Плот для сплава туристов

Обновлено: 19.05.2024

Такой формат активного отдыха как водный туризм, требует серьезной подготовки: любая малейшая ошибка может быть чревата гибелью всей туристической команды. Поэтому так важно знать, какие бывают виды сплавов и особенности их применения.

Содержание

Катамараны

Судно, состоящее из двух корпусов, соединенных мостом, называется катамараном. Практически все модели беспалубные. Существует несколько видов таких суден.

Парусные

Есть две разновидности – парусные или с парусно-моторные. Второй вариант поинтереснее, т. к. считается быстроходным даже в безветренную погоду. Двухкорпусные лодки не требуют официальной регистрации, удобны в транспортировке. Некоторые модели могут развивать скорость больше, чем яхты.

Если вам нужна модель для пляжного отдыха, стоит отдать предпочтение быстроходным и легкопроходимым судам. Для длительных путешествий по реке или озеру выбирайте модели с высокой степенью безопасности и хорошей грузоподъемностью.

Плесовые и для экспедиции

Идеально подойдут для рыбаков, любителей купаться посреди озера, реки и для длительных переходов по водоемам разной сложности. Это надежные и простые конструкции, оснащенные укрепленной палубой. Поэтому в дорогу вы можете взять с собой не только багаж, но и небольшую группу туристов. Как правило, грузоподъемность таких сплав средств рассчитана на 4 персон. При необходимости можно посадить и шестерых человек.

Такие суда подходят для реки со сложностью маршрута третьего уровня.

Туристические

Такой катамаран в идеале подойдет для экстремального туризма. Как правило, судно рассчитано на 2-4 человека. В продаже есть побольше модели, однако они уступают по маневренности и скорости.

Выбирать такое средство необходимо с учетом особенности реки: если она извилистая и горная, следует отдать предпочтение легкой и маневренной модели.

Спортивные для сплава

Плюсы сплав средства:

  • хорошая маневренность;
  • легкость;
  • отсутствие грузового отсека;
  • низкая грузоподъемность.

Благодаря этим качествам, такие средства отлично проходят сложные маршруты на воде.

Данный тип транспорта не подходит для длительного водного турпохода.

Главные преимущества катамаранов:

  1. Хорошая остойчивость. Максимальный угол наклона – 5 градусов. Поэтому это одно из самых комфортных и безопасных средств передвижения по воде.
  2. Быстрый ход. Если ветер попутный, скорость катамарана увеличивается и вдвое больше, чем у однокорпусной яхты.
  3. Судно с небольшой осадкой с легкостью проходит по мелководью.
  4. Большой кокпит и широкая палуба – Комфорт во время прогулки обеспечивается за счет большого кокпита и широкой палубы.

Специальное надувное судно, в переводе с английского – плот, применяется для спуска по нешироким, бурным рекам с различными преградами на пути: скалами, крутыми порогами и др.

  1. Как правило, рафтинг используют в живописных местах с красивыми пейзажами и ландшафтами.
  2. Сплав на рафте – один из экстремальных видов спорта, при котором в организме вырабатывается большое количество адреналина и повышается настроение.
  3. Самое главное преимущество – оказывает сильную физическую нагрузку на верхнюю часть тела. Это способствует быстрому сжиганию лишних калорий и ускоряет обмен веществ.
  4. Во время рафтинга улучшается равновесие и координация движений.
  5. Рафтинг подходит не только для активного отдыха, но и участия в соревнованиях.

Сплав на рафте имеет один минус – большой риск экстремального занятия, поэтому новичкам лучше подбирать более спокойные маршруты.

Рафтный сплав бывает трех типов:

  • с распашными веслами, зафиксированными на специальной раме;
  • канойный;
  • комбинированный – гребцы с распашными веслами работают в паре с каноистами.

Это плавающее средство состоит из бревен, связанных между собой или скрученных в пучки стеблей камыша. При благоприятных погодных условиях на плоте можно пройти всего лишь 100 км в день.

Преимущества сплава на плоте:

  • остойчивость (плот способен противостоять крену);
  • устойчивость на курсе;
  • управляемость.

Наибольшей популярностью в водном туризме пользуются две модели плотов:

  1. Туристический. Предназначен для перевозки людей и спортивных сплавов. Бывают трех видов: надувные, каркасные или деревянные. Многие туристические базы предлагают такие средства в аренду. Они оборудованы палатками, шезлонгами, мангалом, солнечной панелью.
  2. Спасательный. Держатся на плаву при любых условиях окружающей среды и предназначены для спасательных операций, где потерпел бедствие корабль или судно.

Наш сплав на самодельном плоту. С момента строительства и до "плотокрушения"!

Несколько лет подрядят мы с друзьями отправляемся на сплав. Каждый раз выбираем новый вид транспорта. В этом году выбор пал на самодельный плот.

Подготовка началась еще зимой, чертежи, планирование маршрута, сбор экипажа. Несколько месяцев мы трудились над проектированием, в надежде что наша конструкция в итоге поплывет.

Основная цель создание самодельного плота, это его дешевизна. Мы поставили себе задача построить все максимально бюджетно.

Первоначально конструкция должна была состоять из обычных поддонов, в длину доходить 6 метров, в ширину 3 метра, и вмещать экипаж не мене 8 человек.

С этой частью было все просто, чем больше экипажа, тем больше поддонов. Мы высматривали где можно в городе набрать поддонов. В итоге в один из вечеров, когда мы ездили по ночному городу, возле рекламного агентства были найдены царские поддоны. 3 метра в длину, 2 метра в ширину, нам этого было достаточно.

Плавучим элементом было решено использовать пластиковые кеги из-под пенного напитка. Объем одного такого бутыля 30 литров, плюсом они находятся под давлением, что увеличивает грузоподъемность.

За несколько недель нас запомнили во всех ближайших пивнушках, где мы регулярно забирали бутылки. В результате у нас получилось около 60 плавучих элементов, и несколько запасных.

По расчетам грузоподъемность плота должна была быть чуть больше тонны, что вполне нас устраивало.

Сплавляться решили в очередной раз по реке Иж. В идеале вырисовывалась картинка, что мы будем не спеша плыть по глади реки, попивать напитки, жарить мяско, и наслаждаться видами.

Наши розовые очки разбились почти сразу после отплытия. Сбор плота осуществлялся на берегу реки в пятницу днем. К вечеру все было готово, а работающие в это день участники прибыли к месту старта. П

лот на воду спускали уже в сумерках, пока грузили вещи, доделывали плот, и подготавливались к отплытию, окончательно стемнело. Но мы были готовы к этому, запускаем генератор, включаем впереди смотрящий прожектор, подключаем освещение на самом плоту.

В темноте проплыть удалось порядка 5 километра. Это оказалось гораздо сложнее чем мы рассчитывали. Управляемость плота оставляла желать лучшего, света впереди не хватало, в итоге мы еле успевали реагировать на изгибы реки и уворачиваться от препятствий. Метров через 500 мы чуть не сели на мель, и почти лишились своего прожектора.

Все участники были задействованы в процессе, и речи о жарке шашлыка даже не могло быть. В результате около полуночи мы пришвартовались в неизвестном месте, и решили заночевать.

С утра следующего дня отправились в дальнейшее путешествие. При свете дня и полные сил. Рулить стало проще, видимость позволяла реагировать своевременно на препятствия, и приноровившись к обстановке, мы начали неспешно продвигаться. Большинство дня проходило довольно однообразно.

Виды сменяли друг друга, на плоту гитара сменяла разговоры, иногда кто-то доставал семечки и устанавливалась тишина. Иногда на берегу попадались рыбаки и отдыхающие компании, которые провожали нас удивленными взглядами. Все шло своим чередом, до одного момента.

В этом месте под рекой проходит газовая труба, и для ее целостности грунт укреплен бетонными блоками. К дню нашего сплава уровень воды в реке очень сильно упал, иногда глубина достигала 30-40 сантиметра.

Над трубой воды было еще меньше, так что тут образовался порог. Осадка нашего плота была почти 30 сантиметров, и было видно невооруженным глазом, что порог мы зацепим.

Когда мы это поняли, даже не смогли ничего сделать, чтоб предотвратить. Течение несло нас в бездну. Кроме того, мы плыли на бочках под давлением, которые начали взрываться под нашими ногами. В итоге мы потеряли несколько бутылей, чуть нарушилась центровка плота, но мы плыли дальше.

К следующему препятствию мы были готовы уже заранее. В районе деревне Болтачево через реку проходит подвесной мост. До его появлению мост был обычный, старый, деревянный.

Со временем он сгнил и развалился, но в воде осталось множество свай и бревен от него. Эти подводные «камни» очень опасны для прохождения «судов».

Кроме этого, река в этом месте сужается, в результате чего увеличивается скорость течения. Это место изначально считалось у нас опасным. Перед его прохождением мы пришвартовались к берегу и пошли на разведку.

Во избежание ненужных потерь среди экипажа и оборудования, было решено всю сгрузить на берег, а плот стравить на веревке по краю реки. В этот момент все были уже сильно уставшие, за спиной был долгий день, так что энергии было мало, да и голова соображала уже неохотно.

В итоге мы не учли разницу масс между плотом и тех кто будет его вести на веревке.

Тяжелый плот быстро вырвался из оков, и пустился в свободное плавание, без экипажа и контроля. Бегство длилось не долго, самостоятельно порог он пройти не смог, сел на сваи и начал тонуть.

Дальнейшие наши действия были направлены на то, чтоб снять плот с препятствия. С этой задачей мы справились лишь с помощью местных рыбаков, и то к тому времени когда окончательно стемнело.

Условия складывались так, что дальнейшее плавание не имело особого смысла, да и плот нуждался в капитальном ремонте. В итоге мы выгрузили на берег наш стол, скамейки, а судно пришвартовали на вечную стоянку.

Путешествие закончилось неожиданно, хотя среди рыбаков еще долго гуляли придания о самодельном судне плывучем по реке Иж.

Немного о теории и практике сплава на самодельном плоту.

Заманчивую идею арендовать для сплава вшестером туристический катамаран или несколько байдарок мы, не боясь дополнительных тягот, отвергли. В ходе долгих дискуссий мы в общих чертах согласовали принципиальную схему плота, который должен был получить деревянный каркас из досок и металлические бочки в качестве элементов плавучести. С более легкими, но непрочными автомобильными камерами решили не мудрить, да и с бочками дешевле выходило. Каркас предполагалось скреплять множеством уголков и саморезов – дилетантское решение, но достаточно легко реализуемое для людей без опыта в кораблестроении. Несколько дней мы потратили на неспешное приобретение стройматериалов и их доставку к месту сборки, после чего приступили к сборке.

Как это сделано, как это работает, как это устроено

Самое познавательное сообщество Живого Журнала

Как сделать плот для сплава по реке aslan wrote in kak_eto_sdelano July 29th, 2018

Надумали как-то два товарища - а почему бы не сплавится на самодельном плоту, да чтобы несколько дней в пути, да с ночевкой под открытым небом, да с рыбалкой и пивом! Эхей.


Вдохновение обрушилось на ребят и спустя три месяца плот был готов. Эти самые товарищи ни разу не ходившие, не плававшие на плотах - всю науку почерпнули из интернетов и ютубов, в общем как смогли, так и запроектировали.

Ваш покорный слуга совершенно не участвовал во всех предварительных работах, а упал на хвост за день до отплытия :-)

Плот подготовлен для транспортировки, теоретически просчитан, так-же теоретически должен нас всех удержать над водой в течение 5 дней (плановый срок регаты).
Смотришь на него и слезы наворачиваются - плот никак не создает впечатление надежности и прочности.


Вот красавец плот - 4 метра в ширину и 5 в длину, будет опираться на 15 пустых герметичных бочек из под масла.
Проектная мощность - удержать на плаву 5 взрослых человека + продукты + вода + дрова + казан! Запас продуктов на 5 дней.

7 июля. День отплытия. 7:00 утра. Грузим плот в газель "крокодил".


Разгружаемся рядом с Капчагайской ГРЭС (в 70 км севернее Алматы).


Начало сборки - крепим баки на первую полосу из пяти. Крепим обычной стальной проволокой.


Вот первая полоса готова и спущена на воду.


Далее к полосе крепим 5-метровые направляющие.
Вот эти направляющие - 4 досточки толщиной 15 мм и будут удерживать наш плот от расползания.


Бочки крепили проволокой, т.н. "казахская сварка". Зацените сами.


Hаправляющие крепятся к полосе двумя болтами на 17:


Собраны 3 из 5 полос.


Предусмотрены технологические дыры отверстия, для помывки рук или просто зачерпнуть воды.


Какой же плот без навеса. Навес нам нужен!


Вот и готов плот. Грузим провиант, снасти, прочее необходимое и самое главное - 7 мешков дров + 150 литров воды, и это для 3-х человек на 5 дней. С запасом несколько переборщили.


Далее двинулись вниз по течению уповая на Бога, 15 бочек и два 4-х метровых весла.


Дзен

Еще раз напомню, что посты теперь можно читать на канале в Яндекс.Дзене

инста3

и как обычно в инстаграме. Жмите на ссылки, подписывайтесь и комментируйте, если вопросы по делу, я всегда отвечаю.


Жми на кнопку, чтобы подписаться на "Как это сделано"!

Надувная лодка

Сравнительно недорогой вариант, но при этом отлично подходящий для сплава. Для экстрима, конечно, не годится, но если маршрут у вас средней сложности или низкой, то рекомендую.

К лодке для сплава повышенные требования к прочности и безопасности. Я уже рассуждал на тему, резиновую лодку взять или ПВХ , но здесь однозначно — только ПВХ. Причём нужна лодка с несколькими отсеками (лучше 3 или даже 5): если пробьёт, то вы всё равно останетесь на плаву и сможете благополучно добраться до берега.

Также ищите лодку с сиденьями из водостойкого материала, со сливным клапаном, подвесным транцем. Лучше брать лодку с небольшим килем.

Плюсы

Минусы

  • немного неповоротливая;
  • перемещается не очень быстро;
  • не подходит для сложных экстремальных маршрутов.

Например, отличным выбором лодки ПВХ для сплавов будет лодка Алтай А360 производства ГК «ТОНАР». Вообще у неё вместимость 5 человек, но для сплава, с учётом вещей, можно разместить 2-3 человека.

Заключение

Как видите, существует разные виды судов для водного туризма. При выборе той или иной модели учитывайте количество туристов, багажа, а также сложность маршрута по воде. Тогда ваше путешествие по реке или озеру будет комфортным и интересным.

Выбираем судно для сплава по реке

От выбора судна будет зависеть скорость вашего движения по реке, безопасность и комфорт. Поэтому выбирать нужно с умом. Посмотрим плюсы и минусы разных вариантов.

kak_eto_sdelano

Честер

Два поперечных баллона, связанных рамой, называются честером. Такая конструкция имеет множество положительных качеств:

  • легкая конструкция;
  • без груза честером может с легкостью управлять один человек;
  • хорошая проходимость между камнями, если идти лагом;
  • запас плавучести и расположение гребцов обеспечивают хорошую остойчивость судна;
  • доступность и дешевизна.

Сплав на честере имеет несколько минусов:

  • низкая обитаемость;
  • незащищенность гребцов при прохождении между камнями;
  • не имеет собственной скорости;
  • требует более четкой и слаженной работы гребцов, поэтому больше подходит для опытных туристов.

Плот для сплава туристов

Андрей Соловьев

Точат пилу мелким трехгранным напильником, положив ее на колено зубьями от себя. Сначала затачивают все зубья, отведенные в одну сторону (вниз), а потом, перевернув на другую сторону, точат остальные. При хранении в лагере и переноске зубья пилы закрывают полоской брезента с завязками.

Кроме пилы и топоров, при постройке плота для сплава по сложным рекам полезно иметь, как уже указывалось, бурав диаметром 30-35 мм и долото такой же ширины. Работа, выполняемая этими инструментами, описана в разделе "Оснастка плота".

Выбор и подготовка материала.Грузоподъемность плота зависит от объема основных бревен, составляющих став плота, и их удельного веса. При определении необходимого объема леса для плота в вес груза надо включать не только вес людей и снаряжения, но и всей надводной оснастки плота (греби, подгребицы, настилы и т. п.). Объем следует брать с запасом 4 на намокание бревен и на создание запаса плавучести.

В табл. 1 приводятся удельные веса различных пород дерева, высушенного в спиленном виде. Удельные веса сухостойной древесины могут сильно отличаться от приведенных ниже

Удельный вес различных пород дерева*

Породы дерева Сухое Свежее
Береза 0,5 - 0,8 0,8 - 1,1
Бук 0,6 - 0,8 0,9 - 1,2
Вяз 0,6 -
Дуб 0,5-1,0 0,9 -1,3
Ель 0,3 - 0,7 0,8 - 1,2
Кедр сибирский 0,4 - 0,5 0,9
Клен 0,5 - 0,8 0,8 - 1,0
Липа 0,3 - 0,6 0,6 - 0,9
Лиственница 0,4 - 0,8 0,8
Орех 0,6 -
Осина 0,4 - 0,6 0,8
Пихта 0,4 - 0,6 0,4 - 1,0
Сосна 0,3 - 0,8 0,4 - 1,1
Тополь 0,4 - 0,6 0,6 - 1,1
* Цит. по "Справочнику путешественника и краеведа" под ред. С. В. Обручева, т. 1, Географтиз, 1949
Удельный вес можно достаточно точно определить, бросив в воду чурбак, отпиленный от торца испытываемого бревна, и заметив, насколько он будет погружаться. Если высоту чурбака принять равной 10 см, то размер погруженной части в сантиметрах будет соответствовать удельному весу в десятых долях.

Определить объем бревна с точностью до 10 12% можно (считая, что оно имеет форму усеченного конуса) по формуле:

Где Vбр - объем бревна в куб. метрах

l - объем бревна в куб. метрах

D1 и D2 - диаметры торцевых срезов бревна в м.

При постройке плота или салика для переправы или кратковременного сплава по тихой реке в качестве материала можно использовать всякий сухостойный лес, оказавшийся под руками. На постройку плота для плавания по горной реке лес отбирается более тщательно. Стволы должны быть прочны и иметь малый удельный вес. Бракуются даже слегка подгнившие или растрескавшиеся бревна. Не годятся деревья, поваленные ветром, и плавник, лежащий на берегах. По своей пригодности для плотов сухостойный лес по породам располагается следующим образом: кедр, ель, сосна и лиственница. Пихта быстро намокает, а сухостой лиственных пород большей частью бывает гнилой.

Вычислив необходимый объем бревен и оценив имеющийся в распоряжении лес, определяют длину и ширину плота. Чем длиннее плот, тем хуже он управляется; слишком короткий буде вертеться и плохо сохранять положение в потоке. Для бурных рек ширину плота следует брать не меньше 2,5 м, так как чем меньше ширина, тем меньше остойчивость судна. Обычно ширина плота относится к длине как 1 к 2 - 3,5. Салики для мелких рек выгоднее вязать из тонких бревен. Хотя плот из более тонких бревен при равной грузоподъемности и будет иметь большую длину и ширину, зато у него меньше осадка, что очень важно на такой реке.

Валить выбранные деревья желательно вершиной к берегу, так как тащить бревно вершиной вперед значительно легче, чем комлем. Спиленное дерево стремится упасть в сторону наклона ствола, если же ствол вертикален, то в сторону, с которой имеется больше ветвей. Существенное влияние при этом оказывает ветер. Прежде чем валить дерево, надо оценить все эти обстоятельства. По направлению падения вблизи не должно быть людей; не должно также быть и высоких деревьев, на которых спиливаемое дерево может повиснуть.

Нравится Показать список оценивших

Андрей Соловьев

Место вокруг спиливаемого дерева надо расчистить от кустов и валежин, чтобы при падении его работающие могли легко отойти в сторону.

Со стороны направления, в котором решено валить дерево, его запиливают на 1/4 - 1/3 толщины. Делают два запила (один выше другого на 6 - 8 см), а затем выпиленную древесину выбивают обухом топора (рис. 3,а). После этого пилят дерево с противоположной стороны (выше первого запила на 6- 8 см) до начала его падения. Подрубка облегчает падение дерева в нужном направлении и предохраняет его от расщепления. Если дерево не подрубить, то отщепившаяся часть, действуя при падении, как пружина, может отбросить комель в противоположную сторону на несколько метров - как раз туда, куда отходят работающие

Наиболее надежно можно повалить дерево в нужном направлении при помощи достаточно длинной веревки, привязанной к нему на высоте нескольких метров. Применяются также шесты, которыми нажимают на дерево с противоположной стороны, и клинья, забиваемые в пропил, если полотно пилы достаточно углубилось. При известном опыте можно свалить дерево в выбранном направлении, раскачивая его рукой или используя раскачивание ветром. Когда дерево качнулось в сторону подруба, на него нажимают и делают несколько быстрых пропилов или подрубают топором.

Из сваленного дерева вырезают бревно нужной длины и тщательно очищают его от веток и сучьев. для транспортировки бревен к берегу подготовляют трассу, обычно идущую по наикратчайшему расстоянию к воде, расчищают кусты и через каждые 2-3 м кладут поперечные слеги. Слеги должны быть достаточной длины и лежать так, чтобы при протаскивании по ним бревна они не сдвигались и не катились. Бревно должно скользить по ним. Если же слеги сдвигаются, они легко могут повредить ноги. Эта предварительная подготовка экономит много сил и времени, тем более, что обычно удается использовать одну трассу для вытаскивания нескольких бревен.

Бревно тащат при помощи 6 - 7-метровых веревок, число которых должно соответствовать числу пар работающих. Вершину бревна охватывают узлом-удавкой, а остальные веревки просто поддевают под бревно либо закрепляют простейшим узлом, так как их при транспортировке приходится передвигать. . Вытащенное на берег бревно оставляют на двух слегах для окончательной обработки.

Нравится Показать список оценивших

Андрей Соловьев

СВЯЗЫВАНИЕ БРЕВЕН В СТАВ

Основой плота является став, в который при помощи поперечных перекладин и связей скрепляют бревна. Иногда, например при переправах, на этом работа и заканчивается, но чаще на ставе делают различную оснастку или, связывая ставы между собой, сооружают многозвенный плот. Уже при вязке става намечают нос и корму плота: комли всех бревен всегда кладут в одну сторону (это будет корма), а вершины - в другую (это будет нос). Плот, связанный таким образом, позволяет сосредоточить основной груз и людей на корме и середине судна - наименее заливаемых водой, нос получается более легким и лучше выходит на вал.

Два наиболее толстых, а следовательно и обладающих наибольшей грузоподъемностью бревна располагают по краям става. Это обеспечивает плоту большую остойчивость. Общее число бревен в ставе определяется не только необходимой грузоподъемностью, но и типом применяемых связей и оснастки. Так, если плот вяжется петлями на ронжинах, необходимо четное число бревен. Для некоторых видов подгребиц, как будет показано ниже, требуется нечетное число бревен.

При изготовлении плотов для горных рек бревна ошкуривают и слегка протесывают топором, так как они должны вплотную прилегать друг к другу и не иметь кривизны в плоскости плота. Если бревна сильно разнятся по толщине, а предстоит плавание по мелкой реке, более толстые бревна протесывают снизу, особенно у комля.

На берегу при помощи мерок, изготавливаемых из хворостин, производят разметку бревен и делают запилы, вырубки и пазы, необходимые как для сборки става, так и для установки на нем оснастки. Разметка производится от одной базы, за которую обычно принимают торцевой срез бревна у вершины. Такая подготовка обеспечивает быструю сборку плота.

Вязать плот легче на воде, где проще транспортировать бревна к месту сборки и устанавливать их в нужное место става. Кроме того, находясь на плаву, бревно прижимается к лежащим сверху поперечинам, и став получается прочнее. Исключение представляют салики из нескольких бревен длиной 3-4 м, которые вяжут на берегу на поперечных слегах, и по ним уже готовый плот вагами сталкивают в воду.

Место вязки плота в основном определяется наличием пригодного сухостойного леса вблизи от берега, так как самая тяжелая работа- это вытаскивание бревен из лесу. Если не удается найти весь необходимый лес в одном месте, ищут сухие деревья вдоль берега и поодиночке сплавляют их к месту сборки. Если приходится поднимать бревно против течения, буксирный конец привязывают примерно на 1/3 длины бревна от комля (комель идет вверх по течению): тогда бревно не будет прижиматься к берегу.

Собирают плот на небольшом течении: в заводи, в заливчике, в суводи или в месте, где главная струя отходит к противоположному берегу. Глубина у берега должна быть не менее 0,5 м, чтобы бревна могли свободно плавать. Вблизи на берегу расчищают рабочую площадку, где изготовляют вицы, клинья и другую оснастку. Располагать рабочую площадку на песке или гальке не следует: при ударах о них быстро тупится и зазубривается инструмент. Обычно вяжут плот 2-3 человека, а остальные заняты буксировкой бревен и подготовкой оснастки. При известной сноровке всю работу по сборке плота можно выполнить, не залезая в воду, а находясь на бревнах.

Существуют два основных способа связывания бревен в став: первый - при помощи круглых поперечных бревен - ронжин, к которым основные бревна става крепятся петлями; второй - при помощи протесанных поперечин - стрел, которые расклиниваются в поперечных пазах основных бревен. Пазы выпиливают по форме ласточкиного хвоста. Иногда применяют одновременно оба способа, например комли бревен связывают стрелой, а верхушки-при помощи ронжины

Примером вязки става на ронжинах веревочными петлями может служить салик для переправы или кратковременного сплава по равнинной реке. Для связывания необходимо иметь крепкую веревку диаметром 15-20 мм или капроновую альпинистскую веревку, нужно учитывать, что капрон сильно тянется и связи быстро ослабевают.

Нравится Показать список оценивших

Андрей Соловьев

Можно применять как целый конец веревки, при помощи которого связывается весь став, так и отдельные куски длиной до 2 м. Концом 20-30 м можно вязать салик на 5-7 человек: Очень удобны 2-метровые куски стального оцинкованного троса диаметром 3-4 мм.

Кроме основных бревен, которых в данном случае надо брать четное число, необходимо заготовить две поперечины (ронжины) и нагели (клинья) - по числу связываемых бревен.

Материалом для ронжин обычно служит сырая береза диаметром 10-15 см или ель. Длину ронжин берут примерно на 1-1,5 м больше ширины става. Кору с них снимают, чтобы не скользила обвязка. Нагели делают из сырой осины, ели или березы. Бревно толщиной 10 - 20 см тщательно очищают от веток, сучьев и наростов, затем распиливают на поленья длиной 60-80 см, которые раскалывают вдоль пополам или на четыре части, в зависимости от того, какой из двух показанных на рис. 6 видов нагелей делают. Более тонкую часть заготовки засовывают так, чтобы она свободно проходила в просвет между ронжиной и бревном става. Нагель должен иметь плоский конец, так как конец, затесанный на конус, будет раздвигать связываемые бревна.

Для забивания нагелей применяют колотушку из березы. Топор для этой цели не годится: при ударе обухом сильно крошится и колется клин. Из механики известно, что при ударе по клину часть кинетической энергии ударяющего тела расходуется на деформацию клина, а часть-на его перемещение, причем доля энергии n идущей на перемещение (забивание) клина, определяется по формуле:

Из этого соотношения следует, что работа будет тем успешнее, чем больше вес кувалды превосходит вес клина. Например, при весе клина 2 кг, а кувалды 8 кг на деформацию будет расходоваться 20 %, а на его перемещение - 80% энергии удара.

Для колотушки выпиливают кусок ствола с веткой, растущей примерно под прямым углом и имеющей толщину 3-5 см. Диаметр колотушки должен быть около 20 см, а вес - в зависимости от силы работающего.

При вязке салика на берегу бревна накатывают на две слеги, лежащие на ровном месте вблизи воды. Концы бревен должны свисать со слег примерно на 1 м с каждой стороны. На комли основных бревен кладут поперек более толстую ронжину на расстоянии 50-70 см от торцовых срезов. У одного из концов веревки вяжут петлю "узлом проводника". Размер петли должен быть таким, чтобы она свободно охватывала два связываемых бревна и с большим усилием, только с помощью рычага, затягивалась на другую сторону ронжины. Когда размер петли подобран, ее поддевают тонким концом нагеля, нагель заводят в просвет между двумя связываемыми бревнами и ронжиной и забивают под ронжину на 2/3 его длины. При забивании нагель удобно прижимать ногой. Нагели забивают по ходу плота, т. е. от вершины основных бревен к их комлю. После того как обвязаны комли первой пары бревен, вяжут новую петлю и крепят соседнюю пару и т. д. При этом надо следить, чтобы между парами не было больших зазоров.

Закончив обвязку комлей, протягивают веревку на другой конец става и приступают к креплению верхушек бревен. Здесь удобнее сначала сделать все петли и начать вязать со средней пары бревен. Концы бревен, прежде чем вязать к ронжине, притягивают друг к другу вспомогательной петлей, закручиваемой палкой. С помощью такой же петли остальные бревна притягивают к средним, уже закрепленным к ронжине. Это позволяет избежать больших щелей между бревнами и сделать нос уже кормы. После того как плот связан, лишние концы ронжин отпиливают по его ширине. Иногда ронжины делают выступающими на 15-20 см за крайнее бревно, чтобы плот было легче поддевать ватами, когда он сидит на мели. Однако следует учесть, что выступающие ронжины сильно мешают работать шестами.

Для связывания бревен в став широко применяются вицы; ими вяжут как маленькие салики, так и громадные лесосплавные плоты. Вицы - это эластичные жгуты, изготовленные из нетолстых веток или стволиков молодых деревьев. Распариванием, скручиванием добиваются расщепления стволика на продольные волокна без разрушения и разрыва.

Байдарки

Есть несколько разных вариантов байдарок: фанерные, алюминиевые, пластиковые, надувные, каркасные, каркасно-надувные. Более лёгкие в управлении и быстрые — каркасные. Но они обычно значительно дороже надувных. Бывают разборными и цельными ( каяки ).

Клуб любителей сплавов на плотах по рекам России

сплавы на плоту по дону
отдых на воде по дону
развлечения на реке дон
приключения на дону форум
сплав который не забыть
шикарный сплав на дону
водные приключения
туризм на реке как высший отдых
сплав по дону на мечте
экстремальный отдых на реке
фантастическое путешествие
мечты в реальности
новые впечатлении
новые ощущении
плыви с нами
отпуск на дону
выходные на природе
рыбалка на плоту
безмятежный отдых на реке
открой новые возможности
активный и безопасный отдых на реке
отдых для тела и души
речной туризм
самый лучший отдых в моей жизни

Байдарки

Пластиковая или композитная лодка вместимостью от 1 до 3 человек называется байдаркой. Современный рынок предлагает три типа моделей для водного туризма.

Надувные средства

Лодки, выполненные из прочного ПВХ материала. Днище и боковые баллоны накачивают отдельно. Даже если один из баллонов пробился, остальные остаются на плаву. Некоторые модели оснащены жесткими элементами на дне. По сравнению с каркасными моделями, это самый недорогой вариант.

  • небольшой вес;
  • удобство транспортировки в специальном чехле;
  • простая сборка – за 10-15 минут работы насоса и байдарка готова;
  • хорошая устойчивость на воде;
  • простота в уходе и ремонте.
  • большая парусность;
  • не подходит для скоростных спусков из-за формы днища и большой площади контакта с водой.

Каркасные

Каркасно-надувные лодки с преобладанием надувной части над каркасной. Они имеют жесткий каркас, состоящий из металлических трубок, соединенных между собой с деревянными перегородками. Сверху конструкцию накрывают ПВХ тканью.

Преимущества надувного сплав средства:

  • удобное в управлении;
  • минимальная парусность;
  • быстрый ход;
  • универсальность – подходят для сплава по быстрой и спокойной воде;
  • компактные габариты.

Есть некоторые недостатки:

  • за счет металлических и деревянных элементов обладают большим весом по сравнению с надувными и пластиковыми лодками;
  • требуют длительного времени на сборку;
  • высокая вероятность деформации во время эксплуатации;
  • неправильное обращение может привести к потопляемости.

Каркасно-надувные

Современные модели, в которых каркасная часть превышает над надувной. Имеют все перечисленные выше преимущества. Кроме того, оснащены надувными баллонами, которые удерживают лодку на плаву, даже если в нее попало много воды. Плюс к этому баллоны увеличивают грузоподъемность лодки.

Занимаясь экстремальными видами спорта, всегда нужно быть готовым к форс-мажорам и владеть техниками оказания первой помощи. Предлагаю для ознакомления памятку: «Как спасти утопающего: порядок действий и оказание первой доврачебной помощи».

Пластиковые

Цельнолитные модели, изготовленные из специального пластика. Обладают легким весом и хорошей маневренностью. Если вы новичок, то сплавляться на пластиковой лодке вам будет очень сложно. Однако для профессиональных туристов, которые любят бурную воду, экстремальные сплавы и соревнования – это то, что надо.

Монолитная лодка подходит как для одиночного сплава, так и группы из двух человек.

Основные плюсы пластиковых байдарок:

  • хорошая маневренность;
  • высокая скорость;
  • прочность и долговечность;
  • отличное средство для сплава по реке с экстремальными спусками;
  • непотопляемость.

Есть два минуса:

  • неудобство в транспортировке, так как эта модель не подлежит разборке;
  • требует обучения.

Узкая, длинная лодка, рассчитанная преимущественно на одного туриста. Также встречаются двух- или трехместные модели.

Такие средства не имеют грузового отсека, поэтому туристам потребуется дополнительное средство с экипажем, на котором поедет груз.

Кроме того, каяк не подлежит разборке, поэтому неудобен в транспортировке.

Однако есть большой плюс – перевернувшись на таком судне каякер, без особых усилий встанет на ровный киль, не покидая лодки. Такой прием называется «эскимосский переворот».

Читайте также: