Джаз клубы новый орлеан

Обновлено: 17.05.2024

Продолжаем цикл очерков о работе учреждений, которые сохраняют, изучают и пропагандируют историю джаза на его родине.

В эфирной студии радиостанции WWOZ, Новый Орлеан В эфирной студии радиостанции WWOZ, Новый Орлеан

Пять лет ушло на подготовку и разработку идеи. Братья были уверены, что станция должна работать в формате общественного радио ( public radio ), то есть не передавать коммерческую рекламу, а опираться на взносы слушателей и корпоративные пожертвования. Ничего оригинального для такого формата в американском радиовещании нет: подобных станций по всей Америке с конца 1940-х было создано несколько сотен, и многие существуют до сих пор, опираясь именно на общественную поддержку, а не на продажи рекламы. Каждая радиостанция в США имеет свои четырёхбуквенные позывные, которые одновременно являются частью названия станции. Для нью-орлеанской общественной станции было выбрано сочетание букв WWOZ (это произносится « Даблъю-даблъю-оу-зи »), сокращение от Wonderful Wizard of Oz (удивительный волшебник страны Оз).

логотип радиостанции логотип радиостанции

Станция вышла в эфир 4 декабря 1980 года, то есть в 2020 ей исполняется 40 лет. Назвать её полноценным исследовательским учреждением в области джаза, конечно, нельзя, но как живой рупор нью-орлеанского музыкального сообщества — а в эфире этой станции звучит главным образом музыка из Нью-Орлеана или с нью-орлеанскими корнями — она генерирует значительный объём концертных записей, интервью и тому подобных уникальных материалов, документирующих региональную музыкальную сцену и существующих только здесь.

Станция занимает часть второго этажа старинного трёхэтажного здания в квартале Френч-Маркет, рядом с трамвайной станцией Сестёр-Урсулинок (Ursulines Station) на Норт-Питерс-стрит.

Именно эта улица отделяет исторический центр города, то есть Французский Квартал, от Миссисипи — точнее, от трамвайных и железнодорожных путей, за которыми плещется вода великой реки: как раз рельсы и реку видно из окон эфирной студии.

Вид из окна нынешней студии WWOZ: рельсы и Миссисипи (фото автора) Вид из окна нынешней студии WWOZ: рельсы и Миссисипи (фото автора)

Эти несколько комнат — настоящее сердце повседневной музыкальной жизни города, жизни, которая так и не стала одним только музеем, одним только монументом великому прошлому. На WWOZ звучит не только традиционный джаз. Всё, что в городе профессионально играет какую бы то ни было музыку — ирландские джиги и рилы, задумчивый фолк под гитару, принесённый в город после урагана Катрины студентами-волонтёрами «цыганский джаз», моторный электрический фанк, грязные духовые риффы современных брасс-бэндов, а также блюз, рок, соул, современный и традиционный джаз и вообще всё, что звучит ритмично и происходит из Нью-Орлеана (ну, или на крайний случай вообще с Юга США, особенно из Дельты Миссисипи): так можно описать музыкальную политику радиостанции, лозунг которой — Guardians of the Groove , или, как сформулировали бы в России — «На страже ритма» .
ВИДЕО: пятиминутный ролик-представление радиостанции WWOZ

Помимо всего прочего, у радиостанции есть своя маленькая концертная студия, так что значительная часть музыки звучит в эфире радиостанции живьём.
ВИДЕО: живой концерт в прямом эфире радиостанции WWOZ играет духовой оркестр нью-орлеанского квартала Тремэ - Treme Brass Band (2020)

Впоследствии WWOZ выпускает большие подборки этих записей на компакт-дисках — вышло уже более четырёх десятков таких мультижанровых подборок. Станция дарит их слушателям, которые делают пожертвования в фонд WWOZ: ведь именно из их пожертвований складывается значительная часть бюджета этой общественной радиостанции.

Нью-Орлеан. Архив шестнадцати джазовых лейблов над кухней с открытым огнём

На родине джаза, в городе, где началась джазовая история, есть несколько посвящённых музыкальному наследию Нового Орлеана профессиональных исследовательских центров и архивов, о которых мы уже подробно писали. Но есть и совсем отдельное, совсем непохожее на другие учреждение: Джазовый фонд им. Джорджа Эйч Бака-младшего , The George H. Buck, Jr. Jazz Foundation .

Видите узенькую дверь с оранжевым плакатом? Это и есть номер 61 по Френч-Маркет-Плэйс, где находится GHB Jazz Foundation. Фонд занимает второй этаж всего здания. Видите узенькую дверь с оранжевым плакатом? Это и есть номер 61 по Френч-Маркет-Плэйс, где находится GHB Jazz Foundation. Фонд занимает второй этаж всего здания.

Джордж Херман Бак-мл. был в 50-70-е годы типичным хватким дельцом американской индустрии грамзаписи. Начал он с собственного лейбла, Jazzology Records , который с 1949 года записывал джазовых музыкантов традиционного направления. Конец 40-х и первая половина 50-х были в США периодом мощного подъёма интереса к традиционному джазу: возникали новые ансамбли (диксиленды) из молодых музыкантов, энтузиасты отыскивали и буквально вытаскивали на сцену полузабытых джазменов — чикагских звёзд 1920-х годов и даже более раннего, нью-орлеанского периода, покупали инструменты и помогали хотя бы частично восстановить исполнительскую форму тем, кто уже давно не играл, потому что ранний джаз вышел из моды. Стариков-музыкантов буквально носили на руках; тот факт, что многие из них по 20-30 лет не играли, а на жизнь зарабатывали, переквалифицировавшись в швейцаров, охранников, таксистов, поваров или сантехников, парадоксальным образом только добавлял им в глазах молодых фанатов ореол аутентичности, подлинности. Вот и первая пластинка, записанная лейблом «Джазолоджи Рекордз» под руководством Джорджа Бака-младшего в 1949 году, представляла именно такого артиста — «Дикого» Билла Дэйвисона ( Wild Bill Davison ), белого корнетиста родом из Огайо, который в 1920-е подражал Луи Армстронгу, играя в Чикаго с белыми джазменами Маггси Спэниером и Фрэнком Тэшемахером, но подлинной известности добился только в 1940-е в ходе так называемого Dixieland Revival , возрождения традиционного джаза.

George H. Buck, Jr. George H. Buck, Jr.

Впрочем, фанат и энтузиаст традиционного джаза Бак-мл. быстро обнаружил, что его страсть может приносить деньги. Начало 1950-х было золотым веком маленьких специализированных независимых лейблов, они росли по всей Америке как грибы, стремительно отбирая у «мэйджоров» — крупных фирм грамзаписи — так называемые «нишевые рынки»: кантри, фолк, блюз и джаз. Уже в начале 50-х у Бака было два лейбла: на Jazzology Records он записывал джаз чикагского стиля, а на GHB Records — нью-орлеанского. Но сколько может записать и выпустить один продюсер, пусть и на двух разных лейблах? И тут Джорджу подвернулась возможность выкупить права на один интересный альбом у полупиратского нью-йоркского лейбла Paradox Records , который сворачивал свой бизнес.

Альбом очень хорошо продавался… и тут Бака осенило.

В течение следующих нескольких лет он скупил целые каталоги старых, давно или недавно закрывшихся специализированных лейблов, в том числе нескольких исторических, известных с начала 1920-х годов: Circle , Jazz Crusade , Icon , Mono , Southland , American Music Records , Black Swan и Solo Art .

Black Swan Records был исторически первым лейблом, которым владел афроамериканец (Гарри Пэйс) и который выпускал записи только афроамериканских артистов (1921-1923) Black Swan Records был исторически первым лейблом, которым владел афроамериканец (Гарри Пэйс) и который выпускал записи только афроамериканских артистов (1921-1923)

Это были мощные собрания записей 1920-50-х гг., в основном сделанных для издания на граммофонных пластинках (сделанных из шеллака двусторонних дисках, которые вращались со скоростью 78 оборотов в минуту и звучали в среднем по три минуты с каждой стороны). Быть может, каждый трек в отдельности и не приносил бы дохода, но, собранные в тематические сборники для издания в виде долгоиграющих альбомов на 33 об/мин, они отлично продавались.

Современная продукция лейблов, объединённых Джорджем Баком Современная продукция лейблов, объединённых Джорджем Баком

Бак-младший продолжал агрессивно скупать каталоги старых лейблов и в последующие годы добавил к своим «закромам» записи, сделанные компаниями Audiophile Records , Progressive , Paramount и Monmouth-Evergreen , а также огромные каталоги специализированных лейблов World Transcriptions и Lang-Worth Transcription Company , которые изначально нацелены были не на рынок грамзаписи, а на рынок радиовещания. В 1930-50-е эти две компании записывали и выпускали диски, которые не продавались в магазинах, а по платной подписке рассылались по независимым радиостанциям. На пластинках были целые радиошоу — разговорные, музыкальные и т. п. — или не поступавшая в продажу музыка, свободная от авторских отчислений: либо находившаяся в общественном достоянии, либо выкупленная у авторов специально для подобных выпусков. Десятки и сотни независимых, не сетевых радиостанций в США в значительной степени зависели в своём успехе от подписок на продукцию этих лейблов, а когда модель распространения аудиоматериалов для радио начала меняться в связи с появлением магнитной ленты и других современных носителей, Бак-младший скупил все эти богатства, накопленные за четверть века, и начал переиздавать их в коммерческих целях.

Transcription Discs: диски для радиотрансляций из каталогов, приобретённых Джорджем Баком Transcription Discs: диски для радиотрансляций из каталогов, приобретённых Джорджем Баком

Долгие десятилетия все лейблы Дж. Бака-мл. базировались в Атланте, но в начале 1980-х гг. он весь свой бизнес перевёл в Нью-Орлеан, сам поселился во Французском квартале, в своё удовольствие записывал авторские радиопрограммы для нескольких радиостанций в разных городах и вместе с женой Ниной в 1989 г. открыл собственный джаз-клуб — Palm Court Jazz Café — в помещении бывшего купеческого склада на Декатур-стрит.

Palm Court Jazz Café (фото автора) Palm Court Jazz Café (фото автора)

Клуб под руководством Нины Бак продолжает работать и до сих пор, точнее — работал до начала карантина (и пока ещё не открылся). А все бесценные звуковые материалы многочисленных лейблов, которые Бак-мл. объединил в компанию GHB Jazz Foundation , и все товарные запасы этих лейблов, которые, несмотря на приход эры стриминга, продолжают довольно успешно торговать винилом и компакт-дисками, находятся на втором этаже в том же самом здании — только со входом не с Декатур-стрит, а с площади Френч-Маркет-Плейс, буквально в двух кварталах от радиостанции WWOZ .

Сам Джордж Бак-мл. ушёл из жизни в декабре 2013 года в возрасте 84 лет. Его радиопрограмма «Джазология», пропагандирующая его любимый традиционный джаз, до сих пор звучит в эфире радиостанции WAVO 1150 AM в городе Рок-Хилл, штат Северная Каролина, каждое воскресенье с 16:00 до 17:00. За много лет Бак записал свыше семисот часовых выпусков «Джазологии», которые можно повторять практически бесконечно: 52 еженедельных выпуска в год дают материал почти на четырнадцать лет, а затем цикл можно запускать заново. Продолжают работать и его лейблы, объединённые в GHB Jazz Foundation . И руководит этим конгломератом весьма примечательная личность.

Lars Edegran (фото автора) Lars Edegran (фото автора)

Ларс Ивар Эдегран родился и вырос в Швеции, но не интересовался ни хоккеем, ни другими традиционными для Скандинавии развлечениями: с юных лет он был отчаянным энтузиастом традиционного джаза, научился играть на фортепиано, гитаре и банджо. Ларс довольно успешно играл также на кларнете и саксофоне, но решил сосредоточиться только на струнных инструментах. 22-летним юношей, преисполненным любви к бодрым ритмам диксиленда, Эдегран в 1966 г. ступил на землю Нового Орлеана… да так там и остался.
ВИДЕО: 20 июля 1979, джаз-фестиваль в Антибе (Франция). «Original Dixieland One Step»
Ларс Эдегран на фортепиано в сборном ансамбле ветеранов нью-орлеанского джаза: Джаббо Смит (труба), Фрог Джозеф (тромбон), Орандж Келлин (кларнет), Фрэнк Филд (контрабас), Джон Робишо (ударные). Ларс солирует с 4:20

Вот уже 54 года Ларс Эдегран живёт в Городе Полумесяцем и, хотя по-английски до сих пор говорит с густым скандинавским акцентом, прекрасно вписался в джазовую сцену родины джаза. Он играет в «Нью-Орлеан Регтайм-оркестре», участвовал в записях «Презервейшн-Холл джаз-бэнда», записал с десяток собственных альбомов и участвовал в создании ещё полутора десятков, вышедших под именами других музыкантов — преимущественно как гитарист и банджоист. Но самое главное — с начала 2000-х годов он работает в Джазовом фонде Джорджа Эйч Бака как продюсер всего звукового наследия объединённых этим конгломератом 16 джазовых лейблов.

Ларс Эдегран беседует с автором очерка (Нью-Орлеан, июль 2019) Ларс Эдегран беседует с автором очерка (Нью-Орлеан, июль 2019)

По словам Ларса Эдеграна, основатель фонда специально устроил его как НКО (некоммерческую организацию): Бак понимал, что рассчитывать на такую же прибыль, какую его узкоспециальным лейблам удавалось получать полвека назад, в золотую эпоху коммерческой звукозаписи, в XXI веке уже не приходится. Фонд работает, как определяет Ларс, для того, чтобы всё аккумулированное им звуковое наследие джаза XX столетия продолжало оставаться доступным для слушателей.

— Все альбомы, которые у нас есть в каталогах, должны быть в наличии, — рассказывал он. — В основном на компакт-дисках, конечно. К сожалению, винила у нас немного: большую часть мы потеряли из-за урагана Катрина, который разрушил наш старый склад. Но мы до сих пор выпускаем и будем продолжать выпускать альбомы на компакт-дисках.

Интересно, что даже карантин не остановил работу Фонда: не далее как в начале июля 2020, например, на лейбле GHB вышла двухдисковая коллекция записей одного из самых известных кларнетистов и альт-саксофонистов нью-орлеанской сцены — Дона Суора ( Don Suhor , 1932-2003), известного тем, что всю жизнь он старался объединить две ветви джазовой сцены своего родного города и играл как с традиционалистами, так и модернистами-боперами, так что его личный стиль, в котором были элементы и бибопа, и диксиленда, у местных знатоков получил название «бопсиленд».

Часть новых записей делается прямо здесь же, в небольшой, но прилично оборудованной собственной студии Фонда, которая громко называется Audiophile Recording Studios .

Читайте также: