База отдыха это общественное место

Обновлено: 05.05.2024

Энциклопедией, общественное место определено как территория или пространство потенциального местонахождения людей, куда каждый может попасть свободно и не платя за вход. Определяется в целях регулирования гражданских правоотношений, возникающих за пределами частных пространств, где правовое положение и сама возможность нахождения отдельных граждан ограничены в силу общего закона и основанных на законе частных норм.

В КоАП РФ общественное место определено формулировкой «на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах». Однако не указано в точности всех остальных мест, относящихся к общественным. Для того, чтобы разобраться в этом вопросе обратимся к другой юридической литературе. В комментарии к КоАП ред. Козлова М.Ю. Юристъ (2002) есть пояснения, на основании которых можно сделать вывод, что таковым местом, по сути, является место, здание, сооружение, транспортное средство общественного пользования, куда есть доступ всем гражданам, в т.ч. улица, подъезд дома, лифт, общий корридор коммунальной квартиры и т.д.

Также, при рассмотрении дел в судах, судам предписано принимать во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимание обстоятельства. Суд также должен учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред, либо обществу, руководствуясь главой 8 ГК РФ. Т.е. выйдя за пределы своей частной собственности, надо помнить о том, что Вы попали в место, где возможно появление других лиц, права которых также охраняются законом.

Однако, это не означает, что всё пространство, окружающее квартиру гражданина является общественным местом. Например, если прийти ночью на городской пляж, у которого строго установлены часы работы, в которые не входит ночное время, то в суде можно ссылаться на то, что правонарушитель не мог предвидеть появление в этом месте, в это время людей. Также и в некоторых других случаях, связанных с нахождением в чистом поле, лесу и т.д. Или… охранник в супермаркете, ночью, после закрытия магазина злоупотребил спиртными напитками. Его правонарушение не будет рассмотрено как нарушающее общественную нравственность, а как должностное правонарушение, хотя супермаркет и общественное место (только в часы работы).


Автор: И.В.Ерошенко 30.04.2011 г.

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Полезная публикация? Нажми «Да»! Зачем?

Поделитесь публикацией в соц.сетях, пригласите друзей и коллег к дискуссии

Участники дискуссии: port-said, Морохин Иван, Николаев Андрей, internetsud, Федоровская Наталья, Администратор, +еще 1

есть над чем подумать, хорошее напоминание всем нам…

В целом конечно что-то в этом есть, но на мой взгляд слишком общЕ — хотелось бы примеров со ссылками на конкретные нормы права.

Пожалуй, не соглашусь. Законодатель понятие «общественное место» связывает не с физическими нахождением людей в месте, отнесенного к общественному, а с принадлежностью данного места для размещения на нем (в нем) неопределенного круга людей для удовлетворения каких-либо потребностей, связанных с функциональным предназначением данного места.
Пример: некий гражданин, гуляя в ночное время по улице, рассчитывая, что все нормальные граждане почивают с улыбкою, отстегивает поводок от ошейника своего ротвейлера с явно выраженными охранно-защитными рефлексами. Подгулявший гражданин, полагая, что раздольная песня в ночи — это то, что нужно окружающим, вполне предсказуемо подвергается атаке. Не думаю, что в случае судебного разбирательства, ночное время и, как следствие, отсутствие прохожих, не будет рассматриваться как правонарушение, совершенное в не в общественном месте.

Думаю, что оба гражданина (и тот, что нарушает спокойствие граждан, и тот, что отпускает собачку) врядли не могут предвидеть появление людей на улице города… А вот ежели бы гражданин с собачкой прогуливался, например на закрытом стадионе, который работает только днём (когда и является общественным местом)… отпустил её… и она бы поцеловала подвыпившего гомосапионса, неизвестно откуда свалившегося ?!
… является ли закрытый стадион, в нерабочие часы общественным местом?!

Законодатель не разграничивал время возможного нахождения граждан в том месте, которое он определил, как общественное, следовательно, таковым оно является вне зависимости от времени суток, работы, года и т.д.
Кстати, выгул псинок на закрытых стадионах запрещен, за исключением случаев проведения кинологических выставок и других подобных мероприятий.
Что, с моей точки зрения, является абсолютно несправедливым — по умению загаживать окружающее пространство человеку нет равных.

Энциклопедией, общественное место определено как территория или пространство потенциального местонахождения людей, куда каждый может попасть свободно и не платя за вход. То есть, стадион или зоопарк не является общественным местом? В комментарии к КоАП ред. Козлова М.Ю. Юристъ (2002) есть пояснения, на основании которых можно сделать вывод, что таковым местом, по сути, является место, здание, сооружение, транспортное средство общественного пользования, куда есть доступ всем гражданам, в т.ч. улица, подъезд дома, лифт, общий корридор коммунальной квартиры и т.д. Комментарии Козлова ошибочны. Так как в коридор коммунальной квартиры, например, есть свободный доступ далеко не всем гражданам, равно, как и в подъезд жилого дома и лифта в нем. Однако, это не означает, что всё пространство, окружающее квартиру гражданина является общественным местом. Конечно, не означает. Например, подъезды дома, в котором я живу — моя частная собственность. Равно, как и лифты в моем и соседних подъездах. А так же двор дома (земельный участок), в котором я живу.

Наталья Руслановна, каково же Ваше мнение, является ли закрытый стадион, магазин, школа, в нерабочие часы общественным местом?!

Проблема, на мой взгляд, состоит в том, что понятие «общественное место» в России отсутствует, но при этом используется словосочетание «общественное место». От того и такие фантазии, которые мы видим на примере, приведенных Вами комментариев к КоАП РФ некого Козлова, который сортир в коммунальной квартире, отнес к общественному туалету(месту).

Козлов Юрий Маркович (9 сентября 1925г. — 10 ноября 2002г.)
↓ Читать полностью ↓
— доктор юридических наук, профессор, академик РАЕН. Заслуженный деятель науки РФ.
Родился в г.Бобруйске Могилевской области.
В 1951г. окончил юридический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова и поступил в аспирантуру.
В 1953г. под руководством профессора С.С.Студеникина защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Институт права жалобы по советскому административному праву».
В 1963г. — докторскую диссертацию на тему: «Организационно-правовые вопросы участия трудящихся в советском государственном управлении».
Более 40 лет жизни Ю.М.Козлов посвятил юридическому факультету МГУ, где работал до 1997г. на должностях преподавателя, доцента, профессора, заведующего кафедрой.
В апреле 1997г. перешел в Московскую государственную юридическую академию на должность профессора кафедры административного права.
Под его руководством было подготовлено 78 кандидатских и 8 докторских диссертаций.
Перу Ю.М.Козлова принадлежит более 160 научных трудов, в том числе монографии, учебники, учебные пособия, статьи, которые представляют собой фундаментальные исследования в области юриспруденции. Пожалуй, нет такой проблемы в теории административного права, которая не вызывала бы его научный интерес.
В таких работах, как «Предмет административного права» (1967) и «Административные правоотношения» (1976), он обстоятельно исследовал административные правоотношения и сформулировал традиционное для современной науки понятие предмета административного права как отрасли российской правовой системы. Немаловажное значение для административно-правовой науки приобрели следующие труды Ю.М.Козлова: «Участие граждан в государственном управлении», «Управление народным хозяйством», «Координация в управлении народным хозяйством СССР» (1976), «Научная организация управления и право», в которых детально разработаны вопросы организации государственного управления в различных отраслях и сферах жизни общества, проведен научный анализ сущности межотраслевого государственного управления, а также соотношения государственного управления и государственного регулирования.
Участник Великой Отечественной войны.
Награжден орденами «Знак Почета», Отечественной войны II степени и 11 медалями.


Его мнение для меня имеет ОГРОМНЫЙ ВЕС !


А вот кто такая Федоровская Наталья Руслановна, которая так откровенно критикует его труды, по которым мы учились…

«Не сотвори себе кумира»

Если некий доктор наук, даже награжденный орденами «Знак Почета», Отечественной войны II степени и 11 медалями, приравнивает коридор в коммунальной квартире к парку и стадиону, это совсем не означает, что какая-то там Федоровская должна замереть в трепетном восторге и кивать башкой в знак согласия.

Определяем, является ли место общественным.

Хорошо, теперь вы знаете, что улица считается местом общественным, но как самостоятельно соотнести тот или иной объект с общественным местом? ­– Все довольно просто. Если хоть на один из нижеперечисленных вопросов следует ответ «нет», то место не считается общественным.

– Территория свободна для доступа неопределенного круга лиц?

– Территория не является территорией частного или индивидуального использования?

Что относят к общественным местам?

общественное место определение по закону

В соответствии с определением общественного места по закону РФ к данной категории целесообразно отнести:

Что считается «общественным местом» по закону?

Что считается «общественным местом» по закону?

Практически ежедневно мы сталкиваемся с формулировкой «общественное место» в повседневной жизни. Оно упоминается, когда речь идет о запрете курения, употреблении спиртных напитков, рекомендациях о ношении масок и так далее.

На вопрос о том, что считается общественным местом по закону, однозначного ответа нет. С одной стороны, ни один закон Российской Федерации не раскрывает понятие «общественное место», с другой – данным понятием законодатель оперирует в своих законах, не раскрывая его. Проблема законодательного урегулирования ввиду отсутствия определения «общественного места» налицо. Этот термин не содержится в законодательстве РФ, не раскрыт он и Пленумом Верховного суда РФ.

Считаем, логично определить общественное место как территорию, здание или помещение, а также общественный транспорт, в которых может беспрепятственно находиться неопределенный круг лиц (представителей общества).

Что относится к общественным местам, список.

Перечень общественных мест законодательно также не установлен. Однако, исходя из формулировок некоторых статей КоАП РФ (Кодекса об Административных правонарушений), можно выделить их некоторые категории.

Это улицы, стадионы, скверы, парки, общественный транспорт – общественные места, определяемые статьей 20.21 КоАП РФ, но этот список не полный, поскольку законодатель продолжает его фразой «и другие общественные места…».

Названый список мы можем дополнить территориями и помещениями образовательных организаций, учреждений культуры, физкультуры и спорта; территориями и помещениями медицинских учреждений; поездами, авиатранспортом; гостиницами, рынками, магазинами, помещениями торговых организаций; помещениями органов государственной власти и местного самоуправления; лифтами и помещениями общего пользования многоквартирных домов; детскими площадками и пляжами; пассажирскими платформами и другими объектами…

Запрет на употребление алкогольной продукции

Стоит отметить, что запрет на употребление алкогольных напитков связан с тем, что под их влиянием осуществляется множество хулиганских проступков. Причем так же, как и на алкогольную продукцию, на общедоступных участках актуальным является запрет на курение. Это значит, что любой человек, который желает покурить, должен пойти в специально оборудованное для вредных привычек место. Иначе его действия подпадают под статью 6.24 КоАП РФ.

Общественное место: определение по закону РФ


В статьях 20.1 и 20.20 КоАП РФ можно встретить понятие «общественное место». Определения данного термина, тем не менее, в законодательстве нет. В каждой статье Кодекса имеет место перечисление признаков категории и тех характеристик, которые отличают ее, к примеру, от частной собственности. В нашей статье рассмотрим определение общественного места по закону.

Заключительная часть

определение понятия общественное место

Итак, мы в полной мере рассмотрели категорию общедоступной территории. Как выяснилось, действующим законом данный термин никак не расшифровывается. Тем не менее в некоторых нормативных актах определяются признаки, которые характеризуют столь неоднозначное понятие. Поэтому большинство юристов считают, что в отношении указанного определения требуются серьезные доработки. Также необходимым является создание максимально четкой трактовки. Дело в том, что именно за правонарушения на общедоступных участках люди привлекаются к административной ответственности.

В общем смысле под общественным местом следует понимать территорию, где в любое время суток могут внезапным образом появиться люди. Речь идет, к примеру, об автобусной остановке, детской площадке, парке, образовательных, медицинских, развлекательных учреждениях, выставочных комплексах, городском транспорте, а также об иных государственных структурах и тех участках, где производится обслуживание населения. Так как на практике работники правоохранительных органов довольно часто привлекают индивидов за то, что они употребляют алкоголь, курят и ведут себя непристойным образом в местах общего скопления людей, включить в КОАП определенную формулировку рассматриваемого понятия было бы абсолютно нелишним.

Стоит помнить, что среди признаков общедоступной территории основными являются следующие: беспрепятственное появление людей, иными словами, они могут приходить в эти места абсолютно внезапно; привлечение к административному типу ответственности лиц даже за несущественные хулиганские поступки, а также курение, употребление спиртного. Поэтому общественной территорией, определение которой не закреплено в действующем в России законодательстве, не следует называть чью-то частную дачу, дом, гараж, сооружение лишь по одной предельно простой причине: все это является личной собственностью граждан, и входить туда без приглашения владельцев противозаконно.

Классификация категории

постановление об определении общественных мест

Исходя из определения общественного места, была сформирована следующая классификация категории:

  • Постоянные. Доступ в эти места открыт все время: переулки, улицы, бульвары, вокзалы, скверы, площади, набережные, дворы. Исключение составляют дворы частных территорий.
  • Периодические. Данные помещения предназначены для отдыха и обслуживания населения в конкретные часы. Среди них рынки, лечебно-оздоровительные и образовательные учреждения, развлекательные, культурные, спортивные структуры, зоны отдыха, общественный транспорт, торговые предприятия, пассажирские купе (ночью), вагоны поездов для пассажиров (помимо тамбуров), вагон-ресторан и туалет.

Нормативные документы, регламентирующие санитарно-эпидемиологические требования при эксплуатации баз отдыха, туристических баз

2. «Санитарные правила устройства, оборудования и содержания бань» № 982-72 от 19 июня 1972 года, в настоящее время разработан проект новых санитарных правил, которые будут введены во 2 полугодии 2010г

При наличии объектов общественного питания и торговли пищевыми продуктами:

1. СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья»

2. СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов»

3. СанПиН 4.2-123-4117-86 "Условия и сроки хранения особо скоропортящихся продуктов".

Санитарно-эпидемиологические требования, предъявляемые при открытии и эксплуатации туристических баз и баз отдыха

В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия в туристических базах и базах отдыха предусматривается система санитарно-эпидемиологических мероприятий, установленных в соответствии с требованиями санитарного законодательства. Открытие туристических баз и баз отдыха допускается при условиях:

1. обеспечения питьевого водоснабжения надлежащего качества, что подтверждается наличием следующей документации:

  • санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным нормам и правилам проекта гидрологического обоснования зон санитарной охраны водоисточника
  • санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным нормам и правилам источника водоснабжения
  • протоколы лабораторных исследований качества питьевой воды
  • санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным нормам и правилам водоема, используемого в целях рекреации

2. наличие договоров на услуги:

  • договора с аккредитованной лабораторией на проведение производственного лабораторного контроля, программы производственного лабораторного контроля
  • договора на стирку белья
  • договора на вывоз отходов
  • документов, подтверждающих факт проведения на территории баз противоклещевой обработки территории, дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных мероприятий перед началом летнего сезона (договор на проведение этих видов работ, акты выполненных работ, платежные документы)

3. иные документы:

  • санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным нормам и правилам проекта ПДВ (при наличии котельных для отопления помещений баз отдыха)
  • медицинские книжки персонала туристических баз и бах отдыха с отметками о прохождении предварительных и периодических медицинских осмотров и профилактических прививок

4. наличие локальных очистных сооружений, или подключение к системам централизованной канализации, при их отсутствии акты гидрологических испытаний выгребных емкостей на водонепроницаемость и договора на вывоз стоков

5. укомплектованность предприятий общественного питания и торговли пищевыми продуктами исправным технологическим, холодильным оборудованием, разделочным инвентарем, посудой, тарой, наличие условий для соблюдения личной гигиены персонала

6. предусмотреть установку урн, раздевалок, санузлов, на пляжах

© УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ , 2021

Если Вы не нашли необходимую информацию, попробуйте
зайти на наш старый сайт

Разработка и продвижение сайта – FMF

Почтовый адрес:
Адрес: 670013, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, д. 45 Б

Какие правонарушения учету не подлежат?

общественное место определение по закону рф

Не подлежат учету как осуществленные по определению в общественных местах следующие нарушения:

  • правонарушения, которые совершены на объектах общественного значения, в момент реализации нарушения не исполняющих свои функции;
  • совершенные в зданиях с пропускным режимом, которые используются коллективами сотрудников для работы, а также на охраняемых стоянках для автомобилей;
  • реализованные в гардеробах, подсобных помещениях, служебных кабинетах структур, увеселительных и торговых заведений, учреждений, в том числе в раздевалках тренажерных залов образовательных и других организаций;
  • правонарушения, которые совершены в такси;
  • осуществленные на территории заброшенных помещений, причем независимо от наличия ограждения, а также на не обустроенных участках местности (например, на побережье реки), в подземных коммуникациях (исключение в данном случае составляют набережные улицы и пляжи, участки автодороги при условии отсутствия объектов инфраструктуры);
  • квартирные кражи и иные правонарушения, которые совершаются в жилых помещениях гостиниц, общежитий, вагонов пассажирских поездов (как правило, находящихся на перегонах при отсутствии пассажиров, в парках отстоев и тупиках), домов отдыха;
  • нарушения, реализованные в местах общего пользования, иными словами, в коммунальных квартирах, подвалах, чердаках, лифтах (исключение здесь составляют хулиганства);
  • правонарушения длящегося типа;
  • дорожно-транспортные нарушения.

Учреждения и организации

Как выяснилось, по определению к общественным местам в РФ и РБ относят все учреждения, которые обслуживают население. Это медицинские структуры, муниципальные службы, спортивные объекты, детские сады, школы, а также университеты. Любой из представленных объектов удовлетворяет абсолютно всем критериям общедоступной территории. Каждый из них может считаться таковым в соответствии с Постановлением об определении общественных мест, так как допустимым и законным является появление там того или иного числа людей.

Какие наказания предусматриваются?

Необходимо знать, что ключевым наказанием за нарушения действующего на территории страны законодательства в части, которая касается общедоступных территорий, считается денежный штраф. Его размер, как правило, варьируется в зависимости от разновидности проступка. Кстати, за мелкое хулиганство, которое совершено в общественном месте, может «светить» и административный арест.

Необходимо помнить: поскольку ясного определения категории общественного места в актуальном законе нет, то сегодня в некоторых ситуациях возможны злоупотребления непосредственно со стороны сотрудников, организующих правопорядок. В таких случаях рекомендуется проконсультироваться с юристом. Подобное поведение поможет уберечься от неправомерных деяний и защитить собственные права.

Особенности общественного места

определение общественного места коап

Итак, мы рассмотрели определение общественного места и категорию правонарушений, совершаемых на соответствующих территориях. Целесообразно перейти к особенностям данных участков.

К примеру, строительная площадка, которая огорожена забором и охраняется сторожем, не считается общественным местом по определению РБ, так как не подразумевает появления там людей, не относящихся к процессу строительства. По аналогичному критерию общедоступными территориями выступают городские улицы, парки, скверы, лестничные площадки, дворовые территории. Появление людей на этих участках не требует специальных согласований или разрешений. Человек имеет полное право пойти туда по собственному желанию в любое время.

Как правильно организовать зону отдыха на водоеме

В соответствии с требованием действующего законодательства Российской Федерации организации и предприятия, в ведении которых находится водный объект или его участок, используемый для рекреации (пляж), должны получить разрешение в органах Роспотребнадзора на использование водного объекта в целях купания и отдыха.

Основными требованиями, предъявляемыми к зонам рекреации водных объектов являются:

  • соответствие качества воды водного объекта и санитарного состояния территории гигиеническим нормативам;
  • наличие или возможность устройства удобных и безопасных подходов к воде;
  • наличие подъездных путей в зону рекреации;
  • безопасный рельеф дна (отсутствие ям, зарослей водных растений, острых камней и пр.);
  • благоприятный гидравлический режим (отсутствие водоворотов, течений более 0,5 м/с, резких колебаний уровня воды);
  • зона рекреации с учетом местных условий должна быть удалена от портов и портовых сооружений, шлюзов, от мест сброса сточных вод, а также других источников загрязнения;
  • зона рекреации должна быть размещена за пределами санитарно-защитных зон промышленных предприятий и с наветренной стороны по отношению к источникам загрязнения окружающей среды и источникам шума;
  • в зону купания не должны допускаться транспортные средства (лодки, катера, суда), за исключением средств спасательной службы;
  • граница зоны купания должна быть обозначена опознавательными знаками;
  • на территории пляжа должны быть выделены следующие функциональные зоны:

40-60% - зона отдыха (аэрарий, солярий, теневые навесы).

Затенение отдельных участков пляжа должно обеспечиваться теневыми навесами, зонтами, тентами с учетом пользования последними до 40% отдыхающих на пляже;

5-8% - зона обслуживания (гардеробные, здание проката, буфеты, киоски и пр.);

10% - спортивная зона (площадки для настольного тенниса, волейбола, бадминтона, вышки для прыжков в воду, лодочная станция и т. п.);

20-40% - зона озеленения;

3-5% - пешеходные дороги.

  • количество кабин для переодевания, душевых установок, питьевых фонтанчиков, туалетов и урн должно соответствовать гигиеническим нормативам;
  • зона рекреации должна быть обеспечена питьевой водой, соответствующей гигиеническим нормативам;
  • в душевые установки должна подаваться питьевая вода;
  • при устройстве туалетов должно быть предусмотрено канализование с отводом сточных вод на очистные сооружения. При отсутствии канализации необходимо устройство водонепроницаемых выгребов;
  • на пляже должно быть предусмотрено помещение медицинского пункта и спасательной станции с наблюдательной вышкой;
  • контейнеры для мусора должны располагаться на бетонированных площадках с удобными подъездными путями;
  • вблизи зоны рекреации должно быть предусмотрено устройство открытых автостоянок личного и общественного транспорта. Площадь автостоянок должна соответствовать требованиям санитарного законодательства и выделяться дополнительно к площади земельного участка зоны рекреации. Санитарно-защитные разрывы от зоны рекреации до открытых автостоянок должны быть озеленены.

Проводить исследования проб речной воды и грунта (песка) в зонах традиционного отдыха населения у водных объектов в лаборатории, аккредитованной в установленном порядке до начала и во время купального сезона.

Мероприятия по осуществлению обеспечения безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд и информирование населения об ограничениях использования таких водных объектов отнесены к вопросам местного значения поселения, городского округа (Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Соответствующие правонарушения

Из общего количества правонарушений, относящихся к совершенным по определению в общественных местах, целесообразно выделить уличные, иными словами, осуществленные на социально обустроенных территориях. Речь идет об улицах, бульварах, площадях, набережных, переулках, мостах, не огороженных дворах (исключение составляют частные дворы). Помимо этого, нарушения могут быть реализованы в лесопарковых зонах, жилых массивах, в чертах населенных пунктов городов, скверах, зонах отдыха, на пляжах, стадионах, рынках во время функционирования.

Спорные вопросы

определение общественное место рф

Если попадание перечисленных выше объектов под определение общественного места по закону РБ абсолютно понятно и, как правило, не вызывает вопросов, то отнесение к категории, к примеру, лестничных площадок, так или иначе, требует пояснения. Так, с одной стороны, подъезды или лестничные площадки домов многоквартирного типа часто лишены возможности попадания в них посторонних индивидов без препятствий. Однако если кто-то решит, к примеру, распивать алкогольные напитки в подъезде, то практически наверняка это заметят соседи.

Выходит, что в подобных местах потенциально могут нарушаться права посторонних. Кстати, именно по этой причине и подъезды, и лестничные клетки домов многоквартирного типа тоже включаются в категорию общественных мест. Важнейшим компонентом общедоступных территорий считаются объекты инфраструктуры в плане транспорта. Сюда целесообразно отнести не только остановки и вокзалы, но и непосредственно транспорт.

Что касается последнего случая, здесь стоит напомнить следующее: незначительное относительно действующего закона хулиганство квалифицируется по статье 20.20 как реализованное в общественном месте, причем вне зависимости от того, оно было осуществлено, например, в вагоне поезда или еще на вокзале.

Комментарий

Что запрещено на общедоступных территориях? Любые хулиганские проявления, имеющие там место, квалифицируются по статье 20.1 КоАП РФ. Помимо этого, российское законодательство категорически запрещает употребление алкогольных напитков (куда относятся и слабоалкогольные, например, пиво) в местах, определяемых как общественные.

Основные требования и механизмы защиты прав потребителей услуг, предоставляемых базами отдыха

Временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, и других целях, не связанных с занятием деятельностью, направленной на получение дохода от источников в месте временного пребывания, в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" относится к понятию туризм.

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю, принимая во внимание актуальность своевременного и действенного обеспечения защиты прав граждан, вступающих в разного рода правоотношения с соответствующими хозяйствующими субъектами в сфере организованного и неорганизованного отдыха (туризма), а также, учитывая необходимость минимизации связанного с этим риска причинения имущественного вреда и (или) вреда жизни (здоровью) обращает внимание потребителей таких услуг на нижеследующее.

Средства размещения, предназначенные для проживания туристов весьма разнообразны. К ним относятся: курортные отели, гостиницы, кемпинги, базы отдыха (туристические базы), детские оздоровительные лагеря, прогулочные корабли, гостевые комнаты и т.д.

На территории Приморского края наиболее распространены - базы отдыха (туристские базы).

Определение понятия «Базы отдыха», дано в национальном стандарте Российской Федерации ГОСТ Р 51185-2008 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования».

Базы отдыха - это предприятия, предлагающие в основном:

- размещение в шале, бунгало (отдельно стоящие домики) или в стационарных фургонах,

- возможности и соответствующее оборудование для занятий спортом и развлечений, - услуги предприятий общественного питания, розничной торговли.

Условия размещения на конкретной базе отдыха потребитель определяет с исполнителем услуги письменным соглашением сторон (договором).

К обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах, установленные статьями 307-419 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ).

В договоре возмездного оказания услуг сторонам необходимо согласовать его предмет - существенное условие договора (п. 1 ст. 432 ГК РФ).

Предметом договора на оказание услуги такого рода признается исходя из п. 1 ст. 779 ГК РФ совершение исполнителем по заданию заказчика определенных действий или осуществление им определенной деятельности. Для этого стороны должны определить: перечень (вид) услуг, объем услуг, цену услуги и т.д.

Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства, взятые на себя сторонами по договору, должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями законодательства.

Отношения, возникающие между исполнителем услуг и потребителем, также регламентируются Законом РФ от 07.02.1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей» и иными нормативными правовыми актами.

Основные положения Закона о защите прав потребителей предусматривают охрану и реализацию фундаментальных прав и законных интересов потребителей. К ним относится: право приобретения услуг надлежащего качества, право на безопасность жизни и здоровья, право потребителей на информацию, право потребителей на просвещение, государственную и общественную защиту их интересов.

Кроме этого, Закон о защите прав потребителей определяет механизмы, позволяющие обеспечивать эффективную охрану прав граждан на потребительском рынке.

Согласно ст. 4 Закона о защите прав потребителей исполнительобязан оказать потребителю услугу, качество которой соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве услуги исполнитель обязан оказать услугу, соответствующую обычно предъявляемым требованиям для целей, для которых услуга такого рода обычно используется.

Если исполнитель при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях оказания услуги, исполнитель обязан оказать услугу в соответствии с этими целями.

Также, если законамиили в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к услуге, исполнитель обязан оказать услугу, соответствующую этим требованиям.

ГОСТ Р 51185-2008 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования» предусматривает общие требования к средствам размещения:

- в средствах размещения должны соблюдаться санитарно-гигиенические и противоэпидемические правила и нормы;

- питьевая вода должна быть безопасна в эпидемиологическом отношении, безвредна по химическому составу;

- при отсутствии гарантии качества питьевой воды следует обеспечить наличие бутиллированной воды гарантированного качества;

-прилегающая территория должна быть благоустроена, освещена,

- должно быть организовано предоставление медицинских услуг (или вызов скорой помощи);

-средства размещения должны быть оснащены и оборудованы освещением, холодным и горячим водоснабжением, канализацией, системой вентиляции, телефоном, и т.д.

При этом, предлагаемые решения (объемы исполнения услуги) по каждому требованию могут различаться, так например санузел может быть в каждом номере, или из расчета один на 20 человек, проживающих в номерах; душ может быть предусмотрен в каждом номере, или это будет душевая комната общего пользования, из расчета один на 20 человек, проживающих в номерах, и т.д.

Согласно статей 8 - 10 Закона о защите прав потребителей, исполнитель обязан довести до сведения потребителя информацию об исполнителе услуги, а также о перечне предлагаемых услуг, объеме таких услуг и цене услугидо заключения договора.

Право потребителя, имея всю необходимую информацию на стадии заключения договора, принять решение о заключении (не заключении) договора.

Граждане свободны в заключении договора и понуждение к заключению договоров не допускается.

При обнаружении недостатков оказанной услуги, потребитель в соответствии статьи 29 Закона о защите прав потребителей вправе по своему выбору потребовать:

- безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги,

-соответствующего уменьшения цены оказанной услуги,

- возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами

- либо отказаться от исполнения договора об оказании услуги и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный договором срок недостатки оказанной услуги не устранены исполнителем.

Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуги, если им обнаружены существенные недостатки оказанной услуги или иные существенные отступления от условий договора.

Законом о защите прав потребителей предусмотрены следующие механизмы защиты потребительских прав граждан защиты:

- внесудебный порядок защиты прав потребителей;

- судебная защита потребителей.

Внесудебные механизмы защиты прав потребителей включают административно-правовой (административный) и частноправовой порядки действий.

Положениями статьи 40 Закона о защите прав потребителей и постановления Правительства РФ от 30.06.2004г. № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» реализация административного механизма защиты прав потребителей возложена на Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы (Роспотребнадзор).

Административный механизм защиты прав потребителей включает в себя: организацию и проведение проверок соблюдения исполнителями услуг обязательных требований к их оказанию; применение мер пресечения нарушений обязательных требований в случаях, когда при проведении проверки выявлены нарушения обязательных требований в форме выдачи предписаний о прекращении нарушений прав потребителей, об устранении выявленных нарушений обязательных требований и привлечения лиц, допустивших нарушения, к ответственности (административной или уголовной).

Административная ответственность за нарушение законодательства о защите прав потребителей, санитарно-эпидемиологических требований при оказании услуги отдыха предусмотрена:

- частью 1 статьи 14.8. Кодекса РФ об административных правонарушениях (нарушение права потребителя на получение обязательной информации). Санкция данной статьи предусматривает наложение административного штрафа в размере от 5.000 до 10.000 рублей на юридическое лицо или от 500 рублей до 1000 рублей на индивидуального предпринимателя;

- частью 2 статьи 14.8. Кодекса РФ об административных правонарушениях (включение в договор, условий, ущемляющих установленные законом права потребителей, обязывание приобретения одних услуг, за счет приобретения иных услуг). Санкция данной статьи предусматривает наложение административного штрафа в размере от 10.000 до 20.000 рублей на юридическое лицо или от 1000 рублей до 2000 рублей на индивидуального предпринимателя;

- частью 1 статьей 14. 4 Кодекса РФ об административных правонарушениях (нарушение Правил оказания услуг по реализации туристского продукта, утвержденных постановлениемПравительства РФ от 18 июля 2007 г. N 452). Санкция данной статьи предусматривает наложение административного штрафа в размере от 20.000 до 30.000 рублей на юридическое лицо или от 10000 до 20 000 рублей на индивидуального предпринимателя,

- статьей 6.4. Кодекса РФ об административных правонарушениях (нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений). Санкция данной статьи предусматривает наложение административного штрафа в размере от 10.000 до 20.000 рублей на юридическое лицо или от 1000 до 2000 рублей на индивидуального предпринимателя,

- статьей 6.5. Кодекса РФ об административных правонарушениях (нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде). Санкция данной статьи предусматривает наложение административного штрафа в размере от 20.000 до 30.000 рублей на юридическое лицо или от 2000 до 3000 рублей на индивидуального предпринимателя,

- статьей 6.6. Кодекса РФ об административных правонарушениях (нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания). Санкция данной статьи предусматривает наложение административного штрафа в размере от 20.000 до 30.000 рублей на юридическое лицо или от 2000 до 3000 рублей на индивидуального предпринимателя,

- статьей 8.2. Кодекса РФ об административных правонарушениях (нарушение санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами). Санкция данной статьи предусматривает наложение административного штрафа в размере от 100.000 до 250.000 рублей на юридическое лицо или от 30000 до 50000 рублей на индивидуального предпринимателя, и другими статьями.

Частноправовой механизм защиты прав потребителей в соответствии с положениями Закона о защите прав потребителей представляет собой самозащиту права, при котором субъект гражданского права защищает себя собственными действиями без обращения в орган, осуществляющий защиту гражданских прав, реализуется в следующих формах:

-претензионная процедура, путем направления обращения (устного или письменного) в организацию, предоставившую услуги ненадлежащего качества;

- процедура медиации, за счет урегулирования спора при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон;

- общественная защита, осуществляемая общественными объединениями (организациями) потребителей, деятельность которых определена статьей 45 Закона о защите прав потребителей.

Судебные механизмы защиты прав потребителей предусмотрены статьей 17 Закона о защите прав потребителей. Существуют следующие формы судебной защиты прав потребителей:

- подача искового заявления в суд в целях защиты прав потребителя, которое может быть реализовано как самим потребителем, так и по его обращению Роспотребнадзором, общественными объединениями потребителей и органами местного самоуправления;

- предъявление Роспотребнадзором, общественными объединениями потребителей и органами местного самоуправления исков в судебные органы о прекращении противоправных действий в отношении неопределенного круга потребителей услуг, при этот могут быть заявлены лишь требования неимущественного характер;

- подача Роспотребнадзором заявления о ликвидации исполнителя услуг, либо о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя за неоднократное (2 и более раза в течение 1-го календарного года) нарушение прав потребителей;

- дача заключения по делу в целях защиты прав потребителей, в соответствии с частью 1 и 2 статьи 47 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 3 статьи 40 Закона о защите прав потребителей

Контроль за полнотой информации, предоставляемой потребителям, соблюдением санитарно - эпидемиологических требований при оказании услуги, Роспотребнадзор осуществляет в рамках федерального государственного надзора в сфере защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического надзора не чаще 1 раза в 3 года в плановом порядке или внепланово по обращениям потребителей.

Общее понимание термина

общественное место определение

Так как правоприменение статей КоАП касательно распития алкогольсодержащих напитков и мелкого хулиганства встречается достаточно часто, то целесообразно сформулировать более точное определение общественному месту. Важность детальной формулировки (вернее, ее отсутствия) становится абсолютно понятной, если учитывать, что обязательным условием использования статей 20.1 и 20.20 КоАП считается совершение нарушений именно на общественных территориях. Далее рассмотрим существенные характеристики и признаки общедоступного участка.

Определение общественного места предполагает отсутствие отношения к личной собственности. К примеру, загородный дом или чья-то квартира не могут признаваться таковыми. Аналогичное умозаключение можно сделать о развлекательных и торговых комплексах, потому что у этих территорий есть собственник, а сами они считаются частной собственностью. Определение общественного места по КоАП допускает появление в нем разных людей, причем как в составе групп, так и поодиночке, как правило, в любое время суток.

Читайте также: