Сплав на бубликах в гималаях

Обновлено: 19.05.2024

Непальские трекинговые вершины - это умеренно-сложные и достаточно пологие горы. Их список определен на сайте NMA (Nepal Mountaineering Association). Эта организация всячески пропагандирует хорошее дело: сделать Гималаи доступным для новичков, для всех тех, кто хотел бы просто попробовать себя в высотном альпинизме, прежде чем заняться этим увлекательным спортом всерьез. Порядок восхождения на трекинговые вершины несложный - нужно иметь групповой пермит и сертифицированного непальского горного гида. Дальше - все зависит от организации путешествия, снаряжения и физической формы восходителей.

Особенностью непальских трекинговых вершин является их доступность - любой человек, держащий себя в тонусе и ведущий активный образ жизни, в состоянии подняться на высоту более шести тысяч метров. Впрочем, базовые альпинистские навыки не помешают: умение подогнать под себя обвязку, владение спусковым устройством и жумаром, знание основ пользования ледорубом и кошками сильно облегчат восхождение. Получить эти навыки можно в любом скалодроме своего города или уже во время самого тура - в тренировочный день, предусмотренный программой восхождения.

Во время тренировочного дня гид-лидер индивидуально подгоняет снаряжение, проверяет готовность группы и моделирует предстоящее восхождение на пологом травяном склоне. К концу тренировки каждый участник начинает уверенно владеть жумаром и ATC (эй-ти-си) - страховочно-спусковым устройством.

Шесть тысяч метров - это серьезная высота требующая правильной акклиматизации. Это означает, что программа восхождения должна быть построена так, чтобы набор высоты происходил плавно, с постепенно нарастающей физической нагрузкой. Быстрый подход к горе и короткие сроки тура опасны для здоровья и чреваты как минимум сходом с маршрута или .. вертолетной эвакуацией в госпиталь с симптомами горной болезни. Настоящие Большие Горы спешки не приемлют :-)

Однако все усилия и лишения будут вознаграждены поистине грандиозным видом крыши мира - Гималаев.

Как попасть в Гималаи новичку?
Хорошо, когда есть компания друзей и единомышленников. Просто прекрасно, если все примерно в одинаковой физической форме и имеют какой-либо горный опыт. В таком раскладе дело за малым - нужен лидер для координации путешествия и немного свободного времени и упорства для сбора информации в интернете.
А если ничего этого нет? И старые друзья уже не в силах "оторвать голову от стула" или же их просто еще нет, не появились?
Тогда не стесняйся - приходи в коммерческую группу. Друзья появятся, а уж горный опыт точно гарантирован!
В "сборных солянках", при всех известных минусах, есть несомненный плюс - в такой группе все реально равны друг перед другом. Все - клиенты :-)) И гид-лидер группы есть и "отец-командир" и верный, опытный товарищ.
Такой жизненный опыт тоже дорогого стоит и часто бывает так, что коммерческая группа становится стартом для формирования настоящей сплоченной Команды единомышленников .

«Накатались!»

С «Бубля» экипаж буквально выползал. «Наверное , первое время мы даже не понимали , что сделали , что это вообще-то мировое уникальное достижение в водном туризме, — вспоминает Блошкин. — Просто эмоции были неимоверные».

Вопрос о прохождении прорыва на плоту «Тибет» отпал сам по себе. Все прекрасно понимали , что он застрянет на первых же километрах , как это было в 2002 году. Экипаж «Бубля» проходить Карагемский прорыв второй раз отказался наотрез: «Нет уж , накатались»!

Вечером звонили по спутниковому телефону домой. Событие отмечали с размахом. Как выяснили с утра , никто в эту ночь не спал.

После Карагемского прорыва участников экспедиции ждали еще 27 порогов и водопадов на Аргуте. Их прошли на двух судах — и на «Тибете», и на «Бублике». Экспедиция закончилась 9 сентября.

Смертельные попытки

В августе 1995 года московская группа под руководством чемпиона России Дмитрия Марчука пыталась пройти нижнюю часть прорыва двумя судами — четырехместным катамараном и плотом. Ближе к концу порыва с плота смыло Андрея Волкова , он погиб.

В августе 1999 года на Аргут с очередной попыткой прохождения всего прорыва снова приехал Александр Проваторов. Они с Юрием Скородумовым составили экипаж «Бубля». На втором «Бубле» пошли новосибирцы Станислав Воронко и Александр Галяпин.

На этот раз водникам удалось остановиться в камнях перед первым водопадом и не свалиться в него. сделали раведку. Но на «Бубле» Проваторова образовался огромный порыв. Воронко не хотел терять время , он жаждал рискнуть и стать первым. Его плот пошел в водопад.


«Адреналин уже вскипел»: как барнаульские путешественники покорили реки Ингушетии и Чечни

Оставшиеся на ремонт члены экспедиции , несмотря на рев реки , услышали громкий хлопок — баллон «Бубля» лопнул. Воронко не смог перебраться на другое «колесо», и вскоре его смыло. Плот разломало под водопадом.

На выходе из прорыва страховочные катамараны выловили водников. Александра Галяпина удалось откачать , Станислава Воронко спасти не смогли. Экипаж Проваторова в водопад не пошел. Галяпин через четыре года скончался в Новосибирске.

В 2002 году Карагемский прорыв не пустил Сергея Лагоду , Александра Проваторова , Сергея Крюкова и Александра Зорина на «Тибете». Плот застрял на камнях , даже не дойдя до первого водопада. Экипаж просидел там четыре часа. Выбрались по веревкам на берег , а судно удалось стащить только УАЗом с дороги.

Памятная табличка Станислава Воронко.

Памятная табличка Станислава Воронко. Скрин с YouTube. Фильм «Карагемский прорыв: 20 лет спустя».

Томич помогает путешественнику без ног взобраться на вершину Гималаев

Томич помогает путешественнику без ног взобраться на вершину Гималаев

Экстремал-колясочник Рустам Набиев в альпинистской связке с членом томского отделения РГО Иоанном Чечневым начал восхождение на гору Манаслу высотой более восьми тысяч метров. Эта вершина является частью Гималаев в северной части Непала.

Как сообщает томское отделение РГО (Русское географическое общество), Рустам Набиев и Иоанн Чечнев начали экспедицию в Гималаи в составе команды Alpwww еще в начале сентября. Путешественники разбили базовый лагерь на высоте 4,8 тысячи метров. Туда на вертолетах и с помощью носильщиков было заброшено более одной тонны груза. Основная его часть — продовольствие на месяц пребывания в горах.

28 сентября команда начала свое восхождение на Манаслу, восьмитысячник в центре Непала.

«Моя уверенность в самого себя и в свои возможности выше всех гор, которые меня окружают. Это Гималаи, и тут нет места нытью и жалости. Беру свои ледорубы и двигаюсь вперед», — написал параальпинист Набиев в своем Instagram.



Фото: томское отделение РГО

По данным РГО, статистика смертности на Манаслу — 17 %. Повышают риски часто сходящие с вершины лавины, повсеместные трещины и провалы.

«Это мой самый сложный путь, который предстоит пройти. Пусть мое восхождение станет символом для миллионов людей никогда не опускать руки и что только через действие можно достичь результата. Я буду делать это не только ради себя, но и ради всех нас», — признался Рустам.

Напомним, ранее Рустам Набиев и Иоанн Чечнев в 2020 году покоряли Эльбрус. Поднявшись в базовый лагерь (4,8 тысячи метров), Рустам Набиев побил свой личный рекорд. Томич Иоанн Чечнев — опытный путешественник, за его плечами не одна экстремальная экспедиция, среди которых многократные восхождения с тотально слепым параальпинистом Дмитрием Богдановым на Алтае, в Памире и Грузии.

Парашюты и рекорды

Проваторов бросил два парашюта в разные стороны , матерчатые купола должны были захватить поток воды и стащить судно с камня. Один парашют оторвало сразу , а второй болтался и не зацеплялся за воду.

Зырянов отрезал обвязку и перебрался на переднее колесо , вместе с Проваторовым они тщетно пытались раскачать «Бубль».

Блошкина из-под водопада Влад доставал на ощупь , не видя , что происходит. Он попытался выстегнуть тело Сергея из ремня безопасности , но в этот момент «Бубль» понесло влево , протащило через 3-метровый слив и выбросило на камень.

Здесь команда просидела около пяти минут , радуясь тому , что живы. Блошкин был практически без сознания и получил сильное переохлаждение. Он просидел под водой 12 минут 3 секунды , поставив рекорд.

Покорение Карагемского прорыва.

Покорение Карагемского прорыва. Отчет Сергея Блошкина.

«Ты — живой». Как барнаульцы преодолели непроходимый Карагемский прорыв в Горном Алтае

В августе 2003 года барнаульские спортсмены Александр Проваторов , Владислав Зырянов и Сергей Блошкин прошли Карагемский прорыв на реке Аргут в Горном Алтае. Впервые его хотели покорить еще в 1990-м. Команды водников из разных городов Сибири и всей России пытались взять его с десяток раз. «Несомненно , Карагемский прорыв в ближайшее время будет пройден еще раз», — писал потом в своем отчете Блошкин. Но на это уже 16 лет никто не решается.

Река Аргут.

Река Аргут. Краткое содержание
  • Ни сил , ни опыта
  • Как течет река
  • «Бублик» и «Тибет»
  • Без сознания
  • Смертельные попытки
  • Завтра трудный день
  • Начало прорыва
  • Вниз головой
  • Парашюты и рекорды
  • В котлах
  • «Накатались!»
  • Быть первым

В котлах

Из отчета Сергея Блошкина:

«У «Бубля» была сломана передняя поперечина , и две небольшие трещины на продолинах. С камня нужно было уходить только вправо , слева было сито из камней. С заднего колеса бросили парашют , и судно потащило вправо. Далее «Бубль» упал в 5-метровый водопад с котлом , который держал более четырех минут. Его вытащили с помощью парашюта».

Этот парашют был последним. Через 50 метров водники преодолели еще один 6-метровый водопад , на котором заканчивается самая опасная часть прорыва , и уклон реки уменьшается.

Из отчета Сергея Блошкина:

«Через 300 метров прошли 5-метровый водопад по центру прорыва. Силы были уже на исходе. Далее следуют один за другим 4−5-метровые сливы , но они пологие».

После того , как экипаж немного расслабился , судно упало в последний 6-метровый слив с пенным котлом , где команду нещадно перемесило. Ребята были вымотаны окончательно. Мощной струей «Бубль» вынесло в ворота прорыва , где горы расступаются , и Аргут успокаивается.

Из отчета Сергея Блошкина:

Покорение Карагемского прорыва.

Покорение Карагемского прорыва. Отчет Сергея Блошкина.

Спортсмен-водник рассказал о сплавах , переворотах и VIP-персонах на алтайских реках

Спортсмен-водник рассказал о сплавах, переворотах и VIP-персонах на алтайских реках

Россияне начали планировать летний отпуск , и рост интереса к внутреннему туризму уже очевиден. Одна из природных достопримечательностей Алтая , которая привлекает гостей со всех концов света, — река Катунь. А для тех , кто решится пройти на рафте по этой бурной реке , она может стать и главным местным аттракционом. Алексей Саратовкин за многочисленные сплавы по алтайским и среднеазиатским рекам в начале года получил звание заслуженного путешественника России. Он рассказал , как зародился рафтинг на Алтае , как работает и сколько стоит приключенческий туризм на Катуни.

— Я занимаюсь коммерческими сплавами примерно с 2000 года. А начинал на речке Песчаной. Учился тогда при Алтайском центре детско-юношеского туризма. Где-то в 1996 году алтайский путешественник Александр Проваторов открыл там первую школу гидов. Он — мой главный учитель. Благодаря ему я стал инструктором по водному туризму.

Поначалу мы почти не сплавляли людей. В основном у нас были пешие детские группы , которые неделю шли от Усть-Семы до Аи , а мы отправляли их вещи по нижней Катуни на плотах. Группы были по 100 человек , так что у нас около 10 плотов шло с вещами. Ни один не затонул , вещи только могли слегка намокнуть. Гидромешков тогда , конечно , еще не было , все заворачивали в полиэтиленовые пакеты.

Люди начали сплавляться еще в конце 90-х , но активно это стало развиваться в начале нулевых. Тогда стали массово появляться туристические базы в районе нижней Катуни. Сначала были популярными часовые или однодневные сплавы , их организовывали сами туркомплексы. Потом подключились и турагентства , начали предлагать и многодневные туры по реке. Сегодня в этом отношении самые популярные реки — Катунь и Чуя. К ним существует удобная доставка. Плюс обе реки дают возможность использовать разные суда.

Спокойные участки рек сплавщики называют "болото". Но туристы пускаются в плавание на рафте ради порогов и быстрых ощущений, которые они дают.

Спокойные участки рек сплавщики называют «болото». Но туристы пускаются в плавание на рафте ради порогов и быстрых ощущений , которые они дают.

Перевороты и лапша каякеров

— Самое распространенное судно на этих реках — рафт. Он пришел к нам с Запада. У нас также еще с советских времен остались катамараны и плоты. Но из плотов сегодня в ходу в основном «бублик», он предназначен для экстремального спортивного туризма. Остальные постепенно отходят в прошлое , хотя поначалу плавали только на них. Снаружи таких плотов брезент , внутри резиновая ткань под названием «дутик». «Дутик» вставлялся в раму из дерева. Плоты вязались резиной из порезанных на ленточки автомобильных камер.

Они , конечно , были громоздкие , неудобные , весили около 200 кг. Рафт в среднем весит 80 кг. Рафты появились у нас в конце 80-х годов на международном чемпионате «Чуя-ралли», в котором участвовали американцы. Когда они уехали , то оставили свои судна тут. Они и стали у нас первыми.

С начала нулевых весь коммерческий туризм перешел на рафты в паре со страховочным катамараном. Сейчас многие фирмы заменяют катамаран каяком ( узкой одноместной лодочкой). Плюс каяка в том , что он маленький и маневренный. Если перевернулся — сразу встает обратно. Этот маневр называется «эскимосский переворот», он занимает долю секунды. Но тут есть нюанс: человек должен быть в сознании , чтобы ухватиться за ручки каяка. Мы все же больше доверяем страховке катамараном.

Учиться сплавляться на каяке сложно. Это можно делать только в небольших заводях рядом с турбазами. Сесть в каяк — то же самое , что впервые сесть на велосипед , можно опрокинуться на ровном месте. Каякерские туры по Алтаю проводят , но в них собираются спортсмены-профессионалы , а не любители. Они связываются по интернету , среди них много народа из США , Германии , Чехии — отовсюду. Образ жизни на таком сплаве обычно «хипповатый»: люди живут на китайской лапше. Хотя если это коммерческая группа , то участники могут обратиться к нам , инструкторам , и нанять «бублик» в качестве грузового плота. Он везет вещи , а каякеры балдеют , катаются.

Спокойные участки рек сплавщики называют "болото". Но туристы пускаются в плавание на рафте ради порогов и быстрых ощущений, которые они дают.

Спокойные участки рек сплавщики называют «болото». Но туристы пускаются в плавание на рафте ради порогов и быстрых ощущений , которые они дают.

От пенсионерок до Сергея Лаврова

В разных видах туризма существует шесть категорий сложности , у спортсменов есть еще подкатегории. Категорию в водном туризме присваивают в зависимости от уклона реки , скорости течения , наличия препятствий , доступа к берегу. При высшей категории , например , невозможно страховать рафт на пороге — только после него. А еще участки рек высокой сложности обычно протекают в каньонах , то есть фактически лишены берегов. Категории присваивает маршрутно-квалификационная комиссия при администрации края.

Некоторые пороги проходят с разведкой. Вначале перед порогом причаливают , смотрят. Решают , брать ли страховочное судно , иногда ставят оператора с камерой — снимать прохождение. За день вполне можно уложиться , потом сесть в машины и уехать по своим турбазам. А если идти походом с Малого Яломана до села Куюс или Еланда — это три — пять дней ( каждый день сплав по реке занимает три — пять часов). Если добавляется и верхняя Катунь — это еще плюс два дня. Все это время , конечно , люди ночуют в палатках. Моются в банях на соседних базах.

Если какой-то порог боишься преодолевать на рафте — пожалуйста , всегда можно пойти пешком. Некоторые порой просто устают грести и хотят передохнуть. Но весь путь проделать пешком не получится. Особенно на средней Катуни , где рядом нет дороги и идти пешком было бы слишком долго. Так что в основном люди , которые решились на такой поход , все равно часть пути проделывают по реке.

Раньше такими турами интересовались в основном люди до 40 лет. Сейчас очень много шестидесятилетних пенсионерок. Причем бабушки очень бодрые. Они не сидят на месте , созерцая природу: им интересно на гору залезть , в лес сходить , они сплавляются на участках V категории сложности. Кстати , женщины вообще зачастую гребут лучше мужиков. Потому что ответственно относятся. Скажешь грести — гребут. Мужчины могут повыделываться , сделать вид , что сами все знают.

Стоимость тура со сплавом зависит от сложности маршрута и , что называется , размаха. Тур со снаряжением , питанием , доставкой на два-три дня стоит от 10 тыс. рублей.

Трехчасовой сплав — до 1 тыс. рублей. Сейчас очень популярны ВИП-туры с ресторанным питанием в походе. Шеф-повара едут следом за тем , кто сплавляется , а на привалах готовят блюда на костре. Бывает , что одного человека сплавляют десять. Пока турист едет , часть команды позади убирает лагерь от предыдущего привала , часть команды впереди ставит новый. Человек причаливает к берегу , а там уже все готово. Такие туры в основном заказывают предприниматели и чиновники. На средней Катуни я как-то встречал министра Сергея Лаврова с женой , например. Их горноалтайцы сплавляли.

В ВИП-походе турист по сути вообще ничего не делает , ему это даже не предлагают. Он и в сам поход в последнее время не приезжает на машине , а прилетает на вертолете. Так что конечной суммы за маршрут не существует. Он может стоить и 1 млн рублей. Это сегодня модно , можно рассказать потом — я не трус , я сплавлялся на Катуни.

Спокойные участки рек сплавщики называют "болото". Но туристы пускаются в плавание на рафте ради порогов и быстрых ощущений, которые они дают.

Спокойные участки рек сплавщики называют «болото». Но туристы пускаются в плавание на рафте ради порогов и быстрых ощущений , которые они дают.

Нужна только смелость

— Катунь , по признанию в том числе иностранных сплавщиков, — одна из лучших в мире рек для коммерческого туризма. Очень большая , мощная , с хорошими препятствиями — но в то же время безопасная , потому что почти любой ее порог можно объехать.

Чтобы выйти на спортивный туристский маршрут , проходящий по территории края , нужно заявиться в маршрутно-квалификационной комиссии региона , расписать , откуда и куда идешь , что это за место , район. Комиссия проверяет и решает , утверждать ли маршрут. Если до этого ты не прошел , скажем , II категорию сложности , тебя не допустят к III. После утверждения маршрут ставят на учет в МЧС. Если в определенную дату группа не пришла сниматься с учета — начинается поиск пропавших.

В коммерческом туризме на учет ставят редко. Но если берешь путевку у фирмы , то она несет за тебя ответственность. Проблема в том , что на Алтае сегодня очень много не спортивных и не коммерческих , а диких туристов. Многие отправляются в горы , и о них никто ничего не знает. Сломаешь ногу — и сиди там сам по себе.

Сплавы организуют официально и неофициально. Формально каждый маршрут должен быть согласован с местной администрацией района. На маршруты выдается лицензия на основе всех этих согласований. Но сегодня новые требования придумывают каждый год , пока все выполнишь — сезон пройдет. Ведь на алтайских реках фактически можно плавать только два месяца в году. Так что в основном сплавы организуют без согласований.

Участвовать в путешествии по реке можно без всякого опыта даже на средней Чуе или Катуни. Нужна только смелость. Или хотя бы силы , чтобы грести. Чуя меньше объемом , чем Катунь , но опаснее. Там меньше волны ( на Катуни если волна — так волна , несколько метров в высоту), но больше камней , приходится делать больше маневров.

Перевороты рафтов — рабочие ситуации. Все участники всегда в касках и спасательных жилетах. Воды , конечно , можно нахлебаться , но в этом нет ничего критичного. В любом случае мы всегда делаем страховку на всю группу. Летальные случаи на сплавах бывают очень и очень редко. Больше всего на Катуни тонут в районе Аи , Манжерока и Чемала — из-за того , что полезли в воду пьяными.

Я бы сказал , что Чуя и Катунь сегодня менее популярны , чем несколько лет назад. Сейчас на Катуни не встретишь по 20−30 групп в день , как раньше. Люди начали понимать , что Айский район — это еще не горы. Туристы стали отправляться дальше. На Северо-Чуйский хребет , на Чулышман , на Укок. Раньше туда почти не ехали из-за того , что местное население было настроено воинственно к пришельцам. Сейчас туда едет вся Сибирь.

Спокойные участки рек сплавщики называют "болото". Но туристы пускаются в плавание на рафте ради порогов и быстрых ощущений, которые они дают.

Спокойные участки рек сплавщики называют «болото». Но туристы пускаются в плавание на рафте ради порогов и быстрых ощущений , которые они дают.

Катунь по кускам

Катунь условно делится на три части: нижнюю , среднюю и верхнюю. Нижняя начинается в районе Чемала и заканчивается возле Бийска. Это самая «слабая» Катунь , категории сложности — II и III. Самая раскрученная и востребованная часть реки — средняя. Она начинается примерно от села Малый Яломан и заканчивается перед Чемалом. На этом участке категория сложности IV. Там нет дороги: в этом месте Чуйский тракт уходит от Катуни. Почти на всем этом отрезке по пути нет ни одной деревни. Изредка встречаются только местные рыбаки и охотники. На верхней Катуни коммерческим туризмом освоен только один порог — Аккемский , он считается одним из самых сильных на реке. Выше , к другим порогам , поднимаются уже только спортивные группы.

Пройти через Шабаш

У всех более-менее значимых порогов на реках есть названия. На Катуни есть такие , как Щеки , Ильгумень , Кадринская Труба , Шабаш , Манжерок , Айский , и другие. Крупнейший порог на Чуе называется Бегемот , на этой реке в коммерческом туризме также популярны пороги Горизонт и Турбинный. Наименования придумывают первопроходцы. Пороги называют по имени населенного пункта , расположенного рядом , или по принципу «на что похоже». На реках VI категории сложности названия порогов говорят сами за себя: например , Каша на Чулышмане , Туши Свет на реке Чарын в Казахстане.

Досье

Алексей Саратовкин, спортсмен-водник.

Алексей Саратовкин , спортсмен-водник. Алексей Сергеевич Саратовкин родился 2 февраля 1982 года в Барнауле. В 2008 году окончил АлтГУ , географический факультет. В 2005 году стал кандидатом в мастера спорта по спортивному туризму. Занимается сплавами с 11 лет. Сплавлялся по рекам Алтая , Киргизии , Узбекистана , Таджикистана , Абхазии. В зимний сезон работает оператором на производстве пластиковых окон. Участвовал в плавании протяженностью 7,5 тыс. км на катамаране от Таиланда до ОАЭ в 2008 году.

Порог — каменистый или скалистый участок в русле водотока ( реки или ручья) с повышенной скоростью течения и падением уровня воды

Без сознания

9 мая 1990 года Карагем пытались покорить Александр Проваторов и кузбасский путешественник Анатолий Шульжик. Вода была высокой , река шла единым потоком , и казалось , что все будет просто.

Ребята не хотели сходу влетать в прорыв и пытались зачалиться перед первым водопадом , но недооценили обстановку. «Бубль» раскрутило , он не остановился и рухнул в водопад. Проваторов повис на страховке с куском сломанного весла в руке.

В очередном водопаде плот встал между камней. Проваторов и Шульжик выбрались на самый большой. Их доставали с помощью альпинистского снаряжения.

200 метров самой сложной части прорыва судно пришлось нести по левому берегу , а затем они снова полезли в реку. Падая через огромные водопады , «Бубль» вращался во всех плоскостях. К тому времени экипаж был почти без сознания , но все еще управлял «Бублем».

В таком состоянии они и прошли всю оставшуюся часть прорыва. Видеодокументов оказалось крайне мало , поэтому в этот подвиг сообщество путешественников-водников просто не поверило. Из-за «отсутствия доказательств».

Покорение Карагемского прорыва.

Покорение Карагемского прорыва. Отчет Сергея Блошкина.

Сплав на бубликах в гималаях

карабублик - идеальное судно для сплава по рекам самых сложных категорий

Всем хорошо известны такие суда, как байдарки, каяки, катамараны, плоты, рафты. Управление каждым из них требует разного уровня мастерства. Но еще есть такое удивительное средство сплава — бублик или карабубер.

Название этого плавсредства полностью отражает суть его конструкции.

Это судно действительно состоит из двух огромных надувных «бубликов» или колес, соединенных деревянной или дюралевой рамой. Длина соединяющей рамы больше, чем диаметр колеса.

Судно обычно движется короткой стороной вперед. Человек сидит и гребет однолопастным веслом поперек потока, смещая бублик вправо или влево. При необходимости бублик можно развернуть и грести вдоль струи.

И, конечно, придать положительную скорость столь инертной посудине практически невозможно.

Предназначен для сплава по рекам самых сложных категорий.

карабублик - идеальное судно для сплава по рекам самых сложных категорий

Это плавсредство неплохо управляется, ведь у него очень маленькая осадка. Как и плот с честером (чекстером), бублик не развивает положительной скорости, но очень хорошо смещается из стороны в сторону. В отличие от катамарана, бублик в бочках замедляет движение («тормозится»), что тоже немаловажно для того, чтобы успеть сделать управляющий гребок и выдержать линию движения в последующей части порога. Правда, в больших бочках бублик «клинит», так что нередко приходится применять гидропарашют, чтобы выбраться из бочки. Управляться бублик престает почти вовсе, когда на нем проходят супер сложный участок. Тогда просто некогда «гребануть» и главное, чтобы судно «вывезло». Но при этом, можно преодолеть ох какие сложные препятствия!

Карабублик - идеальное судно для сплава по рекам самых сложных категорий

На спокойной воде бублик — абсолютно бесполезная вещь, на нем невозможно грести ни лагом, ни по ходу. У него огромная парусность и, если дует встречный ветер, тащить его можно только на буксире.

По-настоящему необходим бублик становится там, где не может пройти больше ничто. К примеру, на нем был пройден Карагемский прорыв на реке Аргут. Это пять километров сложнейшей реки, центральная часть которой длиной более километра, с падением более 100 метров на километр; средний расход Аргута около 200 кубометров в секунду. Этот путь и бубликом был пройден далеко не с первого раза!

Быть первым

«Ты — живой , и это главное, — говорит сейчас Сергей Блошкин , вспоминая события 2003 года. — И все остальные проблемы отходят. Сколько у тебя денег , на какой машине ты ездишь , в какой квартире живешь — это настолько далеко. Такие походы надо делать , чтобы об этом помнить».

Сергею Блошкину в 2003-м было 23 года , Владу Зырянову — 24. И это тоже рекорд. Вероятность прохождения Карагема до сих пор оценивается как 50 на 50: либо мертв , либо нет.


«Медведя пугал песнями из 90-х»: барнаульский путешественник развенчал страшные мифы об одиночном туризме

«Мы как-то встречались с каякерами , у нас были планы ехать на Карагем. По разным причинам это еще не случилось, — говорит Блошкин. — Может быть , по низкой воде , когда водопады и держащие бочки за ними будут менее опасны для таких судов. Если ребята соберутся , то я пойду туда еще раз».

Прорыв не взять быстро , «на время», наскоком , в отместку за смерть друга или в честь чего-либо. Четкое детальное планирование каждого шага , осознанное бесстрашие , слаженность команды и абсолютная вера в людей , с которыми ты идешь, — только так.

Сергей Блошкин знает ответ на вопрос , почему Карагем больше никто не пытался пройти. Потому что риск слишком велик , он стоит того , чтобы быть первым , но не вторым.

Что известно о Сергее Блошкине

Сергей Блошкин по образванию географ , организатор и участник сплавов на Алтае , Кавказе , Саянах , Тянь-Шане , Памире , Гималаях. Неоднократный победитель и призер Чемпионатов России и Сибири по спортивным походам и путешествиям. Участник и призер соревнований по водному туризму и рафтингу «Песчаная», «Казыр», «Чуя-ралли», «Мажой-ралли», «Интерралли Белая», судья 1 категории чемпионатов по спортивному туризму.

За прохождение Карагемского прорыва получил почетный знак «Выдающийся путешественник России». В 2012 году выпустил книгу — путеводитель по рекам Алтая «Человек с веслом»: описание рек Алтая , уникальный навигационный материал , воспоминания первопроходцев , героические и трагические истории из жизни спортсменов-водников.

В настоящее время занимается экстремальным коммерческим туризмом по сложнейшим рекам мира.

«Бублик» и «Тибет»

Прохождение прорыва долго время было невозможным , потому что водники понимали: здесь не пойдешь на катамаранах или других плотах — это верная смерть. Каякерам о прорыве и вовсе думать не стоит. Откровенно говоря , и желающих сюда соваться не было.

Шанс возник с появлением плота «Бубль», в 1989 году его изобрел новокузнецкий спортсмен Константин Эриксон. Это два «бублика"-колеса , скрепленные жесткой рамой.

Когда пройти Карагемский прорыв стало хотя бы технически вероятно , об экспедициях в Горный Алтай стали мечтать все водники страны. «Это был такой водный Эверест», — говорит Сергей Блошкин.


«Круче самолета»: как в Барнауле покоряют небо на воздушном шаре и получают графские титулы

Александр Проваторов с командой сибирских спортсменов испытали «Бубль» еще в 1989 году , они первыми прошли сложнейшую алтайскую реку Чульчу. Памятуя об этом успехе , ребята выбрали «Бубль» и для Карагемского прорыва.

Раму судна вырубили из лиственницы , сделали поперечные «ступени», чтобы можно было перебираться с одного колеса на другое , и скрепили все резиновыми жгутами. Так плот стал более гибким.

Вторым судном в экспедиции был «Тибет» — изобретение заслуженного путешественника России Сергея Лагоды. Эту 400-килограммовую конструкцию создали специально для прохождения реки Брахмапутра в Тибете. Плот представляет собой две жестко соединенные сферы. Внутри шесть гребцов: четыре по бокам , по одному на носу и корме.

Покорение Карагемского прорыва.

Покорение Карагемского прорыва. Отчет Сергея Блошкина.

Туры в Гималаях

Туры в Гималаях

Туры в Гималаях. На востоке великого горного массива лежит штат Аруначал Прадеш, куда водим из России только мы. Отработали туры на сплав и рыбалку. Осуществим джип туры и треки по заявке в неизведанные и непопсовые места!

Почитать по теме:

Сплав в Индии

Siang

Вид на Брахмапутру мост у Янкьонга

ЗАЕЗДЫ НА 2019:

ВАРИАНТЫ ТУРОВ ПО РЕКЕ СУБАНСИРИ >> КАМЛА-СУБАНСИРИ, ВСЯ СУБАНСИРИ, ВЕРХНЯЯ СУБАНСИРИ И ДР

ДЖИП ТУР В ТАВАНГ и СПЛАВ ПО РЕКЕ НИЖНИЙ КАМЕНГ
Уникальный автобросок и горное (треки) исследование района Таванг по высокогорным дорогам и тропам на высотах 5000м и райский сплав по территории заповедника Pakke Tiger reserve!

Технические отчеты наших экспедиций в Индии

Сплав в Индии

Схема рек Аруначала


ИНФОРМАЦИЯ ПО ШТАТУ АРУНАЧАЛ

Как течет река

В верховьях Аргут течет спокойно в лесистых берегах , но потом оказывается зажатым между Катунским и Южно-Чуским хребтами. В этом месте скорость нарастает , русло сужается и река набирает скорость.

Далее русло становится еще уже , а камней больше. Это самое опасное место прорыва длиной около двух километров. На правом повороте — первая лестница водопадов от трех до шести метров общей высотой более 15 метров. Находясь там , разговаривать практически невозможно , рев Аргута оглушает.


«Кругом разруха , но люди добрые»: путешественник , идущий больше года пешком по России , добрался до Барнаула

Потом река представляет собой 500 метров бушующего потока с камнями в русле и водопадными сливами от трех до пяти метров. Ширина русла в этом месте около 30 метров. Затем идет правый поворот , перед которым рассыпным водопадом впадает ручей Карасу. После него правый берег превращается в отвесную скальную стенку.

Далее еще около 500 метров потока с двумя 7-метровыми водопадами , зажатого в скалах. После этого отвесные каменные стены снижаются. Это «ворота»: выход из Карагемского прорыва.

Сергей Блошкин.

Сергей Блошкин. Скрин с YouTube. Фильм «Карагемский прорыв: 20 лет спустя».

Гималаи. Джип тур-экспедиция в Таванг. Cплав по Каменгу.

тибет путешествие

Аруначал запад карта

тибет путешествие

тибет путешествие

Вьезд в Аруначал

тибет путешествие

Вылет в г. Гуахати.
Автотрансфер в г. Бхалукпонг – 300км – 5-6 часов – прохождение границы штата Аруначал. Ночевка в отеле «Солу». Городок приграничный и бурно развивается, лежит на единственной магистрали связывающей Восточную Индию и Китай. Все въезжающие в штат проходят досмотр и при наличии пермита попадают в штат. По пути регулярно встречаются посты с контролем пропусков. Городок расположен у подножия Гималаев – утром видно как зеленой стеной с 45 градусным уклоном поднимается хребет. Вглубь горной страны титаническими усилиями проводятся и просто поддерживаются дороги.

Ночевка в отеле Солу.

тибет путешествие

Покрытое льдом озеро у перевала и горные вершины.

тибет путешествие

тибет путешествие

Таванг река внизу

тибет путешествие

Водопад Нурананг и река Таванг

тибет путешествие

Гималаи. Джип тур-экспедиция в Таванг. Cплав по Каменгу.

Чувствуется нехватка кислорода при физической нагрузке. Это одна из самых высокогорных дорог в мире.

Много часов спускаемся на три километра к мосту через реку Таванг. Красивейшая горная река в обрамлении вершин!

У моста на территории древней деревни у руин заросших растительностью располагаемся в палатках.

Вечерняя прогулка к визитной карточке округа – к 150 м. водопаду.

тибет путешествие

Горы у городка Таванг

тибет путешествие

тибет путешествие

тибет путешествие

Река ТАВАНГ ИСТОКИ

Бросок составит около 50 км серпантинами туда и обратно! Посетим будущие места наших горных маршрутов!

тибет путешествие

Серпантины перевала Се Ла

тибет путешествие

Ночуем в отеле г. Бомдила. Трапеза в чудной трапезной с кухней штата Сикким! Закупка сувениров!

тибет путешествие

Берег реки Каменг

тибет путешествие

тибет путешествие

Ни сил , ни опыта

Аргут длиной 132 км начинается в слиянии Джазатора и Ак-Алахи в Республике Алтай , через 25−30 км начинается Карагемский прорыв — река остервенело режет путь в пятикилометровом каньоне.

Средний уклон реки в этом месте — более 40 м/км. То есть за пять километров прорыва Аргут опускается больше чем на 200 метров. В самом опасном участке прорыва река «падает» на 140 метров всего за два километра.

Покорение Карагемского прорыва.

Покорение Карагемского прорыва. Отчет Сергея Блошкина.

Это очень крутая «лестница», абсолютный хаос из гигантских скал , многометровых водопадов и бушующих «котлов» размером с трехэтажный дом с клубящимися облаками водяной пыли.

Карагемский прорыв — участок высшей , шестой , категории сложности. Многие маркируют его 6+, подчеркивая еще большую трудность маршрута. Некоторые водники считают прорыв и вовсе некатегорийным , в том смысле , что ни одна «шестерка» в мире не сравнится с этим «адским замесом».

В советское время Карагемский прорыв манил водников , но ни у кого не было ни сил , ни технических средств , ни опыта.

Покорение Карагемского прорыва.

Покорение Карагемского прорыва. Отчет Сергея Блошкина.

Завтра трудный день

Ни гибель коллег , ни тем более сложность маршрута не остановили команду , которая приехала на Аргут в августе 2003 года. «Некоторые из нас участвовали в предыдущих экспедициях на Карагемский прорыв , и все имели полное представление , куда мы идем», — пишет в отчете Сергей Блошкин.

Из отчета Сергея Блошкина:

«23 августа. Погода ясная , солнечная. Команда «Бубля» — Сергей Блошкин , Александр Проваторов , Влад Зырянов. Команда плота «Тибет» — Сергей Лагода , Алексей Саратовкин , Олег Кошелев , Евгений Юрьев , Илья Туболец. Одного гребца , правого сзади , на плоту «Тибет» нам не хватало».

От поселка Джазатор до прорыва Аргут относительно спокоен , там нет опасных препятствий , и их ребята взяли сходу. Задачей было сплочение экипажей и отработка команд.

Из отчета Сергея Блошкина:

«Вечером встали лагерем перед Карагемским прорывом на правом берегу. Уже начало темнеть , но некоторые из членов нашей команды все же ушли на разведку входной части прорыва. Все их ждали с большим нетерпением и , конечно , волнением.

Позднее вечером было принято решение , что «Бубль» идет первым , далее один — два человека с «Бубля» пересаживаются на «Тибет» и проходят прорыв на нем. Легли спать рано , так как завтра предстоял очень трудный день».

К вершине Черного Великана - фильм о первопрохождени Украинской командой новго маршрута на вершину Макалу (8462 м) в 2010 году

Украинская гималайская экспедиция на Макалу была совершена в апреле-мае 2010 года.

Идея проведения экспедиции появилась в Федерации Альпинизма и Скалолазания Украины много лет назад, но по различным причинам осуществить её не представлялось возможным. Несколько лет ушло на подготовку команды, способной решить поставленную задачу.
В рамках подготовки к экспедиции были совершены восхождения на высочайшие вершины Тянь-Шаня и Памира, первопрохождение Гимал-Чули в Гималаях.
Целая серия восхождений была совершена по технически сложным маршрутам высшей категории в зимнее время в различных горных районах – в Альпах, на Кавказе, Тянь-Шане.

Основная цель экспедиции – пройти новый маршрут высшей категории сложности по юго-западной стене Макалу левее Югославского маршрута, который на сегодняшний день является единственным маршрутом на Ю-З стене.
В качестве запасного варианта рассматривался сложный маршрут по Западному ребру.
Впервые этот маршрут прошла французская команда под руководством Р. Параго. Тогда на прохождение Западного ребра французской командой было потрачено 40 дней и 10 километров веревки (для установки т.н. «перил», по которым альпинист может безопасно передвигаться с использованием специального снаряжения).

Руководителем экспедиции назначен Заслуженный Тренер Украины, МС Валентин Симоненко, старшим тренером – ЗМС Мстислав Горбенко, тренер – МС Михаил Загирняк.

1. Юрий Круглов (г. Севастополь) - капитан команды
2. Сергей Пугачев (г.Горловка)
3. Сергей Бублик (г.Сумы)
4. Максим Перевалов (г.Одесса)
5. Владимир Клебанский (г.Одесса)
6. Андрей Кийко (г.Харьков)
7. Александр Заколодный (г.Харьков)
8. Павел Киричек (г.Киев)
9. Дмитрий Венславовский (г.Винница)
10. Игорь Стороженко (г.Донецк)

20-23 мая 2010 года на вершину Макалу взошли Сергей Бублик - мс, Дмитрий Венславовский - кмс, Владимир Рошко - мс

Начало прорыва

24 августа заметно похолодало. Несколько часов водники потратили на разведку , просмотрели все проходы между камнями , наметили линию движения. И положили охапку луговых цветов к табличке с именем Станислава Воронко.

«На входе в прорыв пороги , первый каскад водопадов в общей сложности метров 15−17. Когда мы через них прыгнули , честно говоря , так… офигели, — вспоминает Блошкин. — Очень сильно там крутит , ты практически постоянно под водой».

Из отчета Сергея Блошкина:

«Водопад планировали проходить под левым берегом , но перед самым заходом в порог «Бубль» скинуло вправо , и мы упали через камни в самый правый слив.

Судно поставило вертикально и чуть не перевернуло. Удар был настолько мощный , что на доли секунды мы просто потерялись.

Далее судно упало во второй 6-метровый слив рядом с правой скалой. Потом 200 метров мощной , но достаточно чистой струи , потом реку перегораживает трехметровый пенный котел , какие-то секунды «Бубль» там подержало , а потом бросило в 5-метровый водопад. С берега этот водопад выглядел гораздо слабее , поэтому мы его недооценили».

Вниз головой

Из отчета Сергея Блошкина:

Плот встал намертво. Через заднее колесо полился огромный поток воды. Передняя поперечина «Бубля» из лиственницы сломалась о скалу , ногу Проваторова , зажало между плотом и камнем.

Влад Зырянов пытался освободиться от ремня безопасности , чтобы вылезти на внешнюю сторону плота. В это время Блошкина потоком придавило к раме головой вниз. Он не мог пошевелиться и пытался дышать через водную пену в образовавшемся под каской небольшом воздушном пузыре. Никто из трех гребцов не видел друг друга.

Читайте также: