Для чего нужно сходить в церковь

Обновлено: 09.05.2024

В.Легойда: Отец Владимир, сегодня я хотел бы начать разговор об очень важной проблеме - о первых шагах в Церкви. Как человек представляет себе Церковь и церковную жизнь, и чего Церковь ждет от приходящего к Православию. Как мне кажется, часто эти вещи не совпадают.

В этой связи мне вспоминается, как в один из первых моих приходов в храм я был поражен, что за свечным ящиком - местом, где продаются иконы, книги, свечи - сидели девочки и. смеялись. Я тогда подумал: "Как же так?! Здесь храм, а они сидят и смеются". Сейчас мне уже не кажется таким "праведным" то негодование - ну почему нельзя улыбнуться, даже находясь в храме, - но тогда я весь кипел от возмущения.

Думаю, что у каждого из нас есть свой какой-то конкретный образ Церкви, что она есть или чем должна быть.

Отец Владимир: Вы знаете, прежде чем обсуждать характерные представления о Церкви людей, которые решили стать православными, я хотел бы несколько слов сказать об отношении к Церкви в нашем обществе в целом.

У современных людей доминирует отношение к Церкви, как к какому-то пережитку, очень узкому направлению жизни, которое безнадежно отстало от мира во взглядах на жизнь. К тому же в Церкви служат не вполне понятные люди. Большого авторитета ни клир наш, ни прихожане в обществе не имеют. Во многом это происходит потому, что сегодня очень мало людей, которые являют миру подлинный образ православного устроения сердца человека, православной жизни.

Сейчас почти нет таких духовников, которых мне еще довелось застать, проживших трагическое для нашей страны начало века, прошедших гонения - многие из них были в тюрьмах, лагерях. Это были люди удивительно богатой души, очень широких взглядов. Встреча с ними производила огромное, неизгладимое впечатление.

Современный же священник - это уже нечто другое. В Москве это может быть более или менее интеллигентный человек, но большей частью без настоящего духовного опыта, а на периферии - это нередко человек малоспособный, если не сказать малограмотный. Такой человек сам о Православии не много знает, поэтому может даже от Церкви и отпугнуть! А если его еще и начать спрашивать, то он такое может наговорить, что к Православию никакого отношения не имеет.

Необходимо понимать, что сегодняшняя жизнь нашей Церкви объяснима только особым чудом Милости Божией. Семьдесят лет гонения должны были ее полностью уничтожить. Неудивительно, что мы с таким трудом восстанавливаем из небытия наши духовные школы, наши храмы, монастыри. Восстановить церковный клир, т.е. воспитать новое поколение священников очень непросто. Для этого требуется время.

- Можно ли в таком случае сказать, что эта ситуация и является одной из причин неверных представлений о Церкви и о том, что ждет человека, если он станет членом Церкви?

- Я бы сказал, что это не совсем неверные представления . Сегодня очень часто человек, становясь членом Церкви, действительно может попасть в различные малоприятные переделки, далекие от подлинной православной жизни.

В древности была такая секта кафары. Это были люди, которые считали, что христиане должны быть совершенно чисты. И если какая-нибудь нечистота появлялась у кого-то, то он уже не мог быть членом Церкви. За любой неприемлемый проступок кафары извергали человека из своей секты. Это относилось не только к духовенству, но и к прихожанам. Секта существовала долгое время. Такое жесткое мировоззрение наша Церковь не принимает. Но нельзя забывать и того, что в Церкви, конечно, нужна чистота. "Блаженны чистые сердцем, яко тии Бога узрят", - сказано в Евангелии. Нужно, чтобы чистый лик Христов Церковь являла миру.

Приходя в храм, человек должен увидеть, ощутить совершенно иную жизнь, чем та, которая окружает его в мире. Эта жизнь должна быть светла, должна поражать своей красотой. И не только убранство храма, священнические облачения, церковное пение должны быть красивы. Самое главное - прекрасными должны быть верующие люди, их отношения. Вновь пришедший должен сразу понять, что здесь царит любовь, чистота, праведность, правда, что церковные люди живут по другому закону - по заповедям Божиим и что их молитва - это действительное общение с Богом, Который есть для них Отец Небесный.

У нас сегодня это получается, к сожалению, с большим трудом. Когда человек приходит в Церковь, чего он только не насмотрится! И вот увидеть за всем этим действие благодати Божией бывает порой очень нелегко.

- Отец Владимир, а как можно говорить о благодати, если существует так много "болячек" в современной церковной жизни?

- Одним из образов, которые хорошо объясняют, что такое Церковь, является Голгофа. Голгофа обычно воспринимается как образ страданий. Это, конечно, так. Но посмотрите, что из себя представляло это место во время распятия Христова. На Голгофе были собраны вместе самые разные люди: и разбойники, и воины, и фарисеи. И могло показаться, что Христа там нет. Даже ученики Христовы тогда испугались, засомневались, убежали. Они подумали: "Как же может быть, чтобы Христос умер, чтобы Он был распят?", и усомнились. Они еще по-настоящему не знали, Кто такой Христос. Думаю, что это был самый трудный момент в их жизни.

Но именно здесь, в этом самом страшном месте и был Христос. Христос распятый, поруганный, замученный. И именно здесь, на этом месте позорной казни были Силы Небесные. Здесь были Божия Матерь, апостол Иоанн Богослов, жены-мироносицы. Но понять, узнать это присутствие Божие было очень трудно. И проходившие мимо Голгофы хулили Христа, говоря: "Сойди с креста, спаси Себя Сам".

Вот и сегодня, приходя в Церковь, не нужно искать в ней сектантскую организованность и порядок. Прийти к Богу - дело нелегкое и не очень-то быстрое. Для этого нужно очень серьезно за себя взяться. Нужен подвиг, а не только энтузиазм, характерный для новых, молодых организаций.

В нашей жизни сейчас чего только нет! И все это уже давно ворвалось в земную жизнь Церкви: и коммерческие интересы, и человеческое хамство, и грубость, и отсутствие любви, и тщеславие, и властолюбие, и карьеризм.

Увидеть за всем этим Христа - очень нелегко. Задача священника и современного миссионера заключается прежде всего в том, чтобы помочь вошедшим в храм увидеть там Христа, т.е. за всей обычной человеческой суетой, в контексте труднопонимаемых для вновь пришедшего человека языка многовековых традиций и обрядов, услышать слово Христово, ощутить любовь Христову, почувствовать таинственное веяние благодати Божией. Можно объяснить, что, будучи сами грешными людьми, мы не должны рассчитывать на то, что святые будут сидеть у нас за свечным ящиком. Поэтому можно и порадоваться, что молодые девушки сидят за ящиком и улыбаются. Слава Богу, что не бранятся, не злятся.

- Батюшка, а если бы Вам пришлось писать книгу "Первые шаги в Православной Церкви", с чего бы Вы ее начали? С какой главы, например? Правда, такие книги сегодня есть, но почти все они сводятся к описанию поведения в храме.

-Я бы, наверное, посвятил первую главу вопросу: где в Церкви Христос и благодать Святого Духа? Как почувствовать присутствие Божие?

Как сопоставить земную Церковь, которую мы сегодня видим, с Небом, с Евангелием, с христианскими заповедям?. Как понять, почему служба идет два-три часа и на славянском языке, к чему все эти священнические облачения, почему нужно в колокола бить и кадить храм. И многое другое. Какое это имеет отношение к благодати Божией? Для современного человека, выросшего вне контекста христианской культуры, все это не понятно.

- И это, наверное, нельзя понять вне Церкви, оставаясь вне ее, будучи лишь сторонним наблюдателем?

- Да. Но даже когда человек входит в Церковь, очень важно помочь ему во всем этом разобраться.

- Когда человек уже решил прийти в Церковь, он понимает, что должен как-то изменить свою жизнь и готов это сделать. Но неофит чаще всего рассуждает так: "Вот я становлюсь православным, наверное, нельзя ни пить, ни курить. Хорошо бы срочно изменить стиль одежды. " Конечно, можно изменить одежду, можно демонстративно в институте, в школе, на работе перед едой креститься. Но, наверное, это еще не значит быть православным. Насколько такие неофитские представления совпадают с тем, чего ждет от человека Церковь?

- Думаю, что современному человеку вот так сразу понять смысл христианской жизни, ее главные задачи очень трудно. Даже, может быть, почти невозможно. Сразу понятнее то, что легче, очевиднее - то есть внешнее: скажем, длинную юбку надеть, платочек повязать, перестать губы красить, приобрести, так сказать, церковное обличье.

Но это сделать гораздо легче, чем изменить свое сердце. Легко надеть длинную юбку, а перестать дома грубить матери, научиться чувству христианской ответственности, научиться молиться Богу, научиться любить Истину, не просто словесно исповедовать свою веру, а всю свою жизнь по-христиански перестроить. Вот это очень трудно. Конечно, такое понимание приходит не сразу.

Когда начинаешь это объяснять современному молодому человеку, он долго не может понять: как это так, как же жить тогда, что же, он должен остаться один?!

Вот недавно я разговаривал с одним юношей. Он верующий, ходит в Церковь. Но он мне сказал, что всякий раз, когда он встречается с другими своими товарищами, то они скидываются, покупают бутылку и распивают. При этом все ребята верующие, часто ведут разговоры на "церковные" темы, ходят в храм. Честно говоря, я пришел в ужас и сказал ему, что со мной такого не было никогда в жизни. Нет, конечно, я понимаю, что если люди собираются по какому-то случаю, на праздник, то можно угостить гостей за столом. Но скидываться, распивать. Мне это просто не понятно. И я это своему собеседнику пытался объяснить. А он мне в ответ сказал, что если не пить, то он останется совершенно один - ведь так поступают все его сотоварищи! И они все ходят в Церковь, все причащаются, все исповедуются.

Почему они так поступают? Потому что просто посещать храм - в конце концов не так уж сложно. А вот почувствовать, что такое христианская жизнь и какие духовные нормы нужно сделать своими нормами - это намного труднее. И ежедневная борьба со своими слабостями, пороками, это, конечно, подвиг. Потому что весь мир, все наше окружение сейчас быстро уходит от Евангелия. И тут действительно нужно не идти на поводу. Нужно сказать: "Да. Пусть я буду один. Но я не пой-ДУ".

Во времена моей молодости, когда Церковь была гонима, это было в каком-то смысле даже легче. Правда, тогда было совсем мало верующей молодежи и попасть в Церковь было очень трудно. Но если человек уже был в Церкви, то самим этим фактом оказывался как бы защищен - Церковь воспитывала его так, что он должен был идти против течения. Поэтому я и в школе, и в университете был один. И хотя со всеми был в приятельских отношениях, а со многими отношения установились очень хорошие, уважительные, у меня не было близких друзей. Я никогда не ходил ни на какие вечеринки, танцы и т.д. Мне было там неинтересно, и им со мной было неинтересно.

Потом со временем у меня оказалось столько друзей, сколько ни у кого и моих университетских товарищей никогда не было. То, что в юности я выдержал, не пошел по течению, оказалось только к лучшему.

- Вы упомянули слово "подвиг". Вообще для современного человека, особенно для нашего поколения, это слово ассоциируется скорее с героями Отечественной войны и т.д. Для многих наших современников слово "подвиг" в христианском контексте звучит довольно неожиданно. А из Вашего ответа видно, что Церковь ждет от человека прежде всего какого-то подвига. Какой смысл вкладывает Церковь в это слово?

- Да, духовная жизнь это прежде всего подвиг, без подвига ее просто быть не может.

Но подвиги могут быть разными. Бывает героизм, когда человек идет на смерть. Это случается не только на войне. Вот как раз наша Церковь в нынешнем столетии явила таких подвижников очень много. По исследованиям, проведенным в нашем институте, таких пострадавших было много сотен тысяч. И они должны быть канонизированы в Русской Церкви.

Но подвигом является не только это. Любой человек, который строит жизнь по заповедям Христовым, совершает личный подвиг: это требует больших усилий, большого мужества, большой стойкости.

Подвиг может иметь совершенно разные формы. Но все то, что человеку очень трудно, даже превосходит его силы, его естественные возможности - это и есть подвиг. Так происходит в духовной жизни, когда человек борется с самим собой, с своими собственными страстями. Победить, очистить свое сердце для жизни с Богом - это тоже подвиг. Самый настоящий.

5 причин почему важно ходить в церковь

Очень часто можно услышать мнение, что в церковь совершенно необязательно ходить, ведь можно и дома, имея иконы, совершать молитвы, при этом не тратить время, силы на хождения в храмы. Но на самом деле, такое мнение наносит колоссальный вред душе человека. В сегодняшней статье мы поговорим о том, почему так важно ходить в церковь.

Итак, причина № 1. Только в церкви совершаются Таинства.

Именно в церкви совершаются Таинства Исповеди, Причастия, Соборования. Нельзя никакими "домашними действиями" из заменить. Право отпустить грех и прочитать разрешительную молитву имеет лишь батюшка, самостоятельная исповедь не являтся полноценной, а Причастие или Соборование и вовсе невозможно провести самостоятельно.

Причина № 2. В церкви совершается Соборная молитва.

Святые отцы нам говорили о том, что одна соборная молитва заменяет десяток домашних, самостоятельных, да что и говорить, Сам Господь нам: Истинно говорю вам: что́ вы свяжете на земле, то́ будет связано на небе; и что́ разрешите на земле, то́ будет разрешено на небе. Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них. (Мф.18:20).

Причина № 3. Регулярное посещение церкви помогает держать себя в "духовном тонусе".

Регулярная исповедь, участие в литургиях, пребывание на проповедях - все это помогает христианину быть в "духовном тонусе", чаще вспоминать о словах и Христа, во многом сдерживаться в греховных поступках. Церковь - дом Господа, где как не там учиться духовному росту.

Причина № 4. Каждое воскресенье ходить в церковь нам велел Господь.

Влияет ли частота посещения храма на личное благочестие и духовное развитие?


Но, думается мне, что есть и еще одна проблема, поднятая тематикой данного вышеупомянутого вопроса. Я назвал ее «смещение верного акцента». Иногда человек – прихожанин, часто посещающий храм или даже церковнослужитель, несущий послушание в храме, приходит в храм как на мирскую работу. У него в сердце смещается акцент с духовной жизни на земную. Он начинает воспринимать храм как некое общественное учреждение, где царят земные порядки, а прихожан и церковнослужителей – как работников трудового коллектива этого учреждения. У подобного человека размываются границы. Все происходящее в храме – и Литургия, и иные службы, послушания представляются ему уже неким привычным действием, доведенным до автоматизма, как на предприятии или заводе. Такое восприятие своего церковного послушания или положения может стать источником конфликтов, скандалов, интриг и прочего.

Мне кажется, что мы, и священники, и монахи, и миряне, не должны забывать главного. Я переступил порог храма. Это священная земля, как у святого патриарха Иакова – Вефиль (с еврейского – Дом Божий), и нам следует оставить за порогом все мирское, снять обувь своего эгоизма и остаться с обнаженной и трепещущей в страхе Божием душой. Ведь здесь, в церкви – Престол Божий, совершается страшная бескровная жертва на Литургии, здесь присутствует Сам Господь. С Ним мы именно в храме вступаем в живое молитвенное общение.

Быть может, кто-то из вас, дорогие братья и сестры, обращал внимание, что в храме даже воздух кажется гуще что ли, насыщенней, чем на улице или в другом месте.

Мы никогда не должны забывать эту кордоцентричную (сердечную) вертикаль: «Я вхожу в храм, там святой Престол Божий, там иконы и мощи угодников Господних, там Сам Господь». И я иду туда не к батюшке, Пете или Галине Александровне, нет. Я иду к Яхве – Сущему, Живому – к Самой Святой Троице. Вспомним, как священник провозглашает при выносе Чаши для причастников: «Со страхом Божиим и верою приступите». Мы уже не на земле, мы уже на небе среди ангелов и святых, у Престола Божия. И к чему обращено наше сердце в тот момент, когда открываются Царские врата и Бог ступает среди людей Своих и говорит устами пророков: «Сын мой! отдай сердце твое мне, и глаза твои да наблюдают пути мои» (Прит. 23:26).

Потому, наверное, ответом на вышеупомянутый тематический вопрос статьи будет следующий: конечно, влияет. Но если мы приходим в храм не для того, чтобы не просто механически выполнить все формы и обряды, но чтобы изменить себя с Божьей помощью, изменить себя Таинствами, службами, покаянием, плачем о грехах, чтобы этим душевным сокрушением очистить свое сердце, узреть там Бога Живого и научиться любить Его и всех-всех окружающих людей.

Почему важно соблюдать законы в духовной жизни?

В Таинстве Крещения человека (а для младенцев у крестных) трижды спрашивают: «Сочетоваешься ли Христу?» И трижды человек дает Богу обет: «Сочетоваюся». Иными словами, буду соединяться со Христом. Чтобы согреть руки, нужно коснуться тепла, чтобы обожить душу, нужно коснуться Бога в Таинстве Причастия. Новый Завет между Богом и его творением заключен в Сионской горнице словами: «Придите, ядите…»

Человек, который отказался от исполнения обета, данного в Таинстве Крещения, как это ни горько признавать, становится клятвопреступником перед Богом.

Нравится нам это нам или не нравится, но так Бог построил мир. Нравятся нам или не нравятся законы материального мира, законы физики, химии, биологии, но мы их все-таки стремимся соблюдать, иначе окружающий мир разрушается.

Самое страшное для человечества, когда оно нарушает духовные законы.

Тогда разрушается духовное пространство, созданное Богом для существования мира. И на определенном этапе человечество подойдет (если уже не подошло) к точке невозврата, и наступит Второе пришествие Бога на землю. И за свое понимание духовных законов и жития по ним каждый из нас будет давать ответ.

Почему я хожу в церковь.
Ответы детей

Я хожу в церковь, потому что я крещеный и верю в Бога. Он нам помогает во всем.

Я не хожу в церковь, потому что не успеваю по времени. Я хожу то на танцы, то на рисование, то на самбо, но мне хочется пойти в церковь.

Я хожу в церковь, чтобы раскаяться в своих грехах. Я хочу попросить Батюшку, чтобы я не делал глупостей, и в жизни у меня всё получилось.

Я хожу в церковь, чтобы батюшка освятил меня и чтобы смыть грехи. Там читают молитвы на каждого человека. Люди ставят свечки на подставку, молятся Богу. В церковь женщины ходят в платках, а мужчины просто. Мне нравится ходить в церковь!

Чтобы снять грехи, исповедоваться. Церковь плохому не научит. Там можно помолиться, поставить свечку за тех своих близких, кто уже умер, написать записку за здравие и упокоение.

Я хожу в церковь с бабушкой каждое воскресенье. Я хожу в церковь, потому что я верю в Бога. Дома, уходя в школу, я молюсь перед иконами.

Хоть я и крещеная, но я не успеваю ходить (много дел). Но когда надо (смерть, свадьба, крестины), я могу пойти. Я много раз просила маму, но мама и папа работают допоздна. Они мне не разрешают выходить из дома одной.

Я хожу в церковь почти каждое воскресенье. Я соблюдаю посты, но иногда не все. Я считаю, что надо ходить в церковь для того, чтобы просить Бога об отпущении наших грехов. Надо молиться о своих близких, исповедоваться и причащаться. Я считаю, что это долг и честь, прежде всего перед Богом, а потом и перед Отечеством. Надо молиться и ждать, пока Бог услышит нас, поймет и поможет. + + +

Я хожу в церковь, потому что мне нравится находиться на службе. Мне нравится ход службы. Когда сходишь в храм, на душе становится легко.


Я хожу в церковь для того, чтобы помолиться за своих друзей. Сам я не жду помощи свыше, так как она мне не нужна, я предпочитаю надеяться на себя и люблю справляться с проблемами один на один. У моих друзей много проблем, и я стараюсь им помочь, не думая о себе. Я не хочу что-то делать для себя, мне привычна та ситуация, в которой всем хорошо, а сам я остаюсь ни с чем. У многих моих друзей проблемы с девушками, но я даже уступил другу девушку, которую сам люблю, и молюсь, чтобы у них все было хорошо. Из-за этого мне не стало хуже, так как надеюсь, что с Божьей помощью все вокруг станет светлей. Я здесь, на этом свете, не для того, чтобы просить, а для того, чтобы помогать. Я люблю своих друзей и всегда им помогаю, хоть сам я часто предпочитаю одиночество.

Почему я не хожу в церковь? У меня бывают моменты, когда я не верю в Бога! Но я не могу понять, почему. Мне все говорили, что Бог рядом и всегда сможет тебе помочь, но я не верила! Я много раз просила Бога мне помочь, были моменты, когда я что-то чувствовала. У меня сейчас тяжелая жизнь. Учусь не очень хорошо, вру родителям, выпиваю и иногда курю! Мне стыдно перед Богом. И бывает, что из-за любви я причиняю себе боль. У меня все тело в синяках, руки порезаны! Я не понимаю, что мне делать. И еще я не понимаю, почему мы с родителями не ходим в церковь. Может, нет времени? Не знаю. Честно, я бы с удовольствием сходила бы в церковь. Там очень красиво. Я не знаю, как мне дальше жить!

Я хожу в церковь, потому что это обязанность каждого православного человека. Когда я хожу в церковь, я искупаю свои грехи. Походы в церковь очищают мою душу от плохих помыслов. Мне становится легче. В церкви я пишу записочки о здравии, чтобы мои родные никогда не болели, и об усопших. Церковь – это самое светлое и доброе, что есть в жизни человека.

Я не хожу в церковь, потому что меня туда не водят родители. Я была там четыре раза, когда мы ездили на экскурсии. У меня есть большое желание сходить туда еще.

Я хожу в церковь, потому что надо же мне во что-то верить, я верю в Бога. И когда я прошу Его о чем-нибудь, например, когда прошу о том, чтобы учебная неделя прошла хорошо, и другие просьбы, – бывает нередко, они исполняются. Я хожу в церковь, чтобы молиться и воздать дань великому Богу. Еще хожу, чтобы исповедовать свои грехи. Я хожу в церковь РПЦ, потому что эта религия всегда была главной в России. Без веры в Бога нельзя, ведь человек должен верить в то, что ему кто-то поможет решить какую-то проблему. И неприятность, которая случается с человеком, - это Промысел Божий, то есть всё случается не просто: Бог посылает человеку искушения, человек должен их претерпеть. Без веры человек становится тупым, готовым сделать всё, что ему скажут, таковыми являлись коммунисты. Я хожу в церковь, чтобы утолить свои скорби и печали.

Я хожу в церковь, потому что верю в Бога. Это нужно каждому. Когда я хожу в церковь, чувствую легкость на душе. Я хожу в церковь на каждый праздник. Я считаю, что в церковь ходить нужно.

Почему я хожу в церковь? Чтобы быть поближе к Богу. Чтобы помолиться. Чтобы очиститься от своих грехов. Церковь помогает мне очистить свою душу. Когда я подхожу к священнику, я рассказываю свою проблему. Когда я выхожу из церкви, мне становится легче на душе, я выговорилась, я очистилась.

Я не хожу в церковь, потому что очень мало времени – в школе задают много домашних заданий; но если бы был хоть час свободного времени, я бы его провела в церкви. Мне очень нравится стоять службу и просить благословения у Бога. В церкви много различных интересных икон, и я, когда хожу в церковь, их рассматриваю и ставлю свечки за здравие и за упокой. И если бы у меня было свободное время, я бы обязательно пошла в церковь!

Я хожу в церковь, потому что я верующий человек. Верующие люди должны соблюдать все церковные праздники. Соблюдать посты. Каждому человеку нужно ходить в церковь, молиться, просить прощения у Бога или благодарить Его за что-либо. Но не все это делают. Каждый имеет право ходить или не ходить. Но каждый уважающий себя должен ходить в церковь. Потому что надо молиться. Я уважаю себя и свою веру. Я хожу в церковь, не всегда, конечно, но я стараюсь посещать ее часто. Я прихожу в церковь, высказываюсь, говорю о том, что у меня наболело, молюсь, прошу прощения. И когда я выхожу за пределы церкви, чувствую себя «заново родившимся».


Я хожу, потому что, заходя в церковь, ты попадаешь в какой-то другой мiр, мiр доброты, тепла и любви. В церкви забываются все проблемы и заботы, залечиваются все душевные раны, а приятные запахи, витающие в воздухе, и пение церковного хора наполняют твою душу теплом и светом. Но главная цель, с которой я иду в церковь, - это служение Господу Богу. Я иду в церковь, чтобы попросить прощения за свои грехи, очистить свою душу от всей накопившейся грязи, найти понимание, помощь и спросить совета. Конечно, я не забываю об усопших родственниках и прошу Господа Бога об их пребывании в Царствии Небесном, молюсь о здравии живых родственников. Выходя из церкви, приобретаешь какое-то новое ощущение. Ты любишь все живое и все, что тебя окружает. Поэтому я и хожу в церковь.

Я хожу в церковь, потому что я верю в Бога. Когда у меня что-то не так (проблемы), молюсь и ставлю свечи, прошу, чтобы Бог мне помог. Боженька мне всегда во всем помогает.

Мои родители крестили меня в три года. Теперь мне пятнадцать лет, и я православная. Если честно, то в церкви я бываю редко. Зачем я туда прихожу? В церкви я прошу у Бога прощения, прошу помощи или совета. Церковь – самое чистое место на земле. Когда я там, то я чувствую себя чище, защищенной. В церкви меня окружают добрые, любящие люди. Они в любую минуту и защитят меня. Я ходила в воскресную школу при храме. Там нам рассказывали о Боге, мы вязали, учили церковнославянский язык. Там я проучилась около 4 или 5 лет. А теперь очень сильно по ней скучаю. Вообще без Бога жить нельзя. Однажды мне сказали: кто верит в Бога, тот слабый, потому что просит помощи и сам не может решить свои проблемы. Но я считаю, что тот человек не прав. Мне его даже жалко. Мы просим у Боженьки такие вещи, которые сами не можем воплотить. К примеру, здоровье близких людей. Нельзя жить без веры. Я искренне верю в Бога. Он мне много раз помогал, и я Ему не хочу делать больно. Всех людей, которые не верят в Бога, я призываю и умоляю одуматься. Боженька всегда сможет простить, если мы раскаемся.

Я хожу в церковь, потому что по-другому я не знаю, как. В церкви, когда приходишь, утоляются все печали и горести, злость, сразу становится легче, отступает уныние (если оно было). Часто после Причастия идешь домой – и так радостно на душе. Я верю в Бога, надеюсь на Него. С детства я привык ходить в церковь и не пропускать службы. Когда стоишь на пасхальной ночной службе, такое настроение… Радость, праздник пришел, Христос воскрес! Я не могу не ходить в церковь. Вот мучает меня какой-то вопрос, пойду, спрошу у батюшки, он поможет. Когда случается пропускать службы, как-то настроение совсем другое. Приходя в церковь в воскресенье, я как будто, ну… не знаю, как сказать… выплескиваю (не совсем правильно) то, что накопил за неделю. И потом иду домой – и радостно, конечно, если я после службы сразу не болтаю, не сажусь смотреть телевизор или играть в компьютер. Вот в храме я избавился от всего, что накопил за неделю, а если я туда не схожу хоть раз в неделю, то радости настоящей мало. Даже если пропускаю службу по болезни. А когда ездишь в монастыри, то там вообще… Когда заходишь в храм, трепет… Спокойно, про всё забываешь (хотя и не всегда). Я большой грешник, и Господь так милостив к нам… Я не заслужил этого делами своими, и мне только благодарить Его и просить у Него прощения за грехи мои.


Я хожу в церковь, потому что меня так приучили. Я играю в команде, где очень религиозный тренер, мы ходим с ним в церковь почти всей командой перед каждой игрой и иногда по праздникам. Также у меня мама ходит в церковь, и, когда есть у меня время, я хожу вместе с ней. Я считаю, что в церковь нужно ходить, ведь каждый из нас грешит на этой земле, и раз в месяц человек обязан ходить в священные места. Когда я первый раз пошел в церковь, то у меня закружилась голова, я чувствовал возвышение, у меня поднялось настроение. С тех пор я часто хожу в церковь и считаю, что это правильно.

В церковь я хожу очень редко. Когда была маленькая, я очень часто ходила, а сейчас перестала, сама не знаю, почему. Последний раз я ходила в церковь перед экзаменами. Просила Бога, чтобы Он помог мне сдать мои первые экзамены, так как я очень боялась, не зная, что это такое. Еще я в церкви была, когда мы с классом от школы ходили туда на экскурсию. Нам батюшка рассказывал много интересного. А где-то два года назад я ездила в храм в Москву. Там мне очень понравилось, там для нас тоже проводилась экскурсия. Сейчас братья со мной в церковь не ходят, так как они не верят в Бога. Точнее сказать, они сами не знают, есть ли Он на самом деле или нет. Раньше я в церковь ходила только тогда, когда мне было плохо. Хотя сейчас я понимаю, что я должна ходить в церковь не только когда мне плохо. Я всегда, когда хожу в церковь, ставлю свечки за здоровье родных и за тех, кого уже нет. Еще я была в мужском монастыре, тоже на экскурсии. Там мне понравилось. В общем, я считаю, что нужно хоть иногда ходить в церковь.

Я хожу в церковь, потому что я полностью и искренне верю в Бога. В церкви находятся люди, близкие мне по духу. В церкви мы все занимаемся общим делом: молимся. Только в церкви совершаются такие таинства, как исповедь, причастие, и они помогают обрести мне душевный покой, очиститься от своих грехов.

Я хожу в церковь, но не так часто. Обычно перед школой или если случится какая-нибудь неприятная ситуация. И когда я прихожу в церковь, у меня на душе становится так спокойно, и мне намного легче. Бывает, что я не могу пойти в церковь, но я дома возле иконы попрошу у Бога, чтобы всё обошлось, и всё было хорошо. У меня была не очень приятная ситуация, я дома возле иконы просила у Бога дня два, и после этого всё стало намного лучше.

Я хожу в церковь, потому что церковь – то место, где можно почувствовать себя душевно спокойным, а также есть возможность снять всё негативное, что накопилось на душе за долгое время. Несмотря на то, что я посещаю церковь редко, но, найдя время на посещение, нахожусь в одухотворенном состоянии. Церковь - это, на мой взгляд, самая важная часть духовного мiра. Когда человек познаёт духовные ценности, ему становится лучше, легче относиться ко всем окружающим, радуясь каждому дню. Несомненно, церковь делает людей такими, какими они должны быть на самом деле: настоящими, честными, справедливыми, иметь силу воли и быть добрыми. Церковь внутренне преображает людей.

Рисунки предоставлены организатором IV Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира» – Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. Конкурс проходит в рамках программы XIX Международных Рождественских образовательных чтений.

Зачем люди приходят в Церковь?

Человеку неверующему, отрицающему бытие Божие, дальше можно не читать. Но для того, кто крестился сам и привел на Крещение своих детей, кто пытается общаться со своим Творцом, все нижесказанное является самым главным для осмысления.

Вернемся к истокам. Человек – высшее творение Божие – создан особым образом по сравнению с остальным материальным миром. Бог оживотворяет человека Своим дыханием, которое человек усваивает, а значит, может накапливать.

Нужно ли ходить в храм

Стяжание (накопление) благодати Святого Духа с целью своего обожения и есть главная цель человеческой жизни. И создан человек был иерархично: дух – душа – тело.

Как видите, главным был дух, что позволяло первозданному человеку находиться в непосредственном соединении с Богом. После грехопадения природа человека искажается: на первое место выходит тело, которое подминает душу и сковывает дух. Все! Благодатная связь с Богом разрывается. И проходят тысячи лет, пока человечество в битве со своей изуродованной природой, когда плотские наслаждения становятся высшей целью, рождает Деву, Которая смогла вместить в Себя Творца Вселенной.

Бог сходит на землю, просвещая человечество новым духовным учением. Закон воздаяния «око за око» заменяется заповедью о любви к ближнему. Но, чтобы у души были силы любить, Христос оставляет нам Таинства и главное из них – Таинство Евхаристии (Причастия).

Коли наша изуродованная природа главным сделала свою плоть (высокая температура или больной зуб не позволят нам ни сосредоточенно молиться, ни решать задачу, ни слушать музыку), то и благодать Божия приходит к нам через материю. Сионская горница, Тайная Вечеря, Господь благословляет хлеб и говорит Своим ученикам сокровенные слова:«Сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание». Благословляет Чашу и произносит: «Сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов».

Слово «завет» означает договор. Договор с Богом: Ты – мне, я Тебе. Я причащаюсь Твоего Тела и Крови, Ты даешь мне Свою благодать, исцеляющую мою природу.

Как писал святитель Григорий Богослов: «Бог становится человеком, чтобы человек стал богом».

Другими словами, благодать Божия (светским языком, Божественная энергия) предается человеку только в Таинствах Церкви, которые происходят только в храме. И Церковь – это не посредник, а мост, который соединяет человека со Христом.

Благодать Божия питает, очищает и преображает душу человека. Именно поэтому он и идет в Церковь, даже если в ней встречаются скорби, несправедливость или грубость. Да, к сожалению, подобное встречается.

Зачем нужно ходить в церковь?

Часто приходится слышать недоумение и протест против тех правил, с которыми невоцерковленный человек сталкивается, придя в Церковь. Эти люди хотят доказать (прежде всего самим себе), что можно не ходить в храм, и находят для этого массу доводов и аргументов. Вызвано подобное отношение к Церкви тем, что многим не понятна ее природа, смысл ее бытия. К великому сожалению, Церковь часто отождествляют со светскими институтами: школами, университетами, больницами.

И, если исходить из такого понимания, то, безусловно, эти люди правы. Действительно, образование можно получить в домашних условиях, самостоятельно или пользуясь услугами репетиторов. Лечить различные болезни тоже можно дома, самому или приглашая врачей на дом. Во время войны сложные операции порой делались в условиях полевых госпиталей практически под открытым небом.

Почему молиться нельзя дома, так ли уж обязательно нужно ходить в храм?

Для того, чтобы ответить на поставленный вопрос, нужно разобраться, зачем человек приходит в церковь. Если только помолиться, поставить свечку, приложиться к иконам, то для этого в храм можно не ходить. Свечи и лампадки можно затеплить дома, иконы дома тоже есть.

Тогда зачем же люди идут в храм? Когда, повторюсь, подлинного понимания природы Церкви нет, тогда и рождаются «крылатые», но глубоко ошибочные по смыслу штампы: «Бог должен быть в душе», «Я верю в Бога, но без фанатизма» и тому подобные.

Молитва дома

Давайте попробуем разобраться в причинах «фанатизма» верующих, в вопросах «дресс-кода» и многом другом. Начнем с простого, именно с так называемого «дресс-кода».

То, что в Библии якобы ничего про внешний вид не написано, неверно. Написано и достаточно много, формат короткой заметки просто не позволяет возможности привести все цитаты из Священного Писания, но прочтите хотя бы послания первых учеников Христа – святых апостолов, и вы найдете в них достаточно много слов о том, каким должен быть внешний вид человека, входящего в храм.

Конечно, всегда написанное можно понимать по-разному и, чтобы не впадать в полемику, давайте честно ответим на вопрос: а на свадебный пир мы пойдем в шортах или спортивном костюме? А на прием к руководству? К президенту, например. Искренне никак не могу понять, почему человек, входящий в Церковь, не хочет понять, что он входит в дом Божий, в гости к Богу?

Люди спрашивают: «А как же любовь, которая должна все прощать?» Совершенно верный вопрос! Если я пришел на юбилей к близкому, любимому человеку в грязной рабочей одежде или в полураздетом виде, то не является ли это проявлением нелюбви и крайнего пренебрежения к юбиляру и к его гостям?

Поверьте на слово, если вы входите в храм в непристойной одежде, то вы отвлекаете от молитвы стоящих в храме людей.

В молитвенное состояние войти совсем не просто, а вот «выбить» из него можно в одно мгновение и внешним видом, и чересчур резким запахом духов – да много чем.

И где же тогда любовь к стоящим в храме людям? Или пусть терпят мое понимание свободы? Странная складывается ситуация: мы спокойно относимся к тому, что дресс-код вводят в светских учреждениях: в школе, театре, даже в ресторане – а вот в Церкви, оказывается, никаких ограничений к внешнему виду быть не должно.

Зачем ходить в церковь?

Зачем ходить в храм, если молиться можно и дома? Как связано богослужение и успех в бытовых делах? И что делать, чтобы понимать происходящее на службе? Отвечает клирик единоверческого храма в честь Архангела Михаила села Михайловская слобода Раменского района Московской области Коломенской епархии Русской Православной Церкви протоиерей Евгений Саранча.


– Почему христианину необходимо регулярно посещать богослужения? Банальный вопрос актуален и в наши дни. Иногда люди искренне не понимают, пребывать в храме минимумом движений несколько часов, когда простаивают десятки бытовых дел?

– Сам Господь сказал: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20). Церковное богослужение, соборная молитва – это наилучший способ выражения христианином Богу своей благодарности, прошения о своих нуждах, сокрушения о своих грехах.

Богослужебные тексты, составленные святыми отцами, очистившими свои души от страстей и исполнившимися благодати Святого Духа, способны благотворно воздействовать на молящихся в храме, помогая им откликнуться на священный призыв к покаянию и духовному совершенствованию.

В течение многих столетий, в особенности до начала массового книгопечатания, богослужение было для верующих главным источником знаний Священного Писания и богословских догматов. И необходимо сказать, что в эту пору в Церкви просияли многие преподобные отцы, для которых богослужение было слаще всякой пищи и которые освещали путь ко Христу тысячам своих современников.

Что касается бытовых дел, которыми порой излишне наполнена наша жизнь сегодня, по опыту и отзывам нынешних прихожан, можно с уверенностью сказать о том, что время, проведенное в храме на богослужении придает только новые силы на житейские дела, которые словно сами собой устраиваются гораздо скорее и успешнее.

– Еще мнение: а почему нельзя молиться на ходу? Делаешь дела и читаешь про себя какую-то молитву. Все успеваешь. Зачем еще в храм-то ходить?

– Апостол Павел сказал: «Непрестанно молитесь» (1 Сол. 5:17). И поэтому человек, выполняющий свои повседневные дела, либо работающий руками, несомненно, может в это время совершать молитву. Это является совершенно обычным для иноков, творящих молитву Исусову во время занятий рукоделием или иным физическим трудом.

Но все это нисколько не отменяет участия в богослужении, что мы видим на примере тех же иноков. Еще в Ветхом Завете Господь дал заповедь о посвящении дня субботнего Богу, и мы во времена благодати, наступившие после Воскресения Христова, тем более должны выделять время на посещение церковной службы. Важно понимать, что это нужно самим верующим. На богослужении мы питаем свои души глаголами вечной жизни и становимся причастниками Святых Христовых Таин, получая тем самым неоценимые Дары от самого Бога. И одновременно мы отдаем Господу свое время - то, что является, наверное, самым дорогим для современного человека.

– Что посоветуете людям, которым тяжело выстаивать длительную службу, в том числе потому, что они не понимают происходящего, не слышат слова молитвы, и от того тяготятся происходящим?

– Для успеха любого дела, которое начинает человек, необходим труд. С самого юного возраста мы осваиваем азы научных знаний в школе, затем трудимся над приобретением профессиональных навыков, поэтому совершенно естественно человеку нужно приложить немалые усилия и для овладения важнейшей из наук - наукой о спасении своей души. Спаситель сказал: «Царствие Божие нудится, и только прилагающие усилия, приобретают его» (Мф. 11:12).

Поэтому в отношении Божественной службы наша задача состоит еще и в том, чтобы понудить себя и на продолжительную молитву, и на изучение церковно-славянского языка и богослужебного устава, понимания текстов песнопений.

Богослужение для верующего человека представляет собой целый мир, в котором он стремится к Богу и обретает Его.

Как относиться к священникам, которые не всегда ведут себя высокодуховно?

Среди преподавателей университета, и среди врачей попадаются взяточники, но разве от этого мы перестаем признавать науку и медицину? Если директор учебного заведения – пьяница, это дает нам повод отрицать роль образования и не водить детей в школу?

Да, в среде духовенства много нестроений – об этом можно судить по нравственному состоянию общества. Раз оно в таком плачевном виде, то отвечаем за это перед Богом прежде всего мы – священники! И никто нас от данной ответственности не освободил и не освободит, независимо от формы светской власти.

Священники

Ничуть не оправдывая наше духовное состояние и низкий духовный уровень, просто хочу пояснить его причины. Наши предки за годы безбожной власти уничтожили более 50 тысяч храмов и расстреляли, замучили десятки тысяч священников и глубоко верующих людей. Не будем их судить за это, права не имеем!

Еще далеко не ясно, как бы каждый из нас повел себя в те непростые годы, когда власть публично пообещала покончить с «религиозным мракобесием». А духовная наука (научиться правильно любить Бога, ближнего, себя) очень сложна. Очень! Самостоятельно ее изучить крайне трудно. Да, собственно, приведу простой пример. Давайте вышлем из страны 30 тысяч лучших хирургов и посмотрим, как оставшиеся будут ставить диагнозы и оперировать больных.

Приходят юные искренние батюшки, и на них обрушивается море сложнейших духовных проблем современного падшего мира, а учителей нет! И начинаются проблемы…

Христос предупредил нас о последних временах простыми, ясными словами: «И по причине умножения беззаконий во многих охладеет любовь». Любовь прежде всего к Творцу, ибо оказывается, что совершенно незначительные причины мешают человеку приходить в храм, в гости к Богу.

Однако, как написано в Библии, «мир на волю дан». «Невольник – не богомольник» – говорили наши предки. Никто не может заставить человека любить Бога, ближнего и себя, следовать тому закону, который оставил нам Христос.

Современный человек сам решает, как правильно толковать и применять духовные законы в своей жизни, забывая, правда, что, если «Бог должен…», то Он не Вседержитель, а подчиненный.

Творец никому ничего не должен – это забытая сейчас богословская аксиома. Но Бог не отнимает нашу свободу, оставляя за нами право отвергнуть Его дары. В противном случае человек превратится в биоробота, что с Божественным пониманием любви недопустимо.

Евхаристия

Читайте также: