Беспилотник иннополис как поехать

Обновлено: 04.05.2024

Иннополис может стать первой площадкой в России, где будет установлен экспериментальный правовой режим тестирования беспилотных транспортных средств. С соответствующей инициативой в минэкономики России обратилась компания «Яндекс», чьи беспилотники последние три года курсируют в Иннополисе, она была сегодня поддержана Госсоветом РТ.

«Татарстан — первый регион России, принимающий подобные решения. Будем надеяться, что формирование экспериментальной площадки на базе Иннополиса позволит расширить границы работоспособности автономного транспорта и создаст предпосылки для масштабного внедрения цифровых технологий в сфере транспорта», — выступил с докладом председатель комитета по жилищной политике и инфраструктурному развитию Александр Тыгин.

Он напомнил, что вступил в силу федеральный закон, по которому предусматривается применение специальных норм там, где применение общих затрудняет развитие инноваций. Это возможно в разных сферах: сельском хозяйстве, финансах и транспорте — как раз в части беспилотников. Вопросов к докладчику не нашлось, депутаты введение экспериментального режима единогласно поддержали.

Подписывайтесь и читайте самое важное из новостей
в Telegram, Инстаграм и ВКонтакте

«Я вызываю беспилотник два раза в день»

28 августа наш беспилотный автомобиль стал возить жителей Иннополиса в Татарстане. Это первый город Европы, где машину без водителя можно вызвать для повседневной поездки. За два месяца работы беспилотник совершил тысячу поездок. Вызвать его может любой взрослый житель города, который дал согласие на участие в тестировании сервиса. За один день машина в Иннополисе выполняет около 20 поездок, средняя продолжительность каждой — в районе 10 минут.

У беспилотника быстро появились постоянные пассажиры: им пользуются, чтобы ездить за покупками, по делам или к врачу. Мы поговорили с горожанами, которые чаще всего вызывают беспилотную машину, об их впечатлениях.

Беспилотный автомобиль в Иннополисе

Адиль Амиров

Первое время ездить было жутко интересно и немного тревожно. А сейчас я сделал уже где-то 10 поездок. Вызываю беспилотник в плохую погоду или когда совсем лень ходить. В основном езжу до магазина и обратно — с пакетами, кстати, удобно возвращаться.

К тому, что за рулём никого нет, привыкаешь быстро. Но если бы на пассажирском сидении не было инженера-тестировщика, я бы напрягся. Разница между беспилотником и машиной с водителем ощущается только в скорости движения. Беспилотник не развивает скорость выше средней — наверное, в целях безопасности.

Чтобы вызвать автомобиль, я проверяю, доступен ли он сейчас. Если доступен, то вызываю и иду на остановку (беспилотник в Иннополисе курсирует между пятью остановками возле ключевых городских объектов. — Прим. Яндекс.Такси). Обычно катаюсь один, но иногда в плохую погоду ездим вместе с друзьями до магазина и обратно. Сейчас ощущения от поездки такие же, как от обычного такси. Жду появления беспилотников в Казани.

Алексей Бандура

разработчик программного обеспечения

Первый раз я поехал в беспилотнике в магазин за хлебом. Поездка тогда прошла хорошо, правда было непривычно видеть, что за рулём никого нет. Но страха не было. Тем более в салоне есть инженер-испытатель.

У нас в Иннополисе вообще не было такси до этого, а теперь можно вызвать беспилотный автомобиль. Да ещё и бесплатно. Я вызываю беспилотник раз или два в день — это экономит время и деньги. Бывает, что еду на нём быстро в магазин, беру покупки, потом с ними же еду домой.

Павел Никулин

Беспилотная машина выглядит как обычная, только у неё датчик на крыше, а внутри большой монитор. Ощущения от поездки такие же, даже лучше: мне кажется, что беспилотник плавнее ездит. И даже если бы в салоне не было технического сотрудника, я бы не побоялся поехать. Ведь когда исключается человеческий фактор, можно не переживать о безопасности. Кроме того, мне нравятся спокойные и молчаливые поездки, так что в машине без водителя комфортно.

Я езжу в беспилотнике раз в неделю: до медцентра или магазина, изредка — до Технопарка, если нужно забрать почту. Опасных ситуаций на дороге у меня никогда не было, но бывали забавные. Однажды автомобиль не смог припарковаться, потому что все остальные машины были припаркованы не по правилам и беспилотник не мог найти себе место.

Денис Черников

Очень впечатляет, что машина приезжает быстро и сама выполняет все манёвры. Кажется, что за рулём идеальный водитель: всё четко и аккуратно. Езжу я не каждый день, стараюсь договариваться с друзьями — мы встречаемся и вместе идём к остановке беспилотника. Так я катался уже больше 10 раз.

"Если ты обучишь нейронную сеть чему-то, она будет это знать"

Сама Ксюша уже не сомневается в безопасности беспилотного транспорта. Эта услуга много раз уже показала свою эффективность на улицах города, однако девушка считает, что выходить в массовое движение крупных городов такси пока рано.

"Я прекрасно понимаю, что сейчас это такси не готово к тому, чтобы выехать на улицы даже в Казани, потому что движение там довольно плотное и водители зачастую непредсказуемо себя ведут, - делится она. - Я думаю, что в настоящих реалиях выпускать беспилотник как полноценное такси, без выделения какой-то своей полосы для него, наверное, не совсем разумно, потому что пока в экстренной ситуации беспилотник не сможет реагировать так, как смог бы отреагировать опытный водитель. Хотя может и сможет, я не знаю! Сложно сказать, потому что сейчас беспилотники еще не тестируются в плотном движении. Как только это будет происходить, то и всякие возможные предрассудки уйдут. Ведь это обучаемая система, она работает как нейронка. Если ты обучишь нейронную сеть чему-то, она будет это знать, а если она никогда не попадала в такую ситуацию, если у нее не было такого кейса, то конечно, эти знания не появятся".

Яндекс понимает такую настороженность. В компании уверены: так происходит с любой новой технологией.

"Уровень доверия к ней растет вместе со знанием и опытом реального использования, - говорят руководители такси в России. - Это подтверждают и результаты исследования, и наш собственный опыт. По мере дальнейшего распространения беспилотного транспорта, уровень знания, а значит и доверия к технологии, будет расти".

Иннополис - первый в Европе город, где появился сервис беспилотного такси. Он быстро стал частью повседневностью для жителей города, популярность его продолжает расти. Сейчас идет активная разработка нормативной базы для перехода от тестирования к полноценной эксплуатации беспилотного транспорта

Так, следующим этапом станет отказ от страхующего водителя в авто и выход на города с плотным автодвижением.

"С точки зрения уровня развития технологии беспилотные автомобили Яндекса уже сейчас могут ездить в Иннополисе и других небольших городах без страхующего водителя, - говорят в компании. - Однако пока в России для этого нет законодательной базы. Текущее постановление Правительства №1415 требует, чтобы в салоне автомобиля находился инженер-испытатель. По мере дальнейшего развития технологии беспилотные автомобили смогут передвигаться в полностью автономном режиме в районах городов с более интенсивным трафиком, поэтапно приближаясь к решению самой сложной задачи – работе в полностью автономном режиме в час пик в крупных мегаполисах. По нашим оценкам при текущих темпах развития технологии Яндекс сможет осуществлять полностью автономные поездки в таких условиях уже через 3-4 года".

В дальнейшем этот вид транспорта начнет и свою коммерциализацию, превратившись из бесплатного сервиса в полноценную услугу. Сколько это будет стоить, пока неизвестно. Как отмечают в Яндекс, пока в России нет регулирования для коммерческого использования беспилотных автомобилей, поэтому и делать прогнозы о стоимости услуги для потребителей преждевременно. Однако руководители проектов уверены - такси будет становиться доступнее с каждым годом.

"Как и почти любая массовая технология, со временем он становится дешевле, при этом технологически совершеннее", - говорит компания, запустившая беспилотники в России.

Недавно на улицах Иннополиса появилось еще одно достижение автономного транспорта - это первый-робот курьер "Яндекс.Ровер". Пока он без опасения для людей передвигается по тротуарам, такси пройдет еще не один этап исследований до выхода в полноценную среду человека.

"В первое время немного ловишь кринж"

В целом беспилотным такси в Иннополисе пользуются довольно большое количество людей. Ксюша рассказывает, что иногда, когда бывает лень идти на работу пешком или во время плохой погоды, такси очень пригождается. И бесплатно, и удобно.

"Уже привыкли, - говорит она и вспоминает время, когда такси только появилось. - Сначала немного ловишь кринж [страх - прим.ред]! Ты привык к тому, что обычно едешь на машине и там есть водитель, а тут водителя нет. Рулик крутится сам, сигналит сам, скорости на рычаге переключаются тоже сами. Это необычно, но сначала - потом привыкаешь. При этом предрассудков особо у меня не было. Все-таки это робот. Причем хорошо запрограммированный робот! По всем правилам дорожного движения он ориентируется даже лучше, чем самый опытный водитель. Плюс ко всему - это Иннополис. Движение там практически нулевое. Соответственно, вероятность того, что что-то случится, минимальная. За все все время, что такси у нас катается, а это уже больше года, - ни одного происшествия, насколько я знаю, не произошло".

В самой компании этот факт подтверждают. Там также отмечают, что беспилотный транспорт - это, прежде всего, про безопасность.

"Причина более 90% происшествий на дорогах – человеческий фактор, - рассказывает Елизавета Азнавур, PR-менеджер беспилотных автомобилей Яндекса. - В отличие от людей, беспилотные автомобили не могут отвлечься или намеренно нарушить правила. Они всегда строго соблюдают ПДД и постоянно сканируют все пространство вокруг себя на 360 градусов с помощью радаров, лидаров и камер. Для беспилотного автомобиля мало что может произойти внезапно: у него нет направленного фокуса внимания, он может контролировать и предсказывать действия многих участников дорожного движения одновременно, а вопрос о том, как будет распределяться ответственность и какие нормы будут регулировать беспилотные автомобили в будущем, предстоит решить уже законодателям".

Беспилотник до работы и обратно

Два месяца назад наш беспилотный автомобиль приехал в Татарстан. Он не стал возвращаться в Москву — и теперь мы можем рассказать, почему. Сегодня Яндекс и правительство Татарстана подписали соглашение о развитии в республике беспилотного транспорта. Оно предусматривает создание в Иннополисе тестовой зоны для передвижения автомобиля. А главное — Иннополис стал первым в Европе городом, где можно воспользоваться беспилотником для повседневных поездок.

Беспилотный автомобиль строго соблюдает все правила дорожного движения. Он пропускает пешеходов, распознаёт и объезжает препятствия и умеет применять экстренное торможение, если вдруг это потребуется. Мы понимаем, что автомобиль без водителя — новое для наших дорог явление. Поэтому в салоне постоянно находится наш инженер-испытатель. Он контролирует работу систем автомобиля и следит за тем, чтобы поездка проходила в штатном режиме.

«Зачем я на права сдавала?»

Беспилотный автомобиль Яндекса катает посетителей Московского автосалона.

Иннополис находится в 35 километрах от Казани. Это совсем молодой город — статус городского поселения он получил всего три года назад. Мы решили создать тестовую зону именно в Иннополисе по нескольким причинам. Во-первых, это один из центров российской IT-индустрии — своего рода «город будущего», где создают и тестируют информационные технологии. Во-вторых, в Иннополисе сложилась полноценная городская среда. Здесь есть жилые кварталы, деловой центр, университет, больница, магазины и бары. Наконец, в Иннополисе живут и работают молодые учёные и IT-специалисты. Они с энтузиазмом воспринимают всё новое и стремятся сделать жизнь удобнее с помощью технологий — так же, как и мы.

Открытие тестовой зоны в Иннополисе — новый этап в истории беспилотного автомобиля Яндекса. Мы тестируем технологию на улицах города уже давно, но теперь для участия в испытаниях необязательно устраиваться на работу в Яндекс: наш автомобиль становится частью городской жизни.

В Татарстане можно бесплатно прокатиться на беспилотнике "Яндекса" (+маршрут)


Татарстанский Иннополис стал первым европейским городом, где начало работать беспилотное такси. Как можно бесплатно прокатиться на беспилотном такси - расскажем далее.

Как ранее сообщал портал Avtospravochnaya.com , два месяца назад беспилотный автомобиль "Яндекса" приехал в Татарстан.

Вчера "Яндекс" и правительство Татарстана подписали соглашение о развитии в республике беспилотного транспорта. Оно предусматривает создание в Иннополисе тестовой зоны для передвижения автомобиля. А главное — Иннополис стал первым в Европе городом, где можно воспользоваться беспилотником для повседневных поездок.

В тестовой зоне в Иннополисе имеются пять точек посадки и высадки пассажиров. Они расположены рядом с ключевыми городскими объектами: университетом, стадионом, медицинским центром, жилым кварталом «Зион» и административно-деловым центром имени Попова — в нём находятся офисы многих компаний, включая "Яндекс".

Беспилотный автомобиль строго соблюдает все правила дорожного движения. Он пропускает пешеходов, распознаёт и объезжает препятствия и умеет применять экстренное торможение, если вдруг это потребуется. Автомобиль без водителя — новое для наших дорог явление. Поэтому в салоне постоянно находится инженер-испытатель. Он контролирует работу систем автомобиля и следит за тем, чтобы поездка проходила в штатном режиме.

Иннополис находится в 35 километрах от Казани. Это совсем молодой город — статус городского поселения он получил всего три года назад.

"Яндекс" решил создать тестовую зону именно в Иннополисе по нескольким причинам. Во-первых, это один из центров российской IT-индустрии — своего рода «город будущего», где создают и тестируют информационные технологии. Во-вторых, в Иннополисе сложилась полноценная городская среда. Здесь есть жилые кварталы, деловой центр, университет, больница, магазины и бары. Наконец, в Иннополисе живут и работают молодые учёные и IT-специалисты. Они с энтузиазмом воспринимают всё новое и стремятся сделать жизнь удобнее с помощью технологий.

Открытие тестовой зоны в Иннополисе — новый этап в истории беспилотного автомобиля "Яндекса".

Иннополис станет главной в стране площадкой для тестирования беспилотников

К другим темам. Иннополис станет площадкой для тестирования беспилотников. Соглашение сегодня подписали на полях международного форума Казань диджитал уик. А уже скоро — до 2025 года на трассе М-12 Москва-Казань запустят грузоперевозки без водителя. Вадим Струминский об искусственном интеллекте на дорогах.

Как только автомобиль приближается к светофору – тот сам понимает, что пора давать зеленый сигнал. Движение удобное и безопасное – если транспортная система наделена интеллектом.

В столице Татарстана уже действует некоторые проекты интеллектуальной системы. В частности, в Казани введен режим зеленой волны. Так называют автоматическую систему светофорного регулирования. По мнению экспертов, она сокращает остановки транспорта у перекрестков и снижает количество ДТП.

В Татарстане автомобильный поток уже несколько лет под прицелом – видеокамер. Одни регулируют движение, другие следят за нарушениями. Алгоритмы – предсказывают тысячи сценариев.

Дмитрий Смоленцев генеральный директор компании по производству комплексов фотофиксации
— Можно посмотреть какой светофорный коридор увеличить, а какой сократить. Где поток в выходные больше, а где он меньше.

О том, что интеллектуальные транспортные системы – не будущее, а настоящее, говорили на международном форуме Kazan Digital Week .

Рифкат Минниханов директор ГБУ «БДД» , председатель совета Ассоциации содействия цифровому развитию
— Акцент сегодня – на единую систему. Есть множество подсистем, нужно данные собрать и получить результат.

Футуристическими вскоре перестанут быть и заявления о беспилотниках на дорогах – как только появится необходимая инфраструктура. Эксперты считают, тогда и аварий станет меньше. В отличие от человека – машина не даст сбой.

"Немного испугались, а потом подумали - вау, круто!"

"Был такой интересный случай, - вспоминает Ксюша. - Один раз мы ехали на этом беспилотнике и он практически вплотную проехал между двумя большими иннополисовскими автобусами. Прямо впритирочку! То есть обычная машина с обычным водителем вряд ли так смогла бы. Так точно и четко рассчитать расстояние! Мы сначала немного испугались, а потом подумали - вау, круто!"

«Немного ловишь кринж»: как в Татарстане ездят на роботакси и когда оно станет полностью беспилотным

Заявление в мэрию, тестировщик от Яндекса и невидимый водитель: все самое главное о такси

"На беспилотнике я часто катаюсь на работу", - рассказывает нам Ксюша из Иннополиса.

Девушка давно привыкла к такси, однако когда-то и для нее встреча с этой технологией была новшеством. Она вспоминает, как это происходило.

"Чтобы его вызвать и вообще воспользоваться услугами беспилотника, нужно подать заявление в мэрию - в консьерж-сервис в Иннополисе. Оставить номер телефона, после - подписать особое соглашение, по которому ты не имеешь претензий к такси и обязуешься не разглашать информацию об устройстве машины. Тогда в приложении Яндекс, к которому привязан твой номер телефона, становится доступна новая функция - вызвать беспилотник. Там указаны все точки, по которым такси ездит. И кстати - поездка на нем полностью бесплатная! Ты вызываешь, и к тебе приезжает машина. В ней, как правило, на переднем пассажирском сидении сидит тестировщик от Яндекса - это человек, который занимается непосредственно тем, что тестирует работу системы, смотрит, как все работает и находится в авто на случай каких-либо экстренных ситуаций. Водительское сидение пустое, а сама машина управляется бортовым компьютером. Такси еще требует пристегнуться, иначе никуда не поедешь".

Ксюша рассказывает, что беспилотное такси ездит довольно медленно, опасаясь различных деталей и посторонних предметов на дороге.

"Допустим, если он [робот- прим.ред] едет через пешеходный переход, то он скорее остановится за метра 3-4 точно перед тем, как увидит пешехода. Он подождет, пока человек полностью пройдет и только потом поедет дальше", - делится своим опытом девушка.

Возможность: заказать беспилотник через приложение «Яндекс.Такси»

С 27 ноября беспилотное такси «Яндекса», которое сегодня работает в Иннополисе, можно будет заказать через приложение «Яндекс.Такси». При этом вызов беспилотника через telegram-бот (как это происходит в данный момент) станет недоступным.

В августе этого года компания «Яндекс» начала тестировать беспилотники в Иннополисе. Пока в городе курсируют только две Toyota Prius (одна из них этим летом проделала путь из Москвы в Казань), а сами автомобили трехместные. Они могут доставить жителей города до пяти ключевых городских объектов: медицинского центра, центра имени Попова, стадиона, ЖК «Зион» и университета Иннополис. О том, как устроена технология беспилотного авто, можно узнать подробнее в материале «Инде».

Напомним, сегодня стало известно, когда на дорогах Татарстана появятся беспилотники.

Не как «Почта России»: в Иннополисе беспилотник успешно доставил почтовый груз

В Иннополисе успешно провели испытания беспилотника, который за час смог доставить почтовый груз на расстояние 38 км и вернулся обратно. Об этом сообщили в пресс-службе Университета.

Дрон Т16 в ходе испытаний в марте летел со скоростью 65 км/ч на высоте 500 м, общая дальность полета составила 76 километров.

Прибыв к месту назначения — логистическому центру "Почты России", беспилотник сбросил груз с высоты 50 метров и отправился обратно.

В Иннополисе отметили, что дрон легко может доставить груз из казанского логистического почтового центра "Почты России" до почтового отделения Иннополиса, на одном заряде аккумулятора он сможет четыре раза пролететь такое расстояние.

Данный дрон может летать на расстояние 150 км с предельной скоростью 130 км/ч на высоте до 4 км.

Отметим, накануне в Бурятии почти сразу после взлета потерпел крушение первый беспилотный летательный аппарат "Почты России", который должен был доставить посылку из Улан-Удэ в поселок Тарбагатай. В результате инцидента никто не пострадал. Однако сам беспилотник оказался сильно поврежден.

Эксперимент. «Инде» тестирует беспилотное такси в Иннополисе


В июне 2018 года беспилотный автомобиль с программным обеспечением «Яндекса» за 11 часов преодолел 780 километров трассы М-7 и доехал из Москвы в Казань. Тогда представители компании заверили, что 99 процентов пути машина ехала совсем без человеческого вмешательства. После знакового путешествия два беспилотника переехали в Иннополис — с августа они работают как такси и ежедневно перевозят пассажиров. Журналист «Инде» и водитель со стажем из редакции прокатились на красно-белом такси «Яндекса» и рассказывают о впечатлениях.

Гектор — подержанная Toyota Prius универсал. Год назад ее (его?) купили и «перепрошили» специалисты «Яндекса». Именно Гектор в начале этого лета триумфально проехал 780 километров из Москвы в Казань, самостоятельно преодолев все неровности дороги, непогоду, плохую видимость и плотное движение. Сейчас Гектор работает таксистом в Иннополисе — каждый день неспешно возит иннополисян по пустынным улицам между пятью адресами: медицинский центр, центр имени Попова, стадион, ЖК «Зион» и университет Иннополис. Гектор не один — у него есть коллега Мейв, такая же Toyota Prius бело-красного цвета («Красные авто, по статистике, реже попадают в аварии», — комментирует представитель пресс-службы «Яндекса» в Иннополисе). Всего у «Яндекса» 10 беспилотников, и все они названы в честь героев сериала «Мир Дикого Запада»: по улицам Москвы ездят Тедди, Долорес, Клементайн, Питер, Бернард, Шарлотт, Эшли и Логан.

Внешне они ничем не отличаются от обычных автомобилей — разве что на крыше установлен небольшой блок с многочисленными камерами и датчиками, которые в реальном времени собирают информацию о ситуации на дороге. В салоне на передней панели закреплен планшет, на котором схематично отображаются препятствия на пути: на экране проплывают движущиеся цветные черточки (траектории движения людей, других машин и самого Гектора), кубы (другие машины и крупные препятствия) и вытянутые черные тени — так почему-то изображают людей. Водительское место — пустое, но на переднем пассажирском всегда сидит инженер-тестировщик. У него нет дополнительных педалей или запасного руля, то есть он почти никак не может вмешаться в ход эксперимента, но рядом с ручкой переключения передач — огромная красная кнопка, похожая на ту, которой пользуются жюри шоу «Голос». Нажав на нее, можно перевести автомобиль на ручное управление. За время нашей поездки — два круга по городу — кнопка ни разу не пригодилась.


директор по развитию бизнеса беспилотных автомобилей «Яндекс»

В Иннополисе мы тестируем два наших автомобиля. Нас пригласили местные власти, которые хотели, чтобы первый беспилотник, перевозящий людей, появился именно здесь. У нас нет конкретных сроков тестирования, потому что действующее законодательство ни в каком виде не регулирует деятельность беспилотников и мы все равно не можем превратить нашу технологию в массовый сервис. Но сейчас мы активно работаем с законодательной властью над тем, чтобы в нормативно-правовых актах появилось понятие «транспортное средство с высокой степенью автономности».

Пока на водительском сиденье в беспилотниках всегда сидит наш инженер — но это только потому, что правила дорожного движения предусматривают, что в автомобиле должен быть водитель. При этом там не сказано, что его руки обязательно должны быть на руле, а ноги — на педалях. Это похоже на ситуацию, когда по городу ездит ученик автошколы с инструктором, только наш ученик — это искусственный интеллект. К слову, у него очень хорошая успеваемость: система с каждым днем работает все лучше, потому что в одно облако ежедневно сливается дорожный опыт всех наших 10 автомобилей.

Гектор (и его коллеги) фиксирует движения всех участников дорожного движения в радиусе 100 метров. Как только камера фиксирует вдалеке пешехода, искусственный интеллект исходя из его скорости и траектории регулирует собственную скорость и направление движения. Рядом со спорткомплексом Иннополиса на дорогу выбегает девушка (тот же сотрудник пресс-службы «Яндекса») — машина тут же тормозит.

— Она бы не стала так рисковать перед обычным водителем, потому что он бы не среагировал так точно, — говорит Артем Фокин.

По словам Артема, у беспилотника просто не может возникнуть моральной дилеммы, спасти пешехода или водителя.

— Ситуация с такой альтернативой может произойти только внезапно, а для этой машины ничего внезапного нет. Она видит вокруг себя абсолютно все, всегда соблюдает установленный правилами скоростной режим и выполняет предписания всех знаков. Никаких «а если» и «вдруг» тут быть не может, — объясняет он. — Именно из-за этого беспилотники «Яндекса» не умеют сигналить: по ПДД сигнал нужно использовать только для предотвращения ДТП, а наши такси просто не допускают опасных ситуаций.

Читайте также: