Достопримечательности берлина второй мировой войны

Обновлено: 15.05.2024

Несмотря на то, что во время Второй Мировой войны город был разрушен почти полностью, в столице есть на что посмотреть. Прагматичные немцы свозили в Берлин всякие диковинки и ценности, которые сейчас заполняют залы музеев. Педантичные и трудолюбивые, германцы старательно восстанавливали то, что было разрушено во времена войн и междоусобиц. Поэтому за несколько дней очень трудно охватить все достопримечательности, которыми гордится Берлин.

Передвижение по Берлину

Столица Германии достаточно дорогой город, как в плане общественного транспорта, так и посещения музеев, храмов и других достопримечательностей. Чтобы чрезмерные траты не испортили удовольствия от посещения Берлина, надо хорошо продумать маршрут и позаботиться о покупке проездных, продающихся в киосках на остановках. Выпускается много разных видов. Поэтому следует внимательно изучить информацию.

  1. Berlin Welcome Card;
  2. Berlin Welcome Card Museum Insel;
  3. Berlin Museum Pass.

С ними выдается бесплатный путеводитель по городу. На 200 достопримечательностей действует скидка 50%. Первые две позволяют ездить по городу на любом общественном транспорте бесплатно. Кроме того, они дают скидку на посещение кафе, театров и покупки в магазинах.

По всему Берлину разбросаны самокаты. На них тоже можно передвигаться, но не бесплатно. Для этого надо:

  • скачать приложение на смартфон (вот оператор lime );
  • привязать карту;
  • отсканировать самокат (следите за зарядкой!);
  • ехать!
  • когда самокат станет не нужен, нажать кнопку «поездка окончена».

Возвращать туда, где взяли, не надо – можно оставить в любом месте, но так, чтобы он не мешал проезду или проходу людей. Не забывайте фотографировать какой взяли самокат, какой оставили, просто на всякий случай.

Если просто взять самокат и поехать, он начнет противно верещать.

Достопримечательности

Берлин – город противоречивый, как и его история: кто-то влюбляется в него, другие начинают яростно ненавидеть. В любом случае на него стоит посмотреть, хотя бы 1 раз.

1. Бранденбургские ворота

Их первоначальное название «Ворота мира». Являются первым символом Берлина. Единственные ворота, сохранившиеся до наших дней. Ирония заключается в том, что через них германские войска уходили на фронт.

berlinavigator


Берлин как ни один немецкий город связан с историей Второй Мировой войны и особенно с той ее частью, которая в России называется Великой Отечественной. Взятие Берлина стало заключительной победой советских войск и союзников. Легендарный снимок - хоть и постановочный - водружения красного знамени на рейхстаге стал символом победы в самом кровопролитном столкновении XX века. Тысячи советских солдат, участвовавших в сражениях, погибли при штурме города, и после окончания войны в поделенном на сектора Берлине победители построили памятные захоронения в честь павшим солдатам своих армий. И хотя мемориалы союзников не менее интересны (и о них мы обязательно еще расскажем), именно советские памятники являются наиболее выдающимися как в историческом, так и в архитектурном плане. К 70-летию Победы мы подготовили обзор советских мемориальных комплексов и памятников.

Все они, кроме мемориала в Тиргартене, были построены в советском секторе, ставшем потом Восточным Берлином. По соглашению об охране памятников воинской славы, подписанному Германией и Россией в 1992 году, немецкое государство обязуется следить и ухаживать за комплексами и памятниками, расположенными на его территории. Поэтому все памятные места находятся в превосходном состоянии, многие были отреставрированы. Каждый год 8 мая, в день окончания войны, проходит возложение цветов к памятникам советским воинам, куда приходят ветераны, представители властей и просто жители города.

Мемориальный комплекс в Тиргартене (Sowjetisches Ehrenmal Tiergarten)


Созданный скульпторами Л. Кербелем и В. Цигалем мемориал был торжественно открыт 11 ноября 1945 года в Тиргартене, на Шарлоттенбургском шоссе (теперь улица 17 июня), при участии парада союзнических войск. Вплоть до вывода советских войск из Германии в 1994 году территория памятника была советским анклавом в британском секторе, где несли почетный караул советские солдаты.


Комплекс перекрывает собой одну из аллей парка, на месте которой по планам главного архитектора Рейха Альберта Шпеера должна была проходить Ось Север-Юг, главная улица будущей столицы мира. Памятник представляет собой вогнутую колоннаду, шесть родов войск символизируют шесть колонн, материалом для которых послужили разрушенные гранитные опоры Рейхсканцелярии. На центральной, более высокой колонне, стоит восьмиметровая статуя солдата с винтовкой на плече. По обеим сторонам колоннады размещены два танка Т-34 и две гаубицы МЛ-20, участвовавшие в битве за Берлин.


За спиной солдата расположен сад со сторожевыми помещениями и могилами около 2500 павших солдат.

ort


Straße des 17. Juni, Brandenburger Tor

Мемориальный комплекс в Трептовер-парке (Sowjetisches Ehrenmal im Treptower Park)


Центральный мемориал павшим советским воинам располагается в Трептовер-парке и представляет собой грандиозный архитектурно-скульптурный ансамбль. Мемориал был построен по победившему в конкурсе проекту скульпторов Е.Вучетича и Я.Белопольского и открыт 8 мая 1949 года в центральной части парка.


На обоих входах на территорию комплекса на Пушкиналлее и на улице Am Treptower Park установлены гранитные арки с надписью "Вечная слава. ". Отходящие от них аллеи ведут к площади с трехметровой скульптурой скорбящей Матери-Родины из светло-серого камня на гранитном пьедестале. Усаженная березами и тополями дорога идет к гранитным террасам, по обеим сторонам которых возвышаются громадные приспущенные знамена. У их подножия преклонили колена два бронзовых воина.


В центральной части комплекса ступенями поднимаются пять квадратных террас - символических братских могил. По обеим сторонам на равном расстоянии установлены ряды саркофагов с барельефами, изображающими сцены из мирной и военной жизни - 16 по числу на тот момент союзных республик. Шестнадцатой республикой СССР была с 1940 по 1956 годы Карело-Финская ССР. На саркофагах выбиты цитаты Сталина на русском и немецком языке. Несмотря на критическое отношение к фигуре Сталина, позже было решено оставить надписи как свидетельство истории.


В конечной точке ансамбля возвышается центральный объект - монумент "Воин-освободитель". 13-метровая бронзовая скульптура, отлитая в Ленинграде, стоит на постаменте-мавзолее, расположенном на насыпном кургане. В левой руке советский воин держит спасенную им немецкую девочку, в правой - опущенный меч, которым он разбивает лежащую у ног нацистскую свастику. В основу сюжета положено реальное событие - 30 апреля 1945 года сержант Николай Иванович Масалов во время штурма возле Тиргартена под пулеметным огнем спас и вынес немецкую девочку. Все элементы символичны - воин олицетворяет Советскую армию, девочка - освобожденную новую Германию. Меч, являющийся копией средневекового меча псковского князя Всеволода, по задумке Вучетича - тот самый меч, который передает рабочий в Магнитогорске (скульптура "Тыл - фронту"), поднимает над собой Родина-Мать в Волгограде ("Родина-мать"), и теперь, разбив символ фашизма, опускает воин, знаменуя окончание войны.


Мавзолей, служащий основанием для фигуры воина, представляет собой круглый купольный зал. Стены украшены мозаикой, которая изображает народ, приносящий дань памяти павшим солдатам.


Во времена ГДР здесь проходили торжества в годовщину окончания войны, а в 1994 году здесь состоялась прощальная церемония перед выводом советских войск из Германии, в которой принимали участие российские и немецкие солдаты, а также канцлер Коль и президент Ельцин. В 2003 году скульптуру было решено реставрировать. Ее разобрали на части и перевезли на барже на остров Рюген в мастерскую по реставрации, а в 2004 году вернули на место. Теперь каждый год люди возлагают цветы в память о погибших в войне, а неподалеку от входа в комплекс проходит ежегодный праздник ко дню освобождения от фашизма.


ort


Puschkinallee, Treptower Park

Мемориальный комплекс в Панков-Шёнхольце (Sowjetisches Ehrenmal Schönholzer Heide)


Кладбище-памятник воинам Советской армии в берлинском районе Панков-Шёнхольц - самое крупное захоронение павших советских солдат в Германии, здесь покоятся более 13 000 из общего числа 80 000 погибших при штурме Берлина. Однако в отличие от двух других мемориалов в Тиргартене и Трептове комплекс в Панкове не так известен.

Мемориал был возведен в 1947 - 49 годах по планам архитекторов К. А. Соловьёва, М. Белавенцева, В. Д. Королёва и скульптора И. Г. Першудчева. У входа в мемориал стоят гранитные колонны с бронзовыми венками и чашами, изображающими вечный огонь.


Воротами на территорию комплекса служат два здания с башнями, внутри которых в помещении наподобие древнеегипетских гробниц стоят полутораметровые бронзовые урны. Потолок состоит из витража с изображением герба СССР, а на стенах выложены изречения Сталина на русском и немецком языках.


В центре ансамбля, как и в Трептове, установлены 16 саркофагов. Они ведут к 33-метровому обелиску, перед которым возвышается скульптура скорбящей Родины-Матери, перед которой лежит покрытый знаменм павший воин. На пьедестале выбиты имена погибших офицеров.


На всем протяжении стены вокруг комплекса нанесены таблички с именами опознанных павших солдат. Удалось установить имена лишь около 3000 воинов, более 10 000 остаются безымянными. Между табличками находятся бронзовые светильники с пламенем из рубинового стекла.


Вплоть до недавнего времени мемориал находился в не самом лучшем состоянии, но в 2013 году был полностью отреставрирован.


ort


Germanenstraße 43, Schönholz

Памятник в Хоэншёнхаузене (Sowjetisches Ehrenmal Küstriner Straße)


Открытый в 1975 году памятник на Кюстринер Штрассе в районе Хоэншёнхаузен был создан скульптором И.Г.Першудчевым, автором скульптур мемориала в Панкове. Между жилыми домами разбита лужайка, посреди которой плитами выложена площадка. Белая бетонная стелла с бронзовым барельефом, изображающая воинов и сцены сражений, находится на заднем плане ансамбля, а перед ней в центре площади расположена красная звезда.



ort


Küstriner Straße 11, M5 Werneuchener Str.

Мемориальное кладбище в Марцане (Sowjetischer Ehrenhain Parkfriedhof Marzahn)


Место захоронения около 500 солдат и 50 офицеров на территории паркового кладбища в Марцане было открыто в 1958 году по инициативе ГДР и с согласия военного руководства советских войск. Архитектор Й. Миленц и скульптор Э. Кобберт создали квадратный сквер, у входа в который стоят два каменных склоненных знамени, а в центре возвышается обелиск из красного гранита, увенчанный звездой.


На другом конце комплекса небольшая вымощенная площадка, на которой стоит символическая урна. По бокам ее два камня с высеченными надписями; такие же камни установлены у входа в мемориал.


По обе стороны от дороги трава покрывает таблички с именами погибших солдат.


ort


Wiesenburger Weg 10, Marzahn

Обелиск в Каульсдорфе (Sowjetisches Ehrenmal Kaulsdorf)


Памятник был построен в 1946 году в месте захоронения павших солдат. Позже их останки были перенесены на вновь построенный мемориал в Трептове.

ort


Brodauer Straße 12, Kaulsdorf

Обелиск в Руммельсбурге (Sowjetisches Ehrenmal Rummelsburg)


Простой обелиск из желтого кирпича со звездой и латунной табличкой на немецком языке расположен возле церкви Erlöserkirche в Руммельсбурге.


ort


Nöldner Straße 44, Rummelsburg

Обелиск в Рансдорфе (Sowjetisches Ehrenmal Rahnsdorf)


На границе города на юго-востоке, около Мюггельзее установлен обелиск с пятиконечной звездой наверху. На нем выбиты имена и дата смерти советских солдат, погибших при штурме на этом направлении.

ort


Geschwister-Scholl-Straße 76, Rahnsdorf

Обелиск в Бухе (Sowjetisches Ehrenmal Buch)


Памятник в форме пирамиды, стоящей на постаменте с колоннами, расположен прямо рядом со станцией в Бухе, в бывшем дворцовом парке (сам дворец, к сожалению, не сохранился).

ort


Wiltbergstraße 13, Buch

Обелиск в честь 8 мая 1945 года на Herzbergstraße


В первые месяцы после окончания войны в парке городской больницы в Херцберге был воздвигнут обелиск в память о погибших в войне. У входа к памятнику установлены ворота и разбиты клумбы. На бетонном обелиске только рельеф в форме ордена Красной Звезды - главного боевого ордена советской армии - и белая табличка с надписью "8. Mai 1945".

ort


на территории больницы KEH, Herzbergstr. 79, M8 Evangelisches Krankenhaus KEH

Памятный камень на Остзееплатц


Камень расположен между жилыми домами на Остзееплатц в Пренцлауер Берге.

ort


Ostseestraße 92, M4 Greifswalder Str./Ostseestr.

Памятная доска у станции Шёнхаузер Аллее


Рядом с выходом со станции метро Шёнхаузер Аллее на стене моста через железнодорожные пути можно обнаружить несколько бронзовых табличек с рельефами. Это произведение скульптора Гюнтера Шютца, созданное в 1985-86 годах. Четыре барельефа изображают период борьбы с национал-социализмом и время войны, а последняя символизирует освобождение Берлина советскими воинами.

ort


угол Schönhauser Allee и Dänenstraße, + Schönhauser Allee

Стелла в Адлерсхофе


Две бетонные стеллы расположены на площади перед станцией Адлерсхоф, на одной из них надпись в честь Дня освобождения - 8 мая 1945 года.

ort


Platz der Befreiung, Adlershof

Первый освобожденный дом в Марцане


Красный каменный дом под номером 563 по Ландсбергер аллее считается первым домом Берлина, освобожденным во время наступления советских войск.


21 апреля 1945 года бойцы 5-й ударной армии под командованием генерал-полковника Н.Е.Берзарина достигли границы Берлина и подняли красное знамя на крыше этого дома. Берзарин стал первым комендантом Берлина, однако через два месяца, 16 июня 1945 погиб в автокатастрофе. Именем Н.Э.Берзарина названа площадь во Фридрихсхайне (Bersarinplatz), а сам он внесен в список почетных граждан Берлина. На месте его гибели, на перекрестке Шлоссштрассе и Вильгельмштрассе (ныне Ам Тирпарк и Альфред-Ковальке-Штрассе) в районе Фридрихсфельде, установлен памятный камень.


Сейчас в доме-памятнике расположены учреждения, однако надпись на стене и табличка напоминают, что именно отсюда началось освобождение Берлина.


ort


Landsberger Allee 563, M6 Brodowiner Ring

Германо-российский музей «Берлин-Карлсхорст»


Танк Т-34 с надписью "За Родину" установлен на гранитном постаменте возле Германо-Российского музея в Карлсхорсте. Музей располагается в историческом здании, в котором 8 мая 1945 года был подписан акт о безоговорочной капитуляции нацистской Германии, и посвящен истории Второй Мировой войны, а также истории советско-германских отношений за период 1917 - 1990 годов. Музей также может похвастаться экспозицией военной техники, включая легендарную "Катюшу" и танк ИС-2.


ort


Zwieseler Straße 4, Karlshorst

Нацистский Берлин: как в 1930-е годы столицу Третьего рейха пытались превратить в главный город планеты

Современные немцы не любят вспоминать те 12 лет, с 1933 по 1945 годы, когда фюрером германской нации являлся Адольф Гитлер. После окончания Второй мировой войны они с помощью стран-победителей успешно провели денацификацию, старательно избавившись в том числе и от многих зданий, которые успели построить в период создания Третьего рейха. Тем не менее некоторые из грандиозных сооружений, задуманных Гитлером и реализованных по его прямому указанию, дошли до наших дней, оставшись сейчас ярким памятником человеконенавистнической идеологии нацизма и напоминанием о ней. Журналисты Onliner.by посетили Берлин, нашли там уцелевшие реликты нацистской архитектуры и изучили фантастические планы фюрера по превращению этого города в столицу целого мира.

«Ни один из наших крупнейших городов не обладает такими памятниками, которые господствовали бы над всем городом и которые можно было бы рассматривать как символ всей эпохи. Совсем другое — города древности. Там каждый город обладал каким-нибудь особенным памятником, являвшимся монументом его гордости».

Этой цитатой можно вкратце сформулировать воззрения Адольфа Гитлера на архитектуру. С приходом национал-социалистов к власти они обнаружили, что в немецких городах категорически не хватает «монументов их гордости». Вместо этого архитекторы, распоясавшись в либеральные времена Веймарской республики, вовсю строят модернистские здания в стиле «баухауз». Последние были немедленно объявлены «культурным большевизмом», чуждым национальному духу германского народа. На снимке школа середины 1920-х годов в городе Дессау.


Вместо этой «бездушной» интернациональной (и, стоит заметить, ультрасовременной на то время) архитектуры 1920-х годов эстетическим идеалом, выражавшим в первую очередь вкусы самого Гитлера, было объявлено возвращение к античной классике, которая при этом творчески перерабатывалась в минималистичном духе суровых тевтонских традиций. Грандиозные размеры, рубленые прямоугольные формы, бесконечные колоннады и арки — даже римские императоры, по задумке фюрера, должны были преклониться перед мощью Третьего рейха, выраженной в архитектуре. На фото главная трибуна на территории съездов НСДАП в Нюрнберге.


В Берлине строительство первых крупных зданий новой эпохи тысячелетнего, как нацисты надеялись, Третьего рейха развернулось уже в 1934 году. В Шарлоттенбурге, западном предместье немецкой столицы, началось формирование т. н. Reichssportfeld, «Спортивного поля Рейха», комплекса сооружений, предназначенных для проведения Олимпийских игр 1936 года и заодно пропаганды нового режима. На месте старого Deutsche Stadion 1913 года постройки появилась новая арена на 110 000 зрителей и еще целый ряд площадок для спортивных соревнований.


Весь этот комплекс неплохо пережил войну и дошел до нас в виде, близком к оригинальному. Олимпиаштадион, этот берлинский нацистский Колизей, с Олимпийской же площади. Главный вход на арену оформлен парой обелисков-пилонов, добавляющих античности сооружению.


Строительство стадиона закончилось в 1936 году.


Несмотря на активную послевоенную денацификацию, скульптурные группы середины 1930-х годов, украшающие территорию Олимпиаштадиона, были, видимо, признаны идеологически нейтральными и сохранены. «Бегуны эстафеты» выглядят тем не менее арийскими богами.


Оставлены, впрочем, и мемориальные таблички с именами не только олимпийских чемпионов, но и авторов комплекса Reichssportfeld, включая главного архитектора Вернера Марха. Этому не помешал даже тот факт, что звание профессора архитектуры, указанное на табличке, Марху присвоил лично Гитлер, а во время войны создатель арены для главного предвоенного международного пропагандистского мероприятия нацистов служил в абвере.


За стадионом расположено т. н. Maifeld («Майское поле»), огромный луг на 250 000 человек, где проводились разнообразные гимнастические демонстрации, включая празднование Первого мая, праздника, отмечавшегося и в рейхе. Слева и справа стоят скульптурные группы всадников со своими питомцами, а в центре вдалеке хорошо видна 77-метровая башня-колокольня, с обзорной площадки которой открывался прекрасный вид на Берлин.


Эта башня — единственное сооружение Reichssportfeld, разрушенное во время Второй мировой. Олимпийский колокол, располагавшийся на верхушке, падения с 77-метровой высоты не перенес, треснул и звонить в дальнейшем отказался. Сейчас этот реликт с имперским орлом, держащим в когтях олимпийские кольца, установлен рядом с ареной стадиона.


Более того, на боковой стороне сохранилась даже свастика, правда деформированная в процессе денацификации. Впрочем, поразительно, что колокол, пусть и в таком виде, сохранили.


Олимпийским стадионом сооружения Reichssportfeld, разумеется, не ограничиваются. По соседству расположен и бассейн, также 1936 года постройки.


В северной части комплекса по проекту того же Вернера Марха был построен «Дом немецкого спорта», здание, одновременно являющееся и набором площадок для спортсменов, и резиденцией рейхсспортфюрера, главы всего спорта нацистской Германии. Обратите внимание на золотых орлов, украшающих главный подъезд здания.



Быки, оформляющие внутренний двор «Дома немецкого спорта». Кстати, в послевоенное время здесь размещалась резиденция британской оккупационной администрации.


И здесь территория щедро украшена скульптурами, пропагандирующими преемственность германской и античной культур.



Лавровый венок в когтях орла пуст, но сомнений, что там находилось 70 лет назад, не возникает.


Параллельно с олимпийским спорткомплексом нацисты развернули реализацию и другого грандиозного проекта. К югу от исторического центра города в 1934 году началось строительство нового терминала аэропорта Темпельхоф.


Облицованное известняком огромное здание образует трапецию и во всем своем масштабе может быть оценено разве что на фотографиях, сделанных с высоты птичьего полета. По задумке архитектора Эрнста Загебиля комплекс должен был напоминать летящего орла.


Дугообразное здание («крылья орла»), выходящее на летное поле, было спроектировано для размещения ангаров, где обслуживались самолеты.



Впрочем, и с земли грандиозность комплекса, названного выдающимся современным британским архитектором Норманом Фостером «матерью всех аэропортов мира», впечатляет безмерно.



До сих пор этот комплекс является одним из крупнейших зданий мира.


Интерьер центрального зала.


В окружающих главный аэровокзал корпусах размещалась администрация аэропорта и штаб-квартира авиакомпании Lufthansa.


«Орлиная» символика была сохранена и тут.




По своему прямому назначению Темпельхоф функционировал до 2008 года, после чего был закрыт для полетов. Однако берлинские городские власти не спешат застраивать огромную и такую лакомую территорию бывшего летного поля. Ей был присвоен статус парка, где ныне проводят спортивные, рекреационные и выставочные мероприятия. Здания же бывшего авиакомплекса ныне заняты разнообразными организациями.


Чем объясняются столь грандиозные размеры Рейхсспорткомплекса и городского аэропорта? Для обслуживания Берлина, пусть и столицы Тысячелетнего, как надеялся фюрер, рейха, они все же чрезмерны, даже учитывая болезненную гигантоманию, свойственную всем диктаторам. У Гитлера были большие планы насчет Берлина, который он считал провинциальным городом, в современном ему виде навсегда оставшимся бы в тени Парижа или Вены. Фюрер хотел превращения Берлина в главный город ни больше ни меньше всей планеты.

«Берлин станет столицей мира, сравнимой лишь с древними Египтом, Вавилоном или Римом. Что там Лондон, что Париж!» — заявлял Гитлер. Более того, в процессе этого город должен был получить и новое имя. Автором проекта «Столица мира Германия» (Welthauptstadt Germania) стал любимый архитектор фюрера Альберт Шпеер.


В соответствии с этим замыслом предусматривалась масштабная реконструкция центральной части города с массовым сносом существующей застройки, невзирая на ее историческую ценность. На ее месте планировалось создание двух центральных магистралей («осей»), которые бы в дальнейшем застраивались общественно-административными зданиями, своим размером соответствовавшими бы новому статусу бывшего Берлина. Столица мира Германия получила бы те самые памятники, которые «господствовали бы над всем городом и которые можно было бы рассматривать как символ всей эпохи», как и мечтал фюрер.

30 лучших памятников Берлина

В Берлине находится множество памятников и мемориальных комплексов, которые посвящены различным страницам истории Германии. Некоторые из них являются символами города – например, Бранденбургские ворота или национальный памятник «железному канцлеру» Отто фон Бисмарку. В мемориалах Берлина нашли отражение и события новейшей истории – трагедия нацистской власти и Холокост, освобождение Берлина советскими войсками, разделение города и последующее падение Берлинской стены.

Многие монументы Берлина созданы в честь выдающихся личностей – композиторов, поэтов, руководителей Германии и других стран. Городская скульптура города представляет собой уникальные арт-объекты, такие как «Рука с часами», «Карьерная лестница» или «Дом-мяч».

Исторические и современные памятники Берлина

Список самых известных памятников в городе.

Колонна Победы

Памятная колонна возведена в честь побед прусских войск в объединительных войнах с Данией, Францией и Австрией во второй половине XIX века. Архитектор – Генрих Штрак. Колонна стоит на постаменте из красного гранита. Первоначально её украшали позолоченные трофейные пушки. Венчает колонну фигура Виктории – богини-победительницы. В народе её называют «Золотая Эльза». Наверху находится смотровая площадка для туристов.

kolonna-pobedy-700x467

Бранденбургские ворота

Это главный символ Берлина. Ворота возведены в 1791 году по приказу Фридриха-Вильгельма II. За образец взят Акрополь в Афинах. Сверху находится скульптурное изображение квадриги лошадей, которыми правит из колесницы богиня победы – Виктория. После завоевания Наполеоном, ворота были увезены в Париж, но потом возвращены. Ворота задуманы как символ могущества германской армии – под ними встречали войска с фронта, проводились парады.

brandenburgskie-vorota-700x481

Мемориальный комплекс «Берлинская стена»

Памятник – напоминание о разделении Берлина и Германии на Западную и Восточную части. С 1961 года зона Берлинской стены была полностью перекрыта, любой вход и выход контролировался. Сейчас в бывшей пограничной зоне находится открытая выставка, посвященная разделению Германии. Рядом расположены Часовня примирения и «окно поминовения» в память о человеческих жертвах разделения города. Скульптура «Прыгающий через стену» посвящена людям, которые, несмотря на заграждения и КПП, стремились перейти на другую сторону, к своим родственникам и друзьям.

memorialnyj-kompleks-berlinskaya-stena-700x467

«Воин-Освободитель»

Этот монумент в Трептов-парке – один из трех советских военных памятников в Берлине. Это бронзовая фигура советского солдата, который стоит на обломках свастики, а на руках держит маленькую немецкую девочку. Скульптор – Е. Вучетич. Прототипами для памятника могли служить 2 советских солдата, которые во время штурма Берлина спасли немецких детей – Николай Масалов и Трифон Лукьянович.

voin-osvoboditel-700x467

Советский военный мемориал в Панкове

Это мемориальный комплекс, посвященный памяти советских солдат, погибших во время штурма Берлина. На его территории захоронено более 13 тысяч солдат и офицеров. В центре мемориала – обелиск высотой 33 метра, перед ним находится бронзовая статуя – Родина-Мать. На бронзовых досках выбиты имена погибших. В 2011-2013 годах проведена реставрация комплекса.

sovetskij-voennyj-memorial-v-pankove-700x468

Мемориал павшим советским воинам в Тиргартене

Памятник представляет собой ряд колонн, расположенных полукругом. На них находятся таблички с именами погибших при штурме Берлина советских солдат. Самую высокую колонну увенчивает бронзовая статуя Воина-Освободителя. Рядом, с обеих сторон памятника, стоят 2 танка Т-34 и 2 гаубицы МЛ-20, которые применялись в боях за Берлин. Справа и слева от монумента – могилы советских офицеров.

memorial-pavshim-sovetskim-voinam-v-tirgartene-700x467

Мемориал жертвам Холокоста

Мемориальный комплекс находится в центре Берлина, между Бранденбургскими воротами и остатками бункера руководителей нацистской партии. Это лабиринт из более 2700 серых плит, разделенных узкими проходами. По задумке архитектора П. Айзенмана, такой мемориал напоминает о чувстве незащищенности, тревоги и страха, которые испытывали жертвы Холокоста.

memorial-zhertvam-holokosta-700x467

«Часы мира»

Арт-объект посвящен падению Берлинской стены и объединению Германии. Это часы, на которых одновременно отображается время во всех часовых поясах. Сверху находится надпись: «Время разрушит все стены» и изображения планет, которые движутся по орбитам. Открытие «Часов мира» состоялось 9 ноября 1989 года. Второе название арт-объекта – «Урания».

chasy-mira-700x466

Статуя Святого Георгия и Дракона

Это одна из старинных статуй, которая раньше стояла во дворе Берлинского замка. Она создана в 1853 году скульптором Августом Киссом в качестве дара императору Вильгельму II. Сначала идея статуи была связана с фигурой архангела Михаила, который поражает мечом змея – символ революционных настроений в Германии того времени. Затем статуя была переделана в св. Георгия, но меч так и остался в руках святого.

statuya-svyatogo-georgiya-i-drakona-700x467

Национальный памятник Бисмарку

Памятник объединителю Германии и первому рейхсканцлеру Отто фон Бисмарку находится на площади Большая Звезда, ранее стоял перед Рейхстагом. Бисмарк изображен в кирасирском мундире, с палашом, в руке держит грамоту о создании Германской империи. Высота статуи – 6 метров. На цоколе постамента находятся фигуры героев германского эпоса.

natsionalnyj-pamyatnik-bismarku-700x466

Национальный памятник освободительным войнам

natsionalnyj-pamyatnik-osvoboditelnym-vojnam-700x947

Форум Маркса и Энгельса

Это композиция, возведенная в 1980-е гг. по проекту Людвига Энгельгардта. В центральной части находятся бронзовые фигуры Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Их высота – 3,85 метра. За ними – рельефные стены с символическими изображениями жизни в немецком обществе после революции. На столбах – фото из истории немецких рабочих. Памятник находится неподалеку от мэрии Берлина.

forum-marksa-i-engelsa-700x465

Мемориал Цыганам жертвам национал-социализма

Памятник открыт рядом с Рейхстагом в октябре 2012 года, в память о цыганах, которые погибли в период правления нацистов. Это бассейн с темной водой, который окружен плитами с названиями концлагерей, где уничтожали цыганское население. Рядом – стена с хронологией геноцида цыганского народа нацистами.

memorial-tsyganam-zhertvam-natsional-sotsializma-700x467

Конная статуя Фридриха Великого

Это статуя, которая изображает короля Пруссия Фридриха II в военной форме и верхом на коне. Она находится на бульваре Унтер-ден-Линден. Общая высота скульптуры – 13,5 метров. Постамент украшен сценами из жизни короля. На нем находятся также изображения ближайших сподвижников Фридриха II – героев Силезских войн. Памятник открыт в мае 1851 года. В народе он получил прозвище «Старый Фриц».

konnaya-statuya-fridriha-velikogo-700x467

«Поезда к жизни, поезда к смерти»

Это памятник еврейским детям, погибшим в годы Холокоста. Он установлен у вокзала Фридрихштрассе – оттуда уезжали эшелоны в Англию, где евреи могли спастись. Две фигуры с чемоданами – спасенные дети, которые смогли уехать. Оставшиеся на перроне 5 человек обречены на гибель. Памятник – копия такого же мемориала, установленного в Англии возле Ливерпульского вокзала.

poezda-k-zhizni-poezda-k-smerti-700x467

Памятник Фридриху Шиллеру

Это мраморный монумент, изображающий великого немецкого поэта во весь рост, в лавровом венке и в окружении муз. Открытие памятника состоялось в 1871 году на Жандарменмаркт – одной из центральных площадей города. Бронзовая копия скульптуры находится в южной части парка Шиллера в Берлине.

pamyatnik-fridrihu-shilleru-700x467

Памятник Бетховену-Гайдну-Моцарту

Людвиг ван Бетховен, Йозеф Гайдн и Вольфганг Амадей Моцарт – три величайших композитора. Монумент, призванный увековечить их память, создан в 1904 году и представляет собой белый обелиск, на гранях которого изображены фигуры композиторов. Венчает обелиск лавровый венок – символ славы. Памятник находится в Тиргартене.

pamyatnik-bethovenu-gajdenu-motsartu-700x467

Памятник польским солдатам и немецким антифашистам

Это один из мемориалов, посвященных движению Сопротивления в годы второй мировой войны. Он представляет собой композицию из двух колонн, связанных флагом в единое целое – символ общих усилий в победе над фашизмом. На горельефе из гранита изображены солдат в польской форме и немецкий подпольщик. Рядом на стене высечен лозунг Тадеуша Костюшко «За вашу и нашу свободу» на польском и немецком языках.

pamyatnik-polskim-soldatam-i-nemetskim-antifashistam-700x467

Памятник принцу Альбрехту Прусскому

Это бронзовая статуя героя франко-прусских войн, брата короля Пруссии и императора Германии. Принц Альбрехт изображен во весь рост, в расстегнутой генеральской шинели, с кавалерийской плеткой в руках. Памятник установлен в 1901 году на бульваре Шлострассе, неподалеку от бывших военных казарм.

pamyatnik-printsu-albrehtu-prusskomu-700x467

Памятник Лессингу

Скульптурное изображение великого немецкого поэта Готхольда Лессинга установлено на улице Ленненштрассе в 1890 году. Статуя из белого мрамора изображает поэта во весь рост. На постаменте, кроме таблички с именем поэта, находятся изображения его ближайших соратников – философа М. Мендельсона, поэта Э. фон Клейста и издателя Ф. К. Николаи. Памятник украшают также символические изображения – гений гуманности и аллегорическое изображение критики.

pamyatnik-lessingu-700x941

«Памятник сожженным книгам»

Это мемориал, напоминающий о трагическом событии в истории Германии – уничтожении нацистами 10 мая 1933 года более 20 тысяч книг, которые вошли в список запрещенных. Памятник представляет собой квадратную стеклянную пластину, заглянув в которую, можно увидеть комнату с пустыми стеллажами для книг. Автор – израильский художник М. Ульман.

pamyatnik-sozhzhennym-knigam-700x466

«Молекулярный человек»

Арт-объект работы американского скульптора Дж. Борофски представляет собой композицию из трех мужских силуэтов, которые пронизаны круглыми отверстиями – символическими молекулами. Фигуры выполнены из алюминия. По задумке скульптора, идея арт-объекта – поиск в мире единства и целостности. Открытие состоялось в 1999 году на реке Шпрее на границе трех немецких округов.

molekulyarnyj-chelovek-700x468

«Нет насилию!»

Скульптура находится во дворе Ведомства федерального канцлера и представляет собой бронзовый пистолет 45 калибра со стволом, завязанным в узел. Автор – шведский скульптор Карл Рейтерсверд, который начал создавать подобные монументы после гибели Джона Леннона. Такие же скульптуры стоят в 16 городах мира.

net-nasiliyu-700x467

«Берлин»

Произведение посвящено объединению Берлина после разделения на Восточный и Западный. Это скульптура сложной формы, высотой 5 метров и весом 87 тонн. Автор – испанский скульптор Эдуардо Чильида. Выбор железа в качестве материала не случаен – прочность материала должна символизировать крепость воссоединения города в одно целое. Монумент находится также возле Ведомства федерального канцлера. Другая скульптура с таким же названием и посвященная также объединению страны, находится неподалеку от Курфюрстендамм. Это композиция из переплетенных стальных труб. Авторы – Бригитте и Мартин Мачински.

berlin-700x467

«Отцы единства»

Скульптурная композиция состоит из трех бронзовых бюстов – канцлера Германии Гельмута Коля, бывшего президента США Джорджа Буша-старшего и главы СССР, Михаила Горбачева. Это люди, которые способствовали объединению Германии. Памятник открыт в 2010 г. неподалеку от места, где ранее проходила Берлинская стена. Надпись на нем гласит: «Единство в условиях свободы – вот наша задача»

ottsy-edinstva-700x467

Мемориал гомосексуалам – жертвам нацизма

Это мемориал, открытый в 2008 году в парке Большой Тиргартен в память о гомосексуалистах, которые преследовались нацистской партией. Памятник представляет собой бетонный куб высотой 3,6 метра с окошком. Посмотрев в него, можно увидеть короткометражный фильм с двумя целующимися мужчинами. Периодически кадры сменяются на поцелуи двух женщин. Авторы памятника – скандинавские художники М. Эльмгрин и И. Даргсет.

memorial-gomoseksualam-zhertvam-natsizma-700x466

«Капитан из Кёпеника»

Бронзовая статуя установлена в 1996 году у входа в ратушу одного из восточных районов Берлина – Кёпеника. Она изображает известного авантюриста, который в 1906 году обманом присвоил казну Кёпеника, в то время бывшего отдельным городом. После ареста он был помилован приказом кайзера Вильгельма, оценившего смелость авантюры.

kapitan-iz-kyopenika

«Карьерная лестница»

Это 16-метровая композиция, установленная у здания Инвестиционного банка в 2007 году. Она представляет собой лестницу, по которой ожесточенно карабкаются вверх трое мужчин, стремясь сбросить соперника. Автор – скульптор Петер Ленк. Такой же арт-объект высотой 14 метров был установлен в 1994 году в Констанце.

karernaya-lestnitsa-700x1050

«Рука с часами»

Арт-объект находится у вестибюля гимназии Тиргартен. Он создан в 1975 году в рамках проекта по преобразованию городской среды. Это мужская рука, на которой находятся работающие электронные часы. Автор – Йоахим Шметтау, которому принадлежат и другие городские скульптуры. Среди жителей города «Рука с часами» стала любимым местом встреч. Памятник можно увидеть в клипе группы Depeche Mode «Everything Counts»

ruka-s-chasami

«Дом-мяч»

Это скульптура, установленная в 1997 году на Вифлеемской площади перед бывшим контрольно-пропускным пунктом на территорию другой части Берлина. Она представляет собой круглую связку вещей и предметов домашнего обихода высотой 11 метров. С одной стороны, это символ легкости перемещения в современном мире, с другой – память о репатриантах и беженцах разных периодов немецкой истории. Авторы – К. Ольденбург и К. ван Брюгген.

Читайте также: