно учитывать исторический контекст.

Истинные обстоятельства переписи открывают древние тексты. Вот приказ о переписи, содержащийся в папирусе № 904 из Британского музея. Он относится к более позднему периоду – примерно 104 год по Рождестве Христовом, но описывает аналогичную ситуацию: переписи проводились регулярно. Приказ содержит указание, что все должны переписываться на родине: «Гай Вибий Максим, префект Египта, говорит: «Видя, что пришло время для подомной переписи, мы сочли необходимым заставить всех тех, кто по какой-либо причине пребывает за пределами своей провинции, возвратиться в свои собственные дома, так, чтобы они могли привести в исполнение обычный закон о переписи».

Название города тоже представляет собой некую загадку. Дело в том, что слово Назарет, похоже, происходит от еврейского слова «нецер» – ветвь – таким образом называли себя потомки Давида. Скитаясь по разным местам Святой Земли, основывая иногда новые поселения, они, видимо, помня о своем происхождении, назвали это место так. То есть это было поселение именно потомков царя Давида.

Незначительность Назарета известна. Апостол Нафанаил, узнав, что Иисус из Назарета, говорит: «Из Назарета может ли быть что-то доброе?». Назарет не упоминается в ранних источниках. Не упоминает его ни Иосиф Флавий, ни Талмуд. Давайте разберем, в каком смысле эти источники могли бы его упоминать?

Иосиф Флавий пишет о местах, более или менее серьезно связанных с историей. Чем его мог заинтересовать Назарет, совершенно не понятно. Там не происходило никаких серьезных событий Иудейской войны, ничего такого, что могло привлечь внимание, кроме рождения Иисуса, но о нем Флавий пишет в другом месте и в совершенно ином контексте.

Талмуд – это очень специфический источник: поздний и заведомо антихристианский. Распространяться о Назарете как месте рождения Мессии в Талмуде не было никакого смысла. Скорее, места, связанные с Христом и христианством, покрыты фигурами умолчания совершенно определенно. Поэтому то, что этот маленький городок, находившийся около северной столицы – большого города Сепфориса (Ципори), не упоминается, – совершенно естественно.

Кстати говоря, в Евангелии есть такой интересный момент. В Евангелии от Матфея, 2-й главе, 23-м стихе говорится: «Поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется». Интересно, что в Священном Писании Ветхого Завета нигде не говорится, что Мессия должен быть назореем, то есть принять обет назорейства. А говорится о том, что ветвь – «нецер» наречется. Потому что Господь называется жезлом или ветвью от корня Иесеева, то есть потомство Давида. Очевидно в словах «назореем наречется» обыгрывается корень слова – «нецер» (ветвь).

Назарет, как я уже сказал, был маленьким городком на окраине Сепфориса, или Ципори. Это был больший город, столица Галилеи, он неплохо раскопан, там прекрасные здания. Город сильно эллинизирован: мозаики, театр и прочее, хотя жило в нем вполне ортодоксальное еврейское население.

Возможно, в самом Назарете Иосиф не имел возможности работать плотником, и предполагают, что большой столичный город, находившийся рядом, буквально в пяти километрах, был местом, где эту можно было постоянно найти эту работу. В Назарете найдены остатки небольшого поселения: маслодавильни, выбранные в пещерах места для хранения зерна и проч. У каждого здания был подземный этаж или полуэтаж, для каких-то технических целей, как бы мы сказали сейчас, или для склада.

Святыни Вифлеема

Пещера Рождества

город христа

Вид с воздуха на Церковь Рождества Христова, Вифлеем

Именно здесь от Пресвятой Богородицы родился Иисус Христос. При императрице Елене здесь появился подземный храм. Место рождения Христа отмечено в полу звездой с 14 лучами, символизирующую Вифлеемскую. Вокруг звезды расположены 16 лампад, принадлежащие разных христианским деноминациям, в том числе и православным. Над местом Рождества расположен престол и алтарь подземного храма, где регулярно служится Литургия. Проводить ее позволяется только представителям Православной и Армянской Церквей.

пещера рождества

Макет Церкви Рождества Христова. Главная Базилика Рождества находится в ведении Православного патриархата Иерусалима. Она выглядит как обычная базилика в романском стиле, с пятью нефами, разделенными коринфскими колонами и апсидой в восточной части, где находится святая святых. Базилика представляет собой прямоугольник 53,9 метров в длину, неф 26,2 метра в длину, трансепт 35,82 метра в длину. Войдя в церковь, вы увидите четыре ряда колон, которых всего насчитывается 44.

Пещера представляет собой небольшую комнату, в которую ведут так называемые северная и южная лестницы, построенные еще во времена императора Юстиниана. В момент Рождения Иисуса пещера, скорее всего, выполняла хозяйственную функцию. Грот из известняка – обычное дело для Вифлеема, над ним, как правило, местные жители надстраивали дома. В самих пещерах содержался скот, о чем свидетельствуют сохранившиеся в стенах железные кольца для привязи. Подобная практика существовала в Вифлееме вплоть до XX столетия.

пещера рождества

Место рождения Христа отмечено в полу звездой с 14 лучами, символизирующую Вифлеемскую

Пещера Иеронима Стридонского

Святой Иероним был римским священником, очень образованным человеком, которого интриги завистников и злопыхателей, вынудили покинуть город. Блаженный отправился на святую землю, где и прожил остаток своей жизни.

иероним стридонский

Пещера Иеронима Стридонского

Вифлеем - место рождения Христа

Как было определено точное место рождения Христа? Какими чудесами прославилась так называемая Млечная Пещера? Как связано с рождением Спасителя Поле пастырей в Вифлееме? Об этом рассказала монахиня Мариам (Юрчук), насельница Горенского монастыря Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, гид, автор книг «Путеводитель по Святому граду Иерусалиму» и «Путеводитель по Святой Земле».

— В Вифлееме есть так называемая Млечная Пещера. Признается ли она у православных как святыня? Если да, выходит, что после рождения Христа Святое Семейство меняло места жительства и не сразу покинуло Вифлеем?

Монахиня Мариам (Юрчук) Монахиня Мариам (Юрчук)

— Да, конечно, признается. Эта пещера была почитаема христианами с глубокой древности. И есть много исторических сведений о том, что верующие соскабливали камни со стен пещеры и передавали друг другу как святыню. И эти камушки до сих пор хранятся как святыня во многих реликвариях храмов Европы и Византии. По свидетельствам историков императрица Пульхерия в IV веке передала в строящийся в Константинополе храм Божией Матери ампулы с крошками камней со стен Млечной пещеры.

А сама пещера на протяжении веков переходила из рук в руки. Принадлежала она и православным, и католикам. И сегодня Млечная пещера принадлежит католической церкви. Но для паломников она открыта. И в пещере происходит много чудес. Дети исцелялись от болезней, у матерей разрешались проблемы с зачатием. Таких фактов много, они засвидетельствованы и некоторые даже подтверждены медицинскими экспертизами.

Молочный грот в Вифлееме, также известный под названием Молочная пещера или Церковь Лактации Молочный грот в Вифлееме, также известный под названием Молочная пещера или Церковь Лактации

Что касается жизни Святого Семейства в Вифлееме, здесь есть ряд версий о продолжительности их пребывания там. Если проанализировать такое событие Рождества Христова как поклонение волхвов, то мы поймем, что пещера была определена преданием.

О том, что Господь родился в пещере, не говорится явно. Но когда волхвы приходят на поклонение, в Евангелии от Луки явно говорится о «вошедших в дом» визитерах. Христос родился, через какое-то время места в гостинице освободились, Семья Спасителя переселилась в какой-то дом и жила в нем.

А вот поклонение волхвов не могло произойти в тот же день или сразу после рождения Иисуса, потому что после поклонения волхвов сразу же начались гонения Ирода. А ведь из событий Евангелия мы знаем, что на сороковой день родители принесли Христа в Иерусалимский храм. Поэтому многие из святых отцов высказывают позицию, что поклонение волхвов могло произойти вплоть до второго года рождения Христа – даже так!

— Как было определено точное место рождения Христа? Что говорит об этом предание?

— Поскольку Вифлеемская община христиан считается самой древней в мире, жители города в противовес жителям Иерусалима, Назарета и других библейских мест никогда не подвергались массовому уничтожению. Но есть свидетельства церковных историков и богословов раннего периода, знакомых с местным преданием. Предание это хранилось в Вифлееме и передавалось из поколения в поколение. Есть свидетельство Иустина Философа, который родился на Святой Земле. В своих трудах он сообщает, что Рождество Христово совершилось в пещере. И это известно всем местным вифлеемским христианам.

Еще одно важно и древнее свидетельство принадлежит Оригену. Он 20 лет прожил на Святой Земле. В одной из его заметок о путешествии по святым местам Ориген пишет, что место рождения Христа в Вифлееме известно даже врагам веры… Еще один источник информации об этом – христианские апокрифы.

— Какие святыни связаны с рождением Христа в Вифлееме кроме знаменитой пещеры?

— В пригороде Вифлеема находится Поле пастырей (или поле пастушков), на котором ангелы возгласили пастухам «Слава в вышних Богу». Правда, ведутся споры о его точном местонахождении. В тех же местах найдена пещерная церковь с полукруглым потолком. Она никогда не разрушалась, представляете! На Поле пастушков храм строился еще при царице Елене, где сохранились древние мозаики. И над самой пещерой обнаружены руины монастырей, которые разрушались и отстраивались снова с IV по VII века.

Пещера Вифлеемских младенцев

Под Вифлеемом естественным путем устроена целая сеть подземных пещер. Еще одним святым подземельем считается Пещера Вифлеемских младенцев. Здесь покоятся останки убитых по приказу царя Ироду детей, а также кости убитых персами в VII веке христиан. Пещера младенцев также является местом паломничества верующих со всего мира. Перед их мощами людями молятся об умерших насильственной смертью детях, раскаиваются в совершенном грехе аборта.

вифлеемские младенцы

На фото кости христианских мучеников, погибших в 614 году. Вместе с костями взрослых лежат и детские косточки.

Здесь же, в подземелье, находится одна из самых древних катакомбных церквей, относящаяся к IV веку.

Люди и события

Рахиль

Рахиль и ее сестра Лия были дочерями дяди Иакова Лавана. Рахиль отличалась красотой и дерзким нравом. Она не раз спорила с Богом, если события складывались не так, как ей хотелось. Лия же уступала сестре во внешности, но была доброй, скромной и кроткой девушкой. Иаков, приехавший к Лавану свататься, выбрал себе в жены Рахиль, за что вынужден был служить у дяди целых 7 лет. Путем обмана Лаван выдал за племянника Лию. Но Иаков не смог смириться с этим, и взял себе в жены и Рахиль.

Рахиль

Иаков сватает Рахиль

Рахиль умерла на пути в Вифлеем во время родов сына. Она была похоронена «у дороги», на въезде в город. Гробница жены Иакова сохранилась до наших дней и стала центром паломничества для иудеев. Рядом с захоронением Рахиль находится арабское кладбище, и место также пользуется почитанием у мусульман.

Ветхозаветный пророк Иеремия иносказательно упоминал Рахиль, рассказывая о событиях эпохи Вавилонского плена:

«Голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет»

(Иер. 31:15)

В VI веке до н.э. страна иудеев находилась в подчинении Вавилонского царства. После очередного восстания царь Навуходоносор II принял решение «обезглавить» Иудею: казнил ряд представителей знати, пленил правителя страны и принудительно вывел в Вавилон десятую часть еврейского населения. Пророк Иеремия также оказался в плену вавилонян, но был освобожден. Город Рама, о котором говорит пророк, находится севернее Иерусалима на возвышенности. С его холмов открывался вид на опустевшую Иудею. Рахиль вспоминалась как мать всех иудеев, горько сожалеющая об их пленении.

Слова пророка о «горьком плаче» Рахили вспоминались и евангелистом Матфеем в новозаветное время. Когда царь Ирод узнал о рождении Иисуса, он испугался, что Младенец будет претендовать на его власть. Иудейский правитель отправил в Вифлеем войска с приказом убить всех детей в возрасте до 2-х лет. Иосиф Обручник, Пресвятая Мария с Маленьким Христом смогли сбежать, а 14 000 младенцев были жестоко убиты. В Православной Церкви невинно убиенные дети почитаются в лике мучеников.

После Христа

В 132 году в Израиле произошло антиримское восстание Бар-Кохбы, которое было подавлено и сопровождалось разрушением еврейских городов. Эта участь постигла и Вифлеем. Город находился в запустении до времен императрицы Елены, христианки, которая отправилась на Святую Землю в паломничество и активно помогала строительству храма Рождества Христова над пещерой, бывшей местом рождения Спасителя.

В VI веке базилика Рождества была разрушена восставшими самарянами, но церковь восстановили при императоре Юстиниане. 100 лет спустя Вифлеем захватили персы, но храм был оставлен неприкосновенным. На протяжении многих столетий город переходил из рук в руки крестоносцев и сарацин, а духовенство, в зависимости от политической обстановке, менялось с латинского на православное. Вифлеем подвергался регулярным разрушениям, но храм Рождества оставался невредимым.

Сегодня Вифлеем является городом в составе Палестинской автономии. На территории города проживают как христиане, так и мусульмане. Несмотря на пестрый этнорелигиозный состав Вифлеема и напряженную обстановку на Ближнем Востоке, город открыт для паломников и туристов со всего мира, а жителей гости характеризуют, как радушных хозяев.

Молочная пещера

Здесь после Рождения Иисуса скрывались с Младенцем праведный Иосиф и Пресвятая Богородица в течение 40 дней. В эту же пещеру пришли на поклонение волхвы. Предание гласит, что когда Святая Мария кормила Иисуса грудью, несколько капель молока упали на темный камень, который полностью побелел.

Вся пещера отличается тем, что ее стены – молочно-белого цвета. И христиане, и мусульмане приходят сюда с молитвой и просьбами исцелить их от бесплодия. Первый храм над пещерой появился в V веке, но из-за запустения был выкуплен францисканцами в XIV столетии, с тех пор католикам.

Где родился Иисус Христос?

Священник Александр Тимофеев, преподаватель кафедры библеистики Московской Духовной Академии.

Все лекции цикла можно посмотреть здесь .

Другие знаменательные места и достопримечательности Вифлеема

Центром Вифлеема считается Ясельная площадь, вокруг которой расположены христианские святыни. На площади расположена базилика Рождества и вход в святые пещеры. Здесь встречаются паломники и жители города.

На окраинах Вифлеема и вокруг него находится несколько монастырей. Самыми известными считаются Лавра Саввы Освященного, обители Феодосия Великого и Каранталь (Искушения). К ведению Русской духовной миссии на Святой Земле относятся монастырь Святой Троицы в Хевроне, подворье Иоанна Предтечи и скит Харитона Исповедника. На территории хевронской обители находится Мамврийский дуб, под которым праотец Авраам беседовал с тремя явившимся ему ангелами.

город христа

Лавра Саввы Освященного

К историческим достопримечательностям города можно отнести крепость Ирода Великого и пруды царя Соломона.

Вифлеем был и остается городом Рождества нашего Бога, Иисуса Христа, пришедшего к людям, чтобы показать им дорогу к вечной жизни и вечному счастью. Спустя 2000 все святыни города были сохранены Господом с тем, чтобы верующие могли прикоснуться к библейской истории и живому миру веры. Места и храмы, в которых сохранен отпечаток святости Христа и Богородицы, издревле помогали людям найти ответы на вечные вопросы и получить помощь в разрешении самых тяжелых вопросов. Вифлеем открыт для каждого человека, входящего в него с добрым сердцем и намерением встретить Бога.

Приближается Рождество Христово. Ежегодно к Рождеству на Святую Землю приезжают тысячи паломников со всего света, тысячи и тысячи людей участвуют в богослужениях. В ночь с 6 на 7 января в Храме Рождества Христова в Вифлееме состоится праздничная Божественная Литургия, на которую вы можете подать записки за своих родных и близких.

Подать записку на праздничное богослужение в храм Рождества Христова в Вифлееме можно здесь

История города Вифлеем

Древнейшие археологические артефакты, найденные на территории современного Вифлеема, принадлежат к эпохе бронзового века (XVIII-XVII вв. до н.э.). Город на западном берегу реки Иордан никогда не был крупным, но тесно связан с рядом персонажей библейской истории и, конечно, с Иисусом Христом.

«Вифлеем» с еврейского переводится как «Дом хлеба». Рождение Спасителя в городе с данным названием очень символично: значение слов из молитвы Господней «хлеб наш насущный» экзегеты толкуют и как «духовный хлеб», подразумевая Тело и Кровь Христа.

В архивах Тель-Авива сохранились сведения, что в 1350—1330 до н. э. Вифлеем носил название Бит-Лами и был населен финикийцами. В третьем тысячелетии жители города построили языческий храм на возвышенности, в наше время известной как холм Рождества Христова. Вифлеем находится менее чем в 10 километрах от Иерусалима. Именно на этом пути была похоронена супруга ветхозаветного патриарха Иакова Рахиль.

город христа

Город Вифлеем в наши дни

Псалмопевец

Иисус Христос был потомком царя Давида, известного православным христианам как создатель сборника Божественных гимнов – Псалтыри. Давид также был уроженцем Вифлеема.

Юный Давид прославился в своем народе после героической победы иудеев над филистимлянами. Будущий еврейский царь в буквальном смысле «проходил мимо» поля боя. Перед войсками иудеев, поигрывая оружием, прогуливался огромных размеров воин по имени Голиаф. Голиаф вызывал на бой самого сильного из евреев, но никто не решался с ним сразиться. Филистимлянин насмехался над иудеями и хулил Бога. Именно это задело юного Давида, который вышел против Голиафа без щита и меча, а с метательным орудием и убил великана точным попаданием камня в лоб. Филистимляне бежали, иудеи торжествовали, а царь Саул сделал Давида полководцем. Позже, после смерти иудейского правителя, Давид был помазан на царство.

В роли царя пророк также преуспел: Израильское царство стало единым государством, а Ковчег Завета – главная иудейская святыня, была перенесена в Иерусалим. Впоследствии для нее сыном Давида Соломоном будет построен Иерусалимский храм. Однажды царь Давид согрешил, вступив в связь с женой своего полководца. За совершенный грех псалмопевец расплачивался всю жизнь.

Раскаиваясь о содеянном, Давид написал ряд псалмов, легших в основу Псалтыри. Сегодня эта книга стала универсальной в жизни православного человека: она применяется и как богослужебная, и как назидательная, и как читаемая во всякой нужде верующими в домашних молитвах.

С Вифлеемом связано также имя прабабушки царя Давида, Руфи. Руфь была язычницей из народа моавитян, но позже вышла замуж за иудея Вооза и приняла веру в Единого Бога. В Ветхом Завете описывается, что в окрестностях Вифлеема девушка собирала колоски пшеницы. О событиях из жизни прабабушки царя Давида подробно рассказывает одноименная ветхозаветная «Книга Руфи».

давид псалмопевец

Базилика Рождества

Над всеми перечисленными святыми пещерами расположена базилика Рождества Христова. Ее строительство в Палестине было закончено в 339 году при равноапостольном императоре Константине Великом. Храм Рождества уникален тем, что это единственная церковь, сохранившаяся в регионе с домусульманской эпохи. Под амвоном базилики расположена пещера, в которой родился Христос. Храм находится под совместным управлением греков, армян и католиков. С момента строительства храм богослужения здесь не прерывались. Престольным праздником и центральным торжеством в базилике является праздник Рождества Христова. Кроме святых пещера в храме находится еще одна почитаемая христианская святыня – Вифлеемская икона Пресвятой Богородицы.

пещера рождества

Базилика Рождества Христова

Вифлеемская икона Божьей Матери

История создания образа восходит к первым векам христианства. Согласно преданию, евангелист Лука написал икону Пресвятой Богородицы, названной позже Иерусалимской. Образ находился в Византии, был передан в Россию и исчез после занятия Москвы войсками Наполеона в 1812 году. Икона относится к иконописному типу «Путеводительница».

Вифлеемская икона была написана в России. Основное ее отличие – улыбка на лице Богородицы. Точных данных о дате создания и передаче образа в базилику Рождества нет. По одной версии, это сделала императрица Елизавета Петровна Романова, исцелившись перед иконой от тяжелой болезни. Другое мнение говорит, что Елизавета – это преподобномученица, жена великого князя Сергея Александровича, расстрелянная большевиками в 1918 году. Известно, что великая княгиня также получила исцеление от болезни после молитв перед образом. С тех пор Вифлеемская икона находится в базилике Рождества Христова около спуска в пещеру, в которой родился Христос.

С молитвами к Вифлеемской иконе приходят не только христиане, но и мусульмане. Люди просят у Пресвятой Богородицы помощи в самых разных нуждах: выздоровления, благополучия, даровании детей при бесплодии. День памяти иконы установлен на 28 августа, в праздник Успения Пресвятой Богородицы.

Вифлеемская икона Божьей Матери

Вифлеемская икона Божьей Матери

Читайте также: