Развлечения в древнем китае

Обновлено: 18.05.2024

У китайцев религия и наука наложили большой отпечаток на сексуальную жизнь. То, что в других культурах считалось нормальным, к примеру мастурбация, китайцы порицали. Некоторые же уродования человеческого тела в угоду чувственному наслаждению приветствовались. В одних случаях китайцы были поэтичны, в других напоминали циников, которых в сексе интересовала исключительно практическая сторона вопроса.

"Весенние картинки" — аналог Камасутры

Сами китайцы не умели рисовать обнажённое тело: женщины на гравюрах, по словам исследователей, напоминают картофелину, а мужчины далеки от античных образцов. Жанр "весенних картинок", или сюнга, зародился в Китае, но именно японцы их украсили чувственными изображениями. Эти картинки представляли собой набор всевозможных поз. В романе Ли Юя "Подстилка из плоти" описана история сластолюбца Вэйяна, женившегося на фригидной (а точнее — излишне стыдливой) Юйсюн. В первый год брака он всячески пытался приобщить её к чувственным наслаждениям, но всё без толку. Тогда юноша принёс Юйсюн "весенние картинки", которые она поначалу отвергла. Спустя некоторое время любопытство девушки взяло верх над её стыдливостью, она стала изучать альбом и через несколько месяцев превратилась в чувственную женщину.

Фото © Wikipedia

Странный фут-фетиш

Даже с точки зрения современных сладострастников, китайцы перегибали палку. Вокруг обожания женских ступней выстроился целый культ, только самим дамам от этого приходилось несладко. Ценились маленькие ножки. В детстве девочкам специальными бинтами плотно обматывали ступни, что препятствовало их естественному росту и вызывало деформацию. Беднягам было трудно ходить, сам процесс ходьбы приносил неимоверные страдания. Но это был своего рода социальный лифт — только девушка с маленькими ступнями, даже если она из простой семьи, могла стать наложницей знати. Также существовала версия, что маленькие ступни — надёжное средство от измены (далеко не убежит). Предварительные ласки в сексе тоже начинались с целования стопы. Правда, здесь не было единого мнения: одним мужчинам нравились маленькие ножки исключительно в обуви, а вид изуродованной стопы приводил их в смятение, другие же могли целовать их часами.

Почему славяне жили в Скандинавии до викингов и при чём здесь древние арии

Классификация органов любви

Многое из китайских трактатов способно вогнать в краску даже того, кто считает себя человеком без комплексов. И дело не в смачных описаниях половых извращений. В этом плане китайцы имеют скорее научный подход. Мужские и женские половые органы, пусть им даны поэтичные названия вроде "нефритового стержня", "чёрной жемчужины", "струны лютни", "золотистой лощины" или "боевой палицы", заключены в специальные таблицы, где досконально прописаны все размеры, а исходя из этого и сексуальные потенциалы мужчин и женщин. Существует отдельная классификация женских ягодиц. Большие назывались "надёжными подушками для любовных сражений", тощие и обвисшие — "достоянием кухарок".

Фото © Public Domain

Фото © Public Domain

Количество жён и наложниц

Это касалось в первую очередь секса. Число три, согласно китайской нумерологии, означало сильную мужскую потенцию, число девять троекратно её увеличивало, а 27 приближало человека к богам. Исходя из этого выстраивалась система, сколько женщин должно быть у правителя. Императору предписывалась одна первая жена, три жены первого ранга, девять жён второго ранга, 27 жён третьего ранга и 81 наложница. Первая жена занималась с мужем любовью только раз в месяц, зато она имела право на его семя, на его ян. Для утех император чаще всего использовал наложниц. Жёны остальных рангов занимали промежуточное положение. Чтобы контролировать соблюдение графика посещения женщин, нанимались ню-ши. При приёме на работу они должны были показать отличное знание лунного календаря.

Периодическая система афродизиаков

В плане разработки возбуждающих средств китайская культура самая изобретательная. Существуют тысячи наименований эротических снадобий, у каждого из которых своё предназначение. Но можно выделить две ключевые задачи: сделать мужчину выносливым в постели, а женщину довести до пика наслаждения. Самые популярные ингредиенты для снадобий — сера, корица, корень женьшеня, кедровые орехи, водоросли, хвоя, древесный уголь. Также китайцы использовали печень животных, мочу, рога быков.

Фото © Public Domain

Фото © Public Domain

Женщина всегда готова, а вот мужчину надо подготовить

Представления древних китайцев о мужской и женской психофизиологии идут вразрез с тем, что думают по этому поводу европейцы. Жители Поднебесной считали, что женщина всегда готова к сексу, а вот мужчину надо подготовить. Для этого использовались всевозможные техники, а также кольца (их называли лентами) и насадки. Мужчины практиковали специальные дыхательные упражнения, медитировали. Идеальным был секс, представляющий собой "долгий разбег и длительный марафон". А лучше, чтобы в этом марафоне участвовал один мужчина и много-много женщин. Такое могла себе позволить только знать.

Как НЛО над советским Прикарпатьем чуть не развязало ядерную войну

В даосской культуре считалось, что каждый половой акт отнимает у мужчины жизненные силы, которые он теряет вместе с семенем, в котором заключено мужское начало — ян. Особенно порицалась мастурбация, впустую забирающая ян. "Драгоценную жидкость" разрешалось тратить только на продление рода. Даосские монахи рекомендовали специальные техники, которые позволяли мужчинам получать наслаждение от секса и при этом не расходовать сперму. Но важно было довести женщину до оргазма. Тогда, по мнению китайцев, она отдавала частичку инь, а мужчина ничего не терял, а только приобретал. Такой взгляд на секс дожил до XX века. Говорят, что "великий кормчий" Мао Цзэдун вовсю использовал эти практики, а когда почувствовал приближение старости — и вовсе окружил себя толпой наложниц.

Женщинам же предписывалось снимать сексуальное напряжение, потому что только тогда они, по мнению китайцев, не могли прийти ночью к мужчинам в виде духов и отнять у них драгоценное ян. Даосы считали, что женский дух бродит в снах в виде неприкаянных лисиц, которые, увидев беззащитного мужчину, принимали самый соблазнительный облик и крали его семя. Отсюда же пошло утверждение, что эротические сны приносят вред.

Развлечения горожан в старом Китае: секреты Ланьлинского насмешника

Несмотря на торжество неоконфуцианской морали, зажиточные горожане наслаждались радостями чувственной жизни. Кроме жен и наложниц, к их услугам были проститутки. Публичные дома – «зеленые терема», появились в Китае еще в VII веке до н. э. Их основание связывают с чиновником Гуань Чжуном, сделавшим проституцию источником доходов для страны. Государственные «зеленые терема» существовали почти 2 тысячи лет. Особенно они процветали в период династии Тан (618–906), когда императоры, ученые и поэты искали общества лучших из «опавших листьев». Эти куртизанки не только пели, танцевали и музицировали, но были хорошо образованы, сами сочиняли стихи и песни, а одна из них, Юй Сюаньцзи (844–871), стала выдающейся поэтессой. Но большинство опавших листьев, именуемых также «перепелками», «куропатками» или просто «курицами», обслуживали горожан. Они делились на категории – от содержанок богатых купцов, до «казарменных девок». На низшей ступени стояли «морские шлюхи», обслуживающие, кроме китайцев, иностранных моряков и прочих «заморских чертей».

Впрочем, не только «морские шлюхи» работали у воды – в Китае, с его реками, каналами и морскими заливами, были распространены плавучие публичные дома, именуемые «цветочными лодками». Лучшие из них были настоящими плавучими дворцами с банями и ресторанами, а самые скромные представляли простые сампаны, занавешенные вдоль бортов парусом. Независимо от класса «цветочных лодок», клиента всегда угощали чаем, были с ним вежливы, а предварительный разговор о деньгах считался неучтивым. Услугами проституток пользовались не только юноши, обучающиеся искусству «облака и дождя», но отцы семейств. Секс с проститутками считался не только приятным, но полезным – ведь, «куропатки» или «курицы», как звали проституток, трудами своими приобрели мощный инь, укрепляющий ян мужчины. Лишь в XVI в. до китайских врачей дошло, что, кроме инь, «курицы» приносят венерические болезни. Постепенно государственные «зеленые терема» сменяются частными, а с приходом маньчжурской династии Цин (XVII в.), государство отказалось от управления проституцией.

Развлечения городских жителей средневекового Китая отображены в великом романе XVI в. «Цзинь, Пин, Мэй», или «Цветы сливы в золотой вазе», созданным автором, писавшим под псевдонимом Ланьлинский насмешник. Скандально знаменитый роман поистине кладезь сведений о досуге зажиточных горожан эпохи династии Мин. Другие источники подтверждают, что описанные обычаи не выдумка автора, а роман является зеркалом нравов тех времен. Восхищает язык романа – простой и сочный, без средневековой витиеватости и выспренности. Характерно, что описывая сексуальные забавы, автор использует современный ему жаргон, а не термины даосских пособий по «Искусству брачных покоев» – там нет никаких ян и инь.

Главный герой романа, хозяин доходной лавки лекарственных трав Симэнь Цин, – не дон Жуан и не Казанова, а скорее, один из героев де Сада, но без садизма. Симэнь Цин, или просто Симэнь, увлечен самим процессом секса. Он не так стремится к смене женщин, хотя ценит разнообразие, как хочет ежедневно получать максимум наслаждений. В этом ему помогает снадобье, полученное от тибетского монаха. Свой аппетит он реализует, занимаясь сексом со своими и чужими женами, вдовами, певичками, служанками и со своим слугой Шутуном. Возможности для исполнения желаний ему дают деньги. Благодаря деньгам, кутила и лентяй, который и в лавке-то не бывает, там есть приказчики, пользуется уважением и влиянием. Симэнь не только неотразим для женщин, но умеет подкупить кого нужно и получает почетное звание помощника тысяцкого императорской гвардии, то есть, чиновника пятого ранга.

Сексуальные подвиги Симэня прямо противоположны идеям даосизма, совершая их, он не приобретает долголетия, тем более, бессмертия, а утрачивает здоровье и в 33 года гибнет. Книга завершается тем, что 15-летний сын Симэня, родившийся в день его смерти и ставший как бы его новым земным воплощением, должен пойти в монахи. Прекращение рода – самое страшное наказание для китайца, и кара за распутную жизнь Симэнь Цина. Подобная концовка отчетливо показывает буддистские симпатии Ланьлинского насмешника. Тем не менее, роман по-раблезиански сочен, а его герои, далекие от духовных исканий автора, радуются чувственной жизни, какую ведут.

Эротические сцены романа вживе передают как зажиточные китайцы ублажали плоть. Тут важно все – вкусная еда, вино, убранство спальной, благовония, женская прическа, напоминающая черное облако, белые соблазнительные бедра и, самые различные приспособления, разжигающие страсть. Все обычно начиналось с «игры на флейте» или минета. Чаще всего любовники переходили к музыкальным упражнениям после первого поцелуя. Но «игра на флейте» могла быть сольным номером и даже заключительным аккордом. Так одна из жен Симэня, ненасытная Цзиньлянь или Золотой Лотос, после ночи, проведенный в любовных забавах, не хочет выпускать мужа из кровати:

Симэнь Цин был тронут и польщен ее предупредительностью:

– Я уверен, что ни одна другая женщина так бы обо мне не позаботилась, – сказал он.

Золотой Лотос приоткрыла рот чуть шире, и он направил туда член.

Она торопливо глотала, не позволяя ни капле пролиться на лицо.

Закончив, он спросил: – Как было на вкус?

– Немного солоновато, – ответила Золотой Лотос. – У тебя есть ароматные листья чая, чтобы отбить запах?

– Чай в мешочке, в кармане рукава моей куртки. Угощайся.

Золотой Лотос потянулась к белой куртке, брошенной на стойку кровати, нашла мешочек и сыпанула листьев в рот».[171]

Здесь налицо явный вызов учению даосов. Драгоценное семя, цзин, вместо укрепления ян, тратится на забавы, не связанные с продлением рода. Симэнь мог знать об этом смутно, но никак не автор «Цветов сливы в золотой вазе». В романе нет сцен куннилингуса и онанизма, но это не значит, что китайцы прекратили их практику. В известном романе Ли Юя «Подстилка из плоти» (XVII в.) встречается как куннилингус, так и женская мастурбация. Что касается мужского онанизма, то даосы его осуждали за растрату цзин (хотя онанизм без потери семени входил в число даосских упражнений). В среде героев «Цветов сливы в золотой вазе» и «Подстилки из плоти», избалованных доступностью женщин, в онанизме нужды не было. Нет в этих городских романах и скотоложства.[172] Зато там хватает всевозможных приспособлений для усиления сексуальных удовольствий. Ниже описано боевое снаряжение все того же Симэня. Любопытна и обстановка, предшествующая этой демонстрации:

«Госпожа Услада Сердца пригласила его пройти в спальню, где был уже накрыт стол для пиршества. На нем стояли разнообразные блюда из курицы, утки и мяса, а также острые блюда. Сев, он расстегнул одежды в предвкушении пира, и она поднесла ему чашу вина. Какое-то время они ели и пили, почти не переговариваясь, но ближе к концу пьянящее вино создало более свободную обстановку. Они сдвинули стулья и сидя обнялись, затем она забросила ему на колени ноги, и он дотронулся до них. С этим сигналом его готовности они встали и помогли друг другу раздеться, затем он отнес ее на кровать.

Она тщательно подготовила ложе. На нем лежала двойная подстилка с тем, чтобы им было удобно по ней кататься; покрывало было осыпано ароматным порошком с сильным запахом. Над изголовьем висела картина, изображающая резвящихся Зеленого Дракона и Белого Тигра, к стойкам кровати привязаны колокольчики. Госпожа Услада Сердца с удовольствием отметила, что эти роскошные приготовления были быстро и должным образом оценены, ибо еще перед тем, как он лег рядом, он был уже полностью возбужден. – Через минуту я буду с тобой, – пообещал он, затем извлек расшитый шелковый мешочек. Осторожно открыв его, он разложил у края покрывала следующие предметы: серебряную застежку, колпачок вечного желания, обработанные лекарствами ленты желания, серное кольцо похоти, яшмовое кольцо для яшмового черенка, возбуждающие похоть притирания, бирманский любовный бубенчик.

– Ну, как тебе нравятся мои приспособления для блуда? – спросил он.

Она почти утратила дар речи и не могла ничего сказать, лишь откинулась на подушку, являя собой картину страха и предвкушения. Рот ее приоткрылся, дыхание участилось, руки ослабли, но колена уже поднимались в воздух. Укрепив серебряный зажим на нефритовом стебле, он смазал его притиранием и расположился между ее колен. Оценив положение кратким нажатием на нефритовые врата, он отодвинулся и добавил серное кольцо, а также желто-голубую ленту. Усилившись таким образом, он с трудом вошел в беседку удовольствий, сразу заставив ее вскрикнуть от боли и наслаждения, как будто лезвие все глубже и глубже вонзалось в нее».[173]

Симэнь Цин очень дорожил «заветным узелком со снастями» (после его смерти он достался ненасытной Цзиньлянь). Еще он носил в кармане коробочку с ароматным чаем и шарик-возбудитель, чтобы «класть в горнило». «Снасти» Симэня описаны и в медицинских пособиях. Из них узнаем, что «колпачок вечного желания» напоминал эротический презерватив, «серное кольцо похоти» повышало чувствительность малых губ, «ленту желания» накрепко обвязывали вокруг основания «стебля» для поддержания эрекции, нефритовое кольцо с выступом или крючком одевали для поддержания эрекции и возбуждения клитора, а «бирманский бубенчик» представлял пустой серебряный шарик, размером с ягоду, который помещали во влагалище перед сношением; под воздействием тепла и движения на находящуюся внутри «бубенчика» дробинку было слышно постоянное позвякивание. Его часто использовали лесбиянки и при женской мастурбации.

Женская мастурбация, в отличие от мужской, не осуждалась и даже косвенно поощрялась. Китайцы верили в опасность эротических снов, заканчивающихся семяизвержением или женским оргазмом. Сны эти возникали при сношении спящих мужчин и женщин с духами. По китайской мифологии женские духи могли превращаться из лисиц в прекрасных женщин и ночью сближаться со спящими мужчинами и красть их ян. Были и мужские духи или бесы, сближавшиеся во сне с женщинами и часто доводившие их до смерти. Даосские пособия дают рекомендации женщинам, попавшим в объятия бесов:

«Поскольку этот вид сношений превосходит все, что бывает между людьми, то если сношения продолжаются долго, женщина становится околдованной, избегает упоминать о них, скрывает их, и не желает сообщать другим. Считая все это прекрасным, женщина умирает и никто не знает причины. Если у вас появилась эта болезнь, лучшее лечение – это совокупление с мужчиной без истечения его семени».[174]

Совет этот для многих женщин был недоступен. Ведь женщины в гаремах престарелых мужей годами жили без мужской ласки и не имели возможности пригласить целителя опасного недуга. Поэтому использовали средства вроде «бирманского бубенчика» или фаллосов из лакированного дерева или слоновой кости с волнистой поверхностью. Некоторые прикрепляли их к пятке и затем вводили во влагалище. Известны и природные средства. Одним из них был сухой черный гриб с тугой прилегающей шляпкой, сильно напоминающей головку мужского члена. Попадая во влажную среду влагалища, гриб разбухал и приобретал живую упругость и теплоту.

Китайские мужчины ценили анальный секс с женщинами. Его называли «цветы с заднего двора» или «стиль ученых». Поэты сравнивали женские ягодицы с полной луной и описывали как «нефритовый стебель» приближается к «полной луне». Но «стиль ученых» нравился не всем женщинам. Симэнь Цин был большим любителем «цветов с заднего двора», но срывать их ему позволяли далеко не все: согласные были либо низкого статуса, либо, как жена его приказчика, сами предпочитали этот способ любви: «Ей, например, доставляло удовольствие принимать гостей только с заднего двора. И сколько ее не упрашивали, она от этой затеи никак не отступала. Даже ее мужу, Хань Даого, приходилось срывать цветы на заднем дворике. Лишь разок другой в месяц она позволяла ему войти к ней прямо с улицы».[175] Из своих жен Симэнь уговорил заняться анальным сексом только похотливую Цзинлянь. Но и Золотой Лотос согласилась уступить его просьбам лишь в надежде на щедрые подарки:

«– Дорогая! – шептал он. – Дашь мне сегодня поиграть с цветком с заднего дворика, а?

– Вот бесстыдник! – поглядев на него, заругалась Цзиньлянь. – Что тебе, или с Шутуном мало? Ступай с ним играй!

– Брось, болтушка! – засмеялся Симэнь. – Зачем мне Шутун, если ты позволишь? Знаешь, как мне это по душе! Только доберусь до цветка, и брошу, а?

– С тобой не справишься, – сказала она наконец. – Только кольцо сними сперва, потом попробуй.

Симэнь снял серное кольцо, а серебряную подпругу оставил у корня. Он велел жене стать на кровати на четвереньки и повыше задрать зад, а сам слюной смочил черепашью головку и принялся туда-сюда толкать увлажненную маковку. Черепашья головка бодро топорщилась, так что через немалое время удалось погрузить лишь самый кончик. Лежавшая внизу Цзиньлянь, хмуря брови, сдерживалась и, закусив платок, терпела.

– Потише, дорогой! – воскликнула она. – Это ведь совсем не то, что прежде. У меня все нутро обжигает. Больно!

– Душа моя! – говорил он. – Что, сплоховала? Ладно, я тебе куплю шелковое платье с узорами.

– Платье у меня есть, – говорила она. – Я на Ли Гуйцзе пеструю шелковую юбку видела, с бахромой и пухом. Очень красиво! В городе, говорит, купила. Все носят, а у меня нет. Не знаю, сколько стоит. Купи мне такую, а?

– Не волнуйся! – уговаривал ее Симэнь. – Завтра же куплю».[176]

Упомянутый выше Шутун, – слуга Симэня и его любовник, был человек незаурядный. Он прекрасно пел и порой, во время пиршеств, одевался в женское платье и выступал, развлекая гостей. Бисексуальный, как его хозяин, Шутун вполне по-мужски развлекался со служанками. При удобном случае он исчезал из дома, проводил время с девками и возвращался пьяный. Симэнь все прощал, ведь Шутун был юн и красив. Хозяин был искренне привязан к слуге и проявлял заботу о его здоровье:

«Симэнь в порыве страсти обнял юношу, и они слились в жарком поцелуе. Затем Симэнь расстегнул ему халат, обхватил обеими руками пониже талии и сказал:

– Поменьше пей! Всю красоту свою испортишь!

– Не буду больше, господин, – прошептал Шутун».[177]

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

6 Одежда горожан

6 Одежда горожан Ничто в дореволюционной Москве так не определяло профессии и сословные различия жителей, как одежда. По одежде сразу можно было отличить, помимо военнослужащих и полиции, принадлежность учащихся к определенному учебному заведению, департамент

§ 13. Повседневная жизнь горожан и крестьян

§ 13. Повседневная жизнь горожан и крестьян Урбанизация. Конец XIX – начало XX в. – время стремительной урбанизации в России. Рост городов и городского населения был вызван прежде всего развитием крупной фабрично-заводской промышленности и коммуникационных сетей

Костюмы английских горожан. 1577 г.

Костюмы английских горожан. 1577 г. Костюмы английских горожан. 1577

Нация горожан

Нация горожан В США, где перепись населения проводится каждые десять лет, результаты переписи 1920 года оказались подлинным откровением. Впервые в истории США число американцев, проживающих в городах, превысило сельское население. Другой поразительный факт,

Преступный мир глазами «честных» горожан

Преступный мир глазами «честных» горожан Существование преступников как особой социальной общности, конечно, было очевидно не только для самих воров, но и для остальных москвичей. В то время даже наличествовали специальные термины для обозначения преступного

1. Внутреннее состояние Рима. — Класс горожан. — Корпорация милиционеров. — Городская знать. — Патрицианская знать. — Провинциальная знать. — Ослабление могущества римских ландграфов. — Олигархия consules romanorum. — Усиление класса горожан. — Учреждение городской общины. — Высшая феодальная знать

1. Внутреннее состояние Рима. — Класс горожан. — Корпорация милиционеров. — Городская знать. — Патрицианская знать. — Провинциальная знать. — Ослабление могущества римских ландграфов. — Олигархия consules romanorum. — Усиление класса горожан. — Учреждение городской общины. —

Эротика тела в старом Китае

Эротика тела в старом Китае Эротическое восприятие китайцев имело мало общего с европейским. В отличие от эстетики Античности и Ренессанса, в Китае никогда не было увлечения красотой тела. В китайской живописи крайне мало изображений обнаженного тела за исключением

Каин и Шеш: кочевники против горожан

Каин и Шеш: кочевники против горожан Из откочевавших на запад западносемитских групп сформировался этнос ханаанеев, на основе тех, что остались в степях, — этнос так называемых сутиев-амореев (по самоназванию просто сутиев; термин «амореи» перешел на них значительно

Число горожан в Китае увеличилось в одиннадцать раз

Число горожан в Китае увеличилось в одиннадцать раз Самое многонаселенное государство мира – Китай на протяжении своей пятитысячелетней истории неизменно был аграрным обществом.Доля городских жителей Поднебесной многократно уступала численности сельского

Женщина в старом Китае

Женщина в старом Китае После уже состоявшихся встреч с такими персонажами, как Та-цзы и Бао Си, уместно, перед тем, как двинуться дальше по временной шкале, поговорить немного о положении китайской женщины в обществе – к тому времени его основные черты уже

9.3. Изменения в мировоззрении горожан

9.3. Изменения в мировоззрении горожан Вместе с изменениями в экономической, социальной, политической жизни города менялось мировоззрение его обитателей: представления об окружающем их мире, времени, пространстве, труде, месте человека в мире, появлялась своя система

§ 13. Политическая идеология горожан

§ 13. Политическая идеология горожан Вопрос о политической идеологии горожан XIV–XV вв. очень сложен. Я не буду затрагивать всех сторон данного вопроса. Я коснусь лишь двух моментов этой большой проблемы, именно — отражения в политической идеологии горожан: 1) процесса

Традиционные развлечения

Столь популярный драматический жанр театра теней или пьесы кожаных силуэтов берет свое начало в Поднебесной.

Как гласит легенда, император Уди пребывал в глубокой печали после смерти своей наложницы леди Ли. Чтобы помочь ему пережить утрату, придворный гадатель сделал деревянную куклу, полностью повторяющую фигуру леди Ли. Силуэт любимой на занавеске вселил в императора уверенность, что его навещал ее дух. Этот случай считают началом искусства театра теней.


Современные куклы для театра теней делают из кожи, т.к. она легче и удобнее в управлении. Вот как проходит изготовление кукол: ослиную или овчинную кожу, очищенную от волосяного покрова, чистят и подвергают химической обработке для придания ей необходимой прозрачности. Затем куски кожи покрывают тунговым маслом, сушат и вырезают фигурки персонажей пьес. Тело, голову и конечности куклы вырезают отдельно, затем скрепляют с помощью нитей, а в руках кукловода игрушки оживают, полностью повторяя движения человека. Затем кукол раскрашивают в разные цвета, обозначая их основные качества – доброту или злобу, красоту или уродство. Во время представлений куклы держат близко к белому экрану цветной стороной, освещая тыльную сторону ярким светом.


Кукловоды управляют разными частями тел кукол с помощью специальных спиц. Представление сопровождается музыкальным аккомпанементом и пением самих кукловодов. Некоторые пьесы иллюстрируют довольно драматические события. Что до героев сказок и историй в стиле кунфу, они часто выполняют необыкновенные трюки, например, катаются на облаке или демонстрируют чудеса боевого искусства, доставляя особое наслаждение детской аудитории.

Рост популярности театра теней начался еще с период династии Сун (960 – 1279 гг.), когда на празднествах устраивались многочисленные «теневые» представления. А в период династии Мин (1368 – 1644 гг.) в одном лишь Пекине насчитывалось до 50 трупп театра теней.

В 13 в. театр теней стал лучшим развлечением в юртах монгольских племен. Затем с их завоевательными походами этот вид искусства распространился на более отдаленные страны – Персию, Аравийский п-ов и Турцию. Позже театр теней также был представлен народам Юго-восточной Азии.

В Европу театр теней привезли французские миссионеры в 1767 г., устроив представления в Париже и Марселе, вызвавшие бурный восторг зрителей. Со временем ombres chinoises – «китайские тени» (фр.) прижились, приобрели местный колорит и стали ombres francaises – «французскими тенями» (фр.). В настоящее время более 20 стан мира имеют свои труппы театра кукол.

Заявления некоторых людей о том, что китайский театр теней положил начало киноискусству, несомненно, является преувеличением, однако пииньси бесспорно внес свой вклад в развитие индустрии развлечений. В наше время повсеместного распространения кино и телевидения, туристы по-прежнему желают видеть представления этого древнего драматического искусства.

Сами куклы доступны в продаже в сувенирных лавках станы.

Кукольный театр «куйлэйси» (кит. «марионетка, петрушка») более известен в Китае как «муоуси» (кит. «муоу» - «деревянная кукла»). Происхождение кукольного театра описано в традиционной песне: однажды князь Му государства Чжоу (ок. 10 в. до н.э.), возвращаясь с большой охоты в горах Куньлуна, увидел представление известного плотника Яньши – деревянные куклы собственного изготовления в руках мастера пели и плясали. Однако первое упоминание о муоуси как о самодостаточном виде развлечения датируется лишь династией Хань. Тем не менее возраст кукольного театра в Китае насчитывает по меньшей мере 2000 лет.


Так же, как и в большинстве других стран, китайские кукольные представления бывают 3 видов: куклы, управление которыми осуществляется с помощью специальных спиц-рычагов, марионеточные представления и куклы-перчатки. Самым распространенным видом кукольных представлений в Китае остается первый из вышеперечисленных. При этом рост кукол, как правило, не превышает метра в высоту, мастера делают их максимально «живыми». Кукловод поднимает куклу над собой, одной рукой управляя корпусом муоу, а другой – парой спиц, отвечающих за движения рук. Ноги кукол чаще всего остаются закрытыми.

От кукловода требуется особая сноровка при ведении куклы, т.к. ему необходимо держать неподвижном или перемещать по сцене предмет весом ок. 2-3 кг. Только так игра другими частями тела куклы будет достаточно убедительной.


Марионетки появляются перед аудиторией во весь рост. Голова, плечи, талия, руки и ноги куклы подвижны и управляются с помощью проволоки, тянущейся от каждой части тела куклы к единому мосту, скрытому от публики, с помощью которого кукловод и управляет ее движениями.

Куклы-перчатки или наручные куклы очень похожи на русского Петрушку, также именуются «куклы-мешки» в Китае. Они самые маленькие из 3-х видов кукол, в длину достигают ок. 20 см. Их наряды – маленькие мешочки, которые кукловод одевает на руку и управляет положением куклы и ее движениями.

Китайский воздушный змей называют предшественником современного самолета. В выставочном зале Национального музея аэронавтики и космоса (Вашингтон, США), посвященном летательным аппаратам, находится памятная табличка следующего содержания: «Первыми летательными аппаратами стали китайские воздушные змеи и ракеты».

Но китайские фэнчжэн не только игрушки. Они внесли большой вклад в развитие науки и производства. В 1782 г. знаменитый американский ученый и государственный деятель Бенджамин Франклин изучал грозу и молнию с помощью воздушных змеев, после чего изобрел молниеотвод. Многие рыбаки до сих пор закидывают приманку в море, используя воздушных змеев. А фотографы пользуются китайским изобретение для съемок с высоты птичьего полета.


Первые воздушные змеи в Китае были деревянными и назывались «муюань» - «деревянные змеи», их появление относят к периоду Воюющих государств (475-221 гг. до н.э.), т.е. как минимум 2000 лет назад. После изобретения бумаги, муюань превратились в чжиюань (кит. «чжи» - «бумага»).

В то время они служили военным целям. Согласно историческим записям, фэнчжэны были огромных размеров, а некоторые велики на столько, что выдерживали человеческий вес. На таких змеях разведчики поднимались в воздух и обозревали расположение вражеской армии. Кроме того их использовали для распространения листовок над ставкой врага. В древней работе «Записи удивительных событий» говорится, что когда Сяо Янь, император Уди (464 – 549 гг.) династии Лян, был окружен непокорными племенами под Хоу Цзин, сигнал о помощи он подал на воздушном змее.


В период династии Тан (618–907 гг.) к корпусам воздушных змеев стали прикреплять бамбуковые планки, которые в воздухе под порывами ветра начинали издавать мелодичный звон, похожий на звуки чжэна – традиционного струнного инструмента. С тех пор воздушных змеев в Китае принято называть «фэнчжэн» - «ветряной чжэн». В некоторых районах Поднебесной к ним принято прикреплять шелковые или резиновые полоски, чтобы заставить их «петь» в небе.

Во время правления последней династии Цин (1616-1911 гг.) люди верили, что отпущенный в небо змей заберет с собой все печали и невзгоды человека. И наоборот, поднявший потерянного другим человеком фэнчжэн возьмет на себя все его заботы и неприятности. Конечно, это всего лишь суеверие, но и в нем может содержаться рациональное зерно: подумайте, как полезно человеку с тяжелым грузом на душе, больному побыть на свежем воздухе, запуская змея в высь.

Некоторые предпочитают пускать фэньчжэн ночью. Они подвешивают в ряд фонарики с зажженными свечами, затем мерцающие в темном небе.


Существует 2 основных вида китайских воздушных змеев: со съемными крыльями и с крыльями, закрепленными на корпусе. Первые легко разбираются, хранятся и транспортируются в коробках, что делает их удачным подарком. Вторые лучше держатся в воздухе, поднимаются намного выше в небо. В соответствии с их дизайном и некоторым другим параметрам воздушных змеев подразделяют на более 300 видов, включающих человеческие фигуры, рыб, насекомых, птиц, животных и иероглифические надписи. Размер также может варьироваться от 304 м до 30 см в размахе крыльев.

Не каждому под силу смастерить хорошего воздушного змея. В первую очередь необходимо правильно подобрать вид бамбука для изготовления рамки. Для крупных фэнчжэн берут толстый и прочный бамбук, способный выдержать давление ветра. Для миниатюрных змеев чаще используют тонкие бамбуковые полоски.

Вторым шагом станет выбор покрытия для рамки. Как правило, это делают с помощью бумаги, однако змеи с шелковым покрытием более надежны и имеют более высокую художественную ценность.

На заключительном этапе обтяжку украшают росписями. При массовом производстве их печатают на бумаге до закрепления на рамке. Но в соответствии с традицией змеев расписывают уже после закрепления материала на рамке в ручную. Зачастую на поверхности змеев пишут пожелания удачи. Так, например, сосна и журавль символизируют долголетие; изображения летучих мышей и персиков служат пожеланиями доброй удачи и долгой жизни и т.п.


В 1983 г. в г. Тяньцзинь во время проведения крупномасштабных соревнований по запуску воздушных змеев группа рабочих Тяньцзниньского завода изобразительных искусств в составе 5-6 человек заставила плясать и виться в воздухе фэнчжэн в форме дракона, состоящего из сотен отсеков, в длину насчитывавшего сотни метров. Японский гость запустил воздушного змея длиной 300 м (270 отсеков). Эти, а также другие выступления привлекли всеобщее внимание и вызвали бурю аплодисментов.

Широкую известность получил ежегодный фестиваль воздушных змеев в пров. Шаньдун. Приобретя статус международного, этот фестиваль каждый год собирает участников из всех стран мира.

Не далее как два десятка лет назад был снят фильм «Воздушный змей», рассказывающий о укреплении франко-китайских отношений через «приключения» воздушного змея.

Как известно, по праздникам и другим знаменательным случаям в Китае повсюду слышны залпы хлопушек.

Их называли по-разному в разные времена в разных частях страны. Изначально звуки рвущихся хлопушек должны были отпугивать диких животных, в том числе и мифического единорога Нянь, появлявшегося каждый год в конце зимы – начале весны и наводившего ужас на людей. Тогда еще не существовало пороха, поэтому китайцы поджигали сухие бамбуковые палки, издающие такой звук. Поэтому первые хлопушки прозвали «баочжу» - «трещащий бамбук», сохранившие это название до сих пор в некоторых книгах.


Совершенно случайно, имя волшебного единорога, появлявшегося ежегодно, стало обозначать «год». А традиция взрывать хлопушки в конце года закрепилась во всех частях страны. Ее начало было положено более 2000 лет назад.

После изобретения пороха, порожние бамбуковые палки стали заполнять им, что делало взрывы более громкими, а хлопушки стали называть «баочжан» - «взрывающиеся палочки». Этим именем их продолжают называть по сей день в некоторых районах Китая. Согласно книге «Происхождение вещей» (работа периода дин. Сун), впервые набить порожний бамбук порохом предложил Ма Цзюнь, живший в период Троецарствия (220 – 265 гг), т.е. ок. 1700 лет назад.


Дальнейшее развитие мастерства изготовления хлопушек привело к появлению первых бумажных свитков с порохом, дававших единственный взрыв. Затем появились хлопушки «двойного взрыва» - «эртицзяо», а также хлопушки, подвешенные рядами. «Двойные» хлопушки, с плотным бумажным корпусом, состоят из двух отсеков: взрыв 1-го запускал хлопушку высоко в воздух, а затем окрестности оглушал взрыв 2-го отделения петарды. В настоящее время продолжается совершенствование искусства фейерверка: добавляя различные вещества, хлопушки научились делать цветными, расцвечивающими вечернее небо миллионами ярких огней.

Пуски хлопушек по случаю Нового года, свадьбы, победы национальной сборной на международных соревнованиях стали излюбленным занятием детворы и юношества. По-видимому, китайская традиция фейерверков распространяется на все большее число наций, как цветные огоньки фейерверка разлетаются по небу.

Эта традиционная игра до сих пор популярно среди китайцев. Играющих в шахматы можно встретить повсюду: на заводах, в школах, деревнях и во дворах домов. Также часто в шахматы играют в парках и вдоль дорог. Как правило, вокруг игроков собирается толпа любопытствующих. Шахматная доска в китайских шахматах разделена 9 вертикальными линиями и 10 горизонтальными, которые образуют 90 пересечений. Среднюю линию называют «река Чу».


Участки на шахматной доске с диагональными линиями называются «Девять дворцов», где находится полководец и его гвардейцы.

Мацзян в Китае имеет долгую историю. Так как в игре используются плиточки, похожие на домино, но с выгравированными китайскими значками и иероглифами, мацзян также называют игрой «по укладке кирпичей». Согласно легенде, мацзян изобрели китайские военные стратеги, которые использовали «кирпичи», чтобы воссоздать расположение войск во время битвы. Полный набор мацзяна состоит из 136 плиток: 36 с изображением черты (или бамбука), пронумерованных от 1 до 9 (каждого «числа» – по 4 штуки), 36 с кругом (или точкой), 36 с ломанной (или иероглифом), 12 наград (4 красных, 4 зеленых и 4 белых дракона) и 16 ветров (4 восточных, 4 южных, 4 западных и 4 северных). В основной набор не включаются 8 цветов, которые добавляют в середине игры.


Чертой обозначаются копья, точкой – щиты, а ломаной – войска. Ветрами обозначаются генералы войск в 4 позициях. Иероглифом «чжун» отмечен главнокомандующий, а «фа» - его адъютант. Белые плиточки используются для обозначения резервных сил. В игре участвует 4 человека, каждому из которых достается по 13 плиточек. Цель игры – собрать все комплекты плиток: победителем становится первый игрок, который заполучил 4 комплекта. Раньше в мацзян играли на деньги, теперь эта традиция сохранилась лишь в деревнях. В 20-е годы 20 века игра из Китая попала в страны Запада и Японию, где в наше время она пользуется огромной популярностью.

Родиной облавных шашек считается Китай. Возможно, их изобрели стратеги древности для военных целей. По-китайски облавные шашки называются «вэйци». Цель игры – участники должны захватить территорию на квадратной деревянной доске, занимая свободные точки своими шашками. Их история насчитывает более 4000 лет, но широкое распространение они получили лишь в период Весны и Осени (770-476 гг. до н.э.). При династиях Суй и Тан (581-907) шашки попали и в Японию. В последние десятилетия, с развитием международных связей и культурного обмена, шашки распространились в Европе и Северной Америке. Сначала шашечная доска была поделена 11 вертикальными линиями (затем их число возросло до 15, 17, а, в конце концов, 19) и 19 горизонтальными, образующих 361 пересечение.


© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Китайские игры

Год за годом Поднебесная, быстро и мастерски осваивая новые технологии, выпускает всё более инновационные игровые гаджеты, стремясь выйти на лидерские позиции в этой области. Китайские умы штурмуют пространства виртуальных миров, онлайн-игры выходят одна за другой: шикарная графика, детальная прорисовка персонажей. Китайские игры покоряют жителей других стран с глубокой древности, китайцы считались законодателями по части игр. Какие из них прошли проверку временем?

Дворовые игры

Самые древние забавы китайских детей не требовали специального инвентаря или долгих приготовлений. К примеру, достаточно было найти небольшую палочку, воткнуть её в середину лёгкой тарелочки из дерева или слоновой кости – и игрушка готова! Получалось что-то вроде знакомой всем юлы, которую нужно было раскручивать. Позже эта игра распространилась по всему миру – скажем, на Руси в X веке она называлась «кубарь» (отсюда и пошло выражение «катиться кубарем»). В Китае в то же время игра была известна как «Тысячи». Позже забаву несколько модернизировали: на рынках стали продавать деревянные игрушки с длинной верёвочкой. Достаточно было потянуть за верёвку, и волчок начинал крутиться. В современном Китае с помощью этого изобретения снимают стресс взрослые мужчины: они всеми силами стараются попасть битами по вертящемуся снаряду.

Ещё одна китайская забава появилась, как гласят предания, в городе Лоян. Один странствовавший шаолиньский монах обратил внимание на уличного мальчишку: тот развлекал уличных зевак, подбрасывая на ноге волан. Монаха впечатлила его ловкость, и он взял мальчика к себе в ученики. Долгое время считалось, что попасть в Шаолинь можно было только тем, кто умеет творить всякие невиданные выкрутасы ногами, поэтому «игра в ласточку» быстро обрела популярность. Цель игры – как можно дольше подкидывать ногой волан или лёгкий мешочек, не давая ему коснуться земли. В преддверии 2000-х эта китайская игра набрала популярности среди российских школьников: «А ты играешь в сокс?». В азиатских странах она известна под названием цзянь-цзы – модели снаряда разнообразны, к воланчику принято приделывать перья или что-то вроде того.

Кунчжу – предок известного йо-йо. Из бамбука или дерева изготавливали полую катушку, в отверстия которой вставляли брусочки и наматывали верёвку. Игрушку подкидывали так, чтобы она крутилась над головой и издавала характерные звуки.

Запускать воздушного змея тоже начали в Китае. Изначально он был деревянным, а позже «коршун», как его называли дети Поднебесной, стал бумажным. С помощью этой забавы один из императоров даже передавал тайные письма.

Читайте также: