Договор китая с россией об аренде ляодунского полуострова и порт артура

Обновлено: 10.05.2024

Если бы Порт-Артур и по сей день оставался русским городом, он наверняка служил бы таким же наглядным символом мужества и стойкости российских моряков, как Севастополь. Военная судьба этих двух городов очень похожа. Тот и другой должны были стать форпостами русской политики на прежде малодоступных России морях. И тот, и другой с самого начала задумывались именно как военно-морские базы, позволяющие нашему флоту действовать независимо от политической воли соседних стран. А главное, оба города покрыли себя неувядаемой ратной славой, не раз доказав всему миру, что такое стойкость и мужество русских моряков и солдат.

Но если Севастополю было суждено, образно говоря, вернуться в родную гавань, то Порт-Артур навсегда остался вне России. Правда, к тому были и предпосылки. Ведь крымские берега еще в конце XVIII столетия стали частью Российской империи, а Ляодунский полуостров никогда такой чести не имел. Порт-Артур и его торгового соседа, порт Дальний, Россия получила в аренду на 25 лет, подписав 27 (15 по ст. ст.) марта 1898 года конвенцию, открывшую дорогу к берегам Желтого моря.

Русско-китайский договор 1896 года и российская политика на Дальнем Востоке

22 мая (3 июня) 1896 г. между Китаем и Россией был заключен секретный договор об оборонительном союзе на случай нападения Японии на Китай или Корею сроком на 15 лет. Со стороны Китая его подписал Ли Хунчжан со стороны России – глава МИД Лобанов-Ростовский и С.Ю. Витте, сторонник мирного проникновения в Китай. Симоносекский договор 1895 года, который предоставлял иностранцам строить заводы и фабрики на территории Китая, открыл двери для проникновения иностранного капитала. Японо-китайская война 1894 – 1895 годов завершила «предимпериалисчтический» период развития международных отношений на Дальнем Востоке. Великие державы приступили к окончательному разделу Китая и превращению его из полуколонии в колонию. Каждая страна пыталась использовать последствия войны 1894 – 1895 гг. в своих интересах. Французские и английские владения на границах с Китаем, которые некогда были вассальными владениями Пекина, теперь стали плацдармами для раздела уже собственно китайской территории.

Ли Хунчжан Ли Хунчжан

В июне 1895 г. Франция добилась привилегий в приграничном с Тонкином районе, получив возможность проникновения в южные провинции Китая. Париж получил право продолжить на китайскую территорию железной дороги из Юго-Восточной Азии. Англия в 1897 г. заключила договор о границе между Китаем и Бирмой. Также в Китайские дела вмешалась Германия. Вильгельм II выступил с инициативой захвата порта Вэйхайвэй, однако, там еще находились японские вооруженные силы. С 1895 г. германские корабли начали курсировать вблизи китайских берегов. Объектом их претензий стала бухта Цзяочжоу. Немцы выжидали удобный момент для ее захвата. Наконец, в ноябре 1897 г. в Шаньдуне были убиты и ограблены два немецких миссионера. Немцы, воспользовавшись этим происшествием, захватили порт Циндао (Киао-Чао) и в марте 1898 г. добились предоставления им в аренду бухты Цзячжоу на 99 лет с правом постройки в Циндао военно-морской базы.

Ли Хунчжан на коронации Николая II Ли Хунчжан на коронации Николая II

Не осталась в стороне от борьбы за Китай и Россия. При содействии России Китай смог получит во французских банках крупный заем на выплату контрибуции Японии. Этот заем был крайне необходим Китаю, который избежал грозившего иностранного финансового контроля и получил деньги на сравнительно выгодных условиях. После получения этой части контрибуции Япония покинула Ляодун и Вэйхайвэй, которые занимала в качестве залога. Теперь русское правительство должно было извлечь выгоды из сложившегося положения. Необходимо было заняться реализацией двух взаимосвязанных проектов – проведения конечного участка Транссибирской магистрали через территорию Китая и заключения антияпонского союза. В 1895 г. был основан Русско-китайский банк, который получил право приобретения в Китае концессий на постройку железных дорог и проведение телеграфных линий. К 1895 г. Транссиб был доведен до Читы, после чего встал вопрос проводить ли дорогу вдоль китайской границы по Амуру, через безлюдную территорию России, причем изыскания выявили большие технические сложности для сооружения здесь рельсового пути. Другим вариантом был кратчайший путь через Маньчжурию, северо-восточный Китай, этот вариант активно поддерживал Витте. Сооружение этого проекта – Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД) позволял выпрямить путь на Владивосток, сокращал сроки и стоимость строительства, а также предоставлял возможность эксплуатации Северной Маньчжурии и утверждения России на берегах Тихого океана.

Оппоненты Витте говорили о риске проведения дороги по иностранной территории, но в итоге Николай II остановился именно на проекте Витте.
После завершения японо-китайской войны Россия предложила Китаю заключить союз, направленный против Японии, переговоры шли сложно.
Вмешательство Витте. В итоге в дело вмешался Витте, который попытался использовать визит в Россию китайского канцлера Ли Хунчжана. В мае 1896 года чрезвычайный посол Китая канцлер Ли Хунчжан, который определял внешнюю политику Китая, прибыл на коронацию Николая II. Визитом высокопоставленного сановника Китай хотел подчеркнуть благодарность за нажим на Японию после войны 1894 – 1895 гг. В итоге 22 мая (3 июня) 1896 года между Китаем и Россией был заключен секретный договор об оборонительном союзе на случай нападения Японии на Китай или Корею сроком на 15 лет. Со стороны Китая его подписал Ли Хунчжан со стороны России – глава МИД Лобанов-Ростовский и Витте, сторонник мирного проникновения в Китай. Витте удалось убедить Ли Хунчжана, что для облегчения военных операций Россия должна получить право провести железную дорогу через Маньчжурию на Владивосток - КВЖД. 27 августа (8 сентября) 1896 г. был подписан договор о концессии на строительстве КВЖД. Саму концессию формально получало не правительство России, а Русско-китайский банк, который учредил в 1896 г. акционерное общество Китайско-Восточной железной дороги. Это акционерное общество должно было построить одноколейный участок Сибирской магистрали, проходивший по территории Маньчжурии до Владивостока, Порт-Артура и Дальнего. Общая протяженность КВЖД должна была составить 2,5 тыс. км.

В ноябре 1897 г. Ли Хунчжан обратился за помощью в предоставлении нового займа, Витте потребовал проведения ветки КВЖД до Желтого моря, где Россия должна была построить закрытый для других стран порта, на что последовал отказ. В итоге Англия, которая всячески пыталась противодействовать получению займа у России, предложила более выгодные условия. В России, тем временем, приняла решение добиваться занятия Порт-Артура, это было обосновано возможностью японцев захватить эту крепость, что создало бы угрозу русским владениям и недостроенной железной дороге. 2 декабря 1897 г. русская эскадра, несмотря на попытки англичан противодействовать, вошла в Порт-Артур. 24 февраля 1898 г. состоялось новое Особое совещание, где большинство вопреки мнению Витте, высказались за аренду у Китая южной части Ляодунского полуострова и проведении железной дороги к Порт-Артуру.Решения особого совещания были одобрены Николаем II. Витте считал, что необходимо добиваться исключительного влияния в Северо-Восточном Китае. Средства в достижении этой цели он видел только мирные, дружественные отношения с Китаем и постепенное экономическое проникновение. Витте был против политики, связанной с насильственными захватами, что должно было бы привести к обострению отношений с Японией, а это было нежелательным, пока Приамурье, Приморье и Маньчжурия не укреплены. Витте связывал могущество России не с флотом, а с сухопутными силами. Позиция Витте была уязвима для критики, темпы экономического освоения региона были крайне слабыми, казне денег не хватало, буржуазия не спешила вкладывать деньги. Времени у России на мирную экспансию не было, ее конкуренты не собирались предоставлять России свободу действий, напротив русско-китайское сближение подвинуло многих на активизацию своих усилий – так Германия в 1898 г. получила порт Циндао в бухте Цзяочжоу. В условиях активизации экономической экспансии великих держав в Китае российская дипломатия была вынуждена перейти к насильственным действиям. В итоге Николай II принял решение не поддерживать Китай, а воспользоваться германским прецедентом для получения незамерзающего порта на Тихом океане.
Переговоры с Китаем. Переговоры начались в Пекине и шли с большим трудом. Китаю уже в ультимативной форме предложили удовлетворить требование о предоставлении аренды Порт-Артура.

Спасибо, что дочитали до конца!

Будем благодарны за финансовую помощь для развития нашего проекта:
Сбербанк 5336 6901 0993 2311
ЮMoney (Яндекс.Деньги) 4100116427373438

Если вы хотите продолжения, новых статей и видео про историю, культуру, искусство, гуманитарную науку и образование, то для развития канала ставьте лайки, подписывайтесь на канал , смотрите наше видео на ютуб-канале , смотрите больше материалов в группе В Контакте , читайте нас в телеграмме . Оставляйте комментарии, конструктивная критика принимается.

Как Хрущев Порт-Артур сдал.

Россия всегда стремилась владеть незамерзающим портом на Дальнем Востоке. Владивосток, порт замерзающий, и имеет выход в Японское море, соединенное с Тихим океаном узкими проливами. Большинство проливов контролирует Япония, государство далеко не дружественное России.

Из истории

В 1898 году Китай передал России Порт-Артур и весь Ляодунский полуостров в аренду на 25 лет. Порт-Артур имеет выход в Желтое море и обладает более выгодным расположением, чем Владивосток.

В 1904 году началась русско-японская война, в которой Россия потерпела унизительное поражение. После героической обороны, длившейся почти год, генерал Стессель предательски сдал крепость японцам. За что был судим еще царским судом. На 40 лет Япония утвердилась в Порт-Артуре.

Реванш

В 1945 советские войска снова заняли Порт-Артур. В соответствии с решением конференции в Ялте, Советский союз вступая в войну с Японией, получал право на восстановление прав и территорий, потерянных после войны 1904-1905 года. По договору о дружбе и сотрудничестве между Китаем и СССР, СССР обязался вывести войска и передать Порт-Артур Китаю в конце 1952 года. В связи с войной в Корее, договор о совместном использовании Порт-Артура Китаем и СССР продлевался до заключения мирного договора между странами и Японией. Мирный договор между Китаем, Россией с одной стороны и Японией до сих пор не подписан. Наши войска и флот на законных основаниях могли бы базироваться на Порт-Артур и сейчас, но. вмешался в это дело Н. С. Хрущев.

Хрущев в Порт-Артуре

В 1954 г. в Порт-Артур приехала делегация во главе с Хрущевым.

Хрущев в Порт-Артуре, фото взято с интернета Хрущев в Порт-Артуре, фото взято с интернета

Выслушав доклад военных, абсолютно неожиданно для них задал вопрос, что они тут делают и сколько времени им понадобиться на то, чтобы убраться из Китая . Военные резонно ответили, что они здесь защищают дальние рубежи СССР, после чего Хрущев пришел в ярость и ответил, что мы не царская Россия , и предложил уйти из Китая за 5 месяцев, а все оборудование крепости, вооружение бесплатно передать Китаю, а кое-какое вооружение продать. Получалось, наиболее дорогостоящие сооружения и оборудование передавались бесплатно, а всякая ерунда продавалась за бесценок.

торпедные катера, Г-5 переданные Китаю торпедные катера, Г-5 переданные Китаю

Понять это решение Хрущева совершенно невозможно, но нужно принять во внимание, что он по сути был и остался малообразованным крестьянином из Курской губернии. А крестьянину из глубины страны мало интересны базы ВМФ в незамерзающих водах, он не понимает зачем они нужны, главное, чтоб урожай кукурузы был хороший.

В результате этого волюнтаристкого решения Хрущева, кровь, пролитая русскими солдатами в русско-японскую войну и советскими солдатами в ВОВ была пролита зря.

Последующие полгода предстояло определить, что СССР отдает безвозмездно, а что предлагалось продать. Были переданы казармы, порт, оборудование, аэродромы, артиллерия корабли и подводные лодки, самолеты. Что-то военным удалось "отстоять" и вернуть в СССР, так вернулись новейшие, на тот момент времени, танки Т-52 и некоторые соединения самолетов.

Китайцы были очень придирчивы, торговались из-за каждого юаня. Мой папа, служивший в Китае в Порт-Артуре, предавал лично торпедный катер.

Фото из семейного архива, советские моряки с китайскими моряками, проходящими обучение Фото из семейного архива, советские моряки с китайскими моряками, проходящими обучение

Он рассказывал, что китайские принимающие проверяли каждую гайку и шуруп на корабле и попортили немало нервов.

Как Порт-Артур стал русской твердыней

Вопрос о занятии незамерзающего порта на Дальнем Востоке был постоянной проблемой России на Дальнем Востоке со второй половины XIX в. Последним толчком, заставившим Петербург поспешить с этим вопросом, стали действия Германии и Англии.

Британская империя уже имела несколько военно-морских баз на Дальнем Востоке — Сингапур, Гонконг и другие, но планировала получить новую базу в Северном Китае. Внимание англичан, германцев и русских привлекла бухта Циндао (Киао-Чоу). В русском МИДе отмечали: «Стратегическое значение Циндао (Киао-Чоу), в силу его географического положения, громадно, оно отдает в руки занявшего его весь Шаньдун и открывает свободный доступ в Пекин, упраздняя все Печилийские укрепления как средства для обороны подступов к столице против владеющего названной бухтой».

В 1896-1897 гг. Берлин стал давить на Пекин, требуя передать Циндао Германии. Однако китайцы сопротивлялись, ссылаясь, что империя Цин решила создать на этом месте военное укрепление, защищающее от атак с моря и военно-морскую базу, для восстанавливаемого китайского флота. Кроме того, на Циндао, как зимнюю стоянку для флота претендовала Россия. Действительно, еще в 1895 г., в период переговоров с Японией, командовавший в это время соединенными эскадрами в Тихом океане вице-адмирал Тыртов 2-й на совещании со своими ближайшими сотрудниками — вице-адмиралом С. О. Макаровым и контр-адмиралом Е. И. Алексеевым указал именно на Циндао как на удобнейшую зимнюю стоянку русских судов. Эта стоянка была необходима русскому флоту, так как Владивосток замерзал, корейские порты были неудобны тем, что телеграф там находился в руках японцев. А стоянка в японских портах, которой Россия пользовалась раньше, после того как Россия в 1895 г. вместе с другими великими державами отняла у Японии значительную часть «китайского пирога», стала в будущем невозможной.

Николай II, который обещал китайцам сохранить цельность их территории, мог проявить твердость и не дать германцам закрепиться на континенте, да ещё около русских баз, де-факто в русской сфере влияния. Китайский сановник Ли Хунчжан, узнав о решимости германцев занять Циндао, бросился к русским и надеялся на выполнение тайных обещаний и помощь в выдворении немцев из Шаньдуна. Однако Николай не стал жестко противостоять планам Германии. Вышедшая уже в море на помощь китайцам эскадра была отозвана и царь в самой мягкой манере написал Вильгельму, что «очень удивлен» планами Германии в Китае, что он не может быть ни «за» ни «против» отправки германской эскадры в Циндао, поскольку недавно выяснилось, что стоянка там оставалась за русскими судами только временно, а именно на зиму 1895-1896 гг. При этом Николай II высказал опасения, что строгие меры наказания только вызовут волнения, произведут тяжелое впечатление на Дальнем Востоке и расширят или углубят пропасть, уже и без того существующую между христианами и китайцами. Кайзер в ответ пригласил русский флот провести зимний период в Киао-Чоу.

Германская линия победила и Николай в очередной раз проявил мягкость. Политика Петербурга не пускать западные державы в Центральный и Северный Китай получила решающую пробоину. Утром 2 ноября 1897 г. три германских корабля под началом контр-адмирала Отто фон Дидерихса вошли в бухту Циндао, высадили 200 человек десанта и разрушили телеграфную линию. Уступая угрозе германского адмирала, начальник китайского гарнизона очистил порт и укрепления и отступил, оставив в руках немцев орудия, боеприпасы и все запасы. В помощь германской эскадре Тихого океана была немедленно отправлена вновь сформированная из четырех кораблей 2-я крейсерская дивизия под командованием брата императора принца Генриха. Отправка этих судов происходила с большим шумом и рядом патриотических манифестаций.

Потеряв надежду на помощь извне, Китай вступил с Германией в новые переговоры и в конце декабря 1897 г. заключил с ней особое соглашение, по которому Германия получала право на арендное пользование бухтой Циндао в течение 99 лет. Германцы действовали очень быстро: за несколько лет Циндао превратился из маленькой рыбацкой деревушки в 60-тысячный город с многочисленными промышленными предприятиями и мощной крепостью. На Циндао стала базироваться Восточно-азиатская крейсерская эскадра. Таким образом, Германская империя получила стратегический опорный пункт в Азиатско-Тихоокеанском регионе и стала претендовать на кусок «шкуры китайского дракона». Германское правительство воспользовалось шаньдуньским инцидентом и внесло в рейхстаг проект об усилении флота. Правда, японцы обиду не забудут и в 1914 году, воспользовавшись Первой мировой войной, отнимут Циндао у Германии.

Захват Порт-Артура

Понятно, что это событие вызвало цепную реакцию. Неизбежны были новые захваты китайских территорий и первым на очереди был один из самых лакомых кусочков Китая Порт-Артур, который могли занять британцы или японцы. Теперь России ничего не оставалось делать, как присоединиться к разделу Поднебесной и занять Порт-Артур и Дальний. Николай II сообщил Витте: «Вы знаете, Сергей Юльевич, я решил оккупировать Порт-Артур и Дайрен. Наши корабли с войсками уже направлены сюда». Витте, который в этот период настаивал на более осторожной политике в Китае, сказал великому князю Александру Михайловичу: Ваше Высочество, запомните этот день: этот фатальный шаг будет иметь несчастливые результаты».

Стоит отметить, что удобная гавань на южной оконечности Ляодунского полуострова получила своё название от британцев. Эту гавань впервые использовали англичане в ходе Второй опиумной войны. Ближайшей базой британской эскадры, действовавшей в Печилийском заливе, был Гонконг, расположенный вдали на многие сотни миль. Поэтому англичане создали временную базу на Ляодунском (Квантунском) полуострове. В августе 1860 года в этой гавани чинился корабль английского лейтенанта Уильяма К. Артура, по имени которого и назвали порт. По другой версии гавань получила название в честь легендарного короля кельтов Артура.

После окончания Второй опиумной войны гавань Порт-Артура опустела, здесь находилось только маленькое китайское рыбацкое селение. Только в 1880-е годы, когда началось противостояние с Францией из-за Вьетнама, китайцы начали строительство военно-морской базы в стратегически важном заливе Люйшунь. Здесь было решено возвести две сильные морские крепости на обоих берегах пролива, ведущего в Печилийский залив, — Порт-Артур (китайское название Люйшунь) и Вэйхайвэй (Вэйхэй). Расстояние между этими портами около 160 км. Выбор места для обоих портов-крепостей был очень удачен. Фактически эти крепости стали второй линией обороны Пекина, после фортов порта Дагу. Руководил постройкой укреплений Порт-Артура германский инженер майор Константин фон Ганнекен. Около десяти лет свыше четырех тысяч китайцев строили крепость и порт. В 1892 г. работы были в основном закончены.

Люйшунь стал одной из баз Бэйянского флота империи Цин. Для благоустройства порта был выкопан Восточный бассейн размерами 530 х 320 м и глубиной при отливе 5 м, а во время прилива — более 8 м, с гранитной облицовкой. Ширина входа в бассейн составляла 80 м. Вокруг бассейна расположились мастерские и другие портовые сооружения, дававшие возможность производить ремонт судов любой сложности. В результате в Люйшуне размещались основные ремонтные мощности Бэйянского флота: в Восточный бассейн выходили два дока — 400-футовый (120 м) док для ремонта броненосцев и крейсеров, и малый док для ремонта миноносцев. Дноуглубительные работы, проведенные в бухте, позволили довести глубину внутреннего рейда и входа в бухту до 20 футов (6,1 м).

21 ноября 1894 года в ходе первой японско-китайской войны Люйшунь пал, вследствие полного развала системы обороны и дезертирства китайского командования, а также запрета Бэйянскому флоту со стороны дать решающий бой японскому флоту на внешнем рейде Люйшуня. Остатки гарнизона под командованием генерала Сюй Бандао прорвались и соединились с основными силами главнокомандующего китайскими войсками в Маньчжурии генерала Сун Цина. Люйшунь заняли японцы, захватившие в крепости огромные трофеи. При этом японские войска устроили в Люйшуне беспощадную 4-дневную резню под предлогом того, что в городе были обнаружены останки пленных японских солдат. Было вырезано около 20 тыс. китайцев, независимо от пола и возраста. Оставили в живых только несколько десятков человек, которые должны были захоронить убитых. Таким образом, японские зверства времен Второй мировой войны имели давнюю историю.



Порт-Артур. Вид на полуостров Тигровый хвост


Порт-Артур. Вид на внутренний рейд

В 1895 году по Симоносекскому договору Порт-Артур перешел к Японской империи. Однако под давлением России, Германии и Франции Япония была вынуждена вернуть залив Китаю. А в 1897 году России пришлось решать: занимать ли ей Порт-Артур, или его займут другие. Кроме того, русской эскадре на Дальнем Востоке давно уже требовался незамерзающий порт. Единственная военно-морская база на Тихом океане, Владивосток, зимой замерзала. Хороших ледоколов не было, и приходилось или на полгода ставить корабли на прикол, или на зиму уходить гостить в порты Японии или Китая. Обычно наши корабли зимовали в Японии. Однако теперь Японии становилась нашим врагом. Морское министерство рассматривало несколько вариантов создания незамерзающей военно-морской базы. Причем моряки отдавали предпочтение не Порт-Артуру, а базе на юге Корейского полуострова. Военно-морская база в Корее давала контроль над стратегическим Цусимским проливом, защищала Корейское королевство от вторжения японцев, и Владивосток был вдвое ближе (почти на 800 миль).

Управляющий Морским министерством вице-адмирал Тыртов отмечал: «Помешать из далекого Порт-Артура подготовлениям Японии к внезапному занятию Кореи нам будет значительно труднее, чем английской эскадре из Безикской бухты захвату Босфора. Для того чтобы… своевременно разрушить такой план захвата и чтобы Япония не решилась на это предприятие в сознании риска неудачи и неизбежных громадных потерь, необходимо иметь опорную точку на юге Кореи. База эта… нужна сверх того как связующее звено Владивостока с Порт-Артуром. Станция в южной Корее являлась бы, кроме того, сильной угрозой… более многочисленному торговому флоту Японии. Приобретение такого порта должно составлять цель, к которой необходимо стремиться неуклонно… Для обеспечения нашего спокойствия и развития на крайнем Востоке нам нужны не дальнейшие приобретения в Китае… а достижение преобладания на море. Но такое преобладание недостижимо одним уравнением наших сил в Тихом океане с японскими и даже некоторым излишком с нашей стороны, пока расстояния наших баз от объекта действий, т. е. Кореи, будут так велики, как теперь по сравнению с Японией, для которой всегда будет служить большим соблазном возможность… перебросить в Корею целую армию раньше, чем это даже будет известно во Владивостоке или Порт-Артуре. Поэтому нам необходимо стремиться приобрести… защищенную базу в юго-восточной части Кореи, предпочтительнее всего Мозампо, чтобы обеспечить себя от всяких неожиданностей со стороны Японии».

Таким образом, русские моряки видели уязвимость Порт-Артура со стороны Японии и предпочитали порт на Корейском полуострове, который легче будет защищать. Кроме того, база в Корее связывала Владивосток и Порт-Артур в единую систему и позволяла защитить Корейский полуостров от японского десанта и соответственно укрепляла безопасность и Порт-Артура. Однако дело решили якобы экономические интересы и действия Витте и К°. Витте и другие махинаторы надеялись, что Порт-Артур позволит вести торговую экспансию в Китае. А формально для царя и для российской общественности выдвинули совершенно справедливый аргумент — не захватим мы, захватят другие.

В ноябре 1897 года на заседании российского правительства обсуждалась записка министра иностранных дел графа Муравьева с предложением занять Порт-Артур или рядом находящийся Даляньван — пользуясь в качестве удобного предлога тем, что немцы незадолго до того заняли китайский порт Циндао. Муравьев заявил, что считает это «весьма своевременным, так как для России было бы желательно иметь порт на Тихом океане на дальнем востоке, причем порты эти… по стратегическому своему положению являются местами, которые имеют громадное значение». Генерал-адмирал великий князь Алексей Александрович заявил: «Надо послать в Артур сильную эскадру».

Витте формально был против. Однако он и так уже сделал всё, чтобы Россия влезла в Китай с головой, теперь можно было уйти в тень, свалив будущую вину на других. Через несколько дней после заседания Николай принял решение занять Порт-Артур и Дальний, чтобы их не заняли британцы.

Действительно, захват германцами Циндао заставил Британию начать сосредоточение своей Тихоокеанской эскадры у Чусанских островов. Планы британцев были очевидны. Отдельные корабли британской эскадры появились в Печилийском заливе. С конца ноября в Петербург стали поступать тревожные известия, что в Чифу ожидается британская эскадра в полном составе, что она идет затем в Порт-Артур, чтобы опередить Россию. Посол Павлов сообщил об этом в Петербург 25 ноября 1897 г. 27 ноября из самого Чифу донес об этом русский консул Островерхов. Кроме того, о подобных планах Англии намекнул русскому представителю в Пекине и германский посол барон Гейкинг.

Как Порт-Артур стал русской твердыней

Командующий Тихоокеанской эскадрой Фёдор Васильевич Дубасов. Под его командованием в декабре 1897 года эскадра вошла в Порт-Артур, хотя сам Дубасов был противником устройства базы Тихоокеанского флота в этом порту, предпочитая ему бухту Мозампо

В ночь на 1 декабря эскадра контр-адмирала Реунова вышла из Нагасаки. Если бы в Порт-Артуре оказались англичане, то Реунов должен был ждать указаний Петербурга и ограничиться протестом. Но англичан в Порт-Артуре не оказалось. Когда 4 декабря задержанный в пути свежим ветром отряд Реунова появился на внешнем рейде, там находились только китайские суда. Английская канонерская лодка «Дафнэ» пришла в Порт-Артур только 6 декабря и через некоторое время ушла.

Контр-адмирал Дубасов считал необходимым наряду с Порт-Артуром занять и Талиенван. Он телеграфировал в Петербург: «Без поддержки Талиенвана — Порт-Артур мог быть изолирован, и связь их обоих с внутренней базой могла быть прервана». 3 декабря в три часа ночи Дубасову было отправлено приказание царя Николая II немедленно послать в бухту Талиенван один крейсер и две канонерские лодки. «Невозможно позволить англичанам хозяйничать на севере», — телеграфировал великий князь Алексей Александрович.

8 и 9 декабря крейсер «Дмитрий Донской» и канонерские лодки «Сивуч» и «Гремящий» вошли в гавань Талиенвана. Британских кораблей там не оказалось. 17 декабря в Порт-Артур пришла канонерка «Кореец». Одновременно с ней пришли на внешний рейд и встали на якорь два британских крейсера, но вскоре они ушли. Таким образом, русский флот занял Порт-Артур. Наступила очередь дипломатии.


Автор: Самсонов Александр Статьи из этой серии: Утерянные русские земли

В поисках незамерзающего океанского порта

Идея получить незамерзающий, в отличие от Владивостока, порт на Тихом океане владела умами русских моряков, пожалуй, с тех пор как флот России стал по-настоящему океанским. Из всех морей, в которых базировался русский флот, ни одно — ни Черное, ни Балтийское, ни Японское — не обеспечивали свободный круглогодичный выход в Мировой океан. Позднее, уже в советское время эта проблема была решена за счет создания военно-морских баз в Североморске (не случайно сегодня именно Северный флот является самым главным и мощным в составе российского ВМФ), но в то время еще и Мурманска-то не было!

Но все-таки именно Дальний Восток, хотя в 1880-х он и имел довольно слабую транспортную связь с центром России, решено было превращать в океанские ворота. Это сулило гораздо меньшие издержки, чем начинать строительство базы в суровых условиях Севера. Но российские порты на дальневосточных берегах не отвечали главному требованию военных моряков – они не были круглогодичными. И тогда взгляды из Петербурга обратились южнее – на корейские и китайские берега. Именно там можно было найти подходящие бухты, пусть даже и не слишком обустроенные, и именно там местная власть была достаточно слаба, чтобы согласиться с условиями и требованиями более мощного северного соседа.

Моряки смотрели в первую очередь на Корейский полуостров, поскольку он был ближе и отличался лучшей транспортной доступностью. Но главное неудобство корейских берегов состояло в их чрезвычайной близости к Японии, которая к тому времени уже начала заявлять существенные политические претензии в Юго-Восточной Азии, и нельзя было исключать в будущем прямого военного столкновения (как оно, в сущности, вскоре и произошло). Что же касается берегов Китая, то там наилучшей гаванью считался порт Циндао, или, как его называли в то время, Киао-Чао.

Именно с него и начал освоение китайского берега русский военный флот при прямой поддержке дипломатов. С 12 по 18 апреля (по ст. ст.) 1896 года отряд русских кораблей под командованием контр-адмирала Григория Чухнина находился в порту Циндао с визитом, тем самым фактически заявляя о стремлении России закрепить за собой право пользования этой гаванью, закрытой для иностранцев. Но китайские власти предпочли не обратить внимание на этот сигнал, а лишь подтвердили, что и дальше хотели бы сохранить «закрытый» статус порта. Но в Пекине говорили, если Циндао решено будет открыть, первенство будет предоставлено русским.

«Вполне надежная опора»

Заинтересованное в сохранении столь важной военно-морской базы в Желтом море российское правительство сделало все, чтобы убедить Пекин заключить взаимовыгодный договор. Китайскому правительству пошли навстречу в условиях получения им крупного займа и не стали настаивать, в частности, на предоставлении в полной мере «совершенно исключительного преобладания» российских экономических интересов на китайской территории, которое Пекин предлагал в обмен на предоставление займа. Кроме того, в Санкт-Петербурге выдвинули гораздо более мягкие, чем Германия, условия использования столь необходимых России портов: 25 лет вместо 99-ти и сохранение верховенства китайской юрисдикции над арендуемыми территориями.

После согласования всех условий аренды китайских территорий 15 марта 1898 года в Пекине была подписана «Русско-китайская конвенция о Ляодунском полуострове». Она состояла из девяти статей, но самыми важными для России были первые три.

Статья I оговаривала, что «в видах обеспечения для русских военно-морских сил вполне надежной опоры на побережье Северного Китая» китайский император соглашается предоставить российскому правительству в арендное пользование Порт-Артур и Далянвань «вместе с прилегающим к этим портам водным пространством». При этом отдельно оговаривалось, что «арендою этою, однако, никоим образом не нарушаются верховные права его величества императора китайского на вышесказанную территорию». Статья II уточняла, что граница предоставляемого в арендное пользование участка пройдет к северу от бухты Далянвань «на расстоянии, необходимом для должной обороны сказанного участка со стороны суши» и что «вся ограниченная ею площадь территории, вместе с прилегающим к этой площади водным пространством поступает в полное и исключительное пользование русского правительства». А статья III — что «срок аренды устанавливается в двадцать пять лет со дня подписания настоящего соглашения и может быть затем продолжен по обоюдному соглашению между обоими правительствами».

Конвенция также предусматривала, что на арендуемой территории военное и гражданское управление будет в руках русских властей, разрешение которых будет необходимо для того, чтобы китайские войска могли входить на территорию демилитаризованной зоны, организуемой за пределами границы арендованной части Лаодунского полуострова. Кроме того, имелось условие, что все преступления, совершенные китайскими подданными на арендованной территории, будут рассматриваться только китайскими судами, которым и надлежало передавать преступников.

Отдельно оговаривалось, что Порт-Артур будет открыт только для русских и китайских кораблей, а в Далянване такой закрытый статус будет иметь одна из тамошних бухт, тогда как все остальные считаются порто-франко. Наконец, статья VIII предоставляла России право построить дополнительную ветку от Китайско-Восточной железной дороги до Далянваня, а в случае необходимости и до другого пункта на Лаодунском полуострове.

Уже на следующий день после подписания конвенции, 16 марта 1898 года на Золотой горе по распоряжению командовавшего русским отрядом кораблей адмирала Федора Дубасова был поднят русский флаг. Такой же флаг в тот же день взвился и над Далянванем, который уже почти официально назывался по-русски Дальним. Любопытно, что автором этого топонима считается главный противник операции по занятию портов граф Сергей Витте. Он сам вспомнил, что на вопрос императора, как назвать строящийся в гавани Даляньвань порто-франко, ответил: «Да вот, например, ваше величество, бухта называется Даляньвань, вероятно, наши солдаты окрестят ее и скажут «Дальний», и это название будет соответствовать действительному положению дела, потому что этот порт ужасно как далек от России».

Россия владела Лаодунским полуостровом недолго — неполных семь лет. 2 января (по н. ст.) 1905 года после 329-дневной обороны Порт-Артур был сдан японцам, а Дальний они захватили еще раньше, в мае 1904 года. В августе-сентябре 1945 года Советский Союз вернул себе эти порты и получил от нового, коммунистического Китая право арендовать их еще на 30 лет. А десять лет спустя советские моряки навсегда ушли из Порт-Артура, оставив после себя множество памятников погибшим товарищам и память о стойкости тех, кто держал здесь оборону в начале ХХ века.

120 лет назад Россия получила Порт-Артур и Дальний на 25 лет



7 марта 1898 года в Пекине была подписана русско-китайская конвенция о предоставлении России на 25 лет в аренду портов Люйшунь (Порт-Артур) и Далянь (Дальний). (т.е. до 1923 года – прим. arctus)

Россия получила Порт-Артур и Дальний от китайского правительства, что называется, в пику немцам и англичанам. Для династии Цин ситуация в этом дальневосточном регионе складывалась не лучшим образом. В ноябре 1897 года Германия захватила территорию Цзяочжоу. Свою сферу влияния в районе Янцзы установила Британия, заключив, кроме того, соглашение о займе.

В этой ситуации Китай был вынужден искать союзника, чтобы как-то противостоять мировым агрессорам. Россия и стала таким союзником, обещая оказать военную помощь, но не забыв о своих интересах. Условием конвенции, подписанной 27 марта 1898 года в Пекине между Россией и Китаем, была аренда двух портов: Люйшунь (Порт-Артур) и Далянь (Дальний).



Порт Артур. Общий вид. 1904

Это был обоюдовыгодный союз, позволяющий Китаю и России решить свои проблемы. России требовалось соединить железнодорожную магистраль – КВЖД – с незамерзающей гаванью на Дальнем Востоке. Первоначально хотели арендовать Цзяочжоу, но его захватили немцы. А поскольку появились слухи о намерении англичан захватить порты Ляодунского полуострова, в том числе и Порт-Артур, то это была единственная возможность решить насущную для страны задачу – иметь незамерзающий порт на Тихом океане.

Тем не менее в правительстве Российской империи были споры между сторонниками и противниками занятия Порт-Артура и Дальнего. В частности, тогдашний министр финансов Сергей Витте категорически возражал против силового захвата Ляодунского полуострова, предложенного министром иностранных дел Михаилом Муравьевым. Витте настаивал на «экономическом проникновении в Китай», полагая, что реализация сценария Муравьева нанесет непоправимый удар отношениям с Пекином.



Порт Артур. Железная дорога и вокзал

А что Муравьев? « Мы пришли помочь Китаю избавиться от немцев, – сообщил он Пекину после захода российских судов в бухты Ляодунского полуострова 4 декабря 1897 года, – мы пришли защищать Китай от немцев, и как только немцы уйдут – и мы уйдём !». Так или иначе, но аренда на 25 лет не предполагала, безусловно, захвата территорий.

Вся эта история началась с захода немецких судов в Цзяочжоу 2 ноября 1897 года. В Пекине вспыхнула паника. Узнав о действиях Германии, один из самых влиятельных сановников Цинской империи член императорского секретариата и коллегии по иностранным делам правительства империи Цин Ли Хунчжан уже на следующий день обратился к России с просьбой ввести свои суда в этот китайский порт. Для России это было чревато прямым конфликтом с Германией. О чем и заявил Николаю II морской министр, так как немецкие суда уже находились в Цзяочжоу. Царь согласился. Однако Китай получил ответ, что Россия не отказывает в поддержке в случае большого столкновения с Германией, но при условии, что «русским судам будет открыто дружеское гостеприимство даже в тех портах, которые недоступны для иностранцев » – возможно, это и есть намек на Порт-Артур – « а также улаживании всех нерешённых вопросов вокруг КВЖД ». Ли Хунчжан ничего не ответил Петербургу, опасаясь, что Россия не исполнит своих обещаний.



Порт Артур. Туземный город — китайский. 1904

Вскоре российские корабли встали на рейд в Порт-Артуре и Даляне (Дальнем). Витте пришлось поддержать заявление Муравьева, что Россия заняла Порт-Артур исключительно по просьбе Китая и не намерена оставаться там долго, так как у неё есть своя гавань – Владивосток. Впрочем, все знали, что этот дальневосточный порт нельзя использовать круглогодично: на несколько месяцев зимой Владивосток замерзал.



Русский плакат начала русско-японской войны «Посидим у моря, подождем погоды» Дозволено цензурою. Москва, 28 февраля 1904

Страхи Витте были напрасными: Китай спокойно воспринял появление русских кораблей в Порт-Артуре, он больше опасался англичан. В такой обстановке и была подписана 27 марта 1898 года русско-китайская конвенция. Со стороны России – поверенным в делах Александром Павловым, с китайской стороны – членом императорского секретариата и коллегии по иностранным делам правительства империи Цин Ли Хунчжаном.

Конвенция предусматривала использование двух китайских портов на основе 25-летней аренды, а также разрешала прокладку к ним железной дороги от одного из пунктов КВЖД. Свое действие конвенция прекратила досрочно: согласно Портсмутскому миру после Русско-Японской войны в 1905 году права аренды Ляодунского полуострова и южная линия КВЖД отошли к Японии.



Японские офицеры обедают в дер. Лучупо под Порт-Артуром. 18 декабря 1904 года
*
Елена Ковачич , ИА REGNUM

Можно Германии, можно и России

Увы, выполнить задуманное им так и не удалось, как и русскому флоту не удалось получить базу в Киао-Чао. Германия, которая так же, как и Россия, предпринимала колоссальные усилия, чтобы закрепиться на южно-азиатских морях, действовала решительнее и жестче. Использовав в качестве повода для отправки эскадры убийство двух немецких священников, Берлин отправил в Циндао свою эскадру — формально для того, чтобы «оттуда действовать против мародеров», как писал император Вильгельм II императору Николаю II. В действительности германский флот просто оккупировал порт и прилегающую территорию на расстоянии 50 км от наивысшей точки прилива и превратил Циндао в свою военно-морскую базу.

Это был тот самый случай, когда оказывается верна русская поговорка «Не было бы счастья, да несчастье помогло». В Санкт-Петербурге оценили решительность действий Германии, а кроме того, хорошо понимали, что интерес России к Желтому морю вызывает категорическое неприятие Англии, и она может начать активные действия в регионе. Создавать прецеденты, подобные тем, что открыли немцам путь в Циндао, Россия не стала, но зато решила активнее использовать свой флот. Тем более, что и Пекин, смертельно напуганный действиями Берлина, прямо просил Петербург оказать помощь и даже предлагал ввести свои корабли в тот же Киао-Чао.

Такой шаг с политической точки зрения был невозможен, зато просьба Китая открывала русскому флоту путь в другие порты. Оставалось только одно: успеть появиться в них раньше англичан. И с этой задачей наши моряки справились.

2 декабря (по ст. ст.) Николай II отдал приказ занять бухту Порт-Артур, днем позже такой же приказ был отдан относительно порта Далянвань — будущего Дальнего. 4 декабря русская эскадра под командованием контр-адмирала Михаила Реунова вошла на порт-артурский рейд и не увидела там никаких других кораблей, кроме китайских. Это вызвало категорический протест Британии, которая спешно отправила туда же свою канонерскую лодку «Дафне», но ей оставалось только наблюдать за русскими броненосцами, так же, как и английским крейсерам «Ифигения» и «Имморалит», которые добрались туда только 17 декабря, одновременно с русской канонеркой «Кореец». А 8 и 9 декабря крейсер «Дмитрий Донской» и канонерки «Сивуч» и «Гремящий» дошли до порта Далянвань — и тоже опередили англичан.

Этот демарш вызвал переполох не только в Лондоне, но и в Петербурге, где с идеей силового решения проблемы незамерзающего порта были согласны далеко не все высшие чиновники. В частности, категорически против выступал министр финансов Сергей Витте, продвигавший идею «мирной экономической экспансии» России в Китае. Он был настолько раздосадован решениями Николая II, что в разговорах даже называл занятие Порт-Артура «ребячеством, которое плохо кончится» и «фатальной ошибкой, которая приведет к большим неприятностям». И надо признать, в дальней перспективе граф Витте оказался прав. Хотя уже тогда оставалось очень мало шансов избежать войны между Россией и Японией, которую изо всех сил подталкивала Британия.

Читайте также: