Для чего санчо панса решил поехать в путешествие с дон кихотом

Обновлено: 16.05.2024

Дон Кихот давно стало именем нарицательным и даже те, кто не читал знаменитый роман Сервантеса, знают о ком идет речь. У большинства людей этот образ ассоциируется с нелепым, полусумасшедшим человеком, борющимся с ветряными мельницами. Но так считают только те, для кого после прочтения романа Дон Кихот смысл произведения остался непонятым. Значимость сочинения Сервантеса трудно переоценить. Книга содержит немало потаенных мыслей, которые поможет прояснить детальный разбор романа.

Краткое содержание романа Дон Кихот

Анализ произведения «Дон Кихот» следует начинать с краткого пересказа сюжета. События, описываемые в романе, происходят в Испании и охватывают разное время.

Роман довольно объемный, состоит из 2 частей. Количество персонажей превышает 600 человек и охватывает разные слои общества – от аристократов до преступников и проституток. Но без знакомства с ключевыми персонажами романа Дон Кихот смысл произведения понять будет сложнее.

  • Алонсо Кехано – обедневший дворянин лет 50, взявший себе псевдоним Дон Кихот. Идеалист, мечтающий изменить мир, стремиться помогать слабым, защищать угнетенных.
  • Санчо Панса – крестьянин, ставший оруженосцем Дон Кихота. В отличие от рыцаря им движет жажда наживы и мечта стать губернатором острова.
  • Дульсинея Тобосская – воображаемая дама сердца рыцаря, в реальности простая деревенская девушка Альдонса Лоренсо.

Первая часть

Алонсо Кехано, проводивший много времени за чтением романов о рыцарях, по примеру любимых героев отправляется странствовать, мечтая совершить множество подвигов. В рыцари его посвящает хозяин таверны, после чего Алонсо берет себе имя Дон Кихот.

Каждому рыцарю полагается дама сердца, которую новоявленный рыцарь назвал Дульсинеей Тобосской. По дороге герой подвергается избиению местными купцами, отказавшимися признать Дульсинею прекраснейшей дамой на свете.

Дон Кихот вынужден вернуться домой, но через несколько дней вновь отправляется в дорогу, взяв с собой Санчо Панса, восседающего на осле.

Во время странствий герой:

  • сражается с ветряными мельницами, приняв их за великанов;
  • освобождает похищенных принцесс, перевернув карету путешествующих дам;
  • побеждает войско врагов, состоящее из баранов;
  • освобождает каторжников, гонимых на галеры;
  • отбирает медный таз у цирюльника, приняв его за шлем.

В результате всего этого по округе разносится слух о сумасшествии идальго Алонсо. К тому же у идальго возникают неприятности со стражниками из-за отпущенных каторжников и с цирюльником, требующим возмещения стоимости таза.

Местный священник вместе с сельчанами, решив вернуть рыцаря домой, помещает его в клетку и передает в руки племянницы.

Вторая часть

Перед походом рыцарю требуется благословение прекрасной Дульсинеи. Воспользовавшись тем, что идальго никогда видел свою даму сердца, Санчо выдает за нее простую, грубую крестьянку Альдонсу. Этим разочаровывает своего господина. Но этому находится объяснение – девушка стала жертвой злого колдуна.

По дороге герои встречаются с автором книги о Дон Кихоте – Самсоном Карраско, представившемся Рыцарем Зеркал. Между мужчинами состоялся поединок, из которого герой выходит победителем.

Интересно! Изначально Сервантес написал одну часть романа. Но после появления мнимого продолжения книги о хитроумном идальго Дон Кихоте, выпущенного неизвестным автором, писателю пришлось срочно издать 2 часть романа.

Продолжив путешествие, герои попадают во дворец. Герцог и герцогиня, знакомые с книгой о Дон Кихоте, поначалу относятся к путешественникам уважительно. Но после начинают потешаться над странной парой.

Покинув дворец, герои направляются в Барселону, где Дон Кихот вновь вступает в поединок с Карраско. В этот раз герой проигрывает битву и согласно условиям, выдвинутым победителем, возвращается домой.

Вернувшись в деревню и прожив там какое-то время, рыцарь понимает, что был безумен и перед смертью вновь меняет свое имя на Алонсо Кехано.

Летом прочла Историю Хитроумного идальго Дон Кихота и его Храброго оруженосца Санчо Панса. Прошло несколько месяцев и вдруг нашло вдохновение написать небольшую, но дорогую мне заметку об этом всемирно известном литературном произведении. Начну сразу, без прелюдий.

Во-первых, это книга, написанная очень добрым языком. Читаешь её, и сердце твоё смягчается и улыбается тихой улыбкой, а иногда прямо-таки смеётся детским смехом. Эта книга одним своим языком делает человека добрее.

Во-вторых, эта книга наполнена большим количеством весьма простых и при этом весьма поучительных историй о любви, дружбе, преданности, предательстве, упрямстве и глупости, которые были бы несказанно полезными не только взрослым, но именно для подрастающего поколения, для юных и неопытных голов и сердец, для подростков. Мне даже стало весьма непонятно, почему её нет в школьной программе по литературе!

Третье. Это история про очень милого, чистого, можно сказать, по-детски чистого (крайне редкое качество у взрослых людей!) и возвышенного человека Дона Кихота, который, будучи идальго (т.е. человеком благородного происхождения), не смог воплотить в реальность, вернее, в действительно добрые, хорошие, полезные дела, эти свои поистине добродетельные внутренние качества и высокие, пламенные порывы своей души. Не сумел именно потому, что был он идальго – человеком, с детства выросшим в высокомерной праздности и поэтому ни на какие истинные подвиги не способным. Это своё бессилие и бесполезность (которые он, будучи чистой и тонкой натурой, не мог не чувствовать) он облёк в свою известную всем форму «безумия», т.е. возомнил себя Рыцарем, которого ждут великие благородные дела! Он с радостью бросил опостылевшее ему имение (где весьма скучал без дела, скрашивая скуку за книгами о приключениях) и помчался куда глаза глядят за тем, чего так не хватало его душе, заключенной всю жизнь в теле праздного аристократа – делать добро людям: защищать обиженных, помогать обездоленным! Порыв был несомненно искренним. Но не было никаких навыков и умений делать людям добро – откуда такие навыки в человеке из сословия, всю жизнь живущего за счёт труда других людей, т.н. простолюдинов?! Поэтому все его «подвиги» и он сам оборачивались для всех лишь посмешищем, а то и горькими проблемами.

Четвёртое. Это книга про простодушного, но не лишенного своей природной хитрости, крестьянина Санчо Панса, который составил компанию и поддержку своему господину Дон Кихоту в его доселе невиданных приключениях. Санчо, надо заметить, несмотря на своё «неблагородное» происхождение тоже натура тонкая, не менее тонко чувствующая, чем его господин.

На протяжении всех их странствий и приключений Санчо не раз напоминает своему любимому господину, что в его рыцарстве есть одна неувязка: слава достаётся господину, а тумаки, за которые снискалась эта слава, – слуге. Мысль, как говорится, не оригинальна, но не в оригинальности тут дело, а в жизненной правде. Речь о поколениях украшенных гербами семейств, уверенных в благородстве своего происхождения («помазанники божьи», наместники бога на земле) и своём превосходстве перед другими. В силу этого выдуманного для себя любимых «благородства» (и силой насаждённого), своей избранности и величия (приобретённых и удерживаемых только насилием над другими) они веками стараются выделить себя перед людьми: именами, одеждой, манерой поведения, количеством слуг и породистых собак (которые гораздо дороже этих слуг и прислуги) и т.п… На протяжении столетий они стремятся обладать всеми благами и избегают всего неприятного: трудиться, терпеть, жертвовать чем-то. Якобы они созданы для жизни исключительно изящной и красивой, наряжаться и давать роскошные обеды, балы и пиры на удивление всем, как боги и богини, и обращаться к ним следует только по-особенному «не угодно ли вашей милости»… Хотя вся эта их красивая, праздничная жизнь зарабатывается немилосердным трудом и жестоким потом холопов и «крепкоголовых дураков», которым стоит только перестать батрачить на «господ», как всё это «благородство» поблекнет и сравняется с пастушечьим.

Уж на дворе двадцать первый век, а ни в едином выпуске новостей при упоминании какого-нибудь Пола Маккартни или Элтона Джона, не преминут обязательно и с придыханием прибавить Сэр. Ну а о том, как венценосные особы сходили в театр, и в театральный буфет в антракте, как провели медовый месяц в «бывших» африканских колониях, поиграли в теннис, заезжали в клинику, похудели, пополнели, поссорились, помирились… – за этим регулярно и пристально следит весь мир, трепеща от счастья следить за каждым их вздохом и походом к врачу, на концерт, на пляж, за их утренней пробежкой. Даже мысль о нарушении благородного покоя их особенной жизни – стоит решения убить себя, оставив сиротами двух своих собственных детей (как это сделала недавно медсестра, работавшая в клинике, где неделю полежали их высочество принцесса Кейт)…

Однако вернёмся к книге. Санчо сам отказывается от когда-то искренне желанного для себя губернаторства (управления островом или городом) – Санчо отказывается от власти, поняв, почувствовав за несколько дней своего правления городом, что власть порабощает того, кто облекается в неё. Ведь Санчо не знает, что их с Дон Кихотом сделали частью розыгрыша! Он чувствует посмешище реальной власти как таковой (власти одного человека над другими). Управление и власть настоящие не менее неестественны, нелепы и заслуживают осмеяния, чем хорошо спланированный розыгрыш со сфабрикованным «губернаторством» на «острове». Герцог и герцогиня считают нелепыми дурачками Дона Кихота и Санчо, в то время как сами они – расфуфыренные бездельники, окруженные армией ряженых лизоблюдов, готовых на всякое скоморошество – не нелепы?! Итак, Санчо отказывается от своего нахождения во власти. И, возможно, именно благодаря такому мудрому примеру своего слуги – чуть позже сам Дон Кихот отрекается от своего «благородного» рыцарства.

Помимо всего того, что можно сказать и написать, Дон Кихот – это человек, оказавшийся способным научиться хорошему у кого? – у своего слуги, человека, априори ниже его, казалось бы, во всём – в социальном положении, в материальном, в образовании! Качество немыслимо редкое в людях!

Дон Кихот – это пример для всех беспричинно возвысившихся (благодаря ли своему наследству, или женитьбе, или государственной службе…) людей. Пример того, что лучше поздно одуматься, чем никогда! Лучше хотя бы на склоне своих земных лет, чем никогда, осознать своё ничтожество (смириться с ним, принять) и хотя бы на склоне лет полюбить самого простого человека (Санчо), которого раньше-то и не замечал, вернее, видел лишь в виде функции в своих хозяйских владениях. Перестать, наконец, преклоняться перед «благородными» герцогинями и графьями, бесконечно воздавая им хвалы лишь за то, что они в платье из бархата, а не из хлопка, лишь за то, что они со свитой и верхом на конях, а не на осликах – т.е. по чисто внешнему, формальному признаку, а не по сути, не по внутреннему содержанию и достоинству человека.

Уж на что лучше – сидеть ночью под кустом в лесу со своим безграмотным, сыплющим невпопад (иногда впопад) простонародными поговорками конюхом, и узнать (понять, почувствовать) за эту ночь на голой твёрдой земле под звёздным небом возможно более важное, чем за всю свою жизнь, прожитую в преклонении перед голыми королями, в подобострастии перед воспевающими и развлекающими их книжками, модными тогда рыцарскими романами!

P.S. А знаем ли мы, как нам повезло? Кто сейчас кроме «двух калек» из предыдущих поколений и меня читает Дон Кихота? Даже на специализированных факультетах университетов и то не читают такие произведения во всей их полноте, в авторском тексте, а не по хрестоматии или учебнику. Их проходят «галопом по европам», да по учебным (так сказать для общего развития, т.е. для галочки о пройденном), трафаретным трактовкам очередных доцентов и профессоров, которые просто отрабатывают свои лекторские, преподавательские зарплаты, оттараторивают, зачитывая вслух, избранные места из учебных пособий. Ох уж эта сегодняшняя, «рыночная» профессура! Что ни пронырливый карьерист-пройдоха, так уже доцент, если не профессор, да со своим учебником или пособием (вопросником, решебником, шпаргальником и проч.).

Те, кто сейчас читает эту книгу, вполне могут ощутить себя в шкуре самого Дон Кихота Ламанчского, дурацкого чудика, пригодного разве что для посмешища! Не буду перечислять, что сейчас читают нормальные взрослые люди. Скажу только, что это далеко от Истории Дон Кихота и Санчо. Кому сегодня нужно это «наивное чучело» с тазом на голове и его прожорливый слуга! Эти нищеброды прошлого. У нас теперь всё как никогда по понятиям и стереотипам: если ты простолюдин, ванька-дурак в лаптях, идущий с рыбным обозом – то не чета какому-нибудь профессору в очках, ездящему на дорогом немецком авто между офисами с ещё несколькими «работами» (местами извлечения доходов). Сидящему (по совместительству) в дорогих кожаных креслах какого-нибудь наблюдательного совета при каком-нибудь фонде, каком-нибудь консультационном совете при какой-нибудь администрации или даже в совете директоров какого-нибудь инвестиционного «стартапа», инновационного или модернизационного госпроекта… Что сейчас читают люди из, например, английской литературы: Шекспира? великого Диккенса, может быть? Толкиена? Нет, даже не Толкиена – все читают подросткового уровня «Гарри Поттера» (уж хоть одну-то книжку все хоть раз в жизни почитали)! И смотрят подростковых «Трансформеров», «Звёздные войны», «Железного человека», Песочного… и про прочих суперменов. Почему всех вдруг стал устраивать уровень бодрой тинейджерской нарезки от Люка Бессона или Бекмамбетова? – да потому что все живут по примитивным потребительским понятиям (почти по павловским рефлексам) – что модно, раскручено, о чём трещат и долбят по мозгам из рекламы, что лежит на передних полках магазинов – то и читаем запоем. То, что впаривают ушлые маркетологи и рекламщики – тем и восхищаемся. Вместо того чтобы ценить людей и их произведения по их содержанию, их ценят по шумихе, по интрижке создаваемой вокруг них, по рейтингам, кассовым сборам, «авторитетным» мнениям и т.д. и т.п.

Всё, как и во времена донов и пэров, герцогов и герцогинь со свитой обожателей, с раболепным преклонением перед их вельможными сиятельствами (просто сияют!) и авторитетами. В общем, история Дон Кихота актуальна и сегодня!

Смысл романа Дон Кихот

При поверхностном чтении сюжет книги напоминает обычный приключенческий роман. Но при более вдумчивом прочтении приходит понимание того, насколько серьезен в романе Дон Кихот смысл сюжета.

Причем можно выделить сразу несколько важных тем, спрятанных автором настолько глубоко, что не всем удается разглядеть их. И в первую очередь это социально-политическая тема, придающая приключенческому роману «Дон Кихот» нравственный смысл.

Автор выступает против несправедливости общественного устройства и угнетенности низшего сословия. Поэтому в его романе больше внимания уделено жизни бедного люда – крестьян и даже разбойников. В лице главного героя, пытающегося защитить обездоленных и слабых, Сервантес показывает свое стремление сделать мир лучше.

Интересно! Сервантес после ухода с военной службы сильно нуждался и вынужден был продать права на книгу издателю. Из-за этого писатель остался без вознаграждения, несмотря на то, что роман стал бестселлером.

Роман наполнен метафорами и иносказаниями. И даже такая комичная на первый взгляд ситуация, как сражение Дон Кихота с ветряными мельницами, содержит аллегорический смысл, намекающий на то, как часто люди ненужной суетой заменяют действительно значимые события.

Символический смысл заложен и в самом названии книги – «Дон Кихот». Имя главного персонажа – это символ личности, в котором внутренняя сила сочетается с наивностью и добротой. И главные его победы не физические, а моральные, душевные, совершенные во имя высоких принципов.

В чем суть концовки

Финал «Дон Кихота» довольно непредсказуемый и содержит философский смысл. Рыцарь возвращается домой, отказавшись от дальнейших подвигов, и становится обычным пастухом.

Пелена спадает с глаз бедного идальго. Из иллюзорного мира он вновь попадает в суровую реальность. Герой начинает осознавать, насколько сильно заблуждался.

Алонсо с горечью признает, что в этом мире нет места рыцарству. Разочарованный герой впадает в горячку и тихо умирает в своей постели.

Такая концовка наводит на мысль, что смысл романа Дон Кихот – это напоминание о том, что реальная жизнь отличается от сказок. Нужно жить собственной жизнью, а не стремится повторить чью-то.

Смысл, который пытался донести Сервантес через образ Дон Кихота – это то, что нужно уметь соотносить свой внутренний мир (мысли, цели) с миром материальным. Необходимо считаться с законами действительности и реально оценивать свои поступки, иначе пользы от них не будет.

ПОМОГИТЕ. Зачем Сервантесу рядом с Дон Кихотом был нужен Санчо Панса?

Санчо-Сервантес, конечно, говорит о главном: он любит своего странного сеньора, только не совсем понимает - за что любит.

"Простодушие", постоянно сопутствующее Санчо, отнюдь не глупость. Это особый род ума или, выражаясь по-старинному, "союз ума и сердца".

В разные века лучшие мастера литературы и искусства хорошо знали, понимали - какие странные, неожиданные мечты постоянно гнездятся в самом обыкновенном, трезвейшем с виду человеке. Каждый человек, согласно Белинскому, "немножко Дон Кихот" ; первым же человеком, который испытал это на себе, естествен но, оказался Санчо Панса, или Сервантес ("право, их обоих словно отлили в одной и той же форме").

Мечта. Мечта о необыкновенных странствиях, прекрасных островах (обязательно островах, отрезанных водою от обыденных, нечестивых краев, - и не случайно Санчо Панса собирается быть губернатором именно на острове! ) Мечта, вдруг поднимавшая спокойных, основательных, привязанных к земле мужиков и гнавшая их за тридевять земель: русских крестьян - на поиски чудесного Беловодья, которое где-то там, за Сибирью, за "Апоньскими островами", испанских крестьян - в погоне за таинственной страной Эльдорадо, за островами Блаженных, и ведь Санчо, уговаривая господина встать и пойти в поля, - он уж сам точно не знает, где истина, а где мираж, и почти что верит: "Глядишь, где-нибудь за кустом отыщем расколдованную сеньору Дульсинею".

А Дон Кихот напоследок про Санчо: "Я пожаловал бы ему, если б мог, целое королевство, ибо простодушие его и преданность вполне этого заслуживают".

Помогите. Почему Санчо Панса поступил на службу к Дон Кихоту? Как проявят себя Дон Кихот в эпизоде с каторжниками?

Целых две недели Дон Кихот сидел спокойно дома. Потом тайком от своих домашних он принялся уговаривать одного крестьянина, человека доброго, но, как говорится, без царя в голове, поступить к нему в оруженосцы.

Дон Кихот убеждал его с большим жаром и сулил ему богатство и славу. Между прочим, он обещал пожаловать ему в пожизненное владение первый же остров, который он завоюет своими подвигами.

В конце концов сбитый с толку Санчо Панса - так звали крестьянина - сдался на все эти убеждения, и поступил на службу к Дон Кихоту.

Смотрите же, ваша милость, сеньор странствующий рыцарь, не забудьте вашего обещания насчёт острова. как бы велик он ни был, всё равно - я с ним справлюсь.

Раз навсегда запомни, друг мой Санчо Панса, что в старину среди странствующих рыцарей был весьма распространён обычай назначать своих оруженосцев правителями островов или королевств, ими завоёванных.

Поступки героя часто приводят к обратному результату.
В безудержном стремлении к справедливости Дон Кихот освобождает каторжников, осужденных на галеры, но, получившие свободу, они побивают камнями своего освободителя. Желая совершить доброе дело, Рыцарь Печального Образа только наносит вред, и в этом смысле Дон Кихота можно назвать отрицательным героем.

Наш рыцарь с верным оруженосцем поехали дальше. Навстречу им двигалось пешком человек двенадцать; все они были прикованы к одной длинной цепи; на руках у них были надеты кандалы. Партию эту сопровождали четверо конвойных.

Вот цепь каторжников, королевских невольников, которых ведут на галеры.

Как так невольников? Возможно ли, чтобы король прибегал к насилию?

Я этого не говорю, я хочу только сказать, что эти люди за свои преступления приговорены к принудительной службе королю на галерах.

Одним словом, эти люди идут на галеры не по своей доброй воле, но подчиняясь насилию?

Тогда мой долг повелевает мне восстать против насилия и помочь этим несчастным.

Дон Кихот выслушал рассказы каторжников и сказал, что, быть может, правда и была на их стороне, а только они не могли доказать этого на суде. Но справедливость должна восторжествовать. Он будет защищать обездоленных и угнетённых, так как считает большой жестокостью делать рабами тех, кого господь и природа создали свободными.

Но в конце концов всё закончилось как обычно: печально и трагично. Освобождённые каторжники, услышав от Дон Кихота неучтивые слова. забросали его камнями, и он свалился на землю. Затем каторжники сняли с бедного рыцаря камзол. У Санчо они отняли плащ. Поделив между собой остальную военную добычу, они скрылись в горы.

А Дон Кихот был глубоко удручён тем, что люди, им облагодетельствованные, так дурно обошлись с ним.

Много раз я слышал, Санчо, что делать добро людям без чести и совести - все равно, что ловить воду в море. Теперь я убедился, что это правда.

Урок 48. М. де Сервантес Сааведра. «Дон Кихот»

Дон Кихот – герой культового романа испанского писателя Мигеля де Сервантеса Сааведра.

«Донкихотство» – одержимость благородными идеями без учета реальности.

Пародия – литературный жанр, подражание стилю отдельного литературного направления, автора или произведения, жанра с целью его осмеяния.

Ида́льго – в средневековой Испании человек, происходящий из благородной семьи и получающий свой особый статус по наследству, передававшийся только по мужской линии.

Рыцарство – братство, привилегированное военно-землевладельческое сословие в Западной Европе в Средние века.

Список литературы

Обязательная литература:

Коровина В.Я. и др. Литература. 5 класс / Учебник: в 2-х ч. — 2-е изд. — М.: 2013. — Ч. 1. — 303 с. — Ч. 2. — 303 с.

Дополнительная литература:

  1. Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах / Практическая методика: кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1996 — 256 с.
  2. Набоков В.В. Лекции о «Дон Кихоте» / пер. с англ. — СПб.: Азбука-Классика, 2010 — 320 с.
  3. Луков В.А. Сервантес: Научный доклад для «круглого стола», посвященного 400-летию выхода в свет 1-го тома «Дон Кихота» М. Сервантеса. — М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2005. — 25 с.
  4. Багно В.Е. Дорогами Дон Кихота. — М.: Книга, 1988. — 448 с.
  5. Львов А. Гамлет и Дон-Кихот и мнение о них И.С. Тургенева. — СПб., 1863. — 154 с.

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Мигель де Сервантес родился в 1547 году в провинции недалеко от Мадрида. Его отец, Родриго де Сервантес, был хирургом, но работа не приносила ему дохода. О детстве писателя почти ничего не известно.

Следующее свидетельство о Сервантесе появляется 20 лет спустя – как об авторе сонета, обращённого к королеве Испании Изабелле. И вновь упоминание о нём встречается как автора стихотворениями на смерть той же королевы в 1568 году.

В 1570 году Сервантес отправился в Италию на службу в качестве простого солдата. В боях он получил травму руки. До 1575 года восстанавливался на Сицилии. Вернувшись в Испанию, надеялся за службу получить чин капитана, но напрасно.

В сентябре 1575 года корабль, на котором плыл писатель, захватили пираты. Пленённый Сервантес был отвезён в Алжир, где пробыл до сентября 1580 года. Его выкупили родственники.

В 1585 году Сервантес вернулся домой и устроился закупщиком пшеницы и оливкового масла. За подозрения в неверной отчётности он несколько раз попадал за решётку.

Предполагается, что во время одного из заключений (1592, 1597 или 1602 года) Сервантес начал писать свой знаменитый роман «Дон Кихот». Примерно в 1608 году он поселился в Мадриде и вплотную занялся литераторством.

Роман «Дон Кихот» Сервантеса состоит из двух частей. Первый том опубликован в 1605 году, а второй – спустя десять лет. Книга представляет собой пародию на рыцарские романы, популярные в то время.

Пародия – литературный жанр, подражание стилю отдельного литературного направления или произведения с целью его осмеяния.

«Дон Кихот» был чрезвычайно популярен, так как воспринимался современниками скорее как приключенческий роман. Политическая сатира была искусно завуалирована автором.

Тема романа – путешествие Дон Кихота со своим оруженосцем. Во имя прекрасной дамы Дульсинеи герой совершает подвиги и защищает униженных и оскорблённых, во всяком случае, ему так кажется. На деле заступничество оборачивается ещё большими бедами для тех, за кого он заступился.

Рассмотрим главных героев. Это Дон Кихот и Санчо Панса. Кем был «рыцарь» до того момента, как он придумал себе это имя, остаётся непонятным. Да и настоящего имени Дон Кихота мы так и не узнаем. С Санчо Панса всё проще – он до превращения в оруженосца был крестьянином.

Герои романа как бы противопоставляются друг другу:

«толстый и тонкий», практичный и остроумный – фантазёр и безумец…

При этом их объединяет доброта и участие к окружающим.

Что мы знаем о личности Дон Кихота? Как пишет о нём автор – это «один из тех идальго, чьё имущество заключается в фамильном копье, древнем щите, тощей кляче и борзой собаке».

Это был сухопарый, крепкий мужчина около пятидесяти лет. С большим удовольствием он «отдавался чтению рыцарских романов», забывая о своих обязанностях – ведении хозяйства и охоте.

Он так много времени проводил за чтением, что «в конце концов он и вовсе потерял рассудок» и сам решил «сделаться странствующим рыцарем», назвав себя Дон Кихотом, а свою старую клячу – Росинантом, что должно было означать «первая кляча в мире».

В романе Дон Кихот как будто существует в двух лицах: заурядный разорившийся идальго (вполне себе здравомыслящий) и блестящий рыцарь, хранитель древних традиций Дон Кихот (живущий в собственном выдуманном мире, чьё душевное состояние остаётся под большим вопросом).

В своих «свершениях» Дон Кихот не только постоянно терпит неудачи, но и сеет вокруг себя разрушения. И в этом есть главный признак пародии. Он сражается с ветряными мельницами, которых принимает за чудовищных великанов, пытается расколдовать стадо баранов, освобождает разбойников и совершает ещё массу нелепых поступков.

При этом те, кого Дон Кихот пытается «защитить», молят небо «покарать и уничтожить его милость».

Дон Кихота оскорбляют, избивают, но он принимает это за тяжёлую рыцарскую долю и посвящает все свои «подвиги» воображаемой даме сердца Дульсинее Тобосской, на самом деле являющейся сельской скотницей Альдонсой Лоренсо.

Селянка в роли дамы сердца усиливает комический эффект произведения и показывает взгляд писателя на социальное неравенство.

Дон Кихот живёт ради рыцарских идеалов, которые давно утрачены. Автор показывает, что герой вроде бы и нелеп. Но, ведь никто, кроме него, не видит, что этот мир несправедлив к слабым и беззащитным. И никто не пытается ничего предпринять. Герой Сервантеса заставляет читателя задуматься: может быть, с эти миром что-то не так?

Идея романа – показать противоречие между рыцарскими идеалами и реальной жизнью. Поведение Дон Кихота становится средством оценки неидеальной действительности.

Теоретический материал для углубленного изучения

«Дон Кихот» – уникальный роман. Критики по-разному пытались объяснить смысл произведения Сервантеса, противопоставляя образы Дон Кихота и Санчо Пансы.

Согласно литературоведу Ф. Бутервеку, в лице Дон Кихота и его оруженосца Сервантес изобразил «вечный» контраст между идеализмом и материализмом. Иван Тургенев считал, что Дон Кихот символизирует «жертвенное начало», «веру в истину», бескорыстное служение высокому идеалу.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Множественный выбор

Вспомните этапы жизни писателя Мигеля деСервантеса. Кем он работал?

Варианты: морским пиратом, солдатом морской экспедиции, тюремным надзирателем, комиссаром по закупке пшеницы, придворным поэтом.

Анализируем пройденный урок, вспоминаем, какие события проиходили в жизни писателя, что его вдохновляло на творчество, и что он написал роман «Дон Кихот» в тюрьме.

Правильные ответы: солдатом морской экспедиции, комиссаром по закупке пшеницы.

Сортировка элементов по категориям

Соотнесите героев романа «Дон Кихот» – Дон Кихота, Санчо Панса и Дульсинею – с их чертами характера.

Варианты: благородство, красота, самоотверженность, благоразумие, трудолюбие, рассудительность, верность, мечтательность, отважность, обаяние, весёлость, бескорыстие, простодушие, карьеризм.

Вспоминаем образы и поступки главных героев романа. Сортируем черты характера – «элементы».

Краткое содержание романа Дон Кихот

Анализ произведения «Дон Кихот» следует начинать с краткого пересказа сюжета. События, описываемые в романе, происходят в Испании и охватывают разное время.

Роман довольно объемный, состоит из 2 частей. Количество персонажей превышает 600 человек и охватывает разные слои общества – от аристократов до преступников и проституток. Но без знакомства с ключевыми персонажами романа Дон Кихот смысл произведения понять будет сложнее.

  • Алонсо Кехано – обедневший дворянин лет 50, взявший себе псевдоним Дон Кихот. Идеалист, мечтающий изменить мир, стремиться помогать слабым, защищать угнетенных.
  • Санчо Панса – крестьянин, ставший оруженосцем Дон Кихота. В отличие от рыцаря им движет жажда наживы и мечта стать губернатором острова.
  • Дульсинея Тобосская – воображаемая дама сердца рыцаря, в реальности простая деревенская девушка Альдонса Лоренсо.

Первая часть

Алонсо Кехано, проводивший много времени за чтением романов о рыцарях, по примеру любимых героев отправляется странствовать, мечтая совершить множество подвигов. В рыцари его посвящает хозяин таверны, после чего Алонсо берет себе имя Дон Кихот.

Каждому рыцарю полагается дама сердца, которую новоявленный рыцарь назвал Дульсинеей Тобосской. По дороге герой подвергается избиению местными купцами, отказавшимися признать Дульсинею прекраснейшей дамой на свете.

Дон Кихот вынужден вернуться домой, но через несколько дней вновь отправляется в дорогу, взяв с собой Санчо Панса, восседающего на осле.

Во время странствий герой:

  • сражается с ветряными мельницами, приняв их за великанов;
  • освобождает похищенных принцесс, перевернув карету путешествующих дам;
  • побеждает войско врагов, состоящее из баранов;
  • освобождает каторжников, гонимых на галеры;
  • отбирает медный таз у цирюльника, приняв его за шлем.

В результате всего этого по округе разносится слух о сумасшествии идальго Алонсо. К тому же у идальго возникают неприятности со стражниками из-за отпущенных каторжников и с цирюльником, требующим возмещения стоимости таза.

Местный священник вместе с сельчанами, решив вернуть рыцаря домой, помещает его в клетку и передает в руки племянницы.

Вторая часть

Перед походом рыцарю требуется благословение прекрасной Дульсинеи. Воспользовавшись тем, что идальго никогда видел свою даму сердца, Санчо выдает за нее простую, грубую крестьянку Альдонсу. Этим разочаровывает своего господина. Но этому находится объяснение – девушка стала жертвой злого колдуна.

По дороге герои встречаются с автором книги о Дон Кихоте – Самсоном Карраско, представившемся Рыцарем Зеркал. Между мужчинами состоялся поединок, из которого герой выходит победителем.

Интересно! Изначально Сервантес написал одну часть романа. Но после появления мнимого продолжения книги о хитроумном идальго Дон Кихоте, выпущенного неизвестным автором, писателю пришлось срочно издать 2 часть романа.

Продолжив путешествие, герои попадают во дворец. Герцог и герцогиня, знакомые с книгой о Дон Кихоте, поначалу относятся к путешественникам уважительно. Но после начинают потешаться над странной парой.

Покинув дворец, герои направляются в Барселону, где Дон Кихот вновь вступает в поединок с Карраско. В этот раз герой проигрывает битву и согласно условиям, выдвинутым победителем, возвращается домой.

Вернувшись в деревню и прожив там какое-то время, рыцарь понимает, что был безумен и перед смертью вновь меняет свое имя на Алонсо Кехано.

Урок 48. М. де Сервантес Сааведра. «Дон Кихот»

Рядом с каким городом родился Мигель де Сервантес Сааведра?

Страноведение

Выберите правильный ответ.

Как называли мужчину дворянского рода в средневековой Испании?

Идальго

Вспомните этапы жизни писателя. Кем он работал?

Комиссаром по закупке пшеницы

Солдатом морской экспедиции

Характеристика героев

Соотнесите героев романа «Дон Кихот» – Дон Кихота, Санчо Панса и воображаемую Дульсинею – с их чертами характера

Санчо Панса
Дон Кихот
Воображаемая Дульсинея
трудолюбие благородство простодушие стремление к карьере рассудительность самоотверженность благоразумие мечтательность бескорыстие отважность
Сюжет романа

Подпишите картинки правильно.

  1. Как звали клячу Дон Кихота?
  2. Кем на самом деле была Дульсинея Тобосская?
  3. Кем работал Санчо Панса до того, как начал путешествие с Дон Кихотом?




Девушка из соседнего села Альдонса Землепашец
Цитаты

Установите, кому принадлежат эти цитаты?

Санчо Панса
Дон Китхот
«Я начинаю думать, что и в аду можно встретить добрых людей». «И хоть я знаю, что женщины болтают пустяки, а всё-таки не слушают их одни дураки. » «Неблагодарность – дочь гордости и один из величайших грехов, какие только существуют на свете». «Мёртвому, как говорится, место в гробу, а живому – подле каравая». «Таковы все женщины. Отличительное свойство их натуры – презирать тех, кто их любит, и любить тех, кто их презирает». «Один из признаков мудрости – не брать силой того, что можно взять добром».
Сюжет романа «Дон Кихот»

За что Дон Кихота избили купцы? Подчеркните верный ответ.

Он захотел отобрать их товар

Он забрал у них лошадь

Он приказывал им признать Дульсинею Тобосскую самой прекрасной дамой на свете

Он пригласил их на свою свадьбу с Дульсинеей Тобосской

Композиция романа

В какой очерёдности были эти приключения?

«Спасение армии «баранов»»

Обед во дворце у герцога

Борьба с ветряными мельницами-великанами

Посвящение Дон Кихота в рыцари хозяином придорожной таверны

Работа с текстом

Подставьте в текст пропущенные слова.

Подставьте пропущенные слова в письме Дон Кихота к Дульсинее:

«О госпожа моя Дульсинея Тобосская – совершенство , сокровищница , хранилище всех добродетелей, воплощение всего что есть лучшего на свете! Что делает сейчас твоя милость? Не вспоминаешь ли ты о пленённом тобой , который добровольно подвергает себя таким испытаниям только для того, что бы ?»

Дон Кихот


Мигель де Сервантес (1547–1616) – испанский писатель, драматург, поэт, военный. Роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» – одно из наиболее популярных произведений мировой литературы, увлекательная книга о приключениях мелкого дворянина Алонсо Кехана, вообразившего себя средневековым рыцарем. Начитавшись рыцарских романов, Алонсо Кехана берёт себе рыцарское имя Дон Кихот, выбирает даму сердца Дульсинею из Тобосса, облачается в рыцарские доспехи, седлает старого коня Росинанта и вместе со своим оруженосцем – пастухом Санчо Пансой – отправляется на поиски настоящих рыцарских приключений.

Оглавление

  • Глава I,. в которой рассказывается, кто такой был Дон Кихот Ламанчский
  • Глава II,. в которой рассказывается о первом выезде Дон Кихота из своих владений
  • Глава III. в которой рассказывается о том, как Дон Кихот был посвящен в рыцари
  • Глава IV. о том, что случилось с нашим рыцарем после отъезда из гостиницы
  • Глава V. о возвращении нашего рыцаря домой
  • Глава VI. о втором выезде нашего доброго рыцаря Дон Кихота Ламанчского
  • Глава VII. о победе, одержанной доблестным Дон Кихотом в ужасном, доселе неслыханном приключении с ветряными мельницами
  • Глава VIII. о славном бое между храбрым бискайцем и доблестным ламанчцем
  • Глава IX. об интересной беседе, которую вели между собой Дон Кихот и Санчо Панса
  • Глава X,. в которой рассказывается о злосчастной встрече Дон Кихота с янгуэсскими погонщиками
  • Глава XI. о том, что случилось с Дон Кихотом и верным его оруженосцем на постоялом дворе, который рыцарь принял за замок
  • Глава XII,. в которой описываются дальнейшие бесчисленные невзгоды, испытанные храбрым Дон Кихотом и его верным оруженосцем на.
  • Глава XIII. о том, как Дон Кихот сражался со стадом баранов
  • Глава XIV. о разумной беседе между Санчо Пансой и его господином и о последовавшем затем приключении с мертвым телом
  • Глава XV. о невиданном и неслыханном подвиге, совершенном рыцарем Дон Кихотом Ламанчским
  • Глава XVI,. в которой рассказывается о великом приключении и завоевании драгоценного шлема Мамбрина и о беседе между рыцарем и.
  • Глава XVII. о том, как Дон Кихот даровал свободу множеству несчастных, которых насильно вели туда, куда им вовсе не хотелось
  • Глава XVIII,. в которой рассказывается о том, как Хинес де Пасамонте украл у Санчо Пансы его серого
  • Глава XIX,. где рассказывается о покаянии, которое наложил на себя Дон Кихот в подражание Мрачному Красавцу, и о посольстве к.
  • Глава XX,. повествующая о дальнейших подвигах Дон Кихота в Сьерра-Морене и о том, что случилось с Санчо Пансой

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Дон Кихот предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

о втором выезде нашего доброго рыцаря Дон Кихота Ламанчского

После этого Дон Кихот целых две недели сидел спокойно дома. Экономка и племянница с радостью заметили, что его страсть к необычайным приключениям, по-видимому, несколько остыла. Иногда, впрочем, он говорил своим приятелям — священнику и цирюльнику, что мир ни в чем так не нуждается, как в странствующих рыцарях, призванных возродить золотой век на земле. Дон Кихот с воодушевлением говорил об этом счастливом времени, когда обман, коварство и ложь не примешались еще к правде и откровенности; когда ни корысть, ни пристрастие, ни личный произвол судей не угнетали еще людей; когда повсюду царили мир и спокойствие и счастливый человек безмятежно наслаждался прекрасными дарами природы. Он слепо верил, что вернуть людей к этим волшебным временам — его удел. Иногда священник возражал ему, иногда соглашался с ним, ибо без этой уловки нечего было и думать о том, чтобы доказать бедному идальго всю нелепость таких рассуждений.

Однако в глубине души Дон Кихот оставался верен своим сумасбродным планам. Тайком от своих домашних он принялся уговаривать одного крестьянина, человека доброго (если только можно назвать добрым того, у кого своего добра не очень-то много), но, как говорится, без царя в голове, поступить к нему в оруженосцы. Дон Кихот убеждал его с большим жаром и сулил ему богатство и славу. Между прочим он обещал пожаловать ему в пожизненное владение первый же остров, который он завоюет своими подвигами. А это могло случиться, по его словам, очень скоро. В конце концов сбитый с толку Cанчо Панса — так звали крестьянина — сдался на все эти убеждения, бросил свою жену и детей и поступил на службу к Дон Кихоту.

Наконец все было готово, и однажды ночью, тайком от всех, они покинули деревню. Санчо не попрощался с женой и детьми, а Дон Кихот — со своей экономкой и племянницей. Ехали они всю ночь, и, когда рассвело, они были так далеко от деревни, что уже могли не бояться погони.

Санчо Панса, погруженный в приятные мечты, торжественно восседал на своем осле. Ему очень хотелось поскорее стать губернатором обещанного острова. Случайно Дон Кихот повернул на ту самую дорогу, через Монтьельскую равнину, которую он выбрал и в первый свой выезд. Но теперь ехать по ней было приятнее: час был еще ранний, и косые лучи солнца не беспокоили наших путников. Тут Санчо Панса сказал своему господину:

— Смотрите же, ваша милость сеньор странствующий рыцарь, не забудьте вашего обещания насчет острова. Как бы велик он ни был, все равно — я с ним управлюсь.

На это Дон Кихот ответил:

— Раз навсегда запомни, друг мой Санчо Панса, что в старину среди странствующих рыцарей был весьма распространен обычай назначать своих оруженосцев правителями островов или королевств, ими завоеванных, и я твердо решил последовать этому прекрасному примеру. Но мало того. В старину рыцари жаловали своим оруженосцам какую-нибудь провинцию только после многих лет тяжелой службы. Нередко оруженосцы успевали состариться в ожидании обещанной награды. Я же, если только мы оба останемся живы, в ближайшие дни, наверное, завоюю не одно, а несколько королевств. Тогда я, не медля ни минуты, отдам тебе лучшее из них. Не думай, что я говорю зря: со странствующими рыцарями случаются такие необычайные приключения, каких и во сне не увидишь. Поэтому мне легко будет одарить тебя еще лучше, чем я обещал.

— Но если я, — заявил Санчо, — сделаюсь королем, так моя супружница Тереса Панса по меньшей мере будет королевой, а детки мои инфантами?

— В этом нет никакого сомнения, — ответил Дон Кихот.

— Ну а я сомневаюсь, — сказал Санчо Панса, — потому что если бы короны сыпались на землю словно град, то и тогда, думается мне, ни одна из них не пришлась бы по мерке Тересе Пансе. Какая уж она королева, сеньор мой! Как королева, она двух грошей не стоит. Графство ей еще, пожалуй, и подошло бы, да и то лишь с помощью Божьей.

— Ну, положись в этом на Господа Бога, Санчо, — сказал Дон Кихот. — Он даст ей то, что ей больше подходит, а сам не унижай себя и не вздумай удовлетвориться меньше чем губернаторством.

— И не подумаю, сеньор мой, — ответил Санчо, — я знаю, как могуч и благороден мой господин. Ваша милость, наверное, подарит мне то, что придется мне по плечу и по вкусу.

Читайте также: