Дирижабледром киржач как посетить

Обновлено: 17.05.2024

Киржач Владимирской области. Сувенир оттуда точно есть у большинства российских выпускников: в местной типографии печатают школьные аттестаты.

На самом оживленном перекрестке - единственный в городе светофор. Больше, кажется, и не нужно. Машин на дорогах не очень много, поэтому пешеходы чувствуют себя вольготно - ходят по проезжей части, пересекают дорогу без светофоров и переходов - там, где им удобнее.

Бизнесмен и меценат Евгений Федоров привык переключаться с московского ритма жизни на киржачский. Здесь он родился и вырос, сюда из столицы 10 лет назад перевел свое полиграфическое производство, упростив жизнь работникам, которых набирал исключительно из местных.

"Они [рабочие] в течение пять лет каждый день по утрам собирались, приезжали в Москву на разных машинах и маршрутках, но прекрасно знали, что придет время, когда они на работу будут ходить в тапочках, на соседнюю улицу", - рассказал Евгений Федоров, генеральный директор Киржачской типографии, меценат.

В Киржаче типография стала быстро развиваться, штат увеличился в 10 раз. Сегодня здесь печатают государственные документы на бумаге со специальными водяными знаками, 8 из 10 всех школьных российских аттестатов выходят из под этих станков. После печати среди гула машин и запаха типографской краски переплетчицы вручную склеивают чьи-то заветные корочки. Сейчас работают над партией дипломов.

По стопкам дипломов здесь даже ведут статистику уровня образования в стране - разумеется, в шутку. Энергии Евгения Федорова хватает не только на типографию. Два года назад начал писать и издавать для местных ребятишек сказки. Главный герой - совенок, потомок совы с герба Киржача - путешествует во времени, чтобы узнать как появился и жил город столетия назад. На подходе уже восьмая сказка - про Вшивую Горку. Так в 1812 году между собой окрестили холм вблизи Киржача ополченцы при отступлении от сожженой Наполеоном Москвы.

"Поскольку там была большая проблема с антисанитарией, все заболевали были все тифозные. Один из отрядов наших земляков остановился здесь, на Вшивой Горке, и до марта 1813 года они стояли здесь в палатках на снегу, в лазарете", - рассказал генеральный директор Киржачской типографии Евгений Федоров.

На этом месте Евгений Федоров на собственные средства создал целый исторический парк, а заодно вместе с местными краеведами сделал открытие: зимой 1942-1943 годов здесь располагался рубеж Московской зоны обороны.

"Я все детство провел на этой Вшивой Горке. Мы копали землянки, играли там в войнушку. В ямах, в которых мы строили землянки когда были пацанами 12-13-летними, оказывается были самые настоящие бывшие блиндажи", - считает Евгений Федоров.

Сейчас на Вшивую Горку, куда киржачане еще недавно сваливали мусор, приезжают молодожены, здесь проводят городские праздники, летом собираются устроить большой бардовский фестиваль. В честь события даже планируют запустить расписной дирижабль - благо, что дирижабледром - единственный в России - рядом. Новые аэростаты привозят сюда для испытаний. Сейчас в ангаре-эллинге один из них, АУ-30, привязан к мачте тросами. Их Алексей Недоруба отцепит перед самым стартом. В безопасности дирижабля он не сомневается.

"Даже в случае отказа двух двигателей дирижабль может перейти в аэростатический полет, выбрать площадку для приземления, сбросить необходимое количество газа и обеспечить мягкую и плавную посадку на землю", - сообщил Алексей Недоруба, инженер по эксплуатации дирижабля.

На дирижабле патрулируют местность и пересчитывают лесное зверье: с воздуха животных видно хорошо, ни один заяц не проскочит мимо. Туристов на аэростатах не катают, слишком дорого для пассажиров обойдется такой вояж, поэтому киржачане с земли довольствуются видами города - смесью купеческих домиков, типовых советских построек и современных обтянутых пластиком торговых центров.

Директор местного музея Людмила Гурякова жалеет, что их прославленный земляк, пионер цветной фотографии Сергей Прокудин-Горский не запечатлел на пленке родной Киржач начала 20 века.

Выставка, посвященная Прокудину-Горскому - совсем небольшая: свидетельство о его крещении, карты фотоэкспедиций и копии первых в истории цветных снимков. На одном из них - Лев Толстой, будто живой, с румянцем на щеках. В эпоху черно-белого фото Прокудин-Горский сумел передать малейшие нюансы цветов. Он использовал три светофильтра - красный зеленый и синий. "Объект надо было сфотографировать три раза. - Из этих трех цветов складывалась такая красивая картина", - рассказала директор Киржачского историко-краеведческого музея Людмила Гурякова.

В итоге Прокудин-Горский уже в 1906 году делал снимки, которые могут посоперничать с современными цифровыми фотографиями. В дату под фото посетители верят с трудом.

Выставку планируют расширить на волне развития туризма в городе. В самом Киржаче потихоньку восстанавливают старинную архитектуру, планируют построить гостиницу и еще один музей - геологический. Ведь Киржачу есть, что показать и рассказать о себе, главное - найти желающих послушать и посмотреть.

В 19 веке в Киржаче открылась первая во Владимирской губернии учительская семинария. Одним из ее выпускников стал языковед Василий Чернышев. В Петербургской академии наук он составлял словари русского языка. А на основе произведений Некрасова, Пушкина и Тургенева ученый издавал пособия по развитию речи.

Первый в России дирижабледром



2. Также "Авгуръ" представил восстановленную воздухоплавательную базу, которая была построена ещё в начале прошлого десятилетия.


3. К сожалению, после финансового кризиса 2008 года база пришла в полное запустение, часть техники была разворована, часть пришла в упадок под воздействием времени и ненадлежащих условий хранения. В кратчайшие сроки специалисты "Авгура" восстановили базу и один из хранящихся здесь дирижаблей АУ-30.


4. В дальнейшем "Авгуръ" планирует создать на базе "Киржач" испытательное, экспериментальное воздухоплавательное подразделение, в задачу которого будут входить летные испытания и эксплуатация воздухоплавательной техники, созданной фирмой.


Потенциал базы огромен и в дальнейшем она станет испытательной платформой для инновационного проекта "Атлант".
"Атлант" предполагает создание экономичного, вместительного транспортного дирижабля, способного перевозить грузы на большие расстояния. Заявлено, что, в зависимости от модификации "Атлант" сможет поднимать на борт до 250 тонн груза, перевозя их на расстояние до 5000 тыс. км. Разработчики говорят, что этот аппарат будет сочетать в себе лучшие качества дирижабля, самолета, вертолета и судна на воздушной подушке, и, помимо прочего, иметь возможность взлета и посадки с любой поверхности, включая водную.
5. По подсчетам представителей "Авгуръ", компания, купившая "Атлант", сможет окупить его за 4-7 лет в зависимости от загрузки и типа работ.


6. Второй дирижабль AU-30 из находящихся на базе "Киржач", будет модифицирован в летающую лабораторию - "Атлант-6". В его задачу будут входить испытания узлов, агрегатов и систем, которые в дальнейшем будут установлены на сверхсовременном летательном аппарате "Атлант".


7 .Использовать аппараты легче воздуха предполагается для выполнения технических работ, перевозки грузов и с туристическими целями.

Руководители проекта обещают, что, хоть компания и зарабатывает в основном на поставках аэростатов военным, дирижабли тоже будут приносить доход. Первые коммерческие контракты на поставку дирижаблей "Авгуръ" планирует заключить уже в сентябре.


8. Председатель совета директоров компании Геннадий Верба.


9. Представители компании утверждают, что AU-30 отвечает всем самым современным стандартам дирижаблестроения: его оболочка выполнена из композитного материала, он очень экономичен с точки зрения расхода дорогого гелия: во-первых, он летает, не расходуя подъемного газа, во-вторых, естественная утечка газа минимальна.


10. Дирижабль имеет возможность вертикального взлета, а навигационное оборудование этого аппарата позволяет эксплуатировать его в любое время суток.


11. Предполагается, что AU-30 будет использоваться для патрулирования местности, проведения технического мониторинга, спасательных операций, фото и видеосъемки и в туристических целях.


12. "Мы тесно сотрудничаем со многими администрациями северных регионов, но больше всего интереса проявляет администрация Якутии. Мы хотели развернуть авиационный центр возле Якутска и выполнять там широкий круг авиационных работ: геологоразведка, технический мониторинг огромных территорий" - поделился планами коммерческий директор ЗАО "Воздухоплавательный центр "Авгуръ" Михаил Талесников.


13. По его словам, для этих целей дирижабль подходит намного лучше вертолета. Он привел в пример мониторинг линий электропередач. Сегодня в России больше 100 тыс. км ЛЭП. Их состояние отслеживается по 150 параметрам. Для этого используются лазерный сканер и набор сенсоров. Эти устройства работают некачественно при высокой вибрации, которую создает вертолет, летящий на низкой скорости. Кроме того, такие работы сейчас зачастую проводятся с использованием вертолета Ми-8, который не отличается топливной экономичностью и экологичностью: AU-30 сжигает в 20 раз меньше топлива.


14. Дирижабль сертифицирован для полетов при температуре до -40 градусов и заправляется автомобильным бензином.


15. Вторая сфера применения AU-30 - элитный туризм. С одной стороны, такое применение дирижаблей менее выгодно для "Авгуръ", с другой, дирижабельный туризм останется развлечением для обеспеченной публики - по подсчетам компании, чтобы бизнес окупался, билет на часовой полет на дирижабле должен стоить около 400 евро при условии, что на борту размещена реклама.


16. Планируется, что на дирижабле можно будет полетать, например, над "Золотым кольцом" - скорость его движения от 60 до 100 км/ч в зависимости от направления ветра. При этом использование дирижабля как рейсового транспорта нецелесообразно - AU-30 может взять на борт всего восемь человек.


17. Однако пока что любые планы на светлое будущее упираются в отсутствие у дирижабля сертификата типа, а у компании - сертификата эксплуатанта. Необходимые документы могут быть оформлены в течении ближайшего года. За это время компания должна получить сертификат МАК и валидировать его в EASA.


18. После прохождения необходимых процедур дирижабли можно будет поставлять за рубеж. По словам М.Талесникова, продукцией "Авгуръ" интересовались несколько десятков иностранных заказчиков. Всего же в мире, по его оценке, потребность в дирижаблях такого типа составляет около 200 штук.

В России могут работать около 100 таких машин. "При потребности, мы можем выйти на производство 10-12 машин в год. Уже сейчас можем 4-5 делать", - говорит М.Талесников. Стоимость дирижабля AU-30, в зависимости от комплектации, начинается от $3 млн.


19. Для журналистов вчера состоялся демонстрационный полет. АУ-30 выкатывают из ангара с помощью двух специальных грузовиков.


20. Один из буксировщиков остается у ангара, а второй транспортирует АУ-30 к стартовой площадке.
На грузовике установлена штанга, к которой крепится дирижабль.


21. Грузовик едет по накатанной дороге, а дирижабль "колбасит" по ветру и он перемещается по траве на единственном шасси. Я и операторы удачно встали и огромный хвост АУ-30 проплыл над нами, будто гигантский белый кит.


22. Детали конструкции.


23. Перед стартом специальный человек отцепляет тросы от "морды" дирижабля.


24. Сам по себе дирижабль весит около 3000 кг. Но, заправленный гелием, его реальная масса в воздухе составляет всего 400. Оттуда и летучесть.
Взлетает задрав морду вверх довольно-таки шустро, километров 20-30/ч.


25. Кстати, откуда название такое - АУ-30? Забыла спросить. Версия:
- Аууууу. Дирижабль! Ты где? Иди домой ужинать!
- Километров 30 погуляю и вернусь! Мама, не скучай!


26. После посадки подъехал автомобиль, балласт из которого погрузили в дирижабль.


27. И опять в ангар.


28. И опять ждать полета.


29. В целом, конечно, красота! Но.

. главной приманкой для меня в приглашении была фраза "Не исключено, что мы сможем взять на борт нескольких операторов и фотографов, если позволят метеоусловия." Метеоусловия позволили - вы можете видеть это на фотографиях. Но то, что на борт никто никого брать и не собирался, стало известно только по приезду.
"Аппарат не сертифицирован, так что пассажиров на борт взять не имеем права". WTF?
Ребята, так не делается.

4 часа туда и 3 обратно - вы думали, что никто не поедет? Зря. Мы бы поехали. А теперь осадочек остался.

Дирижабледром киржач как посетить

У бизнесмена Геннадия Вербы есть дирижабль и поле одуванчиков на окраине города Киржач Владимирской области.

За воротами с надписью «частная территория» на дальнем краю одуванчикового поля стоит огромный ангар.

С восьмиэтажку высотой, такой же в ширину. Внутри — самый большой российский дирижабль.


55-метровое тело дирижабля AU-30 занимает половину ангара. Это один из трех дирижаблей компании, два находятся в законсервированном состоянии.

На дирижабле написано «РосАэроСистемы». Так называется компания Геннадия Вербы. Дирижабль нужно регулярно подкачивать, проводить техобслуживание.

Гелий уходит из него со скоростью один кубометр в сутки — на 6 тысяч кубов объема дирижабля — и это, подчеркивает Верба,

самый экономичный показатель в мире среди аналогов. Еще нужно менять масло, запускать двигатели, проводить проверку всех приборов.

В ангаре для этого есть техники — все они уже пенсионеры. Всего работает десять человек, сейчас на смене четверо.

Все раньше работали на местном аэродроме. В основном отсеке AU-30 — несколько пассажирских кресел, небольшой столик и кресло бортинженера.

Кроме дирижабля в ангаре стоят машины причальных команд — два КАМАЗа со специальными мачтами.

Их задача — довезти AU-30 на асфальтированный пятачок посреди одуванчикового поля. Оттуда он взлетает.

Так же происходит и посадка — дирижабль снижается, подходит к мачте, специальные тросы цепляют за мачту и стыкуют дирижабль.

Причальная команда состоит из шести человек.

Раньше AU-30 занимался лазерным сканированием линий электропередач для подразделения РАО «ЕЭС».

В отличие от вертолета, дирижабль не создает вибраций на низких скоростях и требует гораздо меньше топлива.

В 2010 году программу закрыли: в компании сменилось руководство. — После этого мы перешли на вольные хлеба.

Система мониторинга применяется в десятках направлений, — говорит Верба.

Сейчас дирижабль хотят использовать для туристических прогулок.

— Вот над Питером с грохотом летает старый МИ-8, — говорит Верба, — люди смотрят в маленький иллюминатор.

А на дирижабле и обзор больше, и шума нет, и плавность полета как на корабле!

Дирижабль стоит в ангаре — в этом году он еще не летал.

Верба готов до бесконечности рассказывать о преимуществах своего детища и цитирует итальянского конструктора Нобиле,

который приезжал в СССР как приглашенный специалист и стоял у истоков «Дирижаблестроя»:

«В мире существует по крайней мере одна страна, где дирижабли могли бы развиваться и широко с пользой применяться.

Это Советский Союз с его обширной территорией, по большей части равнинной. Здесь, особенно на севере Сибири,

огромные расстояния отделяют один населенный пункт от другого. Это осложняет строительство шоссейных и железных дорог.

Зато метеорологические условия весьма благоприятны для полета дирижаблей».

Точки на карте: зачем ехать и что обязательно нужно увидеть в Киржаче

Точки на карте: зачем ехать и что обязательно нужно увидеть в Киржаче

По традиции старинный город получил свое название от реки, вдоль которой расположился. В мордовских диалектах финно-угорских племен, некогда проживавших на этой территории, слово «киржач» обозначало «левый» — река является левым притоком Клязьмы, а само поселение первоначально раскинулось на левом берегу реки Киржач.

Летописные источники Троице-Сергиевой лавры сообщают, что в середине XIV века здесь в течение четырех лет проживал Сергий Радонежский. Деятельный чудотворец заложил обитель на Круче — «пуповине Киржача», будущий Благовещенский монастырь.


Благовещенский монастырь. Фото: Depositphotos

В XV-XVIII веках монастырь богател и развивался — оброс каменной стеной, ввел в ансамбль три роскошных храма, командовал ежегодной ярмаркой, на которую съезжались торговать и торговаться жители Москвы, Владимира, Суздаля и Нижнего Новгорода. Монастырская обслуга и ремесленный люд расположились в селении Селиванова гора.


К концу XVIII века, при образовании Владимирского наместничества, два села, расположенные по обе стороны реки, объединились в уездный город.

Тогда же был утвержден и герб Киржача, воспевающий мудрость, стабильность, природные красоты здешних мест, а также вечность бытия.

«Въ верхней части гербъ Владимiрскiй. Въ нижней — въ зеленомъ поле, сидящая на пне, съ распростертыми крыльями, птица сова, каковыхъ въ окрестности сего города находится весьма довольно».

Сегодняшний герб города разработан в пандан к историческому, но сова и земля под наклоненным пнем золотые.

Благодаря административной реформе Екатерины II город получил план застройки, где предписывалось строго соблюдать определенные законы геометрии в планировании улиц.

Еще до увлечения градостроительными проектами деятельная царица провела секуляризационную реформу — изъятие церковных владений и упразднение части монастырей. Так локация лишилась своего рода градообразующего предприятия — влиятельного Благовещенского монастыря. Однако удачное расположение на Стромынском тракте позволило Киржачу не просто удержаться в статусе города, но и бурно развиваться благодаря таким успешным производствам, как ручное шелкоткачество братьев Соловьевых, а также кузнечному, шорному, тележному и другим ремеслам. Имея в числе почетных граждан меценатов и благотворителей купцов Петра и Александра Соловьевых, Киржач, обойдя некоторых более крупных собратьев, обзавелся первой в губернии учительской семинарией, публичной библиотекой и двухклассным женским училищем.


Аргуновский декор

В самом конце XVIII века город обрел статус заштатного, а центром уезда стал Покров.
В XIX веке поселение заняло перспективную нишу в сфере металлообработки. Московский купец П.П. Силин открыл здесь фабрику медных изделий и свинцовых белил. Местный завод медно-латунных изделий (в простонародье самоварный) составлял серьезную конкуренцию прославленным предприятиям этой отрасли, успешно участвуя в российских и международных выставках. При советской власти фабрика была перепрофилирована в государственный завод «Автосвет» — сегодня там выпускают осветительные приборы для авто- и мототехники.

Славу Киржачу принес и так называемый аргуновский декор. Кружевные деревянные изделия плотников из села Аргуново до сих пор можно отыскать на старых избах города и окрестных деревень, а в церкви села Ильинское сохранились резные иконостасы великих мастеров, чье искусство вскоре было побеждено бездушным массовым производством.

Во время Великой Отечественной войны город вошел в число опорных пунктов, сплотившихся для круговой обороны столицы. Здесь шла подготовка летчиков и десантников, формировался боевой женский авиаполк.

Во второй половине XX века на киржачском летно-испытательном полигоне проходили парашютную подготовку первые отряды космонавтов. Трагической страницей истории города стал факт гибели первого космонавта Юрия Гагарина и летчика-испытателя Владимира Серегина во время тренировочного полета. Специально созданная комиссия установила отсутствие поломок в летательном аппарате и посторонних веществ в организмах летчиков, после чего обвинила в катастрофе стаю гусей и нашествие воздушных шаров, что не могло не вызывать ряд домыслов и предположений. На месте гибели космонавтов сооружен мемориал.


Мемориал на месте гибели Юрия Гагарина

Сегодня город является районным центром в составе Владимирской области. Киржач расположен в 125 км к западу от Владимира.

Как добраться

От Москвы до Киржача всего 90 км. Автобусы с Центрального автовокзала и станции метро Щелковская ходят каждые полчаса. Точная цена зависит от перевозчика, но в целом варьируется от 320 до 450 руб. При отсутствии транспортных пробок дорога занимает около двух часов. По отзывам путешественников, это самый удобный вид передвижения в указанном направлении.

Есть возможность добраться до города на электричке. Нужно доехать до Орехово-Зуево, перебежать через железнодорожный мост, взять билет до Александрова, затем в последний момент вскочить в искомый поезд и всю дальнейшую дорогу удивляться своему умению выбирать самую неудачную схему проезда из всех возможных.

Другие материалы из цикла:

Владельцам автомобилей, как обычно, проще всего. Опытные путешественники советуют выбирать маршрут по Щелковскому шоссе, через Черноголовку. Правда, можно потерять некоторое время на Чкаловском переезде, но выбрав проезд по Горьковскому шоссе, вы рискуете попасть в многокилометровую пробку, да еще проезжать Ногинск в течение часа, если «повезет». И все же есть смысл предварительно посоветоваться с навигатором — этот кудесник выберет путь с наименьшими временными затратами.

Где остановиться

В городе с населением менее 27 тысяч человек нет престижных отелей и гостиниц, но всегда можно найти неплохое место для ночевки и плотного завтрака.


Гостиница «Шерна» ***

Адрес: ул. Гагарина, д. 23

Цена: от 1200 руб. за номер на одного в сутки

Размещение с животными: нет

Это единственная официальная гостиница Киржача. Она расположена на центральной улице города, совсем рядом с Благовещенским монастырем, рекой Киржач и озером Крутое.

В этом пятиэтажном здании оформление номеров достаточно скромное, но сотрудники усердно стараются сделать пребывание путешественников комфортным и беззаботным. Именно их усилия отражены в очень высоком рейтинге. На территории гостиницы есть бесплатная стоянка, работает wi-fi.

Очень вкусный, по отзывам гостей, завтрак стоит всего от 200 рублей с человека. В отеле есть сауна, парикмахерская, детская игровая комната, кухня для общественного пользования с чайником, холодильником и плитой. Летом отлично функционирует небольшой частный пляж.


Гостевой дом-музей Красовских

Адрес: ул. Ленинградская, д. 29

Цена: от 5200 руб. за стандартный люкс на двоих в сутки с завтраком

Размещение с животными: нет

Редкий случай, когда город можно посетить уже ради удивительного отеля, расположенного в аутентичном доме жившего в XIX веке земского врача. Здесь всего четыре номера-люкс с подлинной мебелью ушедшей эпохи либо воссозданной руками современных умельцев. Все номера оформлены дизайнерами в уникальном стиле: ямщицкая комната, гостиная, синяя комната или люкс Красовских — у каждого помещения своя атмосфера и способы погружения гостей в исторический антураж позапрошлого века. Есть wi-fi, частная парковка, оборудованная общая кухня для самостоятельного приготовления еды.


Гостевой дом «Адмиральские бани»

Адрес: ул. Новая, д. 15а

Цена: от 2800 руб. за двухместный номер с завтраком в сутки

Здесь три двухместных стандартных и два номера студио-люкс, возможно размещение с животными за дополнительную плату.

Как следует из названия, комплекс предоставляет услуги банного комплекса. Можно выбрать симпатично оформленную сауну, славянскую баню или хаммам. Также есть прокат велосипедов, аренда оборудования для барбекю и общественная кухня.

Что посмотреть


Благовещенский собор. Фото: wikimedia

Благовещенский монастырь

Адрес: ул. Гагарина, д. 27

Посещение храмов и монастырей Киржачского района может стать отдельной темой экскурсионно-познавательной поездки. Александро-Невская церковь, Никольский собор, женский Стефано-Махрищский монастырь — изучать историю и архитектуру этих мест чрезвычайно интересно.

И все же главным храмом Киржача, вне всякого сомнения, является Благовещенский монастырь, основанный Сергием Радонежским. Восстановленная в 90-е годы XX века, обитель стала женской. Сегодня она объединяет на территории три храма: Всесвятскую церковь (восстанавливается), Всемилостивого Спаса и главный храм — Благовещенский собор. Монастырь хранит мощи преподобного Романа Киржачского и несколько чудесных старинных икон.


Историко-краеведческий музей

Адрес: ул. Гагарина, д. 52

Цена за посещение с экскурсией: 100 руб.

Сюда непременно стоит наведаться, прежде всего, в целях любования произведениями аргуновской резьбы. Кроме подробной истории города, в музее можно узнать много интересного о личностях, формировавших промышленную славу локации: купцах Соловьевых, Арсентьевых, Думновых и других известных фабрикантах и попечителях школ и больниц. Сотрудниками музея собрана любопытная экспозиция крестьянского быта и ремесел. Есть отдел, посвященный космонавтам, занимавшимся здесь парашютной подготовкой.

Однако стоит следить за объявлениями на сайте — на сегодняшний день там проходят ремонтные работы. Кстати, работники музея организуют экскурсии по городу всего за 100 рублей, но по предварительной записи.


Музей меди и латуни

Адрес: ул. Ленинградская, 15

Многие визитеры отмечают, что этот объект неожиданно оказался для них самым интересным из всех посещенных достопримечательностей города.

Он был открыт благодаря инициативе удивительного мецената Евгения Федорова, который начал собирать свою коллекцию еще в юные годы. Экспозиция расположена в отреставрированном старинном особняке, отделанном аргуновской резьбой. Церковная утварь XVIII века, пушка с испанского галеона XVII века, монеты, самовары, минералы — ценные экспонаты могли бы составить честь даже столичному музею. Вам повезет, если попадете на экскурсию к директору Татьяне Ивановне Самойловой — заслуженный краевед, почетный житель города и экскурсовод от бога сделает посещение незабываемым.

Где отдохнуть

Погулять по старинным улицам

Прогулка по главным улицам старинных городов — это отдельное удовольствие и обязательный пункт в экскурсионном плане опытных туристов. Одной из старейших в Киржаче является улица Гагарина, бывшая Царицынская (по названию слободы XVII века).

Здесь стоит осмотреть торговые ряды, что были построены во второй половине XIX века на средства, собранные земством (д. 29), и здание двухклассного женского училища, возведенное благотворителем Соловьевым (д. 25). Не забудьте заглянуть в бывшие лавки купца Мараева и мещанина Смирнова (д. 28, д. 26). Бывшие доходные дома, аптеки, особняки влиятельных граждан позапрошлого века — этот район дышит историей и обязателен к посещению. Множество интересных зданий и объектов можно отыскать на улицах Ленинградская (бывшая Покровская), Советская (Троицкая с XVII в.), Серегина (бывшая Александровская) и других.

Если хорошо подготовиться и заранее составить свой личный путеводитель, то прогулка превратится в настоящий исторический квест и доставит невероятное удовольствие.


Съездить в село Заречье

Село Заречье — невероятно живописное место со спасенной от разрушения усадьбой Думновых, основателей производства высококачественного шелка и бархата, знаменитых благотворителей Киржачского района.

Есть смысл запланировать посещение села на обратный путь из Киржача. Оно расположено по дороге на Москву, в 39 минутах езды от бывшего заштатного города (24 км, если считать по прямой). Село славилось произведениями ткачей еще с начала XIX века. Семья Фабриканта Думнова занялась производством тканей к середине века — сначала в статусе домашнего предприятия, со временем превратившись в известное по всей России крупное шелкобархатцкое предприятие.

Впоследствии усадьба пришла в запустение, но внучка Сергея Ивановича Думнова, московская художница Галина Масленникова, выкупила родовое поместье. Под ее руководством усадьбу восстановили, скрупулезно воссоздав экстерьер и внутреннее убранство. Сегодня это музей с работающим старинным ручным шелкоткацким оборудованием и гостевой дом с четырехразовым питанием по рецептам XIX века.


Великолепные виды на реку Шерну, Казанскую церковь, гостеприимство команды сотрудников усадьбы, настоящих энтузиастов своего дела, выставка кукол в детально воспроизведенных исторических костюмах — все это объясняет восторженные отзывы посетителей поместья и их желание возвращаться в Заречье.


Памятный камень на Вшивой горке. Фото: wikimedia

Пробежаться по самому длинному мосту, подняться на Вшивую горку и увидеть настоящий дирижабль

Киржачу всегда везло с меценатами. Сегодня непростое дело восстановления исторических объектов и улучшения облика города взял на себя бизнесмен Евгений Федоров, владелец полиграфического производства по изготовлению школьных аттестатов и других государственных документов со специальными водяными знаками.

На Вшивой горке, месте дислокации отряда ополченцев во время Отечественной войны 1812 года, он с краеведами создал восхитительный исторический парк. Свое поэтическое название местность получила во времена стоянки карантинного лагеря после отступления Наполеона. Многие ополченцы были больны тифом и педикулезом, и они были обязаны вылечиться, чтобы не распространять опасные болезни на истощенное войной население. Сегодня это любимое место отдыха приезжих и самих киржачан.

Совсем недалеко расположился единственный в России дирижабледром с отлично функционирующим аппаратом длиной 50 метров. Это современная разработка воздухоплавательного центра, с двумя двигателями в 170 лошадиных сил и грузоподъемностью в полторы тонны. В настоящее время на дирижабле осуществляют воздушный патруль над окрестностями, но в перспективе он вполне пригоден для элитного туризма — полет на восемь человек обойдется где-то в 400 евро.

Непременно стоит навестить еще одну достопримечательность Киржача — самый длинный деревянный пешеходный мост в России (555 м). Он тоже построен по инициативе волшебника Евгения Федорова и называется Типографским. С одной стороны моста силами мецената разбит Александровский парк, обожаемый родителями с детьми, влюбленными и новобрачными.


Евгений Федоров. Фото: wikimedia

Где поесть


Кафе «Карамель»

Адрес: Ленинградская ул., 17a

Средний чек: от 500-600 руб.

№1 среди заведений общепита — на этой оценке сходятся все отзовики и платформы для путешественников. В меню очаровательного и стильно оформленного кафе с летней верандой нет изысков, еда достаточно вкусная, но есть жалобы на долгое обслуживание.

Некоторых посетителей смущает слишком большое количество блюд — гости предлагают еще поработать над количеством и качеством еды. Однако в целом оценки очень хорошие, а работу официантов большинство считает превосходной.


Пицца-бар «Диана»

Адрес: Большая Московская ул., 29

Средний чек: от 275 руб., пиво — от 90 до 150 руб.

Отличное место для перекуса во время прогулки. Кроме огромного ассортимента основного блюда, заявленного в названии, тут предлагают полноценное обеденное меню: салаты, супы, мясные и рыбные произведения от шефа, а также гарниры на выбор. Понравится здесь и любителям роллов и десертов.

Вечно спешащих москвичей иногда, судя по отзывам, раздражает немного медленная подача, что объясняется более философским ритмом жизни любой российской провинции. В пользу посещения кафе говорит и его востребованность у местного населения — жители заказывают еду по телефону и постоянно заходят забрать упакованный заказ.


Кафе «Кофе с собой»

Адрес: ул. Гагарина, 18

Средний чек: 100-400 руб.

Все кофеманы, начинающие с утра искать любимый напиток в каждом новом городе, так или иначе оседают в этой кофейне. Посетители с энтузиазмом расхваливают местный кофе, удивляются качеству горячего шоколада и запасаются в дорогу свежей выпечкой. А еще просят расширить ассортимент и помещение.

Поездка в Киржач

Хочется путешествовать. Хочется приехать в новый город, пройтись по улицам, зайти в кафе, в магазины, посетить музеи, парки, театры и дома культуры, если повезёт и хватит времени, сфотографировать исторические и культурные достопримечательности. Для этого не обязательно ехать в Ниццу или Баден-Баден. Есть люди, для которых путешествие - обязательно поездка за границу, или на один из полюсов, или в своей стране в какую-нибудь дальнюю даль, типа из Москвы на Камчатку. Я и моя спутница рады любым путешествиям, если они более или менее комфортны. Экстим не для нас. Экстрим-путешествия мы изредка смотрим по ТВ.

Церковь на Селивановой горе Церковь на Селивановой горе

Если жить в Москве, то можно по ней и путешествовать, и культурного материала хватит на всю жизнь, но эти путешествия справедливее будет назвать прогулками. В понятие «путешествие» мы всё же вкладываем смысл смены географической точки на карте.

Итак, исходные данные: хочется путешествовать, но денег нет, точнее они есть в очень ограниченном количестве. Тогда вы садитесь электричку или автобус, и едете час-два до ближайшего города, который выбрали на карте. Вы садитесь? Нет-нет, это мы с моей спутницей рано утром садимся в микроавтобус, в «маршрутку» на автовокзале у метро Щёлковская, и едем в Киржач.

Название у города красивое. Ехать недалеко. Интернет обещает, что доедем за два часа. Доехали за полтора.

Город Киржач расположен в центре Владимирской области на берегу реки Киржач. Население - 27 тысяч человек.

Из окна гамбургерной Из окна гамбургерной

Выходим. Рядом небольшой рынок и несколько магазинов. Начался дождь. Достаём зонтики. Неужели сегодня дождь испортит нам прогулку по незнакомому городу?

Прячемся от дождя в маленькой гамбургерной. Заодно завтракаем: гамбургеры, кофе. Смотрю по навигатору, где мы находимся и куда нам идти или ехать. Оказывается, если пройти шагов пятьдесят и повернуть направо, то мы окажемся на улице, которая ведёт к центру города и к его достопримечательностям.

Дождь затихает, еле капает. Выходим на улицу, идём под зонтиками. Настроение не радостное. Под дождём не пофотографируешь, да и увидишь меньше.

Слева видим автовокзал и железнодорожную станцию. Туда приходят поезда кольцевой дороги. Радиальной прямой железной дороги от Москвы до Киржача нет.

А мы поворачиваем направо.

Идём по тротуару мимо деревянных домов. Тротуар – это тропинка, отделённая деревьями от улицы, по которой едут автомобили.

Дождь незаметно заканчивается. Убираю зонт. Достаю фотоаппарат, но на всякий случай держу его за пазухой, с деревьев капает. Но вот и моя спутница Лена убирает зонт. Хочется, чтобы такая погода без дождя продержалась часа два-три. Нам хватит.

По названию культурно-делового центра понятно, что мы на Селивановой горе По названию культурно-делового центра понятно, что мы на Селивановой горе

Тропинка выводит на место, которое называется Селиванова гора. Эта гора – из центра города гора, а шагая от станции мы и не заметили, что это гора. Эта самая гора и есть первая достопримечательность города, о которой мы читали в отзывах в интернете. Вторая достопримечательность – храм на этой горе, Никольская церковь.

Колокольня Никольской церкви Колокольня Никольской церкви

Храм построен на деньги московского купца Тита Петрова. Красивое имя – Тит. Помните: «Тит, пошли горох молотить!» В средневековых европейских церквях среди фресок со сценами из святого писания обязательно можно найти фреску с изображением человека, на чьи средства построена церковь. Как-то в Болгарии в церкви 10-го века я рассматривал остатки сохранившихся фресок. Одно изображение сохранилось полностью. Изображение почти в полный рост.

- Это даритэл, - сказала мне сотрудница музея.

Я подумал, что Даритэл, это такое красивое болгарское имя, и принадлежит оно какому-нибудь местному святому. Но девушка объяснила, что этот человек дал деньги на церковь. То есть, это был обыкновенный даритель. Обыкновенный? А вот и нет. Церкви тысяча лет. Она как новенькая. Красавица. Пережила 700 лет турецкого присутствия, когда разрешалось строить только церкви-полуподвалы, и естественно умение строить красивые храмы было утеряно. И кто теперь у нас получается этот неизвестный «даритэл»? Да он настоящий умница и молодец. И московский Тит наш Петров молодец. «Даритэл» это вам не «братэл», и тем уж тем более не «тыритэл».

Церковь построена аж в 1653 году на вершине Селивановой горы. Она была деревянной. Была видна из любой точки города. Видна и сейчас. Только теперь это каменный храм с высокой колокольней.

В богоборческие времена внутреннее убранство было уничтожено, разрушен купол. В здании размещались механические мастерские. Вы помните, как в школе, чтобы показать варварство наполеоновских французов, нам говорили, что они делали из наших церквей конюшни? В изучении более близких исторических событий разговоров о варварстве уже не было. Любая война, что межгосударственная, что межнациональная, что религиозная, что «гражданская» - всегда варварство. В двухтысячные годы в церкви началась реставрация, которая продолжается до сих пор. В храме установлены три престола: Николая Чудотворца, Покрова пресвятой Богородицы и Преподобного Сергия Радонежского.

Осматриваем церковь. Фотографируем. Отходим немного, чтобы на фото и видео церковь можно было увидеть с колокольней.

- Расскажи об этой церкви, а я тебя на видео сниму, - предлагает Лена.

Я подглядываю кое-какие сведения в ридере и киваю, что, мол, готов. Лена включает камеру и даёт анонс, мол, сейчас известный экскурсовод известной тур-фирмы расскажет нам о месте, где мы находимся. Такие ролевые игры. Улыбаюсь. Я немного сбит с толку. Мне затея нравится, но сведения с большой скоростью покидают мою голову. Надо говорить. Сказал. Вроде связно. Ну и ладно. Идём дальше.

Сейчас прочту где мы.

Река Киржач. Мы не идём по мосту, а спускаемся к реке, идём вдоль неё. Фотографируем церковь сквозь листву. Теперь видим, что церковь действительно на горе.

Упс, родник! Смачиваю безусловно святой водой лицо. Возвращаемся к мосту и идём дальше.

Киржач. Вшивая горка. Ещё одна достопримечательность нашего города

Сегодня я расскажу о ещё одной достопримечательности нашего города - о Музейно-парковой зоне "Вшивая горка".

Почему вшивая? А вот почему.

Перед входом - информационный щит

Информационный щит Информационный щит

Кто устал с дороги - можно отдохнуть на вот таких вот необычных лавочках при входе в парк

А кто поругался в дороге - могут примириться

Скамья примирения Скамья примирения

В память землякам-ополченцам

В память землякам-ополченцам В память землякам-ополченцам В память землякам-ополченцам В память землякам-ополченцам

А это уже посвящено ВОВ

Мне такие музей нравятся - никто не стоит и не контролирует "не туда пошёл, не туда залез". Везде можно лазить, ходить, смотреть.

Сова - исторический символ Киржача

Сова - исторический символ Киржача Сова - исторический символ Киржача

А вот как выглядит герб Киржача - там тоже есть сова. Радует то, что герб в советское время не изменили - он как был - так и остался

Герб Киржача Герб Киржача

Думаю стоит отметить, что в парке чисто, всё как-то естественно и культурно. Нет пьяных компаний. Люди просто гуляют. Много мам и пап с колясками.

Продолжение следует. Будет ещё много интересного про "Вшивую горку" - здесь пока я только малую часть разместил.

Киржач. Путешествие выходного дня (фото + видео)

Хотя Владимирская область больше ассоциируется у туристов с Суздалем и собственно Владимиром, желание побывать в Киржаче зрело у меня уже достаточно давно. РАнее я бывал там лишь проездом, и масимум, на что сподобился — это пообедать в тамошнем кафе по пути из Суздаля в Москву. Целенаправленно я посетил Киржач в конце сентября этого года, когда закрытые границы недвусмысленно намекали на то, что пора бы присмотреться повнимательнее к российским достопримечательностям.

Как всегда, я дополняю свой рассказ видеороликом, на котором все значительно нагляднее, тогда как уникальные фото у меня есть далеко не всего, что я буду упоминать в тексте.

Город Киржач (Владимирская область). Что посмотреть за 1 день

В Киржач мы ехали по Щелковскому направлению. Дорога достаточно ровная, но узкая и с пробками, к которым я отношусь абсолютно философски, так как не вижу альтернативы.

Первая наша остановка была формально за пределами города. Это музейно-парковый комплекс «Вшивая горка», но уже здесь можно прочувствовать, как грамотно подошли местные к подаче достопримечательностей.

Территория «Вшивой горки» — это холмистый участок в районе берега реки Киржач, коих на территории РФ множество.

Но благодаря информационным стендам, музейным объектам, изображающим укрепления времен Второй Мировой (здесь был тыловой укрепрайон) и атмосфернейшим экотропам, кое-где проходящим по деревянным мосткам, от этого места остается самое приятное послевкусие.

Ну, а дальше едем в центр Киржача, паркуемся на главной улице, названной в честь разбившегося близ деревни Новоселово (не совсем Киржач, но близко) Юрия Гагарина, и идем смотреть выставку цветных фотографий Прокудина-Горского (мужик снимал Российскую Империю в цвете более века назад), родившегося в деревне Фуникова Гора (тоже не совсем Киржач, но близко).

Сама же улица производит самое приятное впечатление. Архитектурных изысков там нет, но купеческие особняки конца позапрошлого века пребывают либо в неплохом, либо в очень хорошем состоянии.

190 заболевших ковидом владимирцев выявили за сутки

190 заболевших ковидом владимирцев выявили за сутки

коронавирус Фото стока Depositphotos

За сутки во Владимирской области официально подтверждено 190 новых диагнозов «коронавирус». Это на 6 случаев больше, чем накануне — во вторник, 28 сентября, Роспотребнадзор сообщал о 184 заболевших ковидом.

Новые случаи заражения коронавирусом выявлены в 18 муниципальных территориях Владимирской области:

Красная Горбатка — 3

Общее число заболевших коронавирусом за все время пандемии во Владимирской области достигло 54 021 человек:

Читайте также: