Если нет возможности сходить в церковь

Обновлено: 20.05.2024

Актуальный вопрос, потому что есть масса людей, к сожалению, график работы которых не совпадает с нашим календарным графиком, то есть воскресенье может быть и рабочим днем. Особенно у людей, которые работают по сменам. Поэтому должно быть так: если не можете в воскресенье быть в храме, конечно, мысленно в своем сердце прославьте в этот день Воскресшего Господа. Но когда у вас есть выходной и возможность, то воскресный день как бы перенесите на другой день и в этот день поучаствуйте в таинствах Церкви. Потому что присутствие на богослужении, в том числе и воскресном, для верных во Христа немыслимо без соединения с Его Телом и Кровью. Поэтому если в воскресенье не получается – выберите другой день, когда у вас есть выходной. В наших храмах литургия служится по два раза, поэтому выберите, пожалуйста, возможность и приходите на богослужение. Допустим, у вас нет возможности завтра присутствовать на двунадесятом празднике, а сегодня вы можете зайти в храм по дороге на работу, поставить свечку или написать записку, помолиться и прославить Господа, Богородицу или святых. Вот это и есть верный в малом – когда ты живешь этим, когда это часть твоей жизни. Когда ты не просто захожанин, или, как говорят, прихожанин выходного дня, а когда богослужение становится неотъемлемой частью твоей веры.

Нравится:

Долга дорога к храму

Если вы давно не посещали храм — просто идите туда; если нет возможности ходить в него каждое воскресенье — ходите через воскресенье, но вместо пропущенного воскресенья придите в храм среди недели, постойте на будничной службе. B будни на службах народу мало, обстановка камерная, ничто не помешает молитве и вашему сосредоточению на ней.

«Если возникают споры по вопросу посещения храма с с родственниками, которые просят вас в выходные работать на даче или проводить время с ними, то пойдите на компромисс», – так считает протоиерей Mаксим Kозлов. Договоритесь, что одно воскресенье в месяц вы ходите на литургию, а в остальные недели посещайте храм в будни или как только представиться возможность.

Когда возможность посещать храм отсутствует вовсе, а причины этому могут быть разными: работа на вахте, инвалидность, тюремное заключение, то православному христианину остаётся только молиться о том, чтобы Бог дал возможность пусть и когда-нибудь потом, позже, посетить храм и причаститься или каким-нибудь чудесным образом прислал к вам священника, хотя бы исповедоваться.

Hо если есть малейшая возможность сходить в храм, пусть с самостеснением, пусть вам придется отпрашиваться на работе или уговаривать родных, или рано вставать, или долго ехать и много идти, пусть на улице идёт снег и холодно – нужно вставать и идти в храм.

Kак кружка кипяченой воды из-под крана не заменит кристально чистой, вкусной воды из родника, так и умная книга или общение с верующими людьми в интернете не заменят вам прямого общения с Богом, которое может дать только Евхаристия, которая совершается в храме.

С духовником по скайпу – ничего нового

Священник Евгений Дорофеев, настоятель храма Живоначальной Троицы в городе Электроугли

Преподобная Мария Египетская, которую привел в пример Патриарх – не причащалась 40 лет, и она из самых почитаемых святых…


Священник Евгений Дорофеев

Мы стремились к тому, чтобы причастников было больше, чтобы люди причащались чаще, и это было замечательно! Но сейчас, временно, ситуация изменилась.

Многие не ходят в храм, но у них есть возможность читать книги, да стоит взять Ветхий Завет – мало кто из верующих прочитал его от и до.

Понятно, что иногда человеку нужно поговорить именно со священником. Есть телефон храма, куда можно позвонить, у многих священников – странички в социальных сетях, можно написать на электронную почту. Причем это же не какая-то новая практика, уже давно об этом говорилось. Если человек уезжает в другой город, другую страну, он советуется с духовником по скайпу, по телефону.

Некоторые храмы ведут трансляции онлайн – для многих это тоже поддержка.

А еще можно сказать себе, что это вынужденное заточение – это возможность по-настоящему, серьезно, глубоко подготовиться к причастию.

Без «социальной защиты»

Протоиерей Алексий Уминский

Протоиерей Алексий Уминский

Протоиерей Алексий Уминский, настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах (Москва):

Есть определенный круг богослужений, и всенощное бдение является необходимой частью воскресной службы. Но существуют жизненные обстоятельства определенного уровня, когда человек не в состоянии пойти на всенощную. Но он может пойти на литургию и причаститься святых Христовых Тайн.

Совершенно обычная практика богослужений в наших русских православных храмах за границей такова, что большинство прихожан, живущих в разных городах, приезжают только на воскресное богослужение. Поэтому в большинстве случаев в храмах существует только воскресная литургия.

Это связано и с тем, что если священник будет служить не только литургию, но и прибавлять к ней, скажем, утреню, то богослужение будет совершаться около четырех часов. Это не просто тяжело для восприятия, но и связано с расписанием транспорта, платой за парковку…

Но то обстоятельство, что служится только литургия, не является для прихожан, которые приезжают причащаться, преградой для принятия святых Христовых Тайн.

Но если у человека есть возможность посетить всенощное бдение, и он просто по лени, по нерадению идти не хочет, то тогда это может стать препятствием к причастию.

Да, получается, что храм «занимает» оба выходных обычного работающего пять дней в неделю человека. Но только живущие в XX, XXI веках привыкли к таким вещам, как два выходных. Раньше люди не имели такой «социальной защиты». Они шесть дней работали, а седьмой посвящали Господу Богу.

Вопрос не в том, можно ли вместо всенощной поваляться на диване. Тут ответ однозначный. Другое дело, что у людей могут быть вполне оправданные семейные заботы. В конце концов, именно на это время должны привезти заказанную мебель из магазина. Или – пригласили на юбилей дорогого для всей семьи человека. Если мы провели этот юбилей благочестиво, почему он может стать препятствием для причащения?

Но все это происходит не каждую субботу. А просто решить, что всенощное бдение – вещь необязательная, и я на нее ходить не буду, – неправильно.

Как быть, если давно не были в храме

Ответ у священников на этот вопрос один: немедленно идти в храм! Hи келейной (домашней) молитвой, ни добрыми делами, ни чтением умных книг человек не может достичь того богообщения, которое возможно в таинстве Евхаристии — вкушениии Tела и Kрови Христовой.

«Ядый Mою Плоть и пияй Mою Kровь во Mне пребывает, и Аз в нем»(Ин. 6:56) — говорит Христос в Евангелии.

Евхаристия – это не только воспоминание о Tайной Bечере, которая произошла 2 000 лет назад, это её реальное еженедельное (а в некоторых храмах и ежедневное) повторение. И каждый раз на такой вечере Сам Бог через своего слугу, рукоположенного священника, превращает хлеб и вино во Святые Дары – Tело и Kровь Христову, которые верующий принимает «во оставление грехов и жизнь вечную».

Совместная молитва

Православный человек ходит на службы еще и для того, чтобы принять участие в коллективном предстоянии перед Богом – в общей молитве. Kонечно, каждый верующий может обратиться к Богу и дома и в любом другом месте, где застанет его нужда, но совместная молитва многократно усиливается пред очами Бога: «Если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Mоего Hебесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Mое, там Я посреди них», – сказал Христос (Mф 18:19–20).

История знает множество случаев, когда по совместной молитве православных были остановлены войны и прекращались эпидемии. Hапример, при императоре Юстиниане на Mалую Азию обрушилась моровая язва, которая косила людей тысячами. Hо вместо тогою, чтобы разбежаться по домам умирать, христиане Антиохии особо торжественно встретили праздник Сретения Господня — прошли по городу Kрестным ходом и отстояли Bсенощную, после чего эпидемия отступила.

B России молитвенное стояние и крестный ход остановили эпидемию холеры, бушевавшую в 1848 году в Tабынске, Стерлитамаке и Оренбурге.

Что я делаю, когда нет сил ходить в храм

У меня бывает так, что нет сил ходить в храм. Проснешься с утра в воскресенье, и то голова болит, то погода не та, да и вообще, сложная неделя выдалась, хочется отдохнуть, тут уж о молитве домашней говорить не приходится, не то что идти в дом Божий.

Тут уж приходится брать себя в руки. Как говорит народная мудрость - чтобы выбраться из ямы, нужно перестать ее копать. В первую очередь я вспоминаю заповеди Божьи, что уныние - один из грехов и лукавый, так и ждет когда человек ослабит свою душу унынием, чтобы испытать его искушениями. Поэтому следует остановиться, перевести дух, перестать унывать и в собранном состоянии встать на молитву, пусть это будет лишь "Отче Наш", но произнесенная с упованием на волю Божью с просьбой укрепления в вере.

Кроме того, в моменты усталости, впадения в уныние и лень я вспоминаю с каким чувством я вышла с первой исповеди и причастия. Какое состояние душевного полета, внутреннего мира и любви к Богу меня тогда настигло. Еженедельная исповедь, покаяние в своей лени и унынии, а затем Божья благодать через причастие - лучшее лекарство от искушений.

Жизнь православного человека - это постоянная борьба со своими пороками и страстями, искушениями и ленью, об этом стоит помнить в моменты, когда совершенно нет сил идти в дом Божий и не стоит уступать место в своей душе лукавому.

Бывает ли у вас состояние когда нет сил идти в храм? Как вы с этим боритесь? Давайте обсудим такой важный вопрос в комментариях.

Храни Вас Господь!

Не забудьте также подписаться на мой канал и поставить пальчики вверх, а на моей страничке в инстаграм @pravoslavnyi_bloger много полезных православных советов, приходите в гости:) .

Нет возможности посещать храм.

священник Глеб Грозовский
Супер Модератор

Санкт-Петербург Православный христианин

1. "Злостраждет ли кто из вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поет псалмы.
Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему" (Иак.5,14). Точнее не сказать.
2. Психология как наука может быть вполне полезна, если ей пользоваться не во вред душе.
3. Если храм Вам не доступен в силу болезни см. пункт.1 (и поисповедоваться и причаститься то же можно).

Горячая линия и духовная беседа

Протоиерей Максим Горожанкин, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы села Песчанка, Белгородская епархия


Священник Максим Горожанкин

Мы понимаем, что таинства совершаются только лично и исповедь возможна только в присутствии священника и кающегося друг перед другом. Но это не отменяет возможности просто позвонить священнику, посоветоваться с ним. В Белгородской митрополии у нас стартовала горячая линия – духовная поддержка от священнослужителей. Люди, которые сидят дома, могут позвонить по номеру 8 (4722) 389089, и священники ответят на вопросы, даже просто поговорят. Ведь бывает, что одинокому человеку иногда просто нужно общение, и хорошо, когда есть возможность поговорить со священником.

Также можем переписываться как друг с другом, так и с духовенством. Переписка – это не открытие современности, сейчас для нее много возможностей. Какое богатое наследие нам, верующим, осталось от переписки пастырей со своими духовными чадами, друг с другом – письма преподобного Амвросия Оптинского, преподобного Макария Оптинского, святителя Филарета (Дроздова), святителя Игнатия (Брянчанинова)… Монашествующие посредством переписки очень активно коммуницировали с окружающим миром.

Может быть, и наш карантинный затвор будет способствовать общению. Мы можем попросить совета, молитвенной помощи, какого-то морального утешения, пообщаться по видеосвязи – все это можно и нужно делать.

Находясь на карантине в XXI веке, мы не остаемся одинокими.

Исповедь по видеосвязи невозможна, но беседа может носить исповедальный характер. Поговорив со священником таким образом, можно попросить: «Отче, помолитесь за меня, как можете, в этой ситуации, чтобы Господь меня простил и дал сил в этом затворе».

Может быть, самый главный подвиг, главное задание именно этого Великого поста – наконец-то научиться быть рядом со своими близкими круглосуточно.

Вопросы и ответы

Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?

— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, .

Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?

— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало .

Какой была подготовка к причастию у первых христиан?

— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, .

Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?

— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые .

© 1999-2021 Екатеринбургский епархиальный Информационно-издательский центр

Все материалы интернет-портала Екатеринбургской епархии (тексты, фотографии, аудио, видео)
могут свободно распространяться любыми способами без каких-либо ограничений по объёму и срокам
при условии ссылки на источник («Православная газета», «Радио «Воскресение», «Телеканал «Союз»).
Никакого дополнительного согласования на перепечатку или иное воспроизведение не требуется.

Дорогие друзья

Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.

Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!

Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!

Помощь телеканалу


Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Что делать, если нет возможности посещать воскресные богослужения?

Дорогие братья и сестры! Нужна помощь сайту!

Что делать в таких случаях, если человек, по совокупности своих семейных или профессиональных обязанностей, не может каждый раз принимать участие в воскресной литургии? Как поступать в таких ситуациях, если наши родные и близкие хотят, чтобы воскресный день мы проводили вместе с ними?

На данные вопросы отвечает протоиерей Максим Козлов:

«К каждому священнику подходят люди в храме и говорят: не могу в воскресенье пойти на службу, потому что нужно поехать с родными на дачу или по графику необходимо в субботу и воскресенье быть на работе.

Думается все же, что если есть хоть какая-то возможность, пусть с самостеснением, пойти на воскресное или праздничное богослужение – это нужно сделать.

Нет возможности пойти на позднюю службу – пойдите на раннюю, оторвите несколько часов от сна, и Господь поможет тому, кто ради Него себя утеснил, благословит все последующие его труды и даст для этого душевные и телесные силы.

Ну, а если уж вовсе некуда деваться, то тогда, наверное, необходимо положить твердое намерение прийти в Храм в ближайший день.

Не смогли побывать в храме в воскресенье или в праздник – значит, придите как только у вас образуется такая возможность. Не отдыхать пойдите, не заниматься какими-то делами, по-мирски приятными, но (с понуждением) приезжайте в Храм, благо, что в Москве много Храмов, где каждый день совершается богослужение.

Как дивно быть на будничном приходском или полном уставном монастырском богослужении! Мы ведь не так хорошо знаем эти службы, на которых поменьше людей, не так много песнопений, больше тишины и покоя. Иной раз выбраться на них тоже будет большим и важным духовным опытом для каждого из нас.

Часто бывают ситуации, когда семья живет летом на даче, откуда сложно добраться до Храма, а наши близкие не понимают, почему православный человек должен покидать их в воскресный день и уезжать в церковь на богослужение. Из-за этого возникают обиды, раздоры и нестроения.

Думается, что в этих ситуациях нужно стараться найти не то чтобы компромисс, но разумный выход, помня о соблюдении двух заповедей: любви к Богу и любви к ближним.

Если в семье отношения нормальные и люди стремятся к взаимопониманию, всегда можно договориться со своими близкими, которые пока не понимают необходимости освящения воскресного дня.

Допустим, в одно воскресенье они, любя вас и зная, как это важно, дадут возможность пойти в Храм, на Божественную Литургию, пожертвовав своим желанием взаимного общения ради того, чтобы у вас на душе был мир.

Зато в следующее воскресенье пожертвуйте и вы, конечно, не от Христа отказавшись, но ради во Христе любви к ближним, ограничив свое желание церковной молитвы прочитыванием сугубого для такого дня домашнего правила.

Поезжайте вместе с ними на дачу или иное какое место, где они хотят вас вместе с собой видеть. Однако постарайтесь на неделе выбраться в Храм на утреннее или вечернее богослужение, чтобы не лишить себя утешения и поддержки в соборной церковной молитве».

Собираться во Имя Христово можно и в семье

Протоиерей Александр Балыбердин, настоятель Феодоровской церкви города Кирова (Вятки)


Протоиерей Александр Балыбердин

Сейчас важно вспомнить, что мы ходим в храм для того, чтобы быть в общении со Христом, полнота которого достигается, прежде всего, в церковных таинствах. Однако это не означает, что вне храма подобное общение невозможно. Известно, что многие святые и подвижники, иногда годами не имея возможности посещать церкви, тем не менее всегда ощущали себя едиными с Господом и Его Церковью. Такова была жизнь преподобной Марии Египетской, которая многие годы провела в уединении в пустыне. Так было с преподобными Сергием Радонежским и Серафимом Саровским в начале их монашеского пути. Святой благоверный великий князь Александр Невский во время поездок в Орду также порой месяцами не мог посещать православные храмы. И они везде себя чувствовали пред Господом.

В этом нет ничего удивительного. Христос говорил, что Он там, где двое или трое собраны во Имя Его. Поэтому собираться во Имя Христово можно не только в храме. Это также может происходить в семье. Неслучайно мы называем ее «домашней» или «малой Церковью». Так почему бы не уделить ей время и силы, не окружить наших домашних вниманием, заботой, чтобы вместе молиться, поддерживать друг друга, любить «не языком, а делом». А если появятся вопросы к священнику, их можно задать по телефону или в соцсетях и при необходимости поговорить подробно.

Понятно, что церковные таинства совершать по телефону невозможно, но и не об этом речь. Живую Церковь, так же как и живое общение, никакие технологии заменить не могут и не должны. Пройдет пик эпидемии, и мы снова с радостью придем в храмы Божии, чтобы участвовать в Литургии, а пока нам дано время задуматься над тем, сколь удивительно велики эти дары. Дано соскучиться по этой радости и научиться быть с Богом не только в храме, но и вне его стен. Понять, что Бог не только в «бревнах», но, прежде всего, в «ребрах». Уверен, что это задача, достойная Великого поста.


«Месяц потерпи — потом пойдешь опять по магазинам». Протоиерей Александр Степанов — о панике и благоразумии

Последние телепередачи

Обращение к телезрителям. Мы нуждаемся в поддержке

Божественная литургия 29 сентября 2021 года

Слово Патриарха после вручения церковных наград председателю ОВЦС и его заместителям

Патриаршая проповедь в праздник Воздвижения Креста Господня после Литургии в Храме Христа Спасителя

29 сентября. Икона Божией Матери «Призри на смирение»

Что делать, если нет возможности часто посещать храм?

Дорогие братья и сестры! Нужна помощь сайту!

Но что делать, если нет возможности из-за работы часто посещать храм?
На этот вопрос по-отцовски и с большой любовью отвечает протоиерей Артемий Владимиров.

Ирина. Я очень долго была дома и просила Господа помощи в поиске работы. Я посещала храм, была часто на службах. И сейчас Господь мне дал работу. Я очень редко теперь бываю в храме из-за своей занятости. Мне настолько не хватает служб, что иной раз даже в обеденный перерыв зайду, просто посидеть, запах храма услышать. Я просто буквально перед выбором стою. Мне хочется уже уйти с работы и все вернуть, начать сначала. Как мне быть, батюшка?

Протоиерей Артемий Владимиров. Как вам быть, как горю вашему подсобить? Ну, во-первых, давайте поблагодарим Господа, святителя Чудотворца Николая, что Он вам послал работенку. В наше время это совсем не мало. Жизнь-то продолжается. Нужно и за квартиру заплатить, хотелось бы, чтобы и дома у вас не было шаром покати. Вот приедет к вам батюшка из Москвы, вы его пригласите к себе. И что же? Не давать же ему галеты? А давайте-ка ему котлеты. Я не к тому, что у батюшек аппетиты какие-то чрезмерные, но по-русски все сусеки-то открываются. Поэтому трудитесь, матушка, не смущайтесь. Тем паче, что труд наш освещается тайной молитвой: «Господи Иисусе Христе сыне божий помилуй мя грешнаго», «Господи, помоги! Господи, укрепи! Господи, настави! Господи, не остави!» И таким образом вы будете как кусочек магния, который при увеличении температуры начинает сначала светиться, потом издавать тепло, дышит жаром, как бы тает на глазах. Вот наши русские женщины, на мой взгляд, это такие бенгальские огонечки. Если сравнить их с несколько расслабленными апатичными мужчинами, которые приходят раз в квартал на биржу труда: «По моему профилю что-нибудь есть? «К сожалению, не можем вас ничем обрадовать». И опять на диван. А просит есть-то четыре раза в день, как младенец. Поэтому дай Бог, чтобы у вас появлялись окошки – воскресный, праздничный день. Зато, с каким чувством вы придете в храм. Вы сами только что признались, что само благоухание чуть ли не вызывает у вас приток благодарственных чувств. Я очень рад, что вы наша труженица. О вас говорит Некрасов:

«Нет косточки неломаной,
Нет жилочки нетянутой…»

Боженька обязательно даст вам возможность и исповедаться и причаститься. Помните как сказано: шесть дней делай дела свои, а уж день седьмой – изволь, на рассвете на раннюю Божественную Литургию. Пусть у вас вырастут крылья. И очень надеюсь, что мы еще с вами встретимся в этом мире большом.

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Как быть, если нет возможности постоянно посещать церковь?

- Здравствуйте. Меня зовут Ирина. Батюшка, я очень долго была дома, и просила Господа о помощи в поиске работы. Я посещала храм, была часто на службах. И сейчас Господь дал мне работу, я очень редко теперь бываю в храме, по своей занятости. Мне настолько не хватает служб, иной раз даже в обеденный перерыв зайду, мне даже просто посидеть, запах храма услышать. Я просто буквально перед выбором стою. Мне хочется уже уйти с работы и все вернуть. Как мне быть, батюшка?

- Как вам быть, как горю вашему подсобить?

Ну, во-первых, давайте поблагодарим Господа, святителя чудотворца Николая, что Он вам послал работенку. В наше время это совсем не мало. Жизнь-то продолжается, нужно и за квартиру заплатить, хотелось бы, чтобы и дома у вас не было шаром покати.

Вот приедет к вам батюшка из Москвы, вы его пригласите к себе, и что же, не давать же ему галеты, а давайте-ка ему котлеты. Я не к тому, что у батюшек аппетиты какие-то чрезмерные, но по-русски то, все сусеки открываются. Поэтому, трудитесь, матушка, не смущайтесь, тем паче, что труд наш освящается тайной молитвой: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного», «Господи, помоги», «Господи, укрепи», «Господи, настави», «Господи, не остави».

И, таким образом, вы будете как кусочек магния, который при увеличении температуры начинает сначала светиться, потом издавать тепло, дышать жаром, и как бы тает на глазах.

Вот, наши русские женщины, на мой взгляд, вот такие бенгальские огонечки, если сравнить их с несколько расслабленными, апатичными мужчинами, которые приходят раз в квартал на биржу труда:

- «По моему профилю что-нибудь есть?»

- «К сожалению, не можем вас ничем обрадовать».

Ну, опять на диван.

А просит есть-то четыре раза в день, как младенец.

Поэтому, дай Бог, чтобы у вас появлялись окошки, в воскресный, праздничный день. Зато с каким чувством вы придете в храм, вы сами сейчас только что признались, само благоухание, фимиам кадильный чуть ли не вызывают у вас приток благодарственных чувств.

Я очень рад, что вы наша труженица, о вас говорит Некрасов: «Нет косточки не ломанной, нет жилочки не тянутой». Боженька обязательно даст вам возможность и поисповедаться, и причаститься. Да помните, как сказано, «шесть дней делай дела твои», а уж день седьмый изволь на рассвете, на раннюю Божественную Литургию. Пусть у вас вырастут крылья, и очень надеюсь, что мы еще с вами встретимся в этом мире большом.

Наша жертва Богу

Протоиерей Игорь Фомин

Протоиерей Игорь Фомин

Протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма святого Александра Невского при МГИМО (Москва):

Литургический день – совокупность всех богослужений суточного круга, венцом которого становится литургия.

Почему так трудно молиться на всенощном бдении и так легко на литургии? Потому что всенощное бдение – это наша жертва Богу, когда мы жертвуем Ему своим временем, какими-то внешними обстоятельствами. А литургия – жертва Бога нам. И принимать ее часто бывает намного проще. Но как ни странно, степень принятия этой жертвы от Бога зависит от того, насколько мы готовы пожертвовать Ему.

Всенощное бдение в формальном плане – обязательное богослужение перед причастием.

Весь строй богослужения напоминает нам о событиях божественного мироустройства, он должен сделать нас лучше, настроить нас на жертву, которую Христос уготавливает нам при святом причащении.

Но бывают разные обстоятельства, при которых человек не может попасть на всенощную: сварливая жена, ревнивый муж, срочная работа и так далее. И это причины, которые могут оправдывать человека. Но если он не присутствует на всенощном бдении из-за того, что смотрит чемпионат по футболу или любимый сериал (обратите внимание, я не говорю здесь про гостей – все-таки это немного другое), тогда, наверное, человек внутренне грешит. Причем не перед церковным уставом, даже не перед Богом. Он просто обкрадывает сам себя.

Вообще обокрасть Церковь, храм – невозможно, даже если вынесешь оттуда все иконы и какие-то материальные ценности. Духовный мир – это не банк и не магазин. Ты не нанесешь Церкви ущерба своим недостойным поведением. А вот для тебя внутренние последствия этого – бедственны.

Каждый должен сам задумываться. Если у него есть возможность посетить всенощное бдение, то нужно это сделать. Если нет такой возможности, то стоит задуматься: а как я могу достойно провести этот вечер перед причастием, чтобы подготовиться к принятию святых Христовых Тайн. Может быть, не надо смотреть телевизор, а следует сосредоточиться на духовном размышлении?

Если человек хочет причащаться каждое воскресенье и переживает, если он еще и каждую субботу будет в храме и останется без выходных, без отдыха, возникает вопрос – а для чего ему причащаться каждое воскресенье?

Господь говорит: «где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Матф. 6:21). Если твое сокровище в кинотеатре, у телевизора, на стадионе – отложи причастие до лучших времен: на недельку, на месяц, на год.

Здесь очень важна мотивация, которая движет человеком. Если ты привык причащаться каждое воскресенье, и это тебя духовно никак не изменяет, не преображает, тогда зачем тебе это?

Может быть, тогда взять меру частоты, которая есть в церковном уставе: причастие – раз в три недели. Время подготовки к причастию в уставе определено так: неделю – готовишься, постишься сухоядением, читаешь молитвы. Потом – причащаешься, неделю внутренне хранишь полученное, неделю отдыхаешь и опять готовишься. Есть вариант, когда форму подготовки ко причастию каждый обговаривает со своим духовником.

Если человек устанавливает себе определенный график причастия, – это хорошо. Только тогда он должен к этому таинству относиться соответственно.

Мы в контакте

Не только долг…

Протоиерей Александр Ильяшенко

Протоиерей Александр Ильяшенко

Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса в бывшем Скорбященском монастыре (Москва):

Прежде всего нужно сказать о красоте всенощной, содержательности, духовной и фактической ее насыщенности: в богослужении раскрывается и история праздника, и его значение, и смысл.

Но поскольку, как правило, люди не понимают, что читается и поется в церкви, то они многого просто не воспринимают.

Удивительно, что Русская Православная Церковь сохранила в полноте очень сложное, продуманное богослужение. Например, в Греции на приходах подобного уже нет. Там подстроились под современную жизнь, и это по-своему оправданно. Там вечерней службы нет, вечерня не служится, утро начинается с утрени.

Мы служим и вечерню, и утреню вечером. Это некая условность, но она продумана, и те, кто принимали решение именно о таком ходе богослужения, лучше нас понимали устав и решили, что так будет правильнее для сохранения верности традиции.

В Греции приняли другое решение. Утреня там служится, как правило, по одному типу. У нас есть всенощное бдение – торжественное, яркое, красочное, во время него поется много песнопений. В Греции – более однообразно, зато быстро. Вся служба, вместе с литургией занимает часа два. Но это именно в приходских храмах.

В монастырях, а тем более на Афоне, устав сохраняется во всей строгости. Всенощное бдение у них идет действительно всю ночь.

У нас – нет, и в этом тоже некая условность, некое сокращение. Но те, кто разрабатывали это, принимали решение о сокращении исходя из тех или иных обстоятельств, все-таки хотели сохранить для мирян красоту православного богослужения.

Но тут возникает трудность – живем мы в XXI веке: заняты, расстояния большие, люди утомляются, экология ужасная, здоровье, а лучше сказать, нездоровье, ей соответствует. Хотя думаю, что крестьяне, которые работали летом с утра до вечера не покладая рук, физически утомлялись побольше нашего. Но все-таки у них хватало сил для того, чтобы в субботу рабочий день закончить раньше, помыться в бане и пойти в храм на всенощную, а утром на литургию.

Нам, может быть, в чем-то и труднее, чем нашим недавним предкам, физически мы гораздо слабее. Но, тем не менее, мы призываем не прятаться за свои слабости, а находить силы и ходить на всенощное бдение, особенно тех, кто хочет причаститься. Чтобы они могли накануне литургии поисповедоваться, не занимая время воскресной службы.

Но если у людей маленькие дети, которых не с кем оставить, или есть какие-то другие объективные причины, не скажешь им: «Если вы не были на всенощном бдении, то причащаться не будете». Хотя кому-то так сказать и можно: если человек проявил именно разгильдяйство, леность, расслабленность…

Здесь нельзя быть категоричными, налагать на людей бремена неудобоносимые, но призывать их все-таки нужно. Человек должен понимать, что потрудиться стоит, и быть на всенощном бдении.

Важно стремиться к тому, чтобы наши прихожане полюбили богослужение нашей Церкви и считали не только долгом, но и радостью присутствовать в храме.

Удаленная исповедь невозможна. Что делать с духовной жизнью, если нельзя в храм?


В связи с распространением эпидемии Патриарх и священники призывают воздерживаться от посещения храмов и молиться дома. Как людям, которые сейчас не могут прийти в церковь, получить духовную поддержку от священнослужителя, что делать, если возникнет острая необходимость исповедоваться, и как сохранить присутствие духа в эпоху пандемии. Отвечают священники.

По первому зову мы должны идти и причащать

Протоиерей Виктор Григоренко, настоятель Сергиевского храма в городе Сергиев Посад (Московская область)


Протоиерей Виктор Григоренко

Мы, священники, должны прислушиваться к желанию людей, находящихся дома, причаститься Святых Христовых Таин и по первому зову, соблюдая все рекомендованные меры профилактики инфекции, должны идти к ним и причащать. Это наше священническое призвание, и мы должны ему следовать неотступно.

Думаю, сейчас не самое лучшее время для того, чтобы звать священника освятить квартиру или автомобиль. Это можно отложить на лучшие времена.

Мне кажется, Святейший Патриарх очень точно привел пример святой Марии Египетской. Настало время, когда можно почувствовать пост как период жизни, который нужно проводить в уединении.

Но если человеку сложно обойтись без поддержки священника – это касается тех верующих, которые полностью изолировались дома, а у них есть потребность в пастырском попечении, в общении, сегодня нам в помощь есть средства связи – телефоны, интернет, мессенджеры и так далее. Думаю, любой священник оставит номер своего телефона в храме, чтобы ему звонили, задавали вопросы. Понятно, что нужно проводить границу между таинством исповеди и желанием посоветоваться со священником, рассказать ему о наболевшем. Первое возможно только лично, а что касается второго – священник всегда должен находить возможность для пастырской беседы.

В режиме онлайн-конференций можно продолжать занятия в воскресных школах, устраивать совместные беседы с прихожанами. Но, думаю, это должно происходить не навязчиво, а по желанию прихожан. Дело в том, что постом всегда есть чем занять свою голову и руки – у нас столько всего непрочитанного, недоделанного. Как раз сейчас можно не просто читать Евангелие, а изучать его с комментариями, внимательно прочитать апостольские послания, просто побыть в тишине и многое другое.


Протоиерей Павел Великанов: Сидите дома, вглядывайтесь в себя, учитесь дружить

Помощь может быть не только духовной, словом, но и делом. Мы разместили на сайте прихода информацию о том, что наша небольшая волонтерская служба поможет всем, кто будет нуждаться в закупке продуктов, лекарств. Из фонда отца Александра Меня буквально на днях поступило предложение о том, чтобы помочь продуктами нуждающимся прихожанам нашего храма.

Kак часто нужно причащаться?

Споры об этом идут давно, а виновато в этом ХIХ столетие, в котором произошло отхождение от ранее установленных канонов, и стало «модным» причащаться единственный раз в жизни – перед смертью.

Широко известен случай, когда императору Александру I во время тяжелой болезни предложили принять причастие, и он даже испугался: «Hеужели все настолько плохо?». Достоевский причащался два раза в год, и приятели считали его чуть ли не мракобесом.

Mежду тем, первые христиане старались причащаться ежедневно и только через много лет отошли от этой традиции. Чтобы не было разночтений, VI Bселенский собор, состоявшийся в Kонстантинополе в VII веке, постановил, что христианин, избегая Евхаристии и пропустив больше трёх воскресений подряд сам себя изгоняет из церкви Христовой.

Обычая часто принимать Святые Дары придерживался российский святитель Иоанн Kронштадтский, который сам причащался ежедневно и говорил, что каждый, принявший причастие, «носит Христа в сердце своём».

Сейчас православные решают этот вопрос со священниками, иногда верующих благословляют причащаться ежемесячно, иногда – 5 раз в году – четыре раза в посты и один раз в день именин, но иногда — при тяжелой болезни, угрозе выкидыша благословляют принимать Дары ежедневно.

Современный ритм жизни вносит в поведение верующего человека свои коррективы, и церковь установила правило, по которому православный, чтобы не отпасть от церкви Христовой должен причащаться хотя бы раз в году, но такое правило действует для тех, кто живет вдали от храмов, в отдаленных таёжных посёлках или работает за границей, где сложно найти православный храм.

Обязательно ли ходить на Всенощное бдение?


Обязательно ли присутствовать на вечерней службе? Исповедаться ведь можно прямо во время литургии. Или все-таки присутствие на всенощном бдении должно стать для верующих таким же обязательным, как и присутствие на литургии?

Читайте также: