Амоко кадис место крушения на карте

Обновлено: 19.05.2024

Amoco Cadiz была VLCC (очень крупным нефтеналивным перевозчиком), принадлежавшим Amoco Transport Corp и перевозившим сырую нефть для Shell Oil . Действуя под удобным флагом Либерии , она села на мель 16 марта 1978 года на Портсолл-Рокс , в 2 км от побережья Бретани , Франция. В конечном итоге она раскололась на три части и затонула, что привело к крупнейшему разливу нефти такого рода в истории на тот момент.

Оглавление

«Амоко Кадис» — трагичная судьба морского гиганта

16 марта 1978 года, в пяти километрах от побережья Франции, сел на мель наполненный 219 797 тоннами нефти 340-метровый супертанкер «Амоко Кадис». Быстро локализовать утечку нефти из-за штормовой погоды не удалось. И в конечном итоге, судно расколовшись на три части, затонул, в результате чего случился крупнейший на тот момент нефтяной разлив в истории загубивший рекордное количество представителей морской фауны.

В наши дни, о катастрофе напоминают лишь якорь установленный в качестве памятника возле место крушения судна, и маслянистый песок который можно найти на побережье Бретани.

Любопытно, что у «Амоко Кадис» был корабль-близнец «Амоко Милфорд Хейвен», который постигла та же участь — супертанкер взорвался и затонул в 1991 году у берегов Италии.

Amoco Cadiz, 1973 год

Amoco Cadiz, 1973 год

Очистка от нефти

Поскольку катастрофа произошла очень близко от берега, от «черного прилива» значительно пострадало все побережье Бретани — почти 400 км. Нефть пропитала прибрежный песок на глубину до полу метра. Маслянистые слои все еще можно найти на многих пляжах побережья.

Очищать побережье принялись сразу же. Так за 1-й день работы удалось убрать 150 тонн загрязненной воды, но из танкера все лилась нефть. Приливом её выбрасывало на уже очищенные участки пляжа вместе с погибшими рыбами, птицами, моллюсками, водорослями.

Аэроснимок нефтяного пятна образовавшееся после крушения Amoco Cadiz

Аэроснимок нефтяного пятна образовавшееся после крушения Amoco Cadiz
Учитывая горький опыт борьбы с произошедшем за десятилетие до этого крушения супертанкера «Torrey Canyon», когда использования детергентов нанесло больший вред чем сам разлив нефти, французские власти решили не использовать химикаты. Опасаясь за прибрежные постройки, правительство отказалось и сжигать плавающую на поверхности нефть. Спасатели использовали лишь самые примитивные средства, такие как сбор грязной воды и посыпка берега тальком, который смешиваясь с нефтью, образовывал комки собираемые граблями в цистерны.

Подсчитано, что все время было собрано порядка 100 тысяч тонн воды, смешанной с нефтью, однако количество нефти, выделенной из этой смеси, едва ли превысило 20 тысяч тонн. Погибли устричные плантации, огромное количество рыбы и птицы. Спасательные работы обошлись в 460 миллионов франков.

Вид на тонущее судно с побережья. Фото позволяет оценить размеры «гиганта»

Вид на тонущее судно с побережья. Фото позволяет оценить размеры «гиганта»

Последствия

В 1988 году федеральный судья США обязал Amoco Oil Corporation выплатить штраф в размере 85,2 миллиона долларов; 45 миллионов долларов в качестве компенсации за разлив и 39 миллионов долларов в виде процентов. В 1992 году Amoco согласилась заплатить 230 миллионов долларов.

Крупнейшие нефтяные катастрофы. Кораблекрушения, взрывы, халатность.

В середине XX века начался быстрый рост рынка нефти. Стали появляться огромные танкеры способные перевозить более 100 тысяч тонн сырья, подводные нефтепроводы, плавающие нефтедобывающие платформы. Но вместе с развитием технологий, выросло и значение человеческого фактора. Одна ошибка капитана судна способна привести к самой настоящей экологической катастрофе.

Так, ежегодно в океан попадает более миллиона тонн нефтепродуктов. Рассмотрим лишь самые крупные техногенные катастрофы вызвавшие разливы нефти.

Крушение танкера «Торри Каньон» (Великобритания, 1967)

Крушение танкера «Torrey Canyon» на рифе «Семи камней»

Крушение танкера «Torrey Canyon» на рифе «Семи камней»
«Torrey Canyon» был одним из первых построенных супертанкеров, а также стал причиной первого масштабного розлива нефти в современной истории. Его длина составляла 297 метров, что можно сравнить с четырьмя «хрущевками».

В результате череды событии и ошибок капитана, морской гигант наткнулся на риф «Семи камней» (опасные гранитные скалы на которых погибло около 200 кораблей) и 110 тонн нефти были выброшены в океан. Несколько дней спасатели и военные пытались спасти тонущий танкер, но даже три буксира не смогли сдвинуть его ни на сантиметр, а после, корпус гиганта не выдержал нагрузок и разломившись на две части начал медленно тонуть продолжая истекать нефтью. Было принято решение сжечь разлившуюся нефть при помощи бензина и бомб. Сутками авиация скидывала на место аварии авиационное топливо и огромные бомбы до тех пор пока вся нефть находившаяся на поверхности и в танкере не сгорела.

Но настоящая экологическая катастрофа случилась не из-за самого факта разлива нефти, а в следствии неудачной попытки ликвидировать образовавшееся нефтяное пятно. Для того что бы предотвратить его распространение в воду было вылито несколько тонн химии, сделавшей разлившуюся нефть токсичной.

В результате аварии было загрязнено нефтью около 300 километров береговой линии, погибло 15 000 птиц и огромное количество животных погибли.

Крушение танкера «Sea Star» (Оман, 1972)

250-метровый южнокорейский супертанкер перевозящий 115 000 тонн нефти «Sea Star» столкнулся с бразильским танкером «Horta Barbosa» вблизи берегов Омана утром 19 декабря 1972 года.

После столкновения оба судна загорелись и были оставлены их экипажами. Пожар на «Horta Barbosa» удалось потушить в течение дня, однако пожар на южнокорейском танкере так и не удалось потушить. Двенадцать не успевших покинуть судно членов экипажа погибли в пожаре продолжавшемся в течение пяти дней, после чего произошло нескольких взрывов и судно затонуло в Оманском заливе 24 декабря 1972 года.

Крушение танкера «Амоко Кадис» (Франция, 1978)

В результате катастрофы погибло около 20 тысяч птиц и огромное число морских обитателей. В спасательных работах принимали участие более 7 тыс. человек. В воду вылилось 223 тысяч тонн нефти, образовав пятно размером в 2 тысячи квадратных километров. Нефть распространилась также на 360 километров побережья Франции.

Взрыв на платформе «Ixtoc I» (Мексика, 1979)

Разлив нефти с платформы Ixtoc I

Разлив нефти с платформы Ixtoc I. Источник: Фото: Collection of Doug Helton
3 июля 1979 года на нефтяной платформе Ixtoc I из-за резкого скачка давления произошел мощный взрыв, в результате которого в Мексиканский залив вылилось до 460 тысяч тонн сырой нефти, из которых 120 тысяч осели на дно.

Нефть продолжала течь в течение 290 дней. Окончательно остановить утечку удалось только спустя 9 месяцев, 23 марта 1980 года при помощи бурения дополнительных скважин рядом с аварийной Общая сумма ущерба оценивается в $1,5 млрд.

Столкновение «Atlantic Empress» и «Aegean Captain» (Тринидад и Тобаго, 1979)

Горящий нефтяной танкер «Aegean Captain» с 275 тоннами нефти на борту, 19 июля 1979

Горящий нефтяной танкер «Aegean Captain» с 275 тоннами нефти на борту, 19 июля 1979.
19 июля 1979 года, во время тропического шторма, около побережья Тринидад и Тобаго столкнулись два танкера «Atlantic Empress» и «Aegean Captain». На первом судне находилось 275 тысяч тонн нефти, а на втором — 200 тысяч. В результате аварии оба судна загорелись и в Атлантический океан попало 290 тысяч тонн нефти. «Atlantic Empress» был отбуксирован подальше от земли и спустя две недели пожара танкер затонул. Второе судно удалось потушить и отбуксировать к Тринидаду.

Несмотря на огромный объем нефти, выпущенной во время аварии, разлив нанес сравнительно небольшой ущерб окружающей среде: ветры вытеснили большую часть нефти в море, где она рассеялась. К тому же, пожар воспламенил нефтяное пятно что значительно снизило дальнейшие экологические последствия.

Крушение танкера «Castillo de Bellver» (ЮАР, 1983)

Пожар на нефтяном танкере «Castillo de Bellver», 1983 год

Пожар на нефтяном танкере «Castillo de Bellver»
6 августа 1983 года танкер Castillo de Bellver перевозящий перевозя 250 000 тонн нефти из Персидского залива в Испанию. Примерно в 80 километрах от города Кейптаун (ЮАР), судно загорелось. Экипаж покинул корабль, который продолжал дрейфовать у берега, и в конце концов раскололся на две половины. В результате аварии в Индийский океан вылилось более 250 тысяч тонн нефти. Течение унесло нефтяную пленку в океан и побережье ЮАР не пострадало.

В следующие сутки в востоку от места разлива шел «черный дождь» из нефтяных капель, но долговременного ущерба зафиксировано не было.

Авария на платформе «Nowruz» (Персидский залив, 1983)



Во время войны между Ираном и Ираком в 1983 году на нефтяной платформе в Персидском заливе «Nowruz» произошло сразу две крупные аварии вызвавшие разлив нефти.

10 февраля 1983 года с платформой столкнулся нефтяной танкер развернув ее на 45 градусов и повредив расположенную под ней скважину. Возникшую в результате этого утечку нефти не удавалось устранить в течение нескольких месяцев, так как месторождение находилось в центре зоны боевых действий между Ираном и Ираком. Все это время из скважины выходила нефть со скоростью 200 тонн в сутки. В марте 1983 года платформа была атакована иракскими вертолетами, и разлив загорелся. Скважину удалось забетонировать только 18 сентября 1983 года, при этом погибло 11 человек.

Другой разлив произошел, когда иракские вертолеты атаковали близлежащую платформу в марте 1983 года. Платформа также загорелась и в течении 2 лет сжигала около 200 тонн нефти в сутки. В мае 1985 года пожар был потушен и скважина была закрыта.

Всего, в результате этих двух инцидентов было разлито около 260 000 тонн нефти.

Крушение танкера «Odyssey» (Канада, 1988)

10 ноября 1988 года либерийский танкер «Odyssey» (ранее назывался Oriental Phoenix) перевозящий нефть из Англии в Канаду взорвался и затонул в 1300 км от берегов Новой Шотландии (Канада) потерпел крушение. Прибывший на подмогу российский сторожевой корабль «Пассат» не смог приблизиться к судну из-за горящей нефти и все 27 членов экипажа погибли.

Так как основная часть разлившейся нефти сгорела или была унесена течением в сторону Англии, работ по ликвидации последствий не производилось.

В результате крушения 132 157 тонн нефти вылилось в море.

Крушение танкера «MT Haven» (Генуя, 1991)

Остатки 340-метрового танкера MT Haven

Остатки 340-метрового танкера MT Haven
11 апреля 1991 года в семи милях от побережья Генуи (Италия) взорвался супертанкер MT Haven загруженный 230 000 тонн сырой нефти. MT Haven являлся точной копией танкера «Амоко Кадис» расколовшегося на 3 части и затонувшим в 1978 году. Близнец повторил его судьбу.

Во время перекачки нефти с плавучей платформы Multedo сломался насос и произошел взрыв после чего начинался пожар. Нефть хлынула как из перегретой кастрюли, пламя поднялось до 100 м в высоту, и произошла серия дальнейших взрывов. А после попыток отбуксировать танкер к берегу, его корпус переломился и основная, 250 метровая часть судна затонула вместе с оставшейся в ней нефтью.

Одной из причин трагедии стало ужасное состояние танкера, который был плохо отремонтирован после попадания в него ракеты во время ирано-иракской войны.

Всего в прибрежные воды вылились 126 тонн нефти. В течение последующих 12 лет средиземноморское побережье Италии и Франции страдало от нефтяного загрязнения.

Останки судна находятся на глубине 33-83 метров у берегов Генуи, что делает его популярным туристическим объектом для дайверов.

Крушение танкера «Exxon Valdez» (Америка, 1989)

Танкер Exxon Valdez

Танкер Exxon Valdez
24 марта 1989 года у берегов Аляски нефтяной танкер «Эксон Валдиз» во избежании столкновения с айсбергом отклонился от курса и налетел на риф в проливе Принца Уильяма.

Хотя это был далеко не самый крупный разлив нефти, до 2010 года авария считалась наиболее разрушительной для экологии катастрофой, которая когда-либо происходила на море, ввиду того что разлившаяся нефть так не была полностью убрана из-за труднодоступности. В результате, по оценке на 2003 год, в районе пролива Принца Уильма все еще оставались еще 80 тонн нефти.


Источник: WWF
По официальным данным, в результате катастрофы около 49 тыс. тонн нефти вылилось в море, образовав нефтяное пятно в 28 тысяч квадратных километров. Всего танкер перевозил 54,1 миллиона галлонов нефти. Было загрязнено нефтью около двух тысяч километров береговой лини.

Некоторые группы, такие как «защитники дикой природы», оспаривают официальные оценки, заявляя о том, что истинных цифр не было в докладах

Нефтяные фонтаны в Кувейте (1990)



В июле 1990 Садам Хусейн заявил что соседнее государство Кувейт незаконно добывают иракскую нефть и потребовал компенсации. Найти решение не удалось и 2 августа иракская армия вторглась в Кувейт, а через 2 дня полностью разгромила противников и взяла под контроль всю территорию Кувейта.

В январе 1991 на помощь Кувейта пришла антииракская коалиция ВВС и чтобы уничтожить нефтяную отрасль противника, а заодно и затруднить высадку десанта, отступающая иракская армия открыла задвижки на нефтяных терминалах и опорожнили несколько нагруженных нефтью танкеров. Огромное количество нефти попало в Персидский залив. Начались поджоги нефтяных скважин и нефтеперерабатывающих центров. К концу февраля 1991 года, когда вывод войск Ирака стал вопросом времени, иракцы взрывали по сто нефтяных скважин в день.

Всего было повреждено около 1000 нефтяных скважин, из которых 727 горели, а оставшиеся фонтанировали. Силами 10 тысяч человек потушить все скважины удалось лишь через 258 дней.

В результате в воды Персидского залива вылилось от 1,5 – 4 млн тонн нефти покрывшей примерно 1 тыс. кв. км поверхности залива и загрязнившей около 600 км побережий. Для того чтобы предотвратить дальнейший разлив нефти, авиация США разбомбила несколько кувейтских нефтепроводов.

Крушения танкера «ABT Summer» (Ангола, 1991)

Крушения танкера «ABT Summer» (Ангола, 1991)

Крушения танкера «ABT Summer» (Ангола, 1991)
28 мая 1991 года, огромный нефтяной танкер MV ABT Summer (длина 344 м, ширина 54м) перевозивший 260 тыс. тонн сырой нефти взорвался на расстоянии 1400 километров от побережья Анголы. Причины взрыва остаются неизвестны.

Корабль продолжал гореть в течение трех дней, прежде чем затонул 1 июня. Найти точное место крушения так и не удалось. К счастью, открытое море разнесло нефть в разные стороны, и серьезного экологического ущерба удалось избежать.

Усинская нефтяная катастрофа (1994)

Ликвидация последствий прорыва трубопровода в Республике Коми

Ликвидация последствий прорыва трубопровода в Республике Коми
В середине 90-х в республике Коми произошел крупный разлив свыше 79 000 тонн (по некоторым данным цифра достигает 270 000). Эта катастрофа стала одним из самых крупных разливом нефти в мировой истории.

В отличии од других крупных разливов, данная катастрофа не являлась следствием аварией и была вызвана массовыми протечками практически не обслуживаемого в течении 20 лет нефтепровода.

Крушение танкера «Sea Empress» (Англия, 1996)

«Sea Empress» 1996

«Sea Empress» 1996
В начале 1996 г. у берегов Великобритании сел на мель танкер «Си Эмпресс» при в ходе в порт Милфорд-Хейвен.

Камни пробили правый борт танкера и из него вытекло около 70 тыс. тонн нефти. Утечка стала третьей по величине в Великобритании и двенадцатой в мире. Потребовалось почти пять лет, чтобы полностью очистить 200 км загрязненной береговой линии. Общая стоимость операции по очистке составила около 60 миллионов фунтов стерлингов.

Авария на подводном трубопроводе «ExxonMobil» (Нигерия, 1998)

Головные сооружения подводного трубопровода (Нигерия)

Головные сооружения подводного трубопровода (Нигерия) © AFP/File
В 1988 в Нигерии произошел прорыв подводного нефтепровода компании ExxonMobil в 1998 году в результате которого в Атлантический океан попало 14 тысяч тонн нефти.

Это происшествие нельзя назвать одной из крупнейших катастроф, однако, этот провыв не был единственным. Согласно статистике, за 20 лет (1976–1996) в Нигерии произошло 4647 аварийных случаев, в общей сложности выбросивших в окружающую среду более 300 тысяч тонн нефти.

Основной причиной прорывов была сильная коррозия на трубах. Возможно, ситуацию усугубил и тот факт, что нефтепроводы пролегают по территории крайне бедных поселений, и местные жители часто делают надрезы в трубопроводах, желая поживиться «бесплатной» нефтью.

Крушение танкера «Эрика» (Франция, 1999)

Крушение танкера «Эрика» у побережья Бретани, 1999 год

Крушение танкера «Эрика» у побережья Бретани, 1999 год
12 декабря 1999 года танкер «Эрика», шедший из французского порта Дюнкерк в Италию, попал в шторм, и потерпел катастрофу неподалеку от западного побережье Франции Бретани. Судно груженое 30 тысячами тонн нефтепродуктов, разломилось надвое.

В результате аварии пострадали 400 километров суши и было заражено от 150 000 до 500 000 птиц.

Крушение танкера «Престиж» (Испания, 2002)

Крушение танкера «Prestige», 2002 год

Крушение танкера «Prestige», 2002 год
13 ноября 2002 года у берегов Испании заливе произошла крупнейшая морская экологическая катастрофа в истории Европы.

Танкер «Престиж» груженный мазутом, проходя Бискайский залив судно попал в сильный шторм в результате чего в корпусе образовалась трещина длиной 35 метров, из которой в море полился мазут со скоростью около 1 000 тонн в сутки. Ни Испания, ни Португалия не согласились принять судно у своих берегов и в итоге, пробитый танкер пришлось отбуксировать в открытое море.

19 ноября 2002 года танке раскололся на две части и затонул в 210 километрах от берегов Галисии и лег на дно на глубине около 3 700 метров. В результате в море вылилось более 50 тыс. тонн мазута.

Не смотря на сравнительно небольшой объем разлитых нефтепродуктов, катастрофа была признана самым масштабным бедствием за всю историю Западной Европы и Испании. Дело в том, что мазут, являющийся остатком после переработки нефти, гораздо более токсичен чем сырая нефть.

Серьезное загрязнение прибрежных районов вынудило правительство региона приостановить рыбный промысел на шельфе в течение шести месяцев.

Чтобы ликвидировать последствия аварии, к работам привлекались волонтеры, число которых составило 300 000 человек. Здоровье многих из них было подорвано. Так, у испанских рыбаков были обнаружены генетические расстройства и патологии легких. Специалисты оценили размер потерь, составивший около четырех миллиардов евро.

Авария на «Deepwater Horizon» (США, 2010)

В результате повреждения труб скважины на глубине 1500 метров разлив нефти продолжался 152 дня до 19 сентября, когда ее удалось забетонировать. За это время в Мексиканский залив попало около 5 миллионов баррелей нефти (682 тыс. тонн).

При этом, первоначально объем утечки оценивался всего в 1 тыс. баррелей в сутки, а уже позже, появились данные вплоть до 100 тысяч. Нефтяное пятно достигло площади 75 тысяч квадратных километров, что составляет около 5 % площади Мексиканского залива.

Разлив нефти

Основная статья: Разлив нефти Amoco Cadiz

16 марта 1978 года в юго - западный бур , то Amoco Кадис прошел Уэссан на западной оконечности Бретани, направились в Лайм - Бей в Соединенном Королевстве. В 9:46 утра, когда супертанкер находился к северу от Ушанта и в 16 морских милях (30 км; 18 миль) к западу от Портсолла, она повернула, чтобы избежать другого корабля, и ее руль заклинило, полностью перебравшись в левый порт. Капитан заглушил двигатель и попытался произвести ремонт, но безуспешно. Тем временем подул северо-западный ветер, гнавший корабль к берегу. К тому времени, когда буксир « Пасифик» успешно подключил трос , было 14:00, и « Амоко Кадис» отошел на 6 морских миль (11 км) ближе к берегу. Два часа буксир пытался замедлить дрейф судна, но затем буксирный трос разорвался. Капитан « Амоко Кадис» включил двигатели на полную корму, и это помогло замедлить дрейф корабля. В 19:00 капитан выключил двигатели, чтобы « Тихий океан» попытался присоединить еще один трос. Супертанкер бросил один якорь, но лапы оборвались. В этот момент супертанкер дрейфовал со скоростью 2 узла (3,7 км / ч; 2,3 мили в час) в сторону Портсолл-Рокс. Новый буксирный трос был успешно прикреплен в 20:55.

Амоко Кадис впервые села на мель в 21:04. Она проехала на высокой волне над каменным шпилем, на который ее прикололи. Камень прорезал обшивку ее днища и вонзился в сеть трубопроводов и оборудования насосного отделения, а также пробил заднюю стенку грузового танка номер четыре. Машинное отделение было затоплено. Она каталась и шлифовала по скале около 5 минут, пока другая огромная волна не подняла ее, и она продолжила свой юго-западный дрейф, увлекая за собой Тихий океан . Она плыла по каменистому лабиринту через Портсолл-Рокс и в 21:30 во второй раз села на мель.

Второе заземление Amoco Cadiz было на скале Мен Гулвен в 2 км от берега. Она первой ударилась о корму рифа, и дно под машинным отделением открылось. Она повернулась к порту и остановилась, направив нос в сторону земли. Она остановилась с кормой, насаженной на скалу на глубине около 12 метров, а носом на глубине еще от шести до семи метров. Между этими скалами глубина составляла от 25 до 30 метров. The Pacific увеличила скорость буксировки, но вскоре после 22:00 второй буксир сломался.

После второго посадки на мель волны разбили Amoco Cadiz на две части, скрепленные деформированным металлом с левого борта. К 24 марта две части были полностью разорваны, а задняя часть была повернута на 90 градусов с юго-запада на юго-восток. 25 марта судно было готово снова развалиться на части, а к 28 марта обломки подверглись дальнейшему перемещению под воздействием приливов и волн.

29 марта она разбилась на три части, и было решено уничтожить ее глубинными бомбами, сброшенными с трех вертолетов Super Frelon . Военно-морской флот сбросил двенадцать противолодочных гранат Mark 56, каждая из которых содержала 350 фунтов (158,757 кг) фугасных взрывчатых веществ, которые должны были взорваться на глубине 8 м (26 футов 2,96 дюйма) под водой, и она затонула примерно через 15 минут. Взрыв зарядов был виден как огромные водяные фонтаны и сотрясал землю на берегу более чем в миле от них.

Амоко Кадис содержал 1 604 500 баррелей (219 797 тонн) легкой сырой нефти из Рас-Танура , Саудовская Аравия, и острова Харг , Иран . Суровые погодные условия привели к полному разрушению судна до того, как из обломков можно было вылить какую-либо нефть, в результате чего весь его груз сырой нефти (принадлежащий Shell ) и 4000 тонн мазута вылились в море. По оценкам NOAA США , общий разлив нефти составил 220 880 метрических тонн нефти.

Виноват капитан

Тем не менее, несмотря на ужасные экологические последствия катастрофы никто не понес ответственности за крушение. Единственным виновником был признан капитан судна Пастренго Руджиати, признавший свои ошибки и лишенный капитанского диплома без права восстановления.

Нефть превозимая на судне принадлежала английской компании «Бритиш Петролеум», однако само судно было приписано к столице Либерии Монровии и принадлежало компании «Барракуда танкер корпорейшн», размещавшейся на Бермудских островах. Последняя являлась холдингом компании «Юнион ойл». Все эти тонкости в дальнейшем стали головной болью истцов, не знавших, с кого требовать погашения ущерба.

Более того, танкер «Торри Каньон» на борту которого находилось 800 тысяч баррелей сырой нефти был застрахован на 18 миллионов долларов. При том что стоимость нефти в то время находилась возле отметки в 1,3 — 1,8 доллара за баррель.

Все расходы легли на плечи правительств стран принимающих участие в ликвидации последствий и компанию «Вейсмюллер» привлеченную для спасения тонущего танкера. «Вейсмюллер», работала на распространённых тогда условиях «Не спас – не получишь» и вложившая в спасательную операцию уже немалые деньги, не получила компенсации за свои безуспешные труды.

Крушение танкера «Торри Каньона» стало первой катастрофой такого рода. Ранее уже случались разливы нефти но их масштабы не сопоставимы с «Торри Каньон». Люди были не готовы к такому происшествию: не было ни эффективных средств предотвращения и ликвидации последствий, ни законов регламентирующих ответственность.

Только после аварии были приняты конвенции обязывающие нефтяные компании нести ответственность за все инциденты при добыче и перевозке сырья. Это заставило компании взяться за разработку технических средств предотвращающих тяжелые последствия аварий.

Таким образом, когда спустя 11 лет, в 1978 году, произошел подобный инцидент с танкером «Амоко Кадис» перевозящим 230 000 тонн нефти, при борьбе с последствиями уже не использовались ни бомбы, ни дигедранты.

Экологические последствия

На тот момент, авария «Амоко Кадис» стала крупнейшей экологической катастрофой такого рода и привела к наибольшим потерям среди морских обитателей от разлива нефти. В первые две недели после аварии на берег были выброшены миллионы мертвых моллюсков, морских ежей и других морских обитателей, но большинство животных погибли в течение двух месяцев.

Крупные обитатели моря слепли от нефти, их органы дыхания забивались и они задыхались. Губительное воздействие нефть оказала и на морских птиц — было собрано более 4500 погибших пернатых, хотя по общей оценке погибло около 20 000 птиц. Как объясняют орнитологи, нефть впитывается в оперение птиц, после чего они, сильно отяжелевшие, уже не могут летать и даже с трудом плавают. Кроме того, нефть, заполняя пространство между перьями, в котором обычно заключен воздух, нарушает теплоизоляцию, что введет к переохлаждению, в результате которого птица погибает. Почувствовав на своем оперении нефть, птица пугается и начинает нырять, что приводит к еще большему его загрязнению.

Рыболовный промысел был уничтожен почти полностью. Как сообщали местные рыбаки, пойманная рыба была больна и имела привкус нефти, а под жабрами можно было найти черные следы. Объем погибших устриц оценивается в 9000 тонн. Почти полностью погибли ракообразные и иглокожие (морские звезды, морские ежи), но их популяции восстановились в течении года.

Ликвидация последствий катастрофы «Торри Кэньон»

Ликвидация последствий катастрофы
Говоря про экологические последствия крушения «Амоко Кадис» нельзя не отметить, что это не первый разлив нефти в данном регионе. Буквально за десятилетие здесь погибло и три других танкера.

  • В 1967 неподалеку сел на риф другой супертанкер «Торри Кэньон» вызвавший разлив 110 тысяч тонн нефти, часть из которой осела на побережье.
  • В январе 1976 года, у побережья Бретани сел на мель и раскололся на две части танкер «Олимпик Бревери» с 2 тыс. тонн нефти на борту. Примечательно, что это было его первый выход в море в ходе которого судно успело преодолеть лишь 65 км пути.
  • В том же году, во время шторма 15 октября 1976, возле маяка «Antifer» сел на мель супертанкер «Andros Antares».

Крушение «Амоко Кадис»

Танкер с 1 604 500 баррелями (219 797 тоннами) нефти компании Shell на борту направлялся из Персидского залива в Роттердам (Нидерланды). Всего судну было нужно пройти около 25 000 км., но на последней тысяче произошла авария.

Утром 16 марта 1978 года, танкеру оставалось лишь преодолеть пролив Ла-Манш, но при входе в него, возле острова Уэссон, чтобы избежать столкновения с другим судном, танкер был вынужден резко сменить курс. В результате, рулевое управления танкера было повреждено и «морской гигант» стал абсолютно неуправляемым. Попытка остановить его при помощи якорей привела к тому что, один из двух якорей сломался. Атлантику сильно штормило.

Капитан запросил помощи по радио. Казалось бы, на счастье, совсем близко, в порту Брест, находился западногерманский буксир «Пасифик», но все оказалось не так просто.

Буксир был слишком мал чтобы тащить гиганта, поэтому, его капитан сперва запросил разрешения на буксировку у руководства, что заняло довольно много времени, и когда одобрение было получено в Ла-Манше уже бушевал шторм, а танкер начало сносить к берегу. Единственный оставшийся якорь был не способен удержать судно. Пользуясь безвыходным положением танкера капитан «Пасифика» потребовал за спасение 10% от стоимости груза, что равнялось 2 миллионам долларов на стандартых условиях «не спас – не получишь». В течение трех часов в штормовом море шел торг между капитанами и наконец капитан «Амоко Кадис» согласился на предложенные условия. Буксир поволок танкер в открытое море, но спустя всего 4 минуты лопнул буксирный трос.

Для того чтобы завести новый в условиях десятибалльного шторма, потребовалось ещё три часа. Все это время танкер дрейфовал в сторону скал со скоростью 2 узла (3,7 км/ч). Капитан безуспешно пытался замедлить движение двигателем и оставшимся якорем, но все усердия были тщетны. В 20:45 новый трос был установлен, но и он не выдержал.

Фото торчащего из воды носа тонущего супертанкера Amoco Cadiz

Фото торчащего из воды носа тонущего супертанкера Amoco Cadiz
В 21:04 неуправляемый танкер «Амоко Кадис» в первый раз задел днищем камни повредив при этом двигатели, а 21:39 камни порвали корпус судна и начался разлив нефти. «Амоко Кадис» стал медленно крениться и оседать на корму.

На сигналы SOS тут же прибыли спасательные буксиры и рыболовецкие судна которые были бессильны помочь нефтяному гиганту.

Отдаленность места катастрофы от портов и продолжающийся шторм сильно затрудняли спасательные работы. Тем не менее, к двум часам ночи французским вертолетчикам удалось забрать с гибнущего корабля всех членов экипажа. Капитан и один офицер оставались на борту пока еще оставались надежды на спасение судна.

В 10:00 17 марта судно разломился надвое, и вся нефть остававшаяся в танка оказалась в море. Позже, спустя 11 дней, одна из частей разломилась еще раз. Впоследствии, французский флот уничтожил обломки танкера глубинными бомбами.

Крушение танкера «Торри Каньон» — авария погубившая 15 000 птиц

Печально известный нефтяной танкер «Torrey Canyon» ставший причиной одной из самых крупных техногенных катастроф по сей день покоится на глубине 30 метров неподалеку от Уэльса. В 60-е он считался самым крупным нефтяным танкером и был способен вместить 120 тысяч коротких тонн (110 обычных) сырой нефти. Стоит отметить что изначально он имел вместимость 60 000 тонн, но позже судно было увеличено в два раза в Японии.

Нефтетанкер «Torrey Canyon» до крушения

Нефтетанкер «Torrey Canyon» до крушения
Морской гигант длиной 296,8 метров (на 30 метров длиннее Титаника) и шириной 38,2 м, и имел осадку 20,9 м. Для сравнения, типичная «Хрущевка» на 4 подъезда имеет длину около 70 метров, ширину — 12 м и высоту 15 м. Он фактически состоял из множества плавающих цистерн с небольшой надстройки для экипажа и двух паровых турбин. Экипаж составлял 36 человек.

Попытки спасти

На сигналы SOS откликнулось несколько судов, и через несколько часов на танкер уже были высажены спасатели, английские ВМС прислали вертолеты. «Торри Каньон» к тому времени был уже частично затоплен и бился о скалы.

Вертолеты прибывшие на подмогу «Торри Каньон»

Вертолеты прибывшие на подмогу «Торри Каньон»
Ситуацию усугубило и то, что экипаж своими силами пытался облегчить судно выкачивая за борт оставшуюся нефть, в результате чего вокруг судна образовалось нефтяное пятно диаметром около 9 км. К тому же, морская вода замещающая нефть тяжелее и судно полностью утратило плавучесть и медленно шло ко дну.

Тем временем, в надежде остановить распространение нефтяного пятна вокруг танкера разливали эмульгатор (детергент — растворитель), способного связать нефть. По разным сведениям, количество использованного дигедранта колеблется от 3 до 10 тысяч тонн! Надо сказать, что по итогу это только усугубило ситуацию, так как они не только не остановили распространение пятна из-за слишком малого количества (по оценкам, было необходимо не менее 15 000), но и сделали его токсичным.

За 30 часов, прошедших со времени крушения, нефтяное пятно уже достигло площади в 162 км 2 и вблизи танкера уходило вглубь на полметра.

Все попытки снять танкер с рифа были тщетны. 24–26 марта была предпринята последняя попытка но даже три буксира, общая мощность двигателей которых составляла почти 7 тыс. лошадиных сил, и компрессоры накачивающие воздух в танкина смогли сдвинуть танкер ни на сантиметр. Более того: корпус не выдержал постоянных ударов о камни и в полдень 27 марта 1967 года «Торри Каньон» разломился пополам и пошел ко дну.

Сжечь любой ценой

28 марта было принято уничтожить судно. Британская авиация начала его бомбардировку с воздуха, чтобы воспламенить и сжечь нефть, прежде чем та окончательно зальет пляжи.

история

Amoco Кадис был построен на испанской верфи Astilleros Espanoles SA в Кадисе . После запуска в ноябре 1973 года он был принят на вооружение в июне 1975 года для американской компании Amoco.

Авария у берегов Бретани

Место аварии ​

Поскольку отказы руля направления не обязательно воспринимались как нечто особенное, команда сначала попыталась устранить повреждение, хотя Amoco Cadiz находился всего в 24 км от берега. Буксир был запрошен только около 11:20 утра после того, как стало ясно, что повреждение (разрыв гидравлической линии) было увеличено в результате попыток ремонта и что теперь полный отказ органов управления в море не может быть исправлен. Вызов службы экстренной помощи не производился.

Примерно через час прибыл немецкий глубоководный буксир Pacific . Однако он оказался слишком слабым, чтобы безопасно вывести Amoco Cadiz в порт для ремонта в таких погодных условиях. На подходе был более сильный буксир « Симсон» , но ожидалось, что он прибудет не раньше полуночи. Между двумя капитанами также возникли разногласия по поводу контракта на спасание и затрат. Из-за опасной чрезвычайной ситуации капитан танкера выполнил требования своего коллеги из Тихого океана . Буксировка началась около 14.05. Были предприняты попытки развернуть поврежденное судно носом против ветра, чтобы оно могло уйти от берега с помощью собственной силовой установки или хотя бы держаться на расстоянии. Примерно в 16.15, примерно в 6 морских милях от берега, буксир к берегу Тихий океан сломался . После этого капитан танкера попытался изо всех сил отвести судно от берега. Корабль повернул против ветра, носом к берегу. Очередная попытка соединения кормы танкера с Тихим океаном в период с 19:00 до 20:00 не удалась. Поскольку этот маневр требовал полной остановки гребного винта Amoco Cadiz, он продолжал движение к берегу.

Вскоре через 20 часов, всего в 1,3 морской мили от берега, капитан танкера бросил якорь в порту, хотя предполагал, что он оторвется из-за каменистого грунта. Теперь можно было закрепить трос между танкером и буксиром и начать новый процесс буксировки. Но и это не остановило корабль. Якорь правого борта больше нельзя было бросить из-за отказа управления якорной машиной.

В результате корабль Amoco Cadiz протаранил скалу у побережья Портсалла, района Плаудальмезо , примерно в 24 км к северо-востоку от острова Узан , примерно в 21:04 . Вода проникла; Опасность взрыва вынудила полностью отключить бортовую электрическую систему и предотвратить отправку экстренного вызова через бортовую радиосистему. Волна снова очистила потерпевший крушение корабль; Однако через полчаса он наконец застрял на рифе. Экипаж был эвакуирован вертолетом после того, как их спасательная шлюпка была потеряна, когда она была спущена на воду в темноте. Около полуночи корабль развалился в задней трети, незадолго до надстройки. Через неделю между первым и вторым кварталом произошел разрыв.

Борьба с последствиями катастрофы

Утечка сырой нефти и судового топлива загрязнила воды и более 350 километров побережья на северо-западе Франции в течение следующих нескольких недель. Управление по ликвидации последствий стихийных бедствий было перегружено таким количеством нефти, поскольку оно было подготовлено к разливу нефти с максимальным объемом утечки около 30 000 т нефти после аварии в каньоне Торри . Готовое к этому оборудование также было размещено на больших расстояниях вдоль побережья, и сначала его нужно было транспортировать более или менее далеко к месту аварии. У координации было много слабых мест. Район, в который был загнан танкер, был совершенно непригоден для крупномасштабного судоходства из-за плотного сбивающего с толку сопоставления мелководья и глубоких мест. Танкеры, на которые должен был перекачиваться груз Amoco Cadiz , не могли добраться до места крушения из-за большого количества мелководья, которое лишь неточно было нанесено на морские карты.

Чтобы предотвратить неконтролируемую длительную утечку нефти, когда судно и груз уже нельзя было спасти, все люки танков были открыты, и танкер был даже застрелен менее чем через две недели после того, как он оказался на мели. Через три дня после утрамбовки породы более 80 000 т и примерно через 19 дней почти вся нефтеналивная нагрузка достигла моря. Из них 74 тыс. Т осталось в море, 80 тыс. Т загрязнило побережье. Остальные 30% испарились.

Французское правительство и пострадавшие сообщества подали в суд на компанию Amoco в США. Через 14 лет они получили 1,257 миллиарда франков (190 миллионов евро), что составляет менее половины суммы, которую они просили.

Сегодняшняя ситуация

Обломки корабля Amoco Cadiz теперь считаются богатым событиями местом для дайвинга у побережья Бретона. Погружению подлежат только средняя часть и корма. Бак пропал после шторма и до сих пор не найден.

Причины крушения

Расколовшийся на две части «Торри Каньон»

Расколовшийся на две части «Торри Каньон». Источник фото BBC
19 февраля 1967 года танкер «Торри Каньон» с 110 тоннами нефти очень вязкой нигерийской нефтью, принадлежащей английской компании «Бритиш Петролеум» на борту отправился из в Кувейта (Персидский залив) в Уэльс. Однако, точного запланированного маршрута у судна не было и в результате навигационной ошибки, в конце пути, 18 марта 1967 года, танкер вплотную приблизился к островам Силли – 48 безжизненным скалам, выступавшим из воды. Что бы вернуться на курс кратчайшим путем Капитан Пастренго Руджиати направил танкер в сторону печально известного гранитного рифа «Семи камней» (Seven Stones Reef -так моряки называли опасную гряду небольших подводных скал длиной в 1,5 км., ставшей причиной гибели около 200 кораблей; сейчас в этом месте установлен одноименный плавучий маяк), намереваясь сметь направление в последний момент. Это решение стало фатальным для судна.

При нормальной погоде и во время отливов «Семь камней» хорошо видны, и суда спокойно обходят их стороной, но в то утро прилив находился в высшей точке и опасные скалы были скрыты под водой.

Приближающийся к рифам «Торри Каньон» заметили моряки плавучего маяка, охраняющие проходящие суда от «Семи камней». Они тотчас сообразили, что если танкер будет следовать и дальше прежним курсом, то он неминуемо врежется в камни. На маяке выбросили предупредительный флаг и пустили ракеты, но капитан проигнорировал предупреждения будучи уверен что сможет повернуть корабль налево при приближению к рифу.

Однако, на его пути встали рыболовецкие судна как обычно занимавшиеся промыслом в это время. Капитану ничего не оставалась как резко свернуть влево в надежде пройти над камнями, но и этого сделать не удалось. По одной версии корабль корабль шел на «автопилоте и было необходимо время на о что бы перейти в режим ручного управления, по-другой, капитан слишком долго не мог принять решение. Так или иначе, но момент был упущен.

Через две минуты морской гигант «Торри Каньон» со всего хода наткнулся на скрытый под водой первый из «Семи камней» и намертво застрял. Скала пробила корпус танкера глубоко войдя внутрь. Из 18 танков с нефтью были 14. По оценки прибывших после спасателей, танкер засел на камнях тремя четвертями длины своего корпуса, и снять его с помощью буксиров было невозможно.

Амоко кадис место крушения на карте


Нефтеналивной танкер "Хейвен" (MT Haven, 1973 г.п., 233690 брт, 15 уз, 44 чел) Показать полностью.

11 апреля 1991 года загруженный 230 000 тонн сырой нефти MT Haven находился около плавучей платформы Multedo, в семи милях от побережья Генуи, Италия. Слив 80000 тонн нефти, он был отсоединён от платформы для плановой внутренней операции перераспределения нефти из двух боковых резервуаров в центральный.

Позже, описывая произошедшее, старший помощник капитана Донатос Лилис (Donatos Lilis) сказал: «Я услышал очень громкий шум, как будто железные прутья бились друг о друга. Похоже, крышка насоса была сломана. Затем был ужасный взрыв.»

Пять членов экипажа погибли сразу же, как вспыхнул пожар, нефть начала течь из корпуса, как из перегретой кастрюли. После того как судно загорелось, пламя поднялось до 100 м в высоту, и, после серии дальнейших взрывов, примерно 30-40 тысяч тонн нефти вылилось в море.

Итальянские власти действовали быстро — в тушении пожара приняли участие сотни спасателей, для контроля за утечкой вокруг судна были установлены надувные барьеры длиной около 10 км. На следующий день MT Haven попытались отбуксировать ближе к берегу в стремлении локализовать площадь пострадавших районов и упростить операцию по устранению последствий.

Но скоро стало ясно, что у корабля произошёл разлом в корпусе и носовая часть отделилась и затонула. 14 апреля вся основная 250-метровая часть корпуса погрузилась под воду в полутора милях от побережья

СОДЕРЖАНИЕ

Амоко Кадис

Amoco Cadiz в марте 1978 года после отлома кормы.

Amoco Кадис был нефтяной танкер , принадлежащий американской компании Amoco Oil Corporation . Плывя под флагом Либерии, он столкнулся со скалой на побережье Бретани (Франция) 16 марта 1978 года и распался на три части, что привело к шестому по величине разливу нефти в истории. Груз в размере 223 000 тонн сырой нефти и бункерного топлива С оказался в море.

Последствия

В результате аварии около 110 000 тонн нефти вылилось в море, образовав нефтяное пятно в 700 км 2 . Было загрязнено нефтью около 300 километров береговой линии.

Экологические последствия катастрофы были ужасны.

В районе аварии у крабов отпадали конечности и они умирали; все чаще попадались мертвые омары. Погибли морские ежи, моллюски, морские собачки, прилипалы, песчаные угри, многие виды рыб, а в прибрежной зоне – все мидии… Но страшнее всего последствия крушения отразились на птицах. Их пропитанные нефтью и детергентом перья теряли водоотталкивающие свойства и переставали удерживать тепло, что приводило к быстрому охлаждению тела; легкие, горло, кишечник, забитые пеной из нефти и детергентов, были обожжены. Нефть, кроме того, вызывала перитониты, нарушение деятельности печени и почек, паралич и слепоту. Птицы, перья которых были сильно пропитаны нефтью, умерли все без исключения. Около 15 000 птиц и огромное количество животных погибли, прежде чем нефтяное пятно было ликвидировано. Среди пострадавших выжило менее 20%.

Но причиной такого влияния на фауну оказался не сам разлив нефти, а попытки борьбы с ним. Дело в том, что плавающая на поверхности в открытом море нефть не причиняет вреда морским организмам. Однако после обработки детергентом она становится чрезвычайно ядовитой для морской растительности и живых организмов.

Читайте также: